Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие человеческого капитала молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям: На материалах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оценки тенденций развития человеческого капитала молодежи и разработки на этой основе долгосрочной государственной политики в области совершенствования качественных характеристик молодежи. Результаты исследования могут быть использованы Министерством образования Республики Таджикистан… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические аспекты исследования молодежи и человеческогокапитала
    • 1. Молодежь как социальная группа
    • 2. Сущность человеческого капитала молодежи и ее особенности
    • 3. Некоторые факторы формирования человеческого капитала молодежи
  • Глава II. Развитие человеческого капитала молодежи в переходной экономике
    • 1. Состояние здоровья молодежи в контексте человеческого капитала и пути его укрепления
    • 2. Репродуктивный потенциал в аспекте человеческого капитала молодежи
    • 3. Развитие профессионально-квалификационного человеческого капитала молодежи
    • 4. Образование как фактор развития человеческого капитала молодежи
    • 5. Становление новой организационной культуры
  • Глава III. Социальная защита человеческого капитала молодежи в переходный период к рыночным отношениям

Формирование и развитие человеческого капитала молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям: На материалах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Становление рыночных отношений ставит на повестку дня необходимость глубокого исследования широкого круга проблем, связанных с человеческим капиталом.

Развитию рыночных отношений в странах с переходной экономикой благоприятствует использование методов кадрового менеджмента, разработанных и успешно используемых в развитых странах.

Важнейшим достижением кадрового менеджмента последних лет является переориентация теории и практики кадровой политики от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. Это означает, что человеческий потенциал всё более рассматривается как фактор важный экономического роста и повышения эффективности производства. Все большее признание в обществе получает то, что для развития экономики, повышения конкурентоспособности корпораций человеческий ресурс имеет более важное значение, чем вещественные факторы производства. Позитивные изменения последних десятилетий позволили в рамках теории человеческих ресурсов разработать концепцию человеческого капитала.

Человеческий капитал не является вещественным капиталом, а представляет собой систему знаний, опыта, навыков, квалификации, здоровья и т. п. наемного работника, используя которые, он обеспечивает себе и работодателю получение дохода.

В каждом работнике этот капитал формируется постепенно, увеличиваясь с возрастом работника, поэтому объем его в различных социальных группах и условиях может быть разным, поэтому исследование человеческого капитала работников в разрезе профессии возраста, пола, города, села и т. д. является с теоретических и практических позиций важным.

Такие исследования позволили определить стоимостные показатели работников отдельных социальных групп, что важно для корпораций при формировании своего кадрового потенциала. Так, нередко приходится осуществлять выбор: кого лучше держать в корпорации: лиц старшего возраста, которые имеют большой опыт, навыки, квалификацию, образование, или молодежь, которая лучше владеет новыми современными знаниями, хорошим здоровьем и мобильностью, но мало имеет опыта и навыков. Этот вопрос в определенной мере может быть решен путем соизмерения стоимости наемных работников каждой возрастной группы.

Общепризнано, что сновоположниками теории человеческого капитала являются Теодор Шульц и Гэри Беккер. Этой проблеме посвящены также труды Базарова Т. Ю., Боццор Р., Дятлова С. А., Критского М. М., Иванцевича Дж.М., Михайлова Ф. Б. и других ученых стран ближнего и дальнего зарубежья. В их публикациях рассматриваются общие подходы к анализу человеческого капитала. Однако специальные исследования человеческого капитала в разрезе отдельных социальных групп работников и, в частности, молодежи отсутствуют.

Учёные-экономисты Республики Таджикистан специальных исследований проблем человеческого капитала не проводили. Однако в научных трудах Акрамовой X., Исламова С. И., Кабутова М. К., Мирджалоловой М., Назарова А. А., Умарова Х. У., Хаджибаева А. Г. и других исследовалось состояние уровня образования, квалификации и здоровья населения в призме их влияния на занятость, доход и демографическое поведение населения.

Особенностью структура населения Республики Таджикистан является более высокий уровень молодых возрастных групп. Доля лиц в возрасте 15−29 лет в общем числе населения страны составляет 26−27 процентов, и процентов такое соотношение сохранится в ближайшие 15−20 лет. Именно с этой возрастной группой связаны повышенные показатели рождаемости, вступления в брак, трудовой активности, приобретения новых знаний и профессий и т. д.

Иначе говоря, молодежь играет решающую роль в жизни общества и от состояния её человеческого капитала зависит будущее развитие нашей страны.

В свете вышеизложенного раскрытие сущности, формирования, распределения, использования и определение эффективности человеческого капитала молодежи в странах с переходной экономикой приобретает особый актуальность.

Следует отметить, что исследование всех аспектов человеческого капитала молодежи в условиях переходного периода выходит за рамки данной диссертации. Поэтому исследования диссертанта были сконцентрированы вокруг вопросов формирования и развития человеческого капитала молодежи.

Пели и задачи исследования. Цель диссертационной работы является исследование процессов и проблем формирования и развития человеческого капитала молодежи Республики Таджикистан в условиях становления рыночных отношений и разработка соответствующих рекомендаций.

Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение следующих задач:

— раскрыть место и роль молодежи в решении социально-экономических задач, как наиболее активной социально-демографической группы;

— выявить социально-демографические и социально-экономические особенности молодежи;

— исследовать сущность человеческого капитала молодежи;

— определить социально-экономические и социально-культурные факторы формирования молодежи;

— изучить и определить пути укрепления и охраны здоровья молодежи;

— исследовать репродуктивный потенциал молодежи в свете человеческого капитала;

— исследовать профессионально-квалификационный состав молодежи, как фактора человеческого капитала;

— определить тенденции образовательного уровня молодежи в контексте человеческого капитала;

— определить основные пути социальной защиты человеческого капитала молодежи в переходный к рыночной экономике период.

Объектом исследования является молодежь, как составная часть населения и рабочей силы в странах с переходной экономикой.

Предметом исследования является человеческий капитал молодежи в условиях становления рыночных отношений в странах с переходной экономикой.

Методология и методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования явились Постановления Маджлиси Оли и Правительства Республики Таджикистан, труды ученых-специалистов дальнего и ближнего зарубежья по вопросам развития молодежи. Информационной базой исследования явились литературные источники по данной проблеме, данные Государственного Комитета по статистике Республики Таджикистан, данные Министерства здравоохранения, Министерства труда и Министерства образования Республики Таджикистан, материалы социологического опроса, проведенного Центром по изучению проблем народонаселения Академии наук Республики Таджикистан с участием диссертанта в 2000 году.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа содержит анализ комплексного изучения человеческого капитала молодежи Республики Таджикистан. Подобные исследования в экономической литературе подобные исследования в стране выполняются впервые.

В работе обоснованы следующие основные положения теоретического и прикладного характера: раскрыто содержание человеческого капитала молодежи, как особой социальной группы;

— обосновано включение в состав человеческого капитала молодежи ее репродуктивного потенциала;

— установлена необходимость разделения человеческого капитала на потенциальный и реальный;

— определены признаки и основные критерии молодежи, как наиболее активной социально-экономической группы;

— выявлены особенности формирования молодежи, как социально-экономической группы, в условиях перехода к рыночной экономике;

— определено фактическое состояние человеческого капитала молодежи и тенденции его изменения в условиях перехода к рыночной экономике;

— определены пути формирования организационной культуры в аспекте развития человеческого капитала молодежи;

— разработаны пути социальной защиты человеческого капитала молодежи в условиях становления рыночных отношений.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оценки тенденций развития человеческого капитала молодежи и разработки на этой основе долгосрочной государственной политики в области совершенствования качественных характеристик молодежи. Результаты исследования могут быть использованы Министерством образования Республики Таджикистан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, при составлении Программ занятости населения, при определении направлений развития профессионально-квалификационного и образовательного уровня молодежи, при разработке мер по укреплению здоровья и социальной защиты молодежи в переходный период (к рыночной экономике). Основные идеи исследования использовались диссертантом в процессе преподавания курса «Экономическая теория» в Худжандском Государственном университете им. академика Б.Гафурова.

1. Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на совместном заседании кафедр «Экономическая теория» и «Менеджмент и предпринимательство» факультета «Менеджмент и экономика» Худжандского Государственного университета имени академика Б. Гафурова, в 2001 г.- на заседании Ученого совета Центра социальных проблем человека Академии наук Республики Таджикистан, г. Душанбе, в 2001 г.- на научно-практической конференции молодых ученых.

Ленинабадской области, посвященной 65-летию ХГУ в 1997 г.- на научно-практической конференции, посвященной 1100 летию государства Саманидов и 90-летию академика Б. Гафурова в 1998 г. и в 1999 г. в г. Худжанд.

Публикации. Основное содцержание диссертации отражено в четырех публикациях.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое выше исследование показало, что молодёжь является особой социально-демографической группой, для которой характерен ряд специфических признаков отличия от других групп населения. Это дает возможность рассматривать ее как самостоятельный объект социально-экономического анализа. Численность молодежи страны определяется типом воспроизводства населения. В тех странах, где существует сильное влияние традиционного типа воспроизводства населения, там доля молодежи в структуре населения высокая.

Республика Таджикистан относится к числу стран с высокой долей молодёжи в населении и с быстрорастущей ее численностью.

Произошедшие в Республике Таджикистан за последние годы политические и социально-экономические преобразования оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности молодёжи зачастую в худшую сторону.

Особенность молодёжи как социально-экономической группы позволяет в рамках общей теории «человеческого капитала» выделить человеческий капитал молодёжи.

Данный капитал рассматривается через призму способностей, здоровья профессионально-квалификационной подготовки и образования, опыта и навыков, а также вводится понятие репродуктивного потенциала, как элемента человеческого капитала молодёжи.

Репродуктивный капитал молодежи можно рассматривать как биосоциальный капитал. Соотношение между биологическим и социальным в реализации репродуктивного потенциала индивида по мере развития общества все больше будет склоняться в пользу социального. Следует отметить, что данная постановка вопроса является новой и поэтому потребует дальнейших многосторонних исследований, в частности, она требует более глубокого исследования показателей, характеризующих репродуктивный человеческий капитал молодёжи, механизмов возрастающей роли социального по сравнению с биологическим в реализации репродуктивного потенциала молодежи, комплекса последствий таких тенденций и т. д. Важно исследовать влияние рыночных отношений на степень реализаций семьей своего репродуктивного потенциала. Анализ фактического состояния здоровья, как человеческого капитала молодёжи показал, что она имеет тенденцию к ухудшению. Надо иметь в виду, что состояние здоровья молодёжи как сложный показатель имеет не только личностное, но и государственное значение. Молодёжь является носителем в будущее способностей к труду, умения защищать Родину, носителем идеологии, достижений науки, духовных, религиозных, общечеловеческих ценностей. Исходя из этого государство должно принять ряд мер внерыночного характера, направленных на подержание и укрепление здоровья молодёжи.

Профессионально-квалификационный человеческий капитал молодёжи в условиях становления рыночных отношений также претерпевает серьёзные изменения.

Материалы проведённого анализа показали, что за годы становления рыночных отношений наблюдается интенсивная деградация профессиональноквалификационного уровня молодёжи. В результате простоя рабочих мест квалифицированная молодёжь вынуждена заниматься неквалифицированными видами работ. Темпы роста рабочих мест серьёзно отстают от темпов роста численности молодёжи. Интенсивно растет число безработной молодёжи. Часть молодёжи, которая проходит профессиональное обучение, после учёбы не может найти работу по полученной профессии.

Быстрое развитие индивидуальное трудовой деятельности, частного предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств способствуют в условиях неэффективности применения техники использованию ручного труда, возрождению забытых малопроизводительных профессий.

В решении этого вопросы ключевое место занимает введение в действие рабочих мест, развитие гибких форм организации производства и труда и т. д. На нынешнем этапе экономического развития роль государства в решении проблем эффективного использования профессионально — квалификационного человеческого капитала молодёжи должна быть решающей. За годы советской власти в Республике Таджикистан был накоплен огромный образовательный капитал молодёжи. Однако становление рыночных отношений способствовало резкому снижению престижа образования в глазах молодёжи. Разрушена практически апробированная система образования, интенсивно вводится так называемая многоступенчатая, недостаточно ясная, система обучения в плане комплекса социальных последствий. Наблюдается интенсивное духовное обнищание молодёжи, невостребованность образованных специалистов обществом. Серьёзную отрицательную роль в сложившейся ситуации играет повсеместное распространение в открытой или скрытой форме системы платного получения образования. Низок уровень получаемых знаний, слаба связь образования с производством.

В данном вопросе государство учитывая будущее развитие страны должно обеспечить бесплатное образование всем участникам образовательной системы.

Сохранение и преумножение образовательного человеческого капитала молодёжи — это сохранение и развитие нашего будущего.

Репродуктивный потенциал является важнейшим человеческим капиталом молодёжи. В условиях, когда существовали иные традиции и обычаи, когда роль рабочих рук в семье была решающей реализация данного капитала в форме высокой рождаемости в решающей степени обеспечивала хорошую и спокойную жизнь владельцу этого капитала.

В условиях, когда повысилась техническая оснащенность производства и в семье изменился ряд традиций и обычаев, появились новые жизненные ценности. В этих условиях репродуктивный капитал как носитель биосоциального капитала все больше социализируется. Источником дохода от реализации данного капитала становится не многочисленность детей, а малочисленность, но с высокими качественными характеристиками. Владелец репродуктивного человеческого капитала меньше реализует свой биологический капитал, но больше использует социальный капитал. Это позволяет ему получить больше дохода, чем от многодетности. Это позволяет делать вывод, что всестороннее развитие молодёжи, обогащение его человеческого капитала является источником эффективного использования его репродуктивного капитала.

Развивающиеся рыночные отношения в Республике Таджикистан осуществляются на низких стартовых условиях, что оказало отрицательное влияние на сохранение и использование молодёжью своего человеческого капитала.

Молодёжь оказалось в рядах слабо защищенных слоев населения. Отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, низкий размер пособий, платность или частичная платность многих социальных услуг, невостребованность обществом квалифицированных и образованных молодых кадров, невозможность организации своего дела и т. д. в условиях быстрого роста числа молодёжи может привести к серьёзным печальным последствиям.

Государство должно разработать соответствующие молодёжные программы для социальной защиты молодёжи от губительных сил развивающейся рыночной экономики. В систему мер данного направления могут быть включены предоставление для молодёжи льготных или безпроцентных кредитов, бесплатное образование, квотирование рабочих мест, бесплатное медицинское обслуживание, льготное обеспечение жильём, предоставление льготных и бесплатных услуг молодым семьям, имеющим детей, увеличение размера пособий по рождению ребёнка и т. д.

Вместе с этим необходимо в рамках теории управления человеческими ресурсами формировать новую организационную культуру, разрабатывать новую философию предприятий.

По всей вероятности, для формирования и развития человеческого капитала молодежи следует восстановить практику составления планов социального развития коллективов с учетом изменившихся условий. Важное место в этих планах должны занимать особенности национальных традиций и обычаев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Человек в зеркале экономической теории М- 1993.
  2. X. Демографическое развитие и рынок труда в переходной экономике. Диссертация на соискание учёной степени кандидата эконом, наук. — Душанбе, 1999 г.
  3. X. Образовательный уровень женщин Таджикистана и его проблемы. / Паем- Душанбе, 1998, № 1.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  5. Г. С. Человеческий капитал: главы из книги /США: ЭПИ -1993,№ 11−12
  6. М.С., Савин С. И., Стягов Г. И., Социально- гигиеническая характеристика заболеваемости городского и сельского населения — М., 1975.
  7. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М., 1996.
  8. Д.Ж. Новые формы занятости и информационные технологии / Вопросы экономики М, 1998, № 2
  9. Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. М., 1996.
  10. Ю.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
  11. П.Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. Л., 1989.
  12. Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  13. С., Малков Л. «Утечка умов» и общественное сознание / Российский экономический журнал М, 1992, № 1ю
  14. Н.Грачев М. В. Суперкадры. М., 1993.
  15. Н., Иванов А., Михина М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку /МЭМО -М, 1992. № 9.
  16. С.А. Основы теории человеческого капитала. Спб. УЭФ, 1992.
  17. Г. Управление персоналом. М., 1997.
  18. Н. Молодежь на рынке труда / Вопросы экономики — м, 1998 № 1
  19. А.П. Управление персоналом. — М., 199 520.3игерт В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  20. Закон Республики Таджикистан «О занятости населения" — Душанбе, 1996 .22.3акон Республики Таджикистан «О государственной молодёжной политике» -Душанбе, 1999.
  21. Занятость, рынок труда, безработица М, 1996.
  22. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  23. О.А. Эмиграция научных кадров из России сегодня и завтра- М, 1993.
  24. С.И., Пулатов М. Репродуктивный потенциал, как элемент человеческого капитала. Сб.
  25. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров -М, 1995.
  26. Е.А. Психология профессионала. -М., 1996.
  27. Кабутов М. К. Занятость населения трудоизбыточного региона в условиях становления рыночной экономики- Душанбе, 1997-
  28. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.31 .Камолов Н. К. Тадбирхои банизомдории пешрафти иктисоди. / Экономика.
  29. М.М. Человеческий капитал. Ленинград 1991 г.
  30. Косаев А. Г Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации. -М., 1993 г.
  31. В.И. О научной организации труда. — 2-е изд., доп. — М., 1989.
  32. Молодежь и образование. М., 1972.
  33. Молодежь в трудовом коллективе М., 1986-
  34. Молодежная политика в Республике Таджикистан. Душанбе, 1998
  35. Мол од ежь и наркотики Женева, 1974
  36. М., Альберт М., Хедоуриф. Основы менеджмента. М., 1994.
  37. Ф.Б. Управление персоналом: классические потенции и новые подходы. Казань, 1994.
  38. В.И. Человеческий фактор и эффективность экономики -М., 1991 г.
  39. В.И., Соболева И. В. Экономика человека — М., 1995 г.
  40. Население Республики Таджикистан 1998 — Душанбе, 1999 г.
  41. Нормирование труда ИТР и служащих: Методические рекомендации. М., 1972.
  42. Т.Н. Точикистон: баъзе масъалахои инкишофи иктисоди ва хамкории байнали дар остонаи асри XXI/ Экономика Таджикистана -Душанбе, 2000 № 1.
  43. А.А. Социально-экономические факторы роста производительности труда. Душанбе, 1981 г.
  44. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. Москва — Санкт-Петербург, 1994 г.
  45. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР-М., 1989.
  46. Основы изучение человеческого развития- М., 1998-
  47. В. И. Молодая семья сегодня — М., 1998-
  48. В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск, 1992.
  49. Паркинсонс., Рустамжим. Искусство управления. Спб., 1992.
  50. Прием и увольнение работников. Пособие для руководителей, начальников отделов кадров. М., 1995.
  51. ПРООН 1997. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию Душанбе, 1998.
  52. Проблемы экономического и социального развития Таджикистана -Душанбе, 1998.
  53. Ф. Рынок труда и профессиональное обучение в период экономической трансформации / Человек и труд- М., 1994, № 2.
  54. Профориентация: цели и задачи Душанбе, 1994 г.
  55. Э.Ш. Истиклолият неъмати бебаньост. Душанбе, 2001 г.
  56. Руководителю о принятии решений. М., 1995.
  57. Рынок труда. Заработная плата и занятость. М., 1996
  58. Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности. / материалы научно-практической конференции. 14 октября 1999 г. Санкт-Петербург, 2000.
  59. Российская деловая культура: история, традиция, практика. М., 1998.
  60. Социально-демографический портрет студента М., 1986 .
  61. Статистический ежегодник. Республика Таджикистан. 2000 Душанбе, 2001.
  62. Г. Менеджмент в организациях. М., 1995.
  63. Социально-психологический климат коллектива. М., МГУ, 1981.
  64. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
  65. О.Т. Рост общественных фондов потребления и повышение уровня жизни населения. -Душанбе, 1986.
  66. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
  67. Х. У. Мирзоев М., Дустбоев Ш. Бедность и пути его преодоления. -Душанбе, 2000 г.
  68. Г. Моя жизнь и мои достижения. М., 1989.
  69. Фонд народонаселения ООН. Таджикистан. Страновая оценка народонаселения. Душанбе, 1999.
  70. Ю. Доклад о развитии человеческого потенциала в России. М., 1997.
  71. Р., Юри У. Пусть к согласию или переговоры без поражения. М., 1990. Год 1997 — Москва, Интурреклама Дизайн.
  72. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика М., 1998 г.
  73. А.Г. Актуальные проблемы воспроизводства населения и эффективность использования трудовых ресурсов — Душанбе, 1989.
  74. Т.С. Эффективность капитальных вложений. М., 1979.
  75. П. Экономический образ мышления. М., 1993.
  76. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех, психология бизнеса. М., 1993.
  77. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. М., 1996.
  78. Г. Двадцать принципов производительности. М., 1992. 82. Якокка JI. Карьера менеджера. — Тольятти. 1995.
Заполнить форму текущей работой