A la Napoleon
А потом изображение наполеоновской позы было, как сегодня сказали бы, растиражировано и в реальности, и в художественных текстах. Так, в очерке А. Я. Кульчицкого «Необыкновенный поединок» некий «непризнанный поэт» «останавливается где-нибудь на возвышенности, складывает крестом руки и смотрит на танцующих с едкой насмешкой, бичуя их своими эпиграммами, которых, впрочем, никто не слышит… Читать ещё >
A la Napoleon (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1820—1830-е гг. сама судьба подарила писателям и художникам позу, органично вписавшуюся в контекст романтизма, — позу гордого, властного человека со сложенными на груди руками: позу Наполеона. Отныне скрещенные на груди руки будут восприниматься как непременный атрибут портрета Наполеона, независимо от моральной оценки обладателя этой позы — положительной, отрицательной, иронической, нейтральной и т. д.: «Тут маленький великий человек складывает руки a la Napoleon…» (А. В. Никитенко. «Очерки современных нравов и характеров…», 1839). Наполеоновская поза — у чугунной статуэтки в кабинете Онегина: «Под шляпой с пасмурным челом, / С руками, сжатыми крестом…» (гл. 7; опубл. 1830). И у Евгения в «Медном всаднике», а еще раньше — в стихотворении Адама Мицкевича «Петербург». Причем если наполеоновский жест героя Мицкевича подчеркивал «высокость и трагическую исключительность личности бунтаря», то «тот же жест у Евгения дан с опенком иронии»[1]:
На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом,.
Сидел недвижный, страшно бледный Евгений…
Затем уже не в ироническом, но очень серьезном, трагическом ракурсе в позе Наполеона предстал и нс названный по имени герой стихотворения Лермонтова «Воздушный корабль» (1840; вольный перевод стихотворения австрийского писателя Йозефа Кристиана фон Цсдлица «Корабль призраков» — «Geisterschiff»):
Скрестивши могучие руки,.
Главу опустивши на грудь, Идет и к рулю он садится И быстро пускается в путь.
Впрочем, в России был свой реальный обладатель наполеоновской позы — Петр Яковлевич Чаадаев, глубокий мыслитель, автор «Философических писем», содержащих резкую и выстраданную критику российской общественной и частной жизни. А. И. Герцен подметил, как выглядел Чаадаев, что называется, на людях:
«Десять лет стоял он, сложа руки, где-нибудь у колонны, у дерева на бульваре, в залах и театрах и воплощенным вето, живой нротестацией смотрел на вихрь лиц, бессмысленно вертевшихся около него…» («Былое и думы», 1868).
А потом изображение наполеоновской позы было, как сегодня сказали бы, растиражировано и в реальности, и в художественных текстах. Так, в очерке А. Я. Кульчицкого «Необыкновенный поединок»[2] некий «непризнанный поэт» «останавливается где-нибудь на возвышенности, складывает крестом руки и смотрит на танцующих с едкой насмешкой, бичуя их своими эпиграммами, которых, впрочем, никто не слышит». Необходимо принять во внимание, что Кульчицкий — один из представителей нового направления, так называемой натуральной школы. И ирония, которая сквозит в нарисованном им портрете, свидетельствует о переменах в общественном и эстетическом сознании, и поза романтического героя, казавшаяся прежде выразительной и сильной, предстает теперь как беспомощная аффектация.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Какую роль играют поза, описание позы в ряду других деталей, воссоздающих облик персонажа (портрет, одежда, среда обитания и т. д.)?
- 2. Каким образом по изменениям позы можно проследить эволюцию художественных направлений и стилей?
- 3. Какое отражение нашли в художественных текстах наиболее известные позы реальных исторических лиц (Наполеона, П. Я. Чаадаева и др.)?
- 4. Напишите небольшое эссе на тему «Поза и пародия».
Литература
Крейдлин, Г. Е. Язык тела и кииесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) / Г. Е. Крейдлин // Тело в русской культуре: сб. ст. / сост. Г. И. Кабакова, Ф. Конт. — М.: Новое лит. обозрение, 2005. — С. 19−37.
Тумипа, Л. Е. Роль позы в невербальном общении / Л. Е. Тумина // Дидакт. — 2002. — № 1 (46). Янв.-февр. — С. 16−24.