Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов — будущих педагогов
Значимость темы исследования обусловлена тем, что среда вуза представляет собой поликультурное пространство, в котором происходит профессионально-личностное развитие студентов — будущих педагогов. Диалоговое пространство в учебно-познавательной деятельности позволяет активизировать творческую самореализацию, саморазвитие будущих педагогов. В условиях диалогового общения «студент-педагог… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов
- 1. 1. Учебный диалог в контексте современных стратегий совершенствования образовательного процесса в вузе
- 1. 2. Диалоговая культура студентов — будущих педагогов в структуре профессионально-педагогической культуры
- 1. 3. Сущность диалога в учебно-познавательной деятельности студентов
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов
- 2. 1. Педагогические условия развития диалоговой культуры студентов
- 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития диалоговой культуры студентов
- Выводы по второй главе
Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов — будущих педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Модернизация современного вузовского образования непосредственно связана с формированием культуры личности студента, где профессионально-коммуникативная компетентность, диалоговая культура будущего специалиста приобретает особое значение.
Образование в настоящее время делает акцент на процессе становления личности в поликультурной среде, которая является универсальным способом сохранения и развития культуры на основе воссоздания духовно-практического опыта поколений в личностном мире человека. На современном этапе развитие общества характеризуется взаимозависимостью мира, формированием единого мирового пространства с одновременным сохранением культурных сообществ. Интеграция различных культур способствует сближению народов, их духовному обогащению.
На сегодняшний момент актуальной становится подготовка студентабудущего педагога, готового к работе в поликультурном образовательном пространстве, способного к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями других народов, выступающему посредником между культурами разных народов, обладающего толерантностью, гуманистической направленностью личности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема межкультурного взаимодействия, проблема диалога.
Межкультурное взаимодействие (Н.В. Барышников, Т. В. Кузьмина, М. С. Сафина, Н. В. Смирнова и др.) есть процесс взаимодействия равноправных субъектов общения, в ходе которого происходит обмен культурной информацией, культурными ценностями, взаимообогащение культур.
Проблемы поликультурного образования затрагивались в работах В: П. Борисенкова, Г. Д. Дмитриева, М. Н. Кузьмина, З. А. Мальковой, Л. Л. Супрновой, Л. М. Сухоруковой, Л. Т. Ткач и др.
Поликультурное образование определяется как двусторонний процесс взаимодействия его субъектов посредством диалога с целью развития субъектных качеств личности на основе приобщения к культуре [261]. Поликультурное образование представляет собой толерантный процесс взаимодействия в образовательном пространстве среды и основано на диалоге культур.
Диалог приобретает особое значение в современном поликультурном пространстве. Как показывают исследования, посвященные проблемам диалога, диалог это сложный многофункциональный феномен, особая форма общения людей, процесс, субъект-субъектного взаимодействия, средство развития личности, самореализации, формирования мышления, способ научного познания.
В философском аспекте идеи диалога затрагивались в работах B.C. Библера, М. М. Бахтина, М. Бубера и др., которые рассматривают диалог как основу человеческого взаимопонимания, как общение не только с Другим, но и с самим собой. «Личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим» [36].
В психологических исследованиях диалог рассматривается как взаимодействие смысловых позиций, механизм работы сознания, встреча разных парадигм мышления, механизм личностного роста (М.С. Каган, А. Ф. Копьев, Г. М. Кучинский, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, A.M. Матюшкин, А. У. Хараш и др).
Обращение к педагогическим работам позволяет выделить различные научные направления, пути анализа диалога в культуре, различные способы деятельности в нем, условия и механизмы его реализации в учебном процессе. Диалог рассматривается как «спор нескольких образов мира» (С.Ю. Курганов, И. М. Соломадин. и др) [148], [149]- «спор равноправных собеседников» (В.В. Сериков, Г. В. Левин и др.) [237]- «реализация партнерских оснований в деятельности» (Г.Г. Гранин, О. В. Соболева и др.) [75].
Под диалогом понимают не только форму обучения, но и метод исследования личности, возможность личностного становления, специальным образом организованную ситуацию общения. Сущность диалогического общения ученые видят в общении равноправных субъектов, связывая представления о диалоге с особой формой и целостной моделью совместной деятельности педагога и обучающихся (Н.В. Барышников, Г. Н. Прозументова, E.H. Ковалевская Т. В. Кузьмина, М. С. Сафина, Н. В. Смирнова и др.). Диалог требует определенной готовности субъектов, заинтересованности в диалоговом взаимодействии, владения определенными способами и культурой его ведения.
В связи с тем, что одной из ведущих современных тенденций совершенствования профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов является гуманизация образования, то приоритетным в образовательном процессе становится ориентация на формирование новой культуры взаимодействия со студентами, диалоговой культуры, в основе которой лежат идеи личностного подхода. Идеи личностного подхода отражены в концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, К. Роджерс, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Личностный подход подразумевает организацию такого взаимодействия, при котором каждый студент представляется как уникальная личность, как субъект собственного развития.
Значимость темы исследования обусловлена тем, что среда вуза представляет собой поликультурное пространство, в котором происходит профессионально-личностное развитие студентов — будущих педагогов. Диалоговое пространство в учебно-познавательной деятельности позволяет активизировать творческую самореализацию, саморазвитие будущих педагогов. В условиях диалогового общения «студент-педагог», «студент-студент», могут быть созданы наиболее благоприятные условия, где происходит развитие культуры мыследеятельности, коммуникативной культуры, обеспечивается развитие системы ценностных ориентаций на познание, самопознание и др.
Особое значение в современных условиях приобретает формирование диалоговой культуры студентов — будущих педагогов. В современном поликультурном пространстве диалоговая культура предстает как профессиональная и личностная компетенция педагога. Анализ научных работ показал, что диалог в основном рассматривается с точки зрения общения, владения культурой речи (В.А. Канн-Калик, Я. Л. Коломинский, М. С. Каган, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), поскольку общение является базовой категорией психологической науки.
Необходимость изучения условий формирования диалоговой культуры студентов — будущих педагогов в образовательном процессе обусловлена рядом причин: .
— в диалоге. развиваются мотивационные, духовно-нравственные, интеллектуальные, коммуникативные компоненты личности;
— в диалоге, в условиях современного культурологического пространства, реализуется особый подход к личности студента, который дает возможность сохранить ему свое «Я», оценить свой интеллектуальный, духовный, культурный потенциал и обеспечить его системное, многомерное развитиедиалог как субъект-субъектное взаимодействие, основанное на личностно-равноправных позициях, создает условия для развития конкурентоспособной личности в современном социокультурном пространстве.
Анализ образовательного процесса в вузе показал, что высшая школа недостаточно обращает внимание на формирование диалоговой культуры будущего специалиста.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов в современном поликультурном пространстве, и недостаточностью разработанности педагогических условий, имеющих место в структуре их профессиональной подготовки.
Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования -«Педагогические условия развития диалоговой культуры студентовбудущих педагогов в учебно-познавательной деятельности».
Цель исследования — выявить педагогические условия развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов.
Объект исследования — субъект-субъектное взаимодействие в познавательном диалоге в процессе общенаучной и профессионально-педагогической подготовки студентов.
Предмет исследования — педагогические условия развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов.
С учетом цели и проблемы исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования:
Развитие диалоговой культуры студентов — будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности будет более эффективным, если обеспечивается:
— развитие системы ценностных ориентаций на творческое саморазвитие и самореализацию, на формирование профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности;
— создание проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы сотворчества, со-деятельности, способствующего личностному развитию студентов — будущих педагогов, повышению уровня их методологической, исследовательской, информационной культурыразвитию интеллектуальных и коммуникативных уменийинтеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе вуза, моделирование и реализация учебно-познавательного диалога в условиях различных форм и методов обучения (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.).
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы развития диалоговой культуры студентов в образовательном процессе вуза.
2. Раскрыть и обосновать сущность диалоговой культуры студентовбудущих педагогов.
3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия развития диалоговой культуры студентов.
4. Разработать программу спецкурса по развитию диалоговой культуры студентов.
Методологической основой исследования являются важнейшие идеи философской и педагогической антропологии о социальной, деятельностной сущности человека, личностно-ориентированные и аксиологические подходы к изучению педагогических процессов, идеи формирования и становления личности, теория моделирования и проектирования содержания образования и учебно-воспитательного процесса.
Теоретической основой исследования являются:
— философская концепция диалога (М. Бубер, М. М. Бахтин, B.C. Библер);
— психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
— социально-психологические теории соотношения общения и деятельности (Б.Г. Ананьев, Г. Н. Андреева, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.);
— психолого-педагогические концепции взаимодействия в процессе обучения (И.Б. Котова, E.H. Шиянов, И. А. Зимняя, С.А. Смирнов);
— исследование проблем культуры педагогического общения, коммуникативной компетентности педагога, пути повышения эффективности педагогической коммуникации (A.A. Бодалев, Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, A.A. Реан, В. А. Сластенин и др);
— идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Н.И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, К. Роджерс и.
ДР) — теория творческого развития и саморазвития (В.И. Андреев).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:
Теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблемам педагогического взаимодействия и вопросам подготовки педагогавключенное. педагогическое наблюдение, за деятельностью и общением преподавателей и студентовиндивидуальные, групповые беседы со студентами, преподавателямиопытно-экспериментальная работа, включающая анализ деятельности студентов на всех этапах исследованияанкетирование, тестирование. •.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе Набережночелнинского Государственного педагогического института, г. Набережные Челны.
Организация и этапы исследования: исследование проводилось с 2000 по 2007 годы и состояло из следующих этапов:
1 этап (2000;2002)заключался в анализе философской, психологической и педагогической литературы по теме, выявлении состояния разработанности проблемы в теории и практике высшего образования, выделении исходных теоретических положений, формулировке цели, задач и гипотезы исследования, разработке программы исследования.
2 этап (2002;2004) посвящен уточнению задач экспериментального исследования, выявлению педагогических условий, обеспечивающих эффективность диалога в учебно-познавательной деятельности студентовбудущих педагогов.
3 этап (2004;2007) связан с обобщением результатов констатирующего эксперимента, уточнением теоретико-экспериментальных выводов, обобщением, систематизацией полученных результатов, оформлением диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
— уточнена содержательно-процессуальная характеристика понятия «диалоговая культура» студентов — будущих педагогов, в контексте современных стратегических принципов модернизации их общенаучной и профессионально-педагогической подготовки;
— обосновано, что основу развития диалоговой культуры студентов в учебно-познавательной деятельности составляют методологическая, информационная, исследовательская культуры;
— выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих системное развитие диалоговой культуры;
— теоретически и экспериментально доказана эффективность различных форм и методов учебного диалога (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.);
— выявлены уровни сформированности диалоговой культуры студентовбудущих педагогов.
Практическая значимость исследования: состоит в выявлении и систематизации педагогических условий развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности, которые могут быть реализованы в образовательно-воспитательном процессе в гуманитарных вузахв разработке программы спецкурса «Диалоговая культура в учебно-познавательной деятельности» внедренного в учебный процесс Набережночелнинского пединститута, г. Набережные Челны.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам работы, организацией опытно-поисковой работы с целью проверки выдвигаемых в ходе исследования положений.
Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях:
— 1 Международная научно-практическая конференция «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» г. Набережные Челны, 2003.
— I Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2003.
II Международная научно-практическая конференция «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2004.
— II Всероссийская научно-практическая конференция «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2005.
III Международная научно-практическая конференция «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2006.
— XIV Всероссийская научная конференция «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентноспособной личности» г. Казань, 2006.
IV Международная научно-практическая конференция «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2007.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Диалоговая культура как составной компонент профессионально-педагогической культуры, представляет собой интеграцию методологической, информационной, исследовательской культур, проявляющихся в совокупности интеллектуальных и коммуникативных умений.
2. Развитие диалоговой культуры — это многомерный процесс субъект-субъектного взаимодействия студентов и педагогов, где происходит интеграция ценностно-смыслового, информационно-коммуникативного, проблемно-исследовательского и рефлексивного компонентов.
3. Педагогическими условиями развития диалоговой культуры студентов являются:
— развитие системы ценностных ориентаций на творческое саморазвитие и самореализацию, на формирование профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности;
— создание проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы со-творчества, со-деятельности, способствующего личностному развитию студентов — будущих педагогов, повышению уровня их методологической, исследовательской, информационной культурыразвитию интеллектуальных и коммуникативных уменийинтеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе вуза, моделирование и реализация учебно-познавательного диалога в условиях различных форм и методов обучения (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.).
Выводы по II главе.
Определив важность развития диалоговой культуры в современном поликультурном пространстве вуза и в профессиональной подготовке студентов — будущих педагогов, мы пришли к следующим выводам:
1. Развитие диалоговой культуры студентов — будущих педагогов, будет более эффективным, при соблюдении следующих условий:
— развитие системы ценностных ориентаций на самопознание, творческое самоопределение и самореализацию, на формирование профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности;
— создание проблемно-поискового пространства, атмосферы сотворчества, со-деятельности,' способствующего интеллектуальному и личностному развитию студентов — будущих педагогов, повышению уровня их методологической, исследовательской и информационной культуры;
— интеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе, применение различных форм учебно-познавательной деятельности (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция — дискуссия, Интернет-диалог и др.).
2. Развитие диалоговой культуры студентов — это многомерный процесс, включающий в себя несколько уровней: адаптивный (будущий педагог владеет теоретической и методологической подготовкой по специальности, понимает значение поликультурных ценностей, владеет культурой речи в целом, а также профессионально-коммуникативной компетенцией);
— репродуктивный (студент не всегда устойчиво проявляет познавательную и социальную активность, осознает и принимает поликультурные ценности как нормы собственной деятельности, умеет взаимодействовать в поликультурном пространстве, но сам не является транслятором общегуманистических ценностей);
— продуктивный (студент проявляет познавательную и социальную активность, имеет высокий уровень развития духовно-нравственной сферы, осознает и принимает поликультурные ценности как нормы собственной деятельности, умеет взаимодействовать в поликультурном пространстве, ставить цель, планировать свои действия, творчески их реализовывать);
— креативный (осмысленное отношение к ценностям образования и культуры, ценностные ориентации у студента сформированы на уровне убеждений, которые он может доказывать в процессе диалога, высказывая и аргументируя, свою точку зрения, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, деятельность носит творческий характер).
3. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальных группах значительно снизился репродуктивный уровень, возрос креативный уровень, по сравнению с контрольной группой, где изменения произошли незначительные.
4. Обобщая результаты исследования, выявили, что успешному развитию диалоговой культуры студентов способствует применение всех разработанных нами условий в совокупности, систематическая реализация их в учебно-познавательной деятельности студентов — будущих педагогов.
Заключение
.
Актуальность проблемы исследования обусловлено переменами в современной системе образования, отход от монологического и переход к диалогическому взаимодействию педагога и обучающихся. В связи с этим особое значение приобретает подготовка студентов — будущих педагогов, способных к организации и ведению продуктивного учебно-познавательного диалога в педагогическом процессе. Анализ образовательного процесса в вузе показал, что высшая школа уделяет недостаточное внимание развитию диалоговой культуры будущего специалиста. Необходимость развития диалоговой культуры студентов обусловлено тем, что опыт диалогового общения, диалоговой культурыбудущие педагоги будут реализовывать в своей профессиональной деятельности.
Неразработанность данной проблемы подтолкнуло нас к выявлению педагогических условий, при которых развитие диалоговой культуры будет эффективным. В связи с этим была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что развитию диалоговой культуры студентовбудущих педагогов будет способствовать реализация следующих условий:
— развитие системы ценностных ориентаций на творческое саморазвитие и самореализацию, на формирование профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности;
— создание проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы сотворчества, со-деятельности, способствующего личностному развитию студентов — будущих педагогов, повышению уровня их методологической, исследовательской, информационной культурыразвитию интеллектуальных и коммуникативных умений;
— интеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе вуза, моделирование и реализация учебно-познавательного диалога в условиях различных форм и методов обучения (проблемная лекция, диалогмикроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекции-дискуссии, Интернет-диалог и др.).
Проанализировав теоретико-методологические основы развития диалоговой культуры студентов в образовательном процессе, выявили значимость учебного диалога в контексте современных стратегий совершенствования образовательного процесса в вузенеобходимость использования диалога в учебно-познавательной деятельности для формирования у студентов коммуникативных, личностных, а также профессионально-значимых компетенцийважность развития диалоговой культуры будущих педагогов, в связи с переходом современного образования на субъект-субъектные отношения в педагогическом взаимодействии.
Сущность диалоговой культуры студентов — будущих педагогов проявляется в интеграции:
— методологической культуры, как совокупности фундаментальных, научных, теоретико-методологических знаний об основных положениях педагогической науки, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, раскрывающейся в направленности личности педагога, его методологической компетентности и рефлексии;
— информационной культуры, как совокупности знаний о фактических данных и зависимостях между ними, выражающихся в коммуникации, в умении работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, овладевать новыми информационными технологиямиисследовательской культуры, степени овладения познавательной деятельностью, направленной на формирование новых знаний, исследовательских умений, опыта исследовательской деятельности.
Результаты внедрения выявленных педагогических условий развития диалоговой культуры студентов — будущих педагогов показали, что успешному развитию диалоговой культуры будет способствовать применение всех разработанных условий в совокупности, систематическая реализация их в учебно-познавательной деятельности.
Внедрение программы спецкурса «Диалоговая культура в учебно-познавательной деятельности» в экспериментальных группах, целью которой являлось вооружение студентов ¦ теоретико-методологическими, профессионально-значимыми знаниями о диалоговой культуре будущего педагога, показало эффективность ее применения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что развитие, диалоговой культуры студентов — будущих педагогов будет эффективным при соблюдении разработанных нами условий, доказана.
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина.- М.: -Просвещение, 1984.- 208 с.
- Абросимова, М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы Студентов колледжа / М. Г. Абросимова //Стандарты и мониторинг в образовании. 2004.- № 3.- С.55−59.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.:Наука, 1980.- 335 с.
- Агошкова, О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов (дифференцированный подход): автореф. дис.. канд. пед. наук/ О. В. Агошкова. Ростов-н/Д., 2006.- 26 с.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя/В.А. Адольф //Педагогика.-1998. № 1. — С. 72−75.
- Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя /Ю.П. Азаров. -М.: Просвещение, 1985. 448 с.
- Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
- Айсмонтас, Б.Б. Общая псцхология: Схемы / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
- Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176 с.
- Ю.Алексеева Л. Н. Рефлексия как средство творческого понимания: автореф. дис. канд. психол. наук /Л.Н. Алексеева. М., 1988. — 23 с.
- П.Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике/ Ш. А. Амонавшвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амоношвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Избр. псих, труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1982. — 346 с.
- З.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 379 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев- под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1980, — Т.2. — 288 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1/ В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.568 с.
- Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев.- Казань: 1994. 245 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Иновационно-прогностический курс: Учебное пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.
- Андреева, Д.А. О понятии адаптации: исследование адаптации студентов в условиях учебы в вузе/ Сб. «Человек и общество» / Д. А. Андреева. Л.: ЛГУ, 1973. — 276 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 264 с.
- Антропова, Jl.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Антропова. Челябинск, 1999. — 24 с.
- Апышев, О.Д. Повышение информационной культуры профессорско-преподавательского состава / О. Д. Апышев, С. Г. Бондарева, 3.3. Оразалина. Казань.
- Артамонова, Е.И. Духовная культура педагога / Е. И. Артамонова // Пед. образование и наука. 2005. -№ 5. — С. 30−32.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984.-149 с.
- Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1986.-276 с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.:МГУ, 1984.- 149 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 308 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов / Б. Ц. Бадмаев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
- Баскаков, A.M. Деловое общение / A.M. Баскаков. Челябинск: 1995. -214 с.
- Батаршев, A.B. Психология личности и общения / A.B. Батаршев. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 248 с. — (Психология для всех).
- Баткин, JIM. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / JIM. Баткин. М: 1978. — 137 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества (сб. избран, тр.) / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Белошицкий, A.B. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / A.B. Белошицкий, И. Ф. Бережная / Кадры науки, культуры, образования. //Педагогика. 2006. — № 3. — С. 6066.
- Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики/ Д. А. Белухин. Москва — Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.- 318 с.
- Берков, В.Ф. Роль рефлексии в творческом мышлении/ В. Ф. Берков // Философские науки. 1985. — № 6. — С. 129−133.
- Библер, B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) /B.C. Библер. М.: Политиздат., 1975. — 399 с.
- Библер, B.C. Школа диалога культур / B.C. Библер //Советская педагогика. 1988. — № 8.
- Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / B.C. Библер. М.: Прогресс, 1991. — 176 с.
- Бобкова, М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Г. Бобкова. Екатерибург, 2006.- 22 с.
- Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В.Г. Богин- под ред. Ю. Шернера, И.К. Журавлева// Современная дидактика: теория-практика. М.: 1993. — С.153−176.
- Бодалев, A.A. Личность и общение: Избранные психологическиетруды / A.A. Бодалев. 2-е изд., перераб. — М.: 1995. — 328 с.
- Бодалев, A.A. О взаимосвязи общения и отношения / A.A. Бодалев // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 122−127.
- Бодалев, A.A. Психологические трудности общения и их преодоление / A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 6.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком /А.А.Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Бодалев, A.A. Психология личности /А.А.Бодалев -М.: МГУ, 1988. -316 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1999. — № 3 — С. 37 — 43.
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/ Н. В. Бордовская, A.A. Реан.-СПб.: 2001. 304 с.
- Борзенков, B.JI. Педагогическая игротехника: Методология, теория и практика /В.Л. Борзенков. М.: 2005. — 329 с.
- Борзенков, В.Л. Рефлексивно-психологические основы саморазвития и коммуникативной компетентности / В. Л. Борзенко.- М.: Рос. Академия менеджмента и агробизнеса, 1999.- 432 с.
- Бугаева, H.H. Субъект-субъективное взаимодействие во внутришкольной среде как средство обеспечения комфорта младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / H.H. Бугаева. -Екатеринбург, 2003. 18 с. •
- Булатова, О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
- Булынский, H.H. Формирование субкультуры педагога профессионального образования: в помощь преподавателю /H.H. Булынский, Н. В. Парская.- Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО 2001.- 19 е.- (Педагогическая теория и практика).
- Валиахметов, X. X. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук./ Х. Х. Валиахметов. Казань, 2003. — 22 с.
- Ведерникова, Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / JT.B. Ведерникова/ Кадры науки, культуры, образования. //Педагогика. 2003. — № 8 — С. 47−53.
- Введенский, В.Н. .Моделирование профессиональной компетенции педагога/ В.Н. Введенский/ Кадры науки, кулыуры, образования. //Педагогика. 2003. — № 10. С. 51−55.
- Вершловский, С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя / С. Г. Вершловский. JL: Знание, 1983. — 32 с.
- Викулина, М.А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов / М. А. Викулина.- Н. Новгород: 2001.- 153 с.
- Воспитание и профессиональная подготовка молодежи /под ред. М. Е. Дуранова. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 86 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология/ JT.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский, JT.C. История развития высших психических функций. -Собр. Соч. / JT.C. Выготский. М.: Педагогика, 1983, т. З, с. 328.
- Гальперин, ПЛ. Введение в психологию /П.Л. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
- Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ. метод, материал к курсу «Общ. психология»: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
- Гаспарович, Е.О. Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. О. Гаспарович. -Екатеринбург, 2002. -18 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гольдина, М.Н. Формирование продуктивного педагогического мышления студента-будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук/ М. Н. Гольдина.-Самара, 2003. 24 с. :
- Гоноболин, Н.Ф. Книга об учителе / Н. Ф. Гоноболин.- М.: Просвещение, 1965. 260 с.
- Гоноболин, Н.Ф. О некоторых психических качествах личности учителя / Н. Ф. Гоноболин //Вопросы психологии. 1975. — № 1.
- Горбенко, З.П. Педагогические условия развития субъективности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно-ориентированного обучения (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. пед. наук / З. П. Горбенко. Барнаул, 2003. — 20 с.
- Гранин Г. Г. Понимание текста: проблемы земные и космические/ Г. Г. Гранин, О.В. Соболева// Вопросы психологии. 1993. — № 5−6. — С. 8192.
- Грассмане, Д.С. Педагогические основы формирования взаимоотношений преподавателей и студентов ВУЗа: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Д. С. Грассмане. Рига, 1990. — 24 с.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Григорович, JI.A., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2005. — 480 с.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В.Д. Попков- под ред. А. П. Садохина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов.-М.:Педагогика, 1986. 240 с.
- Данильченко, В.М. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика /В.М. Данильченко // Директор школы. 2003. — № 8. — С. 43
- Дахин, А.Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре/ А. Н. Дахин //Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 6. — С. 51−57.
- Диалог: проблемы междисциплинарных исследований: межвузовский сборник / под ред. Бирюковой В. А. СПб.: Изд-во С-Пб Университета. -2000.-192 с.
- Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей. Избр.пед. соч./ А. Дистервег. М.: АПН СССР, 1956. — 464 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. -176 с.
- Добрынина, Е.В. Формирование готовности студента будущего преподавателя вуза к реализации воспитывающего обучения: автореф. дис. канд. пед. наук/Е.В. Добрынина. — Самара, 2006. — 26 с.
- Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов М.: Политиздат, 1987.-272 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368с, — (Мастера психологии)
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с. — (Учебник нового века)
- Дубинина, В.Л. Развитие профессиональных умений начинающих учителей: (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения) / В. Л. Дубинина. Йошкар-Ола, 1994. — 141 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза /М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-319 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1979. — 119 с.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. д-ра психол. наук / Ю. Н. Емельянов. Я.: 1990.-378 с. ¦ :
- Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. -М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. 400 с.
- Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова М.:НПО, 1995. — 268 с.
- Жуков, Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Ю. М. Жуков // Общение и оптимальная совместная деятельность. М.: МГУ, 1987. — С. 64−78.
- Захарченко, Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. -1999. № 3. — С. 69 -73.
- Захарченко, ЕЛО. Монолог или диалог? /Заметки о коммуникативной компетентности учителя / Е. Ю. Захарченко //Директор школы. 2003.- № 7.-С. 53.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001.- 384 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1999.
- Зинченко, Г. П. Непрерывное образование веление времени / Г. П. Зинченко. — М.: Знание, 1988. — 46 с.
- Злобин, Е.Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобин. Киев, ВШ, 19J2. — 182 с. '
- Зюзин, Д.И. Качество подготовки специалиста как социальная проблема./ Д. И. Зюзин. М: Наука, 1978. — 96 с.
- Иванова, Л.Ф. Новые технологии развития профессиональной компетентности учителя /Л.Ф. Иванова //Научный Татарстан. 2002. -№ 3−4. — С. 100.
- Ильин Г. Л. Проблемы педагогики сотрудничества. /Г.Л. Ильин // Управление ДОУ. 2006. — № 9. — С. 38−42.
- Ильин, E.H. Искусство общения / E.H. Ильин. М.: Педагогика, 1982. -184 с.
- Ильичева, В.А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Ильичева. -Вологда, 2000. 18 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования 3−10 окт. 1993 / под. ред В. Л. Ляудис.- Сочи -М.: 1994.-303 с.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Какой быть новой педагогике? / Сост. Найн А. Я., Гостев А.Г.- Челябинск: ЮУКИ, 1993. 273 с.
- Казанцев, С .Я. Дидактические основы фундаментализации обучения в системе высшего образования: монография / С .Я. Казанцев- Казань: Изд-во КГУ, 2000. 139 с. •
- Каменская, E.H. Педагогика: конспект лекций / E.H. Каменская.- 4-е изд., дополн. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 224 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя /В.А. Кан-Калик.- М.: Просвещение, 1987, 190 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 140 с.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория обучения: избр. пед.соч. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1985. — 603 с.
- Кларин, М.З. Педагогическая технология в учебном процессе / М. З. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
- Климов, Е. А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности / Е. А. Климовю М.: ВШ, 1984. — 149 с.
- Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культурыкучителя: автореф. дис. доктора пед. наук / Т. Е. Климова.- Оренбург, 2001.-446 с.
- Коваль, Н. Н* Педагогические технологии формирования позитивной Яконцепции у студентов вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. t
- Коваль. Казань, 2003. — 19 с.
- Ковалевская, Е. Компьютерные виртуальные реальности: философский анализ / Е. Ковалевкая // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 287 — 294.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Козиев, В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: автореф. дис. канд. психол. наук / В. Н. Козиев. JL, 1980. -18 с.
- Колетвинова, Н.Д. Формирование конкурентноспособной личности в контексте развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов педвузов / Н. Д. Колетвинова //Образование и саморазвитие. -2006.-№ 1.с. 199.
- Коломинский, Я. Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов / Я. Л. Коломинский. М.: Просвещение, 1980. — 225 с.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. T. I / Я. А. Коменский М.: Педагогика, 1982. — 409 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание / И. С. Кон. М.: ИПЛД984. — 335 с.
- Кондратьева, Г. В. Педагогические факторы и условия совершенствования адаптации молодого учителя к работе в сельской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук/Г.В. Кондратьева. Тамбов^ 1986. — 178
- Константинов, H.A. и др. История педагогики: учебник для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1988. — 447с.
- Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога / С. М. Конюшенко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 3. -С. 41−47.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя / В. В. Краевский. — Самара, 1994. — 163с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап / В. В. Краевский, Е. В. Берёжнова М.: Изд-во «Академия», 2006.
- Краткий психологический словарь /под ред. А. Н. Петровского.- М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: ИПЛ, 1988. — 477 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Круглова, Н.К. Актуальные проблемы теории культуры / Н. К. Круглова // Философские науки. 1986. — № 5.
- Крысько, В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 448 с.
- Кудрявцева, С.В. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы / С. В. Кудрявцева, Т. И. Руднева. Самара.: Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. — 213 с.
- Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1961. — 98 с.
- Кузьмина, К.В. Методы исследования педагогической деятельности / К. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 115 с.
- Кузьмина, Н.З. Очерки психологии труда учителя / Н. З. Кузьмина.1. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.
- Куликовская, И.Э. Качество научно-исследовательской деятельности студентов как условие их конкурентоспособности. / И. Э. Куликовская // Образование и саморазвитие. 2006. — № 1. — С. 199.
- Кулюткин, И.Н. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 193 с.
- Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое исследование мышления. Методологические проблемы оснований науки / С. Ю. Курганов, И. М. Соломадин Киев, 1986. — 96 с.
- Кустов, Л.М. Анализ и проектирование педагогической деятельности. Программа и методические указания / Л. М. Кустов. Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.- 103 с.
- Кыверялг, A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Левитан, K.M. Личность педагога / K.M. Левитан. Саратов: СГУ, 1991.- 176 с.
- Левитан, K.M. Культура педагогического общения: Учеб. пособие / K.M. Левитан. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 104 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность и общение / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии 1979. — № 1. — С. 128−132.
- Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-87 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Лейметс, Х.И. Как воспитывает процесс обучения / Х. И. Лейметс. М.: Знание, 1982. — 45 с.
- Линевич, Л.В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Линевич. Калининград, 2002. — 24 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
- Ломов, Б.Ф. Категории общения и деятельность в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 77−81.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика, г 2001. № 10. — G. 56.
- Ляудис, В.Л. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Л. Ляудис // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: МПА, 1995.-С. 43−59.
- Мазаева, И.А. Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Мазаева. М., 2003. — 20 с.
- Макаренко, A.C. Чтобы рос человек / A.C. Макаренко. М.: МГУ, 1966.-476 с. .
- Макарова, Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность стиль деятельность: в 2-х ч. 4.2 / Л. Н. Макарова. монография -Тамбов, 2000. — 142 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Сов. Педагогика. 1990. — № 8.-С. 82−88.
- Маслоу, JI. Самоактуализация / Л. Маслоу- пер. с англ. Психология личности: Тексты. М.: 1982. — 234 с.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу- пер. с англ. А. М. Талдыдаевой- Науч. ред., вступит, статья и коммент. H. Н. Акулиной. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. -430 с.
- Матвеева, Р. В процессе сотворчества и сотрудничества / Р. Матвеева //Директор школы. -1998. № 2. — С. 56−59.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности /под ред. Е. А. Климова. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: ТШО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
- Метаева, В.А. Рефлексия как метокомпонентность. / В. А. Метаева // Кадры науки, культуры, образования. // Педагогика. 2006. — № 3. С. 57−61.
- Методы педагогических исследований /под ред. В. И. Журшалева.-М.: Педагогика, 1979. 255 с.
- Митина, С.Н. Проектирование в формировании речевой компетентности будущего учителя / С. Н. Митина // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004.-№ 5.-С.65−70.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-120 с.
- Монжиевская, В.В. Подготовка студентов ВУЗа к деловому общению: автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2000. — 150 с.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика. Учеб. для студ. Пед. Вузов / A.B.1. V.
- Мудрик. 2-е изд. и доп. — М.: «Академия» 2000. -192 с.
- Мудрик, A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М. Лед агогика, 1981. — 120 с.
- Мурашов, A.A. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. / A.A. Мурашов. М.: Пед. общество России, 2000.- 96 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А, А.Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической. психологии». — Воронеж: НПО"МОДЭК", 1995. — 356 с.
- Найн, А.Л. Общенаучные понятия в педагогике / А. Л. Найн // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 15−19.
- Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. -Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
- Найн, А.Я. Культура делового общения / А. Я. Найн. Челябинск, 1997.-256 с.
- Невский, И.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности / И.А. Невский//Педагогика. -1992.-№ 5−6 С. 56 — 60.
- Немов, P.C. Психология. Психология образования / P.C. Немов. М.: ИП, 1994. -496 с. :
- Никандров, Н.Д. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя / Н. Д. Никандров, В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1982. — № 4. — С. 90−92.
- Никандров, Н.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому мастерству / Н. Д. Никандров, В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. -1987.-№ 6.-С. 105−108.
- Николина, В.В. Профессионально-образовательная среда как средство воспитания будущего учителя / В. В. Николина //Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 6. — С. 28−31.
- Нилова, C.B.Сотворчество в образовательном процессе университета: автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Нилова. Шуя, 1999. — 25 с.
- Носаева, И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Носаева СПб., 2001.- 163 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М.
- Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
- Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, A.A. Степанова, С. М. Шабалина. М.: Просвещение, 1973. — 325 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов М.: 1978.- 381 с.
- Освоение механизмов рефлексии в практике обучения: Метод, указания Новосиб. гос. ун-т / сост. И. С. Ладенко и др. Новосибирск, 1991. -36с.
- Падаяс, М.И. Роль различных факторов в развитии профессиональной адаптации учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / М. И. Падаяс. -Тарту, 1973. 9 с.
- Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
- Панюшкин, В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика -с учителем / В. П. Панюшкин // Психолого-педагогическиепроблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — С. 20−29.i
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 223 с.
- Пегина, Т.П. О речевой культуре студентов. Формирование культуры речи будущего учителя / ТЛ Пегина // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 73−77.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -447 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведеАий / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 512 с.
- Петров, H.A. О значении авторитета и личного примера учителя / H.A. Петров. М.: Учпедгиз, 1949. — 146 с.
- Петровская, JI А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы /Общение и оптимизация совместной деятельности./ под ред. Г. М. Андреевой. М.: МГУ, 1987.
- Петровская, Д.А. Компетентность в общении / Д. А. Петровская -М: МГУ, 1989.-216 с.
- Петровский, A.B. • Социальная психология коллектива / A.B. Петровский, В. В. Шпалинский. М.: Просвещение, 1978. — 211 с.
- Петровский, А. В. Психология воспитания / A.B. Петровский. М.: Аспект Пресс, 1995.- 152 с.
- Петрушкина, Е.В. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Петрушкина М., 1991. — 17 с.
- Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Учебное пособие / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 112 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
- Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 631 с.
- Полушкин, ИА Диалоговые технологии обучения учащихся в допрофессиональном гуманитарном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Полушкин. Тольятти, 2002. — 24 с.
- Постапюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1989. — 204 с.
- Преподаватель ВУЗа: организатор, исследователь, воспитатель, личность: методические рекомендации / сост. Г. Г. Скрыбина. Якутск, 1995. — 133 с.
- Прозументова, Г. Н. Развитие современной образовательной школы: проект «Школа совместной деятельности» / Г. Н. Прозументова. г1. Томск, 1999.
- Посталюк, Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: дис.канд. пед. наук / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1991- - 260 с.
- Пронина, Е.Е. Техника психологической безопасности в педагогическом общении: Методика психол.-пед. тренинга для учителей.:Общ-во"Знание" РСФСР / Е. Е. Пронина. М.: 1991. — 20 с.
- Профессионально-познавательная направленность студентов и вопросы ее формирования / под ред. МБ. Дуранова. Челябинск: ЧелГУ, 1992.-68 с.
- Психология формирования студента педагогического ВУЗа: Коллективная монография / под ред. Д. В. Вилькеева. Казанский пед. университет. Казань, 1996. 174 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель A.A. Радугин. М.: Центр, 1999. — 256 с.
- Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 440 с.
- Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. М: Наука, 1983. -477 с.
- Радугин, А. А Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений / A.A. Радугин, O.A. Радугина. М.: Библионика, 2006. — 496 с.
- Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Изд-во Питер, 2000.
- Решетова, З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах / З. А. Решетова // Политехнический музей. М: Знание. -1986. — С. 35−37.
- Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д.: Из-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию: становление человека / K.P. Роджерс. М.: Просвещение, 1994. — 480 с.
- Розин, В.М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы / В. М. Розин. М. Издательский Дом «Форум», 1998. — 224 с.
- Российская педагогическая: энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
- Рубинштейн, СЛ. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М-: АН СССР, 1958.- 147 с. •
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. АПН СССР — М.: Педагогика, 1989. — T.I. — 485с
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. -монография М.: «Педагогический вестник», 1997. — 244 с.
- Семенов, И.Н. Проблемы рефлексии в научном познании / И. Н. Семенов. Куйбышев, 1983. — 203 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической статистики в психологии / Е.В.
- Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350с.: ил. %
- Сибиль, Е.М. Формирование профессионального самосознания молодого руководителя школы: автореф. дис.. канд. пед. наук.1. Брянск, 1994. 163 с.
- Симонов, В. И Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учебное пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК / В. И. Симонов. М: Межд. пед. акад., 1995. — 192 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учеб. пособие / В. П. Симонов. -М: 1997. -264 с.
- Скаткин, М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта/М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1977. — 156 с.
- Скублий, M.JI. Проблемы социальной адаптации молодых сельских учителей: автореф. дис.. канд. пед. наук / M.JT. Скублий. -Новосибирск, 1975. 20 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, E.JT. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1997. — 571 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе ее профессиональной подготовки / В. А. Сластенин М.: ИП, 1976. — 107 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., стер. — М.: Издательмкий центр «Академия», 2006. — 576 с.
- Сластенин, В.А. Рефлексивная кульура учителя как субъекта педагогической деятельности / В. А. Сластенин // Пед. образование и наука. 2005. — № 5> С. 30−32.
- Слободчиков, B.JI. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / B.JI. Слободчиков, Б. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Словарь психолога-практика/ сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2005. — 976 с.
- Смелкова, З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З. С. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999.-232 с.
- Смирнова, М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: автореф. дис. .канд. пед. наук / М. В. Смирнова. -Екатеринбург, 2004. 26 с.
- Соковнин, В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковкин. -Мектеп: УзГУ, 1973., 116 с.
- Соколова, В.В. Культура человеческого общения как элемент профессиональной культуры преподавателя высшей школы / В. В. Соколова. М: исследовательский центр гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.-90 с.
- Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении / под ред. A.A. Бодалева. М. 2000. — 217 с.
- Социальная психология в схемах и комментариях: учебное пособие / ред. В. Крысько. СПб.: Питер, 2003. — 286 е.: ил.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М., 1972. -216с.
- Степанов, С. Популярная психологическая энциклопедия / С. Степанов. М.: Издательство Эксмо, 2003. — 640 е.: ил.
- Столяренко, Л.Д. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Экспресс справочник для студентов вузов. Изд. 4-е, испр. и доп / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 256 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев, 1969.-214 с.
- Тесля, Е.Б. Формирование смыслов профессиональной деятельности будущих педагогов / Е. Б. Тесля // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 5. — С. 43.
- Ткач, JI.T. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.T. Ткач. Ростов н/Д., 2002. — 23 с.
- Федорова, С.Н. Профессиональная культура педагога / С. Н. Федорова // Педагогика. 2006. -№ 2. — С. 65−70.
- Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. — 365с .
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Идательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Фомин, A.B. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентами: автореф. дис. канд. пед. наук /А.В- Фомин. Ленинград, 1978. — 17 с.
- Фролова, Т. Самодиагностика: готов ли учитель к диалогу с учениками? Педагогика сотрудничества. / Т. Фролова // Д иректор школы. 2002. — № 4. -С. 27−31.
- Ходусов, А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования / А. Н. Ходусов. Москва — Курск, 1997.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 е.: ил. — (Мастера психологии).
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-400 с.
- Чернышев, А.С. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов /А.С.Чернышова, Н. Н. Гребеньков, С. В. Сарычев, А. В. Корнев, Е. И. Дымов. М.: Педагогическое общество, 2003. — 256 с.
- Шишкина, С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Шишкина. Саранск, 2001. — 18 с.
- Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия*), 2000. — 288 с.
- Шпаргалки по культурологи: Учебное пособие / Пимоненко Ю. Н. Скопинцева Ю.Н., Юкина И. В., Волохова Е. А. М.: Издательство «Экзамен» 2005, — 32 с. •
- Ярмакеев, И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя / И. Э. Ярмакеев //Педагогика. 2006. — № 2.- С. 43.
- Banks, J. Multicultural education: Characteristics and goals // J. Banks & C. Banks (Eds.). Multicultural education: Issues and perspectives. Boston. Allyn and Bacon. 1989.
- Davidman, L., & Davidman, P. Teaching with a multicultural perspective: A practical guide. New York. Longman. 1997.
- Donskoy S. Gender differences in British-American and Russian newspaper texts// English Unites the World: Diversity within Unity. Saratov, 2002.
- East, Maurice A. The Post Cold War Era. Implications for Educators.// Social Education. 1998, September.
- Changing Perspectives on International Education. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2001.