Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основных профессиональных компетенций студентов юридических факультетов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теории и педагогической практики позволил выявить в образовательной системе подготовки специалистов права ряд объективно существующих противоречий: между ростом требований сферы труда к специалистам права, основанных на способности качественного выполнения профессиональных задач, требующих применения знаний из различных областей права и неспособностью системы профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Приоритетные направления развития системы высшего профессионального образования и требования к уровню компетенций выпускника
    • 1. 2. Систематизация критериев, характеризующих качество подготовки специалистов и параметров, влияющих на уровень подготовки выпускников высшего учебного заведения
    • 1. 3. Анализ опыта применения современных методов и средств обучения в высших учебных заведениях
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Моделирование учебной деятельности по формированию профессиональных компетенций у студентов юридических факультетов вуза
    • 2. 1. Разработка творческих проектов с целью формирования профессиональных компетенций
    • 2. 2. Организация и проведение моделирования профессиональной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Формирование основных профессиональных компетенций студентов юридических факультетов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние экономики новой России, стратегия экономического и социального развития, ее диверсификация, процессы глобализации и регионализации ставят задачи по дальнейшему обновлению высшего профессионального образования, требуют постоянной корректировки содержания и технологий подготовки специалистов. Именно оно обеспечивает подготовку молодых людей к жизни и связано с их будущим жизненным успехом, успехом страны, успехом всего общества. В конечном итоге — формирование конкурентоспособного выпускника, специалиста высокого уровня обеспечит и конкурентоспособность страны.

Все это во многом определяет современный выбор пути дальнейшего развития российского высшего профессионального образования, формирует еще более высокие требования к целям, содержанию и качеству образования. Как никогда от профессионального образования общество ждет, что оно в большей степени будет способствовать формированию современного правового и этического сознания, воспитанию уважения к достоинству человека, прививать ему чувство ответственности за принимаемые решения. Качественное образование — это соответствие профессиональных компетенций кадров потребностям профессиональной и социальной сферы, рынка труда, потребностям всех сторон жизни общества.

Сегодня становится очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от эффективного использования труда, изменения структуры и развития качества профессионального образования.

В современных условиях развития социально-экономических отношений на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить качественную подготовку выпускника вуза, важнейшими характеристиками которого становятся профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в случае необходимости быстро осваивать новые знания и виды 3 профессиональной деятельности. Обязательными элементами его квалификации являются хорошее общее образование, качественная профессиональная подготовка и высокий уровень общей и профессиональной культуры, умение быстро овладевать новыми знаниями и передовыми технологиями. Таким образом, содержание квалификации в корне изменяется: усиливается объективная сторона, связанная с динамичным изменением требований к современному выпускнику, возрастает роль личностных и социально-психологических факторов в стремлении специалиста к овладению передовыми технологиями. Поэтому требования, предъявляемые к специалисту, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, на основе качественного базового профессионального образования.

Для устойчивости и конкурентоспособности молодому специалисту в реальных условиях необходим определенный уровень профессиональных знаний, умений и навыков, а также способность адаптироваться в новых условиях и готовность принимать ответственность за решение профессиональных задач. Все это повышает требования к профессиональной компетентности выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Основной акцент в формирование нового поколения профессиональных и образовательных стандартов сделан на формировании профессиональных компетенций выпускников как основы быстрой адаптации в профессиональной деятельности.

В последние годы появилось большое число исследований, посвященных проблеме компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проблема профессиональной компетенции получила свое развитие в исследованиях отечественных ученых — В. И. Байденко, И. А. Зимней, A.A. Вербицкого, H.A. Селезневой, А. И. Субетто, Ю. Г. Татура, В. Д. Шадрикова и др. В зарубежных исследованиях проблема получила отражение в работах А. Стуф, Р Мартенса, У. Клемент, Р. Арнольда, М. Кунцман, Б. Хене, С. Тиманн, С. Адам, Г. Влуменштейн, Г. Шмидт, Б. Мэнсфилд и др. Основное внимание исследователей привлекла сама сущность компетенций, возможность их выявления и отражения в содержании обучения.

Различные аспекты данной проблемы в настоящее время отражены в ряде публикаций. Большое значение для исследования вышеобозначенной проблемы имеют труды отечественных ученых педагогов и психологов, посвященные вопросам подготовки специалиста: с позиций целостности развития личности и общества (Б.Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, С. М. Каган, JI.H. Коган, Д. И. Фельдштейн и др.), ее деятельности (JL С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), познавательной активности личности (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Афанасьев и др.), самореализации (И.С. Кон, A.B. Петровский, В. Г. Рындак и др.), особенностей личностного творческого развития (Д.Б. Богоявленская, И .Я. Лернер, А. Н. Лук,.

B.А. Моляко, Я. А. Пономарев, А. И. Савенков и др.).

Современный процесс развития высшего профессионального образования характеризуется переходом на новые профессиональные и образовательные стандарты, введением двухуровневой системы подготовки выпускников, и, как следствие, обновлением содержания и технологий профессионального образования.

Подготовка выпускников в области права должна быть рассмотрена с позиций формирования профессиональных компетенций, отражающих профессиональный стандарт и реализованных в требованиях образовательного стандарта. Такой подход позволяет выполнить поставленные перед высшей школой задачи в контексте формирования профессиональной культуры специалиста в области права. Несомненно, важнейшей составляющей профессиональной культуры выпускника-юриста является правовая культура, поэтому важно рассмотреть возможность формирования компетенций именно с точки зрения профессиональной культуры специалистов-правоведов.

Важнейшие составляющие профессиональной культуры специалистов были отражены в исследованиях таких представителей права, как Н. Г. Александров, Б. К. Бегичев, Л. Ю. Бугров, Л. Я. Гинзбург, К. Н. Гусов, Н. И. Дивеева, С. А. Иванов, С. С. Карийский, Р. И. Кондратьев, В. И. Курилов, В. М. Лебедев, Р. З. Лившиц. Ф. П. Негру, А. Ф. Нуртдинова, Ю. П. Орловский, А. Е. Пашерстник, A.C. Пашков, В. И. Савич, В. Н. Скобелкин, О. В. Смирнов, Л. Н. Сыроватская и др., что позволило не только раскрыть содержание подготовки современных выпускников, но и определить пути развития правового образования в вузе.

Процесс социально-экономического становления российского общества сопряжен с постоянным развитием системы подготовки специалистов права. Формирование системы профессионального образования, адекватно отражающей динамику потребностей общества в квалифицированных специалистах в области права, является важнейшей целью изменений в системе высшего правового образования.

Переход на профессиональные и образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностном подходе, требуют качественно иной организации учебного процесса, отвечающего по своим целям и полноте задач современным требованиям, предъявляемым к процессу подготовки специалиста права.

На настоящем этапе развития высшего профессионального образования в области подготовки специалистов права имеется целый ряд исследований, во многом являющихся фрагментарными, а также сложившаяся практика, которая теоретически еще мало осмысленна.

В этой связи проблема подготовки специалистов права в системе высшего профессионального образования нуждается в теоретическом осмыслении и подкреплении соответствующим научным и методическим обеспечением.

Анализ теории и педагогической практики позволил выявить в образовательной системе подготовки специалистов права ряд объективно существующих противоречий: между ростом требований сферы труда к специалистам права, основанных на способности качественного выполнения профессиональных задач, требующих применения знаний из различных областей права и неспособностью системы профессионального образования преодолеть междисциплинарный разрыв в подготовке специалистамежду динамично изменяющимся содержанием профессиональной деятельности, связанной с процессом разработки и принятия новой правовой законодательной базы и недостаточно полным отражением этой динамики в содержании и технологиях образовательного процессамежду возрастающей потребностью в самореализации, саморазвитии в сфере формирования профессионально важных качеств, обеспечиваемых овладением профессиональной правовой культурой и снижением мотивации учебной деятельности студентов, связанной с теоретичностью изучаемых дисциплин и невозможностью переноса формируемых знаний в практическую деятельностьмежду потребностью в быстрой адаптации к профессиональной среде и недостаточной разработанностью содержания и технологий организации видов практической деятельности, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов права.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы должны быть содержание и технология формирования профессиональных компетенций студентов, ориентированных на усвоение междисциплинарного содержания обучения и освоение путей применения знаний на практике.

Цель исследования: разработать содержание и технологии формирования профессиональных компетенций студентов в процессе изучения правовых дисциплин.

Объект исследования: процесс профессионального образования студентов правовых факультетов вузов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов правовых факультетов вузов.

Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетенций в учебно-воспитательном процессе вуза будет эффективным, если: профессиональные компетенции, формируемые в процессе подготовки специалиста права будут носить междисциплинарный характер и отражены в содержании образовательных программорганизация учебно-воспитательного процесса сориентирована на профессиональное личностное развитие студента, предполагающего формирование всего комплекса компетенций, определенных профессиональным и образовательным стандартамиучено-воспитательный процесс предполагает сочетание учебно-познавательных и практико-ориентированных действий, позволяющих моделировать профессиональную деятельность студентов в соответствии с формируемыми компетенциямиосуществляется формирование рефлексии профессиональной деятельности в процессе освоения профессиональных компетенций.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования:

1. Охарактеризовать сущность и содержание профессиональных компетенций специалиста права.

2. Выявить основные тенденции процесса реализации компетентностного подхода в условиях отечественной высшей школы.

3. Определить и обосновать условия и средства формирования профессиональных компетенций специалистов права в процессе моделирования профессиональной деятельности.

4. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов по гражданскому праву.

5. Разработать критерии оценки овладения студентами профессиональными компетенциями.

Методологической основой исследования являются работы по философии и методологии науки, посвященные концептуальным положениям о формировании и развитии личностио всестороннем развитии личности как важной цели педагогической деятельностио социокультурной обусловленности становления личности и ее сознанияоб активности личности в процессе обучения и воспитанияо формировании специалиста как профессионала и как личностио роли правовой культуры в деятельности современного специалиста.

Теоретическая база исследования сложилась из психологических теорий личности (Б. Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, JI. И. Божович, В. Н. Мясищев, C.JT. Рубинштейн, К. Роджерс, Э. Берне и др.), теории деятельности и ее субъекта (Л.И. Анцыферова, Л. П. Буева. А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), теории вузовского образования (A.A. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова и др.), теории индивидуальности личности и ее развития в деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б. М. Теплов и др.), теории отношений личности (A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев A.B. Петровский и др.).

Также использованы общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности, фундаментальные исследования по психологии учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн, K.K. Платонов), по профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько, А. П. Беляева, В. А. Кальней, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические— анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов о высшем образовании и функционировании учреждений технической сферы, синтез получаемых материалов, моделированиеконстатирующие — теоретико-методический и педагогический анализ, синтез содержания учебных дисциплин высшей школы, сопоставление информационного и дидактического содержания учебных пособий, изучение и обобщение педагогического опыта правовой подготовки специалиста по социальной работеэкспериментальные — наблюдение, беседа, анкетирование, тестированиеметод экспертной оценки, обучающий педагогический эксперимент и качественный вероятностно-статистический анализ его результатов.

Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2003 г. по 2010 г.

Первый этап (2003—2005 гг.) включил теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решениюнакопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта правового образования в современном высшем образовании.

На втором этапе (2005—2007 гг.) осуществлялась реализация методики и техники исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования правовой компетентности специалиста в условиях технического вуза, уточнялись, корректировались отдельные педагогические и содержательно-методические стороны исследуемого процесса формирования правовой компетентности специалиста технической сферы.

Третий этап (2007—2010 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс технических вузов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• выявлены и обоснованы основные тенденции развития современной системы профессионального образования, связанные с внедрением компетентностного подхода;

• разработана матрица формирования профессиональных компетенций специалистов права на основе моделирования профессиональной деятельности специалиста права в учебном процессе;

• обоснованы условия и средства формирования профессиональных компетенций специалистов права в процессе моделирования профессиональной деятельности.

• определены формы моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов права методами творческих проектов, эффективным развитием которых является моделирование.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: теоретически обоснован целостный подход к процессу формирования профессиональных компетенций специалиста права, отражающий все аспекты их обоснования, отражения в учебно-программной документации, реализации в учебно-воспитательном процессеразработана и теоретически обоснована структурно-организационная модель формирования правовой компетентности специалиста права как непрерывного развивающегося процесса, основанная на личностно-ориентированном, деятельностном подходетеоретически обосновано содержание матрицы формирования профессиональных компетенций специалиста, позволяющей преподавателю строить образовательный процесс, опираясь на целостный,.

11 междисциплинарный подход в определении технологииобоснована система педагогического управления и контроля формированием профессиональной компетентности специалиста права в процессе моделирования профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования связана с обогащением теории и практики профессиональной подготовки в условиях вуза. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы, методические рекомендации могут быть учтены разработчиками нового содержания, организационных форм и методов профессионального образования специалистов праватеоретические положения, результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ и стандартов правового образования специалистов, для совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений (ссузов, вузов, институтов повышения квалификации), занятых профессиональной подготовкой специалистов права.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность специалиста права — целостное образование его личности, интегративная составляющая профессиональной культуры, отражающая готовность к решению задач в профессиональной деятельности на основе правовых знаний, предполагающая создание необходимых условий ее формирования в учебно-воспитательном процессе вуза.

2. Условия междисциплинарной интеграции правовых дисциплин, раскрывающие содержательный, организационно-педагогический и воспитательный аспекты, обоснованы переходом от знаниевой парадигмы к парадигме саморазвития студентов как профессионалов и направленые на повышение эффективности подготовки студентов на основе формирования компетенций.

3. Процесс формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательном процессе вуза не может опираться только на сложившуюся практику, а предполагает реализацию определенных педагогических условий, связанных: с обеспечением междисциплинарности в содержании и технологии образовательного процессаактивизации обучаемых на всех этапах теоретического и практического обучениявнедрения метода творческих проектов как основы для формировании собственной, теоретически обоснованной профессиональной позиции выпускника как специалистамоделирования профессиональной деятельности, как важного средства, позволяющего воссоздать реальную профессиональную среду формирования опыта переноса знаний и умений для решения профессиональных задач.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования.

Опытно-экспериментальной базой являлся Московский государственный индустриальный университет.

Апробация результатов исследования. Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались и были одобрены на заседаниях кафедр и Ученом совете Московского государственного индустриального университета (МГИУ), конференциях аспирантов и совещаниях по вопросам развития профессионального образования, проводимых в МГИУ.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по 2 главе:

Процесс формирования профессиональных компетенций может быть реализован на основе включения студентов в творческую самостоятельную деятельность. Творчество, повышая активность студентов, способствует усвоению знаний, переносу их в новые условия, ориентировать на формирование умений. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт, отвечающий задачам формирования профессионально важных качеств.

Использование метода проектов в профессиональном обучении позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом.

В тематике проектных заданий, предлагаемых в процессе нашей работы, учитывались индивидуальные особенности познавательной деятельности студентов, особенности квалификационных характеристик будущего специалиста, лежащих в основе профессионального обучения, тщательность подготовки преподавателем исходного материала для творческих проектов. Правильный выбор темы с учетом названных требований, а также личностных интересов студентов обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта и более четко ориентирует на осваиваемую компетенцию.

Формами реализации включения студентов в процесс творческого усвоения необходимых знаний и умений являются творческие проекты, а также моделирование профессиональной деятельности в виде игр. Связано это с тем, что студенты, у которых с помощью участия в творческих проектах формируется активное, заинтересованное отношение к будущей профессиональной деятельности, должно получить дальнейшее логическое продолжение в формировании опыта применения сформированных знаний. Ведь способность к переносу знаний и умений в новые области профессиональной деятельности составляет основу компетентности специалиста.

Залогом продуктивности в решении поставленных задач может послужить деятельность, последовательно развивающая творческое самостоятельное мышление от участия в проектах до моделирования, которое с определенной степени полноты способно отразить решение профессиональных задач. Наиболее адекватное соответствие решение профессиональных задач в процессе моделирования может быть достигнуто средствами игровой деятельности.

Игра как метод моделирования профессиональной деятельности дает возможность сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на стадии начала обученияоценить уровень подготовленности слушателей, и для этого может быть использована как на стадии начала обучения — для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обученияоценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания, в активное — умение, и поэтому может быть эффективна в качестве способа практической отработки умений после обсуждения теоретического материала.

Заключение

.

Анализ результатов исследования в целом подтвердил гипотезу и дает возможность сформулировать следующие положения и выводы.

Реализация процесса компетентностного динамичного подхода в условиях отечественной высшей школы характеризуется рядом тенденций: меняющиеся требования рынка труда и связанная с этим необходимость обеспечения устойчивых институциональных связей системы высшего образования и рынка трудапревращение высшего образования в основной источник инновационного экономического развития диверсификация программ обучения, в том числе за счет расширения России, академических свобод, растущая индивидуализация образовательных маршрутов и связанная с этим необходимость обеспечения более эффективного контроля качества высшего образованиярастущая внешняя и внутренняя мобильность и связанная с этим необходимость сохранения единого образовательного пространства РФнеобходимость повышения эффективности механизмов финансирования высшего образованияизменение демографической ситуации в России, обусловленное, прежде всего, спадом рождаемости в начале 1990;х гг., и связанная с этим необходимость серьезных институциональных реформ, реструктуризации содержания и структуры образования в условиях развития всей системы профессионального образования.

Разработан механизм изменения содержания педагогической технологии профессионального образования, отвечающий запросам рынка труда, формирующий у студентов определенный опыт решения профессиональных задач и который основан на принципе открытости профессионального образования, анализе качественных характеристик будущей профессиональной деятельности, учете перспектив развития сферы профессиональной деятельности.

Необходимость внедрения в учебный процесс подготовки специалистов права интеграции теоретических и практических занятий на основе формируемых компетенций основана на общности целей, содержания и методов обучения, что подтверждает актуальность введения методов творческих проектов, моделирования профессиональной деятельности, направленной на усвоение профессиональных знаний, умений, навыков.

В процессе исследования выявлены основные педагогические условия, определяющие профессиональное становление будущего специалиста в области права, основанные на последовательном развитии активности студентов — от активизации студентов на лекционных занятиях до участия в творческих проектах и моделировании профессиональной деятельности.

Разработана модель формирования профессиональных компетенций для подготовки специалистов права.

Выявлены возможности профессионального освоения практических видов деятельности студентами в условиях вуза. Автором исследования определена структура построения технологии формирования профессиональных компетенций на основе разработки матрицы компетенций, где представлены дидактические возможности форм и методов обучения, уровни развития активности студентов, основные составляющие компетенций.

На основании данной структуры разработаны содержание и методы обучения студентов права при помощи методов творческих проектов. Структура моделирования профессиональной деятельности на основе имитационной игры подкрепляется методическими рекомендациям для преподавателей по организации и проведению системы творческих занятий, определению и выполнению задач творческих проектов.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций студентов, основано на анализе качества профессионального образования и исследования готовности выпускников к самореализации на рынке труда включал ряд направлений: анализ организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов вузаизучение комплекса средств формирования профессиональной компетентностиоценка результатов образовательного процесса.

Анализ организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности включал изучение педагогической и профессиональной среды, а также процессов обучения, воспитания и развития личности. Создаваемые условия включали: направленность учебной деятельности студентов на формирование профессиональной компетентности и профессиональной мобильности специалистов прававключение студентов в моделируемую профессиональную среду и производственную практикуориентированность учебно-производственной деятельности на формирование личностных и гражданских качеств, развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, профессиональной этики специалиста.

Анализ экспериментальной работы в рамках данного исследования подтвердил успешность внедрения данной системы обучения при подготовке специалистов права на базе Московского государственного индустриального университета.

Данные, полученные в ходе проведённого педагогического эксперимента, подтверждают, что процесс обучения, организованный в рамках единую технологию развития активности студентов от проблемно-ориентированных лекций, к творческим проектам и моделированию профессиональной деятельности, оказал положительное влияние на повышение качества усвоения профессиональных знаний и умений студентов в контексте профессиональных компетенций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. —М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — Москва-Воронеж, 1999. — 224 с.
  3. К.Я. Манифест современной терминологии Текст. / К. Я. Авербух // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах: материалы междунар. Науч.-практ. Конф. — Пятигорск: ПГЛУ, 2002. —Ч. 1. —С. 192—194.
  4. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.
  5. C.B. Применение инновационных образовательных технологий: опыт Санкт-Петербурга Текст. / C.B. Алексеев, И. В. Муштавинская. — Спб: Балт-Аудит-Эксперт, 2008.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под общ ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  7. H.A. Конкретная педагогика личностно ориентированного образования: учеб.-метод. материалы. 4.1. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998.
  8. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии, 1968. № 6. С.64—66.
  9. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. Вып.З. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1968. —180 с.
  11. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / В кн.: О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — С. 187−274.
  12. В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 580 с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  14. И.Д. Пути и трудности познания. — М.: Изд-во Московский рабочий, 1968. —920 с.
  15. Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  16. Н.П. Методические рекомендации к проведению имитационных педагогических игр. — Новосибирск, 1986. — С. 29−47.
  17. Л.И. Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. — М., 1990. — 57 с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. P.M., Иванов В. Г. Системный подход в профессиональной подготовке студентов // Журнал Специалист № 8. 2004.
  20. А.Г. Психология индивидуальности. — М.: Изд-во МГУ, 1986. —203 с.
  21. П.Р., Кальней В. А. Школа и труд. — М.: Педагогика, 1987. — С. 12−14.
  22. Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся сузов средствами ролевой игры. Автор.дис. канд. пед. наук. — Казань, 1994. —24 с.
  23. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. —М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  25. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин H.A. и др. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского— М.: Просвещение, 1988. —560 с.
  26. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. // Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» — М., 2004. —120 с.
  27. В.И. О региональных и отраслевых программах развития среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 1996. № 1. С. 31−34.
  28. В.И., Джерри вам Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. — М., 2003.
  29. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса //Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. — М., 2002.
  30. В .И., Селезнева H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований специалистов с высшим образованием. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. — 69 с.
  31. А. Значение технологической культуры и технологии // Вестник высшей школы. 1992. № 8. С. 54—58
  32. К.Б. Кибернетика и метод аналогий. — М.: Высшая школа, 1974. —365 с.
  33. С .Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. —М.: Педагогика, 1979. — С. 75−81.
  34. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. Б. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара, 2001. — 45 с.
  35. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. —
  36. Екатеринбург, 1996. — 344 с.
  37. Г. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов // Приложение к журналу Профессиональное образование «Педагогическая наука — практике». Новые исследования. № 1. —1. М.: ИСОМ, 2004.
  38. Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.
  39. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. — М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. — 318 с.
  40. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: ИПТО РАО, 1997.
  41. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994. — 23 с.
  42. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. — Лениздат, 1992. — С. 148−156.
  43. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977. — 304с.
  44. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — 192 с.
  45. Бим И. Я. Творчество учителя и методическая наука // ИЯШ. — 1988. — № 4. —С.З.
  46. В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 28 с.
  47. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Междунар. пед. акад., 1995. —96 с.
  48. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. — С. 124−132.
  49. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10.
  50. Большой энциклопедический словарь Текст. — М., 1997. — 1434 с.
  51. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-н /Д.: РПУ, 2000.
  52. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  53. С.С. Деловые игры на учебных занятиях по педагогике // Начальная школа, 1987. —№ 3. — С. 13−19.
  54. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. — Н. Новгород, 1991. — С. 78−81.
  55. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Среднее профессиональное образование. 1998, № 1.С. 24−34.
  56. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник высшей школы. 1998. № 1,2. С. 47—50.
  57. A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  58. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технолгии. — Брянск: БГПУ, 1997.— 235с.
  59. JI.C. Собрание сочинений. — М.: Педагогика, 1982. — Т.1. —210с.
  60. П.Я. Введение в психологию. —М.: Изд-во МГУ. — 1976.94 с.
  61. Н.Д., Горчев А. Ю. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под общ. ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. —176 с.
  62. Ю.А. Модель: Философская энциклопедия. Т.З. — М., 1964.276 с.
  63. Э.Г. и др. Психологические основы конструирования учебной информации // Психол. журн. — 1993. —Т. 14. № 6.
  64. .С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  65. Г. Частное высшее образование в странах Восточной Центральной Европы // Вестник высшей школы. — М., 1999. — № 10.— С. 41−42.
  66. .А. Моделирование как метод научного познания. — М.: Изд-во МГУ, 1965. — 219 с.
  67. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. — 1963. — № 10. — С. 48−52
  68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: ГК РФ по высшему образованию, 1995. —36 с.
  69. Государственный стандарт базового высшего образования Российской Федерации: Отчет по НИР / Мануйлов В. Ф., Галактионов В. В., Татур Ю. Г. и др. —М.: Госкомвуз РФ, 1992. — 64 с.
  70. Т.А. Проектирование и реализация модели профессионального социально-образовательного комплекса: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. —24 с.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 544 с.
  72. В.В. Теория развивающего обучения. —- М.: ИНТОР, 1996. — 456 с.
  73. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. —Ереван: Луйс, 1981. — 219 с.
  74. М.А., Есипов Б. П. Формирование умений и навыков. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  75. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2000.
  76. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Воронеж, 2004.
  77. А.Н. Реформы зарубежной школы, надежды и действительность // Педагогика и психология. — М.: Знание, 1989 — № 7 — С. 94.
  78. Ю.Ю. Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля : дис.. канд. пед. наук.— М., 2005. — 20 с.
  79. А.К. Формула интереса. — М.: Педагогика, 1989. —69 с.
  80. М.И., Кандыбович Л. А. Проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1976.
  81. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика1. XI/профессиональной деятельности государственных служащих: дис. канд. психол. наук. — М., 1999. — 18 с.
  82. С.А., Посталюк Н. Ю. Рекомендации по разработке модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (проект). — М.: ИРПО, 2005. — 35 с.
  83. Заир-Бек Е. С. Влияние предметно-практической деятельности на активизацию учения школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — Л.: Л ГНИ, 1981. — 25 с.
  84. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. — СПБ.: УМЦ, 2007. — 24 с.
  85. Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды.
  86. М.: Педагогика, 1990. — С. 145−154.
  87. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. —М.: Издательский центр АПО, 2002. — 240 с.
  88. Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2(14).
  89. Э.Ф., Павлов А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие.
  90. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.168 с.
  91. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: научно-метод. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф.-пед. ун-та, 1999. — 146 с.
  92. И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И. А. Зимней.— М., 2003. — 84 с.
  93. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатаобразования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003. С. 34−42.
  94. И.А. Общая культура человека. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 54 с.
  95. JI.C. Условия формирования профессиональной компетенции специалистов // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука — практике. Новые исследования. № 4, 2004. — М.: ИСОМ.
  96. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М.: МГУ, 1992.
  97. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1992. — С. 50−56.
  98. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. — М.: АПН РСФСР, 1962. —С. 10−24.
  99. М.С. Философия культуры. — СПб.: ТО ОТК «Петрополис», 1996. —350 с.
  100. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  101. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Доклад на Международном симпозиуме ЮНЕСКО: Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6−13.
  102. M.B. Игра в учебном процессе. — М.: Советская педагогика, 1985. № 6. С. 24−25.
  103. М.В. Использование дидактических игр в школах США // Педагогика и народное образование за рубежом. — М., 1982. — Вып. 3. — 242 с.
  104. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, (анализ зарубежного опыта). —М., 1989. — 26 с.
  105. Е.А. Введение в психологию труда. —М.: МГУ, 1988.
  106. Комментарии к Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М.: Изд. «Филин», 2008. — С. 4—8.
  107. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988. — 381 с.
  108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: АПКиПРО, 2002.
  109. Концепция обновления ГОС ВПО: Проект / Под общ. ред. Шадрикова В. Д., Татур Ю. Г., Мануйлова В. Ф., Селезневой H.A. —¦ М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 108 с.
  110. Ю.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природы игры. —М.: Прогресс, 1992. — С. 64−52.
  111. Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. —• М.: Экономика, 1989. — С. 110−116.
  112. Краткий словарь по социологии. — М., 1988. — 310 с.
  113. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы профессионального творчества. —Курск, 1995. — 240 с.
  114. М. Деловые игры и гуманитарное знание // Alma matter. — 1991. № 10. С. 22−37.
  115. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых //Вопросыпсихологии. 1989.№ 3. С. 69.
  116. H.B. На пути к профессиональному совершенству. — М.: Просвещение, 1990. -— 26 с.
  117. И.С. Игровое моделирование, методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 110−112.
  118. В. Концепция минимальной компетентности //Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1.
  119. О. Т. Дараевич Ф.Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. — 310 с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1973.—304 с.
  121. А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова и др. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983 — 201 с.
  122. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: конспект лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 115 с.
  123. И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 210 с.
  124. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной деятельности учащихся изучении гуманитарной дисциплины: дис.докт. пед. наук. —М., 1971. —310 с.
  125. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  126. В.В. Повышение профессиональной компетентности мастера производственного обучения на основе требований образовательной среды: дис.. канд. пед. наук. Курганский гос. университет. — Курган, 2002.— 24с.
  127. .Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992.— 42 с.
  128. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ// Специалист. 1998. № 12. С. 18−19.
  129. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. № 2. С. 4−8.
  130. С.А., Мельников В. Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области Технология //Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1995. — С 5.
  131. А.К. Психология профессионализма. — М.: Межд. Гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 164с.
  132. А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  133. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 56 с.
  134. М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. —286 с.
  135. Международная конференция «Интеркультурная коммуникация»: Сб. тез. / Ред. Е. Г. Байдакова. — Оренбург, 1996. — 220 с.
  136. В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования: дис.. канд. пед. наук. — Курск, 2002. — 20 с.
  137. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 52 с.
  138. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. —М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  139. JI.И. Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза : дис. канд. пед. наук. — М., 2006 — 23 с.
  140. Г. В. О взаимодействии научно-исследовательских организаций с образовательными учреждениями среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. № 3. С. 34−35.
  141. Мэнсфилд Боб, Шмидт Герман. Связь между стандартами ПО, обучения и требованиями рабочего места (международное руководство). — Минск, 2001. —72 с.
  142. Н. В. К вопросу формирования концепции правового самосознания. — М., 2004. — 12 с.
  143. В.А. Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: автореф. дис. канд. пед. наук.—Брянск, 1999. —24с.
  144. C.B. Организационно-деятельные игры // Природа. 1987. № 4. С. 52.
  145. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. — М.: Высшая школа, 1990. — 22 с.
  146. Л.Н. Формирование правовой культуры студентов : дис.. канд. пед. наук. — Смоленск, 2005 —-18 с.
  147. Нормативно-методические материалы по порядку формирования основных образовательных программ по направлениям высшего образования: отчет по НИР / Ю. Г. Татур, Н. В. Алешин, В. Н. Козлов и др. — М.: Минобразование РФ, 1997. — 25 с.
  148. В.О. Игровое моделирование. — Новосибирск: Наука, 1987. —Юс.
  149. Общая методология согласования целей, структуры и содержанияобразовательных стандартов в системе общего и профессионального123образования: Отчет по НИР / Татур Ю. Г., Петин Б. Ф., Розина Н. М. — М.: Минобразования РФ, 1997. — 25 с.
  150. А.П. Педагогические условия формирования у студентов ценностных мотивов учения: дис. канд. пед. наук. —¦ Челябинск, 1984.— 267 с.
  151. В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. — 105 с.
  152. В. Процесс обучения. — М.: Учпедгиз, 1962. — 247 с.
  153. Основы профессиографии: учеб. пособие по курсу «Профориентация и методика профориентационной работы» / С. Я. Карпиловская, Р. И. Миттельман и др. —Брянск, 1991.
  154. Л.П., Сафонова Е. Г., Сыманюк Э. Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера- Нижнетагил. гос. проф. колледж. — Екатеринбург, 2002.
  155. O.A. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы: автореф дисс. — М., 1999. — 25 с.
  156. H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. — Иркутск, 2003.
  157. Л.А. Формирование психологической компетенции у студентов педагогического колледжа // Сб. научных работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. — М., 2001. —140 с.
  158. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  159. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1990. —270 с.
  160. Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика профессиональных способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. — М., 1991. — 264 с
  161. И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
  162. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. — Казань: КГУ, 1989. — 206 с.
  163. Проблемы качества образования. Книга 1: Образовательные стандарты и программы: общие проблемы // Материалы XIV Всероссийского совещания. — М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 69 с.
  164. Проблемы качества образования. Книга 2: Ключевые социальные компетентности студента // Материалы XIV Всероссийского совещания. — М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 101 с
  165. Профобразование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник / Минобр. РФ- Институт проблем развития СПО. — М., 2002.
  166. Г. Т. Деловые игры в учебном процессе. — Минск, 1986. —24 с.
  167. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  168. Психологический справочник популярных профессий: учебно-методическое пособие / Под ред. Е. С. Романовой. —М.: МГЛУ, 2000.
  169. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. —М.: Когито-Центр, 2002.
  170. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. —М.: Когнито-Центр, 1999. —268 с.
  171. В.Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. 1989. № 11. С. 40−46.
  172. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии, № 1. 1995. С. 80−85.
  173. Российское образование в контексте международных показателей: сопоставительный доклад. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — 48 с.
  174. С.Л. Задачи и мотивы деятельности // Основы общий психологии. —М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 43 с.
  175. СЛ. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: Учпедиз, 1946. —205 с.
  176. Е.А., Волкова А. З. Ключевые компетенции: понятия, определения, подходы к формированию у обучающихся в УНПО //Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука — практике. Новые исследования. № 4, 2004.
  177. А.Я., Момот А. И. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Т. Киселева. — М.: НИИВО, 1995. — 24 с.
  178. М.И. Проблема формирования профессиональной активности учащихся. — СПб., 1995— 160 с.
  179. Е.В., Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
  180. В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителей. — Брянск: Изд. Вентана Граф, 1998. — 286 с.
  181. М.Н. Дидактика средней школы. — М.: Просвещение., 1982. —48 с.
  182. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 1972. — 201 с.
  183. Словарь иностранных слов / Под ред. А. Г. Спиркина и др. — М.: Русский язык, 1987. — 720 с.
  184. Н. Социология. — М., 1994. — 302 с.
  185. A.B. Особенности управленческой компетентности студентов-менеджеров / A.B. Смирнов- Моск. открытый соц. ун-т, каф. общ. психологии. — М.: МОСУ, 2003.
  186. И.Н. Право и идеал власти: вступительная статья // Ильин И. А. О сущности правосознания. — Мюнхен-Москва, 1993. — С. 4— 5, 6.
  187. Э.Ф. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. — Томск, 1984.
  188. A.M. Методы активного обучения. —М., 1991. — 44 с.
  189. В. Роль государства и общества в развитии системы образования // Вестник высшей школы. 1998. № 1,2. С. 3—11.
  190. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка): монография / Под ред. А .Я. Савельева, Ю. В. Ананьева, П. И. Бабочкина и др. —М.: Изд-во МФТИ, 1998. — С. 2−6.
  191. Состояние, проблемы и стратегия развития высшего профессионального образования: отчет по НИР / Ю. Г. Татур, Е. П. Попова, Л. И. Ронанкова и др. — В2-хч. — М.:РАО, 1995. —Ч. 1 —С. 11−13.
  192. В.Ф. Психологические механизмы профессионального развития // Проблемы психологии развития. — М., 2000. — 168с.
  193. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов (Серия «Учебники для технических вузов»). — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  194. А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. — СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1992. — С. 12.
  195. М. Б. Потапов A.A. Симоненко В. Д. Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики // Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — Тула, 1995. — 56 с.
  196. И.М., Вербицкий A.A. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. — М.: НИИВШ, 1981.—110 с.
  197. Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. — 1986. — № 3. — С. 10—14.
  198. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. — М., 1986.
  199. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. — М.: Знание, 1986. — 210 с.
  200. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера. Сегодня. Завтра. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. —36 с.
  201. Ю.Г. Государственная образовательная политика в сфере вьющего образования: цели, средства, проблемы // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. — М.: НИИВО, 1997. — С. 5−26.
  202. Ю.Г. К формированию концептуально-методологических основ согласованности ГОС в системе общего и профессионального образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1988. —32 с.
  203. Ю.Г. О новом перечне специальностей // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 2−6.
  204. Ю.Г. Прогноз на завтра // Высшее образование в России. 1995. № 1.С. 62−73.
  205. Ю.Г. Система образования Франции: Аналитический обзор материала французско-российского семинара. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — С. 10.
  206. .М. Избранные труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985. —26 с.
  207. .М. Способности и одаренность. — М., 1948. — 99 с.
  208. А.И. Логические основы метода моделирования. — М., 1971. —278 с.
  209. Унифицированные требования ГОС разных уровней (ступеней) непрерывного образования к общей профессиональной культуре человека: Отчет по НИР / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 12 с.
  210. A.B. Формирование учащихся учебно-познавательных умений. —Челябинск: Изд-во ЧГПЦ, 1994. — 223 с.
  211. А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. —198 с.
  212. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 г. № 125 — ФЗ.
  213. И.Б., Еркович С. П., Коршунов C.B. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. — М.: Изд. МГТУ, 1998. —С. 56.
  214. С. Избранные педагогические сочинения. — М.: Прогресс, 1990.—15 с.
  215. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития, ключевыекомпетенции и становление: Матер. XI науч. практ. конф. — Красноярск, 2003.
  216. П.О. Человек играющий. — М., 1992. — 210 с.
  217. X. Мотивация и деятельность. — М.: Наука, 1986. — Т.1. — 408 с.
  218. Е.А. Организация проведения деловых игр. — М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  219. A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5.
  220. A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / A.B. Хуторской. — М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  221. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. — М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  222. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст. / М. А. Чошанов // Народное образование. 1996. С. 157
  223. В.И. Воспитание коллектива средствами сюжетно-ролевой игры. — Минск: Народна асвета, 1971. — 200 с.
  224. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. М., 2004. № 8.
  225. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996.
  226. H.A. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. — Тула, 1991. — С. 24—28.
  227. Т.И. Проблемный подход в обучении. — Новосибирск.: Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. — 36 с.
  228. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образованиясинергетический подход). —М., МГИУ, 1998. —• 321 с.
  229. А.Д. Культура и этика. — М., 1973. — 253 с.
  230. С.Е., Кальией В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  231. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 32 с.
  232. С.А. От игры к самовоспитанию. — М.: Новая жизнь, 1993. —64 с.
  233. С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. — М.: Новая школа, 1993. — 140 с.
  234. В.А. Моделирование и философия. — М.: Наука, 1966. — 269 с.
  235. Г. И. Деятельность — основа педагогического процесса. — М.: Сов. педагогика, 1982. — № 2. — С. 14−18.
  236. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. —250 с.
  237. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  238. Г., Эддинал Э., Персивал Ф. Игры, имитации и социальная значимость науки. — М.: Наука и общество, 1984. — № 2. — С. 28−32.
  239. Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 102 с.
  240. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  241. Cambell D.T., Stanly J.C. Experimental and quasi-experimental designs for research. —Rand Mc Vally, 1996. — 48 p.
  242. Guiford J. Creativity: Yesterday, Today, Tomorrow // Journal of Creative Behavior, 1967. — 26 p.
  243. Guiford J. Three faces of intellect. — The American Psychologist, 1959. —14 p.
  244. Guilford J. The nature of huvan intelligence // New York: McGrow-Hill, 1967. —46 p.
  245. Tatur Y. Management in Higher Education TACIS Project «Management planning of education in Russia». — Burea CROSS, Frederiksorg County, 1997. —42 p.
Заполнить форму текущей работой