Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эмоциональная напряженность студента вуза как фактор активизации психологической защиты и самоактуализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, отмечается связь психологической защиты и эмоциональной напряженности, связь самоактуализации и психологической защиты. Однако существует необходимость в уточнении этой связи в зависимости от фактора повышенной (но не стрессовой) эмоциональной напряженности. Теоретическая значимость данной работы заключается в недостаточности имеющихся исследований по положительному влиянию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, САМО АКТУАЛИЗАЦИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
    • 1. 1. Представления о понятии психической и эмоциональной напряженности
      • 1. 1. 1. Представления о психической напряженности
      • 1. 1. 2. Понятие эмоциональной напряженности
      • 1. 1. 3. Мотивы и эмоциональная напряженность
    • 1. 2. Представления о понятии психологической защиты
      • 1. 2. 1. Проблема психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 2. 2. Механизмы психологической защиты в контексте социально-психологической адаптации
      • 1. 2. 3. Структурная теория Р. Плутчика, X. Келлермана и X. Конте
      • 1. 2. 4. Особенности психологической защиты в студенческом возрасте
    • 1. 3. Представления о понятии самоактуализации
      • 1. 3. 1. Представления о самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 3. 2. Самоактуализация в контексте теорий К. Роджерса и А.Г. Маслоу
      • 1. 3. 3. Самоактуализация личности в период обучения в вузе
      • 1. 3. 4. Характеристика студенческого этапа профессионального развития
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
    • 2. 1. Процедура и методы исследования проблемы
    • 2. 2. Эмоциональная напряженность личности студента вуза
      • 2. 2. 1. Особенности эмоциональной напряженности студентов вуза
      • 2. 2. 2. Характеристика уровней эмоциональной напряженности
    • 2. 3. Взаимосвязь эмоциональной напряженности и психологической защиты у студентов вуза
      • 2. 3. 1. Особенности психологической защиты студентов вуза
      • 2. 3. 2. Анализ психологической защиты студентов вуза
      • 2. 3. 3. Влияние уровня эмоциональной напряженности на психологическую защиту студентов вуза
    • 2. 4. Взаимосвязь эмоциональной напряженности и самоактуализации
      • 2. 4. 1. Особенности самоактуализации студентов вуза
      • 2. 4. 2. Исследование взаимосвязи самоактуализации и эмоциональной напряженности студентов вуза
      • 2. 4. 3. Анализ самоактуализации студентов вуза
      • 2. 4. 4. Влияние уровня эмоциональной напряженности на самоактуализацию студентов вуза
    • 2. 5. Взаимосвязь психологической защиты и самоактуализации при повышении эмоциональной напряженности у студентов вуза
      • 2. 5. 1. Взаимосвязь самоактуализации и психологической защиты
      • 2. 5. 2. Анализ взаимосвязи психологической защиты и самоактуализации студентов вуза
      • 2. 5. 3. Анализ взаимосвязи психологической защиты и самоактуализации при различном уровне эмоциональной напряженности
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Эмоциональная напряженность студента вуза как фактор активизации психологической защиты и самоактуализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы, связанные с функционированием человека в ситуации нервно-психического напряжения, имеют большую актуальность и значимость, так как ситуации психического напряжения вызывают разбалансирование физиологии и психики, и отрицательно сказываются на здоровье человека и эффективности деятельности.

Изучение влияния эмоциональной напряженности в учебно-профессиональной деятельности напрямую связано как с эффективностью обучения, так и с развитием и становлением личности. Содействие развитию, становлению и самоактуализации — одна из важных задач современной педагогической психологии. Изучение влияния эмоциональной напряженности на студентов особенно актуально, так как учебная деятельность высшей школы является неотъемлемым этапом профессионализации, реализуемым в условиях повышенной эмоциональной напряжённости, вызванной как адаптацией к студенческой жизни, так и самим процессом обучения (A.A. Вербицкий, В.А. Якунин).

Однако изучение напряженности и ее влияния на функционирование человека характеризуется теоретической неоднородностью и противоречивостью (П.Б. Зильберман, JI.B. Куликов, B. J1. Марищук, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Э. Л. Носенко, О. В. Овчинникова и др.).

Период студенчества является определяющим для формирования устойчивых личностных характеристик, стиля совладающего поведения и становления психологической защиты как адаптационной системы (Л.И. Анцыферова, Б.Д. Карвасарский). Большинство исследователей считают, что снятие нервно-психического напряжения достигается путем образования и актуализации защитного поведения разной степени конструктивности. Однако наиболее конструктивный путь восприятия конфликта — это возможность разрешения репрезентируемых через него назревших противоречий, повышения качества регуляции и перехода на новый виток развития (Э.И. Киршбаум).

На выбор способа психологического реагирования оказывает влияние уровень самоактуализации личности. Высокий уровень самоактуализации личности выражается в использовании зрелых психологических защит и активно-развивающих стратегий совладающего поведения (P.M. Грановская, И.М. Никольская).

Самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности может рассматриваться и как процесс, и как интегративное личностное образование с определенными личностными свойствами и структурой из трех компонентовмотивационно-потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного (И.Г. Садилов, JI.B. Цурикова, Е. Ф. Ященко и др.).

Таким образом, отмечается связь психологической защиты и эмоциональной напряженности, связь самоактуализации и психологической защиты. Однако существует необходимость в уточнении этой связи в зависимости от фактора повышенной (но не стрессовой) эмоциональной напряженности. Теоретическая значимость данной работы заключается в недостаточности имеющихся исследований по положительному влиянию повышенной эмоциональной напряженности на самоактуализацию и эффективность деятельности. Связь самоактуализации и эмоциональной напряженности обычно рассматривается только в контексте профессионального выгорания. Наблюдается недостаточная разработанность практических способов повышения уровня самоактуализации личности через использование ее связи с психологической защитой. Конкретизации и уточнения требует вопрос, через какие именно характеристики связаны между собой эмоциональная напряженность, самоактуализация и психологическая защита.

Таким образом, необходимо изучить особенности функционирования и психологического реагирования личности студента вуза при различном уровне эмоциональной напряженности. Самоактуализация и психологическая защита при этом могут быть рассмотрены как характеристики двух разнонаправленных типов психологического реагирования. Представляется важным установление связи между самоактуализацией и психологической защитой и изучение вклада в эту связь уровня эмоциональной напряженности, выступающей как фактор выбора способа психологического реагирования (Л.М. Митина).

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности для совершенствования и индивидуализации образовательного процесса, способствуя самоактуализации личности студента, конструктивному преодолению состояний эмоциональной напряжённости и повышению эффективности обучения. Учитывая уровень эмоциональной напряженности, через подбор тренинговых программ можно влиять на разные компоненты самоактуализации, что приведет к развитию зрелых форм психологической защиты и стимулирует развивающий способ психологического реагирования.

Объект исследования: эмоциональная напряженность как фактор выбора способа психологического реагирования у студентов вуза.

Предмет исследования: самоактуализация и психологические защиты как функциональные характеристики различных способов психологического реагирования на повышенную эмоциональную напряженность.

Цель диссертационного исследования: определить влияние повышенной эмоциональной напряженности на активизацию психологической защиты и самоактуализацию личности, а также на их взаимодействие. В частности, в задачи исследования входило:

1. Выявить основные подходы к изучению самоактуализации, психологической защиты, эмоциональной напряженности и их связи.

2. Определить уровень эмоциональной напряженности у студентов вуза.

3. Выявить влияние эмоциональной напряженности на активизацию и изменение характеристик психологической защиты у студентов вуза.

4. Выявить влияние эмоциональной напряженности на активизацию и изменение характеристик самоактуализации у студентов вуза.

5. Исследовать влияние эмоциональной напряженности на взаимосвязь самоактуализации и психологической защиты у студентов вуза.

Гипотезы исследования:

1. Повышение эмоциональной напряженности у студентов вуза приводит к изменению структуры самоактуализации личности и активизации ее различных компонентов.

2. Повышение эмоциональной напряженности у студентов вуза приводит к изменению психологической защиты и к активизации различных защитных механизмов.

3. Уровень эмоциональной напряженности приводит к перестройке связей между компонентами самоактуализации и механизмами психологической защиты.

4. Существуют различные типы реагирования на повышенную эмоциональную напряженность (активно-развивающий, пассивно-адаптивный, промежуточный), характеризующиеся различным набором психологических защит и компонентов самоактуализации.

Методологические и теоретические предпосылки исследования: теории самоактуализации (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром, Е.Ф. Ященко), теории профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JT.M. Митина, Ю.П. Поваренков), теории психологической защиты (Л.И. Анцыферова, X. Гжеголовская, P.M. Грановская, Е. С. Романова, Е. Т. Соколова, И. Д. Стоиков, Л. Ю. Субботина, В. А. Ташлыков, Б. Д. Карвасарский, Э. И. Киршбаум, A.A. Налчаджян, А. Фрейд, 3. Фрейд, H. Conte, H. Kellerman, R. Plutchik), теории стресса (У. Кеннон, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Г. Селье), теории психических и эмоциональных состояний (A.B. Витт, В. А. Ганзен, Л.П. Гри-мак, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, A.B. Леонова, М. Н. Русалова, Е. Ф. Рыбалко,.

В.А. Якунин), теории состояний эмоциональной напряженности (Б.А. Вяткин, Л. Г. Дикая, JI.B. Куликов, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Э. Л. Носенко, О.В. Овчинникова).

Методы исследования: наряду с традиционными теоретическими. методами анализа научной литературы, системного анализа, синтеза и моделирования, в диссертации использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, специальные диагностические методы, отвечающие конкретным задачам исследования.

Для определения уровня эмоциональной напряженности использовалась методика определения эмоциональной напряженности.

Для исследования эмоционального состояния использовались следующие методики: Миссисипская шкала, методика Холмса и Pare, методика К. Хека и X. Хесса, методика «Типовое семейное состояние» (Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Для исследования эмоциональных состояний в коллективе использовалась методика А. Ф. Фидлера.

Для исследования самоактуализации использовался «Опросник личной ориентации» (Personal Orientation Inventory, адаптация Н.Ф.Калина), включающий 11 субшкал, разработанных на основе описаний характеристик самоактуализирующихся людей А. Маслоу.

Для диагностики психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» (LSI — «Life style index») P. Плутчика, X. Келлермана и X. Конте. Методика содержит 97 вопросов и позволяет диагностировать выраженность 8 базисных защит.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных и валидных адаптированных методик, а также применением соответствующих методов математической обработки данных: методов первичной описательной статистики, непараметрических методов: U-критерий Манна-Уитни, методов корреляционного анализа (критерий r-Спирмена), факторного, регрессионного, кластерного анализа. При обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы «STATISTICA 6.0», «SPSS 13.0» .

Основные этапы исследования:

1. Теоретический этап — осуществлялся анализ научных исследований проблемы, изучение степени ее актуальности для науки, определение понятийного аппарата, цели, объекта, предмета, гипотез и программы исследования.

2. Эмпирический этап — осуществлялось эмпирическое исследование по разработанной программе с использованием методов тестирования и анкетирования.

3. Обобщающий этап — обрабатывались, анализировались и обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические положения, оформлялись материалы диссертационного исследования.

База исследования: в исследовании принимали участие студенты гуманитарных факультетов 1−5 курсов в количестве 220 человек.

Научная новизна исследования:

1. Впервые установлено влияние фактора повышенной эмоциональной напряженности на выбор способа психологического реагирования в учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что при повышенной эмоциональной напряженности происходит перестройка взаимосвязей между самоактуализацией и психологической защитой, которые являются характеристиками двух качественно различных типов психологического реагирования.

2. Установлена взаимосвязь характеристик эмоциональной напряженности с отдельными психологическими защитами и характеристиками самоактуализации. Показано, что увеличение эмоциональной напряженности вызывает изменения психологической защиты и самоактуализации.

3. Впервые зафиксирована обратная взаимосвязь характеристик самоактуализации и психологической защиты в зависимости от качественных и количественных характеристик эмоциональной напряженности.

4. Установлена специфика качественного влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию: выявлена корреляция качественных компонентов самоактуализации (мотивационно-потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного), соответствующих качественно, различным состояниям эмоциональной напряженности.

Теоретическая значимость исследования. Расширены научные представления о функционировании и взаимосвязи двух разнонаправленных способов психологического реагирования на повышенную эмоциональную напряженность, представителями которых являются самоактуализация и психологические защиты. Изучено функционирование и взаимодействие самоактуализации и психологической защиты. Расширено понимание психологических механизмов выбора адаптивного и развивающего способа реагирования на повышенную эмоциональную напряженность в учебно-профессиональной деятельности у студентов вуза и подтверждена гипотеза об определяющем влиянии на этот выбор фактора повышенной эмоциональной напряженности.

Внесен вклад в научные представления о самоактуализации как психическом феномене, тесно связанном с эмоциональной напряженностью и психологической защитой. Подтверждена гипотеза о качественном и количественном влиянии эмоциональной напряженности на самоактуализацию и психологическую защиту. Уточнены представления о процессе самоактуализации личности в период обучения в вузе и доказано наличие взаимосвязей между самоактуализацией и психологическими защитами в зависимости от уровня и качественных составляющих эмоциональной напряженности.

Выявлены наиболее значимые компоненты структуры самоактуализации личности студента вуза, проанализировано их содержание и иерархия в зависимости от уровня эмоциональной напряженности. Рассмотрение данных аспектов связи эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологической защиты является существенным вкладом в область общей психологии, психологии личности, педагогической психологии, педагогики высшей школы.

Практическая значимость работы. Установленные в работе связи эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологической защиты могут быть использованы для диагностической и коррекционной работы в вузах и психологических центрах. Предложены пути психолого-педагогической работы для конструктивного преодоления состояний эмоциональной напряженности через активизацию различных составляющих самоактуализации. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования и индивидуализации образовательного процесса в вузе, направленном на повышение эффективности обучения и рост самоактуализации студентов.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке студентов психолого-педагогических учебных заведений, при переподготовке психолого-педагогических кадров в качестве специального учебного курса, направленного на развитие процесса самоактуализации личности, оптимального преодоления состояний эмоциональной напряженности и снижение сопротивления.

Основные защищаемые положения:

1. Специфика качественного влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию проявляется в изменении ее структуры. Изменяется соотношение отдельных показателей самоактуализации, а также происходит активизация различных ее компонентов, соответствующих качественно различным состояниям эмоциональной напряженности. Связь самоактуализации и эмоциональной напряженности носит нелинейный характер. С повышением эмоциональной напряженности возрастает организованность структуры самоактуализации, особенно это отражается на показателях «ценности» и «креативность» .

2. Увеличение эмоциональной напряженности вызывает активизацию и структурные изменения психологической защиты. Максимальная выраженность психологической защиты (с преобладанием примитивных защит) наблюдается при среднем уровне эмоциональной напряженности, минимальная (с преобладанием зрелых защит) — при низком уровне. При высоком уровне эмоциональной напряженности наибольшее влияние на активизацию психологической защиты оказывает «удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе», при среднем уровне — «уровень птср». При увеличении эмоциональной напряженности снижается организованность структуры следующих защит: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация.

3. Уровень эмоциональной напряженности влияет на взаимосвязь между самоактуализацией и психологической защитой. Активизация психологической защиты ведет к снижению самоактуализации. Между самоактуализацией и психологической защитой существует обратная связь, проявляющаяся в особенностях их взаимодействия при различной величине эмоциональной напряженности и выражающаяся в перестройке взаимосвязей между характеристиками самоактуализации и отдельными защитами. Наибольшее количество характеристик самоактуализации связано с механизмами компенсации, проекции и интеллектуализации. Наибольшее влияние на психологическую защиту оказывают характеристики самоактуализации, отвечающие за способность к самораскрытию и доверие к окружающим («гибкость в общении», «взгляд на природу человека»), а наиболее сильно с механизмами психологической защиты связаны «взгляд на природу человека», «гибкость в общении», «самопонимание», «ориентация во времени» .

4. Выделяются различные типы психологического реагирования на повышенную эмоциональную напряженность: активно-развивающий, пассивно-адаптивный и промежуточные. Активно-развивающий способ реагирования (системообразующий фактор — самоактуализация) характеризуется снижением активизации психологических защит, отказом от примитивных защит и развитием зрелыхповышением уровня самоактуализации с преобладанием ценностно-смыслового компонента. Пассивно-адаптивный способ (структурные факторы — психологические защиты) характеризуется активизацией защитного поведения с преобладанием примитивных защит, снижением самоактуализации с преобладанием мотивационно-потребностного компонента. Промежуточные способы реагирования характеризуются смешанным набором защит, преобладанием функционально-регулятивного компонента самоактуализации.

Апробация работы: основные результаты диссертационной работы по теме исследования представлены в 3 печатных публикациях автора.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (273 наименований, из них — 40 на английском языке) и приложений. Работа изложена на 130 страницах, содержит 57 таблиц и 29 рисунков.

7. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в вузе, конструктивного преодоления состояний эмоциональной напряженности у студентов через активизацию различных составляющих самоактуализации. Выявлены особенности взаимодействия самоактуализации и психологической защиты при различной величине эмоциональной напряженности. Показано, что снижение защитного способа реагирования и развитие личности возможно через осознанное усиление способности жить настоящим, повышение веры в собственные возможности и доверие к людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Самоактуализация личности в учебно-профессиональной деятельности рассматривается как непрерывная актуализация и развитие потенциальных возможностей, выражающиеся в личностно-профессиональном самоопределении и сопровождающиеся формированием профессиональной идентичности.

Результаты данного исследования подтверждают специфику качественного влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию, которая проявляется в актуализации различных ее компонентов (мотивационно-потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного), соответствующих качественно различным состояниям эмоциональной напряженности. Показано, что по мере изменения уровня эмоциональной напряженности перестраиваются взаимосвязи между самоактуализацией и механизмами психологической защиты.

Самоактуализация и психологическая защита являются характерными репрезентантами двух разнонаправленных способов психологического реагирования на повышенную эмоциональную напряженность. Существует некоторое критическое значение уровня эмоциональной напряженности, определяющее выбор способа психологического реагирования.

Перспективы дальнейшего изучения способов психологического реагирования на повышенную эмоциональную напряженность могут быть связаны с разработкой способов воздействия на различные компоненты самоактуализации, активизирующие развитие зрелых форм психологической защиты и активно-развивающего способа психологического реагирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1981. — С.218−241.
  2. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1973.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская.- М., 1991.
  4. , Ю.А. Психогении в экстремальных условиях Текст. /Ю.А. Александровский. М.: Медицина, 1991.
  5. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. -1994. № 1. — С. 3−18.
  6. , Л.И. Принцип развития в психологии Текст. / Л. И. Анциферова. М., 1978.
  7. , Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу Текст. / Л. И. Анциферова // Вопр. психол. 1973. -№ 4. — С.173−180.
  8. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1982. С.3−18.
  9. , Л.И. Способности личности к преодолению деформаций своего развития Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1999. -Т.20. -№ 1. — С.6−19.
  10. Ю.Аргайл, М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл. 2-е изд. — М.: Питер, 2003.-271с.
  11. П.Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 480с
  12. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. -528с
  13. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 336с.
  14. , В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе Текст. / В. М. Афонькова // Общение как педагогическая проблема: сборник научных трудов. Под ред. A.B. Мудрика. — М., 1974. -С.28−40.
  15. , Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь Текст. / Ф. В. Бассин //Вопросы философии. 1971. -№ 9. — С. 90−102.
  16. , Ф.В. Проблема психологической защиты Текст. / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 3. -С.78−86.
  17. , A.A. Концепция А.Маслоу шаг на пути к созданию синтетической теории человека Текст. / A.A. Белик // Вестник МГУ. — Серия 7. Философия. -1991. — № 3. — С.65−69.
  18. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. Д.: Наука, 1988.-270с.
  19. , Ф.В. Психическая и психофизиологическая интеграция (некоторые методические подходы к изучению бессознательного) Текст. / Ф. Б. Березин // кн. Бессознательное. Сборник статей. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. — Т1. — С. 187−200.
  20. , Э. Трансакционный анализ и психотерапия Текст. / Э. Берн. -Пер. с англ. СПб.: Издательство «Братство», 1992. -224с.
  21. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Издательство: Флинта, 1998, — 168с.
  22. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1995.
  23. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  24. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968.
  25. , Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности Текст. / Дж. Бьюдженталь. Из кн.: Эволюция психотерапии: В 3-х т. -М.: «Класс», 1998. -т. 3.-С. 180−207.
  26. , Е.П. Жизненный путь как творческая активность. Психологические проблемы самореализации Текст. / Е. П. Варламова, Ю. Н. Михайлова // под ред. Л. А. Головей, Л. М. Коростылевой. Спб., 1999. — С.37−50.
  27. , Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200с.
  28. , Ф.Е. Структура образа Текст. / Ф. Е. Василюк // Вопр. психол. 1993. — № 5. — С.5−19.
  29. , Л.И. Методическое пособие: «Индекс жизненного стиля» Текст. / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова и соавт. // Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. -СПб., 1998. 48с.
  30. , Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие Текст. / Е. Е. Вахромов. М.: Междунар. пед. акад., 2001.
  31. , П. Психология межличностных коммуникаций Текст. / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон / Пер. с англ.- СПб.: «Речь», 2000. 299 с.
  32. , И. А. Самоактуализация: этико-психологический аспект Текст. / И. А. Винтин. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2001. — 107с.
  33. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособ. для ст-ов пед. ин-ов Текст. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др./ Под ред. М. В. Гомезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  34. Выготский, J1.C. О психологических системах. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. Текст./ Л. С. Выготский. М., 1982. — С.109−131.
  35. , JI.C. Психология Текст. / Л. С. Выготский М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  36. , Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. Педагогика Текст. / Л. С. Выготский. М., 1982.-487 с.
  37. , Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. д-ра. психол. наук Текст. / Э. В. Галажинский. -Томск, 2002.
  38. , P.M. Защита личности: психологические механизмы Текст. / P.M. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: «Знание», 1999. — 352 с.
  39. , Г. В. Психологическая защита личности: проблема и определение основных понятий Текст. / Г. В. Грачев // Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества. Ярославль, 1998. — Т.4. -Вып. 4. — С.182−185.
  40. , Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дисс. канд. психол. наук Текст. / Л. Р. Гребенников. М., 1994. — 220 с.
  41. Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. Текст. / Н. В. Гришина Спб.: Питер, 2008. — 544с.
  42. , М.И. О психологических механизмах становления профессионального сознания будущего учителя Текст. / М. И. Гуслякова // Мир психологии. 2006. — № 1. — С.152−161.
  43. , В.В. Принцип развития в психологии Текст. / В. В. Давыдов,
  44. B.М. Зинченко // Вопросы философии. 1980, — № 12. — С. 47−60.
  45. , К.Ф. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи Текст. / К. Ф. Дмитриев, М. И. Ериф, A.M. Эткинд // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3.- Л., М., — 1985.1. C.287−292.
  46. , Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия. Дисс. канд. психол. наук. Текст. / Е. Л Доценко. М., 1993. — 162 с.
  47. , И.В. Рабочая книга школьного психолога. Текст. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др./ Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303с.
  48. , И.Д. Самореализация как деятельность Текст. / И.Д. Егорычева//Мир психологии.- 2005. № 3 (43). — С. 11−32.
  49. , В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? Текст. / В. П. Зинченко // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей ред. A.C. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — Т.1. — С.133−146.
  50. , В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1994. — 303с.
  51. , P.A. Самореализация человека: введение в человекознание: Учеб. пособие Текст. / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.
  52. , О. А Исследования эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога. Автореф. дисс.канд. пс. наук Текст. / О. А Идобаева. М., 1997. -26с.
  53. , C.B. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная организация при расстройствах личности. Автореф. дис. канд. пс. наук Текст. / C.B. Ильина. МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии. М., 2000. — 24с.
  54. , И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания (на модели невротических расстройств): Автореф. дис. канд. пс. наук Текст. / И. М. Кадыров. МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии. М., 1990. — 24с.
  55. , И.М. О невротических и психотических аспектах личности и их взаимодействии в психоаналитической психотерапии Текст. / И. М. Кадыров // Московский психотерапевтический журнал, — 1996. № 2. — С.26−53.
  56. , Б.Д. Психотерапия (энциклопедия) Текст. / Б. Д. Карвасарский. Спб.: Питер Ком, 1998. — 752с.
  57. , Э.И. Психологическая защита состояния Текст. / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. М.: Смысл, 2000. — 181с.
  58. , Е.А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  59. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С.428−435.
  60. , Я.Л. Социальная психология развития личности Текст. / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. Высшая школа, 2009. — 336с.
  61. О.Л. Психологические условия развития самоотношения в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей Текст. / О. Л. Колчина. Дис. канд. псих. наук. Астрахань, 2005. — 185 с.
  62. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  63. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979 — 175с.
  64. , Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности Текст. / Л. А. Коростылева. Дис. д-р псих. наук. -СПб., 2001.-420 с.
  65. , Л.А. Уровни самореализации личности Текст. / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 4. Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -С.21−46.
  66. , И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. 3-е изд. Текст. / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
  67. , В.Н. Методика исследования мотивации самоутверждения Текст. / В. Н. Куницына // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург-Якутск. СПб., 2002.
  68. , В.Н. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка Текст. / В. Н. Куницына // Актуальные проблемы современной социальной психологии. Якутск, 2005.
  69. , В.Н. Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность Текст. / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1996.
  70. , Н.Д. О психических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. М., «Просвещение», 1964.
  71. , А. Б. Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. Текст. / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  72. , Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. /Д.А. Леонтьев // Психологический Журнал. Т. 21. — 2000. — № 1. -С. 15−25.
  73. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1975.
  74. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М, 1983.
  75. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318 с.
  76. , В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М. Босса Текст. / В. В. Летуновский // Понимание как фактор личностного развития: -Кемерово: Графика, 2002.
  77. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1996. — 447 с.
  78. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  79. , Б.Ф. Системность в психологии. Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  80. , Д. Социальная психология. Текст. / Д. Майерс. СПб., 1998.
  81. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Пер. с англ. Текст. / Н. Мак-Вильямс. М.: «Класс», 1998. — 480с.
  82. Мартова-Бочавер, С.К. Coping-behavior в системе понятий психологии личности Текст. / С.К. Мартова-Бочавер // Психологический журнал. — 1997.1. Т. 18.-№ 5.-С. 20−30.
  83. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу.- М.: Смысл, 1999. 424с.
  84. , А. По направлению к психологии бытия Текст. / А. Маслоу. -М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
  85. , А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М.: «Рефл-бук» -К.: «Ваклер», 1997.
  86. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. М., 1982.-С. 106−118.
  87. , А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья (мотивация и личность) Текст. / Пер. англ. / А. Маслоу. Спб., 1999.
  88. , А. Экзистенциальная психология Текст. / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. — 160 с.
  89. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / Пер. с англ./А.Маслоу.-СПб.: «Евразия», 1997.
  90. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.
  91. ЮЗ.Матюшкин, A.M. Классификация проблемных ситуаций Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1970. № 5. — С.23−25.
  92. , О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности Текст. / О. И. Мотков // Магистр. -1995. -№ 6. С.84−95
  93. Ю.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина. М.: Изд. дом. «Академия», 1998.
  94. Ш. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования Текст. / Р.Мэй. — М., 2001.
  95. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества Текст. / Р. Мэй. Львов: Инициатива- - М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. — 127 с.
  96. З.Мэй Р. Открытие Бытия Текст. / Р. Мэй. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. — 160 с.
  97. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Д. Я. Райгородский / Психология личности: в 2-х т. Т.2. Хрестоматия. Изд-е второе, доп.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С.223−226.
  98. , Н.И. Психическая напряжённость Текст. / Н. И. Наенко. М., Изд-во МГУ, 1976.
  99. Пб.Наенко, Н.И. «Психологический анализ состояний психической напряженности» Текст. / Н. И. Наенко. М: изд. Московского университета, 1970 г.
  100. , A.A. Психологические защитные механизмы. Сб. Самосознание и защитные механизмы личности (Хрестоматия) Текст. / A.A. Налчаджян. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С.395−482
  101. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст. / Р. Нельсон-Джоунс. Питер, 2000. — 464с.
  102. , Т.А. Состояния нервно-психического напряжения Текст. / Т. А. Немчин. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.
  103. , Е.П. Феномен человеческого самоутверждения Текст. / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. СПб., 2000. — 224с.
  104. , И.М. Психологическая защита у детей Текст. / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб: Речь, 2001, 507 с.
  105. , Г. В. Личность в психологии Текст. / Г. Олпорт. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.
  106. Опросник С AMO AJI адаптация вопросника POI / Personal Orientation Inventory by Everett Shostrom Текст. / адаптация Н. Ф. Калина. 1963.
  107. , С.Р. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта Текст. / С. Р. Пантелеев, А. В. Визгина, Е. М. Зимачева // Психологическое обозрение. -1997. -№ 2. С. 27−30.
  108. , Н.И. Структура и динамика самоактуализации студентов творческих специальностей. Автореф. дис. канд. пс. наук Текст. / Н. И. Петрова. Пермь, 2003. — 24 с.
  109. , Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социальнопсихологическая адаптация Текст. / Н. И. Петрова // Психологический журнал. -2003. -Т. 24. -№ 3, С.116−120.
  110. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  111. , Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие Текст. / Ю. П. Поваренков. Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 2000.
  112. , Ю.П. Системогенетический анализ профессионального самоопределения личности Текст. / Ю. П. Поваренков // Психология XXI столетия. В 3-х т. Т. 1. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. — С 128−140.
  113. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход. Дис. д-р. псих, наук Текст. / С. Т. Посохова. СПб., 2001. — 393с.
  114. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие Текст. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. -СПб., 2000. -560 е., с.231−232
  115. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  116. Психические состояния (сборник) Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 143. Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст]
  117. Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — 368 с.
  118. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Текст. / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — С.654−656.
  119. , Е.Е. Когнитивно-аффективный стиль личности при соматизированных депрессиях. Дис.канд. псих, наук Текст. / Е. Е. Рахманкина. -М., 2000. 153с.
  120. , Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:В 2-х кн. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / Е. И. Рогов / Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОСД999 — 384с.
  121. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1998.
  122. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты. -М., 1986. С.200−208
  123. , К. Клиент-центрированная терапия. Текст. / К. Роджерс -Киев, 1997.
  124. , К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Текст. / К. Роджерс М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  125. , К. Что значит «становиться человеком» Текст. / К. Роджерс // Д. Я. Райгородский / Психология личности: в 2-х т. Т. 1. Хрестоматия. Изд-е второе, доп. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 363−378.
  126. , Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Текст. / Е. С Романова, JI.P. Гребенников. -Мытищи: из-во «Талант», 1996. 144с.
  127. , Е.С. Механизмы психологической защиты Текст. / Е.С. Романова// Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С.21−24.
  128. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация Текст. / B.C. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984. — 193с.
  129. Рубинштейн, C. J1. Самосознание личности и ее жизненный путь Текст. / C.JI. Рубинштейн // Д. Я. Райгородский / Психология личности: в 2-х т. Т.2. Хрестоматия. Изд-е второе, доп.- Самара: Издательский Дом «БАРАХ-М», 2000. — С. 240−244.
  130. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1997.
  131. , О. М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования Текст. / О. М. Румянцева // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М.: 1998. С. 165−168.
  132. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. / Е. Ф. Рыбалко. СПб. Изд-во Петербур. ун-та: Питер, 2001. — 221 с.
  133. , О.В. Особенности самосознания у пациентов с ипохондрическим синдромом: Автореф. дис. канд. псих, наук Текст. / О. В. Рычкова. М., 1997. — 24с.
  134. , Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология Текст. / Ю. С. Савенко // Сб. Самосознание и защитные механизмы личности (Хрестоматия). Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С.622−640.
  135. , И.В. Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности. Автореф. дис. к. пед. наук Текст. / И. В. Садилов. — Саратов, 2002.
  136. , Е.В. Психологические основы самоактуализации личности. Учебное пособие Текст. / Е. В. Самаль. Минск: ЗАО «Веды», 2007.
  137. , Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. канд. псих, наук Текст. / Е. В. Самаль. Ярославль, 2008. -176с.
  138. , Г. Стресс без дистресса. Текст. / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. — 126 с.
  139. , Н.В. Введение в общую психологию: Учебное пособие Текст. / Н. В. Семенова. Томск: ТМЦДО, 1999. — 107 с.
  140. , В.А. Медико-психологические аспекты формирования здорового образа жизни у студентов подросткового и юношеского возраста Текст. / В. А. Сергеев, Л. И. Ваганова, И. П. Крутикова // Журнал прикладной психологии. 1998. -№ 4. -С.37−44.
  141. , А.Э. Функционально-генетический анализ представлений человека о самом себе Текст. / А. Э. Симановский // Ярославский педагогический вестник. 2012. — № 2. — т.П. — С.249−252.
  142. , В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис. канд. докт. наук Текст. / В. И. Слободчиков. -М., 1994, -78с.
  143. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.
  144. , А.П. Психотерапия, внушение, гипноз вузов Текст. / А. П. Слободянник. Киев, 1979, — С. 963.
  145. , И. А. Психологические условия формирования адекватного «Я образа» в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. пс. наук Текст. / И. А. Слободянюк. Киев, 1989. -24с.
  146. Словарь психолога-практика Текст. / Сост. Головин. Мн., 2003. -976 с.
  147. , B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Автореф. дис. докт. псих, наук Текст. / B.C. Собчик. -М, 1997. -83 с.
  148. Соколова, Е. Т Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Текст. / Е. Т Соколова. М.: из-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. — 215с.
  149. , Е.Т. Культурно-исторический подход к изучению расстройства самоидентичности Текст. / Е. Т Соколова // Клин, психология: Материалы 1-й междунар. конф. памяти Б. В. Зейгарник (12−13 октября 2001).-М., 2001. С.252−253.
  150. , Е.Т. Психотерапия: теория и практика Текст. / Е. Т Соколова. М.: Academia, 2002. — 304с.
  151. , Е.Т. обоснованию метода диалогического анализа случая Текст. / Е. Т Соколова, Н. С. Бурлакова // Вопросы психологии. -1997. № 2. -С.61−75.
  152. , Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности Текст. / Е. Т Соколова, Н. С. Бурлакова, Ф. Леонтиу // Вопросы психологии.- 2001.- № 6. С.3−17.
  153. , Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах. Особенности личности при пограничных расстройствах личности и соматических заболеваниях. 4.1. Текст. / Е. Т Соколова, В. В. Николаева. М., 1995. — С.27−206.
  154. Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. психол. наук Текст. / Е. Л. Солдатова. СПб., 1996. -170с.
  155. , Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Текст. / Ю. Е. Сосновикова. Горький, 1975.
  156. , И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дис. канд. психол. наук Текст. / И. Д. Стоиков. М., 1986. — 160с.
  157. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М, 1983.
  158. , В.В. Метод анализа личностных смыслов как теоретическая проблема Текст. /В.В. Столин, М. Кальвиньо / В кн.: Развитие эргономики в системе дизайна. Тезисы Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979.
  159. , В.В. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании Текст. / В. В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1982.- № 3. — С.38−47.
  160. Л.Ю. Психология защитного поведения Текст. / Л. Ю. Субботина. Ярославль: ЯрГУ, 2006. -220с.
  161. , Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности. Автореф. дис. д-ра псих, наук Текст. / Л. Ю. Субботина. Ярославль, 2006. — 47с.
  162. , Л.М. Кросскультуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами. Дис. канд. мед. наук: Текст. / Л. М. Таукенова. -СПб., 1996. 213 с.
  163. , В. А. Психология лечебного процесса Текст. / В. А. Ташлыков. -Л.: Медицина, 1984. 192с.
  164. , В.А. Клинико-психологическое исследование «внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии Текст. / В. А. Ташлыков // Журн. невропат, и психиатрии. 1981. № 11. — С.1704−1708.
  165. , В.А. Психологическая защита у больных неврозами с психосоматическими расстройствами Текст. / В. А. Ташлыков. СПб.: МАЛО, 1997. — 23 с.
  166. , A.A. Роль механизмов психологической защиты в процессе самоактуализации в юношеском возрасте Текст. / A.A. Тимошкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия психологические науки, 2010. -№ 3. -С.162−172.
  167. , Ю. В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. Текст. /Ю. В. Тихонравов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1998.-238 с.
  168. , Д.В. Эксплуатация торгового персонала. Инструкция для руководителей и HR-менеджеров Текст. / Д. В. Ткаченко, М. Н. Горбачев. М.: Вершина, 2008. — 176с.
  169. , Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности Текст. / Т. В. Тулупьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2000. — 92с.
  170. , Т.В. Защитные механизмы в контексте психологических особенностей личности: Учебно-методическое пособие Текст. / Т. В. Тулупьева, А. Л. Тулупьев. СПб.: СПИИРАН- Анатолия, 2005. — 40 с.
  171. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М.: МПСИ: Флинта, 1999.
  172. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М: Педагогика, 1989.
  173. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
  174. Фрейд, 3. Конечный и бесконечный анализ. Психоанализ в развитии: сборник переводов Текст. / 3. Фрейд. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -С.5−43.
  175. Ю.Фрейд, 3. Печаль и меланхолия Текст. / 3. Фрейд / В кн. Суицидология: прошлое и настоящее. М: «Когито-центр», 2001. — С.255−270.
  176. , А. Психология «Я» и защитные механизмы / 3. Фрейд / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 140с.
  177. , Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: «Республика», 1992.-430 с.
  178. , Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм. М., 1986.
  179. , Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. -М., 1993.
  180. , Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста Текст. / Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер. М., 1996. — 432 с.
  181. , Н.Е. Соотношение разнонаправленных механизмов саморегуляции личности: стремление к самовыражению и защите «Я» Текст. / Н. Е. Харламенкова, Т. А. Никулина // Психологическое обозрение. -1997. -№ 2. -22−26с.
  182. , A.B. Формы психологической защиты у девочек-подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами Текст. / A.B. Худяков, В. В. Ветюгов // Вестник Дома ученых Хайфы. Том XIX. — 2009. -С.43−48.
  183. , JI. Теории личности Текст. / J1. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  184. , В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. В кн.: Бессознательное. Сборник статей. Т. 1. Текст. / В. Н. Цапкин. -Новочеркасск, 1994, -С.81−91.
  185. , Г. А. Психология саморазвития Текст. / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. -М., 1995.
  186. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. М., 1994.
  187. , Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Л. В. Цурикова. -Белгород, 2005. -173с.
  188. , С.П. Психологическая защита: психодиагностические задачи и психотерапевтическая мишень Текст. / С. П. Чаев, И. М. Осадчий // Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества. -Ярославль, 1998. -Т.4. -Вып. 2. С.353−354.
  189. , Е.П. Стратегии манипулятивного общения у пациентов с искажением Образа Я при пограничной личностной организации: Автореф. дис. канд. пс. наук Текст. / Е. П. Чечельницкая. М., 1999. — 24с.
  190. , Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия Текст. / Е. В. Чумакова. Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1998.
  191. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.
  192. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982.
  193. , А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности Текст. / А. Э. Штейнмец. Калуга: Изд-во КГПУ. 1998. — 304 с.
  194. , А.Э. Анализ представлений студентов об умении учиться Текст. / А. Э. Штейнмец, Н. Л. Ничипоренко // Развивающаяся психология -основа гуманизации образования. Материалы 1 Всероссийской научно-метод. конф. М.: РПО, 1998. — С.254.
  195. , Э.Г. Семейная психотерапия Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. Л.: Медицина, 1989. — 192с.231 .Экспериментальная психология Текст. / Под редакцией П. Фресса и Ж.Пиаже. -Вып. 5, М.: Прогресс, 1975. С. 119−125.
  196. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996.
  197. , Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью Текст. / Е. Ф. Ященко // Психол. Журнал. — 2006. -№ 3. -С.31−41.
  198. Arieti, S. American handbook of psychiatry / S. Arieti. N.Y.: Basic Books, 1974.
  199. Bellak, L. Ego functions in schizophrenics, neurotics, and normals / L. Bellak, M. Hurvich & H.K. Gediman. N.Y.: Wiley, 1973.
  200. Bond, M. Defense styles and bordeline personality disorder / M. Bond, J. Paris and H. Zweig-Frank // J.Personal. Disord, 1994. № 6. P.28−31.
  201. Breakwell, G. Coping with threatened identities / G. Breakwell.- L., N.Y.: Mithuen, 1986.
  202. Breakwell, G.M. The Psychology of Risk / G.M. Breakwell.- Cambridge etc., 2007.
  203. Coleman, C. Relationships in adolescence / C. Coleman. -L.: Routledge & Kegan Paul, 1974.
  204. Cramer, P. Personality, personality disorders, and defense mechanisms / P. Cramer // J. of Personality, 1999. June 67(3). P. 535−554.
  205. Erikson, E.H. Identity, Youth and Crisis / E.H. Erikson. L.- N.Y., 1980.
  206. Frager, R. Personality and Personal Growth / R. Frager, J. Fadiman. 5th ed., 2002. 690p.
  207. Freedman, A.M. Comprehensive textbook of psychiatry, Vol.2 / A.M. Freedman, H.I. Kaplan & B.J. Sadock (Eds.). -Baltimore: Williams & Wilkins, 1975.
  208. Fromm, E. The Anatomy of Human Destructiueness / E. Fromm. — N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1973. 521p.
  209. Goffman, E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity / E. Goffman. Engleewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.
  210. Goffman, E. The neglected situation identity / E. Goffman // Amer. Anthropol, 1964. V.66. № 5. Part.2.
  211. Grzegolowska-KIarkowska, H. Basic assumption for a theory of psychological defense / H. Grzegolowska-KIarkowska // Pol. Psychol. Bull, 1990. Vol. 21 (4). P.279−289.
  212. Haan, N. Coping and defending: Processes of self-environment organization / N. Haan. -New York: Academic Press, 1977. 172p.
  213. Hersey, P. Management of Organizational Behavior: Leading Human Resources / P. Hersey, K.H. Blanchard and D.E. Johnson. -Prentice Hall, 2007. P.549.
  214. Katz, J.L. Stress, distress and ego defenses: psychoendocrine response to impending breast tumor biopsy / J.L. Katz, M. Weiner, T.F. Gallagher, L. Heilman // Archives of General Psychiatry, 1987. 60. P 53−59.
  215. Marcia, J.E. Identity in adolescence / J.E. Marcia // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescentpsychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
  216. Marcia, J.E. Ego identity status in college women / J.E. Marcia, M. L Friedman // J. Person, 1970. V.38. № 2. P.249−268.
  217. Matteson, D.R. Adolescence today. Sex roles and the search for identity / D.R. Matteson. Homewood (III): Dorsey Press, 1975.
  218. Mead, G.H. Mind, Self and society / G.H. Mead. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1967.
  219. , A.P. & Kolb, L.C. Modern clinical psychiatry / A.P. Noyes & L.C. Kolb. Philadelphia: Saunders, 1963.
  220. Noyes, A.P. Noyes' modern clinical psychiatry / A.P. Noyes. -Philadelphia: Saunders, 1968.
  221. Paris, J. Chronic suictdality among patients with bordeline personality disorder / J. Paris // Psychiatric Services, June 2002. Vol.53. № 6. P.738−742.
  222. Plutchik, R. A structural theory of ego defenses and emotions. In C.E.Izard (Ed.), Emotions in personality and psychopathology / R. Plutchik, H. Kellerman & H.R. Conte. N.Y. Plenum, 1979. P.229−257.
  223. Plutchik, R. Emotions and psychotherapy: A psychoevolutionary perspective. In R. Plutchik, & H. Kellerman (Eds.) / R. Plutchik // Emotion: Theory, research and experience: Vol. 5, Academic Press, 1990. P.3−41.
  224. Plutchik, R. Circumplex Models of Personality and Emotions: Edited by R. Plutchik and H.R.Conte / R. Plutchik, H.R. Conte. 1997. 484 p.
  225. Sammallahti, P. Defense style in personality disorders. An empirical sludy /P. Sammallahti, V. Aalberg//J. Nerv. Ment. Dis., 1995, Aug. Tl83(8). P.516−21.
  226. Sjoback, H.H. The psychoanalytic theory of defensive processes / H.H. Sjoback Lund: Gleefup, 1973. 297 p.
  227. Smith, G. There is nothing inherently abnormal about cognitive error defense and self-deception / G. Smith // Pol. Psychol. Bull, 1990. Vol.21(4). P.331−344.
  228. Smith, G.J.W., Carlsson, I. Creativity and aggression / G.J.W. Smith, I. Carlsson // Psychoanalytic Psychology, 1986. 3. P. 159−172.
  229. Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H.Tajfel. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982.
  230. Turner, J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior / J.C. Turner / Lawler E.J. (ed.) Advances in group process. Theory and research. V.2. Greenwich: Connect., 1985.
  231. VailIant, G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms / G.E. Vaillant // Archives of General Psychiatry, 1971. № 24. P. 107−118.
  232. Waterman A. Identity development from adolescence to adulthood / A. Waterman // DeveLPsychol, 1982. V.18. № 3. P.341−358.
  233. Westerlundh, B. Aggression, anxiety and defense / B. Westerlundh. -Lund: Gleerups, 1976. 346 p.
  234. Zweig-Frank H. Psychological risk factors for dissociation and self-mutilation in female patients with borderline personality disorder / H. Zweig-Frank, J. Paris, H. Gazder // Canadian Journal of Psychiatry, 1994. № 39(5). P.259−269.
Заполнить форму текущей работой