Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Восприятие психологических характеристик человека по «разделенному лицу»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы: метод «разделенного лица», метод свободных ассоциаций (К.Юнг), метод наложения лексических полей, семантический и сравнительный анализ лексических полей, семантический дифференциал (Ч.Осгуд), «психологический портрет» (Н.Л.Нагибина), метод экспертных оценок. Полученные в ходе исследования материалы подвергались комплексному анализу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности восприятия психологических характеристик человека по изображению его лица
  • Глава 2. Восприятие человеческого лица и его частей: опыт эмпирических исследований
  • Глава 3. Восприятие психологических характеристик человека по «разделенному лицу»
    • 3. 1. Методический подход к исследованию
    • 3. 2. Экспериментальное исследование восприятия психологических характеристик по его «разделенному лицу»
  • Обсуждение результатов теоретического анализа и эмпирических исследований

Восприятие психологических характеристик человека по «разделенному лицу» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования продиктована стремлением к органичной интеграции накопленных знаний из различных областей психологии: общей, социальной и психологии личности и др. Тематика восприятия человеческого лица достаточно глубоко проработана в исследованиях по общей психологии в рамках поиска механизма восприятия (У. Найссер [107], Дж. Гибсон [46], В. А. Барабанщиков, [22], А. Д. Логвиненко [92], и др.- выявления характерных особенностей распознания людей (А. А. Бодалев [32], В. А. Лабунская [84], Т. Нийт [109], В. Н. Панферов [113], Г. В. Курбатова [83], С. В. Кондратьева [75], и др.), проблемы формирования первого впечатления и межличностной перцепции достаточно хорошо изучены в контексте восприятия человека человеком (А. А. Бодалев [34], Н. И. Бабич [18], Г. В. Дьяконов [62], Л. Н. Иванская [73], И. Изард, [74], Е. Л. Петрова [120], P. Ekman, [161], J. Shepherd [168], V. Bruce [156] и др.), диагностика личностных характеристик по структуре лица широко представлена в исследованиях по физиогномике (Аристотель [см.43], И. Бурдон [38], Э. Ледо [85], Э. Кречмер [77], и др.). Несмотря на пристальное внимание к проблеме изучения механизмов восприятия, исследование восприятия психологических характеристик человека по его лицу в рамках одной дисциплины оставляет открытыми вопросы, ответы на которые возможно получить в рамках другой. Таким образом актуализировалась проблема поиска экспериментальных методов исследования, адекватных интегративной природе перцептивного процесса, получение новых эмпирических данных о некоторых аспектах восприятия.

Учитывая, что в последние годы зарубежными учеными накоплен обширный эмпирический опыт в области изучения особенностей восприятия лица и его частей, в диссертации особое внимание уделено обобщению и анализу экспериментальных работ, близких нашей тематике.

При подборе кадров, в криминалистике, в рекламе, в психиатрии часто возникают проблемы определения психологических особенностей личности по фотопортрету. Известно, что анфас, как правило асимметричен. Правая и левая половины лица отличаются размером, формой, дефектами кожи и т. д. Различными оказываются и профили одного и того же лица (V. Bruce, А. Young, 2000). Поэтому деление фотопортрета вертикально по линии носа на правую и левую половины дает большие возможности для диагностики скрытых, на первый взгляд, черт личности по ее лицу. При восприятии какой-либо половины фотопортрета, вторая достраивается по аналогии с предъявляемой и таким образом акцентируются наиболее характерные черты личности, отраженные на воспринимаемой половине. На наш взгляд деление фотопортрета вертикально по линии носа на правую и левую половины дает большие возможности для диагностики полярных черт личности по ее лицу. При восприятии какой-либо половины фотопортрета, вторая достраивается по аналогии с предъявляемой (по законам гештальта) и таким образом акцентируются наиболее характерные черты личности, отраженные на воспринимаемой половине. Метод «разделенного лица» (строгое деление фотопортрета вертикально по линии носа, спокойное состояние, взгляд направлен на зрителя) позволяет исследовать восприятие обобщенных психологических характеристик человека по его изображению, изучая особенности восприятия части, получать более точную информацию о целом. «Разделенное лицо» — это правая или левая половина лица человека, которая репрезентирует его индивидуально-психологические особенности как целого.

Объект исследования: восприятие психологических характеристик человека по внешним признакам.

Предмет исследования: особенности восприятия психологических характеристик человека по разделенному вертикально изображению его лица.

Цель работы: изучение психологических закономерностей восприятия личностных характеристик человека по «разделенномиу лицу».

Исходя из намеченной цели, в ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

1 .Анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению проблемы восприятия психологических характеристик человека по его лицу (целому или части).

2.Изучение восприятия психологических характеристик личности по правой и левой половине фотопортрета.

3.Создание обобщенных лексико-семантических рядов по психологическим характеристикам личности (по правой и левой половине фотопортрета) и их сравнение.

4.Выделение базальных аспектов при оценке психологических характеристик человека по правой и левой половине фотопортрета.

5.Реконструкция психологических портретов некоторых выдающихся деятелей культуры и их сопоставительный анализ с данными эмпирического исследования восприятия «разделенного лица».

Основные гипотезы исследования:

1. При восприятии психологических характеристик человека по его «разделенному лицу» оценки правой и левой половины в общем случае не совпадают.

2. Восприятие психологических характеристик человека по его лицу опосредовано набором базальных представлений об основных качествах личности.

3. По половине фотопортрета воспринимаются психологические особенности человека, действительно проявляющиеся в его жизни.

Методологическую основу составляют общенаучные и психологические принципы познания (системности, научности, детерминизма, развития), которые позволяют изучить основные особенности восприятия психологических характеристик человека по разделенному вертикально изображению его лица. Важной методологической основой исследования послужили знания, сформированные путем синтеза идей, принципов и научных подходов психологических учений, а также ряда других научных дисциплин.

Теоретической основой стали положения системного подхода (Б.Г.Ананьев [6], К.А.Абульханова-Славская [2], В. А. Барабанщиков [21], Б. Ф. Ломов {96]) — положения, развиваемые в работах по социальной перцепции (А. А. Бодалев[34], В. А. Лабунская[84], В. Н. Панферов[112]) — исследования представителей субъектно-деятельностного подхода (А.В. Запорожец[66], В.П.Зинченко[69], А.В. Брушлинский[37], А. Н Леонтьев[88], С.Л.Рубинштейн[128]) — психосемантический подход (Ч.Осгуд[167], Е.Ю.Артемьева[8], В.Ф.Петренко[119], А.Г.Шмелев[147]).

Методы исследования:

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы: метод «разделенного лица», метод свободных ассоциаций (К.Юнг), метод наложения лексических полей, семантический и сравнительный анализ лексических полей, семантический дифференциал (Ч.Осгуд), «психологический портрет» (Н.Л.Нагибина), метод экспертных оценок. Полученные в ходе исследования материалы подвергались комплексному анализу с использованием процедур контент-анализа и факторного анализа.

Этапы исследования.

На первом этапе анализировалось современное состояние изученности проблемы, ставились цели и задачи исследования, определялись методологические подходы, уточнялся понятийный аппарат.

На втором этапе проводилось пилотажное исследование с целью проверки доступности и понимания инструкции, апробации шкал, получение некоторых фактологических зависимостей в рамках исследовательских задач.

На третьем этапе проводилась работа по коррекции психометрических и психофизических показателей стимульного материала (контур, контрастность, рамка, соотношение половинок) — проводились дополнительные эксперименты для проверки надежности полученных данных.

На четвертом этапе проводился анализ и осмысление полученных результатов, сопоставление их с уже имеющимися исследованиями.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на методологически выверенные теоретические положения отечественной и зарубежной психологии, репрезентативностью выборки, тщательностью и обширностью анализа полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т. д.), применением адекватных методов математической обработки.

Научная новизна исследования:

— предложенный метод «разделенного лица» позволил по-новому осмыслить особенности восприятия человеческого лица по его изображению;

— впервые показано, что при восприятии разделенного вертикально (по линии носа) фотопортрета психологические характеристики по правой и левой половине оцениваются частично по-разному, но не противоречат друг другу и даже взаимодополняют;

— впервые в качестве стимульного материала использовались разделенные вертикально (по линии носа) фотографические изображения лиц широко известных деятелей науки и искусства, предъявляемые изолированно (левая — изображение/правая — контур и наоборот);

— в диссертации предложен метод наложения лексико-семантических рядов, который позволил установить общее и различное в оценке психологических характеристик личности по каждой из половин изображения лица;

— в эмпирическом исследовании найдены факторы более высокого порядка («экстравертированность — интровертированность», «интеллектуальные качества», «отношение к себе и к другим»), которые не зависят от воспринимаемой половины фотопортрета (правой или левой), а также от конкретной личности на воспринимаемом фотопортрете;

— показано, что по «разделенному лицу» воспринимаются присущие человеку психологические характеристики.

Теоретическая значимость состоит в том, что в работе обобщены исследования, связанные с восприятием психологических характеристик человека по его лицу (целому или части). В диссертации проанализирован предшествующий теоретический и экспериментальный опыт работ, которые имели непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме (точных аналогов нашему эксперименту в доступных нам источниках мы не встретили). Обширная экспериментальная база зарубежных исследований, проанализированная нами, не рассматривает проблему восприятия изображения частей человеческого лица в таком контексте.

В экспериментальной части исследования представлен новый метод наложения лексических полей, а также продемонстрированы и проанализированы возможности использования различных методов исследования личности (ассоциативного, семантического дифференциала, сравнения лексических полей, биографического, психологического портрета).

Найденные факторы более высокого порядка «экстравертированностьинтровертированность», «интеллектуальные качества», «отношение к себе и к другим» позволяют уточнить и дополнить подходы, связанные с такими понятиями как «когнитивная карта» (У.Найссер), «перцептивная схема» (В.А.Барабанщиков), «установка» (Д.Н.Узнадзе).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что найденные закономерности могут использоваться в диагностическом консультировании, криминалистике, для систематизации наблюдений за межличностным взаимодействием, в медицине и искусствознании для диагностики психологических качеств личности.

Положения, выносимые на защиту:

— при восприятии психологических характеристик человека по «разделенному лицу» правая и левая половины оцениваются частично по-разному, но не противоречат друг другу и даже взаимодополняют друг друга;

— при восприятии разделенного вертикально (по линии носа) фотопортрета выделяются самостоятельные факторы — «экстраверсия-интроверсия», «интеллектуальные качества», «отношение к себе и к другим" — эти факторы являются стабильными и не зависят ни от воспринимаемой половины фотопортрета (правой или левой), ни от изображенного лица;

— оценки, полученные при восприятии психологических характеристик человека по «разделенному лицу», отражают его индивидуально-психологические особенности, установленные в биографическом исследовании.

Апробация:

Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории системных исследований психики ИП РАНиспользуются в курсе лекций по психодиагностике восприятия (Нагибиной Н.Л.) — опубликованы в тезисах, представленных на научных конференцияхприменяются в тренинге общения в психологическом центре «Мир Вашего Я». Часть исследований проводилась при поддержке РГНФ (грант № 01−06−115а).

Структура диссертации обусловлена задачами, логикой исследования и состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов эмпирического.

Результаты исследования и их обработка.

Все карточки тестового набора первой серии описывались испытуемыми, что дало нам 460 характеристик — психологических портретов. Для проверки гипотезы использовался лексико-семантический анализ текстов этих характеристик. Сопоставлялись описания левой и правой частей изображения лица.

Все протоколы были обработаны следующим образом: текст описания левой части изображения помещен в левую колонку сводной таблицы, правой части — в правую. Каждому испытуемому представлена отдельная строка. (См. Приложение 2). Сопоставление описаний левой и правой половин фотопортрета Ф. М. Достоевского (для примера) по 23 испытуемым представлены в таблице 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше экспериментальное исследование показало, что закон целостности восприятия адекватно действует и при восприятии половины человеческого лица. При этом, как было выявлено в ходе экспериментов, испытуемые, во-первых, не ощущают искусственности предъявляемого стимула (это половина фотопортрета) и, во-вторых, без затруднений дают характеристику целостной личности.

Рассматривая ситуацию, которая сложилась в современной психологии когнитивных процессов, В. А. Барабанщиков обозначает ряд методологических требований к исследованию восприятия:

— акцентирование внимания на процессуальной стороне перцептивных явлений;

— тесная связь анализа чувственного образа с проблематикой субъекта;

— усиления того аспекта исследований, который ведет к интеграции психологического знания о восприятии.

Первую позицию мы рассматривали в контексте активности субъекта восприятия — в данном случае воспринимающий не просто был включен в ситуацию восприятия (типа стимул-реакция), а становился перед необходимостью активизировать весь потенциал своих мыслей, чувств, эмоций, знаний и интуиции.

Мы предъявляли всем один и тот же стимул, реакция на который часто принципиально различна. Если говорить о процессе восприятия, то наиболее интересно было бы узнать в какой момент развития перцептивной системы порождается целый спектр индивидуальных реакций. Но это задача будущих исследований, здесь же мы лишь обозначили некие моменты, реперные точки в процессе восприятия психологических характеристик человека по его лицу.

Исследовательский акцент наших экспериментов пришелся на субъекта, которому создавались условия для того, чтобы представить исследователю чувственный образ максимально связанный с его (субъекта восприятия) индивидуальными особенностями. Они и стали предметом нашего анализа в контекстах:

• доминирования при восприятии человеческого лица физиогномических характеристик (уши, нос, усы, глаза и т. д.) или внутриличностных характеристик (характер, конкретные черты личности), социальных ролей или эмоционального состояния и т. п.;

• адекватности восприятия психологического портрета изображенной личности;

• степени разнообразия используемых субъектом стратегий восприятия;

• способности видеть психологическую асимметрию человеческого лица.

И, наконец, интеграция психологического знания о восприятии происходила в результате укрупнения единицы исследования. Этому способствовали: специфика стимульного материала, т.к. человеческое лицо само по себе обращает исследователя к неким глубинным особенностям личности воспринимающегоусловия эксперимента, дающие максимальную свободу самовыражения испытуемомуработа на уровне Я-структур (где посредником являются «я считаю», «мне кажется» и т. д.).

Как показало наше исследование, при увеличении внешней валидности, теряется внутренняя валидность эксперимента. Полагаем, что в рамках нашего исследования это не послужило фактором искажения полученных данных. Однако в дальнейшей исследовательской работе (за пределами задач данного диссертационного исследования) этот фактор надо будет учитывать как при подготовке эксперимента, так и при обработке полученных результатов.

В результате проведенного нами экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. при восприятии вертикально разделенных (по линии носа) изображений лица психологические характеристики каждой из половин частично различаются;

2. при восприятии изображения человеческого лица или его половин выделяются самостоятельно фактор «отношение к себе и к миру», фактор «экстраверсия-интроверсия» и фактор «интеллектуальные качества»;

3. факторы: «отношение к себе и к миру», «экстраверсия-интроверсия», «интеллектуальные качества» являются стабильными, не зависят от воспринимаемого лица;

4. по изображению «разделенного лица» воспринимаются психологические характеристики человека, соответствующие характеристикам, установленным в результате биографического исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.287с.
  2. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и реальной личности): Избранные психологические труды. М.:МГСА, 1999. 224с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.334с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. //Психологический журнал, 1985, т.6, № 5, с.3−18.
  5. В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.// Вопросы психологии, 1985. № 3 с.12−23.6' Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.7' Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  6. Е.Ю. О психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл, 1999.350с.
  7. Е.Ю. Семантические измерения как модели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.
  8. Ю.Артемцева Н. Г. Влияние типологической установки на оценку психологического типа воспринимаемого человека по его фотопортрету // В кн. Психологические типы: Когнитивные стили. Часть 4.М.: МГСА, 2003, с. 153−156.
  9. П.Артемцева Н. Г. Об эмпирических исследованиях восприятия человеческого лица и его частей. // В кн. Психологические типы: Когнитивные стили. Часть 4.М.: МГСА, 2003, с.92−102.
  10. Н.Г. Психотерапевтический и социально-психологический аспекты «со-зависимости» // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М.: ИП РАН, 1997. С.142−142.
  11. Н.Г., Нагибина H.JI. Опыт экспериментальных исследований восприятия человека по половине фотопортрета. // В кн. Психологические типы: Когнитивные стили. Часть 4. .- М.: МГСА, 2003, с.103−138.
  12. Н.Г., Барабанщиков В. А., Нагибина H.JI. Особенности восприятия человеческого лица: объективные и субъективные составляющие // Психология и ее приложение. Тезисы доклада на научной конференции (2002).
  13. Н.Г., Миронычева А.В, Нагибина H.JI. Ф. М. Достоевский. Особенности когнитивного стиля. Грани характера. // В кн. Психологические типы: Когнитивные стили. Часть 4. .- М.: МГСА, 2003, с.139−146.
  14. Н.Г., Миронычева А.В, Нагибина H.JI. Александр Блок. Особенности когнитивного стиля. Грани характера. // В кн. Психологические типы: Когнитивные стили. Часть 4. .- М.: МГСА, 2003, с. 147−152.
  15. Н. И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников.// Автореф. канд. дис., 1989. 17с.
  16. В. А. Системно генетический взгляд на процесс чувственного восприятия.//Труды ИП РАН. Выпуск 2. М., 1997.
  17. В. А. Системогенез чувственного восприятия. М.:Москва-Воронеж, 2000. 464с.
  18. В. А. Событие и восприятие. Спб.: Алетейя, 2002.512с.
  19. В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений.//Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131−140.
  20. В. А., Нагибина H.JI. Системно-биографический подход в создании психологического портрета// Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. 4.1. М.: Институт молодежи, 1999. 157с.
  21. В. А., Федосеенкова С. М. Структура личности человека и его восприятие личности другого//Тезисы доклада на научной конференции (2002)
  22. М. М. Проблема поэтики Достоевского.- М., 1979.
  23. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  24. В. М. Объективная психология. -М.: Наука, 1991.480с.
  25. А. И невозможное возможно.М.: Молодая гвардия, 1980.
  26. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200с.
  27. А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.
  28. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. 272с.
  29. Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 224с.
  30. А. В. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109с.
  31. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  32. И. Физиогномика или наука знать людей по чертам лица и наружным признакам. М., 1864.
  33. В. Живая жизнь. М.: Политиздат, 1991.
  34. В.Н. Точность оценивания черт личности./ Дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
  35. JI.C. Развитие высших психических функций. 1960.
  36. JI.C. Психология искусства. 2-е изд. 1968.
  37. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику: Методические рекомендации. Часть 1,2.-Москва, 1992.
  38. Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при различных типах межполушарной асимметрии мозга.
  39. Н.А. Асимметрия зрительного восприятия как индивидуальная характеристика старших школьников в условиях современного обучения. Дисс. .канд.психол.наук.Иркутск, 1998. 138с.
  40. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 462с.
  41. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306с.
  42. Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. .канд психол. наук. С Пб, 1998.
  43. Л.П. Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в датах и документах. М.-Л., 1935. 512с.
  44. ГусевА.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум.-М.: Смысл, 1998. 286с.
  45. Ч. О выражение эмоций у человека и животных.СПб.: Питер, 2001. 367с.
  46. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. 191с.
  47. А.Г. Воспоминания.-М, 1971.
  48. Ф.М. Бесы. М. 1990.
  49. Ф.М. Дневник писателя. М.: Современник, 1989.
  50. Ф.М. Братья Карамазовы. 2 т. М.: Современник, 1981.
  51. Ф.М. Письма. М.-Л.: 1928. Т.1.
  52. Ф.М. Преступление и наказание. Свердловск, 1971.
  53. Ф.М. Униженные и оскорбленные. Бедные люди. М.: Гослитиздат, 1969.
  54. В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  55. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке. Дисс.. .канд психол. наук. М., 1979.
  56. А. А. Представление о восприятии человека человеком.// Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  57. О.В. Психология субъективной семантики. М., 1995.
  58. Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия.//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Психология, № 1,1978.-стр.26−34.
  59. В. В. Психология понимания и психология человеческого бытия. // Индивидуальность в современном мире. С., 1999.
  60. Е.Н. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека при зрительном опознании. Дисс .канд. психол. наук, Ленинград, 1978
  61. JI.H. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии. Дисс. .канд. психол. наук, Ленинград, 1981.
  62. И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.460с.
  63. С. В. Межличностное понимание и его роль в общении / Автореф. .д-рапсихолог, наук. Л., 1976.
  64. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под. Ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335с.
  65. Э. Строение тела и характер. Пер. с нем. М., 1930.
  66. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО"Независимая фирма «Класс», 1993. 160с.
  67. О. Г. Профессиональные особенности первого впечатления.// Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. М., 1979.
  68. В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток: ДВГУ, 1988.128с.
  69. В.Н. Трудности межличностного общения / Автореф. .д-ра психол. наук. Спб., 1991
  70. В. В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М., 1988.
  71. Г. В. К вопросу о методах распознания психического состояния по экспрессивному поведению// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. 1977.
  72. В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов на — Дону: Феникс, 1999. 592с.
  73. Э. Трактат о человеческой физиономии.//Пер.с франц. М., 1895
  74. А.А. Формы существования значения/ТПсихолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983
  75. А. Н. и современная психология (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) /Отв. ред. О. В. Овчинникова. М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1983.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975. 304с.
  77. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.1983
  78. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.486с.
  79. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.:МГУ, 1981. 223с.
  80. Н. А. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева. Вопросы психологии, 1986. № 5.
  81. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 297с.95 .Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.445с
  82. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии. 1975, № 2, с.31−46.
  83. И.Д. Кластерный анализ. -М.: Финансы и статистика. 1988.
  84. В.А. Влияние типа личности на категоризацию в межличностном познании. Дисс. .канд. психол. наук. М., 2000.
  85. О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. -М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.169с.
  86. ЮО.Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. М.:Наука, 1988. 200с.
  87. И.В. Межполушарная асимметрия мозга у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения. Автореф. .канд. психол. наук. М., 2002. 18с.
  88. H.JI. Мастера российского джаза. Психологические портреты. Данилин, Кузнецов, Ростоцкий. -М.: ИП РАН, 1999- 2000
  89. H.JI. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке. Дисс. .доктора психол. наук. -М.: МГУ, 2002. 345с
  90. H.JI. Психология типов. Системный подход. Психологические методики. Часть 1. —М.: Институт молодежи, 2000.157с.
  91. H.JI., Грекова Т. Н. Психологические типы. Системный подход. Стратегии развития. Часть 3.- М.: МГСА, 2002. 173с.
  92. H.JI., Миронычева А. В. Психологические типы. Системный подход. Тело и душа. Часть 2.- М.: МГСА, 2002. 153с.
  93. У. Познание и реальность. М.:Прогресс, 1981. 230с.
  94. О., Ц. Вольпе. Судьба Блока. М.: «Аграф», 1999.
  95. Т. Распознание выражений лица / экспериментальные межкультурные исследования // Проблемы подготовки к общению 1979.
  96. А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Дисс. .д-ра психол. наук. Якутск, 1988.
  97. Ш. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов. -М.: Изд. «Логос», 1995. 215с.
  98. В. Н. Внешность и личность.// Социальная психология личности, 1974.
  99. В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей.// Вопросы психологии. 1974, № 2.
  100. В. Н. К вопросу о восприятии человеческих лиц.// Человек и общество, вып. 2. ЛГУ, 1967.
  101. В. Н. О роли внешности в регуляции отношений. // Человек и общество, вып. 3. ЛГУ, 1968.
  102. В. Н. Опознание людей по фотографии.// Человек и общество, вып. 4. ЛГУ, 1969.
  103. Г. В. применение многомерного шкалирования в психологических исследованиях.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1983, № 2, стр.57−69.
  104. В.Ф. Личность человека основа его картины мира. // Модели мира. М., 1997. с. 9−24.
  105. В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие.-М.: Изд-во МГУ, 1997. 396с.
  106. Е.Л. Визуальная психосемиотика общения. Дисс. .докт. психол. наук. М., 2000.
  107. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 216с.
  108. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.:МГУ, 1972.
  109. Н.Ю. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в когнитивных процессах в позднем возрасте (в норме и патологии). Автореф. .канд. психол. наук. М., 2001. 21с.
  110. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия/ Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева.-К.:Вища школа, 1979. 246с.
  111. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./Под.ред. А. В. Брушлинского.-М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1997. 576с.
  112. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.:Прогресс, 1979. 392с.
  113. Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком.// Вопросы психологии, 1986, № 4.
  114. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 712с.
  115. Э.М. Проблема преступления и наказания в творчестве Ф.М. Достоевского./В кн. Анализ художественного произведения. Под ред. М. Л. Семановой. М.: Просвещение, 1987. сЛ 02−119.
  116. Русский язык. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  117. JI. В. Интерпретация как феномен общения (методологические аспекты). Авторефер. .канд. психол.наук. Ростов н/Д, 1985. 19с.
  118. И. Достоевский Ф. М. ЖЗЛ, М.: Молодая гвардия, 1985.
  119. З.Ф. Вербальный и невербальный компоненты в формировании образа человека/ Дисс. .канд. психол. наук. JL, 1985.
  120. И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.
  121. М. Три любви Достоевского. М.: Имидж, 1991.
  122. С.М. Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке. Автореф. .канд. психол. наук. М., 2000. 23с.
  123. Современная психология.// Справочное руководство под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
  124. П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу /Пер. с англ. А. В. Сверчкова.-М.:000 «Изд.АСТ», 2000. 231с.
  125. Н.А. Психофизиология восприятия эмоциональных выражений лиц. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1999. 18с.
  126. Д.Н. Теория установки. М.:Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. 448с.
  127. . Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей).1. С.-Пб, 1998.
  128. С.М. Тендерные различия и адекватность межличностной перцепции // Психология сознания. Казань. С. 110−111.
  129. С.М. Восприятие личностных характеристик человека по его лицу. Дисс. .канд. психол. наук, М., 2003 (В рукописи).
  130. П.Н. Современная социальная психология США.-М .: Наука., 1979.
  131. В. За и против. Заметки о Достоевском.М.1955
  132. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. 152с.
  133. А.Г. Психодиагностика личностных черт. Спб.: Речь, 2002. 515с.
  134. А.Г. Сопоставление двух моделей семантической памяти.// Вестн. Моск. Ун-та.Сер.Психология, 1978, № 2, стр.37−46.
  135. JI.A. Перевод и смысловая структура. М.:Изд. «Международные отношения», 1976.178с.
  136. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика.-Киев: СИНТО, 1985. 236с.
  137. Allport G. W. Pattern and growth in personality. N. Y., 1961.
  138. Brewer M.B., Crano W.D. Social Psychology. N. Y.: West Publishing Company. 1995.
  139. Bruner J.S., Tagiuri R. The Perception of People // Handbook of Social Psychology. 1954. P.634−654.
  140. Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431 p.
  141. Bruce V., Valentine Т., and Baddeley A.D. The basis of the three-quarter view advantage in face recognition. //Applied Cognitive Psychology, 1987. V.l. P.109−120.
  142. Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280p.
  143. Davies G. Ellis H. and Shepherd J. Face recognition accuracy as a function of mode of representation. // Journal of Applied Psychology. 1978.V.63. P.180−187.
  144. Greenberg G. The Self on the Shelf. State University of New York Press, 1994.
  145. Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.
  146. Ekman P. Cross cultural studies of facial expression. //In: Ekman P., Friesen W. Darwin and facial expression: a century of research in review. N. Y.: Academic press. 1973.
  147. Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.
  148. Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning, 1986. V.5. p.189−196.
  149. Johnston R.A., Bruce V. Lost properties? Retrieval differences between name codes and semantic codes for famous people. // Psychological Research, 1990, V.52, p.62−67.
  150. Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.
  151. McConnell J.V. Understanding human behavior. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston. 1986.
  152. McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987, V.78, p.143−151.
  153. Osgood C.E. Studies on generality of affective meaning systems//Amer. Psychol. 1962.V.17.P. 10−28.
  154. Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398−409.'
  155. Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face recognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225−245.
  156. Visual perception: Essential readings. Psychology Press. 2001.
  157. Vanderberg S., Mattisson M. The interpretation of facial expressons by schizophrenics other mental patients, normal adults and children. «Acta psychologica», vol XIX. Amsterdam, 1961.
  158. Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.
  159. Young A.W., Hellawell D.J., Hay D.C. Configural information in face perception // Perception. 1987. V. 16, p.747−759.
  160. Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.
  161. Zebrowitz L. A. Reading faces: window to the soul? Westview Press, A Member of the Perseus Books Group. 1998
  162. ZebrowitzL. Social perception. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 1990.
Заполнить форму текущей работой