Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технического вуза в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди приоритетных направлений психологической службы вуза называются: диагностика психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, особенностей их способностей и когнитивных процессов, их смысложизненных ориентаций и т. д.) — подготовка обучающихся к эффективному вхождению в профессиональную подготовку… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — студентов технических вузов в учебной деятельности
    • 1. 1. Анализ теорий мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях
    • 1. 2. «Гендер» и личностные особенности мотивационной сферы в психологической литературе
    • 1. 3. Тендерные особенности и мотивация учебной деятельности студентов в исследованиях последних десятилетий
    • 1. 4. Психологические особенности студентов технических специальностей
    • 1. 5. Проблема становления мотивационно-личностной сферы студента в процессе учебной деятельности
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Исследование тендерных особенностей мотивационно-личностной сферы современных студентов технических специальностей в процессе учебной деятельности
    • 2. 1. Организация и методики исследования
    • 2. 2. Исследование тендерных особенностей мотивации достижения, тревожности и локуса контроля студентов технических вузов
    • 2. 3. Сравнение учебных мотивов у юношей и девушек
    • 2. 4. Сравнение мотивации, связанной с временными перспективами, у юношей и девушек
    • 2. 5. Тендерный анализ взаимосвязей исследуемых показателей мотивационно-личностной сферы студентов
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Исследование динамики становления мотивационной сферы студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе
    • 3. 1. Исследование динамики мотивации достижения и внутреннего локуса контроля студентов технических вузов
    • 3. 2. Исследование динамики ситуативной и личностной тревожности студентов технических вузов
    • 3. 3. Исследование динамики учебной мотивации студентов технических вузов
    • 3. 4. Изменения временных перспектив студентов технических вузов
    • 3. 5. Анализ взаимосвязей показателей мотивационной и личностной сфер студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе
    • 3. 6. Сравнительный анализ особенностей мотивации и временных перспектив в динамике социальных преобразований последних десятилетий
    • 3. 7. Анализ влияния учебной деятельности на развитие мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов
  • Выводы по III главе

Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технического вуза в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и состояние изученности проблемы. Многими исследователями отмечается, что социально-экономические изменения, произошедшие в современной России, обусловливают необходимость переосмысления содержания образования на всех его этапах [88, 155, 185, 197, и др.]. Социальный заказ, определяющий сегодня направление этих изменений, — творческая, конкурентоспособная и саморазвивающаяся личность.

В психолого-педагогических исследованиях А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, В. П. Зинченко, В. Я. Ляудис, А. М. Матюшкина, И. С. Якиманской и др. формируется парадигма развивающего личностно ориентированного образования, в центре которой — становление самоактуализурующейся личности, способной к саморазвитию.

Саморазвитие — это один из принципов личностно развивающего высшего образования. «Конкретно, принцип саморазвития личности выражается в ее активности самосовершенствования личных особенностей. Первостепенное значение среди них имеют потребностно-мотивационная сфера и способности к творческой деятельности» [83].

Важность вузовского этапа становления личности, сензитивность этого периода развития личности студента к формированию у него мотивационно-личностной сферы подчеркивается многими исследователями [40, 43, 69, 70, 105, 107, 174 и др.].

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [19, 105, 107, 113, 165,.

174 и др.].

В последние годы усилилось внимание психологов и педагогов к проблеме положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Зависимость успешности обучения от мотивации на сегодняшний день доказана в многочисленных исследованиях Н. И. Мешкова, А. А. Реана, В. А. Якунина и др. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, но никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [147, 202 и др.].

Процесс становления мотивации связан с различными личностными образованиями, формирующимися по мере развития человека, и имеет определенные особенности, характерные для каждого возрастного этапа. В процессе развития личности периодически меняются доминирующие потребности, идеалы, ценности и другие мотиваторы, меняющие её общую направленность. В различные возрастные периоды в объяснении оснований поступков ведущую роль играют разные мотивы.

Студенческий возраст приходится на период 18−25 лет, совпадающий с началом периода ранней зрелости, по Э. Эриксону [200]. Это возраст формирования устойчивых свойств личности, стабилизации всех психических процессов, становления мировоззрения, высокой способности к творчеству, интеллектуальной активности и т. п.

Изменения конца XX века, произошедшие в политике и экономике нашего государства отразились на всех сферах жизни людей, в том числе и на состоянии высшего образования. Эти преобразования не замедлили сказаться и на формировании Яконцепции и жизненных представлений молодежи современного российского общества, поскольку прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, а новые — еще не сложились.

Студенчество как некий срез общества претерпевало соответствующие изменения в образе, ценностях, интересах и целях жизни.

Социально-психологические исследования 90-х годов XX века констатируют, что основные мотивы поступления в технические вузы в этот период были связаны либо с отсрочкой от армии, либо с легкостью поступления [157]. Поэтому неудивительно, что характерными личностными особенностями будущих инженеров были низкий уровень притязаний, низкая потребность в достижениях, отсутствие интереса к самосовершенствованию [157].

Изменился и социальный заказ на специалистов инженерно-технического профиля, который (в отличие, например, от юридических, финансово-экономических) резко упал, что было вызвано развалом многих производств, закрытием заводов, сокращением рабочих мест, низкой заработной платой в промышленности и т. д.

Однако происходящее с начала XXI века бурное развитие ультрасовременных технологий повлекло за собой и перемену отношения к профессии инженер. Высококлассные представители профессий в области автомобилестроения, информационных технологий, биотехнологий и другие специалисты сферы высоких технологий становятся все более востребованными. Такое положение объясняется позитивными социально-экономическими сдвигами, произошедшими в стране в последние годы.

Повысились требования и к личности инженера. Содержание образовательных программ вузов, готовящих инженеров, соответственно изменяется: добавляются новые дисциплины, обновляются старые. В то же время концепции современного технического образования еще только разрабатываются или внедряются экспериментально.

Среди основных противоречий, напрямую влияющих на качество вузовской подготовки специалистов, можно назвать противоречия между «знаниями, умениями и навыками, предусмотренными образовательными стандартами, и мотивационной неготовностью студентов оценивать их значимость в своем профессиональном становлении., между необходимостью коренной модернизации подготовки не только когнитивного компонента профессионализма студентов, но и плана их личностного развития» [190, с.153].

Важнейшим условием оптимизации потенциала личности студента является её направленность, изучение которой заслуживает серьезного анализа, в том числе и в тендерном аспекте. Однако многие проблемы, связанные с общим развитием мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей и поддержанием профессиональной и учебной мотивации, еще недостаточно изучены.

Особенно мало работ, посвященных исследованию этих психических феноменов у студентов технических специальностей. Поэтому тема нашего исследования представляется актуальной.

Цель диссертационной работы: изучение особенностей и. динамики становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технических специальностей в процессе учебной деятельности.

Объект исследования: становление мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе — от первого к выпускным курсам.

Предмет исследования: особенности мотивации и временных перспектив современных студентов технических специальностей, психологические механизмы их взаимосвязи с тендерными и личностными особенностями.

Гипотезы исследования:

1. Мотивационно-личностная сфера юношей и девушек — студентов технических вузов имеет специфические особенности в структуре и содержании учебных мотивов и временных перспектив, связанные с профессиональным становлением.

2. Учебная деятельность является ведущим фактором, оказывающим влияние на динамику становления мотивационно-личностной сферы современных студентов технических вузов.

3. На процесс становления мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей оказывает существенное влияние взаимосвязь тендерных и личностных особенностей: уровень тревожности, экстернальность — интернальность и др.

4. Социально-экономические и мировоззренческие изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, оказывают влияние на мотивационно-личностную сферу и временные перспективы студентов технических вузов.

Цель и гипотезы определили основные задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по проблеме становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов в учебной деятельности;

2) провести комплексное исследование динамики и тендерных особенностей становления мотивационно-личностной сферы современных студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе — от первого к последнему курсу;

3) экспериментально определить факторы, оказывающие существенное влияние на становление мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе;

4) провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и временных перспектив студентов технических вузов в динамике социальных и мировоззренческих изменений последних десятилетий;

5) разработать и апробировать психодиагностическую программу исследования мотивационно-личностной сферы студентов для использования в психологической службе вуза.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют: фундаментальные принципы психологической наукиединство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.) — деятельностного опосредования психического развития (Б.Ф.Ломов, А. Р. Лурия, А.В.Петровский) — социальной детерминированности психических процессов (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

— психологические концепции мотивации учебной деятельности отечественных (В.К.Вилюнас, Е. П. Ильин, А. А. Реан, В.А.Якунин) и зарубежных ученых (А.Маслоу, Х. Хекхаузен).

Методы исследования: теоретико-эмпирические — изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов по общей, педагогической психологии, психологии развития, моделирование экспериментального исследованияколичественно-диагностические (тестовые) — определение мотивации достижения успеха (А.А.Реан), личностная и ситуативная тревожность (Ч.Д.Спилбергер — Ю.Л.Ханин), определение субъективного локуса контроля (Д.Роттер), изучение учебных мотивов (А.А.Реан и В.А.Якунин), изучение временных перспектив (Ж.Нюттен.

Н.Н.Толстых). Также использованы методы математико-статистической обработки экспериментальных данных (корреляционный анализ, подсчеткритерия Стьюдента, в-критерий знаков).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые:

1) проведен сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и временных перспектив студентов технических специальностейэкспериментально показано влияние социально-экономических и мировоззренческих изменений в России последних лет на структуру и содержание мотивационной сферы студентов;

2) проведено комплексное исследование динамики становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов в процессе учебной деятельности, характеризующейся смещением приоритетов от первого к выпускным курсам;

3) проанализированы психологические детерминанты становления учебной мотивации и временных перспектив юношей и девушек — современных студентов технических вузов;

4) выявлены тендерные особенности становления мотивации и временных перспектив студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе;

5) выявлено ядро структуры внутренней детерминации становления мотивационной сферы современных студентов, которое включает положительные взаимосвязи мотивации достижения успеха с интернальностью и познавательным интересом и отрицательные связи с экстернальностью, ситуативной и личностной тревожностью;

6) показано доминирующее влияние фактора «учебная деятельность» на особенности становления мотивационной сферы студентов технических специальностей;

7) разработана психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов для использования в психологической службе вуза.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки концепций современных образовательных программ психологических курсов в технических вузах и для саморазвития студентов;

Разработанная комплексная психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов предложена к внедрению в работу психологической службы НГТУ и НГАСУ.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с их последующей интерпретацией.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотивационно-личностная сфера студентов технических специальностей имеет определенную специфику по сравнению со студентами предыдущих поколений и зависит от тендерных особенностей, курса обучения (фактора «учебная деятельность»), индивидуально-личностных особенностей.

2. Наиболее выраженное влияние на динамику становления мотивационно-личностной сферы современных студентов оказывает фактор «учебная деятельность».

3. Специфика будущей профессии оказывает существенное влияние на мотивационно-личностную сферу юношей и девушекстудентов технических вузов.

4. Изменения в структуре и иерархии мотивов учебной деятельности современных студентов технических специальностей и их временных перспектив связаны с социально-экономическими и мировоззренческими преобразованиями, происходящими в России в последние десятилетия.

Апробация работы. Различные аспекты содержания диссертации, выводы, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета (2002;2005 год), на IX Нижегородской сессии молодых ученых («Голубая Ока», 2004) — на межрегиональных конференциях в Кирове («Психология творческого самовыражения», 2004), в Самаре (2005), Нижнем Новгороде («РЯ: горизонты новой реальности. Перспективы студенческого ресурса», 2005), Москве («Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России», 2005). По теме исследования опубликовано 6 работ. Психодиагностическая программа предложена для внедрения в НГТУ и НГАСУ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из 3 глав, заключения, списка литературы, содержащего 220 наименований, в том числе 18 на иностранном языке. Основной текст диссертации изложен на 146 станицах, иллюстрирован 6 таблицами, 15 рисунками. Общий объем диссертации составляет 173 страницы.

Результаты работы вносят вклад в парадигму развивающего образования, позволяя по-новому подойти к организации работы по оптимизации учебной деятельности студентов через скорейшее внедрение в процесс подготовки студентов технических вузов новых модернизированных программ, где развитию личности специалиста будет уделяться повышенное внимание. Тогда выпускник — инженер будет всегда востребован, а высшее техническое образование будет отвечать заказу общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящий момент активно идет перестройка высшего образования, обусловленная требованиями времени. Социальный заказ направлен на формирование активной, целеустремленной, самостоятельной личности, способной адаптироваться и самореализовываться в изменяющихся ситуациях современной жизни.

В многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях подчеркивается значимость мотивационной сферы для развития личностидоказана зависимость успешности обучения от мотивации (А.А.Реан, В. А. Якунин и Н. И. Мешков, С. А. Гапонова, А. Роджерс, Ф. Херцберг, Х. Хекхаузен и др.). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается, что неоднократно отмечалось в исследованиях [69, 40]. Однако многие проблемы, связанные с поддержанием и развитием мотивации студентов, еще недостаточно изучены.

Так, недостаточно исследованы тендерные аспекты становления учебной мотивации и временных перспектив студентов в динамике их обучения в вузе: от первого к выпускному курсам. А работ, посвященных исследованию этих проблем у студентов технических специальностей практически нет.

Несмотря на то, что психология значится в программах технических вузов с 1995 года [51], большинство студентов данного профиля демонстрируют полную психологическую безграмотность и не заинтересованы в том, чтобы познать свой внутренний мир, личностные особенности, хотя многие из них досконально знают, например, внутреннее устройство автомобиля.

В то же время, как уже было отмечено, в последние годы к личности специалиста технического профиля предъявляются высокие требования: современный инженер высокого класса должен иметь «мощную фундаментальную подготовку, виртуозно владеть методологией инженерного творчества и современными информационными средствами,. представить в виртуальном виде готовую для изготовления техническую систему или технологию» [158, с.10].

Однако конкурентоспособность выпускника современного вуза требует не только профессиональных знаний, но и специальных способностей и свойств личности, обеспечивающих ей динамизм профессионального поведения, самостоятельность в поиске и освоении новой информации, а также способность к принятию адекватных решений в «нестандартных» ситуациях [155].

Поэтому решение задачи подготовки специалиста в той или иной профессиональной сфере невозможно без комплексной системы психологического сопровождения, которая, в свою очередь, требует наличия в вузах четкой организационной структуры, занимающейся данным видом деятельности.

Основные тенденции становления и развития службы практической психологии в российских вузах во многом связаны с кардинальными изменениями, происходящими в национальной образовательной системе современной России. Само понятие «психологическая служба вуза» присутствует в большом количестве различного вида публикаций, посвященных проблематике развития высшего образования [73, 81, 155, 190].

К основным направлениям деятельности психологической службы относят психодиагностическую, психопропедевтическую, психологическую помощь [73].

Психодиагностическая работа проводится для выявления личностных особенностей и составления психологического портрета современного студентапрогнозирования ресурсов личностного развития и возможных трудностей (межличностные отношения, саморегуляция и т. д.) — оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности в целях кадровой ротации.

Психопропедевтическая работа в вузе заключается в проведении лекций и семинаров по актуальным психологическим проблемам (повышение стрессоустойчивостиразвитие способностей саморегуляции, восстановления психического и физического равновесияобучение методам эмоциональной разгрузки, релаксации и др.).

Психологическая помощь осуществляется через систему активных социально-психологических методов личностного и профессионального роста (проведение тренингов по решению личностных и профессиональных затруднений, тренингов командообразования, повышения эффективности общения, улучшения психологического и физического самочувствия).

Среди приоритетных направлений психологической службы вуза называются: диагностика психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, особенностей их способностей и когнитивных процессов, их смысложизненных ориентаций и т. д.) — подготовка обучающихся к эффективному вхождению в профессиональную подготовку средствами учебной деятельностиучастие научно-исследовательской лаборатории психологической службы вуза в разработке развивающих технологий обученияподготовка и повышение психологической компетентности преподавательского состава учебного учреждения к осуществлению работы с современной молодежью [190, с.153].

Важным направлением деятельности психологической службы в вузе, безусловно, является личностно-профессиональное развитие студента — субъекта образовательного процесса [81], а потому актуальным представляется исследование факторов, ему способствующих или препятствующих, на что и направлена разработанная нами комплексная психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов.

Настоящее исследование, выполненное на базе Нижегородского государственного политехнического университета, посвящено комплексному исследованию динамики и тендерных различий становления мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Комплексное исследование динамики и тендерных различий становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов выявило значимые изменения в процессе учебной деятельности от первого к выпускным курсам.

2. Среди всех изучаемых факторов наибольшее влияние на мотивационно-личностную сферу юношей и девушек и динамику ее становления оказывает учебная деятельность.

Максимальное проявление влияния учебной деятельности на становление мотивационно-личностной сферы студентов отмечается на третьем курсе, что связано с особенностями их адаптации к обучению: на первом курсе связи личностных особенностей с учебной мотивацией и временными перспективами еще не сформированы, а на выпускных курсах появляются новые ценности, не относящиеся к учебной деятельности (семья, карьера, материальные ценности).

В процессе обучения от первым к выпускным курсам: отмечается смещение приоритетов от группоцентрических к эгоцентрическим, от внешней мотивации во внутреннюю, от общей направленности — в сторону профессиональных компонентов обучения. Современные студенты учатся для получения знаний, необходимых для повышения собственной конкурентоспособности.

Учебная деятельность влияет и на саморазвитие личности студентов технических вузов. От курса к курсу ответы студентов более структурированы и обобщенны, выпускники оперируют более глобальными категориями, связанными с развитием всех сторон личности, тогда как третьекурсники в своих высказываниях более конкретны и в основном выделяют отдельные аспекты процесса саморазвития.

Учебная деятельность является мощным фактором, провоцирующим тревожность у студентов. Максимальное значение ситуативной и личностной тревожности выявляются на третьем курсе, что также связано с особенностями адаптации.

3. Динамика становления мотивации имеет тендерные и индивидуальные особенности и зависит от таких свойств личности, как: уровень ситуативной и личностной тревожности, экстернальность — интернальность, мотивация достижения.

Ядром структуры внутренней детерминации становления мотивационной сферы современных студентов являются положительная взаимосвязь мотивации достижения успеха с интернальностью и познавательным интересом, а также отрицательные связи с экстернальностью, ситуативной и личностной тревожностью. Это ядро присутствует во всех исследуемых гендерных группах и сохраняется на всех этапах обучения студентов, кроме выпускных курсов. Периферию в каждом конкретном случае составляет набор показателей, связанных с полом, либо с учебной ситуацией.

Показатели ситуативной и личностной тревожности на всех курсах сильнее выражены у девушек.

От первого к выпускному курсу студентов с мотивацией на успех становится все больше, студентов с избеганием неудач и с невыраженной мотивацией — меньше. По направленности на успех или неудачу юношей и девушек значимых различий нами не обнаружено.

Внутренний локус контроля для юношей имеет большую значимость, чем для девушек. Динамика изменений показателей субъективного локуса контроля связана с полом.

4. В качестве приоритетных после доминирующих познавательно-профессиональных мотивов и мотивов, связанных с общением, во всех исследуемых группах студентов выступают мотивы гуманистического характера и патриотического характера, практически отсутствующие в исследованиях, проведенных 5−10 лет назад (человеческая личность, духовные ценности, творческая реализациябудущее России, российского спорта и т. п.). Доминирующими характеристиками образа-Я студентов являются собственная уникальность, активность, уверенность в собственных силах. Студенты принимают себя за единицу самоценности и чувствуют себя ответственными за свое будущее.

5. Учебная мотивация и временные перспективы студентов технических вузов имеют тендерные различия.

Для всех студентов технических специальностей независимо от пола доминирующими являются мотивы, связанные с профессиональной деятельностью и учебой и мотивы общения. Мотив, связанный с контактами с другими людьми, семьей и общением у девушек на первом месте, девушки более заинтересованы в познании, получении информации по сравнению с молодыми людьми.

У юношей на первом плане — желание реализовать себя в профессиональной сфере. Юноши чаще задумываются о профессиональной деятельности и политической жизни страны, по сравнению с девушками, для которых на первом месте стоят любовь и семья.

Различия проявляются и в оценке мотивов личного престижа и социально-общественных мотивов: для девушек большее значение, чем для молодых людей, имеет внешняя оценка.

Следует отметить, что материальные мотивы стоят у обеих групп только на четвертом месте.

6. Мотивационно-личностная сфера студентов технических специальностей имеет определенную специфику. Так, современных студентов технических специальностей характеризует некоторая узость познавательных интересов, ограниченность рамками выбранной профессии. В то же время, еще раз подчеркнем, конкурентоспособность выпускника современного вуза требует не только профессиональных знаний.

Причины узконаправленных интересов студентов технического профиля кроются в специфике содержания образовательных программ (малая доля дисциплин общего развития) и в самом отношении студентов и некоторых преподавателей к предметам общеобразовательного блока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология — М., 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  3. A.A. Специфика потребности у человека. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  4. .Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  6. В.Т. Личность и значимость побуждений. М., 1995.
  7. А.Г. Психология личности. М., 1989.
  8. А.Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект // Психологический журнал. 1994. Т.15, № 1. С.81−86.
  9. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  10. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование изменений в системе социальных потребностей. — В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  11. П.П. Избранные произведения. М., 1964.
  12. C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. — СПб., 1997.
  13. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271с.
  14. A.A. О психологических основах воспитания личности. -Вопр. психологии, 1986, № 1, с. 19−27.
  15. A.A. Психология общения. М., 2003.
  16. В.А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 111−120.
  17. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 435 с.
  19. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979., с. 35.
  20. В.М. Введение в сравнительную психологию. // Работник просвещения. 1927.
  21. A.B. Общая психология. М., 1986.
  22. A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. 191 с.
  23. P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте. М., 1973.
  24. И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4.
  25. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
  26. М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
  27. A.B., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. — № 3.
  28. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.1. М., 1990.
  30. А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис.. канд. наук. СПб., 1996.
  31. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов в IV Всесоюзному съезду О-ва психологов СССР. 4.2. -М., 1983.
  32. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1998.
  33. Н.Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм мотивации поведения: Инстинкты и навыки. Государственный институт психологии. М., 1935.
  34. М. Инженерная профессия сегодня // Высшее образование в России. 2005. — № 2. С. 115−119.
  35. Временная перспектива и психическое здоровье. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
  36. JI.C. Детская психология // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984 Т.4, с. 255.
  37. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.272с.
  38. С.А. Особенности учебной мотивации студентов нового поколения// Актуальные проблемы психологии образования. Материалы третьей региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2004. С.169−173.
  39. С.А. Функциональные психические состояниястудентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация. Автореф. дисс.. д.п.н. -Н.Новгород, 2005.
  40. С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Н. Новгород, 2004.
  41. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. М., 1977.
  42. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132−135.
  43. О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. М., 1983.
  44. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  46. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения: Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.
  47. У. Беседы с учителями о психологии. (Вступительное слово Битяновой М.Р.). М., 2000.
  48. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. -М., 1969. 368 с.
  49. .И. Структура и динамика мотивов деятельности. -Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 126−129.
  50. .И. Структура и динамика мотивов деятельности.
  51. Вопросы психологии. 1984, № 4, с. 126−129.
  52. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
  53. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-168 с.
  54. A.B. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дисс.. канд. наук. СПб., 1996.
  55. A.A. Взгляд психолога на активного человека. М., 1993.
  56. С. Психология мотивации. Киев, 2001. — 352 с.
  57. А.Г. Потребности. Интересы. Склонности. М., 1986.
  58. И.А. Педагогическая психология. М., 2003.
  59. В.В. Психология понимания в познании и общении. М., 1995.
  60. В.А. К сущности волевого поведения. Психологический журнал, 1985, т.6, № 3, с.47−55.
  61. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1990.
  62. Т.В. Особенности мотивации современных студентов технических специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. Самара, 2005. № 1 — С. 60−63.
  63. Н.В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986.- 190 с.
  64. A.A. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа. СПбГУ, ф-т психологии, 2001.
  65. Г. А. Краткий курс лекций по педагогической психологии. М., 1992.
  66. С.Г. Рефлексия и саморегуляция как механизмы развития индивидуального стиля деятельности преподавателя системы непрерывного образования в процессе повышения квалификации. М., 2001.
  67. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
  68. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000.
  69. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. -291 с.
  70. Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
  71. И.В. Проблема полимотивации поведения. Вопросы психологии, 1984, № 6, с.87−94.
  72. А.К. Психологические основы образования взрослых // Образование взрослых на рубеже веков. М.: Изд-во Института образования взрослых, РАО, 2000.
  73. Т.Е. Мировоззренческое сознание молодежи внестандартном городском социуме (философскокультурологический подход): Автореф. дисс.. канд. наук. -Н.Новгород, 2005.
  74. В.Я. и Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. СПб., 1996.
  75. Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  76. А.Г., Бодалев A.A. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: Изд-во ЛГУ. 1958.-90 с.
  77. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  78. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. Психологический журнал, 1982, т. З, № 6, с.35−44.
  79. Е.И. Учебная группа как инструмент профессионального саморазвития студентов. Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 144.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
  81. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М., 2000.
  82. А.И. Самовоспитание подростка. Свердловск: Сред.-Уральское кн.изд., 1967.- 168 с.
  83. Ю.Е., Шабалина O.A. Самоактуализация личности как предмет экспериментального исследования // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции / СПб., 2000. С. 33−35.
  84. В.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьников. М., 1988.
  85. Д. Психология развития. СПб., 2002.
  86. Н.Ф., Панов В. И. Регуляторно-когнитивная структура учебной деятельности и школьная неуспешность // Журнал прикладной психологии. 2001. № 5. С.40−50.
  87. M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дисс.. канд. СПб., 1997.
  88. С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С.7.
  89. В.Д. Физическое воспитание глухих и тугоухих в связи с их психофизиологическими особенностями // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975.
  90. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  91. К. Намерение, воля и потребность. М., 1970.
  92. Т.В. Специфика внутреннего конфликта в мотивационно-личностной сфере будущих преподавателей // Вестник красноярского государственного университета серия «Гуманитарные науки», № 4, 2004. с. 116−117.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1986. — 304 с.
  94. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.
  95. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка. -В кн.: Проблемы развития психики. М., 1959.
  96. Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  97. М.И. Проблема онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. — 144 с.
  98. В.Т. Любовь и нравственность. Л. Лениздат., 1986.
  99. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии -Вопр. философии, 1979, № 8, с.34−47.
  100. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М., 1987.
  101. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  102. Д. Социальная психология. СПб., 2001.
  103. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  104. А.К., Абрамова Г. С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1981. с. 88−93.
  105. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  106. H.H. Жизненные ценности в понимании студентов. Автореф. дисс к.п.н. СПб., 2000.
  107. B.C. Лекции по психологии мотивов. Пермь, 1971.
  108. Н.Е. Приобретенные побуждения и подкрепления. -М., 1960. 198 с.
  109. A.M. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2004. № 2. С. 56−65.
  110. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. — Воронеж, 2002.
  111. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
  112. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
  113. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной, Волгоград, 1976.
  114. Мотивация учения, и ее воспитание у школьника./Под ред. А. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. М. Фридман. М., 1974.
  115. К. Психология ответственности. Д.: Наука, 1983.
  116. Г. А. Психология детства и отрочества. Москва-Воронеж, 1996.
  117. . Мотивация. В кн.: Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975, вып.5, с. 16 110.
  118. H.H. Типы личности, темперамент и характер (Метод, пособие). СПб., 1998.
  119. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы -М., 1995.
  120. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
  121. К. Психология влечений человека. М., 1971.
  122. .Д. Социальная психология. СПб, 1999.
  123. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективность их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т.17, № 1 С.169−174.
  124. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1983. — № 4.
  125. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998.
  126. А.И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000.
  127. Н.И., Хмельницкая М. Н. Особенности мотивов учебной деятельности студентов // Проблема личности в психолого-педагогической подготовке специалиста в техническом вузе: Сборник межвузовской практической конференции. -Н.Новгород, 1996. С. 33−37.
  128. A.B. К психологии активности личности. Вопросы психологии, 1975. № 3, с.26−38.
  129. А.H., Мухина Г. А. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 64−65.
  130. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
  131. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
  132. К.К. Вопросы психологии труда М., 1962.
  133. Т.Г. Развитие мотивационной сферы подростков через формирование временной перспективы // Возможности практической психологии в образовании: из опыта работы психологов. Вып.4 / Под. Ред. Пилипко H.B. М., 2003.
  134. М. Личное знание. М., 1985.
  135. .Н. Функция выбора основа личности. — В сб.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М. 1969, т.1, с.344−349.
  136. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. -СПб., 2003.
  137. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.
  138. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
  139. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казан: Изд-во КГУ, 1977.
  140. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
  141. Психология и педагогика высшей школы / под ред. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  142. Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
  143. С.Х. Потребности общества и потребности личности. В сб.: Проблема потребностей в этике и эстетике. — Д., 1976. Вып. 3, с.72−77.
  144. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981.
  145. A.A. Психология педагогической деятельности. М., 1990.
  146. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
  147. Н.И. Два взаимодополняющих подхода к классификации потребностей В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  148. X. Подростковый и юношеский возраст. М. 1994.
  149. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
  150. М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926.
  151. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  152. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -140 с.
  153. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  154. Сазонова 3. Кто он, инженер будущего? (Интервью с академиком Ю.В.Гуляевым). // Высшее образование в России. -2005. № 2. С.12−19.
  155. Е.Н. Психология развития человека. М., 2001.
  156. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. -154 с.
  157. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004.
  158. П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
  159. П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  160. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. 270 с.
  161. Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков -М., 1972.
  162. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин Минск, 1998.
  163. С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1981, № 2.
  164. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993. 199с.
  165. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. — 199 с.
  166. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  167. Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 2001.
  168. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-н/Д., 2004.
  169. Э. Психопедагогика. М., 1984.
  170. Е.А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов. М., 2003.
  171. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  172. В.А. Психология и педагогика (конспект лекций). М., 2003.
  173. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
  174. Г. И. Влияние «мотивации избегания неудачи» и «мотивации ожидания успехов» на продуктивность вербальной памяти: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.
  175. Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.
  176. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. 176 с.
  177. A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент: Фан, 1987. 134 с.
  178. И. Школа инженеров будущего. // Высшее образование в России. 2004. — № 10. С.3−8.
  179. ФельдштейнД.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
  180. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  181. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1987. — № 6. С.94−104.
  182. X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
  183. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1998.
  184. Т.И. Приоритетные направления психологической службы вуза. Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. Москва, 2005. с.153−154.
  185. Ш. Н., Сарджвеладзе Н. И. (ред.) Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 307 с.
  186. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности М., 1982.
  187. Ч.А. К структуре ценностных ориентацией молодежи в новой социально-экономической среде // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практич. конференции. -СПб., 1996.
  188. И.П. Диагностика мотивации межличностного общения / под ред. Лабунской В. А. Самара, 1998. — 296 с.
  189. Е.В. Марксистский подход к проблеме потребностей (классики марксизма-ленинизма о потребностях). В кн.:
  190. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  191. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М: Соцэкгиз, 1961. 363 с.
  192. В., Лозовский В., Буланова-Топоркова Н. и др. Университетское техническое образование: концептуальные основы // Высшее образование в России. 2004. — № 10. С. 19−30.
  193. Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины, 1999, Т.2, № 1-С.59−62.
  194. Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн., 2002, Т.23,№ 1-С.118−122.
  195. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  196. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  197. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ 1980.
  198. Allport, G.W. Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, 1955.
  199. Atkinson, J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior //Psychological Review. 1957.
  200. Bzuneck J.A. Ansiedade e desempenho numa prova de matematica: um estudo com adolescents // Semina. 1991. № 3.
  201. Cattel R.B. Personality and motivation: structure and measurement. N.Y., 1957.
  202. Festinger, L.O. Theory of Cognitive Dissonance. Evanston, III, 1957.
  203. Guilford J.P. General psychology. N.Y., 1956.
  204. Herzberg F. The motivation to work. Chichester, 1972.
  205. Horner M.S. Sex Difference in Achievement Motivation And Performance, in Complete and Non-complete Situation. Ph. D. Dissertation, University of Michigan, 1968.
  206. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. A theory of personality. N.Y., 1955. vol. XVII.
  207. Kulas H. Change and stability of locus of control in early adolescence // Political Psychology Bulletin, 1988, v. 2.
  208. Langlois L.H., Downs A.C. Mothers, fathers and peers as socialization agents of sextyped play behaviors in young children // Child. Develop, 1980, v. 51.
  209. Lazarus R.W. Cognition and motivation // Amer. Psychol. 1991. -V. 46.
  210. Lewin, K. Behavior and development as a function of the total situation. In: L. Carmichael (ed.) Manual of Child Psychology. -N.Y., 1946.
  211. Madsen K.B. Theories of motivation. N.Y. 1986. 431p.
  212. McClelland D.S., Atkinson J.W., Clark R.O., Lowell E.L. The achievement motive. N.Y., 1953.
  213. Rogers A. Teaching adults. Buckingham, Phil, 1996.
  214. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs, 1966, 80, 1.
  215. Sarason S.B. The measurement of anxiety in children: Some questions and problems // Ch. D. Spielberger (ed.) Anxiety and behavior. N.Y.: Academic Press, 1966.
Заполнить форму текущей работой