Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку игра открывает облегченный путь к освоению культуры общения, то первые шаги на этом пути становятся доступными человеку уже в младенчестве. Логично продуманная игра способствует выработке нужных моральных качеств в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Тем самым игра оказывается средством, разносторонне, комплексно влияющим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Историко-философский аспект понятий «культура речи», «культура речевого общения»
    • 1. 2. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста как проблема психолого-педагогического исследования
    • 1. 3. Особенности развития речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Содержание и технология развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
    • 2. 1. Прогностическая модель развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
    • 2. 2. Система работы по развитию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
    • 2. 3. Динамика развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества отразились на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением является умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, определяющих практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Н. А. Бердяев,.

Б.С. Гершунский и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, JI.C. Скворцов и др.), психологов (JI.C. Выготский, А. А. Бодалев, Н. П. Ерастов,.

A.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Р. Лурия,.

B.М. Соковнин, Д. Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р. И. Жуковская, О. М. Казарцева, С. Е. Кулачковская, К. М. Левитан, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньковская, Т. А. Маркова, В. Н. Мясищева, А. П. Усова и др.).

Проблема общения дошкольников исследовалась в работах Е. А. Аркина,.

A.Г. Арушановой, В. В. Виноградова, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой,.

B.В. Гербовой, Д. Б. Годовиковой, А. Б. Добровича, М. И. Лисиной, С. И Львовой, А. Г. Рузской и др. Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: определены возможность обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах и его содержание, описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, стилистические и структурные особенности. Вместе с тем при достаточно-, подробной разработанности проблемы развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста, остается много нерешенных вопросов: не рассмотрена зависимость между игровой деятельностью детей и культурой речевого общения ребенкане определены цели и содержание работы воспитателя по развитию культуры речевого общения детей в игровой форме обучения.

Отсутствие культуры речевого общения может привести к дискомфорту личности в коллективе, послужит причиной формирования негативизма, замкнутости, неуверенности в себе (Е.Д. Белова, Т. А. Репина, А. А. Рояк и др.). Чтобы избежать этих явлений, необходимо уже с дошкольного возраста осуществлять целенаправленную педагогическую работу по развитию культуры речевого общения.

Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в том виде деятельности, который является ведущим для данного возраста (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.). В дошкольной педагогике особое значение придается ведущему виду деятельности ребенка — игре как средству нравственного воспитания и формирования культуры общения (Р.Н. Жуковская, П. Г. Саморуков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы: поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни: в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии, перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большой функциональностью корректно включить игровую деятельность во временное образовательное пространство семьи, школы и ДОУ. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и, вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Ф. Н. Фребель широко использовал игру как одно из средств формирования у детей правил и норм нравственного поведения, развития умения общаться между собой. «В игре ребенок выражает свой внутренний мир через общение с внешним миром», — писал Ф. Н. Фребель. Эту же мысль поддерживал бельгийский педагог Декроли, считая, что игру следует применять как средство формирования норм и правил культуры поведения.

Именно в рамках игры создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.

Поскольку игра открывает облегченный путь к освоению культуры общения, то первые шаги на этом пути становятся доступными человеку уже в младенчестве. Логично продуманная игра способствует выработке нужных моральных качеств в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Тем самым игра оказывается средством, разносторонне, комплексно влияющим на развитие играющих. Самые разнообразные игры могут быть использованы для развития той или иной стороны культуры. Игра в жизни ребенка стоит рядом с общением, учением, трудом, являясь творческим корреспондентом. Культура возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения.

Проведенный анализ состояния учебно-воспитательной работы показывает, что многие проблемы развития культуры речевого общения и игровая деятельность детей дошкольного возраста изучены, однако система развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения еще недостаточно исследована.

Таким образом, актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

— предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, обусловленными региональными социально-экономическими, культурно-национальными особенностями, а также реальным уровнем развития их культуры речевого общения;

— достаточной теоретической представленностью педагогических условий развития культуры речи и недостаточной разработанностью технологий развития культуры речевого общения;

— необходимостью обновления содержания развития культуры речевого общения путем включения игровых форм обучения и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс.

Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы исследования «Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Объект исследования: процесс развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме и обосновать педагогические условия его осуществления.

В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в, игровой форме обучения будет наиболее эффективным, если: гармонично развить все стороны речи (фонематический, грамматический, лексический), определяющие формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры в игровой форме;

— разработать и апробировать технологию развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, на основе использования деятельностного, гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, включающую принципы взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развитияинтеграции всех видов деятельностирасширения связей ребенка с окружающим миромобеспечения активного речевого общения в игреразвития языкового чутьяречевого действияметодической интерпретации потенциала народной педагогики, обеспечивающую динамику развития культуры речевого общения детей и состоящую из трех этапов: разъясняющее-мотивационного, репродуктивно-творческого, коррекционно-диагностического;

— проводить работу с воспитателями и родителями, направленную на обогащение опыта соблюдения норм культурного общения друг с другом и повышающую их педагогическую компетентность.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

2. Раскрыть сущность и содержание развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, v.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-педагогические рекомендации по развитию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития речевого общения личности, положения психологии и педагогики об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею, о значении родного языка в формировании личности ребенка, об игре — одной из видов человеческой деятельности.

Теоретической основой исследования являются философская концепция культуры речи (А.И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, B.C. Библер, Б. С. Гершунский, Э. В. Ильянков, К. Д. Уткин и др.) — концепции развития речи детей (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Эльконин и др.) — теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев и др.) — теории развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.) и культуры речевого общения (О.И. Даниленко, З. К. Тарланов, Н. И. Форманская и др.) — теории о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста — игре (Р.Н. Жуковская, Т. И. Гризик, П. Г. Саморуков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) — этнопедагогические теория обучения и воспитания детей (Г.Н. Волков, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев, Т. Н. Петрова, И. С. Портнягин, А. Д. Семенова, К. С. Чиряев и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыизучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, тестированиетеоретическая и методическая интерпретация педагогического экспериментаанализ собственного опыта работы с детьми старшего дошкольного возрастаматематическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

— выявлены сущность и особенности развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме;

— обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме на основе использования деятельностного, гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов и построенные на принципах взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного речевого общения в игре, развития языкового чутья, речевого действия, методической интерпретации потенциала народной педагогики;

— конструирована модель, включающая три этапа развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме (разъясняюще-мотивационный, репродуктивно-творческий, коррекционно-диагностический);

— определены критерии, показатели и уровни развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста;

— разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса развития культурыречевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, разработанный диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузовпри проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений авторатеоретическим анализом проблемыорганизацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследованиявоспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данныхколичественным и качественным их анализомсоответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и ' результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного воспитания педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова" — докладывались на проблемных и фундаментальных курсах для работников дошкольных образовательных учреждений ?. в ИПКРО г им. С.Н. Донского-П (2005;2007гг.) — методических объединениях и семинарах для старших воспитателей и воспитателей ДОУ (г. Якутск, 2001;2007гг.) — педагогических чтениях творчески работающих педагогов (2005;2007 гг.) — республиканском фестивале педагогических идей «Радуга» (2005;2006 гг.) — межрегиональной научно-методической конференции ЯГУ — (2005 г.) — Всероссийском совещании работников ДОУ (г. Москва, 2007 г.) — ярмарке инновационных культурно-образовательных проектов молодых педагогов «Молодые педагоги — образованию Якутию» (2008 г.).

Базой исследования явились МДОУ ЦРР № 2 «Олененок», МДОУ Детский сад № 86 «Колокольчик», МДОУ Детский сад № 52 «Белочка» г. Якутска PC (Я).

Исследование проводилось поэтапно с 2000 по 2007 г.

I этап (2000;2002 гг.) — поисково-теоретический. Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего этапа эксперимента.

II этап (2002;2006 гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

III этап (2006;2007 гг.) — обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической как необходимого условия становления культуры речи в целом.

2. Технология развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме строится на основе принципов взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развитияинтеграции всех видов деятельностирасширения связей ребенка с окружающим миромобеспечения активного речевого общения в игреразвития языкового чутьяречевого действияметодической интерпретации потенциала народной педагогики.

3. Эффективность протекания процесса развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обеспечивают следующие условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитанияиспользование возможностей игры, активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

В условиях гуманизации и демократизации сфер жизнедеятельности современного общества появилось много вариативных программ обучения и воспитания, где приоритетным направлением являлось умственное воспитание ребенка-дошкольника и упустилось из виду нравственное воспитание.

В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема нравственного воспитания, в частности, и развитие культуры речевого общения. Достаточный уровень культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации личности в любой среде. Отсутствие культуры речевого общения может привести к дискомфорту личности в коллективе, что является серьезным тормозом развития, послужит причиной формирования негативизма, замкнутости, неуверенности в себе (Е.Д. Белова, Т. А. Репина, А.А. Рояк). Чтобы избежать этих явлений, необходимо уже с детьми дошкольного возраста осуществлять целенаправленную педагогическую работу по формированию культуры речевого общения.

На констатирующем этапе исследования определены1 критерии* показатели, уровни развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная диагностика развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста выявила. удовлетворительное, но недостаточное для осуществления данного процесса состояние проблемы в целом.

Основными педагогическими условиями развития культуры речевого общения детей на формирующемэтапе явились создание развивающей педагогической среды, пространства общениясоблюдение правил организации жизни детьмииспользование не дисциплинарных методов привлечения и удержания внимания, а игровых форм обучения. В содержание данного этапа также входило гармоничное развитие всех сторон речиознакомление с художественной литературой и устным народным творчествомиспользование народных игр.

Контрольный этап исследования выявил положительную динамику развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста и доказал эффективность разработанной системы педагогических условий, о чем свидетельствует соотнесение результатов исследования.

— 138. .' л-., ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретический л анализ: научио-йсследовательских работ, по проблеме развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, итоги опытно-экспериментальной .работы позволяют v 1. К теме «культура речи», «культура речевого общения» обращено внимание философовпедагогов, психологов, общества. в целом, как в прошлому так й в наши дни. Актуальность проблемы развития культуры речевого общения обусловлена-' острой • ¦ потребностью в формирований активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.. :

2. Культура речевого общения предполагает, прежде ' всего, знание и соблюдение яз-ыковых —: -норм:у.' (норм, — произношения,, ударения,-словоупотребленияи т.д.), во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения^ Такимобразом, мы отмечаем, что культура речевого общения является показателем уровня нравственного, развития человека, выражающим его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений, гуманное отношение' к людям,.

3. Технология развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста строится на основе * принципов, включающих взаимосвязь сенсорногоумственного .и речевого. развитияинтеграцию всех видов деятельностирасширение: связей ребенка с окружающим миромобеспечение. активного речевого общения: в игреразвитие языкового, чутьяречевого действияметодическую интерпретациюпотенциала народной педагогики, обеспечивающую динамику развитая культуры речевого общения детей.;

4. Эффекттность: протекания' процесса развития: культуры речевого' общения детей старшегодошкольного возраста обеспечивают • следующие условия: создание предметно-развивающей культурно-речевой среды в социумах общения ребенка на основе использования деятельностного, гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитанияиспользование возможностей игровых форм обучения, художественной литературы, устного фольклора для активизации и стимулирования процесса общения детей.

5. Развитие культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых, воспитателей и педагогов — носителей и проводников культуры общения.

6. Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения и семьи является важным фактором решения общей задачи — развития культуры речевого общения детей. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на речевое развитие в целом.

7. Разработанные нами методические рекомендации по развитию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме, включающие перспективные планы, диагностические методики, методические пособия могут быть использованы воспитателями, студентами и преподавателями ВУЗ-ов, а также в системе повышения квалификации < и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ развития культуры речевого общения в игровой форме. Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся возможности обновления и технологии развития культуры речевого общениявведения в учебные планы высших школ спецкурса по подготовке будущих специалистов к работе с детьми в данном направлениипоиска взаимодействия дошкольных образовательных учреждений со школойсоздания условия развития культуры речевого общения детей в семье, что определяет перспективность нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук/М.А. Абдуллина. -Уфа, 2001.-18 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / К. А Абульханова-Славская. М.: Наука, 1981. — 241с.
  3. , О.В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Араменко. Липецк, 1998. — 20 с.
  4. , A.M. Общение и его внутренняя противоречивость / A.M. Агальцев // Проблемы диалектики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — Вып. 3.- С. 104.
  5. , Ю.П. Семейная педагогика: педагогика Любви и Свободы / Ю. П. Азаров. М.: АО «Аргументы и факты», 1993. — 605 с.
  6. Азбука поведения / сост. М. И. Воротынова. — Алма-Ата: Кайнар, 1990. — 415 с.
  7. , Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам (на материале многонациональной группы детского сада): автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Х. Азимова. — Ташкент, 1991. 18 с.
  8. , М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / М. М. Алексеева, В.ИЯшина. М.: «Академия», 1997. — 400 с.
  9. , Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности./ Л. Г. Алешина. — 4-е изд. Л.: Лениздат, 1990. — 255 с.
  10. , Г. И. Развитие речи городских детей дошкольников не владеющих родным языком: дис.. канд. пед. наук / Г. И. Амирханова. — М., 1998.-185 с.
  11. Акулова, О. В. Культура речи / О. В. Акулова. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  12. , Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М., 1980. — Т.2. — 287 с.
  13. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1998.-80 с.
  14. , В.М. Методика обучения русскому языку в саха начальной школе: учеб. пособие / В. М. Анисимов Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000. -132 с.
  15. , Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Г. Антонова. Ярославль: Академия развития, 1997.-222 с.
  16. , Е.А. Письма о воспитании детей (переписка с родителями) / Е. А. Аркин. 5-е изд. — М.: Учпедиздат, 1961. — 152 с.
  17. , А.И. Введение в культурологию: учеб. пособие /А.И.Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 350 с.
  18. , А.Г. Речь и речевое общение детей 3−7 лет: книга для воспитателей детских садов / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2002. — 270 с.
  19. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов.-М., 2002.-415 с.
  20. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. -256с.
  21. , О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. Ярославль: Академия развития, 1998. — 239 с.
  22. , Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избр. труды /Н.А.Бердяев, Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1999. — 310 с.
  23. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Эрик Берн. М.: Лист-Нью, 1997. — 335 с.
  24. , В.М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994.- 362 с.
  25. , B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. размышления о жизн. пробл.) / B.C. Библер. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  26. , Д.Н. Психология усвоения знаний учащимися в школе / Д. Н. Боговлянский, Н. А Менчинская. М., 1959. — 347 с.
  27. , Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории / Е. В. Боголюбова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. — 232 с.
  28. , А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  29. , А.А. Общение и формирование личности / А. А. Бодалев, М. И. Боблеева, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1979. 267с.
  30. , Н.Е. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. — Екатеринбург: АРГО, 1997.- 190 с.
  31. , A.M. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / A.M. Богуш. — Киев: Высшая школа, 1990. — 221 с.
  32. , A.M. Обучение правильной речи в детском саду / A.M. Богуш. -Киев: Радянська школа, 1990. 216 с.
  33. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  34. , А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  35. , A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.-255 с.
  36. , А.А. О проблеме коммуникации / А. А. Брудный. М.: Наука, 1975. — 183 с.
  37. , Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-290 с.
  38. , Р.С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. -М.: Просвещение, 1985. 129 с.
  39. , Б.В. Этикет от «А» до «Я»: Очерки о культуре общения / Б. В. Бушелева. Хабаровск: Книжное издательство, 1987. — 125 с.
  40. , С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Бычкова. Липецк, 1999. — 22 с.
  41. , С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод, реком. для воспитателей и методистов дошк. образ, учрежд. / С. С. Бычкова. М.: Аркти, 2002. — 95 с.
  42. Введение в культурологию: учеб. пособие- ред. Е. В. Попов. — М.: Владос, 1996. 336 с.
  43. , Л.А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.-554 с.
  44. , Е.М., Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М.: Просвещение, 1990. 246 с.
  45. , Б.С., Психология общения в детском возрасте: учеб. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. -М.: А.П.О., 1996. 102 с.
  46. , Г. Н. Вечность воспитания / Г. Н. Волков // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 68−71.
  47. , Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  48. , Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет: ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во МГУ, 1992.-117 с.
  49. Воспитание дошкольников в семье- ред. Т. А. Маркова. -М.: Педагогика 1979.- 191 с.
  50. Воспитание ребенка на основе возрождения и развития национальной культуры- авт. колл. под рук. А. П Оконешниковой. Якутск, 1994- 80 с. (на якут, языке).
  51. , Б.З. Некоторые особенности воспитания в современных условиях / Б. З. Вульфов // Семья и социум: проблемы и перспективы. — Якутск, 1998.-С. 6−8.
  52. , Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−76.
  53. Выготский, Л-С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти томах. -/ Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 361с.
  54. , Л.С. Развитие детской речи. Собр. соч. в 6-ти томах / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.З.- 177 с.
  55. , Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: дисс. канд. пед. наук / Н. В. Гавриш. -М., 1991.- 188 с.
  56. , Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. С. Газизова. — Екатеринбург, 2000. 22 с.
  57. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М.: Педагогика, 1984. 340 с.
  58. , M.JI. Взгляд из угла // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотская школа / М. Л. Гаспаров М., 1994. — 303 с.
  59. , М.Г. Обучение детей правильной речи: пособие для воспитателей детского сада / М. Г. Генинг, Н. А. Герман 4-е изд. -Чебоксары, 1980.-114 с.
  60. , Б.С. Россия США: Интеграция в сфере образования (Ценностно-целевые приоритеты) / Б. С. Гершунский. — М.: Флинта, 1998. — 428 с.
  61. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. — М., 2003.-444 с.
  62. , С.В. Дидактические игры. Подвижные игры, упражнения: метод, пособие для якут. дет. садов / С. В. Гоголева и др. — Якутск: Книжное издательство, 1991. — 134 с.
  63. , С.В. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр / С. В. Гоголева, Л. П. Лепчикова, М. Н. Саввина. — Якутск: Кн. изд-во, 1991.- 136 с.
  64. , С.В. Обучение русскому языку дошкольников в якутских детских садах: пособие для воспитателей. Якутск: Бичик, 1996. — 72 с.
  65. , Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками / Д. Б. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. науч. тр. М.: НИИ общей педагогики, 1980. -С. 78−98.
  66. , О. Игры в детском саду / О. Голецыова, Л. Клйндова, Я. Бердыхова. М.: Просвещение, 1966. — 250 с.
  67. , Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов / Б. Н. Головин. 2-е изд., исправ. — М.: Высшая школа, 1988. — 319 с.
  68. , Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. 2000. — № 12. — С.91−97.
  69. , А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов / А. А. Григорьева. М.: МГОГТУ, 1993. — 143 с.
  70. , А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. А. Григорьева. — М., 2001.-32 с.
  71. , JI.T. Язык мой друг мой: пособие для учителя / JI.T. Григорян. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  72. , Т.И. Развитие речи детей 5−6 лет: мет. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И Гризик, JI.E. Тимощук. -М.: Просвещение, 2006. 206 с.
  73. , П.И. Программа по английскому языку для якутских детских садов / П. И. Гуляева, В. В. Григорьева. Якутск, 1993. — 25 с.
  74. , В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольд. — М., 1984.-278с.
  75. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  76. , JI.H. Педагогическая диагностика в ДОУ. Методические рекомендации: Астраханский гос. пед. ун-т / Л. Н. Давыдова. — Астрахань, 2000. -230 с.
  77. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.5 /
  78. B.И. Даль. М., 1955 -367 с.
  79. , Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании / Д. А. Данилов // Народное образование Якутии. — 1993. — № 1. —1. C.32−33.
  80. , О.И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие / О. И. Даниленко. Л.: ЛГИК, 1989. — 98 с.
  81. , В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровой форме обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Дубовская. Курган, 2000. — 22 с.
  82. , Н.В. Очень важный разговор / Н. В. Дурова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 98 с.
  83. , М.Г. Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета: автореф. дисс. канд. пед. наук / М.Г. Евграфова- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2003.- 18 с.
  84. , Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 319с.
  85. Жуковская, Р. И Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. — М.: Педагогика, 1975.- 112с.
  86. , Р.И. Игры занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста / Р. И. Жуковская. — М.: Педагогика, 1972. -С.63−82.
  87. Жуковская, Р. И Творческие ролевые игры в детском саду -/ Р. И. Жуковская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 160 с.
  88. , В.К. Проблемы психологии обучения родному языку В.К.Журавлев, A.M. Шахнарович // Вопросы психологии. — 1979. — № 5. — СЛ 03−119.
  89. , А.В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1964. — № 4. — С.62−63.
  90. , А.В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1986. 107 с.
  91. , И.А. Психологические основы формирования двуязычия / И. А. Зимняя // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 35−67.93.3лобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. -Киев: Наукова думка, 198. — 178 с.
  92. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильянков. -М.: Политиздат, 1991. 462 с.
  93. , М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Ильяшенко. -М., 1998.-23 с.
  94. , Е.И. Начальный период развития речи у детей, проблемы и гипотезы / Е. И. Исенина // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 106−128.
  95. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии- ред. М. И. Лисина. -М.: НИИ ОП, 1980. 168 с.
  96. История зарубежной дошкольной педагогики: хрест. — М.: Просвещение, 1986. 419 с.
  97. История советской дошкольной педагогики: хрест. — М.: Просвещение, 1988.-447 с.
  98. , М.К. О диагностике языковых способностей /М.К. Кабардов // Психологические и психолого-физиологические исследования речи- ред. Т. Н. Ушакова, 1985. С. 176−201.
  99. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи / М. С. Каган.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 286 с.
  100. Кан-Калик, В. А. Педагогика как культура / В.А. Кан-Калик // Магистр. 1991.-№ 6. -С. 1−9.
  101. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя /В.А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  102. , П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 257с.
  103. , И.И. Обучение детей правильному произношению и подготовка к грамоте: воспитателям детского сада / И. И. Каратаев. — 2-е изд. — Якутск: Бичик, 1993. 134 с.
  104. , С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников /С.Н.Карпова, Л. Г. Лысюк. М.: Изд-во Московского университета, 1986. -142 с.
  105. , Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер. — М.: ИНИОН РАН, 1994.-103 с.
  106. , П.К. Формирование у младших школьников положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук / П. К. Кечерукова. — Карачаевск, 2002.- 22 с.
  107. , Н.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина — Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  108. , В.В. Этикет в вопросах и ответах / В. В. Кобзева. -М.: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.
  109. , В.В. Культура речи — культура поведения / В. В. Колесов. — Л.: Лениздат, 1988. -271 с.
  110. , Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду 4 / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колукова. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002. -32 с.
  111. , Я.Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. -М.: Знание, 1974.-96 с.
  112. , Т.Е. Основы нравственного воспитания в детском саду / Т. Е. Конникова // Дошкольное воспитание. 1996. — № 8. — С.7−11.
  113. , Г. В. Педагогика свободного воспитания. Свободное воспитание: хрест. / Г. В. Корнетов. -М.: РОУ, 1995. 467 с.
  114. , О.В. Детский этикет / О. В. Корчинова Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 188 с.
  115. , В.Г. Культура речи и стиль / В. Г. Костомаров. -М., 1960.-71 с.
  116. , Е.И. Родителям о воспитании культуры детей / Е. И. Кульчицкая. — Киев: Радянська школа, 1980. 126 с.
  117. , И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие / И. Н. Курочкина. — М.: Владос, 2001.-223 с.
  118. , Г. П. Культура общения дошкольников / Г. П. Лаврентьева. Киев: Радяньска школа, 1988. — 125 с.
  119. , Т.А. Устная речь как предмет и средство обучения / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта, 1998. — 136 с.
  120. , Т.А. Речь. Речь. Речь / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1990. 335 с.
  121. , Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников' г средствами народной педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук
  122. Л.Л. Лашкова. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
  123. Левин-Щирина, Ф. С. Воспитание и обучение детей 3−7 лет / Ф.С. Левин-Щирина, Л. Д. Менджерицкая. М.: МГПИ, 1974. — 341 с.
  124. , А.А. Психология общения: пособие для доп. образ-я / А. А. Леонтьев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 364 с.
  125. , А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. / А. А. Леонтьев. — М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 448 с.
  126. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  127. , А.Н. Избранные психологические произведения- в 2 т.- ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-391 с.
  128. Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.-685 с.
  129. , М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: МОДЭК, 1997. — 383 с.
  130. , В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Р. Лисина. -М., 1994. 16 с.
  131. , Б.Т. Философия воспитания. Спецкурс: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995. -282 с.
  132. , Д.С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1994.-№ 8. — С.3−8.
  133. , Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет / Т. Ломакина // Дошкольное воспитание. 2003. — № 8. — С.104−106.
  134. , Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов-М.: Наука, 1981.-189 с.
  135. , А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979. -320 с.
  136. А.С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1988. 300 с.
  137. , З.В. Роль игры в воспитании дошкольника / З. В. Мануйленко. М.: Учпедгиз, 1951. — 39 с.
  138. , В.М. Если мы вежливы.: Заметки об этике / В. М. Матвеев и др. М.: «Знание», 1977. — 95 с.
  139. , Е.Н. Воспитание культуры навыков поведения и речи детей / Е. Н. Медынский. М.: Учпедгиз, 1958. — 160 с.
  140. , Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Д. В. Менджерицкая. — М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  141. Мид, М. Культура и мир детства: избр. произв. / М. Мид. -М.: Наука, 1988.-429 с.
  142. , В.Д. Поднимись над собой: нравственные аспекты активизации человеческого фактора / В. Д. Михайлов. — Якутск: Книжное изд-во, 1989. 145 с.
  143. , М.М. Двуязычие. (Принципы и проблемы) / М. М. Михайлов. Чебоксары, 1969. — 244 с.
  144. , А.В. Общение школьников и воспитание / А. В. Мудрик // Народное образование. 1974. — № 12. — С. 109−116.
  145. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад и др. М.: Педагогика, 1987. — 284 с.
  146. , В.Н. Проблема отношений человека и- ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957.- № 5. — С.142−154.
  147. , Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая. М., 1981.- 245 с. ^
  148. , В.Г. Нравственное воспитание дошкольников / В. Г. Нечаева. -М: Педагогика, 1972. 190 с.
  149. , Б.П. Мы и наши дети / Б. П. Никитина, Л.А. Никитина-Алма-Ата: Мектеп, 1989- 190 с.
  150. , С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре / С. Е. Никитина. — М., 1989. — 221 с.
  151. , Т.И. Волшебные пальчики Аптаах тарбахчааннар: для детей дошкольного возраста / Т. И. Никифорова. — Якутск, 2004. — 32 с.
  152. , Т.И. Дор5оонтон дор5оонно От звука к звуку: 05о тылын сайдыытын бэрэбиэркэлииргэ аналлаах альбом / Т. И. Никифорова. -Дьокуускай: Саха гос. ун-тын изд-та, 2006. — 34 с.
  153. , А.В. Повышение педагогической культуры родителей в дошкольных учреждениях / А. В. Николаева // Семья и социум: проблемы и перспективы. -Якутск, 1998. С. 89−91.
  154. , С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. пособие / С. О. Николаева. — М.: Владос, 2002. 77 с.
  155. , С.П. Игра дошкольников / С. П. Новоселова. М.: Просвещение, 1989. — 284 с.
  156. Общение и двуязычие: Подходы и данные: Научное издание: Предварительные публикации / Московский комитет образования / сост. Е. Ю. Протасова. М., 1998. — 76 с.
  157. , С.И. Словарь русского языка- ред. М. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  158. Отношение между сверстниками в группе детского сада- ред. Т. А. Репина. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  159. , А.О. Мудрость общения / А. О. Паламарь. М.: Молодая гвардия, 1990.-334 с.
  160. Панорама образования: Обучение и воспитание человека мира в PC (Я). / Министерство образования PC (Я) / сост. Н. С. Сивцева, Н. Н. Винокурова. -Якутск, 1999.-127 с.
  161. Педагогика: учеб. пособие- ред. Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  162. Педагогика: учеб. пособие- ред. П. П. Пидкасистый. М.: Изд-во РПА, 1996.-638 с.
  163. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / сост. — М.: Наука, 1988. -321 с.
  164. , С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. М.: Просвещение, 1986.-96 с.
  165. , Н.А. Возрождение этикета как составляющей культуры / Н. А. Петрова // Педагогика. 2003. — № 3. — С.60−65.
  166. , Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. СПб.: Союз, 1997.-256 с.
  167. , Г. С. Воспитание детей у народа Саха / Г. С. Попова — Якутск: Бичик, 1998. 79 с.
  168. , М.К. Русский речевой этикет: пос. для внекл. чтен. учащ. 5−9 кл. якут. сель. шк. / М. К. Попова. Якутск: Бичик, 1994. — 48 с.
  169. , И.С. Народные педагоги / И. С. Портнягин. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 37 с.
  170. Пост Эмили. Этикет: пер. с англ. Гурвица М. Н. М., 1996.-616 с.
  171. Психолингвистика. Сборник статей / сост. A.M. Шахнарович. — М.: Прогресс, 1984. 366 с.
  172. , Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме / Ю. Д. Приток.- Киев: Наукова думка, 1985. 289 с.
  173. Программы дошкольных образовательных учреждений ' / сост. О. А. Соломенникова. 3-е изд. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  174. Проведение морально-этических бесед с детьми дошкольного возраста: Методические рекомендации / Белгородский областной институт усовершенствования учителей. — Белгород, 1986. — 22 с.
  175. , П.С. Пособие по развитию речи / П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. -286 с.
  176. , М.М. Этикет. Серия «Мир культуры, истории и философии» / М. М. Равич. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 288 с.
  177. Развитие речи детей дошкольного возраста- ред. Ф. А. Сохин. -М.: Просвещение, 1979.-223 с.
  178. Развитие речи и речевого общения- ред. О. С. Ушакова. — М.: РАО, 1995.- 152 с.
  179. , Г. В. От сравнительной антропологии к сравнительному языкознанию / Г. В. Рамишвили // В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры: пер. с нем. М., 1988. — 317 с.
  180. , А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии / А. В. Резаев. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, Иваново: Политинформ, 1993.- 319 с.
  181. , P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / P.M. Римбург. — М., 1956.- 126 с.
  182. , Б.А. Коммуникация как социальное явление / Б. А. Родионов. Ростов — на — Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. — 290 с.
  183. , Д.Э. Культура речи / Д. Э Розенталь. 3-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1964. 140 с.
  184. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн.- М.: Просвещение, 1973. —433 с.
  185. , П.А. Игры детей и их педагогическое значение / П. А. Рудик.- М.: АПН РСФСР, 1948. 64 с.
  186. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) — ред. И. А. Васильева. — М.: Просвещение, 1986. 112 с.
  187. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. пособие для студентов -нефилологов очного и заочного обучения / сост. Р. И. Слепцова. — Якутск: Издательство СО РАН Якутского филиала, 2002. 110 с.
  188. , И.И. Уроки этикета / И. И. Рыданова. — Минск: Высшая школа, 1998. 158 с.
  189. , Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е. В. Рылеева. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1989. -48 с.
  190. , Т.П. Занятия по русскому языку в якутском детском саду: пособие для воспитателей / Т. П. Самсонова. 2-е изд., переработанное. -Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 144 с.
  191. , З.Г. Речевое общение в многоязычной семье: проблемы, поиски, рекомендации / З. Г. Сахипова. Уфа: КИТАП, 1998. — 142 с.
  192. , С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет / С. И. Семенака.-2-е изд.-М.: АРКТИ, 2003. 80 с.
  193. , М. Образование и двуязычие: пер. с фран. / М. Сигуан, У. Ф. Макки. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  194. , Л.И. Основы культуры речи: хрест. для филологических ВУЗов / сост. Л. И. Скворцов. М.: Высшая школа, 1984. — 312 с.
  195. , Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте / Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. М., 1948. -№ 19.-С. 11−29.
  196. Словарь по этике- ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. — 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  197. , В.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа) / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мектеп, 1974. — 178 с.
  198. , В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. -М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  199. , Н.Н. Учусь общаться: (Читаю. Слушаю. Говорю. Пишу.) учеб. пособие для старших гимназических классов общеобразовательных школ / Н. Н. Соловьева. М.: Валент, 1996. — 335 с.
  200. , А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособие для восп. детского сада / А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1982.-96 с.
  201. , Т.В., Основы якутской риторики в детском саду: метод, пособие / Т. В. Старостина, П. В. Неустроева, JI.C. Ядрихинская. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. 55 с.
  202. , М.А. Развитие форм и функций речи дошкольников в игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Степанова. — М., 1986.-18 с.
  203. , А. О культуре речи / А. О. Степанов. М.: Искусство, 1961. — 63 с.
  204. , В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1981. — Т.З. — 640 с. з 210. .Тарланов, З. К. Язык и культура: учеб. пособие по спецкурсуг-/ З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1984. — 104 с.
  205. , Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 216 с.
  206. , JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. М., 1953. — 497 с.
  207. Ты и твоя речь: для обучения детей культуре речи в семье, детском саду и далее.: учеб. пособие для педагогов, воспитателей, родителей / сост. Л. М. Морозова. Екатеринбург: У-Фактория, 1998. — 141 с.
  208. , Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. М.: Просвещение, 1976. — 114 с.
  209. , Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1995. — 68 с.
  210. , К.Д. Культура как система и самовыбор народа. Философия самосознания: Якутская модель / К. Д. Уткин. Якутск, 1999. — 190 с.
  211. , К.Д. Культура народа саха: Этнофилософский аспект / К. Д. Уткин. Якутск: Бичик, 1998. — 368 с.
  212. , А.П. К вопросу и характеристике творческих игр детей в дошкольном возрасте и правилах руководства ими / А. П. Усова // Учен. Зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1947. — Вып. 56. — С. 7−40.
  213. , А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  214. , А.П. Роль игры в воспитании детей- ред. А. В. Запорожец. — М.: Просвещение, 1976. 96 с.
  215. , JI.H. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра): дисс. канд. пед. наук / JI.H. Усачева. М., 1983. — 195с.
  216. Учимся понимать друг друга: Эмоции и чувства. Поступки и настроение. Мимика и жесты. Учимся общаться: свыше 70 игр и заданий- Для чтения взрослым и детям / сост. С. Е. Гаврина и др. М.: Библиотека Ильи Резника: Омега-Пресс, 2001. — 63 с. /'
  217. , О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: развитие связной речи: дис. д-ра. пед. наук / О. С. Ушакова. — М., 1996. 364 с.
  218. , К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч. В 2-х т. / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1974. — Т.2. — 271 с.
  219. К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский М., 1968. — 107 с.
  220. Философский словарь / ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  221. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника
  222. Е.А. Флерина. М., 1961.-334 с.
  223. , Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Форманская. — М.: Высшая школа, 1989. — 156 с.
  224. , Н.А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в процессе изучения русского (родного) языка: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Халезова. М., 2000. — 212 с.
  225. , А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — 54 с.
  226. , М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев. М., 1962. — 88 с.
  227. , Т.А. Этикет на все случаи жизни: учеб.-практ. Пособие / Т. А. Стоян, А. И. Чиненный. М.: Гном-пресс, 1998. — 152 с.
  228. , К. С. Волков Г. Н. и педагогика Республики Саха.1'" / К. С. Чиряев // Истоки народной педагогики и проблемы современной школы. -Мирный, 1993. -С. 9−11.
  229. , A.M. Мышление, коммуникация, речевая деятельность: онтогенез языкового значения / A.M. Шахнарович // Коммуникация и мышление. — 1990. № 6. — С.3−13.
  230. , Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. -М.: Просвещение, 1988. 206 с.
  231. , Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пос. для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова М.: «Академия», 1999. — 288 с.
  232. , JI.B. Языковая система и речевая деятельность. — JL: Наука, 1974.-428 с.
  233. , Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1966. 96 с.
  234. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  235. Язык, культура, общество: проблемы развития / Ленинградский государственный университет им. A.M. Жданова- ред. М. Н. Боголюбов. — Л: Изд-во ЛГУ, 1986. 175 с.
  236. , И.Я. Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее /И.Я. Яковлев. -М.: АПКиПРО, 2001.-220 с.
  237. , П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — 32 с.
  238. , Л.П. Язык и его функционирование: избр. раб. / Л. П. Якубинский. М., 1986. — 205 с.
  239. , Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7 год жизни): дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Яницкая. Киев, 1983. — 210 с.
  240. Beck, Joan. How to raise a brighter child: The case for early learning. -London: Glasgow: Fontana / Collins, 1967. 284 p.
  241. Matthews, Gareth. B. The philosophy of childhood. — Cambridge- London: Harvard University Press, 1994. — 136 p.
  242. Kroeber A., Kluckhohu C. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Camber/(Mass.), 1968−156p.t
  243. Уважаемый педагог! Просим Вас принять участие в исследовании, которое поможет улучшить работу в плане развития культуры речевого общения детей.
  244. Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать развивать культуру речевого общения детей?
  245. Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения?
  246. Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»?
  247. Какая форма работы наиболее эффективна при работе с дошкольниками для развития культуры речевого общения?
  248. Какая форма организации работы наиболее приемлема: фронтальная или индивидуальная?
  249. Как часто Вы планируете работу по развитию культуры речевого общения?
  250. Как Вы думаете, из-за чего могут возникнуть трудности при организации работы по данному направлению?
  251. Проводится ли работа с семьей по данному направлению? В какой форме?1. Благодарим за помощь!
  252. Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании, которое поможет улучшить работу в плане развития культуры речевого общения детей. Заранее Вам благодарны за помощь!
  253. Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию культуры речевого общения?
  254. Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения?3. общения"? Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого
  255. Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого общения детей?
  256. Всегда ли Ваш ребенок вежлив с окружающими людьми?
  257. Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной проблеме? Хотели ли Вы ее получить?1. Анкета для воспитателей
  258. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: — концепцией воспитания и обучения-- примером воспитания детей другими воспитателем.
  259. Какие ласковые слова вы употребляете в общении с детьми?
  260. Какие словесные эпитеты вы используете, когда ребенок не слушается вас?
  261. Какие речевые формулы вы используете в общении с детьми: — приветствия-- прощания-- благодарности-- просьбы-- поздравления-- сочувствия-- благословения-- извинения-- похвалы.
  262. Каким тоном вы чаще разговариваете с детьми?
  263. Какой темп речи в общении с ребенком вы используете?
  264. Сопровождаете ли вы общение ребенком жестикуляцией? (Да, иногда, нет)
  265. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии, по имени.)
  266. Всегда ли вы способны признать свою ошибку в общении с ребенком (часто, иногда, никогда)
Заполнить форму текущей работой