Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы заготовок сельскохозяйственной продукции как фактор государственного регулирования агропромышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оправдывая отказ многих регионов России от организации научно обоснованной системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, ряд ученых и многие управленцы-практики доказывают, что государственные заготовки, в какой бы форме они не осуществлялись — это пережиток социализма, директивное навязывание сверху товаропроизводителю структуры и уровня производства определенных видов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Объективная необходимость государственного регулирования заготовок сельскохозяйственной продукции
    • 1. 1. Сущность и социально-экономическая роль государственных заготовок сельскохозяйственной продукции
    • 1. 2. Основные принципы и особенности действовавших в прошлом методов планирования заготовок сельскохозяйственной продукции
    • 1. 3. Опыт Республики Татарстан по планированию объемов государственных закупок
  • 2. Динамика и уровень государственных заготовок сельскохозяйственной продукции в Республике Татарстан
    • 2. 1. Краткая характеристика объективных условий хозяйствования в Республике Татарстан
    • 2. 2. Дифференциация факторов и результатов производства в регионе
    • 2. 3. Резервы увеличения объемов производства товарной продукции
  • 3. Основные направления совершенствования и повышения эффективности системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции
    • 3. 1. Прогнозирование объемов валовой и товарной продукции. Рациональное размещение производства валовой и товарной продукции
    • 3. 2. Обоснование уровня гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию
    • 3. 3. Внедрение прогрессивных форм организации заготовок сельскохозяйственной продукции

Развитие системы заготовок сельскохозяйственной продукции как фактор государственного регулирования агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Освоение рыночных отношений в стране, в отдельных ее регионах привело к серьезным институциональным изменениям во всех сферах и отраслях экономики. Одновременно с положительными и зачастую необратимыми последствиями в технологии, технике, организации производства и труда, системе управления, в теории и на практике образовались серьезные бреши, уже сегодня приведшие к определенным негативным результатам, и, если их не знать и не учитывать в процессе управления, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Одним из самых серьезных таких пробелов является необоснованный и ничем не оправданный отход от системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции.

Оправдывая отказ многих регионов России от организации научно обоснованной системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, ряд ученых и многие управленцы-практики доказывают, что государственные заготовки, в какой бы форме они не осуществлялись — это пережиток социализма, директивное навязывание сверху товаропроизводителю структуры и уровня производства определенных видов продукции. При этом умышленно или случайно забывают, что «навязывание» осуществлялось не всегда и не везде. В тех регионах, где разрабатывалась и осуществлялась обоснованная методика планирования госзаказа (государственных закупок, продналога, контрактации и др.), сельский товаропроизводитель был уверен, что произведенный продукт будет закуплен государством по определенной заранее известной ему цене, и под запланированный объем реализованной продукции государство снабдит его по паритетным ценам горючим, удобрениями, запчастями, техникой и другими ресурсами.

Отказываясь от заготовок сельскохозяйственной продукции, аппаратные работники сняли с себя ответственность, с одной стороны, за обеспечение населения страны, ее регионов первоочередными и жизненно необходимыми продуктами питания, с другой стороны, — за материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса требуемыми ресурсами, создав тем самым все условия для глубокого кризиса.

Поскольку с переходом к рынку проблемы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции оказались в числе малоизученных и слабо освещенных в печати, важное значение приобретает обобщение и экономическая оценка отечественного и зарубежного опыта организации государственных заготовок на различных этапах развития национальной экономики, в том числе и агропромышленного комплекса.

В изучении и объективной критической оценке различных аспектов организации государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, в разработке системы мер по ее совершенствованию и адаптации к рыночным условиям заключается актуальность темы данной диссертации, научный интерес и практическая значимость поднимаемых и решенных в ней вопросов.

Научная и практическая значимость проблемы заготовок сельскохозяйственной продукции издавна привлекала внимание многих ученых. В разные годы исследованием отдельных сторон организации государственных заготовок занимались И.Н.Бахов-кина, А. В. Бородин, Н. С. Бузулуков, А. М. Каландадзе, В. А. Караваев, Д. З. Коровяковский, В. И. Кудинов, Н. Д. Лаптев, В. В. Милосердов, М. И. Моисеев, Л. М. Рабинович и др. Отечественными экономистами-аграрниками достаточно хорошо изучена и освещена в печати эволюция форм и методов заготовок на различных этапах развития общества. Это имело большое значение для существовавшей системы государственных заготовок, которая раньше постоянно совершенствовалась за счет использования их главных принципов, но в последнее время она практически сведена к нулю.

В недавнем прошлом ученые не раз обращали внимание на различные стороны организации заготовок сельскохозяйственной продукции — экономическую, политическую, социальную. Организуемые в плановом порядке государством в необходимом объеме, по твердым ценам, по определенным нормам, заготовки сельскохозяйственной продукции в течение многих десятилетий оказывали огромное влияние на многообразные стороны общественного процесса: на темпы и уровень развития всех отраслей народного хозяйствана объем и распределение национального доходана развитие товарооборота и совершенствование денежного обращенияна укрепление обороноспособности странына развитие и совершенствование существовавших тогда обеих форм собственности и соответствующих типов предприятийна повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся и др. Таким образом, государственные заготовки сельскохозяйственной продукции всегда служили решающим условием воспроизводства всех отраслей народного хозяйства и поддержания определенных пропорций между ними.

Среди всех вышеперечисленных и связанных с ними проблем особую остроту в настоящее время приобрела проблема устойчивого продовольственного обеспечения населения в рыночных условиях.

Вместе со спадом производства и галопирующей инфляцией была разрушена сложившаяся система формирования фондов государственного продовольственного обеспечения. Отменены существовавшие ранее формы привлечения сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд: продналог, госзаказ, обязательные поставки и др. Ликвидированы заготовительные организации. Взамен ничего более эффективного не предложено. Обеспечение населения продовольствием было переложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В агропромышленном комплексе не была создана рыночная инфраструктура продовольственного обеспечения. Не получили должного развития продовольственные рынки, биржи, залоговые операции и фьючерсные сделки. Допущен большой диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики. Это привело к нарушению стоимостных пропорций, разрушению межотраслевых и межрегиональных связей.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно острой стала проблема сбыта продукции и продовольствия по ценам, обеспечивающим расширенное воспроизводство (достаточно вспомнить тяжелую ситуацию с заготовками зерна в урожайном.

2002 г.). В результате сократилось производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Но и при этом значительная часть их осталась не востребованной потребителями. В то же время многие регионы, особенно Москва, Санкт-Петербург и другие делают ставку на завоз импортного продовольствия.

Чтобы преодолеть такую тяжелую экономическую ситуацию, возникла необходимость в проведении глубоких научных исследований проблем организации и совершенствования системы заготовок сельскохозяйственной продукции как важного рычага государственного регулирования АПК. Сказанное предопределило выбор темы данной диссертации.

Целью исследования явилось теоретическое обобщение и экономическая оценка опыта организации и функционирования системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции на различных этапах развития всех отраслей народного хозяйства, в том числе и агропромышленного комплекса. На основе изучения опыта планировалось разработать систему мер по совершенствованию системы государственных заготовок.

Для осуществления поставленной цели в процессе исследования предусматривалось решение следующих конкретных задач:

— исследование концепций разных авторов по вопросам организации и эффективного функционирования системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции;

— выявление возможностей адаптации отечественного и зарубежного опыта организации государственных заготовок к рыночным условиям России;

— обобщение многолетнего опыта Республики Татарстан по планированию объемов государственных закупок (квотированию) и оптимальному размещению их между хозяйствами с учетом оценки объективных условий производства, специализации и эффективности отраслей;

— обоснование прогрессивных методов прогнозирования объемов производства и реализации продукции;

— определение уровня государственных гарантированных рыночных и пороговых цен на сельскохозяйственную продукцию;

— разработка основных направлений совершенствования системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции.

Объектами исследования послужили хозяйства разных организационно-правовых форм Республики Татарстан, расположенные в различных природно-экономических зонах. Экспериментальная накладка рабочих гипотез осуществлялась при нашем личном участии на типичные хозяйства Тукаевского и Тюлячинского районов.

Предметом исследования послужили производственные, экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе государственных заготовок сельскохозяйственной продукции. При этом особое внимание уделялось выявлению и оценке прогрессивных методов анализа, прогнозирования и планирования объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, обоснованию уровня государственных гарантированных цен на нее.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых экономистов по изучаемой проблеме.

В качестве информационной базы в диссертации использованы данные статистических органов, годовые отчеты, производственно-финансовые и бизнес-планы сельскохозяйственных предприятий, первичная отчетность разных органов управления АПК, результаты личных наблюдений и управленческих решений, принимаемых лично нами.

При обработке информации применялись разнообразные приемы статистико-экономического, монографического, расчетно-конструктивного и экономико-математического методов исследования с использованием ПЭВМ.

Научная новизна диссертации заключается в доказательстве необходимости и возможности государственных заготовок сельскохозяйственной продукции в условиях рынкав разработке основных направлений совершенствования системы государственных заготовок в новых экономических условиях.

Суть научной новизны состоит в следующем:

— на основе систематизации различных мнений отечественных и зарубежных ученых обоснована экономическая роль системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции в специфических условиях рыночной экономики;

— обобщены различные методические подходы к прогнозированию объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

— разработаны и рекомендованы методические подходы к установлению квот на продажу сельскохозяйственной продукции с учетом реальных возможностей хозяйств;

— разработана методика установления размера гарантированных и пороговых цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих выживаемость сельскохозяйственных товаропроизводителей, производственную безопасность страны и каждого региона, эффективное развитие всех отраслей и сфер АПК;

— дано обоснование основных направлений совершенствования форм и методов государственных закупок сельскохозяйственной продукции как одного из мощных факторов управления АПК.

Результаты данного исследования используются в процессе управления сельскохозяйственным производством Тукаевского и Тюлячинского районов Республики Татарстан. Их апробация осуществлялась в форме неоднократных выступлений ее автора на итоговых научных конференциях Камского политехнического института, Казанской государственной сельскохозяйственной академии и ряда районных конференций, семинаров, совещаний. Они используются в процессе проведения занятий со студентами этих вузов.

По теме диссертации опубликованы 6 научно-производственных работ общим объемом около одного печатного листа.

Выводы и предложения.

1. При всем многообразии форм и методов государственного регулирования производства и реализации сельскохозяйственной продукции (залог, ценообразование, биржа, аукцион, кредитование, финансирование, протекционизм и др.) самым главным и исходным остается хорошо организованная система заготовок. Ни один из общеизвестных элементов экономического механизма хозяйствования, используемый изолированно от системы заготовок, не принесет ожидаемого эффекта.

2. При всех различиях в формах и методах государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, свойственных определенным этапам экономического и политического развития страны, можно выделить то общее и позитивное, которое можно и нужно использовать в рыночных условиях: стимулирование увеличения производства и реализации продукции на основе дифференцированного подхода к каждому товаропроизводителю, хозяйству, району, субъекту Российской Федерацииоказание конкретной помощи тем товаропроизводителям, которые, используя современные технологии, прогрессивные формы организации производства, труда и управления, производят товарную продукцию сверх нормативного уровня (квоты). Этот уровень должен определяться на основе экономико-математического моделирования, учитывающего объективные условия хозяйствования. Разработанная нами методика квотирования приводится в диссертации.

3. С переходом к рынку резко изменилось отношение директивных органов к системе государственных заготовок. Ряд ученых и чиновников с упорством, достойным лучшего применения, доказывает, что система государственных заготовок ушла в прошлое вместе с социализмом и свойственным ему централизованным планированием. Изучение отечественного и зарубежного опыта обеспечения национальной продовольственной безопасности, гарантирования выживаемости сельского товаропроизводителя доказывает нерациональность применения в этих целях отдельных, не связанных между собой экономических рычагов. Сделать это можно только на основе строгой системы государственных заготовок, базирующейся на научно обоснованных нормативах. Нам представляется, что «бороться» надо не с нормативом и связанным с ним планированием, а с некомпетентным, недобросовестным чиновником, не умеющим устанавливать такой норматив и использовать его с целью стимулирования производства нужных и доступных народу продуктов.

4. Ни один элемент экономического механизма хозяйствования в АПК не выполнит своей роли, если, во-первых, не будет с нужной достоверностью учитывать количественные параметры объективных условий производстваво-вторых, не будет использовать систему финансово-экономических рычагов, базирующихся на этих параметрахв-третьих, если каждое решение на всех уровнях управления агропромышленным комплексом будет оторвано от двух предыдущих условий.

5. Под предлогом происходящих в стране институциональных изменений некоторые ученые и солидарные с ними управленцы-практики настаивают на передаче всех функций по управлению заготовками сельскохозяйственной продукции существующим рыночным структурам. В диссертации доказана теоретическая и практическая несостоятельность такого подхода. Подтверждением этому также может служить катастрофическое положение с закупками зерна в 2002 году, когда громадный объем зерновых культур не был убран (Восточная Сибирь), а значительная часть выращенного и убранного зерна пропала из-за хранения в неприспособленных помещениях. В результате труд многих крестьян оказался неоплаченным, весной 2003 года ряд хозяйств остался без семенного материала и концентрированных кормов, бюджет страны и отдельных регионов не получил ожидаемого пополнения, значительные средства государство потратило на приобретение импортных продуктов.

6. Мы убеждены, что государственные заготовки сельскохозяйственной продукции — это не только процесс купли-продажи, как считают некоторые ученые и практики, а это гарантия обеспечения продовольственной безопасности страны, выживаемости не только сельского товаропроизводителя, но и малообеспеченных горожан, численность которых в стране превышает 40 млн. чел. Поэтому важнейшей задачей научно-исследовательских институтов, ученых является разработка обоснованной методики размещения государственного заказа (квоты) по объемам конкретных видов товарной продукции между регионами страны, а внутри них — между хозяйствами всех организационно-правовых форм с помощью системы индикаторов, основанных на экономической оценке объективных условий производства. В свою очередь органы всех уровней управления агропромышленным комплексом должны применять в своей практической деятельности такие методики и индикаторы, оценивая свою и своих смежников деятельность по степени использования этих нормативных индикаторов. В диссертации дается детальное обоснование методики рационального размещения товарной продукции, реализуемой государству.

7. Разработанная нами и рекомендуемая производству методика установления квот на продажу сельскохозяйственной продукции государству не является директивной, обязательной к выполнению всеми хозяйствами района, субъектами Российской Федерации. В силу разных, чаще всего субъективных причин, отдельные товаропроизводители хозяйства могут не воспользоваться рекомендуемый квотой (индикатором) и будут реализовывать продукцию по интересующим их каналам. Но тогда они теряют право на использование государственных гарантированных цен на свою продукцию, не могут рассчитывать на паритетные цены на промышленные товары, на различные финансовые льготы. Воспользовавшись приводимой в диссертации методикой, моделями и коэффициентами, такие субъекты рыночных отношений могут самостоятельно определить возможные размеры потерь от смещения ориентации в области продажи продукции государству на другие сегменты рынка.

8. Проведенные исследования и многолетний опыт разных регионов страны убедительно свидетельствуют о том, что основные направления повышения эффективности системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции в самом общем виде включают обоснование перспективных объемов товарной продукции, установление гарантированных цен на нее, рациональное размещение объемов государственных заготовок сельскохозяйственной продукции между субъектами Российской Федерации, а в них между районами, хозяйствами. Освоение рыночных отношений не изменило экономическую, социальную и политическую суть проблемы, но требует ее скорейшего разрешения на основе использования старых, проверенных временем методов и их корректировки с учетом сложившейся в экономике народного хозяйства ситуации.

9. Освоение рыночных отношений в АПК, появление новых организационно-правовых форм хозяйствования, в том числе фермерских хозяйств, не сняло, а наоборот резко усилило необходимость значительного повышения качества перспективного планирования развития сельскохозяйственного производства, усовершенствования его предплановой стадии — прогнозирования. Одна из главных задач, стоящих перед прогнозированием в настоящее время, заключается в его ориентации на более полное использование всеми хозяйствами своих резервов. Как известно, научное прогнозирование затрагивает широкий круг вопросов: технологию, технику, экономику, организацию производства, труда и управления. Каждый из этих комплексов вопросов является предметом самостоятельного исследования. Однако в конечном итоге решение всех этих вопросов находит отражение в определенных обобщающих критериях, значения которых определяются с использованием специальных методик. В диссертации дается детальное обоснование использования в процессе прогнозирования трех взаимосвязанных методов: корреляционно-регрессионного моделирования, экспоненциального сглаживания с трендовым регулированием и симплексного метода линейного программирования. Результаты экспериментальной накладки рекомендуемой методики на хозяйства двух базовых районов подтвердили высокий экономический эффект от их практической реализации.

10. Общеизвестно, что еще одним из важных рычагов государственного регулирования агропромышленного комплекса служит ценообразование. В диссертации разработана и рекомендуется производству методика установления гарантированных цен на закупаемую государством сельскохозяйственную продукцию и регулируемых предельных рыночных цен на нее, поскольку в ряде зарубежных стран с развитой рыночной экономикой (например, в Великобритании) государство регулирует уровень рыночных цен. В диссертации доказывается, что ценообразование на главные сельскохозяйственные продукты на уровне агропромышленного комплекса административного района, области, республики или любого субъекта Российской Федерации должно быть тесно увязано с квотированием реализуемой продукции и стройной системой государственных заготовок сельскохозяйственной продукции с учетом отечественного и зарубежного опыта. Мы убеждены, что порознь, в отрыве друг от друга эти механизмы не действуют.

11. В отличие от тех, кто считает, что при рынке роль государственных механизмов управления агропромышленным комплексом и его главной сферой — сельскохозяйственным производством, принципиально меняется, а степень влияния государства на развитие этой сферы существенно снижается, в диссертации доказывается, что при рынке роль государства резко усиливается. Однако стиль и методы управления АПК в рыночных условиях существенно меняются. Однако для повышения эффективности государственного регулирования нужен совершенный экономический механизм и высококвалифицированные кадры, умеющие и желающие его использовать. Одним из главных элементов экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе является система государственных заготовок и связанные с ней прогнозирование, планирование, квотирование, ценообразование, конкурсы, биржевые торги, кредитование, финансирование, страхование, налогообложение, работа заготовительных и торговых организаций и др. Каждый из них имеет самостоятельное значение и заслуживает специальных исследований. В данной диссертации исследуются и даются практические рекомендации по проблемам, составляющим методическую и информационную основу всех других: прогнозирование развития сельскохозяйственного производства, планирование рационального размещения товарной продукции между регионами и внутри них с учетом оценки объективных условий производства и эффективности отраслей, ценообразование и совершенствование работы заготовительных организаций.

12. Наряду с оптимальным размещением госзаказа на производство товарной продукции, государство должно разработать и последовательно применять систему мер, направленных на стимулирование эффективности функционирования всех хозяйств и создание равных возможностей для расширенного воспроизводства в различных природно-экономических зонах страны. Переход к рынку не отменил, а наоборот, усилил необходимость и создал новые возможности для совершенствования системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, сделав это направление приоритетным в сфере управления агропромышленным комплексом. Если бы эту идею удалось реализовать на практике, то это, с одной стороны, не отвлекало бы значительные средства на приобретение импортной продукции и поддержку тем самым зарубежных фермеров, с другой, позволило бы стимулировать отечественных товаропроизводителей с учетом их действительных потребностей и заслуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 10 июля 1998 г.
  2. Постановление Правительства РФ «Положение о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 29 декабря 1997 г.
  3. Постановление Правительства РФ «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета» от 24 июля 1998 г.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об оперативном резерве сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства Российской Федерации» от 14 марта 1997 г.
  5. Приказ МСХП России «Рекомендации по созданию оптовых продовольственных рынков» от 5 апреля 1994 г. № 66.
  6. Указ Президента РФ «Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996−2000г.г.» от 18 июня 1996 г. № 933.
  7. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных нужд»
  8. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г.
  9. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 100 от 14 июля 1997 г.
  10. И.Т. Анализ хозяйственной деятельностипотребительской кооперации: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. -М.: Экономика, 1989. — 319 с.
  11. Э.Р. Основные направления эффективной деятельности новых формирований в агропромышленном комплексе: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2001.
  12. Аграрная реформа в России: Сб. норм, актов. М., 1995. — 186 с.
  13. АПК России: новый хозяйственный механизм. М.: Рос-агропромиздат, 1990. — 494 с.
  14. Н.И. Государственные заготовки и поставки картофеля и плодоовощной продукции в условиях совершенствования экономического механизма хозяйствования АПК: Учеб. пособ. -M., 1988.- 116 с.
  15. М.Г. Региональные особенности развития сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка и рыночных отношений. Казань: ФЭН, 1997.-414 с.
  16. М.Г. Состояние и проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 4. — С.9−12.
  17. М. И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999.-416с.
  18. C.B. Формирование рыночной стратегии сельскохозяйственного предприятия (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2002. — 22с.
  19. A.C. Государственные заготовки в условиях специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.-М.: Колос, 1978. 19
  20. A.C. Государственные заготовки сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и их объединениях. М., 1993. — 34 с. 19
  21. Т. Организация социалистического сельскохозяйственного производства. М.: Сельхозгиз, 1947. — С.736.
  22. Н. Рынок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья// АПК: Экономика и управление. 1998. -№ 6. — С.73−77.
  23. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособ. М.: ИН-ФРА-М, 2001.-215 с.
  24. Г. А. Усиление маркетинга в повышении экономической эффективности пушного звероводства: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2001. — 20 с.
  25. Д.И. Организационно-экономические проблемы предпринимательства в аграрном секторе России: Дис.. докт. экон. наук. Москва, 1997.
  26. А., Калашников А., Пронкин В. Организация и функционирование товарной биржи// АПК: Экономика и управление. 1992.-№ 5. — С.61−66.
  27. А., Калашников А., Пронкин В. Организация и функционирование товарной биржи/ АПК: Экономика и управление. -1992. № 6. — С.74−78.
  28. H.A., Шикин Е. П. Контрактная система закупок/ Кормопроизводство. 1992. — № 4. — С.9−10.
  29. Ф.С., Рабинович JIM., Тимирясов В. Г. Хозрасчет на предприятиях агропромышленного комплекса. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики управления и права, 2000.- 152 с.
  30. Р.Х. Планирование государственных закупок вусловиях рыночной экономики// Материалы юбилейной научной конференции Казанского сельскохозяйственного института: 3 часть. Казань: Татарское книжное издательство, 1993. — С. 15−18.
  31. A.M. Издержки производства сельскохозяйственной продукции: методология измерения и пути снижения. М.: Экономика, 1983. — 183 с.
  32. И.И., Иванов J1.B. Совершенствование организации производства, заготовок и переработки сельхозпродукции в рыночных условиях хозяйствования// Экономика и организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. М.: АгроНИИТЭИГШ, 1990.-24 с.
  33. Д., Горбунов А. Оптимизация формирования сельскохозяйственной продукции по договору на заказ/ АПК: Экономика и управление. 1991. — № 12. — С. 106−108.
  34. Годовая отчетность Тукаевского района за период 19 922 001гг. в разрезе хозяйств.
  35. Годовая отчетность Тюлячинского района за период 1992—2001 гг. в разрезе хозяйств.
  36. Н.П. и др. Нормативный метод планирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции в области (крае, АССР) и районе. М.: Агропромиздат, 1986. — 7 с.
  37. А. Проблемы регулирования продовольственного рынка// Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 8. — С.3−4.
  38. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства// Экономист. 1998. — № 6. -С.90−93.
  39. A.B. Концепция развития сельского хозяйства России в ближайшем десятилетии// Зерновые культуры. 2000. -№ 2. — С.2−6.
  40. Города и районы Республики Татарстан в цифрах: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 1998. — 220 с.
  41. Города и районы Республики Татарстан в цифрах: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 2001. — 237 с.
  42. В.И. Заготовительно-перерабатывающий комплекс потребительской кооперации: механизм развития. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. 224 с.
  43. Грей Кеннет Р. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства СССР и США: сравнительный анализ// Вестник сельскохозяйственной науки. — 1992. — № 1. — С.57−72.
  44. Р. Заготовительная деятельность в новых условиях хозяйствования// Экономика сельского хозяйства России. -2000. № 11.- С.16−17.
  45. В.В., Вермель Д. Ф. Государственное регулирование продовольственного обеспечения на региональном уровне// Аграрная Россия. 2000. — № 4. — С.23−25.
  46. .К. Организация маркетингового управления в АПК области: Автореф. дис.. экон. наук. Саратов, 2001. — 20 с.
  47. И.М. Организационно-экономические проблемы развития кооперации в агропромышленном комплексе: Дис.. докт. экон. наук. Москва, 1995. — С. 176−196.
  48. Директивы ВКП (б) по хозяйственным вопросам: Из письма ЦК РКП (б) «К продовольственной компании». М., 1920. -С.35−38.
  49. В. Основные направления регулирования продовольственного рынка// Экономист. 2000. — № 3. — С.78−81.
  50. В.А. О концепции развития сельского развития сельского хозяйства России// АПК: экономика и управление. -1993. — № 5. С.28−35.
  51. В.А. О путях перехода к рыночным отношениям в АПК: Лекции. М.: Изд-во МСХА, 1992. — С. 18−37.
  52. Я. Возродить снабженческо-сбытовую кооперацию// Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 3. — С.7.
  53. O.A. Формирование условий эффективного функционирования АПК России. -М.: АгроПресс, 2000. 164 с.
  54. Е.А. Анализ социально-экономической эффективности потребительской кооперации// Экономический анализ. -2002. № 1. -С.39−48.
  55. C.B. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм// Финансовый менеджмент. 2002. -№ 4.-С. 114−126.
  56. С.А. На пути к военному коммунизму. Государственное регулирование хлебозаготовок в Тамбовской губернии в 1914 начале 1917гг.//Крестьяне и власть: Материалы конференции. -Тамбов: Тамбовский ГТУ, 1996. — 184с. (С.66−77)
  57. А.Н. Формы хозяйственных связей по заготовкам и перспективы их развития. М.: Министерство заготовок СССР, ЦНИИИиТЭИ, 1976.-С.2−15.
  58. И., Захаров В. Рынок АПК и производственно-коммерческие центры// АПК: Экономика и управление. 1993. -№ 5. — С.42−48.
  59. Закупка сельскохозяйственной продукции в новых условиях (ВНИИ ТЭИ Агропром). М.: 1991. — 33 с.
  60. М. Налоговая политика в деревне. М., 1940.
  61. И.Н. Некоторые замечания и предложения по нормативному методу планирования заготовок// Экономика и управление агропромышленным комплексом: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1991.-С.З5−51.
  62. В.П. Методические разработки по сбору материалов для практических занятий и курсового проектирования. -Казань: КГСХА, 1998. 44 с.
  63. В.П. Эффективность сельскохозяйственного производства: факторы, резервы и пути повышения. Казань: КСХИ, 1994.-295 с.
  64. В.П., Рабинович JI.M. Рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по экономике сельского хозяйства. Казань: КГСХА, 2002. — 116 с.
  65. .В., Шадиев Х. А. Заготовки сельскохозяйственной продукции потребительской кооперацией. М.: Экономика, 1989. -303 с.
  66. Известия ВЦИК. 1921. — № 62.
  67. В.А. Новый платежно-расчетный инструмент с товарно-денежной структурой складское свидетельство// Экономический вестник Республики Татарстан. — 2000. — № 2−3. -С.24−28.
  68. С.С. О заготовках сельскохозяйственных продуктов (20-е годы и современность)// Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. — 1994. -№ 6. — С. 13−19.
  69. В.А. Государственное регулирование заготовительного хлебного рынка в условиях НЭПа (1921−1927гг.)// НЭП: приобретения и потери (Р.У.Девис, В. П. Дмитренко, В.А. Мау). -М.: Наука, 1994.-217 с.
  70. Л.М. Эффективность взаимодействия потребительских обществ с сельскохозяйственными товаропроизводителями: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2003. — 20 с.
  71. В.А., Клочко Л. И. и др. Формирование и регулирование договорных отношений поставщиков и потребителей сельскохозяйственной продукции// АПК: Экономика и управление. -1993. № 9. — С.39−46.
  72. В.А. Развитие системы заготовок сельскохозяйственной продукции. М.: Знание, 1985. — 48 с.
  73. В.А., Алтухов А. И., Пролыгина H.A. Государственное регулирование зернового рынка страны// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 11.-С.10−13.
  74. А.Н. Анализ и мотивация формирования государственных закупок и продовольственных фондов в Амурской области// Проблемы аграрной реформы в Амурской области: Сборник научных трудов. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 1997. — С.9−17.
  75. М. Тенденции закупок сельскохозяйственной продукции в новых условиях// АПК: Экономика и управление. -1996. -№ 12. С.34−39.
  76. С. А. Новый подход к определению критерия эффективности сельскохозяйственного производства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000. № 3. — С.23−24.
  77. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора// АПК: Экономика и управление. 2000. — № 6. — С.29−36.
  78. В.П. и др. Словарь-справочник экономиста АПК/ В. П. Коровкин, И. А. Ламыкин, А.Г. Зельднер- сост. В. П. Коровкин. М.: Экономика, 1990. — 384 с.
  79. Л.И. Закупки, хранение и переработка зерна в мире// Достижения науки и техники. 1994. — № 4−5. — С.43−50.
  80. Л.И. Творческое использование ленинской идеи о продналоге в современных условиях// Закупки сельскохозяйственных продуктов. 1986. — № 12. — С.30−35.
  81. Л.И., Стрелков Е. В. Системный подход к отрасли хлебопродуктов// Достижения науки и техники. 1994.2.3.-C.l3−16.
  82. В. На борьбу за хлеб: Речь на собрании рай-уполномоченных комитета заготовок при СНК СССР. М.: Партиз-дат, 1933.93. Ленин В. И. П.С.С.: Т.42.
  83. К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса: Учеб. М.: Гардарики, 1999. — 264 с.
  84. А.Н. Продовольственный рынок и необходимость его регулирования: Всероссийский семинар-совещание// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. -№ 8. С.43−47.
  85. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособ. для вузов/ Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471 с.
  86. А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. -М.: Колос, 1999. 367 с.
  87. Г. И. Проблемы организации государственного управления производством и закупками сельскохозяйственной продукции в регионе. М.: 1997. — 101 с.
  88. Р.Ш., Кудинов В. И. и др. Планирование закупок сельскохозяйственной продукции на основе оценок производственного потенциала: Метод, рекомендации. М.: РУ Центра Рос-агропромнопт, 1986. — 81 с.
  89. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС// Экономист. 1998. -№ 8. — С.89−93.
  90. Материалы мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС.
  91. В.А. Рынок сельскохозяйственной продукции: (совершенствование механизма управления). М.: Экономика, 1988.- 160 с.
  92. Ф.К., Рабинович Л. М. Компас хозяйствования. -Казань: Татарское книжное издательство, 1987. 136 с.
  93. Р.Т., Рабинович Л. М., Тимирясов В. Г. Оценка земли: Курс лекций. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2001. — 133 с.
  94. Народное хозяйство СССР в 1967 году: Стат. ежегодник.
  95. B.K. Экономика аграрного сектора: Учеб. пособ. Уфа: «Восточный университет», 1999. — 137 с.
  96. С.Г. Государственное регулирование организационно-экономических отношений в сельском хозяйстве (на примере Республики Марий Эл): Автореф.. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2002. — 24 с.
  97. М.С. Совершенствовать законодательство о государственных закупках сельскохозяйственной продукции// Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма в АПК: Сб. науч. трудов. Тюмень, 1989. — С.33−36.
  98. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства// АПК: Экономика и управление. 1998. — № 5. — С.70−73.
  99. Н.П. Экономика, организация и планирование заготовок продукции сельского хозяйства. М.: Экономика, 1988. -295 с.
  100. Планирование закупок сельскохозяйственной продукции на основе оценок производственного потенциала: Метод, рекомендации/ Под ред. Мамедова Р.Ш.
  101. H.A. Экономика сельского хозяйства. С основами сельского предпринимательства: Учеб. М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 1999. — 352с.
  102. H.A., Захарьин В. Р. и др. Предпринимательство в АПК: Учеб. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2001.-352 с.
  103. H.A. Экономика сельского хозяйства. С основами сельского предпринимательства: Учеб. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 1999. — 352 с.
  104. Применение корреляционно-регрессионного анализа в маркетинге при изучении связи показателей коммерческой деятельности: Метод, указ. к дипл. проект, по спец. 0602/ Сост. Л. Ф. Банцарева, Е. П. Фадеева. Набережные Челны: КамПИ, 1997.56 с.
  105. Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы. М., 1995.-62 с.
  106. И.В. Экономические взаимоотношения предприятий АПК при заготовках и реализации плодоовощной продукции. Москва, 1992. — 23С.
  107. Прямые связи эффективная форма заготовок сельскохозяйственной продукции/ Под ред. к.э.н. В. А. Гушкана. — Кишинев: Изд-во «ШТИИНЦА», 1976. — С.3−8.
  108. Л.М. и др. Бонитет земли и экономика. Казань: Таткнигоиздат, 1978. — 176 с.
  109. Л.М. Нормативная основа экономического стимулирования. М.: Росагропромиздат, 1989. — 208 с.
  110. Л.М. Стимулы и резервы эффективности производства. Казань: Таткнигоиздат, 1977. — 152 с.
  111. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М.: Финансы и статистика, 1993. — 240 с.
  112. Развитие советской экономики. М.: АН СССР. — 1940.
  113. Рекомендации по доведению контрольных цифр закупок сельскохозяйственных продуктов на 1991−1995гг. в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. Казань: Таткнигоиздат, 1990.-84 с.
  114. Республика Татарстан 1920−2000гг.: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 2001. — 304 с.
  115. Республика Татарстан: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 1996. — 435 с.
  116. Республика Татарстан: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 2001. — 345 с.
  117. Л. Совершенствование кредитования организаций АПК// АПК: Экономика и управление. 1998. — № 9. — С.46−49.
  118. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. 2-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. -687 с.
  119. Э. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК// АПК: Экономика и управление. 1999. — № 4.1. С.46−54.
  120. В. Госзаказ и договорные отношения в системе АПК// Экономические науки. 1991. — № 12. — С. 17−22.
  121. Сборник лекций по предметам кафедр УФ МИПК учета, статистики, информатики и вычислительной техники. Вып. 2/ Под ред. доц. Паттахова А. Х. Ташкент: Мехнат, 1990. — 409 с.
  122. Сельское хозяйство Республики Татарстан/ Стат. сборник. Казань, 2003. — 58 с.
  123. Сельское хозяйство Республики Татарстан: Стат. сб./ Госкомстат РТ. Казань: Изд-во Госкомстата РТ, 2002. — 384 с.
  124. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М.: Наука, 1997. — 256 с.
  125. В. Новый курс аграрной политики// Экономист. 1999.-№ 1.-С.12−16.
  126. Е.В. Аграрная экономика: Учеб. для студ. экон. вузов, фак-тов и спец. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480 с.
  127. A.B., Матвеева В. М. Практикум по социально-экономической статистике. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998. -144 с.
  128. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений// АПК: Экономика и управление. 1999. — № 3. — С.25−32.
  129. А.Ш. Пути совершенствования системы заготовок сельскохозяйственных продуктов в новых условиях хозяйствования в Республике Грузия: Дис.. канд. экон. наук. Тбилиси, 1992.
  130. Система ведения отраслей агропромышленного комплекса Республики Татарстан/ Кол. авт. под руков. Васильева В. П. МСХ и ПРТ, НПО «Нива Татарстана».- Казань: Таткнигоиздат, 1992. -525 с.
  131. Система ведения сельского хозяйства в Татарской АССР. -Казань: Таткнигоиздат, 1968. -473 с.
  132. Словарь-справочник экономиста АПК/ В. П. Коровкин, И. А. Ламыкин, А.Г. Зельднер- составитель В. П. Коровкин. М.: Экономика, 1990. — 384 с.
  133. Советская товарная биржа: 20-е годы. Документы и материалы. -М.: Дело, 1992. 341 с.
  134. H. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции.//Экономист. 1995. — № 3. — С.83−84.
  135. Статистика рынка товаров и услуг: Учеб. 2-е изд., пере-раб. и доп./ Под ред. И. К. Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 656 с.
  136. Статистика сельского хозяйства: Учеб./ Под ред. О. П. Замосковного и Б. И. Плешкова. М.: Финансы и статистика, 1990.-344 с.
  137. Е.В., Кочетков Л. И. Пустеют закрома Родины. Хватит ли зерна до нового урожая?// Зерновые культуры. 1993. -№ 3. — С.2−6.
  138. С. К истории земледельческого труда в России// Проблемы экономики. 1949. — № 2.
  139. В.Н. Методы статистического анализа в управлении: Учеб. пособ. М.: Дело, 2002. — 520 с. 152. СУ РСФСР. 1918. -№ 30.153. СУ РСФСР.- 1919.-№ 1.154. СУ РСФСР. 1922. — № 26.155. СУ РСФСР. 1922. — № 25.
  140. A.B. Нужна ли согласованная аграрная политика государств-участников СНГ// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 10. — С.10−12.
  141. Топсахалова Ф.М.-Г. Экономические рычаги повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона// Экономический анализ. 2003. — № 1. — С.53−58.
  142. Л.А., Кочетков Л. И. Еще раз о едином хлебном рынке// Зерновые культуры. 1992. — № 4. — С.2−6.
  143. Л.А., Кочетков Л. И. Производство, закупки и хранение зерна в Канаде и Австралии// Зерновые культуры. -1993. -№ 3. С. 19−21.
  144. Л.А., Стрелков Е. В., Кочетков Л. И. Корреляционный анализ производства и закупок зерна// Достижения науки и техники АПК. 1995. — № 1. — С.20−23.
  145. Н., Радугин Н. Аграрная реформа и продовольственная безопасность России// АПК: Экономика и управление. 1998.-№ 8. — С.13−18.
  146. И. Экономические проблемы АПК Черноземья//
  147. Экономист. 1999. — № 9. — С.82−87.
  148. В.В., Тарасов В. М., Дубровин В. Н. Социально-экономическое развитие Татарстана в условиях реализации договора с Российской Федерацией// Экономический вестник Республики Татарстан. 2000. — № 2−3. — С.31−34.
  149. Ю.С. Ферма и агробизнес. М., 1992. — 88 с.
  150. A.B. Избранные произведения: Сборник/ Составитель Е. В. Серова. М.: Московский рабочий, 1989. — 368 с.
  151. Четыре года продовольственной работы/ Наркомпрод.1922.
  152. A.JT. Оценка экономической эффективности потребительской кооперации в системе АПК региона (на материалах Нижегородской области): Автореф. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2002.-21 с.
  153. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства// АПК: Экономика и управление. 1998. -№ 7. — С. 16−22.
  154. Чувашская республика и регионы Приволжского федерального округа: Стат. сборник. Чебоксары, 2002. — 147 с.
  155. A.A., Петросян А. П. Анализ межрегионального торгового оборота Республики Татарстан// Экономический вестник Республики Татарстан. 2000. — № 2−3. — С.45−57.
  156. M.JT. Управление потребительской кооперацией в условиях рыночной экономики: Автореф.. докт. филос. в обл. экон. Казань, 2000. -32 с.
  157. К. Вы чье, кулачье?// Деловое Поволжье. -2002. № 9. — Март. — С. 13.
  158. К. Реквием по буренке, или почему Россия импортирует, а не экспортирует мясо// Деловое Поволжье. 2002. -№ 7. — Февраль. — С. 15.
  159. Н.М. Государство и аграрный сектор. Вопросы взаимоотношений и их совершенствование. Казань: Изд-во КГСХА, 2000. — 260 с.
  160. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. // И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, JT.A. Данченок и др.- под ред. И. К. Беляевского. — Финансы и статистика, 2002. -656с.
Заполнить форму текущей работой