Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические средства формирования личностных умений будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учителя-практики значительное место уделяют такому личностному умению, как уважение (8,8%). Это свидетельствует о том, что профессия учителя требует не только широкого круга академических знаний и умений, но и чуткости, доброты, внимания, находящим большое отражение в таком качестве, как уважение других. Уважение предполагает признание: умение считаться с мнением других, умение проникать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема формирования личностных умений будущего 12 учителя в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 1. Изучение личностных умений будущего учителя в истории 12 отечественной психологии
    • 1. 2. Природа и психологические особенности личностных уме- 25 ний учителя
    • 1. 3. Классификация личностных умений
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Средства формирования личностных умений
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы исследования психологических средств 54 формирования личностных умений
    • 2. 2. Методы диагностики личностных умений будущего учителя
    • 2. 3. Методы диагностики психологических средств формирова- 65 ния личностных умений будущего учителя
    • 2. 4. Анализ структуры представлений испытуемых о своих лич- 71 ностных умениях
  • Выводы
  • ГЛАВА III. Исследование психологических средств формирования личностных умений будущего учителя с
    • 3. 1. Цель, задачи и содержание экспериментальной программы 80 исследования психологических средств формирования личностных умений будущего учителя
    • 3. 2. Исследование личностных умений будущего учителя в ус- 102 ловиях формирующего эксперимента
    • 3. 3. Статистический анализ и обсуждение результатов форми- 124 рующего эксперимента

Психологические средства формирования личностных умений будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При всем многообразии и широте исследования профессионализма учителя, особенностей его деятельности представляется недостаточно изученным один из ключевых факторов педагогического профессионализма — личностные умения, рассматриваемые как совокупность профессионально значимых качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионального становления и личной программой развития.

Данные умения представляют собой психологический феномен профессионального становления педагога в современных условиях.

Особая роль в решении задач формирования личностных умений принадлежит молодым учителям, которые сегодня готовятся войти в школу. Будущий учитель еще не скован профессиональными стереотипами и потому вносит много личностного, свойственного молодежи: увлеченность, свежесть знаний, критический взгляд, субъективную рефлексивность и многое другое.

Вместе с тем, современная подготовка будущего учителя все еще мало уделяет внимания личности, стимулированию развития личностных умений. Недостатками такой подготовки часто являются неумение молодого учителя глубоко понимать и чувствовать личность учащегося, а также неадекватная оценка поведения и знаний школьников. Отсутствие подготовки личностных умений в вузе осложняет адаптацию молодого специалиста в школе, приводит его к необходимости принимать педагогические стереотипы прежних лет. Все это не способствует улучшению школьного образования, не дает возможности преодоления стереотипов негативного, административного подхода к воздействию на личность ученика.

Если личностные умения недостаточно развиты, это может сказаться на следующем: становлении уверенности, самооценки, уровне притязаний, общении, саморегуляции, а также реализации возможности соотнесения своих личностных особенностей со спецификой возрастного развития детей и требований педагогического коллектива.

В отечественной психологии постоянно стояла проблема развития личности учителя. Невозможно изменить мир личности без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействовать на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки.

Многообразие и сложность задач современной школы делают проблему личностных умений особенно актуальной для теории и практики обучения и воспитания.

Понятие личностных умений рассматривается исходя из концепции, разработанной классиками педагогической мысли Л. С. Выготским [25], A.A. Ананьевым [9, 10], современными исследователями А. К. Марковой [74], С. И. Кисельгоф [49], а также исследованиями последних лет JT.M. Митиной [79] и Н. В. Кузьминой [60].

Термин «личностные умения» вводит А. К. Маркова [74] в процессе раскрытия структуры педагогической деятельности. Автор считает, что специальное внимание к личности учителя, его умениям уделяется для того, чтобы подчеркнуть значимость внутренних ценностей, смыслов, позиций, которые освещают труд учителя, делают общение с ним значимым и развивающим для учеников.

Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют о том, что становление всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребность выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, личностные умения — явление личностно-социальное.

Проблема становления устойчивости личностных умений будущего учителя, выявления психологических средств их формирования отличается чрезвычайной сложностью, обусловленной влиянием объективных и субъективных факторов.

Личностные умения как специфический психологический феномен не могут быть полноценно сформированы при информационном стиле профессиональной подготовки, превалирующей в современных педагогических вузах. Им также уделяется весьма мало внимания и в циклах психолого-педагогических и специальных дисциплин по сравнению с обучением методике преподавания предметов.

Проблемам изучения профессиональных умений учителя, в число которых включены и личностные умения (далее по тексту ЛУ), посвящены работы отечественных психологов Г. Я. Гальперина [28], С. Б. Елканова [36,37), Л.В. Ре-гуш [103], Н. В. Кузьминой [59,60], С. Г. Вершловского [22,123], З. А. Решетовой [106], А. К. Марковой [74], А. Н. Щербакова [135,136], В. А. Сластенина [117,118]. Однако проблема личностных умений не стала предметом должного внимания исследователей. Знакомство с немногочисленными публикациями по этому вопросу показывает, что в них нет единого взгляда на проблему ЛУ, а также отсутствуют научно-обоснованные методики, которые бы позволили будущим педагогам полноценно осуществлять процесс самообразования.

Актуальность организации психологических средств в формировании личностных умений мы видим в следующем:

— личностные умения присущи каждому индивидуально (как индивидуальна и неповторима каждая личность);

— личностные умения представляют ценность, поскольку они являются показателем творчества личности;

— личностные умения позволяют решать многие вопросы с учащимися, родителями, учителями только благодаря уникальности личности каждого педагога;

— личностные умения существенно влияют на развитие мастерства и новаторства;

— развитие личностных умений как качественного образования личности будущего учителя представляет ценность в профессиональной подготовке и возможно уже на уровне вузовского обучения.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования.

Цель исследования — выявление психологических средств формирования личностных умений будущего учителя.

Предмет исследования — психологические средства формирования личностных умений.

Объект исследования — личностные умения будущего учителя.

Определяя гипотезу исследования, мы исходили из того, что личностные умения учителя являются необходимым условием повышения уровня профессионального саморазвития студентов педагогических вузов, которое обеспечивается только в тех случаях:

— если с будущими педагогами проводится специально организованная работа, направленная на развитие личностных умений;

— если используются рефлексивные и мотивационные средства при формировании личностных умений.

Задачи исследования. Реализация поставленной цели и выдвижение гипотезы предполагали решение следующих задач:

1) раскрыть сущность и особенности личностных умений будущего учителя;

2) дать анализ современных подходов к развитию личностных умений будущего учителя;

3) выделить основополагающие психологические средства, влияющие на формирование личностных умений;

4) создать и теоретически обосновать экспериментальную методику, рассчитанную на изучение психологических средств формирования личностных умений будущего учителясформулировать психолого-педагогические рекомендации по их диагностике и развитию в профессиональном образовании.

Методологической основой исследования является культурно-исторический подход Л. С. Выготского [25], принцип личностно-ориентированного обучения (Б.Г.Ананьев [10], И. С. Якиманская [137], Л. М. Митина [78, 79], А. К. Маркова [ 74]), а также исследования отечественных психологов по проблемам личности как целостного, динамично-структурного образования (Б.Г.Ананьев [10], Б. Г. Ломов [68], К. К. Платонов [93]) и личност-но-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев [66], А. К. Маркова [74]).

В соответствии с решаемыми задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияконстатирующий экспериментформирующий экспериментпсихолого-педагогическое наблюдениеметод экспертной оценки. Кроме перечисленных, в работе использовался метод наблюдения. Применялся набор методик (Опросник уровня субъективного контроля, 16-факторный опросник Кеттелла, методика «Кто я» и «Незавершенные предложения», методика исследования педагогической направленности для оценки сформированное&tradeличностных умений студентов педвуза, индивидуальные творческие задания, решение проблемных задач, методики самосовершенствования).

Констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня личностных умений проводился среди студентов 1−4 курсов физико-математического факультета (150 человек) и 1, 2 курсов факультета иностранных языков (восточного отделения — 50 человек).

Среди студентов 4 курса физико-математического факультета Хабаровского госпедуниверситета был проведен формирующий эксперимент по развитию личностных умений будущего учителя. Испытуемые были разбиты на 2 группы — контрольную (20 человек) и экспериментальную (20 человек). Группы были однородны по полу и возрасту (студенты мужского и женского пола (1920 лет).

В первой группе учебные занятия проводились традиционно, согласно учебному плану курса педагогической психологииво второй — был проведен спецкурс в количестве 36 часов по теме «Актуальные проблемы развития личностных умений будущего учителя» — учебная деятельность строилась как модель будущей профессиональной деятельности. В формирующей работе использовались данные психодиагностики, осуществлялся индивидуальный подход с учетом выявленных психологических особенностей личности студентов педвуза.

Научная новизна, теоретическая значимость и личный вклад автора настоящего исследования заключаются в следующем:

1. В научный оборот введено понятие — личностные умения учителя, которые рассматриваются как совокупность профессионально значимых качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионального становления и личной программой развития. Обосновано, что личностные умения учителя являются важным компонентом его профессионально-педагогической и социальной компетентности.

2. Экспериментально доказана позитивная динамика становления личностных умений будущего учителя по мере усвоения разработанного нами специального учебного курса.

3. Экспериментально подтверждено, что эффективной формой групповой работы по развитию личностных умений будущих учителей, обеспечивающей выраженность и устойчивость результатов, является специально организованная деятельность студентов, позволяющая целенаправленно формировать уровень саморегуляции, готовность к профессиональному саморазвитию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано программно-целевое обеспечение процесса развития личностных умений будущего учителя в условиях специально организованной деятельности. Данные, полученные в результате эксперимента, могут быть использованы преподавателями вуза при составлении программ по курсу педагогической психологии, при планировании заданий на педагогическую практику, а также и учителями в процессе организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации для работы над собой. На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации по диагностике и формированию личностных умений у студентов педвуза. Основные результаты и выводы исследования были использованы автором для написания психологического практикума по формированию личностных умений студента педвуза, который проводился на базе физико-математического факультета Хабаровского госпедуни-верситета.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием системы апробированных и надежных методов, отвечающих целям и задачам исследованиядостаточным объемом выборочной совокупностикорректным применением математических методов обработки материала, содержательным анализом выявленных факторов и закономерностей.

Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения, предназначенного для исследований в области общественных наук.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностные умения учителя являются одним из главных факторов профессионального становления личности педагога и повышения уровня его профессионального саморазвития и саморегуляции. Как психологический феномен личностные умения рассматриваются в качестве совокупности профессионально значимых качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионального становления и личной программой развития.

2. В качестве основных показателей, фиксирующих проявление личностных умений будущего учителя, можно выделить следующие: отношение к себе, к другим, профессиональную направленность и эмоциональные проявления.

3. В процессе развития личностных умений будущего учителя необходимо учитывать разработанную нами модель личностных умений, состоящую из блока самореализации, блока интенсивного развития, творческого блока и блока поиска (эмоции, мотивы).

4. Эффективной формой работы по развитию личностных умений будущего учителя является разработанная нами программа, основанная на использовании активных методов обучения. Содержание программы предусматривает организацию специальной деятельности студентов, которые способствуют более интенсивному становлению и развитию данных умений.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (144 источников), приложений. В тексте диссертации имеется 13 таблиц и 8 рисунков. Общий объем работы составляет 170 страниц.

Результаты исследования показали, что в выборке на первое место выделились умения — любовь к детям — 15,8% (рис.5). Это свидетельствует о том, что устойчиво сохраняется тенденция гуманистического подхода к человеку, о чем писали в свое время К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, что типично для отечественного педагога.

Высоким показателем в равной степени является — понимание и находчивость — 12,3%. Данные личностные умения, во-первых, связаны с тенденцией организации и управления учебной деятельностью, во-вторых, с глубиной проникновения в сущность изучаемых явлений, в структуру личности ученика и классного коллектива и, в-третьих, понимание и находчивость как динамические личностные умения являются важными профессионально-личностными качествами, обусловливают успешность деятельности, дают развитие творческого потенциала учителя.

15,80% юмор В доброта любовь кдетям уважение Щ понимание справедливость строгость находчивость аккуратность упорство.

Рис. 5. Результаты методики «Диагностика личностных умений учителя» (в%).

Значимыми в профессиональной деятельности личностными умениями явились справедливость и аккуратность (тактичность) — (10,5%) как, с одной стороны, категория нравственных личностных умений, а с другой стороны, стратегически-тактические умения во взаимоотношениях с людьми. Данные личностные умения имеют особую профессиональную значимость с точки зрения понимания психологии человека, ориентации в сложных, ограниченных во времени ситуациях школьной жизни.

Учителя-практики значительное место уделяют такому личностному умению, как уважение (8,8%). Это свидетельствует о том, что профессия учителя требует не только широкого круга академических знаний и умений, но и чуткости, доброты, внимания, находящим большое отражение в таком качестве, как уважение других. Уважение предполагает признание: умение считаться с мнением других, умение проникать в глубину интересов и переживаний человека, признавать их сильные и слабые стороны, ценить достоинство человека. Самым низким показателем по результатам исследования явилось личностное умениедоброта (5,3%>). Данное личностное умение глубоко признано среди других личностных умений учителем-практиком, но вместе с тем в современной школе, с одной стороны, все еще сохраняется строгость и административный стиль, а, с другой стороны, доброта предполагает мягкость, чуткость, расположение к себе, а современная школа с большим количеством учащихся не дает возможности реализации данного потенциала у значительного количества учителей. Характер учебной деятельности, развитие всех психических процессов, состояний и переживаний требует жесткости, классно-урочной режимности, требовательности.

Наша дальнейшая работа по формирующему эксперименту направлена на более подробное выявление личностных умений у студентов и сравнение их с личностными умениями учителей-практиков. Задача — более наглядно проследить картину становления личностных умений.

Как уже было отмечено выше, полученные данные учителей нам были необходимы, чтобы на их основе найти и реализовать наиболее эффективные стратегии дальнейшего взаимодействия со студентами. На базе городского научно-методического информационного центра г. Хабаровска нами была проведена экспресс-диагностика [54] по выявлению педагогической направленности учителя. Методика — оперативна в проведении и позволяет достаточно быстро получать искомые психологические показатели.

Педагогическая направленность является базовым образованием в структуре личности учителя. Направленность личности тесно связана с активностью личности, характеризуемой как генерализованное стержневое свойство человека. Одно из личностных умений определяется особенностями состава и структуры его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Направленность личности формируется и развивается в деятельности человека, проявляется в поведении и поступках, жизненно важных переживаниях, в мировоззрении, в субъективном отношении к различным сторонам действительности, что мы относим к личностным умениям и проверяем экспресс-диагностикой.

Нами было обследовано 74 учителя средних школ города Хабаровска в зависимости от того, какой из функциональных видов диагностической деятельности, с соответствующими им потребностями, мотивами и целями, является преобладающим:

— направленность на преподаваемый предмет — «предметник» ;

— направленность на коммуникацию общение — «коммуникатор» ;

— направленность на организационные моменты — «организатор» ;

— направленность на индивидуальность, высокий интеллект, духовные ценности — «интеллигент» .

Полученные данные (табл. 6) свидетельствуют о том, что на первое место с коэффициентом 5,7 учителя ставят интеллигентность, которая включает просветительскую, индивидуальную работу с учащимися, реализацию качеств интеллигента и развития учащихся.

Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ литературы показывает, что проблема изучения личностных умений еще мало изучена, многие ее аспекты еще не получили подробного освещения и требуют дальнейшей разработки. Все еще отсутствуют определения личностных умений, у различных авторов они включены в другие группы умений (конативные, гностические, организационные), отсюда не определена природа личностных умений их классификация.

2. Изучение практики организации учебного процесса, наш опыт работы и данные предварительного исследования показали, что проблема формирования личностных умений будущего учителя может быть успешно решена только в условиях специально организованной деятельности, с помощью активных методов обучения.

3. 'Гипологизация личностных психологических особенностей студентов и ее объективно-психологических проявлений позволила выделить в исходной выборке испытуемых следующие группы: 1 группу — с явно выраженными личностными умениями и 2 группу — с низкой сформированностью данных умений. Выявленные типологические особенности использовались для индивидуализации формирующей и коррекционной работы со студентами.

4. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что учебная деятельность студентов предполагает широкую актуализацию эмоционально-волевого и эмоционально-рефлексивного блоков личностных умений средствами моделирования в учебном процессе профессионально-педагогической деятельности, создание положительной эмоциональной атмосферы, акцент на процессуальные стороны деятельности в соответствии с нашей моделью личностных умений учителя, использование творческой дискуссии в обсуждении. Особое внимание необходимо уделять коррекции эмоциональной и рефлексивной сферы, повышенной тревожности, недостаточности природных предпосылок активной психодинамики, так как это тормозит развитие и формирование личностных умений студента педвуза.

5. Разработанная методика формирования и коррекции личностных умений, организованная в условиях специально организованной деятельности, позволила выявить специфику личностных умений и обеспечила возможность их развития в профессиональном становлении при помощи психологических средств.

Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу об эффективности формирования личностных умений студента педвуза с помощью методов активного обучения в специально организованных условиях. В формировании личностных умений играют основополагающую роль психологические средства (мотивационные и рефлексивные). Вместе с тем, полученные результаты помогают наметить и дальнейшие перспективы изучения поставленной проблемы.

Целесообразно, в частности, конкретизировать и уточнить психологические механизмы формирования личностных умений, систематизировать группы средств формирования личностных умений и установить их иерархическую связь.

В связи с социально-психологической обусловленностью развития личностных умений назрела необходимость теоретического и практического исследования специфики личностных умений с точки зрения субъекта деятельности и условий социальной среды.

Все это позволит в перспективе подойти к разработке единой системы межпредметных связей в развитии личностных умений специалиста и использования данных в педагогической психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1990. с. 112.
  2. А. Н. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Автореферат канд. дисс. -Л., 1972.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Проблемы психологии личности. М., 1982.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельности и психология личности. М., 1980. с. 288.
  5. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  6. В.А. Психология личности. Учебное пособие. Санкт-Петербург., 1999.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  8. Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избр. Психологические труды, т. 1. М., 1980.
  11. П.Ахтариева Л. А. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Дисс. канд. псих. наук. Л., 1978.
  12. Е. Ф. Голынкина Е.А. Эткинд A.M. Опросник Уровня Субъективного Контроля (УСК). М., 1993.
  13. А.К. и др. Опыт комплексного учения личности учителя. Сборник научных трудов. Свердловск., 1973.
  14. Н.К. Диагностика личности учителя. Сборник методик. -Хабаровск., 1992.
  15. Я. М., Бирштейн М. И. Деловые игры, — Рига., 1989.
  16. В. Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений. Автореферат канд. дисс. Л., 1986.
  17. П.П. Курс педагогики (введение в воспитание ребенка). М., 1916.
  18. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.
  19. С. П. Диагностика личностного развивающего потенциала. -Псков., 1997.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев., 1989.
  21. К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. Вестник воспитания № 2. 1896.
  22. . С. Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1986.
  23. A.C. Гигиена учителя Санкт-Петербург., 1888.
  24. А.Г. Теория умения и навыков. Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 10. М., 1967.
  25. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  26. . А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. Вопросы психологии. № 4 1995.
  27. Д.Д. Образование. Русская школа № 10, 11, 12. М., 1905.2 8. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965.
  28. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
  29. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -МГУ., 1982.
  30. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самодеятельная работа студентов. МГУ., 1981.
  31. В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  32. М.И. Курс педагогики для учительских институтов. Ч. 1. М., 1917. 354 с.
  33. Дреер Адом М. Преподавание в средней школе США. Проблемы начинающих учителей. М., 1983.
  34. В. Н. Экспериментальная психология. -М., 1997.
  35. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М., 1989.
  36. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. Книга для учителя. -М., 1986.
  37. Э.В. С чего начинается личность. М., 1979. 204, 212, 217с.
  38. Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. Вопросы психологии. № 2. 1986. с. 138 148.
  39. Использование деловых игр в обучении взрослых. П./р. Лесохиной Л. Н., Абрамовой И. Г. Л., 1983.
  40. Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. Л., 1983.
  41. Е. И. Технология проектирования личностных достижений: Метод, материалы. С.-П. 1994 с. 17.
  42. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982. 704 с.
  43. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  44. С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., 1973.
  45. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  46. Н. В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000 с. 66.
  47. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. Психологический журнал № 6 т. 3 1982. с. 12−19.
  48. М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. Вопросы психологии. № 2. 1987. с. 12.
  49. Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя. Психологическая наука и образование. № 1 1997.
  50. В.Б. Принципиальные положения и ключевые понятия деятельностной концепции решения двигательных задач. М., 1987.
  51. В.Б. Решение задачи, умение, навык. Вопросы психологии. № 2. 1993. с. 80- 85.
  52. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я. Психология значимых отношений. -М., 1989.
  53. Н. Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов. Диссертация канд. пед. наук. Л., 1979.
  54. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  55. Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1965.61 .Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1969.
  56. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  57. Ю.Н., Н. Е. Сальникова. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза./ Педагогические проблемы и способы их решения учителем./- Л., 1979.
  58. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.
  59. Г. С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов. Диссертация канд. пед. наук. Л., 1982.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  61. В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987.
  62. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  63. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  64. В. Т., Дмитриев А. И. Личность студента. Л., 1974.71 .Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. МГУ 1989. с. 78
  65. В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков. Теория и практика физической культуры. № 7. 1984.
  66. С. И., Хрящева А. Ю. и др. Психогимнастика в тренинге. Каталог в 2-х частях. С.-П., 1993.
  67. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  68. А.К., Пиконова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Вопросы психологии. № 5. 1987. с. 30−37.
  69. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  70. Методы изучения личности, п/р. Ильчукова П. В. Сыктывкар. 1992.
  71. Л.М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. докт. дисс. М., 1995.
  72. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  73. Л.М., Кузьменкова О. В. Особенности внутриличностных противоречий учителя. Вопросы психологии. № 3. 1998.
  74. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству, автореф. докт. дисс. М., 1994.
  75. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя, п/р. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. -М., 1981.
  76. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. -М., 1986.840 путях повышения эффективности труда учителя, п/р. Марковой А. К. -М., 1987.
  77. JI.E. Необходимость изучения научной психологии и этики для родителей и воспитателей. Педагогический листок, кн. 1 М., 1898.
  78. В. Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
  79. А.Б. Проблемы перестройки психолого- педагогической подготовки учителя. Вопросы психологии. № 1. 1988.
  80. Основы педагогического мастерства, п/р. Зязюна И. А. М., 1989.
  81. А.Г., Беляев Г. Ф., Лобзин B.C. и др. Аутогенная тренировка. Л., 1973.
  82. В. Я, Деловые игры. -М., 1991. с. 80.
  83. К.К. Личностный подход как принцип психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1978. с. 190−217.
  84. К.К. О знаниях, навыках и умениях. Советская педагогика. № 11. 1963. с. 98- 103.
  85. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  86. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.
  87. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань 1990. с. 67−76.
  88. Практическая психология для преподавателей. П./р. Тутушкиной. М., 1997. с. 188−193.
  89. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе, п/р. Бабанского Ю. К. -М., 1980.
  90. Проблемы совершенствования системы психологической подготовки, п/р. А. И. Щербакова. Л., 1980.
  91. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект, п/р. Вершловского С. Г., Лесохиной Л. Н. М., 1982.
  92. Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. П./р. Бодалева А. А. Л., 1976.
  93. Психологические проблемы самообразования учителя. Сборник научных трудов М., 1981.
  94. Психология личности и педагогическая психология. Теоретические и экспериментальные исследования, п/р. А. И. Щербакова- Л., 1971.
  95. Психология прогностических умений и способностей, п/р. Регуш J1.B. -Л., 1984.
  96. Психология труда и личности учителя. Сборник научных трудов. Л., 1976.
  97. В. Портрет хорошего учителя по-американски. Alter EGO. 1993.№ 1.
  98. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -МГУ, 1985.
  99. А. Большой толковый психологический словарь, т. 2 М., 2000.
  100. Е. И. Личность в педагогической деятельности. Ростов -на-Дону, 1994.
  101. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  102. Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей. Социологические исследования. № 6. 1996.
  103. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  104. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  105. Н.Е. Экспериментальное исследование личности. С.-П., 1907.36 с.
  106. Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М., 1913. 256 с.
  107. В. М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. с. 95−117.
  108. Ф.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
  109. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  110. В.А. Формирование социально активной личности учителя. Советская педагогика. № 4. 1981. с. 76 — 84.
  111. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации, п/р. Браже Т. Г., Марона А. Я. М., 1982.
  112. В.А. Пед. соч. В 3-х томах, т. 3. М., 1981. с. 396 — 397.
  113. Ю. А. Исследование личностных ориентацией педагогов, (психологический анализ). Ярославль, 1977.
  114. П.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Педагогика и психология. № 3. 1983.
  115. Учитель методист — наставник стажера. Книга для учителя, п/р. Вершловского — М., 1988.
  116. Учителю о педагогической технике. П./р. Рувинского JI. М. М., 1987.
  117. К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, т. 2, 8 М., 1948.
  118. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Избр. пед. соч. В 2-х томах, т. 1. М., 1976.
  119. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного развития умственных действий, п/р. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. М., 1968.
  120. Фридман JIM. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе. М., 1983.
  121. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. Вопросы психологии. № 3. 1955.
  122. Р.И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков. -ХГПУ, 1999.
  123. Н. В., Пахоменко Ю. В. Тренинг: игры и упражнения. -М., 1989.
  124. В.И. Психологические основы формирования двигательного навыка. Казань, 1978.
  125. Ю.Ж. Точка отсчета: методики личностной и социально-психологической диагностики. Омск, 1992.
  126. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985.
  127. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL, 1967.
  128. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. Вопросы психологии. № 5. 1981. с. 13−21.
  129. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  130. В. А. Педагогическая психология. С. -П., 1998.
  131. В. А., Ахтарева JI. П. Шиян А. О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе. Психология и педагогика в реформе школы. -Л., 1986.
  132. В. А., Борисенко С. Б. Эмпирические типы эмпатии учителей. Вестник ЛГУ, Вып. 2., с. 6 1991.
  133. Erikson Е. Identity Youth and crisis. 1988.
  134. Gordon Th. Teacher Effectiveness Training. -N.-Y. 1975.
  135. Holl John. Instead of education. Ways to help people do things better. N.-Y. E. P. Dutton& Co. 1976.
  136. Maslow A. Self actualizing and beyond //Challengers of Humanistic Psychology. N.-Y. 1967.
Заполнить форму текущей работой