Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Результаты исследования, предварительные итоги и выводы обсуждались в политических отделах военных училищ, на заседаниях кафедр ряда ввузов, на методологических семинарах кафедры военной педагогики и психологии Военно-политической академии имени В. И. Ленина, на Всесоюзной конференции по активным методам обучения /октябрь 1980 г., г. Куйбышев/. Результаты исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕЩЕНИЕ.З — c. II
  • ГЛАВА I. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО. ОБЩЕНИЯ. В. РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА. о
    • 1. Методологические и теоретические основы исследования. общения в курсантских кол-. ле, ктивах
    • 2. Содержание, структура и особенности межличностного общения в курсантских кол-. лективах
    • 3. Влияние межличностного общения на развитие личности курсанта как будущего офицера
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УСЛОВИЙ И УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ.68 -Ш
    • 1. Условия развивающего влияния межличностного общения на курсантов
  • ? Взаимосвязь уровня зрелости межличностного общения и развития личности курсан-. та
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПВДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
  • КУРСАНТОВ. о
  • 1, — Теоретические основы совершенствования межличностного общения и оптимизации его развивающей функции
    • 2. Руководство межличностным общением и его совершенствованием в деятельности коман-. диров курсантских подразделений
    • 3. Оптимизация общения курсантов и учет его закономерностей в учебном процессе

Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органической составной частью Советских Вооруженных Сил являются военно-учебные заведения. От качества их работы по подготовке офицерских кадров существенно зависят боевые возможности Советской Армии и Военно-Морского Флота. Руководствуясь решениями ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК партии, военные училища делают все для того, чтобы воинские части и подразделения пополнялись всесторонне развитыми, социально активными, высоко подготовленными молодыми офицерами, изыскивают все новые возможности и резервы повышения качества подготовки будущих военных специалистов, руководителей воинских коллективов.

Творческая мысль и практика передовых высших военных училищ и военно-педагогических коллективов все чаще и чаще обращается к области внутриколлективных отношений, процессам межличностного общения курсантов, рассматривая их совершенствование как важный фактор формирования личности будущего командира, политработника, военного инженера.

На необходимость познания внутренних социально-психологических процессов, происходящих в группах, коллективах, указывал В. И. Ленин. Руководитель, коммунист, отмечал он, «должен жить в гуще рабочей жизни, знать её вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, её действительные потребности, стремления, мысли» .

В решениях июньского и декабрьского /1983 г./, февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС с новой силой отмечена необходимость внимательного изучения и использования в процессе коммунистического воспитания трудящихся социально-психологических явлений в. трудовых коллективах, в обществе в целом. I. Ленин в.И.Полн.собр.соч., т.44,с.348.

Вместе й тем, командиры и политработники, партийные и комсомольские организации курсантских подразделений, а также преподаватели испытывают значительные трудности в своих усилиях по оказанию целенаправленного влияния на содержание и формы внутриколлективно-го общения. Это связано со значительной сложностью межличностного общения как объекта познания и управления, недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов влияния на него.

Все это ставит перед военно-психологической наукой задачи исследования сущности, структуры и содержания межличностного общения его роли и места в становлении и развитии личности курсанта, основных условий, способствующих положительному влиянию общения на коллектив и каждого курсанта, определения методов изучения и способов совершенствования межличностного общения в целях учебно-воспитательного процесса.

Руководствуясь потребностями и. запросами войск и военно-учебных заведений, военные психологи исследуют такие проблемы межличностного общения, как его место в структуре педагогической культуры, роль в оптимизации учебного процесса, в активизации учебной деятельности курсантов, оно рассматривается как важное условие взаимодействия преподавателя и курсанта, влияющее на успешность воспитания и обучения, изучаются место и роль общения в жизнедеятельности воинских /курсантских/ коллективов и другие проблемы.^.

Однако, социально-психологические аспекты развития курсантов в процессе межличностного общения представляют собой мало изучен.

2.ьараоанщиков A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н.Ф.ЛИеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива.-М.:Воениздат, 1973; Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры.-М., 1980; Давыдов Г. А. Дудолеев Ю.Ф.Познавательная деятельность курсанта, ее противоречия и закономерности.-М.:ВПА, 1982; Ильин Н. Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: Автореф.канд.дис.-М., 1983; Утлик Э. П. Психологические факторы в организаторской деятельности заместителя командира полка по политчасти.-М.:ВПА, 1977 и другие. ную область. Так, неизученными остаются такие важные в теоретическом и практическом отношении проблемы как: функции межличностного общения в условиях курсантского коллективаметоды его изученияпути и способы совершенствованияроль в этом процессе командиров, преподавателей, партийных и комсомольских организаций.

Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность определили выбор темы исследования. Его объектом избрано межличностное общение в коллективах курсантских подразделений военных училищ.

Предметом исследованиявлияние различных форм и видов межличностного общения курсантов на идейно-политическое, нравственное и военно-профессиональное развитие личности.

Цель работы — определить особенности содержания и структуры межличностного общения курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности, основные условия его положительного влияния на развитие курсантов, а также пути и способы повышения эффективности этого влияния.

В соответствии с целью в. диссертации решались следующие задачи:

1. Выявить содержание, структуру и особенности межличностного общения курсантов как фактора их развития.

2. Установить условия развивающего влияния межличностного общения и взаимосвязь уровня его зрелости и развития курсантов.

3. Экспериментально проверить и обосновать психолого-педагогические условия повышения эффективности влияния межличностного общения на развитие курсантов.

Гипотеза исследования. Межличностное общение курсантов представляет собой процесс информационного, познавательного, эмоционально-волевого, а также личностного воздействия курсантов друг на друга. Основу его структуры образуют мотивационно-целевой, информационно-познавательный, перцептивный и интерактивный компоненты. Общение является необходимым условием всестороннего развития личности курсанта, что обусловливается следующими характеристиками: идейно-политическая и нравственная зрелостьвоенно-профессиональная направленностьвысокий уровень культурыоптимальная и целесообразная активность каждого курсанта в этом процессе.

В ходе исследования диссертант руководствовался марксистсколенинской методологией, а также положениями К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о зависимости развития личности от социальных условий, о роли коллектива в становлении человека как гражданина, о коммунистической общественно-экономической формации, позволяющей раскрыться способностям и возможностям человека и создающей необходимые условия для всестороннего и гармонического развития и другими, а также решениями КПСС и Советского правительства, требованиями приказов и директив Министра Обороны СССР и начальника Главного политического управления СА и ВШ по вопросам совершенствования подготовки офицерских кадров.

Непосредственную основу исследования составляют работы военных ученых А. В. Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, Г. А. Давыдова, Л. Ф. Железняка, В. П. Каширина, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко и других. Активно использовались теоретические и практические положения, содержащиеся в работах А. А. Бодалева, Л. П. Буевой, Е. Г. Злобиной, А. А. Леонтьева и других советских психологов.

Исследование проводилось в Московском высшем общевойсковом командном Краснознаменном училище имени Верховного Совета РСФСР, Московском высшем командном училище инженерных и дорожных войск, Симферопольском высшем военно-политическом строительном училище и осуществлялось в несколько этапов.

В ходе первого этапа /1981;1982 г. г./ изучалась литература по избранной проблеме, осуществлялся выбор объекта и предмета исследования, формулировка задач, разработка гипотезы, экспериментальной программы и комплекса методов изучения общения в курсантских коллективах, а также анализ имеющегося опыта работы командиров, политработников, преподавателей, партийных и комсомольских организаций по руководству общением курсантов.

Второй этап /1982;1983 г. г./ влючал проведение сбора материалов и опытно-экспериментальную работу по изучению общения в курсантских коллективах и проверке психолого-педагогических путей и способов повышения эффективности роли общения в развитии личности курсанта. Эксперимент проводился в четырех курсантских взводах в течение учебного года. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сопоставлялись с данными контрольных групп.

Анализ опытной работы в экспериментальных подразделениях, её оценка, изучение результатов деятельности и общения, состояния воинской дисциплины, качества выполнения поставленных задач проводился командованием курсантских батальонов и подразделений, преподавателями училищ и диссертантом.

На третьем этапе /1983;1984 г. г./ осуществлялось обобщение материала, формирование теоретических выводов и практических рекомендаций, их апробация.

На всех этапах исследования было изучено более 500 различных литературных источников, в том числе более 60 докторских и кандидатских диссертаций. Проанализированы материалы периодической печати, трех научно-практических конференций, ряда совещаний командного. и политического состава училищ.

Значительный по объему и научной ценности материал был собран в результате изучения различных документов. Проанализировано 20 перспективных, 84 текущих, 66 планов политико-воспитательной работы, 32 протокола заседаний кафедр общественных наук, 15 педагогических дневников, 32 протокола партийных и комсомольских собраний,.

300 служебных карточек и характеристик курсантов. Изучались ход и результаты 34 политико-воспитательных мероприятий, 41 учебного занятия.

Применялись такие социально-психологические методы исследования как: беседы, наблюдения, анкетирование, социометрия, «семантического дифференциала», анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик и другие. Всего в процессе исследования этими методами было охвачено более 1000 курсантов и офицеров. Разработана и апробирована методика исследования развивающих возможностей межличностного общения «Диагностика состояния общения в курсантских коллективах». Её апробация осуществлена на 36 курсантских взводах, с последующей обработкой полученных данных на ЭВМ.

В качестве метода изучения и коррекции межличностного общения использовались ситуационно-ролевые игры, которые проводились в 8 курсантских взводах.

На всех этапах исследования осуществлялись: теоретический анализ, обсуждение хода и результатов проводимых мероприятий, метод сравнения. Объединенные общим замыслом они составили методику исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней раскрыты особенности содержания и структуры межличностного общения в курсантских коллективахтеоретически обоснована развивающая функция общенияопределены основные условия его развивающего влияния на личность курсантадоказана взаимосвязь между уровнем зрелости межличностного общения и успешностью развития курсантовэкспериментально выявлены основные психолого-педагогические условия повышения эффективности влияния общения на развитие курсантов.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Межличностное общение в курсантских коллективах — это процесс информационного и предметного взаимодействия курсантов, их взаимного эмоционального и волевого влияния друг на друга, необходимый для эффективной совместной деятельности и развития личности каждого курсанта. Основными структурными компонентами межличностного общения являются мотивационно-целевой, перцептивный, информационно-познавательный и интерактивный.

2. В условиях военного вуза важной функцией межличностного общения является развивающая. Влияние общения на личность курсанта проявляется в его политическом и нравственном росте, совершенствовании творческого отношения к учебно-профессиональной деятельности, укреплении коллективистических черт характера, упрочении направленности на будущую профессию, постоянном стремлении к саморазвитию, повышении культуры общения.

3. Развивающее влияние межличностного общения реализуется при наличии таких условий как постоянное внимание и руководство. им со стороны командиров, преподавателей, партийных и комсомольских организацийсоответствие целей и содержания общения целям и содержанию учебно-профессиональной деятельностисходство основных ценностных ориентаций и интересовоптимальная активность курсантов в процессе общенияудовлетворенность своим коллективом и взаимоотношениями в немвысокий уровень культуры общения. В зависимости от наличия и степени проявления этих условий, межличностное общение в курсантских коллективах имеет три уровня зрелости: «положительно развивающий», «отрицательно развивающий» и «неустойчиво, ситуативно развивающий». Наиболее эффективное влияние на развитие личности курсанта оказывает общение, находящееся на «положительно развивающем» уровне зрелости.

4. Совершенствование межличностного общения в направлении усиления его влияния на развитие курсанта как личности достигается совместными комплексными усилиями всех категорий воспитателей. Основными способами, повышающими эффективность положительного влияния межличностного общения на курсантов и курсантские коллективы являются: развитие коллективных форм учебной деятельности /групповые обсуждения учебных проблем на практических занятиях, «взаимное» обучение, активизация общения в процессе учебных занятий и др/- проведение ситуационно-ролевых игрколлективная подготовка к практическим занятиямсовершенствование коллективной информационной сетицелесообразные формы самоуправленияспециальная система требований и контроля к содержанию межличностного общения.

Достоверность и научная обоснованность диссертации достигается марксистско-ленинской методологией исследования, выбором объекта исследования, обеспечивающего адекватное поставленным задачам изучение процесса общения, значительной выборкой, на которой проводилось исследование /более 1000 курсантов и офицеров/, применявшейся системой методов получения и обработки данных.

Решение теоретических проблем предопределило практическую значимость диссертационного исследования. Работа направлена на повышение качества подготовки будущих офицеров, их всестороннее развитие на основе совершенствования межличностного общения. Предложенная методика исследования состояния общения и программа его оптимизации находит практическое применение в деятельности командиров, политработников, преподавателей военных училищ, способствует повышению качества учебы и укреплению воинской дисциплины в курсантских водразделениях. Разработанные в ходе исследования «Диагностика состояния общения в курсантских коллективах», «Комплексный план повышения эффективности общения в развитии курсантов», «Комплекс ситуационно-ролевых игр» используются в качестве методических пособий, рабрчих документов в ряде военных училищ.

Апробация исследования. Результаты исследования, предварительные итоги и выводы обсуждались в политических отделах военных училищ, на заседаниях кафедр ряда ввузов, на методологических семинарах кафедры военной педагогики и психологии Военно-политической академии имени В. И. Ленина, на Всесоюзной конференции по активным методам обучения /октябрь 1980 г., г. Куйбышев/. Результаты исследования используются в ходе чтения курсов «Военная педагогика и психология» в ряде военных вузов, а также курса «Психология высшей военной школы» в Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Положительные результаты внедрения основных положений, выводов, рекомендаций диссертационного исследования документально подтверждены отзывами из высших военных училищ.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Степень развивающего влияния межличностного общения на курсантов определяется не только его внутренними характеристиками, но и успешностью воздействия на этот социально-психологический феномен со стороны командиров, политработников, преподавателей, партийных и комсомольских организаций. Это влияние, однако, должно строится на научной основе, которая опирается на познанные закономерности движения межличностного общения от низших уровней зрелости к высшим.

Совершенствование межличностного общения осуществляется во всех сферах жизнедеятельности курсантов, но особенно эффективно в их учебной работе. Специальная организация межличностного общения курсантов в этот период, состоящая в усилении коллективной учебной деятельности, таких как групповые обсуждения проблем на практических занятиях, «взаимное» обучение, совершенствование проблемности в процессе проведения лекций и семинаров способствуют его совершенствованию и, следовательно, усилению положительного влияния на развитие курсантов как будущих офицеров.

Наряду с совершенствованием общения в процессе непосредственной учебной деятельности, хорошие результаты приносит расширение самоуправления в курсантских коллективах, проведение с курсантами ситуационно-ролевых игр, личная примерность партийных и комсомольских активистов, — использование всего комплекса имеющихся в руках воспитателей форм и методов психолого-педагогического и партийно-политического влияния на курсантов.

Процесс совершенствования межличностного общения имеет ряд этапов, среди которых можно отметить вооружение воспитателей знаниями и умениями определять уровень зрелости общениявсестороннее обеспечение и планирование воздействий на общениеэтап непосредственного влияния на общение в целях его совершенствования и последующий контроль и коррекция результатов воздействия.

Основными направлениями воздействия на межличностное общение в целях его. оптимизации и совершенствования являются: систематическое изучение особенностей его протекания и уровней развития в конкретном коллективе, применение адекватных психолого-педагогических методов и приемов коррекции и контроля, комплексность усилий всех воспитателей в этом процессе.

Совершенствование межличностного общения в курсантских коллективах — не самоцель, а средство выполнения указаний Министра Обороны СССР и начальника Главного политического управления об улучшении качества подготовки военных специалистов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Командирам, политработникам, преподавателям, партийным и комсомольским организациям курсантских подразделений в процессе учебной и политико-воспитательной работы необходимо постоянно обращать на формирование и совершенствование условий, обеспечивающих эффективную реализацию развивающей функции межличностного общения в курсантских коллективах.

2. В целях повышения роли коллективного межличностного общения в развитии курсантов как будущих офицеров необходимо практиковать как составной компонент обучения:

— коллективные формы учебной деятельности (групповые обсуждения учебных проблем на практических занятиях- «взаимное» обучениеактивизацию двустороннего и многостороннего общения в процессе лекционных и семинарских занятий);

— ситуационно-ролевые игры, способствующие развитию курсантов, совершенствованию индивидуального и коллективного общения;

— разработанную в процессе общения организацию коллективной подготовки к практическим занятиям.

3. Для совершенствования подготовки офицеров военных училищ в вопросах руководства и совершенствования общения курсантов, целесообразно в военных училищах:

— рекомендовать включить в план подготовки офицеров проблематику психологии общения и руководства им, а также изда, ть подготовленное для командиров курсантских подразделений методическое пособие «Руководство общением в курсантских коллективах» .

4. В целях привития курсантам и слушателям ввузов основ зна ний и умений в области оптимизации общения и руководства им:

— на 6, а также педагогической специальности 8 и 9 факультетов Военно-политической академии имени В. И. Ленина целесообразно рассмотреть возможность введения спецкурса «Психология общения в курсантских коллективах» ;

— включить в задания на стажировку (для курсантов) и на педагогическую практику (для слушателей) специальных положений, обязывающих будущего педагога, (офицера) изучить и дать развернутую характеристику межличностного общения в воинском (курсантском) коллективе.

5. Целесообразно продолжать работу по разработке проблем психологии общения по следующим направлениям: определение конкретных социально-психологических механизмов влияния общения на личность курсантавлияние межличностного общения на выбор курсантами целей и принятие решенийраскрытие взаимосвязи и взаимозависимости между межличностным общением и другими социально-психологическими процесами, происходящими в курсантских коллективахрассмотрение конкретных способов, приемов и форм наиболее оптимального общения курсант^ офицера) с различными категориями военнослужаг щихисследование зависимостей результатов общения от индивидуальных характеристик курсантовизучение особенностей психической дея тельности курсантов в процессе межличностного общения и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К."Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М.:Госполитиздат, 1956.-556 с.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3,с.7−544
  3. К. Тезисы о Фейербахе.-Маркс К-«Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4
  4. К. Введение /Из экономических рукописей 1857−1858 годов/.-Маркс К. Энгельс Ф. Соч 2-е изд., т.12,с.709−738
  5. К. Капитал.-Маркс К."Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23,с.62
  6. Ф. Положение рабочего класса в Англии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2,с.231−517
  7. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.-Маркс К. «Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20,с.486−499
  8. Ф. Диалектика.-В кн. ¡-Диалектика природы.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20,с.526−558
  9. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.-Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.306−310
  10. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов.-Полн.собр.соч., т. I, с.125−346
  11. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Полн.собр.соч., т.18,с.7−384
  12. В.И. Рецнзия. Н. А. Рубакин. Среди книг.-Полн.собр.соч., т.25,с.Ш-И4
  13. В.И. К вопросу о диалектике.-Полн.собр.соч., т.29,с.316−322
  14. В.И. Как организовать соревнование?-Полн.собр.соч., т.35,с.195−205
  15. В.И. Очередные задачи Советской власти.-Полн.собр.соч., т.36,с.165−208
  16. В.И. Великий почин.-Полн.собр.соч., т.39,с.1−29
  17. В.И. Задачи союзов молодежи.-Полн.собр.соч., т.41,с.258−275
  18. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.?Политиздат, 1976. -144 с.
  19. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной УН сессии Верховного Совета СССР IX созыва, 7 октября 1977 года.-М.Политиздат, 1977.-61 с.
  20. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.?Политиздат, 1981.-223 с.
  21. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г.-М.?Политиздат, 1984.-30 с.
  22. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г.-М. ¡-Политиздат, 1983.-80 с.
  23. Материалы Пленума ЦК КПСС, 26−27 декабря 1983 г.- М.?Политиздат, 1983.-31 с.
  24. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г.-М. ¡-Политиздат, 1984.-31 с. 25. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы? Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.-М.?Политиздат, 1980. -15 с.
  25. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к тpyдy? -Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1979 года.-Учительская газета, 1977,29 декабря
  26. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов? Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
  27. СССР от 12 июля 1979 года.-Правда, 1979,12 июля
  28. КПСС о формировании нового человека? Сборник документов и материалов- /1965−1976 г. г./.-М.Политиздат, 1976.-456 с.
  29. Д.Ф. Избранные речи и статьи.-М.Политиздат, 1979
  30. Устинов Д. Ф. Служим Родине, делу коммунизма.-М.:Воениздат, 1982.-128 с.
  31. A.A. Идеям партии верны.-М.:Воениздат, 1981.-96 с.
  32. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.:Наука, 1980.-334 с.
  33. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения.-В кн. Проблема общения в психологии.-М.:Наука, I981, с.218−241
  34. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. -В кн. Психология формирования и развития личности.-М.:Наука, 1981, с.19−44
  35. .Г. 0 проблемах современного человекознания.-М.Наука Д 977.-380 с.
  36. Г. М. Социальная психология.-М.Изд.Моск.ун-та, 1980.-393 с.
  37. В.Г. Типология человеческого общения.-В кн. '.Вопросы философии и социологии.-Л., 1973, вып.6,с.128−134
  38. Э.Н. Идейно-политическое общение в социалистическом коллективе.-Учен зап./Томск.ун-т, I972,№ 82.Проблемы социальных исследований, вып.2,сЛ08−117
  39. Архангельский Л.М., Реш В. П. Структура межличностного общения.-Учен.зап./Свердл.пед.ин-т, 1973, сб.176,с.3−18
  40. A.B., Глоточкин А. Д. Феденко Н.Ф.Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива.-М.:Воениздат, 1973.-302с.
  41. A.B. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции.-М.:ВПА, 1981.-54 с.
  42. A.B.Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. -М., 1980, с.150−173
  43. A.B.Феденко Н. Ф. История советской военной психологии.-М:ВПА, 1983.-156 с.
  44. М.И. Взаимодействие статуса и участия подросткав малой группе:Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Вильнюс, 1975.-43 с.
  45. И.И. Социальное общение как фактор повышения эффек-, тивности деятельности воинских коллективов.-М.:ВПА, 1980.-34 с.
  46. .Х. Психолингвистические проблемы.речевого общения. /Личностно и социально ориентированное речевое общение/: Автореф.дис.. канд.филол.наук.-М., 1973.-26 с.
  47. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности.-В кн.: Проблема общения в психологии.-М.:Наука, 1981, с.241−263
  48. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки.-В кн. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд.Моск.ун-та, I977, c. I47-I63
  49. A.A. Личность и общение.-М.:Педагогика, 1983.-272 с.
  50. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности.-В кн.:Психология формирования и развития личности.-М.:Наука, 1981, с.257−283
  51. A.A., Шукуров Э. Д. Мир общения.-Фрунзе, Кыргызстан, 1977.-71 с.
  52. A.A. К теории коммуникативного взаимодействия.-В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.: 1977, с.32−50
  53. Л.П. Общение и общественные отношения как факторы формирования личности.-В кн.?Проблемы нравственного воспитания.-М., 1977, с.40−51
  54. Л.П. Общественные отношения и общение.-В кн.?Методологические проблемы социальной психологии.-М.?Наука, 1975, с.136−150
  55. Л.П. Человек деятельность и общение.-М.?Мысль, 1978.-216 с.
  56. .Б. Информация и социальная ориентация личности.-В кн.?Актуальные проблемы исторического материализма.-М., 1971, с.272−284
  57. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов? Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 1977.-21 с.
  58. A.B. Потребность в общении.-Советская педагогика, 1967,№ 9,с.34−42
  59. Е.Ф. Понятие и роль научного общения? Автореф. дис.. канд.филос.наук.-Л., 1976.-20 с.
  60. И.П. Распределение поведенческих образцов в структурах межличностного общения /по данным социометрических измерений/.-В сб.?Человек и общество, т.4,Л.?Изд.Лен.ун-та, 1969, с.56−66
  61. Вопросы педагогики и психологии общения. Вып. I, Фрунзе, 1975.-276 с.
  62. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.-Науч.тр. /Кубан.гос.ун-т, вып.261,кн.2,1978.-190 с.
  63. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе.-В кн.?Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.-М.?ВПА, 1980, с.40−61
  64. Восприятие и общение.-Тарту, Тарт. ун-т, 1976.-82 с.
  65. Л.С. Развитие высших психических функций.-М.?Изд. АПН РСФСР, I960.-499 с.
  66. Ю.А. Формирование потребности старшеклассников в общении как социально-педагогическая проблема? Автореф.дис.. канд.пед. наук.-Киев, 1973.-23 с.
  67. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию.-М. ¡-Прогресс, 1972.-295 с.
  68. В.И. Личность воина социалистической армии.-М.:ВПА, 1977.-166 с.
  69. A.A. Общение и творчество.-В кн.?Проблемы философии.-Киев, 1978, вып.44,с.59−64
  70. А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива./На материалах воинских подразделений/: Автореф.дис.. докт.психол.наук.-М., 1972.-43 с.
  71. АД. 0 формировании психологии первичного коллектива .-М.:Знание, 1972.-46 с.
  72. Ю.Д. Эстетическое общение в коллективе.-В кн.?Некоторые социальные проблемы формирования и развития молодежных коллективов .-Тула, 1975, вып.3,с.41−57
  73. A.A. Выбор цели в ситуации общения? Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 1980.-22 с.
  74. П.М. Соотношение целенаправленной деятельности и речи. -Психологический журнал, 1981, М, с. 123−126
  75. А. Этика взаимоотношений в коллективе.-Коммунист Вооруженных Сил, 1974, ШЗ, с Л 7−24
  76. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения? Автореф.дис.. докт.пед.наук.-М., 1977.-43 с.
  77. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе.-М.?ВПА, 1977.-40 с.
  78. Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ.-М.?ВПА, 1974.-40 с.
  79. Г. А. О развитии взаимопонимания преподавателя и курсантов. -В кн.:Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.-М.:ВПАД980, с. 170−184
  80. Г. А. Дудолеев Ю.Ф. Познавательная деятельность курсанта, ее противоречия и закономерности.-М.:ВПА, 1982.-74 с.
  81. И.А. Потребность в общении и развитие личности.-В кн. Проблемы психологии личноети.-М.НаукаД982,с.162−172
  82. И.А. Психология общения и развитие личности.-В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.НаукаД981,с.127−158
  83. Т.М. Язык и социальная психология.-М.:Высшая школа, 1979.-66 с.
  84. М.И. 0 психологических основах управления поведением воинов в боевой обстановке.-Военная мысльД972,№ 5,с.40−51
  85. М.И. Психология высшей военной школы.-М.:ВПАД983.-172 с.
  86. Дьяченко М.И., 0сипенков Е.Ф."Мерзляк Л.Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира.-М.:ВоениздатД978.-295 с.
  87. Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала личности руководителя:Автореф.дис. .канд. психол.наук.-Л.Д975.-19 с.
  88. Л.Г. Методология л:методика проведения конкретных социальных и военно-социологических исследований.-М.:ВПАД978.-50 с.
  89. Н.П. Психология общения.-Ярославль, Яр.гос.ун-т.Д979.-96 с.
  90. З.Ф. 0 влиянии коммуникабельности на успешность деятельности. -В кн.:Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.-КраснодарД975,с.283−285
  91. Е.Д. Некоторые философские проблемы моделирования процессов общения:Автореф.дис.. канд.филос.наук.-ОдессаД970.-18с.
  92. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.-М.:ВПА, 1979.-142 с.
  93. Л.Ф. Взаимоотношения в полку /на корабле/ и пути их регулирования средствами партийно-политической работы и психологического воздействия.-В кн.:Военная психология.-М. :ВПА, 1978, с. П0−133
  94. Л.А. Роль первичных студенческих коллективов во всестороннем развитии личности студента:Автореф.дис. •. канд.филос. наук.-М., 1974.-23 с.
  95. М.А. Общение и его роль в формировании личности:Авто-реф.дис.. канд.филос.наук.-Саратов, 1970,-25 с.
  96. В.И. Межличностное общение в коллективе:Автореф. дис.. канд.филос.наук.-Л., 1970.-18 с.
  97. Е.Г. Общение как фактор развития личности.-Киев, Наукова думка, 1982.-114 с.
  98. С.Е. Психологические проблемы коммуникации в учебной деятельности.-Киев, Знание, 1975.-21 с.
  99. Л.А. Проблема общения и некоторые вопросы коммунистического воспитания.-В кн.:Общественное сознание и вопросы формирования научного мировоззрения.-М., 1977, с.150−156
  100. Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении:Автореф.дис.. канд.пед. наук.-М., 1983.-20 с.
  101. И.А. Роль общения в социальной ориентации личности: Автореф.дис.. канд.филос.наук.-Фрунзе, 1975.-21 с.
  102. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира:Автореф.дис.. канд.психол.наук.-Л., 1978.-21 с.
  103. М.С. Общение как философская проблема.-Научн.докл. высш.школы.-Филос.науки, 1975,№ 5,с.40−51
  104. Кан-Калик В.А. общение в системе педагогического воздействия.-В кн.?Проблемы психологического воздействия.-Иваново, 1979, с.63−69
  105. А.Б. К вопросу о понятии «общение».-В кн.?Материалы Респ.науч.-практ.конф.молод.уч-х по общ.наукам.-Алма-Ата, 1978, с.75−77
  106. В.П. Самоутвервдение курсантов./Социально-психологический анализ/.-М.?ВПА, 1984.-75 с.
  107. A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование? Автореф.дис.. канд.психол.наук.-Л., 1981.-19 с.
  108. A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления? Автореф.дис.. докт.пед.наук.-Киев, 1974.-58 с.
  109. А.И. Воспитательные возможности воинского коллектива.-Коммунист Вооруженных Сил, 1974,№ 7,с.48−54
  110. В.Н. Представление личности о себе и значимых других как субъектах общения? Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 181.-22 с.
  111. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения.-Психологический журнал, 1981, М, с.55−60
  112. А.Г. Психология личности.-М.?Просвещение, 1970.-391с. ИЗ. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические*проблемы руководства.-М.?Политиздат, 1978.-279 с.
  113. В.И. Роль советского воинского коллектива в формировании морально-боевых качеств личности? Автореф.дис.. канд. филос.наук.-М., 1971.-31 с.
  114. В.Н. Социалистический воинский коллектив.-М.?Воениз-дат, 1980.-238 с.
  115. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения:Автореф. дис.. канд.психол.наук.-М., 1980.-20 с.
  116. Коллектив и личность.-М.:Наука, 1975.-262 с.
  117. Я.Л. Психология общения.-М.: Знание, 1974.-96 с.
  118. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах-? Минск, 1976.-350 с.
  119. В.А. Влияние общения на формирование понятий:Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 1977.-26 с.
  120. В.А. Влияние общения на развитие познавательной деятельности.-В кн.:Проблемы психологии личноети.-М.:Наука, 1982, с.173−176
  121. Кон И.О. Научно-техническая революция и проблемы межличностного общения.-В кн.:Идеологические проблемы научно-технической революции.-М., 1974,0.44−58
  122. C.B. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф.дис.. докт.пед.наук.-Л., 1976.-36 с.
  123. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника:Автореф.дис.. докт.пед.наук.-Л., 1970.-57 с.
  124. Н.И. Влияние жизненного пути личности курсантов на результаты воинской деятельности.-Ульяновск, 1979.-59 с.
  125. B.C. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба.-М.Политиздат, 1976.-143 с.
  126. Г. Н. Коммуникативное взаимодействие как фактор эффективности обучения в вузе:Автореф.дис.. канд.психол.наук.-Л., 1981.-16 с.
  127. М.М. Психологический анализ иммитационной игры: Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 1980.-19 с.
  128. A.A. Язык, речь, речевая деятельность.-М. '.Просвещение, 1969.-211 с.
  129. A.A. Психология общения.-Тарту, 1974.-219 с.
  130. A.A. Лекция как общение.-М.:Знание, 1974.-39 с.
  131. A.A. Психология речевого общения:Автореф.дис.. докт.психол.наук.-М., 1975.-40 с.
  132. A.A. Общение как предмет психологического исследования. -В кн.:Методологические проблемы социальной психологии.-М.:Наука, 1975, с.106−123
  133. А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд.Моск.ун-та, I981.-584 с.
  134. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.?Политиздат, 1977.-304 с.
  135. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет:Автореф.дис.. докт.психол.наук.-М., 1975.-35 с.
  136. .Ф. Проблема общения в психологии.-В кн.Проблема общения в психологии.-М.:Наука, 1981, с.3−23
  137. Г. Д. Проблема личности в психологии.-В кн.:0сновы военной психологии и педагогики.-М.:Воениздат, 1981, с.96−108
  138. A.C. Коллектив и воспитание личности.-М.Педагогика, 1972. -332 с,
  139. Г. П. Способы вербального общения в системе руководства и подчинения.-В сб.'.Руководство и лидерство.-М., 1973, с.23−36
  140. P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности:Автореф.дис.. канд. психол.наук.-Л., 1981.-24 с.
  141. И.А. Духовное общение как социальное явление: Автореф.дис.. канд.филос.наук.-Л., 1977.-21 с.
  142. Н.С. Актуальные вопросы общественной психологии.-М.:Знание, 1968.-32 с.
  143. Н.С. О системообразующих понятиях общественной . психологии.-В кн. Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 17−30
  144. Межличностное восприятие в группе.-/Под.ред.Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.-М.:Изд.Моск.ун-та, I981.-295 с.
  145. Н.Л. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов: Автореф.дис.. канд.психол.наук.-Л., 1975.-23 с.
  146. Л.Е. Формирование готовности курсантов военных училищ Сухопутных войск к руководству подразделением:Автореф. дис. канд.психол.наук.-М., 1980.-21 с.
  147. Методологические проблемы военной теории и практики.-М.: Воениздат, 1969.-510 с.
  148. Методология и методы социальной психологии.-М.:Наука, 1977.-299 с.
  149. Методологические проблемы социальной психологии.-М.:Наука, 1975.-295 с.
  150. Методы социальной психологии.-Л.:Изд.Лен.ун-та, 1977.-175 с.
  151. И.И. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов ввузов различных курсов обучения: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1981.-20 с.
  152. A.B. Общение как фактор воспитания школьников:Автореф. дис.. докт.пед.наук.-М., 1981.-37 с.
  153. Мышление:процесс, деятельность, общение.-М.:Наука, 1982.-286 с.
  154. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости.-В кн.'.Социальная психология личности.-Л., 1974, с. 18
  155. НойерГ. Личность при социализме: ее становление и воспитание.-М.?Прогресс, 1982.-102 с.
  156. В.И. Об основных характеристиках информации."Психологический журнал, 1983, М, с. 100−109
  157. Р.К. Общение как фактор формирования личности в условиях коммунистического строительства:Автореф.дис?.. канд. филос.наук.-Л., 1977.-23 с.
  158. М.Л. Воспитание советских воинов в коллективе и через коллектив:Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1960.-26 с.
  159. Общая психология.-/Под ред.В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова.-М.:Просвещение, 1981.-383 с.
  160. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума 29−31 марта 1973 г. /Под ред.A.A.Бо-далева и др.-Л., 1973.-200 с.
  161. H.H. Психология межличностного взаимодействия:Автореф. дис.. докт.психол.наук.-Л., 1979.-37 с.
  162. H.H. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности.-В кн.:Проблема общения в психологии.-М.:Наука, 1981, с.24−44
  163. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе.-М.:ВПА, 1974.-43с.
  164. Основы военной психологии и педагогики.-М.:Воениздат, 1981.-366 с.
  165. И.М. Педагогические основы воспитания советских воинов в процессе ратного труда:Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1971.-24 с.
  166. В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования:Автореф.дис.. докт.психол.наук.-Л., 1983.-42 с.
  167. .Д. Социально-психологический климат коллектива.-Л.:Наука, 1981.-192 с.
  168. .Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1971.-348 с.
  169. П.И. Формирование научного мировоззрения.-М.?Знание, 1983. -64 с.
  170. A.B. 0 некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений.-Психологический журнал, 1981,№ 2,с.33−42
  171. A.B. Личность.Деятельность.Коллектив,.-М. ¡-Политиздат, 1982.-255 с.
  172. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М. ¡-Просвещение, 1978. -176 с.
  173. Л.А. Обучение общению как форма социально-психологического воздействия на межличностное восприятие.-Науч.тр. /Кубая. ун-т., Краснодар, 1978, вып.221,с.22−29
  174. С.Я. Философский анализ форм общения в трудах Карла Маркса? Автореф.дис. .канд.филос.наук.-Ростов-н/Д., 1974.-23 с.
  175. Н.Г. Социалистические первичные коллективы и их влияние на развитие личности? Автореф.дис.. канд.филос.наук.-Свердловск, 1970.-23 с.
  176. И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей.-В кн.?Прикладные проблемы социальной психологии.-М.?Наука, 1983, с.52−68
  177. .Ф. 0 восприятии общения.-В кн. ¡-Проблемы социаль:.:-ной психологии.-М., 1971, с.43−45
  178. Прикладные проблемы социальной психологии.-М.?Наука, 1983.-296 с.
  179. Проблемы общения и воспитание?/Сб.статей/.Вып.I-Тарту, 1974, с.148−156- Вып.2-Тарту, 1974, с.8−255
  180. Проблема общения в психологии.-М.?Наука, 1981.- 268 с.
  181. Проблемы психологии личности.-М.:Наука, 1982.-245 с.
  182. Психологический словарь.-М.?Педагогика, 1983.-448 с.
  183. Психологическая теория коллектива.-/Под ред.A.B.Петровского.-М.Педагогика, 1979.-240 с.
  184. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М.:Наука, 1976.-367 с.
  185. Психология межличностного познания.-/Под ред.А. А. Бодалева.-М.Педагогика, 1981.-223 с.
  186. Психология общения./A.A.Бодалев, A.B.Мудрик, А. М. Трунова и др.-М., 1978.-53 с.
  187. Психология педагогического общения: Сб. статей /Рост.н/Д пед. ин-т- Отв.ред.А. Е. Золотнякова.-Рост.н/Д., Гос.ПИ., 1978.-95 с.
  188. Психология формирования и развития личности.-М.Наука, 1981.-365 с.
  189. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М.Педагогика, 1975.-352 с.
  190. Рахимов О. Х-А."Басов В. Л. Моральный климат советского воинского коллектива.-М.:ВПА, 1981.-89 с.
  191. Рей Ф. Г. Общение и его значение в разработке проблемы личности.-Психологический журнал, 1983, М, с.40−47
  192. Реш В. П. Роль межличностного общения в формировании мировоззрения личности.-В кн. Наука и мировоззрение.-Свердловск, 1977, с.79−82
  193. Е.А. Общение как условие формирования личности.-В кн. Психология формирования и развития личности.-М.Наука, I98I, c. I77-I97
  194. С.Л. Проблемы общей психологии.-М.Педагогика, 1976.-416 с. .
  195. С.Л. Принципы и пути .развития психологии.-М.: Госиздат, 1959.-354 с.
  196. B.C. Марксистская психология и пути ее использования в боевой подготовке и политработе в Красной Армии.-Война и революция, 1930, кн. 2, с. 67
  197. В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения.-Вопросы психологии, 1980, Ш, с. 39−46
  198. В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки:Автореф. дис.. канд.психол.наук.-М., 1980.-25 с.
  199. Т.В. Межличностное общение в структуре социалистического образа жизни: Автореф.дис.. канд.филос.наук.-М., 1980.-23с.
  200. B.C. Особенности доверительного общения:Автореф. дис.. канд.психол.наук.-М., 1977.-27 с.
  201. П. Роль взаимоотношений в системе воинского воспитания. -Военная мысль, 1973, МО, с. 71−81
  202. Солдат и война. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов.-М.:Воениздат, 1971, с.25−118
  203. В.М. 0 природе человеческого общения.-Фрунзе, Мектеп, 1974.-147 с.
  204. Социальная психология. История, теория, эмпирические исследо-вания.-/Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.-Л.:Изд.Лен.ун-та, 1979.-288 с.
  205. Социальная психология. /Под ред.Г. П. Предвечного,®.А.Шерко-вина.-М.Политиздат, 1975.-319 с.
  206. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. -М.: Наука, 1983. -239 с.
  207. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез.Всесогозн.симпозиума 1−3 декабря 1970 г.-Л., 1970.-185 с.
  208. Социальная психология личности.-М.:Наука, 1979.-343 с.
  209. A.M. Психологические особенности формирования мастерства оператора РЛС:Автореф.дис.. канд.пед.наук /по психол./.-М., 1965.-25 с.
  210. В.А. Мудрая власть коллектива.~М. ¡-Молодая гвардия, 1975.-240 с.
  211. Н.Д. Воинский коллектив и формирование личности.-Коммунист Вооруженных Сил, I971,$ 23,с.23−30
  212. Н.Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения? Автореф.дис.. канд.психол.наук.-М., 1976 т 19 с.
  213. Л.М. Методологические вопросы теории общения¡- Автореф.дис.. канд.филос.наук.-М., 1976.-23 с.
  214. А.К. Актуальные проблемы социальной психологии.-М. Мысль, 1981.-93 с.
  215. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.-В кн.?Методология и методы социальной психологии.-М.?Наука, 1977, с.54−71
  216. Э.П. Психологические проблемы работы военного педагога с курсантским коллективом.-В кн.?Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.-М.?ВПА, 1980, с.154−169
  217. Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива. /Психологические аспекты/.-М.?ВПА, 1982.-41 с.
  218. Э.П. Психологические факторы в организаторской дея тельности заместителя командира полка по политической части.-М.?ВПА, 1977.-43 с.
  219. J 221. Фатыхова P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза? Автореф.дис. канд.психол.наук.-М., 1982.-16 с.
  220. Феденко Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина. -М. ¡-ВПА, 1966. -228 с.
  221. Н.Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии. -В кн.:Актуальные проблемы социальной психологии.-М.:Наука, 1983, с.270−280
  222. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах.-М.:ВПА, 1982.-115 с.
  223. Философские проблемы психологии общения: Сб. статей /АН КиргССР, Ин-т филос. и права-Под общ.ред.А. А. Брудного.-Фрунзе, Илим, 1976.-180 с.
  224. Ханин Ю.Л.: Психология общения в спорта.-М,»:Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
  225. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия:Автореф.дис.. канд.психол.наук в форме науч.докл.-М., 1983.-33 с.
  226. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности.-В кн.:Проблема общения в психологии.-М. .'Наука, 1981, с. 148−167
  227. В.П. Влияние взаимоотношений в первичном воинском коллективе на формирование воли личности'.Автореф.дис.. канд. психол.наук.-М., 1973.-21 с.
  228. Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью личности'.Автореф.дис.. канд. психол.наук.-Киев, 1980.-19 с.
  229. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения:Автореф.дис.. канд.психол. наук.-М., 1982.-21 с.
  230. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема.-М.:Знание, 1973.-29 с.
  231. РУКОВОДСТВО ОБЩЕНИЕМ В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ. / Методическое пособие для командиров рот и взводов /
  232. Пособие расчитано на командиров курсантских подразделений. Оно может быть также использовано преподавателями для их практической деятельности.1. ВВЕДЕНИЕ
  233. Материалы Пленума ПК КПСС 14−15 июня 1983 гж-М.:Политиздат,. 1983,0.77
  234. Дьяченко М.И., Осипёнков Е. Ф., Мерзляк Л.Е.Психолого-педагогичес-кие основы деятельности командира.-М.:Воениздат, 1978, с.80пают необходимыми условиями повышения качества подготовки будущих офицеров, улучшения дисциплины и организованности.
  235. На основе проведенных подсчетов командир взвода составляет профиль общения в коллективе. Несколько таких профилей, снятых последовательностью в один месяц, позволяют проследить динамику развития общения в коллективе и оперетивно корректировать его.
  236. Полученные цифровые показатели и профили общения в курсантской группе являются лишь основой для работы по оптимизации общения, повышения эффективности его влияния на развитие курсантов.
  237. Интерпретация полученных результатов.
  238. Интерпретация полученных результатов может осуществляться как по каждой шкале в целом, так и по отдельным жалам или ряду суждений.
  239. Диагностике состояния в •• общения"средний ^балл/ ^ .12 •шкалы «диагностики»
  240. ШКАЛА I. Соответствие целей и содержания межличностного общения целям и содержанию учебно-профессиональной деятельности. яОП 1,8- СП — 1,65- ДНП — 1,5
  241. Суждения, приведенные в данной шкале, раскрывают её с содержательной стороны. Данная шкала направлена на определение степени развития военно-профессиональной направленности межличностного общения как его основного содержательного компонента.
  242. Такие мероприятия, как правило дают положительные результаты при условии постоянного, целенаправленного и заинтересованного внимания к ним широкого круга младших командиров и комсомольских активистов.
  243. ШКАЛА 2. Сходство основных ценностных ориентации и интересов участников общения. ОП 1,7- СП — 1,55- ДНП — 1,42
  244. Данная жала в диагностических целях разделена на две суб-жалы:, 1а «Ценности» и 16 — «Интересы». Поэтому показатели шка-•Зш расчитываются как среднее арифметическое от показателей двух субшкал.
  245. От совпадения интересов курсантов зависит развитие процесса общения в целом. Если этого совпадения нет, если курсанты неинтересны друг другу, или одному из них нет дела до проблем, предложенных другим, то общение невозможно.
  246. Эта жала, также, направлена на определение военно-профессиональной направленности общения.
  247. Проведенный анализ позволит командиру взвода обоснованно и целенаправленно проводить работу по оптимизации общения.
  248. Хорошую помощь в формировании сходства основных ценностных ориентаций и интересов курсантов оказывают мероприятия военно-патриотического характера, участие в них ветеранов войны, Советских Вооруженных Сил.
  249. Естественно, что командир взвода должен применять и наиболее знакомые ему формы и методы партийно-политической работы, такие как беседы, собрания, индивидуальная работа-, активизация деятельности партийной и комсомольской организаций и другие.
  250. ШКАЛА 3. Она состоит из двух субшкал.
  251. СУБШКАЛА ЗА. Собственная активность курсантов в процессе общения.0П- 1,67- СП 1,75- ДНП — 1,38.
  252. Очень эффективным средством, в этом плане, является- Закрепление за. успевающими курсантами отстающих, широкое вовлечение их в общественно-политическую и научную работу.
  253. СУБШКАЛА ЗБ. Широта и качество контактов курсантов.
  254. ИКАЛА 4. Она состоит из двух субжал.
  255. СУБШКАЛА 4А. Удовлетворенность курсантов своей группой и взаимоотношениями в ней.0П 1,8- СП — 1,69- ДНП — 1,4.
  256. СУШКАЛА 4Б. Общие особенности общения.
  257. Эта шкала направлена на выяснение некоторых процессуальных компонентов общения, тесно связанных с удовлетворенностью или неудовлетворенностью курсантами своим коллективом.
  258. В случае низких показателей по этой шкале командир взводасвое внимание на анализе ответов тех курсантов, которые не согласны с суждениями № 14, 21, 35.
  259. ШКАЛА 5. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
  260. Данная шкала раскрывает степень развития культуры общения как отдельных курсантов, так и коллектива в целом. Средним уровнем этой шкалы можно считать три верных ответа из пяти.0П 1,6- СП — 1,55- ДНП — 1,3.
  261. Перечень вопросов-суждений, составляющих «Диагностику состоя. ния общения в курсантских коллективах».
  262. В общении друг с другом мы чаще обсуждаем учебные проблемы, чем говорим о проведении досуга.
  263. Воинская деятельность предоставляет мне возможности осуществлять собственные решения.
  264. Если бы пришлось выбирать заново, то из всех профессий я выбрал бы профессию офицера.
  265. Для удовлетворения потребности в общении мне вполне достаточно контактов с сослуживцами по взводу.
  266. В своей деятельности и общении я всегда ставлю перед собой цели и стараюсь их достичь.
  267. В своем поведении я постоянно ориентируюсь на мнение своего коллектива.
  268. Я вступаю в общение с сослуживцами прежде всего для того, чтобы способствовать успеху коллективной деятельности.
  269. Большинство курсантов нашего взвода склонно побуждать товарищей к полезным для коллектива поступкам.
  270. В процессе воинской деятельности я получаю богатые возможности для самостоятельного развития.
  271. В учебе у меня нет главных и второстепенных дисциплин. Я одинаково старательно изучаю все.
  272. Я стараюсь общаться с теми сослуживцами, от которых могу узнать что-то новое по своей военной специальности.
  273. Я всегда рад оказаться среди людей.
  274. Мои лучшие друзья учатся со мной в одном взводе.
  275. В большинстве случаев я понимаю истинные причины тех или иных поступков своих сослуживцев.
  276. Беседы по поводу учебной деятельности занимают ведущее место в общении в нашем коллективе.
  277. Возможность воспитывать подчиненных повлияла на мое решение стать офицером.
  278. Во время учебных занятий я чувствую себя уверенно, на своем месте, а досугу придаю второстепенное значение.
  279. Меня можно охарактеризовать как общительного человека.
  280. Участвуя в групповой деятельности, я скорее предпочел бы руководить, а не исполнять.
  281. Если бы мне предложили перейти в другой взвод, то я бы не согласился.
  282. Мое восприятие сослуживцев меняется от курса к курсу.
  283. Общение с сослуживцами по поводу учебной деятельности положительно влияет на мое развитие.
  284. На мое решение стать офицером существенно повлияло стремление исполнить свой патриотический долг перед Родиной.
  285. Мне нравится общаться со своими сослуживцами.
  286. На меня большее влияние оказывает общение с сослуживцами, а не с другими людьми.
  287. Обычно я более активен в общении, чем другие курсанты.
  288. Общение с сослуживцами вполне удовлетворяет мои потребности в информации и контактах.
  289. В нашем взводе не все курсанты одинаково интенсивно участвуют в общении.
  290. Я вступаю в общение с сослуживцами прежде всего для получения и передачи полезной информации.
  291. В процессе воинской службы я стараюсь сделать дисциплинированность своим личностным качеством.
  292. При объяснении конструкции и работы механизма, я более склонен показать его в действии, чем объяснять.
  293. Мне больше нравится работать одному, чем с кем-либо.
  294. Я хотел бы расширить свой круг общения.
  295. Для общения в нашем взводе характерны одобрение и поддержка товарищей, а не пререкания и конфликты.
  296. Установившиеся в нашем взводе нормы общения положительно влияют на отношения между курсантами.
  297. Я предпочитаю проверять истинность любой получаемой информации у своих товарищей по взводу, а не через другие источники.
  298. Понимание долга, чести, достоинства практически одинаково у всех курсантов нашего взвода.
  299. Мои интересы мало отличаются от интересов моих сослуживцев.
  300. Большинство моих контактов с сослуживцами направлено на решение групповых задач.
  301. Одной из основных целей моего общения является оказание влияния на сослуживцев.
  302. Большинство курсантов нашего взвода стремится к' установлению взаимопонимания в процессе общения.
  303. В нашем взводе нет ярко выраженных лидеров и «пассивных» в межличностном общении.
  304. Главная цель моего общения с сослуживцами -получение профессиональных знаний.
  305. Одна из главных целей моего общения увидеть в другом человеке личность.
  306. Большинство моих интересов лежат в области военно-профессиональной деятельности.
  307. У меня есть постоянный круг товарищей, с которыми я преимущественно общаюсь.
  308. В общении с сослуживцами я чаще обращаюсь ко многим, чем к одному-двум курсантам.
  309. Отношения между курсантами, установившиеся в нашем взводе, положительно влияют на результаты нашей учебы и службы.
  310. Место, занимаемое курсантом в коллективе, зависит от его успехов в учебной и служебной деятельности.1. К Л Ю Чк «Диагностике состояния общения в курсантском коллективе».
  311. I. Соответствие целей и содержания общения целям и содержанию учебно-профессиональной деятельности. Вопросы М: I, 8, 15, 22, 29, 36, 43.
  312. Шкала 2. Совпадение основных ценностных ориентаций иинтересов курсантов. Субшкала 2а. Совпадение основных ценностей. Вопросы .№№: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44.
  313. Субшкала 26. Совпадение основных интересов. Вопросы Я 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45.
  314. Шкала 3. Собственная активность курсантов в общении. Субшкала За. Широта и качество контактов. Вопросы Ш: 4, II, 18, 25, 32, 39, 46.
  315. Субшкала 36. Активность курсантов в общении. Вопросы М: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47.
  316. Шкала 4. Удовлетворенность группой и взаимоотношениями в ней. Субшкала 4а. Авторитетность группы и характер отношений. Вопросы №№: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48.
  317. Субшкала 46. Общие особенности общения. Вопросы 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49.
Заполнить форму текущей работой