Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении задач управления персоналом перед туристскими предприятиями стоит проблема определения количества сотрудников, необходимых для выполнения заданного вида работы, а также качественного состава специалистов, установления конкретных задач и функций, которые они должны выполнять. Особенно это характерно для малых предприятий, на которых функциональные обязанности сотрудников могут… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИЕЙ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Роль и значение туризма в современной экономике
    • 1. 2. Проблемы и тенденции развития индустрии туризма в России
    • 1. 3. Особенности развития индустрии туризма в Дагестане
  • ГЛАВА II. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
    • 2. 1. Анализ системы показателей характеризующих эффективность управления организациями индустрии туризма
    • 2. 2. Разработка стратегии ценообразования как фактор повышения эффективности управления организациями индустрии туризма
    • 2. 3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятиях индустрии туризма
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
    • 3. 1. Совершенствование форм и методов управления персоналом в организациях индустрии туризма
    • 3. 2. Повышение эффективности использования информационных технологий в организациях индустрии туризма

Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Повышение роли туризма в развитии национальной экономики является одной из важнейших тенденций развития современной мировой экономики. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В последние годы мировой туристический рынок стабильно растет и даже проблемы на мировых финансовых рынках не привели к снижению темпов роста туризма.

Развитие туризма в России в целом соответствует мировым тенденциям. В 2006 г. объем российского туристического рынка вырос почти на четверть — до 2,8 трлн. руб. Несмотря на столь значительный рост доля туризма в валовом внутреннем продукте России составляет около 1,5%. По данным Ростуризма, количество поездок иностранных граждан в РФ в 2007 г. выросло на 2% и составило 22 млн. чел. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха в Россию, по статистике приводимой Росту-ризмом, уменьшилось более чем на 8%. Это во многом связано с неэффективностью управления туристским бизнесом, с низким качеством туруслуг, несоответствии их международным стандартом, отсутствием комплексного подхода к управлению туристской индустрией.

Усиление конкуренции на рынке туристских услуг привело к возникновению новых проблем в управлении организациями индустрии туризма, связанными с необходимостью повышения эффективности управления туристским бизнесом. Отмеченные выше проблемные аспекты, связанные с необходимостью совершенствования системы управления организациями индустрии туризма, и обуславливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития рынка туристских услуг и управления организациями индустрии туризма рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых, в том числе в трудах.

Агеевой А.Ю., Азара В. И., Александровой А. Ю., Балабанова И. Т., Веденина B.C., Герасимова И. П., Гуляева В. Г., Ильиной Н. И., Зорина И. В., Исмаева Д. К., Квартального В. А., Папиряна Г. А., Семина B.C. и многих других.

В то же время следует отметить, что ряд специфических проблем управления организациями индустрии туризма исследован недостаточно.

Цель диссертационного исследования — разработка теоретических и методических основ оценки, а также комплекса мер по повышению эффективности управления организациями индустрии туризма.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— анализ роли и значения туризма в современной экономике;

— изучение особенностей и тенденций развития индустрии туризма в России и Дагестане;

— уточнение системы показателей, характеризующих эффективность функционирования организаций индустрии туризма;

— оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятиях индустрии туризма;

— исследование особенностей управления организациями индустрии туризма и определение направлений повышения эффективности их функционирования;

— разработка комплекса мер по повышению эффективности управления персоналом в организациях индустрии туризма;

— определение направлений использования информационных технологий в организациях индустрии туризма.

Объектом исследования являются организации индустрии туризма Республики Дагестан как составная часть индустрии туризма Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических проблем функционирования организаций индустрии туризма.

Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и менеджмента в сфере туризма.

В процессе проведения исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы экономического, логического анализа и системного подхода, экономико-математического моделирования.

Информационную базу диссертации составили нормативные акты и законы в области туризма, в том числе Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральная Программа развития туризма в Российской Федерации, «Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года», Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2005;2010 годы», Постановления Правительства Российской Федерации и Республики Дагестан, а также инструкции, положения, информационные материалы о развитии туризма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании методики оценки и уточнении направлений повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма. К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— проанализированы роль и значение туризма в современной экономике, выявлены проблемы развития туризма в России и Дагестане;

— уточнена методика комплексного анализа эффективности функционирования организаций индустрии туризма;

— выявлены и обобщены основные проблемы и особенности управления финансовыми ресурсами организаций индустрии туризма и обоснована целесообразность управления бизнес-процессами предприятия на основе бюджетирования;

— разработан комплекс практических мер по совершенствованию организационных форм, методов, технологий управления персоналом в организациях индустрии туризма;

— на основе анализа отечественного и зарубежного опыта применения информационных технологий в туризме, разработаны рекомендации по их использованию для организаций различных типов индустрии туризма.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в работе теоретические и прикладные результаты можно применить при разработке и реализации программ развития туризма, а также в практике управления организациями индустрии туризма.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» в 2005;2009 годах.

Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение в работе Министерства культуры и туризма РД и Агентства по туризму РД при разработке плана мероприятий по выполнению программы «Развитие туризма в Республике Дагестан в 2005;2010 годы».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для многих стран туризм является одним из важнейших источников формирования бюджета, обеспечивая занятость населения и прирост валового внутреннего продукта. В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала — около 1,5%, и не дотягивает, к примеру, до Австрии, где она составляет 6%. Занятость населения в этом секторе составляет все те же 1,5%, а в развитых европейских странах — 5−7%.

Большинство туристских фирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж, и только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день является каналом утечки валюты за рубеж.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается. Анализ экономических аспектов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

— туризм обладает высоким мультипликативным эффектом способствуя развитию предприятий различных отраслей экономики в той или иной форме задействованных в обслуживании туристов;

— развитие туризма приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

— развитие международного туризма приводит к увеличению объемов валютной выручки;

— создание и развитие туристских фирм приводит к увеличению ВВП страны и регионального валового продукта;

— развитие туризма приводит к созданию дополнительных рабочих мест, а следовательно снижает напряженность на рынке труда, что особенно актуально для трудоизбыточных регионов.

Одной из ярко выраженных тенденций развития мирового туризма является процесс объединения (слияния) компаний индустрии туризма. В России наиболее заметно это происходит в гостиничном бизнесе. Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Происходит также объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть. Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг.

Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами.

Очевидным является то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Практика показывает, что наличие туристической индустрии, такой как комфортабельные отели и стандартные развлечения, не решает проблемы увеличения объемов продаж. Туризм относится к ритейловой сфере высокой степени сложности, и в отличие, например, от просто торговли, не может развиваться в условиях монополизации. Он прогрессирует только в условиях жесткой конкуренции. Для устойчивого роста продаж нужно создание определенного имиджа. Создание такого имиджа, т.н. брендинг России и регионов РФ, является первостепенной задачей.

Республика Дагестан, несмотря на свой значительный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на российском и мировом туристском рынках. По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан общий объем туристских услуг сократился по сравнению с 2006 годом на 1,7% и составил 2954,3 млн руб., что свидетельствует о наличии серьезных проблем в развитии туринду-стрии республики.

Разработанная Республиканская концепция развития туризма не реализована, в силу недооценки финансовой составляющей концепции. В силу высокой степени дотационности, возможности государственного финансирования отрасли крайне ограничены, необходимо развивать частные финансовые вложения.

Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей которые можно разделить на две большие группы:

— показатели результативности текущей деятельности;

— показатели результативности использования ресурсов предприятия.

К сожалению, в России нет методологического единства в расчетах различных финансовых коэффициентов, причем нет единства даже в нормативных документах.

На эффективность функционирования организаций индустрии туризма большое влияние оказывает выбор стратегии ценообразования.

Актуальность проблем разработки ценовой стратегии связана с тем, что ценообразование является важнейшим элементом комплекса маркетинга и оказывает огромное влияние на формирование объема прибыли предприятия.

Для разработки соответствующей ценовой стратегии туристская организация должна прежде всего установить цели ценообразования, рассматриваться как отдельно взятые. Они призваны содействовать успешному осуществлению маркетинговой стратегии туристской организации. Так например ставя целью своей ценовой стратегии задачу максимизации текущей прибыли, необходимо учитывать, что вероятной реакции рынка может стать ухудшение рыночных позиций фирмы.

После определения целей выбирается метод ценообразования. В совокупности цена конкретного турпродукта определяется взаимным действием трех групп факторов:

— индивидуальных понесенных затрат по формированию и реализации турпродукта;

— состоянием спроса;

— уровнем конкуренции на рынке туристских услуг.

С учетом вышеперечисленных факторов в практике маркетинга разработаны три метода ценообразования.

— ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции;

— ценообразование с ориентацией на спрос;

— ценообразование на основе издержек (затратный метод).

Усиление конкуренции на российском рынке туристских услуг, требуют поиска новых методов управления деятельностью предприятий индустрии туризма в целом и финансовой деятельности, в частности.

Особенности туристской услуги оказывают влияние на формирование системы финансового менеджмента предприятий индустрии туризма. Необходим поиск специфических приемов и методов управления финансами предприятий индустрии туризма, поскольку эффективность управления любым участком деятельности предприятия достигается при учете реальных условий хозяйствования.

Анализ системы финансового менеджмента предприятий индустрии туризма выявил отсутствие системности, что приводит к низкой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Подавляющее большинство малых, к которым относится значительная часть предприятий сферы туризма, средних, а в ряде случаев и крупных компаний испытывают финансовые проблемы: постоянный дефицит оборотных средств, трудности в привлечении заемного капитала.

Необходимо создание отраслевых систем относительных показателей и нормативных значений, на основании статистических методов исследования деятельности предприятий.

Специфика туризма определяет особенности сущности финансов и функционирования финансового механизма.

Для туризма характерны следующие особенности:

— в среднем оборачиваемость оборотных средств в туризме выше, чем на заводе или в магазине, торгующем промышленными товарами, но ниже, чем в продовольственных магазинах и на базах;

— особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена тем, что между моментом продажи и актом потребления турпродукта имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров;

— в основном финансирование проводится за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично — за счет собственных. Отсутствие заемных средств, связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги. Среди полученных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность;

— туристские фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства, так как источник финансовых ресурсов туристской фирмы — собственные и привлеченные средства.

Привлеченные средства постоянно находятся в распоряжении турфирмы, и она пользуется ими бесплатно на долговременной основе, поэтому их можно приравнять к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения автобусов и т. д.

Наиболее эффективной системой планирования и управления финансами в современных российских рыночных условиях можно назвать систему финансового бюджетирования.

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бюджет давно занял достойное место. Проблемы постановки внутрифирменного бюджетирования в компаниях ведущих стран мира были решены 20−25 лет назад, хотя совершенствование систем бюджетирования продолжается до сих пор. Россия только накапливает опыт управления финансами предприятий с помощью системы бюджетирования, которая необходима для мониторинга, финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов, анализа эффективности использования оборотных средств.

Эффективность деятельности любого предприятия непосредственно зависит от качества управления различными ресурсами. Особенно возрастает роль персонала на предприятиях туриндустрии, т.к. здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.

При решении задач управления персоналом перед туристскими предприятиями стоит проблема определения количества сотрудников, необходимых для выполнения заданного вида работы, а также качественного состава специалистов, установления конкретных задач и функций, которые они должны выполнять. Особенно это характерно для малых предприятий, на которых функциональные обязанности сотрудников могут пересекаться, дублироваться, и руководству фирмы порой бывает очень сложно оценить эффективность деятельности каждого работника. А это, в свою очередь, влияет на распределение доходов (заработную плату) сотрудников, т. е. на их материальное и моральное вознаграждение.

Необходимо отметить, что до сих пор не разработаны квалификационные характеристики и функциональные обязанности работников туриндустрии.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности управления организациями индустрии туризма является применение информационных технологий. Обеспечение достоверной информацией и скорость ее распространения является столь же важным для выживания туристской отрасли, как и фактическое предоставление потребителям ее услуг.

Современные отечественные исследователи выделяют следующие направления развития информационных технологий в международном туристском бизнесе:

— локальная автоматизация туристского офиса;

— внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

— использование систем управления базами данных;

— использование локальных компьютерных сетей;

— внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;

— внедрение мультимедийных маркетинговых систем;

— использование глобальной сети Интернет.

В настоящее время наблюдаются два основных способа использования сети Интернет туристскими фирмами:

1) реклама туристских услуг и имиджа фирмы на собственных или чужих интернет-страницах;

2) продажа туристских услуг через интернет-страницы (Интернет-магазин).

Применение информационных технологий требует серьезных инвестиций, которые необходимо использовать для достижения стратегических целей, уметь оценивать и контролировать расходы, применять наработанные методы повышения эффективности их использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Экономика и организация международного туризма. М.: Экономика, 1984.
  2. В.И., Поляк C.B. Транспорт и туризм. М.: Транспорт, 1973.
  3. Актуальные вопросы теории и практика туризма: Труды академии туризма. Вып. 2. СПб., 1997.
  4. А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  5. А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 1996.
  6. А.Ю. Экономика и туризм за рубежом. М., 1995.
  7. И.В. Поведение потребителей. — М.: Фаир-пресс, 2000.
  8. A.M., Алиев Ш. М. и др. Рынок и управление туризмом в регионе. — Махачкала, 2003.
  9. О. Формирование себестоимости туристской услуги. «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007,№ 13
  10. Ю.Асеев В. Г. Социально-экономические нормативы туристско-экскурсионной отрасли. Учебное пособие. — М., 1990.
  11. П.Атаев Д., Гаджиев К. Путеводитель по Дагестану. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1979
  12. К.Э. Горный туризм в Дагестане. Махачкала: Дагкниго-издат, 1979.
  13. К.Э. Путешествие по Дагестану. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
  14. И.Багрова Х. А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Известия АН СССР. Сер. геогр. М., 1997. № 2. С. 25.
  15. А. Туристско-рекреационная деятельность. «Аудит и налогообложение» 2007,№ 11
  16. Ю.К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. -М.: Турист, 1989. С. 15.
  17. Н.С. Международное сотрудничество государства в области туризма. -М.: Международные отношения, 1986.
  18. Н. Формирование туристского продукта. «Аудит и налогообложение» 2007,№ 4
  19. М.Б. Введение в туризм. — СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.
  20. Е.С. Развитие туризма в СССР и его влияние на экономику, 1975.
  21. К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии // Проблемы теории и практики управления. № 2. 2002. С. 59−63.
  22. Е.И. и др. Экономика туризма: теория и практика: Учебное пособие. Т. 1. СПб.: Омега, 1998.
  23. В.А. Методологические проблемы экономики туризма. 1975.
  24. К.Г. Основы организации туристско-экскурсионной отрасли обслуживания населения непроизводственной сферы народного хозяйства страны. М.: Мысль, 1988.
  25. К.О. Турист-турагент-туроператор: нюансы договорных отношений. «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 1
  26. Е.И. Финансовый анализ в системе менеджмента организации. «Экономический анализ: теория и практика», 2008, N 22
  27. Р. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. — М.: Аспект пресс, 1995.
  28. С. О новом порядке лицензирования // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 12.
  29. М.А., Седова И. В. Туризм: учет и налоги. «Статус-Кво 97», 2007
  30. Г. Кластеры как инструмент развития современной экономики // Дагестанская правда, 28 июля 2005 г.
  31. В.Г. Глобализация мирового туризма и особенности его развития в странах Западной Европы. М.: 1991.
  32. С. Кузнецова Г. Информационные технологии в рекламе туристского продукта // Конкуренция и рынок. 2002. № 2 (13)
  33. Бюллетень туристской информации. 1989. № 3. Бюллетень туристской информации. 1992. № 1.
  34. .С. Определение социальной эффективности затрат в непроизводственную сферу // Методы и практика определения эффективности капитальных вложений. — М.: Наука, Вып. 32. 1981.
  35. ЮА. Тенденция развития рекреации в России в новых политико-экономических условиях. — М.: 1995.
  36. Дж., Випперман К. Как продать свои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. — И.: Московский Бизнес-Центр, 1989.
  37. И.Б., Зорин И. В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности. -М.: РМИТ, 1992.
  38. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1998.
  39. Я.В. Услуга, связанная с туристической деятельностью и туристическая услуга. «Адвокат», 2008,№ 10
  40. Р.К. Особенности современной региональной промышленной политики: теория и практика. М.: Экономика, 2004.
  41. JI.M. // Дагестан в комплексных программах освоения При-скаспия. Даг. ф-л АН, Махачкала, 1988. Сб. ст. сост. З. К. Юзбекова.
  42. A.M. Реформа бюджетной системы: результаты и проблемы // Дагестанская правда, 30 декабря, 2005 г.
  43. A.B., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). — М.: Наука, 1991. С. 11.
  44. В. Г. Новые информационные технологии в туризме. Учебное пособие. -М.: ПРИОР, 1999.
  45. В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996.
  46. В.Г. Практика туристского бизнеса: Учебное пособие. — М., 1996.
  47. А., Букерель Ф. и др. Академия рынка: маркетинг. — М.: Экономика, 1993.
  48. С.П. Туризм и здоровье. — М., 1984.
  49. Е.В. Маркетинг туристских услуг. — Минск, 1996.
  50. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.
  51. А.П., Копанев A.C. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. -Минск: Экономпресс, 1988.
  52. И.П. Эффективность затрат в непроизводственную сферу // Методы и практика определения эффективности капитальных вложений. М.: Наука, Вып. 32. 1981.
  53. С.В., Путрик Ю. С. Предпосылки развития сферы туризма в малых и средних городах и зонах их влияния. — М., 1995.
  54. E.H. Экономика общественного сектора. — М., 1995.
  55. E.H., Восколович H.A., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996.
  56. С.Г., Долматов Г. М. Экономика и организация зарубежного туризма. Учебное пособие. — М., 1979.
  57. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 45.
  58. А.П. Экономический анализ деятельности туристско-экскурсионных организаций. Учебное пособие. М., 1985.
  59. М. Экономика развивается динамично // Дагестанская правда, 30 декабря 2005 г.
  60. В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: «Academia» — Наука, 1998. — С. 104.
  61. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом // Вестник С.-Петербургского университета, 1995. Сер. 5. Вып. 3.
  62. Д.К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. — М., 1994.
  63. Д.К. Основы стратегического планирования маркетинга в иностранном туризме. Учебное пособие. М.: ТОО Луч, 1994.
  64. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. — М.: ЛУЧ, 1996.
  65. И. Как автоматизировать работу туристического агентства // Туринфо. 1997. № 10. С.6
  66. Г. А. и др. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. — М.: Пресс-сервис, 1998.
  67. Г. А. Экономика современного туризма. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1998.
  68. В.А. Основы менеджмента туризма. Учебное пособие. — М., 1996.
  69. В.А. Современные концепции социального туризма. — М.: Наука, 1993.
  70. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. -М.: Наука, 1993.
  71. В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 121.
  72. В.А., Романов A.A. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 1998.
  73. А.И. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  74. У.В. Рекреационные ресурсы. Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 1998.
  75. О. Информация как реальный производственный ресурс // Газета для путешественников. 2002. июнь. С. 17
  76. И. Интуризм прибыльнее нефти // Экономика и жизнь. № 44. Октябрь 1993.
  77. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 9541. Р
  78. Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.83 .Краснов С. А. Экономические аспекты международного туристского обмена.-М., 1992.
  79. Краткое экономическое обоснование законопроекта «О социальном туризме» // Туринфо, № 11 от 01.06.1998 г. С. 5.
  80. Е.Е. Управление рисками: инновационный аспект. «Бератор-паблишинт», 2008.
  81. И.А. Социально-экономические проблемы комплексного развития туризма. М., 1982.
  82. Р., Олье Р. Экономика мирхозяйственных связей: Пер. с англ. / Под ред. О. Б. Ивановой. -М.: Прогресс, 2002. 520 с.
  83. H.H. Анализ жизненного цикла регионального туристского комплекса. «Экономический анализ: теория и практика», 2008, № 12
  84. Ш. Н. Проблемы совершенствования экологического управления в Дагестане //Матер, научно-практ. конф. по охране природы Дагестана. Махачкала, 1995. С. 185−187.
  85. Мазурина Т. Ю. Об оценке финансовой устойчивости предприятия, Финансы, № 10, 2005
  86. С. Роль государства в формировании инвестиционного климата в Республике Корея // Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2000. С. 111−115.
  87. Г. М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием. — М., 1995.
  88. М.М. Туристские формальности. Учебное пособие. — М., 1995.
  89. В.Д. Маркетинг услуг,—М.: Финансы и статистика, 1996. С. 43.
  90. В.И. Дорогами и тропами Дагестана. — М.: Искусство, 1988.
  91. Менеджмент туризма. Под ред. Квартальнова В. А. и др. РМАТ М., 1998. С. 59−63.
  92. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. Под ред. В. А. Квартального. — М.: Финансы и статистика, 2003. С. 138.
  93. Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
  94. Н.С., Козлов В. Н., Эльдаров Э. М. Концепция совершенствования управления туристско-курортным комплексом Дагестана: — Махачкала: Даг. ВДТИ, 1995.
  95. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. — М.: Финансы и статистика, 20 001
  96. Л.В. Туристско-рекреационная освоенность побережья Каспийского моря.—Махачкала, 1989:
  97. М.Л. Маркетинговые исследования- рынка российского туризма// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5 (6).103: Немоляева: М.Э., Л. Ф. Ходорков «Международный туризм: вчера,-сегодня, завтра" — М: Международные- отношения" — 2005
  98. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма.-Mi: Финансы и статистика- 1998: —
  99. Пашук А. В? Анализ зарубежного опыта управления и стимулирования развития туристской индустрии. — М., 1995.
  100. Ю8.Пищенко A.B. Организационно-экономические основы управления развития туристского рынка. 1996.
  101. Постановление Государственного совета Республики Дагестан „О состоянии и перспективах развития туризма в Республике Дагестан“ от 19 сентября 2003 г. № 120.
  102. Е.В. За путевкой — на сайт. „Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2008, № 5
  103. Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Махачкала, 2004.
  104. К. Туристические коллизии."Расчет»,.2008^ № 9
  105. Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2005−2010 годы». Махачкала: Министерство по делам молодежи и туризму РД, 2005.
  106. JI.A. Информационные технологии в гостиничном и туристском бизнесе.- М.: РМАТ, 1999.- С. 33
  107. И .Я. Реклама: Планка для профи. — М.: Райт, 1997.
  108. Российский статистический ежегодник, 2008
  109. П.Б., Богатырева П. В., Данилов Ю. Е. Экономическая оценка стоимости предупрежденного ущерба в результате проведенного санаторно-курортного лечения // Сов. здравоохранение. 1991. № 1.
  110. И. Новости в туризме. «Расчет», 2007, № 6
  111. B.C. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  112. А.Г. Экспорт услуг в виде выездного туризма. «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, № 6
  113. Социально-экономические последствия развития TypH3Mat в развивающихся странах. Мащенко Н. Ю. // Вестник МГУ, 1995. Сер. 5. № 4.
  114. П. Экономика и организация международного туризма. М., 1984.
  115. Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1997. С. 7−8.
  116. З.Ю. Организация финансовых отношений в туризме. Межвузовский сборник статей. КБТУ. 2005
  117. Туризм в цифрах. Статистический ежегодник, 2008
  118. Туристский паспорт региона. Республика Дагестан. 1999.
  119. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» № 813 от 25 апреля 1994 г.
  120. Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» № 1284 от 22 декабря 1995 г.
  121. Федеральная программа развития туризма в России. — М., 1996.
  122. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1Э1-ФЗ от 6 ноября 2003 года.
  123. Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3.
  124. Т.А. Конспект лекций по курсу экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. М. Финансы и статистика. 2006
  125. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. М., 2002.
  126. Г., Кац K.M. Стимулирование международного туризма в XXI веке. (Пер. с англ.) — М., 2000.
  127. Г. В. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом // Вестник СПбГУ. Серия Экономика. 1995. № 19
  128. Г. В. Использование сети Интернет в индустрии путешествий // Вестник СП6ГУ. Серия Экономика. 1997. № 26.
  129. Г. В. Проблемы информационного обеспечения регионального планирования развития туризма. С. 21
  130. Г. В. Туристский бизнес в Интернет. / Инвестиционная политика России в современных условиях: Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. — СП6ГУ.1997.
  131. С.П., Шенгелия И. О. Концепция развития туризма в РФ //Труды Академии наук туризма. СПб., Олбис, 1995.
  132. P.A. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг. «Маркетинг в России и за рубежом»,№ 2, 2005.
Заполнить форму текущей работой