Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности
В континууме сексуальных отношений выделены четыре базовых типа межличностного сексуального сценария: романтический тип, для которого характерны высокие значения показателей, отражающих эмоциональную вовлеченность, избирательность по отношению к партнеру, ориентацию на стабильные долговременные отношениярелаксационный тип, специфическими характеристиками которого являются эмоциональная… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-психологический подход в исследовании сексуальности
- 1. 1. Проблема сексуальности как междисциплинарная область исследований
- 1. 1. 1. Становление научного дискурса сексуальности
- 1. 1. 2. Теоретические подходы к изучению феномена сексуальности
- 1. 1. 3. Сексуальность в системе социально-психологического знания
- 1. 2. Социализация сексуальности
- 1. 2. 1. Социокультурный и этнический аспекты сексуальной социализации
- 1. 2. 2. Изменения тендерного порядка и сексуальность
- 1. 2. 3. Влияние социального окружения на формирование сексуальности
- 1. 3. Сценарный подход в социально-психологическом исследовании сексуальности
- 1. 3. 1. Понятие «сексуальный сценарий»
- 1. 3. 2. Роль социально-психологических характеристик личности в формировании сексуального сценария
- 1. 1. Проблема сексуальности как междисциплинарная область исследований
- 2. 1. Основные методологические принципы исследования
- 2. 2. Программа и этапы исследования
- 2. 3. Характеристики выборки, методы сбора и обработки данных
- 3. 1. Результаты исследования содержательных характеристик типов 89 межличностного сексуального сценария
- 3. 1. 1. Распределение типов межличностного сексуального сценария
- 3. 1. 2. Характеристика факторов сексуальной социализации
- 3. 1. 3. Содержательные характеристики типов межличностного сексуального сценария
- 3. 1. 4. Основные факторы формирования межличностного сексуального сценария
- 3. 2. Различия в интерпретациях и опытах сексуальной активности разных социальных групп
- 3. 2. 1. Тендерные различия в формировании сексуальности личности
- 3. 2. 2. Характеристика влияния социально-психологических факторов на процесс сексуальной социализации разных возрастных групп
- 3. 2. 3. Роль социально-психологических факторов в процессе становления сексуальности студентов и учащихся технического лицея
Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сексуальность пронизывает практически все сферы существования человека, что требует глубокого понимания ее роли в реализации качественного аспекта личной и общественной жизни индивидуума. Последнее время наблюдается увеличение интереса к проблемам, связанным с осмыслением феномена сексуальности. В ответ на запрос аудитории издается множество научно-популярных книгсо страниц прессы, с экранов телевизоров поступает большой поток сведений о сексе, сексуальных отношениях. Человеку сложно разобраться в этом обилии информации, не всегда качественной и научно-обоснованной.
При высокой в целом потребности в сексуальной самореализации, ориентиров у современного человека не много: либо нравоучительные произведения педагогического характера, либо научно-популярные сексологические пособия технологического толка. Очень мало научных работ, представляющих информацию не медицинского и педагогического содержания, а касающуюся личностных основ сексуальности и сексуальных отношений.
Степень научной разработанности.
В России проблематика сексуальности теоретически разрабатывалась в основном медиками, педагогами, философами, социологами, но мало исследовалась психологами и социальными психологами. Большинство фундаментальных трудов в области сексологического знания статуса руководств и учебных пособий написано кандидатами и докторами медицинских наук (В.В.Кришталь, С. Р. Григорян, 2002; А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001; Руководство по сексологии, 2001; Л. М. Щеглов, 1998; Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986 и др.). Однако с начала 70-х годов в трудах И. С. Кона и С. И. Голода были возобновлены традиции изучения данного предмета в российской социальной науке. Большой вклад на современном этапе в исследование сексуальности вносят социологические исследования, посвященные изучению средовых, поколенческих, возрастных и тендерных различий в интерпретациях и опытах сексуальной жизни (С.И.Голод, 1996, 2002; И. С. Кон, 1998; А. Темкина, 1999; И. А. Голосенко, С. И. Голод, 1998; В поисках сексуальности, 2002 и др.). В сфере педагогического знания вопросы сексуальности освещаются в основном в связи с проблемами сексуальной социализации и сексуального просвещения (И.С.Кон, 2004; Т. К. Савельева, 1999; В. Е. Каган, 1991, В. В. Абраменкова, 2003 и др.). В области возрастной психологии большое число работ посвящено подростковой сексуальности (И.С.Кон, 2001; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер, 1990; Ю. М. Орлов, 1992). Широко представлен в публикациях отечественных авторов философско-культурологический аспект исследования сексуальных отношений (И.С.Кон, 1997; Е. А. Кащенко, 2002; В. П. Петров, 1999 и др.).
Теоретическая актуальность работы вызвана тем, что понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентичностью и социальными нормами, требует психологического и социально-психологического анализа. Сексуальность — это аспект самосознания, с одной стороны, отражающий физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида и, с другой стороны — его представления о себе, своей тендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях. В процессе социализации сексуальности в результате социокультурных, институциональных, групповых и межличностных влияний формируется сексуальный сценарий личности, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций, отношением к вопросам пола и нормам половой морали.
В работах отечественных и западных социологов (С.Голода, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, И. Кона, Э. Гидденса, А. Рэйс, О. Контула, Э. Хаавио-Маннила, А. Спира, Н. Бажо) зафиксированы за последние десятилетия серьезные сдвиги в сексуальной морали и поведенческих установках молодых людей. Социологи отмечают резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д. Для прогнозирования динамики в сфере сексуальных отношений, брачных и репродуктивных стратегий современной молодежи необходим социально-психологический анализ факторов, определяющих становление сексуальной индивидуальности, что отражает практическую значимость работы.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению условий и факторов сексуальной социализации. Социализация сексуальности понимается как процесс интернетизации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве сексуального собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности, соответственно и сексуальности, могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие исторический, культурный и этнический аспекты социализации- 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности и отражающие специфические условия социализации, опыт межличностного взаимодействия, социально-психологические характеристики личности. В процессе сексуальной социализации под влиянием различных уровней социальной среды формируется сексуальный сценарий, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций, отношением к вопросам пола и нормам половой морали.
Использование понятия «сексуальный сценарий» позволяет раскрыть содержание сексуального поведения как социально-психологического феномена и подчеркнуть значение социального опыта индивида в процессе сексуальной социализации. Сексуальный сценарий понимается как детерминированная культурой и в значительной степени неосознаваемая мыслительная схема, на основе которой люди организуют, осмысливают и оценивают свое сексуальное поведение. В данной работе внимание сосредоточено на межличностном уровне сексуального сценария, отражающем предпочтения, связанные с характеристиками партнера (пол, возраст, интеллектуальный уровень и т. д.) и с характером взаимоотношений (например, ориентация на страстный роман или безличные сексуальные контакты).
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить типологию межличностного сексуального сценария, а также определить характер влияния социально-психологических факторов на формирование типа межличностного сексуального сценария.
Задачи исследования:
1. Осуществить литературный обзор и проанализировать этапы становления научного подхода в исследовании сексуальности.
2. Конкретизировать и систематизировать положения основных научных направлений в исследовании сексуальности.
3. Выделить специфику влияния социальных и индивидуально-личностных факторов формирования сексуального сценария личности.
4. Разработать социально-психологическую типологию межличностного сексуального сценария.
5. Установить взаимосвязи между типами межличностного сексуального сценария и такими индивидуально-личностными факторами, как: социально-психологические характеристики личностиусловия сексуальной социализацииопыт межличностного взаимодействия с родителями и сверстниками в детстве и подростковом возрасте.
6. Проанализировать специфику соотношения типов межличностного сексуального сценария в разных социальных группах респондентов.
Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте наиболее интенсивной сексуальной активности (18−30 лет).
Предмет исследования: соотношение типов межличностного сексуального сценария молодых людей в зависимости от социальнопсихологических характеристик и специфических условий сексуальной социализации.
Теоретико-методологическая основа работы:
• Принципы и идеи социального конструкционизма, сформулированные в работах К. Гергена и развитые в отечественной социальной психологии в трудах Г. М. Андреевой, П. Н. Шихирева.
• Принципы интегративного подхода (Б.Г.Ананьев, В.Н.Панферов), позволяющие раскрыть феномен сексуальности через контекст социального взаимодействия.
• Теория психологии тендерных отношений И. С. Клециной.
• Теоретические разработки о регулирующей функции смысловой сферы личности (А.Адлера, А. Н. Леонтьева, Д, А. Леонтьева и др.).
• Теория сексуального сценария У. Саймона и Дж.Гэньона.
• Теория объектных отношений — направление психоанализа, интегрирующее социально-психологический и когнитивный подходы в оценке развития и становления «Я» (М.Кляйн, Х. Кохут, О. Кернберг).
Методы и методики исследования.
В исследовании были использованы: авторская анкета «Тип межличностного сексуального сценария», авторская анкета «Факторы сексуальной социализации», методика «Смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца, анкета «Тендерные характеристики» И. С. Клециной, модифицированная анкета «Событие» Е. Ю. Коржовой. В исследовании применялись как количественные, так и качественные методы.
Всего в исследовании приняли участие 270 человек (134 женщины и 136 мужчин в возрасте от 17 до 30 лет).
Основная гипотеза: формирование сексуального сценария личности в большей степени подчинено влиянию индивидуально-личностных, чем социальных факторов сексуальной социализации.
Научная новизна.
1. Систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения сексуальности как целостного социально-психологического явления.
2. Автором разработана социально-психологическая типология сексуальных сценариев личности, позволяющая анализировать сексуальные практики в качестве феномена межличностных отношений.
3. Получены новые эмпирические факты о таких малоизученных условиях и факторах сексуальной социализации личности, как: идеология и установки, определяемые системой тендерных отношенийсостав семьи (полная/неполная) — характер взаимоотношений с родителямитип сексуальной культуры родительской семьиналичие напряженных жизненных событий и кризисных ситуаций в детстве и подростковом возрастехарактер взаимоотношений со сверстникамивключенность в сексуально активное окружение.
4. Раскрыта взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и специфических условий ее социализации с типами межличностного сексуального сценария. Выявлены наиболее значимые факторы формирования межличностного сексуального сценария: особенности ценностно-смысловой сферы личностинегативный/позитивный опыт детско-родительского взаимодействиячастота переживания в детском и подростковом возрасте обстоятельств, угрожающих гармоничному психологическому развитию личности и вызывающих сильное волнение и нервно-психическое напряжение.
5. Показан характер влияния гендерной социализации на соотношение типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин.
6. Представлены эмпирические данные, демонстрирующие зависимость соотношения типов межличностного сексуального сценария от социально-психологических характеристик и специфических условий социализации представителей групп разного возраста и социального статуса.
7. Создан комплекс методических средств для изучения социально-психологических факторов сексуальной социализации личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и эмпирических результатов исследования в образовательных программах для подготовки психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов гуманитарного профиля. Разработанное в рамках исследования методическое обеспечение может быть использовано для изучения опыта и интерпретаций сексуальной жизни, прогноза трансформаций в сфере сексуальных отношений.
Полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования супружеских пар и семейной психотерапии. Разработанная автором типология межличностного сексуального сценария может быть применима в работе служб знакомств.
Надежность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась теоретико-методологическим обоснованием эмпирического исследования, использованием апробированного в ходе пилотажного исследования психодиагностического инструментария, представительностью выборки, применением методов математической статистики при обработке данных с использованием современных компьютерных программ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В континууме сексуальных отношений выделены четыре базовых типа межличностного сексуального сценария: романтический тип, для которого характерны высокие значения показателей, отражающих эмоциональную вовлеченность, избирательность по отношению к партнеру, ориентацию на стабильные долговременные отношениярелаксационный тип, специфическими характеристиками которого являются эмоциональная отчужденность и безличность сексуальных контактов, ориентация на отсутствие долгосрочных обязательств и ответственности в отношениях, а также стремление к физическому удовольствию, связанному с разрядкой полового напряжениякоммуникативный тип, принадлежность к которому характеризует людей, чья сексуальная активность чаще связана с удовлетворением социальных потребностей (аффилиативные потребности, достижение социального статуса, сексуальное самоутверждение и т. д.) — гедонистический тип отличающийся акцентированием чувственного наслаждения, телесным изыском, превращением сексуального удовлетворения в самоцель.
2. В процессе формирования типа межличностного сексуального сценария более значимыми социально-психологическими факторами являются: особенности ценностно-смысловой сферы личности, опыт пережитых в детстве и подростковом возрасте напряженных событий и кризисных ситуаций, опыт межличностного взаимодействия с родителями и сверстникамименее значимыми — характеристики сексуальной культуры, идеология и установки, определяемые системой гендерных отношений в обществе, статус социальной группы.
3. В процессе тендерной социализации формирование женской сексуальности обусловлено развитием эмоциональной экспрессивности, эмпа-тии и рефлексии, определяющих способность к романтическим переживаниям, а направленность мужской сексуальности определяется ориентацией на инструментальность и рационализацию. В связи с этим соотношение типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин представлено по-разному: женщины чаще мужчин ориентированы на романтический тип, а мужчины — на коммуникативный и гедонистический типы межличностного сексуального сценария.
4. Специфика распределения типов сексуального сценария в разных возрастных группах и учебных группах разного социального статуса определяется особенностями ценностно-смысловой сферы и специфическими условиями социализации личности.
Апробация результатов исследования. Теоретический материал и эмпирические результаты исследования изложены в 7 публикациях и представлены в выступлениях на международных и межвузовских конференциях. Работа обсуждалась на заседаниях лаборатории тендерной психологии, кафедры психологии человека и научно-методических семинарах ППФ РГГТУ им. А. И. Герцена. Полученные результаты дополняют материал читаемых автором дисциплин «Психология сексуальных отношений» в магистерской программе «Психология семейных отношений» и курса по выбору «Психология сексуальности» в программе бакалавриата. Теоретическая часть исследования послужила основой создания программ дисциплин «Тендер и сексуальность» и «Этнокультурные основы сексуальности» для магистерской программы «Социальная психология».
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Перемещение понятия сексуальности из природного мира в социальный и признание того, что сексуальность осуществляется через взаимодействия и интерпретации, определяет место этой проблематики в рамках предметной области таких наук, как социология и социальная психология.
2. Социализация сексуальности представляет собой процесс формирования под влиянием социокультурных, институциональных, групповых и межличностных факторов сексуального сценария, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой сексуальных установок и ориентаций, тендерных представлений, особенностями ценностно-смысловой сферы и нормами сексуальной культуры.
3. В исследованиях сексуальности личности необходимо учитывать социальные и индивидуально-личностные факторы социализации, такие как: идеология и установки, определяемые системой тендерных отношенийсостав семьи (полная/неполная) — характер взаимоотношений с родителямитип сексуальной культуры родительской семьиналичие напряженных жизненных событий и кризисных ситуаций в детстве и подростковом возрастехарактер взаимоотношений со сверстникамивключенность в сексуально активное окружение.
4. Сексуальные отношения представляют собой континуум, один полюс которого характеризуется высоким уровнем заинтересованности личностью партнера и ориентацией на длительный союз {романтический тип межличностного сексуального сценария), а другой — представлен безличными отношениями с ориентацией на избегание эмоциональной зависимости {релаксационный тип межличностного сексуального сценария). Между ними на континуальной шкале расположены «чистые отношения», ориентированные на эмоционально-коммуникативные и гедонистически-развлекательные мотивы и ценности (коммуникативный и гедонистический типы межличностного сексуального сценария).
5. Наиболее значимыми факторами формирования межличностного сексуального сценария являются: особенности ценностно-смысловой сферы личностинегативный/позитивный опыт детско-родительского взаимодействиячастота переживания в детском и подростковом возрасте обстоятельств, угрожающих гармоничному психологическому развитию личности и вызывающих сильное волнение и нервно-психическое напряжение.
6. Специфика сексуального поведения определяется не полом респондентов, а личностными особенностями, связанными с влиянием тендерной системы и опытом межличностных отношений.
7. Специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария в группах мужчин и женщин, учебных группах разного социального статуса и возрастных группах, сензитивный период сексуальной социализации которых проходил при разных социокультурных условиях, в большей степени обусловлены индивидуально-личностными факторами, связанными с особенностями жизненного пути личности, чем социальными факторами социализации.
Исследование опиралось на положения социального конструкциониз-ма, интегративного подхода и теории психологии тендерных отношений, что позволило реализовать социально-психологический подход в исследовании сексуальности, то есть выявить ее обусловленность особенностями социального взаимодействия индивида и способами интерпретации того или иного поведения на основе образцов действий, существующих в культуре.
В ходе аналитического обзора литературы проанализированы основные этапы, конкретизированы и систематизированы положения основных направлений в исследовании сексуальности. В результате анализа литературы, посвященной вопросам сексуальной социализации, выделены эмпирические референты, отражающие социальные и индивидуально-личностные факторы социализации сексуальности.
В работе предложено обоснование использования концепции сексуального сценария с целью расширения спектра исследований сексуальности личности от традиционного внутриличностного уровня до межличностного, межгруппового и макросоциального уровней анализа социально-психологических феноменов.
С опорой на описанные в психологической и социологической литературе основные референты межличностного аспекта сексуального взаимодействия разработана социально-психологическая типология межличностного сексуального сценария. В континууме сексуальных отношений выделены четыре типа: романтический, релаксационный, коммуникативный и гедонистический. На основе эмпирических результатов исследования в работе дана социально-психологическая характеристика представителей каждого из типов межличностного сексуального сценария.
Представленное в работе описание взаимосвязи типо-образующих характеристик межличностного сексуального сценария с показателями, отражающими социально-психологические характеристики и специфические условия сексуальной социализации, позволило определить основные факторы формирования межличностного сексуального сценария.
Предметом исследования было выявление специфики соотношения типов межличностного сексуального сценария молодых людей в зависимости от социально-психологических характеристик и специфических условий сексуальной социализации. Результаты исследования показали, что специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария у мужчин и женщин определяется характером тендерной социализации. Специфика соотношения типов межличностного сексуального сценария в возрастных группах, сексуальная социализация которых проходила в разных социальных условиях, обусловлена индивидуально-личностными, а не социальными факторами социализации. Особенности распределения типов сексуального сценария в учебных группах разного социального статуса связаны с влиянием социально-психологических характеристик личности и специфических условий социализации.
В результате анализа специфики соотношения типов межличностного сексуального сценария в разных социальных группах респондентов было определено, что формирование сексуального сценария личности в большей степени подчинено влиянию индивидуально-личностных, чем социальных факторов социализации. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
Итак, в исследовании была решена важная научная задача теоретического обоснования и эмпирического подтверждения типологии межличностного сексуального сценария, а также определения характера влияния социально-психологических факторов на процесс сексуальной социализации.
Главный смысл проделанной работы заключался в реализации социально-психологического подхода к изучению условий и факторов сексуальной социализации личности. В итоге, разработанное в рамках исследования методическое обеспечение расширяет возможности изучения опыта и интерпретаций сексуальной жизни, прогноза трансформаций в сфере сексуальных отношений. Результаты исследования социально-психологических факторов формирования сексуального сценария вносят существенный вклад в теоретическое обоснование и разработку концепции сексуального просвещения и воспитания.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. № 5. С.103−120.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 448 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анурин В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. — 2000, № 9
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Маргуна М.: Аспект Пресс, 1999.-517 с.
- Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности /Социология сексуальности. (Антология). Под науч. ред. Голода С. И. -СПб. Филиал Института социологии РАН. СПб., 1997. — 128 с. С. 1419.
- Бежен А. Сексуальные воспоминания и фантазии мужчин и женщин во Франции.//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 г., том 1, выпуск 3.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.- 301с.
- Ю.Белкин А. И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. М.: «Издательство «Олимп», 2000. — 432 с.
- П.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988.
- Бочарова О.А. Сексуальная свобода: слова и дела //Человек. № 5, 2994. С.98−107.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова. Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
- Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2», 2004. — 368 с.
- Бутовская М.Л., Смирнов О. В. Выбор постоянного полового партнера в среде современного московского студенчества: эволюционный анализ. // Этнографическое обозрение, 2003, № 1. С. 124−145.
- В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысло-вой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. — 612с.
- Валенсен Ж. Кошерный секс- Евреи и секс/Пер. с фр. Н. Хотинской, А. Дикарева,. А.Васильковой. — М-: КРОН-ПРЕСС, .2000, — 256 с.
- Воронцов Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью // Автореф. дис.канд. психол наук. Ростов. 1999.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. Ст., сост. и коммент. В. В, Сапова. М.: Республика, 1994. — 368 с.
- Геньон Дж., Саймон У. Социальные источники сексуального развития // Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. — С.91−102.
- Гидденс Э. Трансформация интимности. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
- Гидденс Э. Фуко о сексуальности. //Социология сексуальности. (Антология). — СПб. Филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. -128 с.
- Глущенко Е.В., Медков В. М. Опыт социологического исследования уровня индивидуальной сексуальной культуры //Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1997. № 2. С.154−165.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер: с франц.- М: Мир, -1992.-496 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Издательство Московского университета, 1987. 175 с.
- Голод С.И. Нелегитимные молодежные сексуальные стандар-ты.//Человек. 2002, № 3. С.140−149.
- Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформация (вторая половина XX столетия)// Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 2. С. 139−153.
- Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. Выпуск 2.
- Голод С.И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореф. Дисс.канд. философ, наук. Ин-т конкретных социальных исследований АН СССР. Москва, 1969.
- Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. -СПб.: Издательство «Алетейя», 1996. 192 с.
- Голосенко И.А., Голод С.И.Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб., ТОО «Петрополис». — 123 с.
- Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии. // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. Хрестоматия. М., 1995. 252 с.
- Джонсон Р. А. : Глубинные аспекты романтической любви / Пер. с англ.— М.: «Когито-Центр», 2005.— 317с.
- Жеребкина И.А. Гетеросексуальное/гомосексуальное в бывшем СССР // Гендерные исследования, № 11, 2004. С. 132−152.
- Жеребкина И.А.: «ПРОЧТИ МОЕ ЖЕЛАНИЕ.». ПОСТМОДЕРНИЗМ. ПСИХОАНАЛИЗ. ФЕМИНИЗМ. — М.: Идея-Пресс, 2000. — 256 с.
- Ивченкова Н.П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни //Вопросы психологии, 2001, № 3. С.49−57.
- Ильина С.В. Влияние пережитого насилия на возникновение личностных расстройств//Вопросы психологии. 1998.№ 6. С.65−75.
- Иоффе Е.В. Транссексуальность как форма социальной адаптации // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -2004"/ Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2004. С.347−348.
- Исаев Д. Сексуальная привлекательность глазами мужчин и женщин. — СПб.: «Продолжение жизни», 2003. — 64 с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. — М., 1986.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. 70 с.
- Карделл Ф.Д. Тренинг мужественности: Друг товарищу брат. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 304 с.
- Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 351 с.
- Келли Г. Основы современной сексологии СПб: Издательство «Питер», 2000. — 896 с.
- Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М. Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 256 с
- Кле М. Психология подростка. М., 1991.
- Клецин А.А., Социологический анализ сексуальных домогательств на работе (на примере Санкт-Петербурга).- СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 1998. — 68 с.
- Клецина И. С. Психология тендерных отношений: Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2004.-^Ю8с.
- Клецина И.С. Психология тендерных отношений. /Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2004
- Клецина И.С., От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, № 1, 2003. С.61−78.
- Кон И. С. Введение в сексологию.— М.: Медицина, 1989.— 336 с.
- Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: «Семья и школа», 1997.- 463 с.
- Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 496 с.
- Кон И. С. Маскулинность как история//Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом, наук М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. С.209−228.
- Кон И. С. От эроса к сексуальности// Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / Сост. В.П.Шестаков- М-во культуры РФ Рос. Ин-т культурологии. М., 2003. — С.5−37.
- Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге ХХ1ека. Социально-педагогический анализ. Дубна: «Феникс+», 2001а. — 208 с.
- Кон И. С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2004а. 384 с.
- Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997.-464 с.
- Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб.: СПбГУП, 20 046. — 104 с.
- Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века.// Вопросы философии, 20 016, № 8, с.29−41
- Контула О., Хаавио-Маннила Э. Сексуальная жизнь в Финляндии в 1990-х гг.// Социология сексуальности (Антология). СПб филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. С.64−92.
- Кришталь В.В., Григорян С. Р. Сексология. Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002.-879 с.
- Крук Р., Баур К. Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 480 с.
- Кудрявцев И.А., Дозорцева Е. Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации //Психологический журнал. Том 14, № 4, 1993.
- Лаан Э., Иврард У. Детерминанты женского полового возбуждения: психофизиологическая теория и данные экспериментов// Сексология / Под науч.ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. — С.80−90.
- Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная терапия. СПб.: Речь, 2001.-256 с.
- Лев-Старович 36. Секс в культурах мира./Пер. с пол. М.: Мысль, 1991.-255 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Собр. Соч. в 2-х тт. Т. 2.М., 1983.-324 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.
- Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.
- Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв, М.: Издательский дом «Ансар» -2004, — 304 с.
- Люси-Смит Э. Эротоика в произведениях искусства. М.: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. — 225 с.
- Магнутова И.Ю. Психосоциальные аспекты конфликтов в диаде «мать-дочь» в период становления сексуальности девочек-подростков /Автореферат на соискание ученой степени канд. мед.наук. СПб, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
- Марков Б.В. Реквием сексуальному. Предисловие к: Бодрияр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С. 5−34.
- Маркова М.В. Использование метода символдрамы в лечении сексуальных расстройств у женщин.// Експериментальна i юпшчна медицина (Экспериментальная и клиническая медицина), Харыивський держав-ний медичний ушверситет. 2000. — № 3. — с.74−78.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995. — 352 с.
- Мартыненко С.А. Использование метода «символдрама» для диагностики, коррекции и профилактики сексуальной дисгармонии супружеской пары. // Символ и драма. Сборник статей. Харьков: Регион-информ, 2000, № 1(1). С.49−54.
- Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. -М.: Мир, 1998.-692 с.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2001.-233 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: СПГУП, 2003.-616 с.
- Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке //Психологический журнал, 2002, том 23, № 3, с.113−121.
- Петров В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. 1999, № 7−8. С.89−98.
- Прайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Изд-во «Питер». 2000. 528 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание- Учебное пособие для вузов. М.: Логос- Высшая школа- 1999. —208 с.
- Роткирх А. Советские культуры сексуальности (перевод Е. Здравомысловой)// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 128−171.
- Руководство по сексологии / Под ред. С. С. Либиха. — СПб: Питер, 2001. —480 с.
- Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. -М.: Медицина, 2001. — 560 с.
- Савельева Т.К. Алиса в стране взрослых (О ценностных ориента-циях, поведенческих установках и сексуальной социализации девочек-подростков в городском полиэтническом обществе). Москва, 1999. — 380 с.
- Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др.- Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. — 576 с.
- Символдрама. Сборник научных трудов Е. К. Агеенковой, Т. Б. Василец, И. Е. Винова и др. / Под ред. Я. Л. Обухова и В. А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. -416с.
- Симоненко Н.Л. Детская сексуальная травма. // Семейная психология и семейная терапия. Научно-практический журнал, 2002, № 2.
- Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-запад: Женские инновационные проекты». М.: Информация XXI век, 2002. — 256 с.
- Собкин B.C. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980−1990-х годов // Образование и информационная культура (социологические аспекты). М., 2000. С.11−78.
- Соколова Е.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию кли-нико-психологического изучения расстройства тендерной идентично-сти//Вопросы психологии. 2001. № 6. С.3−16.
- Соколова Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией //Психол. журн. 2000. Т. 21 № 5. С.70−81
- Социальная психология в современном мире: Уч. пособие для вузов/Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк, и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
- Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-600с.
- Спира А., Бажо Н. И др. Сексуальная активность населения Франции // Социология сексуальности (Антология). СПб филиал Института социологии РАН. — СПб., 1997. С.93−126.
- Сэджвик И.К. Эпистимология чулана. Перевод с англ.О.Липовской, З.Баблояна. М.: Идея-Пресс, 2002. — 272 с.
- Темкина А.А. Сценарии сексуальности и тендерные различия// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С.247−286.
- Теория и история феминизма (курс лекций) / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ф.-Пресс, 1996. — 387 с.
- Ткаченко А.А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексология. -М.: Медицина, 2001. 560 с.
- Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Учебное пособие. — 2002, 69 с.
- Туркина О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе)/Женщина и визуальные знаки. Под ред. А.Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. С.78−84
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М: Смысл, 2002. — 287 с.
- Улыбина Е. Страх и смерть желания. М.: Модерн-А- СПб.: Академия Исследований Культуры, 2003. 320 с.
- Форд Келлан С., Бич Фрэнк А. Человеческое сексуальное поведение в сравнительной перспективе // Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. С.386−396.
- Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. / Пер. с фр. М.: Касталь, 1996.
- Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2/ Пер. с франц. В. Каплуна СПб.: Академический проект, 2004 -432 с.
- Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под общ. Ред. А. Б. Мокроусова. Киев: Дух и Литера- Грунт- М.: Рефл-бук, 1998. — 288 с.
- Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 224 с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов мединститутов. — М., 1990.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 336 с.
- Шихерев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
- Щеглов Л.М. Сексология и сексопатология/ Врачу и пациенту. -СПб.: РИЦ «Культур-информ-пресс», 1998. 416 с.
- Эгоистичный ген: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 318 с.
- Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие тендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. 4.1: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. С.17−48.
- Buss D: 1999. Evolutionary Psychology. Boston. Allan and Bacon. 456 p.
- Clellan S. Ford and Frank A. Beach. Patterns of Sexual Behaviorn (Harper & Row, 1951).
- Gagnon J. H., Simon W., Sexual conduct. The Social sources of human sexuality. Chicago, 1973. — 316 p.
- Giddens A. The Transformation of Intimacy. — Stanford: Stanford University Press., 1992.
- Laumann, E.O., Gagnon, J.H., Michael, R.T. & Michaels, S. (1994). The social organization of sexuality. Chicago: University of Chicago Press.
- Mealey L. 2000. Sex Differences- Developmental and Evolutionary Strategies. .New York. Academic Press, 480, p.
- Simon W., Gagnon J. Sexual Scripts: Origins, Influences and Changes. / Qualitative Sjciology, Vol.26, No.4, Winter 2003.
- Symons D. 1979. The evolution of human sexuality. New, York. Oxford University Press.
- Tiefer L. Historical, scientific, clinical and feminist criticisms of «The Human Sexual Response Cycle» model. Annual Review of Sex Reserch, 2, p. 1−23. 1991.
- Rubin Z. Measurement of romantic love.— J. Personal, soc. Psychol., 1970, vol. 16, p. 265—273.171