Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антимонопольная политика государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно говорить о несовершенстве закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где нет никаких признаков критериев и методов для определения границ монопольных рынков и антимонопольного местного самоуправления и (самое главное) предприятия сами по себе не имеют необходимых документов об образовании или инструкции. В результате, антимонопольные органы могут… Читать ещё >

Антимонопольная политика государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

Антимонопольная политика государства

экономический законодательство антимонопольный Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях после кризисного периода, крайне тяжелых для существования бизнеса, компании сплачиваются, объединяются или происходит поглощение одной компании другой. Взаимосвязанность явлений — кризиса и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературе нередко нарекались как «дети кризиса».

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. В этой связи возрастает роль государственной антимонопольной политике, которая заключается комплексе проводимых мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ государственной антимонопольной политики и применение антимонопольного регулирования на практике.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— изучить историю возникновения и сущность монополий;

— определить значение и цели антимонопольной политики государства;

— рассмотреть особенности антимонопольной политики различных стран;

— изучить становление и основные направления антимонопольной политики Российской Федерации.

1. Понятие и сущность антимонопольной политики государства

1.1 Монополия: понятие, экономическое содержание, история возникновения и виды

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Сравнительная оценка полезности монополий представлена в приложении 1.

Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Наиболее важным аспектом монополий, связанных с новой ролью банков и других финансовых учреждений с так называемой системой участия. Растущая концентрация производства и капитала постоянно подчеркивают необходимость усиления роли банков, заставляя промышленные компании искать прочные связи с банками, чтобы получить долгосрочные кредиты, открытие кредита в случае изменения экономических условий. Банки из скромных посредников в могущественных монополий стали. Это означало официальное создание «общего распределения средств производства». Но содержание этого распределения является частным, то есть, в соответствие с интересами монополистического капитала. Слияние банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену, не только в торговле, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних компаний за рубежом, то есть, преобразование национальной монополии в транснациональных корпораций (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте — 40% и в обмене технологией — 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

Есть несколько причин существования монополий.

1. «Естественная монополия».

2. Одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

3. Государственное ограничение.

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства.

В приложении 2 представлены основные формы корпоративных объединений.

1.2 Понятие и цели антимонопольной политики государства

Необходимость обеспечения справедливой практики и инструменты конкуренции появились давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма рыночных отношений. Эта потребность удовлетворяется с начала появления конкретной правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, направленного на это, чтобы предотвратить ограничение конкуренции и сделать большую часть принципа экономической эффективности. Другая часть, предусматривает необходимость антимонопольной политике и существование антимонопольного законодательства, чтобы обеспечить существование конкурентного механизма рыночных отношений и консолидации основных положений антимонопольного регулирования, направленных на обеспечение условий для создания и эффективное функционирование товарных рынков, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, компания получит экономические выгоды от предотвращения монополии или содействие прекращению его деятельности, где оно уже существует. Укрепление монопольной власти отдельных фирм ведет к социально-экономическим потерям: во-первых, потери проявляются в более высоких ценах, которые потребители должны платить за продукцию компаний-монополистов, чем цены на аналогичные товары в конкурентных рынках; во-вторых, приобретение монопольного часто приводит к запланированному ограничения товаров и услуг в целях поддержания высоких цен, а это означает, что монополия производит неэффективному распределению ресурсов между различными секторами; В-третьих, монополия часто приводит к техническому застою производства, ухудшению качества продукции, условий труда и так далее.

Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

Антимонопольная политика — одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

1.3 Антимонопольная политика государства

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

а) запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

б) формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Показатель результативности правоприменения — это решения судов. В судах первой инстанции (в регионах) ФАС России выигрывает около 60% дел. По статистике 2010;2013 годов в конечных судебных инстанциях ФАС России выиграла более 80% дел. Сегодня прецедентные решения Высшего Арбитражного Суда закреплены не только конкретными судебными актами, но и постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

— двухкомпонентный тариф — система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

— разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек, система стимулов для снижения издержек;

— меры регулирования нормы прибыли и др.

В 2015 году ФАС России продолжила работу по подготовке и реализации ключевых решений, изменяющих производственные отношения в различных отраслях в сторону развития конкуренции. Были приняты важнейшие судебные прецедентные решения, которые изменили существующий порядок в таких сферах, как:

— рынок нефтепродуктов;

— авиация;

— телекоммуникации;

— металлургия;

— фармацевтика;

— автомобилестроение;

— электроэнергетика;

— химическая промышленность и др.

2. Государственная антимонопольная политика в различных государствах

Экономика большинства стран в мире сегодня основаны на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Антимонопольные законы были приняты в почти 90 странах. Во-первых, мы рассмотрим политику государство конкуренции США, как и многие другие страны приняли в качестве основы для антимонопольного законодательства этой страны. Затем кратко обсудим особенности поведения управления компаний в странах Западной Европы и Японии.

1. Антимонопольная политика в США.

Цель антимонопольной политики США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

1. Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке;

2. Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний;

3. Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен — установление цены ниже уровня средних / предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм.

1. Незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие.

2. Незаконные на основании правила разумности (духа закона).

3. Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

Первый тип включает в себя:

— Горизонтальное крепление цен;

— Горизонтальная сговор на долю рынка;

— Группа бойкот (отказ компании договорились торговать с третьей стороной с целью вытеснения с рынка);

— Соглашение о взаимных продаж и закупок;

— Связанные продажи;

— Неправильная информация о продукте.

Второй тип включает в себя:

— Вертикальная фиксация цен;

— Отказ в предоставлении по одной фирмы;

— Исключительное право купить или продать.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм — определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Еще одна область государственной политики является регулирование рынка информационной безопасности. Эта проблема возникает в присутствии фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда это трудно проверить качество товаров, компания производит экспериментальные продукты, продажа одноразовой продукции происходят, совершил краткосрочные спекулятивные сделки.

2. Антимонопольная политика в Западной Европе.

Особенности государственного регулирования экономической структуры Западной Европы должны включать в себя общие характеристики:

— Запрещение монополий в Европе не очень часто;

— Происходит главным образом регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается как еще одна форма конкуренции; монополия прогресс идет путем совершенствования методов производства и дифференциации продукции, что расширяет выбор потребителя и указывает новые направления технологического разведки;

— Вводит понятие «эффективной конкуренции» — это конкурс, который способствует реструктуризации национальной экономики.

Основанием для мер регулирования стран — членов Европейского сообщества Римский договор. В силу этого соглашения запрещает картели и другие ограничительные соглашения между компаниями (ст 85).; осудил злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст 86).; обеспечивает регулирование слияний, запрещение слияний, которые могли бы создать доминирующее положение компании; Это запрещено государственную помощь фирмам, искажая торговли между странами (ст. 92). Исключения предусмотрены в случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах клиентов (например, в случае сотрудничества в области НИОКР).

3. Антимонопольная политика в Германии.

В Германии, органов промышленной политики являются: Министерство экономики (отвечает за общее руководство), Федеральный антимонопольная служба (рассматривается конкретный случай), Антимонопольный комитет (Комитет экспертов, которые дают рекомендации по разработке политики в области конкуренции действует в качестве консультативного органа).

Там подвергают контролю:

— Приобретение активов предприятия полностью;

— Приобретение акций 25, 50 или более процентов акций компании;

— Любая сделка, в результате которой компания приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;

— Любая сделка, в том числе на приобретение не менее 25 процентов акций, если это позволяет компании-покупателя влиять на конкурентную поведение других компаний.

Антимонопольное законодательство в Германии включает в себя рассмотрение дел о создании холдинговой компании или кооператива других компаний (с учетом координации поведения компании, матери и дочери-компании). Он использует такие критерии для оценки компании, как создание или укрепление доминирующего положения. Доминирующее положение компании является ситуация на рынке, когда компания не имеет конкурентов или сильные конкуренты; если фирма имеет больше власти на рынке по сравнению с конкурентами.

Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей стороной рынка.

4. Антимонопольная политика в Великобритании.

В надзорных органов Великобритании в течение антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (курирует политику в области конкуренции, проводит предварительное расследование). Критерий доминирования на рынке является доля фирм в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:

— влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;

— влияние государственной отраслевой политики на занятость.

5. Антимонопольная политика в Италии.

В Италии, проведение отраслевых политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, который рассматривает дело о промышленных предприятий (для средств массовой информации и банки, за исключением), а также расследует дело о поглощений, слияний и создания из общей филиалов. В качестве наказания, наказание за сделки без разрешения Комиссии — до 1 процента от оборота в год сделки; Штраф за сделки, которые были сделаны, несмотря на судебный запрет Комиссии — 1−10 процентов от оборота.

6. Антимонопольная политика во Франции.

Особенностью отличается и конкуренция (большинство, однако, promonopolnaya) политика регулирования отраслевых структур в Франции. Здесь, в послевоенный период, в соответствии с политикой правительства предусматривается создание в каждой отрасли 1−2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать малый и средний бизнес — своих поставщиков и потребителей. Предусматривается также создание региональных органов власти, чтобы помочь эти крупные предприятия в случае банкротства. В 1980;х годах, национальные лидеры играют роль экспертов в определенных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих рыночных ниш. 1990;е годы характеризуются как политики «ниш»: есть государственная помощь отдельным секторам — ниши экономики — для продуктов, вертикальным потоком. Государственная политика направлена на стимулирование слияний, поощрения научных исследований и разработок, производства экспортного финансирования государственных инвестиций, развития трудовых ресурсов, увеличение государственных закупок товаров частных фирм. Конкурс (антимонопольное) политика не является существенным.

7. Антимонопольная политика в Японии.

Для Японии, характеризуется проведением антимонопольных органов политики, таких как Комиссии по свободной торговле, Министерства промышленности и торговли. Механизм государственной политики, проводимой в определенным образом: регулирующие органы обычно не принять официальное решение, но предпочитают неофициальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Таким образом, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд иен или более должен представлять ежегодный доклад Комиссии о своем участии в деятельности других компаний и сообщить о предлагаемом слиянии. На самом деле фирмы неофициальные консультации с Комиссией, прежде чем принимать какие-либо действия (слияние, участие).

3. Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации

3.1 Несовершенство законодательства Российской Федерации в сфере антимонопольного регулирования

Немало проблем в текущем антимонопольной политики в России возникает из недостаточной проработанностью широкий спектр юридических материалов и других официальных правил, касающихся монополий и монополий. В условиях современной России важную роль в проведении антимонопольной политики содержание игры и направление нормативных правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессом разгосударствления и приватизации, развития малого бизнеса, организации налоговой системы страна.

На самом деле, до сих пор в российском законодательстве не достаточно развернуто и эффективный закон о системе государственной поддержки малого бизнеса, система гарантий достаточно полная реализация этих мер со стороны государства по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В целом, в нынешних законодательных материалов не выделяется даже вполне четко феномен «малого бизнеса» и не отражает его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Определенные проблемы при проведении антимонопольной политики в России порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство.

С антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, и, в условиях не только отсутствия достаточных знаний и опыта разработчиков, но и когда есть четкий и сильная оппозиция из числа власти и дисциплины, в то время как они не совершенны и нуждаются в дальнейшей разработке и развитию. Антимонопольное законодательство Российской Федерации слабее антимонопольного законодательства США, хотя бы потому, что они не содержат четких мер против существующих монополий и предложить очень слабые, неэффективные формы ответственности виновных. Наряду с отсутствием тяжести наших антимонопольного законодательства по некоторым вопросам, в которых есть как чрезмерное жесткость и негибкость, другие вопросы.

Можно говорить о несовершенстве закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где нет никаких признаков критериев и методов для определения границ монопольных рынков и антимонопольного местного самоуправления и (самое главное) предприятия сами по себе не имеют необходимых документов об образовании или инструкции. В результате, антимонопольные органы могут по-прежнему чрезмерно широкое толкование понятия «доминирующее положение на рынке», и для многих предприятий способность защищать от обвинений в монополии выглядит нарочито трудно. Не очень хорошо представлены и некоторые формулировки, содержащейся в законах, например, формулировка закона о конкуренции концепции «монополистической деятельности». Эта деятельность определяется здесь как «вопреки этому закону действия… хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинения вреда потребителям.» То есть, при сохранении нынешней формулировки понятия «монополистической деятельности» под антимонопольного статей, в принципе, взять любое предприятие.

Анализируя пробелы антимонопольного законодательства, автор данной курсовой работы, считает, целесообразным выявить пути преодоления несовершенств. Так Государственная Дума и Правительство РФ дают следующие рекомендации:

1. Активизировать работу по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства.

2. Принять меры по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:

а) практики антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

б) развития конкуренции и предпринимательства;

в) госрегулирования деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;

г) работы госорганов по защите прав потребителей.

3. Создать необходимые правовые условии для:

а) предотвращения монополизации экономики и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;

6) снижения барьеров входа на рынки новых хозяйствующих субъектов и обеспечения равных возможностей хозяйствования для всех участников рынка;

в) развития малых и средних предприятий.

4. Разработать предложения по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощению соответствующих звеньев налоговой системы.

5. Разработать и принять законодательный акт о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующий конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающий ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции.

6. Ускорить разработку проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

7. Ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности».

Изучив вопрос несовершенства законодательства, можно сделать вывод, что российские разработчики в антимонопольных законов еще есть много работы, когда было бы целесообразно принять во внимание опыт других стран, не забывая о специфике российского рынка.

3.2 Специфика антимонопольного регулирования экономики Российской Федерации

Русское антимонопольное регулирование имеет тенденцию больше к европейской модели. Это нашло свое отражение в содержании Российской антимонопольного законодательства, а также полномочий и практики федеральных антимонопольных органов. В в системе исполнительной власти и используется, главным образом, административные и организационные методы антимонопольной политики.

В общем, России антимонопольное законодательство состоит из Конституции Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выпущенных в соответствии с федеральными законами, указами Президента, постановлений и распоряжений правительства. Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

— понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

— виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

— перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

— определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

— меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Самым важным элементом в системе антимонопольного регулирования экономических в каждой стране — само понятие монополии как субъекта, чья деятельность подлежит регулированию. Российские содержание антимонопольного законодательства и количественные критерии, определенные монополиста понятия «доминирующее положение». В соответствии с Законом о конкуренции доминирующим положением — это уникальное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного продукта, чтобы он мог оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него других хозяйствующих субъектов.

В настоящее время, Россия признала доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта составляет 65% или более. В некоторых случаях, установление антимонопольного органа может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Тем не менее, он не может считаться доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%. Все эти количественные характеристики экономического субъекта в качестве монополии являются рынки, которые не имеют заменителей или замены товара. Но по отношению к рынкам границ количественного другие товары монополист не имеет строгие и однозначные решения.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования — определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

— изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

— навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

— нарушение установленного порядка ценообразования;

— создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

— установление монопольно высоких (низких) цен и др.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования — совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган — это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

— содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

— предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

— государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган имеет право давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, их принудительном разделении или выделении структурных подразделений композиции, прекращения или изменения договоров, противоречащих антимонопольному праву, по заключению соглашения с другими экономическими субъектами, указанными в федеральном бюджете прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Система также включает в себя анти-монополистического регулирования и штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. И Россия, в основном, административные и организационные меры воздействия, хотя в некоторых случаях, обеспечивает более строгих мер. В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые естественные и государственные монополии Наряду с естественными монополиями рамки рыночной конкуренции могут быть устранены, и в других сферах деятельности, называемые государственной монополии. Сохранение конкуренции в этих секторах неуместно не только потому, что его экономической неэффективности, но также из-за особой роли этих секторов в формировании общих условий экономического и социального развития, национальной безопасности, а также особой социальной значимости товаров и услуги. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер.

Таким образом, автор делает вывод, что антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Заключение

Экономический кризис, последствия которого ощущаются сегодня, является неплохим моментом для начала процесса диверсификации российской экономики. Высокий уровень монополизации и сырьевая направленность российской экономики — это фундамент для внутренних кризисов и чрезмерно острого реагирования на внешние негативные явления, а также гарантия вечного отставания в развитии России от Запада и многих азиатских государств.

В данной курсовой работе автор попытался рассмотреть наиболее актуальные проблемы возникновения монополий и пути их решения с помощью государственной политики.

В заключении представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

2. История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы.

3. Можно выделить два связанных между собой направления (аспекта) антимонопольной политики: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

4. Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.

5. Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции.

Список использованных источников

1. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948−1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и защите монополистической деятельности на товарных рынках» // Консультант Плюс.

2. Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 № 105 «Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы».

3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

4. Грязновая, А. Г. Микроэкономика: практический подход: Учеб./ Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Кнорус, 2011. — 672 с.

5. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: Учеб.пособ./ Князева И. В. — М.: Омега — Л, 2011. — 526 с.

6. Кулешова, А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. пособ./ Кулешова А. Б. — М.: Проспект, 2008. — 256 с.

7. Поляк, Г. Б. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. — Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. — 496 с.

8. Столяров, И. И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособ./ Отв. ред. И. И. Столяров — 4-е изд. — М.: Дело, 2009. — 280 с.

9. Экономическая теория: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М. Соколинского. — 7-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 464 с.

10. Экономическая теория: Учебник / 3. К. Океанова. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014, — 650 с.

11. Авдашева С. Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта/ С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал Высшей школы экономики: Научно-информ. журн. /Гос. Ун-т — Высш. Шк. Экономики. — М.: — ISSN1813−8691, 2007 — Т.11 № 1. — с. 89−123.

12. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства: (рекомендации парламентских слушаний, проведенных комитетом ГД по экономической политики и предпринимательству) // РОС. Экон. Журнал. — 212. — № 3. — с. 28−33.

13. Долгова И. В. Монополии и конкуренция / И. В. Долгова, Н. В. Швейко // Финансы и кредит. — 2013. — № 3. — с. 44−59.

14. Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. — 2009. — № 8−9.-с. 26−35.

15. Никифоров А. А., Концепции антимонопольной политики и реформа / А. А. Никифоров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. — 2012 — № 1. — с. 14−31.

16. Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А. Паламарчук, М. О. Сайтарлы Н. // Законность. — 2013. — № 9. — с. 35−38.

17. Проблемы управления и регулирования в экономике России // Проблемы теории и практики управления/ 2013. — № 12. — с. 53−60.

18. Зайцев М. Ю. Монополия, ее современные виды и формы. http://revolution./economy/41 5360.html

19. Осадчая, И. Кризис пришел, что делать государству? http:/www.nkj.ru/archive/

20. Павлюк С. Интеграция банковского и промышленного капиталов в современной российской экономике. http.www.planetadisser.com

21. http.www.stat-info.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой