Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экология в культурологическом контексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурологический подход к экологической проблематике, в свою очередь, требует дополнительного обоснования. В случае его применения окажется продемонстрированной востребованность культурологии как ядра гуманитарного знания, новой социальной парадигмы и оптимальной экологической стратегии. Такого рода задачи выполнимы, по нашему мнению, при определении сущности и специфики экологической культуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико — методологические основы исследования
    • 1. 1. Экология в системе ценностных измерений природы
    • 1. 2. Экология в системе социальных рефлексий общества
  • ГЛАВА 2. Современная экологическая парадигма
    • 2. 1. Культура, цивилизация и экология в историческом развитии
    • 2. 2. Экологические императивы современности
  • ГЛАВА 3. Экологическая культура в глобальной картине экологии
    • 3. 1. Понятие экологической культуры
    • 3. 2. Экологические практики

Экология в культурологическом контексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экологическая проблема является одной из самых острых проблем современности, которую обычно сводят к предотвращению отрицательных последствий производственной деятельности человека и его воздействий на природу. Но проблема этим далеко не исчерпывается. Новым является по сути беспрецедентное в истории человечества ускоренное развитие техники и подчинение ей всего образа жизни, всей культуры. Меняется лик планеты, растут огромные города. Сама жизнь людей, их питание, коммуникации меняют окружающую среду, оказывают на неё беспрецедентное давление. Каковы допустимые пределы такого давления? Пренебрежение к таким вопросам чревато непредсказуемыми последствиями, угрожающими самому существованию человека и человечества.

Сегодня общепризнанным является вывод о том, что развитие цивилизации и экологические проблемы взаимосвязаны и одно вытекает из другого. Возможности природы не беспредельны и существующий образ жизни человечества, сконцентрированного в мегаполисах и в постоянно растущих и разбросанных по всему миру городах, урбанизация как социокультурный процесс, порождающий дисбаланс во взаимоотношениях человека с природой и сопровождающийся растущими потребности человечества, пришли в противоречие с необходимостью воспроизводства природы как целостной и самообновляющей себя системы. Загрязняя окружающую среду не только отходами производства, но и бытовыми отходами, продуктами жизнедеятельности, человек делает невозможным продолжение жизни на земле для других поколений.

Выбор темы связан с необходимостью исследовать экологические проблемы во взаимосвязи с проблемами культуры. Во многом экологическая культура, а вернее бескультурье, предстают частью мирового экологического кризиса. Как известно, большой вклад в осознание грядущей опасности и необходимости радикального изменения отношений человека к природе внесли в своё время деятельность Римского клуба и ряд программ Организации Объединенных Наций, в рамках которой проводит свою работу Международная комиссия по окружающей среде. Исследования по экологическим проблемам сегодня включают в себя не только вопросы сохранения природы и бережного отношения к ней, но и обеспечение экологической безопасности человечества, что уже стало самостоятельной проблемой, требующей своего дальнейшего исследования. Выполнение ряда экологических предписаний, получивших значение императивов, которые могут найти практическую реализацию и способствовать положительному изменению экологической обстановки в регионе, городе, в стране и мире в целом, требует дополнительных обоснований. Рассмотрение современных проблем взаимодействия общества и биосферы приобретает особую остроту при обращении к вопросам о носителе и сущности экологической культуры, которые, могут наиболее результативно исследоваться в пространстве культурологической теории. В этом случае открываются дополнительные возможности обоснования активной роли человека в сохранении природной среды как продиктованного индивидуальным и общественным самосознанием способа самосохранения человечества.

Культурология, как известно, выступает областью межпредметного анализа и позволяет сделать обобщения, опирающиеся на эмпирические данные ряда наук — геологии, химии, биологии и т. д., с одной стороны, и положения и выводы, сделанные философами, психологами, историками, с другой. В этом случае разработка экологической проблематики может быть обогащена фундаментальными гуманитарными положениями, столь необходимыми при разработке теории экологической культуры и практических рекомендаций в области экологии, вплоть до экологических программ больших городов и градостроительства. Итак, поскольку в процессе глобализации обнаруживается весь масштаб экологического кризиса, неизбежной становится экологизация общества и его культуры. Немаловажным выступает и то обстоятельство, что результаты предпринимаемого исследования могут найти применение при обосновании конкретных экологических решений и рекомендаций.

Если идти в этом направлении, то надо, по нашему мнению, показать, что вносит культурология в исследование тех проблем и противоречий, которые возникают и разрешаются в пространстве взаимодействия современной техногенной цивилизации и природной среды. Актуальность и интерес к экологической проблеме только возрастут, если найти и охарактеризовать вектор развития экологических отношений, обоснованный в пространстве культурологии. Актуальность исследования заключается, таким образом, в необходимости фиксации и последовательного рассмотрения особенностей и специфики возникновения и широкого распространения экологической культуры в современной культурной среде.

Степень разработанности проблемы.

Вопрос об отношении человека к природе и взаимодействиях с природной средой всегда был предметом глубокого интереса философов. Данная проблема активно затрагивалась учёными и мыслителями в прошлом, а сегодня превращается в одну из самых актуальных, глобальных, наполняя конкретикой базовый вопрос философии о роли и месте человека в мире. Классическими здесь остаются, начиная с античности, работы Платона, Аристотеля, Плотина. В их фундаментальных трудах выдвинуты идеи, которые определяли целые эпохи. Они оставили глубокие размышления о природе, движении и жизни. В историческом и социокультурном ключе, рассматривая нами проблема отношения человека к природе нашла наиболее раннее воплощение во взглядах представителей географического детерминизма. Его истоки просматриваются уже у Аристотеля, Страбона и Иосифа Флавия, в их трудах мы можем найти базовую идею — природной обусловленности культурного развития народов и человеческих сообществ.

Если в классической древности главным для осмысления экологической проблематики было учение о природной целесообразности, то в Новое время Ф. Бэкон, провозгласивший приоритет «плодоносных опытов», подготовил совсем иной взгляд на природу, которая должна была обеспечить человеку изобилие. Начиналась новая эпоха, которая нередко перемежалась со скепсисом по отношению к прогрессу в развитии человеческой цивилизации. Здесь мы можем назвать имена Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. В немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В.Ф. Гегель) исследованы фундаментальные аспекты соотношения природы и человеческой культуры, относящиеся и к экологической проблематике. Крупнейшие мыслители XX века — М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль затрагивают экологическую проблему в контексте «забвения бытия» и кризиса современного человека. X. Ортега-и-Гассет проливает свет на современную ситуацию. К ним примыкают исследования Р. Гвардини, Э. Тоффлера, Д. Медоуз1. Однако, основы и традиции исследования экологической культуры были разработаны, прежде всего, в трудах таких известных исследователей как А. Швейцер, который в своей знаменитой работе «Культура и этика» создал систему экологической этики, получившей наименование «неантропоцентристской» или «универсальной этики"2. В основе экологической этики А. Щвейцера лежит гуманистический принцип «благоговейного отношения к жизни».

В исследование сложных взаимосвязей человека с природой свой вклад внесли и отечественные мыслители. Актуальными для нашего диссертационного исследования выступают классические работы отечественных мыслителей Х1Х-ХХ вв.: В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, А. Ф. Лосева, в чьих работах ключевым сюжетом выступает проблема понимания свободы и сущности духовного обновления человека. Последнее обстоятельство позволяет выявить и проследить перспективы и условия для преодоления современного экологического кризиса. Глобальные аспекты этой проблемы воплощаются в исследованиях К. Э. Циолковского и его «космической этике». В современных Медоуз Д. Новые границы роста. М., 1992.

2 ШвеПцер А. Культура и этика // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., «Прометей», 1993. исследованиях экологической проблематики (Р. Атфилд, Б. Колликот, Ролстон Ш. X., Ю. Харгроув) отчётливо просматривается этическая составляющая. Весьма показательна в этом отношении статья Ш. X. Ролстона, помещённая в сборнике с не менее значимым названием «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности"1.

Экология, как область исследования, опирается, с одной стороны, на фундаментальные философские и естественно-научные идеи, с другой, на конкретные экологические исследования. Фундаментальные идеи В. И. Вернадского2, Н. Н. Моисеева3, Ю. А. Жданова4 оказали значительное влияние на социокультурное осмысление проблем экологии. В научной литературе философия природы и экологических проблем представлена целой серией работ. Специально отметим работы: В. И. Данилова-Данильяна5, К. С. Лосева6, Д. С. Марковича7, В. П. Тугаринова8, Д. Шелла9, А. Д., Урсула10. Большой научный вклад в исследование проблем экологии.

11 12 13 внесли работы Э. В. Гирусова, Ф. И. Гиренка, К. Х. Делокарова, В.А. Кобьтлянского14, В. А. Кутырёва15, Ю. В. Олейникова и А.Т. Шаталова1, В.В. Налимова2.

1 Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

2 Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Вернадский В. И. Этика//Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3 Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ // Вопросы философии. М., 1995, № 1.

4 Жданов ГО.А. Избранное. В трёх томах. Т. 1−3. Ростов-на-Дону, Изд. СКПЦ ВШ, 2009.

5 Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие. М., 2002.

6 Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., «Прометей-традиция», 2000.

7 Маркович Д. С. Социальная экология. М., РУДН, 1997.

8 Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек // Тугаринов В. П. Избранные философские труды. JT., 1988.

9 Шелл Д. «Среда и общество» пли инвайронментапьная социология // Социс, № 12, 1992.

10 Урсул А. Д. Общенаучные аспекты экологической проблемы // Горизонты экологического знания. М., изд-во «Мысль», 1986.

Гирусов Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. -2009.-№ 4.-С. 74−92.

12 Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

13 Делокаров К. Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998. Делокаров К. Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. М., 2001.

14 Кобылянский В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. М., Фаир-Пресс. 2003.

15 Кутырев В. А. Философские аспекты экологических проблем // Экологические проблемы.

Традиционно тематика исследований экологической деятельности человека была ориентирована на проблемы непосредственного воздействия человеческой цивилизации на природу: через промышленные и производственные практики, агрономические, строительные и транспортные технологии. Параллельно активно исследуется проблематика, связанная с необходимостью активизации природоохранной деятельности и создания и повсеместного внедрения ресурсосберегающих технологий. Среди многочисленных исследований по проблемам экологии выделяются работы специального характера по всем направлениям природоохранной деятельности. В этом случае можно было бы назвать целый ряд работ зарубежных и отечественных исследователей, характеризующих сохранение природной среды в свете единства экологии и отраслевого подхода, современного производства и строительства, для которых требования экологии превращаются в экологические императивы.

Работы отечественных исследователей ориентированы на рассмотрение фундаментальных проблем экологии, в этом контексте необходимо отметить работы Э. В. Гирусова, Ю. Г. Маркова, Т. И. Афасижева, A.C. Арсеньева, В. Е. Ермолаевой, А. П. Назаретяна, О. Н. Яницкого. Самостоятельной областью исследования стало экологическое образование как комплексная проблема, сопутствующая рассмотрению экологических проблем. Особое значение приобретают исследования экологической культуры и её специфики в контексте нового, так называемого ноосферного мышления, обоснование которого принадлежит В. И. Вернадскому, наиболее значимые и актуальные работы которого содержатся в книге «Биосфера и ноосфера». Традиции исследований в этой области продолжаются современными исследователями. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость экологической культуры и современности. М., 1995.

1 Олейников Ю. В., Шаталов А. Т. Экологические перспективы человечества // Энергия: экономика, техника, экология. 1995. № 10.

2 Налимов В. В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., Лабиринт, 1994. феномена экологического сознания рассматривается Э. В. Гирусовым, С. Н. Глазачевым и рядом других авторов.

Особое значение имеют для предпринятого исследования культурологические работы, авторами которых являются признанные специалисты в сфере философской культурологии: П. С. Гуревич, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э. В. Соколов. Большое методологическое значение для нас имеют работы Э. С. Маркаряна1, Б. С. Ерасова2, JI. Г. Ионина3, Э. А. Орловой4, Ю. М. Резника5, А. Я. Флиера6. Кроме этого, при проведении диссертационного исследования автор широко использовал научные исследования Ростовской школы культурологии — Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, М. К. Петрова, Е. Я. Режабека, Т. П. Матяш, Г. В. Драча, Е. В. Золотухиной, В. К. Королева, О. М. Штомпеля.

Культурологические исследования знаменуют гуманитарную область исследования, обосновывающего нормы и ценности экологического поведения, экологические императивы, которые приобретают методологическую роль в изучении современных экологических проблем. Исследование проблем экологии выступает как продолжение и конкретизация важнейшего вопроса культурологии — о взаимоотношении человека с природой, а изучение экологической проблемы перемещается в культурологическое поле исследования. Соответственно, вопросы экологической культуры невозможно анализировать, на наш взгляд, без сопутствующего анализа специфики самого культурологического знания, получающего дополнительные характеристики при проведении такого рода Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи, М, 2000. Маркарян Э. С. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). Ереван. 1983. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. 1981. № 2.

2 Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., Аспект Пресс. 1996. Ерасов Б. С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., Наука. 2002.

3 Ионин Л. Г. Основания социально-культурного анализа. М., 1995.

4 Орлова Э. А. Основания научного познания культуры в социальной антропологии //11аука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998.

5 Резник Ю. М. Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания // Личность, Культура. Общество. Т. П. Вып.З. М., 2000.

6 Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995; Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., Академический проспект. 2002. исследования. Хотя бытует мнение, что в исследовании вопросов экологии культурологический анализ не являются определяющим, только философская культурология может обосновать человека полноправным и потому ответственным участником экологических процессов, дать ответ на вопрос, что входит в отраслевую компетенцию, а что является общетеоретической и гуманитарной проблемой?

Несомненно, что исследования в области экологии расширяют и поле культурологической теории как таковой, способствуют её дальнейшему формированию и самоутверждению. Между тем такого рода постановка вопроса редко присутствует в современных культурологических исследованиях. Исследование предлагаемой темы предполагает методологический поворот к прояснению и систематизации культурологических понятий и построению теоретической модели экологической культуры в широком культурологическом контексте. Последнее представляется весьма интересным и перспективным для культурологии как самостоятельной сферы гуманитарного исследования, для разработки её методов и приёмов исследования, конституирования единого проблемного поля. Первым шагом на этом пути может стать исследование феномена экологической культуры. Так возникает вопрос о том, какое место в системе современного культурологического знания занимает экологическая культура как явление малоизученное, каковы особенности и императивы экологизации человеческой жизнедеятельности?

Объект исследования: Экология и экологические отношения в современном мире.

Предмет исследования: Культурологические смыслы и значения экологии и экологической культуры.

Цель диссертационного исследования: Выявить уникальные свойства и специфику экологической культуры, показать её центральную роль в системе культуры.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

— провести культурологический анализ понятий «природа» и «экология», показать социокультурноую сущность и основное противоречие экологической проблемы;

— выявить базовые социальные рефлексии на экологические проблемы, провести соотношение понятий «культура», «общество», «экологическая культура»;

— провести историко-культурологический анализ экологической проблемы в контексте цивилизационного развития Европы;

— определить теоретические основы взаимосвязи экологии и культурных императивов, показать превращение экологического императива в определяющее условие развития человечества, его настоящего и будущего;

— обосновать понимание экологической культуры как важнейшей составляющей и стержня культуры личностиохарактеризовать экологическую культуру как базовое культурологическое понятие и определяющее ядро в системе культуры;

— исследовать проблему становления и развития экологической культуры в социальных практиках современного общества.

Гипотеза исследования: Проведение исследования экологической проблемы в контексте культурологии позволяет использовать понятийный и аналитический аппарат культурологии и прежде всего ключевую понятийную конструкцию — «экологическая культура» в самой практике исследования и конституировать её культурологическое значение. В этом случае проводится различие культуры и общества, а акцент в решении экологических проблем переносится с общества на личность. Сущность экологической культуры может рассматриваться в непосредственном соотнесении с культурой личности, что открывает дополнительные возможности в обосновании конкретных рекомендаций в области экологической политики и экологических решений.

Теоретико-методологические основы исследования.

Исследование проводилось на основе теоретических установок и взглядов отечественных культурологических школ и традиций исследования экологической проблематики. Среди них можно выделить: традицию русского космизма, географический детерминизм, коэволюционный подход, концепцию ноосферного подхода, биоцентризм и др. В основу анализа положено культурологическое направление, вошедшее в научную литературу под названием «деятельностная концепция культуры». Этот подход позволяет обосновать основные направления формирования экологической культуры и преодолеть противопоставление человека и природы. В этом случае в центре внимания оказывается экологическая культура личности, что позволяет учитывать те ценности и установки, которые определяют образ жизни человека и опираются на внутреннюю мотивацию в реализации природных потребностей. Всё это определяет теоретическую и методологическую значимость работы по экологической проблематике. Важное смысловое значение приобретает положение о личности как носителе экологической культуры и, соответственно, и об экологической культуре как неотъемлемом элементе мира личности. В исследовании использовались такие теоретические методы, как единство исторического и логического, социального и биологического в человеке, а также применялись элементы герменевтического анализа и экологического прогнозирования.

Научная новизна:

Показана специфика культурологического понимания экологических отношений как рассогласования отношений человека к природе и к самому себе;

Выявлены исторические и антропологические основания разрушения экологической среды в процессе цивилизационного развития;

Обоснована центральная роль экологических императивов в культуре;

Раскрыта сущность экологической культуры как основания социального поведения личности;

Рассмотрена специфика экологической культуры как этической и аксеологической доминанты поведения личности и экологических практик.

Тсзисы, выносимые на защиту:

1. Культурология выполняет интегрирующую роль при исследовании проблем экологии, позволяя преодолеть технократизм и перенося центр исследования к антропологическому ядру культуры. Экологические отношения к земле, воде, воздуху и др. выступают в этом контексте как культурный феномен и характеризуют человеческие ценности и их культурное значение, общий культурный уровень индивида и общества, уровень и этап общественного развития, взаимодействия человека с природой. Суть экологической проблемы состоит в противоречивом взаимоотношении человека с природой. Ценностные измерения природы вводят в область её культурологического осмысления, позволяют определить современный экологический кризис как следствие изменившихся ценностных ориентаций современного человека, направленных на потребление.

2. Современные экологические проблемы привлекают внимание и исследуются прежде всего в социальном плане: как реагировать человечеству на разрастающуюся экологическую угрозу, какие меры можно предпринять? Социальная экология показала, что правовые ограничения и административные предписания идут рука об руку и составляют суть экологической культуры как механизма социального контроля, возвращающего человека к адаптационным нормам взаимодействия с природой. Адаптивная роль экологической культуры становится социальным заказом современного общества и рассматривается в этом подходе как преодоление рассогласования между культурной деятельностью и установившимися природными процессами. Но развиваемые социальной экологией подходы не превращаются в культурологические, поскольку экологическая культура в этом случае оказывается институализированной, производной от социального контекста, опирается на нормы и предписания, а не на внутренние побуждения и императивы.

3. Проблема состоит в том, чтобы выявить специфику экологической культуры как культурологического феномена, ввести её в пространство культуры в историческом и систематическом аспектах, что и становится возможным, если рассматривать экологическую культуру не только как социальную норму и требование, но и как ценности и идеалы исторической эпохи. Общеметодологический алгоритм построения оптимальной модели современной экологической культуры задаётся тем её пониманием, которое способно преодолеть «индустриализм», «технократизм» и связанные с ними установки на «покорение природы». Экология, как проблема и как аномия человеческого бытия, представляет собой системный фактор, порождённый массовым обществом и массовой культурой. Культура современного общества знаменует разрыв между культурой и цивилизацией, и переход к «массовой культуре». Экология оказывается центром социальной и технической динамики и одновременно проблемным полем массовой культуры. Современный человек подвержен заболеванию «комплексом Эрисихтона», стремлением к ничем не ограниченному потреблению.

4. Экология как система воспроизводства природы и самовозобновления жизни выдвигает перед современным человечеством целый ряд экологических императивов. Они выступают культурными репрезентации эпохи и реализуются в виде некоторые требований, максим поведения. Экологические императивы содержат алгоритм, определяющий способ человеческой деятельности, воссоздание природной и социальной среды и творческое развитие личности, её самореализации и самоутверждения. Императивом экологической культуры и её миссией выступает «благоговение перед жизиыо» (А. Щвейцер). Обосновав окружающий человека мир как мир живой природы — биосферы, В. И. Вернадский вернул человеку космические измерения. Открывается спектр возможностей анализа экологического образа человека в космических и этических измерениях. Экологическая этика требует превращения экологических императивов в максимы нравственного по отношению к природе и человеку поведения.

5. Культурное воздействие на человека связывает воедино гуманизм, как идею развития личности, с экологическими императивами, нацеленными на сохранение и развитие природы посредством и благодаря культуре. Понятие «экологической культуры» должно входить в систему культурологических понятий как системообразующее ядро культуры. Вычленение понятия «экологическая культура» позволяет выявить её онтологический статус в системе культуры. Основное противоречие в определении её сущности состоит в том, что экологическая культура обычно понимается как субкультура, как часть культуры, в то время как она является жизненно важным фактом и фактором, определяющим суть культуры как системы, что позволяет говорить об экологической культуре как об основании образа жизни и о базисе определенного типа культуры. Экологическая культура выступает важной внутренней установкой социальной деятельности и воплощает в себе не только степень существующих практик в социальной сфере, но и способ этического, «организмического» отношения человека к природе.

6. Понятие «экологическая культура» предполагает выбор личности между благом и злом, потреблением и воздержанием. В этом случае становится очевидным, что экологическая культура не ограничена системой обязательных норм и социальных институтов, но вырастает из внутренней культуры и мотиваций в деятельности личности, предполагающих не только внешние предписания и императивы, но и внутреннюю, сознательную предрасположенность им следовать. Экологическая культура, не как отдельный вид культуры или её часть, а как ядро, системообразующий фактор, выполняет важнейшие социорегулятивные функциикоммуникации, социальной идентификации и социального нормирования, результатом чего выступает культура как целое, интегрирующее и результирующее весь процесс общественной жизни.

7. Экологические практики, в частности, в городской среде, должны опираться на экологические императивы, которые содержат алгоритм, определяющий создание городской среды и творческое развитие личности и её самореализацию. Город выступает средоточием экологии, социальным заказчиком экологической культуры и условием её развития. Городская среда и городская экология позволяют выявить два уровня: внешний, которым обычно занимается архитектура и дизайн, и внутренний, которым должна заниматься культурология. Анализ городской среды и городской культуры позволяет охарактеризовать продуцируемый тип личности, систему жизненных ценностей и предпочтений, имеющих императивный характер. Экологическая культура возникает вместе с осознанием прав человека на жизнь, на сохранение природы и всего живого и представляет собой единство индивидуального и всеобщего, появление единого экологического пространства не как личных привилегий, а как общего жизненного пространства. В этом случае урбоэкология и экологические отношения в городе характеризуют экологические практики как произведённый личный и общественный выбор.

8. Экологическая культура структурирует систему культуры как целое, поскольку опирается на культуру личности, самостоятельных субъектовносителей экологического сознания. Экологические ориентации граждан могут регулироваться при помощи закона, нравственных и эстетических норм, предполагающих систему образования и воспитания, правовые и нравственные возможности общества. В этом случае они регулируют также отношения производства и потребления, что создаёт завершённую экологическую модель культуры. Но в основании культуры находится созданный историческим опытом, традициями и знаниями личный экологический опыт и экологический выбор. Экологическая культура связана с культурой личности и позволяет обеспечить развитие общества как процесс, по отношению к которому динамика может быть обеспечена стремлением к реализации экологических императивов личности и общества.

Научно-практическая значимость исследования.

Полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по культурологии и позволяют обосновать дальнейшие перспективы и методологические возможности культурологии как науки, в частности, расширяя вопрос о видах культуры, одной из которых является экологическая культура. Основные результаты исследования также могут быть использованы при обосновании и принятии решений в сфере охраны природы государственными и муниципальными органами власти и специальными предприятиями и фирмами, а также при формировании у населения экологической культуры.

Апробация работы.

Основные положения диссертации отражены в 2 научных публикациях, которые опубликованы в журналах из списка, рекомендованных ВАК. Положения диссертации могут быть востребованы при построении учебных курсов по экологии и других экологических мероприятиях. Материалы и выводы диссертации были использованы в течение последних лет при обосновании ряда строительных проектов в г. Ростове-на-Дону, при разработке экологического проекта по утилизации терриконов на территории Ростовской области и других экологических проектов. Основные теоретические результаты исследования докладывались на теоретических семинарах Педагогического института ЮФУ и факультета философии и культурологии ЮФУ.

Структура диссертации.

Структура диссертации подчинена поставленной цели и задачам и включает в себя три главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, Введение, Заключение и Список литературы из 198 наименований. Общий объём диссертации — 149 страниц текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование опиралось на широкий круг литературы по проблемам экологии, экологического кризиса и перспектив его преодоления. В классических философско-культурологических трудах (начиная с Платона и заканчивая Хайдеггером, Гуссерлем и Хабермасом) в неизменном порядке присутствует экологическая тематика. Они закладывают методологические основы понимания экологии как социокультурного феномена и культурной рефлексии, её роли и значения в жизни человека, преодоления технократизма и перенесения проблемы в плоскость потребностей и ценностей личности, соотношения личности и общества, личности и государства. Центральной здесь становится фундаментальная проблема взаимоотношения человека и природы как культурного навыка, экологической культуры.

Можно сказать, что человечество не осознает в полной мере грозящую опасность, хотя и предлагает новые энерго и ресурсосберегающие технологии, разнообразные экологические проекты, которые снижают нагрузку на природу. Но эта нагрузка всё равно усиливается в связи с ростом населения планеты, которое перешагнуло семимиллиардный рубеж. В этой связи, а также по причине использования минеральных удобрений и гербицидов и применения генной инженерии возникает вопрос об экологически чистых продуктах питания, биотехнологиях, медицине и здравоохранении, использовании искусственных материалов в быту и т. д. Вряд ли можно констатировать, что практические меры в этой области продуманы и находят свою реализацию. Готов ли человек к осознанию того, что его повседневная деятельность в прямом смысле имеет космические масштабы и требует осмысления и принятия необходимых мер?

Обращение к такого рода вопросам требует философско-культурологических рефлексий. Культурологическое рассмотрение экологической культуры не только позволяет рассматривать её частью, фрагментом культурного поля, но и выявить механизмы функционирования культуры как таковой. В этом случае культурологическое знание может найти конкретное применение при обосновании новой экологической парадигмы развития современного общества. Особенности культуры заключаются в том, что она включает в свой предмет человека. Будучи обусловленной самими экзистенциональными основаниями человеческой жизни, культура в то же время передаёт от поколения к поколению социальные сценарии и принятые обществом адаптационные механизмы жизнедеятельности как индивида, так и социума в целом.

Культурологический подход к экологической проблематике, в свою очередь, требует дополнительного обоснования. В случае его применения окажется продемонстрированной востребованность культурологии как ядра гуманитарного знания, новой социальной парадигмы и оптимальной экологической стратегии. Такого рода задачи выполнимы, по нашему мнению, при определении сущности и специфики экологической культуры, где особое внимание должно быть уделено человеку как носителю экологической культуры. Представление о том, что существует возможность независимого существования человеческого сообщества от природной среды, было разрушено в прошлом веке, но не стало событием культурной истории. Новая эра в истории человечества, требующая радикального пересмотра базовых экологических императивов и нравственных принципов определяющих характер экологического мышления, только наступает. В силу этого, актуальная направленность к глобализации экологических и порождаемых ими социальных проблем, необходимым образом ориентирует культурологическое исследование на расширение дисциплинарного пространства, затрагивающего личностные, смысложизненные, мировоззренческие ценности. Происходящие трансформации в актуализации обществом экологических проблем весьма значительны, последнее выступает фундаментом для становления такого феномена как экологическая культура.

Приведённые положения выступали в качестве теоретической основы диссертационной работы, что и определило последовательность исследования: во-первых, представить современное экологическое состояние как продукт и результат реализации экологических ценностей современного человекавовторых, рассмотреть экологическую проблему в контексте исторического и теоретического анализа оснований взаимодействия культуры и цивилизации и порождения культуры массового потребленияв — третьих, рассмотреть экологическую культуру в единстве с вопросом о её носителе и трансформациях социокультурного и экологического характера в процессе формирования экологической культуры личности. Обращение к анализу вопроса о сущности экологической культуры открывает возможность прояснить место и роль человека в трансформирующейся и развивающейся социоприродной системе.

Исторический, культурологический и сравнительный анализ роли и важности природных условий в формировании и развитии человеческой культуры продемонстрировал, что наличествует фундамент для соединения достижений различных культурных традиций в реализации вопроса о нравственном совершенствовании человека, который непосредственно связан с проблемой экологического взаимодействия человека с природой и выработки этических ценностей и регулятивов для развития экологической культуры. Результат исторического и культурологического 'анализа продемонстрировал тенденцию, согласно которой современное человечество всё более глубоко осмысливает опасность утилитарного использования природных ресурсов, необходимость учитывать при освоении имеющихся ресурсов производственной деятельности охранение баланса между природной средой и пространством цивилизации. Развитие экологической культуры превращается в ключевое условие человеческого существования.

Теоретический и методологический анализ взаимосвязи социокультурной и экологической среды в контексте культурологического исследования даёт возможность заключить, что распространение и укоренение экологической культуры, как важного актуального фактора изменений отношения общества к природе, будет способствовать ускорению культурной динамики, а, следовательно, повысит шансы человечества на выживание. Проведённое исследование способствует обоснованию точки зрения, согласно которой, существует острая потребность восстановления единства человека и породившей его природы, актуальной является потребность в формировании и широкой пропаганде представления о непрагматической ценности природной среды обитания, опасности, а порой и губительности объектного, утилитарного и потребительского восприятия природной сферы. Становиться всё более очевидным точка зрения, согласно которой, объяснительный конструкт «экологическая культура», её этические факторы и нравственные императивы в ближайшем будущем будут не только требовать более глубокого рассмотрения и анализа, но и сами превратятся в ключевой сюжет развития человеческой цивилизации. Именно культурологическая рефлексия, в данном случае, предоставляет широкий теоретико-методологический инструментарий для анализа исследуемого феномена, так как культурология является наиболее интегративной областью исследований из всех социо-гуманитарных дисциплин.

Экологическая культура уже сегодня выступает важным и неотъемлемым элементом культуры современного общества, состоящая из комплекса социо-природных отношений, моральных ценностей и религиозно-этических норм, юридических предписаний и легитимированных и оптимизированных наукой способов взаимодействия человека с природной средой. Уровень экологической культуры воплощается в степени и способности современного человека сознательно использовать экологические знаниями в повседневной, в том числе и систематизированной производственной деятельности. Последнее предполагает наличие у индивида или коллектива развитых духовных и нравственных способностей и качеств. Становление и развитие экологической культуры, как и самого феномена экологического мышления, становиться реальностью только в следствие реализации экологических практик, построенных на основе экологических императивов и активного нравственного экологического образования и экологических максим воспитания и просвещения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Нестеркин С. П. Человек и природа в чаньской (дзэиской) культуре: некоторые философско-психологичеекие аспекты взаимодействия. Проблема человека в традиционных китайских учениях // Отв. ред. Т. П. Григорьева. М., изд-во «Наука». 1983.
  2. Абдуллаев 3. Экологическое отношение и экологическое сознание// Философские науки. 1991. № 2.
  3. В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск. 1990.
  4. Р.И., Смольянова A.B. Экология и мораль. М. 1984.
  5. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.4. М. 1983.
  6. И.И. Диалектика субъекта и объекта в социальной экологии // Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Чита. 2003. 23 с.
  7. A.B. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.
  8. Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. № 6.
  9. С.Г. Географический детерминизм от Льва Мечникова до Льва Гумилева. Исторические очерки. Екатеринбург. 1997.
  10. М.А. Необходимость снижения экологической опасности как императив глобального мироустройства (философский анализ). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2011.
  11. М.А. Синергетические начала глобального ноосферогенеза // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010, № 6.
  12. В.Р. Экология и мораль. Алашара Сухуми. 1991.
  13. В.Р., Маркович Д. Ж. Социальная экология. Учеб.-метод. материалы. М., изд-во «Союз», 1996.
  14. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну // Пер. с нем. Б. Сидельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  15. Бек X. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ. М., Наука 1989.
  16. A.A. Культурология. Антропологические теории культуры. М., 1998.
  17. A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы. М., Наука. Серия «Человек и окружающая среда». 1990.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  19. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  20. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  21. H.A. Человек и машина (Проблема социологии и методологии техники) //Вопросы философии, 1989, № 2.
  22. С.Г. Отношение человека к природе как объект морально-эстетического анализа. Автореф.канд.дисс. М. 1985.
  23. К. Общая теория систем скелет науки //Исследования по общей теории систем. М., 1969.
  24. Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема. В кн.: Экология: пути выживания и развития человечества. М., 1988.
  25. В.Н. Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды. СПб., изд-во «Наука». 2002.
  26. В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1965.
  27. В.И. Избранные труды по истории науки. М. 1981.
  28. В.И. Философские мысли натуралиста. М., Изд-во «Наука». 1988.
  29. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002.
  30. Л. Избранные работы по социологии. М., 2005.
  31. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979.
  32. Ю.Г. Идеология и гуманистическое будущее России. СПб, Ростов-на-Дону, 1999.
  33. Н.К. Христианство и экология// Вопросы философии. 1995. № 3.
  34. Р. Конец нового времени. // Феномен человека. Антологиям, «Высшая школа», 1993
  35. И.Г. Избранные произведения. М., 1995. В 2-х т.
  36. Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
  37. Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
  38. Э.В. Природные основы экологической культуры// Экология, культура, образование. М., 1989.
  39. , Э.В. Основы социальной экологии. Учебное пособие для ВУЗов по спец. «Экология». М., Из-во РУДН, 1998. 168 с.
  40. Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. № 4.
  41. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М., 1997.
  42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., «Прогресс», 1990.
  43. В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М., 1991.
  44. Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений//Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  45. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., изд-во «Гидр омете оиз дат». 1990.
  46. П. С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе, М., Прогресс, 1986.
  47. П. С. философия культуры. М., Аспект Пресс, 1994.
  48. П.С. Менталитет// Культурология. XX в. Словарь. М., 1998.
  49. В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 1997.
  50. В.Е. Онтология культуры //Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  51. В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону. Изд. РГУ, 1983.
  52. Данилов-Данельян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
  53. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие. М., 2002.
  54. Данилов-Данильян В. И. Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: изд-во «Прометей-традиция». 2000.
  55. В.В., Попова Л. В. Основы биологического природопользования : учеб. пособие. М.: Модус-К — Этерна, 2005. — 320 с.
  56. К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998.
  57. К.Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. М., 2001.
  58. Г. В. Культурологические идеи Ю. А. Жданова и современность // «Ю. А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона». Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ ЮФУ. 2009.
  59. Г. В. Культурология: на пути самообретения // Культурология и глобальные вызовы совремнности, Спб, «СПбКО», 2010.
  60. Г. В. Культурология как система знания // Культурология. Ростов-на-Дону. Феникс, 2001.
  61. Г. В. Западная цивилизация// Глобалистика. Энциклопедия. М., ЦНПП «ДИАЛОГ», 2003.
  62. Дрейк Ч, Имбри Дж., Кнаус Дж., Турекиан К. Океан сам по себе и для нас. М., Изд. «Прогресс», 1982.470 с.
  63. О. Г., Иванов В. Г. Этика // Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989,
  64. .С. Культура, религии и цивилизации на Востоке. М., Наука. 1990.
  65. .С. Социальная культурология. М., Аспект Пресс. 1996. 591С.
  66. В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. Новочеркасск. Изд. ЮРГТИ (НПИ), 2011.
  67. Ю.А. Избранное. В трёх томах. Т. 1−3. Ростов-на-Дону, Изд. СКНЦ ВШ, 2009.
  68. Ю. А. Комплекс Эрисихтона // Избранное. Том II, Ростов-на-Дону, Изд. СКНЦ ВШ, 2009.
  69. Ю.А., В. Е. Давидович. Сущность культуры. Ростов на — Дону, Наука-пресс, 2005.
  70. М. В. Культурная антропология: история и современные проблемы. Ростов н/Д., Изд. ЮФУ, 2009
  71. Н.Б. Природа как ценность культуры. М., 1987.
  72. Л.Г. Социология культуры. М., «Логос». 1996.
  73. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., Издательская корпорация «Логос». 2000.
  74. М. С. Культурология. Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
  75. В.П. Проблемы экологии города и экологии человека // Урбоэкология. М., 1990.
  76. В.П., Прохоров Б. Б., Вишаренко B.C. Экология человека и экология города: комплексный подход //Экология человека в больших городах. Д., 1988.
  77. И. Соч. в шести томах. М., 1966. Т.4.
  78. В.М. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. 2001. № 1.
  79. В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. М., Фаир-Пресс. 2003.
  80. Л.Н. Социология культуры. Свердловск, 1992.
  81. Комаров В Д. Социальная экология: философские аспекты. Л., 1990.48 с.
  82. И. В. История культурологической мысли // Культурология. XX век. Словарь. Спб., Университетская книга, 1997.
  83. А.А. Экология и техносфера. М., 1985.
  84. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск: Изд-во «Наука». 1987.
  85. В.О. Русская история. T.l. М., 1907.
  86. Краткая философская энциклопедия. М., изд. группа «Прогресс», Энциклопедия". 1994.
  87. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1992. № 12
  88. A.M. Антропология и антропологический поворот современного социального и гуманитарного знания// Личность. Культура. Общество. Научно-практич. журнал. Т. П. Вып. 1(2). М., 2000. С.49−68.
  89. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 тт. СПб.: Университетская книга, 1998.
  90. В.А. Философские аспекты экологических проблем // Экологические проблемы современности. М., 1995.
  91. П. Этот человеческий мир. М. Изд-во «Прогресс», 1988.
  92. Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М. Просвещение, 1990.
  93. В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. М., 1996. № 11.
  94. С.Я. Культурология как интегративная область знания// Культурология. XX век: Антология М. Юрист, 1995.
  95. , В.А. Духовность и рациональность / Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая/ В. А. Лекторский. М., «Эдиториал УРСС», 2001
  96. И. Д. Экологические проблемы. М, «Мысль», 1982.
  97. И.Я. Культурология. M., НТООО «ТетраСистемс». 1998.
  98. Г. Воспитание человеческого рода// Лики культуры. Альманах. Том IМ., Юрист, 1995.
  99. Л. Ф. География эрозии почв сельскохозяйственных земель России. М., «Академкнига», 2002. 255 с.
  100. Л. Л. Личность в социокультурном пространстве современного образования. М.: Высшая школа, 2002.
  101. Л.Л. Личность в социокультурном пространстве современного образования. Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. Ростов н/Дону, 2003.
  102. К.С. Вода. Л., Гидрометеоиздат, 1989.
  103. Дж. Соч.в 3 т.Т. 3, М., 1985
  104. C.B. Историческая этнология. М. Изд. «Аспект-пресс». 1998.
  105. Н.М. Культура, экология, образование. М., изд-во. «РЭФИА». 1996.
  106. H. М. Экологическая культура //Глобалистика. Энциклопедия. М., «Радуга, 2003.
  107. H.B. Концепция устойчивого развития и исторический процесс//Век глобализации. М., 2010, № 2,
  108. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  109. Дж. Личность и сознание, М., «Прогресс», 1986.
  110. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции// Советская этнография. 1981. № 2.
  111. Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). Ереван. 1983.
  112. Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
  113. Э.С. Машинная цивилизация. Генезис, пройденные фазы развития, современное состояние и перспективы // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. М., 2002.
  114. Д.Ж. Социальная экология. М., изд-во РУДН. 1997.
  115. Д. Новые границы роста. М., 1992.
  116. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б. Г. Юдина. М., Прогресс-Традиция, 2007.
  117. H.H. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопросы философии. 1992. № 6.
  118. Н. Н. Восхождение к разуму. М., 1993
  119. Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ //Вопросы философии. М., 1995, № 1.
  120. H.H. Глобалистика и футурология. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
  121. А. Социодинамика культуры. М. 1973,
  122. Л. Техника и природа человека // Новаятехнократическая волна на Западе. М., 1986.
  123. В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., Лабиринт, 1994.
  124. Наука и культура. Под ред. Н. С. Злобина. М., Наука, 1984.
  125. Наука о науке. (Сборник статей). Перевод с англ. М. К. Петрова. М, «Прогресс», 1966.
  126. Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986, 450с.
  127. В. Н. Экология. Урбанизация. Жизнь. М. Изд. МГТУ им. Баумана. 2002, 328 с.
  128. И. Д. Типы правовой культуры и формы правосознания. //Правоведение, 2002, № 2(229).
  129. Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе. // Наука о науке. М., «Прогресс», 1966.
  130. А.П., Юдин Б. Г. Экология социальная // Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989, с. 757.
  131. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. Прогресс. М., изд. группа «Прогресс» «Пангея». 1993.
  132. Ю. В. Экологические ограничения бытия общества // Философия и общество. Выпуск № 3(51)/2008
  133. Ю.В., Шаталов А. Т. Экологические перспективы человечества//Энергия: экономика, техника, экология. 1995. № 10.
  134. Э.А. Современная городская культура и человек.// Отв. ред. А. И. Арнольдов. М., Наука. 1987.
  135. Ортега-и Гассет X. Размышления о технике//Вопросы философии, 1993, № 2,10.
  136. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989.4
  137. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Избранные труды, М., Изд. «Весь мир», 1997.
  138. K.M. Общая экология: взаимодействие общества и природы. М., 1999.
  139. М.К. Человекознание: история, теория, метод. Человекоразмерность и мир предметной деятельности // Человек. 2003. № 2.
  140. М.К. Язык. Знак. Культура. М., Наука, 1991.
  141. А. Человеческие качества. М., 1980.
  142. В. Н. Обжить катастрофу. Современные заметки о духовной культуре России //Вопросы философии. 2005. № 11.
  143. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М., Прогресс, 1986.
  144. И. В., Желтиков А. А. Экология человека в системе современного научного знания и глобальные проблемы человечества // Вестник РУДН, серия Социология, 2002, № 1, с. 80.
  145. Е. Я. Организмическая концепция общественной жизни. Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы. Ростов-на-Дону. Логос, 1994.
  146. Ю.М. Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания//Личность. Культура. Общество. Научно-практич. журнал. Т.2. Вып.3(4). М., 2000. С.53−86.
  147. Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., 1990.
  148. И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. Краснодар, 1999.
  149. Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век: Антология М., Юрист, 1995.
  150. Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  151. Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.
  152. Самосознание европейской культуры XX века. М., Политиздат, 1991
  153. X. Философия техники как философия человека. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  154. В. В. Экологическая культура // Глобалистика. Энциклопедия. М., «Радуга», 2003
  155. Современный философский словарь//Под ред. д.ф.н. проф. Кемерова В. Е. Москва, Минск: Панпринт, 1999.
  156. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1988.
  157. И. А. Социально-экологическая напряженность: методология и методика оценки // Социс. 2005. № 7.
  158. В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., «Прогресс-Традиция», 2000.
  159. В. С. Экологический кризис и будущее цивилизации // В. Хёсле. Философия и экология. М., АО «Ками», 1994.
  160. С. М. Принципы природопользования // Глобалистика. Энциклопедия. М., «Радуга», 2003.
  161. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  162. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., изд-во «Наука». 1987. 240 С.
  163. Э. Прогнозы и предпосылки // Социол. исслед. 1987.5.
  164. Э. Третья волна // США экономика, политика, идеология. 1982.
  165. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., «Высшая школа», 1968, 148 с.
  166. В.П. Природа, цивилизация, человек// Тугаринов В. П. Избранные философские труды. JL, изд-во Ленингр. ун-та. 1988.
  167. В. Пособие по основам экологических знаний. М., 2000
  168. JI. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., «Прогресс». 1990.
  169. А. Д. Общенаучные аспекты экологической проблемы// Горизонты экологического знания. М. Изд. «Мысль». 1986.
  170. В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., Наука, 1991.
  171. Философия. Наука. Цивилизация. Под ред. В. В. Казютинского. М., Эдиториал УРСС, 1999.
  172. Философский энциклопедический словарь. М., Изд. «Советская энциклопедия». 1989.
  173. А.Я. Культурогенез. М., Росс. инст-т культ-гии. 1995.
  174. А.Я. Культурология для культурологов. Учебн. пособие. М., Академический проект. 2002.
  175. Э. Иметь или быть? Под общей ред. В. И. Добренькова. М.Изд. «Прогресс», 1986. 238 с.
  176. М. Что зовется мышлением? Пер. с нем. Э. Сагетдинова. М., Академический проект, 2007.
  177. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи и по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  178. В. Философия и экология. М., «Ками», 1994.
  179. Ценность //Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989.
  180. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., «Прометей», 1993
  181. А. великий гуманист XX века. М., 1985.
  182. А. Культура и этика. M., 1973.
  183. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1 Гештальт и действительность. М, «Мысль», 1993.
  184. Ю. Утопия или устроительство?//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., изд-во «Прогресс», 1990./ /
  185. Л. А., Баева О. В. Культура Южно-РоссийскЪго города: путешествие во времени и пространстве (на примере Ростова-на-Дону).Ростов-на-Дону, 2012.231 с.
  186. Л. А., Штомпель О. М. Экологическая культура личности как средство выживания природы//Архитектура и экология. Международная научно-практ. конференция 22−26 октября 2007. Ростов н/Дону, 2007.
  187. О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-на-Дону. СКНЦВШ, 1999.
  188. М.М. Наука как основа достижения межкультурного единства//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5.
  189. Экологическая антропология США (обзор формирования некоторых направлений)//Личность. Культура. Общество. 2000. Т.2. Вып.3(4).
  190. Энциклопедический словарь по культурологии // Под общей ред. А. А. Радугина. М., изд-во «Центр», 1997.
  191. . Г. Экология социальная // Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989
  192. . Г. Сотворение трансчеловека // Вестник Российской академии наук. 2007. Т. 77, № 6.
  193. О.Н. Экологическая социология. М., 1996-
  194. К. Смысл и назначение истории. М., Республика, 1994 .
Заполнить форму текущей работой