Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности влияния на студентов высших учебных заведений материалов экстремистской направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показаны направления дальнейшего исследования, в числе которых теоретические основы экспертизы материалов экстремистской направленности как одного из направлений развития СПЭ в уголовном процессе, определения? объекта и предмета СПЭ материаловэкстремистской направленности, основ. ные диагностические задачи? и вопросы, рекомендуемые к вынесению на разрешение эксперта, основные методологические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Выявление экстремистской направленности материалов в судебно-психологической экспертизе
    • 1. 1. Проявления экстремизма как объект научного исследования
    • 1. 2. Социальные, правовые и психологические аспекты изучения субъектов и объектов экстремистской деятельности
    • 1. 3. Экстремистская направленность как психологическое понятие
    • 1. 4. Судебно-экспертное изучение экстремистских проявлений
  • Глава 2. Обоснование программы и выбора методов экспериментального изучения влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию
    • 2. 1. Программа и общая характеристика объекта исследования
    • 2. 2. методы и процедура психологического эмпирического ис- 128 следования
    • 2. 3. Математические методы обработки и анализа результатов
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния материалов экстремистской направленности
    • 3. 1. Изменение эмоционального состояния под влиянием мате- 138 риалов экстремистской направленности
    • 3. 2. Выраженность изменений установок в отношении отдельных социальных групп под влиянием материалов экстремистской направленности
    • 3. 3. Проявления агрессивности под влиянием материалов экстремистской направленности
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Психологические особенности влияния на студентов высших учебных заведений материалов экстремистской направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена проблемой противодействия экстремизму в России, особенно в настоящий момент. Для эффективного предотвращения этой категории преступлений необходимо своевременное вмешательство правоохранительных органов, контроль условий, в которых данные правонарушения могут проявляться, пресечение рецидива. Принадлежность материалов к возбуждающим социальную вражду (экстремистским) во многих случаях, в том числе при судебных разбирательствах, неочевидна и требует участия экспертов, обладающих специальными научными знаниями (что регламентировано законодательно). Чтобы создавать и развивать методологию выявления материалов, под влиянием которых действительно будет разжигаться социальная неприязнь, важно первоначально экспериментально установить факт психологического их влияния на аудиторию и раскрыть его содержание: изучить динамику психических состояний, реакций аудитории при восприятии данных материалов, изменения её отношения к окружающим (в частности, к представителям иных национальностей и культур). Представляется важным определить, актуализируются ли негативные установки в отношении упомянутых в этих материалах социальных групп, т. е., будет ли меняться не только психическая активность аудитории, но и реальное поведение, а также то, какие тексты на каких людей окажут, например, только эмоциональное воздействие, а какие приведут к совершению правонарушений.

Проблема социальной неприязни не является новой, она озвучивалась авторами в области социальной психологии (И.В. Абакумова, B.C. Агеев, .Г. М. Андреева, П. Н. Ермаков, Д. Майерс, Г. Лебон, Т. П. Скрипкина, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.), юридической психологии (B.JI. Васильев, М.И. Енике-ев, С. Н. Ениколопов, М. В. Кроз, И. А. Кудрявцев, О. Ю. Михайлова, H.A. Рати-нова, В. В. Романов, A.M. Столяренко, С. Б. Целиковский и др.), права (П.В. Агапов, В. А. Бурковская, Е. И. Галяшина, Н. М. Гиренко, О. Н. Коршунова и др.), этнологии и этнографии (Г.И. Анохин, Ю. В. Бромлей, Н. Зельков, Е. В. Лиськова, Г. Е. Марков, В. А. Никонов, Т. Т. Стратанович и др.), психолингвистики (A.A. Леонтьев, В. П. Белянин, A.A. Залевская, Ю. А. Сорокин и др.) и др.

В рамках судебно-психологических экспертиз (СПЭ), как направления в применении специальных познаний для разрешения вопросов по конкретному делу в предварительном, либо судебном следствии (JI.B. Алексеева, И. А Горь-ковая, В. Ф. Енгалычев, Л. П. Конышева, М. М. Коченов, И. А. Кудрявцев, А. Р. Ратинов, Ф. С. Сафуанов, Т. В. Сахнова, Т. Н. Секераж, О. Д. Ситковская, E.H. Холопова, С. С. Шипшин, А. Л. Южанинова и др.), многие на практике уже встретились с необходимостью экспертного исследования материалов по статьям 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Особое значение имеет оценка печатных материалов, что выражено в их преобладании в Федеральном списке экстремистских материалов, в то время как графические, видео и аудиоматериалы представлены в нём единичными экземплярами.

При том, что частота заказов на такого рода исследования со стороны правоохранительных органов, государственных и частных организаций растёт, методология судебной психологической экспертизы материалов экстремистской направленности на настоящий момент отсутствует. Списки признаков, которыми руководствуются эксперты, как правило, созданы на основании прецедентов и потому не. являются исчерпывающими, либо, наоборот, избыточны, зачастую пересекаются и дублируют друг друга. Это обусловлено тем, что содержание влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию не раскрыто и экспериментально не изучено.

Эти факторы и обусловили необходимость проведения нашего исследования, целью которого стало изучение психологических особенностей влияния материалов экстремистской направленности на студентов высших учебных заведений.

Объектом исследования выступили студенты высших образовательных учреждений в возрасте от 16 до 25 лет.

Предметом работы являются личностные особенности студентов образовательных учреждений, с различным принятием материалов экстремисткой направленности.

Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:

Теоретические задачи.

Проанализировать понятие «экстремизм» и выявить содержание термина «материалы экстремистской направленности».

2. Раскрыть психологическое содержание термина «экстремистская деятельность», его места среди понятий, которые употребляются наравне с ним (ксенофобия, разжигание национальной и расовой розни и т. д.).

Методические задачи.

1. Разработать программу эксперимента по выявлению влияния материалов экстремистской направленности на молодёжную аудиторию.

2. Подобрать методический инструментарий, позволяющий эмпирически выявить факт и содержание влияния экстремистских материалов на респондентов.

Эмпирические задачи.

1. Описать, как изменяются эмоциональные состояния под влиянием материалов экстремистской направленности.

2. Выяснить, обусловливает ли прочтение материалов экстремистской направленности негативные установки, реализующие отношение к определённым социальным группам.

3. Определить, вызывают ли материалы экстремистской направленности проявления агрессивности.

Гипотезы исследования:

1. Материалы экстремистской направленности могут обусловливать изменения психологических характеристик и состояний студентов.

2. Эмоциональные состояния под воздействием материалов экстремистской направленности при прочтении студентами могут изменяться от позитивных до негативных.

3. Учащиеся могут обладать интолерантными установками, и для них воздействие материалов экстремистской направленности актуализирует негативные установки к определённым обобщённым группамесли они не обладают такими установками, то они могут быть сформированы посредством данных материалов.

4. Влияние материалов экстремистской направленности обусловливает рост проявлений агрессивности у студентов.

Теоретико-методологическая основа исследования: Научной базой исследования послужили принципы деятельностного (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) и субъектного (К.А. Абульханова-Славская,.

A.B. Брушлинский) подходов в психологии, учение об установке (А.Г. Асмо-ловД.Н. Узнадзе), об отношении как системообразующем элементе личности (В.Н. Мясищев), положения об интегральной индивидуальности (В.В. Белоус/.

B.C. Мерлин). В качестве методологических основ судебно-психологической экспертизы выступили идеи, представленные в трудах JI.B. Алексеевой, И. А: Горьковой, О. Г. Дозорцевой, В. Ф. Енгалычева, Л. П. Конышевой, М.М. Кочено-ва, И. А. Кудрявцева, А. Р. Ратинова, Ф. С. Сафуанова, Т. В. Сахновой, Т.Н. Секе-раж, О. Д. Ситковской, E.H. Холоповой, С. С. Шипшина, А. Л. Южаниновой и др. Теоретической базой исследования также стали работы в области социальной психологии (И.В. Абакумова, B.C. Агеев, Г. М. Андреева, П. Н. Ермаков, И. Б. Котова, Г. Лебон, Д. Майерс, Б. Ф. Поршнев, Т.П. Скрипкина) и этнопсихологии (Г.У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.), юридической психологии (С.П. Безно-сов, В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, С. Н. Ениколопов, А. Т. Иваницкий, М. В. Кроз, A.B. Липницкий, О. Ю. Михайлова, В. М. Позняков, H.A. Ратинова, В. В. Романов, A.M. Столяренко, С. Б. Целиковский, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков и др.), права (П.В. Агапов, В. А. Бурковская, Е. И. Галяшина, Н. М. Гиренко, О. Н. Коршунова и др.), труды по этнологии, этнографии (Г.И. Анохин, Ю. В. Бромлей, Н. Зельков, Е. В. Лиськова, Г. Е. Марков, В. А. Никонов, Т. Т. Стратанович и др.) и психолингвистике (В.П. Белянин, Е. И. Горошко, A.A. Залевская, A.A. Леонтьев, Ю. А. Сорокин и др.), нормативно-правовые акты.

Методы и методики исследования:

Решение теоретических задач исследования осуществлялось посредством критического анализа специальной научной литературы и документов (материалов уголовных дел, заключений СПЭ и комплексных психолого-лингвистических экспертиз (КПЛЭ), материалов служебных расследований).

В эмпирическом исследовании были использованы опрос, проективные вербальные и рисуночные методики, методики качественного и количественного индексирования, метод ранжирования.

Обработка полученных экспериментальных данных производилась посредством контент-анализа и методов математической статистики.

В комплекс психодиагностических методик вошли следующие: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, O.A. Кравцовой, O.E. Хух-лаева, JI.A. Шайгеровой, «Тест руки» Э. Вагнера, «Завершение предложения" — «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, проективная рисуночная методика, «Тест выбора цвета» М. Люшера, методика «Самочувствие. Активность. Настроение» («САН»), «Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда.

Обработка данных осуществлялась с использованием программ «Microsoft Excel 2003» и «SPSS Statistics 17.0».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:

• общей логикой и структурой исследования;

• подбором комплекса диагностических методик и экспериментальным планом;

• статистическими методами обработки полученных в ходе исследования данных;

• результатами исследовательской работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

Научная новизна работы:

• впервые экспериментально изучен факт психологического влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию;

• впервые изучены изменения личностных особенностей, раскрыто психологическое содержание влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию, которое проявляется в активации негативных эмоциональных состояний и деактивации позитивных, смене отношения к определённым социальным группам на более негативное и повышении уровня открытого проявления агрессии по отношению к ним за счёт снижения уровня активации компенсаторных механизмов;

• впервые экспериментально подтверждена актуализация негативных установок материалами экстремистской направленности;

• впервые проведена дифференциация влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию в зависимости от обладания выраженными интолерантными установками;

• впервые разграничены пределы компетенции психолога и специалистов других профилей в экспертном выявлении материалов экстремистской направленности: только психолог может выявить установки, которые актуализируются, либо формируются у аудитории посредством экстремистских текстов;

• уточнены виды материалов и специфика их воздействия на аудиториювпервые подробно раскрыта специфика для электронных информационных сетей, заключающаяся в таких характеристиках, как лёгкий доступ, активность, групповой характер, мультимедийность, открытость и обширность, анонимность.

Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:

• расширить общенаучные представления о психологическом содержании конкретных проявлений экстремизма;

• очертить границы судебно-психологических экспертиз и экспертных исследований материалов экстремистской направленности;

• выявить компоненты психологической составляющей влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию;

• сформулировать методологические основы судебно-психологической экспертизы материалов экстремистской направленности.

Практическая значимость исследования:

• составлен перечень рекомендуемых вопросов для экспертизы;

• выделена законченная система признаков экстремистской направленности материалов;

• даны рекомендации к оформлению экспертного заключения и структуре экспертной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Материалы экстремистской направленности оказывают существенное воздействие на личностную сферу студентов.

2. Материалы экстремистской направленности обусловливают актуализацию негативных эмоций и деактивацию позитивных в молодежной среде.

3. Воздействие материалов экстремистской направленности на молодёжную аудиторию обусловливает изменение отношения к определённым обобщённым социальным группам на более негативное при комплексной пропаганде экстремизма, либо косвенной — в отношении групп, обладающих выраженными интолерантными установками, которые выражаются в готовности и стремлении нарушать права других людей в связи с их социальной принадлежностью.

4. Воздействие материалов экстремистской направленности обусловливает повышение агрессивности у молодёжи. У студентов, не обладающих интолерантными установками, при наличии прямых призывов в тексте экстремистской направленности негативные установки формируются, а при отсутствии прямых призывов даже при экстремистской направленности текста — нет.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей и юридической психологии КГУ (КГПУ) им. К. Э. Циолковского (Калуга, 2005;2010 гг.), международной научно-практической конференции «Профилактика психологического насилия, манипулирование сознанием и развитие критического мышления в молодёжной среде» (Киев, 2004), международной научно-практической конференции «Дружи-ниские чтения» (Сочи, 2005, 2007, 2008), международной научно-практической конференции памяти М. М. Коченова (Москва, 2005), международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (Москва, 2007), 4-ом Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007), международной научно-практической конференции «Психология и современное общество: взаимодействие, как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации» (Архангельск, 2008), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности» (Краснодар, 2010), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальное состояние и перспективы развития судебной психологии в Российской Федерации» (Калуга, 2010), ежегодных научно-практических конференциях КГУ (КГПУ) им. К. Э. Циолковского (Калуга, 2008, 2009, 2010).

Основные практические предложения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, в настоящее время применяются в деятельности экспертов-психологов в Научно-исследовательском центре судебной экспертизы и криминалистики КГУ им. КЗ. Циолковского, в Калужской ЛСЭ МЮ РФтакже они используются в рамках курсов «Юридическая психология», «Криминальная психология» и легли в основу спецкурса «Психология ксенофобии» читаемого на специализации «юридическая психология» на факультете психологии КГУ им. КЗ. Циолковского.

Публикации. По теме исследования опубликовано 22 работы общим объёмом 5,9 п.л.

Структура и объём работы. Диссертационное исследование изложено на 152 листах машинописного текста без учёта приложенийсостоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных литературных и иных информационных источников. Текст иллюстрирован пятью таблицами, восемью рисунками, библиографический список включает 194 источника.

Выводы.

1. Показано, что материалы экстремистской направленности — это материалы, содержащие пропаганду политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

2. Выяснено, что материалы экстремистской направленности обусловливают изменение эмоционального состояния, понижение уровня выраженности таких состояний, как «радостное, „благодушие“, „легкая эйфория“, „комфорт“, „весёлый“, „хорошее настроение“, „счастливый“, „жизнерадостный“, восторженный», «радостный», «оптимистичный», «расслабленный», «равнодушный», «спокойный», «полный надежд», «довольный» и повышение таких, как «печаль», «тоскливость», «грусть», «плохое настроение», «несчастный», «мрачный», «унылый», «печальный», «разочарованный», «пессимистичный».

3. Установлено, что материалы экстремистской направленности актуализируют негативные установки к определённым обобщённым группам у аудитории при их наличии.

4. Экспериментально подтверждено, что материалы экстремистской направленности обусловливают изменение отношения к определённым обобщённым социальным группам на более негативное при комплексной пропаганде экстремизма, либо косвенной — в отношении групп, обладающих выраженными интолерантными установками. На не обладающих ими косвенная пропаганда такого влияния не оказывает.

5. Доказано, что материалы экстремистской направленности обусловливают повышение показателей открытой агрессии, в первую очередь, за счёт понижения механизмов приспосабливаемости к конфликтным ситуациям1 как у лиц, обладающих выраженными интолерантными установками, так и у остальных.

6. Выявлено, что у лиц, не обладающих интолерантными установками, при комплексной пропаганде негативные установки формируются, а при косвенной — нет.

7. Определено, что материалы экстремистской направленности формируют негативное отношение и агрессивные установки в отношении конкретных социальных групп, а не просто повышают уровень интолерантности.

8. Обнаружено, что материалы экстремистской направленности повышают уровень ксенофобских проявлений у респондентов не ко всем «иноземцам», а формируют их в отношении конкретных социальных групп.

9. Показаны направления дальнейшего исследования, в числе которых теоретические основы экспертизы материалов экстремистской направленности как одного из направлений развития СПЭ в уголовном процессе, определения? объекта и предмета СПЭ материаловэкстремистской направленности, основ. ные диагностические задачи? и вопросы, рекомендуемые к вынесению на разрешение эксперта, основные методологические принципы и алгоритм решения типичной экспертной задачи диагностики психологическшс проявлений экстремизма, критерии экспертнойоценки, процессуальные, организационныеи методические вопросы, связанные с особенностями производства^экспертизыматериалов экстремистской направленности, значение заключенияэксперта в ус-тановлениисудом доказательственного факта — принадлежность, (либоотсутствие таковой) — материалов к продуктам экстремистской деятельности, структура заключения эксперта по результатам судебной психологической экспертизы данного направления;

Практические рекомендации.

1. При проведении СПЭ материалов экстремистской направленности по уголовным делам экспертам-психологам, при анализе материалов уголовных дел проводить их как самостоятельный вид экспертиз, имеющий свой объект, предмет, пределы компетенции, принципы, методические особенности и направления психологического исследования, если иного не требуют особенности содержания материалов, потенциально содержащих признаки экстремизма.

2. СПЭ материалов экстремистской направленности проводить с помощью критериально ориентированного анализа по 12 пунктам с ограничением аудитории материалов, потенциально содержащих признаки экстремизма и определением эффективности формирования у неё экстремистских установок в контексте прямой и косвенной пропаганды.

3. В программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации юристов и экспертов-психологов включать в курс лекций по юридической психологии спецкурс с изучением СПЭ материалов экстремистской направленности как самостоятельного вида СПЭ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.В., Ермаков, П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании Текст. // Вопросы психологии, № 3, 2003. С. 7882.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. М: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , П.В., Хлебушкин, А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ Текст. М.: AHO «Юридические программы», 2005. -136 с.
  4. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  5. , Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений Текст. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  6. , JI.B. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография Текст. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. 520 с.
  7. , Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация Текст. -М.: Академия, 2003. 128 с.
  8. , Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование Текст. М.: Щит-М, 1998. — 306 с.
  9. , А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология Текст. М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  10. , Л.А., Осадчий, М.А. Судебная лингвистическая экспертиза по криминальным проявлениям экстремизма Текст. / Уголовный процесс, № 4,2006.
  11. , Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление Текст. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 384 с.
  12. , Ю.В., Дробижева, Л.М., Сусуколов, A.A. Этносоциология Текст.: учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1998. — 270 с.
  13. , А.Г. Деятельность и установка Текст. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 184 с.
  14. , А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установки, деятельность Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.4. Тбилиси: Мецениеребе, 1985. С. 78−82.
  15. , А.Г. На пути к толерантному сознанию Текст. — М.: Смысл, 2000.-255 с.
  16. , Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.-160 с.
  17. , Е.Ф., Эткинд, А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО) Текст. Методические рекомендации. Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1985. — 18 с.
  18. , Б.А. Цвет и психика Текст. Монография. Харьков: ХГАК, 2001.-172 с.
  19. , А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений Текст. -М.: Просвещение, 1999.-202 с.
  20. , К. Психология криминального поведения Текст. СПб-М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 352 с.
  21. , C.B. Бритоголовые: всё о скинхедах Текст.: Эксклюзивные материалы. М.: Изд-кий центр РГГУ, 2002. — 176 с.
  22. , В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности Текст. Москва-Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2005. — 236 с.
  23. , В.П. Психолингвистика: учебник. 2-е изд. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с.
  24. , A.C. Старый и новый фашизм Текст. М.: Политиздат, 1982. — 256 с.
  25. , М.А. Влияние дискурсивных факторов «свой, „чужой“, „другой“ на создание в современной прессе позитивного образа страны Текст. // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2006. — С. 139−148.
  26. , H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения Текст. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 127 с.
  27. Бромлей, Ю. В, Марков, Г. Е., Анохин, Г. И. Этнография Текст. М.: Высшая школа, 1982. — 320 с.
  28. , Ю.В., Козлов, В.И., Арутюнов, С. А. Этнические процессы в современном мире Текст. -М.: Наука, 1987. — 446 с.
  29. , А.Е. Судебно-психологическая экспертиза Текст. — Харьков: 1929. 58 с.
  30. , A.B., Воловикова, М.И. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 368 с.
  31. , A.B., Воловикова, М.И., Дружинин, В. Н. Проблема субъекта в психологической науке Текст. М.: Изд-во „Академический проект“, 2000. — 320 с.
  32. , A.B. Субъект: мышление, учение, воображение Текст.: избр-е психол. труды. Изд-е 2-е, испр-е. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. — 408 с.
  33. , В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России Текст.: Монография. М.: Институт правовых и сравнительных исследований при Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации, 2005. — 335 с.
  34. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. СПб: ПИТЕР, 2000. — 528 с.
  35. , Р., Ричардсон, Д. Агрессия Текст. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  36. , К. Жить с агрессивными детьми Текст. — М.: Просвещение, 1997. —122 с.
  37. , B.JI. Юридическая психология Текст. СПб.: Питер, 2005. — 655 с.
  38. Васильева, Н. В, Горьковая, И. А. Судебная экспертиза и её клинико-психологические основания Текст. СПб.: Изд-во Балтийской педагогической академии, Институт Психологии человека им. Б. Г. Ананьева 1997. — 166 с.
  39. , JI.C. Психология Текст. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000: — 1008с.
  40. , Е.И. Лингвистика vs экстремизма: в помощь судьям, следователям, экспертам Текст. / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. М.: Юридический Мир, 2006. — 96 с.
  41. , Я. „Преступления ненависти“: история, теория, реальность Текст. II Индекс/Досье на цензуру, 2007, № 25. С. 23−25.
  42. , Ю.Б. Введение в общую психологию Текст. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. — 336 с.
  43. , А. Моя борьба Текст. — М.: Т-Око, 1992. 598 с.
  44. Давтящ.АШ. Экспертиза? в? гражданскомшроцессе Текст.?¦М: 1995- — 85., , '. ' ¦ •¦¦¦ ' V .
  45. , В.И. Современный политологический словарь Текст. -М.: Nota Вепе, 2000. 1024 с.
  46. , В.Н. Экспериментальная психология Текст.: учебное пособие.-М-:ИНФРА-М, 1997.-256с
  47. , Б.Е. Анализ бессознательного и гипноз, в лечебной программе психоаналитически ориентированной терапии Текст. // Психоаналитический вестник, 1996, № 5, с. 31−36.
  48. , В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии Текст. М.: Высшая школа психологии, 2004. — 436 с.
  49. , В.Ф., Чижова, Д.С. Психодиагностический инструментарий судебного эксперта-психолога Текст. Кн.1. — М.: РПА, 2003. — 110 с.
  50. , В.Ф., Шипшин, С.С. Методические указания к практическим занятиям по курсу „Судебно-психологическая экспертиза“ Текст. Калуга-Обнинск-Москва: Лаборатория судебно-психологических исследований1998.-28 с.
  51. , М.И. Юридическая психология Текст. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — 517 с.
  52. , С.Н., Цибульский, Н.П. Методики диагностики агрессии Текст. // Психологическая диагностика, 2007, № 3, с. 41−73.
  53. , И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики и прогнозирования за рубежом Текст. // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 170—175.
  54. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. — М: Флинта, 2002. 336 с.
  55. , К.В. Терроризм и террористы: справочник Текст. Минск: Харвест, 1999. — 606 с.
  56. , Ю.М. Судебная экспертиза в советском гражданском процессе Текст. -М.: Академия 1965 С. 3−16.
  57. , A.A. Введение в психолингвистику Текст. М.: РГГУ, 1999.-382 с.
  58. , И.А. Педагогическая психология Текст. РнД.: Феникс, 1997. — 480 с.
  59. , А.М., Майлис, Н.П. Судебная экспертиза Текст. Учебник. — М.: Право и закон- Юрайт-Издат, 2002. 320 с.
  60. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 144 с.
  61. , Т.С. Методы психологического воздействия Текст.: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 152 с.
  62. , А.К. Этнические стереотипы поведения Текст. JL: „Наука“ Ленинградское отделение, 1985.-325 с.
  63. , В.М. Большая Российская Энциклопедия Текст. В 3 т. М.: ОНИКС 21 век, 2004. — 1135 с.
  64. , A.A. Ксенофобия как социально-психологический феномен Текст. // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6, вып. 2 (№ 13).
  65. , Н.В., Батракова, С.Н., Варенова, Ю. А. Педагогическая психология Текст. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 210 с.
  66. , Е. Современный терроризм: анализ основных направлений Текст. Минск: Харвест, 2000. — 448 с.
  67. , С.Л. Детская агрессия Текст. — СПб.: Питер, 2004, 224 с.
  68. , О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия Текст. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 328 с.
  69. , О.О. К проблеме диагностики психических состояний личности Текст. // Вестник ТвГУ, Серия Педагогика и психология, 1999, № 6, с. 3948.
  70. , И.Б. Психология личности в России. Столетие развития Текст. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. — 294с.
  71. , М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу Текст. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 117 с.
  72. , М.М. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы Текст. // Юридическая психология. Тез. науч. сообщений советских психологов к VI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. — М.: Академия, 1983. С. 160−161.
  73. , М.В., Ратинова, H.A. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии Текст. —М.: Academia, 2005. — 52 с.
  74. , М.В., Зельков, Н. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Методы Текст. —М.: Наука, 1988.-222 с.
  75. , И.А., Ратинова, Н.А. Криминальная агрессия Текст. М.: Изд-во Московского ун-та, 2000. — 192 с.
  76. , Д.Ю., Трошшгл, Т.Л. Кластерный анализ и его применение Текст.//Ярославский педагогический вестник, 2006, № 4.
  77. , В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения Текст. //Вектолерантности, 2001, № 3−4. -С. 100−112.
  78. , Г. Психология народов и масс Текст. СПб.: Макет, 1995. — 316с.
  79. , Н.Д. Психические состояния агрессии Текст.-// Вопросы психологии, 1967, № 6. С.18−21.
  80. , Д.А., Иванченко, Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза Текст.-М.: Смысл, 2008. 135 с.
  81. , А.А. Основы психолингвистики: учебник для студентов высших учебных заведений Текст. ~М.: Смысл- изд-кий центр „Академия“, 2005. -288 с.
  82. , А.А. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. Методические рекомендации для работников правоохранительных органов Текст. —М.: Смысл, 2003. 85 с.
  83. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  84. , А.В. Медиация как технология управления? конфликтами: Текст. // Вестн. СПб. ун-та. Сер.6,2000- Вып.1(Ы 6). С.108−118.
  85. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. -М.: Педагогика, 1986.-143 с.
  86. , Е.В. Этнология Текст.: учебное пособие.- М.: Культура: Академический проект, 2005. 615 с.
  87. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  88. , К. Агрессия (так называемое „зло“) Текст. — М.: Арко, 1994. —269 с.
  89. , Д. Социальная психология Текст. СПб.: ПИТЕР, 1998. — 688с.
  90. , Д.А. Преступники и преступления с древности до наших дней. Заговорщики и террористы. Энциклопедия Текст. — Д.: Сталкер, 1997. — 416 с.
  91. , А. Большая энциклопедия. В 62 т. Текст. — М.: Терра, 2006. 592 с.
  92. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  93. , B.C. Очерк теории темперамента Текст. Изд. 2-е. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973. — 291 с.
  94. , B.C. Психология индивидуальности Текст. Избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. 446 с.
  95. , Д. Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений Текст. Минск.: Харвест, 1998. — 512 с.
  96. , О.Ю., Целиковский, С.Б. Ауторегуляторная функция криминальной агрессии Текст. // Серийные убийства и социальная агрессия: Мат. 2-й Международной научн. конф. Ростов н/Д: 1998. — С. 176−177.
  97. , В.Н. Психология отношений Текст. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1995. 356 с.
  98. , P.C. Психология. В 3-х кн. Текст. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
  99. , В.А., Стратанович, Т.Т. Этнография Текст. Сборник статей. -М.: Наука, 1991.-263 с.
  100. , Р.В. Технологии практического психолога Текст. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. М.: ТЦ. Сфера при участии „Юрайт-М“, 2001. — 448 с.
  101. , С.И. Словарь русского языка Текст. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990.-921 с.
  102. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд-е, дополненное Текст. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  103. , Д.В. Психология терроризма Текст. СПб.: Питер, 2002.-288 с.
  104. , Ю.К. Производство экспертизы в уголовном процессе Текст. -М.: ВЮЗИ, 1982 -С.5.
  105. , А.К., Фатыхова, P.M., Чуйкова, Т. С. Психологическое обеспечение позиции ненасилия Текст. // Вопросы психологии 1999, № 4. С. 118−120.159
  106. Пак, П-А., Лихолат, И.Г., Сущенко, С. А. Криминология в вопросах и ответах Текст. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 224 с. 121., Палиашвили, А. Я. Экспертиза в суде по уголовным делам Текст., — М.: 1973. 144 с. -- ¦ '
  107. Паренс* F. Агрессия наших детейТекст. С — М: Юнити, 1997. — 125
  108. С.: '¦"'."'. ' ' ':. ¦ ' '123- Петров, Ф.Н., Лехин, И.В., Локшина, С.М., Шаумян, Л. С. Словарь, иностранныхслов Текст.: —,-М?:Советскаяэнциклопедия^1964.— 784 с.
  109. , A.B., Ярошсвский, М.Г. Психология Текст. Словарь. 2-е изд. М?:-Политиздат, 1998 — 494 с. .
  110. , Т.П., Гульдан, В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы Текст. // Психологический' журнал, 1985, т. 6, № 1. С. 96−104.
  111. , К.К. Структура и развитие личности Текст. М.: Наука, 1986.-С.254.
  112. , Н.М. Агрессия у детей и подростков Текст.: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004 — 336 с.
  113. , А.И., Сливина, H.A. Практикум по прикладной статистике в среде SPSS: учеб. пособие. В 2 ч. 4:1 Классические процедуры статистики Текст. М.: Финансы и статистика, 2004. — 288 с.
  114. Поздняков, В. М- Методологические и теоретические основы юридической психологии Текст.: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997.
  115. , A.M. Советский энциклопедический словарь Текст.- М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.
  116. , И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства Текст. М.: Юрид. лит., 1989. — 192 с.
  117. , В. Психология масс и фашизм Текст. СПб.: Университетская книга, 1997.-381 с.
  118. , А.И., Степалин, В.П. Уголовное право: общая часть в вопросах и ответах Текст. 2-е изд., перераб. и доп. М/. Юристъ, 2003. —236 с.
  119. Ратинов- А.Р., Кроз, М.В., Ратинова, Н. А. Ответственность за разжигание вражды* и- ненависти. Психолого-правовая' характеристика Текст. / Иод ред. Ратинова Н. А. А.Р., М.: Изд-во „Юрлитинформ“, 2005. 253 с.
  120. , П.Ю. Происхождение фашизма Текст. — М.: Изд-во „Наука“, 1981.-184 с.
  121. , В.В. Юридическая психология Текст. М.: Юристъ, 1998. -488 с.
  122. Рубинштейн1, С. Л. Бытие осознание Текст. М.: АН СССР, 6 1957. -382 с.
  123. Рубинштейн, С. Л. Основы общей-психологии^ Текст. СПб.: Питер, 2008.-713 с.
  124. Сафуанов, Ф: С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе Текст.: Научно-практическое пособие. М.: Гардарика-Смысл, 1998. -192 с.
  125. , Ф.С., Секераж, Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога: ситуация в России сегодня* Текст. // Материалы» конференции по юридической" психологии, посвящённой памяти М. М: Коченова Часть 1. — М.: МГППУ, 2005. С. 58−60.
  126. , Т.В. Судебная экспертиза Текст. М.: Городец, 2000. — 368с.
  127. , Т.В. Судебно-психологическая-экспертиза в гражданском судопроизводстве Текст. // Психологический журнал, том. 7, № 4, 1986. с. 5561.
  128. , Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам Текст. М., 1997−136 с.
  129. , О. Д., Конышева, Л. П., Коченов, М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы Текст.: Справ, пособие М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2000. — 160 с.
  130. , Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? Текст. // Век толерантности, 2001, № 3−4. С. 42−52. .-:.
  131. Скрыпников, А. И, Зубрилова, И.С., Зерин, С. Н. Методика и тактика применениящ0лиграфа1при4раскрытишпреступлений|текст.1 — М: ВНИЖМВД! России, 1997.-112 с.
  132. , В.И., Исаев- Е.И1 Основы- психологической антропологии- Психология ' человека: — Введение" et психологию* субъективности* Учебное:-пособиедля?вузов< рёкст.1--Ш:1ШолагИресс-Л, 995: — -384 $с:. '
  133. , Г. У. Психологические механизмы ксенофобии Текст. // Психологический журнал, 2006, т.27, № 5, с.5−17-
  134. , Г. У. Психология межэтнической напряжённости Текст. -м-: Смысл, 1998.-389 с.
  135. , Г. У., Шайгерова- Л- А. Психодиагностика толерантности-личности- Текст.!-М-:. Смысл, 2008. 172 с-, 154: Сорокин, Ю. А. Этнопсихолингвистика Текст. М: Наука,. 1988. -190 с.55:. С^ефаненко^^Этнопсих^ 92ic:
  136. Столяренко, А^М. Прикладная: юридическаяшсихология1 Текст. М.: Юнити-Дана, Закон и правоj 2003.-639 с.
  137. , Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности Текст. — СПб-: Издательство С.-Петербургского университета,. 1998. -220 с.
  138. , Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  139. , О.Г. Тоталитарные секты и психическое здоровье нации Текст. // Журнал практического психолога, 1997, № 4, стр. 103 — 106.
  140. , А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) Текст. // Вестник Московского Университета. Сер. 14, психология. № 3, с. 3−12.
  141. , Д.Н. Психология установки Текст. — СПб.*: Питер, 2001. -416 с.
  142. , Д.Н. Толковый словарь русского языка в 4 томах Текст. -М.: Терра, 1996.- 1552 с.
  143. Филонов, JI.Б., Давыдов, В. И. Психологические приемы допроса обвиняемого Текст. // Вопросы психологии, 1966, № 6 — С. 115−121.
  144. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст.: Лекции. —М.: Наука, 1991. -455 с.
  145. , Э. Ради любви к жизни Текст. М.: ACT, 2000. — 400 с.
  146. , И.А. Детская! агрессивность: психодиагностика и коррекция Текст. Минск: Литера, 1996. — 296 с.
  147. , E.H. Судебно-психологическая экспертиза: теоретические, правовые и организационные основы Текст. Монография. Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2005. — 340 с.
  148. , Ю.В. Психологический анализ социально-политической природы терроризма Текст. // Следователь, 1998, № 4, стр.51−54.
  149. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  150. , С.С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза» Текст. — Калуга, Обнинск, Moсква: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1999. 57 с.
  151. , С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебно-психологической экспертизе Текст. Методическое пособие. Ростов-на-Дону: цск лсэ, 2000: — 52 с.
  152. , П.Н. Исследования социальной-установки в США Текст. // Вопросы философии, 1973, № 2. С. 159−166.174. Шмидт, Ю-М. Проблема- ответственности- за разжигание межнациональной розни [Текст]. — М.: НИПЦ «Мемориал», 1993. — 141 с.
  153. , A.A. Заключение эксперта (структура и" научное обоснование) Текст. -М.: 1967, 1969. 91 с.176: Эпштейн, Mi Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений-в.России в 70−80 гг XX в. Текст. -М-: Лабиринт, 1994.- 181 с.
  154. , A.M. Моральный вред и компенсация за* страдания Текст. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998. 188 с.
  155. , A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания Текст. // Вопросы психологии № 6 $ 1987. С. 20 — 30.
  156. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. Mi: Наука, 1978. — 392 с.
  157. Allport, G. Personality and social encounter. Selected essays Текст. -Boston, Beacon press, 1960.
  158. EIlul, J. The formation of men’s attitudes Текст. — New York: Vintage books, 1973.-325 p.
  159. Freud, S. Civilization and its discontents Текст. — L.: 1930.
  160. Федеральный закон ФЗ-73 «О государственной- судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. Текст.
  161. Федеральный закон ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 15 июля 2002 г. Текст.
Заполнить форму текущей работой