Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование законодательной базы предпринимательства. Представление равных условий всем ПС для входа на рынок, устранение административных барьеров, усиление государственной поддержки и контроль предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства. При этом принципиально важна независимость антимонопольных органов в проведении ими соответствующей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 1. 1. Теоретические основы построения и функционирования рынка нефтепродуктов
    • 1. 2. Состав, структура и особенности деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 1. 3. Задачи и принципы антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
  • Глава 2. Оценка эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 2. 1. Анализ состояния антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 2. 2. Методические основы моделирования условий оценки антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 2. 3. Выбор критериев оценки эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
  • Глава 3. Основные направления совершенствования эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 3. 1. Оценка эффективности антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 3. 2. Механизм совершенствования антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов
    • 3. 3. Ценовое регулирование деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов

Оценка эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В российском экономическом сообществе роль основного элемента государственного регулирования экономических процессов в части создания условий для развития конкуренции на рынке нефтепродуктов играют антимонопольные органы, главным звеном среди которых в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России).

В настоящее время функционирование рынка нефтепродуктов, динамика его основных характеристик, возможности определяются взаимодействием предпринимательских структур (далее — ПС) и государства. Решение проблемы эффективного антимонопольного регулирования деятельности ПС становится особенно трудным в тех случаях, когда монопольное положение занимает не одно, а несколько предприятий, входящих в сговор между собой и диктующих другим предприятиям, производящим такую же продукцию, условия деятельности на рынке, существенно снижающие их конкурентоспособность, что характерно для рынка нефтепродуктов. Именно поэтому государство должно выступать той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования ПС, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны, их сохранение и реализацию.

Оценка эффективности результатов антимонопольного регулирования деятельности ПС на олигополистическом рынке нефтепродуктов представляет собой весьма сложную проблему, которая до настоящего времени во многом не разрешена. Условием обеспечения эффективного антимонопольного регулирования является оценка его результативности. Критерии выбора, направления принятия решений и способы оценки результатов государственного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов определяются множеством факторов, которые до конца не изучены.

В связи с этим актуальными становятся проблемы выбора эффективной модели государственного антимонопольного регулирования, допускающей функционирование крупных ПС, обеспечивающих эффект масштаба, и сохраняющей равные конкурентные условия.

Состояние изученности проблемы. В научной литературе сформирован определенный набор знаний, отражающий отдельные аспекты изучаемой проблемы. Отдельные проблемы антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов отражены в работах С. Авдашевой, А. Бабашкиной, Л. Бадалова, А. Городецкого, В. Золотухина, Н. Клейн, В. Кокорева, Е. Котелкиной, И. Окрепиловой, А. Фонаревой, А. Цветкова, А. Ющенко и др. Цели, инструменты, в целом, механизм государственного антимонопольного регулирования деятельности ПС представлены в исследованиях Д. Арментано, А. Варламовой, Г. Демзеца, И. Иванова, А. Кана, Л. Подолянец и др. Вопросы антимонопольного регулирования, а также проблемы взаимоотношений государства и конкуренции занимают значительное место в трудах таких зарубежных авторов, как: В. Ойкен, М. Портер, Дж. Спаркес, Дж. Стиглер и др.

Разработка проблем государственного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов РФ только начинается, объект исследования является качественно новым, поэтому, несмотря на растущий поток публикаций по этим проблемам в последние несколько лет, существующий уровень анализа недостаточен. Этим обусловлены актуальность темы и структура диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка методических положений для проведения оценки эффективности результатов государственного антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:

• обобщены теоретические представления и определено понятие деятельности ПС на рынке нефтепродуктов в применении к современным российским условиям;

• выявлены цели, принципы, методы и особенности антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов на современном этапе;

• разработаны критерии оценки эффективности антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов;

• разработаны предложения по совершенствованию методики оценки эффективности антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие между государством и субъектами предпринимательства на рынке нефтепродуктов, а также особенности их поведения и выбора стратегий участия в конкурентной борьбе.

Объектом исследования являются ПС, работающие на рынке нефтепродуктов, деятельность которых требует эффективного регулирования со стороны государства.

Теоретической и методологической основами исследования явились фундаментальные положения трудов отечественных и зарубежных экономистов, исследовавших проблемы антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов, нормативные и методические документы ФАС России, существующее законодательство в области государственного регулирования в рамках теории отраслевых рынков, институциональной экономики.

Методология исследования. Методологической основой исследования является системный подход, комплексное изучение зарубежного и национального опыта взаимодействия антимонопольных органов и ПС. В работе используются методы системного, сравнительного анализа, статистические методы.

Научная новизна. По итогам выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

1. Дано авторское определение понятия «олигополистический рынок нефтепродуктов», уточняющее направления государственного антимонопольного регулирования и раскрывающее особенности деятельности ПС: локализация, регионализации, ограниченный перечень продуктов, обращающихся на рынке, для организации эффективного антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов.

2. Разработаны принципы организации государственного антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов: принцип комплексности регулирования, принцип мониторинга и принцип открытости, дающие новое представление об области воздействия государственного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов и позволяющих повысить эффективность мероприятий государственного регулирования на данном рынке.

3. Разработаны критерии оценки эффективности антимонопольного регулирования деятельности ПС: критерий экономической концентрации рынка, критерий устойчивой конкурентной среды на рынке, критерий обоснованности ценовой динамики, критерий наличия доминирующего положения, выбор которых осуществляется на основе телеологического и процессуального подходов к оценке эффективности. Предложенные критерии позволили определить уровень эффективности оценки антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов.

4. Выделены и систематизированы экономико-организационные проблемы оценки эффективности государственного антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов, в отличие от использованных ранее, определяющие ведущую роль процесса государственного контроля ценообразования на рынке нефтепродуктов, позволившего дополнить этапы оценки конкуренции на рынке нефтепродуктов.

5. Предложен алгоритм реализации мероприятий, адаптирующих концепцию повышения качества оценки эффективности антимонопольного регулирования деятельности ПС применительно к рынку нефтепродуктов. Внедрение предложенного подхода позволит обеспечить устойчивый рост эффективности антимонопольного регулирования.

Теоретическое значение исследования состоит в дальнейшем развитии научных исследований, посвященных государственному антимонопольному регулированию деятельности ПС на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные научные рекомендации и методические разработки выполненного исследования характеризуются практической направленностью. Использование разработанных методических положений будет способствовать повышению качества оценки эффективности антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации были изложены на межвузовских научно-практических конференциях.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ общим объемом 3,3 п. л, отражающих основное содержание диссертации.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 220 страниц, включая 11 таблиц, 17 рисунков, 8 приложений.

Основные выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, заключаются в следующем:

1. Определена система целей и методов антимонопольной политики государства. В настоящее время антимонопольная политика должна выступать в роли катализатора модернизации экономики, активно воздействовать на формирование конкурентной среды.

2. Разработаны критерии оценки эффективности современной антимонопольной политики регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов, выбор которых осуществляется на основе телеологического и процессуального подходов к оценке эффективности.

В основе первого, или телеологического, подхода лежит идея о целеполагании, когда деятельность организации будет оцениваться как эффективная, если она достигнет заранее установленных целей. Таким образом, данная модель эффективности концентрируется вокруг целеполагания и достижения цели. В основе второго, или процессуального, подхода лежит оценка результатов деятельности, полноты выполнения организацией функций. Согласно этой модели деятельность организации можно оценить через анализ выполнения перед ней задач.

Использование в качестве критериев оценки эффективности антимонопольного регулирования ПС качественных и количественных параметров, позволяют идентифицировать проводимую политику регулирования как недостаточно или достаточно эффективную.

Основным критерием оценки предложенной схемы регулирующего воздействия должен стать критерий результативности, проявляющийся в достижении либо недостижении намеченных целей государственного воздействия. Именно этот критерий мы считаем наиболее подходящим для характеристики государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с предложенными критериями антимонопольное регулирование деятельности ПС на рынке нефтепродуктов может быть оценено как недостаточно эффективное. Такой вывод обусловлен результатами проведенного анализа, которые свидетельствуют о:

— несистемном характере реализации функций, закрепленных за антимонопольным органом;

— отсутствии у антимонопольных органов формализованных критериев для оценки средств и методов регулирования процесса монополизации;

— преобладании административных мер регулирования в ущерб экономическим.

Вместе с тем, можно говорить о выявленной в ходе проведенного анализа тенденции к повышению эффективности антимонопольного регулирования, которая проявляется в расширении деятельности ФАС России по реализации функций.

3. Предложен комплекс мероприятий и алгоритм их реализации, образующие механизм совершенствования антимонопольного регулирования деятельности ПС.

Комплекс мероприятий в отношении рынке нефтепродуктов включает:

1. Структуризация целей и формализация задач регулирования рынка нефтепродуктов, позволяющая дать оценку эффективности мероприятий по антимонопольной политике;

2. Формирование базы данных, включающей основные экономические показатели предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

3. Мониторинг состояния рыночной среды на рынке нефтепродуктов.

4. Обобщены математические показатели для оценки конкурентной среды. Из набора показателей оценки конкурентной среды наиболее важное значение имеют коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана. Проанализированы процессы экономической концентрации на рынке нефтепродуктов. Разработаны практические рекомендации по повышению эффективности государственного контроля за процессами экономической концентрации.

Внедрение данного механизма совершенствования антимонопольного регулирования позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования деятельности ПС на рынке нефтепродуктов до достаточного уровня.

Разработанная диссертантом методика подготовки программы демонополизации рынка нефтепродуктов и формирования конкурентной среды предполагает: определение географических границ товарного рынка нефтепродуктов;

— выявление количества ПС, действующих на рынке нефтепродуктов, их финансово-экономических показателейопределение уровня концентрации рынка нефтепродуктов, предполагающее расчет коэффициента концентрации (СИ.) и индекса концентрации (НШ) — установление количества ПС, доминирующих на рынке нефтепродуктов, и формы проявления их рыночной силы;

— проведение анализа полученных показателей и обобщение выводов о достаточном (недостаточном) развитии рынка.

Качественная, эффективная демонополизация станет в первую очередь возможной при организации мониторинга товарных рынков нефтепродуктов на основе хорошо организованной системы сбора и обработки экономической информации. На основе мониторинга рынка нефтепродуктов делается вывод о достаточном (недостаточном) развитии рынка, наличии чрезмерной или умеренной концентрации, количестве ПС, необходимом для эффективной конкуренции, необходимости разработки отдельной программы по демонополизации и формированию конкурентной среды на рынке нефтепродуктов.

Все вышеперечисленное будет способствовать эффективному антимонопольному регулированию, как целенаправленной государственной деятельности, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на рынке нефтепродуктов с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Таким образом, в конечном итоге результаты исследования направлены на оценку повышения экономической эффективности антимонопольного регулирования деятельности нефтяных ПС в условиях концентрации активности на внутреннем рынке нефтепродуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности обеспечивает стабильность и развитие экономики, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Анализ развития государственного регулирования предпринимательской деятельности на федеральном уровне позволяет сделать выводы о недостатках и проблемах этой сферы деятельности, а также разработать алгоритм и ряд предложений его развития.

Концептуальная задача, требующая решения в рамках антимонопольного регулирования, состоит в том, чтобы найти и реализовать способ выявления и устранения элементов рынка, затрудняющих ход конкурентного процесса, а также предупреждения их формирования. Это предполагает переориентацию от реализуемой пассивной к активной модели антимонопольного регулирования. Объективные технико-экономические параметры рынка нефтепродуктов предопределили формирование крупных интегрированных ПС в качестве доминирующих субъектов данного рынка.

По нашему мнению, процесс развития государственного регулирования предпринимательской деятельности должен идти с соблюдением следующих принципов:

• принцип комплексности регулирования — это совокупность правил формирования мер по реализации антимонопольного регулирования, которые должны носить комплексный, системный, последовательный и логически обоснованный характер;

• принцип открытости, подразумевающий усиление мер по привлечению к участию в процесс выработки решений по вопросам государственного антимонопольного регулирования ПС;

• принцип постоянного контроля, выражающийся в формировании мер по контролю за деятельностью ПС со стороны государства, которые не должны быть ограничены периодичностью;

• принцип равных возможностей определяет необходимость обеспечения равных возможностей ведения деятельности на рынке нефтепродуктов и устранения административных препятствий на пути развития бизнеса;

• принцип своевременности, предусматривающий обновление и совершенствование законодательства, регулирующего деятельность ПС;

• принцип постоянного мониторинга заключается в осуществлении антимонопольным органом контрольных мероприятий путем формализованной проверки соответствия деятельности ПС.

Данные принципы обусловили важнейшие направления развития государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. Совершенствование законодательной базы предпринимательства. Представление равных условий всем ПС для входа на рынок, устранение административных барьеров, усиление государственной поддержки и контроль предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства. При этом принципиально важна независимость антимонопольных органов в проведении ими соответствующей политики. Причем она должна быть обеспечена не только по отношению к субъектам рынка, но и по отношению к правительственным структурам.

2. Обеспечение условий свободной конкуренции и проведение целенаправленного антимонопольного регулирования для обеспечения равных условий для предпринимателей на рынке нефтепродуктов.

Основой антимонопольного регулирования является разработка и принятие единого антимонопольного закона, а также формирование адекватной системы органов управления, осуществляющих возложенные на них функции по антимонопольному контролю и регулированию.

Целью предполагаемых изменений в области антимонопольного регулирования является:

— сведение к минимуму возможностей антимонопольных органов в части квалификации хозяйственной практика как законной или незаконной;

— создание стимулов для соблюдения требований антимонопольного законодательства ПС;

— обеспечение максимальной информированности участников рынка нефтепродуктов о правилах конкуренции.

Представляется целесообразным усилить наказание за нарушение принципов свободной конкуренции. Проведенное исследование позволяет сделать главный вывод: государство должно проводить в отношении предпринимательства целенаправленную политику.

Опираясь на фундаментальные основы формирования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства России, мы сделали вывод об их недостаточной эффективности. По нашему мнению это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, недостаточная эффективность антимонопольного регулирования объясняется тем, что оно превратилось в политику, осуществляемую в чьих-то конкретных интересах. Оно отходит от социально-экономической составляющей и превращается в инструмент регулирования частных или государственных интересов.

Во-вторых, монополистические практики одновременно несут в себе как элементы «зла», так и «добра», разделить которые очень сложно, а иногда не представляется возможным.

В диссертационной работе решена важная задача, имеющая конкретное практическое значение для совершенствования антимонопольной деятельности в нашей стране, которая позволяет эффективно выявлять действия ПС, ограничивающих конкуренцию на олигополистических товарных рынках.

Результаты решения этой задачи позволяют в определенной мере заполнять существующие в настоящее время пробелы в методическом обеспечении действий антимонопольных органов Российской Федерации, направленных на выявление антиконкурентных действий ПС доминирующих на рынке нефтепродуктов и ограничивающих конкуренцию. Наличие таких пробелов существенно снижает эффективность действий антимонопольных органов в процессе судебных разбирательств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51 ФЗ- часть вторая от 26 января 1996 г. № 14 — ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146 — ФЗ.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 г. № 146 ФЗ- часть вторая от 05.08.2000 г. № 117 — ФЗ.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.
  6. Федеральный закон № 135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
  7. Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях».
  8. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон № 45-ФЗ от 09.04.2007 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  10. Федеральный закон № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. «О финансово-промышленных группах».
  11. Закон РСФСР № 948−1 от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе».
  13. Приказ ФАС от 15.12.2006 г. № 324 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы».
  14. Приказ ФАС от 25.04.2006 г. № 108 «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
  15. Приказ ФАС от 26.10.2009 г. № 73 «Порядок проведения Федеральной антимонопольной службой мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты»
  16. Приказ ФАС от 17.04.2008 г. № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27−31 Федерального закона «О защите конкуренции».
  17. Приказ ФАС от 20.11.2006 г. № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».
  18. Приказ ФАС от 21.12.2007 г. № 442 «Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственнойфункции по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства».
  19. Приказ ФАС от 18.06.2007 г. № 168 «Перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение».
  20. Приказ ГКАП РФ от 3.06.1994 г. N 67 «Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке».
  21. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р «Программа развития конкуренции в Российской Федерации».
  22. Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
  23. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  24. ГОСТ Р 51 303−99. Нефть и нефтепродукты.
  25. Абдуллаев. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов. -М.: Экономика, 2007.
  26. A.A., Туреев A.A. Экономические аспекты применения нефтепродуктов. М.: 2004.
  27. М.С. Экономика предприятия. М.: Дело и Сервис, 2007.
  28. С.Б. Спрос на антимонопольное регулирование со стороны российских фирм и домохозяйств М.: БЭА., 2007.
  29. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2000.- 320 с.
  30. С.Б., Розанова Н. М. Анализ структуры товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1998.
  31. С., Розанова Н., Поповская Е. Вертикальные ограничения в российской экономике. М.: ТЕИС, 2005.
  32. Н.Г. Основные положения и проблемы государственного регулирования малого предпринимательства. М., 2006.
  33. Э.А., Ерзнкян Б. А. Холдинги. Кн.1. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Монография. М.: НИИУ, 1999. -122 с.
  34. P.JI. Планирование будущего корпорации /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.- 324 с.
  35. В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России / В. Ю. Алекперов. М.: АУТОПАН, 1999. — 284 с.
  36. Антимонопольное регулирование вертикальных ограничивающих контрактов: российская практика в контексте мирового опыта. / Под ред. Авдашевой С., Алимовой Т. М.: ТЕИС, 2007.
  37. И.А., Терехов А. Г., Кутилов П. В. и др. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках: рекомендации по выявлению. М.: Институт микроэкономики, 2007.
  38. И.К. Механизм реализации экономических функций государства. Саратов, 2006.
  39. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
  40. JI.M. Государственное регулирование рыночной экономики. -М., 2005.
  41. B.C., Булочникова JI.A., Демидова Л. А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: Анкил, 2003.
  42. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 2001-С. 274.
  43. A.B., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1998. — 236 с.
  44. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность: (Нефтяной комплекс России). М.: МГФ «Знание», 2005. С. 5 -7.
  45. И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2003.
  46. Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 2003.
  47. Биржевая деятельность: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Р. В. Корнеевой, В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 240 е.: ил.
  48. Д. Краткий курс финансовой науки / Д. Боголепов М.: Пролетарии, 1975.
  49. В.А. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции / В. А. Бондарь, Е. И. Зоря, Д. В. Цагарели. М.: ООО «Паритет Графи», 2004. — 338 с.
  50. E.H., Чукуева Э. М. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в России. Информационный сборник ВИНИТИ «Федеральные и региональные программы России», 2008. № 3 (25).
  51. В.В., Литвак Е. Г. Разработка процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику и процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер. М.: НИСИПП, 2007.
  52. В.В. Экономический рост и фондовый рынок: В 2 т. Том 2 / В. В. Булатов. М.: Наука, 2005. — 254 с.
  53. A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2./Кн.1 -М.: Интерпракс, 1997. 256 с.
  54. А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах запад и России / Бутыркин, А .Я. М.: Новый век, 2006. — 88
  55. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. М., 2005.
  56. М. Избранные произведения. М.: 1990.
  57. А.Д., Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2006.
  58. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М: Высшая школа, 1997.
  59. В.Н., Рыбаков Ф. Ф. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1999. 166 с.
  60. Л.Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации: состояние и тенденции: монография. М.: Издательство РГТУ, 2007.
  61. С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур / под ред. Гальперина С. Б. М.: «Издательский дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2004. — 60 с.
  62. Г. М. Отечественный и зарубежный опыт антимонопольного регулирования. М., 2006.
  63. Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. США: Междунар. Ин-т права, 1996. — с. 375.
  64. Ю.И. Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты. -Ставрополь.: Издательство АГРУС, 2007.
  65. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие / И. Н. Герчикова. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2005. — 704 с.
  66. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. И. И. Столярова, М: Дело, 2005 г.
  67. В.И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. М.: Джет Пресс К, 2004.
  68. И.В., Шаститко А. Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства (в части предотвращения (пресечения) злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках). М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. — 96 с.
  69. Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2008.
  70. О., Кандинская О. «Биржевое дело». Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, 1999.
  71. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в российской экономике // Тр. Института экономики РАН. 1998. — № 3.
  72. Дерегулирование российской экономики / Жаворонков C.B., В.А. May, Черный Д. С., Яновский К. Э. М.: ИЭПП, 2007. — 68 с.
  73. А.Е., Никольский Ю. Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент + финансы. М.: Принтлайн, 1999. — 384 с.
  74. П.Т. Второй / Предисловие к кн. Дж. Сороса «Алхимия финансов», М: ИНФРА-М, 1997.
  75. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. М., 2008.
  76. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. / Пер. с англ., под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1999. — с. 95
  77. Л.Н. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. Хабаровск, 2007.
  78. О.А. США: Антитрестовское законодательство на службе монополии. -М.: Наука, 1976.-158 с.
  79. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. -448 с.
  80. Инструменты и прикладные показатели эффективности-антимонопольной политики и деятельности антимонопольных органов: аналитический отчет / Бюро экономического анализа М., 2007.
  81. В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. -М.: Наука, 1997.-с.83−95.
  82. Дж. М. Избранные произведения. М.: Издательство Экономика, 1978.
  83. И. Конкуренция и предпринимательство М.: Юнити, 2001.-239 с.
  84. И.В. Антимонопольная и конкурентная политика России: Учебное пособие. Новосибирск: СибУТЖ, 2008.
  85. И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. Новосибирск: СибУПК, 2006.
  86. Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие. -М.: Омега-Л, 2006. 526 с.
  87. И.В. Процессы экономической концентрации в России и методологические проблемы антимонопольного контроля / И. В. Князева // Вестник МАП, 2006. № 3 — С. 67 — 71.
  88. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2007.
  89. О.В., Котелкина Е. И. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в РФ. СПб. 1995 г.-468 с.
  90. Конкурентное право Российской Федерации: учебное пособие / Под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой. М.: Логос, 2001. — 432 с.
  91. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 с.
  92. С. Формирование конкурентной среды в регионе. М.: ИНФРА-М, 2005. с. 144.
  93. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.736 с.
  94. Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пипскера, Науч.ред. Р. Капелюшников М.: Издательство Дело, 1994. — 238 с.
  95. П.В. Издержки и риски саморегулирования. М.: Издательство Спрос, 2007.
  96. О.Ф. Антимонопольное регулирование в переходной экономике. // Дис. Канд. Эк. Наук: 08.00.01. М., 1998. — с. 104.
  97. Л.П., Кураков В. Л., Словарь-справочник по экономике, М.: Гелиос АРВ, 1999.
  98. Курс экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Райзберга Б. А. -М.: Ифра-М, 1999. — с. 423
  99. ЮЗ.Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ, 2006.
  100. В.И. Избранные произведения. В 4 т. Т.2. М.: Политиздат, 1988. — 553 с.
  101. K.P., Бою С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1999. — 399 с.
  102. С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования: социально-экономический аспект: Автореф. Дисс. Канд. Экон. наук. Волгоград, 1998.
  103. О. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. — Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1999. — 96 с.- 109. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Издательство -«Прогресс», 1993.
  104. May В. А. Дерегулирование российской экономики: Механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках. М.: Институт экономики переходного периода, 2008.
  105. Мел едина Е. А. Сущность управления в условиях быстроразвивающегося рынка./ Проблемы макро- и микроуправления: Сб. стат. Томск: Издание Том. Ун-та, 1997. — С. 207−213.
  106. К. Экономика организаций. -М.: ИНФРА М, 1996. — с. 131.
  107. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прибыли / Под ред. Шаститко А. Е. М.: ТЕИС, 2008. — 208 с.
  108. Монополизм и антимонопольная политика / Барышева A.B., Сухотин О. В., Богачев H.H. и др. М.: Наука, 1998.
  109. Монополистическое ценообразование (проблемы и закономерности) / Под ред. С. М. Никитина. М.: Наука, 1980 — 382 с.
  110. А. Российские вертикально интегрированные нефтяные комплексы: проблемы управления/Вопросы экономики, 1998.-№ 1-С.148−159.
  111. В.А. Практическая рыночная экономика: Слов. М., 2001. -С. 171 172
  112. В. Основные принципы экономической политики./ Перевод с нем. Л. А. Козлова, Ю. И. Куколева. М.: Издательство Прогресс, 1995.
  113. И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. СПб., 1999. — 228 с.
  114. Организация и самоорганизация сложных систем: управленческий аспект: Межвуз. Сб. Наб. Челны: Изд-во Камск. Политехи, ин-та, 1996. — 118 с.
  115. Основы рыночного хозяйствования (о принципах функционирования рынка, зарубежном опыте, наших проблемах и задачах) / Под общей ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2003.
  116. Оценка конкуренции на товарных рынках для антимонопольного регулирования: аналитический отчет / Бюро экономического анализа М., 2007.
  117. A.A. Экономика нефтяного комплекса: ретроспективы, современность, прогнозы / A.A. Пельменёва, Ставрополь, 2007.
  118. Переработка нефти и рынок нефтепродуктов в России. М.: ИАЦ «Кортес», 1999. — 115 е.- М.: ИАЦ «Кортес», 2006. — 111 с.
  119. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний)/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
  120. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000.
  121. Предпринимательство и государство: сб. научных трудов / под ред. Булочникова Л. А. М.: Российская академия предпринимательства, 2007.
  122. Проблемы повышения эффективности государственного регулирования экономики и пути их решения Учебно-методическое пособие РАГС — М. 2003, с. 35.
  123. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Перевод с английского. М.: Прогресс, 1986. — 472 с.
  124. Н.М. и др. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С. Б. Авдашевой, В.Л. Тамбовцева- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2006.
  125. Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой экономикой // Экономический журнал, 2006. № 2.
  126. Н.М. и др. Анализ структуры рынков в российской экономике. М.: РПЭИ, 1999.
  127. Российский статистический ежегодник 2005, М., Росстат, 2006.
  128. Д.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании как форма экономической интеграции в российской экономике: преимущества и недостатки // научное обоснование экономической реформы. Сборник научных статей. Волгоград: ВолГТУ. — 2005.
  129. H.H. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2007. — 288 с.
  130. Т.М. Предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы. М., 2007.
  131. Тамбовцев B. J1. Право и экономическая теория. М.: Инфра-М, 2005.-с. 130
  132. A.A., Стикленд А. Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.
  133. В.А., Демин Н. Я., Тимошишин M.JI. Менеджмент: стратегическое управление производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации. М.: ВИНИТИ, 1997. — 196 с.
  134. О. Экономические институты капитализма. Классическая, неоклассическая и «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  135. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М, 2004. — 311 с.
  136. Р., Питере М. Предпринимательство. Или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1996.
  137. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1995. — 352с.
  138. Э. Теория монополистической конкуренции / Пер. с англ.- под ред. Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996.
  139. Ф. Основы теории государственного управления- Учебник для вузов М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 516 с.
  140. А.Е. Правило взвешенного подхода в контексте административной реформы и дерегулирования экономики. М., 2005.
  141. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков /Пер. с англ.Т.6. М.: ИНФРА-М, 1997. — 698 с.
  142. И. Теория экономического развития. М: Прогресс, 1992. -С. 169−170.
  143. Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб., 1992. С. 47.
  144. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 2004. С. 137.
  145. М.А., Беляева И. Ю. Капитал финансово-промышленных групп: теория и практика. Учебное пособие. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М., Депозитарий электронных изданий, ФПУП НТЦ «Информрегистр», 2006.
  146. С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики, 2005. № 5. — С. 100−117.
  147. С.Б., Шаститко А. Е., Калмычкова E.H. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ, 2007. Т.Н. № 1. — С. 102 -104.
  148. С., Шаститко А. Новое антимонопольное законодательство: результат стратегического взаимодействия? // Экономическая политика, 2007. № 3 — С. 72 — 91.
  149. С., Шаститко А. Искать под фонарем или там, где потеряли? // Экономическая политика, 2008. № 5.
  150. Адвокатирование конкуренции // Конкуренция и рынок, 2005. № 25.
  151. Т.Д. Экономические законы рынка: проблемы полноты действия//Вестник Санкт-Петербургского университета, 1991, серия 5, вып. 2. -С.56.
  152. А. Пути становления российских неинтегрированных компаний // Нефтегазовая вертикаль, 2001. № 4 (53). — С. 53 — 56.
  153. И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. 2007. № 4. — С.200.
  154. Р. Антимонопольное регулирование и приватизация // Вопросы экономики, 1998. № 10. — С. 75 — 83.
  155. А.И. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства России // Современное право, 2005. № 3. — c. l 1.
  156. Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист, 2003. № 5. — с. 47 — 52.
  157. И.Ю., Эскиндаров М. А. Проблемы интеграционных процессов в российской экономике // Финансист, 1999. № 2. — С. 13 -15.
  158. A.A. Институциональные условия формирования крупного бизнеса в России.// Проблемы прогнозирования, 1998. № 2. — С. 3−16.
  159. Т.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика // Право и экономика, 2006. № 5, № 6, № 7, № 8.
  160. Н.В. Государственный антимонопольный контроль за приобретением хозяйствующим субъектом акций // Комментарий судебно-арбитражной практики, 1997. № 4.
  161. Н.В. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов как средство антимонопольного регулирования // Законодательство и экономика. 1995. № 3, 4.
  162. А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг 2006 — № 5 -с.16−24.
  163. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Маркетинг, 2004 № 5 — с. 104 — 113.
  164. А. Антимонопольное регулирование // Экономическая политика, 2007. № 4. — с. 36−37.
  165. Горючие торги. Герман Греф объявил конкурс на создание биржи нефтепродуктов // Российская газета, 27 июля 2007 г.
  166. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики, 2007. № 4. — С. 78−95
  167. Евстигнеева JL, Перламутров В. Перестройка: общественный капитал и рынок // Вопросы экономики, 1990. № 6.
  168. В., Кузнецов Ю. Промышленная политика в России: попытка нового подхода// Экономическая политика. 2007. № 3. — С. 13
  169. Интервью с И. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы // Ведомости, 2006.
  170. М.М., Коваль Е. А. Проблемы комплексного подхода при организации и проведении мониторинга предприятий на региональном уровне // Деньги и кредит. 2002 — № 3 — с. 30−33.
  171. Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики, 2004. № 4.
  172. Д.А. Проблемы налогового регулирования реального сектора экономики России // Финансы, 2005. № 11.
  173. Е.В. Независимый нефтяной бизнес в России: проблема 2005 г. // Нефтяное хозяйство, 2004.
  174. Ю. Последствия государственного регулирования фармацевтической промышленности России // Эксперт, 2000. № 18.
  175. Ю. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования / Ю. Кузнецов // Эковест, 2006. № 2. — с. 595 — 613.
  176. П.В. Основные принципы выявления согласованных действий на товарных рынках // Проблемы экономики, 2007, № 4 (17).
  177. X. Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью». // Теория фирмы. СПб., 1995. — 534 с.
  178. Нефтяные компании: Итоги 2003 // Нефтегазовая вертикаль, 2008.-№ 2.-С. 56−86.
  179. В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики, 2007. -№ 9. С. 33−48.
  180. Е.В., Алимова Т. А., Луковкина Е. В. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: возможности использования статистических данных. // Вопросы статистики, 2005. № 5. — С. 3 — 8.
  181. Региональные рынки нефтепродуктов // ИнфоТЭК: аналитика, документы, факты, 2004. № 1. — с. 90 — 120.
  182. Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2005. № 5.
  183. H.A. Критерии эффективности системы методов, стимулирующей налоговую систему России // Финансы. 2004. № 2.
  184. В.Л. Новое в антимонопольном регулировании // Учет, налоги и право, 2001. № 11 — с. 30 — 32.
  185. Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее // Вопросы экономики, 2007. № 6.
  186. В. Л. Экономическая политика для российской экономики // Общество и экономика, 1996. № 5.
  187. В. Письма Джона Шермана и происхождение антимонопольного законодательства // Экономическая политика, 2008. № 4. — с. 45.
  188. Ф.А. Функционирование механизма цен на протяжение кредитного цикла // Экономическая политика, 2007. № 3. — с. 92−110.
  189. С.Н. Монопольную прибыль поделить непросто. // ЭКО. 1997. — № 1- С. 28 — 35.
  190. А., Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики, 2008. № 7. — с.40−45.
  191. Atkinson S., R.Halvorsen. A Test of Relative and Absolute Price Efficiency in Regulated Utilities // The Review of Economics and Statistics, 1980. -vol.62.-pp.81−88
  192. Abuse of Dominance and Monopolisation, OECD. Paris, 1996.
  193. Block W. Total Repeal of Antitrust Legislation: A Critique of Bork, Brozen, and Posner Review of Austrian Economics, Vol. 8, p. 38
  194. Brown A., B. Ickes, R.Ryterman. The Myth of Monopoly: a new view of industrial structure in Russia, working paper, June 1997. 68 p.
  195. DiLorenzo T. The Myth of Predatory Pricing. Cato Policy Analysis, 1992.-№ 169
  196. Joskow P.L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law, Economics and Organization.
  197. Klein. Crawford and Alchian (1978) and Schwartz and Eisenstadt (1982) // Jury Instructions in Criminal Antitrust Cases. Wash. 1980.
  198. Pass C.L. Monopoly. L.: Heinemann educational, 1980. — pp. 168.
  199. Sagers M. Development in Russia Crude Oil Production in 2000. -Post-Soviet Geography and Economics, 2001, vol. 42, # 3.206. «Too «Law» Versus «Too High» Prices. Antitrust Law and Economics Review. Wash, 1994. К».
  200. Федеральная антимонопольная служба. Электронный ресурс. -Режим доступа: www.fas.gov.ru
  201. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru
  202. РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: www.economy.gov.ru
Заполнить форму текущей работой