Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения на основе реализации принципов наступательной стратегии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация результатов работы. Основные теоретические положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке» (Пенза, 2004 г.), Международной межвузовской научно-технической конференции в Гомельском государственном… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
    • 1. 1. Содержание конкурентного потенциала и теоретические основы его диагностики
    • 1. 2. Место конкурентного потенциала в системе стратегического управления промышленным предприятием
    • 1. 3. Современные методы выявления конкурентных преимуществ и повышения конкурентного потенциала промышленных предприятий на основе реализации принципов наступательной стратегии
  • 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
    • 2. 1. Исследование особенностей конкурентной борьбы в отрасли железнодорожного машиностроения
    • 2. 2. Методические рекомендации по оценке конкурентного потенциала предприятий железнодорожного машиностроения
    • 2. 3. Методические основы совершенствования системы управления конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения на основе стратегического подхода
  • 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
    • 3. 1. Оценка конкурентного потенциала предприятий железнодорожного машиностроения г. Брянска
    • 3. 2. Методы и направления развития конкурентного потенциала промышленных предприятий в современных условиях
    • 3. 3. Рекомендации по оценке эффективности управления конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения

Управление конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения на основе реализации принципов наступательной стратегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что в настоящее время в условиях конкуренции каждому промышленному предприятию для поддержания конкурентных преимуществ необходимо выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную конкурентную позицию на рынке для того, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности покупателей, следовательно, быть конкурентоспособным.

Отрасль железнодорожного машиностроения является одной из важнейших отраслей промышленности Российской Федерации, т.к. обеспечивает государственную целостность, обороноспособность и экономическую независимость страны. По прогнозам к 2010 г. рынок железнодорожного машиностроения России и стран СНГ (производство, реализация, ремонт) увеличится почти в 2 раза и составит около 15−20% мирового рынка. При этом следует учесть тот факт, что крупнейший в мире западноевропейский рынок близок к насыщению, поэтому огромный потенциал рынков Восточной Европы и стран СНГ представляет наибольший интерес для западных компаний. Вот почему разработка конкурентной стратегии предприятий железнодорожного машиностроения, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий на мировых рынках путем творческого, разумного и созидательного использования всех факторов производства, является весьма важной задачей для отрасли в целом.

Формирование конкурентной стратегии предприятий отрасли и раскрытие на этой основе конкурентного потенциала является особо актуальным вопросом для исследуемой отрасли.

Состояние изученности проблемы. Начало теории конкуренции было положено в работах представителей классической школы политической экономии, которые обосновали необходимость «естественного порядка», считая, что в условиях конкуренции экономика достигает наибольших результатов (А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст.Милль, Ж.Б.Сей).

С проблемами современной теории и практики конкурентной стратегии в России тесно связаны исследования следующих отечественных экономистов: Г. Л. Азоев, Т. В. Белаш, Е. И. Велесько, В. А. Винокуров, О. С. Виханский, М. И. Кныш, М. И. Круглов, П. П. Логинов, А. И. Наумов, P.A. Фатхутдинов, А. П. Челенков и др., в том числе на региональном уровне — Ю. П. Анисимов, О. Н. Беленов, И. П. Богомолова, В. П. Воронин, Ю. В. Журавлев, Т. И. Овчинникова, А. У. Панин, И. А. Хорев, Л. И. Чуриков.

Вопросы методологии формирования и оценки конкурентного потенциала, рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди них работы таких авторов, как Андреева А. Г., Горбашко Е. А., Долинская М. Г., Константинова И. В., Лансков A.B., Окрепилов В. В., Парфенов А. Ф., Робсон М., Рохчин В. Е., Таранухи Ю. В., Усанов Б. П., Шадрин А. Д., Шевченко С. Ю., Шепеленко Г. И. и др., а также работы зарубежных ученых: Ансофф И., Портер М., Деминг У., Джуран Д., Шухарт У. и др.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к законам и закономерностям развития конкурентного потенциала, ряд вопросов теоретического и практического характера, связанных с проблемами формирования конкурентной стратегии предприятий железнодорожного машиностроения в целях их эффективного функционирования и развития на основе конкурентного потенциала, остаются слабо изученными.

Объектом исследования являются предприятия отрасли железнодорожного машиностроения.

Предмет исследования — процесс управления конкурентным потенциалом предприятия на основе реализации принципов наступательной стратегии.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методических положений и научно-практических рекомендаций по повышению эффективности управления машиностроительным предприятием на основе реализации стратегического подхода к развитию конкурентного потенциала.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:

— уточнить экономическое содержание понятия «конкурентный потенциал предприятия» и выявить отраслевые особенности его формирования;

— провести диагностику конкурентной среды отрасли железнодорожного машиностроенияоценить степень воздействия факторов рыночной среды на конкурентный потенциал предприятия отрасли;

— разработать методические рекомендации по оценке конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения;

— разработать методические рекомендации по оценке конкурентного стратегического положения предприятия железнодорожного машиностроения на отраслевом рынке;

— предложить и апробировать научно-методические рекомендации по управлению конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения, позволяющие реализовывать принципы наступательной стратегии в рамках так называемого эффективного протекционизма.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления, стратегического менеджментазаконодательные акты и решения Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, в процессе исследования использовались методы системного анализа, математического и логического моделирования, структурного анализа, эконометрические методы и метод экспертных оценок.

Информационную базу исследования составляют материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы государственной статистикиФедеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 гг.) — обзоры рынка железнодорожного машиностроения, подготовленные «РосБизнесКонсалтинг» и ЗАО «Трансмашхолдинг" — публикации в общеэкономической и специализированной прессеинформационные материалы веб-сайта ОАО «РЖД" — иные информационные ресурсы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методических рекомендаций, направленных на создание эффективной системы управления конкурентным потенциалом промышленного предприятия, позволяющей реализовать принципы наступательной стратегии в рамках так называемого эффективного протекционизма. Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, которые являются положениями, выносимыми на защиту:

— уточнено экономическое содержание понятия «конкурентный потенциал предприятия», подчеркивающее наличие у предприятия совокупности конкурентных преимуществ и степени их реализации в текущей и перспективной деятельности (п. 3.8, 3.9 паспорта специальности 08.00.05);

— выявлены условия и факторы рыночной среды, оказывающие влияние на развитие конкурентного потенциала предприятий железнодорожного машиностроенияустановлены характерные особенности конкурентных отношений предприятий, осуществляющих свою деятельность на отечественном и мировом рынке железнодорожного машиностроениядоказано что специфика конкурентной борьбы в сфере предприятий железнодорожного машиностроения определяется их размерами в связи с высокой капиталоемкостью (п. ЗЛО паспорта специальности 08.00.05);

— разработаны методические рекомендации по оценке конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения, позволяющие определить проблемы использования конкурентных ресурсов и преимуществ предприятия, а также эффективно оценить положение предприятия на отраслевом рынке (п. 3.9 паспорта специальности 08.00.05);

— предложены и апробированы научно-методические рекомендации по управлению конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения, позволяющие реализовывать принципы наступательной стратегии в рамках так называемого эффективного протекционизмаустановлено, что реализация стратегического подхода к управлению конкурентным потенциалом предприятия позволяет сформировать и реализовать новые конкурентные преимущества на основе более эффективного использования компетенций и ресурсов (п. ЗЛО паспорта специальности 08.00.05);

— разработаны методические рекомендации по оценке конкурентного стратегического положения предприятия железнодорожного машиностроения на отраслевом рынке, позволяющие осуществить эффективный выбор механизмов реализации конкурентной стратегии (п. 3.10 паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, доведены до конкретных практических рекомендаций по реализации стратегического подхода к развитию конкурентного потенциала промышленного предприятия, что позволяет обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие предприятия в условиях конкурентной борьбы. Полученные результаты являются исходным материалом для дальнейших исследований и предлагаются к использованию в учебном процессе высших учебных заведений при чтении дисциплин «Маркетинг», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент».

Апробация и реализация результатов работы. Основные теоретические положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке» (Пенза, 2004 г.), Международной межвузовской научно-технической конференции в Гомельском государственном техническом университете им. П. И. Сухого (Гомель, 2006 г.) — Научно-практической конференции «Экономические вопросы становления рыночных отношений в РФ» в Брянском государственном техническом университете (БГТУ) (Брянск, 2006 г.) — 64-й научной конференции профессорско-преподава-тельского состава БГТУ (Брянск, 2006).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 научных работ (статьи в журналах и сборниках), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, отражающих основное содержание диссертации, общим объемом 1,39 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 137 источников. Рукопись содержит 136 страниц основного текста, в том числе 31 таблица, 22 рисунка, 2 приложения.

— выводы относительно корректировки текущей стратегии.

Параметры выбирались таким образом, чтобы можно было охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среды предприятия и при этом соблюсти баланс между их количеством и информативностью каждого из них (табл.3). Для системы контроллинга важно, чтобы данные параметры поддавались количественной оценке и при этом концентрировали в себе важную для принятия стратегических решений информацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование позволило разработать научно-обоснованные рекомендации по повышению уровня конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения и сделать некоторые выводы, определяющие ряд новых научных задач, возникших в связи с проведением диссертационного исследования.

Уточнено экономическое содержание понятия «конкурентный потенциал предприятия», подчеркивающее наличие у предприятия совокупности конкурентных преимуществ и степени их реализации в текущей и перспективной деятельности.

Конкурентные возможности — это ключевые сильные стороны промышленного предприятия, которые позиционируют его на рынке. Большинство основных конкурентных возможностей являются его характеристиками, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам. Т. е. это качества, делающие предприятие и его продукцию или услуги уникальными. Это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которые предприятие приносит клиентам. Но это также активы, от которых зависит то, как предприятие может противостоять новым угрозам со стороны конкурентов — угрозам, о существовании которых оно не знает и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию вести себя агрессивно в стремительно растущей экономике.

Конкурентный потенциал предприятия — это не набор свойств, а способность реализовать их в форме конкретных конкурентных преимуществ.

Обоснованы условия и факторы, обеспечивающие развитие конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения, среди которых государственная поддержка отрасли, активная инновационная деятельность, размеры предприятия и др.

Анализ ситуации в отрасли железнодорожного машиностроения позволил выявить следующие проблемы, требующие неотложного решения: производственные мощности по отдельным видам подвижного состава предприятий железнодорожного машиностроения не позволяют удовлетворить отечественных потребителей в случае реализации ими отложенного спросатехнический уровень значительной номенклатуры производственного оборудования предприятий железнодорожного машиностроения и ремонтных предприятий не соответствует перспективным качественным требованиям, предъявляемым при производстве и обслуживании подвижного состава новых поколений. Непринятие мер по решению данных проблем отрасли приведет к тому, что российское железнодорожное машиностроение может перейти под контроль иностранных компаний, как это уже произошло в странах Восточной Европы. Такой вариант развития не соответствует интересам национальной экономики, национальной и экономической безопасности страны, государственной политике развития наукоемких отраслей промышленности. И все же можно наблюдать динамичное развитие отрасли отечественного железнодорожного машиностроения. Причин этому несколько. Во-первых, возросшая инвестиционная активность основного покупателя продукции предприятий отрасли — ОАО «РЖД». Во-вторых, вхождение машиностроительных заводов в состав крупных промышленных холдингов с серьезными инвестиционными и управленческими возможностями, делающими ставку на развитие самих производителей и отрасли в целом. В-третьих, государственная протекционистская политика, направленная на сохранение и развитие отечественного железнодорожного машиностроения.

Показано, что конкурентные преимущества формируют конкурентный потенциал предприятия железнодорожного машиностроения, который трактуется как совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и возможностей объектов и/или субъектов хозяйствования, дающая предприятию превосходство перед конкурентами. Конкурентные ресурсы становятся источниками конкурентных преимуществ, которые в общем виде определяются как превосходство предприятия над другими производителями отрасли, усиливающее его конкурентные позиции. В связи с чем конкурентный потенциал предприятия необходимо рассматривать не просто совокупность конкурентных ресурсов и его свойств, а возможность и способность реализовать их в форме конкретных конкурентных преимуществ.

Установлено, что оценку конкурентного потенциала промышленного предприятия можно проводить при помощи непараметрического метода «Паттерн», позволяющего проводить оценку рассматриваемого показателя по частным индикаторам при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в анализируемой группе. Оц енка конкурентного потенциала предприятий, работающих на рынке вагоностроения, показала, что достаточный уровень конкурентного потенциала имеют ЗАО «УК „БМЗ“ и Стахановский вагонный завод (Украина», остальные предприятия имеют незначительный уровень конкурентного потенциала.

Установлено, что конечная цель развития конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения — быстрая адаптация всех его составляющих к меняющимся условиям внешней среды, приобретение мобильной гибкости, конкурентоспособности, живучести в условиях рынка.

Предложены научно-методические рекомендации по управлению конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения, позволяющие реализовывать принципы наступательной стратегии в рамках так называемого «эффективного протекционизма».

Теоретическое значение полученных научных результатов проведенного диссертационного исследования заключается в дальнейшем развитии методических основ развития конкурентного потенциала промышленного предприятия, что вносит вклад в дальнейшее развитие теории управления.

Основным практическим результатом проведенного исследования является разработка пакета методик, направленного на повышение конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения и учитывающего отраслевую специфику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Global Competition/The New Reality Report of the President’s Commission on 1. dustrial Competitiveness/ Wash., 1985,
  2. Grime J. Plant Strategies & Vegetation Processes. 1979. N.-Y.: John Willey & Sons. 222 p.
  3. Higgins J.M. Organizational Policy and strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983. P. 3.
  4. Pearce J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Home-wood, III: Richard D. Irvin, 1985. P. 6.
  5. Popkov V.V., Berg D.B. Empirical Identification Of Competitive Strategies: Russian Bank System / In «Empirical
  6. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
  7. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
  8. B.M. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг.-2004.-№ 5.-с. 19−24.
  9. , М.А., Александрова, JI.C. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие/ М. А. Абрамова, JI.C. Александрова. М.: Институт международного права и экономики, 1996.
  10. , Л.Я., Адамчук, В.В., Антоновой, О. В. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Л.Я.Аврашкова, В. В. Адамчука, О. В. Антоновой -М.: ЮНИТИ, 1998.
  11. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Е&М, 1996.-208 с.
  12. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика.-М: Центр экономики и маркетинга, 1996.-257с.
  13. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: «Новости», 2000.
  14. В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№ 1.-с.106−112.
  15. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -С. 239.
  16. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: ПИТЕР, 1999.
  17. Г. Стратегический маркетинг.-М.: ИНФРА-М, 1996.-245 с.
  18. М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности //Маркетинг.-2003.-№ 4.-с.З-8.
  19. , Г. Л., Тарасевич, В.М., Анн, X. Маркетинг: Учебник для вузов/Г.Л. Багиев.- М.: Экономика, 1999 г.
  20. Л.Г. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№ 4.-с.72−85.
  21. А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№ 4.-с.З-8.
  22. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№ 5.-с.68−75.
  23. Н.К. Конкурентная борьба // Маркетинг.-2003.-№ 5.-с.24−28
  24. И.П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№ 1.-с.113−119.
  25. Большой Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1987. — С. 382.
  26. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М., 1994
  27. В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. М.: 1997.
  28. A.M. Конкуренция и монополия //РИСК.-1997.-№ 5.-с.56−60.
  29. Н.Г., Еленева Ю. Я. Обеспечение конкурентоспособности строительных предприятий на основе стоимостного подхода к их реструктуризации // Экономика строительства.-2004.-№ 4.-с.2−12.
  30. Е., Нещадин А., Липсиц И., Эйкельпаш А., Рыбакова Т., Каазер М. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Экономист.- 1998.-№ 11.-C.69−71.
  31. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гарадрики, 1999. — С. 32.
  32. М. И. Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в 90-е годы Межстрановой макроэкономический анализ — М. ИМЭМО РАН.—2000.
  33. М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях // Российский экономический журнал 1998.
  34. М.И., Городецкий А. Е. О национально-государственной стратегии конкурентоспособности // Проблемы развития.1998. -№ 1−2
  35. О.Б. Стратегия развития кадрового потенциала вуза: Дисс. к.э.н. 2002. — С. 19.
  36. Е.П. Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 13−35.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  38. Е.П. Основы маркетинга: Учебник.-М.: Финпресс, 1999.-354с.
  39. С.Л., Берг Д. Б. Специфика процесса конкуренции и ее жизненного цикла.// «Информационные технологии в экономике: теория, модели и методы». Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003, с. 3−9.
  40. Х.М. Выбор методов управления конкурентоспособностью строительной организации // Экономика строительства.-1999.-№ 6.-стр.35−42.
  41. Х.М. Экономика строительных организаций. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998 — 139с.
  42. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.-М., 1998.-Т. 1.-С. 190.
  43. П. Управление маркетингом. — М.:БИНОМ, 1998.
  44. Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.:
  45. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/ Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001,-288 с.
  46. О.В. Финансовый анализ.-М.: Бухгалтерский учет, 1 998 320с.
  47. П. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка//Маркетинг. 1997. № 5. С.3−14.
  48. И.У., Ильясова Л. Р. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№ 4.-с. 15−24.
  49. , Н. Инновационная система России в глобальном контексте / Н. Иванова // МЭиМО. 2005. — № 7. — С. 32−33.
  50. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления.- 1999.-№ 2.-С. 83.
  51. М.С. Система стратегического управления как основа реструктуризации бизнеса // Вестник ТИСБИ. № 2. — 2000.
  52. В.В. Проблемы формирования отраслевых приоритетов научно исследовательской деятельности в системе высшей школы//Инновации, № 1−2, (38−39), 2001.-c.5−9.
  53. , Э. Основы инновационного лидерства США / Э. Кириченко // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 7. -С. 45−47.
  54. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия.- Изд. 4-е, исправл., доп. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 208с.
  55. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995 г. — 432с.
  56. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов/ С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова.-М.: Логос, 1999.-368с.
  57. , Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. / Ю. Кормнов// Экономист. 1997. — № 1.
  58. Ф. Основы маркетинга, 1991 год, 792 стр.
  59. , Е. В. Направление развития человеческого потенциала в странах с различным уровнем экономического развития / Е. В. Кузнецов // Вопросы статистики. -2003. № 10. — С. 17−23.
  60. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989.
  61. В.А., Мохначев С. А. «Конкурентоспособность вуза как объект управления». Монография: изд. Дом «Пригородные вести, 2003. С. 71.
  62. Г. Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний // Экономика строительства.-2000.-№ 7.-с.31−34.
  63. Лопатин В. А, Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. Изд. 7-е, испр. и доп. — М.: Рус. яз., 2001. — С.63.
  64. Н.Б., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н. Б. Любу шина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г. — 470с.
  65. А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 7.
  66. М.Ю., Хамишбеков Х. З. Формирование ситуационного управления конкурентоспособностью строительных предприятий // Экономика строительства.-2005.-№ 10.-с.28−36
  67. В.И. Введение в эволюционную экономику. М.: «Япония сегодня», 1997,105 с.
  68. A.M. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации. Екатеринбург, 2004. — С. 21.
  69. М.Н., Жужгина И. А. Региональный рынок мясо продукции: формирование и развитие. — Смоленск: Универсум, 2002.
  70. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  71. А., Сухорев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист.-2005.-№ 3.-с.З-12
  72. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.
  73. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Фи-нанстатинформ, 1997.-С. 31.
  74. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М., 1990.-С. 83
  75. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Инстатут русского языка им. В. В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. — М.: Азбуковник, 1999.-С. 571.
  76. В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1996.
  77. Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дисс.к.э.н. Уфа, 1999.-С. 89.
  78. A.M. Критерии и показатели конкурентоспособности строительной организации // Экономика строительства.-2004.-№ 10.-с.28−36.
  79. , Д. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств / Д. Пискулов // Инвестиции в России. 2003. — № 7. -С. 38−48.
  80. В.В., Берг Д. Б., Кузнецов P.O. Эволюционное измерение стратегического банковского менеджмента. Екатеринбург: Уральский рабочий. 2002, 320 с.
  81. М. Конкуренция / М. Портер. СПб. М. -Киев: Вильяме, 2000.
  82. , М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Международные отношения, 1993. 896с.
  83. И.А. Пути повышения конкурентоспособности строительной организации // Экономика строительства.-2000.-№ 6.-с.31−36.
  84. Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997. 128 с.
  85. Л.Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учет и контроль. М.: Перспектива, 2002. 240 с.
  86. Л.Д. Учет финансовых обязательств и организационно-технического состояния предприятия при определении его рыночной стоимости и цены прекращения торга. М.: //Вопросы оценки, 2005. № 2. С. 46−50.
  87. Л.Д. Элементарные формулы для определения рыночной стоимости и рыночной цены предприятий и других бизнес-объектов нормативно-доходным методом. М.: //Вопросы оценки, 2004. № 2. С. 40 — 44.
  88. , Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» / Н. Римашевская // Российский экономический журнал. 2004. — № 9 — 10. -С. 22−40.
  89. , Ю.А. Стратегия развития предпринимательства / Ю. А. Ровенский. М., 1998.
  90. , В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры, условия развития / В. Рогов // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 7.-С. 52−59.
  91. А.Н. и др. Маркетинг М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996.-283С.
  92. O.A., Прудский В. Г., Чененова Р. И., Макарова И. В., Федоров A.B. Научно-технологическое и институциональное развитие ОПК Урала. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 96 с.
  93. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г. В. Савицкая. 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. -704с.
  94. И.Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г. 479с.
  95. Советский энциклопедически словарь / Под ред. A.M. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 1046.
  96. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993.-С. 485.
  97. В.Н., Ивакин Е. К. Маркетинг в строительстве: Учебное пособие.-М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-144с.
  98. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа.-12-e изд.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.- 476с.
  99. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 195.
  100. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002.
  101. P.A. Конкурентоспособность организаций в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.-М.: Издательство-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-892с.
  102. Г. Глобализация мирохозяйственных отношений. Сущность, формы и перспективы.— М. ДА МИД РФ.—1999.
  103. П.А., Старовойтов М. К. Особенности оценки производственного и финансового потенциала промышленных предприятий// http://www.cis2000.ru.
  104. JI.B., Дли М И. Раевский В. П. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях международной интеграции. — М.: Физмат-лит, 2003
  105. , Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок / Ф. А. Хайек. — М.: «Изограф», 2000.
  106. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир. 1991.
  107. , Р. Инновации и конкурентоспособность техники / Р. Хорошилов // Экономист.-1998.-№ 4.
  108. Г. Н., Лавренова Е. В. Диагностика потенциала предприятия/Л mmf.ru.
  109. Л.Н., Чуев И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник 352с.
  110. М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 1. — С. 242.
  111. , И. В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы / И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова // Финансы и кредит. 2004. -№ 16. — С. 49−55.
  112. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М, 1999−208с.
  113. JI.C. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6.
  114. К. Новая философия бизнеса. Т. П. Риски и успех предпринимательства в постсоциалистическом обществе. — Москва — Берлин: Российское психологическое общество, 1998.
  115. И. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995.
  116. , И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1992.
  117. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие.-3-е изд., испр. и доп.- М.'.Издательство ГНОМ и Д, 2001.-304с.
  118. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. М.: Тандем, 1996.
Заполнить форму текущей работой