Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из понимания позитивного взаимодействия как единства знаний о нем, умений и навыков данного взаимодействия, были выделены три блока ситуаций: ситуации, направленные на получение нового знания о себе, другом, окружающем мире (знакомство студентов между собойзнакомство студентов с организацией психолого-педагогического клуба и др.) — ситуации, направленные на получение умений позитивного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза
    • 1. 1. Социальная компетентность как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Состояние проблемы педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза в педагогической теории и образовательной практике
    • 1. 3. Изучение и анализ сформированное&trade- социальной компетентности студентов педагогического вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация условий педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза
    • 2. 1. Обогащение знания студентов педагогического вуза о социальной компетентности посредством разработки и реализации социально-педагогического спецкурса
    • 2. 2. Организация позитивного взаимодействия студентов педагогического вуза посредством разработки, создания и решения социально-педагогических ситуаций
    • 2. 3. Активизация опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза посредством организации работы психолого-педагогического клуба
  • Выводы по второй главе

Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», в Государственной стратегии развития России до 2020 г. обозначены новые требования к содержанию образования, ориентирующие его на содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьмина формирование человека, умеющего реализовать определенную систему социальных взаимодействий и интегрированного в современное ему общество. В этой связи потребовались новые подходы к подготовке учителя, формированию и развитию социально компетентного педагога, способного самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, позитивно выстраивать отношения в окружающем социуме. Необходимость развития инновационных процессов в современной системе образования обострила потребность формирования социально компетентного учителя. Поэтому возрастает роль включения социального компонента в образовательный процесс педагогического вуза, который будет способствовать целостному становлению и развитию личности будущего учителя, обладающей социальной компетентностью.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что созданы теоретические предпосылки для успешного решения данной задачи. В трудах отечественных ученых В. А. Адольфа, В. А. Болотова, А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Д. А. Иванова, А. К. Марковой, П. В. Симонова, Н. В. Соснина, А. В. Хуторского и др. представлены характеристики компетентности. Анализ теоретических исследований состояния образовательного процесса в вузе (С.И. Абузярова, С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, А. В. Коржуев, М. В. Кочетков, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, С.И. Оси-пова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. А. Попков, А. П. Тряпицына, Д. В. Чернилевский, М. И. Шилова и др.) подчеркивает значимость изучения и выделения социальной направленности высшего образования. В научных трудах С. З. Гончарова, В. Н. Куницыной, В. Г. Первутинского и др. рассматриваются сущностные, содержательные и структурные характеристики социальной компетентности. Зарубежные ученые У. П. Каннинг, Б. Креме, Г. Рот, В. Сейд, Г. Шотмейер и др. также уделяют особое внимание формированию социальной компетентности. М. Ерузалем, Е. Клейн-Геслинг, Ф. Петерман, Р. Ульрих, Р. Ульрих-де Мюнк и др. раскрывают формирование социальной компетентности школьников и студентов посредством социально-психологических тренингов.

Вопросы измерения уровня сформированности социальной компетентности освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых И. А. Зимней, В. Н. Куницыной, а также Ф. Бастианса, Б. Рунде, Е. И. Шмидта, Б. Шпинат и др. В исследованиях Н. И. Белоцерковец, Д. Е. Егорова, Н. В. Калининой, О. В. Колобовой, О. В. Лупановой, Н. А. Рототаевой, В. В. Цветкова и др. изучены возрастные особенности субъектов формирования социальной компетентности: студентов среднего профессионального заведения, выпускников классического университета и др.

Различные подходы обеспечения формирования профессиональной компетентности будущего учителя и практикующего учителя рассматриваются в работах В. А. Адольфа, Я. И. Кузьминова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, B.JI. Матросова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова и др. Теоретические вопросы педагогического обеспечения как структурного компонента процесса формирования подробно представлены и изучены в научных трудах В. В. Игнатовойотдельные аспекты педагогического обеспечения нашли отражение в работах С. А. Болотовой, Н. А. Красноперовой, Л. Ш. Степановой, Н. М. Филипповой, Г. П. Шереметовой, Г. А. Шабанова и др.

Представленные научные труды подчеркивают многоаспектный характер формирования социальной компетентности, однако недостаточно освещенным в научной теории и практике является педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза.

Анализ педагогических исследований позволил выявить объективно существующие противоречия между: требованиями современного общества к учителю, способному к социально компетентному взаимодействию, и недостаточно выраженной ориентацией образовательного процесса в педагогическом вузе на формирование социальной компетентности студентовналичием образовательного потенциала формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза и его недостаточной востребованностью в реальном образовательном процессеобъективной потребностью студентов в освоении социальных знаний, умений, навыков и опыта социально компетентного поведения и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, способствующего формированию их социальной компетентно- 1 сти.

Поиск путей разрешения данных противоречий, требующих теоретического обоснования, разработки и реализации педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза, составляет проблему исследования.

Указанные противоречия, социальная и педагогическая востребованность их разрешения, недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость обусловили выбор темы настоящего исследования «Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза».

Объект исследования: формирование социальной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза как совокупность педагогических условий, реализующихся через педагогические формы, методы и средства.

Гипотеза исследования: формирование социальной компетентности студентов педагогического вуза будет осуществляться более успешно, если в образовательном процессе вуза создано педагогическое обеспечение, предполагающее реализацию следующих педагогических условий:

— обогащение знания студентов педагогического вуза о социальной компетентности посредством разработки и реализации социально-педагогического спецкурса;

— организация позитивного взаимодействия студентов педагогического вуза посредством разработки, создания и решения социально-педагогических ситуаций;

— активизация опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза посредством организации работы психолого-педагогического клуба.

Реализация данных условий обеспечивает получение студентами нового знания о социальной компетентностиосвоение ими опыта социально компетентного поведения. Развитие у студентов рефлексивных умений, совершенствование навыков: самопознаниясамоконтроля поведения и деятельностиэмпатического принятия другого человека выступают в исследовании критериями сформированности социальной компетентности студентов педагогического вуза.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1 .Исследовать социальную компетентность как психолого-педагогический феномен. 1.

2.Выявить состояние проблемы педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза.

3.Исследовать и проанализировать состояние сформированности социальной компетентности студентов педагогического вуза.

4.Разработать формы и средства обогащения знания студентов о социальной компетентности.

5.Разработать и создать социально-педагогические ситуации, направленные на позитивное взаимодействие. б. Организовать работу психолого-педагогического клуба, предполагающую активизацию социально компетентного поведения студентов педагогического вуза.

7.Проверить эффективность педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза в условиях опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская,.

B.Н. Мясищев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, И. С. Якиманская и др.) — ком-петентностный (В.А. Болотов, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составили труды: о психолого-педагогическом понимании категории «социальная компетентность» (С.З Гончаров, Н. В. Калинина, В. Н. Куницына и др.- У. П. Каннинг, Б. Креме, Г. Шотмейер и др.) — о педагогическом обеспечении как совокупности педагогических условий (В.В. Игнатова, Н. А. Красноперова, Н. М. Филиппова, Г. А. Шабанов и др.) — о философском (М.М. Бахтин, И. Кант, Л. Фейербах и др.), психологическом (К.А. Абульханова-Славская, А. Ф. Лазурский,.

C.Л. Рубинштейн, Н. Т. Селезнева и др.) и педагогическом (А.С. Макаренко, А. В. Мудрик и др.) понимании понятия «отношение" — о теоретических положениях развития личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (В.А. Адольф, П. П. Блонский, Т. Е. Гордиенко, С. И. Осипова, Т. А. Ромм, Г. С. Саволайнен, Т. В. Фуряева, Г. И. Чижакова, М. И. Шилова и др.) — о самовоспитании, способствующем изменению отношения к себе и другому (И.А. Донцов, С. М. Ковалев, В. Г. Маралов, Ю. М. Орлов и др.) — о роли клуба в социальном развитии личности (О.Ф. Кукуева, В. И. Петрищев, В. В. Полукаров, А. В. Сасыхов, С. Т. Шацкий и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретических — анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опытаизучение нормативно-программной документацииэмпирических — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, устные и письменные опросы, самооценка, организация и проведение опытно-экспериментальной работы, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов деятельностистатистических — ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Личное участие соискателя состоит в осуществлении содержательного анализа и обобщения основных теоретических положений формирования социальной компетентности студентов педагогического вузав разработке и реализации в качестве старшего преподавателя программы опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования.

1. Уточнена сущность социальной компетентности студентов педагогического вуза, выражающаяся в осознанном, адекватном, позитивном отношении человека к себе и другим, основанном на реализации во взаимодействии баланса (равновесия) между кооперацией и конфронтацией.

2. Обосновано её содержание, включающее: принятие себя, адекватное оценивание своей личности, самоконтроль поведения и деятельности, личностную рефлексиюпринятие другого человека, признание его субъективности, уважительное отношение к другому, коммуникативную рефлексию.

3. Охарактеризовано педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза, предполагающее реализацию в единстве и взаимосвязи педагогических условий: обогащение знания студентов педагогического вуза о социальной компетентности посредством разработки и реализации социально-педагогического спецкурсаорганизация позитивного взаимодействия студентов педагогического вуза посредством разработки, создания и решения социально-педагогических ситуаций;

— активизация опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза посредством организации работы психолого-педагогического клуба.

4. Доказано, что реализация педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза осуществляется за счет указанных педагогических условий поэтапно.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знания о формировании социальной компетентности студентов педагогического вуза за счет уточнения ее сущности, содержательных, структурных характеристикопределения критериев сформированностивыявления педагогического обеспечения формирования данной интегративной характеристики личности студентов педагогического вуза, что способствует дальнейшей разработке научно-методических материаловобогащает теорию и методику педагогического образования.

Практическая значимость исследования: разработано учебное пособие «Самовоспитание социальной компетентности будущего учителя» по теме данного исследованияподготовлена и апробирована авторская программа спецкурса «Актуальные вопросы социального воспитания" — разработаны социально-педагогические ситуации и программа работы психолого-педагогического клуба «Laterna» по формированию навыков социально компетентного взаимодействия студентов педагогического вуза. Результаты исследования используются и дают положительные результаты в образовательной практике Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьеваа также применяются в разработке методических материалов по воспитанию студентов, при разработке учебных программ психолого-педагогического цикла для студентов педагогических вузов, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены опорой на методологические положения деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов к организации и проведению данного исследованияприменением комплекса методов, адекватных его задачам, логике, предмету, цели исследованиязначительной источниковой базойположительными результатами исследования и статистической обработкой полученных результатов опытно-экспериментальной работы с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ГОУ ВПО «Лесосибирский государственный педагогический институт» -филиал Сибирского Федерального университета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 200 студентов II-V курсов, обучающихся на факультете начальных классов названных вузов, факультете психологии и педагогики детства, факультете математики и информатики КГПУ им. В. П. Астафьева (пилотажный этап) — из них выбраны 60 человек для участия в опытно-экспериментальной работе на констатирующем и формирующем этапах (30 человек — экспериментальная группа, 30 человек — контрольная группа).

Основные этапы исследования.

Первый этап — поисково-теоретический (2003 — 2004 гг.) — осуществлялись изучение и анализ степени разработанности проблемы исследования в отечественной и зарубежной философии, психологии, педагогикеразрабатывался категориальный аппаратуточнялись тема, задачи, гипотеза исследованияотбирались и обосновывались методы изучения исследуемого явленияпроводилось пилотажное исследование.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2004 — 2006 гг.) — проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению и анализу сформированности социальной компетентности студентов педагогического вузаапробировались условия педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза. f.

Третий этап — теоретико-обобщающий (2006 — 2008 гг.) — проводились анализ и обобщение результатов исследованияуточнялись теоретические положения и выводы, полученные на предшествующих этапах работыосуществлялось литературное оформление диссертации.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в форме публикаций, в том числе в издании «Вестник КГУ» из списка, рекомендуемого ВАКдокладов и сообщений на научно-практических конференциях: международных «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2004 г.), «Ломоносов — 2005» (Москва, МГУ, 2005), «Качество науки — качество жизни» (Тамбов, ТГТУ, 2005), «Проблемы образования в современной России и постсоветском пространстве» (Пенза, ПГТА, 2005) — Всероссийских «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, КГПУ, 2007) — «Управление образовательным процессом в современном вузе» (Красноярск, КГПУ, 2004), «Межвузовские психолого-педагогические чтения, посвященные 120-летию со дня рождения П.П. Блонского» (Красноярск, СибГТУ, 2004), «Профессиональное образование: стратегии и тактики. Конференция, посвященная 75-летнему юбилею Сибирского государственного технологического университета» (Красноярск, СибГТУ, 2005). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования, кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (2004 — 2008 гг.). По теме исследования имеется 13 публикаций, в том числе одна статья в издании из списка, рекомендуемого ВАК, и одно учебное пособие в соавторстве с Т. Е. Гордиенко «Самовоспитание социальной компетентности будущего учителя» (2005).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика социальной компетентности студентов педагогического вуза состоит в осознанном, адекватном, позитивном отношении к себе и другим, основанном на признании субъективности других и собственной субъектности, обеспечивающем реализацию во взаимодействии баланса (равновесия) между кооперацией (учёт ожиданий другого человека, его интересов и потребностей) и конфронтацией (отстаиванием собственных интересов и запросов).

2. Содержание социальной компетентности включает: принятие себя, адекватное оценивание своей личности, самоконтроль поведения и деятельности, личностную рефлексию, а также принятие другого человека, признание его субъективности, уважительное отношение к другому, коммуникативную рефлексию.

3. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза осуществляется за счет единства и взаимосвязи педагогических условий, реализующихся через педагогические формы, методы и средства поэтапно: от этапа получения студентами нового знания о социальной компетентностичерез осознание данного знания как социально-значимого в социально-педагогических ситуациях взаимодействияк интериоризации этого знания посредством включения студентов в совместную деятельность в психолого-педагогическом клубе.

4. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза осуществляется в процессе реализации в единстве и взаимосвязи педагогических условий, форм, методов, средств:

— обогащение знания студентов педагогического вуза о социальной компетентности позволяет студентам проникнуть в сущностные характеристики социальной компетентностиоткрывает пути использования разнообразных форм и средств педагогической деятельности (социально-педагогический спецкурс, тематический вечеравторское учебное пособие как средство получения нового знания о социальной компетентностисамовоспитание как педагогическое средство изменения отношения к себе и другому);

— разработка, создание и реализация социально-педагогических ситуаций, основанных на принципах диалога, способствуют совершенствованию умений и навыков студентов педагогического вуза в самоконтроле поведения и деятельностиреализации позитивного взаимодействия и осуществляются за счет следующих методов: метода персонифицированного изложения, метода мозгового штурма, метода работы в малых группах;

— активизация опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза обеспечивается такой интегративной формой педагогической деятельности, как психолого-педагогический ' клуб, позволяющей изучать и решать педагогические проблемы в социальном взаимодействии в единстве теоретического и практического аспектов. Выявленные и проверенные опытно-экспериментальным путем условия педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.

Структура диссертации соответствует логике построения данного исследования. Работа включает в себя Введение, две главы, Заключение, библиографический список и Приложение, содержащее материалы организации, проведения и анализа опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе исследования.

Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование социальной компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным при реализации педагогического обеспечения, представленного совокупностью взаимосвязанных педагогических условий, педагогических форм, методов и средств их реализации. В целом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Экспериментальным путем доказано влияние обогащения знания студентов о социальной компетентности и самовоспитании как педагогическом средстве изменения их отношения к себе и другим, обеспечивающих совершенствование навыков студентов в самопознании и изменения их самооценки в сторону ее адекватности.

2. Для совершенствования навыков самоконтроля студентами поведения и деятельности были созданы социально-педагогические ситуации, обеспечивающие организацию позитивного взаимодействия. С этой целью в основу построения данных ситуаций были положены принципы диалога.

Исходя из понимания позитивного взаимодействия как единства знаний о нем, умений и навыков данного взаимодействия, были выделены три блока ситуаций: ситуации, направленные на получение нового знания о себе, другом, окружающем мире (знакомство студентов между собойзнакомство студентов с организацией психолого-педагогического клуба и др.) — ситуации, направленные на получение умений позитивного взаимодействия (создание положительного эмоционального настрояпредставление своего портретаоформление клубного пространства и др.) — ситуации, направленные на получение навыков позитивного взаимодействия (выработка принципов организации психолого-педагогического клубапоиск названия и символа клубаобсуждение названия клубаситуации создания программы работы психолого-педагогического клуба и др.). Применение следующих педагогических методов: метода персонифицированного изложения, мозгового штурма и метода работы в малых группах в их единстве было направлено на совершенствование навыков студентов в самоконтроле поведения и деятельности, выражающихся в самостоятельной постановке цели, задач и путей реализации своей деятельности.

3. В ходе эксперимента было установлено, что выделение в работе психолого-педагогического клуба двух направлений в работе — клубных занятий и внеклубных мероприятий обеспечивает активизацию опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза. Взаимодействие в контексте клубных занятий способствовало совершенствованию самопознания студентов через рефлексивные размышления, тренинговые задания, проблемные задачи с целью коррекции самооценки в условиях психолого-педагогического клуба. В клубе была обеспечена актуализация самоконтроля через включение студентов в деятельность по самостоятельному проведению клубных занятий и внеклубных мероприятий (устный журнал, беседа) — обеспечено развитие навыков эмпатического принятия посредством разнообразных педагогических упражнений и игр, рефлексивных заданий. Деятель-ностный этап формирующего эксперимента, в большей степени, способствовал формированию эмоционально-рефлексивного компонента социальной компетентности.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности выявленных, научно обоснованных и реализованных педагогических условий формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза: обогащение знания студентов педагогического вуза о социальной компетентности посредством разработки и реализации социально-педагогического спецкурсаорганизация позитивного взаимодействия студентов педагогического вуза посредством разработки, создания и решения социально-педагогических ситуаций;

— активизация опыта социально компетентного поведения студентов педагогического вуза посредством организации работы психолого-педагогического клуба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено постановке и решению проблемы выявления педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза.

Решение данной задачи требует, прежде всего, создания в образовательном процессе педагогического вуза таких педагогических условий, которые наиболее успешно способствуют формированию социальной компетентности студентов педагогического вуза. Данные условия определены в результате проведенного анализа и изучения проблемы педагогического обеспечения формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза.

В результате проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие научные результаты: 1. На основе анализа педагогической и психологической литературы обосновано и сделано заключение о том, что понятие «социальная компетентность» обладает интегративным характером. Уточнение содержания понятия «социальная компетентность» позволило выделить содержание данного психолого-педагогического феномена. Содержание социальной компетентности включает: принятие себя, адекватное оценивание своей личности, самоконтроль поведения и деятельности, личностную рефлексию, а также принятие другого человека, признание его субъективности, уважительное отношение к другому, коммуникативную рефлексию.

Сущностная характеристика социальной компетентности представлена как осознанное, адекватное, позитивное отношение человека к себе и другому, основанное на признании субъективности другого и собственной субъектности, обеспечивающее реализацию во взаимодействии баланса (равновесия) между кооперацией (учёт ожиданий другого человека, его интересов и потребностей) и конфронтацией (отстаиванием собственных интересов и запросов).

2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в педагогической теории и практике проблеме педагогического обеспечения формирования социальной компетентности уделяется недостаточно внимания. Одним из путей решения данной проблемы является выявление педагогических условий, форм, методов и средств их реализации, способствующих более успешному формированию социальной компетентности студентов педагогического вуза.

3. В качестве компонентов социальной компетентности выступили: когнитивно-оценочный, в составе которого были выделены: философские, психологические, педагогические знания о себе и другихумения и навыки самопознания и познания других людейзнания о принципах позитивных отношенийадекватная самооценкарегулятивно-деятельностный, включающий в себя: навыки самоконтроля поведения и деятельности в различных социальных контекстахопыт выстраивания позитивных отношений, как в личной, так и в профессиональной сферахумение принимать и уважать субъективность других людей (право человека на представление внутренней интерпретации различных событий, деятельности, явлений окружающего мира, своей субъективной точки зрения) — эмоционально-рефлексивный, представленный: умением понять чувства другого человеканавыками эмпатического принятия другого человекарефлексивными умениями.

Результаты диагностирования актуального уровня сформированности социальной компетентности студентов педагогического вуза показали, что данный уровень по всем компонентам в большинстве случаев соответствует низкому и среднему уровням.

4. В ходе исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность педагогических условий формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза. Она включает:

— обогащение знания студентов о социальной компетентности посредством разработки и реализации социально-педагогического спецкурса, осуществляемое от этапа уяснения студентами сущности социальной компетентности и самовоспитания как педагогического средства изменения отношения к себе и другомук их осмыслению и осознанному отношению, что способствует совершенствованию у студентов навыков самопознания и познания других людей;

— разработка, создание и решение социально-педагогических ситуаций, обеспечивающих организацию позитивного взаимодействия студентов педагогического вуза;

— активизация опыта социально компетентного поведения посредством организации работы психолого-педагогического клуба через привлечение студентов к самостоятельному проведению клубных занятий и внеклубных мероприятий, что обеспечивает получение студентами навыков эмпатическо-го принятия других людей, рефлексивных умений.

5. Основными педагогическими формами, методами и средствами, обеспечивающими реализацию педагогических условий формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза, являлись: социально-педагогический спецкурс «Актуальные вопросы социального воспитания» (лекции и семинарские занятия), тематический вечер «Проблема самовоспитания в работах отечественных и зарубежных ученых», обеспечивающие получение студентами знания о социальной компетентности и самовоспитании как педагогическом средстве изменения отношения к себе и другому, его осмысление и осознанное отношениепсихолого-педагогический клуб как ин-тегративная форма педагогической деятельности, обеспечивающая развитие у студентов навыков эмпатического принятия других людей и рефлексивных уменийметод персонифицированного изложения, метод мозгового штурма, метод работы в малых группах, ориентированные на получение студентами опыта социально компетентного поведения, совершенствование навыков самоконтроля поведения и деятельностисамовоспитание как педагогическое средство изменения отношения студентов к себе и другим людям.

Вместе с тем мы осознаём, что наше исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием социальной компетентности. В качестве перспектив дальнейшего развития можно наметить следующие направления: формирование социальной компетентности студентов в образовательном процессе непедагогических вузовизучение волонтёрского движения как фактора становления социально компетентной личностикоррекция уровня сформированности социальной компетентности учителей в процессе повышения их квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.И. Развитие личности в образовательном процессе: Аспект самоактуализации и личностного преобразования. Инновационные подходы, авторские технологии Текст. / С. И. Абузярова. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004.- 338 с.
  2. , К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К. А. Абульханова. — М.: Издательство «Наука», 1973- 288 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Издательство «Мысль», 1991.-299 с.
  4. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философ-ско-педагогическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. -М.: Наука, 1989.-248 с.
  5. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис.. доктора пед. наук / В. А. Адольф.- Москва, 1998.- 356 с.
  6. , В.А., Степанова, И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: Монография Текст. / В. А. Адольф, И.Ю. Степанова- Крас-нояр. гос. пед. ун-т — Красноярск, 2005.-214 с.
  7. , В.А., Ильина, Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография Текст. / В. А. Адольф, Н.Ф. Ильина- Красноярск: Поликом, 2007 — 192 с.
  8. , Ш. А. Единство цели Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1987- 208 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.- 288 с.
  10. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев Казань: Издательство Казанского университета, 1988 — 237 с.
  11. , Н.П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989 — 224 с.
  12. , Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук Текст. / Л. И. Анцыферова. М., 1989.-580 с.
  13. , А .Я. Очерки по теории воспитания Текст. / А. Я. Арет. Фрунзе, 1961.- 64 с.
  14. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  15. , Е.В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / Е.В. Астапенко- Красноярск, 2008 23 с.
  16. , С.Н. Основы профессионально-педагогического общения Текст. / С. Н. Батракова, Ярославский государственный университет. Ярославль, 1986. — 80 с.
  17. , Н.И. Формирование социальной компетентности студента в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / Н. И. Бахтеева. Казань, 2001 — 16 с.
  18. М.М. как философ Текст. / сост. С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. М.: Наука, 1992. — 256 с.
  19. , Л.Л. Клуб в жизни ребёнка Текст. / Л. Л. Белая. М.: Знание, 1984.-96 с.
  20. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  21. , Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3−7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / Н. И. Белоцерковец. Карачаевск, 2002. — 16 с.
  22. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р.Бернс. -М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  23. , В.М. Проблемы развития и воспитания человека Текст. / В. М. Бехтерев / под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
  24. , В.М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  25. , П.П. Избранные педагогические произведения Текст. / П. П. Блонский. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961.- 695 с.
  26. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. / М. И. Бобнева. М.: Издательство «Наука», 1978. — 310 с.
  27. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности Текст. / А. А. Бодалёв Ленинград, 1970. — 134 с.
  28. , А.А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалёв -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  29. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  30. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Текст. /В.В. Бойко. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
  31. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.-2003.-№ 10. С. 8 — 15.
  32. , С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании Текст.: автореферат, дис. .канд. пед. наук / С. А. Болотова. Смоленск, 2007. — 24 с.
  33. , В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения Текст. / В. Ю. Большаков. Санкт-Петербург, 1994. — 316 с.
  34. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — Еврознак, 2003. -672 с.
  35. Большой толковый словарь русского языка Текст. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2003. — 1536 с.
  36. , Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст. / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д: РГПИ, 1986. 120 с.
  37. , М. Я и ты Текст. / М. Бубер / Пер. с нем. Ю.М. Те-рентьева, Н. Файнгольда, послесл. П. С. Гуревича. — М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.
  38. , К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека Текст. / К. Я. Вазина. — М.:Издательство: Московский государственный университет печати, 2002. 145 с.
  39. , А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16.11.04 Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  40. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1999.-536 с.
  41. , Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов Текст. / Р. С. Гарифьянов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1978. — 180 с.
  42. , С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение Текст. / С. З. Гончаров // Образование и наука. 2004. — №.2. — С. З — 18.
  43. Гордиенко, Т.Е.-Введение в профессию социального педагога: учебное пособие Текст. / Т. Е. Гордиенко. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003.- 216 с.
  44. , Т.Е. Самовоспитание социальной компетентности будущего учителя: учебное пособие Текст. / Т. Е. Гордиенко, Н. В. Ляхова. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. -106 с.
  45. , Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности Текст. / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  46. , И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы Текст. / И. А. Донцов. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  47. , Д.Е. Формирование социальной компетентности студента среднего профессионального учебного заведения в процессе социального образования Текст.: автореферат, дис. .канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. Казань, 2003. — 18 с.
  48. , С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  49. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. — 167 с.
  50. Ерзунов, В. И Клуб для подростка: Из опыта работы подростковых клубов г. Пензы Текст. / В. И. Ерзунов, Н. А. Новосельцева, В. В. Фёдоров. -М.: Просвещение, 1986. 79 с.
  51. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. Б. Растянников. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. 104 с.
  52. , Д.А. Теория и практика формирования ключевой двигательной компетентности в спортивной борьбе Текст.: автореферат дис.. доктора пед. наук / Д. А. Завьялов. — Красноярск, 2006. — 56 с.
  53. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб завед. Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: «Академия», 2007. 192 с.
  54. Л.В. Основы педагогического мастерства Текст. / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова / серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 288 с.
  55. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. /Э.Ф. Зеер. — М.: Издательский центр АПО, 2002. 44 с.
  56. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-480 с.
  57. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34 — 42.
  58. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  59. , И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20 — 26.
  60. , М.В. Пять шагов к себе Текст. / М. В. Зюзько. М.: Просвещение, 1992. — 173 с.
  61. , Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
  62. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография Текст. / В. В. Игнатова. Красноярск: Издательство СибГТУ, 2000. — 272 с.
  63. Игры обучение, тренинг, до су г. Текст. / под ред. В. В. Петрусинского // в 4-х книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  64. , Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин. -СПб., 2001.-752 е.: ил.
  65. Как построить своё «Я» Текст. / под ред. В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  66. , Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников Текст.: автореферат, дис.. .доктора психол. наук / Н. В. Калинина. Самара, 2006. — 43 с.
  67. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения Текст. / В.А. Кан-Калик. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. — 72 с.
  68. , И. Лекции по этике Текст. / И. Кант: Пер. с нем. / общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 2000. -431 с.
  69. Клуб: культура досуга Текст. / лит. запись А. А. Локтева. — М.: Профиздат, 1987. 184 с.
  70. Клуб и социальная активность трудящихся Текст. / Сборник научных трудов. Ленинград, 1982. — 84 с.
  71. Клубоведение: учебное пособие для институтов искусств и факультетов культурно-просветительской работы педагогических институтов Текст. / под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М.: Просвещение, 1979. — 397 с.
  72. , А.Г. Психология и педагогика самовоспитания Текст. / А. Г. Ковалёв, А. А. Бодалёв. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. — 88 с.
  73. , С.М. Воспитание и самовоспитание Текст. / С. М. Ковалёв. М.: Мысль, 1986. — 287 с.
  74. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 448 с.
  75. , Е.В. Система педагогической режиссуры Текст. / Е. В. Кожара. СПб.: Издательство СПбГПУ, 2003. — 250 с.
  76. , А.Д. Образовательные технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей Текст./ А. Д. Козлова. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 244 с.
  77. , И.А. Педагогическая реальность: опыт меж-парадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики Текст. / И. А. Колесникова. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 288 с.
  78. О.В. Формирование социальной компетентности выпускника классического университета (на примере изучения иностранного языка) Текст.: автореферат дис.. канд. пед наук / О. В. Колобова. Рязань, 2003. — 16 с.
  79. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 255 е.: ил.
  80. Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон.- М.: Московский социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с. (Серия «Психология Отечества»)
  81. , Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Издательство: Наука, 1975. — 254 с.
  82. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ Текст. — Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 36 с.
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. / Москва, 2002. 24 с.
  84. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя Текст. / под ред. Л. М. Митиной.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 304 с.
  85. , Е.В. Методы активного социально-психологического обучения Текст. / Е. В. Котова. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002, — 128 с.
  86. , М.В. Теоретико-методологические основания иtорганизационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента Текст. / М. В. Кочетков. — М.: РАО, 2004.- 264 с.
  87. , В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей Текст. / В. В. Краевский. — Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2001. 244 с.
  88. , Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента Текст. / Н. А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 6. — С.22 — 29.
  89. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст. / Н. Б. Крылова. М.: «Высшая школа», 1990. — 142 с.
  90. , Н.В. Способности, одарённость и талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  91. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  92. , О.Ф. Клуб старшеклассников в системе общего образования малого города Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / О. Ф. Кукуева. Омск, 2000. — 19 с.
  93. , Л.Н. Воспитать себя Текст. / Л. Н. Куликова. -М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  94. , В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов Текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. 1 СПб.: Питер, 2001. — 544 е.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
  95. , В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание Текст. / В. А. Лабунская. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-608 с.
  96. , В.А. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция Текст. / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-288 с.
  97. , А.Ф. Избранные труды по психологии Текст. / А. Ф. Лазурский. -М.: Наука, 1997.-446 с.
  98. О.А. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя (методология, теория, практика) Текст.: дис.. доктора пед. наук / О. А. Лапина. — Иркутск, 2002. -312 с. (
  99. , В.Л. Искусство быть собой Текст. / В. Л. Леви. М.: Знание, 1977.-208 с.
  100. , В.М. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум Текст. / В. М. Лещинский, С. В. Кульневич. -М.: Просвещение: Владос, 1995. 240 с.
  101. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Издательство: «Наука», 1984. -444 с.
  102. , Н.А. Педагогические условия формирования у будущего учителя социальной компетентности Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. А. Лупанова. Тула, 2000. — 183 с.
  103. , Н.В. О возможности формирования социальной компетентности будущего учителя в условиях психолого-педагогического клуба Текст. / Н. В. Ляхова // Вестник КГУ — Красноярск, 2006.-Вып. 3/2.- С. 119−121.
  104. , Н.В. О сущности понятия «педагогический клуб» Текст. / Н. В. Ляхова // Вестник ИГЛУ «Проблемы современного образования» 4 — Иркутск, 2007. — С.238 — 242.
  105. , А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта Текст. /А.С. Макаренко // Соч. в 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т.5. — 488 с.
  106. , А.С. Разговор с читателем Текст. /А.С. Макаренко // Соч. в 7-ми т. М., 1957. — Т.4. — 526 с.
  107. Малая советская энциклопедия Текст. / под ред. С.Б. Ин-гулова, H.JT. Мещерякова. Изд-е 2-е, т.5. — М., 1936. — 1056 с.
  108. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития Текст. / В. Г. Маралов. М.: Academia, 2002. — 250 с.
  109. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 191 с.
  110. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. /А.К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.82 — 88.
  111. Маркс. Философия. Современность Текст. / под общ. ред. Т. И. Ойзермана. М.: Политиздат, 1988. — 414 с.
  112. , B.C. Психология индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин / под ред Е. А. Климова. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  113. Методы системного педагогического исследования Текст. / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 170 с.
  114. , Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога Текст. / Л. М. Митина. -М.: Сентябрь, 1999. 192 с.
  115. , Л.А. Преемственность управления подготовкой учителя в системе непрерывного образования Текст.: дис.. доктора пед. наук / Л. А. Мокрецова. Барнаул, 2002. — 310 с.
  116. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  117. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / А. В. Мудрик. М., 1986. — 166 с.
  118. , В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мя-сищев / под ред. А. А. Бодалёва / вступ. статья А. А. Бодалёва. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с.
  119. , Н.Д. Перспективы развития образования в России Текст. / Н. Д. Никандров. М., 2005. — 28 с.
  120. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 912 е.: ил.
  121. , Н.Н. Психология межличностных отношений Текст. / Н. Н. Обозов. К.: Издательство «Лыбидъ» при Киевском университете, 1990. — 192 с.
  122. , В. Л. Задания и педагогические ситуации Текст. / В. Л. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. М.: Просвещение, 1993. — 272 с.
  123. , А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  124. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов.-М.: Просвещение, 1991.-286 с.
  125. , Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания Текст. / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И. Косарев. М.: Высшая школа, 1989. — 63 с.
  126. , С.И. Педагогические условия становления успешной личности в системе непрерывного образования: Монография Текст. / С. И. Осипова. Красноярск: Издательство ГАЦМиЗ, 2000. -84 с.
  127. , С.И. Развитие личности учащихся в системе образования: Монография Текст. / С. И. Осипова, Н. О. Гафурова. — Красноярск: Издательство КГУ, 2002. 249 с.
  128. , В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов Текст. / В. Г. Первутинский / «Твои вершины» проект кафедры акмеологии РГПУ им.
  129. A.И. Герцена Электронный ресурс. / Режим доступа -http://akmeo.rus/index/php?id=120
  130. , В.И. Великобритания: Социализация молодёжи на рубеже 90-х годов XX века Текст. / В. И. Петрищев. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. — 145 с.
  131. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М., 1982. — 255 с.
  132. , А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? Текст. / А. В. Петровский. — М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  133. , В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение Текст. / В. В. Полукаров. М.: Знание, 1988.-80 с.
  134. , В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся Текст.: дис.. док. пед. наук / В. В. Полукаров.-М., 1994.-336 с.
  135. В.А. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Академический Проект, 2004. — 432 с.
  136. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии Текст. / сост.
  137. B.C. Кагерманьян, Л. И. Коханович, П. И. Бабочкин, Н. И. Кучер, Н. А. Маркова, О. Н. Голубева. часть 2. — М., 2003. — 68 с.
  138. , А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения Текст. / А. С. Прутченков. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. — 48 с.
  139. Психологические тесты Текст. / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — Т.1. -С.302−315.
  140. Психолого-педагогический словарь (для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений) Текст. / автор-составитель В. А. Мижериков / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998. — 544 с.
  141. Психология. Словарь Текст. / под общ. Ред. А.В. Ярошев-ского. 2-е изд-е, испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  142. Психология эмоций. Тексты Текст. / под ред В.К. Вилю-наса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Издательство Московского университета, 1984.-288 с.
  143. , А.А. Психология изучения личности: учебное пособие Текст. / А. А. Реан. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. -288 с.
  144. , К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Р. Роджерс: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.-480 с.
  145. , Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов Текст. / Т. А. Ромм. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. -380 с.
  146. , Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте Текст.: автореф. дис.. .канд. психол. наук / Н. А. Рототаева. Москва, 2002. — 23 с.
  147. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  148. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Издательство «Наука», 1997. 189 с.
  149. , Л.И. Самовоспитание личности Текст. / Л. И. Рувинский. -М.: Мысль, 1984. 140 с.
  150. , Л.И. Психология самовоспитания Текст. / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьёва. М.: Просвещение, 1982. — 142 с.
  151. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекцион-ные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам: Пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. — М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  152. , И.И. Основы педагогики общения Текст. / И. И. Рыданова. Мн.: Беларуская навука, 1998. — 319 с.
  153. , Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы Текст. / Н. В. Самоукина. — М.: Новая школа, 1995. 144 с.
  154. Самоучитель педагога-воспитателя Текст. / сост. О. А. Хаткевич, Н. С. Криволап. — Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2004. 128 с.
  155. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  156. , Н.Т. Психологическая культура руководителя: методология, теория, исследование: Монография Текст. / Н. Т. Селезнева, Л. Н. Дроздова, Т. Ю. Тодышева. Красноярск, 2008. -232 с.
  157. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  158. , С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования Текст. /С.Б. Серякова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.32 — 35.
  159. , П.В. Междисциплинарная концепция человека Текст. / П. В. Симонов. -М.: Знание, 1989. 64 с.
  160. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.
  161. , В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин 4-е изд. стереот. — М.: Академия, 2006. — 480 с.
  162. , В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя Текст. /
  163. B.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. 2006. — № 2.1. C.4−9.
  164. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология Текст. / сост. Н. С. Арапова, Р. С. Кимягорова и др., 2-е изд., дополнен. -М.: Цитадель, 1999. 336 с.
  165. Словарь практического психолога Текст. / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  166. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Психологическое издание. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 е.: ил.
  167. Современный словарь иностранных слов Текст. / под ред. J1.M. Комарова. М.: Русский язык, 1993. — 740 с.
  168. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  169. , Э.В. Свободное время и культура досуга Текст. / Э. В. Соколов. JL: Лениздат, 1977. — 208 с.
  170. , Н.В. Компетентностный подход в инновационном инженерном образовании Текст. / Н. В. Соснин. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 182 с.
  171. , Т.А. Психолого-педагогическое исследование. Методы организации, проведения и анализа Текст. / Т. А. Стеганцева, И. А. Аликин. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 86 с.
  172. , Л.Ш. Педагогическое обеспечение процесса профессионального самоопределения старшего школьника в образовательном пространстве лицея Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Л. Ш. Степанова. Чита, 2006. — 22 с.
  173. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. М., 2001. — 46 с.
  174. Стратегия развития России до 2020 года. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Госсовета от 8 февраля 2008 года Электронный ресурс. / Режим доступа http: // www. NEWSru.com
  175. В.А. О воспитании Текст. / В.А. Сухомлин-ский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  176. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20 — 26.
  177. , А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / А. П. Тряпицына, Е.С.Заир-Бек, Т. Н. Беркалиев. М.: Изд-во «КАРО», 2007. — 144 с.
  178. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−20 Юг.г. (оценка влияния на состояние высшего профессионального образования) Текст. — Москва, 2007. 122 с.
  179. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об Образовании» Электронный ресурс. / Режим доступа http: // www/ chuev.org / zakon / spravedlivost / 30 012 007/-9html.
  180. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.
  181. , М. Социальные компетенции и современное образование Текст. / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование в России. -2007. -№П.-С.65 -72.
  182. , Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самореализации учащейся молодёжи Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Н. М. Филиппова. Кострома, 2007. — 21 с.
  183. Философский словарь Текст. / сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М.: Инфра, 2004. — 576 с.
  184. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред-кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. — 2-е изд-е. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.
  185. , К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего Текст. / К. Фопель / Пер. с нем. — 3-е изд., стер. М.: Генезис, 2001. — 256 е.: ил.
  186. , Л.М. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. -288 е.: ил.
  187. , Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста Текст. / Ю. В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.34 — 41.
  188. , Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: Монография Текст. / Т. В. Фуряева. — Красноярск: Красноярк. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2005. 208 с.
  189. , А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. № 5. — С.55 — 65.
  190. , В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / В. В. Цветков. Великий Новгород, 2002. — 18 с.
  191. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов Текст. / Д. В .Чернилевский. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 437 с.
  192. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. — М.: Издательство «Наука», 1977. 143 с.
  193. , М.И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чистякова / под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 128 е.: ил.
  194. , Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе Текст.: автореферат дис.. док. пед. наук / Г. А. Шабанов. Москва, 2006. — 42 с.
  195. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.26 — 31.
  196. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. / С. Т. Шацкий: В 2-х т., Т.1 / под ред. Н. П. Кузина, М.Н. Скат-кина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980. 304 с.
  197. , Г. А. Педагогичесоке обеспечение социального самоопределения сельских школьников в процессе предпрофильной подготовки Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Г. А. Шереметова. Кострома, 2006. — 22 с.
  198. , М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды Текст. / М. И. Шилова. -Красноярск: Универс, 2003. — 712 с.
  199. Шкерина J1.B. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: Монография Текст. / J1.В.Шкерина. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005.-274 с.
  200. , О.А. Математические методы в психологии Текст. / О. А. Шушерина. Красноярск: Сиб ГТУ, 2004. — 144 с.
  201. , Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество, 2002. — 224 с.
  202. , Н.А. Профессиональная компетентность: диагностика профессиональной компетентности работников образовательных учреждений Текст. / Н. А. Эверт. Красноярск, Крас. гос. пед. ун-т им В. П. Астафьева, 2005. — 252 с.
  203. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  204. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  205. Argyle, М. Social interaction Text. / M.Argyle. London: Methuen, 1969.- 102 p.
  206. Bastians, F. Instrumente zur Messung sozialer Kompetenzen Text. / F. Bastians, B. Runde // Zeitschrift fixer Psychologie. — Hogrefe — Verlag, Goettingen. 2002. — № 210. — S. 186 — 196.
  207. Du Bois D.L. The quadripartite model of social competence Text. / D.L.Du Bois, R.D. Felner // M.A. Reinecke, F.M. Dattilio u. A.
  208. Frieman (Eds.). Cognitive therapy with children and adolescents. — New YorkiGuilford, 1996. -p.p. 124 152.
  209. Dorsch, F. Psychologisches Woerterbuch Text. / F. Dorsch / Dorsch. Hrsg. von Friedrich Dorsch /12. ueberarb. und erw. Aufl. — Bern- Goettingen- Toronto- Seattle: Huber, 1994. S. 732 — 733.
  210. Ford, M.E. The concept of competence: Themes and variations. In H.A. Marlowe, R.B. Weinberg (Eds.), Competence development Text. / M.E. Ford. Springfield: Thomas Publishers, 1985. — p.p. 3 — 49.
  211. Frosch, H. Im Netz der Beziehungen: Soziale Kompetenz zwischen Kooperation und Konfrantation Text. / Herbert Frosch. -Padeborn: Junfermann, 2002. 153 S.
  212. Greif, S. Soziale Kompetenzen. In D. Frey, S. Greif (Hrsg.) Sozialpsychologie. Ein Handbuch in Schluesselbegriffen Text. / S.Greif. -Muenchen: Psychologie Verlags Union, 1987. S. 312 — 320.
  213. Hillmann, K.-H. Woerterbuch fuer Soziologie Text. / K.-H.Hillmann. 4., ueberarbeitete und ergaenzte Auflage. — Stuttgart: Kroener, 1994. — S. 801 — 802.
  214. Hinsch, R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen: Grundlagen, Durchfuehrung, Materialien Text. / R. Hinsch, U.Pfingsten. Weinheim: Beltz, 2002.-132 S.
  215. Holtz, K.-L. Geistige Behinderung und soziale Kompetenz. Analyse und Integration psychologischer Konstrukte Text. / K.-L. Holtz. -Verlag Hedelberg, 1994. 126 S.
  216. Jerusalem, M. Soziale Kompetenz. Entwicklungstrends und Foerderung in der Schule Text. / MJerusalem, J. Klein-Hessling //
  217. Zeitschrift fuer Psychologie. — Hogrefe Verlag, Goettingen, 2002. — № 210.-S. 164- 174.
  218. Kanning, U.P. Soziale Kompetenzen — Definition, Strukturen und Prozesse Text. / U.P. Kanning // Zeitschrift fuer Psychologie. -Hogrefe Verlag, Goettingen, 2002. — № 210. — S. 154 — 163.
  219. Kanning, U.P. Diagnostik sozialer Kompetenzen / Kompendien / Psychologische Diagnostik / Text. / U.P.Kanning, Band 4. Hogrefe -Verlag, Goettingen / Bern / Toronto / Seatle, 2003. — 140 S.
  220. Krems, B. Sozialkompetenz als Qualifikationsziel Text. / B. Krems // Spectrum FH. Zeitschrift fuer Verwaltungsfachhochschule in Wiesbaden, 1 / 03 9. Jahrgang April, 2003. S. 1 — 3.
  221. Petermann, F. Training sozialer Kompetenz bei Kindern und Jugendlichen Text. / F.Petermann. In J. Margraf u. K. Rudolf (Hrsg.), Training sozialer Kompetenz. Baltmannsweiler: Roettger — Schneider -Verlag, 1995, — S. 109- 126.
  222. Riemann, R. A. Eine deutschsprachige Fassung des «Interpersonal Competence Questionnaire» (ICQ) Text. / R. Riemann, A. Allgoewer // Zeitschrift fuer Differentielle und Diagnostische Psychologie, 1993. -№ 14. S. 153 — 163.
  223. Roth, H. Paedagogische Antropologie Text. / H.Roth. — Berlin, 1969.-368 S.
  224. Schmidt, J.I. Psychologische Messverfahren fuer soziale Kompetenzen Text. / J.U.Schmidt. In «Stolperstein» Sozialkompetenz: Was macht es so schwierig, sie zu erfassen, zu foerdern und zu beurteilen? /
  225. Hrsg.: Bundesinstitut fuer Berufsbildung, Bielefeld: Bertelsmann, 1995. S. 117−135.
  226. Schotmayer, G.S. Ich Identitaet, Soziale Kompetenz und Konfliktfaehigkeit Text./G.S.Schotmayer // Paedagogik, 49. Jahrgang, Heft 10, 1997.-S. 30−37.
  227. Schroeder, H. Strukturanalyse interpersoneller Faehigkeiten Text. / H.Schroeder. In: Vorweg, M. u. Schroeder H. (Hrsg.): Persoenlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band 1. Leipzig: Karl Marx-Universitaet, 1980. S. 98 — 275.
  228. Seyd, W. Sozialkompetenzerwerb im BBW mehr als ein guter Vorsatz Text. / W.Seyd. — BBW Waiblingen, Fassung 10.10.00. -12 S.
  229. Ullrich, R. Soziale Kompetenz: Experimented Ergebnisse zum Assertiveness Training — Programm ATP Text. / R. Ullrich, R. Ullrich de Muynck. -Muenchen: Pfeifer, 1978. — 98 S.
  230. Waters, E. Social competence as a developmental construct. Developmental Rewiew, 3 Text. / E. Waters, L.A. Sroufe. New York: Academic Press, 1983. — S. 79 — 97.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
Заполнить форму текущей работой