Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы функционирования и развития рынка зерна и хлебопродуктов: На материалах предприятий АПК Тамбовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективная необходимость формирования и развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов вызвана следующими основными причинами. Во-первых, уже на начальном этапе экономических реформ в АПК была ликвидирована существовавшая ранее система централизованного сбыта готовой продукции и снабжения сырьем, а новая, рыночная инфраструктура до сих пор не создана. Это привело к трудностям, возникающим… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методологические основы функционирования рынка зерна и зернопродуктов
    • 1. 1. Современная концепция формирования и развития продовольственного рынка
    • 1. 2. Особенности и проблемы создания регионального рынка продовольственного зерна и хлебопродуктов
  • 2. Состояние рынка продовольственного зерна и хлебопродуктов Тамбовской области
    • 2. 1. Основные субъекты рынка
    • 2. 2. Оценка спроса и товарного предложения
    • 2. 3. Экономическая эффективность производства
    • 2. 4. Экономические взаимоотношения участников рынка
  • 3. Основные направления развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов
    • 3. 1. Методические подходы к изучению и прогнозированию спроса и предложения
    • 3. 2. Формы регулирования зернового рынка в переходный период
  • 4. 3.3. Перспективы развития производства и переработки продовольственного зерна
    • 3. 4. Совершенствование экономических отношений на основе интеграции

Организационно-экономические основы функционирования и развития рынка зерна и хлебопродуктов: На материалах предприятий АПК Тамбовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Объективная необходимость формирования и развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов вызвана следующими основными причинами. Во-первых, уже на начальном этапе экономических реформ в АПК была ликвидирована существовавшая ранее система централизованного сбыта готовой продукции и снабжения сырьем, а новая, рыночная инфраструктура до сих пор не создана. Это привело к трудностям, возникающим в процессе сбыта и формирования товарного ассортимента, к возникновению стихийных и мафиозных рынков зерна и муки, к появлению неоправданно большого числа мелких посредников, способствующих искусственному удорожанию зерна и продуктов его переработки. Таким образом, отсутствие полноценной инфраструктуры рынка препятствует как наиболее полному удовлетворению спроса населения на хлебопродукты, так и наносит ущерб экономике предприятий и организаций хлебопродуктового подкомплекса АПК.

Во-вторых, значительное увеличение числа субъектов регионального зернового рынка, структурные изменения в сфере обращения и расширения сбытовых сетей при практически полном самоустранении государства от регулирования данных процессов привело к тому, что российский рынок зерна и хлебопродуктов стал за годы реформ одним из наименее организованных рынков. Такого положения дел нет ни в одной мало-мальски развитой стране мира. «Свобода», граничащая с анархией, позволяющая некоторым операторам рынка иметь значительные прибыли на спекулятивных сделках, способствовала возникновению серьезных диспропорций между структурой платежеспособного спроса и структурой производства, перераспределению доходов из сферы производства в сферу обмена, ухудшению финансовых результатов деятельности большинства товаропроизводителей.

В-третьих, важнейшей чертой цивилизованного зернового рынка является наличие такой системы экономических взаимоотношений его участников, которая создает условия для получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства, посредством удовлетворения потребительского спроса по количеству, качеству и ассортименту хлебопродуктов. Анализ показывает, что многие операторы рынка нисколько не заинтересованы в ее создании, их вполне устраивает сегодняшнее положение дел.

• В этой ситуации представляется весьма актуальной разработка предложений и рекомендаций по формированию регионального рынка зерна и хлебопродуктов как органической составной части общенационального рынка.

Проблемам функционирования и развития зернового рынка России посвящены научные работы Алтухова А. И., Боева В. Р., Вермеля Д. Ф., Клюкача В. А., Белозерцева А. Г., Грачева В. А., Жигалова А. Н., Стрелкова Е. В., Бабкова М. А., Куделя А. Д. и других авторов. Вместе с тем, акцент в них в большей степени делается на изучение рынка на федеральном уровне, а региональные аспекты его функционирования до сих пор мало исследованы. Изучение зарубежной экономической литературы позволяет сделать вывод о том, что в мировой практике отсутствуют аналоги перехода зернового хозяйства от государственной монополии крыночным отношениям.

В связи с этим, разработка организационно-экономических основ функционирования и развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов приобретает важное научное и практическое значение. Актуальность данной проблемы, недостаточная ее изученность и большая народнохозяйственная значимость предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка продовольственного зерна и хлебопродуктов.

В соответствии с целью исследования в диссертационной работе решаются следующие основные задачи: рассмотреть теоретические и методологические основы формирования и развития продовольственного рынка и раскрыть особенности функционирования рынка зерна и хлебопродуктовизучить современное состояние и основные проблемы развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов;

• разработать методические подходы к оценке и прогнозированию спроса и предложения на рынке хлебопродуктов на основе маркетинговых исследованийобосновать основные направления регулирования рынка зерна и хлебопродуктов в процессе его формированияразработать предложения по совершенствованию экономических отношений участников рынка на базе интеграции.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются предприятия и организации — субъекты рынка продовольственного зерна и хлебопродуктов Тамбовской области. Более углубленное исследование проводилось на материалах предприятий Тамбовского и Мичуринского районов. Предметом исследования явились проблемы функционирования и развития регионального рынка зерна и хлебопродуктов.

Теоретической и методологической основной исследования послужили труды классиков экономической теории, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме.

В качестве источников информации использовались материалы Госкомстата РФ, Тамбовской областной администрации, типичных сельскохозяйственных, перерабатывающих, заготовительных и торговых предприятий хлебопродуктевого подкомплекса АПК, нормативно-справочные материалы, данные опросов потребителей и производителей хлебопродуктов.

Исследование осуществлялось с учетом требований диалектического метода. Применялись также следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический с выполнением расчетов на ЭВМ, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экспертных оценок, методы маркетинговых исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем: предложены методические подходы к анализу состояния регионального • рынка продовольственного зерна и хлебопродуктов, исходя из потребительского спросавыявлены основные факторы, оказывающие влияние на процесс функционирования и развития рынкаразработаны методические подходы к оценке и прогнозированию спроса и предложения на хлебопродукты на основе анкетированияопределены основные направления развития инфраструктуры регионального зернового рынка, способствующие переходу к организованным формам оптовой торговли продовольственным зерном и мукойобоснована необходимость, предложены структура и механизм создания областного хлебопродуктового госхолдинга как перспективной формы интеграции производства.

Практическая значимость и реализация результатов исследования. щ Практическая ценность работы заключается в том, что разработки и предложения, сделанные автором, могут быть использованы органами управления региональными АПК, предприятиями хлебопродуктового подкомплекса в процессе формирования цивилизованного рынка зерна и хлебопродуктов.

Результаты исследований используются в практической деятельности ОАО «Тамбовзернопродукт», ОАО «Мичуринский элеватор», ОАО «Мичуринский хлебозавод». ф Научна?, &bdquo-апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и одобрены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов МСХА им. К. А. Тимирязева (2000 г), Владимирского государственного педагогического университета (2000 г) и Мичуринского государственного аграрного университета (2001 г.), а также на совещании руководителей и специалистов ОАО «Тамбовзерно-продукт» (2001 г.).

• По теме исследования опубликовано 4 научные работы, в т. ч. в центральных изданиях — 2 работы, общим объемом 1,7 п.л., из них 1,0 п.л. — автора.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений. Работа изложена на 168 страницах компьютерного текста, содержит 31 таблицу, 12 рисунков, 9 приложений.

Список литературы

включает 213 наименований.

Выводы и предложения.

Изучение теории и практики функционирования зернопродуктового подкомплекса в условиях формирования рыночных отношений позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Удовлетворение потребностей населения в высококачественных хлебопродуктах возможно только на основе формирования организованного рынка зерна и продуктов его переработки. В процессе рыночных отношений объемы и структура производства приводятся в соответствие с платежеспособным спросомконкуренция способствует расширению ассортимента и повышению качества хлебопродуктовпри этом товаропроизводители и торговцы получают доходы, достаточные для ведения расширенного воспроизводства.

2. Развитый региональный рынок зерна и хлебопродуктов представляет собой сложную многогранную систему производственно-экономических отношений между его участниками. Важнейшими отличительными чертами данного рынка как системы являются:

— организационное объединение производителей, посредников и покупателей посредством создания рыночной инфраструктуры и развития интеграции;

— наличие нормативно-правовой базы, определяющей «правила игры» на рынке в интересах всех его участников;

— осуществление государственного регулирования, обусловленного, во-первых, стратегическим значением зерна и хлебопродуктов, во-вторых, зависимостью производства от погодно-климатических условий, высокой степенью предпринимательского риска.

3. Организационная структура рынка зерна и хлебопродуктов Тамбовской области складывалась в течение 1991;2000 гг. во-многом стихийно: государственные оптовые организации уступили свое место многочисленным частным посредникам, ставящим превыше всего прибыль, а рыночная инфраструктура вообще не сформирована, поскольку создавать ее частным фирмам невыгодно, а у областной власти нет необходимых финансовых ресурсов.

4. Проведенный нами анализ спроса и предложения по всей цепочке от конечной продукции до продовольственного зерна свидетельствует о том, что:

— спрос населения Тамбовской области на хлебопродукты на 15−20% превышает рациональную норму потребления, поэтому фактическая емкость рынка выше нормативной;

— спрос удовлетворяется далеко не самым эффективным путем, причем не только по общему количеству, но и по ассортименту и качеству хлебопродуктов;

— предложение неадекватно спросу вследствие отсутствия объективной информации о величине и структуре спроса и недостаточной заинтересованности товаропроизводителей в выпуске продукции, востребованной рынком.

5. Исследование уровня экономической эффективности производства зерна и хлебопродуктов показало, что определяющее влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий оказывают не производственные факторы (степень использования производственных мощностей, урожайность зерновых), а рыночные, т. е. условия закупки сырья и реализации готовой продукции. Однако отсутствие организованных рынков сбыта приводит к тому, что влияние рыночных факторов приобретает гипертрофированный характер. В целях совершенствования сбытовой деятельности следует создать стабильные институты (биржи, оптовые рынки, ассоциации и др.), позволяющие любому нормально работающему предприятию без проблем сбывать выращенную продукцию по сложившимся на рынке ценам и иметь при этом нормальный уровень рентабельности.

6. Региональный рынок зерна и хлебопродуктов Тамбовской области сегодня не функционирует как система хозяйственных связей и экономических отношений, а состоит из разнородной совокупности сделок, при которой преобладают частные посредники, предлагающие более выгодные условия закупки продукции. Поскольку ГУП «Тамбовская областная продовольственная корпорация», являясь оператором администрации области по закупке зерна и муки, не в состоянии сформировать региональный фонд продовольственного зерна и муки, на первый план выдвигается проблема создания организационно-экономического механизма перехода к цивилизованному рынку.

7. Предлагаемые нами методические подходы к изучению и прогнозированию спроса и предложения на рынке хлебопродуктов на основе панельных исследований позволят, на наш взгляд, достаточно точно и оперативно оценить конъюнктуру рынка, и сформировать эффективную товарную, ценовую и сбытовую политику, в рамках региона, осуществляемую через специализированные маркетинговые фирмы или отделы маркетинга ведущих перерабатывающих предприятий области.

8. Региональный рынок зерна и хлебопродуктов, не являясь саморегулирующейся системой, объективно нуждается в регулировании уровня цен на зерно (при определяющей роли рыночных цен), введении переуступаемых складских расписок или зерновых векселей, возрождении биржевой торговли, позволяющей устранить лишних посредников и значительные ценовые колебания. В этих целях каждому зернопроизводящему хозяйству целесообразно иметь своего биржевого брокера, а также иметь доступ к информационной базе данных.

9. Внедрение инноваций при производстве и переработке продовольственного зерна позволит к 2005 году, по нашим расчетам, довести валовые сборы продовольственного зерна до 85−95 тыс. т в год, что составит 90−95% потребности области, т. е. обеспечить мукомольные и хлебопекарные предприятия сырьем собственного производства.

Ю.Решение проблемы формирования рынка зерна и хлебопродуктов Тамбовской области в оптимальные сроки возможно лишь при условии создания государственного холдинга на базе ОАО «Тамбовзернопродукт», учредителями которого являются ОАО ФКК «Росхлебопродукт» и комитет по управлению имуществом Тамбовской области. В этой ситуации многим предприятиям будет целесообразно вступить в холдинг, поскольку экономические взаимоотношения между участниками вертикально интегрированного объединения предлагается строить на взаимовыгодной основе. Основными положительным моментами создания холдинга являются: для населения области — устойчивое снабжение хлебопродуктами требуемого ассортимента и качествадля областной администрации — гарантии формирования регионального фонда зерна и муки, дополнительные налоговые поступлениядля перерабатывающих и заготовительных предприятийинвестиции, бесперебойное снабжение сырьем, маркетинговые исследования, менеджментдля сельхозтоваропроизводителей — выгодные условия сделок на поставку зерна, инвестиции, в т. ч. по лизингу, проведение интервенционистских операций, страхование биржевых сделок через брокерские конторы холдинга.

Доля рынка, занимаемая холдингом, согласно требованиям антимонопольного законодательства, не будет превышать 30−35%. По нашим оценкам, провести мероприятия по формированию холдинга вполне реально за 1,5−2 года.

Все это позволит решить основные организационно-экономические проблемы, возникающие в процессе функционирования и развития рынка зерна и хлебопродуктов Тамбовской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995.
  2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Экономика и жизнь. 1991. — № 9.
  3. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Рынок ценных бумаг, спецвыпуск. 1994. — № 12 (часть 1).
  4. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.91 г. с изменениями и дополнениями от 05.06.92 г. // Портфель приватизации и инвестирования. М., Соминтек, 1992.
  5. Закон РФ «Об акционерных обществах» // Экономика и жизнь. 1996. — № 4.
  6. Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973−1 «О зерне» // «Российская газета».1993 г. -23 мая.
  7. Федеральный закон РФ от 11 ноября 1998 г. № 183 ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки».
  8. Федеральный закон РФ от 14 июля 1997 г. № 100 ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».
  9. О мерах по развитию сети МТС для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Указ Президента РФ от 10 сентября 1996 г. № 1341 // Экономика сельского хозяйства. 1996. — № 11. — с. 19.
  10. Указ Президента РФ «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» № 826 от 7 августа 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. — № 6.
  11. Указ Президента РФ от 21 декабря 1993 г. «О приостановлении действия отдельных статей Закона РФ «О зерне».
  12. Указ Президента РФ от 21 декабря 1993 г. № 2232 «О приостановлении действия статей Закона Российской Федерации «О зерне». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 52. — ст. 5061.
  13. Постановление Правительства РФ «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» № 1121 от 3 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 24.
  14. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» № 241 от 13 марта 1995 г. -Собрание законодательства РФ. 1995. — № 7.
  15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июнля 1995 г. № 1092−1 ГД «О формировании государственного фонда продовольствия». // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 31. ст. 3085.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд». Подписано 09.06.95 г., № 573.
  17. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. — № 6. — ст. 321.
  18. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2280 «О либерализации зернового рынка в России» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 52. — ст. 5082.
  19. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г № 183 «Об утверждении Положения о Федеральном фонде зерна». // Собрание Президента и Правительства РФ, 94 г., № 11, ст. 859.
  20. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. № 851 «О создании федерального страхового фонда семян». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. — № 14. — ст. 1639.
  21. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1009 «Об организации статистического наблюдения за состоянием продовольственных ресурсов». // Собрание законодательства Российской Федерации, 94 г, № 19, ст. 2222.
  22. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 15 декабря 94 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. — № 32, — ст. 3303.
  23. Постановление Правительства РФ № 82 от 26 января 1995 г. «Вопросы Федеральной продовольственной корпорации» // Экономика сельского хозяйства России. 1995. — № 6. — с. 17.
  24. Указ Президента РФ от 15 июня 1995 года № 701 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1995. — № 30. — ст. 2904.
  25. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 534 «Вопросы государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации». // Российская газета. 23. мая. — 1997 г.
  26. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде РФ.
  27. Bird G. Economic Reform in Eastern Europe. Edward Elgar, 1992.
  28. Brams G. Reseaux de Petri: Theorie et Pratique. Paris: Masson, 1983.
  29. Joyce J.P. The Economic Activities Of Business: An Analysis of the Modern Corporation. 1988.
  30. Knell M., Rider C. Industrial Reform in Socialist Countries. From restructuring to revolution. Edward Elgar, 1992.
  31. Kohls R.I. Uhl J.N. Marketing of agricultural products Macmillan Publishing company Ink., 1985.
  32. Lawrence P.R., Lorsch Jay W. «Differentiation and Integration in Complex Organizations», Administrative Science Quarterly, vol. 12 (June 1967). PP. 1−47.
  33. Petri C. Fundamentals of a Theory of Asynchronous in Formation Flow // Proceedings in the 1962 IFIP Congress. 1962. — August. — P. 386−390.
  34. В. Холдинг как реальность нашей экономики // Российский экономический журнал. 1994. — № 2. — с. 24−29.
  35. Аграрный рынок (теория и практика). М.: ВНИЭСХ. — 1994. — 167. с.
  36. Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Чернякова Б. М. М.: РИЦ «Пилигрим». — 1997. — 329 с.
  37. Э., Ерзнкян Б. Холдинги. Кн. 1. М.: НИИУ, 1992.
  38. А., Вермель Д., Лысенкова Т. Проблема преодоления дефицита зерна в России. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. — с. 8−14.
  39. А.И. Повышение эффективности зернового хозяйства Российской Федерации. М.: РУ ЦНИИМ. — 1994. — 302 с.
  40. А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России. — 1998. — 298 с.
  41. А.И., Вермель Д. Ф. Зерновому рынку государственное регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1995. — № 5. — с. 4−7.
  42. А.И., Вермель Д. Ф., Лысенкова Т. М. и др. Формирование и использование зерновых и мясных ресурсов страны. М.: ВНИЭСХ, 1998. -175 с.
  43. А.И., Пролыгина Н. А. Зерновое хозяйство России в 90-е годы. -М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России. 1998. — 120 с.
  44. А.И., Пролыгина Н А. Зерновой рынок страны должен регулироваться государством. М.: Интерфакс № 35 (302). — 29 авг. 1997. — с. 12−14.
  45. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  46. П. Холдинг: организация и управление. Санкт-Петербург, 1993, -111 с.
  47. Г. Агропромышленные холдинги основа хозяйственной иерархии экономики переходного периода // АПК: экономика, управление. -2000. — № 11.-с. 30−35.
  48. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал. 1997. — «8. — с. 12−20.
  49. А.А. Некоторые вопросы функционирования зерновых кооперативов в США. Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. Серия 1. — М.:ВНИИТЭИагропром. — 1988. — с. 49−57.
  50. А.Г. Зерновое хозяйство России (1865−1997 гг.). Историко-экономический очерк. М.: — 1998. — 224 с.
  51. Т. Под контролем холдинга // Малый бизнес. 1992. — № 1.
  52. Jl. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы // ЭКО. 1992. -№ 9. — с. 77−78.
  53. Т. Холдинг-компании в России // Вопросы экономики. 1992. — № 9.-с. 34−37.
  54. А. Информационная система зернового рынка «Информзерно», в ж. Хлебопродукты. М.: 1995, № 7, с. 17−20.
  55. В.Р. Рыночным отношениям нужна здоровая экономическая база // Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М, — Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент». — 1997. — с. 165−167.
  56. В.Р., Романов А.Е, и др. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 2.-с. 7.
  57. В.Р., Румянцева Е. Е., Дадалко В. А. Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы на пороге XXI века М. — Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент». — 1998. — 444с.
  58. В.Ф. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России. // АПК: экономика, управление. 94, — № 11. — с. 3845.
  59. А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности // Экономист. 1999. — № 4. — с. 92−96.
  60. Н. Зерновой рынок и стабилизация аграрной экономики // АПК: экономика, управление. 1999. — № 11. — с. 41−49.
  61. Н. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию // АПК: Экономика, управление. 1996. — № 5. — с. 41−47.
  62. Н.А., Назаренко А. Механизм поддержки доходов производителей агропродукции // АПК: экономика, управление. 1991. — № 10. — с. 4552.
  63. И.Н. Трудный путь возрождения сельскохозяйственной кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 10. — с. 32−35.
  64. Е. Конъюнктура на рынке пшеницы. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 2. — с. 34.
  65. А.Е. Рыночные отношения в АПК: особенности и проблемы становления. // Российский экономический журнал. 1997. — № 1. — с. 102−108', № 2, — с. 87−95.
  66. А.С. Формирование и развитие межрегионального рынка зерна. -М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России. о 1997. — 97 с.
  67. Д., Алтухов А., Лысенкова Т. Зерновой баланс страны. // Экономист. 1994. — № 1. о- с. 83−85.
  68. Г. Государственное регулирование АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 8. — с. 41.
  69. Ю. Российские ФПГ. пройденный путь и императивы роста // Российский экономический журнал. 1996. — № 10. — с. 16−22.
  70. М.Ф. Фьючерсная торговля сельскохозяйственной продукцией // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994.-№ 5.-36 с.
  71. В. Состояние продовольственного рынка // Экономист. 1999. -№ 11. — с. 92−96.
  72. В. Формирование продовольственного рынка // АПК: экономика, управление. 1996. — № 4. — с. 51−54.
  73. В., Клюкач В. Продовольственный комплекс России: проблемы развития // Экономист. 1993. — № 10. — с. 37−42.
  74. Л., Губанова Н. Российские биржи на рынке зерна. // АПК: экономика, управление. 1994. — № 4. — с. 44−47.
  75. А.В. Итоги работы АПК в 1998 г. и основные направления его развития // Экономист. 1999. — № 5. — с. 21−24.
  76. А.В. Основные направления продовольственной политики правительства на 2001−2010 годы Internet.
  77. Государственное регулирование сбыта зерна во Франции // Экономика сельского хозяйства России 1996. — № 11.-е. 31.
  78. В.А., Алтухов А. И., Сарайкин В. И. Развитие российского зернового рынка. -М.: ВНИЭТУСХ. 1992. — 173 с.
  79. И. Состояние зернового хозяйства. // Экономист. 1996. -№ 1. -с. 91−96.
  80. Г. Сруктура службы маркетинга сельхозпредприятия // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 11. — с. 27.
  81. В. Холдинговые компании в рыночной экономике // Бизнес.1993. -№ 7−8.
  82. В.П., Дудаева JI.M. Развитие хозяйственных связей хлебоприемных предприятий с производителями зерна // Хранение и переработка сельхозсырья. 1996. — № 3. — с. 6−7.
  83. В.И. Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мировой опыт // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 11.-е. 19−28.
  84. А.Н., Стрелков Е. В. Организации зернового рынка в России. М.: Хлебпродинформ, 1996. — 416 с.
  85. С.А. Развитие хлебопекарной промышленности Тамбовской области в 1990—1998 гг.. // Вестник Регионального фонда социально-политических исследований и технологий «СТО». Сборник научных трудов. Вып. VIII Владимир. Маркарт 2000. — стр. 93−95.
  86. А.И. О «либерализации» зернового рынка // Хлебопродукты.1994. -№ 10.-с. 2.
  87. И.В. Рынок зерна: итоги и перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 7. — с. 1721.
  88. С. Из опыта хлебозаготовок в период НЭПа // Экономист. 1994. -№> 6. — с. 89−92.
  89. В.А. Коммерция на хлебном фронте (государственное регулирование хлебного рынка в условиях НЭПа, 1921−1927 гг.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. — 1992. — 224 с.
  90. С. Возвращение холдингов // Деловая жизнь. 1994. — № 1.
  91. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: ВНИИТЭИагропром. — М.: 1996. — 39 с.
  92. В. Маркетинг сельскохозяйственной продукции // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. — с. 41−44.
  93. В.А., Алтухов А. И., Пролыгина Н. А. Система сбыта зерна в России // Экономика с.х. и перераб. предприятий. 1997. — № 11.-е. 5−6.
  94. В.А., Бабков М. А., Пролыгина Н. А. Маркетинг в системе управления рынком зерна на федеральном уровне. М.: МП «Петит», ВНИЭСХ.- 1996.-54 с.
  95. Н.Д. Рынок хлебов. М.: Наука. — 1991. — 487 с.
  96. Концепция развития зернового рынка России. Бюллетень № 1−2 зернового союза, 1996 г.
  97. Концепция формирования ценового и финансово-кредитного механизма в АПК. -РАСХН. 1994. — 34 с.
  98. А., Суслов А., Сергеев В. Состояние и основные направления развития оптовых продовольственных рынков // АПК: экономика, управление. 1994. — № 2. — с.43−54.
  99. А.П., Шифман З. Б., Тульская Н. С., Рябова Т. А. Лизинг один из перспективных источников инвестиций хлебопекарных предприятий // Хлебопечение России. — 2000. — № 1.-е. 13−14.
  100. Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980. — 420 с.
  101. В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе в АПК России // АПК: экономика, управление. 1996. — № 10.-е. 12−16.
  102. ИЗ. Краснова Н. А холдинг лучше. // Риск. 1993. — № 3. — с. 39−46.
  103. А.Д. Концепция становления рынка зерна в России. М.: Гуманитарный центр «Монолит». — 1997. — 112 с.
  104. А.Д. Стратегический менеджмент факторов производства хлебопродуктов. М.: Хлебинформ. — 1998. — 320 с.
  105. А.Д., Рябова Т. Ф. и др. Рекомендации по формированию экономического механизма заинтересованности производителей зерна в увеличении объемов, продаваемых предприятием хлебопродуктов. М.: ФКК «Росхлебопродукт», 1993. — с. 44.
  106. Г. Стратегия развития пищевой промышленности // Экономист. 1998. — № 4. — с. 92−94.
  107. Э.И. Методические основы организации машинно-технологических станций. // Вестник Российской академии с/х наук. -1996.-№ 2.-с. 21−24.
  108. О. Холдинговые компании в экономике // Экономист. -1993.-№ 1.-е. 61−66.
  109. Т.М. Зерновой рынок России: Межгосударственные и межрегиональные связи. М.: ВНИЭСХ. — 1996. — 90 с.
  110. Г. И. Проблемы организации Государственного управления производством и закупками сельскохозяйственной продукции в регионе. М.: 1997.- 120 с.
  111. Г. И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период (методология и региональный уровень). М.: Агри-Пресс. — 1998.-298 с.
  112. Г. И. Товарные ресурсы продовольственного рынка. М.: 1998. -128 с.
  113. В.О. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики. 1993. -№ 10. — с. 104.
  114. А.И. Продовольственная ситуация в России после финансового кризиса 1998 года // Экономика с.х. и перераб. предприятий. 1999. — № 11.-с. 47−49.
  115. Г. Холдинги как рыночные структуры // Экономика и жизнь. 1992. -№ 36. — с. 14.
  116. .К. О совершенствовании планирования производства и реализации зерна // Экономика с.х. и перераб. предприятий. 1997. — № 10. -с. 19−21.
  117. А. Принципы политической экономии. М., ВЗ т. Т.2. 1984. с. 28.
  118. Ю. Оценка перспектив вхождения в состав холдинга // Банковские услуги. 1995. — № 12. — с. 5−8.
  119. Н.А. Организация закупок зерна в США // Зерновые культуры. 1991 .-№ 5. — с. 43−45.
  120. Н.А. Основные федеральные программы в зерновом хозяйстве США. Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития, № 4. — М.: ВНИИТЭИагропром. — 1994. — 1−9 с.
  121. Н.А. Роль кооперации в развитии зернового хозяйства Фра-ции. Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. — М.: ВНИИТЭИагропром. — 1995. — 1−11 с.
  122. О.Р. Фермерский зерновой рынок США: его организация и особенности ценообразования. -М.: ВНИИТЭИагропром. 1992. — 56 с.
  123. Методологические указания по анализу и прогнозу развития продовольственного рынка / Г. И. Макин, А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель и др. (Минсельхозпрод РФ, Федеральное агентство по развитию продовольственного рынка, ВНИЭСХ). М. — 1998. — 80 с.
  124. Н. Активная позиция холдинга (развитие холдинговых структур в РФ)//Журнал для акционеров. -1995.-№ 9.-с. 13−16.
  125. Е.В. Характеристика основных видов хлебных изделий в зависимости от уровня цены // Хлебопечение России. 2000. — № 3. — с. 11−13.
  126. Н. Холдинг как одна из форм предпринимательских образований и его виды // Бизнес. 1994. — № 1.-е. 12−13.
  127. Мониторинг регионального продовольственного рынка / Г. И. Макин, Г. Р. Чечин, А. И. Алтухов (Минсельхозпрод РФ, Федеральная продовольственная корпорация, ВНИЭСХ). М.- 1997. — 237 с.
  128. В.И., Папцов А. Г. государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // ВНИИТЭИагропром. -М.: 1995.-83 с.
  129. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII XX вв.). — М.- Энциклопедия российский деревень, 1995. -574 с.
  130. А.А. Экономические основы системы сельского хозяйства. -Ставрополь: кн. Изд-во, 1975. 291 с.
  131. О состоянии рынка зерна (экономический обзор) // АПК. Экономика, управление.- 2000.-№ 9, — с. 29−33.
  132. О состоянии рынка зерна // Тамбовский областной комитет госстатистики. Тамбов, 1999.- 16 с.
  133. О формировании рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции в России. М.: Центр экон. конъюнктуры при Правительстве РФ.- 1997.-30 с.
  134. Основы прикладной социологии. Учебник для ВУЗов. М. 1995. Ред,-изд. Фирма «Academia».
  135. П.Д., Вакуленко Р. Я. Экономические основы формирования оптового рынка АПК. Воронеж. — 1998. — 49 с.
  136. П.Д., Коновалов Б. М. Экономические основы формирования продовольственного рынка. Воронеж. — 1996. — 57 с.
  137. Правила организации и ведения экономического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях. М.: ЦНИИТЭИ Минзага МММР, 1984. — 123 с.
  138. Продовольственное обеспечение страны: состояние и перспективы / Алтухов А. И., Боев В. Р., Вермель Д. Ф., Федичкин А. Г. и др. М.: МП «Петит», ВНИЭСХ. — 1996. — 166 с.
  139. Рекомендации по разработке и реализации целевых программ в агропромышленном производстве / Алтухов А. И., Жоголева Е. Е., Пролыгина Н. А., Суслов А. И. М.: МСХиП РФ. — 1996. — 28 с.
  140. И.А. Хлеб и макаронные изделия в рационе питания жителей США. Фирма «Кэмпбел суп», г. Камден, шт. Нью-Джерси. Пер. с англ. -М., ВЦП, 1987.-10 с.
  141. Роль государства в развитии зернового хозяйства Канады. Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. Серия 1 № 1. — М.: ВНИИТЭИагропром. — 1993. — 21 — 27 с.
  142. Рябова Т Ф., Куделя А. Д. Развитие рынка зерна в России. М: Гуманитарный центр «Монолит». — 1997. — 138 с.
  143. Э.А. Ценообразование в агропромышленном комплексе при переходе к рыночной экономике // Экономика с.х. и перераб. предприятий. -1991.-№ 2.-с. 5−10.
  144. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994.
  145. Сборник нормативно-методических материалов по созданию организованных продовольственных рынков и маркетинговой деятельности в АПК. -МСХ РФ. 1996.-88 с.
  146. Сельское хозяйство России и зарубежных стран // В. И. Назаренко, П. А. Андреев, А. Ф. Кононенко, А. Г. Папцов и др. М.: ВНИИТЭИагропром. -1996. — 140 с.
  147. В.Н. Пищевая промышленность России в завершающем году второго тысячелетия // Пищевая промышленность. 2000. — № 3. — с. 7−11.
  148. А.Ф. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях рынка // АПК: экономика, управление. 1994. — № 3, с. 65−72.
  149. А.Ф. Итоги и перспективы формирования сельскохозяйственного рынка. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 10. — с. 12−16.
  150. А.Ф. Реформирование продовольственного рынка в России // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 9. — с. 27.
  151. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — с. 88−100.
  152. Система ведения агропромышленного производства Тамбовской области на период до 2005 года / Научна, консульт. В. Р. Боев, И. Д. Хицков, А. А. Шутьков и др. Тамбов, 1998. — 485 с.
  153. А. Исследование о природе и причине богатства народов. М., Соцэкгиз, 1962.-285 с.
  154. В.А., Жидков С. А. Состояние рынка зерна и хлебопродуктов в Тамбовской области в 1999—2000 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 5. — с. 55−56.
  155. В.А., Жидков С. А. Состояние рынка зерна и хлебопродуктов в Тамбовской области и перспективы его развития // Зерновые культуры. -2001. -№ 1. с. 4−6.
  156. Состояние аграрного сектора экономики и пути преодоления кризисных явлений. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М. — 1998.-с. 66.
  157. Справочник по торговле зерном. Ч. 1. М.: Лабиринт. — 1997. — 208 с.
  158. Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — с. 4−24.
  159. Е.В. Взаимоотношения хлебоприемных предприятий с товаропроизводителями зерна // Достижения науки и техники АПК. 1998. — № 4.
  160. Е.В. Проблемы формирования и регулирования современного рынка в России. Теория и практика. М.: Хлебинформ. — 1997. — 138 с.
  161. Е.В., Кочетков Л И., Воюш О. Д. Системный анализ в хлебном деле. М.: ЦНИИТЭИ «Хлебинформ». — 1996.
  162. Е.В., Трисвятский Л. А., Кочетков Л. И., Воюш О. Д. Зерновой рынок: принципы торговли и торговля принципами // Зерновые культуры. 1996. -№ 1. — с. 2−4.
  163. Л.В., Губанова Н. В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 5. — с. 18−21.
  164. Тамбовская области в цифрах. Краткий статистический сборник: Тамбовский областной комитет госстатистики, Тамбов, 2000. 143 с.
  165. Тамбовская область: статистический ежегодник. Тамбовский комитет госстатистики. — 2000. ч. П-308 с.
  166. А. Формирование регионального рынка зерна// Вопросы экономики. 1996. -№ 8. -с. 135−146.
  167. Л., Стрелков Е., Кочетков Л., Воюш О. О сегодняшнем Российском зерновом рынке. // Хлебопродукты. 1996.0 — № 4. — с. 2−7.
  168. Л.А., Стрелков Е. В., Кочетков Л. И. Зерновое хозяйство: дыхание катастрофы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 2. — с. 16−20.
  169. Л.А., Стрелков Е. В., Кочетков Л. И. К вопросу о зерновой безопасности России // Зерновые культуры. 1997. — № 1.
  170. В.И. Модель рациональной структуры организации производства зерна // Экономика АПК: Совершенствование специализации ихозяйственного механизма. Сборник научных трудов. Ставрополь. 1991. — с. 74−85.
  171. В.Я. Целевые программы развития АПК. М.: Экономика. — 1984.
  172. В.Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уровня // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — с. 18−21.
  173. И. Аграрная реформа и развитие кооперации в АПК России // АПК: Экономика, управление. 1996. — № 8. — с. 14−21.
  174. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии). Ставрополь: кн. Издательство, 1991. — 190 с.
  175. А. Холдинги // Экономика и жизнь. 1995. — № 14.
  176. Формирование и использование зерновых и мясных ресурсов страны. -М.: ВНИЭСХ. 1998. — 175 с.
  177. Формирование и регулирование договорных отношений поставщиков и потребителей сельскохозяйственной продукции (Методические рекомендации. Разраб. В. А. Клюкач и др.) // АПК: экономика, управление. 1993. -№ 9. — с. 39−77.
  178. Формирование рынка зерна в современных условиях. Учебное пособие / А. И. Алтухов, М. А. Бабков, Н. А. Пролыгина, Н. Е. Баландина. М.: Рос-НИИ по социальным и кадровым проблемам АПК. — 1994. — 55 с.
  179. Фьючерсные рынки зерна взгляд изнутри. — М.: Зерновая фьючерсная биржа, 1993.
  180. А.Н. государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых капиталистических странах. М.: ВНИИТЭИаг-ропром. — 190. — 50 с.
  181. И. Экономические проблемы АПК Черноземья // Экономист. -1999.-№ 9.-с. 82−87.
  182. Хлеб уходит в тень // Континент, № 29 (393), июль 1998.
  183. Холдинги. Сборник нормативных актов с комментариями и схемами. -М.: Юрист, 1994, 256 с.
  184. Л. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК // АПК: экономика и управление. 1996. — № 3.
  185. Л.И. Реформирование кредитного механизма в АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 12.-е. 84−86.
  186. Л.И. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управление. 1996. -№ 4.-с.3−17.
  187. А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения // Экономист. 1998. — № 9. — с. 88−92.
  188. Ю. С. Проблемы продовольственной безопасности России. -М.:РИСИ, — 1995.-252 с.
  189. А. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Книгосоюз, 1997.
  190. А.В. Организация кооперации сбыта. М., 1922.
  191. Л. Информационная инфраструктура в сфере зернового производства и торговли // Комбикормовая промышленность. 1996. — № .- с. 2−4.
  192. Л. Использование автоматизированной информационной системы в зерновых сделках. // Пищевая промышленность. 1996 г. -№ 7, с. 20−22.
  193. Л. Исследование информационных потоков зернового рынка (на основе анкетирования)., //, «Хлебпродинформ», 1996 г. 20 с.
  194. Л. Структура и приоритеты информационных потребностей участников зернового рынка. // Хлебопродукты, 1996 г. № 7, — с. 28.
  195. Л.С. «Становление рынка хлебопродуктов на основе новых информационных технологий». М, Хлебопродукты, 1995.- № 7.
  196. Л.С. Современные информационные технологии основа создания цивилизованного рынка зерна в России. М., Международная академия информатизации, 1995 г., 24 с.
  197. З.Б. Формирование хозяйственного механизма хлебопекарных предприятий при переходе к рыночной экономике // Хлебопечение России. 1999.-№ 6.-с. 8−11.
  198. В.Э. Как сегодня изучают завтра: / Современные методы социологического прогнозирования/ М.: Статистика, 1976. 213 с.
  199. В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. М.: Статистика 1976. 213 с.
  200. Г. И., Завьялов С. И. Государственное регулирование аграрного сектора стран Восточной Европы // Общество и экономика. 1993. — № 3. -с. 75−89.
  201. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ. — 1995. — 230 с.
  202. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: производство самарского университета, 1995. 328 с.9
Заполнить форму текущей работой