Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке молока: На материалах Тверской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря разработанному автором, алгоритму исследования регионального рынка и сформированной на его основе системе показателей удалось выявить следующие основные тенденции спроса и предложения на рынке молока Тверской области: объем спроса на молоко (сырье) равен объему реализации, так как на данном рынке спрос на молоко ограничен именно его предложением, а потенциальные возможности спроса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА
    • 1. 1. Рынок молока и особенности его функционирования
    • 1. 2. Факторы и особенности спроса и предложения на рынке молока
    • 1. 3. Виды цен и особенности ценообразования на рынке молока
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. 62'
    • 2. 1. Механизм функционирования регионального рынка молока
    • 2. 2. Основные тенденции спроса и предложения на региональном рынке молока
    • 2. 3. Экономический анализ стоимостного соотношения спроса и предложения на региональном рынке молока
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ МОЛОКА. 1 Оо
    • 3. 1. Методика оценки развития регионального рынка молока
    • 3. 2. Методика формирования цен на региональном рынке молока

Экономический механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке молока: На материалах Тверской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование аграрного сектора страны происходит в сложных экономических условиях. Существенно ослаблены государственное регулирование и финансовая поддержка развития АПК, ра1 зрушены межхозяйственные связи, усилилась конкуренция на внутреннем рынке, возросла зависимость товаропроизводителя от потребителей.

Изменения, происходящие в уровне, структуре производства, потребления продуктов питания современного общества, предопределяют необходимость анализа процессов формирования продовольственного рынка. Проблемы оценки формирования и развития продовольственных рынков, особенно их отдельных сегментов, изучены недостаточно глубоко, поскольку каждый рынок имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Требуется индивидуальный подход к каждому отдельно взятому рынку. Но необходимо формирование и. общей схемы изучения продовольственного рынка, которую можно применить к его любому виду, при соответствующей корректировке с учетом особенностей той или иной отрасли и региона.

Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молока, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека, особенно в детском возрасте. Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Выявление закономерностей, особенностей функционирования данного рынка является необходимым условием для прогнозирования тенденций его развития и определения направлений по совершенствованию механизма взаимодействия спроса и предложения. Экономическая основа формирования системы хозяйственных связей субъектов рынка молока должна исходить из экономических закономерностей формирования самого рынка и быть направленной на повышение заинтересованности производителей молочного сырья и его переработчиков во взаимном сотрудничестве, снижении потерь и росте эффективности отечественного производства молока., В связи с этим выявление и исследование закономерностей развития рынка молока посредством изучения основных категорий рынка — спроса, предложения и цены, а также совершенствование механизма их взаимодействия представляют научный и практический интерес.

Степень изученности проблемы. Разработке теоретических и методологических вопросов взаимодействия спроса и предложения на рынке молока, а также развития экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокоперерабатывающих предприятий посвящены научные работы многих ученых-экономистов: В. Р. Боева, Е. Н. Белкиной, И. Н. Буробкина, A.M. Гатаулина, С. И. Грядова, В. А. Добрынина, П. И. Дугина, А. А. Куминова, Е. Ф. Злобина, А. И. Манелля, Ю. А. Новоселова, С. У. Нуралиева, Е.С. Пожидае-вой, А. Е. Романова, Р. С. Трикоза, В. П. Четвертаковой, и других, которые расширили данные научные исследования с учетом изменения социально-экономической среды. Накопленный научно-методический потенциал служит хорошей базой для аналитических исследований и закономерностей функционирования продовольственных рынков. Однако малоизученными остаются вопросы, связанные с эффективностью взаимодействия спроса и предложения на региональном рынке молока. Поэтому особую значимость приобретает разработка основных направлений по совершенствованию этого механизма.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — анализ экономического механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке молока, разработка предложений и научно-практических рекомендаций по его совершенствованию на региональном рынке молока Тверской области в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— обобщить теоретические аспекты функционирования рынка молока;

— выявить факторы и особенности спроса и предложения на рынке молока;

— исследовать виды цен и особенности ценообразования в условиях рынка;

— выявить современные особенности механизма функционирования регионального рынка молока;

— определить основные тенденции спроса и предложения на региональном рынке молокаf.

— дать оценку стоимостного соотношения спроса и предложения на региональном рынке молока;

— разработать методику оценки развития регионального рынка молока;

— разработать методику формирования цен на рынке молока с учетом согласования экономических интересов между участниками.

Предметом исследования являются экономические отношения и совокупность теоретических и практических проблем, определяющих экономический механизм взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на региональном рынке молока в современных условиях rjro функционирования.

Объект исследования — региональный рынок молока Тверской области. Особое внимание уделено особенностям функционирования сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

Методология исследования. Методологической базой исследования являются объективные экономические законы, статистические подходы к анализу рынка, труды современных ученых по вопросам развития молочного скотоводства и молочной промышленности, рынка молока, а также по различным аспектам функционирования, исследования и развития рынка.

Методы исследования. Исследование механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке молока осуществлялось с использованием принципов системного анализа с применением следующих методов: системного, сравнительного, логического и монографического, экономико-статистического (статистические группировки, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ, графический) и др.

Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, статистические сборники областного и федерального уровней, справки и отчеты Тверского областного комитета по статистике, рабочие материалы департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области, годовые отчеты предприятий, материалы справочного и нормативного характера.

Научная новизна проведенного исследования состоит в комплексном подходе к изучению экономического механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке молока. Наиболее существенные результаты, характеризующие новизну диссертационного исследования, состоят в следующем:

1) уточнено определение рынка сельскохозяйственной продукции и рынка молока на основе учета характера их функционирования в конкурентной среде;

2) предложена скорректированная схема рынка сельскохозяйственной продукции и молока, ключевым звеном которых является сельскохозяйственный товаропроизводитель;

3) построен и апробирован алгоритм исследования регионального рынка молока;

4) осуществлен анализ состояния и формирования регионального рынка молока на основе разработанной схемы по его комплексному анализу;

5) в рамках основных направлений совершенствования механизма взаимодействия спроса и предложения разработаны:

• методика оценки развития регионального рынка молока;

• методика формирования цен на региональном рынке молока.

Практическая значимость и реализация результатов исследования состоят в том, что теоретические положения и практические рекомендации автора позволяют осуществлять оценку основных составляющих регионального рынка молока, прогнозировать основные тенденции развития данного рынка на перспективу и, опираясь на эти результаты, корректировать механизм взаимодействия спроса и предложения. Предложенные направления совершенствования механизма формирования цен на рынке молока позволят восстановить паритетность и эквивалентность товарно-денежного обмена между участниками регионального рынка молока, что существенно повысит заинтересованность предприятий АПК в производстве, переработке и реализации не только сырья (молока), но и конечной продукции его переработки, а также стабилизировать в ближайшей перспективе процесс воспроизводства в АПК.

По результатам работы подготовлены и внедрены в экономическую практику «Рекомендации по регулированию уровня цен на региональном рынке молока». Данные рекомендации рассмотрены и приняты департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области, что подтверждено документально (справка № 0277 от 31 января 2005 г., прил.23). В справке о внедрении в экономическую практику научных разработок подчеркивается, 'хто экономическая эффективность данных рекомендаций определяется возможностью рационального распределения ресурсов между участниками рынка молока. Результаты диссертационного исследования использованы для совершенствования учебного процесса — разработки дисциплины «Сельскохозяйственные рынки» на экономическом факультете Тверской ГСХА (официальное письмо ТГСХА № 162 от 16 февраля 2005 г., прил. 24).

Диссертационная работа проводилась в соответствии с научными исследованиями Тверской государственной сельскохозяйственной академии в 2000j.

2005 гг. в рамках научной темы «Разработать и обосновать основные направления экономического и социального развития сельских территорий Тверской области» (код ГАСТИ 06.71.07) № государственной регистрации 01.2000. 0118.546.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационной работы доложены автором, обсуждены и одобрены на восьми конференциях: на одной межвузовской научно-практической конференции в Твери (2003г.) — на двух всероссийских конференциях в Пензе (2003г.) и Воронеже (2004г.) — на пяти международных конференциях в Пензе (2003г.), Кирове (2003г., 2004 г.), Твери (2004г.).

По теме диссертационной работы опубликованы 12 печатных работ общим объёмом 4,6 пл.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состой^ из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, приложений. Основной текст диссертации изложен на 153 страницах основного текста, содержит 26 таблиц, 19 рисунков и 24 приложения.

Список литературы

включает 157 наименований.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

РЫНКА МОЛОКА.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ '.

В результате проведенного исследования" экономического механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке молока выделим и определим следующие выводы и предложения.

1. Рынок молока и молокопродуктов — это сложная система институтов в сфере производства и обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Данный рынок носит региональный характер, что обусловливает тот уровень, на котором должны исследоваться и решаться многие проблемы наряду с решением макроэкономических вопросов функционирования экономики в целом.

2. Среди важнейших проблем функционирования рынка молока необходимо выделить основную — ограниченное действие рыночного механизма на данном рынке в силу его специфических особенностей. Отсюда вытекает ряд наиболее острых проблем в его развитии: затрудненность установления равновесных цен на рынке, нерациональность хозяйственных связей, усиление конкуренции со стороны иностранных поставщиков продукции, товарная интервенция зарубежных производителейослабление экономической роли главного производственного звенасельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. Анализ схемы взаимодействия спроса и предложения на региональном рынке молока, предложенной автором данной работы показал что в силу специфичности спроса и предложения на данном рынке равновесие спроса и предложения на нем в настоящее время не может быть достигнуто без государственного вмешательства в формирование и развитие рынка. Учитывая это обстоятельство автором данной работы разработана и представлена схема факторов, влияющих на величину цены, спроса и предложения, на базе которой можно более эффективно осуществлять государственное вмешательство путем контроля и регулирования отдельных факторов формирования спроса, предложения и цены на рынке.

4. Анализ факторов, влияющих на уровень и динамику цен, показал, что их влияние на конечный уровень цены на рынке молока неоднозначно, так как некоторые из них могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на цены в зависимости от сложившейся ситуации. Это обусловливает то, что при существующей системе ценообразования из сельского хозяйства необоснованно изымается значительная часть не только прибавочного, но и необходимого продукта. Ценообразование на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должно носить в основном региональный характер, определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских и перерабатывающих предприятий (кооперация, акционерные общества, контрактная система).

5. На базе предложенной схемы комплексного анализа регионального рынка молока определили, что динамика масштаба рынка подвержена общероссийской динамике и имеет тенденцию к сокращению. Его формирование в области осуществляется в условиях регрессирующего рынка: ежегодно снижается товарное предложение молока. Так, в сельскохозяйственных предприятиях в 2003 году было произведено молока на 36% меньше чем в 1995 г. и на 49% меньше чем в 1990 г. Спад производства происходит в условиях недостаточной самообеспеченности региона в молоке и молокопродуктах, коэффициент самообеспеченности молоком и молокопродукцией в области в 2003 г. составил 0,63, а в среднем за 6 лет — 0,83, то есть можно сделать вывод, что интересы предприятий, которые занимаются производством и реализацией данного вида продукции, не отражают интересов населения области. Анализируемый рынок является монополистической конкуренцией с частичной олигополией спроса. А в отдельных случаях может наблюдаться и монопсония со стороны спроса на молоко. Лидером среди продавцов является Торжокский район (10,5% от всего объема реализуемого молока), среди покупателей наибольший удельный вес занимает ОАО «Тверьмолоко» (16%). Но при этом в области отсутствует абсолютный лидер как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.

6. Благодаря разработанному автором, алгоритму исследования регионального рынка и сформированной на его основе системе показателей удалось выявить следующие основные тенденции спроса и предложения на рынке молока Тверской области: объем спроса на молоко (сырье) равен объему реализации, так как на данном рынке спрос на молоко ограничен именно его предложением, а потенциальные возможности спроса гораздо большединамика объема спроса свидетельствует о наметившейся тенденции к его росту. Так в 2003 г. по отношению к 1999 г. он вырос на 5,2%- предложение молока напрямую зависит от уровня его производства, тенденции производства которого за последние 13 лет носят снижающийся характер. Максимальный объем производства молока пришелся на 1969 г. и составил 1129 тыс. т, против 450,7 тыс. т в 2003 г. Залогом успешного развития молочной промышленности в Тверской области, на наш взгляд, могут стать более полная загрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий сырьем за счет имеющегося и неиспользуемого потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей региона, повышение уровня технической оснащенности производства, увеличение поголовья коров, повышение их продуктивности и т. д.

7. Существующая в настоящее время система ценообразования на рынке молока оказывает двухстороннее влияние на эффективность функционирования данного сектора экономики: с одной стороны, высокие цены на материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые в процессе производствас другой — низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, сдерживаемые потребительским спросом. Колебания цен на рынке между районами области невелико, в среднем они варьируют на 9,16%, следовательно, сельскохозяйственные товаропроизводители находятся практически в одинаковых условиях ценового режима. Поэтому существует необходимость регулирования ценовых отношений между предприятиями-производителями молока и перерабатывающими его. Так как пропорциональность их развития базируется именно на ценовых пропорциях их взаимоотношений, следовательно, от пропорциональности ценовых отношений будет зависеть уровень дальнейшего развития регионального рынка молока в целом.

8. Предлагаемая автором данной работы методика оценки развития регионального рынка молока позволит: провести всесторонний анализ развития регионального рынка молокаспрогнозировать развитие основных параметров данного рынкаосуществить комплексную оценку факторов, влияющих на формирование объема предложения, спроса и цены на региональном рынке молокана базе корреляционно-регрессионного анализа определить характер и тесноту связи между объемом предложения, спроса, цены и каждым из отобранных факторовисходя из степени воздействия каждого из факторов, представленных в соответствующих уравнениях, можно выделить те факторы, целесооб.

•4 разность регулирования которых наиболее необходима, с целью влияния на результативный показательсформировать платформу для принятия мер по 'совершенствованию механизма взаимодействия основных параметров рынка молока — спроса и предложения, так как данная методика позволяет выделить, факt торы, воздействуя на уровень которых можно регулировать уровень спроса и предложения на региональном рынке молока. При этом выявлено, что чем больше перерабатывающие предприятия закупают молока для последующей его переработки, тем выше у них возможность получения прибыли. Так, предприятия со среднегодовым объемом закупок в 2351 т молока несут в среднем убытки в размере 494,3 тыс. руб., а с более высокими объемами закупок (9385 и более) получают прибыль в размере 571 тыс. руб. и более, это обусловлено в г?2р-' вую очередь более полным использованием производственных мощностей предприятия.

9. Успешность деятельности сельскохозяйственных предприятий по поводу производства и реализации молока в определяющей степени зависит от цен на него. Поэтому предложенная автором данной работы методика формирования цен на закупаемое перерабатывающими предприятиями молоко (сырье) позволит повысить уровень цен на 37−48%, что повлияет на получение дополнительной денежной выручки от реализации молока. Повышение цен на закупаемое сырье (молоко) — стимул к дальнейшему увеличению производства молокана сельскохозяйственных предприятиях области, что позволит более полно загрузить производственные мощности перерабатывающих предприятий. Разработанная и продемонстрированная методика регулирования цен на региональt ном рынке молока позволяет пропорционально распределять экономические ресурсы между всеми участниками данного рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Малыша. — СПб.: Издательство «Лань» 2002. 688с., ил.
  2. Агропродовольственные рынки России: опыт исследования / Под ред. Е. Серовой. -М.: Институт экономики переходного периода, 2000, — 57с.
  3. Агропромышленный комплекс в 2002 году / Тверской областной комитет государственной статистики, 2003. у"• I
  4. И. Становление агропродовольственного рынка в России // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 5. — С.15.
  5. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма Под. ред. В. Е. Рыбалкина: Учебник. М.: Международные отношения, 1999. — 304с.
  6. Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 2. — С.12−19.
  7. В. Моделирование равновесного состояния на рынках продукции АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 5. — С. 53−58.
  8. Е.Н., Пожидаева Е. С. Ценовые взаимоотношения предприятий молочной промышленности и производителей молока в регионе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 8. — С.17−19.
  9. А. Проблемы развития и регулирования агробизнеса // АПК: экономика, управление. 2003. — № 3. — С. 40−45.
  10. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
  11. Н. Паритет цен и доходность сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2003. — № 5. — С. 40−46.
  12. Н., Лукашов Н. Цены и аграрный сегмент рынка техники // АПК: экономика, управление. 2002. -№ 9. — С.33−38.
  13. Н., Полянина М. План финансового оздоровления сельскохозяйственной организации // Экономика сельского хозяйства России. -2003. -№ 2. -С.15.
  14. Н., Назаренко А. Ценовые соотношения и динамика цен //
  15. Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 3. — С.20.
  16. В., Гутин В., Коробейников И. Формирование цен на продукцию и услуги предприятий с учетом инвестиционной составляющей // Инвестиции в России. 2002 — № 4. — С. 42 — 46.
  17. Г. Е. Оптимизация производства молока в условиях своевременного землепользования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 1. — С. 20−23.
  18. P.P. Развитие молочного подкомплекса на региональном рынке продовольствия (на примере Удмуртской Республики): Автореф. дис.канд. экон. наук. Ижевск, 2002. — 21с.
  19. П.С., Юдин В. Е. Перспективы увеличения производства и экспорта российской агропродовольственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. -№ 3. — С.14−15.
  20. А.А., Шавшивили Д. Ф. Розничные цены. М.: Финансы и статистика, 1990.— 269с.
  21. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во В. А. Мизайлова, 1998. — 659с.
  22. И. Регулирование цен в АПК // Экономист. 2001. — № 2 -С.86−91.
  23. И. Ценовые аспекты государственного регулирования экономики АПК // АПК: экономика, управление. 2001. — № 1. — С. 35 — 42.
  24. И.А., Вострухин К. А. О проблеме диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 11.-С.14−15.
  25. Ю., Рожков Ю. Теоретические основы ценообразования в коммерческих банках // Финансовый бизнес. 2002. — № 2 — С. 52−54.
  26. А. Риски в агропроизводстве // АПК: экономика, управление. -2002.-№ 7.-С. 71−77.
  27. Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетингв России и за рубежом. 2001. — № 3. — С. 112−126.
  28. С., Бутырин В. Крупные сельскохозяйственные предприятия — основа агроэкономики // АПК: экономика, управление. — 2003. — № 3. — С. 55−58.
  29. А.Н. Рынок льнотресты: анализ и достижения равновесия (на материалах Тверской области): Дис. .канд. экон. наук. Тверь, 2004. — 147с.
  30. Е.В. Учебное пособие по экономической теории. — Тверь: ТвГУ, 2004. 178с.
  31. Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. Тверь: ТвГУ, 1999. — 160 с.
  32. Л. Концептуальные основы аграрного рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. 2002. -№ 1. — С.20−23.
  33. JI.B. Сельскохозяйственные рынки: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. 204с.
  34. Г., Ступин В. Платежный кризис в экономике с неравноценными ценами // Вопросы экономики. — 1998. — № 5. С.41−52.
  35. М.Ф., Стерликов П. Ф., Стерликов Ф. Ф. Экономика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999. — 280с.
  36. А., Шишкин Г. Экономическая эффективность производства молока и пути ее повышения в России // Молочное и мясное скотоводство. 2004. — № 5. — С. 1−5.
  37. Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. -2003.-№ 2.-С. 20−25.
  38. В. Государственное регулирование продовольственного рынка (зарубежный опыт) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 9. — С.24−28.
  39. В. Регулирование рынка молока. Модель «социальное кольцо"// Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 8. — С.36
  40. В.В., Кайшев В. Г. Молочная индустрия России: проблемы иперспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 5. — С.8−11.
  41. С.М. Кризис сельского хозяйства и пути его разрешения // АПК: экономики, управление. 2002. — № 7. — С.66−70.
  42. П.И., Барцева Л. Г. Механизм развития регионального рынка молока и молочной продукции Под общ. ред. П. И. Дугина. Ярославль: ЯГСХА, 2003.-304с.
  43. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1998. -416с.
  44. Животноводство в сельскохозяйственных организациях за 2002 год / Тверской областной комитет государственной статистики. 2003.
  45. Закон Тверской области о внесении дополнений и изменений в областную целевую программу «Развитие молочно-мясного животноводства в Тверской области в 2001—2005 гг.» / Тверские ведомости. 2002. — № 4.
  46. А.Н. Анализ каналов распределения сельскохозяйственной продукции в Белгородской области // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6. — С.69−80.
  47. А.Н. Тенденции развития регионального продовольственного рынка // Достижения науки и техники АПК. 2002. — № 9. — С.39−42.
  48. Ю.М., Колошкина JI.A. Укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 1. — С. 16−20.
  49. А.Д. Рынок сельскохозяйственной продукции в системе общественного производства: Теория, методология, практика: Дис. .д-ра. экон. наук. Москва, 1998. -375с.
  50. Е.Ф. Экономика и организация регионального аграрного рынка. Дис. д-ра экон. наук. — Москва, 1997. — 373с.
  51. Н.Н. Трансфертные цены в рыночной экономике // Финансовый менеджмент. 2002. — № 2. — С. 109−118.
  52. З.М., Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья мпродовольствия: Учеб. пособие по изуч. курса «Сельскохозяйственные рынки». — Минск.: БГЭУ, 2000. 226с.
  53. В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник. М.: ВЛАДОС, 1998.-640с.
  54. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1998. 448с.
  55. Л.П., Сбитнев С. М. Состояние и проблемы молочного подкомплекса Челябинской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 7. — С.20−21.
  56. А., Прощенко Е. Ценовые взаимоотношения партнеров в аграрном секторе // Экономист. 2003. — № 7. — С.77−81.
  57. А.И. Внешние условия и внутренние факторы сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабачтывающих предприятий. 2003. — № 3. — С.8-. 10.
  58. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс. 1993. — 736с.
  59. Ф., Армстроног Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга:
  60. Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М.- СПб., К.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 944с.
  61. Н. Стратегия пропорционального развития регионального АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 3. — с. 19−23.
  62. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: Инфра-М., 1997.-720с.
  63. И.А. Обзор методов формирования цен и себестоимости строительной продукции // Финансовые и бухгалтерские консультации. -2000. — № 1. с. 64−72.
  64. И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2000.-368с.
  65. В. Развитие продовольственных рынков и современные аграрные проблемы // Экономист. 2002- № 7. — С.88−95.
  66. Е. Эластичность спроса на продукты питания // Экономист. -2002. — № 9. С.52−56.
  67. Магомедов А-Н. Д., Клочко JI.H. Место сбытовых (торговых) кооперативов в инфраструктуре регионального аграрного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. — № 9. С.46−48.
  68. Н.П. Основные вопросы себестоимости сельскохозяйственны^ продуктов // АПК: экономика, управление. — 2001. — № 8. с.54−60.
  69. А.И. Сельское хозяйство России в 2003 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2004. — № 3.-С.46−48.
  70. А.И., Трегубов В. А. О состоянии цен на материальные ресурсы и продукцию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 3 — С.49−51.
  71. Е.Е. Регулирование регионального рынка молока и молочных продуктов (на материалах Смоленской области): Автореф. дис. .канд. экон. наук. М., 2002.
  72. Т.М., Соянко К. С., Поляков А.В.'Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены // Аудиторские ведомости. 2001. — № 1. — С.62−71.
  73. Методическое пособие по рыночному ценообразованию. Москва, 1994. -71с.
  74. Методологические положения по статистике. Вып.1 / Госкомстат России. М., 1996. — 674с.
  75. Методологические положения по статистике. Вып.2 / Госкомстат России. М., 1998. — 244с.
  76. В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы //АПК: экономика, управление. 2002. № 2. — С. 10−20.
  77. А. Ценовая ситуация на рынке молока и молокопродуктов // Экономика сельского хозяйства. 2001. -№ 11. — С.37.
  78. В. Сельхозтоваропроизводители и рынок // АПК: экономика, tуправление. 1998. — № 11. — C.58−61.
  79. A.C. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов н/Д Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448с.
  80. Ю.А., Куминова А.А. Кризис в молочной промышленности
  81. России: пути выхода. // Эко. -2001. -№ 12. С.95−105.t
  82. С.У. Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы развития оптовых продовольственных рынков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2002. — № 4. — С.7−8.
  83. О ценах приобретения промышленной продукции сельскохозяйственными предприятиями // Статистический сборник. Тверской областной комитет государственной статистики, 2002. — 14с.
  84. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 8. — С. 12−21.
  85. В.Ф. Ценообразование на рынке сельскохозяйственной продукции (на материалах Воронежской области): Автореф. дис.. .канд. экон. наук. — Воронеж, 2001.
  86. Пищевая промышленность Тверской области в 1995—2003 гг. Статистический сборник / Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2004. — 99с.
  87. Л.М., Поздняков К. К. Финансовые результаты работы перерабатывающих отраслей АПК за I полугодие 2002 года и проблемы их платежеспособности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 1. — С.52−54.
  88. Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация //Маркетинг. -2002. № 5. -С.111−121.
  89. Н.И., Квочкин А. Н. Современные тенденции формирования регионального продовольственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 12. — С.49−51.
  90. И.В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве: Учеб. пособие для экон. специальностей с.-х. вузов. 3-е Изд., перераб. М.: Экономика, 1977. 224с.
  91. Постановление законодательного собрания Тверской области от 2*7 февраля 2001 г. № 668-П-2 об областной целевой программе «Развитие молочно-мясного животноводства в Тверской области в 2001—2005 гг.». / Тверские ведомости. 2001. — № 26.
  92. Постановление от 8 января 1998 г. № 22. г. Москва. О Федеральной целевой программе «Экономическое социальное развитие Тверской области на 1995−2005 годы».
  93. В., Высоцкий Ф. Ценовые отношения на рынке сельскохозяйственной продукции в Польше и странах Евросоюза // АПК: экономика, управление. 2003. — № 4. — С. 46−51.
  94. . Роль цены в рыночном механизме агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. 2004. — № 1. — С. 4−7.
  95. Производственно-экономические показатели сельскохозяйственных предприятий Тверской области за 1998−2003 годы / Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области. Тверь, 2004. -15с.
  96. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценоббразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики). М.: Международ, отношения, 1993.-112с.
  97. Рабочие материалы Департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области.
  98. Реализация продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2003 году / Тверской областной комитет государственной статистики. -Тверь, 2004.-86с.
  99. Реализация сельскохозяйственной продукции предприятиями за 1999 год /Тверской областной комитет государственной статистики. — Тверь, 2000.-54с.
  100. Реализация сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятий за1999 год / Тверской областной комитет государственной статистики. — Тверь, 60с.
  101. Реализация сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятиями в 2001 году / Тверской областной комитет государственной статистики. -Тверь, 2002. 60с.
  102. Реализация сельхозпродукции сельхозорганизациями в 2002 году / Тверской областной комитет государственной статистики. — Тверь, 2003.-67с.
  103. Региональная статистика: Учебник Под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. М., 2001. — 380с.
  104. Регионы России: Информ.-стат. сб.: В 2 т. М., 1997. Т.1 / Госкомстат России. — 666с.
  105. JI.H. Какую назначить цену?// Современная торговля. 2002. — № 4. — С.26−27.
  106. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 690с.
  107. Г. И. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 423с.
  108. А.Г. Тенденции развития продовольственного рынка: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 3. — С.48−50.
  109. Э., Борхунов Н. Агропродовольственная политика и цены //АПК: экономика, управление. 2001. — № 4. — С. 42 — 50.
  110. Э.А. Концептуальные основы ценовых отношений в АПК 'У Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998. -№ 4. -С.8−10
  111. В., Попова О. Проблема диспаритета цен и направления ее конструктивного решения // АПК: экономика, управление. 2003. — № 8. -С.49−53.
  112. И.К. Государственная политика цен: содержание и задачи // Финансы. 2002. — № 4. — с.64−66.
  113. В., Самородский С. Государственное регулирование развития АПК // Экономика сельского хозяйства России.-2003.-№ 2. с. Ц
  114. H. Стоимостные факторы кризиса, аграрного производства // АПК: экономика, управление. 2003. — № 2. — С. 37−45.
  115. Сельское хозяйство Тверской области / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тверской области. — Тверь, 2004. 71с.
  116. Сельское хозяйство Тверской области. Стат. сборник / Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2002. — 65 с.
  117. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко и др. М.: Колос, 2001. — 264с., ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
  118. А.Ф. Итоги и перспективы формирования сельскохозяйственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996. -№ 10.-С.12−16.
  119. Система цен и эффективность хозяйствования /В.И. Тарасов, В. Г. Герасимова, П. П. Мезян и др.- Под ред. В. И. Тарасова, Ф.И. Чернявского-Минск.: Навука i тэхшка, 1991. 248с.
  120. В. Макроэкономические показатели в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2003. — № 4. — С. 59−66.
  121. С.А. К вопросу о присоединении России к ВТО // Современная торговля. 2001. — № 12. — С.7−14.
  122. А.А. Экономические основы эффективного функционирования льняного подкомплекса (на материалах Тверской области): Дис. .канд. эконом, наук. Москва, 2003. — 143с. I
  123. П.П. Основы сельскохозяйственного маркетинга: Учебное пс-собие, М.: МИИСП, 1991.-85с.
  124. Социально-экономическое положение Тверской области в 2001 году: Информационно-аналитический бюллетень / Тверской областной комитет государственной статистики. — Тверь, 2002. — 146с.
  125. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.- Под ред. И.К. Б’еляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432с.
  126. Ю.В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник / Под ред. А.В. Сидоровича- МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: «Дело и сервис», 2002.-304 с.
  127. А. Формирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 4. — С.34−40.
  128. А.В., Угрюмова Ю. А. Необходимость развития кооперации в решении продовольственной проблемы и социальных вопросов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 2. — С. 15−16.
  129. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию и практику: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995.-431с.
  130. Р., Бобылева М. Региональные оптовые продовольственные рынки // АПК: экономика, управление. 2002. — № 11. — С. 37−43.
  131. Е. Проблема рыночных цен // Аудит и налогообложение. — 2002.-С. 30−32.
  132. Е.Б. Состояние основных отраслей-АПК в 2001 году и продовольственная безопасность России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 5. — С. 14−16.
  133. С.М. О ценовом хозяйстве России // ЭКО. 2002. — № 10 — С.44−60.
  134. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем" — Изд-во ЭКМОС, 1998. — 224 с.
  135. О.Я. Развитие экономических отношений предприятий и организаций молочнопродуктового подкомплекса: Автореф. дис. .канд. экон. наук. -М., 2002. *I
  136. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.-448с.
  137. Ценообразование и налогообложение: Учебник/Под ред. И.К. Салим-жанова. М.: ООО «ТК Вебли», 2002. — 424с.
  138. Ценообразование и рынок: Пер. с англ Общ.» ред. и предисл. Е. И. Лунина, С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. — 320с.
  139. Ценообразование: Учеб. пособие Под ред. И. К. Салимжанова. 2-е изд., доп. М.: Финстатинформ, 1996. 157с.
  140. Ценообразование: Учеб. пособие для вузов / И. К. Салимжанов, О. В. Португалова, Т. И. Рощина и др.- Под ред. И. К. Салимжанова. 2-е изд., доп. -М.: АО «Финстатинформ», 1996. 159 с.
  141. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. И. К. Салимжанова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 304с. ,
  142. Цены по Тверской области. Информационный сборник Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2001. — 67с.
  143. А. Организационные условия экономического роста (проблема развития жизнеспособных ФПГ) // Экономист. 1997. — № 4. — С.13−21.
  144. В.П. Совершенствование ценообразования — необходимое условие развития АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 8. — С.20−22.
  145. В.П. Цены и ценообразование в функционировании и развитии АПК: Монография. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. — 240с.
  146. JI.H. Особенности оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 1. — С.23−24.
  147. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. М.: ИНФРА — М, 1995. — 224с.
  148. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997.-VI, 698с.
  149. А., Рыжков Ю. Регулирование агропродовольственной системы на мезоуровне // АПК: экономика, управление. — 2003. — № 5. С. 32−39.
  150. С.И. Регулирование производства и рынка молока и молочной продукции (на материалах АПК Курской области): Дис. .канд. экон. наук.: Курск, 2002.
  151. М.А. Производство молока и молочных продуктов // АПК: экономика, управление. 1997. — № 5. — С.63−67.
  152. П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский дом «Дашеков и К °», 2000. — 192 с.
  153. П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.-192 с.
  154. А. Региональная аграрная политика: проблемы и пути совершенствования // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — С.3−9.
  155. Экономические показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций в 2000 году / Тверской областной комитет государственной статистки. Тверь, 2004. — 47с.
  156. Экономические показатели хозяйственной 'деятельности сельхозпредприятий в 2000 году / Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2001. — 51 с.
  157. Экономические показатели хозяйственной деятельности сельхозпредприятий в 2001 году / Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2002. — 51с.
  158. Экономические показатели хозяйственной деятельности сельхозпредприятий в 1999 году / Тверской областной комитет государственной статистики. Тверь, 2000. — 42с.
  159. И.Д., Кудряшова Е. В. Формирование цены товара и ее регулирование // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1999. — № 2. -С. 26−34.
  160. А. Формирование ценовой политики предприятия // Маркетинг. 2002. -№ 3. — С.117−120.1. Классификация цен*
  161. Классификационные признаки Виды цен1 2 1
  162. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов • цена в месте производства- • единые цены с включением расходов по доставке- • зональные цены- • цены на основе базисного пункта
  163. В зависимости от степени свободы цены от действия государства при их определении • свободные цены (складываются под воздействием спроса и предложения) — • регулируемые цены- • фиксированные цены
  164. В зависимости от степени новизны товара • цены на новые товары- • цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время1 2
  165. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот • цена франко станция отправления- • цена франко — станция назначения и т. д.
  166. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция • закупочные- • оптовые- • отпускные- • розничные
  167. По степени обоснованности • базисные цены на товары- • справочные цены на товары (услуги) — • цена потребления товара, которая включает затраты потребления не только на приобретение, доставку, но и эксплуатацию конкретного то- -вара
  168. По времени действия • текущие- • твердые- • сезонные- • скользящие- ступенчатые цены
Заполнить форму текущей работой