Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технического вуза в процессе обучения
![Диссертация: Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технического вуза в процессе обучения](https://niscu.ru/work/5057404/cover.png)
Среди приоритетных направлений психологической службы вуза называются: диагностика психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, особенностей их способностей и когнитивных процессов, их смысложизненных ориентаций и т. д.) — подготовка обучающихся к эффективному вхождению в профессиональную подготовку… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические проблемы становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — студентов технических вузов в учебной деятельности
- 1. 1. Анализ теорий мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях
- 1. 2. «Гендер» и личностные особенности мотивационной сферы в психологической литературе
- 1. 3. Тендерные особенности и мотивация учебной деятельности студентов в исследованиях последних десятилетий
- 1. 4. Психологические особенности студентов технических специальностей
- 1. 5. Проблема становления мотивационно-личностной сферы студента в процессе учебной деятельности
- Выводы по главе I
- Глава II. Исследование тендерных особенностей мотивационно-личностной сферы современных студентов технических специальностей в процессе учебной деятельности
- 2. 1. Организация и методики исследования
- 2. 2. Исследование тендерных особенностей мотивации достижения, тревожности и локуса контроля студентов технических вузов
- 2. 3. Сравнение учебных мотивов у юношей и девушек
- 2. 4. Сравнение мотивации, связанной с временными перспективами, у юношей и девушек
- 2. 5. Тендерный анализ взаимосвязей исследуемых показателей мотивационно-личностной сферы студентов
- Выводы по II главе
- Глава III. Исследование динамики становления мотивационной сферы студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе
- 3. 1. Исследование динамики мотивации достижения и внутреннего локуса контроля студентов технических вузов
- 3. 2. Исследование динамики ситуативной и личностной тревожности студентов технических вузов
- 3. 3. Исследование динамики учебной мотивации студентов технических вузов
- 3. 4. Изменения временных перспектив студентов технических вузов
- 3. 5. Анализ взаимосвязей показателей мотивационной и личностной сфер студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе
- 3. 6. Сравнительный анализ особенностей мотивации и временных перспектив в динамике социальных преобразований последних десятилетий
- 3. 7. Анализ влияния учебной деятельности на развитие мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов
- Выводы по III главе
Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технического вуза в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования и состояние изученности проблемы. Многими исследователями отмечается, что социально-экономические изменения, произошедшие в современной России, обусловливают необходимость переосмысления содержания образования на всех его этапах [88, 155, 185, 197, и др.]. Социальный заказ, определяющий сегодня направление этих изменений, — творческая, конкурентоспособная и саморазвивающаяся личность.
В психолого-педагогических исследованиях А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, В. П. Зинченко, В. Я. Ляудис, А. М. Матюшкина, И. С. Якиманской и др. формируется парадигма развивающего личностно ориентированного образования, в центре которой — становление самоактуализурующейся личности, способной к саморазвитию.
Саморазвитие — это один из принципов личностно развивающего высшего образования. «Конкретно, принцип саморазвития личности выражается в ее активности самосовершенствования личных особенностей. Первостепенное значение среди них имеют потребностно-мотивационная сфера и способности к творческой деятельности» [83].
Важность вузовского этапа становления личности, сензитивность этого периода развития личности студента к формированию у него мотивационно-личностной сферы подчеркивается многими исследователями [40, 43, 69, 70, 105, 107, 174 и др.].
Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [19, 105, 107, 113, 165,.
174 и др.].
В последние годы усилилось внимание психологов и педагогов к проблеме положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Зависимость успешности обучения от мотивации на сегодняшний день доказана в многочисленных исследованиях Н. И. Мешкова, А. А. Реана, В. А. Якунина и др. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, но никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [147, 202 и др.].
Процесс становления мотивации связан с различными личностными образованиями, формирующимися по мере развития человека, и имеет определенные особенности, характерные для каждого возрастного этапа. В процессе развития личности периодически меняются доминирующие потребности, идеалы, ценности и другие мотиваторы, меняющие её общую направленность. В различные возрастные периоды в объяснении оснований поступков ведущую роль играют разные мотивы.
Студенческий возраст приходится на период 18−25 лет, совпадающий с началом периода ранней зрелости, по Э. Эриксону [200]. Это возраст формирования устойчивых свойств личности, стабилизации всех психических процессов, становления мировоззрения, высокой способности к творчеству, интеллектуальной активности и т. п.
Изменения конца XX века, произошедшие в политике и экономике нашего государства отразились на всех сферах жизни людей, в том числе и на состоянии высшего образования. Эти преобразования не замедлили сказаться и на формировании Яконцепции и жизненных представлений молодежи современного российского общества, поскольку прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, а новые — еще не сложились.
Студенчество как некий срез общества претерпевало соответствующие изменения в образе, ценностях, интересах и целях жизни.
Социально-психологические исследования 90-х годов XX века констатируют, что основные мотивы поступления в технические вузы в этот период были связаны либо с отсрочкой от армии, либо с легкостью поступления [157]. Поэтому неудивительно, что характерными личностными особенностями будущих инженеров были низкий уровень притязаний, низкая потребность в достижениях, отсутствие интереса к самосовершенствованию [157].
Изменился и социальный заказ на специалистов инженерно-технического профиля, который (в отличие, например, от юридических, финансово-экономических) резко упал, что было вызвано развалом многих производств, закрытием заводов, сокращением рабочих мест, низкой заработной платой в промышленности и т. д.
Однако происходящее с начала XXI века бурное развитие ультрасовременных технологий повлекло за собой и перемену отношения к профессии инженер. Высококлассные представители профессий в области автомобилестроения, информационных технологий, биотехнологий и другие специалисты сферы высоких технологий становятся все более востребованными. Такое положение объясняется позитивными социально-экономическими сдвигами, произошедшими в стране в последние годы.
Повысились требования и к личности инженера. Содержание образовательных программ вузов, готовящих инженеров, соответственно изменяется: добавляются новые дисциплины, обновляются старые. В то же время концепции современного технического образования еще только разрабатываются или внедряются экспериментально.
Среди основных противоречий, напрямую влияющих на качество вузовской подготовки специалистов, можно назвать противоречия между «знаниями, умениями и навыками, предусмотренными образовательными стандартами, и мотивационной неготовностью студентов оценивать их значимость в своем профессиональном становлении., между необходимостью коренной модернизации подготовки не только когнитивного компонента профессионализма студентов, но и плана их личностного развития» [190, с.153].
Важнейшим условием оптимизации потенциала личности студента является её направленность, изучение которой заслуживает серьезного анализа, в том числе и в тендерном аспекте. Однако многие проблемы, связанные с общим развитием мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей и поддержанием профессиональной и учебной мотивации, еще недостаточно изучены.
Особенно мало работ, посвященных исследованию этих психических феноменов у студентов технических специальностей. Поэтому тема нашего исследования представляется актуальной.
Цель диссертационной работы: изучение особенностей и. динамики становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технических специальностей в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: становление мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе — от первого к выпускным курсам.
Предмет исследования: особенности мотивации и временных перспектив современных студентов технических специальностей, психологические механизмы их взаимосвязи с тендерными и личностными особенностями.
Гипотезы исследования:
1. Мотивационно-личностная сфера юношей и девушек — студентов технических вузов имеет специфические особенности в структуре и содержании учебных мотивов и временных перспектив, связанные с профессиональным становлением.
2. Учебная деятельность является ведущим фактором, оказывающим влияние на динамику становления мотивационно-личностной сферы современных студентов технических вузов.
3. На процесс становления мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей оказывает существенное влияние взаимосвязь тендерных и личностных особенностей: уровень тревожности, экстернальность — интернальность и др.
4. Социально-экономические и мировоззренческие изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, оказывают влияние на мотивационно-личностную сферу и временные перспективы студентов технических вузов.
Цель и гипотезы определили основные задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов в учебной деятельности;
2) провести комплексное исследование динамики и тендерных особенностей становления мотивационно-личностной сферы современных студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе — от первого к последнему курсу;
3) экспериментально определить факторы, оказывающие существенное влияние на становление мотивационно-личностной сферы юношей и девушек — современных студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе;
4) провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и временных перспектив студентов технических вузов в динамике социальных и мировоззренческих изменений последних десятилетий;
5) разработать и апробировать психодиагностическую программу исследования мотивационно-личностной сферы студентов для использования в психологической службе вуза.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют: фундаментальные принципы психологической наукиединство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.) — деятельностного опосредования психического развития (Б.Ф.Ломов, А. Р. Лурия, А.В.Петровский) — социальной детерминированности психических процессов (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
— психологические концепции мотивации учебной деятельности отечественных (В.К.Вилюнас, Е. П. Ильин, А. А. Реан, В.А.Якунин) и зарубежных ученых (А.Маслоу, Х. Хекхаузен).
Методы исследования: теоретико-эмпирические — изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов по общей, педагогической психологии, психологии развития, моделирование экспериментального исследованияколичественно-диагностические (тестовые) — определение мотивации достижения успеха (А.А.Реан), личностная и ситуативная тревожность (Ч.Д.Спилбергер — Ю.Л.Ханин), определение субъективного локуса контроля (Д.Роттер), изучение учебных мотивов (А.А.Реан и В.А.Якунин), изучение временных перспектив (Ж.Нюттен.
Н.Н.Толстых). Также использованы методы математико-статистической обработки экспериментальных данных (корреляционный анализ, подсчеткритерия Стьюдента, в-критерий знаков).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые:
1) проведен сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и временных перспектив студентов технических специальностейэкспериментально показано влияние социально-экономических и мировоззренческих изменений в России последних лет на структуру и содержание мотивационной сферы студентов;
2) проведено комплексное исследование динамики становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов в процессе учебной деятельности, характеризующейся смещением приоритетов от первого к выпускным курсам;
3) проанализированы психологические детерминанты становления учебной мотивации и временных перспектив юношей и девушек — современных студентов технических вузов;
4) выявлены тендерные особенности становления мотивации и временных перспектив студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе;
5) выявлено ядро структуры внутренней детерминации становления мотивационной сферы современных студентов, которое включает положительные взаимосвязи мотивации достижения успеха с интернальностью и познавательным интересом и отрицательные связи с экстернальностью, ситуативной и личностной тревожностью;
6) показано доминирующее влияние фактора «учебная деятельность» на особенности становления мотивационной сферы студентов технических специальностей;
7) разработана психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов для использования в психологической службе вуза.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки концепций современных образовательных программ психологических курсов в технических вузах и для саморазвития студентов;
Разработанная комплексная психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов предложена к внедрению в работу психологической службы НГТУ и НГАСУ.
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с их последующей интерпретацией.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мотивационно-личностная сфера студентов технических специальностей имеет определенную специфику по сравнению со студентами предыдущих поколений и зависит от тендерных особенностей, курса обучения (фактора «учебная деятельность»), индивидуально-личностных особенностей.
2. Наиболее выраженное влияние на динамику становления мотивационно-личностной сферы современных студентов оказывает фактор «учебная деятельность».
3. Специфика будущей профессии оказывает существенное влияние на мотивационно-личностную сферу юношей и девушекстудентов технических вузов.
4. Изменения в структуре и иерархии мотивов учебной деятельности современных студентов технических специальностей и их временных перспектив связаны с социально-экономическими и мировоззренческими преобразованиями, происходящими в России в последние десятилетия.
Апробация работы. Различные аспекты содержания диссертации, выводы, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета (2002;2005 год), на IX Нижегородской сессии молодых ученых («Голубая Ока», 2004) — на межрегиональных конференциях в Кирове («Психология творческого самовыражения», 2004), в Самаре (2005), Нижнем Новгороде («РЯ: горизонты новой реальности. Перспективы студенческого ресурса», 2005), Москве («Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России», 2005). По теме исследования опубликовано 6 работ. Психодиагностическая программа предложена для внедрения в НГТУ и НГАСУ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из 3 глав, заключения, списка литературы, содержащего 220 наименований, в том числе 18 на иностранном языке. Основной текст диссертации изложен на 146 станицах, иллюстрирован 6 таблицами, 15 рисунками. Общий объем диссертации составляет 173 страницы.
Результаты работы вносят вклад в парадигму развивающего образования, позволяя по-новому подойти к организации работы по оптимизации учебной деятельности студентов через скорейшее внедрение в процесс подготовки студентов технических вузов новых модернизированных программ, где развитию личности специалиста будет уделяться повышенное внимание. Тогда выпускник — инженер будет всегда востребован, а высшее техническое образование будет отвечать заказу общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящий момент активно идет перестройка высшего образования, обусловленная требованиями времени. Социальный заказ направлен на формирование активной, целеустремленной, самостоятельной личности, способной адаптироваться и самореализовываться в изменяющихся ситуациях современной жизни.
В многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях подчеркивается значимость мотивационной сферы для развития личностидоказана зависимость успешности обучения от мотивации (А.А.Реан, В. А. Якунин и Н. И. Мешков, С. А. Гапонова, А. Роджерс, Ф. Херцберг, Х. Хекхаузен и др.). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается, что неоднократно отмечалось в исследованиях [69, 40]. Однако многие проблемы, связанные с поддержанием и развитием мотивации студентов, еще недостаточно изучены.
Так, недостаточно исследованы тендерные аспекты становления учебной мотивации и временных перспектив студентов в динамике их обучения в вузе: от первого к выпускному курсам. А работ, посвященных исследованию этих проблем у студентов технических специальностей практически нет.
Несмотря на то, что психология значится в программах технических вузов с 1995 года [51], большинство студентов данного профиля демонстрируют полную психологическую безграмотность и не заинтересованы в том, чтобы познать свой внутренний мир, личностные особенности, хотя многие из них досконально знают, например, внутреннее устройство автомобиля.
В то же время, как уже было отмечено, в последние годы к личности специалиста технического профиля предъявляются высокие требования: современный инженер высокого класса должен иметь «мощную фундаментальную подготовку, виртуозно владеть методологией инженерного творчества и современными информационными средствами,. представить в виртуальном виде готовую для изготовления техническую систему или технологию» [158, с.10].
Однако конкурентоспособность выпускника современного вуза требует не только профессиональных знаний, но и специальных способностей и свойств личности, обеспечивающих ей динамизм профессионального поведения, самостоятельность в поиске и освоении новой информации, а также способность к принятию адекватных решений в «нестандартных» ситуациях [155].
Поэтому решение задачи подготовки специалиста в той или иной профессиональной сфере невозможно без комплексной системы психологического сопровождения, которая, в свою очередь, требует наличия в вузах четкой организационной структуры, занимающейся данным видом деятельности.
Основные тенденции становления и развития службы практической психологии в российских вузах во многом связаны с кардинальными изменениями, происходящими в национальной образовательной системе современной России. Само понятие «психологическая служба вуза» присутствует в большом количестве различного вида публикаций, посвященных проблематике развития высшего образования [73, 81, 155, 190].
К основным направлениям деятельности психологической службы относят психодиагностическую, психопропедевтическую, психологическую помощь [73].
Психодиагностическая работа проводится для выявления личностных особенностей и составления психологического портрета современного студентапрогнозирования ресурсов личностного развития и возможных трудностей (межличностные отношения, саморегуляция и т. д.) — оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности в целях кадровой ротации.
Психопропедевтическая работа в вузе заключается в проведении лекций и семинаров по актуальным психологическим проблемам (повышение стрессоустойчивостиразвитие способностей саморегуляции, восстановления психического и физического равновесияобучение методам эмоциональной разгрузки, релаксации и др.).
Психологическая помощь осуществляется через систему активных социально-психологических методов личностного и профессионального роста (проведение тренингов по решению личностных и профессиональных затруднений, тренингов командообразования, повышения эффективности общения, улучшения психологического и физического самочувствия).
Среди приоритетных направлений психологической службы вуза называются: диагностика психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, особенностей их способностей и когнитивных процессов, их смысложизненных ориентаций и т. д.) — подготовка обучающихся к эффективному вхождению в профессиональную подготовку средствами учебной деятельностиучастие научно-исследовательской лаборатории психологической службы вуза в разработке развивающих технологий обученияподготовка и повышение психологической компетентности преподавательского состава учебного учреждения к осуществлению работы с современной молодежью [190, с.153].
Важным направлением деятельности психологической службы в вузе, безусловно, является личностно-профессиональное развитие студента — субъекта образовательного процесса [81], а потому актуальным представляется исследование факторов, ему способствующих или препятствующих, на что и направлена разработанная нами комплексная психодиагностическая программа исследования мотивационно-личностной сферы студентов.
Настоящее исследование, выполненное на базе Нижегородского государственного политехнического университета, посвящено комплексному исследованию динамики и тендерных различий становления мотивационно-личностной сферы студентов технических специальностей в процессе обучения в вузе.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Комплексное исследование динамики и тендерных различий становления мотивационно-личностной сферы студентов технических вузов выявило значимые изменения в процессе учебной деятельности от первого к выпускным курсам.
2. Среди всех изучаемых факторов наибольшее влияние на мотивационно-личностную сферу юношей и девушек и динамику ее становления оказывает учебная деятельность.
Максимальное проявление влияния учебной деятельности на становление мотивационно-личностной сферы студентов отмечается на третьем курсе, что связано с особенностями их адаптации к обучению: на первом курсе связи личностных особенностей с учебной мотивацией и временными перспективами еще не сформированы, а на выпускных курсах появляются новые ценности, не относящиеся к учебной деятельности (семья, карьера, материальные ценности).
В процессе обучения от первым к выпускным курсам: отмечается смещение приоритетов от группоцентрических к эгоцентрическим, от внешней мотивации во внутреннюю, от общей направленности — в сторону профессиональных компонентов обучения. Современные студенты учатся для получения знаний, необходимых для повышения собственной конкурентоспособности.
Учебная деятельность влияет и на саморазвитие личности студентов технических вузов. От курса к курсу ответы студентов более структурированы и обобщенны, выпускники оперируют более глобальными категориями, связанными с развитием всех сторон личности, тогда как третьекурсники в своих высказываниях более конкретны и в основном выделяют отдельные аспекты процесса саморазвития.
Учебная деятельность является мощным фактором, провоцирующим тревожность у студентов. Максимальное значение ситуативной и личностной тревожности выявляются на третьем курсе, что также связано с особенностями адаптации.
3. Динамика становления мотивации имеет тендерные и индивидуальные особенности и зависит от таких свойств личности, как: уровень ситуативной и личностной тревожности, экстернальность — интернальность, мотивация достижения.
Ядром структуры внутренней детерминации становления мотивационной сферы современных студентов являются положительная взаимосвязь мотивации достижения успеха с интернальностью и познавательным интересом, а также отрицательные связи с экстернальностью, ситуативной и личностной тревожностью. Это ядро присутствует во всех исследуемых гендерных группах и сохраняется на всех этапах обучения студентов, кроме выпускных курсов. Периферию в каждом конкретном случае составляет набор показателей, связанных с полом, либо с учебной ситуацией.
Показатели ситуативной и личностной тревожности на всех курсах сильнее выражены у девушек.
От первого к выпускному курсу студентов с мотивацией на успех становится все больше, студентов с избеганием неудач и с невыраженной мотивацией — меньше. По направленности на успех или неудачу юношей и девушек значимых различий нами не обнаружено.
Внутренний локус контроля для юношей имеет большую значимость, чем для девушек. Динамика изменений показателей субъективного локуса контроля связана с полом.
4. В качестве приоритетных после доминирующих познавательно-профессиональных мотивов и мотивов, связанных с общением, во всех исследуемых группах студентов выступают мотивы гуманистического характера и патриотического характера, практически отсутствующие в исследованиях, проведенных 5−10 лет назад (человеческая личность, духовные ценности, творческая реализациябудущее России, российского спорта и т. п.). Доминирующими характеристиками образа-Я студентов являются собственная уникальность, активность, уверенность в собственных силах. Студенты принимают себя за единицу самоценности и чувствуют себя ответственными за свое будущее.
5. Учебная мотивация и временные перспективы студентов технических вузов имеют тендерные различия.
Для всех студентов технических специальностей независимо от пола доминирующими являются мотивы, связанные с профессиональной деятельностью и учебой и мотивы общения. Мотив, связанный с контактами с другими людьми, семьей и общением у девушек на первом месте, девушки более заинтересованы в познании, получении информации по сравнению с молодыми людьми.
У юношей на первом плане — желание реализовать себя в профессиональной сфере. Юноши чаще задумываются о профессиональной деятельности и политической жизни страны, по сравнению с девушками, для которых на первом месте стоят любовь и семья.
Различия проявляются и в оценке мотивов личного престижа и социально-общественных мотивов: для девушек большее значение, чем для молодых людей, имеет внешняя оценка.
Следует отметить, что материальные мотивы стоят у обеих групп только на четвертом месте.
6. Мотивационно-личностная сфера студентов технических специальностей имеет определенную специфику. Так, современных студентов технических специальностей характеризует некоторая узость познавательных интересов, ограниченность рамками выбранной профессии. В то же время, еще раз подчеркнем, конкурентоспособность выпускника современного вуза требует не только профессиональных знаний.
Причины узконаправленных интересов студентов технического профиля кроются в специфике содержания образовательных программ (малая доля дисциплин общего развития) и в самом отношении студентов и некоторых преподавателей к предметам общеобразовательного блока.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология — М., 1999.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Алхазишвили A.A. Специфика потребности у человека. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
- Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асеев В.Т. Личность и значимость побуждений. М., 1995.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1989.
- Белов А.Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект // Психологический журнал. 1994. Т.15, № 1. С.81−86.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование изменений в системе социальных потребностей. — В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
- Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964.
- Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. — СПб., 1997.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271с.
- Бодалев A.A. О психологических основах воспитания личности. -Вопр. психологии, 1986, № 1, с. 19−27.
- Бодалев A.A. Психология общения. М., 2003.
- Бодров В.А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 111−120.
- Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 435 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979., с. 35.
- Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию. // Работник просвещения. 1927.
- Брушлинский A.B. Общая психология. М., 1986.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. 191 с.
- Вайсман P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте. М., 1973.
- Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4.
- Вербицкий A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
- Визгина A.B., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. — № 3.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.1. М., 1990.
- Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис.. канд. наук. СПб., 1996.
- Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов в IV Всесоюзному съезду О-ва психологов СССР. 4.2. -М., 1983.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1998.
- Войтонис Н.Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм мотивации поведения: Инстинкты и навыки. Государственный институт психологии. М., 1935.
- Вражнова М. Инженерная профессия сегодня // Высшее образование в России. 2005. — № 2. С. 115−119.
- Временная перспектива и психическое здоровье. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
- Выготский JI.C. Детская психология // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984 Т.4, с. 255.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.272с.
- Гапонова С.А. Особенности учебной мотивации студентов нового поколения// Актуальные проблемы психологии образования. Материалы третьей региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2004. С.169−173.
- Гапонова С.А. Функциональные психические состояниястудентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация. Автореф. дисс.. д.п.н. -Н.Новгород, 2005.
- Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Н. Новгород, 2004.
- Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. М., 1977.
- Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132−135.
- Гребенюк О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. М., 1983.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Дворяшина М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения: Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.
- Джемс У. Беседы с учителями о психологии. (Вступительное слово Битяновой М.Р.). М., 2000.
- Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. -М., 1969. 368 с.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. -Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 126−129.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности.
- Вопросы психологии. 1984, № 4, с. 126−129.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-168 с.
- Ермолин A.B. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дисс.. канд. наук. СПб., 1996.
- Ершов A.A. Взгляд психолога на активного человека. М., 1993.
- Занюк С. Психология мотивации. Киев, 2001. — 352 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Склонности. М., 1986.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003.
- Знаков В.В. Психология понимания в познании и общении. М., 1995.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения. Психологический журнал, 1985, т.6, № 3, с.47−55.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1990.
- Иванова Т.В. Особенности мотивации современных студентов технических специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. Самара, 2005. № 1 — С. 60−63.
- Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986.- 190 с.
- Игнатьева A.A. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа. СПбГУ, ф-т психологии, 2001.
- Игнатьева Г. А. Краткий курс лекций по педагогической психологии. М., 1992.
- Измайлов С.Г. Рефлексия и саморегуляция как механизмы развития индивидуального стиля деятельности преподавателя системы непрерывного образования в процессе повышения квалификации. М., 2001.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. -291 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
- Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения. Вопросы психологии, 1984, № 6, с.87−94.
- Канатов А.К. Психологические основы образования взрослых // Образование взрослых на рубеже веков. М.: Изд-во Института образования взрослых, РАО, 2000.
- Картанова Т.Е. Мировоззренческое сознание молодежи внестандартном городском социуме (философскокультурологический подход): Автореф. дисс.. канд. наук. -Н.Новгород, 2005.
- Кикоть В.Я. и Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. СПб., 1996.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Ковалев А.Г., Бодалев A.A. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: Изд-во ЛГУ. 1958.-90 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Ковалев В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. Психологический журнал, 1982, т. З, № 6, с.35−44.
- Колесникова Е.И. Учебная группа как инструмент профессионального саморазвития студентов. Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 144.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М., 2000.
- Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. Свердловск: Сред.-Уральское кн.изд., 1967.- 168 с.
- Кочнева Ю.Е., Шабалина O.A. Самоактуализация личности как предмет экспериментального исследования // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции / СПб., 2000. С. 33−35.
- Кочубей В.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьников. М., 1988.
- Крайг Д. Психология развития. СПб., 2002.
- Круглова Н.Ф., Панов В. И. Регуляторно-когнитивная структура учебной деятельности и школьная неуспешность // Журнал прикладной психологии. 2001. № 5. С.40−50.
- Кубышкина M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дисс.. канд. СПб., 1997.
- Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С.7.
- Кузакова В.Д. Физическое воспитание глухих и тугоухих в связи с их психофизиологическими особенностями // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
- Левин К. Намерение, воля и потребность. М., 1970.
- Луговская Т.В. Специфика внутреннего конфликта в мотивационно-личностной сфере будущих преподавателей // Вестник красноярского государственного университета серия «Гуманитарные науки», № 4, 2004. с. 116−117.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1986. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.
- Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка. -В кн.: Проблемы развития психики. М., 1959.
- Линер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. Л. Лениздат., 1986.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии -Вопр. философии, 1979, № 8, с.34−47.
- Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М., 1987.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2001.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Маркова А.К., Абрамова Г. С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1981. с. 88−93.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Мачурова H.H. Жизненные ценности в понимании студентов. Автореф. дисс к.п.н. СПб., 2000.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов. Пермь, 1971.
- Милнер Н.Е. Приобретенные побуждения и подкрепления. -М., 1960. 198 с.
- Митина A.M. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2004. № 2. С. 56−65.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. — Воронеж, 2002.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
- Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной, Волгоград, 1976.
- Мотивация учения, и ее воспитание у школьника./Под ред. А. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. М. Фридман. М., 1974.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Д.: Наука, 1983.
- Мухина Г. А. Психология детства и отрочества. Москва-Воронеж, 1996.
- Нюттен Ж. Мотивация. В кн.: Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975, вып.5, с. 16 110.
- Обозов H.H. Типы личности, темперамент и характер (Метод, пособие). СПб., 1998.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы -М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.
- Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективность их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т.17, № 1 С.169−174.
- Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1983. — № 4.
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998.
- Пеньков А.И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000.
- Петрова Н.И., Хмельницкая М. Н. Особенности мотивов учебной деятельности студентов // Проблема личности в психолого-педагогической подготовке специалиста в техническом вузе: Сборник межвузовской практической конференции. -Н.Новгород, 1996. С. 33−37.
- Петровский A.B. К психологии активности личности. Вопросы психологии, 1975. № 3, с.26−38.
- Печников А.H., Мухина Г. А. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 64−65.
- Пидкасистый П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
- Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда М., 1962.
- Подушкина Т.Г. Развитие мотивационной сферы подростков через формирование временной перспективы // Возможности практической психологии в образовании: из опыта работы психологов. Вып.4 / Под. Ред. Пилипко H.B. М., 2003.
- Полани М. Личное знание. М., 1985.
- Поршнев Б.Н. Функция выбора основа личности. — В сб.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М. 1969, т.1, с.344−349.
- Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. -СПб., 2003.
- Практическая психология: Учебник. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казан: Изд-во КГУ, 1977.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
- Психология и педагогика высшей школы / под ред. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
- Раппопорт С.Х. Потребности общества и потребности личности. В сб.: Проблема потребностей в этике и эстетике. — Д., 1976. Вып. 3, с.72−77.
- Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности. М., 1990.
- Реан A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
- Рейнвальд Н.И. Два взаимодополняющих подхода к классификации потребностей В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1974.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М. 1994.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
- Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -140 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Сазонова 3. Кто он, инженер будущего? (Интервью с академиком Ю.В.Гуляевым). // Высшее образование в России. -2005. № 2. С.12−19.
- Сапогова Е.Н. Психология развития человека. М., 2001.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. -154 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004.
- Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. 270 с.
- Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков -М., 1972.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин Минск, 1998.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1981, № 2.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993. 199с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. — 199 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 2001.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-н/Д., 2004.
- Стоуне Э. Психопедагогика. М., 1984.
- Суховерова Е.А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов. М., 2003.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
- Титов В.А. Психология и педагогика (конспект лекций). М., 2003.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
- Тихомирова Г. И. Влияние «мотивации избегания неудачи» и «мотивации ожидания успехов» на продуктивность вербальной памяти: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. 176 с.
- Файзуллаев A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент: Фан, 1987. 134 с.
- Федоров И. Школа инженеров будущего. // Высшее образование в России. 2004. — № 10. С.3−8.
- ФельдштейнД.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1987. — № 6. С.94−104.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1998.
- Чиркова Т.И. Приоритетные направления психологической службы вуза. Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. Москва, 2005. с.153−154.
- Чхартишвили Ш. Н., Сарджвеладзе Н. И. (ред.) Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 307 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности М., 1982.
- Шакеева Ч.А. К структуре ценностных ориентацией молодежи в новой социально-экономической среде // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практич. конференции. -СПб., 1996.
- Шкуратова И.П. Диагностика мотивации межличностного общения / под ред. Лабунской В. А. Самара, 1998. — 296 с.
- Шорохова Е.В. Марксистский подход к проблеме потребностей (классики марксизма-ленинизма о потребностях). В кн.:
- Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М: Соцэкгиз, 1961. 363 с.
- Шушканов В., Лозовский В., Буланова-Топоркова Н. и др. Университетское техническое образование: концептуальные основы // Высшее образование в России. 2004. — № 10. С. 19−30.
- Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины, 1999, Т.2, № 1-С.59−62.
- Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн., 2002, Т.23,№ 1-С.118−122.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Якунин В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ 1980.
- Allport, G.W. Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, 1955.
- Atkinson, J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior //Psychological Review. 1957.
- Bzuneck J.A. Ansiedade e desempenho numa prova de matematica: um estudo com adolescents // Semina. 1991. № 3.
- Cattel R.B. Personality and motivation: structure and measurement. N.Y., 1957.
- Festinger, L.O. Theory of Cognitive Dissonance. Evanston, III, 1957.
- Guilford J.P. General psychology. N.Y., 1956.
- Herzberg F. The motivation to work. Chichester, 1972.
- Horner M.S. Sex Difference in Achievement Motivation And Performance, in Complete and Non-complete Situation. Ph. D. Dissertation, University of Michigan, 1968.
- Kelly G.A. The psychology of personal constructs. A theory of personality. N.Y., 1955. vol. XVII.
- Kulas H. Change and stability of locus of control in early adolescence // Political Psychology Bulletin, 1988, v. 2.
- Langlois L.H., Downs A.C. Mothers, fathers and peers as socialization agents of sextyped play behaviors in young children // Child. Develop, 1980, v. 51.
- Lazarus R.W. Cognition and motivation // Amer. Psychol. 1991. -V. 46.
- Lewin, K. Behavior and development as a function of the total situation. In: L. Carmichael (ed.) Manual of Child Psychology. -N.Y., 1946.
- Madsen K.B. Theories of motivation. N.Y. 1986. 431p.
- McClelland D.S., Atkinson J.W., Clark R.O., Lowell E.L. The achievement motive. N.Y., 1953.
- Rogers A. Teaching adults. Buckingham, Phil, 1996.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs, 1966, 80, 1.
- Sarason S.B. The measurement of anxiety in children: Some questions and problems // Ch. D. Spielberger (ed.) Anxiety and behavior. N.Y.: Academic Press, 1966.