Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция звукового образа балалайки в ее историческом развитии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой для исторической части диссертации послужили исследования о становлении и развитии исполнительства на балалайке в бесписьменной традиции — А. Фаминцын, К. Вертков, А. Банин, В. Галахов, Ф. Соколов, В. Вольфович, Д. Рытов. Особую роль в определении значимости народных инструментов в современной практике сыграли работы М. Имханицкого, написанные обо всех народных инструментах, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Возникновение и развитие балалаечного исполнительства (историческая ретроспектива)
    • 1. 1. История возникновения балалайки
    • 1. 2. Исполнительство на балалайке в русской фольклорной традиции XVTII — веков
    • 1. 3. Создание академического направления в балалаечном исполнительстве (роль В. Андреева в возрождении и совершенствовании балалайки, его сподвижники, оппоненты)
    • 1. 4. Особенности развития искусства игры на балалайке в первой половине
    • XX. столетия
  • Глава 2. Балалайка в музыкальной жизни современной России
    • 2. 1. Совершенствование конструкции инструмента
    • 2. 2. Сольное исполнительство
    • 2. 3. Ансамблевое исполнительство
    • 2. 4. Оркестровое исполнительство
    • 2. 5. Значение регионального компонента в развитии балалаечного искусства балалайка в контексте музыкальной культуры Оренбургского края)

Эволюция звукового образа балалайки в ее историческом развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной музыкальной культуре России искусство игры на балалайке занимает особое место. Пересмотр традиционных представлений о самом инструменте и совершенствование его конструкции, рост исполнительского мастерства и развитие системы профессионального музыкального обучения, обогащение средств музыкальной выразительности и расширение репертуара вывели балалаечное искусство на качественно иной художественный уровень. Изменился статус балалайки. Выявление «академической», концертной функции инструмента, преодоление им границ исторически сложившегося «народного» оркестрового предназначения открыли для современного балалаечного творчества новые перспективы и поставили сложные задачи и для исполнителей и для музыковедов.

Потенциал звуковой выразительности в музыкальном искусстве неисчерпаем. Обусловленный глубочайшими процессами познания мира и человека, он всегда открывает новые творческие возможности для переосмысления звучащей действительности. Функционирование звукового образа возможно только в системе музыкального времени, отражающем характерную специфику процессов становления художественной целостности. Общеэстетическое значение звукового образа выражает «дух» культуры, её существо и обнаруживается в сфере законов его функционирования, через семантико-логические связи музыкальной процессуальности. Причём, музыкальный образ и его бытиё, могут быть осознаны только в единстве исторического и культурологического подходов.

Прогресс музыкальной науки и практики обеспечивается как современными инновациями, так и сохранением традиций, обобщением накопленного в истории научно-технического, эмпирического опыта и использованием его в решении новых задач. В связи с этим целостный подход к исследованию звукового образа балалайки в его историческом развитии, научно-теоретическое осмысление такого феномена как исполнительство на балалайке, выявление его специфики, установление диалектической взаимосвязи между процессами создания, исполнения и восприятия музыки на сегодня весьма актуальны и своевременны ввиду острого дефицита музыковедческих работ в этой области. Стабильный прогресс, наметившийся в народном исполнительском искусстве, успешно продолжающееся научно-теоретическое осмысление этого — становится в настоящее время мощным и устойчивым направлением в музыкальной культуре России. С позиций современности, очевидно, требуется рассмотрение и осмысление эволюционных процессов балалаечного исполнительства для определения дальнейшего вектора его развития. Взгляд на эволюционные процессы в балалаечном искусстве в контексте культуры Оренбуржья, позволит восполнить неизвестные страницы отечественной истории музыки.

У истоков художественной культуры Оренбургской губернии (основана в 1744 году), стояли видные общественно-политические деятели и музыканты: губернаторы И. Неплюев, Г. Волконский, В. Перовский, музыканты-исполнители В. Верстовский, К. Агапьев, Н. Федотов, композитор А. Алябьев.

Особое место в музыкальной жизни Оренбургской губернии занимала народная музыка, основанная на самобытном полинациональном фольклоре. Своё влияние на музыкальную культуру Оренбуржья, и на народную в частности, оказали восточные музыканты, жившие в Оренбурге (С. Сайдашев, М. Валеев, А. Затаевич). Толчком для культурного развития региона явились не только гастроли Ф. Шаляпина, или хорового дирижёра Д. Агренева-Славянского, но и оркестра русских народных инструментов им. В. Андреева. Дальнейшая академизация балалаечного исполнительства потребовала научно-теоретического и практического осмысления места и роли данного' вида музицирования в современном музыкальном пространстве. Поиск путей развития этого феномена в XXI веке предполагает научное обобщение и систематизацию исторического опыта, основанного на достижениях предыдущих и настоящих поколений, а также комплексное взаимодействие музыковедения, исполнительской практики с новейшими достижениями смежных областей знаний. В этой связи рассмотрение проблем эволюции музыкального образа балалаечного исполнительства становится весьма актуальным.

В отечественном музыкознании настоящему моменту достаточно полно исследована:

— фольклорная сторона, раскрывающая истоки народно-инструментального исполнительства: А. Фаминцин [100], К. Вертков [18], А. Банин [7], А. Белкин [10], Б. Попонов [82];

— предприняты попытки осмысления всего периода развития искусства игры на народных инструментах, становления академического направления в этом развитии: М. Имханицкий [38, 41], В. Аверин [1], Д. Варламов [15, 16], Ю. Шишаков [109], С. Кулибаба [49];

— рассмотрена эволюция конструкции инструмента: В. Гребенников [151 153];

— написаны балалаечные энциклопедии: А. Пересада [71−73];

— описаны биографии ведущих исполнителей-балалаечников: Ю. Ястребов [116], JI. Бендерский [12], Е. Максимов [57], В. Панин [69];

— установлены общие вопросы методики: П. Нечепоренко [163, 166], А. Горбачёв [147, 149, 150], А. Шалов [178].

Накопленный опыт, обобщенный в исторических источниках, трудах исследователей-современников свидетельствует, с одной стороны о тщательной разработке теоретических, методических и практических проблем, с другой, в связи с устойчивым прогрессом балалаечного искусства, требует научно-теоретического осмысления данного явления с позиций современности. Кроме того, настала необходимость представить данный вид исполнительства как единый общероссийский художественный текст, региональные аспекты которого весьма существенны и тесно взаимосвязаны.

В данной работе рассматриваются различные направления исполнительства на балалайке — сольное, ансамблевое и оркестровое.

Главный акцент в исследовании ставится на краеведческом аспекте балалаечного искусства, опирающемся на неопубликованные раннее архивные документы, газетные издания и свидетельства очевидцев. Исторический анализ и современное состояние балалаечного искусства позволили составить полную картину музыкального саморазвития данного вида исполнительства в Оренбургском регионе.

Основой для исторической части диссертации послужили исследования о становлении и развитии исполнительства на балалайке в бесписьменной традиции — А. Фаминцын [100], К. Вертков [18], А. Банин [7], В. Галахов [22], Ф. Соколов [95, 96], В. Вольфович [19], Д. Рытов [89, 90]. Особую роль в определении значимости народных инструментов в современной практике сыграли работы М. Имханицкого [39, 40], написанные обо всех народных инструментах, в том числе и о балалайке. Труды, освещающие культурологические вопросы — А. Белкин [10], А. Рогов [64], Г. Гачев [23]- литература по истории и теории музыкознания — Б. Асафьев [4, 5], Е. Назайкинский [65], JT. Гаккель [21], М. Тараканов [98], Е. Долинская [29, 30]- книги и брошюры, касающиеся изготовления и реконструкции инструментаБ. Братищев [144], В. Гребенников [151−153], А. Горлов [26]- новейшие труды, монографии, очерки, освещающие современное состояние и перспективы исполнительства на народных инструментах — В. Аверин [1], С. Кулибаба [49], Ю. Ястребов [116], Д. Варламов [15−16], Н. Яконюк [114]. Принципиальным для концепции диссертации оказалось изучение традиционных подходов ведущих исполнителей на балалайке для осознания функциональных особенностей самого аппарата артиста, а также совершенствование технологии звукоизвлечения — А. Горбачёв [147−150], Н. Ляхов [56], В. Плотников [79, 80], А. Данилов [155], Д. Калинин [159]. Неоценимый вклад в исследование внёс информационный бюллетень «Народник», освещающий актуальные проблемы исполнительства на русских народных инструментах. Журнал «Музыкальная академия» помог сориентироваться в культурно-историческом пространстве.

Научной базой краеведческого исследования послужили труды Б. Хавторина «Музыкальная культура Оренбурга XX столетия» [102]- «История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII — XX века)» [101]- «Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность (архивные изыскания)» [103], в которых систематизирован и введён в научный обиход уникальный документальный, нотный и иконографический материал.

Примером изучения регионального балалаечного исполнительства послужила лекция В. Аверина «Русские народные инструменты в музыкальной культуре Красноярского края» [1].

Исследование балалаечного исполнительства в Оренбургском крае предпринимается впервые. Это потребовало привлечь разнообразные научные подходы — культурологический, текстологический, сравнительно-аналитический.

В определении главных этапов исторического развития музыкальной культуры Оренбургского края помогли труды по истории теории и типологии культуры А. Лосева [54], Д. Лихачёва [52, 53], региональных исследователей С. Беляева [11], В. Колесниковой [45]. Краеведческие исследования позволили рассмотреть основные этапы политического, экономического и социального устройства оренбургской губернии за два с половиной века. Среди них работы Р. Игнатьева [211], Д. Сафонова [91].

Изучение особенностей местного фольклора основывалось на методологии, сформированной в отечественном этномузыкознании. Это фундаментальные исследования по общей теории фольклора И: Земцовского [157], А. Рудневой [87].

Основой в формировании целостной картины развития балалаечного исполнительства избран принцип документальной достоверности. Здесь этапы становления воссоздаются в контексте имеющихся в хранилищах документов, периодических изданий. Не остались без внимания личные судьбы деятелей культуры, повлиявших на данный вид исполнительства.

Воссоздание самой картины исторического развития исполнительства на балалайке в том или ином регионе, в данном случае народно-инструментальной культуре Оренбуржья, может быть предпринято только на основе разыскания и обобщения архивных материалов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Многообразные документы, освещающие развитие балалайки в Оренбуржье, позволяют представить историю данного вида исполнительства в виде целостного явления.

Документы Государственного архива Оренбургской области (ГАОО) наряду с подлинными свидетельствами о становлении и развитии балалаечного исполнительства в регионе включают богатое собрание периодических изданий, особенно дореволюционной эпохи. Архив Оренбургского государственного института искусств (ОГИИ) проясняет наиболее важные моменты в истории создания музыкального техникума. Большую ценность в раскрытии культурной связи регионального народно-инструментального исполнительства с Санк-Петербургом представляет найденная в архиве Российской национальной библиотеки (РНБ) переписка оренбургского организатора народных оркестров И. Ильиных со своим учителем Н. Приваловым, ближайшим сподвижником В. Андреева. Архивные документы позволяют составить подлинную картину становления и развития профессионального исполнительства на народных инструментах, обозначить сопутствующие этому процессу трудности и региональные особенности. Переписка раскрывает личные взаимоотношения Н. Привалова с В. Андреевым, Н. Фоминым, А. Насоновым. В частности, в одном из писем Н. Привалов сообщает В. Андрееву о разрыве отношений, упрекая его в желании приписать себе авторство популярной в репертуаре Великорусского оркестра Полянки, которая на самом деле записана у казаков уральской сотни и обработана Н. Приваловым. Фотография И. Ильина с дарственной подписью Н. Привалову, его нотные наброски, просьбы о методической помощи являются неоспоримым доказательством культурной связи Оренбургской губернии с тогдашней столицей [131−136].

Местные научные журналы («Труды Оренбургской учёной архивной комиссии», «Оренбуржье музыкальное») помогли в освещении ряда краеведческих аспектов исследования.

В данной работе впервые расшифрованы и проанализированы образцы регионального фольклорного балалаечного искусства, позволяющие на фоне исторического саморазвития балалайки выстроить звуковую вертикаль.

К настоящему моменту не существует исследования, рассматривающего эволюцию звукового образа балалайки в историческом развитии в России как единого совокупного текста. Одной из важнейших задач данной работы стала характеристика звукового образа, обозначенного JL Гаккелем в работе «Фортепианная музыка XX века», которое подразумевает «изменившееся представление о звуковой природе фортепиано, о его звуковом миреизменившиеся понятия о смысловых, выразительных, изобразительных возможностях фортепиано — изменившиеся понятия о возможностях и тем самым изменившиеся возможности». Это понятие транслируется на многие академические инструменты. Балалайка, наряду с такими инструментами как альт, кларнет, валторна, гитара, аккордеон, баян выдвинулась в ряд новых солистов «фоносферы» (звуковой среды обитания человека и социума — М. Тараканов) XX столетия. В данной работе звуковой образ балалайки впервые рассматривается как совокупное явление с трех разных точек зрения: исполнительских традиций, нотного текста композитора и результатов совершенствования конструкции инструмента с целью обнаружения новых выразительных приемов и расширения технических возможностей. Причем эти три ракурса связаны между собой как сообщающиеся сосуды: композиторский текст рождается на основе исполнительских обретений, которые и обеспечивают новые технические возможности постоянно меняющегося* звукового образа балалайки.

Данная позиция в отношении к народному инструменту потребовала расширить диапазон документальных и научных источников диссертации. В аналитическое поле были включены не только обработки, переложения, но и оригинальные композиторские сочинения для балалайки. Нередко в лице одного артиста сочетается высокопрофессиональный инструменталист, обладающий подлинным композиторским талантом. Таковы, в частности, В. Панин, А. Марчаковский, В. Плотников, Е. Быков, Е. Тростянский, Ю. Клепалов, Д. Калинин, творчеству которых уделено особое внимание. Новыми положениями в данном исследовании являются:

— разработка целостного подхода к определению эволюции балалаечного искусства в России;

— анализ особенностей отечественного балалаечного исполнительства в исторической ретроспективе;

— обобщение отечественного музыкального опыта применительно к исполнительству на балалайке;

— осознание и выявление звукового образа балалайки как феномена, связанного с исторической закономерностью возникновения и развития исполнительства на русских народных инструментах;

— раскрытие эволюционных процессов балалаечного исполнительства в музыкальной культуре Оренбуржья;

— уточнение дат и фактологии значительных этапов развития балалаечного искусства в музыкальной культуре и образовательной системе Оренбургского края (архивные изыскания).

Цель работы заключается в формировании научно обоснованного представления о глубокой исторической закономерности возникновения и развития исполнительства на балалайке. На основе исторического анализа и современного состояния балалаечного искусства представить картину музыкального саморазвития звукового образа в общероссийском масштабе и в Оренбургском регионе в частности.

Это потребовало поставить следующие задачи: — отразить важнейшие этапы формирования искусства игры на балалайке в исторической ретроспективе;

— охарактеризовать и выявить основные тенденции развития балалаечного исполнительства в XVIII — XIX веках на фоне музыкальной культуры страны в целом и определить уровни их взаимодействия как целостного художественного феномена;

— определить закономерности эволюции звукового образа балалайки на современном этапе в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве;

— расшифровать и научно атрибутировать мелодии балалаечных наигрышей Оренбуржья, записанных в фольклорных экспедициях.

Материал настоящего исследования может использоваться в педагогической и исполнительской практике балалаечников — в классе по специальности, в курсах история исполнительства в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства. Теоретические положения работы могут быть приняты во внимание при рассмотрении проблем сближения музыковедческой науки и исполнительства, при обсуждении вопросов оптимизации современного исполнительства на балалайке. Не менее важен для исследования краеведческий аспект балалаечного исполнительства, способный наполнить обособленный курс фактическим материалом. Методологию, применённую в диссертации для изучения балалаечного исполнительства Оренбуржья, возможно применить при рассмотрении этой ветви исполнительского искусства в других регионах.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры истории и теории музыки аспирантуры Оренбургского государственного института искусств им. JI. и М. Ростроповичей. Основные её положения были освещены автором на Всероссийских конференциях: «Народно-инструментальное искусство в отечественной музыкальной культуре: традиции и современность» (Оренбург, 2007), «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2007) — «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории (Оренбург, 2007;2009), в электронных Интернет-журналах (УГАИ, «Знание. Понимание. Умение»), в виде научной статьи в изданиях по перечню ВАК РФ (Вестник ЧГПУ, № 8. — 2008). Большая часть материала изложена в монографии «Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии» (Оренбург, 2008). Общий объём публикаций составляет 6,3 п.л.

Диссертация состоит из введения, двух глав с рубрикацией на разделы, заключения, списка использованных источников (252 наименования). Приложение включает материалы местных и столичных архивов, письма, афиши концертов, редкие фотографии, эксклюзивные нотные материалы.

1. Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах Текст.: курс лекций / В. А. Аверин. — Красноярск: гос. ун-т.- Красноярск: КрасГУ, 2002. — 293с. — 1. BN 5−7638−0224−1.

2. Андреев, В. В. Материалы и документы Текст.: сост. текста, подг. прим. Б. Б. Трояновского / В. В. Андреев. -М.: Музыка. 1986. — 351с.

3. Антология литературы для балалайки. 4.1: В. В. Андреев Ноты. / Сост. А. Горбачёв // предисловие А. Горбачев, М.Имханицкий. М.: Музыка, 2006. — 89с. — ISBN 5−7140−0150−8.

4. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. Л., 1971.-376с.

5. Асафьев, Б. В. Симфонические этюды Текст. / Б. В. Асафьев. JL, 1970.-262с.

6. Баландин, Р. К. Самые знаменитые философы России Текст. / Р. К. Баландин. М.: «Вече», 2001. — 479с. — ISBN 5−7838−1005−3.

7. Банин, А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции Текст. / А. А. Банин. М., 1977. — 247с.

8. Басурманов, А. П. Справочник баяниста Текст. / А. П. Басурманов. -М., 1987.-421с.

9. Бекназаров, Н. Б. Борис Сергеевич Трояновский Текст. / Н. Б. Бекназаров: ст. к нотному изданию «Б.Трояновский. Избранные обработки и переложения для балалайки и ф-но». М., 1963. — 89с.

10. Белкин, А. А. Русские скоморохи Текст.: отв. ред. Б. Н. Асеев / А. А. Белкин. М.: Наука, 1975. — 190с.

11. Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории (XVIII-нач. XX века) Текст. / С. Е. Беляев. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998. — 182с.

12. Бендерский, JI.E. Народный артист России Евгений Блинов Текст. / Л. Е. Бендерский. Екатеринбург, 1993. — 34с.

13. Биллингтон, Д. Х. Лики России Текст. / Д. Х. Биллингтон. — М.: «Логос», 2001. 246с. — ISBN 5−88 439−149−8.

14. Брокгауз, Ф. А, Ефрон, И. А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: «Эксмо», 1888. — 704с. — ISBN 978−5-699−15 820−1.

15. Варламов, Д. И. Народное в музыкально-инструментальном искусстве как социокультурный и художественный феномен Текст.: монография. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. — 164с. -ISBN 978−5-199−15 721−5.

16. Варламов, Д. И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян Текст.: монография. Саратов: Издательский центр «Наука», 2000. -142с. — ISBN 978−5-169−15 725−5.

17. Васильев, Ю.А. и др. Рассказы о русских народных инструментах Текст. / Ю. А. Васильев, А. С. Широков М., 1976. — 121с.

18. Вертков, К. А. Русские народные музыкальные инструменты Текст. / К. А. Вертков. Л., 1975. — 277с.

19. Вольфович, В. А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции Текст. / В. А. Вольфович. -Челябинск, 1995. 213с.

20. Вязьмин, Ю. Н. Светская и духовная хоровая музыка Оренбурга второй половины ХЕХ начала XX века Текст. / Ю. Н. Вязьмин. -Оренбург: РИК ГОУ ГТУ, 2003. — 321 с. — ISBN 5−8669−0532−4.

21. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века Текст. / Л. Е. Гаккель. -Л.: «Сов. композитор», 1976. — 294с.

22. Галахов, В. Искусство балалаечников дальнего востока Текст. / В.Галахов. М., 1982. — 208 с.

23. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций Текст. / Г. Д. Гачев. М.: Academik, 1998. — 432с. — ISBN 5−8769−0232−5.

24. Гинзбург, JI.C. Исследования, статьи, очерки Текст. / Л. С. Гинзбург. — М., 1975.-169с.

25. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений Текст. / Н. В. Гоголь. М., 1990. — Т. 5. — 439с. — ISBN 5−8719−0238−3.

26. Горлов, А. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов Текст. / А.Горлов. М.: Легкая индустрия, 1975. — 121с.

27. Грек, М. Сочинения Текст. / М.Грек. М., 1910. — Т.1. — 342с.

28. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия для школьников Текст. / В. И. Даль. М.: изд-во Эскмо, 2005. — 688с. -ISBN 5−699−8 070−8.

29. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века Текст. / Е. Б. Долинская. Магнитогорск, 2002. — 157с. — ISBN 5−88 967−003−4.

30. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия Текст. / Е. Б. Долинская. — М.: И.Д. «Композитор», 2006. — 557с. ISBN 5−85 285−830−0.

31. Дорожкин, А. А. Самоучитель игры на балалайке Ноты. / под общ. ред. А. Ильина // Вст. статья. — М.: Музыка. — 1964. — 132с.

32. Железнов, И. Уральцы: очерки быта уральских казаков Текст. / И.Железнов. М. — 1858. — T.I. — 177с.

33. Жихарев, С. Записки современника Текст. / С.Жихарев. — М., 1955. — 451с.

34. Иванова, С. В. Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии Текст. / С. В. Иванова. Оренбург: изд-во Оренбург, гос. ин-та искусств, 2008. — 103с. — ISBN 978−5-7410−7 747.

35. Изборник. -М., 1969. 641с.36: Ильин, В. Искусство миллионов Текст.: из истории музыкальной самодеятельности Петрограда — Ленинграда / В.Ильин. Л.: Музыка, 1967.-198с.

36. Илюхин, А. Борис Сергеевич Трояновский Текст.: ст. к нотному изданию «Б. Трояновский. Русские народные песни в обработке для балалайки и фортепиано» / А.Илюхин. — М., 1962. 42с.

37. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах Текст. / М. И. Имханицкий. М., 2002. — 351с. — ISBN 5−8269−0032−6.

38. Имханицкий, М. И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра Текст. / М. И. Имханицкий. М., 1981. -186с.

39. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России Текст. / М. И. Имханицкий. — М., 2008. — 367с. ISBN 978−58 269−0154−0.

40. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры Текст. / М. И. Имханицкий. М., 1987. — 185с.

41. Капитан, А. Работа над первой и второй сонатами К. Волкова в классе баяна: Русские народные инструменты (Вопросы теории, истории, методики) Текст. / А. Капитан. — Владивосток, 2006. — С. 35−48.

42. Квитка, К. В. Избранные труды в двух томах Текст. / К. В. Квитка. -М., 1971.-Т.1.-297с.

43. Келдыш, Ю. История русской музыки в Ют. Т. 9. 4.1. Текст.: конец XIX начало XX века / Ю.Келдыш. — М.: Музыка, 1994. — 452с. -ISBN 5−7140 0589−9.

44. Колесникова, В. А. Провинциальная культура Оренбурга второй половины XIX начала XX вв. Текст. / В. А. Колесникова. — Оренбург: изд-во Оренб. гос. аграр. ун-та, 2002. — 144с. — ISBN 5−9142 0586−1.

45. Колесов, М. К современным спорам о сущности фольклора Текст. / М. Колесов // Вопросы теории и эстетики музыки. 1972. — № 11. — С. 109−131.

46. Колчин, Б. А. Коллекция музыкальных инструментов Древнего Новгорода Текст.: памятники культуры, новые открытия / Б. А. Колчин. Сб. — Л., 1979. — 421с.

47. Костомаров, Н. И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVTI столетиях Текст. / Н. И. Костомаров. М., 1992. -234с.

48. Кулибаба, С. И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки Текст.: автореф. дис. канд. искусств, наук (С.И.Кулибаба). М., 1999. — 26с.

49. Лачинов, А.Н. и др. Василий Васильевич Андреев. Вальсы. Для балалайки и фортепиано Ноты.: вст. ст. к I вып. «Обработки и переложения.» Н. Осипова / А. Н. Лачинов, Н. Г. Бекназаров. М.: Сов. Композитор, 1959. — 89с.

50. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения. Поэмы. «Маскарад» Текст. / М. Ю. Лермонтов. -М.: Дрофа. -2002, 400с. — ISBN 5−7107−6578−3.

51. Лихачёв, Д. С. Великое наследие: произведения литературы Древней Руси. Заметки о русском Текст. / Д. С. Лихачёв. СПб., 1988. — 559с. — ISBN 5−211−13 757−3.

52. Лихачёв, Д. С. Русская культура Текст. / Д. С. Лихачёв. — М.: Искусство, 2000. 138с. — ISBN 5−210−1 377−4.

53. Лосев, А. Художественные каноны как проблема стиля Текст. / А. Лосев // Вопросы эстетики. — М.: Искусство, 1964. — Вып. 6. — С.123−147.

54. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси Текст. / Л. Д. Любимов. М., 1996.-316с.- ISBN 2−09−6 703−1.

55. Максимов, Е. Российские музыканты-самородки Текст. / Е.Максимов. М., 1987. — 279с.

56. Масляненко, Д. А. К. Глазунов и музыкальная самодеятельность 19−20-х годов: музыкальное наследие Текст. / Д.Масляненко. JI., 1960. -Т.2. — 263с.

57. Медведева, Л. Б. Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки Текст. автореф. дис. канд. искусств, наук (Л.Б.Медведева). Тамбов: ТГМПИ, 2006. — 21с.

58. Мельничук, А. Об одном из важных видов этимологических исследований Текст. / А. Мельничук // Этимология — 1967. — М., 1979. -292с.

59. Михайлова, А. А. Фольклорные и нефольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна Текст.: автореф. дис. канд. искусств, наук (А.А.Михайлова). Саратов: СГК, 2006. — 31с.

60. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (19 171 920) Текст. / Ред. — сост. С.Степанова. М.: Сов. композитор, 1972. -334с.

61. Музыкальная энциклопедия Текст. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия, 1976. — Т.З. — 1102с.

62. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.еков Текст. / сост. текстов, переводы и общ. вст. статья А. И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. 224с.

63. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. М., 1988. — 254с. — ISBN 5−7618−0449−6.

64. Онежские былины Текст. / сост. текстов А. Гильфердинг, М., 1950. -т.2. — 459с.

65. Оренбург Текст. / ред. — сост. Л. И. Футорянский. Челябинск: Южн.-Уральск. кн. из-во, 1993. -269с. — ISBN 5−7688−0409−9.

66. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособие Текст. / Е. М. Орлова. М., 1979. — 2-е изд. — 383с.

67. Панин, В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер Текст. / В.Панин. М.: Музыка, 1986. — 76с.

68. Панкевич, П. И. Искусство музыки Текст. / П. И. Панкевич. М., 1987. -110 с.

69. Пересада, А. Балалайка Текст. М., 1990. — 453с. — ISBN 5−76 580 209−4.

70. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: международная энциклопедия Текст. / А.Пересада. Краснодар, 2004. — 592с. — ISBN 5−7688−0305−5.

71. Пересада, А. И. Справочник балалаечника Текст. / А. И. Пересада. — М.: Сов. композитор, 1977.— 223с.

72. Песенное народное творчество Оренбуржья Текст. / Методические рекомендации для студентов / Сост. В. Л. Хоменко. Челябинск. — 1984.-342с.

73. Песни, собранные П. Киреевским Текст. / М., 1861. вып. 2. — 402с.

74. Песни, собранные П. Рыбниковым Текст. / М., 1921. ч. 3. — 440с.

75. Петухов, М. Народные музыкальные инструменты музея С.-Петербургской консерватории Текст. / М. Петухов, СПб., 1889. — 67с.

76. Платонов, В. Ф. Традиционные Тамбуровидные инструменты в отечественной музыкальной культуре (опыт художественно-исторической реконструкции) Текст.: автореф. дис. канд. искусств, наук (В.Ф.Платонов). СПбГК, 1999. — 23с.

77. Плотников, В. Проблема развития традиций исполнительского мастерства на балалайке и домре Текст. / В.Плотников. -Владивосток, 2002. — 55с.

78. Плотников, В. Редкие способы и приёмы игры на балалайке Текст. / В. Плотников // Русские народные инструменты (вопросы теории, истории, методики). — Владивосток: ДГАИ, 2006. — С. 12−34.

79. Польшина, А. Д. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже XIX — XX веков Текст. / А. Д. Полынина. — М., 1977.-35 с.

80. Попонов, В. Русская народная инструментальная музыка Текст. / В.Попонов. М., 1984. — 49с.

81. Пушкин, А. С. Сочинения. Академия поэзии. Междун. ассоциация худож. искусств Текст. / А. С. Пушкин. М., 1998, — 799с. — ISBN 588 067−008−2.

82. Ржига, В. Ф. Неизданные сочинения Максима Грека Текст. / В. Ф. Ржига. Прага, 1935. — 169с.

83. Робинсон, А. Фольклор: история культуры древней Руси Текст. /A.Робинсон. — М., 1951. Т.2. — 144с.

84. Розанов, В. В. Великорусский оркестр В. В. Андреева Текст. /B.В.Розанов: сочинения. М., 1990. — 248с. — ISBN 5−8807−028−6.

85. Руднева, А. В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора Текст. / А. В. Руднева. М.: Композитор, 1990. -ISBN 5−88 037−078−4.

86. Рыбаков, Б. А. Языческая культура Древней Руси Текст. / А.Рыбаков. М., 1988. — 198с. — ISBN 5−85 037−018−9.

87. Рытов, Д. А. Русские народные инструменты Текст. / Д. А. Рытов. -М.: Владос, 2001. 382 с. — ISBN — 5 — 691 — 592 — 8.

88. Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей Текст. / Д. А. Рытов. М.: Владос, 1999. — 217с. — ISBN — 5- 67 209 596- 6.

89. Сафонов, Д. Начало Оренбургской истории Текст. / Д.Сафонов. — Оренбург: Оренб. губерния, 2003. 327с. — ISBN 5−85 859−314−3.

90. Серегина, Н. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) Текст.: вопросы теории и эстетики музыки / Н.Серёгина. М., 1974. — Вып.13. — С.58−79.

91. Словарь академии Российской по азбучному порядку расположения Текст. Ч. I. СПб., 1806. — 431с.

92. Снегирев, И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды Текст. / И.Снегирев. М., 1938. — Вып.З. — С.41−42.

93. Соколов, Ф. В. В. Андреев и его оркестр Текст. / Ф.Соколов. — JI., 1962. 129с.

94. Соколов, Ю. М. Русский фольклор Текст. / Ю. М. Соколов. М., 1941. 347с.

95. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор.- М.: Сов. композитор, 1975. 200с.

96. Тараканов, М. Е. Человек и фоносфера: воспоминания, статьи Текст. / М. Е. Тараканов. М., 2003. — 299с. — ISBN 5−7470−0349−6.

97. Хавторин, Б .П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIIIXX века) Текст. / Б. П. Хавторин. Оренбург: ФГУП ИПК Южный Урал, 2004 г. — 632с., ил. — ISBN 5 — 94 162 — 037 — 3.

98. Цехновицер, О. Празднества революции Текст. / О.Цехновицер. М., 1931.-132с.

99. Цуккерман, B.C. Музыка и слушатель: опыт социального исследования Текст. / В. С. Цуккерман. М.: Музыка, 1972. — 204с.Юб.Чагадаев, А. В. В. Андреев Текст. / А.Чагадаев. М., 1961. — 69с.

100. Черневич, М. Толстой и музыка // Рассказы о музыке. М., 1968. — 134с.

101. Шейн. Русские народные песни, 4.1. М., 1870. — 190с.

102. Эйдельман, Н. Апостол Сергей: повесть о Сергее МуравьевеАпостоле Текст. / Н.Эйдельман. М., 1980. — 189с.

103. Энциклопедический музыкальный словарь Текст. / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. — М.: Советская энциклопедия, 1966.-631с.

104. З. Яковлев, В. И. Традиционные музыкальные инструменты народов Волго-Уралья: формирование, развитие, функционирование (историко-этнографическое исследование) Текст.: автореф. дис.канд. искусств, наук (В.И.Яковлев). — Москва: МГУ, 2001. 53с.

105. Яконюк, Н: П. Народно-инструментальная музыкальная культура письменной традиции в Беларуси: опыт системного анализа Текст. / Н. П. Яконюк. Минск, 2001. — 269с.

106. Ярустовский, Б. М. Как жизнь.// Интонация и музыкальный образ Текст. / Б. М. Ярустовский. — М.: Музыка, 1965. — 214с.

107. Ястребов, Ю. Г. Виктор Акулович и его «Скоморохи» Текст. / Ю. Г. Ястребов. — СПб: Санкт — Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2004. 428с. — ISBN 5−94 708−036−2.

108. Bellerman I. Bemerkungen uber Russland in Rucksicht aut Wissenschaft. Kunst, Religion und andere merkwurdige Verhaitnisse. Th. 1. Eufiirt.: Bei Keyser, 1788. — 372 s.

109. Georgi I. Russland: Beschreibung aller Nationen des russ. Reiches, irer Lebens, Religion, Gebrauche, Wohnungen, Kleidungen und ubrigen Merkwurdigkeiten. Leipzig: Duk., 1783. — Bd. 1. — 271 s. Bd. 2. — 274 530 s.

110. Guthrie M. Dissertations sur les antiquites de Russie. St.-Petersburg, 1795.-239 p.

111. Goldstein M. Michail Ignatieff und die balalaika. Frankfurt: Zimmerman, 1978.-284 s.

112. Pauly. Description ethnjgraphique des peoples de la Russie. St.-Petersburg, 1862. Материалы государственных архивов России Государственный архив Оренбургской области.

113. Ведомость о приблизительной ценности предметов одеяния, вооружения, хозяйства и прочих принадлежностей народного быта Киргизов Оренбургского ведомства, 1857−1860 гг. Ф. 6, оп. 6, ед. хр. 13 541.

114. Ведомость о приблизительной ценности предметов одеяния, хозяйства и прочих принадлежностей народного быта Башкирцев Оренбургского ведомства, 1857−1860 гг. Ф. 6, оп. 6, ед. хр. 13 541/4.

115. Протокол заседания общества Взаимовспоможения. Приказчиков в здании Оренбургской биржи, 14 марта 1914 г. Ф. 48, on. 1, ед. хр. 70.

116. Сведения о концерте-бале общества Взаимовспоможения: Приказчиков в здании Оренбургской биржи, 23 ноября 1913 г. Ф. 48, on. 1, ед. хр. 29.

117. Отчет о проведении концерта Общества Взаимовспоможения приказчиков, 27 ноября 1913 г. Ф. 1125, on. 1, ед. хр. 90.

118. Проект и смета Великорусского оркестра Г. Дмитриева, 24 июня 1914 г. Ф. 1125, on. 1, ед. хр. 97. Оренбургский государственный институт искусств (архив).

119. Годовой отчет по учебно-воспитательной работе Чкаловского музыкального училища, 26 марта 1954 г. Ф. 1125, оп. 2, ед. хр. 4.

120. Интервью лауреата Международных конкурсов, доцента Российской академии музыки им. Гнесиных А. А. Горбачева аспирантке Оренбургского государственного института искусств им. JI. и М. Ростроповичей С. В. Ивановой, 15 апреля 2009 г. Ф. 1, on. 1, ед. хр. 14.

121. Отчет подготовительного отделения Чкаловского музыкального училища, 23 февраля 1937 г. Ф. 1125, оп. 2, ед. хр. 29. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург, отдел рукописей и редких книг).

122. Ильиных И. Ф. Письмо Е.А. Приваловой, 15 мая 1929 г. Ф. 615, on. 1, ед. хр. 1125.

123. Ильиных И. Ф. Письмо Н.И. Привалову с приложением собственных мелодий, 16 ноября 1926 г. Ф. 615, on. 1, ед. хр. 4.

124. Письмо учащихся школы 2-ой ступени Великорусскому оркестру, 7 мая 1928 г. Ф. 615, on. 1, ед. хр: 483.

125. Поздравительное письмо Н. И. Привалову от казаков Сводно-казачьего полка (бывшая Уральская казачья сотня), 6 марта 1916 г. -Ф. 615, оп.1, ед. хр. 856.

126. Привалов Н. И. Письмо В.В. Андрееву, 16 декабря 1913 г. Ф. 615, оп. 1, ед. хр. 1.

127. Фотопортрет И. Ф. Ильиных с дарственной надписью на имя Н. И. Привалова (поколенное изображение в военной форме), 26 марта 1915 г. Ф. 615, оп.1, ед. хр. 1344.Журналы.

128. Аверин, В. А. Балалаечный самородок Текст. / В. А. Аверин // Народник. 1999. — № 3. — С. 8−9.

129. Акулович, В. И. Композитор Вадим Биберган рассказывает. Текст. / В. И. Акулович // Народник. 2003. — № 3. — С. 9−19.

130. Андреев, В. В. Из воспоминаний Текст. / В. В. Андреев // Сов. Музыка. 1961. -№ 1. С. 34−35.

131. Андрюшенков, Г. И. Оглядываясь в прошлое, живем настоящим — исходным для будущего. Текст. / Г. И. Андрюшенков // Народник. -2005.-№ 1.-С. 8−13.

132. А. С. Очерки жизни в Восточной Сибири Текст. / А.С. // Московский вестник.- 1860. № 20.

133. Беляев, В. Начало большого пути Текст. / В. Беляев // Народник. -2003. № 3. — С.4−6.

134. Беседа с народным артистом РФ А. В. Тихоновым Текст.: интервью А. Горбачева // Народник. 2002. — № 3. — С. 22−24.

135. Братищев, Б. Образ инструмента Текст. / Б. Братищев // Музыкальная академия. 1993. — № 2. С. 87−91.

136. Васильев, В. Жажда жизни и доброта Текст. / В. Васильев // Народник. 2002. — № 2. — С. 6−9.

137. Вольфович, В. А. Челябинск музыкальный Текст. / В. А. Вольфович // Челябинск. 1999. — № 3. — С. 3−4.

138. Горбачёв, А. А. Как научиться хорошо играть на балалайке? Текст. / А. А. Горбачёв // Народник. -1995. № 2. — С. 22- 25.

139. Горбачев, А.А. О скоморохах и многом другом Текст. / А. А. Горбачёв // Народник. 2002. — № 1. — С. 17−20.

140. Горбачёв, А. А. Про то, благодаря чему мы, несмотря ни на что! Текст. / А. А. Горбачёв // Народник. 2000. — № 2. — С. 17−19.

141. Горбачёв, А. А. Щипать или не щипать? Текст. / А. А. Горбачёв // Народник. 1999. — № 3. — С. 10−12.

142. Гребенников, В. В. Аккордный подряд Текст. / В. В. Гребенников // Народник. 2002. — № 3. — С. 13−14.

143. Гребенников, В. В. Детство? Отрочество? Юность? (к истории развития балалайки) Текст. / В. В. Гребенников // Народник. 2002. -№ 2.-С. 10−11.

144. Гребенников, В.В. О мастерстве Текст. / В. В. Гребенников // Народник. 2001. — № 2. — С. 5−6.

145. Грязнова, Н.О. О I конкурсе молодых композиторов им. Ю. Шишакова Текст. / Н. О. Грязнова // Народник. — 2006. № 3. С. 2−3.

146. Данилов, А. Выдающийся современник Текст. / А. Данилов // Народник. 2001. — № 2. — С. 17−21.

147. Ефремова, М. Уникальное явление национальной культуры Текст. / М. Ефремова // Музыкальная академия. 2001. — № 3. — С. 126−128.157.3емцовский, И.К. К теории жанра в фольклоре Текст. / И. К. Земцовский // Сов. музыка. 1983. — № 4. — С. 61−65.

148. Зигфрид. Андреевская балалайка и. русская промышленность Текст. / Зигфрид // Обозрение театров. — 1908. № 307.

149. Калинин, Д. Основные принципы методики преподавания игры на балалайке В. Д. Болдырева Текст. / Д. Калинин // Народник. — 2000. -№ 3.-С. 18−20.

150. Кусяков, А. Узоры на стекле Текст. / интервью Е. Показанник // Народник. 2005. — № 1. — С. 17−25.

151. Масляненко, Д. Великорусские оркестры без репертуара Текст. / Д. Масляненко // Рабочий и театр. 1929. — № 52.

152. Милованова, Н.Э. Д. Шостакович: близость поисков в 20-х годах Текст. / Н. Э. Милованова // Муз. Академия. 2002. — № 4. — С. 53−57.

153. Мозговой, И. и др. Говорят ученики и коллеги Павла Ивановича Нечепоренко Текст. / И. Мозговой, Н. Умнова // Народник. 2006. -№ 3. — С. 18−22.

154. Народно-инструментальное искусство на пороге XXI века / Проблемы и перспективы Текст.: материалы науч. практич. конф. / Ф. Ф. Липс // Народник. 2000. — № 2. С. 1−11.

155. Народно-инструментальное искусство на пороге XXI века. Проблемы и перспективы Текст.: материалы науч. практич. конф. / Ф. Ф. Липс // Народник. 2002. — № 2. — С. 12−17.

156. Нечепоренко, П. Я всегда должен сказать правду. Текст. / интервью К. Юноки // Народник. 1996. — № 4. — С. 8−10.

157. Пересада, А. Приглашаю к дискуссии Текст. / А. Пересада // Народник. 2007. — № 3. — С. 30−31.

158. Пересада, А. Русский балалаечный Страдивариус Текст. / А. Пересада // Сов. музыка. 1985. — № 11. — С. 99−100.

159. Привалов, Н. К юбилею андреевского оркестра Текст. / Н. Привалов // Юный пролетарий. 1928. — №.9.

160. Привалов, Н: И. Тамбуровидные музыкальные инструменты Текст. / Н. И. Привалов // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний. СПб. — 1905. — вып.5.

161. Тарасов, Б. В. В. Андреев и Москва Текст. / Б. Тарасов // Народник. — 2003. -№ 2.-С. 15−20.

162. Тарасов, Б. В .В .Андреев и Москва Текст. / Б. Тарасов // Народник. —2003.-№ 3.-С. 21−24.

163. Тарасов, Б. В. В. Розанов: слово, об Андрееве Текст. / Б. Тарасов // Народник. 2005. — № 2. -С. 6−10.

164. Тарасов, Б. Заметки об Андрееве Текст. / Б. Тарасов // Народник. —2004. -№ 3. -С. 6−10.

165. Терещенко, А. Народные инструменты Текст. / А. Терещенко // Урал.- 1993.-№ 10.-С. 264−265.

166. Фаддеева, И. Русская красавица Текст. / И. Фаддеева // Пионерский музыкальный клуб. 1968. — № 8. — С. 5−7.

167. Фомин, Н. Жизнеописание (Curriculum vitae) Текст. / Н. Фомин // Народник. 2004. — № 2. — С. 16.

168. Шалов, А. Русская народная песня — это моя жизнь Текст. / интервью К. Юноки //Народник. 1997. — № 4. — С. 19−21.

169. Ястребов, Ю Г. Воспевший балалайку (об А. Шалове) Текст. / Ю. Г. Ястребов // Народник. 2000. — № 2. — С. 22−27.Периодические издания.

170. Андреев, В.В. К вопросу о русской народной музыке (письмо в редакцию) Текст. / В. В. Андреев // Россия. 1899. — 4 ноября.

171. Андреев, В.В. О великорусском оркестре Текст. / В. В .Андреев // Новое время. 1989. — 29 мая.

172. Бабкин, Б. П. Балалайка Текст. / Б. П. Бабкин // Русская беседа. 1896.14 марта.

173. Бессель, В. Балалайка и музыка Текст. / В. Бессель // Сын отечества. -1900. 16 февраля.

174. Большой концерт Текст. // Оренбургская газета. 1910. — 4 апреля. Без подп.

175. Бонди, В. Модное увлечение Текст. / В. Бонди // Биржевые ведомости. 1900. — 10 марта.

176. Борисов, П. Горе-артисты Текст. / П. Борисов // Оренбургский листок. 1903. — № 49.

177. Борисов, П. Еще оркестр в гостинице Текст. / П. Борисов II Оренбургская газета. — 1903. — 16 ноября.

178. Борисов, П. Изучение народной песни Текст. / П. Борисов // Оренбургская газета. 1903. — 23 ноября.

179. Бурдин, В. Пора призвать к порядку Текст. / В. Бурдин // Смычка. — 1925. -№ 103.

180. Веймарн, П. П. Два слова по поводу оркестра балалаек г. Андреева Текст. / П. П. Веймарн // Сын отечества. 1898. — 1 мая.

181. Веймарн, П. П. Концерт г. Андреева Текст. / П. П. Веймарн // Сын отечества. 1899. — 15 ноября.

182. Вознесенский, Л. Возрождение балалайки Текст. / Л. Вознесенский // Русская газета. -1888.-18 марта.

183. Вознесенский, Л. Второй народный концерт Текст. / Л. Вознесенский // Оренбургская жизнь. 1901. — 12 декабря.

184. Вознесенский, Л. В частной гимназии Бардина Текст. / Л. Вознесенский // Южный Урал. -1917.-10 ноября.

185. Геронимус, А. Юбилей балалайки Текст. / А. Геронимус // Петербургская газета. — 1898. — 24 марта.

186. Глазунов, А.К. О конкурсе «Смены» Текст. / А. К. Глазунов // Смена.- 1926. 19 октября.

187. Деревенская музыка Текст. // Самарские губернские ведомости. — 1853. — 3 октября. Без подп.

188. Детский концерт Текст. // Степная правда. -1921.-8 декабря. Без подп.

189. Дим, М. О культуре Текст. / М. Дим // Комсомольское племя. — 1965. 23 мая.

190. Дмитриев, В. «Народное искусство» для народа Текст. / В. Дмитриев // Оренбургская жизнь. — 1917. — 11 июня.

191. Дмитриев, В. Пора приучать к культуре Текст. / В. Дмитриев // Новое время. — 1917. — 7 февраля.

192. Дэм. Музыкальная олимпиада Текст. / Дэм // Ленинградская правда.- 1927. 15 апреля.

193. Егоров, И. О концерте оркестра народных инструментов им. Андреева в Оренбурге Текст. / И. Егоров // Оренбургская коммуна.- 1938. — 24 декабря.

194. Егоров, И. Пора призвать к порядку Текст. / И. Егоров // Оренбургская коммуна. — 1935.-9 мая.

195. Завадский, Т. Последователь дела Славянского Текст. / Т. Завадский // Оренбургское слово. — 1915. — 1 декабря.

196. За кулисами Текст. // Правда. -1918.-24 октября. Без подп.

197. Иванов, М. Об увлечении балалайкой Текст. / М. Иванов // Новое время. — 1900. 28 февраля.

198. Ивков, А. Концерт в клубе Свердлова Текст. / А. Ивков // Смычка. — 1926.-30 июля.

199. Ивков, А. О народной музыке Текст. / А. Ивков // Смычка — 1927. — 1 января.

200. Ивков, А. Хорош клуб, да порядка нет Текст. / А. Ивков // Смычка -1926. 22 апреля.

201. Игнатьев, Р. Взгляд на историю Оренбургского края Текст. / Р. Игнатьев // Оренбургские губернские ведомости. 1882. — 1 мая.

202. Игнатьев, Р. О наболевшем Текст. / Р. Игнатьев // Новое время. — 1888.-14 марта.

203. Игнатьев, Р. Хор балалаечников Текст. / Р. Игнатьев // Оренбургская газета. 1899. — 5 января.

204. Концерт на балалайках Текст. // Русская газета. — 1888. 18 марта. Без подп.

205. Краснов, А. На концерте-митинге Текст. / А. Краснов // Коммунар. — 1920.-23 марта.

206. Краснов, А. Спектакль Текст. / А. Краснов // Коммунар. 1919. — 11 мая.

207. Культурные развлечения Текст. // Оренбургская газета. — 1914. — 6 апреля. Без подп.

208. Липаев, И. В. Из Москвы Текст. / И. В. Липаев // Русская музыкальная газета. 1898. -№ 5.

209. Махов, Н. Литературно-вокальный вечер Текст. / Н. Махов // Оренбургское слово. -1916.-16 февраля.

210. Махов, Н. Местная хроника Текст. / Н. Махов // Смычка. 1928. — 29 апреля.

211. Мимоходом Текст. // Петербургская газета. 1886. — 24 декабря. Без подп.

212. Мимоходом Текст. // Петербургская газета. — 1888. № 79. Без подп.

213. Музыкальная хроника Текст. // Новое время. — 1917. — 7 февраля. Без подп.

214. Нардов, Р. Народно-драматическое музыкально-певческое общество Текст. / Р. Нардов // Оренбургская жизнь. — 1917. — 25 апреля.

215. Нечто о наших музыкальных инструментах Текст. // Русские ведомости. 1883. — 2 мая. Без подп.2260 будущих разумных развлечениях Текст. // Оренбургская жизнь. — 1915. — 22 марта. Без подп.

216. Общество взаимовспоможения приказчиков Текст. // Оренбургский край. — 1906. — 15 декабря. Без подп.2280 народном хоре Текст. // Оренбургский край. 1906. — 3 октября. Без подп.

217. Описание народных инструментов Оренбургской губернии Текст. // Оренбургский листок. 1901. — 18 ноября. Без подп.230.0ссовский, А. Великорусский оркестр Текст. / А. Оссовский // Слово. -1906.-30 ноября.

218. Очарованья миг Текст. // Оренбургский листок. 1906. — 2 февраля. Без подп.

219. Пак, О. Будни Текст. / О. Пак // Оренбургский листок. 1891. — 12 февраля.

220. Пак, О. И как же тут не удивиться Текст. / О. Пак // Оренбургский листок. 1895. — 16 июля.

221. Петухов, М. В. В. Андреев. Кружок игроков на балалайке Текст. / М. Петухов // Баян. — 1888. — 20 марта.

222. Преподавание музыки Текст. // Южный Урал. -1917.-7 ноября. Без подп.

223. Привалов, Н. Тридцатилетие великорусского оркестра Текст. / Н. Привалов // Смена. 1928. — № 9.

224. Пыляев, М. Замечательные шутники, оригиналы и силачи Текст. / МЛыляев // Новое время. 1898. — № 7968.

225. Разгульнов, С. Развлечения для раненых Текст. / С. Разгульнов // Оренбургское слово. -1916.-17 мая.239. «Соединенный» концерт Текст. // Русская музыкальная газета. -1900. № 13. Без подп.

226. Соловьев, Н. Юбилейный концерт г. Андреева Текст. / Н. Соловьёв // Биржевые ведомости. 1898. — 24 марта.

227. С.Р., В. В. Андреев Текст. / С.Р. // Новое время. 1898. — 22 марта.

228. Театральный курьер Текст. // Петербургский листок. 1898. — 23 марта. Без подп.

229. Театральное эхо Текст. // Петербургская газета. — 1888. № 79. Без подп.

230. Театр и музыка Текст. // Новое время. — 1888. — 14 марта. Без подп.

231. Театр и музыка Текст. // Новое время. 1898. — 24 марта. Без подп.

232. Трофимов, А. Триумф балалайки Текст. / А. Трофимов // Русская музыкальная газета. — 1898. № 5.

233. Урбанов, Ю: Уроки музыки Текст. / Ю. Урбанов // Оренбургский край. — 1906. 1 июля.

234. Финдейзен, Н. Ф. Балалайка и зурна Текст. / Н. Ф. Финдейзен // Русская музыкальная газета. 1900. — № 13.

235. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России Текст. / Н. Ф. Финдейзен // Русская музыкальная газета. 1900. — № 15.

236. Хореев, А. Хватит прозябать Текст. / А. Хореев // Минута. — 1888. -19 марта.

237. Хореев, А. Хоровой класс Текст. / А. Хореев // Оренбургский листок. 1882. — 13 июня.

238. Хореев, А. Хорошо поется под балалайку Текст. / А. Хореев // Петербургский листок. — 1898. — 23 марта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой