Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявление педагогических условий позволило разработать практические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи, основываясь на аксиологическом, культурологическом и личностно-ориентированном принципах, а также на условиях, обеспечивающих отбор содержания образования по русскому языку и культуре речи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ категориальных понятий проблемы исследования
    • 1. 2. Анализ и характеристика состояния уровней развития у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
    • 1. 3. Образовательный процесс по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его ориентация на воспитание у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

    Глава 2. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время

    2.1. Особенности отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированного на формирование у студентов духовно — нравственных ценностей.

    2.2. Технологические основы формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета.

Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовная жизнь нашего общества сопровождается критическим осмыслением молодежью опыта предшествующих поколений и современной действительности. Преобразования российского общества происходят в условиях все возрастающего разрыва преемственности духовно-нравственной культуры России между поколениями советского и постсоветского периодов. Личность современного человека формируется в сложный период девальвации духовных ценностей, засилья массовой культуры, дефицита высокохудожественных произведений искусства. Задача высшего образования — воспитание молодежи, преданной отечественным идеалам, убежденной в социальной значимости своей профессиональной деятельности, формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Вместе с тем подготовка специалиста в негуманитарном вузе в настоящее время осуществляется по сложившимся традиционным принципам, согласно которым высшая школа выпускает квалифицированного специалиста — производственника, а развитие личностных качеств студента, приобщение его к ценностям отечественной культуры полагается сопутствующим, происходящим само по себе.

Необходимый обществу подъем духовности, нравственности, культуры в значительной мере связан с преодолением филологического невежества. Известно, что слово — наша жизнь, внутренняя и внешняя. В трудах В. В. Виноградова, выдающегося лингвиста, содержится ряд концептуальных идей, касающихся роли слова в процессе отражения мира человеком как той формы, в которой в первую очередь запечатлеваются коллективно осознанные характеристики действительности. Известный исследователь механизмов речи Н. И. Жинкин пишет: «Через речь можно управлять своими действиями и действиями других людей» (57,83). Язык принимает участие в процессах выделения цели, которая контролирует намерения человека и управляет его действиями. Человеческое мышление является речевым, то есть в нем речь выступает средством не только выражения мыслей, но и их образования и развития.

В современных условиях отношение к языку, его статусу в системе образования, науки, межгосударственных общений и отношений, его геополитическому значению приобретает особую важность и остроту. Этоодин из основных вопросов духовного оздоровления нравственного климата в стране и вообще культуры в России в целом. Вместе с тем, роль гуманитарных дисциплин в возрождении народного самосознания, утраченной духовности все еще не оценена должным образом.

Образование объективно несет в себе потенциал активизации личностного роста обучающихся. Образовательный процесс протекает так, что в нем стихийно складываются условия для активного и направленного саморазвития включенного в него человека. Своим содержанием образование задает определенные идеалы для обучающегося, многократно, в рамках различных учебных дисциплин, обращает растущего человека к их осмыслению, оцениванию, применению их в собственной жизни. Мера интереса к идеалам, их личностное осмысление и принятие зависит у студентов от степени духовности педагога, понимания им своей ответственности за духовно-нравственное становление обучающихся. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи требует особого внимания педагога, поскольку профессиональная направленность таких вузов мало способствует решению данной проблемы.

Ломка привычных представлений и сложившихся ценностных ориентации, характерная для современной России, требует особого отношения к созданию новой действенной системы становления духовно-нравственного ядра личности студента. В науке о воспитании проблема совершенствования личности изучалась психологами и педагогами в разные периоды (Л.И.Божович, О. С. Богданова, А. В. Гурова, С. Н. Иконникова, М. К. Казанкина, Г. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, В. И. Петрова и др.).

Учеными определено, что обращение к идеалу позволяет личности создавать нравственные устремления и давать оценку своим поступкам в разных жизненных ситуациях. В то же время, в отечественной системе профессионального образования идет активный поиск перспективных педагогических технологий подготовки специалистов (Н.А.Асташева, Г. Н. Комарова, Е. И. Макуренко, Ю. А. Самсонов, Э. А. Финогенова, Л. А. Ядвиршис и др.). Проблема воспитания у молодежи ценностных ориентиров и условий их формирования изучали В. А. Дмитриев, В. Т. Лисовский, Л. Я. Рубин, М. Х. Титма, В. Н. Шубник. Духовно-нравственное воспитание личности как психолого-педагогическую проблему исследуют К.А.Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, И. Б. Котов, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и другие. В их трудах рассматриваются методология и вопросы поиска наиболее общих подходов к решению данной проблемы. Процесс же формирования духовно-нравственных ценностей у студентов негуманитарного вуза посредством изучения русского языка и культуры речи остается за пределами внимания ученых.

Вместе с тем, К. Д. Ушинский считал родной язык «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом». Изучая родной язык, «не условным звукам только учится ребенок., — писал ученый, — но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» (168,563). В соответствии с этим Е. П. Белозерцев утверждает, что духовное начало народа, каждого человека, русское образование должны быть национальными по содержанию и православными по духу. В. Ю. Троицкий высказывается за восстановление русской школы, формирование у обучающихся осознания себя частью русского народа. При этом он замечает, что русский язык может «помочь восстановить здоровое народно — государственное, соборное сознание на основе возрождения духовного облика человека» (161,21−24,45).

Духовно-нравственное воспитание культурной личности становится инновацией в высшем образовании, о чем свидетельствуют государственные образовательные стандарты и практика многих учебных заведений. Поиск путей формирования в процессе обучения ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза приобретает при этом особую значимость, определяющуюся существующими противоречиями: между потребностью общества в воспитании духовно-нравственной личности будущих специалистов и направленностью образовательного процесса в негуманитарных вузах в основном на развитие интеллектуальных способностей обучаемыхмежду возможностью формирования ценностей отечественной культуры у студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогики высшей школы. Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Объект исследования: образовательный процесс в негуманитарном вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Задачи исследования:

1. Выявить и уточнить категориальные понятия проблемы исследования.

2. Дать анализ ориентации образовательного процесса по изучению русского языка и культуры речи на формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

3. Определить ориентиры отбора содержания знаний по русскому языку и культуре речи, необходимых для формирования у обучаемых духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

4. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время.

5. Разработать практические рекомендации по формированию у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры средствами учебного предмета.

Гипотеза исследования: формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи будет успешным, если:

— выделены и содержательно определены формируемые духовно-нравственные ценности;

— в содержание образования учебного предмета «Русский язык и культура речи» системно включены духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

— изучение русского языка осуществляется в контекстном представлении произведений русских писателей;

— в процессе обучения пролонгирована целенаправленность и системность обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка не только на учебных занятиях, но и во внеучебное время.

Теоретико — методологическую основу исследования составили:

— философско-психологические положения о сущности и закономерностях развития человека, о его духовном становлении в отечественном аксиологическом пространстве (Б.Г.Ананьев, Б. С. Браусь, А. Н. Леонтьев, В.И.Слободчиков);

— аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П.Белозерцев, В. А. Беляева, М. В. Богуславский, Т. И. Петракова, З.И.Равкин);

— методологические принципы педагогического исследования (А.И.Коче-тов, В. В. Краевский, В.А.Сластенин).

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

— теоретические методы: анализ философской, этической, социологической, психолого-педагогической, культурологической и специальной литературы по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей личностиизучение и анализ учебно-программной документации с целью успешной педагогической деятельности;

— эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос (устный и письменный), индивидуальные и групповые беседы со студентами и преподавателями, педагогический эксперимент.

Базу исследования составили первые курсы инженерного, технологического и экономического факультетов Рязанской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П. А. Костычева (далееРГСХА). Всего 289 человек. Этапы исследования.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) — изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Был проведен констатирующий эксперимент и обработаны его данные. Анализ полученных результатов, учебных программ и пособий позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования и разработать содержание формирующего эксперимента.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) — осуществлялась проверка и уточнение гипотезы исследования, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) — проходила обработка и анализ разделов формирующего эксперимента, были сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, оформлен текст диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Категориальными понятиями процесса формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры являются: профессиональная культура выпускника негуманитарного вуза, включающая в свое содержание, наряду с ценностями специалиста, духовно-нравственные ценности отечественной культурывоспитание как процесс становления и развития у обучаемых ценностного отношения к русскому языку, владения культурой родного языка в профессиональной деятельности и жизненных ситуацияхобразование как процесс формирования у студентов системы духовно-нравственных ценностей средствами учебного предмета.

2. Ориентирами отбора содержания знаний по русскому языку и культуре речи выступают: аксиологическая направленность в содержании образования по изучению русского языка и культуры речипоследовательное включение формируемых духовно-нравственных ценностей в содержание знаний в качестве базовой основы обучения русскому языку и культуре речиподбор произведений русских писателей, где формируемые ценности представлены в контексте исторических событий и героических поступков соотечественниковнеобходимость включения студентов в процесс творческой деятельности, создающей предпосылки эмоционально-ценностного переживания формируемых ценностей отечественной культурыреализация принципов: аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного.

3. Педагогическими условиями формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» являются: содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностей (патриотизм как любовь к Отечеству, выражающийся в чувстве уважения к родному языку, его богатым возможностям раскрывать культуру своего народа и красоту родного краяинтерес к отечественной культуре и роли русского языка в ее развитиилюбовь к ближнему, выражающаяся в стремлении правильного смыслового использования слова в общении с другими) — системное включение духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи" — соответствие системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихсяизучение русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированыизучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину традиций народной культуры, их непосредственную взаимосвязь с духовными и нравственными ценностями бытия русского человекареализация целенаправленности и системности обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка на учебных занятиях и во внеучебное время. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— определены ориентиры отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, систематизирующего духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

— разработаны технологические основы формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза средствами учебного предмета «Русский язык и культура речи», базирующиеся на использовании интеграции процесса изучения русского языка и произведений русских писателей;

— выявлены и обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнены и охарактеризованы категориальные понятия процесса формирования духовно — нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза при изучении курса «Русский язык и культура речи»;

— представлен образовательный процесс по изучению русского языка и культуры речи, ориентированный на формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в учебное и внеучебное время;

— проанализирована динамика формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, выводы, полученные результаты и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы в целях формирования у обучаемых духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речи в негуманитарных вузах на лекциях и практических занятиях, во внеаудиторной работеслужить в качестве основы для разработки интегрированных курсов по выборуа так же быть адаптированы к использованию в образовательном процессе средних специальных учебных заведений негуманитарного профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкими методологическими положениями, опорой на данные современной психолого-педагогической научной теорииприменением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачамсистемно-деятельностным подходом к организации опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью результатов исследования в других учебных заведениях, использованием адекватного диагностического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации педагогического процесса в Рязанской государственной сельскохозяйственной академии, Инженерно-экономическом институте при РГСХА, Клепиковском, Скопинском, Шацком сельскохозяйственных ссузах. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в г. Рязани, Владимире, Москве. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа (объемом 159 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 189 источников, приложений.

Выводы по Главе 2.

Формирование ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» происходит под влиянием ряда факторов: отбора содержания образования, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностейтехнологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами предмета.

Отбор содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, важно осуществлять путем выделения и содержательного определения формируемых духовно-нравственных ценностейгуманизации и гуманитаризации образования, аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходовизучения языка на материале художественных произведений, отражающих глубину, смысл русских традиций в культуре народа, их непосредственной взаимосвязи с духовными и нравственными ценностями бытия русского человекатворческой направленности учебно-познавательной деятельностиориентира на эмоционально-ценностное переживание изучаемых ценностей. Педагогическая цель исследования достигается посредством отбора преподавателем содержания образования в рамках изучения будущими специалистами русского языка и культуры речи, в основе которого лежат духовно-нравственные ценности отечественной культуры.

Педагогическое проектирование отбора содержания образования по дисциплине охватывает формы учебной и внеучебной деятельности студентов. Учебный курс по русскому языку и культуре речи наполняется содержательным, организационно-процессуальным и контрольно-оценочным компонентами учебно-познавательной деятельности. Формирование ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза при изучении русского языка и культуры речи включает процесс становления ценностей отечественной культуры в систему профессионального образования. Ориентирование при отборе содержания образования на духовно-нравственные ценности позволяет каждой конкретной личности участвовать в жизни общества, профессионально направленной деятельности и быть субъектом духовно-нравственного саморазвития.

Ориентиры отбора учебного материала согласуются с аксиологическим, культурологическим и личностно — ориентированным принципами и образуют единый вектор формирования духовно-нравственных ценностей в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Для реализации отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи использовались технологические основы формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами предмета. Педагогические технологии позволяют повышать эффективность направленности процесса обучения на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза.

Были выделены следующие технологические основы: диагностирование, целеполагание, прогнозирование, проектирование, деятельностный компонент и результативно-контрольный, которые реализовывались в педагогических условиях системного включения духовно-нравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи" — соответствия системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучаемымиизучения русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированыреализации личностно-деятельностного подхода, обеспечивающего субъ-ектность в выборе обучаемыми творческого задания, формы представления его содержания и защиты. Педагогические технологии позволяют достичь цели формирования ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи. Это обеспечивает возможность педагогической коррекции в ходе формирования ценностей отечественной культуры у обучающихся, саморазви-тя студентов за счет педагогических процедур контроля, ориентированных на четко определенные показатели формирования ценностей отечественной культуры. Содержание технологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами изучения предмета взаимосвязано с направлениями профессиональной деятельности специалиста в обществе.

Формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры осуществляется путем отбора содержания образования и технологических основ. Данное положение нашло подтверждение в формирующем эксперименте. По итогам опытно экспериментальной работы диагностированы изменения в духовной сфере у студентов негуманитарного вуза, патриотических показателях у обучающихся, интересе к отечественной культуре, любви к ближнему, а также определены деятельностные показатели у обучающихся духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Осуществляя формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры, преподаватель реализует педагогические условия: содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностей (патриотизм как любовь к Отечеству, выражающийся в чувстве уважения к родному языку, его богатым возможностям раскрывать культуру своего народа и красоту родного краяинтерес к отечественной культуре и роли русского языка в ее развитии, любовь к ближнему, выражающаяся в стремлении правильного смыслового использования слова в общении с другими) — системное включение духовнонравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи" — соответствие системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихсяизучение русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированыизучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину традиций народной культуры, их непосредственную взаимосвязь с духовными и нравственными ценностями бытия русского человекацеленаправленность и системность обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка на учебных занятиях и во внеучебное время. Данные условия обеспечивают целостное духовно — нравственное развитие личности в учебно-познавательной деятельности.

На основе теоретического анализа научной литературы, констатирующего эксперимента, образовательного процесса по русскому языку и культуре речи, отбора содержания образования по изучению дисциплины, технологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза были разработаны практические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей в процессе изучения русского языка и культуры речи, которые позволяют преподавателю системно структурировать формирование у студентов ценностей отечественной культуры, проектировать освоение дисциплины в вузе, отбирать содержание учебного курса и технологии ценностно-осмысленного освоения студентами материала по предмету.

Таким образом, на базе освоения студентами отобранного содержания образования по русскому языку и культуре речи, ориентированного на формирование духовно-нравственных ценностей, на основе его технологической реализации в отобранных педагогических условиях, происходит формирование духовно-нравственной личности в период вузовского обучения. В дальнейшем это также способствует личностному совершенствованию. Таким образом, у будущего специалиста негуманитарного профиля появляется реальная возможность распространять в свою профессиональную деятельность духовно-нравственные идеалы, ценности отечественной культуры, воспитывать патриотические убеждения, русский менталитет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы.

Высшая школа является институтом общества, который ориентирует, прежде всего, на становление духовного облика человека. В российском обществе происходит переориентация в содержании и соотношении духовно-нравственных ценностей, успешность профессиональной деятельности современного специалиста определяется сформированностью ценностных ориентаций. Именно образование дает возможность формировать новое мышление, новое видение смысла жизни.

В современных условиях в образовательном процессе высшего негуманитарного образования на одно из первых мест выходит задача формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов.

С усилением духовно формирующей функции современного образования, его ориентации на ценностно-смысловое освоение действительности, на диалог с культурой человека меняются требования к подготовке современного специалиста негуманитарного вуза.

В процессе обучения предполагается воспитание духовно-нравственной личности студентасуществует возможность формирования ценностей отечественной культуры у студентов при изучении русского языка и культуры речи. Потребностью общества в духовно-нравственном развитии личности будущего специалиста и несоответствием этому требованию процесса его личностного становления в образовательном пространстве негуманитарного вуза, определяются изменения в подготовке профессионала и создание необходимых педагогических условий для духовно-нравственного становления студентов негуманитарного профиля.

Теоретическое выявление и уточнение категориальных понятий «профессиональная культура выпускника негуманитарного вуза», «ценность» и «ценностные ориентации», «образование в негуманитарном вузе», формирование", «духовно-нравственные ценности» позволило выделить в понятиях стержневое значение применительно к специалисту негуманитарного вуза.

На основании сопоставительного анализа разных источников установлено, что использование категориальных понятий при формировании духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи помогает компетентно выстроить педагогическую деятельность, учитывать специфику высшей негуманитарной школы. Все это может выступить ориентировочной основой для понимания студентами системы ценностей и ценностных ориентаций.

Также установлено, что формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи в условиях профессионального образования представляет собой процесс и результат самосознания обучающихся в области духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, которые познаются, осмысливаются в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения, профессиональной деятельности, в жизненные принципы, которые определяют духовно-ценностное отношение личности к себе и другим людям, своей профессии.

В результате проведенного констатирующего эксперимента выявились противоречивые особенности. У студентов имеются ценностные отношения к своей стране, отечественной культуре, окружающим людям, но отсутствует устойчивая личностная позиция к духовным идеалам, ценностям отечественной культуры. При этом отмечалось недостаточное стремление к собственному нравственному самообразованию, к реализации творческого потенциала личности, формированию духовности как позиции ценностного сознания, характеризующейся бескорыстностью, стремлением к добру и справедливости. Вместе с тем констатировалась заинтересованность студентов негуманитарного вуза в их духовнонравственном развитии в процессе изучения русского языка и культуры речи. Гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» предстала в качестве содержательной основы педагогического проектирования формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры.

В результате анализа образовательного процесса по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его ориентации на воспитание у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры нами отмечен реальный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» в воспитании у обучающихся духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Для реализации образовательного процесса по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его воспитательного потенциала, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры следует ориентироваться на целенаправленное и системное использование аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов. Необходимым условием формирования ценностного фундамента является переориентация учебного процесса по предмету в негуманитарном вузе на проблему наличия духовно-нравственных ориентиров у студентов.

Анализ образовательного процесса по русскому языку и культуре речи показал, что в негуманитарном вузе почти не уделяется должного внимания формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистовучебно-методическая литература недостаточно освещает и раскрывает эти вопросынет четких ориентиров на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речикультурное значение данной дисциплины представлено неопределенновоспитательные цели по русскому языку и культуре речи на практике слабо выражены и не наблюдаются при реализации функции контроляотсутствуют творческие задачи по ценностной проблематике, которые способствовали бы совершенствованию педагогических технологийузкопрофессиональные представления при обучении не обеспечивают результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентовнедостаточное использование образцовых литературных текстов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» не способствует выявлению уровня знаний о духовно-нравственных ценностях отечественной культурынеразработанность педагогических условий не позволяет полноценно осуществлять формирование духовно-нравственных ценностей у студентовличностно-ориентированный подход представлен неопределенно, что не дает возможности учесть уровень сформированности духовно-нравственных ценностейнедостаточная ориентация в образовательном процессе по русскому языку и культуре речи на внеучебную деятельность студентов ведет к отсутствию целенаправленной работы по формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза. Гуманитарная дисциплина в негуманитарном вузе позволяет расширить возможности образовательного процесса, направленного на становление личности будущего специалиста, его духовно-нравственных качеств путем совершенствования содержания образовательного процесса по дисциплине, использования педагогических технологий обучения в определенных педагогических условиях. Ориентация образовательного процесса на воспитание у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры обнаружила необходимость педагогического влияния на освоение будущими специалистами содержания гуманитарной дисциплины с позиций готовности к духовно — и нравственнозрелому осмыслению культурно-ценностной информации, применению ценностных убеждений в профессиональной деятельности. Это объективно потребовало выявить педагогические условия формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время, которые включают в себя отбор содержания образования по изучению дисциплины, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, а также технологические основы в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета.

При отборе содержания образования с целью формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры учитываются следующие ориентиры: выделение и содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностейгуманизация и гуманитаризацияаксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходыизучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину, смысл русских традиций в культуре народа, их непосредственной взаимосвязи с духовными и нравственными ценностями бытия русского человекатворческая направленность учебно-познавательной деятельностиориентир на эмоционально-ценностное переживание формируемых ценностей отечественной культуры, которые направлены на становление личности студента в системе профессионального образования специалистов. Посредством этих подходов в процессе деятельности складываются способности студентов к восприятию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речи.

В основе отбора и структурирования содержания образования по изучению русского языка и культуры речи находятся аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный принципы. Применение аксиологического принципа в учебном процессе должно осуществляться на основе ценностного характера, где главным являются духовно-нравственные ценности отечественной культуры (патриотизм, интерес к отечественной культуре, любовь к ближнему). Культурологический принцип реализуется за счет включения в содержание образования по русскому языку и культуре речи общекультурных знаний, о культуре вообще. Усвоение культуры состоит в принятии обучающимися духовных ценностей, эталонов поведения и реализации их в своей деятельности. Наполнение учебного материала по дисциплине образцами художественных произведений способствует возвышению человеческого в человеке. При изучении русского языка и культуры речи студентами негуманитарного вуза личностно-ориентированный принцип направлен на развитие творческого потенциала личности, ее активной жизненной позиции, формирование духовно — нравственных ценностей, происходит становление самоактуализирующейся личности, самоопределение студента как субъекта деятельности.

Важным в отборе учебного материала является содержание духовно-нравственной основы, обеспечивающей формирование у студентов ценностей отечественной культуры. Восприятие обучающимися обновленного содержания по русскому языку и культуре речи отражается в процессе учебной и во внеучебной деятельности студента, профессиональной направленности, моральном облике будущего специалиста. Каждая тема по данной дисциплине с помощью преподавателя должна помочь молодому человеку утвердить социальные нормы, духовно-нравственные идеалы, патриотические ценности, которые тесно связаны с отечественной культурой, гуманитарными знаниями, литературой, искусством, религией, духовными традициями народа. Обновленное содержание образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированное на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, позволяет воспитать систему ценностных установок, ориентиров личности в процессе саморазвития, духовно-нравственной самореализации будущих специалистов в условиях обучения в негуманитарном вузе.

Процесс формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры обеспечивался применением технологических основ обучения: диагностирования, целеполагания, прогнозирования, проектирования, деятельностного компонента и результативно-контрольного. Данные компоненты функционировали в условиях системного включения духовно-нравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи" — соответствия системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучаемыхизучения русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности отечественной культуры актуализированыреализации личност-но-деятельностного подхода, обеспечивающего субъектность в выборе обучаемыми творческого задания, формы представления его содержания и защиты. Педагогическая технология организовывает учебную деятельность и управляет ею для достижения результативности в формировании у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Применение технологий обучения в условиях учебной и внеучебной деятельности, в процессе самообразования обучающихся обеспечивает формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Педагогические технологии выстраиваются в соответствии с целью диссертационной работы и ожидаемым результатом.

В соответствии с целями и задачами формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета применялись специально отобранные технологии обучения в опытной работе. По итогам формирующего эксперимента зафиксированы изменения у студентов по показателям развития духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. В динамике развития духовной сферы у студентов негуманитарного вуза произошло преломление духовности, ценностных суждений, изменились патриотические показатели на базе осмысления обучающимися их значимости в личной жизни, в жизни общества. У студентов отмечен повышенный интерес к отечественной культуре, готовность будущих специалистов изучать, сохранять, распространять ценности отечественной культуры. Показатели отношения обучающихся к окружающим людям диагностировали рост духовной сопричастности к ним. Сформированные ценностные убеждения студенты негуманитарного вуза готовы применять в профессиональной деятельности по самосовершенствованию личности.

Педагогические условия поддерживают ценности отечественной культуры обучающихся в процессе профессиональной подготовки в негуманитарном вузе, стимулируют активность студентов в самообразовании, саморазвитии духовно-нравственных позиций личности согласно выработанному духовному идеалу.

Выявление педагогических условий позволило разработать практические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи, основываясь на аксиологическом, культурологическом и личностно-ориентированном принципах, а также на условиях, обеспечивающих отбор содержания образования по русскому языку и культуре речи. Реализация обновленного содержания образования по дисциплине «Русский язык и культура речи» заключается в ориентации учебной деятельности по предмету на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в негуманитарном вузев направлении учебного материала по курсу на формируемые ценности у студентовв возможности организации с помощью педагогических технологии процесса ценностного формирования у обучающихсяприменения различных форм учебной деятельности, активных методов, педагогических средств с целью формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культурыобеспечении педагогическими условиями в учебном процессе духовно-нравственного становления личности студентанаправлении учебно-познавательной деятельности на творческие, диалогические и ценностно-познавательные взаимоотношения между субъектами, на активность их позиции в саморазвитии, самопознании личности на основе педагогических технологийорганизации самостоятельной работы студентов в учебное и внеучебное время, где происходит личностное самоутверждениеприменении самоконтроля обучающимися, что может способствовать реализации сформированных духовно-нравственные ценностей отечественной культуры в учебное и внеучебное время и в профессиональной деятельностииспользовании внеучебной деятельности при изучении русского языка и культуры речи в процессе профессиональной подготовки и формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистов в негуманитарном вузе.

В новых условиях организации учебного процесса преподавателем использовались проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, практические занятия, деловые игры, ситуативные упражнения, в процессе которых происходит формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры, становление духовности, нравственной позиции будущих специалистов. Педагог создает на занятиях и во вне-учебное время педагогические условия для выражения будущими специалистами духовно — и нравственно — зрелых позиций. Экскурсии, научно-исследовательская, творческая, самостоятельная работа студентов способствуют формированию и закреплению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистов.

Качественный и количественный анализ результатов исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:

— образовательный процесс по русскому языку и культуре речи, ориентированный на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, при соответствующей организации может являться культурообразующей профессиональной подготовки будущего специалиста;

— традиционно существующий образовательный процесс по изучению русского языка и культуры речи в негуманитарном вузе не имеет выраженной ориентации на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей бытия, что сдерживает развитие у них ценностной сферы, являющейся основой профессиональной деятельности;

— использование художественных произведений русских писателей, в контексте которых ярко выражены духовно-нравственные ценности бытия человека, обеспечит освоение изучаемых знаний на высоком эмоциональном уровне и будет способствовать их присвоению обучаемыми;

— согласование видов и форм учебной и внеучебной деятельности студентов по расширению и углублению знаний и роли культуры языка в создании духовно-культурных ценностей создает эмоциональный фон, необходимый для переживания знаний языка и о языке на лич-ностно-значимом уровне;

— реализация в ходе формирующего эксперимента, представленного в диссертационном исследовании, педагогических условий, предусматривающих использование технологических основ формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, обеспечила результативное их развитие, что свидетельствует о применимости этих педагогических условий в негуманитарных вузах.

Показателем сформированности у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи является осознанность личностью духовно-нравственных ценностей русской культуры, потребность внести свой вклад в распространение духовно-нравственных традиций в профессиональной деятельности, жизненной позиции личности.

Проблема формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи актуальна и многогранна. В связи с дальнейшим научным поиском следует выделить ряд вопросов для изучения: разработка гуманитарного курса для студентов негуманитарного вуза «Русский язык как духовная ценность" — работа по введению языковедческих курсов в высшей школе во все периоды обучениясоздание педагогических технологий применительно негуманитарного вузаиспользование межпредметных связей в негуманитарном вузе в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова- Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. -286 с.
  3. Н.С. Человек науки и науки о человеке//Современная наука: познание человека. М., 1988. — 146 с.
  4. H.H., Епифанова С. С. Личностно-ориентированный подход при обучении в практикуме по химии//Изд. высш. уч. зав. Сер. Геология и разведка- 1999 № 2. — С. 142 — 147.
  5. .Г. Человек как предмет познания Л.: Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1968.-340 с.
  6. А.И. Культура и современность М.: Мысль, 1973−159с.
  7. А. О преодолении смуты/Юбраз. 1995 — № 3 — С. 6−8.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы-М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 105 с.
  10. А.Г. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1990 — 367 с.
  11. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей, — Москва-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
  12. К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентиров будущих учителей// Педагогика 2002 — № 3. — С. 50.
  13. Ю.В. О формировании знаний в триаде «Наука образование — производство. Выпуск 8. — М.: НИИВО. — 80 с.
  14. ЮК. Педагогический процесс: Избр. пед. труды.- М.: Педагогика, 1989. 1989.- 560 с.
  15. В.Г. Ответ на ответ г-на Д.- В кн.: Русские писатели о языке. Л.: Учпедгиз, 1955. — 145 с.
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки-М.: Педагогика, 1989.-205 с.
  17. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография-Рязань: РИРО, 1998- 135 с.
  18. В.А. Методологические основы самостоятельной учебной деятельности студентов// Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству: Тезисы межвуз. науч. -практ. конф. 3 февраля 1998. С. 8 — 9.
  19. В.А. Основы проектирования инновационных педагогических технологий в современной школе//Педагогические технологии в современной школе Рязань: Изд-во РГПУ, 1996 — С. 3−16.
  20. В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дисс. на соискание уч. ст. д-ра пед. наук.-М,. 1999. -333 с.
  21. В.А., Аксенова Г. И., Певчева Т. В., Черных А. П. Педагогические технологии в современной школе: Учебное пособие Рязань: РГПУ, 2000.-64 с.
  22. H.A. Философия свободного духа М.: Республика, 1994. -480 с.
  23. H.A. Философия свободы. Смысл творчества// Приложение к журн. «Вопросы философии».- М.: Правда, 1989. 607 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии— М.: Педагогика, 1989, — 192 с.
  25. B.C. Две культуры. Диалог культур (Опыт определе-ния)//Вопросы философии 1989. — № 6 — С. 31 — 42.
  26. Е.В. Вопросы о структуре педагогического мастерства/Вопросы экономики права и образования. Сборник научных статей. Рязань: МИЭМП, 2003. — 39 с.
  27. М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики//Педагогика. 1998-№ 7. -С. 82−87.
  28. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков-М.: Педагогика, 1972.-351 с.
  29. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности. М.: Наука, 1981 — 301 с.
  30. А. Язык Фемиды. О формировании речевой культуры будущего юриста//Высшее образование в России 1999 — № 5. — 59−60 с.
  31. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва — Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999.- 560 с.
  32. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика.- 1995-№ 4.- С. 21, 29−36.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  34. Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадиг-мы//Высшее образование в России. 2003 — № 5 — С. 49.
  35. Н.В. Роль культового искусства в духовной жизни современной России//Социально-гуманитарные знания 2003- № 1.-С. 258−259
  36. Е.В. Речевое мастерство учителя. //Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции/Под общ. ред: Е. В. Шишмаковой.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000.- С. 191−197.
  37. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н. Е. Щурковой.-М.: Новая школа, 1998.-208 с .
  38. .С., Щейерман Р. И. Общечеловеческие ценности в об-разовании//Педагогика 1992-№ 5- С. 3−13.
  39. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 года. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001. № 122 «О государстве: Модуль «Россия» -33 с.
  40. Л.К. Воспитание педагога профессионала, гуманиста в условиях педагогической системы вуза. Воспитательная работа в вузе: Сборник научно- методических статей. — Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина. — 2003- 156 с.
  41. В.В. Единство мировоззрения и наука как проблема теоретико-ценностной интерпретации/Мировоззрение, наука, практика: СБ. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 1988.- С. 54−68.
  42. Л.А., Марицинская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие-М.: Гардарика, 2001.-480 с.
  43. Г. П. Формирование у учащихся ценностных ориентаций в процессе воспитания потребности в красоте труда— М.: Высшая школа, 1987.-38 с.
  44. Т.К. Русский язык в мире современных ценностей//Медный Всадник.-2003.-№ 16-С. 81.-85.
  45. А.И. О ценностных отношениях личности//Советская педагогика- 1974 № 5 — С .67 — 76.
  46. А.И. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984 -285 с.
  47. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Изд-во полит, лит., 1967- 135 с.
  48. И.В., Круглова Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентиров и интересов учащихся// Ценностные ориентации и интересы школьников-М.: Педагогика, 1983.-С. 23−36.
  49. С.И. Проблемы российской государственности и идеологии// Православие: ответ на вызовы XXI века. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2003. С. 53.
  50. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века-М.: Педагогика, 1987 150 с.
  51. С.С. Формирование учебной мотивации//Высшее образование в России.- 2000 № 3. — С. 106 -107.
  52. Н.И. Речь как проводник информации М., 1982. — 83 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Новая школа, 1992.-58 с.
  54. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  55. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л.: Изд-во Лениг. ун-та, 1964. 73 с.
  56. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. Издание в 2-х т,-М.:Мысль, 1966- Т.2-С. 187−207.
  57. В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: МП ЭГО, 1991/Париж: УМСА-PRESS, 1989.-Т. 1.-469 е., Т. 2−477 с.
  58. В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во канон, 1996.-557 с.
  59. А.А. Великий эволюционный перелом// Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 29−30 ноября 2001 СПб., 2001−12−13с.
  60. Н. В защиту моего родного русского языка//Медный всадник-2003.-№ 15.- 123- 124 с.
  61. И.А. О русском национализме// Ильин И. А. Наши задачи: в 2 т. -М: Новосибирск, 1992. Т. 1.- С. 282.
  62. И.А. Путь духовного обновления. Соб. Соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993, т. 1 — 478 с.
  63. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы М.: Изд-воМГПУ, 1993- 204 с.
  64. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения//Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979 — 334 с.
  65. B.C. Проектирование содержание и технологий развития научно-технического творчества и профессионально-творческой подготовки будущих инженеров. Выпуск 7. М.: НИИВО, 2001. -63с.
  66. B.C., Коханович Л. И., Бабочкин П. И., Маркова Н. А., Кучер Н. И. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации методики технологии. Выпуск 4. -М.: НИИВО, 2003.-68 с.
  67. М.А. Историческое сознание и нравственность М.: Знание, 1990.-64 с.
  68. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978 367 с.
  69. Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004−2008 годы, (проект). М.: МГУ, 2003. — С. 8−9.
  70. Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе- М.: Педагогика, 1991.- 62 с.
  71. Концепция региональной молодежной политики в Рязанской области на 2001−2004 гг.-Рязань, 2001- 19 с.
  72. А., Платонова Г. Духовность и проблема воспита-ния//Высшее образование в России 1998-№ 1. — С. 124−127.
  73. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д: Изд-во Цветная печать, 1994, — 62 с.
  74. А.И. Культура педагогического исследования- Минск: Адукацыя i выховиные, 1996.-312 с.
  75. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  76. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника// Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научных трудов/Редкол: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1983.- 138 с.
  77. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990 — 142 с.
  78. М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: БГПУ, 2000.-375 с.
  79. Е. Учитель русского языка и поэт Леонид Усячен-ков//Медный Всадник-2003.-№ 15-С. 124.
  80. В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: Дисс. на соискание уч. степени к-та пед. наук Кемерово, 2002−184 с.
  81. Ю.М. Структура художественного текста М.: Искусство, 1970.-384 с.
  82. М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности// Русский язык в школе 2001. № 4 — С. 3 -7
  83. A.C. Воспитание в семье и школе// Сочинения в 7-ми т.-М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957-Т. 4 -С. 482−514.
  84. Е.И. вопросы активизации профессиональной и общественной деятельности выпускника музыкального вуза// Современные тенденции в организации высшего музыкального образования/
  85. Под ред. Макуренковой Е. П. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1987.-С. 7−19.
  86. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  87. Методика воспитательной работы./ Под ред. В. А. Сластёнина. -М.:"Академия». 2002. 144 с.
  88. A.A. Социальная философия. Человек и время// Социально-гуманитарные знания 1999.-№ 2 — С. 48 е., 53 с.
  89. В.И. Переживание мира в художественной литерату-ре//Вопросы философии 1971- № 9 — С. 120.
  90. С.Ф. Предотвращение экологической катастрофы. Апатиты, 2000 — 72 с.
  91. A.B. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы). М., 2001 5 с.
  92. A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
  93. Мусин-Пушкин A.A. О коспомополитизме нашей школы//Аналогия педагогической мысли России второй половины XIX- ХХв./Сост.П. А. Лебедев С. 476−479.
  94. Ш. А. Социальные ориентации личности//Социальная психология личности-М.: Наука, 1979-С. 165−183.
  95. З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. пособие- М: Высшая школа, 2004. 400 с.
  96. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 13 Но Пе — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001- 225 с.
  97. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Письмо Министерства образования Российской федерации от 2 апреля 2002 г. № 13−51−28/13//Вестник образования, 2002.-№ 14-С. 102.
  98. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/ Под ред. З. И. Равкина.- М.: ИТПиО РАО, 1995.- 631 с.
  99. Обращение к ученым-гуманитариям государств-членов СНГУ/Социально-гуманитарные знания 2001 — № 3 — С. 3−4.
  100. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. A.B. Петровского-М.:МГУ, 1986.-303 с.
  101. Е.М., Крыжко В. В. Рабочая книга руководителя школы. Ч III Запорожье: ЗОНУ У, 1997.- 93 с.
  102. A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998.- 338 с.
  103. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под ред. П.И. Пидкасистого-М.:Педагогическое общество России, 2003- 608 с.
  104. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972 — 184 с.
  105. Н.И. Вопросы жизни// Изб. пед. соч. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.-702 с.
  106. Н.И. Образование и воспитание: Изб. пед. соч. М.:Педа-гогика, 1985.-496 с.
  107. Т.И. Воспитание духовно-нравственных ценностей у студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи: Учебно-практическое пособие- Рязань: Информационные технологии, 2005.-32 с.
  108. Т.И. Воспитательно-образовательный процесс в вузе// Сборник научных трудов ученых РГСХА (160 летию профессора П. А. Костычева посвящается). — Рязань, РГСХА, 2005 — С. 364−367.
  109. Т.И. Гуманитарная дисциплина в негуманитарном вузе/Методы обучения и организация учебного процесса в вузе. Материалы XI научно-методической конференции РГРТА. Рязань: РГРТА, 2005.-С. 77−79.
  110. Т.И. Моральные ценности личности//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов Рязанской Государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П.А.Костычева- Рязань: РГСХА, 2004, — С. 184−187.
  111. Т.И. Образование и духовность//Сборник научных трудов ученых РГРТА (160 летию профессора П. А. Костычева посвящается). — Рязань: РГСХА, 2005.-С. 367−371.
  112. Т.И. Правовая культура и студент вуза//Актуальные проблемы экономики и права на современном этапе. Сборник научных трудов. М.: Издательская группа «Юрист», 2004 — С. 199−121.
  113. Т.И. Православная культура как необходимый компонент базового образования специалиста//Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина 2005. — С.166 — 167
  114. Т.И. Русский язык и духовный мир личности//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов Рязанской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П. А. Костычева Рязань: РГСХА, 2004 — С. 274 276
  115. Т.И. Ценностные ориентации студентов//История зарубежных стран и международных отношений в новое и новейшее время: Сборник научных статей. Вып. 2 Владимир: Владимиров-ский государственный педагогический университет, 2004 — С. 55−60.
  116. Т.И., Плаксин В. Н. Организация воспитательной работы в вузе//Современные аспекты воспитательной деятельности вуза как основы подготовки современного специалиста- Рязань: Русское слово, 2003.-С. 125−126.
  117. Т.И., Плаксин В. Н. Роль преподавателя в формировании личности студента//Сборник научных трудов ученых РГСХА (160 -летаю профессора П. А. Костычева посвящается). Рязань: РГСХА, 2005.-С. 337−339.
  118. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. пер. с древнегречес. -М. Мысль, 1999.-528 с.
  119. Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе. Дисс. на соиск. уч. стенени к-та пед. наук. Орёл, 2002. — 220 с.
  120. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике- М., 2000. 368 с.
  121. М.М. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6. М., 1957.- 468 с.
  122. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запороржца, Б.Ф. Ломова-М.: Изд-во «Педагогика», 1983.-448 с.
  123. Психология развития личности/Под ред. A.B. Петровского М.:Пе-дагогика, 1987 — 240 с.
  124. В.Т. Глобализация в мире и гуманитарное развитие Рос-сии.//Социально-гуманитарные знания 2002 — № 2 — С. 13−14.
  125. З.И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический анализ населения молодых) — М.: ИТПиО и РАО, 1995.-631 с.
  126. В.М. Психология и культурное развитие человека.- М. Мысль, 1994−119 с.
  127. Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития// Aima mater. 1993- № 1.- С. 13−18
  128. Российская педагогическая энциклопедия В 2 тт./Гл. ред В.В. Давыдов- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.
  129. Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии. Издание 2. -М.:Педагогика, 1976−416 с.
  130. A.B. Художественное произведение как модель «завершённого сознания»//Вопросы философии 1979. — № 10 — С. 111.
  131. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.- Под ред. В. А. Черняк. -М.: Высшая школа- С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -509 с.
  132. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России.- 1994. № 2 — С. 9−24.
  133. В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни).-СПб, 2000.-73 с.
  134. Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения основа совершенствования его профессиональной культуры.- Москва — Липецк: МПГУ, 1999. — 177 с.
  135. Л., Тонконогая Е. Гуманистическая среда воспита-ния.//Высшее образование в России 2003. — № 6. — С. 44−45.
  136. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.- 352 с.
  137. Система образования и безопасность России. М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2002. — 164 с.
  138. Система образования как фактор формирования личности/Под ред. И. Я. Авдиева. М., 1979.
  139. Система образования как фактор формирования личности/Под ред. И. Я. Авдиева. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1979.-55 с.
  140. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1977. -160 с.
  141. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Изд. центр «Академия».- 576 с.
  142. В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научной конференции 3−4 апреля 1994-М.: Прометей, 1994.- С. 3−4).
  143. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека М.: Школа-пресс, 1995 — 384 с.
  144. Вл. Великий спор и христианская политика. Соч. в 2-х тт. -М., 1989. Т.1.-267 с.
  145. Вл. Национальный вопрос в России. Соч. в 2-х тт. М., 1989. Т. 1.-267 с.
  146. А.П. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  147. Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г. В. Осипо-ва. М.: Инфра-М-Норма, 1998.- 448 с.
  148. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте/ТХрестоматия по методике русского языка/Сост. А. В. Текучёв. М., 1982.
  149. Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом: сб. науч. сооб М.: Педагогика, 1994 — 165 с.
  150. М.Х. Проблема выделения специфики мировоззрения лично-сти//Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук/ Отв. Ред. О.В. Лармин-М.: МГУ, 1974.-С. 144−149.
  151. В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. М.: Гуманист, Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  152. В.Ю. Филология и воспитание национального самосозна-ния//А1ша mater. 1996.- № 3 — С. 21- 24,45
  153. Д. Колледж. Высшее образование в России. 1997 -№ 4. — 20 с.
  154. В. П. Теория ценностей в марксизме.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 121 с.
  155. В.П. О ценностях жизни и культуры— Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 124 с.
  156. Л. Вузовский учебник сегодня и завтра// Высшее образование в России.- 1998.-№ 1 -С. 14, 18,23.
  157. М.В. Высшая школа современной России: социологический аспект Выпуск 7. М.: НИИВО, 2003. — 68 с.
  158. К. Д. О народности в общественном воспитании//Пед. соч.: В 6-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1988.- 528 с.
  159. К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии//Пед. соч.: В 6-х т. Т.6.-М.: Педагогика, 1988.-528 с.
  160. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2/ Под ред А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанилзе, М.Ф. Ша-баева. М.: Педагогика, 1974 — 584 с.
  161. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002−2005 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003. № 712).-22с.
  162. Философия и ценностные формы сознания/Под ред. О.Г. Дробницко-го- М.: Наука, 1978, — 348 с.
  163. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2002. -224 с.
  164. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И. В. Дубровиной М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
  165. Э. Душа человека М.: Республика, 1992 — 429 с.
  166. А.Г. Социология воспитания М., 1990.
  167. В.А. Педагогические проблемы гуманизации процесса воспитания студентов сельскохозяйственного вуза: МонографияМ.: AHO «Издательство» МСХА», 2001.- 225 с.
  168. В. Рассиеведение как учебная дисциплина// Высшее образование в России. 1997 — № 3 — С. 61
  169. А.И. Система воспитания эстетической культуры учащихся в семье М., 1999.-71 с.
  170. Е.Н., Котова И. Б. развитие личности в обучении М.: «Академия», 1999.-288 с.
  171. О. Закат Европы. Пер. с нем. Новосибирск: Наука, 1993. -584 с.
  172. П. Социология социальных изменений М.: Аспект-Пресс, 1966.-95 с.
  173. В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. — 224 с.
  174. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе М.: Просвещение, 1986 — 144 с.
  175. А.В. Русская народная духовная культура М.: Высшая школа, 1999.-331с.
  176. Юнг К. Г. Архетип и символ. M.: Renaissance, 1991 — 304 с.
  177. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы,-Изд-во «Самарский университет», 1995 332 с.
Заполнить форму текущей работой