Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: теоретически и экспериментально доказана возможность воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятийвыявлено своеобразие проявления детьми отношений доброжелательности в процессе выполнения физических упражненийобосновано содержание и поэтапная методика проведения физкультурных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
    • 2. 1.
  • Глава III.
  • Теоретические основы проблемы воспитания доброжелательных отношений у детей 6-го года жизни на физкультурных занятиях. 10 Особенности проявления доброжелательных отношений у детей
  • 6-го года жизни на физкультурных занятиях в детском саду
  • Задачи и методика констатирующего этапа эксперимента

Особенности проявления старшими дошкольниками доброжелательных отношений к сверстникам на физкультурных занятиях.43 Особенности взаимодействия педагога с детьми 6-го года жизни на физкультурных занятях.

Воспитание доброжелательных отношений старших дошкольников со сверстниками в процессе физкультурных занятий.

Задачи, содержание и этапы формирующего эксперимента.

Подготовительный этап к воспитанию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам на физкультурных занятиях.

Накопление первичного опыта доброжелательных отношений детей 6-го года жизни в процессе физкультурных занятий.

Освоение вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях.

Вариативное практикование детьми опыта доброжелательных отношений в процессе физкультурных занятий.

Проверка результативности эксперимента.

Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является характерной особенностью нашего времени (Ш.А. Амонашвили, Т. К. Ахаян, Р. С. Буре, А. В. Петровский, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров и др.).

Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников. Проблема воспитания гуманных отношений привлекает многих исследователей. Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых взаимоотношений (О.М. Гостюхина), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева), отзывчивости (М.В. Воробьева), гуманистической направленности поведения (С.А. Улитко, П.А. Цуканова). В исследованиях Т. И. Ерофеевой, Р. А. Иванковой, Н. П. Флегантовой и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Ряд работ посвящено роли взрослых (JI.H. Башлакова, Д. Р. Цанава и др.), особой значимости норм и правил (Т.П. Гаврилова и др.) в воспитании данных взаимоотношений. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения.

В исследованиях ставится задача поиска резервов воспитания отношений нравственной направленности в разных видах совместной деятельности (В.Г. Абраменкова, В. П. Давидович, В. А. Павленчик, С. В. Петерина и др.). Решение данной важной проблемы заставляет обратить внимание на воспитательный потенциал двигательной деятельности детей и прежде всего на ступени старшего дошкольного возраста, который является важным этапом интенсивного развития личности, чувств, отношений (Л.И. Божович, J1.C. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.).

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности (J1.B. Ар-темова, Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева и др.).

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников. Ни в практике, ни в теории физического воспитания не уделяется должного внимания формированию доброжелательных отношений в процессе выполнения разнообразных физических упражнений.

Мы считаем, что для решения задачи воспитания доброжелательных отношений наиболее эффективными могут быть физкультурные занятия, в которых совместная двигательная деятельность детей, разнообразие физических упражнений, способов организации дошкольников, эмоциональная насыщенность, ритмичность, музыкальность и эстетичность движений создают широкие возможности для накопления опыта положительного опыта взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.

В связи с этим вопросы воспитания устойчивого доброжелательного отношения старших дошкольников к сверстникам в процессе физкультурных занятий определяют актуальность предпринятого исследования. Анализ теоретических положений и практического опыта указывает на необходимость педагогического осмысления накопившихся фактов, свидетельствующих о том, что двигательная деятельность детей недостаточно используется для формирования детских отношений.

Это определило цель исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников со сверстниками на физкультурных занятиях.

Объект исследования — взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками на физкультурных занятиях.

Предмет исследования — процесс воспитания доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях.

Гипотеза исследования: воспитание доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях обеспечивается:

— планомерной организацией воспитателем содержательного опыта общения детей на физкультурных занятиях, созданием ребенку активной позиции в проявлении доброжелательности к сверстникам на основе вовлечения их в разнообразную увлекательную совместную двигательную деятельность, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу;

— поэтапной методикой, направленной на единство формирования у детей практических умений и нравственных представлений в процессе накопления вариативного опыта доброжелательных отношений на физкультурных занятиях;

— личностно-развивающей позицией педагога, обеспечивающей нарастание самостоятельности детей в проявлении доброжелательных отношений с учетом двигательного опыта и переноса данных отношений в деятельность детей вне занятий.

Задачи исследования: 1. Изучить особенности проявления доброжелательных отношений детей 6-го года жизни на физкультурных занятиях.

2. Определить основные педагогические условия, обеспечивающие воспитание отношений доброжелательности старших дошкольников на физкультурных занятиях.

3. Экспериментально проверить эффективность созданных педагогических условий для воспитания отношений доброжелательности старших дошкольников на физкультурных занятиях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: теоретически и экспериментально доказана возможность воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятийвыявлено своеобразие проявления детьми отношений доброжелательности в процессе выполнения физических упражненийобосновано содержание и поэтапная методика проведения физкультурных занятий для старших дошкольников, обеспечивающая нарастание двигательного опыта, широкое практикование доброжелательных отношений и перенос данных отношений в деятельность детей вне занятийразработана модель педагогических условий, обеспечивающих воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятияхдоказано, что повышение самостоятельности в проявлении доброжелательных отношений старших дошкольников привело к выравниванию социометрического статуса детей и стабилизации эмоционально-положительной атмосферы в группе сверстников. Практическая значимость исследования: разработана и апробирована поэтапная методика, обеспечивающая позитивную динамику развития доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятияхопределены и апробированы мнтоды диагностики проявления детьми доброжелательности по отношению к сверстникам в процессе выполнения физических упражнений, которые могут быть использованы в практике ДОУразработаны содержание и формы подготовки педагогов к воспитанию доброжелательных отношений между детьми на физкультурных занятияхразработано и апробировано обогащенное содержание физкультурных занятий и вариативных форм совместной двигательной деятельности детей, обеспечивающих накопление опыта доброжелательных отношений у старших дошкольников.

Материалы исследования являются основой создания научнометодических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждениймогут быть использованы при чтении курсов лекций, практических занятий по дошкольной педагогике, теории и методике физического воспитания и развития детей в педагогических колледжах и вузахдля повышения квалификации инструкторов по физическому воспитанию и педагогов дошкольных образовательных учрежденийпри конструировании педагогического процесса в разных типах дошкольных образовательных учреждений;

Теоретико-методологические основы исследования: составляет теоретический анализ философской, социально-психологической, психолого-педагогической литературы раскрывающих пути познания закономерностей объективной действительности воспитания гуманных отношений в деятельности. При исследовании опирались на учение о роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — социально-психологическую теорию личности (Я.Л. Коломенский, А. В. Петровский, Т. А. Репина и др.) — психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания гуманных отношений у дошкольников к сверстникам (Л.В. Артемова, В.В. Аб-раменкова, Т. И. Бабаева, Т. Н. Ерофеева, С. В. Петерина и др.) — исследования по проблемам коррекции поведения и деятельности дошкольников (Л.И. Божович, Т. А. Березина, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.) — психолого-педагогические исследования двигательной деятельности дошкольников (В.Н. Новохатько, Т. Э. Токаева и др.).

Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблемеразработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментовколичественный, качественный и статистический анализ полученных данных.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики, ее соответствием возрастным особенностям детей, объемом собранных материалов и их разносторонним анализом.

Базы проведения исследования: дошкольные образовательные учреждения № 27, 86, г. Северодвинска. Обследовано 6 воспитателей и 60 детей старшего дошкольного возраста. Для получения статистически достоверных данных с помощью студентов дополнительно обследовано 8 воспитателей и 86 детей 57 лет.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Доброжелательные отношения дошкольников в процессе физкультурных занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности.

2. Воспитание доброжелательных отношений обеспечивается комплексом педагогических условий: планомерной организацией воспитателем содержательного опыта общения на физкультурных занятиях, обеспечивающей каждому ребенку активную позицию в проявлении доброжелательности на основе последовательного вовлечения детей в разнообразную увлекательную деятельность нравственного содержания, движимую мотивами заботы, помощи, вниманияпоэтапной методикой, обеспечивающей единство формирования у детей практических умений, нравственных представлений и постепенного накопления вариативного опыта доброжелательных отношений на физкультурных занятияхличностно-развивающей позиции педагога в воспитании отношений доброжелательности старших дошкольников на физкультурных занятиях, направленной на развитие самостоятельности с учетом двигательного опыта детей и уровня развития данных отношений.

3. Процесс воспитания отношений доброжелательности старших дошкольников на физкультурных занятиях представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает: этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников на физкультурных занятиях при условии активной обучающей роли педагогаэтап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на занятиях при условии партнерской педагогической позиции воспитателяэтап широкого вариативного практикования детьми опыта доброжелательных отношений в процессе физкультурных занятий при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.

4. Критерием эффективности созданных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии доброжелательных отношений, ¦ характеризующихся нарастанием общей эмоционально-положительной направленности во взаимоотношениях старших дошкольников на физкультурных занятиях, повышении осознанности, устойчивости и самостоятельности в проявлении доброжелательности к сверстникам.

Апробация исследования: Основные положения исследования, его результаты обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герценадокладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов СФ Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1998, 1999, 2000 г. г.). Материалы исследования использовались в лекциях на городских курсах повышения квалификации дошкольных работников г. Северодвинска, при чтении лекций по теоретическим основам и методике физического воспитания и развития детей, при написании дипломных и курсовых работ.

Структура и объем работы: Диссертация содержит 183 страницы текста, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 179 наименований. Текст иллюстрируется 21 таблицей, 3 диаграммами, рисунками.

Результаты исследования доказали возможность воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников по отношению к сверстникам на физкультурных занятиях. Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий:

— планомерной организацией воспитателем содержательного опыта общения детей на физкультурных занятиях, созданием ребенку активной позиции в проявлении доброжелательности к сверстникам на основе вовлечения их в разнообразную увлекательную совместную двигательную деятельность, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу.

Проектирование работы шло по следующему пути:

• разнообразные виды физкультурных занятий обеспечивали влияние на детские взаимоотношения, положительно обогащали опыт доброжелательных отношений детей со сверстниками;

• на занятиях создавались условия активного усложняющегося взаимодействия детей при выполнении физических упражнений в парах, тройками, малыми подгруппами сюжетного, имитационного характера, с песней, сюр-призностью движимые гуманными мотивами;

• разработанные и скорректированные подвижные игры более сложного нравственного содержания предполагали решение детьми взаимосвязанных проблемных ситуаций на основе доброжелательности, сотрудничества, основанного на взаимном интересе и использовании двигательного опыта;

• включение коммуникативных игр в содержание физкультурных занятий обеспечивали активизацию вербальных и невербальных средств общения;

• анализ и оценка детьми условных и реальных проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов с записями физкультурных занятий способствовали адекватным представлениям о сущности доброжелательных отношений и их значении для успешной совместной двигательной деятельностиработа по освоению конкретных норм и правил поведения на физкультурных занятиях способствовала регуляции двигательной деятельности детей на основе доброжелательности, нарастанию осознанности поведения;

• использование пословиц и поговорок, подчеркивало нравственный смысл поступков, являлось активизирующим средством доброжелательного взаимодействия между дошкольниками;

• выполнение физических упражнений с наиболее доброжелательными и умелыми сверстниками, несущими в себе нравственные ориентации, оказывало положительное влияние на детей с низким уровнем доброжелательностипредварительное обучение детей движениям с низким уровнем физической подгоф товленности позволяло обеспечить данным дошкольникам успех в предстоящей двигательной деятельности и выдвигало на первый план задачу доброжелательного взаимодействия с партнером;

• введение самостоятельной творческой работы дошкольников, выходящей за рамки физкультурного занятия и ставящей дошкольников в позицию активной доброжелательной направленности, выдвигало на первый план задачу доброжелательного взаимодействия со сверстниками;

• обогащение общения эмоциональными контактами (тактильные — поглаживание, прикосновение, рука в руке и т. п., вербальные и невербальные улыбка, одобрительный жест, поза, движение, направленное на сверстника и * л т.п.), усиливало положительную эмоциональную ориентацию на сверстников.

— Поэтапной методикой, направленной на единство формирования у детей практических умений и нравсвенных представлений в процессе накопления вариативного опыта доброжелательных отношений на физкультурных занятиях.

I этап был направлен на накопление старшими дошкольниками на занятиях первичного опыта доброжелательных отношений при условии активной обучающей роли педагога, что обеспечивало единство представлений у детей о данных отношениях, их значение для эффективной совместной двигательной деятельности.

II этап был связан с освоением вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях при условии партнерской педагогической позиции воспитателя, что обеспечивало углубление и обогащение практики доброжелательных отношений, перенос этих отношений в другие виды двигательной деятельности, расширение диапазона проявлений доброжелательности детьми.

III этап состоял в широком вариативном практиковании детьми опыта доброжелательных отношений в процессе физкультурных занятий, что обеспечивало развитие самостоятельных и устойчивых доброжелательных взаимоотношений, создание условий для активного побуждения к инициативному проявлению доброжелательности к сверстникам в разных видах двигательной деятельности.

— Личностно-развивающей позиции педагога в воспитании отношений доброжелательности старших дошкольников на физкультурных занятиях, направленной на развитие самостоятельности, с учетом двигательного опыта детей и уровня развития данных отношений.

Установлена взаимосвязь влияния, с одной стороны, личностно-развивающей позиции педагога на успешность воспитания данных отношений между детьми, с другой стороны, на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности своей собственной педагогической деятельности, ориентированной на развитие доброжелательности.

В процессе исследования было установлено, что воспитание доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста основывается на нравственных представлениях о данных отношениях, о сформированном умении находить способы проявления доброжелательности по отношению к сверстникам, гуманных мотивов, которые побуждают детей к эмоционально-положительной направленности поведения по отношению к сверстникам.

Выявлено, что в процессе воспитания доброжелательных отношений дошкольников значительно улучшается система личных взаимоотношений детей, для которых создается благоприятное положение не только на физкультурных занятиях, но и в группе, повышается физическая подготовленность дошкольников.

Экспериментальные данные показали, что в разработанных нами педагогических условиях у детей старшего дошкольного возраста на занятиях формируется общая эмоционально-положительная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющаяся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Проведенное исследование выявило позитивные изменения воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников при создании педагогических условий и позволяет наметить пути дальнейшего исследования воспитания гуманных отношений в разных видах двигательной деятельности. Р.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1981.-28 с.
  2. Л.И. Педагогические основы развития самостоятельной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 26 с.
  3. О.В. Педагогические условия формирования гуманности у до-Ф школьников в игровой деятельности: Автореф. дис.. канд. педаг. наук.1. Липецк, 1998.-20 с.
  4. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. // Педагогика и психология. 1980. -№ 10.-96 с.
  5. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. -М., 1985.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. Г. А. Лебедев. — М., 1990.
  7. .Г. Психология педагогической оценки // Труды Государственного института мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. — М., Л. — Гос. изд. биол. и мед. Лит., 1935.
  8. Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. -СПб, 1996.-97 с.
  9. Л.А. Организация взаимовлияния в игре // Дошкольное воспитание. 1972.-№ 6.-С. 24.
  10. Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: Автореф. дис.. док. педаг. наук. Тбилиси, 1985.-51 с.
  11. П.Артемова JI.B. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника. -Киев, 1988. 160 с.
  12. А.И. Психологические основы дружбы и товарищества детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1951.
  13. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. — 445 с.
  14. М.Бабаева Т. И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  15. Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. —СПб, 1992. С. 14−29.
  16. Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 24 с.
  17. Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 14−16.
  18. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры.-1986.-№ 10. С. 21.
  19. Л.И., Морозов Н. Г., Словина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Известия: АПН РСФСР. Вып. 36. — 1951.
  20. Большая советская энциклопедия. Т. VII. — М., 1972. — 1600 с.
  21. А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1992.- 19 с.
  22. Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. 1984. — № 3. — С. 33−35.
  23. Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-34 с.
  24. А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной к школе группе детского сада: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Л., 1965.- 18 с.
  25. М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Н. Новгород, 1997. -23 с.
  26. О.В. Игровой тренинг, как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников. Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Екатеринбург, 2000. — 21 с.
  27. Э.С. Развитие двигательной функции детей. Киев, 1983.
  28. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 69 с.
  29. М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1989. — 16 с.
  30. Л.С. Проблема возраста. Собрание соч. М., 1984. Т. IV. — С.244 268.
  31. Галигузова J1.H. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — С. 70−76.
  32. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  33. Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности 6−7 лет к школьному обучению. М., 1993. — С. 10−11.
  34. В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. -М., 1994. 16 с.
  35. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. — С. 408.
  36. В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной // Дошкольное воспитание. 1998. — № 5. — С. 83−86.
  37. Детство: Программа воспитания и развития в детском саду. СПб: Акци-дент, 1996.-224 с.
  38. И.С. Формирование доброжелательного и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1970.-23 с.
  39. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  40. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально политический журнал. 1995. — № 6. — С. 12.
  41. Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под ред. Р. С. Буре. М&bdquo- 1997. — 95 с.
  42. Jl. Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Л., 1970. — 18 с.
  43. О., Варенцова Н. Основные направления по программе «Развитие». // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 15−23.
  44. Р.А. Нравственное воспитание дошкольников в игре // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. — С. 102−112.
  45. Идеи гуманизации в работе детских дошкольных учреждений. Краснодар, 1991.-С. 4−6.
  46. В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 23.
  47. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — С. 570 600.
  48. JI. Социометрия в детском саду // Дошкольное воспитание. 1973. -№ 9.-С. 19.
  49. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. — 270 с.
  50. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. Минск, 1984. — 30 с.
  51. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 26−28.
  52. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  53. Я.Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. 1985. — № 6. — С. 18−20.
  54. Л.Д., Исследования проблемы воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений у детей дошкольного возраста в российской педагогике 50−80 годов XX века. Автореф. дис.. канд. педаг. наук. -М., 2000. 16 с.
  55. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. -М., 1980.-С. 18.
  56. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М.: Изд-во дом Ш. Амонашвили, 1996. — С. 73.
  57. В. Три кита успеха: доброжелательность, мудрость, смелость. -СПб, 1997.-С. 8.
  58. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  59. Г. Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Ав-тореф. дис.. док. педаг. наук. JL, 1970. — 16 с.
  60. Краткий психологический словарь / Под ред. П. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. — С. 326−327.
  61. Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1985. — 23 с.
  62. М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. СПб.: Ак-цидент, 1995.-80 с.
  63. М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4−5 лет: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Л., 1985. — 16 с.
  64. Н.К. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т. III. — М., 1957−1963. -С. 570.
  65. Е.И. Формирование гуманных чувств у детей // Дошкольное воспитание. 1965. -№ 2. — С. 12−14.
  66. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. — С. 64−70.
  67. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1982.-22 с.
  68. Г. П. Культура общения дошкольников. Киев: Радянська школа, 1988.-96 с.
  69. А.В. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 8.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 575 с.
  71. Г. Педагогическая оценка деятельности детей на физкультурном занятии // Дошкольное воспитание. 1980. — № 2. — С. 24.
  72. Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. — С. 14−18.
  73. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.-92 с.
  74. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986. — С. 40−46.
  75. М.И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия общения у дошкольников. Алма-Ата, 1989. — 78 с.
  76. М., Авдеева Н., Мещерякова С. Организация общения взрослых с детьми // Дошкольное воспитание, 1985. № 2. — С. 58.
  77. В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 4−6.
  78. Л.В. Формирование общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Л., 1982. — 18 с.
  79. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Минск, 1991.-24 с.
  80. В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992.-С. 3−14.
  81. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.-280 с.
  82. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 416 с.
  83. В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми: Монография. М.: Прометей, МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. — 80 с.
  84. В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990. — 219 с.
  85. В.Г., Ситаров В. А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации. -М., 1987.-43 с.
  86. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. М., 1993. — 81 с.
  87. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 36−133.
  88. М. Новые подходы к организации физического воспитания // Дошкольное воспитание. 1993. — № 2. — С. 12.
  89. Методы системного педагогического исследования / Под ред. А. В. Кузьминой. Л., 1980. — 142 с.
  90. Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С. 6.
  91. Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. 1993. — № 1. — С. 27−36.
  92. В. К вопросу о физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1993. — № 2. — С. 3.
  93. В.Н. Психология отношений // Избранные педагогические труды / Под ред. А. А. Бодалева. Москва Воронеж, 1995. — 356 с.
  94. В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 262 328.
  95. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение: Владов, 1994. — С. 377−391.
  96. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
  97. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 7.-С. 5.
  98. А.Б. Личность воспитателя как фактор становления личности дошкольника // Психология развивающейся личности. М., 1987. — С. 157 167.
  99. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. — 269 с.
  100. В.М. Новое в организации физического воспитания дощко-льников // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 36.
  101. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. — 150 с.
  102. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. — 200с.
  103. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1981. — 816 с.
  104. Л., Рубцова М. Ребенок и сверстники // Дошкольное воспитание. 1985. — № 9. — С. 87−90.
  105. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  106. В.А. Формирование положительных взаимоотношений детей 6-го года жизни в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. Киев, 1982. — 25 с.
  107. Е. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника // Дошкольное воспитание. 1986. — № 2. — С. 26.
  108. Педагогика и психология игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 352 с.
  109. Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М.: Прометей, 1989. — 159 с.
  110. В.А., Виноградова A.M., Кларина JI.M. и др. Учимся общаться. М.: Просвещение, 1993. — С. 44−46.
  111. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  112. JI.A. Взаимопомощь детей старшего дошкольного возраста и ее воспитательное значение // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 133−205.
  113. Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Медвуз, сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Каменской. СПб.: Образование, 1993. — 102 с.
  114. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
  115. Н.О. Некоторые вопросы совершенствования методики проведения физкультурных занятий // Дошкольное воспитание. 1989. — № 8. -С. 32.
  116. Т.Б. Педагогические условия развития коллективистической направленности личности старшего дошкольника: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1992. — 16 с.
  117. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. С. 21, 51.
  118. С.А. Растите малышей здоровыми. М.: Советский спорт, 1989.-47 с.
  119. Т.А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада. М.: Педагогика, ОПН, 1988. — 232 с.
  120. Т.А. Проблема межличностных отношений дошкольников и ее изучение // Дошкольное воспитание. 1985. — № 10. — С. 34.
  121. Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. — С. 63−65.
  122. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993.-Т. I.
  123. А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросыпсихологии. 1974.-№ 3.-С. 71−83.
  124. А.А. Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. — № 2, — С. 36−45.
  125. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 389 с.
  126. М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 81−86.
  127. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1979. — 16 с.
  128. Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. -М., 1991.- 109 с.
  129. Советский энциклопедический словарь. М., 1988. — С. 561.
  130. О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми стршего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. СПб., 1998.- 19 с.
  131. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988. — С. 54.
  132. Э. Подвижные игры как средство гармонического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. — С. 24.
  133. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6. — С. 3−4.
  134. И. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 10−11.
  135. А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М.: Знание, 1976. — 61 с.
  136. В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч. -М., 1981.-Т. 3.
  137. A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей 6-летнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. Киев, 1980. — 22 с.
  138. Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. М., 1986.-21 с.
  139. С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. 1996. -№ 3. — С. 8.
  140. С. Трудные темы дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 1.-С. 12.
  141. Г. Характеристика некоторых нравственных представлений // Дошкольное воспитание. 1983. — № 8. — С. 29.
  142. С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей 5-го года жизни: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. М., 1995. — 17 с.
  143. Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для уч-ся ср. пед. учебных заведений. М.: Изд-ий центр «Академия», 1997. — С. 332.
  144. В.Л. Оптимизация двигательной деятельности человека / ГИО ЛИФК.-М., 1981.-75 с.
  145. Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: ОГИЗ, 1935. — С. 727.
  146. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  147. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1976. — 181 с.
  148. Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре / Под ред. В. К. Котырло. Киев, 1989. — 18 с.
  149. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 130.
  150. Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. -Брянск, 1994.-20 с.
  151. Т.С. Сравнительная характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Гигиена и санитария. 1986. — № 6. -С. 38.
  152. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук.-СПб, 1995.-С. 18.
  153. М.И. Воспитание заботливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. -Л., 1968.-21 с.
  154. И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. — 12 с.
  155. В.Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. М.: Изд-ий центр «Академия», 1996. — 192 с.
  156. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. -М., 1992.- 16 с.
  157. В.А. Движения + движения. М., 1992. 94 с.
  158. Н., Феоктистова Д. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С. 7−11.
  159. Л.М., Заширинская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (основы коммуникации). СПб.: ЛОНУУ, 1996. — 304с.
  160. Г. И. Труды и дни / Сост.: М. А. Верб, И. Г. Шапошникова. Отв. ред. А. П. Тряпицына. СПб., 1997. — С. 102−113.
  161. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  162. Г. П., Ященко Л. Б., Белоярцева В. В., Адашкявичене Е. И. Физическая работоспособность дошкольников в связи с различными двигательными режимами // Вопросы охраны материнства и детства. 1978. — № 2. — С. 6770.
  163. Н.В. Приемы воспитания культурного поведения у детей старшей группы // Воспитание детей в детском саду / Под ред.
  164. Т.А. Марковой. М.: АПН, 1962. — С. 34−40.
  165. Е. О совершенствовании стиля руководства дошкольным воспитанием // Дошкольное воспитание. 1985. — № 2. — С. 18.
  166. С., Чернавина С., Верейкина О. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. -С. 2−7.
  167. С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 105.
Заполнить форму текущей работой