Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поршни. 
Костюм северной губернии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лапти и поршни носили обычно с домоткаными портянками — онучами. Изготавливали их из грубого льняного полотна: летом — из пачеси, зимой — из изгреби. Летом надевали одни онучи, зимой обычно две пары. Зимой нередко утепляли голень куделью, навертываемой между онучами. Во многих уездах зафиксированы также суконные портянки — «суконки», «церковницы», изготовленные из домотканого сукна. По словам… Читать ещё >

Поршни. Костюм северной губернии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поршни («поршни», «калишки») представляли собой вид кожаной обуви, которая шилась из толстой, иногда даже невыделанной кожи и состояла из двух кусков: подошва с загнутыми бортами и задником была соединена с верхней частью (илл. 402). Этот вид обуви широко распространен, как уже указывалось, в западной части Новгородской губернии. В центральных и восточных уездах традиция ношения поршней прослеживается слабее.

Изготавливали поршни на прямоугольной колодке со скругленной передней частью. Вначале к подошве в месте ее соединения с носком деревянными гвоздиками (шпильками) прибивалась тонкая полоска кожи (рант), к которой, в свою очередь, прибивалась верхняя часть. В бортиках поршня проделывали отверстия для обор. В задней части подошвы делали надрезы и загибали концы кожи, таким образом получался задник. Между этими концами пришивали петлю, в которую вставлялась обора.

ОНУЧИ, ОБОРЫ, КОЛОШИ

Лапти и поршни носили обычно с домоткаными портянками — онучами. Изготавливали их из грубого льняного полотна: летом — из пачеси, зимой — из изгреби. Летом надевали одни онучи, зимой обычно две пары. Зимой нередко утепляли голень куделью, навертываемой между онучами. Во многих уездах зафиксированы также суконные портянки — «суконки», «церковницы», изготовленные из домотканого сукна. По словам корреспондента из Череповецкого уезда, зимой носят «лапти, обернув предварительно ноги толстою и грубою шерстяною тканью, так называемыми церковницами … «3. Поверх них могли надеваться белые льняные онучи.

Онучи навертывались на ногу таким же способом, как и в сапоги. При этом зимой мужчины обычно навертывали их до колена, летом чуть ниже, женщины — до середины голени или чуть выше.

Лапти и поршни, а вместе с ними и онучи, привязывали к ноге при помощи обор. На конце оборы обычно делалось отверстие — ушко, служащее для ее завязывания. Обора крепилась к ноге следующим образом: вначале она продевалась в заднее ушко оборника, затем правый конец оборы охватывал ступню и продевался в левую боковую петлю, а левый конец — в правую. После этого концами оборы обвивали голень и продевали в ушко оборы другой ее конец, завязывая таким образом. Концы для большей прочности подтыкали под обору.

На территории Новгородской губернии в этнографических материалах зафиксировано особое защитное покрытие для ног — жатвенные наголенники («ко (а)лоши», «колошки»), которые представляли собой сшитые по ноге, от щиколотки до колена, куски белого холста, надеваемые во время жатвы, чтобы не поранить ноги колосьями. Сверху (нередко и снизу) их подвязывали бечевками, которые завязывали сзади. В таких колошах жали босиком или в лаптях. Носили их женщины. С начала ХХ в. колоши постепенно выходят из употребления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой