Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В континууме сексуальных отношений выделены четыре базовых типа межличностного сексуального сценария: романтический тип, для которого характерны высокие значения показателей, отражающих эмоциональную вовлеченность, избирательность по отношению к партнеру, ориентацию на стабильные долговременные отношениярелаксационный тип, специфическими характеристиками которого являются эмоциональная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-психологический подход в исследовании сексуальности
    • 1. 1. Проблема сексуальности как междисциплинарная область исследований
      • 1. 1. 1. Становление научного дискурса сексуальности
      • 1. 1. 2. Теоретические подходы к изучению феномена сексуальности
      • 1. 1. 3. Сексуальность в системе социально-психологического знания
    • 1. 2. Социализация сексуальности
      • 1. 2. 1. Социокультурный и этнический аспекты сексуальной социализации
      • 1. 2. 2. Изменения тендерного порядка и сексуальность
      • 1. 2. 3. Влияние социального окружения на формирование сексуальности
    • 1. 3. Сценарный подход в социально-психологическом исследовании сексуальности
      • 1. 3. 1. Понятие «сексуальный сценарий»
      • 1. 3. 2. Роль социально-психологических характеристик личности в формировании сексуального сценария
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Основные методологические принципы исследования
    • 2. 2. Программа и этапы исследования
    • 2. 3. Характеристики выборки, методы сбора и обработки данных
  • Глава 3. Влияние социально-психологических факторов на формирование сексуального сценария личности
    • 3. 1. Результаты исследования содержательных характеристик типов 89 межличностного сексуального сценария
      • 3. 1. 1. Распределение типов межличностного сексуального сценария
      • 3. 1. 2. Характеристика факторов сексуальной социализации
      • 3. 1. 3. Содержательные характеристики типов межличностного сексуального сценария
      • 3. 1. 4. Основные факторы формирования межличностного сексуального сценария
    • 3. 2. Различия в интерпретациях и опытах сексуальной активности разных социальных групп
      • 3. 2. 1. Тендерные различия в формировании сексуальности личности
      • 3. 2. 2. Характеристика влияния социально-психологических факторов на процесс сексуальной социализации разных возрастных групп
      • 3. 2. 3. Роль социально-психологических факторов в процессе становления сексуальности студентов и учащихся технического лицея
  • Выводы и заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сексуальность пронизывает практически все сферы существования человека, что требует глубокого понимания ее роли в реализации качественного аспекта личной и общественной жизни индивидуума. Последнее время наблюдается увеличение интереса к проблемам, связанным с осмыслением феномена сексуальности. В ответ на запрос аудитории издается множество научно-популярных книгсо страниц прессы, с экранов телевизоров поступает большой поток сведений о сексе, сексуальных отношениях. Человеку сложно разобраться в этом обилии информации, не всегда качественной и научно-обоснованной.

При высокой в целом потребности в сексуальной самореализации, ориентиров у современного человека не много: либо нравоучительные произведения педагогического характера, либо научно-популярные сексологические пособия технологического толка. Очень мало научных работ, представляющих информацию не медицинского и педагогического содержания, а касающуюся личностных основ сексуальности и сексуальных отношений.

Степень научной разработанности.

В России проблематика сексуальности теоретически разрабатывалась в основном медиками, педагогами, философами, социологами, но мало исследовалась психологами и социальными психологами. Большинство фундаментальных трудов в области сексологического знания статуса руководств и учебных пособий написано кандидатами и докторами медицинских наук (В.В.Кришталь, С. Р. Григорян, 2002; А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001; Руководство по сексологии, 2001; Л. М. Щеглов, 1998; Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986 и др.). Однако с начала 70-х годов в трудах И. С. Кона и С. И. Голода были возобновлены традиции изучения данного предмета в российской социальной науке. Большой вклад на современном этапе в исследование сексуальности вносят социологические исследования, посвященные изучению средовых, поколенческих, возрастных и тендерных различий в интерпретациях и опытах сексуальной жизни (С.И.Голод, 1996, 2002; И. С. Кон, 1998; А. Темкина, 1999; И. А. Голосенко, С. И. Голод, 1998; В поисках сексуальности, 2002 и др.). В сфере педагогического знания вопросы сексуальности освещаются в основном в связи с проблемами сексуальной социализации и сексуального просвещения (И.С.Кон, 2004; Т. К. Савельева, 1999; В. Е. Каган, 1991, В. В. Абраменкова, 2003 и др.). В области возрастной психологии большое число работ посвящено подростковой сексуальности (И.С.Кон, 2001; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер, 1990; Ю. М. Орлов, 1992). Широко представлен в публикациях отечественных авторов философско-культурологический аспект исследования сексуальных отношений (И.С.Кон, 1997; Е. А. Кащенко, 2002; В. П. Петров, 1999 и др.).

Теоретическая актуальность работы вызвана тем, что понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентичностью и социальными нормами, требует психологического и социально-психологического анализа. Сексуальность — это аспект самосознания, с одной стороны, отражающий физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида и, с другой стороны — его представления о себе, своей тендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях. В процессе социализации сексуальности в результате социокультурных, институциональных, групповых и межличностных влияний формируется сексуальный сценарий личности, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций, отношением к вопросам пола и нормам половой морали.

В работах отечественных и западных социологов (С.Голода, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, И. Кона, Э. Гидденса, А. Рэйс, О. Контула, Э. Хаавио-Маннила, А. Спира, Н. Бажо) зафиксированы за последние десятилетия серьезные сдвиги в сексуальной морали и поведенческих установках молодых людей. Социологи отмечают резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д. Для прогнозирования динамики в сфере сексуальных отношений, брачных и репродуктивных стратегий современной молодежи необходим социально-психологический анализ факторов, определяющих становление сексуальной индивидуальности, что отражает практическую значимость работы.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению условий и факторов сексуальной социализации. Социализация сексуальности понимается как процесс интернетизации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве сексуального собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности, соответственно и сексуальности, могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие исторический, культурный и этнический аспекты социализации- 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности и отражающие специфические условия социализации, опыт межличностного взаимодействия, социально-психологические характеристики личности. В процессе сексуальной социализации под влиянием различных уровней социальной среды формируется сексуальный сценарий, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций, отношением к вопросам пола и нормам половой морали.

Использование понятия «сексуальный сценарий» позволяет раскрыть содержание сексуального поведения как социально-психологического феномена и подчеркнуть значение социального опыта индивида в процессе сексуальной социализации. Сексуальный сценарий понимается как детерминированная культурой и в значительной степени неосознаваемая мыслительная схема, на основе которой люди организуют, осмысливают и оценивают свое сексуальное поведение. В данной работе внимание сосредоточено на межличностном уровне сексуального сценария, отражающем предпочтения, связанные с характеристиками партнера (пол, возраст, интеллектуальный уровень и т. д.) и с характером взаимоотношений (например, ориентация на страстный роман или безличные сексуальные контакты).

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить типологию межличностного сексуального сценария, а также определить характер влияния социально-психологических факторов на формирование типа межличностного сексуального сценария.

Задачи исследования:

1. Осуществить литературный обзор и проанализировать этапы становления научного подхода в исследовании сексуальности.

2. Конкретизировать и систематизировать положения основных научных направлений в исследовании сексуальности.

3. Выделить специфику влияния социальных и индивидуально-личностных факторов формирования сексуального сценария личности.

4. Разработать социально-психологическую типологию межличностного сексуального сценария.

5. Установить взаимосвязи между типами межличностного сексуального сценария и такими индивидуально-личностными факторами, как: социально-психологические характеристики личностиусловия сексуальной социализацииопыт межличностного взаимодействия с родителями и сверстниками в детстве и подростковом возрасте.

6. Проанализировать специфику соотношения типов межличностного сексуального сценария в разных социальных группах респондентов.

Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте наиболее интенсивной сексуальной активности (18−30 лет).

Предмет исследования: соотношение типов межличностного сексуального сценария молодых людей в зависимости от социальнопсихологических характеристик и специфических условий сексуальной социализации.

Теоретико-методологическая основа работы:

• Принципы и идеи социального конструкционизма, сформулированные в работах К. Гергена и развитые в отечественной социальной психологии в трудах Г. М. Андреевой, П. Н. Шихирева.

• Принципы интегративного подхода (Б.Г.Ананьев, В.Н.Панферов), позволяющие раскрыть феномен сексуальности через контекст социального взаимодействия.

• Теория психологии тендерных отношений И. С. Клециной.

• Теоретические разработки о регулирующей функции смысловой сферы личности (А.Адлера, А. Н. Леонтьева, Д, А. Леонтьева и др.).

• Теория сексуального сценария У. Саймона и Дж.Гэньона.

• Теория объектных отношений — направление психоанализа, интегрирующее социально-психологический и когнитивный подходы в оценке развития и становления «Я» (М.Кляйн, Х. Кохут, О. Кернберг).

Методы и методики исследования.

В исследовании были использованы: авторская анкета «Тип межличностного сексуального сценария», авторская анкета «Факторы сексуальной социализации», методика «Смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца, анкета «Тендерные характеристики» И. С. Клециной, модифицированная анкета «Событие» Е. Ю. Коржовой. В исследовании применялись как количественные, так и качественные методы.

Всего в исследовании приняли участие 270 человек (134 женщины и 136 мужчин в возрасте от 17 до 30 лет).

Основная гипотеза: формирование сексуального сценария личности в большей степени подчинено влиянию индивидуально-личностных, чем социальных факторов сексуальной социализации.

Научная новизна.

1. Систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения сексуальности как целостного социально-психологического явления.

2. Автором разработана социально-психологическая типология сексуальных сценариев личности, позволяющая анализировать сексуальные практики в качестве феномена межличностных отношений.

3. Получены новые эмпирические факты о таких малоизученных условиях и факторах сексуальной социализации личности, как: идеология и установки, определяемые системой тендерных отношенийсостав семьи (полная/неполная) — характер взаимоотношений с родителямитип сексуальной культуры родительской семьиналичие напряженных жизненных событий и кризисных ситуаций в детстве и подростковом возрастехарактер взаимоотношений со сверстникамивключенность в сексуально активное окружение.

4. Раскрыта взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и специфических условий ее социализации с типами межличностного сексуального сценария. Выявлены наиболее значимые факторы формирования межличностного сексуального сценария: особенности ценностно-смысловой сферы личностинегативный/позитивный опыт детско-родительского взаимодействиячастота переживания в детском и подростковом возрасте обстоятельств, угрожающих гармоничному психологическому развитию личности и вызывающих сильное волнение и нервно-психическое напряжение.

5. Показан характер влияния гендерной социализации на соотношение типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин.

6. Представлены эмпирические данные, демонстрирующие зависимость соотношения типов межличностного сексуального сценария от социально-психологических характеристик и специфических условий социализации представителей групп разного возраста и социального статуса.

7. Создан комплекс методических средств для изучения социально-психологических факторов сексуальной социализации личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и эмпирических результатов исследования в образовательных программах для подготовки психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов гуманитарного профиля. Разработанное в рамках исследования методическое обеспечение может быть использовано для изучения опыта и интерпретаций сексуальной жизни, прогноза трансформаций в сфере сексуальных отношений.

Полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования супружеских пар и семейной психотерапии. Разработанная автором типология межличностного сексуального сценария может быть применима в работе служб знакомств.

Надежность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась теоретико-методологическим обоснованием эмпирического исследования, использованием апробированного в ходе пилотажного исследования психодиагностического инструментария, представительностью выборки, применением методов математической статистики при обработке данных с использованием современных компьютерных программ.

Положения, выносимые на защиту:

1. В континууме сексуальных отношений выделены четыре базовых типа межличностного сексуального сценария: романтический тип, для которого характерны высокие значения показателей, отражающих эмоциональную вовлеченность, избирательность по отношению к партнеру, ориентацию на стабильные долговременные отношениярелаксационный тип, специфическими характеристиками которого являются эмоциональная отчужденность и безличность сексуальных контактов, ориентация на отсутствие долгосрочных обязательств и ответственности в отношениях, а также стремление к физическому удовольствию, связанному с разрядкой полового напряжениякоммуникативный тип, принадлежность к которому характеризует людей, чья сексуальная активность чаще связана с удовлетворением социальных потребностей (аффилиативные потребности, достижение социального статуса, сексуальное самоутверждение и т. д.) — гедонистический тип отличающийся акцентированием чувственного наслаждения, телесным изыском, превращением сексуального удовлетворения в самоцель.

2. В процессе формирования типа межличностного сексуального сценария более значимыми социально-психологическими факторами являются: особенности ценностно-смысловой сферы личности, опыт пережитых в детстве и подростковом возрасте напряженных событий и кризисных ситуаций, опыт межличностного взаимодействия с родителями и сверстникамименее значимыми — характеристики сексуальной культуры, идеология и установки, определяемые системой гендерных отношений в обществе, статус социальной группы.

3. В процессе тендерной социализации формирование женской сексуальности обусловлено развитием эмоциональной экспрессивности, эмпа-тии и рефлексии, определяющих способность к романтическим переживаниям, а направленность мужской сексуальности определяется ориентацией на инструментальность и рационализацию. В связи с этим соотношение типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин представлено по-разному: женщины чаще мужчин ориентированы на романтический тип, а мужчины — на коммуникативный и гедонистический типы межличностного сексуального сценария.

4. Специфика распределения типов сексуального сценария в разных возрастных группах и учебных группах разного социального статуса определяется особенностями ценностно-смысловой сферы и специфическими условиями социализации личности.

Апробация результатов исследования. Теоретический материал и эмпирические результаты исследования изложены в 7 публикациях и представлены в выступлениях на международных и межвузовских конференциях. Работа обсуждалась на заседаниях лаборатории тендерной психологии, кафедры психологии человека и научно-методических семинарах ППФ РГГТУ им. А. И. Герцена. Полученные результаты дополняют материал читаемых автором дисциплин «Психология сексуальных отношений» в магистерской программе «Психология семейных отношений» и курса по выбору «Психология сексуальности» в программе бакалавриата. Теоретическая часть исследования послужила основой создания программ дисциплин «Тендер и сексуальность» и «Этнокультурные основы сексуальности» для магистерской программы «Социальная психология».

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Перемещение понятия сексуальности из природного мира в социальный и признание того, что сексуальность осуществляется через взаимодействия и интерпретации, определяет место этой проблематики в рамках предметной области таких наук, как социология и социальная психология.

2. Социализация сексуальности представляет собой процесс формирования под влиянием социокультурных, институциональных, групповых и межличностных факторов сексуального сценария, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой сексуальных установок и ориентаций, тендерных представлений, особенностями ценностно-смысловой сферы и нормами сексуальной культуры.

3. В исследованиях сексуальности личности необходимо учитывать социальные и индивидуально-личностные факторы социализации, такие как: идеология и установки, определяемые системой тендерных отношенийсостав семьи (полная/неполная) — характер взаимоотношений с родителямитип сексуальной культуры родительской семьиналичие напряженных жизненных событий и кризисных ситуаций в детстве и подростковом возрастехарактер взаимоотношений со сверстникамивключенность в сексуально активное окружение.

4. Сексуальные отношения представляют собой континуум, один полюс которого характеризуется высоким уровнем заинтересованности личностью партнера и ориентацией на длительный союз {романтический тип межличностного сексуального сценария), а другой — представлен безличными отношениями с ориентацией на избегание эмоциональной зависимости {релаксационный тип межличностного сексуального сценария). Между ними на континуальной шкале расположены «чистые отношения», ориентированные на эмоционально-коммуникативные и гедонистически-развлекательные мотивы и ценности (коммуникативный и гедонистический типы межличностного сексуального сценария).

5. Наиболее значимыми факторами формирования межличностного сексуального сценария являются: особенности ценностно-смысловой сферы личностинегативный/позитивный опыт детско-родительского взаимодействиячастота переживания в детском и подростковом возрасте обстоятельств, угрожающих гармоничному психологическому развитию личности и вызывающих сильное волнение и нервно-психическое напряжение.

6. Специфика сексуального поведения определяется не полом респондентов, а личностными особенностями, связанными с влиянием тендерной системы и опытом межличностных отношений.

7. Специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария в группах мужчин и женщин, учебных группах разного социального статуса и возрастных группах, сензитивный период сексуальной социализации которых проходил при разных социокультурных условиях, в большей степени обусловлены индивидуально-личностными факторами, связанными с особенностями жизненного пути личности, чем социальными факторами социализации.

Исследование опиралось на положения социального конструкциониз-ма, интегративного подхода и теории психологии тендерных отношений, что позволило реализовать социально-психологический подход в исследовании сексуальности, то есть выявить ее обусловленность особенностями социального взаимодействия индивида и способами интерпретации того или иного поведения на основе образцов действий, существующих в культуре.

В ходе аналитического обзора литературы проанализированы основные этапы, конкретизированы и систематизированы положения основных направлений в исследовании сексуальности. В результате анализа литературы, посвященной вопросам сексуальной социализации, выделены эмпирические референты, отражающие социальные и индивидуально-личностные факторы социализации сексуальности.

В работе предложено обоснование использования концепции сексуального сценария с целью расширения спектра исследований сексуальности личности от традиционного внутриличностного уровня до межличностного, межгруппового и макросоциального уровней анализа социально-психологических феноменов.

С опорой на описанные в психологической и социологической литературе основные референты межличностного аспекта сексуального взаимодействия разработана социально-психологическая типология межличностного сексуального сценария. В континууме сексуальных отношений выделены четыре типа: романтический, релаксационный, коммуникативный и гедонистический. На основе эмпирических результатов исследования в работе дана социально-психологическая характеристика представителей каждого из типов межличностного сексуального сценария.

Представленное в работе описание взаимосвязи типо-образующих характеристик межличностного сексуального сценария с показателями, отражающими социально-психологические характеристики и специфические условия сексуальной социализации, позволило определить основные факторы формирования межличностного сексуального сценария.

Предметом исследования было выявление специфики соотношения типов межличностного сексуального сценария молодых людей в зависимости от социально-психологических характеристик и специфических условий сексуальной социализации. Результаты исследования показали, что специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин определяется характером тендерной социализации. Специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария в возрастных группах, сексуальная социализация которых проходила в разных социальных условиях, обусловлена индивидуально-личностными, а не социальными факторами социализации. Особенности распределения типов сексуального сценария в учебных группах разного социального статуса связаны с влиянием социально-психологических характеристик личности и специфических условий социализации.

В результате анализа специфики соотношения типов межличностного сексуального сценария в разных социальных группах респондентов было определено, что формирование сексуального сценария личности в большей степени подчинено влиянию индивидуально-личностных, чем социальных факторов социализации. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

Итак, в исследовании была решена важная научная задача теоретического обоснования и эмпирического подтверждения типологии межличностного сексуального сценария, а также определения характера влияния социально-психологических факторов на процесс сексуальной социализации.

Главный смысл проделанной работы заключался в реализации социально-психологического подхода к изучению условий и факторов сексуальной социализации личности. В итоге, разработанное в рамках исследования методическое обеспечение расширяет возможности изучения опыта и интерпретаций сексуальной жизни, прогноза трансформаций в сфере сексуальных отношений. Результаты исследования социально-психологических факторов формирования сексуального сценария вносят существенный вклад в теоретическое обоснование и разработку концепции сексуального просвещения и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. № 5. С.103−120.
  2. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 448 с.
  3. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  5. В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. — 2000, № 9
  6. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Маргуна М.: Аспект Пресс, 1999.-517 с.
  7. А. Рационализация и демократизация сексуальности /Социология сексуальности. (Антология). Под науч. ред. Голода С. И. -СПб. Филиал Института социологии РАН. СПб., 1997. — 128 с. С. 1419.
  8. А. Сексуальные воспоминания и фантазии мужчин и женщин во Франции.//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 г., том 1, выпуск 3.
  9. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.- 301с.
  10. Ю.Белкин А. И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. М.: «Издательство «Олимп», 2000. — 432 с.
  11. П.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  12. О.А. Сексуальная свобода: слова и дела //Человек. № 5, 2994. С.98−107.
  13. Л.Ф., Коржова. Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
  14. М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2», 2004. — 368 с.
  15. М.Л., Смирнов О. В. Выбор постоянного полового партнера в среде современного московского студенчества: эволюционный анализ. // Этнографическое обозрение, 2003, № 1. С. 124−145.
  16. В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысло-вой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. — 612с.
  17. . Кошерный секс- Евреи и секс/Пер. с фр. Н. Хотинской, А. Дикарева,. А.Васильковой. — М-: КРОН-ПРЕСС, .2000, — 256 с.
  18. Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью // Автореф. дис.канд. психол наук. Ростов. 1999.
  19. .П. Этика преображенного Эроса / Вступ. Ст., сост. и коммент. В. В, Сапова. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  20. Дж., Саймон У. Социальные источники сексуального развития // Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. — С.91−102.
  21. Э. Трансформация интимности. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  22. Э. Фуко о сексуальности. //Социология сексуальности. (Антология). — СПб. Филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. -128 с.
  23. Е.В., Медков В. М. Опыт социологического исследования уровня индивидуальной сексуальной культуры //Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1997. № 2. С.154−165.
  24. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер: с франц.- М: Мир, -1992.-496 с.
  25. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Издательство Московского университета, 1987. 175 с.
  26. С.И. Нелегитимные молодежные сексуальные стандар-ты.//Человек. 2002, № 3. С.140−149.
  27. С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформация (вторая половина XX столетия)// Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 2. С. 139−153.
  28. С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. Выпуск 2.
  29. С.И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореф. Дисс.канд. философ, наук. Ин-т конкретных социальных исследований АН СССР. Москва, 1969.
  30. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. -СПб.: Издательство «Алетейя», 1996. 192 с.
  31. И.А., Голод С.И.Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб., ТОО «Петрополис». — 123 с.
  32. К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии. // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. Хрестоматия. М., 1995. 252 с.
  33. Р. А. : Глубинные аспекты романтической любви / Пер. с англ.— М.: «Когито-Центр», 2005.— 317с.
  34. И.А. Гетеросексуальное/гомосексуальное в бывшем СССР // Гендерные исследования, № 11, 2004. С. 132−152.
  35. Жеребкина И.А.: «ПРОЧТИ МОЕ ЖЕЛАНИЕ.». ПОСТМОДЕРНИЗМ. ПСИХОАНАЛИЗ. ФЕМИНИЗМ. — М.: Идея-Пресс, 2000. — 256 с.
  36. Н.П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни //Вопросы психологии, 2001, № 3. С.49−57.
  37. С.В. Влияние пережитого насилия на возникновение личностных расстройств//Вопросы психологии. 1998.№ 6. С.65−75.
  38. Е.В. Транссексуальность как форма социальной адаптации // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -2004"/ Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2004. С.347−348.
  39. Д. Сексуальная привлекательность глазами мужчин и женщин. — СПб.: «Продолжение жизни», 2003. — 64 с.
  40. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. — М., 1986.
  41. В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  42. Ф.Д. Тренинг мужественности: Друг товарищу брат. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 304 с.
  43. Е.А. Основы социокультурной сексологии. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 351 с.
  44. Г. Основы современной сексологии СПб: Издательство «Питер», 2000. — 896 с.
  45. О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М. Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 256 с
  46. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  47. А.А., Социологический анализ сексуальных домогательств на работе (на примере Санкт-Петербурга).- СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 1998. — 68 с.
  48. И. С. Психология тендерных отношений: Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2004.-^Ю8с.
  49. И.С. Психология тендерных отношений. /Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2004
  50. И.С., От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, № 1, 2003. С.61−78.
  51. Кон И. С. Введение в сексологию.— М.: Медицина, 1989.— 336 с.
  52. Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: «Семья и школа», 1997.- 463 с.
  53. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 496 с.
  54. Кон И. С. Маскулинность как история//Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом, наук М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. С.209−228.
  55. Кон И. С. От эроса к сексуальности// Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / Сост. В.П.Шестаков- М-во культуры РФ Рос. Ин-т культурологии. М., 2003. — С.5−37.
  56. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге ХХ1ека. Социально-педагогический анализ. Дубна: «Феникс+», 2001а. — 208 с.
  57. Кон И. С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2004а. 384 с.
  58. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997.-464 с.
  59. Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб.: СПбГУП, 20 046. — 104 с.
  60. Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века.// Вопросы философии, 20 016, № 8, с.29−41
  61. О., Хаавио-Маннила Э. Сексуальная жизнь в Финляндии в 1990-х гг.// Социология сексуальности (Антология). СПб филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. С.64−92.
  62. В.В., Григорян С. Р. Сексология. Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002.-879 с.
  63. Р., Баур К. Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 480 с.
  64. И.А., Дозорцева Е. Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации //Психологический журнал. Том 14, № 4, 1993.
  65. Э., Иврард У. Детерминанты женского полового возбуждения: психофизиологическая теория и данные экспериментов// Сексология / Под науч.ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. — С.80−90.
  66. А. Краткосрочная мультимодальная терапия. СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  67. Лев-Старович 36. Секс в культурах мира./Пер. с пол. М.: Мысль, 1991.-255 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Собр. Соч. в 2-х тт. Т. 2.М., 1983.-324 с.
  69. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  70. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.
  71. Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.
  72. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв, М.: Издательский дом «Ансар» -2004, — 304 с.
  73. Люси-Смит Э. Эротоика в произведениях искусства. М.: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. — 225 с.
  74. И.Ю. Психосоциальные аспекты конфликтов в диаде «мать-дочь» в период становления сексуальности девочек-подростков /Автореферат на соискание ученой степени канд. мед.наук. СПб, 2001.
  75. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  76. .В. Реквием сексуальному. Предисловие к: Бодрияр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С. 5−34.
  77. М.В. Использование метода символдрамы в лечении сексуальных расстройств у женщин.// Експериментальна i юпшчна медицина (Экспериментальная и клиническая медицина), Харыивський держав-ний медичний ушверситет. 2000. — № 3. — с.74−78.
  78. Г. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995. — 352 с.
  79. С.А. Использование метода «символдрама» для диагностики, коррекции и профилактики сексуальной дисгармонии супружеской пары. // Символ и драма. Сборник статей. Харьков: Регион-информ, 2000, № 1(1). С.49−54.
  80. У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. -М.: Мир, 1998.-692 с.
  81. В.Н. Психология человека. СПб., 2001.-233 с.
  82. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: СПГУП, 2003.-616 с.
  83. В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке //Психологический журнал, 2002, том 23, № 3, с.113−121.
  84. В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. 1999, № 7−8. С.89−98.
  85. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Изд-во «Питер». 2000. 528 с.
  86. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  87. В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание- Учебное пособие для вузов. М.: Логос- Высшая школа- 1999. —208 с.
  88. А. Советские культуры сексуальности (перевод Е. Здравомысловой)// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 128−171.
  89. Руководство по сексологии / Под ред. С. С. Либиха. — СПб: Питер, 2001. —480 с.
  90. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. -М.: Медицина, 2001. — 560 с.
  91. Т.К. Алиса в стране взрослых (О ценностных ориента-циях, поведенческих установках и сексуальной социализации девочек-подростков в городском полиэтническом обществе). Москва, 1999. — 380 с.
  92. Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др.- Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. — 576 с.
  93. Символдрама. Сборник научных трудов Е. К. Агеенковой, Т. Б. Василец, И. Е. Винова и др. / Под ред. Я. Л. Обухова и В. А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. -416с.
  94. Н.Л. Детская сексуальная травма. // Семейная психология и семейная терапия. Научно-практический журнал, 2002, № 2.
  95. Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-запад: Женские инновационные проекты». М.: Информация XXI век, 2002. — 256 с.
  96. B.C. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980−1990-х годов // Образование и информационная культура (социологические аспекты). М., 2000. С.11−78.
  97. Е.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию кли-нико-психологического изучения расстройства тендерной идентично-сти//Вопросы психологии. 2001. № 6. С.3−16.
  98. Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией //Психол. журн. 2000. Т. 21 № 5. С.70−81
  99. Социальная психология в современном мире: Уч. пособие для вузов/Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк, и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
  100. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-600с.
  101. А., Бажо Н. И др. Сексуальная активность населения Франции // Социология сексуальности (Антология). СПб филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. С.93−126.
  102. И.К. Эпистимология чулана. Перевод с англ.О.Липовской, З.Баблояна. М.: Идея-Пресс, 2002. — 272 с.
  103. А.А. Сценарии сексуальности и тендерные различия// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С.247−286.
  104. Теория и история феминизма (курс лекций) / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ф.-Пресс, 1996. — 387 с.
  105. А.А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексология. -М.: Медицина, 2001. 560 с.
  106. Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Учебное пособие. — 2002, 69 с.
  107. О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе)/Женщина и визуальные знаки. Под ред. А.Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. С.78−84
  108. А.Ш. Психология телесности. — М: Смысл, 2002. — 287 с.
  109. Е. Страх и смерть желания. М.: Модерн-А- СПб.: Академия Исследований Культуры, 2003. 320 с.
  110. Форд Келлан С., Бич Фрэнк А. Человеческое сексуальное поведение в сравнительной перспективе // Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. С.386−396.
  111. М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. / Пер. с фр. М.: Касталь, 1996.
  112. М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2/ Пер. с франц. В. Каплуна СПб.: Академический проект, 2004 -432 с.
  113. М. История сексуальности-III: Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под общ. Ред. А. Б. Мокроусова. Киев: Дух и Литера- Грунт- М.: Рефл-бук, 1998. — 288 с.
  114. К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 224 с.
  115. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов мединститутов. — М., 1990.
  116. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 336 с.
  117. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  118. Л.М. Сексология и сексопатология/ Врачу и пациенту. -СПб.: РИЦ «Культур-информ-пресс», 1998. 416 с.
  119. Эгоистичный ген: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 318 с.
  120. Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  121. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  122. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие тендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. 4.1: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. С.17−48.
  123. Buss D: 1999. Evolutionary Psychology. Boston. Allan and Bacon. 456 p.
  124. Clellan S. Ford and Frank A. Beach. Patterns of Sexual Behaviorn (Harper & Row, 1951).
  125. Gagnon J. H., Simon W., Sexual conduct. The Social sources of human sexuality. Chicago, 1973. — 316 p.
  126. Giddens A. The Transformation of Intimacy. — Stanford: Stanford University Press., 1992.
  127. Laumann, E.O., Gagnon, J.H., Michael, R.T. & Michaels, S. (1994). The social organization of sexuality. Chicago: University of Chicago Press.
  128. L. 2000. Sex Differences- Developmental and Evolutionary Strategies. .New York. Academic Press, 480, p.
  129. Simon W., Gagnon J. Sexual Scripts: Origins, Influences and Changes. / Qualitative Sjciology, Vol.26, No.4, Winter 2003.
  130. D. 1979. The evolution of human sexuality. New, York. Oxford University Press.
  131. Tiefer L. Historical, scientific, clinical and feminist criticisms of «The Human Sexual Response Cycle» model. Annual Review of Sex Reserch, 2, p. 1−23. 1991.
  132. Rubin Z. Measurement of romantic love.— J. Personal, soc. Psychol., 1970, vol. 16, p. 265—273.171
Заполнить форму текущей работой