Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения, развития личности ребенка, психологической природе речи, механизмах и особенностях ее развития. При описании стратегии исследования опирались на теорию речевой деятельности, разработанную в трудах А. А. Леонтьева, JI.C. Выготского, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейнатруды… Читать ещё >

Содержание

  • J: ¦
  • I. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей
    • 1. 1. Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике
    • 1. 2. Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе
  • II. Особенности развития эмоционально-оценочного словаря у детей старшего дошкольного возраста
    • 11. 1. Определение тезауруса эмоционально-оценочной лексики для детей (поисковый этап эксперимента)
    • 11. 2. Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей старшего дошкольного возраста (результаты констатирующего этапа эксперимента)
  • III. Педагогические условия формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста
    • III. 1. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста. 112 III.2. Анализ результатов экспериментального обучения
  • Выводы. 157 Библиография
  • Приложения

Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно — личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербали-зирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида (В.Г. Щур, С. Г. Якобсон).

В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т.А. Алексейкова, Е. А. Панько, Т. А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А. Н. Лук, С. Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П. М. Якобсон и др-).

Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В. К. Харченко, М.А. Ящен-ко), нейропсихологи (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), психологи (И. Брезертон, Д. Бигли, М.И. Лисина) отмечают раннее возникновение слов эмоциональной оценки в речи детей.

Эмоционально-оценочная лексика встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста. В работах Г. Н. Бавыкиной, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Н. П. Ивановой, В. И. Логиновой, Ю. С. Ляховской, Л. А. Пеньевской, Н. П. Савельевой, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении. В них содержание словарной работы включает бытовую, природоведческую лексику, слова отражающие труд детей и взрослых. В исследованиях, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, доказана необходимость работы над словом в логике языка, что предполагает ознакомление детей с семантическими связями и отношениями в области лексики. В данных исследованиях вопросы обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой специально не изучаются. Вместе с тем, в них раскрываются некоторые особенности развития эмоционально-оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования (Л.А. Колунова, А. И. Лаврентьева, Е.М. Струнина). Анализируется представленность слов эмоциональной оценки в художественной литературе (Л.А. Колунова, В.И. Яшина).

Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в исследованиях кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МИГУ в начале 80-х годов XX века в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Подчеркивается важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими. В русле этих исследований выполнена и наша работа.

Вопросы формирования данной лексической группы изучаются в исследованиях, отражающих особенности развития письменной и устной речи учащихся начальных (М.И. Оморокова, М. А. Портнягина, В.К. Ягодовская), средних и старших классов школы (М.Т. Баранов, В. Е. Мамушин, О. П. Мистратова, Ю. П. Плотникова, И. И. Просвиркина, Л.П. Федоренко). В них разработаны некоторые приемы, принципы, условия, при которых формирование данной лексической группы может проходить с наибольшей эффективностью.

В ряде современных программ дошкольных образовательных учреждений (Р.С. Буре, Л. П. Князева, С. В. Крюкова, P.P. Калинина, В. М. Минаева, Н. П. Слободяник, Л. П. Стрелкова, М. М. Чистякова и др.), основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, речь, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем, в них не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Словарь, обозначающий нравственные качества, представлен шире, лексика, обозначающая эмоции и чувства, отсутствует совсем.

Вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой требуют дальнейшей разработки, т.к. имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на формирование умений адекватно использовать лексику эмоциональной оценки в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Необходимость обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой подтверждают и результаты опроса воспитателей, студентов — будущих работников дошкольного образования, которые подчеркивают важность данной лексики для эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка. Вместе с тем, анализ речи дошкольников и окружающих взрослых носителей языка показывает бедность их эмоционально-оценочного словаря, преобладание в нем общеоценочной лексики.

Таким образом, становится очевидным противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики, признанием необходимости ее формирования для эмоционально-нравственного развития детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.

С учетом этого противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Решение этой проблемы составило цель нашего исследования. Объектом исследования выступает развитие словаря дошкольников. Предметом — процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффективностью при соблюдении ряда условий: взаимосвязи словарной работы с задачами эмоционального развития и нравственного воспитания детейучете уровня сформированности форм общения у детейразвитии значений слов на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качествосвоении семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языкаактивизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.

Задачи исследования;

1. Изучить особенности понимания и употребления слов эмоциональной оценки старшими дошкольниками.

2. Определить содержание эмоционально-оценочного словаря, необходимого для усвоения детьми старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составляют положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения, развития личности ребенка, психологической природе речи, механизмах и особенностях ее развития. При описании стратегии исследования опирались на теорию речевой деятельности, разработанную в трудах А. А. Леонтьева, JI.C. Выготского, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейнатруды по лингвистике, характеризующие состав, границы и особенности эмоционально-оценочной лексики как одного из пластов русского языкаположения психолого-педагогических исследований о роли речи в процессе осознания ребенком собственных эмоциональных переживаний, усвоении представлений об этических нормах, закономерностях эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка в дошкольном детстве и развития значения слова в онтогенезе.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, психолингвистической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследованияанализ эмоционально-оценочной лексики детской художественной литературыанализ содержания словарейанализ современных программ эмоционального и социально-нравственного развития детейнаблюдение за речью детейбеседы с детьмианкетирование воспитателей, студентовпедагогический эксперимент.

Этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1998 г. по 2002 г.

На первом этапе (1998;1999) осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определялись основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (1999;2000) проводился поисковый эксперимент, разрабатывалась методика исследования, обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (2000;2002) проводились констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и контрольный эксперимент. Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, уточнялись отдельные положения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем получены новые данные об особенностях усвоения дошкольниками эмоционально-оценочной лексикивыявлена взаимосвязь уровней овладения лексикой эмоциональной оценки и развития общения у детейопределено содержание работы по обогащению речи детей эмоционально-оценочной лексикой с учетом их эмоционально-нравственного развитиятеоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования данной лексики в речи детей: проведение словарной работы во взаимосвязи с особенностями эмоционального развития и задачами нравственного воспитанияс учетом сформированных у дошкольников форм общенияразвитие значения слова на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качестврасширение семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языкаобеспечение активной речевой практики в играх, инсценировках, коммуникативных ситуациях, стимулирование употребления эмоционально-оценочной лексики в повседневном общении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем у обоснована необходимость и определены потенциальные возможности освоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексикиразработаны критерии оценки уровня ее сформированности в речи детейопределена последовательность формирования данной лексики у дошкольников с учетом структуры значения слова.

Практическая значимость исследования. Разработана методика обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой с учетом их эмоционального и нравственного развития, сформированности общения. Созданы методические материалы (эмоционально-оценочный словарь, необходимый для усвоения детьми старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка, особенностей речи детей и взрослыхдидактические игры, упражнения, речевые ситуацииподобрана художественная литература, произведения изобразительного, музыкального искусства) использование которых повышает эффективность обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой. Разработаны рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.

Материалы исследования могут быть применены в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах и колледжах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме формирования эмоционально-оценочной лексики, опирающимся на современные достижения лингвистической, психологической, педагогической наук, соответствием избранной методики и методов исследования поставленным задачам, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа, данными о позитивных изменениях в словаре детей.

База исследования. В исследовании принимали участие 63 ребенка шестого года жизни дошкольных учреждений № 45, 50, 82 г. Орла, 60 студентов Орловского государственного университета, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» (на базе среднего профессионального образования), 43 воспитателя.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре детской речи Орловского государственного университета, кафедре методики дошкольного воспитания и обучения Московского педагогического государственного университетадокладывались на Всероссийской конференции «Актуальные проблемы речевого развития в норме и при патологии» (Орел, 2000 г.), научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (Москва, 2001 г.). Материалы исследования используются при чтении лекций по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» на факультетах педагогики и психологии Орловского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, в работе воспитателей дошкольных учреждений № 35, 45 города Орла.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Необходимость и возможность формирования эмоционально-оценочной лексики в речи детей старшего дошкольного возраста обусловлены особенностями эмоционального развития и задачами нравственного воспитания, развития речи и речевого общения у дошкольников.

2. Содержание работы по обогащению речи детей эмоционально-оценочной лексикой определяется словарем, включающим разные категории слов (слова, в собственно лексическом значении которых заключена положительная или отрицательная оценка, слова, называющие эмоции и чувства, характеризующие нравственные качества человека) с указанием синонимических замен и антонимических пар. При отборе лексики учитывается коммуникативная целесообразность слов, соответствие целям обучения, возрастным и индивидуальным особенностям эмоционального и социально-нравственного развития детей, значимость слова для понимания идейного смысла произведений детской художественной литературы.

3. Эффективность формирования эмоционально-оценочной лексики обеспечивается этапностью работы: развитие значения слова на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качествосвоение семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языкаактивизация данной лексики в речевой практике детей с помощью упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений.

Список литературы

включает 209 наименований.

выводы.

1. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и нравственного воспитания. Овладение словами эмоциональной оценки выступает как средство осознания и развития собственных эмоций и чувств, формирования представлений о нравственных качествах, налаживания социальных контактов с другими людьми. Эта лексика необходима для приобщения к миру человеческих ценностей, осуществления различных видов деятельности (трудовой, игровой, учебной), развития общения со взрослыми и сверстниками.

2. Часть старших дошкольников даже без специального обучения понимает значения слов с эмоциональной нагрузкой, при их толковании опирается, прежде всего, на описание конкретных жизненных ситуаций, свидетелями или участниками которых были сами. Вместе с тем, наблюдается неточность понимания, неверное употребление слов эмоциональной оценки, бедность эмоционально-оценочного словаря, которую дети компенсируют использованием нейтральной лексики, придавая ей эмоциональную значимость с помощью интонации, мимики, объяснением ситуаций возникновения эмоций, чувств и др. Характерно частое употребление общеоценочной лексики. Значительная часть детей не умеет устанавливать семантические связи и отношения эмоционально-оценочных слов с другими лексическими единицами. Наблюдаются трудности в употреблении антонимов и синонимов. Для выражения антонимических связей чаще используются слова с частицейне. При подборе синонимов преобладает употребление сравнительной степени прилагательных и общеоценочных слов. Подбор слов, лексически связанных с заданным, характеризуется однообразием содержания. В характеристиках людей, изображенных на картинах, лексика разнообразнее, чем в описаниях собственного эмоционального состояния, где дети чаще используют общеоценочные слова. Наибольшие затруднения вызывают слова, имеющие переносное значение.

3. Обнаружена взаимосвязь уровня освоения эмоционально-оценочной лексики и формы общения, развитой у ребенка. У детей с внеситуативно-личностной формой общения показатели развития эмоционально-оценочной лексики выше, чем у детей с другими формами общения. В процессе экспериментального обучения дети со сформированным внеситуативно-личностным общением успешнее усваивали эмоционально-оценочную лексику.

4. Содержание работы по обогащению речи старших дошкольников лексикой эмоциональной оценки должно быть отражено в словаре — тезаурусе. При подборе слов необходимо учитывать их коммуникативную целесообразностьсоответствие целям обучения, возрастным и индивидуальным особенностям эмоционального и социально-нравственного развития детейдоступность слова детям данного возраста по лексическим, фонетическим, грамматическим особенностямзначимость для понимания содержания и идейного смысла художественных произведений, предназначенных детям данного возраста. В нем должны быть представлены все группы эмоционально-оценочной лексики с включением разных частей речи, синонимов, антонимов.

5. Экспериментальные данные показали эффективность поэтапного формирования эмоционально-оценочной лексики: развитие значений слов на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качеств, освоение связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка, активизация эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей для решения разнообразных коммуникативных задач.

6. Точность употребления дошкольниками эмоционально-оценочной лексики зависит от степени обобщенности сформированных понятий. Дети старшего дошкольного возраста не всегда имеют опыт переживания многих эмоций и чувств, что затрудняет усвоение слов эмоциональной оценки. Развитию представлений об эмоциях и чувствах способствуют демонстрация причин их возникновения, особенностей внешнего выражения в различных ситуациях «(с помощью мимики, пантомимики, выразительных возможностей голоса), актуализация личных эмоционально-положительных переживаний в процессе внеситуативно-личностного общения. Особая роль в процессе обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой принадлежит произведениям искусства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство), оказывающим воздействие на развитие эмоциональной сферы, на возникновение многих эмоций и чувств, обогащение представлений о нравственных качествах. В процессе их восприятия не только возникают определенные эмоции и чувства, но и появляется необходимость использования эмоционально-оценочной лексики для выражения своего отношения к ним.

7. Экспериментальное обучение показало, что установлению семантических связей и отношений эмоционально-оценочной лексики с другими лексическими единицами языка способствуют игры, упражнения, показ сочетаемости слов русского языка, анализ произведений художественной литературы, задания на включение слов эмоциональной оценки в связную речь и т. д.

8. Усвоение эмоционально-оценочной лексики происходит при условии обеспечения широкой речевой практики в процессе дидактических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций, частом использовании эмоционально-оценочной лексики в речи взрослых, окружающих детей, привлечении внимания дошкольников к ней, на базе создания доброжелательной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений между детьми.

Данная работа не исчерпывает решения проблем формирования у детей эмоционально-оценочной лексики. Дальнейшего изучения требуют вопросы преемственности в работе по обогащению речи детей лексикой эмоциональной оценки в группах дошкольных образовательных учреждений и начальных классах школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука Льва Толстого. Тула, 1992.-159 с.
  2. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л. А. Чешко. М.: «Русский язык», 1986. — 600 с.
  3. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: АсадемА, 1997. — 400 с.
  4. Т.А., Панько Е. А. Особенности оценки дошкольниками своих сверстников в зависимости от межличностных отношений. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Под ред. А. А. Бодалева. Краснодар, 1975, с. 160−162.
  5. Р.К. Формирование словаря у детей дошкольного возраста (русских и казахов) в процессе освоения знаний о труде взрослых. Дисс. .на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1991, — 227с.
  6. Д.И. Основные способы толкования значений слов. // Русский язык в школе, 1970, № 3, с. 26−32.
  7. Г. О речевой многозначности оценочных прилагательных. // Русский язык в школе, 1985, № 5, с. 71−79.
  8. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957.-295 с.
  9. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. — 607с.
  10. П.Бабаева Т. И. Подходы к программе социально-нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста в детском саду. // Теоретические основы программ воспитания в детском саду (Межвуз. сборник научных трудов).1. СПб., 1992, с. 14−29.
  11. М.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс. // Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 158−165.
  12. Г. В., Идее Р. Е. Особенности понимания коннотативных значений речевого сообщения дошкольниками с дизартрией. // Проблемы детской речи-1999. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. Отв. ред. С. Н. Цейтлин, с. 17−19.
  13. Н.Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л.: 1976.-206 с.
  14. М.Т. Анализ содержания лексики сочинений учащихся 5−7 классов. //Известия АПН РСФСР. -1964, № 132, с.47−124.
  15. Г. Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб, 1996. — 90 с.
  16. Л.Г. Об отношении стилистической окраски и эмоциональных оттенков слова к его лексическому значению. // Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка. Ростов-на-Дону: 1968, с. 146 153.
  17. Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка. // Русский язык в школе, 1989, № 1, с.75−80.
  18. Х.Т., Смирнова Е. О. Общение со взрослыми основной источник психического развития ребенка. // Дошкольное воспитание, 1980, № 2, с. 32−35.
  19. В.В. О взаимоотношении мышления, языка, речи. // Вопросы психологии, 1958, № 3, с. 11−25.
  20. А.Н. О понимании и употреблении слов детьми дошкольного возраста. // Вопросы педагогики. Челябинск., 1967. Вып.2., с. 29.
  21. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966.-307 с.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 199 с.
  23. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, — 271 с.
  24. Бородич A.M.. Методика словарной работы в детском саду.— М.: Просвещение, 1968. — 67 с.
  25. Р.А. Введение в науку о языке. М., 1958. — 435 с.
  26. Ф.И. О воспитании в начальном обучении родному языку.// Хрестоматия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1982, с. 9697.
  27. Р.С. Воспитание ребенка в труде. М., 1971. — 58 с.
  28. Р.С. Теоретические основы программы воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста. // Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников), под ред. Р. С. Буре. М: Просвещение, 1997, с.4−8.
  29. Р.С. Программа воспитания гуманных чувств и отношений между детьми в группах детского сада. // Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников), под ред. Р. С. Буре. М: Просвещение, 1997, с. 8−11.
  30. Э.А. О понятии «эмоциональная лексика». // Ученые записки Тартусского государственного университета. Труды по русской и славянской филологии. Сер. Лингвистическая. Вып. 219. Тарту, 1968, с. 111−127.
  31. Л.А., Мухина B.C. Психология. -М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  32. Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. — 228 с.
  33. Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст. // Русскийязык в школе, 1991, № 4, с. 33−35.
  34. JT.C. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 39−389.
  35. Выготский J1.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, с. 432−437.
  36. JT.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 62−76.
  37. Выготский J1.C. История развития высших психических функций. Собрание соч. в шести томах. Т. 6. М., 1983. — 367 с.
  38. Галигузова J1.H. Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет М.: Просвещение, 1992. -142 с.
  39. Галкина-Федору к Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. // Сборник статей по языкознанию. Издательство Московского университета, 1958, с. 103−124.
  40. Галкина-Федору к Е. М. Слово и понятие. М.: Учпедгиз, 1956. — 54 с.
  41. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика. (Курс лекций). Издательство Московского университета, 1954. 202 с.
  42. Е.М. Режиссерские игры дошкольников. // Игра дошкольника. Под. ред. Новоселовой С. Л. М., 1989, с. 111−120.
  43. А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. -Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та. 1990. 104 с.
  44. В.В. Особенности формирования словаря детей 3-го года жизни. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1971. 200 с.
  45. Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. // Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 34−40.
  46. А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка. М.: Учпедгиз, 1953. — 71 с.
  47. О.В. Развития языка эмоций. //Вопросы психологии, 1995, № 2, с. 137−149.
  48. В.Н. К вопросу о составе и границах эмоциональной лексики. //
  49. Психолингвистические проблемы общения и общения языку. М., 1976, с. 130−139.
  50. В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка. // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983, с. 113−119.
  51. И.П. Развитие активного словаря детей 2 года жизни с помощью картинки. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1972. -314с.
  52. Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Соч. Т. 5. М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1953, с. 675−920.56."Детство". Программа развития и воспитания детей / Под ред.Т. И. Бабаевой и др. -СПб.: Акцидент, 1996. 224с.
  53. В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики два разных мира. -СПб.: Тускарора, 2000. — 184 с.
  54. А.И. О языке художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1954. — 288 с.
  55. А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1969. — 262 с. бО. Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона. — Калинин, 1974.- 83 с.
  56. А.П. Словарная работа с детьми 4-го года жизни. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1971. — 210 с.
  57. Н.П. Система словарной работы с детьми 4 года жизни. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1883. -219 с.
  58. К.Е. Психология эмоций. СПб, Питер, 1999, — 460 с.
  59. Т.Л. Перспективы исследования развития эмоций и способов их отражения в речи. // Проблемы детской речи. Череповец. ЧТУ, 1998, с. 3436.
  60. Н.Н. В гостях у Золушки. Псков, 1997. — 135 с.
  61. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. — 152 с.
  62. С.В. Опыт изучения эмоциональных состояний. // Проблемы нейропсихологии. М.: Наука. 1977, с. 282−293.
  63. Ким Л.Л. Эмоционально-оценочная лексика русского языка. // Ученые записки. Андижанского педагогического института. Выпуск 3, 1956, с.51−63.
  64. Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. ЛГУ: Изд-во ЛГУ. 1978.- 160 с.
  65. Л.П. Этические беседы в детском саду. -Пермь, 1972. -76 с.
  66. А.А. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дисс. на соискан. уч. степ, к.п.н. М., 1999, — 188 с.
  67. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшегодошкольного возраста. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1993. -173 с.
  68. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия: 1973. -159 с.
  69. Н.Г. Слово в речи. Деннотативные аспекты. М., МГУ, 1 992 214 с.
  70. В.И. Развитие словаря младшего дошкольника. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1969, — 186с.
  71. М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей в старшем дошкольном возрасте (словарная работа) // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 16, с. 145−176.
  72. Э.П. Обучение детей грамматически правильной речи в процессе словарной работы.// Ученые записки Горьковского пед. ин-та, Вып. 22, 1958.
  73. А. Д. Стрелкова Л.П. Эмоциональное развитие детей в игре //Игра дошкольника, под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989, с.131−141.
  74. Т.П., Петров С. В. Как пользоваться словом. Ленинград: Просвещение, 1968. — 176 с.
  75. С. В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь (Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). -М., 1999. 194 с.
  76. Н.В. Формирование словаря у детей в сюжетно-ролевой игре. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 21 с.
  77. А.И. Система работы по развитию семантической стороныречи младших дошкольников. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — М., 1998 165 с.
  78. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: АН СССР, 1963.- 139 с.
  79. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, Сер.: «Педагогика и психология», 1979, № 1. — 46 с.
  80. А.А. Психологическая структура значения. // Семантическая структура слова. М.: Наука, с. 7−18.
  81. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287 с.
  82. А.Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л.С. Выготского. // Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 4−36.
  83. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  84. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. редактор Ярцева В. Н. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685с.
  85. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18−35.
  86. М. И., Елагина М. Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей. // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми, под ред. М. И. Лисиной. -М, 1985, с.145−172.
  87. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143с.
  88. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987. — 135 с.
  89. В.Р. Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада. // Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников), под ред. Р. С. Буре. М: Просвещение, 1997, с. 13−21.
  90. В.И. К вопросу о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования словаря на занятиях.//24
  91. Герценовские чтения, Дошкольное воспитание. — Л., 1971, с. 22−25.
  92. В. И. Мишарина Л. А. Особенности знаний детей о некоторых видах труда. // 28 Герценовские чтения, Дошкольное воспитание. Л., 1976, с. 3−9.
  93. В. И. Артюкова М.В. Особенности знаний детей среднего дошкольного возраста о труде взрослых (в условиях детского дома) //30 Герценовские чтения, Дошкольное воспитание. Л., 1977, с. 9−20.
  94. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  95. Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность. // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Ответственный редактор Тимофеев К. А. Новосибирск, 1976, Вып. 5, с. 3−21.
  96. Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. -Новосибирск: Наука, 1986.-227 с.
  97. А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 1−6. М., 1970, — 143 с.
  98. А.Р. Язык и сознание./ Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1998.- 336 с.
  99. Г. Обучение дошкольников «языку чувств». // Дошкольное воспитание, 1996, с. 4- 13.
  100. Ю.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1968.- 276 с.
  101. М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: Просвещение, 1980. — 272 с.
  102. В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — с.
  103. В. В. Анализ слов качественной оценки в письменной речи пятиклассников. // Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. Известия АПН РСФСР, 1962, № 124, с. 131−183.
  104. В.М. Развитие эмоций дошкольников М.: Аркти. 1999. — 48 с.
  105. О.П. Обогащение письменной речи учащихся прилагательными качественной оценки. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1969. — 343 с.
  106. И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7 года жизни. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 2001. 16 с.
  107. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. Воронеж, 1990. — 106 с.
  108. Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып.64, с. 128−149.
  109. Я.З. Психологический анализ процессов формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып.64, с. 162−190.
  110. В.Г. Введение. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980, с. 3−10.
  111. В.М. К вопросу о категории оценки в русском языке. // Филологические науки, 1960, № 3, с. 81−91.
  112. М.В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высшая школа, 1988.-165 с.
  113. А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1974. -271 с.
  114. Э.Л. Влияние состояния эмоционального напряжения на восприятие речи. // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976, с. 233−247.
  115. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 79 с.
  116. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.-928 с.
  117. Л.Е. Эмоции и воспитание Серия: «Педагогика ипсихология». М.: Знание, 1983, № 10. — 80 с.
  118. М.И. Оценочные элементы в словаре младших школьников. // Речевое развитие школьников, под ред. Н. С. Рождественского. — М.: Просвещение, 1970, с.
  119. Е.А. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1986, № 2, с. 39−40.
  120. К.Т. Особенности понимания значения слова у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М, 1955, — 16 с.
  121. А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи. // Вопросы психологии, 1991, № 1, с. 88−95.
  122. Л.А. Обучение родному языку. //Вопросы обучения в детском саду. Москва.: Учпедгиз, 1955, с.92−125.
  123. Е.Ф. Изменения в составе интеллектуально-оценочной лексики в русском языке советского времени. // Развитие лексики современного русского языка. — М.: Наука, 1965, с. 51−74.
  124. Е.Ф. Об эмоциональной окрашенности слова в современном русском языке (опыт лингвистического эксперимента). // Развитие лексики современного русского языка. М., 1965, с. 39−50.
  125. Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. -М.: Наука, 1984. 222 с.
  126. Р.Г. О некоторых стилистических категориях. // Вопросы языкознания, 1954, № 1, с. 55−68.
  127. Р.Г. Очерки по стилистике французского языка. Л.: Учпедгиз, 1960, — 224 с.
  128. Ю.П. Работа над эмоционально-экспрессивной лексикой в 4−5 классах на уроках русского языка. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. М., 1973. — 25 с.
  129. М.А. Воспитывающее значение глаголов эмоционального состояния и отношения. // Начальная школа, 1990, № 1, с. 13−16.
  130. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М. В. Васильевой, М.: Просвещение, 1987, 192 с.
  131. И.И. Обогащение речи учащихся средствами оценки, Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1996, — 16 с.
  132. Г. Азбука настроений. //Дошкольное воспитание, 1999, № 8, с. 35−39.
  133. О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1984.-218 с.
  134. Развитие речи и творчества дошкольников // Под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001, — 144 с.
  135. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  136. Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии 1960, № 5, с. 115−124.
  137. Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка. // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сб. науч. трудов. М., 1983, с. 63−72.
  138. Я.И. Номинативные эмоционально-оценочные предложения в русском языке. // Русский язык в школе, 1973, № 1, с. 72−79.
  139. С.Л. Основы общей психологии. М.: Гос.уч.-пед. изд., 1946.-704 с.
  140. А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей // Общение и речь: развитие речи удетей в общении со взрослыми, под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985, с. 99−118.
  141. А. Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослыми // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми, под ред. М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985, с. 173−190.
  142. Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1965. — 243 с.
  143. Л.А. О соотношении объективных факторов в значениях эмоционально-оценочных прилагательных в современном русском языке. // Исследования по семантике. Межвуз сборник. УФА, издательство БГУ, 1982, с. 14−18.
  144. М.Н. Роль чувственного опыта в овладении значением слов. // Начальная школа, 1952, № 10, с. 33−41.
  145. А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми 5 года жизни. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.: 1992, — 165 с.
  146. Е.О. Соотношение представлений о себе и о другом у дошкольников. // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1988, № 2 (39), с. 67−70.
  147. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Academa, 2000. — 160 с.
  148. Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. М., 1999, 24 с.
  149. Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников. // Вопросы психологии, 1989, № 3, с. 39−43.
  150. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. — 170 с.
  151. Л.П. Эмоциональный букварь от Ай до ай-ай-ай. М., 1995. -230 с.
  152. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1984, — 134 с.
  153. Т. М., Пигарева М. J1. Влияние эмоционального состояния ребенка на параметры речевого ответа. //Журнал Высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Т. 40, вып. 4. М.: Наука, 1990, с. 643−649.
  154. . М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Советская педагогика, 1946, № 6, с. 92 -112.
  155. К.А., Бабкин A.M., Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексика (курс лекций). // Вопросы языкознания, 1955, № 2, с. 125−133.
  156. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  157. Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1967, — 216 с.
  158. Д.И., Тихомирова Е. Н. Букварь. Пенза, 1994. 159 с.
  159. И.Г. Эмоциональность в речи. // Смысловое восприятие речевого сообщения. Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976, с. 228−233.
  160. О.С. Развитие связной речи.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1988, с. 159- 171.
  161. О. С. Колунова Л.А. «Умноватый мальчик». // Дошкольное воспитание, 1994, № 9, с. 11−14.
  162. О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 240 с.
  163. К.Д. Родное слово. Собр. Соч. Изд. АПН РСФСР. М., 1948, с. 145−159.
  164. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. Соч. Изд. АПН РСФСР. М., 1949, Т. 5, с. 333−356.
  165. К.Д. Родное слово (книга для учащих) Пед. соч. Т. 4.-М.:
  166. Педагогика, 1989, с. 23−515.
  167. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973, — 160 с.
  168. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. АПН РСФСР 1961. с. 271 -323.
  169. P.M. Психолингвистические методы изучения семантики. // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983, с. 46−85.
  170. В.К. Разграничение оценочности образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова. // Русский язык в школе, 1968, № 4, с. 66−71.
  171. В.К. «Почему ты не хохочешь? Хохотай! Хохочь!». (Лексика смеха в детской речи). // Развитие речи в норме и при патологии. Орел, 2000, с. 82−84.
  172. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ под ред. В. И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990. — 420 с.
  173. Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3-х до 5-ти лет. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1953. — 149 с.
  174. Частотный словарь русского языка. / Под ред. Л. Н. Засориной. М., 1977.- 935 с.
  175. A.M. Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи. // 27 Герценовские чтения. Дошкольное воспитание, 1974, с. 86−94.
  176. М.И. Психогимнастика. / Под ред. М. И, Буянова. М.: Просвещение, 1995. 128 с.
  177. Т. Обращения одна из форм педагогического воздействия. //Дошкольное воспитание, 1988, № 12, с. 48−51.
  178. Н.М. Лексикология современного русского языка. М.:
  179. Просвещение", Изд. 2-ое исправленное, 1972. 327 с.
  180. В.И. Некоторые способы выражения эмотивно-субъективной оценки в сфере имен существительных современного английского языка. / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук). М., 1969. -25 с.
  181. Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120 с.
  182. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964, — 224 с.
  183. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.- 280 с.
  184. Д.Н. Современный русский язык: лексика. М.: Просвещение, 1977.- 335 с.
  185. А.Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. М.: МГУ, 1988. — 207 с.
  186. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  187. В.К. Работа над словарем с учащимися 1 класса. М., 1953, -68 с.
  188. П.М. Психология чувств. — М.: Изд-во Акад. Наук РСФСР, 1958.-382 с.
  189. П.М. Чувства: их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976, -64 с.
  190. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. // Психологические проблемы нравственного воспитания детей.-М., 1977, с 59.
  191. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984, 143 с.
  192. В.И. Словарная работа с детьми 5 года жизни. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1975, 181 с.
  193. В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой как факторнравственного воспитания детей. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы Mill У им. Ленина. Сер.: психолого-педагогические науки. М., 1992, с. 47−49.
  194. М.А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. -СПб., 24 с.
  195. Deese J. On the structure of associative // Meaning Psych. Rev., 1962, v. 69.
  196. Noble С. E. An Analysis of meaning // Meaning Psych. Rev., 1952, v. 59.
  197. Breserthon I. et. al. Leaning to talk about emotions: A functionalist perspective // Child. Devel. 1986. V. 57. № 3. P. 529−548.
Заполнить форму текущей работой