Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межличностные конфликты учителей с учащимися имеют существенную специфику, которая выражается в следующем: а) различии оппонентов по социальному статусу, по возрасту и жизненному опыту, что нередко ошибочно осознается учителями как их «право» авторитарного воздействия на учащихсяб) негативных стереотипах оценки личности учащихся, что провоцирует возникновение конфликтов с нимив) отсутствии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема межличностного конфликта в психологической науке аналитический обзор научной литературы)
    • 1. 1. Понятие, структура и динамика межличностного конфликта
    • 1. 2. Виды и причины межличностных конфликтов
  • Глава 2. Межличностные конфликты в общеобразовательной школе
    • 2. 1. Специфика конфликтов между учителями и учащимися
    • 2. 2. Виды и причины конфликтов между учителями и учащимися в средней школе
    • 2. 3. Содержание деятельности субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися по обобщенному опыту ряда школ)
  • Глава 3. Пути оптимизации деятельно^ти субъектов образования по профилактике конфликтф '^жду учителями и учащимися (по результатам формирующего эксперимента)
    • 3. 1. Процедура, содержание и методы формирующего эксперимента
    • 3. 2. Результаты формирующего эксперимента и их интерпретация

Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество и государство развивается в условиях преобразования социально-экономических структур и общественных отношений, чему неизбежно сопутствуют кризисные явления и в нравственной, духовной сфере. Они отражаются и на состоянии и развитии образования, накладывают отпечаток на межличностные отношения внутри школы, в том числе, между учителями и учащимися. Попытки школьной администрации, психолога разрешить конфликты с позиций «здравого смысла», на основе жизненного опыта чаще всего не приводят к успеху.

Деструктивные конфликты между учителями и учащимися не только отбивают у подростков желание учиться, но главное — дезадаптируют их личность. По данным Государственного доклада «О положении детей в РФ» (1993г.) в 45% случаев именно такие конфликты являются главными мотивами ухода подростков из школы, приводят к невротизации, психосоматическим заболеваниям учащихся. Отмечается, что дидактогенные неврозы составляют 35−40% всех детских неврозов. По результатам социологических исследований, проведенных агентством ЮНПРЕСС в 10 городах России, лишь 30% подростков хотели идти в школу, а 2/3 заявили о своем нежелании посещать ее из-за неуважительного отношения к ним учителей [129, С.87].

Е.М.Вроно отмечает, что более двух третей подростков, проходящих курс реабилитации после попытки суицида, в качестве причины, толкнувшей их к роковому шагу, назвали разного рода конфликты в школе, в том числе и с учителями [24, С. 12].

Вследствие конфликтных отношений с учащимися и сами учителя испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение и неудовлетворенность работой. Значительная часть конфликтов возникает по вине учителей, поскольку многим из них недостает психологической рефлексии, определенных психологических знаний и умений. Вот почему именно на педагога, администрацию, психолога ложится ответственность за последствия подобных конфликтов.

Актуальность исследования определяется психологической, медицинской и социальной значимостью проблемы профилактики и разрешения конфликтов между учителями и учащимися в средней школе, а также недостаточной ее научной разработанностью.

Цель исследования: выявление совокупности причин деструктивных конфликтов между учителями и учащимися в средней школе и систематизация путей их профилактики и разрешения.

Объект исследования: учителя и учащиеся средней школы в процессе конфликтного общения и взаимодействия.

Предмет исследования: совокупность причин деструктивных конфликтов между учителями и учащимися и особенности деятельности субъектов школьного образования по их профилактике и разрешению.

Гипотеза.

Деструктивные межличностные конфликты между учителями и учащимися в средней школе в подавляющем большинстве случаев обусловлены психологически неоправданным стилем общения учителей с учащимися, что, в свою очередь, во многом объясняется низким уровнем социально-психологической компетентности педагогов. Всемерное повышение уровня социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной компетентности учительских кадров выступает важнейшим направлением деятельности администрации, школьного психолога в современной средней школе.

Профилактика конфликтов между учителями и учащимися является одним из приоритетных направлений деятельности субъектов образования в средней школе.

В соответствии с целью исследования и гипотезой определены следующие задачи:

1.Ha основе анализа научно-психологической литературы уточнить понятие межличностного конфликта.

2.Выявить специфику конфликтов в средней школе.

3.Раскрыть совокупность причин конфликтов между учителями и учащимися средней школы.

4.Систематизировать и конкретизировать условия и пути профилактики и разрешения конфликтов между учителями и учащимися.

Методологической основой работы послужили идеи отечественной и зарубежной психологии о приоритетной ценности личности в образовательной и иной социальной практике (А.А.Ухтомский, В. Н. Мясищев, К. Роджерс и др.), о личностно-деятельностном подходе (А.А.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К.К.Платонов), о комплексной (объективно-субъективной) детерминации психических явлений (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Е.В.Шорохова), о личностной социально-психологической адаптации (А.Д.Глоточкин), взаимосвязи деятельности, общения и личности (Б.Ф.Ломов, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, Л. А. Петровская и др).

В соответствии с целью исследования и избранным методологическим подходом комплексно применялись методы: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, формирующий эксперимент. Для решения поставленных задач был создан и проанализирован банк конфликтов во взаимоотношениях учителей и учащихся в средней школе.

Применялись статистические методы: метод сравнения величин по t-критерию Стьюдента, линейная корреляция.

Основную выборку составили учителя и учащиеся подросткового возраста общеобразовательных школ г. Москвы и Подмосковья. Участники банка конфликтных ситуаций — свыше 500 учащихся подросткового возраста (5−11 кл.) и около 100 учителей. Различными методиками исследования были охвачены 248 учащихся подросткового возраста и 69 учителей средней школы.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— существенно уточнена сущность межличностного конфликта и дано новое его определение;

— раскрыта специфика и причины конфликтов между учителями и учащимися в средней школе;

— выявлены статистически значимые связи между особенностями конфликтного поведения и индивидуально-психологическими качествами учителей и учащихся;

— обоснована приоритетность деятельности субъектов образования по профилактике деструктивных конфликтов между учителями и учащимися.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностный конфликт, согласно результатам сравнительного анализа и обобщения дефиниций, содержащихся в работах отечественных и зарубежных авторов, можно определить как специфическое общение двух и более лиц, проявляющееся в эмоционально насыщенных (вербальных или физических) противодействиях, основанных на противоречиях и столкновениях в их взглядах, интересах, позициях.

2.Межличностные конфликты учителей с учащимися имеют существенную специфику, которая выражается в следующем: а) различии оппонентов по социальному статусу, по возрасту и жизненному опыту, что нередко ошибочно осознается учителями как их «право» авторитарного воздействия на учащихсяб) негативных стереотипах оценки личности учащихся, что провоцирует возникновение конфликтов с нимив) отсутствии у соперников несовместимых коренных интересов, что, в определенной мере, облегчает разрешение конфликтовг) негативном воздействии деструктивных конфликтов между учителями и учащимися на личность и здоровье последних, поэтому на педагога возлагается ответственность за их возникновение и психологически необоснованное разрешение.

3.Межличностные конфликты между учителями и учащимися возникают под воздействием совокупности объективных и субъективных причин.

К числу объективных (внешних) причин относятся:

— разобщенность педагогического и ученического коллективов школы;

— отсутствие разнообразных видов общественно-полезной деятельности (кроме учебной), что не позволяет учащимся осознавать и реализовывать себя полноценной личностью.

Субъективными причинами межличностных конфликтов в школе выступают:

— низкий уровень профессионально-психологической компетентности ряда учителей (особенно молодых), проявляющийся в грубости, раздражении или во властном стиле общения;

— со стороны учащихся конфликты возникают от склонности к соперничеству, агрессивности, низкого чувства вины, от неадекватной самооценки, при этом чаще всего в конфликт вступают подростки с высокой самооценкой, именно они характеризуются предпочтением соперничества.

4. Профилактика конфликтов является приоритетным направлением деятельности субъектов образования школы по снижению деструктивных проявлений в межличностных отношениях учителей с учащимися. Эффективность деятельности по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в диаде «учитель — ученик» зависит от взаимодействия всех субъектов образовательного пространства школы при инициирующей, организующей и координирующей роли школьного психолога.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследованияпредварительной апробацией методик, сочетанием качественного и количественного анализа конфликтов, сочетанием опытной и экспериментальной работы, проводившейся в течение более, чем пяти лет, математической обработкой данных, апробацией теоретических положений в работе ряда школ.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов состоит в том, что они позволили разработать и апробировать модель психологического обеспечения образовательного процесса в средней школе, максимально способствующую профилактике межличностных конфликтов между учителями и учащимися. Применение разработанной автором «Комплексной программы профилактики школьных конфликтов», как показывают результаты формирующего эксперимента, может способствовать повышению эффективности деятельности субъектов образования, прежде всего, — практических психологов, педагогов и социальных работников, психологическому обеспечению учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в средней школе и урегулированию конфликтов между учителями и учащимися-подростками.

Основные теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в системе подготовки студентов педагогических ВУЗов в виде спецкурса «Психологические основы профилактики и позитивного разрешения межличностных конфликтов в школе», а также для студентов непедагогических ВУЗов и учащихся старших классов в факультативном курсе «Социально-психологические основы общения и взаимодействия» .

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения диссертационного исследования представлены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Культура. Здоровье» (Москва, 1997), на научно-практической конференции «Здравый смысл и достоинство в школе». Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков (Москва, 1998), Российской научно-практической конференции в Уфе (2000), на методических объединениях школьных психологов и конференциях администраций школ Химкинского района Московской области (1999, 2000).

Основные этапы «Комплексной программы по профилактике школьных конфликтов» апробированы в ряде школ Химкинского районного управления образования Московской области, школегимназии № 1903 г. Москвы, в Центре психолого-педагогической диагностики г. Химки. В полном объеме «Комплексная программа» реализована в Государственной муниципальной общеобразовательной школе № 3 г. Сходни Московской области. Результаты диссертационного исследования реализуются в ходе повышения квалификации учителей Управления образования Химкинского района Московской области.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Межличностный конфликт, согласно данным сравнительного анализа и обобщения дефиниций, содержащихся в работах ряда отечественных и зарубежных авторов, можно определять как специфическое общение двух и более лиц, проявляющееся в эмоционально насыщенных (вербальных или физических) противодействиях, основанных на противоречиях и столкновениях в их взглядах, интересах, позициях.

2. Межличностные конфликты учителей с учащимися имеют существенную специфику, которая выражается в следующем: а) воспитательном влиянии на личность как ученика, так и учителяб) различии оппонентов по социальному статусу, по возрасту и жизненному опыту, что нередко ошибочно осознается учителями как их «право» авторитарного воздействия на учащихсяв) негативных стереотипах оценки личности учащихся, что провоцирует возникновение конфликтов с нимиг) отсутствии у соперников несовместимых коренных интересов, что, в определенной мере, облегчает разрешение конфликтовд) негативном воздействии деструктивных конфликтов между учителями и учащимися на личность и здоровье последних, поэтому на педагога, как правило, возлагается ответственность за их возникновение и психологически необоснованное разрешение. е) своеобразной публичности этих конфликтов, происходящих в присутствии одноклассников и влияющих на их нравственное развитие.

3. Межличностные конфликты детерминируются совокупностью объективно-субъективных факторов. При этом важно различать факторы интрасубъективные и интерсубъективные.

К первым относятся те или иные личностные особенности (черты, состояния), например, агрессивность.

Ко вторым — интерсубъективным факторам, обусловливающим межличностные конфликты, относятся некоторые особенности социально-психологического климата и структуры малой группы: неадекватные групповые интересы, негативные стереотипы в групповом мнении, негативные групповые психические состояния (например, групповое недовольство, возмущение, скука), наличие отрицательно-направленных микрогрупп, негативное лидерство и т. п.

Наиболее распространенными в современной средней школе известными причинами конфликтов между учителями и учащимися подросткового возраста выявлены такие индивидуальные психологические особенности оппонентов:

— со стороны учителей конфликты провоцируются властностью, авторитарностью (порой агрессивностью) стиля их общения с учащимися, низким уровнем самооценки, наличием негативных «учительских» стереотипов в оценке поведения и личностных качеств учащихся, фрустрацией от несбыточных (неадекватных) экспектаций в отношении поведения и деятельности учащихся.

— со стороны учащихся-подростков конфликты детерминируются их психозащитной мотивацией, неадекватностью способов самоутверждения в социуме (например, в роли негативного лидера и т. п.) — подростковой склонностью к соперничеству, завышенностью самооценки, фрустрацией от несбыточных экспектаций в отношении поведения, общения и деятельности учителей.

4. Профилактике межличностных конфликтов в школе, как показывают результаты исследования, способствует обеспечение следующих социально-психологических условий:

— неотвратимости ответственности учителей за провоцирование или непредотвращение конфликта с учащимися;

— оперативного информирования педагогического коллектива о сущности и причинах возникшего конфликта, особенно о санкциях в отношении его инициатороввсемерного повышения уровня социально-психологической компетентности учителей, основанной на сформированном у них убеждении в гуманистической сущности педагогической профессии, в приоритетности и самоценности личности учащегося, сохранении его психического здоровья как главнейшей функции педагога, повышения уровня самооценки значительной части учителей;

— формирования у учителей и учащихся навыков конструктивного поведения в конфликтах;

— снижения у учителей проявлений доминирующих и властных тенденций в межличностных отношениях с подростками, формирующих у последних неконструктивный стиль поведения в конфликтах;

— привлечения внимания учителей к социогенным потребностям, которые испытывают подростки, вступающие в конфликт со взрослыми.

Важными социально-психологическими условиями предотвращения межличностных конфликтов в школе является формирование во мнении педагогического коллектива установок нетерпимости, порицания, презрения к коллегам — носителям жесткой авторитарности, агрессивных проявлений, предрассудков и ложных стереотипов в оценке учащихся.

5. Эффективность деятельности по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в школе во многом определяется тем, что она осуществляется систематически всеми субъектами образования во взаимодействии с родителями при активном консультативном и методическом содействии школьного психолога. Эта деятельность является приоритетной и должна осуществляться на протяжении всего периода обучения в средней школе всеми субъектами образовательного пространства школы при активном, а, зачастую, определяющем участии школьного психолога как носителя и популяризатора социально-психологических знаний и умений.

Содержание практических рекомендаций субъектам образования в школах по оптимизации их деятельности, направленной на профилактику межличностных учительско-ученических конфликтов отражено в соответствующей Комплексной программе (см. приложение 13).

Заключение

.

Результаты осуществленного исследования позволяют считать его задачи решенными и подтверждают гипотезу:

Деструктивные межличностные конфликты между учителями и учащимися в средней школе в подавляющем большинстве случаев обусловлены психологически неоправданным стилем общения учителей с учащимися, что, в свою очередь, во многом объясняется низким уровнем социально-психологической компетентности педагогов. Всемерное повышение уровня социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной компетентности учительских кадров выступает важнейшим направлением деятельности администрации, школьного психолога в современной средней школе.

Профилактика конфликтов между учителями и учащимися является одним из приоритетных направлений деятельности субъектов образования в средней школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: Теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 192 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.- 128 с.
  3. .С., Шакуров Р. Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии.- 1986.- № 6.-С. 67−76.
  4. .Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися.- М.: Всерос. Научно-методич. Центр профтехобучения, 1991.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды.: В 2-х Т.- М., 1980.- Т.1 С. 128−267
  6. В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- М.: Народное образование, 1995.- 128 с.
  7. А .Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. докт. психол. наук.- М., 1993.
  8. В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1975.-24 с.
  9. В.М. Некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт // Общение как педагогическая проблема.- М., 1974.- С. 41−46.
  10. А.С., Жаворонков В. Д., Зимин И. С. Конфликтология: наука о гармонии.- Екатеринбург: Глаголь, 1995, 94 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Наука, 1986.- 422 с.
  12. А.А. Личность и общение.- М., 1995.- 328 с.
  13. А.А. Особенности межличностного общения как фактора возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 18−26.
  14. Л.И. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии.- 1986.- № 2.
  15. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- № 4.- С. 23−35.
  16. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М., 1986.
  17. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение.- 1989.- 192 с.
  18. К. Жить с агрессивными детьми.- М.: Педагогика.- 1991.- 144 с.
  19. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. 1986.-№ 3.- С. 71−77.
  20. .С. Конфликты, возникающие при первых встречах учителя с учащимися класса // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 65−70.
  21. Л.И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 71−76.
  22. Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования.-1994. № 3. С.94−98.
  23. Е.М. За гранью отчаяния // Школьный психолог.- 2000.- № 1.-С.12−14.
  24. Ю.Н. Диагностическая деятельность педагога-психолога и ее влияние на определение результативности учебно-воспитательного процесса в школе // Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума.- Таллинн: ТЛИ, 1983.- С. 24−28.
  25. Т.П. Психология межличностных отношений / Под. ред. А. А. Бодалева.- М., 1983.
  26. Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учащимися // Психология учителя: Тез. докл. к VII съезду об-ва психологов.- М., 1989.- С. 51−56.
  27. Р.Б., Кагаловская А. С., Марушкин Ю. Б. Конфликт. Социально-психологический аспект.- Иваново: Изд-во ИГУ.- 1995.- 168 с.
  28. В. Школа без неудачников.- М.: Прогресс, 1991.
  29. А.Д. О личностной социально-психологической адаптации // Социальная психология и практика. Уфа, 2001.
  30. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология.-М., 1974.- 269 с.
  31. А.Д., Чайка Р. П. О профилактике и разрешении конфликтов между учителями и учащимися // Перспективы и проблемы развития социально-психологической службы. Материалы Российской научно-практической конференции .- Уфа, 2000.- С. 67−74
  32. M.JI. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания //
  33. M.JI. Ролевой конфликт и вопрос мотивационного значения социальных ожиданий // Социологические исследования.- Тбилиси, 1971.-С. 41 -76.Психологические исследования.- Тбилиси, 1966.- С.44−45.
  34. Г. В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся // Советская педагогика.- 1990.- № 12.- С. 87−91.
  35. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та: М.: Совершенство, 1997.- 171 с.
  36. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния.- Л., 1981 С. 91.
  37. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
  38. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С. 99−106.
  39. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технологии их предупреждения.- Белгород, 1995.- 316 с.
  40. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Социальное здоровье России, 1993. -217 с.
  41. Дисциплина в классе (Практическое руководство для учителей и школьных психологов) / Сост. и перевод. С. В. Кривцова. М.: Инсайт-центр, 1994. — 128с.
  42. А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология, ч. 1). М., 1993. -212с.
  43. М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал.- 1997.- № 1.- С. 217.
  44. Т.Д. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 25−39.
  45. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.-М., 1991.- 420 с.
  46. А.А. Взгляд психолога на активность человека.- М., 1991.
  47. А.А. Как избежать конфликта // Труд, контакты, эмоции.- Л.: Лениздат, 1980.- С. 36−54.
  48. А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование.- Л.: Ленингр. ун-т, 1973.- С. 33−39.
  49. В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: Роспедагенство, 1995.- 183 с.
  50. .В. Теория личности Курта Левина.- М.: Изд. МГУ, 1981.118 с.
  51. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М.: Экономика, 1990.126 с.
  52. Игры для интенсивного обучения / Под. ред. В. В. Петрусинского.- М.: Прометей, 1991.-219 с.
  53. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии.- 1984.- № 4.- С.20−29.
  54. Г. А., Грищенко Г. А., Орлова Т. Ф. Организация школьного психолого-педагогического консилиума.- Свердловск, 1989.- 85 с.
  55. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий (в социальном плане): Дис. канд. психол.наук.-М., 1971.
  56. Р. Проступок знак надежды.- М., 1982.
  57. С.В. Подготовка старшеклассников к семебйной жизни: Кн. для учителя.- М., 1991.
  58. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии.- 1990.- № 2.- С. 35−42.
  59. Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель- ученик» в условиях педагогической деятельности (на примере старших школьников): Автореф. дис. канд. психол. наук.- Казань, 1997.- 26 с.
  60. М.Ю. Подростки в замкнутом круге общения.- М.- Воронеж, 1997.- 336 с.
  61. С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии.- 1980.-№ 5.- С. 143−148.
  62. А.В. Актуализация мотивов морального развития в конфликте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 56−65.
  63. М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах: Дис. канд психол. наук.- М., 1987.- 24 с.
  64. С.В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками, (книга для участников тренинга).- М.: ТОО Инсайт-центр, 1994.- 57 с.
  65. Н.В. Личность в конфликте.- Саратов, 1976.- 144 с.
  66. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка.- М., 1959.
  67. Л.М. Каждой школе уроки психологической разгрузки.-Тверь: ТГУ, 1992, — 76 с.
  68. П.И. Социальная напряженность и конфликты в сфере общего образования: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Н. Новгород, 1996.- 24 с.
  69. Н.В. Психологическая готовность и подготовка младшего школьника к переходу на вторую ступень школы: Дис. канд. психол. наук.-М., 1995.
  70. Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.-334 с.
  71. .О. О понимании личности учителей школьниками VIII-X классов: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1979.- 24 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
  73. К.С., Шестун Е. В. Психолого-педагогические основы предупреждения конфликтных ситуаций в учебно-воспитательной работе.-Куйбышев: КГУ, 1990.- 55 с.
  74. В.Н. Конфликты в условиях деформированных отношений подростков с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 26.
  75. В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии.- 1984.- № 1.- С. 7686.
  76. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
  77. К. Агрессия.- М., 1994.
  78. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Минск, 1986. 206 с.
  79. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения.-М.: Фолиум, 1993.- 64 с.
  80. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов.- Петрозаводск: Петроком, 1992.-318 с.
  81. А.С. Пед. соч.: В 8 т.- М., 1984.- Т.4.- 567 с.
  82. Г. И. Социально-психологический тренинг.- М.: Совершенство, 1998.- 208 с.
  83. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993, — 192 с.
  84. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. Гришин В. В., Лукин П.В.- М.: ИКА, 1990.
  85. Дж.Л. Социометрия: Экспериментальный подход и наука об обществе.-М., 1958.
  86. А.В. Общение как объект педагогического исследования // Проблемы общения и воспитания.- Т.1.- Тарту, 1974.
  87. А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
  88. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.: Пер. с англ. Кругловой Т. К- М.: Независимая фирма «Класс», 1994.- 144 с.
  89. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментально-психологического исследования / А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский и др. М.: Педагогика, 1987.
  90. Т.Н. Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитирующей работы.- М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.- № 3.- С. 40−49.
  91. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова.- М., 1995.- 420 с.
  92. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции- М.: Инст. практич. психологии, 1998.160 с.
  93. Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник московского университета, Сер. 14. Психология.- 1997.-№ 4.- С. 44.
  94. Л.А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989.
  95. Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологических конфликтов // Теоретические и прикладные проблемыпсихологического познания людьми друг друга.- Краснодар, 1975.- С. 4850.
  96. JI.A. О понятийной схеме социально-психологического конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой.- М., 1977.- С. 126−142.
  97. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.- 247 с.
  98. Г. М., Сахаров А. И. Конфликты: сущность и преодоление.- М., 1990.- 160 с.
  99. Прикладная социальная психология // Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача.- М., 1998.- 688 с.
  100. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.- М.: Знание, 1991.-46 с.
  101. В.М. Понимание учителем личности учащихся: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Киев, 1973.- 22 с.
  102. Pea В. Попытка выяснить начальные причины конфликтов между учителем и учащимися // Советская педагогика в школе.- Тарту, 1970.-Ч.З.- С. 112−121.
  103. А.А. Одна из самых сложных областей.// Школьный психолог.-2000.- № 19.-С. 22.
  104. C.JT. Бытие и сознание, — М., 1957.
  105. C.JI. Основы общей психологии.- 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
  106. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
  107. Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников.- М.: Смысл, 1993.- 32 с.
  108. В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика-пресс, 1992.192 с.
  109. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие.- М.: Флинта, 1998.- 96 с.
  110. В.В. Способы разрешения конфликтов. М., 1986.
  111. Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991.- 192 с.
  112. ИЗ. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений.- М., 1990.- 48 с.
  113. В.Г. Индивидуальный подход при разрешении конфликтных ситуаций // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 48.
  114. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.- М., 1996.- 176 с.
  115. В.А. Методика воспитания коллектива.- М., 1981.
  116. В.А. Мудрая власть коллектива.- М., 1975.- 215 с.
  117. В.А. Разговор с молодым директором школы.- М.: Педагогика., 1981.
  118. Ю.П., Коваленков Н. Н. Конфликтология.- Астрахань, 1996.-75с.
  119. . Как добиться успеха. Практические советы деловым людям.-М.: Политиздат, 1989.- 61 с.
  120. Д.И., Воробьева Л. И. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 4 8.
  121. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ.- М., 1989.
  122. П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже.-М.: Прогресс, 1975.-С. 111−195.
  123. Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М., 1994.
  124. К. Невротическая личность нашего времени.- М., 1992.
  125. Г. А. Психология саморазвития.- М.: Интерпрайс, 1994.
  126. Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.-Л., 1987.- 16 с.
  127. Ю.Ж. Психологические предпосылки эффективности труда учителя.- М., 1992.- 51 с.
  128. З.К. Конвенция о правах ребенка и создание нравственно-правового пространства в общеобразовательном учреждении: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. «Человек. Культура. Здоровье». — М.: Генезис, 1997.- С. 85−94.
  129. Т. Социальная психология.- М., 1969.
  130. А.Ф., Лейбович Х. И. Методология, методы и психология научного исследования.- Тверь, 1995.- 40 с.
  131. П.Н. Современная социальная психология США.- М., Наука, 1979.- 206 с.
  132. Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.- 24 с.
  133. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.- Л., 1989.
  134. Юнг К. Г. Конфликты детской души.- М.: Канон, 1995.- 336 с.
  135. И.С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями: Автореф. дис. канд. психол. наук.- СПб., 1997, — 26 с.
  136. М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников//Сов. педагогика.- 1969.-№ 8.- С.26−36.
  137. Adler A. Individual Psychologies, in Psychologies of 1930 ed’s- Murcheson, Clark Univ. Press, Worcestar, Mass 1930.
  138. Coser L. The function of social confllict, Glencol, 1956.
  139. Deutch M. Toward and understanding of Conflict. // Conflict and humaninteraction / Ed. By Cross G. Petal, 1972, p. 22−24.
  140. Eysenk H.J. Standard test on extraversion. Perspective of using Behavior Research Therapy, 16, p. 323−370, 1994.
  141. Festinger L. A theory of cognitive dissonans.- L.: Hogarth press, 1948.- 196p.
  142. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relation, 1954.-V.7.
  143. Hibsch H., Vorwerg M. Social psychology Publishing house «Science», Berlin.- 1980.- 486 p.
  144. Holt J. Instead of Education Ways of Help People Do Things Better. N.Y. E.P.Dutton s Co, 1976.
  145. Horney K. Neo-freydianism: the Sociological school. In Psychology of personality: readings in theory: Ed. by W.S. Sashaian. Chicago, Illinois, 1965.
  146. Horney K. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis.- N.Y.: Norton, 1966.-250 p.
  147. Kisker G.W. The disorganised personality.- N.Y.: McGrow Hill, 1972.- 562 p.
  148. Levin K. Field theory and social sciense.- N.Y., 1964.- 346 p.
  149. Mussen P.H., Kagan J., Corner J J. Child Development and Personality, N. Y/ Evanstone, London, 1986.
  150. M.J.M. Voeten. Segmental analisis of teacher-student interaction. Proef.-Nymegen, 1985.- 10,337 p.
  151. Willet T.B., John B. Children’s perspectives on conflicts between student and teacher: Developmental and situational variations // British Jornal of Developmental Psychology.- 1991.9.- p.377−391.
Заполнить форму текущей работой