Особенности творческого мышления
ИНСТРУКЦИЯ — «Это задание поможет узнать насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20(25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте с одного квадратика на другой. Создавая… Читать ещё >
Особенности творческого мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ № 1
психолого-педагогическая диагностика в образовательных учреждениях
На тему: «особенности творческого мышления»
Санкт-Петербург
Актуальность:
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Объект исследования: 23 ребенка 3 класса, в возрасте от 8 до 10 лет Предмет исследования: особенности творческого мышления Цель: исследовать уровень развития творческого мышления
Задачи исследования: 1. Выявить уровни развития творческого мышления.
2. Выявить уровень беглости мышления
3. Выявить уровень гибкости мышления
4. Выявить уровень разработанности мышления
5. Выявить уровень оригинальности мышления
6. Выявить уровень словарного запаса ребенка.
7. Выявить гендерные различия в развитии творческого мышления. Гипотеза: Фактор гендерного различия в развитии творческого мышления
Методы исследования:
1. Наблюдение
2. Тестирование Методики исследования:
1. Тест творческого (дивергентного) мышления
2. Шкала Вильямса. Опросник для учителей и родителей.
База практики:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57 Приморского района Санкт-Петербурга Ф.И.О. методиста — Чаплыгина Ольга Александровна Сроки практики: 14.10.13- 10.11.13
1. Организация и методы исследования Обследование проводилось на младших школьниках, учащихся 3его класса (8−10 лет).
Работа проводилась в группе.
Почти все дети были заинтересованы в обследовании, с интересом относились к каждой методики.
Обследование проводилось в первой половине дня.
Занятия длились 40−45 минут.
2. Информационная психодиагностическая карточка
1. НАЗВАНИЕ — Тест дивергентного (творческого) мышления
2. АВТОР — Ф. Вильямс, адаптирована Е. Е. Туник
3. ИСТОЧНИК ОПИСАНИЯ — Е. Е. Туник Практикум по психодиагностике «Модифицированные креативные тесты Вильямса», Спб, Речь, 2003 г.
4. НАЗНАЧЕНИЕ — Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Используется для детей от 5 до 17 лет.
5. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ — Для однократного обследования одного человека необходима тестовая тетрадь, которая состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
6. ИНСТРУКЦИЯ — «Это задание поможет узнать насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20(25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл» .
7. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ — Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному.
Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5−10 человек.
Воспроизводится инструкция, после того как психолог убеждается в понимании детьми инструкции, раздает стимульный материал и дети начинаю работу.
8. ОБРАБОТКА, РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
1. беглость (Б)
2. гибкость (Г)
3. оригинальность (О)
4. разработанность {Р)
5. название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок). 2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка. Четыре возможные категории:
1. живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
2. механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
3. символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.
4. видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой. 3. Оригинальность— местоположение (внутри — снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок. Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
· 1 балл — рисуют только снаружи.
· 2 балла — рисуют только внутри.
· 3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. 4. Разработанность— симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
· 0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.
· 1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.
· 2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.
· 3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название— богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
· 0 баллов — название не дано
· 1 балл — название, состоящее из одного слова без определения.
· 2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.
· 3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
9. ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).
ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:
вне стимульной фигуры — 1 балл внутри стимульной фигуры — 2 балла внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.
РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:
симметрично повсюду — 0 баллов асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла асимметрично внутри и снаружи — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.
НАЗВАНИЕ Словарный запас и образное, творческое использование языка:
название не дано — 0 баллов название из одного слова — 1 балл название из нескольких слов — 2 балла
—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.
Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.
Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.
3. Информационная психодиагностическая карточка
1. НАЗВАНИЕ — Шкала Вильямса. Опросник для родителей и учителей
2. АВТОР — Ф. Вильямс, адаптирована Е. Е. Туник
3. ИСТОЧНИК ОПИСАНИЯ — Е. Е. Туник Практикум по психодиагностике «Модифицированные креативные тесты Вильямса», Спб, Речь, 2003 г.
4. НАЗНАЧЕНИЕ — Шкала Вильямса представляет собой опросник, с помощью которого посредством наблюдения можно оценить восемь факторов креативности. В опроснике приводится по 6 характеристик для каждого из восьми факторов, по которым родителям и учителям предлагается оценить ребенка. Имеется так же 4 вопроса открытого типа для самостоятельной характеристики ребенка родителями и учителями.
5. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ — Для однократного обследования одного человека необходим лист ответов, в который состоит из из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его.
6. ИНСТРУКЦИЯ — Обведите одну из букв на листе ответов справа от номера соответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения:
Ч — часто И — иногда Р — редко Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном листе ответов.
7. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ — Шкала Вильямса — опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено.
Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали по одной или двум предыдущим методикам. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два-три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов.
8. ОБРАБОТКА, РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — Все восемь факторов — дивергентного мышления (4) и личностных творческих характеристик (4) модели Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями и учителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко» .
После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с открытыми вопросами, которая заполняется родителями и / или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый.
Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному (1) баллу каждый.
Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль (0) баллов каждый.
Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.
Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: «ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) — будет иметь высший ранг для данной группы детей. Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей
9. ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ОПРОСНИКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ШКАЛА ВИЛЬЯМСА.
Число ответов в колонке «часто» х 2 =
Число ответов в колонке «иногда» х 1 =
Число ответов в колонке «редко» х 0 =
Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 =
Число ответов в «открытых» ответах, с ответом «нет» х 0 =
Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках.
Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, т. к. 100 баллов — это максимально возможный суммарный сырой балл.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ МАЛЬЧИКИ
Имя, возраст | Поведение на уроке (активность) | Личностные особенности | |
Вячеслав Б. 8 лет | В меру активен, боится сделать ошибку, но не боится уточнить правильность написания слова у учителя. Не боится отвечать на уроке. Периодически отвлекался от заданий, ерзал на стуле | Часто уходит в себя, учится хорошо, переживает за оценки, ответственно относится к учебе | |
Егор Б. 8 лет | Очень часто отвлекается, сидит боком, на замечания иногда не реагирует. | Учится не плохо (3,4), очень терпелив, некоторые предметы даются с трудом. Позитивный, общительный. | |
Тимур З. 9 лет | Много читает, старается успеть везде, много интересов, задает много вопросов, не из-за того, что не понимает, а просто так, что бы уточнить. | Очень развит, избалованный, повышенная агрессия, вспыльчив, может начать драку без причины, просто из-за того, что у него плохое настроение. | |
Артем К. 9 лет | Тихоня, сидит тихо, вопросов не задает. | " Темная лошадка", может подставить, задира, завистливый. | |
Анатолий К. 9 лет | Учится плохо, если что-то не получается отказывается от выполнения задания, истерит, рвет тетрадь. | Плаксив, всегда считает, что прав только он, если что-то не по его, сразу в слезы, истерика, может оскорбить взрослого (учитель) и не подумать об этом, должен быть в центре внимания | |
Дмитрий К. 9 лет | Старательный. | Завышенная самооценка, избалованный, если что-то не по его начинает орать, может с материться. | |
Даниил М. 9 лет | В классе отвечать не хочет. | Ябида, может сделать что-то из-под тяжка, общительный, может с материться. | |
Даниил П. 9 лет | Старательный, учиться хорошо, любознательный. | Общительный | |
Максим П. 9 лет | Учится плохо, но старается. | Ответственный, переживает за оценки, позитивный, старается что бы его заметили, общительный | |
Константин 9 лет | Учится так себе, во время урока сам плохо занимается и отвлекает других. | Иногда витает в облаках, расторможен, отвлекается постоянно, ёрзает. | |
Даниил Р. 9 лет | Учится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готов к ответу. | Очень воспитанный, относится ко всем с почтением, спокойный, не любит повышенный голос, нежный, заботливый, ранимый. | |
Арсений С. 9 лет | Учится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готов к ответу. | Ответственный, общительный, позитивный, добрый. | |
Александр 9 лет | Учится не плохо, тихоня. | Ответственный, самостоятельный. | |
Адлан Ш. 9 лет | Постоянно отвлекается и отвлекает других, хочет быть в центре внимания, через каждые 5 минут, приходится его одергивать. | Никого ни во что не ставит, постоянно врет, может взять | |
Дмитрий Я. 10 лет | Учится хорошо, на уроке не привлекает к себе внимания. | Положительный, тихий. | |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ДЕВОЧКИ
Имя, возраст | Поведение на уроке (активность) | Личностные особенности | |
Софья А. 8 лет | Учится хорошо, во время урока тихая, но иногда отвлекается. | Выделяется из класса знаниями, иногда задирает нос, очень развита. | |
Екатерина Б. 8 лет | Учится из-под палки, может прийти без дом. задания. | Общается только с мальчиками, ябедничает. | |
Полина Д. 9 лет | Учится хорошо, дисциплинированная. | Избалованная, но ответственная, общительная, веселая. | |
Диана Е. 9 лет | Учится хорошо, активно отвечает на уроках, не боится задать вопрос | Педант, воспитанная, всем помогает, общительная | |
Ангелина З. 9 лет | Учится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готова к ответу. | Общительная, добрая, заботливая. | |
Марина Н. 9 лет | Учится не плохо, может прийти без дом. задания, постоянно ерзает, отвлекается. | " Чёртик в юбке", хулиганестая, постоянно травмируется, общительная, позитивная, самостоятельная, не ответственная. | |
Диана П. 9 лет | Учится плохо, но очень старается. | Тихая, забитая, интроверт. | |
Елизавета Ф. 9 лет | Учится не плохо, старается, много переспрашивает задание. | Тихая, ответственная, дружелюбная | |
Результаты диагностики развития творческого мышления детей младшего школьного возраста (по методике тест дивергентного (творческого) мышления) школьник творческий мышление психодиагностический
Среднегрупповые значения Х (ср) | Стандартное отклонение (у) | |||||||||||
Б (+) | О (+) | Г (+) | Р (+) | Н (+) | Б (+) | О (+) | Г (+) | Р (+) | Н (+) | |||
Группа 1 | 24,73 | 6,13 | 15,8 | 1,3 | 3,81 | 5,59 | 3,07 | |||||
Группа 2 | 11,88 | 3,25 | 23,75 | 3,75 | 16,88 | 0,35 | 1,83 | 2,55 | 2,31 | 2,31 | ||
Условные обозначения: Б — Беглость творческого мышления; О — оригинальность творческого мышления; Г — гибкость творческого мышления; Р — разработанность творческого мышления; Н — название.
Беглость творческого мышления :
Творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
Оригинальность творческого мышления:
Где выполняется рисунок:
· вне стимульной фигуры — 1 балл
· внутри стимульной фигуры — 2 балла
· внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.
Гибкость творческого мышления:
Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).
Разработанность творческого мышления:
Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:
· симметрично повсюду — 0 баллов
· асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл
· асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла
· асимметрично внутри и снаружи — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.
Название:
Словарный запас и образное, творческое использование языка:
· название не дано — 0 баллов
· название из одного слова — 1 балл
· название из нескольких слов — 2 балла
—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.
Описание результатов, представленных в таблице.
По результатам таблицы видно, что развитие всех компонентов творческого мышления у всех испытуемых соответствуют норме и видимых гендерных различий не наблюдается.
Результаты диагностики развития творческого мышления детей младшего школьного возраста (по методике Шкала Вильямся. Опросник для учителей и родителей)
Среднегрупповые значения Х (ср) | Стандартное отклонение (у) | ||
Группа 1 | 45,07 | 14,72 | |
Группа 2 | 46,38 | 10,03 | |
Условные обозначения: Результаты ответов родителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.
Описание результатов, представленных в таблице.
Из результатов, представленных в таблице, видно, что образные представления об окружающем мире в целом по группе соответствуют средним значениям. Но при этом можно отметить сильный разброс показателей всей группы. Это связано с тем, что у половины детей из группы был выявлен очень высокий и высокий уровень осведомленности об окружающем мире и возможности вербализации. А у другой половины средний и низкий уровень развития. Самые низкие результаты показали Илья и Ярослава. Так, для Ярославы большую сложность составляла вербализация своих ответов, она многое ответила правильно, но не успела объяснить как должно быть на самом деле. А Илья и вовсе не смог ничего сказать. Сравнивая результаты 2 подгрупп, видно, что осведомленность об окружающем мире соответствует возрастным нормативам. Дети из 2 группы продемонстрировали уровень осведомленности выше, чем в 1 группе.
№(n/п) | Имя | Возраст | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность | Название | |
Софья А. | II | II | II | II | II | |||
Вячеслав Б. | II | II | II | II | II | |||
Егор Б. | II | II | II | II | II | |||
Екатерина Б. | II | I | II | II | II | |||
Полина Д. | II | I | II | II | II | |||
Диана Е. | II | II | I | I | I | |||
Ангелина З. | II | I | II | II | II | |||
Тимур З. | II | III | II | II | II | |||
Артем К. | II | III | III | III | III | |||
Анатолий К. | II | II | II | II | II | |||
Дмитрий К. | II | II | II | II | II | |||
Даниил М. | II | I | I | II | I | |||
Марина Н. | II | I | II | II | II | |||
Диана П. | II | I | II | II | II | |||
Даниил П. | II | II | II | II | II | |||
Максим П. | II | II | II | II | II | |||
Константин Р. | II | II | II | II | II | |||
Даниил Р. | II | II | II | II | I | |||
Арсений С. | II | I | II | II | II | |||
Елизавета Ф. | II | II | III | III | II | |||
Александр Ц. | II | II | II | II | II | |||
Адлан Ш. | II | II | II | II | II | |||
Дмитрий Я. | II | II | I | I | I | |||
Описание результатов, представленных в таблице. Из результатов, представленных в таблице, видно, что мыслительные операции и общие представления об окружающем мире, определяющие успешность познавательной деятельности дошкольников и уровень развития в целом, сформированы на среднем уровне. Высокие способности к обобщению понятий, аналитико-синтетической деятельности, выделению существенных признаков на образном уровне, построению последовательных умозаключений, пониманию связей событий (причинно-следственных и пространственно-временных), а также высокий уровень осведомленности об окружающем мире демонстрирует одна четверть обследованных дошкольников. Примерно для такого же количества детей познавательная активность требовала больших усилий. Эти дети, которые несмотря на достаточно высокую степень сформированости понятий, способности к обобщению и аналитико-синтетической деятельности имели трудности с пониманием связей событий, выделением существенных признаков, а также демонстрировали низкий уровень осведомленности об окружающем мире и житейских ситуациях.
Заключение
В результате исследования мы выяснили, что значимых гендерных различий в особенностях творческого мышления нет. Как у мальчиков, так и девочек развитие творческого мышления одинаковы и соответствуют норме.