Личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у будущих учителей
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе и после педагогического эксперимента в Сургутском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах и сообщениях, а также в сборниках научных работ отчетной научной конференций преподавателей, аспирантов и соискателей СурГПУ (Сургут, 2003;2005), окружной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ содержания профессиональной компетентности учителя в условиях высокотехнологического общества
- 1. 1. Современные подходы к определению сущности профессиональной компетентности учителя
- 1. 2. Содержание профессиональной компетентности учителя
- 1. 3. Формирование’профессиональной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе
- Выводы по 1-й главе
- Глава 2. Теоретические и методические основы реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей
- 2. 1. Терминологические проблемы определения понятия педагогической технологии
- 2. 2. Личностно ориентированная технология профессиональной подготовки студентов педагогического вуза
- 2. 3. Психолого-педагогические основания проектирования личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей
- Выводы по 2-й главе
- Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей
- 3. 1. Программа и этапы экспериментального исследования личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей
- 3. 2. Содержательный этап эксперимента по формированию профессиональной компетентности у будущих учителей
- 3. 3. Обработка и интерпретация результатов экспериментального исследования по формированию профессиональной компетентности у будущих учителей
- Выводы по 3-й главе
Личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие сегодня в России, задают не только новые ценностно-смысловые ориентиры жизни общества, но и новые формы поведения и деятельности людей, способы передачи, хранения и распространения информации. Именно поэтому в числе современных социальных институтов институт образования начинает играть одну из ведущих, центральных ролей, что и неудивительно: ведь от качества образования в решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние духовности в обществе и др.
Впрочем, ценность педагогической профессии является непреходящей в условиях как стабильности, так и социальных перемен, хотя содержание, сущностные и специфические ее характеристики, безусловно, меняются.
Сегодня образованному человеку недостаточно узкоспециальных знаний и умений. Получение студентом профессии учителя в вузе соответствует высшей квалификации, а это предполагает высокий уровень профессиональной компетентности выпускников.
Учитель в современном мире — это не только профессия, суть которой транслировать знания от одного поколения к другому, это, прежде всего, личность, способная решать основные задачи образования, сформулированные в Национальной доктрине образования Российской Федерации: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностьюразностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личностиподготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологийорганизация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, техники и технологийформирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений [134, с. 5−6].
Однако исследование современных подходов к подготовке учителя показывает, что «сложившаяся система педагогического образования рассматривает будущего учителя как объект массового воспроизводства кадров, игнорирует его как субъекта психического и профессионального развития, не создает условия, побуждающие его к поиску личностно значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу, не формирует его как носителя педагогической рефлексии» [170, с. 3].
Естественно, что данная система подготовки будущих учителей не отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам педагогических вузов. Однако выпускник высшей педагогической школы еще не является учителем-мастером. Таким он может стать. Именно вуз создает необходимые предпосылки для личностного самоопределения и становления профессионально компетентного учителя.
Одним из условий реализации данных положений является гуманитаризация (humanitas (лат.) — имеющий человеческую природу, относящийся к образованности, духовной культуре) образования. Так, для определения уровня гуманитарного состояния общества используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В расчет берется уровень образования в стране вместе с показателями продолжительности жизни в ней и валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения. В 1992 году показатель ИРЧП в России составлял 0,849 (52-е место из 174 обследованных стран). Возврат к капитализму отбросили ее на 119-е место. Эти три составляющих ИРЧП: уровень образования, средний показатель продолжительности жизни человека в данной стране и производимый ВВП на душу населения, говорят об «успешности» жизни в данном государстве. Если во Франции средняя продолжительность жизни у женщин составляет 84 года, а в России у мужчин — 59 лет, то это симптом, который дает понять, что в России далеко не все делается на благо его граждан.
В связи с этим, «содержание учебных предметов должно быть принципиально переосмыслено с таким расчетом, чтобы духовная культура человечества перестала быть „слепком“ готового знания, а развертывалась как живой процесс поиска, открытий, как борьба идей, как их взаимосвязь» [42]. Создание подобной атмосферы невозможно в рамках авторитарной системы, требуется поиск новых концепций, иной парадигмы образовательного процесса.
Личностно ориентированное образование обеспечивает активное духовное развитие человека — входит в исследовательскую программу РАО (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, КС. Якиманская и др.). Личностно ориентированное образование ставит своей целью раскрытие и развитие индивидуальности каждого обучающегося на основе формирования базиса его личностной культуры. «В качестве важнейшей человекообразующей функции этой модели выступает гуманитарная, суть которой состоит в сокращении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности» [163, с. 34]. Для этого «образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества» [30, с. 13]. Более того, система образования должна быть согласована с интересами, потребностями и желаниями личности и, в конечном счете, привести к сотворчеству в этом процессе.
В высшей школе, по мнению А. Ф. Киселева, главная педагогическая задача — это формирование самостоятельного мышления и, следовательно, формирование внутренней свободы личности. Поступить в вуз, успешно учиться в нем и закончить его может только человек, который способен анализировать, систематизировать, делать выводы, выстраивать вектор своего поведения, в том числе и в профессиональной области. Это и есть свободная личность [82, с. 10].
Таким образом, реализация личностно ориентированного образования в педагогическом вузе предполагает определение гуманитарной составляющей подготовки педагогов, которая вводится в профессионально-образовательные программы разного уровня независимо от специальностиизменение содержания, форм и методов преподавания дисциплин человековедческого характера, социально-гуманитарных и общеобразовательных курсов и т. п.
Решение этой задачи непосредственно связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего учителя. Во многом это обусловлено социально-экономическими условиями, характером и содержанием труда специалистов, а также модернизацией высшей школы, где ключевая роль отводится новым образовательным технологиям. Поэтому мы рассматриваем личностно ориентированную технологию как наиболее эффективную для формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Понятийно-терминологическим аспектам определения профессиональной компетентности посвящены работы А. Н. Дахина, О. А. Козыревой, А. Петрова, М. В. Рыжакова, Ю. Г. Татур, С. Е. Шитова и др. Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки раскрыты в исследованиях В. Н. Абросимова, В. А. Адольф, С. А. Дружилова, Н. В. Кузьминой, И.Л. Пересто-рониной, М. Розеновой и др. Компонентный состав профессиональной компетентности наиболее подробно рассмотрен в работах С. П. Баранова, JI.P. Болотиной и В. А. Сластенина, В. Г. Воронцовой, Н. Н. Лобановой, А. К Марковой, Ю. В. Фролова иД.А. Махотина и др.
Формирование профессиональной компетентности будущего учителя предполагает использование соответствующей технологии профессионального образования. В психолого-педагогической и методической литературе подробно описана сущность педагогической технологии. Отечественная теория и практика осуществления технологического подхода к образованию отражены в научных трудах В. П. Беспалъко, М. В. Кларина, В. М. Монахова, Р. Х. Шаймарданова и др. Основные тенденции развития технологического подхода в высшем педагогическом образовании представлены в работах Т. А. Дмитренко, М. М. Левиной, В. М. Монахова, Р. Х. Шагшарданова и др.
Вместе с тем, недостаточно раскрыты возможности личностно ориентированной технологии в формировании профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Необходимость данного исследования определяется противоречием между потребностью общества в профессионально компетентных учителях, способных строить личностно ориентированное взаимодействие с учащимися, и проблемой разработки и реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в вузе, для решения которой в современной научной базе обнаруживается недостаток теоретико-методологических знаний.
Имеющееся противоречие позволяет констатировать существование проблемы, требующей научного разрешения — определение эффективности личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза.
Данная проблема позволила определить тему диссертационного исследования: «Личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у будущих учителей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущего учителя в педагогическом вузе.
Объектом исследования является формирование профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.
Предмет исследования — личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза.
В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза: личностно ориентированная технология будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, если:
• студент рассматривается как уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих личностных, профессионально значимых возможностей (профессиональной самоактуализации), т. е. как субъект предметно-преобразующей деятельности;
• выявлены компонентный состав и содержание профессиональной компетентности учителя, которые учитываются в процессе формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза;
• применяется комплекс форм и методов организации обучения студентов, стимулирующих их предметно-преобразующую деятельность;
• обеспечено сопровождение личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности комплексом диагностических методик по выявлению уровня сформированности профессиональной компетентности и индивидуально-личностных особенностей студентов педагогического вуза;
• обеспечен комплексный подход к формированию профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза.
Цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1) определить теоретико-методологическую основу личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе;
2) выявить сущность и компонентный состав профессиональной компетентности учителя;
3) раскрыть сущность личностно ориентированной технологии профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе;
4) определить критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей;
5) провести опытно-экспериментальную проверку эффективности личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
Методологической основой исследования явилась диалектика как учение о развитии и всеобщей связи процессов и явлений природы, в том числе педагогических.
Теоретической основой исследования явились современные философские представления о сущности человеке в его целостности и многосторонности (А. С. Арсенъев) — положения о гуманитарных основах педагогического образования {B.C. Библер, Ю. В. Сенъко, В.А. Сластенин) — положения о структуре педагогической деятельности и современной модели учителя {Н.В. Кузьмина, Д. А. Махотын, В. А. Сластенин, Ю.В. Фролов) — теория профессиональной готовности {М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбовыч, Ю.В. Сенъко) — положения о профессиональной компетентности учителя {В.А. Адольф, С. А. Дружилов, Н. В. Кузьмина, А. К Маркова, С. Е. Шишов и др.) — теоретические положения о педагогической технологии, ее признаках, уровнях, классификации {В.П. Беспалъко, С. С. Кагилев, М. М. Левина, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, Р. Х. Шаймарданов и др.) — теоретические основы личностно ориентированного обучения, образования, педагогического процесса {Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Р.Х. Шагшарданов) — основы проектирования педагогических технологий (Ф. Шагеева и В. Иванов, Р.Х. Шаймарданов).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, тестирование), наблюдение, диагностические методики, методы математической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2002;2003 гг.) — аналитико-поисковый. Включал формулирование темы и научного аппарата исследованияизучение состояния проблемы, ее научного обеспечения и практического опыта в философской, психолого-педагогической и методической литературеопределение сущности и компонентного состава профессиональной компетентности учителятеоретическое обоснование личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителейразработку экспериментального материала для студентов.
Второй этап (2004;2006 гг.) — опытно-экспериментальный, или формирующий. Предполагал опытно-экспериментальную проверку личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителейвыявление и уточнение системы средств и методов формирования профессиональной компетентности у будущих учителей на третьем курсе факультета дошкольного, начального, изобразительного и музыкального образования Сургутского государственного педагогического университета.
Третий этап (2007;2008 гг.) — завершающий или оценочный. Предусматривал изложение, систематизацию и обобщение результатов исследования, формулирование научных выводов и технологических рекомендаций по использованию личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что: раскрыты психолого-педагогические основания проектирования личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза: личностно ориентированная концепция, компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя, технологический подход к реализации личностно ориентированной компетентностной подготовки будущего учителяопределен и обоснован компонентный состав профессиональной компетентности современного учителя, включающий морально-нравственный, познавательно-творческий, информационно-коммуникативный и технологический компонентыразработаны критерии определения уровня сформированности профессиональной компетентности учителя: потребность и способность к самообразованию и саморазвитиюпозитивное отношение к педагогической деятельности в целомнравственные позиции личности и их проявления в педагогической деятельностицелостное представление об образовании подрастающего поколения в современных условияхготовность решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в образовательном учрежденииготовность к инновационной деятельностицелостное представление о человеке, обществе, культуре, науке и технологиях в современном мирепотребность и способность вести вербальный и невербальный обмен информациейготовность к работе с различными источниками информацииспособность к регуляции педагогической деятельностиготовность к проектированию и организации целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и др.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что разработанная в нем личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе вносит вклад в теорию высшего педагогического образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей, комплекса форм и методов организации образовательного процесса, комплекса диагностических методик в практике подготовки будущих учителей в других вузах страны. Материалы исследования также могут использоваться в системе повышения квалификации работников образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе и после педагогического эксперимента в Сургутском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах и сообщениях, а также в сборниках научных работ отчетной научной конференций преподавателей, аспирантов и соискателей СурГПУ (Сургут, 2003;2005), окружной научно-практической конференции «Знаменские чтения» (Сургут, 2003;2006), открытой окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2003;2004), Международных научно-практических конференций (Пенза, 2004; Саратов, 2007), Всероссийских научно-практических конференций (Казань, Санкт-Петербург, 2004; Челябинск, Пенза, 2007), межвузовских научно-практических конференций (Сургут, 2004, 2007). Кроме того, одна работа опубликована в Межвузовском сборнике научных трудов «Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика» (г. Казань, 2008 г.), а также имеется публикация в издании, реферируемом ВАК — Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Аспирантские тетради» (2008 г.).
Исследование выполнено в рамках разработки научной проблемы «Создание условий для реализации личностно ориентированной профессиональной подготовки будущих учителей». Это совместная Программа с РАО РФ № 01/03.01 (на период 2001;2007 гг.) со статусом «Федеральной экспериментальной площадки».
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходными теоретико-методологическими положениямиадекватностью логики и методов исследования объекту, предмету, целям и поставленным задачам исследованиякачественной и количественной обработкой экспериментального материала.
Положения, выносимые на защиту:
• личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности обеспечивает взаимосвязь теоретической и практической сторон профессионального образования, а также помогает студенту в его становлении как субъекта предметно-преобразующей деятельности;
• профессиональная компетентность учителя характеризуется его личностными возможностями, позволяющими самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, и включает морально-нравственный, познавательнотворческий, информационно-коммуникативный и технологический компоненты;
• личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у будущих учителей включает комплекс форм и методов организации образовательного процесса, а ее эффективность определяется обеспечением комплексного подхода к формированию профессиональной компетентности у студентов;
• личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности опирается на комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности профессиональной компетентности и индивидуально-личностных особенностей студентов педагогического вуза;
• критерии сформированности профессиональной компетентности учителя: морально-нравственный (потребность и способность к самообразованию и саморазвитиюпозитивное отношение к педагогической деятельности в целомнравственные позиции личности и их проявления в педагогической деятельности и др.), познавательно-творческий (целостное представление об образовании подрастающего поколения в современных условияхготовность решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в образовательном учрежденииготовность к инновационной деятельности и др.), информационно-коммуникативный (целостное представление о человеке, обществе, культуре, науке и технологиях в современном мирепотребность и способность вести вербальный и невербальный обмен информациейготовность к работе с различными источниками информации и др.) и технологический (способность к регуляции педагогической деятельностиготовность к проектированию и организации целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и др.).
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертация содержит 7 схем, 18 таблиц и 10 диаграмм. Библиография насчитывает 224 источника, из них 6 -зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ ПО 3-Й ГЛАВЕ.
Итак, материалы третьей главы данного диссертационного исследования «Опытно-экспериментальное исследование личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей» позволяют нам сделать следующие выводы.
1. Статистическая обработка полученных в констатирующем эксперименте данных показывает, что отсутствуют существенные различия в уровнях сформированности компонентов профессиональной компетентности студентов Сургутского государственного педагогического университета, участвующих в эксперименте.
2. Акцент в реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей был сделан на саморазвитии личности студентов, где сущность и формы организуемой учебно-познавательной деятельности являются определяющими для достижения эффективности и качества профессионального обучения.
3. Эффективность разработанной нами личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза доказана статистически и математически. Кроме того, определены некоторые практические рекомендации по реализации разработанной технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сегодня главной задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и. чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [88, с. 48].
В современных подходах к пониманию места образования в обществе образование рассматривается как механизм развития общества, поддерживающий проявление индивидуальности личности в социальной системе. В тоталитарных закрытых «культурах полезности» преобладают формы образования, ориентированные на усредненные стандартные программы обучения, социальный норматив «быть таким, как все». С переходом к «культурам достоинства», к установке «жить, а не выживать», образование поддерживает вариативность личности, готовит ее к решению нестандартных жизненных задач, а не только типовых [15, с. 7].
В современном обществе, по мнению Б. Юдина, на долю высшего образования выпадают две роли: первая, традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая — человеческая. Ведь, «система высшего образования — система образования именно человека, именно ему она позволяет приобрести необходимый для жизни в современном обществе ресурс» [214, с. 4].
Сегодня кроме профессиональных знаний, умений и навыков процесс профессиональной подготовки в педагогическом вузе охватывает и общекультурное развитие будущих учителей, формирование у них личностной позиции (мо-тивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности), а самое главное формирование профессиональной компетентности.
Решение этой задачи, как было отмечено ранее, связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего учителя.
В данном исследовании мы рассматриваем личностно ориентированную технологию как наиболее эффективную для формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
1. Сущность профессиональной компетентности учителя, по нашему мнению, заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное развитие и самореализацию специалиста, т. е. личностных возможностей, позволяющих самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Следовательно, профессиональная компетентность учителя есть общая способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях и опыте, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие.
2. Педагогическая технология в нашем понимании рассматривается как совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия для развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития. Сущность личностно ориентированной технологии профессионального образования заключается в том, что она не формирует личность с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Благодаря этому она может стать основой формирования у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности. Следовательно, личностно ориентированная технология педагогического образования есть такая педагогическая технология, которая обеспечивает взаимосвязь теоретической и практической стороны профессионального образования, а также направлена на помощь студенту в его становлении как субъекта предметно-преобразующей деятельности. Такое понимание личностно ориентированной технологии профессионального образования предполагает соблюдение ряда педагогических условий гуманитаризации образовательной среды в университете (Ю.В. Сенъко), таких как:
— учет индивидуальных особенностей, интересов студентов;
— систематический анализ качества общепедагогической подготовки студентов на разных этапах обучения и корректировка содержания и методов обучения на основе полученных данных;
— стимулирование самоконтроля, самоанализа студентов [162, с. 56].
3. Личностно ориентированная технология формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического включает 5 этапов: целепола-гание, диагностический этап, прогностический этап, содержательный этап и результативный этап.
К необходимым условиям эффективной реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей следует отнести следующие: преимущественную ориентацию педагога на субъектный опыт студента, непременное использование рефлексивных процедур, наличие возможностей для свободной коммуникации, помощь в поиске средств реализации деятельности, включение в образовательный процесс различных организационных форм и методов деятельности и т. д.
4. Критериями и показателями сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей являются: морально-нравственный — потребность и способность к самообразованию и саморазвитиюпозитивное отношение к педагогической деятельности в целомнравственные позиции личности и их проявления в педагогической деятельностиготовность к жизни и педагогической деятельности в поликультурном обществеготовность и способность поддерживать свое физическое и психическое здоровьепознавательно-творческий — целостное представление об образовании подрастающего поколения в современных условияхготовность решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в образовательном учрежденииготовность к творческой деятельностиготовность к инновационной деятельностиготовность к выполнению научно-исследовательской деятельностиинформационно-коммуникативный — целостное представление о человеке, обществе, культуре, науке и технологиях в современном мирепотребность и способность вести вербальный и невербальный обмен информациейготовность к работе с различными источниками информацииготовность к планированию и организации коммуникационного процессаготовность к восприятию собеседникатехнологический — способность к регуляции педагогической деятельностиготовность к организации целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учрежденииготовность к проектированию учебно-воспитательного процесса в образовательном учрежденииготовность к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в педагогической деятельности.
5. Статистическая и математическая обработка экспериментальных данных подтвердила эффективность разработанной нами личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза.
Таким образом, сформулированные в исследовании задачи решены, цель достигнута. В то же время диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех вопросов в русле изучаемой проблемы. Специального рассмотрения требуют аспекты, касающиеся личности самого педагога, реализующего личностно ориентированную технологию формирования профессиональной компетентности у будущих учителей. Как отмечает И. А. Колесникова, «ценность личности воспитателя в ее уникальности, непохожести, способности привнести новое качество в процесс воспитания. Гуманистическая концепция воспитания предполагает ценность личности воспитателя, недопустимость ее отчуждения от собственного труда» [90, с. 11].
Сегодня деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории" — на уточнение целей, которые ставит переде собой студентна помощь студенту в планировании своей деятельностина консультирование по применению конкретны средств, приемов, методов обучения. Таким образом, активность преподавателя проявляется в постоянном разрешении противоречия между «внутренними потребностями и объективными условиями профессиональной деятельности» [116, с. 62]. Иными слова, преподаватель всегда должен быть готов к «профессиональному и личностно-профессиональному изменению» [147, с. 278].
Кроме того, специального рассмотрения требуют вопросы, касающиеся поиска и разработки новых направлений формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в образовательном процессе вуза.
Список литературы
- Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абросимов, В.Н. Профессиональные качества преподавателя Текст. / В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 6. — С. 61−64.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: Монография / В. А. Адольф. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. — 156 с.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Акопов, Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания. Психология учителя Текст. / Г. В. Акопов. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения Текст. / Н. А. Алексеев // Совершенствование общего и профессионального образования молодежи: Материалы Международной заочной конференции. М.: МПА, 1999. — С. 46−52.
- Алексеев, Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения Текст. / Н. А. Алексеев // Завуч. 1999. -№ 3. — С. 113−126.
- Амирова, Л., Багишаев, 3. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования Текст. / Л. Амирова, 3. Багишаев // Alma mater. — 2004. № 1. — С. 55−60.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999. 378 с.
- Андреев, А. Знания или компетенции? Текст. / А. Андреев // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3−11.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Казанск. ун-т, 1988. — 238 с.
- Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. заведений / И. П. Андриади. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
- Арсенъев, А.С. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики Текст. / А. С. Арсеньев // Развитие личности. 1998. — № 2. — С. 50−78.
- Арсенъев, А.С. Размышления о работе C.JI. Рубинштейна «Человек и Мир» Текст. / А. С. Арсеньев // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 141 148.
- Асмолов, А.Г., Кондаков, A.M. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» Текст. / А. Г. Асмолов, A.M. Кондаков // Педагогика. — 2004. — № 7. — С. 3−11.
- Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности. Дис. канд. психол. наук Текст. / Р. А. Ахмеров. -М., 1994. 245 с.
- Ахметова, Д., Гуръе, Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии Текст. / Д. Ахметова, JL Гурье // Высшее образование в России. 2001. — № 4.-С. 138−144.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю.К. Ба-банский. М.: Педагогика, 1977. — 194 с.
- Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. / В. Байденко // Высшее образование в России.-2004.-№ 11.-С. 3−13.
- Бакшеева, Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе Текст. / Э. П. Бакшеева // Педагогическое образование и наука. — 2003. № 3. — С. 49−52.
- Бакшеева, Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе (в контексте личностно ориентированного подхода) Текст. / Э. П. Бакшеева. Сургут: РИО СурГПИ, 2003. — 105 с.
- Бараковская, Н.И. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в педагогическом процессе Текст.: Практическое пособие для учителейшкол и студентов педвузов / Н. И. Бараковская. — Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 1999.-35 с.
- Баранов, С.П. и др. Педагогика Текст.: Учеб. пособие / С. П. Баранов, JI.P. Болотина, В. А. Сластенин. -М.: Просвещение, 1987. 368 с.
- Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
- Белкнн, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. для учителя Текст. / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции личности и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10. -С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В., Кулъневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика Текст.: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
- Валъяно, М.В. Основы философии Текст. / М. В. Вальяно. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 1999. — 544 с.
- Введение в педагогическую деятельность Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- Под ред. А. С. Роботовой. М.: Изд. центр «Академия», 2004. -208 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. /В.Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. С. 51−55.
- Венгер, JI.A., Мухина, B.C. Психология Текст.: Учебное пособие / JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст.: Монография / А. А. Вербицкий. М.: ИЦП качества подготовки специалистов, 1999. —75 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Текст.: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
- Воронов, В.В. Технология воспитания Текст. / В. В. Воронов. М.: Школьная пресса, 2000. — 96 с.
- Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксеологические особенности постдипломного образования педагога Текст. / В. Г. Воронцова. — Псков: Изд-во ПО-ИПКРО, 1997.-421 с.
- Вулъфов, Б.З., Иванов, В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках Текст.: Учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
- Вяткин, Л.Г., Тарский, Ю.И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития Текст. / Л. Г. Вяткин, Ю. И. Тарский. — Саратов: СГУ, 1993.-50 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
- Гилъманишна, С.И., Вилъкеев, Д.В. Мышление учителя химии: методология и логика его формирования Текст. / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев //
- Вестник Казанского государственного педагогического университета. — 2004. — № 3.-С. 111−121.
- Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
- Громкова, М. Мастерство это технология плюс творчество Текст. / М. Громкова // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — С. 74−80.
- Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии Текст. /В.В. Гузеев. М.: Знание, 1995. — 135 с.
- Даутова, Г. Поликультурная компетентность учителя Текст. / Г. Дау-това // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 173−175.
- Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004.-№ 2.-С. 42−47.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст. / Ж. Делор. — UNESCO: Bhudapecht, 1996. 178 p.
- Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды Текст. / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42.
- Дендеберя, Н.Г. Характеристика модели учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся Текст. / Н. Г. Дендеберя // Наука и школа. 1999. — № 4. — С. 17−23.
- Дмитренко, Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе Текст. / Т. А. Дмитренко // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 8.-С. 26−30.
- Дружилов, С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности: Непрерывное образование как условие развития творческой личности
- Текст. / С. А. Дружилов // Сборник по материалам Фестиваля педагогического творчества. — Новокузнецк: ИПК, 2001. — С. 32−33.
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы Текст.: Учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
- Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст.: Кн. для учителя / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Епишева, О. Что такое педагогическая технология Текст. / О. Епишева // Школьные технологии. 2004. — № 1. — С. 31−38.
- Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельно-стного подхода Текст.: Кн. для учителя / О. Б. Епишева. — М.: Просвещение, 2003.-223 с.
- Еремина, И.И. Профессионально-технологическая карта учителя математики и физики по формированию информационной культуры Текст. / И. И. Еремина. Елабуга: ЕГПИ, 1999. — 46 с.
- Еримбетова, С., Маджуга, А., Ахметжан, Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся Текст. / С. Еримбетова, А. Маджуга, Б. Ахметжан // Alma mater. 2003. — № 11. — С. 48−50.
- Ефименко, В., Макогина, Е., Турунтаева, И. Уровни педагогической компетентности Текст. / В. Ефименко, Е. Макогина, И. Турунтаева // Alma mater. 2004. — № 10. — С. 50−51.
- Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии Текст. / В. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1995. 155 с.
- Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлев. — М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: Учеб. пособие для студ. / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Зайцева, О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» Текст. / О. Б. Зайцева // Педагогика. 2004. — № 7. -С. 17−23.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во МСПИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
- Зеер, Э.Ф., Романцев, Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. — 2002. — № 3. С. 16−21.
- Зеер, Э. Ф., Шахматова, О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста Текст.: Науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-т, 1999. — 245 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 5. — С. 34−42.
- Зинченко, В.П. О цепях и ценностях образования Текст. / В.П. Зин-ченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
- Искандаров, О. Иноязычная профессиональная компетентность Текст. / О. Искандеров // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 5354.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения Текст. / В.А. Канн-Калик. — Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1979. — 136 с.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Просвещение, 1982. — 789 с.
- Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст. / Н. П. Капустин. М.: Академия, 1999. — 216 с.
- Кагилев, С. С. Современные технологии педагогического процесса Текст. / С. С. Кашлев. Минск: Университетское, 2000. — 94 с.
- Киселев, А.Ф. Птица Феникс российской педагогики Текст. / А. Ф. Киселев // Высшее образование сегодня. — 2004. № 5. — С. 8−10.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
- Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы Текст. / Н. Ю. Клименко // Педагогика. — 2003. № 2. — С. 22−28.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда Текст.: Учебник для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика Текст.: Учеб. для студентов образовав учреждений сред. проф. образования / Г. М. Коджаспирова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
- Козырева, О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия Текст. / О. А. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51.
- Колесникова, И.А. О феномене педагогического мастерства Текст. / И. А. Колесникова // Фэн Ьэм Мэктэп. 1997. — № 11−12. — С. 8−11.
- Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф. дис. д-ра пед. наук Текст. / И. А. Колесникова. — Л., 1991. 18 с.
- Коноплина, Н.В. От педагогического училища, колледжа, института к педагогическому университету: устоять в движении Текст. / Н. В. Коноплина // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 3. — С. 33−35.
- Константинов, С. Социолограмма профессии Текст. / С. Константинов //Высшее образование в России. — 2004. -№ 11. С. 171−172.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
- Корчагин, В.Н. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю Текст. / В. Н. Корчагин // Школьные технологии. 2004. — № 3. -С. 211−218.
- Кочетова, А.А. Подготовка студентов к коллективной творческой деятельности и проблема ее отражения в стандарте Текст. / А. А. Кочетова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 47−52.
- Краснова, JI.A. Технология формирования профессиональной компетентности учителя физики в педвузе. Дис. канд. пед. наук Текст. / JI.A. Краснова. — Елабуга, 2002. — 173 с.
- Крысъко, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах Текст. / В. Г. Крысько. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 384 с.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2000.-224 с.
- Кузнецов, В.Н. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе Текст.: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений / В. И. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 120 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. — М.: Просвещение, 1990. -286 с.
- Куклин, В.Ж., Наводное, В.Г. О сравнении педагогических технологий Текст. / В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов // Высшее образование в России. — 1994.-№ 1.-С. 165−172.
- Кунщына, В.Н. Трудности межличностного общения. Дис. канд. психол. наук Текст. / В. Н. Куницына. СПб., 1991. — 358 с.
- Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству Текст.: Кн. для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллинн: ВАЛГУС, 1980. — 334 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. -М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Леднева, О. Процессуальное измерение социализации личности Текст. / О. Леднева // Alma mater. 2002. — № 3. — С. 17−22.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Знание, 1989.-47 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1977. 304 с.
- Лучина, Т.Н. Развитие ключевых компетенций студентов в техническом вузе Текст. / Т. И. Лучина // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 10. -С. 50−51.
- Маджуга, А., Ергтбетова, С., Ахметжан, Б. Диалог суть технологий обучения Текст. / А. Маджуга, С. Еримбетова, Б. Ахметжан // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. — С. 116−118.
- Макаренко, А.С. Воспитание гражданина Текст. / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1988. 304 с.
- Макарова, Л.Н., Шаршов, И.А., Копытова, Н.Е., Пронина, Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей Текст. / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, Н. Е. Копытова, Л. А. Пронина // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 60−68.
- Малиновская, В.Н. Введение в педагогическую профессию Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. Н. Малиновская. — Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999. 158 с.
- Малый энциклопедический словарь / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза — Ефрона Текст.: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1997. — Т. 3. — 560 с.
- Малый энциклопедический словарь / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ефрона Текст.: В 4 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. 2. — 544 е., ил.
- Малый энциклопедический словарь / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ефрона Текст.: В 4 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. 4. — 624 с.
- Манъко, Н.Н. Технологическая компетентность педагога Текст. / Н. Н. Манько // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 33−41.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Мелънпчук, О., Яковлева, А. Модель специалиста (К вопросу гуманизации образования) Текст. / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России.-2000.-№ 5.-С. 19−25.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
- Митина, С.Н. Проектирование в формировании речевой компетенции будущего учителя Текст. / С. Н. Митина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 5. — С. 33−35.
- Монахов, В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) Текст. / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С. 57−71.
- Монахов, В.М., Нижников, А.И. Проектирование траектории становления будущего учителя Текст. / В. М. Монахов, А. И. Нижников // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
- Морозов, А.В. Креативность преподавателя высшей школы Текст. / А. В. Морозов // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 64−68.
- Мудрык, А.В. Введение в социальную педагогику Текст.: Учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
- Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Мусолимое, Т. «Педагогическое» мышление будущего учителя Текст. / Т. Мусалимов // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 163 164.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -2000. -№ 11. -С. 4−13.
- Никишина, В.Б., Василенко, Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. М.: Изд-во Владос-пресс, 2004. — 208 с.
- Новиков, A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития Текст. / A.M. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
- Образцов, П.И. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования Текст. / П. И. Образцов // Alma mater. 2003. — № 10. — С. 14−17.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст.: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 544 с.
- Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст.: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Петрунева, Р., Дулина, Н, Токарев, В. О главной цели образования Текст. / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. 1998.-№ 3.-С. 40−46.
- Пидкасистый, П.И. Методологические проблемы развития технологий в образовании Текст. / П. И. Пидкасистый // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Сборник научных трудов. — М.: Изд-во МПУ, 2000. — 134 с.
- Пилиповский, В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества Текст. / В. Я. Пилиповский // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 97−103.
- Подласый, И.П. Педагогика Текст.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 е., ил.
- Подласый, И.П. Учитель, рынок, технология Текст. / И. П. Подласый // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 3−10.
- Поляков, С Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии Текст. / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
- Попова, А.А. Дидактические основы двухуровневой диагностики обу-ченности с помощью тестов-ретестов Текст. / А. А. Попова. — Челябинск: «Факел», 1997.- 105 с.
- Построение модели личностно ориентированного обучения Текст. / Под научной ред. И. С. Якиманской. М.: КСП+, 2001. — 128 с.
- Проданов, ИИ Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона Текст.: Монография / И. И. Проданов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 238 с.
- Профессиональная компетентность: понятие и виды Текст.: Информационный справочник / Сост. H.JI. Солянкина. — Красноярск: ИПК РО, 2003. -25 с.
- Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под общей ред. А. А. Реан. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
- Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития Текст.: Метод, пособие / А. З. Рахимов. Уфа: Творчество, 2003. — 144 с.
- Рогов, Е. И Личность учителя: теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 438 с.
- Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
- Розенова, М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины Текст. / М. Розенова // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. -С. 169−170.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации Текст. / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999.-№ 4.-С. 20−23.
- Савелова, Е. Формирование культурной компетентности Текст. / Е. Савелова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 61−64.
- Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования Текст. / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. С. 29−37.
- Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. Психология управления Текст. / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 512 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 51−57.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: Курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сергеев, Н. К Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Дис. д-ра пед. наук Текст. / Н. К. Сергеев. Волгоград, 1998. — 338 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг в системе высшего педагогического образования Текст. / С. Н. Силина // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 59−64.
- Синица, И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя Текст. / И. Е. Синица. М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Сластенин, В.А. О личностно ориентированных технологиях подготовки учителя Текст. / В. А. Сластенин // Педагог. 1999. — № 3. — С. 13−17.
- Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке учителя Текст. / В. А. Сластенин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул: БГПИ, 1996. — С. 26−34.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. -176 с.
- Слободчиков, В.И., Исаев, Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаев // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 72−80.
- Слуцкий, В.И. Личность и технология в педагогическом процессе (А.С. Макаренко: «анатомия» педагогического успеха) Текст. / В. И. Слуцкий // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 3−9.
- Смирнов, С.А. Еще раз о технологиях обучения Текст. / С. А. Смирнов // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 113−120.
- Смирнов, С.А. Технологии в образовании Текст. / С. А. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109−112.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО «Мир книги», 2001. 28 с.
- Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии Текст. / Н. Н. Суртаева. Новокузнецк: НГУ, 2000. — 126 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.-С. 20−26.
- Толковый словарь русского языка Текст. / Под ред. Д. Н. Ушакова: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1996. — Т. 1. — 824 с.
- Толковый словарь русского языка Текст. / Под ред. Д. Н. Ушакова: В 4 т.-М.: ТЕРРА, 1996.-Т. 3. 712 с.
- Томин, Н.И. Профессиональное самоопределение школьников: теория, практика, исследование Текст.: Монография / Н. И. Томин. — Челябинск: ЧГПУ, 2001.-324 с.
- Успанов, К.К. Педагогические основы формирования общительности как профессионального качества будущего учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / К. К. Успанов. Алма-Ата, 1984. — 25 с.
- Успенский, В.Б., Чернявская, А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность Текст.: Учеб. пособие / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.
- Ушакова, М. На пути к обучающему обществу (задачи и технологии) Текст. / М. Ушакова // Alma mater. 2000. — № 4. — С. 9−15.
- Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст.: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. -М.: Юристъ, 1997. 512 с.
- Холодная, М.А., Гелъфман, Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности Текст. / М. А. Холодная, Э. Г. Гульфман // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
- Хридина, Н. Социальная квалификация выпускников Текст. / Н. Хридина // Высшее образование в России. 2004. — № 10. — С. 121−124.
- Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // www.eiudos.ru/news/compet-dis.htm/
- Хуторской, А.В. Современная дидактика Текст.: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 е., ил.
- Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя Текст. / А. П. Чернявская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.
- Шагеева, Ф., Иванов, В. Проектирование образовательных технологий Текст. / Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее образование в России. — 2004. -№ 2.-С. 169−172.
- Шадриков, В. Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст. / В. Шадриков // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 3−10.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
- Шаймарданов, Р.Х. Концептуальные основы личностно ориентированного педагогического процесса Текст.: Монография / Р. Х. Шаймарданов. -Сургут: РИО СурГПИ, 2003. 80 с.
- Шаймарданов, Р.Х. Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущего учителя Текст. / Р. Х. Шаймарданов // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 3. — С. 36−42.
- Шаймарданов, Р.Х. Личностно ориентированная технология педагогического процесса Текст.: Учебно-технологическое пособие / Р. Х. Шаймарданов. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — 130 с.
- Шаймарданов, Р.Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации Текст. / Р. Х. Шаймарданов. — Казань: КГПУ, 1997.-176 с.
- Шаймарданов, Р.Х. Технология личностно ориентированной профессиональной подготовки будущих учителей Текст. / Р. Х. Шаймарданов // Вестник Казанского государственного педагогического университета. 2004. — № 3. — С. 78−94.
- Шаймарданов, Р.Х., Хузиахметов, А.Н. Педагогические технологии Текст.: Учеб. пособие для студ. педвузов всех специальностей / Р. Х. Шаймарданов, А. Н. Хузиахметов. Казань: РИЦ «Школа», 2004. — 184 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 554 с.
- Шендрик, И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования Текст. / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. № 4. — С. 36−42.
- Широких, О.Б. Ценностные ориентации в профессионально-личностной подготовке учителя Текст. / О. Б. Широких // Высшее образование сегодня. 2005.-№ 1.-С. 50−51.
- Шишов, С., Агапов, А. Компетентностный подход к образованию Текст. / С. Шишов, А. Агапов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2002.-№ 3.-С. 3−10.
- Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. № 2. — С. 30−34.
- Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Шишов, С.Е., Калъней, В.А. Школа: мониторинг качества образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 е., прил.
- Шиян, О.М. Аутопедагогическая компетентность Текст. / О.М. Ши-ян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
- Шиянов, Е.Н., Котова, ИБ. Развитие личности в обучении Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. -288 с.
- Шмелъкова, JI.B. Цель проективно-технологическая компетентность педагога Текст. / Л. В. Шмелькова // Школьные технологии. — 2002. — № 4. — С. 36−48.
- Щелина, Т.Т. Психолого-педагогический практикум в подготовке социальных педагогов и педагогов-психологов Текст. / Т. Т. Щелина // Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 28−31.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- Юдин, Б. О гуманитарной составляющей высшего образования Текст. / Б. Юдин // Alma mater. 2004. — № 5. — С. 3−5.
- Юдин, В.В. Педагогическая технология Текст.: Учебное пособие / В. В. Юдин. Ярославль: ЯрГПУ, 1997. — Ч. 1. — 48 с.
- Юдин, В.В. Сколько технологий в педагогике? Текст. /В.В. Юдин // Школьные технологии. 1999. -№ 3. — С. 34−40.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Democratic teacher education: programs, processes, problems Текст. / Ed. by J.M. Novae. -N.Y.: State university of New York Press, 1994. 128 p.
- Hewitt, K. Understanding Britain Текст. / К. Hewitt. — England: Perspective Pablication. Ltd, 1996. 266 p.
- Jillett, M. Hard, soft or medium Текст. / M. Jillett // McGill journal of education. 1973. — № 92. — P. 128−133.
- Percinval, F., Ellinglon, H. Handbook of educational technology Текст. / F. Percinval, H. Ellinglon. -L.: Routledge, 1984. 138 p.
- Smith, R. What makes a good teacher Текст. / R. Smith I I Teaching and learning in the Secondary school / Ed. by B. Moon, A.S. Mayes. L., N.Y.: Routledge, 1995.-164 p.
- Spaulding, S.C. Technological devices in education Текст. / S.C. Spaulding // The encyclopedia of educational media communications and technology. L.: Routledge, 1978. — 386 p.
- Уровни и показатели сформированности компонентов профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза
- Критерии, а показатели сформированности профессиональной компетентности1. Уровни
- Морально-нравственный компонент
- Познавательно-творческий компонент
- Информационно-комл 1уникативный компонент1. Технологический компонент1. Высокий
- Технологическая карта формирования профессиональной компетентности учителя
- Общие сведения о личности студента1. Фамилия, имя, отчество2. Группа3. Специальность4. Дата заполнения
- Технологическая карта формирования профессиональной компетентности учителя
- Составляющие профессиональной компетентности учителя Степень развитости по семестрам
- II ill IV V VI VII VIII IX X1. Морально-нравственная
- Потребность и способность к самообразованию и саморазвитию Умеет- самостоятельно учиться
- Осознает свой индивидуальный стиль мышления
- Имеет потребность в самообразовании и саморазвитии
- Умеет оценивать достигнутый уровень самообразования и саморазвития
- Позитивное отношение к педагогической деятельности в целом Имеет позитивное отношение к системе образования в целом
- Осознает личностную и социальную значимость своей профессии
- Проявляет любовь к детям и к педагогической профессии
- Соблюдает нормы и правила педагогической этики
- Нравственные позиции личности и их проявления в педагогической деятельности Придерживается ценностей и норм, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др.
- Проявляет высокие нравственные качества по отношению к себе и другим
- Знает основы гуманной педагогики и использует их в педагогической деятельности
- Умеет создавать специальные ситуации для проявления воспитанниками нравственных поступков
- Готовность к жизни и педагогической деятельности в по- Осознает различие культур, национальных особенностейли культурном обществе Терпим к различиям в современном обществе
- Умеет взаимодействовать с людьми в поликультурной группе
- Готовность и способность поддерживать свое физическое и психическое здоровье Имеет потребность в развитии своих физических способностей и поддержании своего физического здоровья
- Умеет управлять своим телом, снимать мышечное напряжение •
- Умеет регулировать свое психическое состояние
- Умеет использовать здоровьесберегающие технологии в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности
- Познавательно-твс рческая
- Обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества
- Готовность решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в образовательном учреждении Умеет применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений
- Расчленяет педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.)
- Осмысливает каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами
- Находит в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления
- Находит основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения
- Умеет формировать потребность в знаниях и вооружать учащихся навыками учебной работы
- Умеет стимулировать актуализацию знаний и жизненного опыта воспитанников
- Готовность к творческой деятельности Обладает навыками творческого мышления1. Умеет абстрагироваться
- Умеет использовать методы и приемы развития творческого мышления в педагогической деятельности
- Позитивно воспринимает новшества и изменения
- Готовность к инновационной деятельности Заинтересован в совершенствовании своей педагогической деятельности
- Умеет применять инновационные методы и приемы
- Умеет анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс
- Готовность к выполнению научно-исследовательской деятельности Умеет разрабатывать научный аппарат исследования
- Умеет применять различные методы психолого-педагогических исследований
- Умеет организовывать и проводить научно- исследовательскую работу
- Умеет обрабатывать и оценивать результаты научно-исследовательской работы
- Умеет обобщать и делать выводы по результатам научно-исследовательской работы
- Имеет стремление к познанию сути педагогических явлений, совершенствованию образовательного процесса
- Информационно-коммуникативная
- Целостное представление о человеке, обществе, культуре, науке и технологиях в современном мире Знает основы Конституции РФ
- Имеет целостное восприятие окружающего мира
- Владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития
- Владеет системой знаний о закономерностях психического развития, факторах способствующих личностному росту
- Умеет использовать всесторонние знания о человеке в профессиональной деятельности
- Владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности
- Готовность к работе с различными источниками информации Умеет работать с печатными источниками
- Умеет добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т. е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам образования учащихся
- Потребность и способность вести вербальный и невербальный обмен информацией Знает государственный язык РФ русский
- Владеет лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных языков (умеет читать и переводить тексты со словарем, вести беседу-диалог общего характера на иностранном языке)
- Умеет ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст
- Умеет логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение
- Умеет формулировать вопросы в доступной форме, красиво, кратко, четко и выразительно
- Готовность к планированию и организации коммуникационного процесса Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидов и группой
- Умеет строить целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и коллективами, коллегами
- Знает условия и формы речевой коммуникации
- Умеет привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности
- Умеет осуществлять коммуникативную атаку, т. е. привлекать к себе внимание
- Умеет выбирать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками
- Умеет распределять внимание и поддерживать его устойчивость
- Умеет «по заказу» вызывать чувства удивления, радости, гнева и т. п.
- Владеет техникой интонирования для выражения разных чувств
- Умеет располагать к себе собеседника
- Готовность к восприятию собеседника Умеет анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются
- Умеет по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека
- Умеет создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся
- Умеет видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям
- Умеет воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности4. Технологическая
- Готовность к организации целостного учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении Планирует систему приемов стимулирования активности учащихся
- Планирует развитие воспитательной среды и связей с родителями
- Планирует «зону ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом
- Формулирует и ставит вопросы, требующие применения усвоенных ранее знаний
- Создает условия для развития индивидуальных особенностей учащихся
- Организует совместную творческую деятельность
- Умеет разумно использовать методы поощрения и наказания1. Умеет распределять время
- Готовность к проектированию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении Умеет выдвигать педагогические цели и задачи
- Умеет отбирать способы достижения педагогических целей
- Умеет определять этапы педагогического процесса
- Предвидит результат, возможные отклонения и нежелательные явления
- Умеет планировать совместно с учащимися жизнедеятельность
- Переводит цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи
- Определяет комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса
- Отбирает виды деятельности, адекватные поставленным задачам
- Отбирает содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании
- Способность к регуляции педагогической деятельности Осуществляет педагогическую диагностику
- Умеет анализировать правильность постановки целей
- Умеет анализировать соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам
- Умеет анализировать эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности
- Умеет анализировать соответствие организационных форм возрастным особенностям учащихся
- Умеет анализировать причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания
- Оперативно диагностирует характер и уровень усвоения учащимися нового материала
- Умеет контролировать свое поведение
- Умеет осуществлять рефлексию и самоконтроль в процессе взаимодействия
- Готовность к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в педагогической деятельности Знает сущность информационных и телекоммуникационных технологий
- Владеет информационными и телекоммуникационными технологиями на уровне пользователя
- Умеет применять информационные и телекоммуникационные технологии в своей педагогической деятельности