Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психические нарушения у детей и подростков — вторичных жертв теракта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании данных, полученных в ходе исследования, разработана система диагностики и оценки тяжести ОРС и ПТСР с учетом динамики психических нарушений, возрастных и тендерных особенностей психопатологической симптоматики у детей и подростков — вторичных жертв теракта, а также принципы их своевременного выявления, медицинской коррекции и профилактики. Полученные данные имеют практическое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Краткое описание чрезвычайной ситуации
  • Характеристика обследованных детей и подростков
  • Методы исследования
  • ГЛАВА 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ВТОРИЧНЫХ ЖЕРТВ ТЕРАКТА
  • Острые психические нарушения
  • Хронические психические нарушения
  • ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ -ВТОРИЧНЫМ ЖЕРТВАМ, ПОСТРАДАВШИМ В УСЛОВИЯХ ЧС

Психические нарушения у детей и подростков — вторичных жертв теракта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе в связи с участившимися вооруженными конфликтами, террористическими актами и другими чрезвычайными ситуациями (ЧС) особо актуальным является изучение проблемы влияния этих стрессогенных ситуаций на психическое состояние детей и подростков. В зависимости от масштабов и интенсивности чрезвычайной ситуации, индивидуальных особенностей самих пострадавших последствия стресса могут быть различными. Как правило, однако, они имеют длительный характер и требуют долговременной помощи. После терактов, в которых пострадали дети (захват заложников в театре на Дубровке в г. Москве, в школе г. Беслана), прошло уже несколько лет, но опыт работы детских психологов и психиатров в подобных обстоятельствах актуален до настоящего времени и важен при организации помощи в чрезвычайных ситуациях, связанных с техногенными, природными катастрофами, захватом заложников и т. п.

Насилие оказывает негативное действие не только на тех людей, кто непосредственно ему подвергся, но и на тех, кого это коснулось косвенно (родственников, знакомых пострадавшего, а также тех, кто был очевидцем происшествия). При этом у вторичных жертв ЧС могут развиться как отдельные симптомы стрессового расстройства, так и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и расстройство адаптации (РА) (С R. Figley, 1995; J. F. Munroe et. al., 1995). Таких пострадавших называют вторичными жертвами (Кекелидзе З.И., 2002; Дмитриева Т. Б., 2004; Портнова А. А., 2007) или, в соответствии с терминологией других авторов, жертвами опосредованной травматизации (vicarious traumatization) (Trauma Disorders Glossary, 2000). Близок к отмеченному явлению феномен сострадательной усталости (compassion fatigue), наблюдавшийся у лиц, оказывавших психологическую помощь и другие виды помощи пострадавшим (Kluft R. P., Fine C.G., 1993). Отечественными, а также зарубежными исследователями сходные феномены выявлялись у спасателей, работавших на завалах после террористических актов и природных катастроф (Spiegel D, 1981; Посттравматическое стрессовое расстройство, Руководство, 2005).

Некоторые исследования показывают, что симптомы стрессового расстройства могут появиться у детей, находящихся в одном коллективе с пострадавшими детьми. Симптомы ПТСР развиваются даже у тех детей в семье пострадавших, кто родился уже после происшествия. У них отмечаются гиперактивность, агрессивное поведение, неумение управлять чувствами в особенности страхом, гневом, винойони недоверчивы, имеют низкую самооценку (Whitmer В., 2000, Leydie L., 1993). Исследование В. Pfefferbaum и соавт. (1999, 2000) показало, что через 2 года после обстрела в Оклахоме у 16% детей, проживавших приблизительно в 100 милях от места происшествия, выявлялись выраженные симптомы ПТСР, связанного с происшедшими событиями. Эти данные примечательны тем, что заболевшие дети не подвергались непосредственному воздействию, не были знакомы с пострадавшими или погибшими.

Приведенные данные говорят о том, что ЧС обладают большей популяционной патогенностью, чем это принято считать. Механизмы развития психических нарушений у вторичных жертв терактов, а также клинические их проявления у детей и подростков остаются не изученными, что делает планируемое исследование своевременным и актуальным.

Новизна исследования.

Впервые проведено клинико-динамическое исследование психических нарушений у вторичных жертв теракта в различных возрастных группах несовершеннолетних (дети и подростки). Впервые клинически изучены преморбидные особенности, адаптационные ресурсы несовершеннолетних, представлена типология и характеристики реагирования на стресс детей и подростков. Оптимизированы предложения по квалификации расстройств, критериям диагностики с учетом возраста пациентов и динамики их психического состояния (специфика остроты переживаний психотравмы с последующей хронификацией расстройств). Даны предложения по оптимизации оказания комплексной психолого-психиатрической помощи детям и подросткам — вторичным жертвам ЧС в условиях, максимально приближенных к дате ЧС и на отдаленных этапах.

Практическая значимость исследования.

На основании данных, полученных в ходе исследования, разработана система диагностики и оценки тяжести ОРС и ПТСР с учетом динамики психических нарушений, возрастных и тендерных особенностей психопатологической симптоматики у детей и подростков — вторичных жертв теракта, а также принципы их своевременного выявления, медицинской коррекции и профилактики. Полученные данные имеют практическое значение в аспектах охраны психического здоровья детского населения, позволяют оптимизировать организацию психолого-психиатрической помощи детям и подросткам — вторичным жертвам на разных этапах ЧС и могут быть использованы во внебольничном и стационарном звене психиатрической помощи, а также врачами скорой медицинской помощи, педиатрами, школьными и медицинскими психологами при оказании помощи лицам, пострадавшим от ЧС.

Внедрение результатов исследования.

Основные положения работы изложены в 2-х пособиях для врачей, применяются в работе Отдела неотложной психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях ФГУ «ГНЦССП Росздрава», Государственного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская психиатрическая больница № 6», Государственного образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции „Крестьянская застава“» ЮВАО г. Москвы.

Цель работы.

Изучение закономерностей формирования психических нарушений у детей и подростков — вторичных жертв теракта в разные периоды после перенесенного стресса и разработка методов их профилактики и лечения.

Задачи исследования.

1. Провести клиническое описание вариантов и динамики психических нарушений у вторичных жертв терактов в различные периоды после ЧС.

2. Сравнить особенности психических расстройств у жертв и вторичных жертв теракта.

3. Определить значимость факторов (клинических, возрастных, тендерных, личностных, семейных и др.), оказывающих влияние на тяжесть, течение и прогноз выявленных психических нарушений.

4. Разработать предложения по организации помощи в амбулаторном звене здравоохранения детям и подросткам — вторичным жертвам теракта.

Основные положения, выносимые на защиту.

• ЧС являются сильным стрессорным фактором для психического здоровья детей любого возраста, не только непосредственно пострадавших, но и для вторичных жертв.

• Тяжесть и длительность психических расстройств у вторичных жертв, развивающихся вследствие ЧС, обусловлены взаимодействием многих факторов (психологических, психопатологических, соматических, микросоциальных, социальных и др.). У детей, особенно дошкольного возраста, они во многом определяются психопатологическим состоянием лиц ближнего значимого окружения, особенно матери.

• Вероятность затяжного течения и хронификации острых стрессовых расстройств возрастает при воздействии вторичных психотравмирующих факторов.

• Клинические проявления и динамика ОРС и ПТСР у детей и подростков — вторичных жертв, не только имеют отличия от непосредственно пострадавших при ЧС, но и характеризуются значительными отличиями в отдельных возрастных группах, что требует применения различных подходов при оказании психолого-психиатрической помощи.

• Тяжесть и прогноз психических нарушений у детей и подростков — вторичных жертв теракта во многом определяются поведением их родителей, опекунов и другими формами влияния окружающей их среды (в том числе и школьной). Неверное понимание родителями своей роли и ошибочное их поведение по отношению к пострадавшим детям могут служить причиной усугубления и хронификации имеющихся психических нарушений.

• Психолого-психиатрическая помощь детям и подросткамвторичным жертвам, пострадавшим при ЧС, имеет существенные отличия от помощи непосредственно пострадавшим детям и взрослым лицам.

ВЫВОДЫ:

1. Высокая заболеваемость стрессовыми расстройствами у детей и подростков, даже не подвергшихся прямому действию психотравмирующего фактора, — вторичных жертв теракта свидетельствует о высокой уязвимости детской психики к психотравмирующему воздействию чрезвычайных ситуаций.

1.1. В клинической картине у детей и подростков вторичных жертв теракта проявлением острой стрессовой реакции являются следующие симптомы: страхи (85,7%), вегетативные изменения (84,3%), нарушения сна (62,9%), раздражительность, повышенная возбудимость, непослушание (51,4%), психомоторные нарушения (45,7%), агрессивность (44,3), повторное переживание травмы (41,4%), симптомы избегания (воспоминаний, разговоров, мест) (42,9%), дереализация, чувство отстраненности, безучастности, равнодушия (40%), регрессивные симптомы (4,3%).

1.2. Уже через месяц после ЧС симптомы посттравматического стрессового расстройства проявляются преимущественно в виде фобических (35,2%), астено-депрессивных (30,0%), диссомнических (19,8%), поведенческих (типа психопатоподобных) (15%) вариантов ПТСР.

2. Особенности психических расстройств у детей и подростковвторичных жертв теракта определяются непосредственно возрастом пациента. Чем меньше возраст, тем менее дифференцированы и более полиморфны в клиническом оформлении психогенные реакции. У детей дошкольного возраста острые психогенные реакции выражены более интенсивно и преимущественно проявляются соматовегетативными, психомоторными и фобическими расстройствами, тогда как в структуре реактивных состояний у детей старшего возраста и у подростков преобладают аффективные расстройства и нарушения поведения. Одним из специфических психопатологических проявлений аффективных расстройств является чувство скорби, вины за пострадавших близких.

3. Клинические проявления стрессовых расстройств у вторичных жертв отличаются отсутствием острых психотических состояний, меньшей выраженностью клинических проявлений, более благоприятным течением по сравнению с пострадавшими заложниками. В благоприятных случаях нивелировка острой симптоматики стрессовых расстройств у вторично пострадавших происходит, как правило, в течение месяца после чрезвычайной ситуации. Менее благоприятно заболевание протекает у девочек — вторичных жертв ЧС, они болеют чаще мальчиков и симптомы СР сохраняются у них гораздо дольше.

4. Неблагоприятными социальными и клиническими факторами риска развития психических нарушений у вторичных жертв являются:

• гибель родственников, близких, друзей в результате теракта;

• неблагоприятное воздействие микросоциальной среды (стрессовые, депрессивные и другие психические расстройства родителейотсутствие семейной поддержки);

• наличие преморбидных личностных особенностей у заболевших детей тормозимых, истероидных, психастенических и эпилептоидных черт;

• наличие фобических и поведенческих расстройств на фоне раннего органического поражения головного мозга;

• отсутствие своевременной психолого-психиатрической помощи как в острый период психической травмы, так и в последующие периоды.

4.1. Неблагоприятную роль в утяжелении психических расстройств у детей и подростков играет состояние матери с ограничением заботы, ее возможности в оказании внимания и эмоциональной поддержки ребенка, создании атмосферы безопасности. Чем меньше возраст пострадавших и сильнее привязанность ребенка к родителям, тем большее значение приобретают механизмы психогенного воздействия (индуцирование тревожно-депрессивными и фобическими переживаниями) на ребенка.

5. Профилактические мероприятия в острый период ЧС должны быть направлены на предотвращение хронификации стрессового расстройства. В отдаленные периоды — на предотвращение развития психосоциальных осложнений (внутрисемейных конфликтов, школьной дезадаптации, виктимизации, алкоголизации и пр.).

В организации помощи в амбулаторном звене здравоохранения детям и подросткам — вторичным жертвам теракта следует:

• придерживаться системы «Ребенок-Среда-Семья».

• приблизить психолого-психиатрическую помощь не только к пострадавшим, но и к остальному населению с первых часов ЧС;

• включить детских специалистов психологов и психиатров в медицинские бригады в очаге ЧС;

• ориентировать мероприятия на оказание не только экстренной помощи пострадавшим, но и на долгосрочную психолого-психиатрическую помощь до полной нормализации психического состояния пострадавших при ЧС в целях предупреждения развития у них затяжных психических расстройств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976 — С. 272
  2. Ю.А., Собчик Л. Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности//Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986 — С. 22−27
  3. Ю.А., Румянцева Г. М., Щукин Б. П. и др. Состояние психической дезадаптации в экстремальных условиях // Журн. Невропатол. и психиатр.- 1988 С.6−15
  4. Ю.А., Пограничные психические расстройства. М., 2000 — С. 51−55
  5. А.Е., Меерзон А. И. К вопросу о структуре психогенных психозов у детей при землетрясении//Журнал Невропатология и психиатрия М., 1950 — № 4 — С. 85 — 86.
  6. И.В. Жертвы терроризма (психология, психопатология и терапия). Ставрополь. — СГМА. — 2003. — 148 с.
  7. Д.Ю., Банников Г. С. Динамика острого стрессового расстройства и депрессивной реакции горя у пострадавших от террористического акта в Беслане. Материалы XIV съезда психиатров 15−18 ноября, 2005−159 с.
  8. В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство (феноменология, клиника, систематика, динамика и современные подходы к психофармакотерапии). М.: «Анахарсис», 2005 — С. 126−132.
  9. Выявление контингентов высокого риска саморазрушающего поведения у подростков: Методические рекомендации/Составители: А. Е. Личко, Ю. В. Попов. СПб., 1995 — 19 с.
  10. В.Я., Гурьева В. А. Личностная патология. ИМ.: Триада-Х, 1999 — 266 с.
  11. В. А., Семке В. Я., Гиндикин В .Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994 310 с.
  12. В.А. Пролонгированные психогении у подростков и их влияние на формирующуюся личность.//Социальная и клиническая психиатрия. 1994. — N 2. — 125 с.
  13. Л.О. Травматический невроз.//Издание братьев Башмаковых. Казань. 1916. — 53 с.
  14. М.А., Кенчадзе В. Г., Берия З. В. Клинические особенности травматических стрессовых расстройств детского возраста. Медицина катастроф. 1997. N 1(17) — С. 62−67
  15. Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез, лечение). Автореферат канд. Дисс.-М., 1981 С. 17
  16. Т.Б., Айдинян К. Р. Роль почвы в формировании эндоформных признаков при психогенных состояниях//Патоморфоз психических заболеваний. М., 1990 — С.46
  17. М.А., Кенчадзе В. Г., Берия З. В. Клинические особенности ПТСР в детском возрасте//Журн. Соц. и клин, психиатрия. -1997 № 4 — С.23−27
  18. Е.Г., Самородская Н. Г. Оценка психологического состояния детей из зон вооруженных конфликтов//Социальная и клиническая психиатрия 1994 — № 2 — С. 62−67
  19. Л.А., Сосюкало О. Д. Внешние и внутренние факторы в генезе психогенно-реактивных состояний у детей и подростков//Социальная и клиническая психиатрия. 1994 — N 2 — С. 2730
  20. Е.А. Посттравматические стрессовые расстройства у детей и подростков (пострадавших в результате массовых террористических актов)//Автореферат канд. мед. наук М., 1998 — С. 19
  21. Д.А. Психогенетика стресса. СПб., 1997.- 170 с.
  22. Е.А. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах (Обзор)// Российский Психиатрический Журнал 1998.-№ 1 — С.54−59
  23. И.О., Карнаухова E.H., Мазур А. Г. Дифференцированные формы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних с агрессивным поведением//Российский Психиатрический Журнал 1999 — № 2 — С. 33−37
  24. З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуации//сборник Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. М. — 2002 — С. 159−174
  25. В.В., Асанова Н. К. Панические тревожно-депрессивные состояния у детей и подростков, перенесших стихийные бедствия и катастрофы//Журнал Неврология и Психиатрия им. С. С. Корсакова. 1993 93 (3) — С. 60−64
  26. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.356 с.
  27. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. — М.: Апрель Пресс, 1999. 406 с.
  28. Р. Перес. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса//Маренго Интернейшнл принт.-2001 154с.
  29. Е.В. индуцированные бредовые расстройства в судебно-психиатрической клинике//Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., 1995−48 с.
  30. В.Н. Депрессивный невроз в детском возрасте.— М., 1982.- 16 с.
  31. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Россия, Спб.: Оверлайд, 1994. — 300 с.
  32. Н.Б. Психические отклонения у детей и подростков жертв психического насилия. Дети и насилие/ТМатериалы Всероссийской научно-практической конференции — Москва-Санкт-Петербург, 2−8 окт, 1994 г.- С. 78−81
  33. С.Н. Основы психофармакотерапии М., «Восток», 1996−288 с.
  34. А.Н. Психогении//БМЭ М., 1933, Т.27 — С.743−746
  35. Г. В. О некоторых механизмах реактивных ступоров// Проблемы общей и судебной психиатрии — 1963 230 с.
  36. Н.Б., Гурьева В. А. Острые аффективные реакции в условиях хронической психогении у подростков.//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова М., 1988- т.38- выпуск 4.- С.78−81
  37. Э.С., Мазуро Г. Д., Харитонова Н. К. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте//Материалы научно-практической конференции М. 1979. — С. 55−58
  38. С.Д. Психогенные депрессии у подростков с нарушениями поведения в клинической картине//Нарушения поведения у детей и подростков.- М., 1981.- С. 11−118.
  39. С.Д. Реактивные депрессии у подростков//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова -М., 1983- т.83- выпуск 6. С.903−908
  40. М.С. Индивидуальные и общественные реакции в ответ на травму и бедствие. Структура хаоса. (Научный обзор)//Рос. психиатр, журн. 1999.-№ 1.- С. 42−46
  41. М.С. Острые и отдаленные реакции на травму// Рос. психиатр, журн. 1999 — № 1- С.46−49
  42. М.С., Фролова A.A., Човдырова Г.С., Шпикалов
  43. A.Ю. Психосоциальный стресс и психогенные расстройства//Под ред. профессора Александровского Ю. А. Москва — Хабаровск — 2001.- 246 с.
  44. .С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья//Ж. Обозрение психиатрии и мед. психологии им.
  45. B.М. Бехтерева. 1996 — № 1−2 — С. 136−143
  46. A.A. Психические нарушения у детей и подростков при чрезвычайных ситуациях//дисс. докт. мед. наук.- М., 2007 255 с.
  47. Посттравматическое стрессовое расстройство/Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: ГНЦССП им. В. П. Сербского, 2005 -204 с.
  48. Психиатрия детского возраста//Рук-во для врачей. Ковалев B.B. М., 1979
  49. Психиатрия чрезвычайных ситуаций//Руководство в 2 т. под. ред. Т. Б. Дмитриевой, М. 2004
  50. Психотерапия детей и подростков//Под ред X. Ремшмидта. -М.2000
  51. Руководство по социальной и судебной психиатрии. Под редакцией Т. Б. Дмитриевой. М. — 2001. — 560 с.
  52. Руководство по социальной психиатрии//Под редакцией Т. Б. Дмитриевой. М.: Медицина, 2001, — 560 с.
  53. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982 — 128 с.
  54. В.Я. Истерические состояния М., 1988 — 223 с.
  55. Е.Е. Реактивные состояния (неврозы и психозы у детей и подростков). М. -1962
  56. А.Б. Психогенные заболевания. Психопатии// Руководство по психиатрии. М., 1983, т.2 — С. 342−441
  57. Н.К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства среди детей и подростков/УМатериалы 13 съезда психиатров России. М. 2000. -114 с.
  58. Н.В. К вопросу о диагностике посттравматического стрессового расстройства//Мат-лы XIV съезда психиатров 15−18 ноября, 2005 С. 173−174
  59. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб: Питер, 2001 —272 с.
  60. Ф.И., Тротт Г. Э. Социальная и клиническая психиатрия. 1994 С. 36−40
  61. С.Ю. Аналитическая психопатология. 2-е издание. -М., 2009 -216 с.
  62. Ю.С., Северный A.A., Иовчук Н. М. Проблемы охраны психического здоровья детей и подростков//Ж-л невропат, и психиатрии.- М., 1998, т.98 С.37−40.
  63. .В. О роли социальных факторов в патоморфозе психогенных расстройств//Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Воронеж, 1982 — С. 36−39
  64. Adams D.M., Lehnert K.L. Prolonged trauma and subsequent suicidal behavior: child abuse and combat trauma reviewed. J. Trauma-Stress. 1997 Oct- 10(4) C.19−34
  65. Adshead G. Psychological therapies for post-traumatic stress disorder. Br J Psychiatry. 2000 Aug- 177.- 3. 144−8.
  66. В., Stark F.M., Gross J. Социальный стресс, личности и экотравмирующие переживания- эмпирическое исследование ближайших реакций на ЧАЭС В Гамбурге//Соц. и клин, психиатрия.-1995.-Т.5, № 2 С.6−13
  67. American Academy of Pediatrics, Committee on Psychosocial Aspects of Child and Family Health. How pediatricians can respond to the psychosocial implications of disasters. Pediatrics. 1999. — P. 521−523.
  68. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, (3rd Ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association. 1980
  69. Arehart Treichel J. Age at Time of Trauma Predicts Type of Disorder Developed Later. Psychiatric News August 20, 2004, V. 39 N 16. p. 22
  70. , W. & Eth, S. Children traumatized by Central American warfare. In S. Eth & R.S. Pynoos (Eds.), 1985//Posttraumatic stress disorder in children-P. 101−120
  71. Barton KA, Blanchard EB, Hickling E.T. Antecedents and consequences of acute stress disorder among motor vehicle accident victims. Behav Res Ther 1996 P.805−813
  72. , L., & Saunders, B. (1996). Treating fear and anxiety in sexually abused children. Child Maltreatment P. 294−309
  73. Blanchard E.B., Hickling E.J., Taylor A. E, Loos W.R., Forneris C.A., Jaccard J.: Who develops PTSD from motor vehicle accidents? Behav ResTher 1996-P. 1−10
  74. Bloch D.A., Silber E., Perry S.E.: Some factors in the emotional reaction of children to disaster// Am. J. Psychiatr- 1956-Vol. 113- 416−422.
  75. Brown D.A., Salmon K., Pipe M.E., Rutter M., Craw S., Taylor B. Children’s reccal of medical experiences: the impact of stress. Child Abuse Negl. 1999, Mar. P.209−216.
  76. Crick N. R, Dodge K.A. A review and reformulation of social information processing mechanisms in children’s social adjustment// PsychopathologicalBulletin, 1994-P. 74−101
  77. Dollard J., Doob L.W., Miller N.E., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and aggression. New Haven, 1939
  78. Eleming I.E., Offord D.R. Epidemiology of childhood depressive disorders//I. Am. Acad. Child. Adolese. Psychiatry, 1990 vol. 29, № 4 P. 571 580.
  79. Bocquet A., Menget A., Schirrer J., Dintroz M., Raffi A. L’intoxication aigue par l’oxyde de carbone ch&z l’enfant. A propos de 47 cas.// Rev. Pediatr. 1979. — V. 15, N 8. — P. 457 — 456
  80. Braun B.G. The BASK model of dissociation//Dissociation. -1988.-V.1,№ 1 -P.4−23
  81. Bremner J.D., Southwick S.M., Johnson D.R., Yehuda R., Charney D Childhood physical abuse and combat-related posttraumatic stress disorder in Vietna veterans. -Am. J. Psychiatiy. -1993. -№ 150. -P.235−239
  82. Bremner, J., Southwick, S., & Charney, D. (1995). Etiology of posttraumatic stress disorder. In M Mazure (Ed.), Does stress cause mental illness (pp. 68−104). Philadelphia: Saunders.
  83. Breslau N., Davis G. C: Posttraumatic stress disorder in an urban population of young adults: risk factors for chronicity. Am. J. Psychiatry 1992- P. 671−675
  84. , R. A. & Harvey, A. G. Relationship between acute stress disorder and posttraumatic stress disorder following mild traumatic brain injury. American Journal of Psychiatry. 1998 P. 625 -629
  85. Bryant, R. A., Marosszeky, J. E., Crooks, H., et al) Posttraumatic stress disorder after severe traumatic brain injury. American Journal of Psychiatry. — 2000- 157 — P.629−631
  86. Bryant R.A., Sackville T., Dang S.T., Moulds M., Guthrie R. Treating acute stress disorder: An evaluation of cognitive behavior therapy and supportive counseling techniques. American Journal of Psychiatry, 1999 P. 1780−1786
  87. Buckley T.C., Blanchard E.B., Neill W.T. Information processing and PTSD: a review of the empirical literature. Clin. Psychol Rev. 2000 P. 1041−1065
  88. Cardeca E. Psychometric review of the Stanford Acute Stress Reaction Questionnaire (SASRQ), in Measurement of Stress, Trauma and Adaptation. Edited by Stamm BH. Lutherville, Md, Sidran Press, 1996 P. 293−297
  89. Carrion. V. G., Weems C. F., Ray R., Reiss A. L. Toward an Empirical Definition of Pediatric PTSD: The Phenomenology of PTSD Symptoms in Youth. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry Volume 41 Number 2 — February 2002
  90. Cohen J.A. Treating acute posttraumatic reactions in children and adolescents// Biol Psychiatry.-2003 № 1.-53(9).- P. 827−833,
  91. , J.A. & Mannarino, A.P. Predictors of treatment outcome in sexually abused children. Child Abuse & Neglect. 2000. — № 24. — p. 983−994
  92. T.K. & Taylor CM. Children’s reactions to a natural disaster: Symptom severity and degree of exposure. Advances in Behavior Research and Therapy, 13, 1991.-P. 135−154
  93. , W.H., & Flannery, D.J. Post-traumatic stress disorder in children and adolescents exposed to violence. Pediatric Clinics of North America. 1998. — № 45 — P. 341−353
  94. Daviss W. B., Mooney D., Rascusin R., et al. Predicting Posttraumatic Stress After Hospitalization for Pediatric Injury .- J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2000.-№ 5. -V.39 — P.1369−1380
  95. Deykin E.Y., Buka S.L. Prevalence and risk factors for posttraumatic stress disorder among chemically dependent adolescents. Am. J. Psychiatry. 1997. -№ 154. — P. 752−757
  96. Epstein R.S., Ursano R. J: Anxiety disorders, in Neuropsychiatry of Traumatic Brain Injury. Edited by Silver JM, Yudofsky SC, Hales RE. Washington, DC, American Psychiatric Press, 1994 P. 285−311
  97. Trauma Symptom Checklist for Children: Professional Manual. Florida: Psychological Assessment Resources Inc. 1994
  98. Everly G.S., Mitchell J.T. The debriefing «controversy» and crisis intervention: a review of lexical and substantive issues. Int J Emerg Ment Health 2000 Fall- 2(4) P.211−225
  99. Famularo R., Kinscherff R., Fenton T. Propanolol treatment for childhood post traumatic stress disorder, acute type. Am. J. Dis. Child. 1988 -P. 1244−1247
  100. Feinstein A.: Posttraumatic stress disorder: a descriptive study supporting DSM-III-R criteria. Am. J. Psychiatry 1989 P.665−666
  101. Fitzpatrick K.M., Boldizar J. P: The prevalence and consequences of exposure to violence among African-American youth. -J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. -1992. -№ 32 P.424−430
  102. Fredrikson M., Fisher H.Wik.G., Cerebral blood flow during anxiety provocation. J. Clin. Psychiatry. 1997- 58 Suppl-P. 16−21
  103. Freinkel A, Koopman C, Spiegel D: Dissociative symptoms in media eyewitnesses of an execution. Am. J. Psychiatry 1994- 151:1335−1339
  104. Freud S: Inhibitions, symptoms and anxiety, in: Shachey J. (ed): The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, vol 18. London, Hogarth, 1926 P. 77−175
  105. , M. J., & Rosenheck, R. (1996). PTSD as a chronic disorder. In S. Soreff (Ed.), The seriously and persistently mentally ill Seattle. Hogrefe & Huber P. 369−389
  106. Garbanno J., Kostelny K., Dubrow N. What children can tell us about living in danger American Psychologist 1991 P. 376−383
  107. Garrison C.Z.- Weinrich-MW- Hardin-SB- Weinrich-S- Wang-L. Post-traumatic stress disorder in adolescents after a hurricane. Am-J. Epidemiol. 1993 Oct 1 P. 522−530
  108. Gray A. J. Attitudes of the public to mental health: a church congregation. Mental Health Relig Culture. 2001. — № 4. — pp. 71 -79 Green B.L. Psychosocial research in traumatic stress: an update. J. Trauma-Stress. 1994-P. 341−362
  109. Green B.L., Grace M. C, Vary M.G. et al. Children of disaster in the second decade: a 17-year follow-up of Buffalo Creek survivors.- J. Am. Acad. Child Adolesc.Psychiatry. 1994. — N 33(1) — P. 71−79
  110. Green B.L., Korol M., Grace M.C. et al. Children and disaster: age, gender, and parental effects on PTSD symptoms. -J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1991. — N 30(6) — P. 945−51
  111. Grigsby J: Depersonalization following minor closed head injury. Int J. Clin. Neuropsychol 1986 P.65−69
  112. Hamblen J. L., Levine, M. The legal implications and emotional consequences of sexually abused children testifying as victim-witnesses//Law and Psychology Review, 1997, vol 21 P. 139−179
  113. , M. (1992). Perm Inventory for posttraumatic stress disorder. Psychological Assessment P. 67−76
  114. Hauff E., Vaglum P. Chronic posttraumatic stress disorder in Vietnamese refugees. J. Nerv. Ment. Dis. -1995. № 182. — p. 85−90
  115. Henry, J. System intervention trauma to child sexual abuse victims following disclosure. Journal of Interpersonal Violence. 1997. — № 12. -P.499−512
  116. Herman, J. Trauma and recovery. New York: Basic Books. 1992.
  117. Hickling E. J., Gillen R., Blanchard E. B., et al 1998 Traumatic brain injury and posttraumatic stress disorder: a preliminary investigation of neuropsychological test results in PTSD secondary to motor vehicle accidents. Brain Injury P. 265 -274
  118. Hoiberg A, McCaughey BG: The traumatic after effects of collision at sea. Am. J. Psychiatry 1984 P.70−73
  119. Holen A: The North Sea oil rig disaster, in International Handbook of Traumatic Stress Syndromes. Edited by Wilson J, Ra~phael B. New York, Plenum, 1993 P. 471−478
  120. Jaffe P., Wolfe D., Wilson S., Zak L. Similarities in behavioral and social maladjustment among child victims and witnesses to family violence. -Am. J. Orthopsychiatry. -1986. -№ 56. P. 142−146
  121. Jensen P. S., Shaw J. Children as victims of war: current knowledge and future research needs. J. Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1993 Jul-P. 697−708
  122. D. R., Rosenheck R. A., & Fontana, A. 1997. Assessing the structure, content, and perceived social climate of residential posttraumatic stress disorder treatment programs. Journal of Traumatic Stress P. 361−376
  123. Kendall-Tackett K., Williams L., Finkelhor D. Impact of sexual abuse on children. Psychological Bulletin, 1993 P. 164−180
  124. Kluft R. P., Fine C G. Clinical Perspectives on Multiple Personality Disorder Washington, DC: American Psychiatric Press 1 edition (1993)-398 p.
  125. Kolko D. J. Individual cognitive-behavioral treatment and family therapy for physically abused children and their offending parents. Child Maltreatment, 1996 P. 322−342
  126. Koopman C, Classen C, Cardeca E, Spiegel D: When disaster strikes, acute stress disorder may follow. J. Trauma Stress 1995 P. 29−46
  127. Koopman C, Classen C, Spiegel D: Predictors of posttraumatic stress symptoms among survivors 23 lp.
  128. Krug EG, Dahlberg LL, Powell KE. Childhood homicide, suicide, and firearm deaths: an international comparison. World Health Stat Q. 1996 -P.230−235
  129. Kuterovac G., Dyregrov A., Stuvland R. Children in war: a silent majority under stress. Br-J. Med-Psychol. 1994 Dec- 67 (Pt 4) P. 363−75
  130. Lanktree C.B., Briere J. Outcome of therapy for sexually abused children: A repeated measures study. Child Abuse & Neglect. -1995. -№ 19. -P. 1145−1155
  131. Laor N., Wolmer L., Mayes L.C., Golomb A., Silverberg D.S., Weizman R., Cohen D.J. Israeli preschoolers under Scud missile attacks. -Arch Gen Psychiatry. 1996. -№ 53 — P. 416−123
  132. Layton BS, Wardi-Zonna K: Posttraumatic stress disorder with neurogenic amnesia for the traumatic event. Clin. Neuropsychologist 1995 P. 2−10
  133. Lindemann E: Symptomatology and management of acute grief. Am. J. Psychiatry 1944 P. 141−148
  134. Lonigan C.J., Shannon M.P., Taylor CM., Finch A. J. Children exposed to disaster: I. Epidemiology of post-traumatic symptoms and symptom profiles. Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1994. — N 33. — P. 80−93.
  135. Lonigan C J.- Shannon M.P.- Taylor CM- Finch A. J., Sallee F.R. Children exposed to disaster: II. Risk factors for the development hiatry. J. Am-Acad-Child-Adolesc-Psyc 1994 Jan. P. 94−105
  136. Mahaney N.B. Restoration of play in a severely burned three-year-old child.J. Burn-Care-Rehabil. 1990 Jan-Feb- 11(1) P. 57−63
  137. Maldonado-Dur6n M., Millhuff C Child Abuse & Neglect: Posttraumatic Stress Disorder. eMedicine Specialties-Pediatrics-Developmental & Behavioral October 16, 2004
  138. McFarlane AC Family functioning and overprotection following a natural disaster the longitudinal effects of post-traumatic Morbidity. Australian and New Zealand J. of Psychiatiy- 1987- 21(2) P.210−218
  139. McFarlane A.C. The phenomenology of posttraumatic stress disorders following a natural disaster. J. Nerv. Ment Dis 1988 P.22−29
  140. Nolen-Hoeksema S, Morrow J: A prospective study of depressionand posttraumatic stress symptoms after a natural disaster: the 1989 Loma Prieta earthquake. J. Pers Soc Psychol 1991 -P.l 15−121
  141. North CS, Smith EM, McCool RE, Shea JM: Short-term psychopathology in eyewitnesses to mass murder. Hosp Community Psychiatry 1989 P. 1293−1295
  142. North CS, Smith EM, Spitznagel EL: Posttraumatic stress disorder in survivors of a mass shooting. Am. J. Psychiatry 1994- 151 P.82−88
  143. Ohman A: Fear and anxiety as emotional phenomena: clinical, phenomenological, evolutionary perspectives and information process mechanisms, in Handbook of Emotions. Edited by Lewis M, Haviland JM. New York, Guilford, 1992. P. 511−535
  144. Ohiy A, Solomon Z, Rattock J: Post traumatic stress disorder in traumatic brain injury. Brain InJ. 1996 P.687−695
  145. Parker J.- Watts H.- Allsopp M.R. Post-traumatic stress symptoms in children and parents following a school-based fatality. Child-Care-Health-Dev. 1995 May- 21(3)-P. 183−195
  146. , E. R. (1988). Posttraumatic self disorders (PTSfD). In J. i
  147. Wilson, Z. Harel & B. Kahana (Eds.), Human adaptation to extreme stress (P. 245−283). New York: Plenum.
  148. Peters L, Andrews G, Cottier LB, Chatterji S, Janca A, Smeets R: The composite international diagnostic interview post-traumatic stress disordermodule: preliminary data. Int J. Methods in Psychiatr Res 1996 P. 167−174
  149. Pfefferbaum B., Nixon S., Tucker, P., Tivis, R., Moore, V.,
  150. Gurwitch, R., Pynoos, R., & Geis, H. (1999). Posttraumatic stress response in bereaved children after Oklahoma City bombing. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry P. 1372−1379
  151. Posttraumatic stress disorder in abused and neglected children grown up./am. J. Psychiatiy, 1999, Aug. P. 156 -223
  152. Pynoos R.S., Frederick C, Nader K., Arroyo W., Steinberg A., Eth S., Nunez F., Fairbanks L. Life threat and posttraumatic stress in school-age children. -Arch Gen Psychiatry. 1987. № 44. — P. 1057−1063
  153. Pynoos R.S., Goenjian A., Tashjian M. et al. Post-traumatic stress reactions in children after the 1988 Armenian earthquake. Br. J. Psychiatry. -1993 .-N 163.-P.239−247
  154. Raphael B, Meldrum L: The evolution of mental health responses and research in Australian disasters. J. Trauma Stress 1993 — P.65−89
  155. Rattock J, Ross B: Post traumatic stress disorder in the traumatically head injured (abstract). J. Clin. Exp. Neuropsychol. 1993 -403 p.
  156. Rossman B.B., Rosenberg M.S. Family stress and functioning in children: the moderating effects of children’s beliefs about their control over parental conflict. /J. Child Psychol. Psychiatry, 1992, May P.699−715
  157. Saigh PA. The behavioral treatment of child and adolescent posttraumatic stress disorder. Advances in Behaviour Research and Therapy, 1992-P. 247−275
  158. Sanchez L., Fristad M., Weller R.A., Weller E.B., Moye J. Anxiety in acutely bereaved prepubertal children. Ann. Clin. Psychiatry. 1994 P.39−43
  159. Shalev AY: Posttraumatic stress disorder among injured survivors of a terroris attack. J. Nerv. Ment Dis 1992 P.505−509
  160. Silva R.R., Alpert M., Munoz D.M. et al. Stress and vulnerability to posttraumati stress disorder in children and adolescents. -J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2000.-Vol.l57(8).- P. 119−334
  161. Singer, M.I., Anglin, T.M., Song, L.Y., & Lunghofer, L. Adolescents' exposure t violence and associated symptoms of psychological trauma. JAMA: Journal of the America Medical Association. 1995. -№ 273. -P. 477−482
  162. Spiegel D: Vietnam grief work using hypnosis. Am. J. Clin. Hypn. 1981 -P.33−40
  163. Spitz R. The Psychoanalytic Study of the Child, 1945. Stutte H. Психиатрия детского и юношеского возраста// Клиническая психиатрия под. ред. Г. Грулле.- М. Медицина, 1967 С. 678−779
  164. Spielberger, C D., Gorsuch, R. W., Lushene, R. E., Vagg, P., & Jacobs, J. (1983). Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto: CA: Consulting Psychologists Press.
  165. Staab J.P., Grieger T.A., Fullerton C.S., Ursano RJ: Acute stress disorder, subsequent post-traumatic stress disorder and depression after a series of typhoons. Anxiety 1996 -p.219−225
  166. Tiet Q, Bird HR, Davies M, Hoven C, Cohen P, Jensen PS, Goodman S: Adverse life events and resilience. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1998-P. 1191−1200
  167. Trauma Disorders Glossary Copyright 1995−2000 by the Sidran Foundation/http: WWW///Sidran.org
  168. Treadwell-Deering D. E., Hanisch S. U. Psychological Response to Disaster in Children and Families. Clinical Pediatric Emergency Medicine.- 2002.-Vol.- 3. -№ 4
  169. Vogel J.M., Vernberg E.M. Psychological responses of children to natural and human-made disasters I Children s psychological responses to disasters Journal of Clinical Child Psychology 1993 P. 464−844
  170. Weiss, D., S., & Marmar, C. R. (1997). The Impact of Events Scale-Revised. In J. Wilson & T. Keane (Eds.), Assessment of PTSD (P. 399 411). New York: Guildford Press.
  171. Weller E.B., Weller R.A. Fristad M.A., Cain S.E., Bowes J.M. Depression in recently bereaved prepubertal children. Am. J. Acad. Child Adolesc. Psychiatry 1988 -P.559−562
  172. Widom C.S. Quay H. C., Werry J. S. Psychopathological disorders of childhood. New York, 1986
  173. , R., & McFarlane, A. (1995). The conflict between current knowledge about posttraumatic stress disorder and its original conceptual basis. American Journal of Psychiatry. 1995. — № 152. — P. 1705−1713
  174. Zaidi L.Y., Foy D.W. Childhood abuse experiences and combat-related PTSD. J. Trauma-Stress. 1994 Jan- 7(1): 33−42
  175. Zlotnick C, Davidson J, Shea MT, Perlstein T: The validation of the Davidson Trauma Scale in a sample of survivors of childhood sexual abuse. J. Nerv. Ment Dis 1996 P.255−257
Заполнить форму текущей работой