Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие правосознания и правовой культуры в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.К.Вилюнас, О. П. Елисеев, З. Ф. Есарева, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, М.Ш.Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Х. Хекхаузен, В.А.Щеголев), научные знания о воспитании (В.Г. Асеев, В. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, E.H. Дмитриева, В. Б. Ежеленко, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, Л. И. Новикова, Д.И. Фельдштейн… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность и содержание правосознания и правовой культуры
    • 1. 2. Историко-педагогический анализ развития правосознания в процессе образования
    • 1. 3. Современное состояние формирования правосознания и правовой культуры в учебных заведениях ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 2. 1. Педагогическая модель развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 2. Педагогические условия развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 3. Ход и результаты экспериментального исследования педагогических условий и модели развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Научно-практическое развитие положений педагогики правосознания
    • 3. 2. Методика реализации положений педагогики правосознания в подготовке сотрудников ГПС МЧС России

Развитие правосознания и правовой культуры в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Тенденции развития мирового сообщества и России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования [142]. Особое внимание в современных условиях уделяется укреплению законности и правопорядка. Провозглашенное руководством российского государства утверждение и расширение личных прав и свобод личности должны сочетаться с укреплением законности, воспитанием у граждан безусловного уважения к закону [151].

Развитие всех сфер жизни современного российского общества, возрастание роли правовых аспектов в деятельности предприятий и организаций, их сотрудников и работников предъявляют высокие требования к уровню развития правосознания выпускников высших учебных заведений. В настоящее время все в большей степени возрастает осознание того, что профессиональная деятельность специалистов не может качественно осуществляться, если не учтены её правовые, юридические аспекты.

В связи с этим особую актуальность приобретает научное обоснование теории и практики правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.

Развитие правосознания и формирование правовой культуры граждан проявляется в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов и должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, необходимым компонентом становления личности. Особую актуальность развитие правосознания и правовой культуры приобретает в условиях перехода российской системы образования к реализации компетентностной модели обучения, в которой определяющим выступает опыт деятельности личности, ее способность и готовность принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям ситуации.

Происходящее повышение роли правовых аспектов в деятельности современных организаций определило потребность включение юридических дисциплин в учебные планы образовательных учреждений различных уровней. Данные дисциплины призваны формировать правовое сознание и воспитывать правовую культуру специалистов различного профиля и тем самым формировать и развивать профессиональной компетентность.

Однако, как показывают материалы печати и проведенное исследование, к изучению правоведения, юридических дисциплин обучающиеся неюридического профиля подготовки проявляют в целом мало заинтересованное отношение. Познавательный интерес к данным предметам проявляют всего лишь 30% из опрошенных курсантов. В этом проявляется установка курсантов на то, что изучение правоведения должно носить преимущественно информационный характер. Отсутствие интереса к юридическим дисциплинам, особенно у курсантов первых курсов, у которых еще не сформировано четкое представление о роли правовой культуры в их жизни и деятельности, сказывается на результатах обучения и последующей профессиональной деятельности.

В целом следует отметить явно недостаточную сформированность у большинства обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня осознания значимости юридических знаний в жизнедеятельности современного человека, даже безотносительно к роду его деятельности.

При этом выявлено, что наиболее эффективным и психологически благоприятным для курсантов в первые месяцы обучения в вузе является объяснение значимости юридических знаний в профессиональной деятельности и в совершенствовании своей личности. Если таким образом регулярно на каждой лекции, семинарском или практическом занятии целенаправленно воздействовать на мотивационно-смысловую структуру личности курсантов, то преподавание правоведения, юридических дисциплин будет восприниматься как важная составная часть обучения и подготовки к будущей деятельности. Формирование интереса к правоведению даст возможность преподавателям подготовить высококвалифицированных специалистов, способных решать управленческие, производственные, служебные задачи с учетом требований нормативно-правовых актов.

Одной из важнейших задач высшей школы является правовое воспитание, развитие правовой культуры и правосознания в системе высшего профессионального образования. Для ряда профессий правовое воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим для формирования профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся служащие, сотрудники правоохранительных органов. К ним следует отнести и сотрудников МЧС России, спасателей, пожарных, для которых правовая культура, правосознание особо важны.

В настоящее время возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем обеспечения безопасности личности, общества, государства. Существенный вклад в решение этих проблем вносят сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (ГПС). Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является всесторонняя подготовка, обучение и воспитание в вузах ГПС МЧС [8].

Достижение высокого уровня правовой культуры и правосознания обучающихся в вузах ГПС МЧС России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России.

В целом проведенный анализ свидетельствует, что проблемы правового воспитания, формирования и развития правовой культуры и правосознания достаточно активно исследовались отечественными учеными.

Роль и значение правовой культуры для общечеловеческой культуры и образования рассматривали такие известные ученые как H.H. Вопленко, H.JI. Гранат, A.B. Малько, Н. И. Матузов, И. Ф. Рябко и др.

Вопросы формирования правовой культуры как специфического социально обусловленного феномена, выполняющего важную социализаторскую, гуманитарную миссию в жизни человека и общества занимались такие ученые как С. С. Алексеев, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, В. Л. Малахов, A.A. Молчанов, В. П. Сальников, А. П. Семитко и др.

Процесс формирования правовой культуры личности исследовали Е. В. Аграновская, Н. И. Азаров, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. М. Боер, Е. Л. Болотова, И. Л. Гранат, Н. М. Кейзеров, С. А. Комаров, В. В. Копейчиков, В. В. Лазарева, А. Л. Ликас, Г. В. Назаренко, B.C. Нерсесянц, А. Ф. Никитин, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. А. Толстик, СЕ. Хойман, А. Ф. Черданцев и др.

Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи разработаны в исследованиях Т. В. Будилиной, В. В. Головченко, Е. А. Зорченко и др.

Правосознание как составной компонент правовой культуры рассматривалось в трудах В. И. Бегинина, A.B. Валицкого, В. И. Гоймана, A.B. Трошева, И. А. Ильина, Е. А. Лукашевой, А. И. Новикова, Г. С Остроумовой, И. Ф. Покровского, Д. А. Потопейко, В. А. Сапуна, В. Н. Синюкова, Э. Ю. Соловьева, А. Г. Тиковенко, В. А. Тумановой, И. Е. Фарбера, В. А. Щегорцова.

В последние годы активно ведутся исследования правового воспитания самых различных групп населения (Л.Е. Балин, В. В. Берман, В. В. Головченко, А. И. Долгова, B.C. Кантарь, Т. В. Корчагина, A.B. Мицкевич, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Я. В. Соколов, Е. В. Татаринцева и др.).

Различные аспекты правового воспитания в общеобразовательной школе рассматриваются в работах Г. П. Давыдова, Е. В. Известновой, А. Ф. Никитина, В. М. Обухова, Н. Г. Суворовой и др.

Вопросы развития правосознания специалистов в системе высшего технического образования получили свое развитие в трудах В. Ф. Мануйлова, B.C. Минеева, Б. С. Митина, О. Н. Чекуновой и др.

Проведенный анализ научных источников свидетельствует, что проблеме воспитания сотрудников, сотрудников силовых ведомств традиционно уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных ученых (B.C. Артамонов, A.B. Барабанщиков, Ю. Г. Баскин,.

B.JI. Васильев, А. А. Грешных, В. П. Давыдов, О. Ю. Ефремов, В. Я. Кикоть, A.A. Кочин, В. В. Мелетичев, B.C. Олейников, В. Ю. Рыбников, В. Я. Слепов, A.M. Столяренко, В. И. Хальзов, В. А. Щеголев и др.). Однако вопросы развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России не были в достаточной мере изучены в педагогических исследованиях. В последние годы увеличивается количество исследований по проблемам подготовки, воспитания сотрудников ГПС МЧС России (В.С.Артамонов, Ю. Г. Баскин, О. В. Баженов, И. Ю. Буланов, A.A. Грешных, Ю. А. Дежкина,.

C.П. Иванова, С. А. Титаренко, Е. М. Проходимова, В. О. Солнцев, А. Е. Сурина, A.A. Шелепенькин, О. С. Юнцова и др.).

Вместе с тем, количество работ по вопросам развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России явно отстает от запросов практики. В большинстве из работ, посвященных совершенствованию образовательного процесса в вузах ГПС, рассматриваются проблемы обучения и значительно меньше изучены вопросы правового воспитания, развития правовой культуры и правосознания. При этом развитие правосознания и правовой культуры в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России в прямой постановке в научно-теоретическом плане не исследовалось.

Анализ руководящих документов, литературы, периодики, практики профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России свидетельствует, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС, так и непосредственно, на повышение эффективности образовательного процесса в учебных заведениях ГПС МЧС оказывают недостаточный уровень правовой культуры и правосознания личного состава. Причинами этого являются: отсутствие единой модели, системности развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСнизкий уровень подготовки должностных лиц в вопросах развития правовой культуры и правосознания подчиненных (обучающихся) — недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий воспитания для решения задач развития правовой культуры и правосознаниянедостаточная разработанность в научно-педагогической литературе теоретических и практических основ развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России.

Результаты анализа педагогической теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России, организации и технологий воспитания в высших учебных заведениях ГПС и в целом МЧС России показывают наличие противоречия между необходимостью обоснования и реализации общей для вузов ГПС МЧС педагогической модели развития правовой культуры и правосознания обучающихся в вузах ГПС и отсутствием в настоящее время адекватного и эффективного научно-методического аппарата.

За этим общим противоречием, препятствующим достижению требуемого уровня развития правовой культуры и правосознания сотрудников ГПС МЧС России, стоят следующие частные противоречия между: усложнением задач ГПС МЧС России, повышением требований государства, общества, МЧС к профессиональным и личностным качествам сотрудников ГПС МЧС России и недостаточным уровнем развития правовой культуры и правосознания у выпускников учебных заведений ГПС МЧС Россииинтересами непрерывного образования и профессионального развития кадров ГПС МЧС России и сохраняющимися стереотипами в системе их подготовки, развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС Россиипотребностью практики в высоком уровне развития правовой культуры и правосознания сотрудников ГПС МЧС России и недостаточной разработанностью научно-теоретических, технологических основ исследования и решения проблем развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС Россиинеобходимости непрерывности осуществления технологий обучения и воспитания и отсутствием целостной модели развития правовой культуры и правосознания обучающихся в ГПС МЧС.

Указанные положения, выявленные недостатки и противоречия, обусловили актуальность и значимость решения научной задачи разработки теории и практики развития правовой культуры и правосознания в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России, что и способствовало определению темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональное образование в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Предмет исследования: педагогические условия и модель развития правовой культуры и правосознания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Цель исследования: разработка педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России как фактора обеспечения эффективности решения Государственной противопожарной службой МЧС России задач обеспечения пожарной безопасности личности, общества, государства.

Гипотеза исследования. В ситуации усложнения задач подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России и развития профессионального образования в системе МЧС России возникла объективная необходимость в современной модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России.

Исходя из этого выдвинуто предположение, что разработка педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России позволит разрешить существующие противоречия на основе: научного обоснования, проектирования, моделирования и экспериментальной проверки развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСформирования основ педагогики правосознания и их соотнесения с процессом профессионального образования в вузах ГПСвнедрения современных технологий обучения и воспитания в процесс развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСсовершенствования подготовки руководителей, преподавателей, воспитателей, должностных лиц в вопросах развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС.

Задачи исследования:

1) провести историко-педагогический анализ развития правосознания в процессе образования и уточнить сущность и содержание правосознания и правовой культуры в контексте решения задач профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;

2) определить современное состояние формирования и развития правосознания и правовой культуры в учебных заведениях ГПС МЧС России;

3) обосновать педагогические условия развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

4) разработать педагогическую модель развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

5) выделить критерии и показатели оценки развития правовой культуры и правосознания и провести опытно-экспериментальное исследование реализации педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России;

6) осуществить научно-практическое развитие положений педагогики правосознания применительно к профессиональному образованию в вузах ГПС МЧС России.

Методологическая основа исследования: философские положения о познании, всеобщей связи и развитииобщенаучные принципы всеобщей связи, развития, объективности, системности и научностиположения философии о целостности и взаимообусловленности явлений в различных сферах жизни обществафилософские, педагогические и правовые концепции, обосновывающие понятия «личность», «образование», «воспитание», «правовая культура», «правосознание" — положения системного, комплексного и деятельностного подходовконцепции общей, социальной, военной педагогики, теории профессионального образования.

Теоретическая основа исследования: философские, социологические и педагогические идеи о роли образования, педагогики, воспитания в обществе (Б.Г.Ананьев, Ю. К. Бабанский, Г. А. Бордовский, Л. С. Выготский, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Ю. Кричевский, В. В. Лаптев,.

О.Е.Лебедев, И. А. Скопылатов, А. Г. Соколов, Н. Ф. Талызина, А. П. Тряпицына, К. Д. Ушинский, И. Д. Фрумин, В. А. Якунин и др.) — научные знания об особенностях подготовки, воспитания и деятельности сотрудников силовых ведомств, ГПС МЧС России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (В.С.Артамонов, А. В. Барабанщиков, Ю. Г. Баскин, Ф. Б. Березин, С. П. Булавин, Н. Г. Винокурова, Ю. Ф. Волынец, А. Л. Воробьев, В. А. Гадышев,.

A.A. Грешных, О. Ю. Ефремов, А. Т. Иваницкий, В. Г. Зазыкин, В. П. Казначеев, Ц. П. Короленко, А. А. Кочин, А. Г. Кузнецов, С. В. Литвиненко, С. И. Макшанов,.

B.Б.Моторин, В. Н. Наумов, B.C. Олейников, В. Ф. Перевалов, А. Н. Печников, Л. Г. Почебут, В. Ю. Рыбников, H.H. Силкин, В. Я. Слепов, Л. С. Узун, М. И. Фалеев, В. И. Хальзов, А. П. Шарухин, С. К. Шойгу, В. А. Щеголев и др.) — исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (О.В.Акулова, С. И. Архангельский, Л. С. Божович, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, К. Д. Радина, А. С. Роботова, Н. Н. Суртаева, Г. С. Сухобская,.

A.П. Тряпицына) — положения компетентностного подхода в профессиональном образовании (А.Л. Андреев, В. А. Байденко, Г. А. Бордовский, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, C.B. Кульневич, Н. В. Радионова, В. В. Сериков, Б.Д. Элысонин) — исследования по проблемам деятельности, педагогической деятельности (Б.Г.Ананьев, В. Г. Асеев, Т. К. Ахаян, Л. Н. Бережнова,.

B.К.Вилюнас, О. П. Елисеев, З. Ф. Есарева, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, М.Ш.Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Х. Хекхаузен, В.А.Щеголев), научные знания о воспитании (В.Г. Асеев, В. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, E.H. Дмитриева, В. Б. Ежеленко, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, Л. И. Новикова, Д.И. Фельдштейн) — исследования проблем правового воспитания (В.П. Алексеев, В. В. Глоба, П. П. Давыдов, Н. Г. Канунникова, B.C. Олейников, О. В. Петрунин, Н. С. Прокоп, М. Г. Саккулин, A.B. Татаркин), правовой культуры (В.В. Бондуровский, Н. М. Будаев, М. В. Гирская, Н. В. Даничев, Ю. И. Дутов, А. И. Землин, В.Н. Паршин), правового сознания (В.Г. Бургун, Г. П. Васянович, А. Ю: Данин, JI.C. Дунаевский, А. П. Елисеев, A.B. Мещерякова), дисциплины и поддержания правопорядка (Н.Ф. Бондаренко, М. И. Дворецкий, СИ. Денисенко, В. Т. Доценко, В. А. Зарубин, B.JT. Згуро, Н. И. Киряшов, А. И. Китов, A.A. Лукьянец, В. В. Майоров, Л. С. Мальцев, К. Д. Нечевин, Л. Н. Охлопков, Э.П. Утлик), развития правосознания (И.В. Борисенко, A.B. Прощаев, A.M. Столяренко, В. П. Ходжейса, A.C. Щербаков, A.B. Якушин).

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов.

Из теоретических методов применялись: историко-педагогический и теоретический анализ изучаемой проблемыанализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, методы прогнозирования, моделированияанализ и обобщение опыта воспитания правовой культуры и др.

В качестве эмпирических методов использовались: наблюдениеопросы (тестирование, анкетирование, беседы) — контент-анализ, изучение нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания, руководящих документов, научной, учебной и методической литературы, документацииэксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание.

Также применялись методы математической статистики и компьютерной обработки данных. База и этапы исследования.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, а также в Российском новом университете и в СевероЗападном региональном центре МЧС России.

Первый этап исследования (2007—2008 гг.) включал анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования.

Второй этап исследования (2009—2010 гг.) был связан с разработкой педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС Россиибыли определены сущность и содержание педагогики правосознания. На данном этапе проводился педагогический эксперимент.

Третий этап исследования (2010—2011 гг.) был направлен на завершение экспериментальной работы: систематизировались результаты, осуществлялась их апробация, разрабатывались рекомендации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая модель развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России как формальное отображение согласованной деятельности всех субъектов профессионального образования в вузах ГПС МЧС России по достижению высокого уровня правовой культуры и правосознания сотрудников ГПС МЧС России. Модель включает совокупность компонентов (субъектов и объектов, целей и задач, принципов и закономерностейтехнологий и методов, способов и средств, факторов и условий развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России) и их описание.

2. Основные структурные элементы модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России: целевой (требования, цель, задачи, факторы, условия) — организационный (закономерности, принципы, субъекты, объекты) — содержательный (концепции, идеи, взгляды, качества личности, виды, направления) — технологический (технологии, этапы, методы, формы, средства) — результативный (диагностика, контроль, оценка, критерии и показатели, коррекция).

3. Педагогические условия развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России: научное обоснование, проектирование и моделирование развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСформирование основ педагогики правосознания в их соотнесении с процессом профессионального образования в вузах ГПСвнедрение современных технологий обучения и воспитания в процесс развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСсовершенствование подготовки руководителей, преподавателей, воспитателей, должностных лиц в вопросах развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСвключение правовой культуры и правосознания в систему профессионально значимых качеств сотрудников ГПСобеспечение мотивационно-ценностного отношения обучающихся в вузах ГПС МЧС России к правовой культуре как значимому компоненту их профессиональной компетентностисоздание правовоспитывающей образовательной среды в вузах ГПС МЧС Россиииспользование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплинорганизация педагогической деятельности по формированию правовой социализации курсантов посредством вовлечения их в процесс социального проектирования.

4. Сущность и содержание комплексной области знанияпедагогики правосознания, вбирающей в себя теоретические и практические вопросы формирования правосознания, правовой компетентности, правовой культуры, правовых знаний.

Важной задачей педагогики правосознания в современных условиях является формирование и развитие правосознания как у отдельной личности, так и у общностей людей (групп, организаций и т. д.) на всех уровнях образования и воспитания, что позволяет гражданам более эффективно получать и применять правовые знания в своей деятельности, овладеть правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях.

Содержание правосознания включает отраженные в мировоззрении нормы морали и права, правовые представления и идеи. В правосознании находит отражение отношение людей к праву, государственно-правовой системе, к значимому в правовом отношении поведению граждан, к деятельности государственных и общественных организаций.

Развитие правосознания и правовой культуры представляет собой образовательный, педагогический процесс, направленный на получение, осмысление и последующее применение гражданами информации о нормах права, правовой теории и практике, деятельности юридических органов, действии правовых механизмов.

Современный образовательный процесс в качестве одного из своих аспектов должен включать повышение правосознания личности, правовой информированности, развитии правовой культуры. Его следствием является становление позитивного, развитого, целостного правосознания гражданина России, служащего ядром правовой культуры личности, побуждающего ее к правомерным действиям и поступкам. В связи с этим проблема развития правосознания и правовой культуры является одной из ключевых проблем современного общества и педагогической науки с учетом того, что правовое сознание входит в систему общественного сознания, является одной из его форм. Её исследование способствует пониманию особенностей правовой деятельности социальных групп и индивидуумов, причин и механизмов правомерного и противоправного поведения, путей и форм целенаправленного правового воспитания граждан, формирования их правовой культуры. Повысить правосознание способны продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) осуществлен историко-педагогический и научно-теоретический анализ процессов формирования и развития правовой культуры и правосознания сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе их профессиональной подготовки и деятельности;

2) дана характеристика современного состояния теории и практики развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС Россииопределено, что современное состояние разработанности данной проблемы характеризуется переходом от формирования отдельных содержательных элементов правовой культуры к глубокому и целостному комплексному развитию правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России в контексте реализации современных требований, тенденций и подходов (компетентностного, комплексного, системного, субъект-субъектного) к подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;

3) уточнен понятийный аппарат, теория профессионального образования дополнена представлениями о сущности и содержании процесса развития правовой культуры и правосознания, путях и условиях его совершенствования, включая формирование правовоспитывающей образовательной среды вузов ГПС МЧС России;

4) обоснована необходимость формирования и развития педагогики правосознания как комплексной области знания, вбирающей в себя теоретические и практические вопросы формирования и развития правосознания в единства с правовой компетентностью, правовой культурой, правовыми знаниями;

5) с учетом современных тенденций развития образования, требований и подходов к профессиональной подготовке сотрудников ГПС МЧС России разработана педагогическая модель развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России, включающая цель, задачи, функции, принципы, закономерности, воспитывающие и развивающие аспекты правового воспитания;

6) на основе предложенной модели разработаны технологические основы развития правовой культуры и правосознания обучающихся в вузах ГПС МЧС России как средства профессионального и личностного развития в процессе подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;

7) определены педагогические условия развития правовой культуры и правосознания на основе взаимосвязи и взаимодействия процессов обучения, воспитания, социализации и профессионального становления личности сотрудника ГПС МЧС России, что обеспечивает эффективность реализации педагогической модели развития правовой культуры и правосознания в ходе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) систематизированы и раскрыты теоретические положения, педагогические основы развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России в соответствии с современными требованиями;

2) определены сущность, содержание, закономерности, особенности, функции, принципы, условия, этапы развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России в процессе профессионального образования с учетом реализации современных требований государства и государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, тенденций развития образования, пожарного дела, обеспечения национальной безопасности;

3) сформирована модель развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России, обогащающая педагогику знаниями о целевой основе и содержании процесса правового воспитания в вузах ГПС МЧС России, направленного на развитие правовой культуры и правосознания как профессионально и личностно важных качеств сотрудников ГПС МЧС России;

4) обоснованы основные положения педагогики правосознания и на этой основе разработаны и апробированы педагогические условия развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России;

5) выделены критерии и показатели эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов по развитию правовой культуры и правосознания обучающихся в вузах ГПС МЧС России, позволяющие диагностировать соответствие подготовки выпускников вузов выдвигаемым требованиям к сотрудникам ГПС МЧС России.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, подготовки сотрудников ГПС МЧС России, развитие обучающихся в вузах ГПС МЧС России, формирование их профессиональной компетентности, качеств личности, необходимых для решения стоящих перед МЧС России задач.

Результаты исследования позволяют системно осуществлять развитие правовой культуры и правосознания в вузах ГПС и в целом сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки, обеспечить формирование профессиональной и личностной компетентности сотрудников ГПС на основе высокого уровня правосознания.

Разработанные педагогические условия и модель развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России, а также предложенные технологии, критерии и показатели эффективности развития правовой культуры и правосознания могут быть использованы в образовательном процессе вузов МЧС России, вузов силовых ведомств, в целом в системе высшего профессионального образования России.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияадекватностью методикрепрезентативностью выборкикачественным и количественным анализомстатистической обработкой материаловэкспертизой и публикацией основных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение 2008;2011 гг. посредством публикаций, экспериментальной работы по реализации и оценке эффективности педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр, ученых советов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Российского нового университета, й академии связи.

Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором на всероссийских, региональных и межвузовских научно-теоретических и практических конференциях. Выводы, обобщения и рекомендации по развитию правовой культуры и правосознания внедрены в образовательный процесс вузов, о чем получены 2 акта реализации результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях.

Публикации. Основные положения опубликованы в 14 печатных работах, в том числе две статьи — в издании, рекомендованном ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 160 страниц, в том числе 3 таблицы и 1 рисунок. Список использованной литературы включает 210 наименований, из них 2 на иностранном языке.

Выводы по третьей главе.

Важной задачей педагогики правосознания в современных условиях является формирование и развитие правосознания как у отдельной личности, так и у общностей людей (групп, организаций и т. д.) на всех уровнях образования и воспитания, что позволяет гражданам более эффективно получать и применять правовые знания в своей деятельности, овладеть правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях.

Содержание правосознания включает отраженные в мировоззрении нормы морали и права, правовые представления и идеи. В правосознании находит отражение отношение людей к праву, государственно-правовой системе, к значимому в правовом отношении поведению граждан, к деятельности государственных и общественных организаций.

Развитие правосознания и правовой культуры представляет собой образовательный, педагогический процесс, направленный на получение, осмысление и последующее применение гражданами информации о нормах права, правовой теории и практике, деятельности юридических органов, действии правовых механизмов.

Современный образовательный процесс в вузах ГПС МЧС России качестве одного из своих аспектов должен включать повышение правосознания личности, правовой информированности, развитии правовой культуры. Его следствием является становление позитивного, развитого, целостного правосознания сотрудника ГПС МЧС России как гражданина России, служащего ядром правовой культуры личности, побуждающего ее к правомерным действиям и поступкам.

В связи с этим проблема развития правосознания и правовой культуры является одной из ключевых проблем современного общества и педагогической науки с учетом того, что правовое сознание входит в систему общественного сознания, является одной из его форм. Её исследование способствует пониманию особенностей правовой деятельности социальных групп и индивидуумов, причин и механизмов правомерного и противоправного поведения, путей и форм целенаправленного правового воспитания граждан, формирования их правовой культуры. Повысить правосознание способны продуманная правовая пропаганда, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный историко-педагогический анализ позволил уточнить сущность и содержание правосознания и правовой культуры в контексте решения задач профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Показано, что содержание правосознания включает отраженные в мировоззрении нормы морали и права, правовые представления и идеи. В правосознании сотрудника ГПС МЧС России находит отражение его отношение к праву, государственно-правовой системе, к значимому в правовом отношении поведению граждан, к деятельности государственных и общественных организаций, к выполнению профессиональной деятельности и служебных обязанностей.

Определено, что развитие правосознания и правовой культуры в вузах ГПС МЧС России представляет собой педагогический по своей сути процесс, направленный на получение, осмысление и последующее применение сотрудниками ГПС информации о нормах права, правовой теории и практике, деятельности юридических органов, действии правовых механизмов обеспечения пожарной безопасности.

Обоснованы педагогические условия развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России, основными из которых являются: проектирование и моделирование развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСформирование основ педагогики правосознания и их соотнесения с процессом профессионального образования в вузах ГПСвнедрение современных технологий обучения и воспитания в процесс развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПСсовершенствование подготовки руководителей, преподавателей в вопросах развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС.

В результате исследования разработана педагогическая модель развития правосознания и правовой культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России, включающая совокупность компонентов (субъектов и объектов, целей и задач, принципов и закономерностейтехнологий и методов, способов и средств, факторов и условий развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России).

Выделены и апробированы критерии и показатели оценки развития правовой культуры и правосознания и проведено опытно-экспериментальное исследование реализации педагогических условий и модели развития правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России, подтвердившее гипотезу исследования и достижение его цели.

Существенным результатом и итогом исследования стало научно-практическое развитие положений педагогики правосознания применительно к профессиональному образованию в вузах ГПС МЧС России.

Сформулирован комплекс практических рекомендаций для повышения эффективности развития правовой культуры и правосознания и в целом профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России: обеспечивать комплексность и интегрированность развития правовой культуры и правосознания в ходе обучения, воспитания, служебной и общественной деятельности в образовательном процессе вузов ГПС МЧСраскрывать в учебниках, учебных пособиях, электронных и печатных изданиях МЧС вопросы развития правовой культуры и правосознаниясистематически рассматривать опыт развития правовой культуры и правосознания в вузах, внедрения в практику развития правовой культуры и правосознания инновационных технологий обучения и воспитаниявыделить в качестве отдельной темы: «Развитие правовой культуры и правосознания в вузах ГПС МЧС России» в программах вузов ГПС МЧСинтегрировать усилия всех участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России для формирования и развития единой правовоспитывающей образовательной среды вузов ГПС МЧС Россиипредусмотреть изучение в ходе служебной подготовки в вузах ГПС современных технологий развития правовой культуры и правосознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. О понятии и компонентах правовой культуры личности //Право и правотворчество: Вопросы теории. -М., 1982.-С. 81−82.
  2. Н.И. Теория государства и права. М.: Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 2001. — 144 с.
  3. С.С. Теория права. М.: Изд. «Бек», 1995.-320 с.
  4. Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: диссертация. кандидата юридических наук.-Ростов-на-Дону, 2008.- 170 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  6. Г. М. Социальная психология. М., 2001. — 361 с.
  7. О.С. Креативная акмеология: под общ. ред. A.A. Деркача. -М.: Изд. РАГС, 2007. 276 с.
  8. B.C., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  9. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. СПб., 1997.
  10. B.C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: Монография. Иркутск, 1998.
  11. B.C., Алексеик Е. Б. История пожарной охраны России. -СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Издательства МГУ, 1990. -367 с.
  13. В.К. Теория права и государства в схемах и определениях. -М.: Изд. Юристъ, 2005. 256 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: методические основы. М.: Изд. «Просвещение», 1982. -192 с.
  15. В. Компетенции в профессиональном образовании (Косвоению комиетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004. -№ 11.-С. 3−13.
  16. JI.E. Теория государства и права- под общ. ред. JI.B. Смирнова.
  17. М.: Изд. «Книжный мир», 2005.-309 с.
  18. A.B. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989. — 365 с.
  19. Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003. — 116 с.
  20. Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
  21. В.И. Общественное правосознание и государственность. -Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1993.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд. «Педагогика», 1989.- 192 с.
  23. А.Э. Принципы и модели управления социально-психологическим состоянием учебных коллективов в высшем учебном заведении: Монография. Пермь, 2004.
  24. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на/Д.: Изд. Ростов, пед. ун-та, 2000. — 352 с.
  25. В.В. Формирование правовой культуры курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений пожарной безопасности МВД России: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  26. A.B. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века //Вопросы философии. — 1991. -№ 8. — С. 25.
  27. В.И., Давыдов П. П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений. М.: ВПА, 1980.
  28. Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ВВУЗах: Монография. СПб., 1995.
  29. Т.П. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Ростов на/Д., 2001 — 64 с.
  30. Военная педагогика / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
  31. H.H. Толкование права // Общая теория права: курс лекций. Нижний Новгород: Изд. Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. — С. 368−386.
  32. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Изд. «Педагогика», 1991. 480 с.
  33. В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  34. B.C. Философия образования для XXI века. М.: Изд. «Педобщество России», 2002. — 512 с.
  35. В.В. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997-
  36. В.И. Правовая информированность личности: понятие, содержание, пути повышения // Советское государство и право. 1988. — № 10. — С. 54 — 62.
  37. С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования : Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2001 185 с.
  38. В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. К.: Изд. «Наукова Думка», 1985. — 127 с.
  39. Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. -№ 11 — 12. -С. 2- 8.
  40. A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России / Под общей редакцией B.C. Артамонова. -СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  41. A.A. Педагогическая технология управления подготовкойспециалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
  42. A.B. Правосознание и правотворчество. Екатеринбург, 1996.
  43. Т.М. Управление образовательными системами. М.: Изд. «Academia», 2008.-384 с.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: 1996.-155 с.
  45. В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста, О.Х.-А. Рахимов // Инновации в образовании. 2002. — № 2. — С. 62−83.
  46. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. СПб., 2000.
  47. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1985 -34 с.
  48. П.П. Педагогические основы совершенствования правового воспитания курсантов высших политических училищ: Дис. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1980.
  49. A.A. Профессионализм деятельности в особых условиях // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 1994. — С 264−283
  50. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.71 с.
  51. З.С. Трансформация правовых ценностей в современном российском обществе: дисс. канд. соц. наук. — Ростов на/Д., 2006. С. 11−35.
  52. А.И. Правовое воспитание молодежи как средство борьбы с преступностью // Правосознание и правовое воспитание молодежи: сб. науч. тр. М.: ВИ по ИП и РМПП, 1978. — С. 33 — 54.
  53. P.C. Формирование правовой культуры студентов как условие повышения качества профессиональной подготовки в колледже.- Кемерово, 2010.- 149 с.
  54. Э. Социология образования. М.: Изд. ИНТОР, 1996.-С. 23.
  55. Ю.А., Тыртышный A.A. Психологические условия профессионализации сотрудников во время обучения в вузе МО РФ. Учебно-методическое пособие. -М.:ВИУ, 1999.
  56. А.П. Формирование и развитие правосознания у молодых офицеров: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1985.
  57. B.C. Социальная культурология. М., 1998. -228 с.
  58. К.Б. Правовое воспитание будущих юристов в учреждениях среднего профессионального образования : Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2004. 203 с.
  59. О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  60. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. Дис.. докт. пед. н. СПб., 2001.
  61. A.A. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: на примере специалиста неюридического профиля: диссертация. кандидата псих, наук.- Воронеж, 2010.- 224 с.
  62. М.С. Формирование правовой культуры студентов колледжа в процессе профессионального образования: диссертация. кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2007. 178 с.
  63. A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: Изд. СПбГУП, 1996. — 350 с.
  64. Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / Под общей ред. B.C. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  65. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−42.
  66. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М. Изд. корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  67. Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Мн.: Изд. «Наука и техника», 1984. — 128 с.
  68. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дис. .докт. пед. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
  69. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
  70. И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.-223 с.
  71. История теоретической социологии: в 5 томах. Т. 2. Социологии XIX века / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М., 1997. — 435 с.
  72. Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. -СПб.: Питер, 2003.- 400 с.
  73. Г. А. Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи средних городов Юга России: дисс. канд. соц. наук. -Ростов на/Д., 2001. С. 24 — 67.
  74. В.И. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974. -214 с.
  75. B.C. Правовое воспитание как средство активизации человеческого фактора: автореф. дис. канд. филос. наук. Кишинев, 1989.
  76. Н.Г. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел в условиях реорганизации МВД России: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  77. М.В. Педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи : диссертация. кандидата педагогическихнаук.- Москва, 2008.- 148 с.
  78. М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Н. Карапетова. М., 2000. — 26 с.
  79. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Дис.. докт. п. н. СПб., 1998.
  80. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. СПб., 1998.- С. 123.
  81. М.И. Роль правосознания и юридической техники в развитии уголовного законодательства // Советское государство и право. 1985. № 8. С. 73.
  82. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализированная траектория // Социс. 2003. — № 1. — С. 109 115.
  83. Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий / Приказ МЧС России от 06.03.2006. № 136.
  84. Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: дисс. канд. пед. наук. Ростов на/Д., 2007. — 253 с.
  85. С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. СПб.: Изд. Юридического ин-та, 2001.
  86. СВ. Правовое обеспечение военного строительства в Российской Федерации //Государство и право. 1997. — № 11.
  87. Концепцию военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации. 1998.
  88. Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2004.
  89. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19.05.2004.
  90. Т.В. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе ПТУ: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.-17 с.
  91. В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  92. Ю.Л. Правовая социализация студенчества технических вузов: интеграцонный аспект: дисс. канд. соц. наук. Новочеркасск, 2005. -139 с.
  93. A.A. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005.
  94. A.A. Повышение эффективности процесса формирования сотрудника-профессионала в ВУЗе внутренних войск МВД России: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  95. A.A. Психолого-педагогическая диагностика в спецподразделениях. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  96. СВ. Психологические основы управления персоналом. -СПб., 1998.
  97. А.И. История менеджмента. М.: Академический Проект, 2000.-352 с.
  98. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  99. В.Н. Российское уголовное право. Особенная часть. М.:
  100. Изд. «Юристь», 1997.-496 с.
  101. ЮО.Кузьмина Н. В. Методы акмеологичеекого исследования качества подготовки педагогов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 68 с.
  102. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  103. В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций. Ростов на/Д.: Изд. «Феникс», 2001.-416 с.
  104. О.М. Дисциплинирование будущих сотрудников внутренних войск МВД России. СПб.:ВИ ВВ МВД России. 1996. — 43 с.
  105. О.М. Психолого-педагогические основы тактических игр и учений в ВВУЗах внутренних войск МВД России. Учебное пособие. Санкт-Петербург: 1995. — 14 с.
  106. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989. — 365 с.
  107. Легостаев И.И. XXI век образование и российская национальная идея. — М.: Изд. PC МАН, 2002.
  108. A.A. Педагогическое общение. М.: Изд. «Знание», 1979. -47 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 440с. ПО. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Изд.1. Педагогика", 1981. 185 с.
  110. Ш. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990. — № 10. — С. 14.
  111. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: дисс. канд. филос. наук. -Л., 1968.-С. 36.
  112. ПЗ.Литвиненко C.B. Педагогическое наследие А. В. Суворова. СПб., 2001.
  113. Е.А. Права человека. М.: Изд. «Норма», 2009. — 560 с.
  114. Н.Ю. Педагогические условия формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности: Дис.. канд. пед. наук, 2004.-231 с.
  115. Пб.Макаров A.B. Компетентностный подход в проектировании моделей социально-гуманитарной подготовки выпускников вузов // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 46−62.
  116. В.Л. Философия права. М., 2002. -С. 119.
  117. A.B. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: Изд. «Проспект», 2009. — 144 с.
  118. А.Н. Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: дис.. кандидата психологических наук. СПб., 2008. — 152 с.
  119. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей. 1999.
  120. Г. В. Соотношение нравственности, морали и права в «Философии права» Гегеля / Философия права Гегеля и современность. М. 1977. С. 143.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.-308с.
  122. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. -С.153.
  123. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теориягосударства и права. М., 2001. — С. 611.
  124. В.Н. Психология управления. Санкт-Петербург, 2000.-203 с.
  125. Р.К. Социальная структура и аномия //Социологические исследования. 1992. — № 2. — С. 118 — 124- № 3. — С. 104−114- № 4.-С. 91−96.
  126. Методические рекомендации от 23 марта 2006 года № 2−5-2−736 «По организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом МЧС России».
  127. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием/УВО МО РФ. 16 июня 1995 г.
  128. A.B. Проблемы правовой психологии курсантов ввузов МВД России: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  129. М.С. Формирование правовой культуры педагога профессионального обучения. Новгород, 2006. 217 с.
  130. В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2008.- 243 с
  131. A.B. Исследование состояния правового воспитания трудящихся // Социологические исследования. 1976. — № 3.
  132. В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования : Дис.. канд. пед. наук. -Курск, 2002. 281 с.
  133. A.A. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. -№ 1. — С. 63 — 73.
  134. М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза : Дис.. канд. пед. наук. Тула, 2000 223 с.
  135. A.B. Социализация человека: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Academia», 2004. — 304 с.
  136. A.M., Звягинцев В. Е., Дамаскин О. В. Правовая культураофицера. М.: Воениздат, 1991.
  137. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов ВВУЗов ВВ МВД России как воспитателей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПВИ ВВ МВД России, 1997. — 20 с.
  138. B.C. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2002. С. 267.
  139. Н.Д. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей уч. степени канд. наук. М.: Изд. «Гардарики», 2007.-413 с.
  140. JI.H. Формирование правовой культуры студентов : Дис.. канд. пед. наук, 2005. 219 с.
  141. A.M. Профессиональное образование в России. -М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 256 с. 1450 долге и чести воинской в Российской армии. М.: Воениздат, 1991.248 с.
  142. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. -М.: 2007.-420 с.
  143. А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. — Ростов на/Д.: Изд. РГУ, 2003. 341 с.
  144. B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Л.:ВПУ им.60-летия ВЖСМ МВД СССР, 1986. — 40 с.
  145. Организация правового воспитания в воинской части /Под общ. ред. С. С. Максимова. М.: Воениздат, 1979.
  146. И.Б. Политическая культура России XX века. М., 2008. — С. 6.
  147. Высшее е командное училище внутренних войск МВД России, 1993. 92 с.
  148. Г. С. Правовое сознание действительности. М., 1969. С. 3955.
  149. В.Н. Педагогические основы формирования правовой культуры в ВВУЗе: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  150. Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. № 3. 2004. С. 70−81.
  151. А.Г. Социокультурные метаморфозы правового сознания: дисс. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 2004. — С. 38.
  152. И.А. Типология правовой культуры в полиэтничном обществе // Наука и образование. 2003. — №. 2. — С. 36.
  153. О.В. Правовое воспитание курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного ввуза: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  154. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  155. Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л., 1990. 236 с.
  156. Я.В. Личность и коллектив: психология управления. М.: е издательство. 1989. — 347 с.
  157. И.Ф. Формирование правосознания личности. М. 1972. С. 13−17.
  158. Н.И. Самореализация личности: дисс. канд. филос. наук. -М., 1995.-С. 84.
  159. A.B. Общая теория права. СПб, 2001. -С. 46.
  160. В. А. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004. — 230 с.
  161. Порядок реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации цикла «Общихгуманитарных и социально-экономических дисциплин».
  162. A.A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика. СПб., 2000.-С. 355−358.
  163. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб., 2000.
  164. Правовая культура и ее роль в становлении правового государства: ученые записки. Ростов на/Д., 2003. — Вып. 1. — 200 с.
  165. Приказ МО РФ 1999 г. № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  166. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 года «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».
  167. Приказ МЧС России от 5 апреля 2002 г. № 173 «О Концепции образовательной деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России».
  168. Е.М. Педагогические особенности профессионального развития личности обучающихся в условиях вуза ГПС МЧС России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 2007. — 243 с
  169. A.B. Педагогические основы совершенствования правовой подготовки офицеров в воинских частях: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1993.
  170. В.Е. Правосознание и правовые ценности молодежи в контексте российских реформ. Ростов на/Д.: Изд. «Антей», 2007. — 175 с.
  171. И.С. Проектирование методической системы правовой подготовки специалистов неюридического профиля в условиях среднего профессионального образования : диссертация. кандидата педагогических наук.- Тамбов, 2006.- 259 с.
  172. М.Г. Правовое образование студентов в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе : Дис.. канд. пед. наук. -Москва, 2005 190 с.
  173. О.Н. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования : диссертация. кандидата педагогических наук.-Барнаул, 2008.- 244 с.
  174. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе: учеб. пособие. М, 1991.
  175. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: НГУ, 1998.
  176. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000.
  177. И.Ф. Основы правовой педагогики. Ростов на/Д., 1973.-С. 35.
  178. О.В. Особенности становления правовой культуры России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2006. — № 5. — С. 23.
  179. О.В. Правовая культура России: проблемы модернизации: дисс. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 2006.
  180. В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. -Самара, 1991.-С. 152.
  181. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право.1992.-JN2lO.-C. 108−113.
  182. В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.-С. 217.
  183. И.А., Ефремов О. Ю., Машаров И. М. Управление и диагностика персонала. СПб., 2002.
  184. В.А. Педагогика. М.: Изд. «Школа-пресс», 1998. — 512 с.
  185. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовкабудущих сотрудников ВМФ СССР. Автореф. дис. канд. пед. наук ЛГУ., 1973.
  186. Т.С. Педагогическая концепция правовой подготовки слушателей и курсантов в высших учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации.- Москва, 2009.- 572 с.
  187. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — С. 336−343.
  188. М.Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства: перспектива становления в современной России: дисс. д-ра соц. наук. Ростов на/Д., 2003. — С. 249 — 250.
  189. В.О. Концепция и технология воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: Монография. -СПб., 2010.
  190. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. — С. 48 — 50.
  191. A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. М.: МИПБ МВД России, 1999.
  192. В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2006 183 с.
  193. Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 1998.-С. 37.
  194. Е.В. Правовое воспитание (методология и методика): Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990.
  195. A.B. Педагогические аспекты правового воспитания армейской молодежи: Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1977.
  196. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню военно-профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации с высшим военноспециальным образованием. М., 2001.
  197. С.Б. Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста : диссертация. кандидата педагогических наук.- Москва, 2009.- 172 с.
  198. A.A. Психолого-педагогические требования к профессии офицера-руководителя. М.: ВИА., 1998.
  199. JI.C. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис. д-ра.пед наук. СПб. 2000. — 420 с.
  200. Э.П. Психологические основы дисциплины. М., 1993.
  201. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 43−119.
  202. В.В. Правовая социализация учащейся молодежи России: факторы формирования и ценностные ориентиры: дисс. канд. соц. наук. -Ростов на/Д., 2005.- 154 с.
  203. Г. А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2006 -386с.
  204. С.А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: диссертация. кандидата педагогических наук. Сургут, 2007 194 с.
  205. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. -2003. — С. 58 — 64.
  206. A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2000 164 с.
  207. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  208. В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М., 1993.
  209. А.А. Современное правосознание и правовая культура (теоретико-правовые аспекты) // Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. М.: Изд-во МГУК. 2001. С. 212−214.
  210. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2.-С. 17.
  211. М.М. Социализация в образовательном пространстве высшей школы современной России: дисс. д-ра соц. наук. — Ставрополь, 2006. -434с.
  212. А.И., Моисеев А. А. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2001. С. 396.
  213. В.А. Педагогическая психология. — СПб, 1999.
  214. Blake R.R. and Mouton J.S. Grin Organizational Development. 1968. -340c.
  215. Mitchell T.R. Organizational Behavior // Annual Review of Psychology, 1979.-30c.
Заполнить форму текущей работой