Этногенез гагаузского народа.
Гагаузское государство
Четвертый этап формирования гагаузского этноса. Его началом можно считать вторую половину XI века. Этот этап неразрывно связан с политической историей народов Балкан и их взаимоотношениями с тюркскими кочевниками — печенегами, узами и кыпчаками (половцами, куманами). На Балканском полуострове субъектно-объектные отношения между тремя группами этносов не претерпели серьезных изменений… Читать ещё >
Этногенез гагаузского народа. Гагаузское государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этногенез гагаузского народа. Гагаузское государство
Гагаузы — это синтез узов (части огузов), печенегов-огузов и кыпчаков. На смешанное происхождение гагаузского этноса указывали многие исследователи разных стран. Среди них: русский историк П. Голубовский («Печенеги, торки, половцы до нашествия татар», Киев, 1884); румынский ученый гагаузского происхождения М. Губогло («Gagauzii in lumina istoriei», Bucurejti, 1938;1940); турецкие исследователи Мустафа Екинджикли («Tiirk Ortodokslar» Kayseri, 1990, s. 83−86); Гюллю Йологлу («Bucakdan Sesler», Ulduz, S. 1,1989, s. 56) и другие. Этой точки зрения придерживаются и многие современные исследователи гагаузской национальности. Древними предками гагаузов являются печенеги, узы и кыпчаки. Главный их компонент — узы (часть огузов). Процесс формирования этногенеза гагаузского народа прошел несколько последовательных этапов.
Первый этап. Начался он на берегах реки Сырдарья и Аральского моря в начале VIII века. До распада (1000−1010 гг.) огузского государства Ябгу все 24 рода племени Огузов развивались на собственной основе. Тюрки племени огузов, в состав которого входили также печенеги и узы (часть огузов), постоянно кочевали в пределах своих территорий. Как кочевники, они оказывали друг на друга незначительное влияние. Правда, когда между ними происходили войны, побежденный клан покидал места своего обитания и искал новые пристанища. Часть побежденного клана оставалась на прежнем месте. Со временем он окончательно переваривался в котле победителя. Шел крайне медленный процесс синтеза разных частей когда-то общего древнего народа.
Второй этап формирования этногенеза гагаузов. В 775−785 годах узы (часть огузов) вынудили печенегов откочевать за реку Урал, захватив остатки печенежского населения. Главным же толчком к переселению печенегов стали военные действия (889−902 гг.) против них объединенных сил узов-огузов и хазар. Покинутые ими территории и оставшееся печенежское население захватили узы-огузы. Так продолжалось смешение узов-огузов с печенегами-огузами и началось формирование гагаузского этноса на базе двух компонентов — узского и печенежского. Этот процесс усилился после распада огузского государства Ябгу. Оставшееся печенежское население смешивалось с узами, в основном, на берегах рек Урал и Волга. Субъектом действия были узы.
Третий этап формирования этногенеза гагаузов. Он неразрывно связан с политической историей печенегов, узов, кыпчаков с историей Киевской Руси и значительной частью южной территории современной Республики Молдова. Киевская Русь впервые подверглась нашествиям передовых отрядов печенегов в 915 году. О существовании узов, как народа, в Киевской Руси узнали в 985 году после похода князя Владимира I на волжских булгар. Его сопровождала узская конница. По всему маршруту движения печенегов с берегов Урала до границ Руси, которые узские кочевники достигли в 1035—1036 гг., остатки печенежского населения смешивались с узами. Процесс этногенеза гагаузского этноса еще больше усилился на основе узского и печенежского элементов. И в этот период, продолжавшийся до конца 1064 года, на территории Руси и Буджака субъектом действия оставались узы. В сентябре того года они достигли берегов Дуная, а печенеги к тому времени уже властовали на значительной части Балканского полуострова.
Четвертый этап формирования гагаузского этноса. Его началом можно считать вторую половину XI века. Этот этап неразрывно связан с политической историей народов Балкан и их взаимоотношениями с тюркскими кочевниками — печенегами, узами и кыпчаками (половцами, куманами). На Балканском полуострове субъектно-объектные отношения между тремя группами этносов не претерпели серьезных изменений. По подсчетам болгарского профессора В. Н. Златарски, даже при огромных потерях узов в бесконечных столкновениях с византийцами и печенегами, а также от болезней в конце XI века их на Балканах оставалось больше, чем печенегов и кыпчаков. Процесс этногенеза гагаузского этноса продолжался на базе трех компонентов — печенегов, узов и кыпчаков. По утверждению авторов энциклопедии «AnaBritannica» (т. 17, с. 496), в конце XII века печенеги полностью растворились. Смешение узов происходило, в основном, с кыпчаками, потомки которых имели большой вес в общественно-политической жизни Болгарии. Однако влияние кыпчаков на узов и печенегов имело разрушительный характер. К такому выводу приходят некоторые исследователи. Этот этап формирования гагаузского этноса продолжался до середины XIII века, когда в 1241—1242 годах татаро-монголы предприняли в Центральную Европу второй поход.
Пятый, окончательный, этап формирования гагаузского этноса завершился с созданием гагаузского государства «Добруджа» (1346 г.) и принятием всеми гагаузами христианства. Его характерной чертой была относительно спокойная консолидация гагаузского общества на базе узского и кыпчакского (куманского) компонентов. С этого периода усилилось влияние болгар и греков на жизнь гагаузов, особенно первых. После завоевания (1391 г.) османами столицы Гагаузского государства города Варна особых изменений в развитии гагаузского этноса не произошло: ни положительных, ни отрицательных. За все годы своего господства на Балканах султанские власти не выделяли гагаузов среди других этносов. Они фиксировали их сначала как немусульмане, а затем как болгар, греков, русских («Исламская энциклопедия», 1996, т. 13, с. 289). Султанское правительство оставило гагаузов на произвол греческих и болгарских священников. В ту эпоху гагаузы издавали книги на родном языке с использованием греческого алфавита.
Шестой этап в истории этногенеза гагаузов. Он начался в конце XVIII — начале XIX веков. Его можно назвать укреплением исторических корней гагаузского специфического этноса, на который постоянное влияние стали оказывать славянские и романские народы. Этот этап подразделяется на подэтапы: русский -1812−1918 гг.; румынский -1918;1944 гг.; советский -1944;1990 гг.; дата создания гагаузской автономии (23 декабря 1994 г.) — по настоящее время. На всех этапах формирования и укрепления гагаузского этноса в жизни гагаузов особое место занимало христианство.
Вывод. Гагаузы — это смешанный этнос. Он состоит из синтеза узов, печенегов и кыпчаков. Его ядром являются узы. Эта часть огузов после распада Огузского государства Ябгу с берегов реки Сырдарья взяла курс на Балканы, пройдя через Киевскую Русь. Русский этнограф XX века В. А. Мошков писал, что гагаузы являются «внуками огузов» (узов — Ф.А.), переправившихся в 1064 году на правый берег Дуная и обосновавшихся на Балканах (см. «Турецкие племена на Балканском полуострове»).
В гагаузах больше печенежского, чем кыпчакского. Узы и печенеги говорили на двух очень близких тюркских диалектах одного и того же племени — огузов. Начиная с X века, узы по отношению к печенегам выступали как субъект действия. Они на протяжении многих десятилетий насильно выталкивали печенегов на запад. Та часть печенегов, которая отказывалась откочевать на Балканы, «переваривалась в узком котле». Отметим, что узы довольно лояльно относились к отказникам печенегов, хотя до этого они не одно десятилетие вели войны с родом печенегов.
Узов отличает от кыпчаков, прежде всего, язык. Кыпчакский язык, как отмечалось, относится к другой группе тюркских языков. Смешение узов с кыпчаками происходило, в основном, на Балканском полуострове. По утверждению болгарского историка гагаузского происхождения Атанаса Манова, на нынешней территории Болгарии одна часть кыпчаков объединилась с узами — христианами. Другая часть кыпчаков слилась с печенегами-мусульманами, которых позже стали называть «гаджалами». Но на один вопрос автор не дает ответа: когда и где эта часть печенегов приняла ислам? Судя по всему, это произошло под влиянием сельджуков — сторонников султана Кейкавуса II и татар. При смешении печенежские элементы оказались более прочными, чем кыпчакские. Свидетельством тому является почти идентичность языков гаджалов и гагаузов, ядром которых являются узы.
По всему маршруту движения каравана Средняя Азия — Балканы узы вели более замкнутый образ жизни, чем печенеги и кыпчаки. Если не считать ту часть печенегов-отказников откочевать на Балканы, которые добровольно смешивались с узами, узы особо не допускали к себе другие этносы. Это касалось и болгар на территории Балканского полуострова. Такая практика их жизни позволяла им сохранить не только свой язык, но и самих себя, как новый специфический этнос.
Ядро (узы) предков современных гагаузов восходит к роду кайы племени Огузов. Турецкий историк Фарук Сюмер утверждает, что часть огузов рода кайы, названных узами, откочевала с берегов Сырдарьи через Волгу на запад, а другая часть осталась на месте и влилась в состав туркмен («Oguzlar», istanbul, 1999, s. 240). «Свидетельством того, что предки гагаузов восходят к роду кайы, является множество географических названий на Балканах, связанных с этим родом», — отмечают авторы энциклопедии «AnaBritannica» (т. 13, с. 108). Эти названия могли быть связаны только с узами-огузами, откочевавшими на Балканский полуостров из Средней Азии. Со временем многие оставшиеся на берегах Сырдарьи узы рода кайы через Иран откочевали в Малую Азию. Слово «кайы» в древнетюркском языке означало «силу, мощь». К этому роду относился также клан османов, основавших в 1299 году небольшое княжество, которое со временем переросло в могущественную Османскую империю.
Этимология слова «гагауз». Ярким свидетельством того, что узы являются ядром гагаузского этноса, является и глоттоним «гагауз». Он состоит из двух частей «гага + уз. Вторая часть слова гагауз, несомненно, восходит к узам. На Балканах гагаузов включали в состав болгарского населения. Впервые понятие «гагауз» упоминается в работе П. Коеппен, которая называется «Jahrbuch de Dobrutscha — deuschen», St. Petersburg (1854). Глоттоним «гагауз» в первый раз появился в документах переписи населения царской России (1897 г.). После этого исследователи выдвинули различные, порой взаимоисключающие друг друга гипотезы об этимологии слова «гагауз».
Их свыше двадцати. Некоторые историки слово «гагауз» увязывают с именем правителя Анатолийского сельджукского государства Кейкавуса II (1238−1278 гг.). Но их утверждения основаны лишь на внешней схожести слов «кейкавус» и «гагауз». Во главе нескольких тысяч сельджуков Кейкавус находился в Добрудже менее десяти лет. За такое короткое время он никак не мог навязать свое имя многочисленным узам, значительно укрепившим свои общественно-политические позиции в Болгарии. Гагаузы не могли дать себе имя правителя сельджуков, принявших ислам еще на берегах реки Сырдарья. На Балканском полуострове значительная часть узов, являющихся ядром гагаузского этноса, оставалась язычниками. Среди них было и немало христиан. Принадлежавшие к разным родам одного и того же племени Огузов — сельджуки (род кынык) и узы (род кайы) — еще в Средней Азии они вели ожесточенную борьбу по вопросу принять ислам или не принимать. Узы в большинстве своем тогда выступали против этой религии.
Болгарский историк Г. Димитров утверждает, что первая часть слова «гагауз» (га или гага) восходит к санскриту. На этой разновидности языка индоевропейской языковой семьи га или гага означает «потомки, преемники, наследники».
Литература
написанная на этом языке, оказала влияние на культуры народов Юго-Восточной и Центральной Азии. Однако полагать, что она могла оказать влияние на неграмотных тюркских кочевников, значит серьезно заблуждаться. В ту эпоху на них оказывала влияние устная исламская или христианская пропаганда, особенно первая. Добавим, что в словарном фонде тюркских языков почти нет (или единицы) санскритских слов. Есть множество и других точек зрения и толкований глоттонима «гагауз». В последние годы в историографии появились и другие ошибочные утверждения, связанные с предками гагаузов.
Не избежал их и профессор Д. Н. Танасогло, сделавший очень многое для развития культуры гагаузского народа. В его работе «Gagauzlarin istoriasi» (Кишинев, 2004) отмечается:
— «современные османские турки являются прошлыми сельджу — ками-огузами» (с. 20);
— «весь тюркский мир говорит на одном тюркско-огузском языке» (с. 21);
— «печенеги, кыпчаки (половцы, куманы) и узы не имеют никакого отношения к этногенезу гагаузского народа» (с. 23).
Так ли это? Первое. После распада Османской империи (1923 г.) нельзя использовать синтагму «современные османские турки». Древние предки османов и сельджуки, действительно, относились к племени огузов, поэтому их можно назвать выходцами из племени огузов. Но они принадлежали к разным ветвям и родам. Древние предки османов — выходцы из рода «кайы» (номер 1) ветви бозоклар, а сельджуки — из рода «кынык» (номер 12) ветви ючоклар. Но это еще не все. «Сельджуки» вышли на историческую арену более чем на три века раньше, чем османы. Последние стали известны лишь в конце XIII — начале XIV вв., когда глава небольшого семейного клана тюрков-тюркмен по имени Осман I в Сёгюте (Турция) создал небольшое княжество. Территорию Малой Азии (Анатолии), в конечном счете, завоевали не только сельджуки-огузы, но все 24 рода племени огузов, а также кыпчаки и некоторые другие тюркские этносы. Тому свидетельство — множество названий сел, рек и озер на территории современной Турции, имеющих отношение к этим родам.
Второе. Несерьезным является и утверждение о том, что весь тюркский мир говорит на одном «тюркско-огузском языке». На тюркско-огуз — ских языках, входящих в группу юго-западных тюркских языков (огузской или туркменской группы), разговаривают тюрки не всего мира, а только народы современной Турции, Азербайджана, Туркмении, Гагаузии, стран Балканского полуострова и азербайджанцы Ирана. К этой группе относится также и османский язык, использовавшийся в Османской империи до провозглашения Турции республикой (29 октября 1923 г.) и перехода (1 ноября 1928 г.) страны с арабского алфавита на латиницу. Комиссия ЮНЕСКО выделила 7 групп тюркских языков. Кроме огузской группы, наиболее крупными являются северо-западная (кыпчакская) и юго-восточная (чагатайская) или уйгурская группа («AnaBritannica», cilt 21, s. 265). Чувашский и якутский языки, например, настолько отличаются от других тюркских языков, что комиссия ЮНЕСКО выделила их в самостоятельные группы. По одному языку в каждой группе.
На наш взгляд, в настоящее время лишь две научные точки зрения имеют основание быть рассмотренными всерьез. Сторонники первого направления утверждают, что слово гаг связано с арабским словом хак (dooruluk — право, правота, причитающееся, правильный, верный). Хак означает также «путь, указанный религией» (dinin izin ettii, gosterdii yol). Известный российский тюрколог Н. Баскаков впервые высказал предположение, что гагаузы (гаг+узы) и (хак+узы) — это понятие одного и тоже смысла («Советская тюркология», 1983,4, Баку, с. 19). Автор считает, что хакогузы являются частью племени огузов. Известно, что термин тюркмен (не путать с названием народа Туркменистана) в историографии появился, когда некоторая часть тюрков начала принимать ислам. В политическом смысле термин («tiirk» + «теп» или «manend») сначала означал «принявший ислам, похожий на тюрка». Он имеет собирательное значение и не относится только к одному из родов огузов или к одному из современных тюркских народов.
Действуя методом исторической аналогии, можно предположить, что та часть огузов, которая отказалась принять ислам, и стала называться «хакогузы», «хакузы». А по мере движения узов к Балканам шел процесс трансформации термина «хакогузы» в «гагаузы». В тюркских языках, как отмечалось, считается нормальным явлением трансформация звука «к» («х») в звук «г». Например, kok oguz — gog oguz. Так слово хак перешло в гаг.
Вывод: Это научное направление имеет право на существование. Однако его окончательно утвердившимся нельзя считать. Почему? Кроме арабского слова хак, имеющего семь значений, в тюркские языки с персидского языка вошло слово hak со значением «земля, почва». Если за основу взять персидское слово, то предкам гагаузов, скорее всего, дал имя конкретный правитель узов (их родоначальник). Из этого вытекает, что во главе общины узов, которые обитали на какой-то конкретной территории, стоял Хака (Гага). Русский востоковед академик В. В. Радлов (автор многотомной серии «Образцы народной литературы тюркских племен», русский этнограф В. А. Мошков («НаречияБессарабских гагаузов»), болгарский исследователь гагаузского происхождения Атанас Манов («Gagauzlar») считают, что гага (гаг) является названием одного из кланов узов (родовых общин), которые были частью племени огузов. Первая часть слова гага или гага могла быть собственным именем главы родовой общины узов. В тюркских языках различные варианты гага или гаг известны.
Известно также и немало случаев, когда не только государства и народы носили имена своих правителей, но и села, долины, реки, крепости. Древние источники утверждают, что имя кыпчак сначала носил конкретный человек, а потом оно стало этнонимом тюркского племени «кыпчаков». Монгольское слово хунну (гунну) есть имя собственное. Под этим именем не одно столетие существовала Гуннская империя. Как отмечалось, в древнетюркском языке слово хунн означает «человек, народ». Ногайская орда получила название от эмира Ногая (правнука хана Джучи, старшего сына Чингисхана). Второго сына основателя и великого хана Монгольской империи Чингисхана звали Чага-Тай. Его именем был назван чагатайский язык. Один из эмиров Измира (Турция), выходец из рода чавулдур племени огузов, носил имя Чака. На севере Черного моря на территории Турции имеется озеро Чага. В этой же стране есть населенный пункт Чага (область Болу). И, наконец, напомним, что село Баймаклия (под Бендерами) расположено на реке Чага (Чака).
В современной Грузии сохранилось кыпчакское название крепости и долины Гаг. Со ссылкой на грузинские источники турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу («Kip^aklar», Ankara, 1992, s. 147) утверждает, что имя Гаг (Как) носил один из кыпчакских беков-полководцев — вождь общинного рода Гаглар. Тюркские племена имели «подразделения», каждое из которых называлось по имени предводителя, отмечают авторы двухтомного турецкого издания «История Османского государства, общества и цивилизации», изданного на русском языке (М., 2006, т. 1, с. 6).
Гаг или гага, скорее всего, есть имя правителя части узов (огузов) — какой-то родовой общины (aile, boy). Иначе говоря, узы подчинялись этому правителю или он являлся их родоначальником.
В этой связи уместно провести параллель с сельджуками и османами. Сельджуки были кланом рода кынык племени огузов, их родоначальником был человек по имени Сельджук. Османы восходят к роду кайы также племени огузов. Родоначальником династии османов и основателем государства был Осман Бей. Его имя Османская империя носила 624 года.
Вывод. Второе научное направление более правдоподобно, чем первое. В своей основе Гаг или Гага имеет имя конкретного человека. Некоторые исследователи допускают мысль, что в этногенезе гагаузов мог быть и элемент «гаджалов», небольшое количество которых еще встречается в районе Делиорман (Болгария). Делиорман в переводе с турецкого языка означает «дремучий лес». Есть свой Делиорман и в Румынии, где он называется Телеорман. В XII веке этот регион так назвал византийский историк Кедронос. В XI—XII вв. здесь обитали древние предки гагаузов — узы, печенеги и кыпчаки (половцы, куманы). «Гаджа — лами» назывались те печенеги, которые приняли ислам. Сомневаться не приходится, что в гаджалах имеется и узская и кыпчакская (куманская) кровь. Как христианство, так и ислам, принимали люди, обитавшие на определенной территории. А эти территории на Балканах были заселены разными тюркскими этносами, принимавшими или непринимавшими ту или иную религию в период совместной жизни.
Гаджал (каджал, хаджал), видимо, собственное имя или название клана части печенежского клана. Гаджалы-мусульмане говорят на языке, близком к гагаузскому языку, пишет польский ученый Ковальски («Kuzey-Dogu Bulgaristan Turkleri ve Tiirk Dili»; Turk Dili ve Edebiyati Dergisi, 31 mart 1949, s. 492). Это вполне естественно. Древние предки гагаузов и гаджалов не только восходят к одному и тому же племени — Огузам, но у них и начало слов одно и то же: га. Ученые подчеркивают, что процесс принятия христианства древними предками гагаузов носил длительный и сложный характер. Причина тому — отсутствие у них до конца XII — начала XIII вв. социально-экономических и политических предпосылок для утверждения этой религии среди широкой массы тюркского населения. Печенеги, узы (ядро) и кыпчаки, как создатели гагаузского этноса, по всему маршруту их движения из Средней Азии до Балканского полуострова несколько столетий оставались кочевниками, постоянно вели междоусобные войны.
Конец первобытнообщинной формации и начало феодальной во времени у них датируется XIII — началом XIV вв. Это произошло на Балканах. Ранний феодализм вместе с поздней первобытностью у балканских тюркских кочевников составляет единый период. Речь может идти о периоде, переходном от первобытности к раннему феодализму. Этот период характеризуется особой остротой противоречий в общественно-политической жизни тюркских народов на Балканском полуострове, переходом предков гагаузов на оседлый образ жизни. И на Балканах тюркские кочевники постоянно вели междоусобную борьбу, часто оставаясь орудием в руках третьих сил. В угоду им они истребляли друг друга.
В этих условиях начала феодальной формации нельзя вести речь об экономических и, тем более, политических сдвигах в жизни балканских печенегов, узов и кыпчаков. А без этих двух важнейших элементов общества говорить о возможном принятии одновременно, как в Киевской Руси, большой массой людей христианства — это утопия. Каждый из трех обосновавшихся на Балканах тюркских этносов принимал христианство по-своему. Но их характеризует одна черта: люди становились христианами медленно и группами. Этот процесс начался еще на территории Киевской Руси.
В последнее время некоторые лица гагаузской национальности, лишенные серьезных знаний в области истории тюркских кочевников и христианской религии, вводят людей в заблуждение. Они в ложном свете представляют миссионерскую деятельность Бруно (Брун), немецкого проповедника Евангелия, проезжавшего в 1007 г. через Киев и направлявшегося к печенегам. В то время передовые кибитки печенегов находились на расстоянии одного дня (45−50 км) пути от Киева.
В чем суть вопроса? — спросит читатель. Новоявленные «исследователи» пытаются навязать общественности идею, что пребывание Бруно у печенегов в 1007 г. следует признать годом «принятия гагаузами христианства». Подобные утверждения — сущий бред. Да, печенеги участвовали в создании гагаузского этноса, но они никогда не были субъектом действий по отношению к узам, являющимся основным ядром гагаузского народа и давшим ему свое имя. Печенеги не были объектом действия и по отношению к кыпчакам. Гагаузы — это не печенеги. Это, во-первых.
Во-вторых, в течение пяти месяцев, сколько Бруно (Брун) побыл у печенегов и едва не погиб, он «успел крестить всего 30 человек и склонить печенежских старшин к миру с Русью», — пишет русский историк С. М. Соловьев (соч., книга 1, «История России с древнейших времен», тома 1−2, с. 190−191). В доказательство истинности своих суждений «исследователи» ссылаются на наличие церквей на территории обитания печенегов. В то время церкви, действительно, там были. Распространение христианства, возникшего во второй половине I века в восточных провинциях Римской империи, шло параллельно со строительством церквей, его пропагандой миссионерами среди языческого населения разных стран.
Но факт пребывания Бруно у печенегов еще не свидетельствует об их христианизации. Выдавать 30 крещеных человек за принятие ими христианства — это несерьезно, если не сказать сильнее. Как отмечалось, процесс был крайне сложный и болезненный. Если киевляне после 988 года крестились более или менее охотно, то в Новгороде и других местах крещение сопровождалось серьезными столкновениями с язычниками. В Ростове борьба между язычеством и христианством продолжалась до XII века («Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, 1908, т. 74, с. 689−690).
Попытки киевского князя Владимира I объединить государство на основе языческой религии успеха не имели — язычество уходило в прошлое. В 988 г. он крестился и ввел в качестве государственной религии христианство. Оно стало распространяться в Киевской Руси еще в IX веке, задолго до официального крещения князя Владимира I. Христианизация и Древнерусского государства была сложным, длительным процессом.
Первым древнерусским князем, принявшим христианство, был Аскольд (убит в 882 году князем Олегом). В войске великого киевского князя Игоря (? — 945 г.) уже были христиане. В договоре (944 г.) Игоря с греками различаются христиане-русы от язычников. В 957 году крестилась великая княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря. До официального принятия христианства князем Владимиром I в Киеве была церковь святого Илии.
Однако на основе только этих фактов никто не делает вывода: христианство на Руси было принято до 882 года, когда древнерусский князь Аскольд крестился, или до 945 года, когда в войске князя Игоря имелись христиане. Во всем мире процесс распространения христианства, как и ислама, протекал весьма медленно и болезненно. И князь Владимир долгое время не только сопротивлялся его принятию, но с его стороны были гонения на христианских миссионеров. Лишь к 1000 г. христианство распространилось по значительной части территории Европы. Христианство, как мировая религия, окончательно оформилось в феодальном обществе. Вряд ли надо доказывать, что печенеги не жили при феодализме.
Христианство преимущественно насаждалось сверху. Протест язычников подчас принимал острые формы. Они убивали миссионеров и христианских священников. Кстати, такова была участь и Бруно (Бруна) и его 18 спутников, убитых язычниками в Пруссии, когда 18 марта 1009 г. они возвращались из Польши. Многие, принявшие христианство, в душе оставались язычниками. Они не понимали и не принимали новую религию. И часто лишь сила оружия заставляла их покориться, отмечают авторы «Истории Европы» (М., 1992, т. 2, с. 567). Немало подобных примеров имеется и из жизни тюркских племен, среди которых распространение христианства в Средней Азии началось в VII веке. Здесь для верующих параллельно воздвигались и церковные учреждения.
В XII веке учреждена была митрополия в Кашгаре, что в Синьцзянском Уйгурском автономном районе Китая. Среди оседлых уйгур, имевших значительное влияние при дворе Чингисхана, в начале XIII века было много христиан.
Но все закончилось тем, что успехи ислама и буддизма в XIV веке, отсутствие тесных связей приверженцев христианства с Византией прекратили деятельность несторианских и других христианских миссионеров в Средней Азии. Новоявленные «исследователи» процесса христианизации предков гагаузов уподобляются африканскому путешественнику, посетившему Лондон. Увидев на его улицах одного рыжего, после возвращения домой заявил: «В Лондоне живут одни рыжие».
Процесс становления феодальных отношений в Болгарии, на территории которой обитала большая часть балканских печенегов, узов и кыпчаков, завершился в конце XI в. Это было объективным условием принятия ими христианства. Второй правитель Гагаузского государства Добротич (1354-1386 или 1360-1385), имя которого носит До — бруджа, был христианином, отмечают авторы islam Ansiklopedesi (istanbul, 2009, cilt 36, s. 148). Процесс окончательного зарождения специфического гагаузского этноса завершился на Балканах в конце XIII - первой половине XIV вв. Этому во многом способствовала полная христианизация предков гагаузов и ведение ими оседлого образа жизни.
1. Наречия бессарабских гагаузов. Тексты собраны и переведены В. Мош — ковым. СПб, 1904.
2. Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы.1940;1950;е гг. М., 1994. Покровская Л. А. Грамматика гагаузского языка. Фонетика и морфология. М., 1964.
3. Покровская Л. А. Народные песни гагаузов Молдавии и Украины. М.,
4. 1966.
5. Покровская Л. А. Балканских тюрков языки // Языки мира: Тюркские языки, М., 1997.
6. Покровская Л. А. Современный гагаузский язык (курс лекций). Комрат, 1997.
7. Страницы истории и литературы гагаузов (XIX-начало XX вв.), Кишинев, 2005.
8. Сычева В. А. Фонетические особенности арабских и персидских лексических заимствований в гагаузском языке /Яюркологические исследования. М., 1976.
9. Чакир М. История гагаузов Бессарабии // Страницы истории и литературы гагаузов XIX-начала XX вв. Кишинев, 2005.
10. Чеботарь П. А. Гагаузская художественная литературы (50−80-е годы XX в.). Кишинев, 1993.
11. Чимпоеш Л. С. Дестанный эпос гагаузов. Кишинев, 1997.
12. Шабашов А. В. Гагаузы. Одесса, 2002.
13. Этногенез и этническая история гагаузов. Кишинев, 2002.
гагаузский государство языческий народ