Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование общеучебных умений в процессе обучения английскому языку в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На диагностической стадии проверки качества модели процесса обучения было выявлено методом анкетирования и в дальнейшем учтено, что если в каждом уроке не акцентировать внимание учителей ИЯ начальной школы на формировании общеучебных умений посредством развития познавательных процессов, то сами учителя довольно редко рассматривают каждый урок через призму развития познавательных процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Содержание обучения английскому языку как базовый компонент процесса обучения.'.г
    • 1. 2. УМК как форма организации содержания обучения английскому языку в начальной школе
    • 1. 3. Возрастные особенности младших школьников как опосредующий фактор формирования общеучебных умений младших школьников на уроке английского языка
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Модель процесса обучения английскому языку в начальной школе в контексте формирования общеучебных умений
    • 2. 2. Экспериментальная работа по реализации авторской модели процесса обучения английскому языку
  • Выводы по второй главе

Формирование общеучебных умений в процессе обучения английскому языку в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество переживает новый этап цивилизационного развития — постиндустриальное общество, в котором осмысливаются и осуществляются процессы развития человека и его образования. На первом месте стоит человек, обладающий гораздо большей мерой свобод и ответственности, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

В связи с этим, среди ключевых компетентностей, обозначенных Федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, учебно-познавательной компетентности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Данная компетентность занимает важное положение в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру культуры.

Базовым звеном в системе образования является школа. Она выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению. В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить» — на «воспитать» и с «научить» — на «научить учиться». Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Они будут являться основанием для формирования учебно-познавательной компетентности.

Тот факт, что обучение ИЯ становится неотъемлемой частью начального этапа обучения в отечественной школе, вызывает острую необходимость скорейшей разработки, прежде всего, такой базовой методической категории как содержание процесса обучения. Согласно классическому взгляду на содержание обучения, общеучебные навыки и умения являются его неотъемлемым компонентом.

Между тем, данный вопрос является полемичным. Методисты по-разному видят компоненты содержания процесса обучения ИЯ в начальной школе. В нашем исследовании мы придерживаемся такой структуры содержания обучения ИЯ, которая включает в себя общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в языке.

Общеучебные умения, на наш взгляд, необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в ней складывается новая социальная ситуация развития, требующая от ребенка особой деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей обучения младшего школьного возраста. Поэтому, в свете вышесказанного, основополагающими умениями, составляющими содержание обучения ИЯ в начальной школе, должны быть общеучебные, сформированные с учетом особенностей познавательных процессов младших школьников и возрастных возможностей учащихся.

Изучение работ отечественных исследователей Г. В. Роговой, И. Н. Верещагиной, И. Л. Бим, З. Н. Никитенко, М. З. Биболетовой, Н. Д. Гальсковой, Е. И. Негнивицкой, Тер-Минасовой С.Г., Узуновой JLM., Обукаускайте Д. С., Сухиной, которые внесли вклад в теорию раннего и начального обучения ИЯ, показало недостаточность разработки проблемы содержания обучения ИЯ в области общеучебных и компенсаторных умений и навыков, которые связаны с формированием познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Несмотря на определенное количество работ, выявляющих психологические особенности младших школьников (А.А. Леонтьев, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, И.А. Петухова), исследования не в полной мере освещают вопрос оптимизации процесса обучения ИЯ за счет развития познавательных процессов, хотя взаимосвязь между ними давно установлена (Л.С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, Ш. А. Амоношвили, Г. А. Китайгородская).

Анализ диссертационных исследований и теоретической литературы позволил установить, что к вопросам обучения ИЯ младших школьников обращались не так часто. Большинство диссертационных исследований посвящено проблемам достижения практической цели обучения ИЯ (П.Ю. Горляков, Е. Г. Козлова, Н. А. Кулалаева, С. В. Логунова, Е. Э. Барилова, М. Ю. Гайнутдинова, Я. А. Самусенко, Гнилова Т.Н.).

Ряд диссертационных исследований, появившихся за последние пять лет, посвящен формированию общеучебных умений учащихся (Т.Е. Демидова, М. П. Ильина, Н. М. Лаврова, Е. В. Ковалева, К. В. Петров, Ю. А. Прокопович, С. В. Гильмутдинова, А.П. Федосеева). Тем не менее, авторы работ не придерживаются единой классификации этой группы умений, к тому же не рассматривают формирование общеучебных умений у младших школьников на уроке иностранного языка. Это позволяет нам утверждать, что проблема развивающего компонента цели обучения ИЯ, в частности формирования общеучебных умений, требует более тщательной разработки.

В то же время просматривается отсутствие в УМК конкретных рекомендаций по вопросу формирования общеучебных умений и по вопросу развития познавательных процессов, позволяющих ученикам эффективно, творчески и результативно строить свою деятельность по овладению иноязычными речевыми навыками и умениями, в частности теми общеучебными и компенсаторными умениями, которые должны развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление).

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки конкретной модели процесса обучения ИЯ младших школьников, которая бы не только формировала коммуникативные умения и навыки, но и учитывала уровень уже сформированных к этому возрасту познавательных процессов и в полной мере развивала последние, чем, в свою очередь, способствовала бы формированию общеучебных умений и учебно-познавательной компетентности.

Несмотря на внимание ученых к проблеме содержания и методики обучения ИЯ младших школьников, анализ научных трудов в области начального образования позволил выявить следующие противоречия:

— между насущной необходимостью формирования общеучебных навыков и умений в начальной школе, с одной стороны, и отсутствием эффективной модели процесса обучения, призванной не только сформировать.

4V й" умения и навыки, лежащие в основе владения ИЯ, но и общеучебные уменияс другой.

— между потребностью в таких учебно-методических комплексах, которые были бы направлены на интенсификацию развивающего аспекта содержания обучения, учили бы учащихся учиться и отсутствием в имеющихся УМК заданий и упражнений, способствующих формированию общеучебных умений, как компонента содержания обучения.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в следующем: какой должна быть модель обучения младших школьников, чтобы оно развивало не только навыки и умения, лежащие в основе владения ИЯ, но и формировало бы общеучебные умения?

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация модели процесса обучения английскому языку, учитывающей возрастные особенности познавательных процессов младших школьников и формирующей общеучебные умения.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников английскому языку.

Предмет исследования: общеучебные умения как компонент содержания процесса обучения младших школьников английскому языку и методика их формирования.

Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной школе будет более эффективным при условии, что:

1. содержание обучения младших школьников английскому языку будет включать такой компонент как общеучебные навыки и умения;

2. общеучебные умения будут базироваться на специфике развития познавательных процессов в данной группе обучающихся, и их учет будет рассматриваться как опосредующий фактор разработки типологии заданий по различным аспектам речевой деятельности.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить роль и место общеучебных умений в содержании обучения английскому языку в начальной школе как средства достижения социально значимых результатов обучения ИЯ.

2. Выявить степень соответствия дидактического содержания УМК современному содержанию обучения ИЯ в начальной школе в контексте формирования общеучебных умений у младших школьников.

3. Проанализировать познавательные процессы младших школьников и определить возможность их корреляции с формированием общеучебных умений на уроке английского языка в начальной школе.

4. Разработать модель процесса обучения английскому языку младших школьников в аспекте формирования общеучебных умений и экспериментально проверить ее эффективность на уроке английского языка.

Методологическую основу исследования составили философия гуманистического, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов в образовании, концепции развивающего обучения, общенаучные положения дидактико-педагогических и психологических основ методики обучения ИЯ, современные дидактические концепции в области содержания образования и содержания обучения ИЯ в контексте формирования общеучебных умений.

Теоретической основой данного исследования послужили идеи личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов (Ш.А. Амоношвили, В. Г. Казанская, И. С. Якиманская, И. А. Зимняя, Е. Н. Степанов, А.В. Хуторской), коммуникативно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, Е.И. Пассов) — развивающего образования (Л.С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер, А. А. Ухтомский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская, Л.Г. Петерсон) — положения современной педагогики и психологии о возрастном и индивидуальном развитии личности младшего школьника (Е.И. Негневицкая, Ш. А. Амоношвили, М. К. Кабардов, А. А. Люблинская, Р. С. Немов, Д.Б.

Эльконин, Л. В. Занков, А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман) — современные дидактические концепции о содержании образования в контексте формирования общеучебных умений (Н.А. Лошкарева, В. Ф. Паламарчук, А. В. Усова, Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина, Д. В. Татьянченко, B.C. Воровщиков, Л. А. Галл, Н. П. Гузин, К. В. Бардин, И.К. Мохова).

В ходе работы были использованы следующие методы научного исследования:

1. Теоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и электронных информационных ресурсов по проблемам исследованияанализ ранее выполненных диссертацийизучение и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта.

2. Эмпирические — тестирование, беседа, анкетированиенаблюдение за практикой обучения английскому языку в начальных школах, наблюдение за общением детей со сверстниками и взрослыми на занятиях и в свободное времяобобщение передового опыта учителей и собственного опыта преподавания английского языка в младших классахконстатирующий и формирующий экспериментыстатистические методы обработки данных, их качественный анализ, графическая интерпретация.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Обоснован новый взгляд на содержание процесса обучения младших школьников в аспекте повышения значимости развивающего компонента, представленного общеучебными умениями.

2. Установлено, что эффективность формирования общеучебных умений во многом зависит от учета познавательных процессов младших школьников, что детерминирует включение психологического компонента развития личности обучающегося в технологию разработки учебных заданий по английскому языку.

3. Научно обоснована и апробирована такая модель процесса обучения английскому языку, основывающаяся на принципе учета возрастных особенностей и познавательных процессов младших школьников, которая развивает общеучебные умения и интенсифицирует процесс овладения школьниками младших классов иностранным языком.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

1. Теоретически обоснована возможность и необходимость включения общеучебных умений в начальной школе в содержание процесса обучения и их целенаправленного формирования.

2. Доказано, что эффективность формирования общеучебных умений во многом зависит от развития познавательных процессов младших школьников в формате учета их возрастных особенностей.

3. Выявлены и систематизированы особенности познавательных процессов младших школьников, формирующих содержательно-дидактический контекст начального обучения английскому языку.

Практическая ценность исследования нашла свое выражение в том, что в нем:

1. Разработана модель процесса обучения английскому языку, которая учитывает возрастные особенности и развивает познавательные процессы младших школьников и тем самым формирует общеучебные умения.

2. Скорректирован алгоритм практической реализации содержательно-дидактического компонента обучения посредством моделирования процесса обучения ИЯ с учетом возрастных особенностей и развития познавательных процессов младших школьников в том числе в рамках конкретного УМК.

3. Предложены методические рекомендации учителям ИЯ начальной школы, планирующим содержание урока.

Предложенная модель процесса обучения может быть использована в книге для учителя или приложении к ней.

Достоверность и объективность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого явления, сопоставлением результатов исследования с практикой воспитания и обучения иностранному языку детей в начальной школерепрезентативностью результатов научного исследования и экспериментальных данныхиспользованием метода моделирования образовательного процесса в начальной школе, который дополняется количественным и качественным анализомсоответствием полученных результатов системного описания и научным представлениям о методике начального обучения английскому языку младших школьников в контексте идей гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов и их развивающей составляющей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфической задачей обучения учащихся младшего школьного возраста является формирование учебной деятельности, еще отсутствующей у данной возрастной группы, в виде умений учиться, то есть в виде общеучебных умений.

2. Для достижения социально значимых результатов обучения английскому языку в начальной школе компонентный состав содержания процесса обучения должен включать развивающий аспект в виде общеучебных умений, а именно:

• учебно-управленческих умений, связанных с организацией учебной деятельности, обеспечивающих планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности;

• учебно-интеллектуальных умений, связанных с совершенствованием способов мыслительной деятельности;

• умений и навыков речевой направленности;

• учебно-информационных умений, связанных со способами и приемами самостоятельного приобретения знаний из различных источников на родном и иностранных языках.

3. Формирование общеучебных умений как важного компонента содержания обучения должно происходить с учетом возрастных особенностей школьников и на основе развития познавательных процессов младших школьников на уроке ИЯ, что требует организации учебной деятельности на модифицированной основе.

4. Процесс обучения английскому языку, который строится на приоритетном формировании такого важного компонента содержания обучения ИЯ младших школьников как формирование общеучебных умений, оптимально способствует развитию познавательных процессов учащихся, и, как следствие, повышению эффективности овладения учебным предметом, что достигается посредством особым образом организованных и алгоритмизированных заданий, направленных на активизацию речемыслительной деятельности на ИЯ.

Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях и докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях: СГУ — Ставрополь 2004, 2005, 2006, 2007, 2008; БелГУ — Белгород 2004; ТПУ — Томск 2006; ПГЛУ — Пятигорск 2006; ТГУ — Тверь 2008. Внедрение результатов исследования проводилось на базе младших классов МОУ СОШ № 5, № 11 г. Ставрополя.

Организация и этапы исследования.

Первый этап — теоретико-поисковый (2003 — 2005 гг.). Основной целью явилось обоснование проблемы и изучение уровня ее разработанности в теории и состояние дел на практике, изучение и анализ научно-теоретической литературы и результатов педагогической практики, формулирование цели, задач и рабочей гипотезы.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2005 — 2007 гг.). Проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента в условиях МОУ СОШ № 5, № 11 г. Ставрополя, в процессе которых изучалась достоверность выдвинутой гипотезы, особенности развития познавательных процессов младших школьников, проверялась эффективность модели, стимулирующей развитие познавательных процессов детей этого возраста посредством обучения английскому языку.

Третий этап — обобщающий (2007 — 2008 гг.). Систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, проверялась достоверность гипотезы, уточнялись теоретические положения, оформлялась диссертация.

Объем и структура диссертации. Цели и задачи исследования определили его структурно-композиционное построение. Работа содержит 176 страниц текста и включает введение, две главы, заключение, библиографию, включающую 274 источника, и приложения. Работа содержит 9 схем и 12 таблиц.

Выводы по второй главе.

В связи с тем, что в анализируемом нами УМК прослеживается отсутствие конкретных рекомендаций по вопросу формирования общеучебных умений, представилось целесообразным предложить модель процесса обучения английскому языку, которая будет учитывать возрастные особенности и развивать познавательные процессы младших школьников, а следовательно, формировать общеучебные умения и учебно-познавательную компетентность.

Доказано, что компоненты схемы (рисунок 1.8), предложенной в параграфе 1.3, показывающие взаимозависимость и взаимообусловленность процесса обучения, в аспекте его направленности на формирование общеучебных умений, могут стать факторами модели процесса обучения, а именно: общеучебные умения — системообразующий фактор, в связи с тем, что формирование умений этой группы, является приоритетной задачей начальной школы;

S возрастные особенности познавательных процессов — опосредующий фактор, поскольку уровень сформированности общеучебных умений, а значит и учебно-познавательной компетентности, напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов учащихся определенной возрастной группы, в нашем случае младших школьников;

S вид или содержание задания — формирующий фактор, так как корректное предъявление задания в рамках авторской модели обеспечивает формирование общеучебных умений.

Модель процесса обучения английскому языку может быть реализована посредством предложенного автором алгоритма действий и может быть использована в книге для учителя или приложении к ней с тем, чтобы каждый учитель английского языка начальной школы имел полное представление о возрастных особенностях основных познавательных процессов у младших школьников на урокев обязательном порядке формулировал общеучебные задачи урокасамостоятельно мог скорректировать задание учебника так, чтобы оно развивало познавательные процессы ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, а, следовательно формировало общеучебные умения.

Разработанные нами на основе УМК «Enjoy English» упражнения ко всем урокам учебника позволили наглядно убедиться в поэтапной возможности формирования общеучебных умений, от элементарных — на первых уроках, к более сложным на последних уроках первого года обучения.

Апробация модели процесса обучения английскому языку в начальной школе подтвердила возможность и необходимость формирования общеучебных умений на уроке ИЯ, что прослеживается в значительных результатах, которые показали экспериментальные группы.

— 120 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования и доказаны положения, выносимые на защиту. Можно сделать следующие выводы по основным этапам исследования:

• В связи с модернизацией современного школьного образования в России были разработаны программы, которые ориентируются прежде всего на деятельностный характер образования, на формирование у учащихся общих учебных навыков и умений, то есть на овладение учащимися обобщенными способами учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а значит на формирование учебно-познавательной компетентности. Такой подход свидетельствует о необходимости разработки содержания обучения английскому языку, в особенности такого его компонента как технология формирования общеучебных умений. Эта проблема стоит особенно остро в начальной школе, так как, приходя в школу, ребенок попадает в иную социальную ситуацию, требующую от него новой, еще не сформированной деятельности, — учебной. То есть, в процессе обучения ИЯ в начальной школе учащиеся, начиная с первого года обучения, должны овладевать общеучебными умениями, которые составляют стратегии учащегося по усвоению языка и являются основой для формирования учебно-познавательной компетентности.

• Для достижения социально значимых результатов обучения английскому языку в начальной школе содержание обучения должно соответствовать дидактическому содержанию УМК. То есть, если в содержании обучения английскому языку заявлено формирование общеучебных умений, рекомендации по их формированию должны быть эксплицитно представлены в УМК по английскому языку. Анализ используемого в большинстве школ г. Ставрополя УМК «Enjoy English» не выявил в поурочных рекомендациях конкретных указаний, как формировать общеучебные умения, в чем просматривается некоторое несоответствие заявленного содержания обучения | ИЯ в начальной школе дидактическому содержанию учебника.

• Адекватным способом формирования общеучебных умений как важного компонента содержания обучения является развитие познавательных процессов младших школьников на уроке ИЯ, так как человек, способный активизировать все свойства внимания и восприятия, умеющий адекватно пользоваться различными видами запоминания, человек с развитыми мотивами мышления и качествами ума, а также сформированными мыслительными операциями, несомненно, овладеет умениями и навыками, связанными с организацией учебной деятельности, с интеллектуальными процессами, умениями и навыками речевой направленности, то есть общеучебными умениями.

• Исследовав классификации моделей, мы заключили, что их разнообразие показывает разные способы их построения и использования, которые зависят от направления исследования и представленных в нем тезисов, контекста науки и анализа ряда онтологических проблем. Следуя классификациям моделей, мы определили предлагаемую нами модель процесса обучения как: о Идеальную по способу построения как аналог реально существующего процесса обучения. о Структурно-функциональную по характеру воспроизводящих сторон оригинала. о По содержанию — описательную, так как дает рекомендации и описывает организацию содержания обучения ИЯ. о Дидактическую по структуре, так как предлагает педагогический сценарий и проектирует профессиональную деятельность учителя, о По материальной природе — теоретическо-практическую. о По способу действия — динамическую, так как акцентирует внимание на процессах и их развитии во времени. о По масштабу — крупномасштабную, так как может быть использована учителями при обучении иностранному языку младших школьников.

• На подготовительном этапе разработки модели процесса обучения мы основывались на принципах и алгоритмах, предложенных B.C. Безруковой, обобщившей опыт педагогического моделирования. Это позволило нам сделать вывод о том, что авторская модель отвечает всем требованиям, предъявляемым к моделям. Главным моментом этапа разработки модели стал выбор системообразующего фактора в виде общеучебных умений, а так же установление связей и зависимостей между всеми компонентами модели. В результате мы заключили, что опосредующим фактором формирования общеучебных умений являются возрастные особенности познавательных процессов у младших школьников. Формирующим фактором общеучебных умений является тип или содержание задания, предлагаемые учащимся при формировании знаний, умений, навыков и способов деятельности. Причем обозначенные факторы должны в полной мере коррелировать с социальным заказом и потребностями личности, целями и содержанием как общего образования, так и обучения английскому языку.

• На диагностической стадии проверки качества модели процесса обучения было выявлено методом анкетирования и в дальнейшем учтено, что если в каждом уроке не акцентировать внимание учителей ИЯ начальной школы на формировании общеучебных умений посредством развития познавательных процессов, то сами учителя довольно редко рассматривают каждый урок через призму развития познавательных процессов. К тому же часто затрудняются ответить, какие познавательные процессы они развивают, предлагая то или иное упражнение учебника, и развивает ли вообще. Тестирование младших школьников с целыо выявления уровня развития их познавательных процессов до и после внедрения авторской модели выявило значительное его повышение у экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами. Таким образом, внедрение предложенной модели экспериментально подтвердило: эффективность формирования общеучебных уменийинтенсивность развития познавательных процессовэффективность формирования коммуникативных, языковых, речевых и социокультурных знаний, умений, навыков и способов деятельностиповышение уровня мотивации учащихся при изучении английского языка.

• Для обеспечения корректного понимания учителем авторской модели процесса обучения нами был предложен конкретный алгоритм ее реализации, что доказывает практическую значимость проведенного исследования. То есть разработанная модель может быть использована в книге для учителя, решая следующие задачи:

1) дать учителю полное представление о возрастных особенностях познавательных процессах у младших школьников на уроке английского языка для того, чтобы посредством развития познавательных процессов учитель сознательно формировал общеучебные умения;

2) обосновать необходимость учета и развития учителем имеющихся возрастных особенностей детей с тем, чтобы в полной мере формировать общеучебные умения;

3) помочь учителю рассматривать каждое задание учебника через призму формирования общеучебных умений, а также самостоятельно корректировать задание любого учебника в целях развития познавательных процессов ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, что будет формировать общеучебные умения;

4) ориентировать учителя на обязательную общеучебную установку при формулировании задач к уроку;

5) помочь учителю самостоятельно моделировать такую систему заданий и упражнений по обучению ИЯ в начальной школе, которая бы учитывала и развивала познавательные процессы младших школьников и тем самым способствовала формированию общеучебных умений.

— 124.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Дис.. к. п. н. -М., 1985.-201 с.
  2. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 1988.-№ 2. -с. 3−14.
  3. М.Ю. Арт-терапия как средство развития творческого мышления // Образование и культура. Материалы пятой междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей.-М.: АПК и ПРО, 2002. 272 с. — с. 109−113.
  4. Г. С. Как научиться изобретать. — Тамбов, 1961. — 128 с.
  5. Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // ИЯШ. 1986. — № 2. — с. 24−27.
  6. В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения // ИЯШ. 1985. — № 6. — с. 3−8.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  8. А.В. О введении иностранного языка во II классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002 / 2003 учебном году // ИЯШ. — 2002. — № 3. — с. 4−10.
  9. А.В. Об обучении иностранным языкам в III классе общеобразовательных учреждений России // ИЯШ. — 2003. — № 4. — с. 3−6.
  10. А.В. Об организации обучения иностранным языкам в IV классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // ИЯШ. 2005. — № 3. — с. 2−6.
  11. К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987. — 96 с.
  12. Е.Э. Обучение французскому алфавиту в младших классах школы на основе выделения конкретных ориентиров: Дисс. к. п. н.: 13.00.02.-М., 1998.- 162 с.
  13. И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. 64 с.
  14. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  15. .В. Основные вопросы психологии обучения иностранным языкам // Вопросы психологии. 1960. — № 6. — с. 8−12.
  16. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания. — М.: Просвещение, 1977. 288 с.
  17. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. 1989. — № 1. — с 19−26.
  18. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // ИЯШ. 2002. — № 2. — с. 11−14.
  19. Бим И.Л., Биболетова М. З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ. — 1991. — № 2.-с. 3−9.
  20. Бим И.Л., Садомова Л. В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 1998. № 6. -с. 4−10.
  21. Бим И.Л., Смирнова Т. В. К проблеме системности в овладении основами общения на иностранном языке (немецкий язык, начальный этап обучения) // ИЯШ. 1987. — № 6. — с. 14−19.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. — 304 с.
  23. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.-с. 8.
  24. Е.Г. Наглядная программа для младших школьников, изучающих английский язык, и их родителей. Программы, поиски, решения//ИЯШ.- 1992.-№ 2.-с. 14−18.
  25. Е.Д. Способ учебной работы условие и продукт познавательной деятельности школьника. — М., 2008. — 400 с.
  26. Ю.А. Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения на примере учебного предмета «иностранный язык»: Автореф. дис.. к. п. н. — М., 2002. — 19 с.
  27. Венгер A. JL, Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2005. 159 с.
  28. И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1991. 96 с.. ,
  29. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 1962.
  30. С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. Л Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября. http://www.eidos.ru/iournal/2007/0930−9.htm.
  31. А.А. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск: ТГУ, 1999. — 320 с.
  32. Выготский J1.C. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.- Д., 1935. — с. 53−69.
  33. JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. 504 е., ил. — (Академия педагогических наук СССР).
  34. М.Ю. Возможности использования опыта раннего обучения детей иностранному языку в практике отечественныхобразовательных учреждений: Диссертация к. п. н.: 13.00.02. -Ярославль, 2005. 202 с.
  35. Л.А. Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, http://festival.lseptember.ru/articles/503 950/.
  36. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. — с 236−277.
  37. П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку: Сб. статей / Под ред. А. А, Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1972. — с. 60−71.
  38. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985.-45 с.
  39. Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ. — 1990. -№ 1. с. 3−7.
  40. Н.Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. 1989. — № I.e. 13−19.
  41. Н.Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н. Программы по иностранному языку: новые подходы к конструированию // ИЯШ. -1990.-№ 4.-с. 8−13.
  42. Н.Д., Никитенко З. Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ. — 1994. — № 1.-е. 8−16.
  43. Н.Д., Чепцова Л. Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе (На материале Программы обучения иностранным языкам в начальной школе) // ИЯШ. 1994. — № 3. — с. 4−9.
  44. И.С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале английского языка): Автореф. дисс. к. п. н. М., 1998. -23 с.
  45. С.В. Формирование общеучебных умений учащихся как основа преемственности обучения в начальной и средней общеобразовательной школе: Диссертация к. п. н.: 13.00.01. Уфа, 2004. — 199 с.
  46. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. — М.: Наука, 1965.-245 с.
  47. Т.Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: Диссертация к. п. н.: 13.00.02. -М, 2001. 179 с.
  48. П.Ю. Прагматически направленное обучение общению на английском языке в первом классе общеобразовательных учреждений: Дисс. к. п. н.: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 2000 — с 266.
  49. Н.П. Учить учиться. М., 1981. — 108 с.
  50. Л.П. Формирование профессиональной культуры учителя начальных классов в условиях закрытых административно-территориальных образований: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 2002. 23 с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения — М.: ИНТОР, 1996.
  53. Т.Е. Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: Диссертация к. п. н.: 13.00.08. Брянск, 2005.-346 с.
  54. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996. 208 с.
  55. В.И. Теория обучения: современная интерпретация. / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
  56. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. — 152 с.
  57. Занков J1. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. -М., 1999.-608 с.
  58. JI. В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  59. А.В. Избранные психологические произведения: в 2 т. — М.: Педагогика, 1986. 316 с.
  60. И.А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком / И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе: Сб. статей / Под ред. А. А. Миролюбова, Э. Ю. Сосенко. М., 1971. — с. 39−48.
  61. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991.-219 с.
  62. И.П. Методика коммунарского воспитания. — М: Просвещение, 1992.-208 с.- 13 065. Иванова В. Н. Совещание по вопросам экспериментального обучения иностранным языкам в детских садах и начальной школе // ИЯШ. 1989. — № 4. — с. 110−114.
  63. В.Н. Эксперимент продолжается // ИЯШ. — 1990. — № 5. — с. 9−15.
  64. В.Н., Сидорова Л. В. Экспериментальное раннее обучение иностранным языкам в Чувашской ССР // ИЯШ. — 1991. — № 2. с. 58−63.
  65. О.Н., Шевченко А. Е. Система формирования общеучебных умений у учащихся. http://festival. lseptember.ru/articles/211 887/.
  66. Игры для работы в младших классах (На материале английского языка) // ИЯШ. — 1994. — № 3. — с. 36−41.
  67. Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Московский психолого-социальный институт. — 2002. — 112 с.
  68. Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. 320 с.
  69. М.П. Формирование общеучебных умений у младших школьников средствами краеведения: Диссертация к. п. н.: 13.00.01. Стерлитамак, 2004. — 194 с.
  70. В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. — СПб. КАРО, 2004. 208 с. — (Модернизация общего образования).
  71. М.П. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся, http://www.vlivkor.com/2008/02/27.
  72. Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков общеоразовательной школы: Диссертация к. п. н.: 13.00.01. Барнаул, 2003. — 205 с.
  73. Е.Г. Педагогические условия развития когнитивных способностей младших школьников: Дисс. к. п. н.: 13.00.01. — Мурманск, 2006. 147 с.
  74. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. — М.: 1982.-Т. 1.-693 с.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756.
  76. З.В. Об отборе коммуникативного минимума для начального этапа обучения в средней школе // ИЯШ. 1989. — № 1. -с. 36−41.
  77. В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 3. — с. 3−10.
  78. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972.— 255 с.
  79. И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: Автореф. дис. к. п. н. Саранск, 2004. — 18 с.
  80. Н.А. Методика обучения учащихся начальных классов марийскому языку: Дис. к. п. н. 13.00.02. М., 1998. — 199 с.
  81. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  82. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск: Народная Асвета, 1972. 136 с.
  83. Н.М. Методическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников общеучебного умения пользоваться лингвистическими словарями: Диссертация к. п. н.: 13.00.02. Омск, 2005. — 158 с.
  84. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. — 1996. — № 6. — с. 25−30.
  85. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  86. А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русский язык за рубежом. 1982. — № 4. — с. 48−53.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  88. А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: Сб. статей / Под ред. А. А. Леонтьева, Н. Д. Зарубиной. -М., 1977.-с. 5−12.
  89. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  90. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций http//lerner.edu3000.ru/lernerrazvobuchen.htm.
  91. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. — 96 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 12).
  92. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
  93. С.В. Методика формирования грамматических конструирующих умений в раннем обучении английскому языку (у школьников шестилетнего возраста): Диссертация к. п. н.: 13.00.02. -Тамбов, 1997.- 162 с.
  94. С.В., Мильруд Р. П. Последовательность предъявления речевого материала на грамматической основе учащимся в шестилетнем возрасте // ИЯШ. — 1996. — № 4. — с. 4−8.
  95. Т.Н., Задорожная А. В. К вопросу о влиянии иностранного языка на личностное развитие // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. — Ростов н/Д, 2002. —211 с.
  96. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целого учебно-воспитательного процесса. Дисс.д.п.н. -М., 1990.
  97. А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. В сб.: „Вопросы общей и детской психологии“. — М.: АПН РСФСР, 1954.-с. 18−29.
  98. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1958. — 415 с.
  99. А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1965.- 176 с.
  100. А.А. Ранние формы мышления ребенка. В сб.: „Исследование мышления в советской психологии“. — М.: Наука, 1966.-с. 319−348.
  101. Г. А. Обучение марийскому языку как второму иностранному в младших классах общеобразовательной школы: Диссертация к. п. н.: 13.00.02. М., 2000. — 180 с.
  102. Т.В., Бим И.Л. Некоторые научные предпосылки совершенствования программ по иностранным языкам // ИЯШ. — № 5.-с. 29−35.
  103. Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. н. — М., 2006.-23 с.
  104. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: Отв. ред. М. К. Колкова. СПб.: КАРО, 2005. — 224 с. — (Модернизация общего образования).
  105. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: Дис. д. п. н. — М., 1992. — 541.
  106. ПЗ.Мильруд Р. П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1995. — № 5. — с. 13−18, 40.
  107. Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе // ИЯШ. 1996. — № 1. — с. 5−12.
  108. А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
  109. Н.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавателя иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института: Автореф. дисс. д.п.н. Москва: МГПУ им. Ленина, 1994. 16 с.
  110. Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативномобразовательном пространстве // Монография. Ставрополь: СГУ, 2003.-404с.
  111. И.К. Урок-исследование в начальной школе // Начальная школа. 1996. -№ 12.
  112. .Г. Обучение чтению и письму во II классе (по экспериментальной программе) //ИЯШ. 1989. — № 5. -с.13−15.
  113. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В. В. Репкина. — Томск: Пеленг, 1992.
  114. Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Дис. канд. псих. наук. М., 1986. — 214 с.
  115. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981.-111 с.
  116. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965. — 336 с.
  117. A.M. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005.- 176 с.
  118. A.M. Развитие отечественного образования. — М.: Эгвес, -2005.-256 с.
  119. Новые образовательные стандарты школьного образования по иностранному языку. — М.: ООО „Издательство Астрель“: ООО „Издательство ACT“, 2004. 380 с. — (Образование в документах и комментариях).
  120. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. 1988. -№ 3. с. 7−10.
  121. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. — 1988. — № 5. — с. 16−28.
  122. JI.T. Психологические основы урока. —М., 1977. — 96 с.
  123. В.Ф. Школа учит мыслить. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  124. О.Ю. Уроки английского языка во втором классе (первый год обучения) // ИЯШ. 1992. — № 3 — 4. — с. 69−75.
  125. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд. 2-е. -М., 1991.-224 с.
  126. Е.И. Коммуникатиное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003. — 184 с.
  127. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: БРЭ, 2003. 528 с.
  128. Л.Г. Дидактические принципы развивающего обучения // „Школа — 2000.“: Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель. Вып. 4. М.: УМЦ „Школа 2000.“, 2002. — 272 с.
  129. К.В. Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ: Диссертация к. п. н.: 13.00.01. М., 2003. — 231 с.
  130. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3.
  131. И.А. О развитии мышления на уроках иностранного языка//ИЯШ. 1981.-№ 1.-е. 29−33.
  132. А.А. Познавательные стратегии школьников. — М.: Профит Стайл, 2007. 528 с.
  133. МО.Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. М.: Профит Стайл, 2007. — 432 с.
  134. И.П. Педагогика начальной школы. — М.: ВЛАДОС, 2004.-399 е., ил.
  135. Н.А. Межпредметные связи. Формирование познавательной активности школьников (Библиотека педагога-практика). — М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, 2007. 272 с.
  136. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. 1982. — № 10. — с. 106−111.
  137. Ю.А. Педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивации программно-целевого управления: Диссертация к. п. н.: 13.00.01.-Барнаул, 2005.-284 с.
  138. Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2004. — 448 с. — (Библиотека психолога).
  139. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.-448 е., ил.
  140. В.В. Развивающее обучение как система. — Томск: Пеленг, 1992.
  141. Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск: Пеленг, 1993.
  142. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 1998. 323 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
  144. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. — Т. 1.-328 с.
  145. Я.А. Обучение второклассников английской графике на основе сформированного у них элементарного навыка письма на родном (русском) языке: Дис. к. п. н.: 13.00.02. — Тамбов, 1998. — 171 с.
  146. Г. К. Технологии развивающего образования. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 192 с. — (Энциклопедия образовательных технологий).
  147. В.А. Инновационность один из принципов педагогики // Педагогическое образование и наука. — 2000. — № 1. — с 38−44.
  148. Т.В. Системный подход к обучению устно-речевому общению на начальном этапе // ИЯШ. 1989. — № 2. — с. 22−28.
  149. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2008. — 224 с.
  150. В.А. Разговор с молодым директором школы. Изб. пед. сочинения в 3-х т. — М.: Педагогика, 1981. с 7 — 24.
  151. Т.Ю. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения // ИЯШ. 1988. — № 2. — с. 35−40.
  152. Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию (Монография). М.: Изд-во МПГУ. — Курск: Изд-во КГПУ, 2001. — 147 с.
  153. Д.В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: ЦНТИ, 1996. — 86 с.
  154. Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. — № 5. — с.42−55.
  155. Д.В., Воровщиков С. Г. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. — 2003. № 8. — с. 115−126.
  156. А.В. Формирование у учащихся учебных умений/ А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  157. К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. — 591 с.
  158. А.П. Формирование общеучебных умений использования информационных и коммуникационных технологий у младшихшкольников в процессе обучения информатике: Диссертация к. п. н.: 13.00.02. Омск, 2004. — 181 с.
  159. В.М. УМК для раннего этапа обучения иностранным языкам, созданный учителями и методистами г. Ростова-на-Дону и ростовской области // ИЯШ. 1993. — № 1.-е. 69−70.
  160. В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1998.- № 5. с. 17−20.
  161. В.М., Еремина О. П. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (Использование приема коллажирования)//ИЯШ. 1992.-№ 5 — 6. — с. 11−15, 56.
  162. Л.М. Психологическая наука — учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. М., 1985. — 224 с.
  163. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 е., ил. — (Психологическая наука — школе).
  164. Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Мн.: ИПК образования, 1995. 32 с.
  165. П. Общая география: Глобальный синтез: учебник: перевод с английского / П. Хаггет, А.Скопин. — Harlow: Pearson Education, 2005.-XII, 352, 505 с.
  166. Д. Формирование учебных навыков / Д. Хамблин- превод с английского. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  167. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 — 1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. 304 с.
  168. Чирик-Степанова О.В., Бугаева Т. А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе. М., 2004. — 228 с.
  169. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 512 е., ил.
  170. В.А. Моделирование и познание / В. А. Штоф. — Минск, 1974.-240 с.
  171. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.- Л., 1947. — 96 с.
  172. Т.К. Структурно-функциональная модель профессиональной деятельности (на примере учителя географии: Дис. д. п. н.: 13.00.01, 13.00.02. М., 2005.-370 с.
  173. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 е., ил.
  174. Т.П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста // ИЯШ. — 1993. — № 3. с. — 38−42.
  175. И.С. Развивающее обучение. — М., 1979. 144 с.
  176. И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. — 1979. — № 6.
  177. И.С. Дифференцированное обучение: „внешние“ и „внутренние“ формы // Директор школы. 1995. — № 3.
  178. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. Под ред. А. А. Смирнова. — М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
  179. Aitken R. Teaching Tenses: Ideas for Presenting & Practicing Tenses in English. ELB Publishing, 2002. 191 p.
  180. Approaches to the Teaching of the English Language and Culture. Oulu, 1985.-103 p.
  181. Argondizzo С. Children in Action: A Resource Book for Language Teachers of Young Learners (Language Teaching Methodology Series. ELT Classroom Techniques & Resources). Prentice-Hall, 1992. 367 p.
  182. Behaviourial and Mental Health Research: A Handbook of skills and Methods. Edited by Parry Glenys, Watts Frazer N. Lowrence Erlbaum Assosciates Ltd., 1996. 464 p.
  183. Betensky М/ Self-discovery through self-expression. Springfield, III.: Charles С Thomas, 1973.
  184. Brown D. Teaching by Principles: an Interactive Approach to Language Pedagogy. 2nd edition / D. Brown. — Addison Wesley- Longman, 2001. -480 p.
  185. Brown H. Principles of Language Learning and Teaching. Pearson Education, 2006.-41 Op.
  186. Brown L. Amy, Downing J., Sceats J. Chambers Young Learners» Dictionaries. Chambers, 1984.-448 p.
  187. Brumfit Chr. J. Communicative Language Teaching: An Educational Perspective // The Communicative Approach to Language Teaching / by C.J. Brumfit and K. Johnson (eds.). Oxford, Oxford University Press, 1979.-pp. 183−191.
  188. Brumfit Chr. Teaching English to Children: From Practice to Principle. Collins Educational Glasgow, 1991. 308 p.
  189. Cameron L. Teaching Language to Young Learners (Cambridge Language Teaching Library). Cambridge University Press, 2001. 2741. P
  190. Celce-Murcia M., Mcintosh L. Teaching English as a second or Foreign Language. Cengage ELT- 3 revised ed., 2001. 584 p.
  191. Dubin F., Olshtain E. Course Design. Cambridge University Press. 1986. -208 p.
  192. Finocchiaro M., Brumfit Chr. The Functional-National Approach. Oxford University Press, 1983. 235 p.
  193. Gail E. Storytelling Handbook for Primary Teachers (English Language Teaching). Longman ELT, 1991. 128 p.
  194. Gail E. The Primary English Teacher’s Guide (Penguin English). Longman, 2002. 288 p.
  195. Garlikov R. The Socratic Method: Teaching by Asking Instesd of Telling, h ttp: //w w w. garl i ко v. com/S о cMeth. htm 1
  196. Genesee F. Educating Second Language Children: The Whole child, The Whole Curriculum, The Whole.Community. Cambridge University Press, 1994.-375.
  197. Grotevant Harold D., Carlson Cindy 1. Family Assessment: A Guide to methods and Measures. The Guilford Press, New York, London, 1989. -500 p.
  198. Hadfield J., Hadfield Ch. Simple Speaking Activities (Oxford Basics). OUP Oxford, 1999.-80 p.
  199. Hadfield J., Hadfield Ch. Simple Listening Activities (Oxford Basics). OUP Oxford, 1999.-80 p.
  200. Hadfield J., Hadfield Ch. Presenting New Language (Oxford Basics). OUP Oxford, 1999.-80 p.
  201. Hadfield J., Hadfield Ch. Simple Reading Activities (Oxford Basics). OUP Oxford, 2000. 80 p.
  202. Hadfield J., Hadfield Ch. Simple Writing Activities (Oxford Basics). OUP Oxford, 2001.-72 p.
  203. Harmer J. The Practice of English Language Teaching (Longman Handbooks for Language Teachers). Longman ELT, 2007. — 448 p.
  204. Holden S. Teaching Children (Modern English Teacher). Macmillan Ed., 1987.-96 p.
  205. Hughes A. How to Teach English to Children. Pearson Longman, 2001. -160 p.
  206. Kennedy Chr. Ideas & Issues in Primary English Language Teaching (Methodology). Nelson ELT, 1991. 196 p.
  207. Larsen-Freeman D., Campbell R. N., Rutherford W. E. Techniques & Principles in Language Teaching (Teaching Techniques in English as a Second Language). OUP USA- 2-d Ed., 2000. 208 p.
  208. Lightbown P.M., Spada N. How Languages Are Learned (Oxford Handbooks for Language Teachers) OUP. Oxford, 3-d Ed., 2006. 2521. P
  209. Madylus O. Methodology: Teaching Young Children one-to-one. http: www. onestopengl i sh. com
  210. Miluse Soudek, Lev I Soudek. Non-verbal channels in language learning // ELT journal, April, 1985. Volume 39/2. — 109 p.
  211. Moon J. Children Learning English. Macmillan ELT, 2005. 192 p.
  212. Philips S. Young Learners (Resource Books for Teachers). OUP Oxford, 1993.-192 p.
  213. Philips S., Maley A. Drama with Children (Resource Books for Teachers). OUP Oxford, 1999. 160 p.
  214. Pilgrim J. Blackberry Farm Books. Saturday at Blackberry Farm. Hodder and Stoughton Children’s book, 1993. 16 p.
  215. Richards J.C. Communicative Needs in Foreign Language Teaching // Currents of Change in English Language Teaching / Ed. By R. Rossney & R.B. Bolitho. Oxford University Press, 1990. pp. 48 58.
  216. Richards J.C., Thomas S.C. Farrell. Professional Development for Language Teachers (Stratagies for Teacher Learning). Cambridge University Press, 2005. 202 p.
  217. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 278 p.- 144 229. Rodgers Т. Methodology in the New Millennium / T. Rodgers // English Teaching Forum. № 2. — April, 2000. — P. 2 — 12.
  218. Scrivener J. Teaching Grammar (Oxford Basics). OUP Oxford, 2003. — 72 p.
  219. Scrivener J. Learning Teaching. Macmillan ELT- 2-d., 2005. 432 p.
  220. Shelagh R. Teaching English to Young Learners: How to Teach English to Young Learners For the Professional English Language Teacher. Modern English Publishing Ltd., 2005. — 208 p.
  221. Sheils J. Communication in the Modern Language Classroom. Stratsbourg: Council of Europe Press, 1993. 309 p.
  222. Slattery M. Oxford Basics for Children: Vocabulary Activities (Oxford Basics). OUP Oxford, 2004. 70 p.
  223. Social Work Research. Method for the Helping Professions. Edited by Norman A. Polansky. The University of Chicago Press. Ltd., London, 1975.-314 p.
  224. Spada N. How Languages Are Learned (Oxford Handbooks for Language Teachers) OUP. Oxford, 3-d Ed., 2006. 252 p.
  225. Svecova H. Listen & Do. OUP. Oxford. New title ed., 2007. 71 p.
  226. Swan M. Practical English Usuage. OUP Oxford. 3-d Ed., 2005. 688 p.
  227. Thornbury S. About Language Tasks for Teachers of English (Cambridge Teacher Training & Development). Cambridge University Press ELT, 1997.-287 p.
  228. Toth M. Heinemann Children’s Games. Macmillan ELT, 1995. 96 p.
  229. Ur P. Grammar Practice Activities: A Practical Guide for Teachers (Cambridge Handbooks for Language Teachers). Cambridge University Press, 1988.-296 p.
  230. Ur P. Discussions that Work: Task-centered Fluency Practice / P. Ur. -Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — 122 p.
  231. Ur P. Teaching Listening Comprehension / P. Ur. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 173 p.
  232. Ur P., Wright A. Five-Minute Activities: A Resource Book of Short Activities. (Cambridge Handbooks for Language Teachers). Cambridge University Press, 2005. — 117 p.
  233. Vale D. Teaching Children English: An Activity Based Training Course (Cambridge Teacher & Development). Cambridge University Press, 1995.-286 p.
  234. Villiers S. Sharing Our Understanding of the Communicative Method // ИЯШ. -2000. № 3. c. 21−23.
  235. West M. English Language Teaching. 1961. — 125 p.
  236. Wicke, R.E. Kontakte kniipfen. Fernstudieneinheit 9 / R.E. Wicke // Red. H. Meese. Langenscheidt, 1999. — 168 S.
  237. Wright A., Maley A. Storytelling with Children (Resource Book for Teachers). OUP Oxford, 1995. 232 p.
  238. Wright A., Maley A. Creating Storyies with Children (Resource Book for Teachers). OUP Oxford, 1997. 144 p.
  239. Е.А. Комплект пособий «Грамматика английского языка» к учебнику Enjoy English 1: Учебник англ. яз. для нач. шк. / Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А. — Обнинск: Титул. — М.: Экзамен, 2006. — 32 с.
  240. М.З., Добрынина Н. В., Ленская Е.А. Enjoy English 1: Учебник англ. яз. для нач. шк. — Обнинск: Титул, 2004. — 144 е.: ил.
  241. М.З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А. Книга для учителя к учебнику Enjoy English 1 — Обнинск: Титул, 2005. — 80 с.
  242. Л.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. — М., 1991. 175 с.
  243. М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5−10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. М.: АРКТИ, 2005. — 136 с. — (Развитие и воспитание).
  244. В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток (Мастер-класс для учителя). М.: Эксмо, 2007.-512 с.
  245. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2006. 368 с.
  246. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с. — (Методическая библиотека).
  247. И.Н. Настольная книга практикующего педагога. М.: РОСБУХ, Гросс Медиа, 2008. — 544 с.
  248. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод. пособие / Сост. В. В. Копылова. М.: ООО ACT: ООО Астрель, 2004. — 446 с. — (Настольная книга).
  249. З.Н., Негневицкая Е. И. и др. УМК для 1—4 классов. Английский язык. М.: Просвещение, 1998 — 2002.
  250. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическаяпсихология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  251. О .Я. Психологический практикум в школе: Учеб. пособие для студентов заочников IV — V курсов пед. ин-тов. — 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. — 96 с. — В надзаг.: Моск. гос. заоч. пед. ин-т.
  252. Е.Б., Раббот Г. П. УМК по английскому языку для начальной школы. М.: РТ-Пресс, 1998 — 2002.
  253. Программа по иностранным языкам для 12-летней школы. — М., 2001, с. 95−109.
  254. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных учреждений. Начальная школа. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 160 с.
  255. А.И. Готовим ребенка в школе. Учим учиться самостоятельно (Развивающее обучение. Практические задания). — М: Академия развития, 2008. — 160.
  256. В.В. Программа начального общего образования по английскому языку / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова. — М.: ACT: Астрель, 2006. 47 с.
  257. Тер-Минасова С.Г., Узунова Л. М., Обукаускайте Д. С., Сухина Е. И. Учебник англ. яз. для 2-го кл. общеобразовательных учреждений -М.: ACT: Астрель, 2006. 127 с.
  258. В.В., Шмидт В. Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Библиотека практического психолога).
  259. Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1-Х классы): Проект. — М., 1980.
Заполнить форму текущей работой