Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Здоровье в системе жизненных ценностей современного специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Е. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы исследования
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы
    • 1. 2. Характеристика здоровья как личной и общественной ценности
    • 1. 3. Обзор факторов здоровья, влияющих на успешность профессиональной карьеры
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Изучение ценности здоровья как фактора успешности профессиональной карьеры
    • 2. 1. Концептуальная модель, понятийный аппарат, логика и методы исследования
    • 2. 2. Анализ ценности здоровья как фактора успешности профессиональной карьеры
    • 2. 3. Современные технологии формирования ценности здоровья
  • Выводы по 2 главе

Здоровье в системе жизненных ценностей современного специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы сформировалось понимание того, что в современном динамичном и информационно насыщенном мире только здоровый человек может успешно решать профессиональные задачи, а здоровье представляет значительный человеческий ресурс полноценной и счастливой жизни, способствует выполнению замыслов и планов. Тем не менее, сохраняется тенденция, когда люди, вопреки отмеченному, предпочитают карьеру и профессиональный рост даже в ущерб здоровью.

Ценности здоровья россиян придается значение на самых высоких уровнях государственной власти. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что «.наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В ходе обсуждения моей статьи я получил большое количество откликов, и среди них были такие слова, посвященные этой теме: „Показателем личного успеха должно стать скорее здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность“. С этими словами трудно не согласиться».

Актуализирует проблему и то, что реально ценность здоровья и карьера человека взаимосвязаны, поскольку карьера — это непрерывный процесс успешного профессионального продвижения, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим, а это невозможно без значимых личностных и физических усилий со стороны человека.

Актуальность проблемы исследования также обусловлена противоречиями между все более возрастающими требованиями к формированию здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и несформированностью ценности здоровья на личностном уровнедекларируемой ценностью здоровья и здорового образа жизни и конкретными реалиями организации условий трудовой деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема ценности здоровья и его роли в жизни и деятельности человека всегда привлекала внимание исследователей различных направлений знаний. Еще Ф. Тейлор выделял здоровье в числе 10 важнейших качеств, а А. Файоль — из пяти важнейших выводит здоровье и физическую силу на первое место.

Отечественные исследователи проблемы (В.К.Бальсевич, М. М. Безруких, Т. Н. Горобец, А. А. Деркач, О. И. Жданов, Ю. Н. Казаков, В. Н. Касаткин, О. А. Москаленко, М. Ф. Секач, Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, С. М Че-чельницкая и др.) также выделяют здоровье как основной ресурс профессиональной деятельности и основной показатель эффективности профессионала и успешности его карьеры.

Цель исследования: изучение ценности здоровья как фактора успешности профессиональной карьеры и разработка технологии ее формирования на личностном уровне.

Объект исследования: система ценностей специалиста.

Предмет исследования: ценность здоровья как фактор успешности профессиональной карьеры.

Основные гипотезы исследования:

Мы предполагали, что профессиональная карьера существенно зависит от сформированности у человека ценности здоровья, а состояния здоровья, в свою очередь, зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Важными показателями сбалансированности здоровья и успешности профессиональной деятельности выступают сформированность ценности здоровья и культура здоровья. На сформированность ценности здоровья существенным образом влияют психолого-акмеологические характеристики (пол, возраст, социально-экономическое положение, уровень образования, профессия). Культура здоровья как целостное качество личности оказывает значительное влияние на её развитие в целом. Это влияние обусловлено следующими функциями: аксиологической, гносеологической, регулятивной, коммуникативной и адаптивной. Культура здоровья как качественное, системное и динамическое образование личности включает три взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий. Существует как минимум 4 уровня культуры здоровья: нулевой, репродуктивный, эвристический, креативный.

В зависимости от места ценности здоровья в системе их жизненных ценностей, установок, сформированности культуры здоровья возможно построить типологию специалистов, по разному ориентированных на ценность здоровья как в своей профессиональной деятельности, так и в собственной жизнедеятельности.

Сформировать ценность и развить культуру здоровья возможно на основе комплексной психолого-акмеологической технологии, включающей специальную диагностику личности, индивидуальное образование (самообразование и саморазвитие), психолого-акмеологический тренинг-подготовкуитоговую диагностику и психолого-акмеологическое консультирование.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

1. Обобщить в ходе теоретического анализа современное состояние проблемы исследования, выделить наиболее эффективные пути ее решения.

2. Изучить ценность здоровья как фактор успешности профессиональной карьеры специалистов.

3. Обосновать построение типологии специалистов в зависимости от места ценности здоровья в системе их жизненных ценностей и установок.

4. Разработать конкретные технологии формирования ценности и культуры здоровья специалистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн и др.) — психологические концепции ценностей и ценностных ориентации отечественных (М.И. Бобнева, Е. А. Борковская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, А. И. Донцов, Б.И. Додо-нов, Н. И. Непомнящая, Е. А. Подольская, Е. В. Субботский, В. А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (Е.Шпрангер, С. Моррис, С. Швартц и В. Билски, М. Рокич, Р. Инглехарт, Х. Клагес, Е. Олдемейер и др.), а также концепции формирования здорового образа жизни (М.М.Безруких, В. Н. Касаткин, Н. А. Сирота, Н. К. Смирнов, С. М. Чечельницкая и др.).

В качестве основных методов исследования применялись теоретические — теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный анализ и эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированная шкала оценки общего состояния здоровья Коржаковой Е. Ю., специально разработанная методика изучения ценности здоровья. Исследование проводилось с применением лонгитюдного метода. Для обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» и «Statistic for Windows' 98».

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Общая численность принявших участие в исследовании составила 709 человек в возрасте от 21 года до 68 лет: специалисты различных учреждений государственной и негосударственной сферы, студенты университетов, слушатели курсов повышения квалификации. Исследование проводилось в 2006;2010гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2006;2007гг.) проводились анализ литературы по проблеме исследования, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования.

На втором этапе (2008;2009гг.) продолжалось изучение литературы, проведены пилотажное и основное исследования.

На третьем этапе (2010г.) — обобщались, анализировались и интерпретировались полученные данные, оценивались результаты апробации разработанных технологий, намечались перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, целостным подходом к исследуемой проблеме, опорой на современные теоретические положения философии, психологии, педагогики, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, адекватных цели, задачам и логике исследования, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Обоснована актуальность рассмотрения проблемы ценности здоровья как фактора успешности профессиональной карьеры с позиций пси-холого-акмеологического подхода сквозь призму выделения специфического блока ценностных ориентации, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни как базовыми ценностями в структуре личности и профессиональной деятельности. Показано, что профессиональная карьера в значительной мере зависит от состояния здоровья человека.

Доказано, что одним из важнейших показателей сбалансированности здоровья и успешности профессиональной деятельности является сформированность ценности здоровья. Убедительно представлено, что ценность здоровья существенным образом зависит от таких психолого-акмеологических характеристик как пол, возраст, социально-экономическое положение, уровень образования, профессия.

Показано, что старшая возрастная группа ценит здоровье выше, чем молодежь. Пенсионеры, приобретшие собственный индивидуальный опыт разрушения здоровья и его восстановления, воспринимают его как самую большую ценность в жизни, что характерно для представителей старшего поколения, независимо от социального происхождения. Убедительно представлено, что ценность здоровья зависит от уровня доходов: чем выше доход, тем выше ценность здоровья. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения жизненных целей для россиян несравненно важнее, чем ценность его как средства прожить как можно дольше и полноценнее.

Установлено наличие специфических психологических интегральных характеристик «готовность к развитию ценности здоровья» и «готовность к реализации на собственной практике здорового образа жизни», которые неравнозначно присутствуют у разных специалистов, разработаны их содержательная характеристика и методика выявления. Эмпирически показано наличие в структуре личности специалистов такой интегральной характеристики, как готовность к формированию ценности здоровья (отмечено у 72,4%), развитию культуры здоровья (64,2%) и готовность к реализации здорового образа жизни (41,2%).

Раскрыто содержание и акмеологическая сущность культуры здоровья. Показано, что культура здоровья как целостное качество личности характеризуется рядом функций (аксиологической, гносеологической, регулятивной, коммуникативной и адаптивной) и включает три взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий. Выделено и описано 4 уровня культуры здоровья. Показано, что нулевой уровень характеризуется отсутствием потребности специалиста в ведении здорового образа жизни, отсутствием ценностной ориентации на здоровый образ жизни, нежеланием выполнять или принимать к сведению рекомендации по ведению здорового образа жизни (15%) — репродуктивный (проявление размытых потребностей к ведению здорового образа жизни, несформированность системы знаний о здоровом образе жизни и умений его ведения, эпизодичность валеологического поведения (55%) — эвристический (полное представление о здоровом образе жизни, устойчивом положительном отношении к видам деятельности, направленным на ведение ЗОЖ, валеологически осознанное поведение) (20%) — креативный уровень (наличие индивидуальной концепции здорового образа жизни, устойчивое целостное отношение к здоровью, сформированные умения ЗОЖ, пропаганда ЗОЖ среди сверстников) (10%).

Построена типология специалистов в зависимости от места ценности здоровья в системе их жизненных ценностей и установок. Выделено три группы специалистов, по-разному ориентированных на ценность здоровья как в своей профессиональной деятельности, так и в собственной жизнедеятельности, дана их психологическая характеристика и описана эффективность.

Разработаны конкретные технологии изменения места и роли ценности здоровья в системе жизненных ценностей специалиста. Доказательно представлено, что наиболее полно сформировать ценность и культуру здоровья человека возможно на основе комплексной психолого-акмеологической технологии, включающей специальную диагностику личности, индивидуальное образование (самообразование и саморазвитие), психолого-акмеологический тренинг-подготовкуитоговую диагностику и психолого-акмеологическое консультирование.

Теоретическая значимость исследования. Проблема описана с позиций психолого-акмеологического подхода, обоснован специфический блок ценностных ориентаций, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни как базовыми ценностями в структуре личности и профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, различных научно-практических конференциях (Москва, 2006;201 Огг.- Могилев (Республика Беларусь) 2008; Кисловодск, 2009 г.- Ульяновск, 2008;2009гг. и.

ДР-).

Автором опубликовано 11 научных работ, в том числе 3 в журналах, рецензируемых ВАК РФ.

Результаты исследования нашли свою реализацию в собственной деятельности автора исследования в должности научного сотрудника.

ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Данные проведенного исследования использовались в разработках государственного заказа (проект № 7056 «Разработка и апробация модели формирования ценности здоровья, его сохранения и укрепления в образовательных учреждениях разного типа и вида» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)»).

Положения, выносимые на защиту.

Уровень здоровья, характеризуя успешность профессиональной карьеры, влияет на то, что среди жизненных ценностей в структуре личности и профессиональной деятельности успешных специалистов основное место принадлежит ценностям «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Психолого-акмеологические характеристики специалиста (пол, возраст, социально-экономическое положение, уровень образования, профессия и др.) существенно влияют на ценность здоровья и определяют успешность карьеры.

С позиций достижения в профессиональной деятельности ценность здоровья специалистов значительно важнее, чем его ценность как средства прожить долгую и полноценную жизнь.

Существует несколько типов специалистов, по-разному ориентированных на ценность здоровья как в своей профессиональной деятельности, так и в собственной жизнедеятельности. В основе построения типологии специалистов и разработки технологий индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию здоровьеориенти-рованной ценностной модели могут выступить различия в структуре ценностей специалистов с позиций места, которое занимает в них ценности «здоровье» «культура здоровья» и «здоровый образ жизни».

Культура здоровья специалиста как целостное качество личности, характеризуясь аксиологической, гносеологической, регулятивной, коммуникативной и адаптивной функциями, включает три взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий.

Можно предположить наличие 4 уровня культуры здоровья: нулевой, репродуктивный, эвристический, креативный уровень.

В структуре личности специалистов присутствуют психолого-акмеологические интегральные характеристики «готовность к развитию ценности здоровья» и «готовность в собственной практике реализовать здоровый образ жизни», которые неравнозначно присутствуют у специалистов разных психологических типов, что может лечь в основу их типологии.

Специально разработанные психолого-акмеологические технологии изменения места и роли ценности здоровья в системе жизненных ценностей специалистов позволят корректировать их индивидуальные установки и ориентации.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты могут быть использованы в практике определения перспектив индивидуальной карьеры специалиста. Разработанные в ходе исследования методики, направленные на выявление и формирование жизненных ценностей и культуры здоровья, могут быть использованы в процессе оценки эффективности их деятельности с позиций ориентированности на здоровье как необходимую жизненную ценность.

Предложенные и апробированные в ходе практической деятельности технологии формирования ценности здоровья в системе жизненных ценностей специалистов могут быть широко использованы в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.

Материалы проведенного исследования легли в основу спецкурса для повышения квалификации работников образования «Здоровье как основа эффективной деятельности специалиста образовательного учреждения» (24 час.).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, содержащего материалы экспериментального исследования и результаты статистической обработки данных.

Общие выводы и заключение.

В целом, полученные в ходе диссертационного исследования результаты, подтвердили нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между ценностями цели жизни специалистов и организацией собственного образа жизни, и показали наличие значимой связи между ценностью «здоровье», способами достижения целей жизни и предпочитаемым образом жизни и позволили получить новые научные данные о том, что профессиональная карьера в значительной мере зависит от состояния здоровья человека.

Одним из важнейших показателей сбалансированности здоровья и успешности профессиональной деятельности является сформированность ценности и культуры здоровья и зависимость их сформированности от таких психолого-акмеологических характеристик как пол, возраст, социально-экономического положения, уровень образования, профессия.

Выявлены и описаны специфические психологических характеристики «готовность к развитию ценности здоровья» и «готовность к реализации на собственной практике здорового образа жизни».

Показана роль культуры здоровья в формировании его ценности, дана сущностная характеристика этому явлению.

Полученные эмпирические данные позволили обосновать типологию специалистов в зависимости от места ценности здоровья и сформированности культуры здоровья.

Описано три группы специалистов, по разному ориентированных на ценность здоровья как в своей профессиональной деятельности.

Разработаны и прошла апробацию комплексная психолого-акмеологическая технология формирования ценности и культуры здоровья специалиста.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с изучением и разработкой здоровьесберегающей профессиональной среды и рабочего места специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. -Барнаул, 2000. 48 с.
  2. К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  3. Э. Человек как предмет философии. //Вопросы философии. 1981.- № 2.- С. 24−34.
  4. B.C. Кросс-культуральная перспектива в развитии социально-психологического знания // Вопросы психологии. 1987. № 6.
  5. Р.И. Здоровье ребенка эпицентр современного образования / Р. И. Айзман // Валеологические аспекты образования. — Барнаул, 1996.-С. 12.
  6. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал 1984. — Т. 5. -№ 5. — С. 63−70.
  7. Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии, 1989. № 5.
  8. Ш. А. Педагогика здоровья / Ш. А. Амонашвили, А. Г. Алексин. М: Педагогика, 1990. — 288 с.
  9. Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. — С. 64. Ю. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.339с.
  10. П.Анастази А. Психологическое тестирование. /Пер.с англ. Книга 1.-М.:
  11. Педагогика, 1982.-318с. 12. Анастази А. Психологическое тестирование. /Пер.с англ. Книга 2.-М.: Педагогика, 1982.-295с.
  12. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии.-М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995.-272с.
  13. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.- Просвещение, 1997.
  14. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  15. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.: Институт практической психологии.-1996.-768с.
  16. P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья и экологии человека / P.M. Баевский, А. П. Берсенова, А. А. Максимов. -Магадан, 1996. 53с.
  17. В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В. А. Балашова, В. П. Степаненко, JI.M. Бекетова // Завуч. 2000. — № 4. — С.65 — 69.
  18. Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии лично-сти.-Вопросы психологии, 1989.-№ 1.
  19. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С.22 — 26.
  20. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ. М., 1995, № 4, с. 2−7.
  21. А.А. Здоровье школьников / А. А. Баранов, Н. А. Матвеева. -Красноярск, 1989. 184 с.
  22. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. Казань, 1997. — 40 с.
  23. А.В. Образ жизни и наше здоровье / А. В. Басов, В.Г. Запорож-ченко, Л. Ф. Тихомирова. Ярославль, 1989. — 128 с.
  24. П.Н. Учение о физическом развитии человека.-М.: Просвещение, 1962.-223с.
  25. Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников: авторе, дисс.. к. пед. н. / Л. И. Баянова. Казань, 2002.-24 с.
  26. М.М. Груз школьных проблем: Анализ физиол. и психол.-пед. причин трудностей обучения детей в массовой шк. / М. М. Безруких //Магистр. 1994. — № 5. — С. 2 — 10.
  27. В.И. Энциклопедия здоровья. -М.: Химия, 1994.
  28. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).-М.: Мысль, 1991.-318с.
  29. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии ак-тивности.-М. Медицина, 1966.-349с.
  30. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. 2-е изд. -СПб., 1905.-С. 43.
  31. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования.-М.: Новая школа, 1994.-С.23−90.
  32. БитяноваМ.Р. Социальная психология, — М.:Эксмо-пресс, 2001.-575с.
  33. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979.-Т.1−301с., Т.2−399с.
  34. Т.Ю. Карьера и здоровье: опыт психологического исследо-вания.-«Акмеология» (журнал, рекомендованный ВАК РФ).- № 4.-2009.-123−129с.
  35. Т.Ю., Синягина Н. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности.- Воспитание школьников (журнал, рекомендованный ВАК РФ).-№ 8,-2009.-С. 16−20.
  36. Т.Ю., Синягина Н. Ю. Учитель и формирование ценности здоровья подрастающего поколения. В сб. Актуальные проблемы образования и воспитания.-М.:Арманов-центр, 2009.-С. 19−23.
  37. В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. М: Просвещение, 1984.
  38. М.В. Идеальная школа XX века почему не получилось? //Мир образования.-1996.-№ 1.
  39. А.А. Психология о личности.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-187с.
  40. В. А Бессонова Ю. В. Развитие профессиональной мотивации спасателей, // Психологический журнал.-2005.-Том 26.-№ 2.-С.45−56.
  41. И.И. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / И. И. Брехман. СПб.: Наука, 1993. — 269 с.
  42. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. Л.: Наука, 1987. — 124с.
  43. С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997, № 1.
  44. Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Наука, 2002.- 310 с.
  45. Валеология человека: Здоровье Любовь — Красота. В 5 т. Т. 1−5. Ва-леология и мудрость здоровья / Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Petros- Оракул, 1996. — 302 с.
  46. Валеология. Программа для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и студентов высших учебных заведений /Под ред. Р. И. Айзмана, А. Г. Щедриной, Г. Н. Жарова. Новосибирск, 1996.
  47. О. С., Филатов Ф. Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. Вып. 3. — Ростов-н/Д., 1998. -С. 412−419.
  48. О.С. Валеопсихология актуальное направление современной психологии // Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 1998.
  49. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для инст-в физ. культ / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. -128 с.
  50. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М.: Мысль, 1990.-288 с.
  51. И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвы-шаева // Школа здоровья. 2001. — № 1. — С.48 — 59.
  52. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Гамезо М. В. -М.: Просвещение, 1984.-134с.
  53. Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: дис. .канд.пед.наук / Т. Волосникова. СПб., 1999. — 137 с.
  54. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ.-М.: Дело.-1991.-320 с.
  55. .З., Синягина Н. Ю. Мир образования.- Психопедагогика здоровья.- № 3.-2007.
  56. Д. Новая модель здоровья и болезни. М., 1997.
  57. JI.C. Собр. соч. В 6-ти Т./ Под ред А. В. Запорожца, — Т. 1. М.:Педагогика, 1982.-487с.
  58. П. Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья // Избр. труды. М., 1964. — С. 97−108.
  59. В.Б. США: персонологический подход в повышении квалификации учителей. //Педагогика.-1993 .-№ 1.
  60. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии. /В книге Институт истории естествознания и техники.-М.: Учпедгиз, 1955,-С.132−145.
  61. . Философия образования для XXI века. //Мир образования.-1996, — № 4.
  62. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет /Сост. Е. М. Белостоцкая., Т. Ф. Виноградова, Л .Я. Каневская, В. И Теленчи. -М.: Просвещение, 1987. 143 с.
  63. Е. Апология доктора Фрейда. //Знание сила.-1989.-№ 8.
  64. Р.Х. Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования: метод, сб./ Р. Х. Гильмеева, С. Г. Галеева, С. А. Клочкова. Казань, 1998. — 192 с.
  65. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Глинянова. Волгоград, 1995. — 165 с.
  66. О.Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности: Автореферат дис. канд. психол. наук.-Казань.-2005.-18 с.
  67. JI. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. № 8−9.
  68. А., Семёнов А., Ядов В. Адаптированный вариант методики М.Рокича. // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л. 1979, С. 208−209.
  69. Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Автореферат дис.. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1980.
  70. П.С. Человек и его ценности.// Человек и его ценности. -М. 1988.-С.1−15.
  71. О. Л. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора культурологии. СПб., 2000.
  72. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.-М.: Изд-во РАГС.-2000.-536 с.
  73. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития про-фессионала.-М.: Изд-во РАГС.-2000.-125 с.
  74. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма.- М.: изд-во РАГС, 1993.-32с.
  75. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологиче-ского исследования.-М.: МПА, 1998.-148 с.
  76. В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005, — 96 с.
  77. И.А. Воспитание ответственного отношения к здоровью // Физическая культура в школе. 2007. — № 6. — С. 45−48.
  78. С.Г. Ориентация школьников и студентов на здоровый образ жизни / С. Г. Добротворская. Казань: КГУ, 2001. — 156 с.
  79. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.-208с.
  80. Т.Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстный подход // Психологический журнал-2005.-Том 26.-№ 5.-С.70−78.
  81. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. М.: ФЛИНТА, 1999. — 560 с.
  82. В.И. Валеология здорового образа жизни. М.: Флинта- Retorika., 1999. — С.1−35.
  83. П.К., Лебедева М. П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры 2002, № 8. — с. 2 — 5.
  84. Ю.А., Ермалаева Ю. Ю., Виникова Е. Е., Счастная О. Э. Народные подвижные игры. М: Просвещение, 1990.
  85. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблемы человеческого фактора в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М.И.- М.: Наука, 1976. 224с.
  86. Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений. // Мир психологии М., 2004. — 226 с.
  87. Г. К. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. СПб.: УПМ, 1994. — 78с.
  88. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 398 с.
  89. В. А. Поведение человека в ситуации выбора //Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977. -G.112−132.
  90. М.С. О философском понимании ценности. //Вестник ЛГУ.-Сер. 6.- 1987. -Выпуск 5. -С.44−50.
  91. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М. Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 248 с.
  92. В.П., Склянова Н. А. Основы общей валеологии: учебное пособие. Новосибирск, 1998. — 80 с.
  93. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): перев. с англ. -М.: Медицина, 1990. -240с.
  94. Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М&bdquo- 1999.-С. 231−239.
  95. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. -М.: Наука, 1988. 247 с.
  96. А.Н. Краткий психологический словарь /В.А. Петровский, М. Г. Ярошевский, — М., 2006.
  97. В.Н. Педагогика здоровья / В. Н. Касаткин. М.: Линка-Пресс, 1998. — 335 с.
  98. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии. М., 1999. — № 6. — С. 29.
  99. Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал.-2005.-Том 26.-№ 3.-с.94−101.
  100. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы. (К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта).-Казань: Издательство Казанского Университета, 1969.-278с.
  101. Е.А. Психология профессионализма. М.-Воронеж: институт практической психологии, 1996. -400с.
  102. О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. -Автореферат на соискание ученой степени канд.психол.наук.-М.-1998.-23с.
  103. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.-112с.
  104. А.А., Гришина Е. А., Ильинский ИМ. Ценностные ориентации молодежи // Молодело, России: тенденции, перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1993. С. 167−189.
  105. Н.Н. и др. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества. //Общественные науки и совреь.<�зген ность. -1992, — № 1.-С. 36−45.
  106. Ю. М. Проблемы и тенденции здоровья населения России / / Здравоохранение Российской Федерации. 1991. № 4.
  107. В.Б., Копейкин Н. Ф. Здоровье индикатор раз вития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации.-2001,-№ 3, — С. 56−57.
  108. Н.Б. Слагаемые здоровья. М.: Знание, lS>9o — 120с.
  109. JI.A. Организация системы валеологической слгужбы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: дис.. канд. пед. наук / JI.A. Коротаева. Казань, 1СГТТУ 1997. -175 с.
  110. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций (анализ Результатов эмпирического исследования). //Социологические исследования. -1994-№ 2.-С. 114−118.
  111. О. С. Психосоциальные факторы здоровья // Отношение населения к здоровью / Под ред. И. В. Журавлевой. М., 1993.
  112. Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. .у 1983.
  113. Краткий психологический словарь. Сост. Л. А. Карпенко. /Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985.-431с.
  114. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М.: Политиздат, 1988. С.76
  115. Краткий словарь терминов социальной работы. Саратов: Изд-во Повол. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 85.
  116. Р.Л. Психология профессиональной карьеры / Психология профессиональной деятельности / Под общ. ред. А. А. Деркача.-М.: Изд-во РАГС.-2005 Г.-76−98.
  117. .С. Варианты формирования ценностных ориента-ций. //Формирование личности старшеклассника. -М. -1989.-С. 1825.
  118. Н.Н. Объективизация нравственных ценностей и норм в поведении личности. -М. -Автореферат докт. дисс.- 1978.
  119. В.В. Философские интерпретации проблемы ценностей.// Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Антипов Г. А.-Новосибирск, — 1991.- С. 39−53.
  120. , И.В. Психологические основания реализации здо-ровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф. дис. докт.псих.наук / И. В. Кузнецова. М., 2003. — 58 с.
  121. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М.: Высшая школа.-1990.-120 с.
  122. Н.В., Деркач А. А., Яблокова Е. А. Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 121 с.
  123. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 353 с.
  124. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья студентов: методическое пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.
  125. Я.В. Роль ценностных ориентации- в профессиональном самоопределении. -Минск. -1989. -Рукопись депонирована в ИНИОН.
  126. Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. -Л. -1990.-214с.
  127. Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. -М., 1992, — 17 с.
  128. Э.Э. Уроки поведения в быту и на работе.-СПб.: Нева.-2003.-255 с.
  129. Ю.П. «Модус» здоровья Россиян, Ж. «Экономика здравоохранения», 2(52), — 2001 — С.32−37
  130. В.А., Мосткова Е. В. Технология повышения личного здоровья / Под ред. В. И. Покровского. М.:Медицина, 1999. — 320 с.
  131. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  132. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  133. В.В. Единство познавательного и ценностного отношения в структуре человеческого сознания. -М. Автореферат канд. дисс. -1988.
  134. О.А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс. М., 1999. № 6. — С. 132.
  135. Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. М.: ПЕРСЭ, 2005. — 240 с.
  136. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -320 с.
  137. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. -М.: Академия, 2001. 320с.
  138. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка.-М.: Изд-во РАГС.-2001.-262 с.
  139. А.К. Психология профессионализма.-М.: МГФ «Знание».-! 996.-309 с.
  140. А.К. Психология профессионализма.-М.Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308с.
  141. Маслоу А. Психология бытия.-М., 1997.-223с.
  142. B.C. Очерк интегральной индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253с.
  143. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело.-1996.-704 с.
  144. Е.В. Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков / Вестник Поморского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2008. — № 2. (Архангельск: ПТУ). — С. 94−97
  145. Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Естественные науки. № 1 (5) — Пенза: ПГПУ, 2006.-С. 128−133
  146. М.Ю. Образование и здоровье: возрастно-психологический подход// Материалы конференции. Саратов, 2004.
  147. Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы к конференции/ Авт.-сост. Н. П. Абаскалова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003.
  148. О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии.-2004.-№ 4.-с.168−178.
  149. В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1995.
  150. В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 35−38.
  151. В.Н. Психология отношений. -Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356с.
  152. Национальный проект «Здоровье». Режим доступа: http:// zdorovie.perm.ru/
  153. Р.С. Психология. М. Просвещение, 1990.-301с., ил.
  154. Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос, 1998.
  155. Н.И. О ценности и её роли в структуре личности.// Проблемы формирования социогенных потребностей. -Тбилиси. -1974.- С. 124−127.
  156. Н.И., Каневская М. В., Пахомова О.Н., Барцалкина
  157. B.В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценностность как центральный компонент структуры личности. //Вопросы психологии, — 1980.- № 1,1. C.22−30.
  158. Г. С. Здоровье как системное понятие. СПб.: Питер, 2000−316 с
  159. Г. С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006 -607 с.
  160. А.М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  161. Н.Н. Межличностные отношения.- JI. Изд-во ЛГУ, 1979.-152с.
  162. С.И. Словарь русского языка. /Под. ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд-е.- М.:Русс.яз, 1984.-797с.
  163. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. — 380 с
  164. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. Авторский коллектив. /Под ред. Деркач А. А. и др. -М.: РАГС, 1995. -388с.
  165. Г. Е. К вопросу о духовно ориентированном образовании. М.: Эслан, 2006. — С. 147−151.
  166. В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения.// Социологические исследования.-1984, — № З.-С. 108−112.
  167. О.М. Система ценностей и структура личности. -Л. -Автореферат канд. дисс.-1979.
  168. .Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М., 1999.
  169. Педагогика здоровья /Сост.Касаткин В. Н. М.: Педагогика-Пресс, 1992.-288 с.
  170. Педагогика и психология здоровья: сб. тр. каф. психолого-педаг. технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПК иПРО, 2003.-128 с.
  171. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушкина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.- 320с.
  172. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб., 1998. — С. 124.
  173. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 255с.
  174. В.А. Психология неадаптивной активности. -М.: ТОО «Горбунок», 1992.-223с.
  175. В. И. Валеология: Учебное пособие. М.: Гардари-ки, 2002.-431 с.
  176. Платон. Соч. в 3-х т.- М., 1972. Т. 3.- Ч. 2.- С. 231.
  177. К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В.
  178. К.К. Проблемы личности в социальной психологии. В сб.: Проблемы социальной психологии (Материалы Всесоюзного совещания). -М.: МГУ, 1971.-С.28−35.
  179. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. -Харьков.-1991.-144с.
  180. Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально-философского исследования. -М. -Автореферат канд. дисс.-1984.
  181. А.В. Элита. -М.: изд-во Северокавказского научного Центра, 1996.-340с.
  182. Пономаренко В. А, Цуварев В. И. К вопросу о психологическом отборе профессионалов.//Психологический журнал.-№ 3.-1988, — С.10−24.
  183. JI.M. Человек субъект развития и саморазвития // Психология в Казанском университете: Сборник научных тру-дов.-Казань: Изд-во КГУ.-2004.-С. 133−158.
  184. С.В. Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников / С. В. Попов. СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  185. И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: тендерные аспекты (на данных лонгитюдного опроса) // Здравоохранение Российской Федерации.-2007.- № 1, — С. 47−50
  186. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации.-12 ноября 2009 года.- Президент Российской Федерации Д. А. Медведев.-http://www.lcremlin.ru
  187. Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал.-2005.-Том 26.-№ 6.-С.35−43.
  188. В.П. Уроки здоровья / В. П. Похлебин. М.: Просвещение, 1992.-130 с.
  189. Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни. Сборник научно-методических материалов Составители и научные редакторы: Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Эслан, 2006.- 168с.
  190. Программа «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан». Казань, 1998. — 69 с.
  191. Проект «Школа здоровья» //Под ред. Кузнецовой И.В.-М.ООО «Полиграф сервис». -207с.
  192. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник.-М.: Педагогика, 1995.-С.56.
  193. Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979.-240с., ил.
  194. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие. -М.: Академия, 2001.
  195. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.-303с.
  196. В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 12−30.
  197. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб, 2000.
  198. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях.: Пер. с англ. //Под ред. Л. И. Евенко.- М.:Экономика, 1980.-176с.
  199. В.Л. Особенности карьерного процесса в системе государственной службы // Служебная карьера.-М.: Экономика.-1998.-С.29−49.
  200. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ.-М., 1993.
  201. B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье.-М.:Просвещение, 1989.-130с.
  202. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1946.-704с.
  203. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. /Пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. Лазарева B.C.-М., 1995.
  204. Руководство по практической медицине. /Под ред.И. В. Левандовского.-М.Медицина, 1993. -С. 113−115.
  205. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под. ред. Е. В. Шороховой. М., 1997.
  206. Э. В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. -2000.-№ 1(21).-С. 3−11.
  207. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд. -М.: Экономика, 1995.-335с.
  208. А.Л. Руководитель: слово и дело. -М.: Политиздат, 1983.-159с.
  209. Г. Стресс без дистресса.-М.: Прогресс, 1982.-127с.
  210. .Ф. Введение в социальное моделирование / Меж-дунар.фонд истории науки. М., 1991. — 238 с.
  211. В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 1994. -156 с.
  212. В.Я. Сохранение здоровья студентов как многофакторная проблема. /Сибирский учитель № 4. 2005. — с. 5−8.
  213. Н.Ю. К проблеме разработки экспресс-методов оценки состояния физического здоровья.-Проблемы молодежи глазами студентов. Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Тула, 2006.
  214. Н.Ю., Кузнецова И. В. Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения (книга)М.: Владос, 2004.-161с.
  215. Н.Ю., Чернышев Я. А. Психолого-акмеологические характеристики служебной карьеры руководителя в контексте развития семейных отношений// Акмеология.-2005 г.-№ 2.-С.25−32.
  216. Н.Ю., Чирковская Е. Г. К вопросу о мотивации инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения // Мир психологии.- № 2 (18). 1999.-С.63−67.
  217. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика.
  218. Психотехнологии.-М.: Технологическая школа бизнеса, 1996−429с.
  219. Дж.Г. Сила ума.-Киев: Внешторгиздат, 1991.-199с.
  220. А.Н. Интерпритация как предмет психологического исследования. // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. -С.135−146.
  221. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991. -№ 1. -С. 3−21.
  222. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика. -1990. № 9. — С. 3−9.
  223. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя. // Советская педагогика. 1990. — №.7. — С. 12−18.
  224. И.О. Здоровье актуальный приоритет //Сестринское дело.-2006.-№ 6- С. 4−5.
  225. В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. -1994.-№.5.-С. 21−38.
  226. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: «Школьная пресса», 2000. — 416 с.
  227. Служебная карьера / Гусева А. С., Иглин В. А., Лытов Б. В., и др.- под общ. ред. Е. В. Охотского.-М.: ОАО Изд-во «Экономика».-1998.-302 с.
  228. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. — М.: АРКТИ, 2005.- 320с.
  229. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. -1989. № 2. — С. 27−36.
  230. П.П. Жизнетворство как способ самореализации личности. //Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С. 71−90.
  231. Л.Н. Психодиагностика: методы и методология.
  232. М’ИКА «Москва», — 1990.-88с.
  233. Г. М. Генезис становления современного целеполага-ния по физической культуре в системе образования / Г. М. Соловьев // Теория и практика физической культуры. 2003. -№ 8. — С.10−15.
  234. Г. М., Прокопенко Т. П. Центры здоровья как организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов. // Теория и практика физической культуры. 1999, № 4. — с.21
  235. А.С. Профилактика детских неврозов.-М.: Изд-во МГУ, 1988,-200с.
  236. Э.Е. Как управлять персоналом.- М.: Экономика, 1995.-239с.
  237. Л.Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования / Л. Д. Степанов, Д. А. Изуткин. // Сов. здравоохранение. 1981. — № 5. — С.6 — 10.
  238. С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотрудничества. -М.- Петрозаводск, 1996. 223 с.
  239. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. -63с.
  240. В.И. Роль субъектных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопросы психологии. -1984. -№ 3. С. 118−122.
  241. Стиль работы и образ жизни руководителей./Рук.авт.колл. К.Ладензак. -М.: Экономика, 1985.-279с.
  242. В.В. Самосознание личности. М. МГУ, 1983. — 286 с.
  243. А.И., Чхинджерия Т. А. К проблеме культурных потребностей личности. //Вестник МГУ. Серия 6. -1990. — № 3.1. C. l 17−125.
  244. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. — 249 с. «422. Субъект и социальная компетентность личности. -М.: ИПРАН, 1995. — 167 с.
  245. Т.В. Здоровье как жизненная ценность руководителя образовательного учреждения: автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Т. В. Сущенко. М., 2002.
  246. Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии.-2005.-№ 1 .-с. 156−162.
  247. П.С. Управление без тайн.- Симферополь: Таврида, 1993.-480с.
  248. В.К. Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов.-Таллин: Валгус, 1982.-119с.
  249. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. JL: Машиностроение, 1989.
  250. Л.Г. Валеология — основа безопасности жизни ребенка / Л. Г. Татарникова. СПб., 1995. — 240 с.
  251. Л.Г. Я и мое здоровье: учеб. пособие по валеоло-гии / Л. Г. Татарникова И.Ю. Глинянова. Волгоград: Переменка, 1995.-141 с.
  252. Р. Секреты управления. -М., 1991. -С. 55−56.
  253. Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 3. М.: ООО «Издательство ACT" — «Астель», 2001. — 416 с.
  254. Л. В глубинах психики, или чем может помочь педагогу соционика. //Директор школы.- № 1.-1995.- С. 42−48.
  255. Тичи, Ноэл, Девана, Мари-Анна. Лидеры реорганизации. -М.: Экономика, 1990.-203с.
  256. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. -М.:1996.-346с.
  257. В.А. Триада управления и стиль руководства. // Социальные исследования. -№ 1.- 1992.
  258. O.JI. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. СПб, 1999, с. 176−177.
  259. В.П. О ценностях жизни и культуры. -ЛГУ.- 1960.-124с.
  260. И.О. Показатели АД у учащихся 7-х классов в разные дни учебной нагрузки на протяжении года // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся 7-х классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М.: 1984.
  261. У. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире //Иностранная психология. -1994. -Том2. -№ 1(3).- С. 13−20.
  262. И.М. Социальное здоровье как фактор развития личностных ресурсов адаптации. // Социально гуманитарные знания. -М., 2007. № 12. С. 426−435.
  263. К.М. Подготовка управленческих кадров образования.-М.: «Сентябрь». -1997.-128с.
  264. К.Д. Человек как предмет воспитания. /Собр. соч.-М.: Просвещение, 1960.-Т.8.-324с.
  265. А. Учение об управлении. -М., 1924. -188 с.
  266. Дж. Конфликт ценностей. // Перспективы гуманитарного образования в школе. -М. -1992.-С. 102−109.
  267. Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития // // Мир психологии.-2005.-№ 1 .-с. 15−24.
  268. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. //Вопросы психологии.-1985.-№ 6.
  269. П.А., Сивакова Н. Н. Исследование АП системы кровообращения. (Методические рекомендации). Ставрополь, 1997.
  270. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.-М.-1983.-840с.
  271. Т. В., Серегина И. И. Социальные представления о благополучии //Мир психологии.-2004.-№ 3.-С. 122−132.279.очкин О. Экстремизм вырвался из сети.-Московский комсомолец.-5 февраля 2010.-С.З
  272. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лично-сти.-М.: Прогресс, 1987.-236с.
  273. А. Психология «Я» и защитные механизмы.-М.: Педагогика Пресс, 1993, — 144с., ил.
  274. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.-М.: Прогресс, 1975. Вып. 5.
  275. Л.М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991 .-218с.
  276. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.
  277. М.:Просвещение, 1988.-207с., ил.
  278. В.А. Здоровье /Большая Российская энциклопедия. М., 2001.
  279. Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. М., 1998.
  280. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-330с.
  281. Фромм Э. Человеческая ситуация.-М.: Изд-во «Смысл», 1995.-240с.
  282. В.А. Модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал.-2005.-Том 26.-№ 3.-С.38−50.
  283. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. /Пер. с нем. /Под ред. Б. М. Величковского.-М.: Мысль, 1986.-Т.1.-408с., Т.2.-391с.
  284. X., Ламерс Ф. Совершенствование персонала //Иностранная психология. -Том 2. -№ 1(3).-1994.- С. 52−59.
  285. А. Б., Гараян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. № 2. — 1999. — С. 61−74.
  286. К. Невротическая личность нашего времени. Самоана-лиз.-М.: Прогресс, 1993.-480с.
  287. О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. .докт. психол. наук. -М., 2001.- 42с
  288. Г. И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. -М.: Медицина, 1975. 120 с.
  289. Целевой выпуск журнала «Здоровье от, А до Я».- Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни.-Под общей редакцией Т. Н. Ерегиной, — № 3, 2007.
  290. Я.А. Влияние супружеских отношений на служебную карьеру руководителя: Автореферат дис. канд. психол. наук.-Казань.-2002 г.-22 с.
  291. .Н. Валеология / Б. Н. Чумаков. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 246 с.
  292. И.В. Научно-методическая работа педагогов по здо-ровьесберегающим технологиям в комплексе детский сад начальная школа»: дис. канд.пед.наук / И. В. Чупаха. -Карачаевск, 2002. -173 с.
  293. В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие для вузов.-М.:изд. корп. «Логос», 1996.-320с.
  294. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив.- М.: Просвещение, 1990. 210с.
  295. М.Н., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархудова. М.: Просвещение, 1971. -Сс. 161, 123.
  296. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ори-ентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. — С. 108 115.
  297. ., Швабле X. Личность, карьера, успех. (Психология бизнеса). -М.: Прогресс, 1993.-240с.
  298. В.Б. Нейрофизиологические механизмы принятия решения. // Проблемы принятия решения. М., 1976. — С. 164−171.
  299. М.Ю. Исследование влияния свойств личности на эффективность трудовой деятельности // Известия СНЦ РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии». -Самара.-2003.-С.122−131.
  300. В.М. Управленческая психология. -М.:Экономика, 1984.-248с.
  301. А.Г. Основы психодиагностики.-Ростов-Дон:Феникс, 1996.-541с.
  302. П. Социология социальных изменений.-М.: Аспект Пресс, 1996.-416с.
  303. X. Отбор персонала. //Иностранная психология.-Том2,-№ 1(3).- 1994.-С. 35−43.
  304. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  305. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 54−68.
  306. Юнг К. Психологические типы. / Под ред. В. Зелинского, С.-П. Ювенита.- М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995.-716с.
  307. В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок.// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -М.- 1979, — С. 62−70.
  308. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Под ред. Ф. Т. Михайлова и др. -М. Педагогика, 1977.- С. 59−108.
  309. . Карьера менеджера.:Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-384с.
  310. Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы. //Мир образования.-1996.-№ 6.
  311. В.Н. Социальное здоровье молодежи в теории социальной работы. Российская Ассамблея «Молодежь и здоровье». Вып. 2. Саратов, 1995. С.З.
  312. Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре: монография / Р. Х. Яруллин. Казань: Дом печати. — 2003. — 167 с.
  313. Kahneman D., Tverslty A. Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risk // Econometrica.-1979.-№ 47.-P.263−291.
  314. G. & Herbert W. Werte, Bedurfnisse, Handeln: Ansatzpunkte politischer Verhaltenssteuerung. Frankfurt am Main: Campus, 1986.
  315. C.F. & Willig R. Wert, Wertung und Werthaltung. In: Tomae H. (Hg.): Enzyklopadie, Bd.4, Gottingen: Hogrefe, 1983.
  316. Hillmann K.-H. Wertwandel. Zur Frage soziokultureller Vorausset-zungen alternativer Lebensformen. Darmstadt: Wissenschaflliche Buch-gesellschaft, 1986.
  317. Klages H. Wertedynamik. Uber die Wandelbarkeit des Selbstvers-tandlichen. Zurich: Edition Interform, 1988.
  318. H., Franz G. & Herbert W. Wertewandel in der Jugend. Neue Herausforderungen fur die Unternehmensfuhrung. Personal, 37, 5052, 1985.
  319. Lubbe H. Kultureller Wandel im Spiegel der Demoskopie. In: Noelle-Neumann E. & Piel E. (Hrsg.) Eine Generation spater. Bundesre-publik Deutschland 1953−1979. Munchen: Saur, 19−21, 1983.
  320. Raschke J. Politischer Paradigmenwandel in den westlichen Demo-kratien. In: Ellwein T. (Hrsg.) Politikfeld-Analysen 1979. Opladen, 284 299, 1980.
  321. Rockeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes, and Values. Page, M.M.(ed.) 1980. Nebraska Symposium on Motivation 1979. Lincoln: University of Nebraska Press, 27, 261−304, 1980.
  322. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.
  323. Schloder В. Soziale Werte und Werthaltungen. Opladen, 1993.
  324. S.H. & Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology, 53, 550−562, 1987.
  325. Allensworth D. National Academy Press, Washington, D. C. Defining a Comprehensive School Health Program: An Anterim Statement. National Academy Press. Washington, D. С / D. Allensworth, J. Wyche, E. Lawson, L. Nicolson, 1995.
  326. Butler I. Games and Simuilation: Creatic Educational Alter-natives / I. Butler // Tech Trepds. 1988. — V. 33, № 4. — P.20 — 23.
  327. The status of school Health. Word Heaith Organization. Geneva, 1996.
  328. Allensworth, D. National Academy Press, Washington, D. C. Defining a Comprehensive School Health Program: An Anterim Statement. National Academy Press. Washington, D. С / D. Allensworth, J. Wyche, E. Lawson, L. Nicolson, 1995.
  329. Butler, I. Games and Simuilation: Creatic Educational Alter-natives /1. Butler // Tech Trepds. 1988. — V. 33, № 4. — P.20 — 23.
Заполнить форму текущей работой