Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города: На примере г. Краснодара

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе проанализированы различные подходы к формированию классификационных признаков лизинга. В существующих классификациях форма, как внешнее отражение явления, поставлена в один ряд с самой его сущностью, что не соответствует теории познания. Вид — это совокупность понятий, происходящих от общего «предка» и, под влиянием различных факторов, обособленных в отдельную экономическую категорию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы лизинговых отношений
    • 1. 1. Экономическая сущность и история развития лизинга как 10 экономической категории
    • 1. 2. Объекты и субъекты лизинговых отношений
    • 1. 3. Виды лизинга и особенности их использования в 39 промышленном секторе хозяйственного комплекса города
  • Глава 2. Развитие лизинга в современных экономических условиях России
    • 2. 1. Нормативно-правовое обеспечение использования лизинга
    • 2. 2. Анализ тенденций развития лизинга в промышленности
    • 2. 3. Лизинг как фактор развития инвестиционной деятельности в 91 промышленном секторе города
  • Глава 3. Совершенствование развития лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города
    • 3. 1. Совершенствование механизма реализации лизинга в 108 промышленном секторе хозяйственного комплекса города
    • 3. 2. Концепция развития муниципального лизинга в условиях 126 транзитивной экономики
    • 3. 3. Оценка формирования организационных основ безрисковых 134 лизинговых сделок

Развитие лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города: На примере г. Краснодара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

На современном этапе экономического развития России, при переходе от командно-административной системы к социально-ориентированным рыночным отношениям, проводимая экономическая реформа привела к глубокому кризису реального сектора экономики. Это проявляется ярко выраженной тенденцией смещения эпицентра экономических преобразований на региональный уровень. В сложившейся ситуации одним из основных условий выхода из кризиса, по нашему мнению, является увеличение количества инвестиций в основной капитал, а также их эффективное использование.

Многие хозяйствующие субъекты не располагают достаточными финансовыми ресурсами для приобретения нового оборудования, а уровень изношенности основных фондов промышленных предприятий и организаций составляет 70 — 90%. В сложившейся ситуации одним из наиболее эффективных форм инвестирования является лизинг, который выступает посредником между финансовым и промышленным сектором экономики, создавая условия и осуществляя прилив финансовых средств в реальный сектор экономики города.

Использование лизинга при реализации муниципальных инвестиционных проектов способствует решению многих важных задач, стоящих перед экономикой на мезоуровне, таких как: обновление основных производственных фондовактивизация предпринимательской деятельностиструктурная перестройка экономики городаповышение эффективности использования основных средств и т. п. Средний срок лизинга составляет 3 года. Как правило, этого срока достаточно для обеспечения окупаемости большинства лизинговых проектов, основа которых — предоставление в пользование технологического оборудования и транспортных средств.

Несмотря на большую актуальность лизинга, его правовые, методические и организационные аспекты использования на местном уровне разработаны слабо, а большинство потенциальных субъектов лизинговых отношений имеют лишь поверхностное представление о технологии лизинговых операций. Это в первую очередь касается отраслей городского хозяйства, в особенности промышленного сектора, где практика использования лизинга развита очень слабо. К сожалению, данную проблему, в настоящее время, нельзя считать решенной.

В связи с этим возникает необходимость исследования условий и разработки подхода к использованию лизинга в инвестировании промышленного сектора хозяйственного комплекса города.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных экономистов и исследователей: Абалкина Л. И., Вершина В. Ф., Газмана В. Д., Горемыкина В. А., Кабатовой Е. В., Прилуцкого JI.H., Рутгайзера В. М., Францевой Е. Ф., Чекмаревой Е. Н., Четыркиной Е. М., Воронова А. А. и др. и зарубежных исследователей: Балтуса П., Кларка Т., Майджера Б., Хеймела X., Шарпа У., Шпитлера Х. Й. и др. Ряд аспектов прикладного характера в изучении и разрешении данной проблемы разрабатывались Андриасовым И. В., Блиновым А., Быковой С., Павлодским Е. А., Рябовой Р.И.

В настоящий момент в трудах отечественных и зарубежных авторов описываются, в основном, теоретические основы и нормативно-правовое обеспечение лизинговых сделок, в то время как научно-методическое обоснование применения лизинга для инвестирования промышленности на местном уровне практически отсутствует в отечественной литературе, а в зарубежной литературе отражены лишь немногие аспекты данной проблемы, которые не могут быть использованы в отечественных условиях, в связи со спецификой экономики этих стран.

В дополнительном научно-методическом обосновании, по нашему мнению, нуждаются: принципы муниципальной лизинговой политики и формирования промышленного сектора муниципального хозяйства, как комплексообразующего элементаметоды планирования городского бюджета с учетом реализации муниципальных лизинговых проектова также, определение места и роли муниципальных ресурсов в обеспечении эффективного управления муниципальными лизинговыми проектами.

Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности, и несомненная практическая значимость вопросов регулирования развития промышленного сектора хозяйственного комплекса города, в условиях переходного периода, определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является теоретическое исследование сущности, форм, специфики лизинговых отношений, на местном уровне, а также выявление комплекса экономико-правовых условий для наиболее эффективного развития лизинга и выработка практических рекомендаций по применению лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:

— идентифицировать на основе историко-генетического анализа эволюции экономическую сущность лизинга, как экономической категории;

— проанализировать нормативно-правовую базу регулирования лизинговых отношений в России;

— выявитьспецифику развития лизинговых отношений в России на современном этапе и, на этой основе, изучить различные варианты стимулирования развития промышленного сектора хозяйственного комплекса города;

— раскрыть основные подходы по формированию современной системы муниципальных лизинговых отношений, а также выявить проблемы реализации лизинга, направленного на развитие промышленного сектора экономики города;

— разработать методику оценки экономической эффективности применения лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города;

— разработать способы участия местных органов власти в лизинговых отношениях, а также предложения по развитию лизинга в промышленном секторе города.

Научная новизна исследования состоит в разработке концептуальных положений исследования проблем муниципальных лизинговых отношений и определяется следующими элементами реального приращения новационного знания:

— критически обобщены, систематизированы и существенно дополнены основные элементы нового подхода к проблеме адаптации принципиально-новых направлений в исследовании экономической природы лизинговых отношений, заключающиеся в том, что развитие лизинга рассматривается в контексте взаимодействия хозяйствующих субъектов на местном уровне;

— обоснован вывод о том, что существующие трактовки лизинга не отражают его экономическую сущность в полном объеме, поэтому более рационально рассматривать лизинг как экономическую категорию с позиции всех субъектов лизинговых отношений;

— найдены новые аргументы в логике изменений основных этапов смены видов лизинга, проанализированы цели и задачи, стратегия и тактика, фазы и основные результаты на этапе перехода к новому качеству лизинговых отношений;

— уточнены проблемы, связанные с развитием лизинга в России, такие как: кризис отечественных кредитных и финансовых институтовнесогласованность нормативно-правовых документовотсутствие государственной программы поддержки развития лизингаотсутствие развитой инфраструктуры лизингового рынканизкий удельный вес международного лизинга;

— раскрыто положение о том, что использование муниципальными образованиями лизинга, является фактором активизации инвестиционной деятельности в промышленном секторе города, что будет способствовать решению многих социально-экономических задач развития экономики города;

— идентифицированы функциональные приоритеты механизма реализации муниципальных лизинговых отношений, направленные на развитие промышленности, основанные на ускорении обновления основных средств предприятий и организаций, в том числе муниципальных;

— дополнена новыми аргументами концепция развития муниципального лизинга, направленная на достижение стабильного экономического роста всего муниципального образования;

— разработаны рекомендации по развитию лизинга в промышленном секторе;

Объектом исследования является промышленный сектор хозяйственного комплекса города, как один из основных элементов, обеспечивающий устойчивое развитие всей инфраструктуры городского хозяйства.

Предметом исследования выступают лизинговые отношения как инструмент проведения инвестиционной политики, направленной на устойчивое развитие промышленного сектора хозяйственного комплекса города.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития муниципальных образований, анализа особенностей развития лизинговых отношений в России,.

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законы РФ, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства РФ, региональных и муниципальных органов власти, а также другие материалы регулирующие лизинговую деятельность.

Эмпирической базой исследования послужили официальные данные Госкомстата РФ, Ассоциации «Рослизинг», Министерства финансов РФ, ассоциации банков России, территориальных статистических органов, London Financial Group, Ассоциации «Leaseurope» и World Leasing Yearbook, а также результаты исследований отечественных и зарубежных авторов.

Методами исследования являются диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторического и логического анализа экономических процессов и явлений лизинговых отношений, а также следующие общенаучные методы познания: сравнительный, системный анализ рассматриваемых объектов и метод экспертных оценок.

Теоретическая и практическая значимость. Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы:

— при разработке нормативно-правовых условий развития лизинга на федеральном и муниципальном уровнях;

— в процессе дальнейшей научной разработки проблем развития лизинга на уровне муниципального образования;

— при составлении стратегии развития лизинга на местном уровне, а также разработке программ эффективного управления экономическим развитием на мезоуровне;

— в совершенствовании курсов «Экономика предприятий» и «Микроэкономика» в ВУЗах, по экономическим направлениям ;

Исследование доведено до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в системе управления промышленным сектором хозяйственного комплекса российских городов в современных условиях.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы работы докладывались диссертантом на научно-практических конференциях в 1998;2001 г. в городах Краснодар, Сочи, Анапа, Москва. Некоторые аспекты диссертационного исследования нашли свое отражение в преподавании курсов «Экономика предприятий» и «Микроэкономика» в Кубанском госуниверситете.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 публикаций, в том числе 5 тезисов докладов на всероссийских, всекубанских и межрегиональных научно-практических конференциях и 1 статья в центральной печати, общим объемом 2,1 п.л.

Структура диссертационного исследования была выбрана в соответствии с целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, иллюстрирована таблицами, формулами и графиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в настоящей работе теоретическое исследование сущности, форм, специфики лизинговых отношений в промышленном секторе хозяйственного комплекса города позволило сделать следующие выводы:

1. На основе историко-гейетического анализа эволюции лизинговых отношений идентифицирована экономическая сущность лизинга, в том числе и муниципального, как экономической категории.

Экономическая наука определяет экономическую сущность лизинга, как способ реализации отношений собственности. Лизинг представляется как инвестирование средств на возвратной основе в основной капитал хозяйствующих субъектов. И всегда какие-то аспекты оставались неохваченными.

Учитывая сложившуюся неопределенность, автор считает возможным уточнить, что экономическая сущность лизинга базируется на его множественной экономической основе. Использование лизинга позволяет синтезировать и сохранять в себе свойства кредитных, арендных, торговых отношений и элементы инвестиционной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга, образуя в совокупности принципиально-новую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности более высокого уровня.

Для более глубокого понимания экономической сущности муниципального лизинга, необходимо, идентифицировать возникновение специфических имущественных отношений между муниципальным хозяйством и конечным пользователем имущества, основывающихся на стимулировании особо важных направлений развития хозяйственного комплекса города в целом.

По нашему мнению, лизинг — вид предпринимательской деятельности, направленной на развитие промышленных предприятий и организаций, в процессе которой происходит инвестирование финансовых средств в основной капитал хозяйствующих субъектов.

2. Определено место и роль муниципального лизинга в условиях современной экономики России.

Необходимость реорганизации производства и высокий спрос на новое эффективное оборудование, в совокупности с преимуществом лизинговых сделок для потенциальных пользователей (100% финансирование, забалансовый метод учета имущества, гибкие схемы платежей, налоговые и другие льготы и т. п.) создали идеальные условия для быстрого роста лизинга в современных условиях экономики России. Однако, если в странах с развитой экономкой лизинг занимает одно из ведущих мест в инвестиционном процессе (США — 34% от общего объема инвестицийВеликобритания — 23%- Германия — 18%), то Россия в этом списке занимает одно из последних мест (около 5% от общего объема инвестиций в основной капитал).

По нашему мнению, муниципальный лизинг представляет собой разновидность лизинговых отношений, направленных на развитие промышленного сектора хозяйственного комплекса города, способствуя * при этом развитию всей инфраструктуры экономики города, повышению уровня занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства в целом.

Роль и значение муниципального лизинга для развития реального сектора экономики города недооценена. Несмотря на сравнительно небольшой удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал, лизинг имеет большие перспективы как в России в целом, так и на местном уровне. Это можно легко объяснить и успешно формирующейся нормативно-правовой базой, и понимание субъектами лизинговых отношений преимуществ лизинга, и большим интересом к лизингу со стороны местных органов власти.

Нами усовершенствованы и доведены до уровня практического применения основные принципы муниципального лизинга: договорной характер, срочность, платность, конкурсность, смена хозяйствующего субъекта, возвратность.

Усовершенствование принципов лизинга, позволило нам предположить, что специфика муниципального лизинга состоит в процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции. Экономические отношения предопределяют принадлежность объекта лизинговой сделки в различных формах одновременно как собственность — лизингодателю, а как функции капитала — лизингополучателю.

Нами трансформированы, адаптированы и усовершенствованы функции муниципального лизинга, такие как: производственная, финансовая, функция сбыта конечной продукции, функция получения налоговых и амортизационных льгот.

3. Проанализированы формы и типы лизинговых отношений, а также особенности их использования в промышленном секторе хозяйственного комплекса города.

Были проанализированы различные классификации лизинга, Ф получившие серьезное обоснование, как в зарубежной, так и в отечественной теории и практике.

В работе проанализированы различные подходы к формированию классификационных признаков лизинга. В существующих классификациях форма, как внешнее отражение явления, поставлена в один ряд с самой его сущностью, что не соответствует теории познания. Вид — это совокупность понятий, происходящих от общего «предка» и, под влиянием различных факторов, обособленных в отдельную экономическую категорию. Следовательно, вид — это определенный этап в процессе эволюции. Близкородственные виды, имеющие общие признаки, объединяются в более крупную систематическую категорию — род. Очевидно, что вид, как основная единица классификации, отражает существенные признаки однородных отношений (явлений), входящих в состав другого, более общего понятия — рода, т. е. в данном случае — лизинга.

Нами усовершенствована классификация лизинга, в основе которой, лежит предположение, что всем видам лизинга присущи признаки не только родового понятия, но и свои особые свойства, отличающие их от других видов, относящихся к одному и тому же роду и найдено место муниципального лизинга в ней.

4. Усовершенствована классификация субъектов лизинговых отношений и определено место местных органов власти в ней, а также позитивные и негативные стороны участия местных органов власти в лизинговых отношениях.

Лизинговый процесс отличается сложной организацией, связанной с числом участниковспецифике выполняемых ими функций и особенностям муниципальных лизинговых проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно-правовых, финансовых, технических, маркетинговых и производственных процессов.

Место местных органов власти в лизинговых отношениях имеет ряд отличительных особенностей, связанных в первую очередь со спецификой «развития муниципального образования в целом.

Нами идентифицированы функциональные приоритеты необходимости участия местных органов власти в лизинговых отношениях и дополнено новыми аргументами значение лизинга для развития промышленного сектора хозяйственного комплекса города.

Определены отличительные особенности развития лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города:

— Развитие промышленного сектора хозяйственного комплекса города, на основе использования лизинга, неразрывно связано с развитием всей инфраструктуры муниципального образования.

— Использование лизинга недвижимости, для нужд промышленных предприятий города. Местные органы власти, в условиях нехватки финансовых ресурсов, сталкиваются с проблемой срочных капиталовложений для строительства новых зданий и создания инфраструктуры промышленного сектора. В сложившейся ситуации, чтобы реализация муниципального проекта не была отложена на длительный период времени, использование лизинга недвижимости является наиболее оперативным и выгодным способом решения данной проблемы.

— Влияние лизинга на развитие малого и среднего предпринимательства на местном уровне. Лизинг это форма кредитования предприятий. Хозяйствующие субъекты получают ссуду, близкую к стоимости оборудования, поступающего в их пользование, что особенно важно в условиях дефицита денежных средств и, в первую очередь, для малого и среднего предпринимательства.

Определены позитивные и негативные стороны участия местных органов власти в лизинговых отношениях, через специализированную муниципальную лизинговую компанию, а также определены ее функции:

— развитие муниципальных лизинговых отношений, путем приобретения необходимого оборудования и распределение его стоимости на весь срок использования, что увеличивает количество оборудования, которое может быть приобретено за счет планируемых на приобретение годовых расходов.

— содействие хозяйствующим субъектам, имеющих большое значение для города, путем предоставления дополнительных льгот по налогообложению, особенно в местный бюджет. Также возможно применение механизма возвратного лизинга для объектов муниципальной собственности, что позволит провести дополнительное перераспределение собственности в пользу муниципалитета.

— повышение налоговых платежей в бюджет города. Если доходы от использования муниципального имущества в Санкт-Петербурге составляют более 24,5% от общих доходов местного бюджета, то в.

Краснодаре этот показатель не превышает 11%. Нами разработаны рекомендации по совершенствованию метода расчета налоговых поступлений в пользу местного бюджета, основанная на расчете, в начале отчетного периода (года), показателя доходности промышленных предприятий на весь период.

— повышение эффективности использования муниципальной собственности и исключение нецелевого использования. Проводя мониторинг за использованием муниципальной собственности, переданной в лизинг, можно быстро и оперативно следить за эффективностью и целевым использованием объекта лизинга.

5. Разработаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы для более эффективного использования лизинга на местном уровне.

Муниципальные лизинговые отношения, как новое направление в работе муниципалитетов, требуют постоянного и тщательного рассмотрения результатов принятия нормативно-правовых актов федерального и муниципального уровней, их корректировки с учетом проведения лизинговых операций в условиях переходной экономики.

Внести на рассмотрение в краевые и городские органы власти следующие документы:

О лизинге муниципальной недвижимости" .

О лизинге транспорта для нужд муниципальных предприятий" .

О поддержке предприятий имеющих большое значение для города" .

6. Усовершенствован механизм реализации муниципального лизинга и дополнена новыми аргументами концепция развития лизинга в промышленном секторе хозяйственного комплекса города, которая, по нашему мнению, должна включать следующие мероприятия:

— разработку классификации предприятий города, нуждающихся в муниципальной лизинговой поддержке, на основании которой будет приниматься решение о возможности и необходимости применения лизинга.

— мониторинг нормативно-правовой базы и методического обеспечения муниципальной лизинговой деятельности с целью соответствия действующим нормативно-правовым актам.

— развитие системы льгот для субъектов муниципального лизинга, которая, по нашему мнению, должна основываться на выполнении положений основных нормативно-правовых документов, регулирующих лизинговые отношения.

— разработку инвестиционных муниципальных лизинговых проектов. Образцовыми проектами могут считаться проекты, направленные на приоритетные области развития промышленного сектора муниципального образования или региона в целом.

— создание фонда содействия развитию муниципального лизинга, который предполагается создать как некоммерческую организацию.

— создание системы информационного обеспечения муниципального лизинга и подготовка квалифицированных кадров для работы в муниципальной лизинговой компании.

7. Разработаны рекомендации по формированию организационных основ безрисковых лизинговых сделок на местном уровне.

Нами определен риск реализации муниципального лизингового проекта как степень несоответствия между желаемым (идеальным) и фактическим результатом деятельности.

Выявлены основные факторы и виды риска, а также степень их влияния на реализацию муниципального лизингового проекта. Выявлены способы воздействия местных органов власти на каждый фактор риска.

Разработана система мероприятия по минимизации рисков для каждого субъекта муниципальных лизинговых отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. Социально-экономическое положение России в 1995 -2000 гг. 1996−2001гг.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.01.96 № 14 ФЗ (принят ГД РФ 22.12.95).
  3. Министерство Экономики РФ «Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей» от 16.04.1996 г.
  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004−93) (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 года № 17)
  5. Письмо Госкомстата РФ от 13.03.96 № 24−1-21/483 об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования.
  6. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» № 752 от 26.06.1996 г.
  7. Постановление Правительства РФ № 661 от 01.01.1995.
  8. Постановление Правительства РФ от 13.10.95 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 20.11.95 г. № 1133. «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
  10. Постановление Правительства РФ от 21.07.97 № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997−2000 годы».
  11. Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 167 «Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (Временное Положение о лизинге).
  13. Постановление Правительства РФ от 29.10.1997 года «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ»
  14. Приказ Минфина РФ от 17.02.97 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
Заполнить форму текущей работой