Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные данные позволяют более эффективно строить педагогический процесс в детском саду, рассчитывая не только на дидактическое содержание применяемых игр с правилами, но и на их специфическое развивающее значение как самостоятельной совместной деятельности детей (развитие взаимной нормативной регуляции, произвольного подчинения правилу, способности к согласованию совместных действий, освоение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника
    • 1. 1. Формирование произвольности в старшем дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Игра как определяющая среда развития произвольной активности старшего дошкольника
    • 1. 3. Личностно ориентированный подход к формированию произвольности старшего дошкольника
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Особенности обеспечения профессиональной подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника
    • 2. 1. Технология обеспечения профессиональной готовности воспитателя к развитию навыков произвольности старшего дошкольника
    • 2. 2. Игровые техники в структуре профессиональной подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника
    • 2. 3. Особенности применения воспитателем игрового метода формирования произвольности старшего дошкольника в процессе эксперимента
  • Выводы

Педагогические условия подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигают в число важных и существенных задачи развития интересов и способностей каждого ребенка, основ его сознательного отношения к действительности и внутренней позиции в процессе социо-культурного становления.

Процесс освоения ребенком окружающего мира обусловлен сложной диалектикой и взаимосплетением внутренних и внешних факторов и на личностном уровне сопряжен с выработкой собственных образцов поведения, мироощущения и мировоззрения, с процессом овладения собственным планом Я-развития в культуре.

Основы этого процесса закладываются в дошкольном детстве, когда поведение ребенка опосредуется определенным представлением или обобщенным образом в форме правила или нормы, т. е. становится произвольным. Как отмечается в исследованиях, это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой и своими поступками.

Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребенка и в дошкольный период выходит в авангард формирования личности. JI.C. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания.

Педагогические аспекты формирования произвольности поведения ребенка традиционно волновали виднейших представителей отечественной педагогической науки (В.Г.Белинский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, П.Ф. Jlec-гафт, К. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.). Воспитание и самовоспитание волевых качеств, а также способностей к волевой регуляции поведения представляет одно из важнейших направлений педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. И. Высоцкий, А. Г. Ковалев, В. И. Селиванов, Л. И. Рувинский, Л. А. Шифман, А. И. Щербаков, и др.).

Основы научной разработки проблемы произвольности в отечественных психолого-педагогических исследованиях сложились во многом благодаря трудам И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерева и получили фундаментальное построение и развитие в трудах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, М. Я. Басова, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, К. Н. Корнилова, А. Н. Леонтьева, А. Ф. Лазурского, Н. Д. Левитова, А. Р. Лурия, B.C. Мерлина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомского, Д. Б. Эльконина и др.

В зарубежной психологии феномены и различные аспекты произвольности также в течение долгого времени привлекают внимание виднейших представителей различных школ и направлений (Н.Ах, Т. Рибо, В. Джемс, Э. Торн-дайк, К. Бюллер, В. Штерн, А. Валлон, Ж. Пиаже, О. Зельц, К. Левин, Э.Б. Титче-нер, Е. Вебб, Дж. Нюттен, Р. Ассаджиоли, Дж. Кул, Е. Маккоби, X. Хекхаузен, Ф. Эвелинг и др.).

Проблема произвольности в отечественной возрастной и педагогической психологии занимает одно из важных мест в концептуальных и прикладных исследованиях (Л.И.Божович, А. В. Веденов, Л. А. Венгер, Т. О. Гиневская, В. В. Давыдов, З. М. Истомина, В. К. Котырло, В. А. Крутецкий, М. И. Лисина, З.В. Мануй-ленко, Е. Н. Марцинковская, B.C. Мухина, Я. З. Неверович, Н. И. Непомнящая, Л. Ф. Обухова, Л. С. Славина, Е. В. Субботский, А. В. Суровцева, Ш. Н. Чхарти-швили, С. Г. Якобсон и др).

Особо отмечается роль сформированности навыков произвольной активности ребенка в решении проблемы обучаемости и становлении учебной деятельности (В.В. Давыдов, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, У. В. Ульенкова и др.).

В этой связи, в современной дошкольной педагогике и психологии развитию произвольности детей придается решающий момент в организации их воспитания и жизнедеятельности, в формировании психологической готовности к школе (Л.В. Артемова, З. М. Богуславская, Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, Н. И. Гуткина, О. М. Дьяченко, Н. В. Елфимова, Г. Г. Кравцов, Е. Е Кравцова, В. Т. Кудрявцев, А. Г. Рузская, Е. Е. Сапогова, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский, А. П. Усова, Т. Чередникова и др.).

Вместе с тем, в повседневной практике организации и педагогического обеспечения жизнедеятельности старшего дошкольника в условиях детского сада его способность и готовность к управлению собственной активностью еще не получила должного внимания.

Педагогическое решение проблемы формирования произвольности старшего дошкольника сегодня реализуется в основном в рамках задачи формирования основ учебной деятельности, которая фактически вытеснила специфические формы жизни ребенка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Как отмечают В. В. Давыдов и В. Т. Кудрявцев, подобная экспансия учебной деятельности в сферу дошкольного образования не способствует целостности развивающего образовательного пространства становления личности. Данный подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития и состоит в простом и прямом подчинении социально-педагогических задач дошкольного образования требованиям и особенностям школьного обучения.

Другая сторона проблемы связана с тем, что у воспитателей детского сада доминирует одностороннее и искаженное понимание развития произвольности в основном как привитие и выработка у ребенка навыков послушания, дисциплинированности, пунктуальности и т. п., в котором зачастую нет места взаимодействию и возможности свободного опыта проявления детской позиции, развития собственной активности ребенка, направленной на саморегуляцию своих чувств, мыслей и действий.

Еще И. М. Сеченов сожалел, что педагоги не умеют развивать в детях способности к произвольности в управлении собой и своим поведением. С тех пор актуальность данного вопроса для психолого-педагогической науки не потеряла своей злободневности и требует дальнейшей разработки.

Таким образом существующие противоречия в практике педагогической работы воспитателя в детском образовательном учреждении обусловили наше обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки воспитателя дошкольного образовательного учреждения к формированию произвольности старшего дошкольника.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— раскрыть феноменологию, обосновать механизмы и условия становления произвольных процессов старшего дошкольника на основе анализа психологической и педагогической литературы;

— разработать технологию подготовки воспитателя без отрыва от профессиональной деятельности к адресному формированию навыков произвольности старшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения;

— выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки воспитателя к формированию произвольной активности старшего дошкольника;

— подготовить и внедрить в практику работы дошкольного образовательного учреждения научно-методические разработки по совершенствованию работы воспитателей в сфере развития произвольности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: подготовка воспитателя дошкольного образовательного учреждения к формированию произвольности старшего дошкольника будет осуществляться более эффективно при соблюдении следующих условий:

— обеспечение поэтапного прохождения подготовки: от освоения навыков педагогической диагностики и сопровождения произвольных процессов дошкольника на начальных этапах к овладению методами их формирования на завершающих стадиях подготовки;

— ориентация начальных стадий подготовки на достижение воспитателем профессиональной готовности к развитию произвольности дошкольника, предполагающей его мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную, дидактическо-операциональную, ценностно-смысловую готовность;

— обучение разносторонним игровым формам и методам развивающего взаимодействия с дошкольниками в логике личностно ориентированного подхода к каждому воспитаннику с позиций активного партнерского соучастия в игровом процессе;

— овладение приемом проблематизации игр с правилами как основным механизмом активизации детского сотворчества в выработке и принятии дошкольниками собственных норм игрового взаимодействия и поведения с последующим переходом их в образцы коллективного контроля и самоконтроля;

— внедрение процесса подготовки непосредственно в практическую работу воспитателя по обеспечению жизнедеятельности детей в режиме дошкольного образовательного учреждения.

Me тодологическую основу исследования составляют системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явленийкомплексный подход к построению методов и способов изучения и преобразования явлений действительностипринципы единства сознания и деятельности, развития, детерминизма, субъектности деятельности в процессе профессионального становления.

Обращение к процессу формирования дошкольника базировалось на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий, произвольный характерна гуманистических положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта.

Теоретической основой исследования выступают:

— положения культурно-исторической теории о формировании произвольности в контексте развития высших психических функций в процессе знакового опосредствования;

— концепция функционального психофизического единства деятельности организма, как целостной системы;

— признанные в психолого-педагогической науке положения о роли коллективно-игровой деятельности и творческо-спонтанной активности в формировании личности ребенка;

— концепция становления навыков учебной деятельности за счет ведущего плана развития воображения в условиях проблематизации обучающей среды;

— личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы, теоретические методы (категориальный синтез, метод исторического анализа, моделирование) — обсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение) — диагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование, метод ранговых оценок), экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты) — изучение и обобщение педагогического опытаизучение учебно-методических документовматематико-статистические методы обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольные образовательные учреждения г. Вятка № 220 «Звездочка», № 222 «Ромашка», № 223 «Светлячок», № 227 «Сказка», № 231 «Родничок». Исследованием было охвачено 24 воспитателя и 119 дошкольников старших возрастных групп.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997;1998 г. г.) изучалось состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования и профессиональной подготовке воспитателя, проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика опытно-экспериментального исследования.

На втором этапе (1998;1999 г. г.) были определены сущность, содержание и задачи подготовки воспитателей к формированию произвольности старшего дошкольника, разработана технология подготовки. В ходе экспериментальной работы осуществлялась проверка основных положений выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (1999;2000 г. г.) проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, осуществлялось обобщение и апробация результатов исследования, оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

— раскрыта сущность и механизм формирования произвольности старшего дошкольника в процессе моделирования воспитателем игрового взаимодействия в среде воспитанников;

— разработана комплексная технология подготовки воспитателя, представленная в виде поэтапной системы методического обеспечения его продвижения к освоению педагогических задач и способов формирования произвольности старшего дошкольника;

— определены и экспериментально обоснованы педагогические условия результативной подготовки воспитателя к решению задач формирования произвольности старшего дошкольника;

— определены критерии и показатели развития основных сфер произвольной активности старшего дошкольника как ориентировочные перспективы организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования заключается в направленности работы, которая носит практическо-прикладной характер, поскольку отражает опыт практического решения задач подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника без отрыва от профессиональной деятельности в условиях жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения.

Разработанная технология методического обеспечения подготовки воспитателя может стать составной частью совершенствования воспитательного и образовательного процесса дошкольного учреждения, направленного на развитие базовых психологических структур становления личности ребенкаможет использоваться в широком спектре задач подготовки детей к самостоятельному и осознанному овладению различными видами деятельности, обеспечивающих готовность к школьному обучению.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается комплексным решением теоретической задачи исследования, использованием методов, релевантных предмету, цели и задачам работы, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на кафедре педагогики Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, представлены в выступлениях автора на семинарах и конференциях по проблемам дошкольного образования, на региональных и межвузовских конференциях по проблема профессиональной подготовки работников дошкольных образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

— процесс подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника основывается на понимании данного феномена как интегральной характеристики развития личности, состоящей в способности к самоуправлению и саморегуляции ребенком своей активности в следующих сферах психической жизни: мотороно-двигательной, эмоционально-чувственной, коммуникативной, поведенческой;

— способность воспитателя формировать навыки произвольности старшего дошкольника определяется его готовностью и умением педагогически стимулировать процессы произвольной регуляции ребенка посредством организации игровой среды развития, которая характеризуется постепенным переходом от сюжетно-ролевых игр к играм с правилами с элементом самостоятельного достраивания детьми норм игрового взаимодействия;

— построение эффективной технологии обеспечения подготовки воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника обусловлено: во-первых, методической и психолого-педагогической подготовкой к целостному изучению развития произвольных процессов ребенкаво-вторых, организационно-методической подготовкой к целенаправленному игровому сопровождению развития основных сфер произвольности дошкольникав-третьих, подготовкой к развертыванию формирующего игрового пространства в процессе жизнедеятельности воспитанников;

— механизмом формирования произвольности старшего дошкольника в игровом процессе выступает ситуация проблематизации взаимодействия детей, которая моделируется воспитателем в виде незавершенной структуры игрового процесса в игре с правилами, что служит основой развития творческой активности ребенка по конструированию собственных правил в процессе дальнейшего взаимодействия.

Выводы.

В целом, результаты опытно-экспериментальной работы указывают на оп ределенную линию обеспечения подготовки воспитателя к развитию произволь ной активности старшего дошкольника: во-первых, формирование профессио нальной готовности за счет повышения профессиональной компетентности i области развития произвольных процессов детейво-вторых, овладение средст вами педагогической актуализации основных механизмов развития произволь ности старшего дошкольникав-третьих, обучение способам построения форми рующей среды для активной произвольной самоорганизации дошкольника.

Обеспечение подготовки должно носить целостный характер с точки зрения задач развития произвольности старшего дошкольника, а именно стимулировать это развитие в следующих сферах: двигательно-моторной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой.

Процесс освоения детьми навыков управления своим поведением во многом зависит от умения воспитателя конструировать следующую логику игрового взаимодействия: проигрывание типичных ситуаций, выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения, приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов, развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Результаты опытов дают основание утверждать, что определенные предметные условия, а также инструкция взрослого, направляющие детей на поиск выхода из проблемной ситуации, оказали эффективное влияние на самостоятельность детей. Детская деятельность приобрела согласованный творческий характер, явно повысился интерес к игре, увеличилось число игровых циклов (в среднем на два) по сравнению с констатирующими опытами. Кроме того, помимо развития умений действовать согласованно и творчески, совершенствовались детские умения в рисовании, счете, связной речи (при экспликации правил). Важно, что это происходило без принуждения со стороны воспитателя, а вытекало из внутренних требований самой деятельности.

Как показали наблюдения, проведенная экспериментальная работа положительно сказалась на общем эмоциональном климате в группе, усилила интерес детей друг к другу и, тем самым, повлияла на укрепление положительных взаимоотношений между детьми. Общим для детей был возросший взаимный контроль за соблюдением придуманных — своих-правил, деятельность детей в ситуации «правилотворчества» характеризовалась эмоциональным подъемом, доброжелательностью взаимоотношений.

Разработанная в исследовании методика «Незавершенная игра»: 1) усиливает интерес детей к самостоятельной деятельности- 2) стимулирует творческую произвольную активность детей- 3) актуализирует взаимоконтроль участников игры за действиями друг друга, использование нормативных средств при распределении функций.

В ходе экспериментальной работы определились педагогические условия, позволяющие воспитателю реализовать намеченную в исследовании линию формирования дошкольника. В качестве существенных условий выделяются: эмоциональный целостный образец взаимодействия воспитателя на основе предложения детям специфического игрового материала, не позволяющего в привычном виде реализовать готовую, освоенную ранее конкретную схему игры, совместная со взрослым трансформация, «расшатывание» привычной игры в пользу создания новых правил.

Результаты проведенного исследования показывают, что в старшем дошкольном возрасте под влиянием формирующих воздействий игрового типа дети начинают развертывать самостоятельную совместную игру на аналогичных игровых материалах, но с разнообразным конкретным содержанием, у детей активизируются действия по придумыванию новых правил («правилотвор-чество») и соглашению относительно них.

Полученные данные позволяют более эффективно строить педагогический процесс в детском саду, рассчитывая не только на дидактическое содержание применяемых игр с правилами, но и на их специфическое развивающее значение как самостоятельной совместной деятельности детей (развитие взаимной нормативной регуляции, произвольного подчинения правилу, способности к согласованию совместных действий, освоение разных типов взаимодействия). Кроме того, результаты исследования дают основу для уточнения и дополнения существующих и предъявляемых детям в детском саду дидактических игр (имеющих целью умственное и физическое развитие) с учетом возможностей их перехода в самостоятельную детскую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом результаты исследования дают основание для выстраивания определенной совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативную подготовку воспитателя к формированию произвольности старшего дошкольника.

В числе ведущих из них выделяются следующие:

— в технологии подготовки воспитателя должны моделироваться образцы детской развивающей среды как основы для профессионального самосознания и повышения компетентности воспитателя в области формирования произвольности дошкольника;

— овладение навыками комплексного развития ведущих сфер произвольной активности дошкольника (двигательно-моторная, эмоционально-чувственная, коммуникативная, поведенческая);

— построение подготовки на основе обучения разнообразным игровым формам и методам активизации осознанной позиции ребенка;

— направленность подготовки на формирование партнерской, личностно ориентированной позиции воспитателя во взаимодействии с воспитанниками;

— поэтапная логика подготовки, обеспечивающая продвижение воспитателя от состояния профессиональной готовности и компетентности к уровню профессиональной способности формировать необходимые навыки произвольного поведения старшего дошкольника;

— отведение в содержании подготовки ведущей роли обучению воспитателя навыкам проблематизации игрового взаимодействия и умению моделировать незавершенные игровые ситуации;

— организация процесса подготовки по месту профессиональной деятельности воспитателя в целях повышения адресности подготовки, личностной включенности воспитателя и эффективности его педагогической деятельности.

Таким образом, в процессе выполненного исследования были решены поставленные задачи, а полученные результаты в основном подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопр. психологии. -1980. № 5. -С. 60−70.
  2. В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. -М., 1969. -С. 176−212.
  3. . Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды Т.2. -М, 1980, -238с.
  4. Н.П. Воспитание игрой. -М., 1987. -175с.
  5. П.К. Избр. труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности -М&bdquo- 1979. -532с.
  6. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журнал. -1981. Т.2. № 2, -С.21−32.
  7. Аристотель О душе // Соч. В 4 т. Т. 1. -М., 1975.
  8. Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966.С.188−205.
  9. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М, 1984.-315с.
  10. Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. -Кишинев-СПб., 1993, -96с.
  11. З.Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. -Пгт, 1922. -256с.
  12. М.Бернштейн Н. А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. -М., 1966.-274с.
  13. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. С. 254−269.
  14. З.М. Развивающие игры. -М., 1989, -239с.
  15. Е.В., Давыдов В. В., Петровский А. В., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопр. психологии. -1989. № 3, -С.22−31.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -464с.
  17. Л.И. Сознательно управлять своим поведением // Семья и школа. 1981. № 3,-С.23−36.
  18. Л.И. Что такое воля // Семья и школа. 1981. № 1, -С.13−25.
  19. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1978. № 4,-С.21−35.
  20. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. 1975. № 1
  21. А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985.
  22. Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников // Дис. канд. психол. наук. -М., 1981. -178с.
  23. Р. С. К характеристике структуры детской совместной деятельности // Новые исследования в педагогических науках. XIII. -М., 1969. С. 79−86.
  24. Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду // Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1986.
  25. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М., 1990. -136с.
  26. Бэн А. Психология. Т.2 Кн. 4. Воля. -М., 1906. -321с.
  27. Бюлер К Духовное развитие ребенка. -М., 1924. -275с.
  28. А. Психическое развитие ребенка. -М, 1967. -241с.31 .Валуева М. Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. -М., 1967.-356с.
  29. А.В. Воспитание воли у ребенка в семье. -М., 1952. -347с.
  30. JI.A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978. -С. 32−36.
  31. JI.A. Восприятие и обучение. -М., 1969. -275с.
  32. В. О свободе воли. Спб., -1904. -284с.
  33. Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). -М., 1999.-72с.
  34. В. Основы физиологической психологии: Соч. -Спб., б. г.
  35. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 62−76.
  36. JI.C. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Эльконин. Психология игры. -М., 1978. С. 289−294.
  37. JI.C. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики -М., 1983.-368с.
  38. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5.-М., 1983. -368с.
  39. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2.-М., 1982. -402с.
  40. А.И. О некоторых особенностях воли младшего школьника // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли. -РГПИ Рязань, 1970.
  41. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. -Рязань, 1984
  42. А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.1. Челябинск, 1979. -216с.
  43. О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Сов. педагогика. 1982. № 9. С. 60−64.
  44. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 68−78.
  45. Т. Избр. произв. В 2 т. Т.1. -М., 1964. -327с.
  46. В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР, 1945. Вып. I. С. 125−164.
  47. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия.-М., 1982
  48. В.М. О руководстве стихийными играми // Каникулы: игра, воспитание. -М, 1988. С. 23−29.
  49. К.М. Развитие волевых действий у детей младшего школьного возраста: Дис канд. пед. наук (по психологии). -М, 1940, -174с.
  50. Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению. -М., 1993. -124с.
  51. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С.3−18.
  52. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психол. 1992. № 3−4.-С.14−19.
  53. А.Н. К вопросу о генезисе волевых проявлений у детей // Сов. педагогика. 1941. № 9.-С53−67.
  54. А.Н. Опыт экспериментального исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Учен. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук. 1966. Вып. 9. № 214
  55. Данг Суан Хуай, Гуткина Н. И. К характеристике мотивации поведения младших школьников // Вопр. психологии. -1975. № 4.- С23−28.
  56. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Минск, 1988. -193с.
  57. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1987.
  58. У. Психология. -Спб., 1911. -289с.
  59. Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. -М., 1991. -245с.
  60. Т. В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  61. .П. Особенности межличностного взаимодействия дошкольников в совместной продуктивной деятельности // Проблемы психологической подготовки детей к труду. -Минск, 1983. С. 3−13.
  62. А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. С. 5−10.
  63. А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. -М., 1986- -296с.
  64. А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. -М., 1965. 375с.
  65. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. -М., 1967. -189с.
  66. Р.А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.-17с.
  67. В. А. К сущности волевого поведения // Психол. журнал. 1985. Т. 6. № 3. -С.23−36.
  68. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991, -142с.
  69. И. Международный проект по традиционным детским играм // Перспективы: вопросы образования 1987. № 4. С. 139−150.
  70. Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. Трудов / АПН СССР Под ред. Г. Т. Кравцова. -М., 1990. -151с.
  71. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л.И. Цеханская- Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, -М., 1989. -127с.
  72. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  73. В. К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983.
  74. В. К. Экспериментальное изучение волевого усилия: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии) М., 1968. -17с.
  75. С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М., 1986.-215с.
  76. Л. С. Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх. -Куйбышев, 1985. -321с.
  77. Л.С. Самоорганизация детей седьмого года жизни в играх с правилами преимущественно подвижного характера. -Куйбышев, 1983. -235с.
  78. А.Г. Самовоспитание школьников. -М., 1967. -238с.
  79. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. -М., 1988. -190с.
  80. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М, 1980. -176с.
  81. К.Н. Воспитание воли и характера. М.- Л., 1948. -285с.
  82. К.Н. К вопросу о воспитании воли // Сов. педагогика. 1942. № 5−6. -С. 13−27.
  83. В.К. Об особенностях формирования эмоционально волевой сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. -1968. № 2. -С.27−39.
  84. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. — 147с.91 .Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта в обучении детей. // Вопр. психол. 1966. № 6. -С.47−58.
  85. Е.Е. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе // Вопр. психологии. 1984. № 5. -С. 53−58.
  86. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М., 1991.-150с.
  87. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. 1966. № 6. -С.64−76.
  88. Э. Учимся владеть чувствами. -Спб., 1995. -214с.
  89. В.А. Воспитание воли. -М., 1957. -321с.
  90. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996. -173с.
  91. С.Е. Роль мотива в волевой регуляции поведения ребенка // Материалы научной конференции по проблемам психологии воли. -Рязань, 1970.
  92. И.И., Хроменок В. Г. О развитии произвольной активности младшего школьника в коллективе // Вопросы психологии волевой активности личности
  93. JI.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. -С. 38−48.
  94. Л.П. Игра и организация жизни детей. -М., 1962. -278с.
  95. Л.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1965. № 10. С. 79−83.
  96. Л.П. Руководство творческими играми детей // Игры детей. -М., 1948. С. 13−25.
  97. Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. -М., 1967. -189с.
  98. .И., Мачабели К. Г. О построении дидактических материалов и игр // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. С. 213−220.
  99. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. -М., 1992. -464с.
  100. Хекхаузен X, Мотивация и деятельность. В 2х т. -М., 1986. Т. 2.
  101. Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопр. психологии. 1983. № 4. С. 46−53.
  102. Г. Очерки психологии. -М.- Л, 1926. -236с.
  103. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. —М., 1990. -126с.
  104. Ш. Н. Проблема мотива волевого поведения: Автореф. дис. докт. пед. наук (по психологии) Тбилиси, 1955. -18с.
  105. А.С. Проявление целенаправленности в процессе решения мыслительных задач дошкольниками // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности Тезисы Всесоюзной конференции Симферополь, 1983. -С.38−89.
  106. Л.А. Воспитание воли школьника -Л., 1940. -234с.
  107. Т.И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирования в процессе физического воспитания: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1986.-179с.
  108. В. Психология раннего детства. Пг., 1922. -369с.и коллектива. -Рязань, 1984. -С.25−38.
  109. Н.И. Педагогические условия формирования организаторских умений у детей шестого года жизни (на материале настольно-печатных игр) // Ав-тореф. дис. канд. пед наук. -М., 1989. -16с.
  110. С .Я. Физическая культура для малышей. -М, 1991, -138с.
  111. С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. -Рига, 1980. -С.29−76с.
  112. Н.Н. Элементы воли // Вопросы философии и психологии специальный отдел. Экспериментальная психология. -1890. Кн .4.
  113. Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М., 1964. -478с.
  114. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Изв. АПН РСФСР-1948. Вып. 14. -С.18−31.
  115. Леонтьев А. Н, Запорожец А. В. Восстановление движений -Л, 1945. -267с.
  116. А.Н. Проблемы развития психики. -М, 1972. -575с.
  117. А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избр. психол. произв. В 2-х т. -М., 1983. Т. 1.С. 280−385.
  118. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. -М, 1991. -223с.
  119. А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения // Вопр. психологии. 1980, № 1. -С.34−41.
  120. М.И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные // Докл. АПН РСФСР. 1957, № 1.
  121. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. -М.- Воронеж, 1997. -383с.
  122. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986. -276с.
  123. М.И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1979. С. 60−77.
  124. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Отв. Ред. А. И. Сильвестру. -Кишинев, 1987. -135с.
  125. М.И., Сильвестру A.M. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев, 1983.-111с.
  126. А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопр. психологии. 1957. № 6, -С.13−21.
  127. А.Р. Язык и сознание. -М., 1979
  128. А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. -М., 1971, -415с.
  129. Л.А. Очерки психического развития ребенка. (Ранний и дошкольный возраст). -М., 1959.-546с.
  130. А.С. Соч. В 7 т. Т.4. -М., 1957.- 127с.
  131. А.С. Соч. В 7 т. Т.5. -М., 1958. -235с.
  132. Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия Акад. пед. наук РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 89−123.
  133. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. -М., 1968. С. 36−132.
  134. Д.В. Воспитателю о детской игре. -М., 1982. -178с.
  135. Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери / Под ред. Б. М. Теплова. —М., 1957. -184с.
  136. B.C. Психофизиологическое своеобразие условных рефлексов в структуре волевых актов: Автореф. дис. докт. пед. наук (по психологии). Казань, 1949, -21с.
  137. Мид М. Культура и мир детства. -М., 1988. -389с.
  138. С. Психология игры. СПб., 1999. -320с.
  139. Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве // Дис. д-ра пед. наук. -М., 1987.
  140. Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве // Дис. канд. пед. наук. JI., 1975. -178с.
  141. Н.Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -Екатеринбург, 1999. -176с.
  142. Н.Я., Кустова Н. И. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 47−50.
  143. З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. -М., 1990,-155с.
  144. B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. JI.A. Венгера. —М., 1985. -272с.
  145. B.C. Психология дошкольника. —М., 1975. -276с.
  146. Р. Г., Щедровицкий Г. П. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Обучение и развитие. -М., 1966. С. 132−137.
  147. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. -М., 1965. -235с.
  148. Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте // Изв. АПН РСФСР. -1948. -Вып. 14.
  149. Неверович Я. З. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольника. -М., 1965. -324с.
  150. Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. -М., 1965.-123с.
  151. С.Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. 1983. № 10. С. 38−46.
  152. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М., 360с.
  153. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М., 1988. -136с.
  154. Т.Н., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. -М., 1971. -187с.
  155. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной.-М., 1978.-289с.
  156. Н.С. Взаимоотношения в игре предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978. С. 105−111.
  157. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с франц. -М., 1991. -278с.
  158. В.А. К психологии активности личности // Вопр. психологии. 1975. № 3. С. 26−38.
  159. . Избранные психологические труды. -М., 1969. -367с.
  160. . Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932. 278с.
  161. Н.Н. Мышление дошкольника. -М., 1977. -237с.
  162. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. -М., 1987. -239с.
  163. Психология воспитания: Пособие для методистов, воспитателей детских садов, учителей нач. классов, преподавателей и студентов пед. вузов, детских психологов / Под ред. В. А. Петровского. -М., 1995. -151с.
  164. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М., 1964. -352с.
  165. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. -М., 1966.-345с.
  166. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца. -М, 1965.-295с.
  167. Психология совместного труда детей: Кн. Для воспитателей дет. сада, учителя / Под ред. Я. Л. Коломинского. -Минск, 1987. -93с.
  168. А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. 1966. № 1.
  169. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. -М., 1994. 52с.
  170. Развитие личности ребенка: Пер с англ. / Общ. ред. A.M. Фонарева. —М., 1987.-272с.
  171. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.
  172. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. —М., 1986 -222с.
  173. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психол. исследование / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. —М., 1986. -172с.
  174. П.И. Формирование воли у младших школьников // Психология младшего школьника М, 1960. 278с.
  175. Н.П. Исследование эмоционально волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психол. журнал. 1981. Т 2, № 5. -С.45−58.
  176. Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -М., 1988.-178с.
  177. Т. Болезни воли. -Спб., 1906. -243с.
  178. Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. -Спб., 1894. -231с.
  179. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М, 1988. -234с.
  180. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М., 1957. 478с.
  181. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  182. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М, 1987. -278с.
  183. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии в спорте -М., 1962.
  184. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. (Метод. Пособие для детских практических психологов учреждений образования) / РАО Психол. ин-т Под ред. И. В. Дубровиной. —М., 1997. -118с.
  185. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. журнал 1982. Т.З. № 4. -С.25−39.
  186. В.И. Воля и ее воспитание. -М., 1976. -378с.
  187. В.И. Воспитание воли школьника. -М., 1949. -283с.
  188. В.И. Проблема формирования воли ребенка в советской психологии // Учен. Зап. РГПИ. Т. 100. Возрастные особенности воли школьников. -Рязань, 1971.
  189. В.И. Психология волевой активности. -Рязань, 1974. -354с.
  190. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  191. .Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы и методы психологии: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. -М., 1983.
  192. Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. Учебник для пед. вузов и училищ. —М., 1997. -384с.
  193. Е.О. Развитие воли и проивольности в раннем и дошкольном возрастах. -М.- Воронеж, 1998. -345с.
  194. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М., 1975. -286с.
  195. А. И. Дидактические игры в детском саду. -М., 1982. -243с.
  196. . Избр. произв. Т.1. -М, 1957. -478с.
  197. В.В. Самосознание личности. -М., -1983. -384с.
  198. Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопр. психологии. 1983. № 4. С. 29−38.
  199. Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис. докт. психол. наук. -Тбилиси, 1985. -38с.
  200. Е.В. Психология отношения партнерства у дошкольников. —М., 1976.-144с.
  201. А.В. Воспитание воли детей. -М., 1952. -321с.
  202. И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста // Игра и ее роль в развитии ребенка. -М., 1978. С. 111−116.
  203. .М. Психология. -М., 1954. -328с.
  204. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. -М., 1984.
  205. Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников // Вопр. психологии. 1979. -№ 4. -С.38−51.
  206. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. -М., 1999. 96с.
  207. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. С. 92 132.
  208. А.И. Волевые процессы и свойства личности -Л., 1963
  209. Д. Б. Детская психология. М., 1960- -378с.
  210. Д.Б. Избран, психологические труды. -М., 1989. -560 с.
  211. Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966. С. 11−37.
  212. Д.Б. Психология игры. -М., 1999. -360с.
  213. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. А. Д. Кошелевой. —М., 1985. -175с.
  214. С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. -М., 1976. С. 41−59.
  215. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1984. -284с.
  216. Chaplin М., Keller Н. Decentering and social interaction // J. Gen. Psychol. 1974. V.124.P. 269−275.
  217. Fein G. Preteng play in childhood // Child Devel. 1981, V.52. P. 1095−1118.
  218. Garvey C. Some properties of social play // Play, its role in development and evolution. N.Y., 1976. P. 570−583.
  219. Garvey C. Play. Cambridge (Mass.): Harv. Univ. Press. 1977. -438p.
  220. Parten M. Social participation among preschool children // J. Abn. Psyschol. 1932. V.27. P. 243−269.
  221. Perret-Clermont A.N. Solial interaction and cognitive development in children. L. etc. 1980. -473p.
  222. Perret-Clermont A.N., Schubaner-Leoni M. L. Conflict and cooperation as opportunities for learning // Communication in development. 1981. P. 203−233.
  223. Piaget J. Le jugement moral chez l’enfant. Paris, 1932. -538p.
  224. Piaget J. Le formation du symbole chez l’enfant. Neuchatel- Paris, 1945. -475p.
  225. Play and culture / Ed. E. Balke. Oslo, 1987. -565p.
  226. Roberts J.M., Sutton-Smith B. Cross-cultural correlates of games of chance // Behavior Science Notes. 1966. V.I. P.131−144.
  227. Rabin K.H. The relationship between spatial and communicative egocentrism in children and young and old adults // J. Gen. Psychol. 1974. V. 125. P. 295−301.
  228. Rubin K.H., Maioni T.Y., Hornung M. Free play behavior in middle and lower-class preschoolers // Child Devel., 1976. V. 47. P. 414−419.
  229. Rubin K.H., Watson K.S., Jambor T.W., Free play behavior in preschool and kindergarten children // Child Devel., 1978. V. 49. P. 534−536.
  230. Schwartzman H.B. Transformations: The antropology of children’s play. N.Y.-L., 1978. -528p.
  231. Slavin R.E., Developmental and motivational perspectives on cooperative learning: > reconciliation // Child Devel., 1987. V.58. P. 1161−1167.
  232. Smith P.K., Connoly K. Patterns of play and social interaction in preschool children Ethological studies of child behavior. Cambridge, 1972. P.65−96.
Заполнить форму текущей работой