Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительный анализ особенностей профессионального становления личности в зависимости от уровня рефлексии в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте профессиональной деятельности на настоящий момент изучено закономерное влияния рефлексии на результативные параметры и процессуальные (стилевые) характеристики деятельностиспецифика ее связей с отдельными психологическими свойствамизначение в организации индивидуальных качеств личности в целом (A.B. Карпов, В. В. Пономарева, И. М. Скитяева, О.В. Филатова). Несмотря на значимость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологический анализ процесса профессионального становления личности и выделение факторов, влияющих на него
    • 1. 1. Проблема профессионального становления личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
    • 1. 2. Периодизация процесса профессионального становления личности
    • 1. 3. Значение рефлексии в развитии личности профессионала
  • Глава 2. Экспериментальное изучение влияния рефлексии на процесс профессионального становления личности студентов на этапе обучения в вузе
    • 2. 1. Методическое обоснование содержания и подбора диагностического инструментария констатирующего этапа исследования
    • 2. 2. Изучение особенностей личностного компонента разнорефлексивных студентов на этапе обучения
    • 2. 3. Изучение особенностей профессионального компонента разнорефлексивных студентов на этапе обучения
    • 2. 4. Сравнительный анализ структурной организации личности высоко- и никорефлексивных студентов в процессе первичной профессионализации

Сравнительный анализ особенностей профессионального становления личности в зависимости от уровня рефлексии в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамичное развитие экономики всего мира, в том числе российского общества, неизбежно повышает требования к профессиональным качествам представителей разных отраслей производства — на смену исполнительским умениям и навыкам приходит творческое осмысление выполняемой деятельности, обеспечивающее мобильность и конкурентоспособность работников на рынке труда. Решение конкретных задач повышения качества подготовки специалиста базируется на представлениях о процессе профессионального становления личности (ПСЛ) на разных этапах жизненного пути.

В отечественной научной литературе данная проблема анализируется на разных уровнях: рассматриваются вопросы о сущности процесса профессионального развития (Н.С. Глухашок, Е. А. Климов, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков, П.Г. Щедровицкий), о развитии профессионального самосознания (Р.Б. Битянова, Е. П. Ермолаева, Е. Г. Ефремов, JI.M. Карнозова O.A. Мальцева), определяется содержание процесса профессионализации (М.В. Клищевская, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, И.В. Михайлов), анализируются условия развития и функционирования личности (JI.H. Корнеева, Г. С. Никифорова Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова), исследуется возрастная специфика процесса профессионального становления (Л.И. Анцыферова, Е. М. Борисова, Э.Э. Зеер), изучаются детерминанты психологических новообразований в системе профессионализации личности (Р.В. Габдреев, A.B. Карпов), решаются вопросы повышения эффективности механизмов профессионализации через воспитательно-образовательный процесс и оптимизацию условий профессиональной деятельности (P.M. Грановская, Ю. М. Забродин, Е. М. Иванова, Н. В. Кузьмина, JI.M. Митина, Т.В. Форманюк), обосновываются акмеологические закономерности развития зрелой личности (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, A.A. Реан).

Среди многих проблем, возникающих в ходе анализа процесса профессионализации, актуальным, на наш взгляд, является изучение психологических механизмов развития личности, основанных на активизации внутренних, интрапсихических средств, среди которых особое значение предается рефлексии как интегральной характеристике субъекта, определяющей особенности целостного образа собственного Я (Н.Г. Алексеев, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, C.IO. Пиняева, Т. Питере, С. Ю. Степанов и др.).

В контексте профессиональной деятельности на настоящий момент изучено закономерное влияния рефлексии на результативные параметры и процессуальные (стилевые) характеристики деятельностиспецифика ее связей с отдельными психологическими свойствамизначение в организации индивидуальных качеств личности в целом (A.B. Карпов, В. В. Пономарева, И. М. Скитяева, О.В. Филатова). Несмотря на значимость накопленного научного и эмпирического материала, ряд вопросов рефлексивной детерминации ПСЛ остается открытым. В частности, недостаточно исследована рассматриваемая проблематика в отношении стадии «первичного» освоения профессии, качество протекания которой во многом определяет последующее развитие профессионала.

Все выше перечисленное обусловило выбор темы нашего исследования, цель которого состояла в проведении психологического анализа особенностей профессионального становления личности студентов с разным уровнем рефлексии на этапе вузовской подготовки.

Объектом данного исследования выступает процесс ПСЛ, а его предметом — особенности ПСЛ разнорефлексивных студентов на этапе обучения в вузе.

Обозначенная цель конкретизировалась следующими задачами: 1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы ПСЛ в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить динамику личностных качеств субъектов с разным уровнем рефлексии в процессе профессионального становления на этапе вузовской подготовки.

3. Выделить критерии ПСЛ и определить их содержательные характеристики среди студентов в зависимости от года обучения.

4. Установить общие и специфические тенденции профессионального становления разнорефлексивных субъектов.

5. Выявить влияние уровня рефлексии на структурную организацию личностных характеристик будущих психологов.

Гипотеза исследования: ПСЛ студентов детерминировано свойственной им рефлексивностью, мера выраженности которой обусловливает специфику структурной организации их индивидуально-личностных качеств в целом.

Методологию исследования составили основы деятельностно-личностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), реализуемого в рамках проблемы системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, концепций профессионального становления Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, исследований развития рефлексивной культуры субъекта на жизненном пути (И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов, В.Е. Лепский). Учитывались подходы к ПСЛ в пространственно-временном аспекте (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов), выделении критериев его периодизации (Ю.П. Поваренков), определении детерминант психологических новообразований в системе профессионализации личности (Р.В. Габдреев, A.B. Карпов и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. В группах студентов с полярными уровнями рефлексии динамика индивидуально-личностных качеств характеризуется системой как общих для них закономерностей, так и специфических особенностей.

2. Профессиональное становление разнорефлексивных испытуемых может быть представлено закономерно сменяющими друг друга периодами, качественное своеобразие возникающих новообразований и кризисов каждого из которых служат критериями процесса ПСЛ на этапе вузовской подготовки.

3. Мера выраженности рефлексии определяет не только существенное автономное влияние, но и значимое структурное воздействие на организацию личностных показателей в целом, определяя их специфику по отношению к высокои низкорефлексивным субъектам.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена специфика индивидуально-личностных характеристик студентов в зависимости от свойственного им уровня рефлексии, прослежена динамика в процессе профессионализации на этапе вузовской подготовки.

2. Определены структурные единицы периодизации профессионального становления будущих психологов, уточнены ее хронологические рамки и критерии ПСЛ на стадии профессионального обучения. ;

3. Изучены особенности влияния рефлексии на структурную организацию иных психических свойств и индивидуальных качеств личности в контексте рассматриваемого периода профессионализации.

Практическое значение: изученные особенности индивидуальных свойств разнорефлексивных студентов, их динамики в процессе всего периода обучения в вузе и детерминационной роли рефлексии в структурной организации личностных качеств дают возможность исследовать проблему интенсификации и оптимизации управления развитием профессионально значимых подструктур будущих психологов, повысить эффективность их профессиональной подготовки в целом.

Достоверность результатов исследования, представленных в диссертации, обеспечивается широким применением средств математической статистики, включая дисперсионный, корреляционный и факторный анализ, метода «полярных групп», нахождения матриц интеркорреляций индивидуальных качеств с последующим изучением степени их интегрированности, «гомогенности-гетерогенности» (A.B. Карпов).

Апробация работы: основные результаты исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях «Психология профессионального образования», г. Казань, 2004 г., «Психолого-педагогические исследования в системе образования», г. Челябинск, 2005 г.- региональной научно-практической конференции «Психологическая адаптация студентов к выбранной профессии», г. Чебоксары, 2004 г. Кроме того, полученные данные получили свое отражение в статьях, выполненных в рамках конференций международного уровня — «Качество науки — качество жизни», г. Тамбов, 2005 г., «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке», г. Ульяновск, 2005 г.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав и заключениясодержит рисунки, таблицы, приложениясписок литературы состоит из 205 наименований, 8 из которых на иностранных языках.

116 Выводы.

1. Личностные особенности будущих психологов, обусловленные мерой свойственной им рефлексии, определяют специфику установления взаимоотношений с окружающими, восприятия происходящего вокруг и построения собственной стратегии поведения с тенденцией к интровертированности, характерной высокорефлексивным, и экстровертированности, присущей низкорефлексивным.

2. В процессе обучения разнорефлексивных студентов наблюдаются и общие закономерности в развитии индивидуально-личностных качеств:

• сокращение меры выраженности показателей внешнего благополучия процесса обучения (успех при сдаче экзаменов, уровень готовности к занятиям, стремление не запускать учебу, выполнение требований педагогов, ориентация на одобрение окружающих) и выдвижение в качестве приоритетных собственно профессиональных мотивов по приобретению глубоких знаний по специальности (к концу первого курса).

• значительный подъем уровня успеваемости студентов и возрастание степени удовлетворенности выбором профессии (на втором курсе).

• приближение представлений студентов о ПВК к мнению экспертов, свидетельствующее об адекватности складывающегося образа профессии.

• неравномерный характер развития самооценки испытуемых на протяжении всего процесса вузовской подготовки, приобретающий критические значения на третьем курсе — выход студентов на практику предоставляет возможность первой «пробы» себя в роли субъекта осваиваемой профессиональной деятельности с последующим переосмыслением собственных представлений о ней.

• дальнейшая конкретизация собственной профессиональной идентичности, проявляющаяся в особенностях намерений и характере мотивов обучения в вузе, где ведущим становится стремление стать квалифицированным специалистом, строящим свою профессиональную деятельность на глубоких знаниях, приносящих интеллектуальное удовлетворение в настоящем и призванных обеспечить успех в будущем. Выраженное желание получить диплом как документальное освидетельствование принадлежности индивида к определенному профессиональному сообществу (среди студентов четвертого и пятого курсов).

3. Профессиональное становление личности на этапе вузовской подготовки может быть представлено рядом периодов, закономерная смена которых детерминируется возникающими новообразованиями и нормативными кризисами, служащими критериями профессионализации студента.

4. Мера рефлексии оказывает структурное влияние на личностные характеристики субъектов первичного этапа освоения профессиисвойственная ей степень проявления интегрирующей функции находится в прямой пропорциональной зависимости от уровня ее представленности и обусловливает определившуюся структурную сложность «комплекса» качеств в группе высокорефлексивных по сравнению с представителями с полярным уровнем изучаемого феномена.

Заключение

.

1. Профессиональное становление личности представляет собой процесс структурно-динамического развития субъекта профессионального пути, в ходе которого формируются и развиваются профессионально ориентированные подструктуры и профессионально важные качества личности, соответствующие социальным и профессиональным требованиям и основывающиеся на возможностях и притязаниях индивида.

2. ПСЛ на стадии профессиональной подготовки протекает в контексте закономерно сменяющих друг друга периодов, внутри каждого из которых возникают качественно специфичные новообразования и нормативные личностные кризисы.

3. Одним из психологических средств становления будущего специалиста является свойственная ему мера рефлексии, обусловливающая своеобразие динамики индивидуально-личностных качеств на протяжении всего периода обучения в вузе.

4. Изучаемый феномен определяет не только существенное автономное, но и значимое структурное воздействие на организацию личностных показателей в целом.

5. Уровень рефлексии оказывает влияние как на степень интегрированности общей структуры индивидуально-личностных качеств, так и ее дифференцированность, обусловливая сложность личностной организации субъекта вузовской подготовки и определяя своеобразие его профессионального становления в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 333 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) /Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 1999. -224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Актуальные проблемы подготовки психологов для системы образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1993. 246 с.
  5. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач. Автореф. дис. к.пс.н. — М., 1975. — 27 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 384 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -333с.
  8. Н.Е. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. -1958.-№ 2.-С. 9−16.
  9. Антология современной психологии конца XX века (по материалам конференции «Психология созидания»). Т.7. — Вып.З. — Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 2001. — 377 с.
  10. Л.И. К Психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М., 1987. — С. 3−19.
  11. И. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 2. — С. 3−17.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 768 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  14. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 14−27.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. — 414 с.
  16. Хв.Ахметшина Э. Н. Формирование профессионального самосознания в процессе подготовки и переподготовки психологов. Дис.. к.пс.н. -Казань, 2003.-170 с.
  17. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. -Дис. к.пс.н.-М., 1993.-238 с. 18 .Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-212 с.
  18. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. — 168 с.
  19. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
  20. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. тр. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — С. 3−26
  21. .С. Смысловая сфера личности /Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  22. A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. -№ 6. — С. 30−41.
  23. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: ИПН МОРФ, 1994. — 268 с.
  24. ЕЛ. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 28−43.
  25. КВ., Гриншпун КБ., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2002. — 464 с.
  26. Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Прикладная психология. 2002. -№ 5/6.-С. 131−134.
  27. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности. -Дис. к.пс.н. Казань, 1999. — 162 с.
  28. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -110с.
  29. Я. Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной переподготовки // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 209−215.
  30. JI.C. Психология развития как феномен культуры. М. Воронеж: АПСН, 1996. — 512 с.
  31. Т.В. Общая структура учебной деятельности. Дис.. д-ра пс.н. -М., 2001.-583 с.
  32. Ъ1.Габдреев P.B. Методология, теория психологические резервы инженерной подготовки. -М.: Наука, 2001. 167 с.
  33. Р.В. Психологические резервы инженерной подготовки. -Автореф. дис. д-ра пс.н. Киев, 1990. — 39 с.
  34. Н.Д. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. — № 6. — С. 26−41.
  35. В.М. Категория становления в марксистской диалектике // Философские науки. 1968. — № 4. — С. 42−50.
  36. АЪ.Гуреев А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема. Дис.. к.пед.н. — Челябинск, 2001. -154 с. 44, Гуткша Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Дис.. к.пс.н.-М., 1983.- 176 с.
  37. Диагностика профессионального самосознания: Методическая разработка диагностической анкеты профессионального самосознания студентов. Куйбышев: КГПИ им. В. В. Куйбышева, 1989. — 21 с.
  38. Донцов А. К Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42−50.
  39. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Мн.: Изд-во БГУ, 1985. 206 с.
  40. М.И. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981. -383 с.
  41. Ю.Н. Групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 88−95.
  42. Ермолаев 0.10. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003.-335 с.
  43. ЕЛ. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза//Психологический журнал, 1998.-Т.19.-№ 4.-С. 8087.
  44. Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста. Кишинев: ИПФ «Центральная типография», 1997. — 192 с.
  45. JI.H. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. Автореф. дис. д-ра пс.н. — Новосибирск, 1997.-40 с.
  46. Г. П. Рефлексивное образование: феноменологический подход. Хабаровск, 2001. — 328 с.
  47. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. 126 с.
  48. Э.Ф. Психология профессии. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  49. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
  50. Ф.Е. Рефлексивная культура как основа психологической безопасности профессиональной деятельности // Рефлексивноеуправление. Сб. статей / Под ред. В. Е. Лепского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. — С. 61−68.
  51. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1989. -№ 3.-С. 13−20.
  52. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития студента. Дис. к.пс.н. — Пермь, 1998. — 160 с.
  53. ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  54. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. А. Я. Пономарева. М., 1983. — 336 с.
  55. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. — 11 с.
  56. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 6. — С. 51−59.
  57. .В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 184 с.
  58. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С. 65−75.
  59. JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 75−82.
  60. Х.Карпов A.B. Интегративные закономерности в организации познавательных процессов и задачи психологического анализа деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1997. — С. 40−50.
  61. A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал Т.24. — 2003. — № 5. — С. 45−57.
  62. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.-224 с.
  63. Е.А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -295 с.
  64. Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-400 с.
  65. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-512 с.
  66. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.-57 с.
  67. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. Т. 14. — 1994.- № 4. — С. 130 136.
  68. М.В. К проблеме профессионального развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. — 2001. — № 4. — С. 3−11.
  69. В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. -Л.: Знание, 1987.- 15 с.
  70. H.H. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа Я (на материале студентов факультета коррекционной педагогики и психологии). Дис.к.пс.н. — Екатеринбург, 2003.- 194 с.
  71. М.И., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 158−164.
  72. Кон КС. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  73. В.А. Закономерности динамики ПВК военных врачей в процессе профессионализации. Дис. д-ра пс.н. — СПб., 2001. — 555 с.
  74. Н.Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (на материале педагогического колледжа). Автореф. дис.. к.пед.н. — Н. Новгород, 2000. — 19 с.
  75. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  76. JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2002. — 184 с.
  77. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. -175 с.
  78. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: СпецЛит, 2002. — 96 с.
  79. М.П. Анализ изменения Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальт-терапии. Дис.. к.пс.н. — М., 1999. -143 с. 91 .ЛекторскийВ.А. Субъект. Объект. Познание. -М.: Наука, 1980. -360 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  81. Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  82. В.А. Ментализм и бихевиоризм: слияние? // Психологический журнал. Т.25. — 2004. — № 2. — С. 116−127.95 .Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — № 2. — С. 3−17.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-445 с.
  84. Маркова А. К Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  85. Е.В. Роль смысло-жизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов // Мир психологии. -2001. № 2. — С. 109−114.
  86. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд-во Евразия, 1997.-430 с.
  87. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -425 с. 101 .Машарова Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. 160 с.
  88. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 28−31.
  89. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−55.
  90. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2003. 400 с.
  91. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -Автореф. дис.. д-ра пс.н. -М., 1995. 570 с.
  92. JI.M. Рефлексивно-игровая технология обучения // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 86−90.
  93. Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1984. -№ 4.-С. 71−72.
  94. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.-915 с.
  95. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутренне «Я» человека //
  96. Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  97. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  98. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  99. А.К. Психологические исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−9.
  100. IS.Петров И. Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 26−35.
  101. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  102. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−10.121 .Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  103. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.123 .Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности. Автореф. дис. д-ра пс.н. — М., 1999. — 39 с.
  104. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1969. — 352 с.
  105. В.А. Психология духовности. -М.: Магистр, 1998. 162 с.
  106. В.А. Созидательная психология. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2000. — 370 с.
  107. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. A.A. Крылова. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  108. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. научн. тр. М: МГОПИ, 1992. — 153 с.
  109. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: Сб. научн. тр. Ярославль: ЯГУ, 1986. — 164 с.
  110. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского, И. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
  111. Ъ.Пряжников Н. С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2003. — № 1. — С. 59−65.
  112. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  113. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе: Материалы научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский университет, 1988. — 164 с.
  114. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990. — 113 с.
  115. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1996. — 148 с.
  116. Психология студента как субъекта учебной деятельности. М.: Б.и., 1989.- 130 с.
  117. Психология труда / Под ред. проф. A.B. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352 с.
  118. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — 365 с. 141 .Путляева JI.B. Современные психолого-педагогические проблемы профессионального образования. М.: ЦОЛИУВ, 1990. — 17 с.
  119. A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002 — 320 с.
  120. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999.-416 с.
  121. Е.С. Психология профессионального становления личности. -Дис. .д-рапс.н.-М., 1992.-611 с.
  122. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Вышэйш. шк., 1984. — 176 с.
  123. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х томах. СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
  124. Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа. Дис.. к.пс.н. — Ставрополь, 2000. -170 с.
  125. Л.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека. Автореф. дис. к.пс.н. — Новосибирск, 2000. — 18с.
  126. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя. М.- Магнитогорск, 2002. — 272 с.
  127. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и самоорганизации личности // Вопросы психологии. 1983. -№ 2.-С. 39−42.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004.-350 с.
  129. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
  130. В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития // Вопросы психологии. 1998. — № 7. — С. 144−152.
  131. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 25−36.
  132. Словарь синонимов русского языка. М.: ACT Астрель, 2002. — 235 с.
  133. Т.Н. Рефлексия и сознание как специфические механизмы человеческой активности // Рефлексия и деятельность/ Под ред. В. Е. Лепского. С. 75−82.
  134. С.Ю., Варламова ЕЛ. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопросы психологии. 1995. — № 1. -С. 60−68.
  135. С.Ю., Семенов КН., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором / Проблемы инженерной психологии. Вып.2. — Л., 1988. — С. 127−129.
  136. С.Ю., Семенов И. Н. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. -№ 1.-С. 99−104.
  137. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 31−40.
  138. С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 5−14.
  139. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. -М.: Наука, 2000. 174 с.
  140. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  141. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972.-370 с.
  142. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.- 168 с.
  143. O.K. Психология мышления. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.17Тренинг профессиональной идентичности. М.: МПСИ- Воронеж: НПО1. Модэк", 2004. 208 с.
  144. В.А. К вопросу о «пределе» профессионализма // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 3/1. — С. 25−27.
  145. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с. 17 4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  146. ПЗ.Философско-психологические проблем развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1994. 176 с.
  147. Пб.Фонарев А. Ф. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 104−109.
  148. Ш. Фонарев А. Ф. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  149. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  150. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  151. Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. — 253 с. 181 .Ханина КБ. К вопросу о профессиональной составляющей структуры образа мира // Вестник МГУ. 1990. — № 3. — С. 42−50.
  152. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 406с.183 .Ходырова Е. А. Динамика ценностных ориентаций в процессе формирования профессиональной позиции психолога-практика.- Автореф. дис. к.пс.н. Самара, 2002. — 25 с.
  153. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: АН СССР, Институт психологии, 1977. — 144 с.
  154. К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. Автореф. дис.. к.пс.н. — Ярославль, 1996.-31 с.
  155. И.Ш. Особенности профессионально значимых качеств личности студентов с разным уровнем удовлетворенности избранной профессией. Дис. к.пс.н. — СПб., 2003.- 163 с.
  156. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя. Автореф. дис. к.пед.н. — Уфа, 2000. — 19 с.
  157. S.Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯГУ, 1981. — 71 с. 189 .Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1983. 185 с.
  158. В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: 1996.-320 с. 191 .Шапаръ В. Б., Тимченко A.B., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 688 с.
  159. Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 64−78.
  160. Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. М.: МОСУ, 2000.-256 с.
  161. JI.A. Взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик в структуре способностей // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 72−81.
  162. Chapling М., Keller М. Decentring and interaction // The j. of general psychology. 1984. — V.4. — P. 269−275.
  163. Ferris Gerald R., Bergin T. Personal characteristics, job performance and absentescism of public school teachers // J. App. Soc. Psichol. 1988. — № 7. -P. 552−563.
  164. Flavell J. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence.-N.-Y., 1976.-P. 231−235.201 .George J. Posner. Field experience: a guide to reflective teaching. -Longman, N.-Y and L., 1985.
  165. Hermans H., Bonarius H. The person as co-investigator in personality // Eur. Journal of Personality. 1991. — V.5. — P. 199−216.
  166. Rodgers C. Client-centered therapy: the current practice, implication and the theori. Boston: Houghton, 1951.
  167. Sedikides C., Skowronski J. On the sourcer of self-knowledge: the perceived primacy self-reflection // Journal of Social and clinical psychology. V.14. -№ 3.- 1995.-P. 224−270.
  168. Tiedarman D. Decision and vocational development: a paradigm and its implication // Personal and Guidance. -1961.- № 40. P. 15−21.
  169. Опросник для оценки ПВК психолога Исходя из личного опыта проранжируйте приведенные ниже качества по степени их значимости для успешной профессиональной деятельности психолога:
  170. Любознательность и пытливость.2. Любопытство.
  171. Достаточный уровень интеллекта.
  172. Сравнительно высокая степень научной одаренности.
  173. Профессиональная наблюдательность.
  174. Высокий уровень профессиональных знаний.
  175. Повышенная чувствительность к малейшим изменениям в клиенте.
  176. Достаточность профессиональных умений.9. Умение понимать людей.10. Умение слушать.
  177. Общительность и тактичность.
  178. Умение контактировать с людьми.
  179. Способность к критике и самокритике.
  180. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.
  181. Способность длительное время заниматься решением одной задачи.
  182. Ответственность и организованность.17. Терпимость.
  183. Эмоциональная стабильность.19. Устойчивость к стрессу.
  184. Способность к сопереживанию.21. Уверенность в себе.
  185. Осознание собственных конфликтных областей, потребностей и мотивов.
  186. Позитивное самоотношение и адекватная самооценка.
  187. Оптимально развитая рефлексия.1. Качества, А В С V Е
  188. Любознательность и пытливость 20 22 21,5 14,5 22
  189. Любопытство 23 24 24 24 24
  190. Достаточный уровень интеллекта 2 7,5 9,5 2 3
  191. Высокая степень научн. одаренности 5 20 6 5,5 8
  192. Профессиональная наблюдательность 7,5 2 4 3 2
  193. Высокий уровень проф. знаний 1 1 5 1 1
  194. Повышенная чувс-ть к клиенту 17 4 7,5 21,5 13
  195. Достаточность проф. умений 3 9 9,5 5,5 4
  196. Умение понимать людей 7,5 3 3 8,5 510 Умение слушать 4 17 1 7 6
  197. И Общительность и тактичность 9 13,5 13 ¦ 12 11,5
  198. Умение контактировать с людьми 21,5 12 17 12 19
  199. Способность к критике и с/критике 19 23 12 18 21
  200. Энтузиазм по отношению к работе 24 19 21,5 20 23
  201. Способность к долговр. работе 15,5 15,5 17 10 17
  202. Ответственность и организованность 10 6 20 4 9
  203. Терпимость 15,5 15,5 23 17 18
  204. Эмоциональная стабильность 18 21 7,5 8,5 15,5
  205. Устойчивость к стрессу 21,5 18 14,5 12 20
  206. Способность к сопереживанию 14 10,5 14,5 16 11,5
  207. Уверенность в себе 12,5 13,5 17 14,5 14
  208. Осознание собст. конф. областей 11 5 11 23 10
  209. Позитивное с/отн. и самооценка 12,5 10,5 19 19 15,5
  210. Оптимально развитая рефлексия 6 7,5 2 21,5 7
  211. Суммы 300 300 300 300 300
  212. Примечание: А, В и С ранги преподавателей факультета со стажем работы 1−3 года, 5−10 лет и более 10 лет соответственно- О — ранги практикующих психологов- Е — обобщенные ранги экспертов
Заполнить форму текущей работой