Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие отечественной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Н. Леонтьев выдвинул общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии… Читать ещё >

Развитие отечественной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л. С. Выготский (1896 —1934), А. Н. Леонтьев (1903;1979), А. Р. Лурия (1902;1977) и П. Я. Гальперин (1902;1988). Л. С. Выготский заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека, т. е. развитие психических функций человека происходит в ходе освоения индивидом ценностей культуры. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития — культурные (например, механическая память становится логической). Он ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

Решающий фактор психического развития человека — обучение. «Один шаг в обучении — означает сто шагов в развитии». Среди выдвинутых идей Л. С. Выготского особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому только то обучение является эффективным для ребенка, которое забегает вперед развития, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

Л. С. Выготский обосновал, что развитие происходит только в процессе реального выполнения ребенком деятельности, и на каждом этапе возрастного развития существует своя ведущая деятельность, которая обеспечивает главное содержание развития психики и личности ребенка. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный «сенситивный период, когда ее развитие происходит наиболее легко, быстро и успешно».

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Н. Леонтьев выдвинул общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии. Он провел анализ развития психики в филои онтогенезе, раскрыл механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека.

На основе предложенной им схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучались психические функции (восприятие, память, мышление, внимание), анализировалось сознание человека (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личность (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

А,. R Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии.

//. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой