Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг
В 1960;1970;е годы на Алтае формируется специфическая художественная среда, характеризующаяся деятельностью трех категорий художников, имеющих различное отношение к местной традиции. Первую категорию составляют алтайские художники, без профессионального образования, но прошедшие обучение в художественных студиях края (М.Я. Будкеев, В. П. Марченко, А.П. Фризен). Ко второй категории молено отнести… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Пейзажная школа как феномен отечественного искусства
- 1. 1. Специфика пейзажа как жанра станковой живописи
- 1. 2. Пейзажная школа: понятие, сущность
- 1. 3. Пейзажные школы в искусстве России 1960−1970-х годов
- Глава 2. Тенденции пейзажной живописи Алтая 1960−1970-х годов
- 2. 1. Динамика пейзажа в художественной жизни Алтая 1960−1970-х годов
- 2. 2. Типология алтайского пейзажа 1960−1970-х годов
- 2. 2. 1. Пейзаж «чистой природы»
- 2. 2. 2. Пейзаж «второй среды»
- 3. 1. Факторы формирования пейзажной школы на Алтае в 1960—1970-е годы
- 3. 2. Особенности формально-содержательной и образной структуры произведений пейзажной живописи Алтая 1960−1970-х годов
Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Пейзажная живопись — мощное явление художественной культуры России второй половины XIX — XX в.в. Не случайно Н. А. Бердяев отмечает, что для русского человека характерно «пейзажное мышление». Источником национальной самобытности является многообразие русской природы. Именно природа оказывает решающее воздействие на художественное сознание, на отношение к традиции, влияет на систему видов и жанров алтайского искусства. Красота и разнообразие алтайской природы, уникальность архитектурных видов сибирских городов уже в течение целого столетия вдохновляют алтайских художников и во многом определяют сложение специфических черт пейзажной живописи. Ее анализ актуален для осознания того пути, по которому шло становление самобытной живописной школы в регионе, как в ее формальных проявлениях, так и в мировоззренческих основах, так как в пейзаже коренится арсенал архетипов и символов искусства.
Тема актуальна и с точки зрения изучения стиля алтайской пейзажной живописи. В его формировании участвовали как местные живописцы, так и мастера, приехавшие из Москвы, Петербурга, Казани, Свердловска, Иркутска, Ярославля, Орла, Алма-Аты, Риги и др. В результате со временем создалась сплоченная общность художников, обладающая индивидуальными и характерными чертами. Более того, сегодня все чаще высказывается мысль о формировании пейзажной школы на Алтае. Однако все эти вопросы продолжают оставаться открытыми для изучения, так как в искусствоведении нет обобщающего труда о живописи Алтая XX века.
В последнее время с развитием идеи глобализации, провозглашающей равенство всех традиций и тенденций всего многоликого мира, актуальность темы возросла. В контексте современной социокультурной ситуации очевидна необходимость сохранения и изучения специфики регионального искусства — источника творчества и гаранта культурного разнообразия.
Степень теоретической разработанности проблемы. Различные аспекты темы имеют разную степень научной разработанности.
Общие обзоры художественной жизни Алтая представлены в публикациях Т. М. Степанской, С. Д. Бортникова, Л. И. Снитко, Ю. А. Сорокина, Л. И. Леоновой, Г. К. Чумичева и др. В них освещена специфика и своеобразие каждого исторического этапа в истории культуры Алтая, в том числе 1960;1970;х годов, назван круг художниковпейзажистов, выделены ведущие темы пейзажа, обозначено место этого жанра в живописи края.
Творчеству первых художников Алтая Г. И. Гуркина, А. О. Никулина, Н. И. Чевалкова, чьи произведения заложили основу профессионального искусства в регионе и на десятилетия определили реалистическую ориентацию алтайской пейзажной живописи, посвящены исследования Г. А. Образцова, С. А. Стрельцова, Л. И. Снитко, В. Ф. Эдокова, И. К. Галкиной, В. В. Сазоновой, Е. И. Виноградовой и др. В работах этих авторов поднимается вопрос о характере местной художественной традиции, о ее источнике. Исследовательский интерес Т. М. Степанской направлен на рассмотрение традиции как формы функционирования преемственности в культуре Алтая.
Творчеству алтайских художников второй половины XX века Д. И. Кузнецову, В. А. Вагину, М. Я. Будкееву, Г. Ф. Борунову, Ф. С. Торхову, Н. П. Иванову, С. И. Чернову, М. Д. Ковешниковой, Л. Р. Цесюлевич,.
A.А.Югаткину, А. П. Фризену и др. посвящены публикации Л. И. Снитко,.
B.Ф. Эдокова, Т. М. Степанской, М. Ю. Шишина, Г. И. Прибыткова, Л. Н. Шаминой, B.C. Татаренко, Л. Г. Красноцветовой, Л. Н. Лихацкой и др. Рассматривая пейзаж в контексте биографии живописцев, называя этапные для творчества произведения, давая краткое их описание, авторы не ставят перед собой задачи выявить специфические особенности этого жанра в алтайском искусстве.
Образные тенденции алтайского пейзажа 1950;1970;х годов нашли отражение в статье Л. Г. Красноцветовой. Автор рассматривает их в динамике отношений человека и природы. Особенно важно обозначение двух линий развития алтайского искусства, двух его образных традиций, обращенным к двум природным ипостасям Алтая. По мысли Л. Г. Красноцветовой, это легендарный мир гор и жизнь степей. Однако такое понимание образной сущности алтайского пейзажа кажется нам не достаточно полным. Возникает вопрос и относительно определения второй образной линий, ибо природа равнинной части Алтая это не только степи.
Пейзаж в творчестве современных алтайских графиков явился предметом специального изучения М. Ю. Шишина. Используя биографический подход и метод стилистического анализа, автор рассматривает особенности творческого метода алтайских графиков в работе над пейзажем.
Проблема влияния природы и социокультурных факторов на становление характеров и мировоззренческих установок алтайских художников — в центре внимания Г. И. Прибыткова.
Каталоги персональных выставок алтайских пейзажистов 1960;1970;х годов, краевых и зональных художественных выставок составляли и разрабатывали: Л. И. Снитко (М.Д. Ковешникова и др.), В. Ф. Эдоков (М.Я. Будкеев и др.), Т. М. Степанская (А.А. Югаткин и др.), Л. Н. Шамина (А.Г. Вагин, 5 зональная выставка «Сибирь социалистическая» и др.), Л. Н. Лихацкая (А.П. Фризен и др.) и др. За период 1960;1990;х г. г. составителями каталогов и авторами публикаций об искусстве являются не только искусствоведы, музейные работники, но и художники Л. Р. Цесюлевич, Г. И. Прибытков, Н. П. Иванов, Ф. С. Торхов и др. Объяснение тому — отсутствие в регионе искусствоведческой школы. Однако с начала.
1990;х годов начинается активный процесс формирования искусствоведческой науки на Алтае. Свидетельство этому — первые искусствоведческие чтения, посвященные 60-летию алтайской краевой организации Союза художников России, содержащие доклады обобщающего характера, в том числе и о городском пейзаже.
В течение 1980;2002 г. г. алтайский пейзаж наряду с другими пластическими искусствами, архитектурой становится предметом изучения университетской науки. Т. М. Степанская вводит в учебные пособия по истории Алтайского края, краеведению, а также в энциклопедию Алтайского края и Барнаула материалы об алтайских пейзажистах и их роли в художественной жизни региона.
Анализ литературы по проблеме настоящего исследования показывает, что обобщающей работы о пейзажной живописи Алтая нет. Таким образом, алтайский пейзаж не получив должной теоретической разработки и всесторонне обоснованной оценки в отечественном искусствоведении, до сих пор не введен в общую картину пейзажной живописи не только России, но и Сибири.
Цель исследования: выявить специфику пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов и формы ее проявления в формировании живописной школы в регионе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность категории «пейзажная школа».
2. Охарактеризовать феномен пейзажных школ в искусстве России 1960;1970;х годов.
3. Проследить динамику и тенденции развития пейзажного жанра на Алтае в 1960 -1970;е годы.
4. Выявить предпосылки формирования пейзажной школы на Алтае и степень их реализации в 1960;1970;е годы.
5. Определить место алтайского пейзажа 1960;1970;х годов в истории отечественной пейзажной живописи.
Объект исследования: живопись Алтая второй половины XX века.
Предмет исследования: пейзаж и его роль в формировании живописной школы на Алтае.
Хронологические рамки исследования охватывают 1960;1970;е годы. Они основаны на сложившейся в искусствоведении схеме хронологического деления материала русского искусства XX века. В 19 601 970;е годы, когда в советском искусстве начинается постепенный рост и автономизация художественных центров во многих регионах России, происходят качественные перемены и в искусстве Алтая: приезд художников, окончивших профессиональные художественные учебные заведения, организационное укрепление Алтайского отделения «Союза художников России», количественный и качественный рост выставочной деятельности, улучшение материальной базы, открытие Новоалтайского художественного училища.
Территориальные рамки исследования: Алтайский край.
Методология и методы исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. Методологическая основа представлена всеобщими, общими и конкретно-научными методами и подходами изучения пейзажного жанра в искусстве. Всеобщие методы направляют на раскрытие сущности пейзажа с точки зрения эстетического осмысления природы человеком (А.В. Шлегель, Ф. В. Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель, И. О. Лосский, М. С. Каган, Т. В. Дадианова и др.). Специфику пейзажа как жанра станковой живописи соискатель постиг в процессе изучения материалов терминологических словарей и работ, посвященных историческому развитию жанровой системы русской живописи (Г.К. Вагнер, А.А. Федоров-Давыдов, Ф. С. Мальцева, К. Г. Богемская, В. Д. Леняшин, В. Н. Стасевич, Г. К. Черлинка, О. Р. Никулина, А. О. Ягодовская и др.). В трудах этих ученых рассматривается проблематика пейзажа, раскрываются типологические особенности русской пейзажной живописи на разных этапах исторического развития. На этой основе диссертант предлагает классификацию пейзажа. По сути, она открывает доступ к анализу пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов. В его основу положены также методологические разработки И. Г. Сапего, которые исходят из принципиального, методологического значения исследования «общего чувства предметности» у художника, так как оно «.выявляет сердцевину формообразующих отношений произведения, одинаково соотнесенных как с реальной действительностью, послужившей объектом изображения, так и с чисто художественным характером пластических взаимодействий в организации формы"1.
Анализ алтайского пейзажа проведен комплексной методикой. Ведущим является системный подход, который позволил рассмотреть алтайский пейзаж как целостное, динамичное, развивающееся явление. Исторический метод применен для характеристики историко-художественной ситуации на Алтае в 1960;1970;е годы. Принцип доминанты использован как способ исследования динамики пейзажа в системе жанров алтайской живописи и в художественной жизни региона. Типологический метод и метод стилистического анализа произведений искусства позволяет выделить индивидуальный круг специфических черт алтайского пейзажа. Этот круг образует свои группы связей. В них входит: 1) типология алтайского пейзажа 1960;1970;х годов в отношении к общим жанровым принципам советской пейзажной живописи, а также условия зрелости, традиционности, новаторства этой жанровой формы- 2) тематическая типология алтайского пейзажа в его отношении к общим тематическим параметрам художественной культуры 1960;1970;х годов, а также к существующей традиции тематических циклов на Алтае- 3) типология.
1 Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. -М, 1984. — С. 68. индивидуального отношения алтайских художников к реальной предметности в соотнесении к общим зрительным и эстетическим условностям современного художнику искусства.
Такой подход создает условия для выявления предпосылок формирования пейзажной школы в искусстве Алтая. В основу этого анализа положены: концепция Ю. А. Веденина о территориальных общностях искусства, положение Т. М. Степанской о признаках школы в искусстве, идеи В. Ф. Чиркова, В. Г. Рыженко о метафизике места. В настоящем исследовании эти концепции усиливают значение таких категорий как «место» и «пространство», так как они обладают «помимо материализованных инфраструктурных элементов свойствами, поэтизирующими и мифологизирующими восприятие человеком окружающего его пейзажа (ландшафта, вида) как частицы вполне конкретного места-пространства с присущим только ему набором признаков». Поэтому наиболее продуктивными оказались: 1) метод географической науки, позволяющий выявить влияние природной среды Алтая на процесс формообразования произведений искусства- 2) методы искусствоведения, такие как описание, сравнительный и стилистический анализ, связанные с выявлением признаков школы в структуре произведений пейзажной живописи Алтая.
Источники исследования. Основу исследования составляют разнообразные источники, систематизированные автором в тематическом и хронологическом порядке. Главными источниками являются: произведения пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов из фондов Государственного художественного музея Алтайского края, опубликованные в экспозициях разных лет, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, экспозиций картинной галереи и выставочного зала факультета искусств Алтайского Государственного университета, выставочного зала Алтайского отделения Союза художников России,.
2 Рыженко В. Г. Пейзаж в культурно-цивилизационном ландшафте современного города: его «местная» символика //Сибирский пейзаж: пространство мифов. — Омск, 2000. — С.28. художественных мастерских И. Е. Харина, М. Ф. Жеребцова, М. Я. Будкеева, Г. Ф. Борунова, Ф. С. Торхова, В. А. Зотеева, А. А. Югаткина, В. Ф. Добровольского, А. П. Фризена, В. Т. Федосова, Л. Р. Цесюлевича, а также каталоги художественных выставок, отчеты краевой организации «Союз художников России», материалы периодической печати за период 19 601 970;х гг. («Алтайская правда», «Молодежь Алтая», альманах «Алтай», центральных журналов: «Творчество», «Искусство», «Художник»), фотографии, личные дела, запись бесед с художниками. В процессе исследования по данной теме были изучены: фонды Центра хранения краевого архива Алтайского края, Алтайского отделения Союза художников России, личные архивы алтайских художников, фонды научных библиотек: Российской государственной библиотеки по искусству (Москва), научной библиотеки им. A.M. Горького Московского Государственного университета, Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (С.- Петербург), научной библиотеки Академии художеств России (С.- Петербург), Алтайской Государственной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова, библиотеки Алтайского Государственного университета, библиотеки государственного молодежного информационного центра (Барнаул).
Научная новизна работы:
1. Алтайский пейзаж исследован в теоретико-искусствоведческом аспекте на основе комплексной методики.
2. Динамика пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов рассмотрена в отношении к общим процессам социального развития в крае и процессам развития искусства советского пейзажа на этом этапе.
3. Выделены и проанализированы тенденции пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов.
4. Выявлена типология алтайского пейзажа 1960;1970;х годов и ее особенности.
5. Сформулированы объективные и субъективные предпосылки формирования пейзажной школы на Алтае и ее характерные черты.
6. Определено место алтайского пейзажа 1960;1970;х годов в истории отечественного искусства.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое значение для искусствоведов, историков культуры, поскольку позволяют лучше понять процесс развития не только пейзажной живописи, но и изобразительного искусства Алтая в целом.
Содержание диссертации и полученные результаты использованы в преподавании курсов «История отечественной пейзажной живописи», «Творческий метод в искусстве», «Методология и методы в искусстве», «Введение в искусствоведение», «Описание и анализ художественных памятников». Работа может быть полезна не только студентам, но и всем интересующимся проблемами изобразительного искусства Алтая XX века, а также занимающимся непосредственно искусством. Кроме того, результаты исследования легли в основу программы Барнаульского Центра этноэстетического развития дошкольников.
Апробация работы. Материал исследования обсуждался на заседаниях кафедры культурологии и истории искусства Алтайского Государственного университета.
Различные аспекты исследуемой темы освещались автором на всероссийских, республиканских, региональных научных конференциях: научно-практическая конференция «Методика работы с одаренными детьми» (Барнаул, 1999 г., АГУ) — научно-практическая конференция «Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 1999 г., АГУ) — научно-практическая конференция «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (Барнаул, 2000 г., АГУ) — научно-методическая конференция.
Гуманитарное образование высшей школы: вызовы и ответы" (Барнаул, 2000 г., АТУ) — научно-практическая конференция «60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России» (Барнаул, 2001 г., выставочный зал КСХА) — научно-методическая конференция «Школа — Вуз: проблема преемственности» (Барнаул, 2001 г., АГУ) — научно-практическая конференция «Бородавкинские чтения» (Барнаул, 2001 г., АГУ).
Основные положения данного исследования отражены в научных публикациях, в творческой экспериментальной деятельности Барнаульского Центра эстетического воспитания дошкольников «Веселинка» (в городском конкурсе педагогических проектов «Золотое перо» (1999 г.) мною была получена премия за оригинальность альтернативной концепции эстетического воспитания дошкольников), в лекциях и семинарских занятиях со студентами Алтайского государственного университета.
Заключение
.
Анализ развития пейзажной живописи Алтая на протяжении 19 601 970;х годов выявляет нарастающее усложнение художественного процесса. Это усложнение проявляется уже на рубеже 1950;1960;х годов в образно-пластической системе живописи представителей нового тогда поколения алтайских художников. Но это были лишь первые признаки поиска той самобытной формально-содержательной и образной структуры произведений искусства, которые последовали позже и проявились в формировании предпосылок пейзажной школы на Алтае.
Чтобы понять сущность этих процессов, автор диссертации исследовал, прежде всего, исходные теоретические понятия, связанные с категорией «пейзажная школа». Если выводить их из общей классификации, то пейзажная школа представляет собой разновидность живописной школы. Ее место в системе художественных школ определяется специфическими чертами пейзажа как жанра станковой живописи.
Пейзаж — это жанр станковой живописи, в котором главный предмет изображения естественная или преобразованная человеком природа. Как способ постижения реальности он состоит из органического слияния чувственного и интеллектуального начал и проявляется, соответственно, как единство, с одной стороны, настроения и чувства, а с другой стороны, знания и опыта, находя свое выражение в этюде, этюд-картине, пейзаже-картине. При этом пейзаж может представлять собой портрет какого-либо ландшафта, акцентировать состояние природы по времени года и суток, выражать через определенный мотив природы человеческое настроение, размышление. Пейзажный жанр самым непосредственным образом связан с глубинными характеристиками человеческой личности и потому отражает место личности в определенной эпохе и в вечности природного бытия.
Пейзажная школа как исторически сложившаяся устойчивая общность художников-пейзажистов, формируется на базе единой территории, социально-экономической и культурной жизни и проявляется в близости мировоззрения, творческого метода и стиля. Как категория историко-художественного процесса «пейзажная школа», локализуясь во времени и пространстве по хронологическому, территориальному и географическому принципу, находит свое яркое выражение в национальном и региональном искусстве.
Феномен пейзажных школ в искусстве России 1960;1970;х годов (Владимир, Уфа, Москва, Поволжье, Дальний восток, Сибирь) является закономерным. Он отражает изменения, происходящие в отношении человека к природе, к внешнему миру вообще. Кроме того, он связан с попыткой найти и выразить себя через развитие своего самобытного стиля в искусстве. При решении этих задач художники обратились к изображению природы. В исторической ретроспекции общность стилей и устремлений пейзажных школ оказывается не всегда устойчивой. И все же пейзажные школы 1960;1970;х годов стали предвестием грядущих перемен в отечественном искусстве, а именно: обращение к художественным традициям своего региона и развитие на этой основе самобытного живописного стиля.
Исследование динамики и тенденций пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов выявляет не просто широкую распространенность, но доминирование пейзажа в системе алтайской живописи. Тематическое многообразие является имманентным признаком этого жанра. В типологии развитие получают пейзаж «чистой природы» и пейзаж «второй среды». По традиции доминирующей является тема Горного Алтая. В пейзаже «второй среды» превалирует индустриальная тема и тема старого города. В эти годы формируется тип целинного и мемориального пейзажа. В структуре произведений пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов четко прослеживается определенная система создания художественных образов. Она проявляется как в содержательном, так и в формообразующем аспектах. В ее основе лежит два принципа — реализм как метод познания и отражения жизни и красота как конечная цель изображения. Причем, красота в концепции алтайских художников обладает общими признаками, характеризующими не только форму, но и содержание. В живописи развиваются в основном две линии: во-первых, пленэрная (тональная), связанная с творчеством основоположников алтайского изобразительного искусства и основывающаяся на русской живописной традиции, восходящей через Г. И. Гуркина к И. И. Шишкину, И. И. Левитану, а через А. О. Никулина к К. Коровину, П. А. Петровичеву, то есть к тем русским живописцам, которые большое значение придавали работе с натурыво-вторых, живописно-структурная (декоративная), отталкивающаяся с одной стороныот традиций русского сезаннизма, а с другой — от традиций национального искусства. Поэтика природной красоты определяет главенствующее место лирического пейзажа.
Общим результатом развития пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов является появление в формально-содержательной и образной структуре алтайского пейзажа черт, характерных для категории «пейзажная школа». Они проявляются в общности тем и мотивов природы, в стабильности композиционных схем, общности колористических и фактурных разработок, наличием фактов освоения природы в разнообразных техниках, органичной ролью пейзажа в сюжетно-тематической картине, портрете, натюрморте, в поэтической интерпретации художественного образа природы.
Итак, проблема пейзажного жанра в алтайском искусстве 1960;1970;х годов есть, по существу, проблема поисков искусством выхода к созданию самобытной живописной школы в регионе. Алтайские живописцы связали ее решение с реалистическим отражением природной среды, имеющей географическую определенность и вызывающей при контакте с ней специфические переживания. Этому процессу благоприятствовали следующие факторы: природа Алтая с ее гармонической сбалансированностью, с ее постоянной изменчивостью, уникальность архитектурных видов сибирских городов, своеобразие природы сельских комплексов и деревень, особенности «второй среды», созданной человеком, а также комплекс социокультурных факторов, среди которых ведущее место принадлежит творческому коллективу алтайских художников 1960;1970;х годов и устойчивой пейзажной традиции.
В 1960;1970;е годы на Алтае формируется специфическая художественная среда, характеризующаяся деятельностью трех категорий художников, имеющих различное отношение к местной традиции. Первую категорию составляют алтайские художники, без профессионального образования, но прошедшие обучение в художественных студиях края (М.Я. Будкеев, В. П. Марченко, А.П. Фризен). Ко второй категории молено отнести воспитанников Петербургской Академии художеств (Г.Ф. Борунов, В.Я. Курзин), Московского художественного института им. В. И. Сурикова (Н.П. Иванов), Харьковского государственного художественного инститтута (С.И. Чернов), Дальневосточного института искусств (А.П. Ботев, Ю.Е. Бралгин), художественных училищ Ленинграда (В.Ф. Добровольский), Урала (В.А. Зотеев), Алма-Аты (М.Ф. Жеребцов, П.Д. Джура), Ташкента (Ф.С. Торхов), Иркутска (В.Т. Федосов) и др., работающих на Алтае и привносящих новые художественно-пластические средства и эстетические взгляды русской школы живописи. Третью категорию составляют мастера прибалтийской национальной школы, творчество которых соприкасалось с местной традицией (Л.Р. Цесюлевич, И.Р. Рудзите). Деятельностью этих трех категорий художников 1960;1970;х годов, очевидно, и следует определять главные предпосылки становления самобытной алтайской пейзажной школы, которая приобретает окончательно сформировавшиеся черты в конце XX века.
Таким образом, произведения пейзажной живописи Алтая 1960;1970;х годов — важное звено отечественного искусства. Алтайские художники этих лет вывели жанр пейзажа на новые пути, став творцами актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства. Их мировоззренческая определенность, ясность представлений о целях и задачах художественного творчества воплотились именно в пейзажном творчестве и составили своеобразную летопись, рассказавшую о времени опосредовано, через лирическое переживание природы. Каждый живописец в своей теме достиг особых вершин мастерства, обогатив как художественную культуру Алтая, так и отечественное искусство.
Стремление к обретению собственного стиля в отечественном искусстве существует в искусстве региона на протяжении второй половины XX века. Природные и социокультурные факторы позволили пейзажу остаться ведущим в системе алтайской живописи этих лет, создать устойчивую и зрелую традицию. Поэтому представляется перспективным дальнейшее исследование специфики пейзажного жанра и формы ее проявления в искусстве Алтая второй половины XX века.
Список литературы
- Актуальные вопросы современного искусствознания. М.: Советский художник, 1983. -292с.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь /Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-735с.
- Атлас Алтайского края. Т.1. М., 1984. — 222с.
- Барабаш Ю. Комплексное изучение искусства//Актуальные вопросы современного искусствознания. М.: Советский художник, 1983. — С.65−68.
- Бовтун B.C. Культура и искусство Сибири (1970−1990). Барнаул: АГИИК, 1996. — 195с.
- Богемская К.Г. Пейзаж: страницы истории. М.: Галактика, 1992. — 231с.
- Богемская Г. К. Развитие жанров в советской живописи. М.: Советский художник, 1983. — 124с.
- Бортников С.Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (19 611 985). Барнаул: АГИИК, 1999. — 205с.
- Бортников С.Д. Художественная интеллигенция Сибири (1960−1980). Автореф. док. культур, наук: /Кемеровский гос. ин-т культуры. Барнаул: АГИИК, 2001. -50с.
- Ю.Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1979. — 267с.
- П.Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — 224с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. СПб.: Мифрил, 1994. -341с.
- Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.: Сварог и К., 2000. — 230с.
- Виннер А.В. Как работать над пейзажем масляными красками. М.: Сварог и К., 2000. — 131с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 213с.
- Владимирские пейзажисты: Альбом/Авт. сост. О.Воронова. — М.: Советский художник, 1987. — 207с.
- Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь по изобразительному искусству. В 8 т. СПб.: Лита, 2000.
- Власов В.Г. Стили в искусстве (Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). СПб.: Лита, 1998. — 732с.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989. -250с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М.: МГУ, 1976. -259с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1995.
- Гавриличенко С. Свет русской культуры: о традициях русской пейзажной живописи //Художник. 1994. -№ 2. — С. 18−19.
- Галич А. Опыт науки изящного //Мастера искусства об искусстве. Т.З. /Под ред. А.А. Федорова-Давыдова. М.: Искусство, 1969.
- Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. Т.1.- М.: Искусство, 1968. -210с.
- География искусства: Сб. ст. /Отв. ред. Ю. А. Веденин. М.: РННИ культурного и природного наследия, 1999. — 431с.
- Герчук Ю. Искусство «оттепели» //Вопросы искусствознания У111 (1/96). -М., 1996. -с.49−54.
- Герчук Ю. Искусство «оттепели» (продолжение) //Вопросы искусствознания (1/97). М., 1997. С. 126−130.
- Глезер А.Д. Современное русское искусство. М.: Третья волна, 1993. -528с.
- Голмшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. — 295с.
- Город и искусство: субъекты социокультурного диалога /Сост. Т. В. Степунина. М.: Наука, 1996. — 286с.
- Дадианова Т.В. Пластичность и живописность как выразительные характеристики природы и основа национальной культуры //Социалистическая культура: Социальное и национальное. Алма-Ата, 1990.-С.143−145.
- Дадианова Т.В. Выразительные характеристики природы // Проблемы культуры и образования. Архангельск: АОИПУ, 1991. — С.58−60.
- Дадианова Т.В. Пластичность и живописность как категории эстетики. Автореф. дис. доктор, филос. наук: /Мое. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 1997.-43с.
- Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи ХУ-ХХ вв. М.: РГГУ, 1999. — 67с.
- Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000. — 223с.
- Демин И.Л. Художественная жизнь России 70−80 гг. М.: Альфа и Омега, 1992.- 125с.
- Золотарев Д.Е. Городской пейзаж в творчестве барнаульских художников XX века //60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения /Под ред. Т. М. Степанской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 11−15.
- Изобразительное искусство Алтая. Сб. очерков. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — 104с.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Советский художник, 1989. — 321с.
- Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — 128с.
- Искусство и научно-технический прогресс. М.: Советский художник, 1973.
- Искусство XX века. Итоги столетия /Ред. Г. В. Вилинбахов. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. — 346с.
- Искусство Сибири и дальнего Востока. Альбом. /Авт. текста и сост. Т. А. Нордштейн.-J1.: Художник, 1984.
- Искусство советского времени: в поисках нового понимания. М.: Элис Лак, 1993. -256с.
- Исследования городской среды: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГАСА, 1997. — 140с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 236с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука: Универ. курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. -224с.
- Каменский Ю. А О смысле художественной традиции //Критерии и суждения в искусствознании. М.: Советский художник, 1986. — С.220 -226.
- Кириченко Е.И. Русский стиль: поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХУ111-ХХ вв. М.: Галарт, 1997. -430с.
- Красноцветова Л.Г. Современная алтайская живопись // Искусство алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: алт.
- Кн. Изд-во, 1989. -С.79−104.г
- Леняшин В. Жанровая система как проблема искусствознания //Художник, 1977. -№ 10.
- Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Наука, 1983. — 300с.
- Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1999. — 190с.
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев.: Collegium: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. — 285с.
- Лосский И.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс-традиция, 1998. — 413с.
- Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. М.: Галактика, 1999. — 234с.
- Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения) //Вопросы изобразительного искусства. Вып. 1. 1954. С. 15−19.
- Манин B.C. Еще раз о жанре //Творчество. 1980. — № 5.
- Манин B.C. О некоторых типологических особенностях советского искусства конца 50-х начала 70-х годов //Советское искусствознание, 1979. Вып. 2. — М.: Советский художник, 1980. — С.41−57.
- Манин B.C. Жанры изобразительного искусства в свете их сущности //Советское искусствознание. Вып. 20. М.: Советский художник, 1986.
- Маца И. Форма и ее теория //Творчество. 1967. — № 4.
- Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. — 344с.
- Михайлов А.В. О методе в искусстве //Современное искусствознание: методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — С.35−41.
- Мириманов В.Б. Изображение и стиль. Специфика постмодерна. Стилистика 1950−1990-х гг. М.: РГГУ, 1998. — 70с.
- Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 1960—1980-х годов. М.: Советский художник, 1989. — 256с.
- Мочалов J1.B. Жанры: прошлое, настоящее и. //Творчество. 1980. — № 5.
- Мочалов J1.B. Развитие жанров в советской живописи. JL: Художник, 1979. — 320с.
- Новикова Е. А.Д. Малышев. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2002.- 45с.
- Никулина О.Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современного пейзажа. М.: Советский художник, 1982. — 175с.
- Образ Родины. Живопись мастеров Российской Федерации 1960−1980 rr. Tl, 2. /Авт. текста В. А. Леняшин, сост. Е. В. Можуховская. Л.: Художник, 1982. -Т.1.-240 е., Т.2. — 202с.
- Образцов Г.А. Г.И. Гуркин алтайский художник-пейзажист. — Горно-Алтайск, 1958. — 59с.
- Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. — 191с.
- Павлов П.А. Разбитие образно-пластической структуры современной советской живописи, конец 1950 1970-е годы. М.: Наука, 1989. — 204с.
- Пацюков В. Зрение сумерек и тихого света /о 60-х годах / //Декоративное искусство. 1991. -№ 7. с. 14−17.
- Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. — 134с.
- Плетнева Г. В. Движение жанра //Творчество. 1979. — № 12.
- Повод к пейзажу: К. Бритов, Н. Бритова. Владимир: Б. и., 1999. — 63с.
- Преловский Р. Живой свет//Слово. 1993. — №¾.
- Прибытков Г.И. Г.И. Гуркин и современники. Бийск: НИЦ БиГПИ. -1991.- 123с.
- Прибыков Г. И. Чорос-Гуркин. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 187 с.
- Прибытков Г. И. Реки нашего детства. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 150 с.
- Празерский Е. Эстетическое осмысление природы. М.: Тривола, 2000. -231 с.
- Проблемы композиции: Сб. статей /Сост. В. В. Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 2000. — 290с.
- Проблемы провинциальной художественной культуры: Мат-лы всерос. науч.- практ. конф. 13−14 июня 1998 г., Курск. Курск: Изд-во КГПУ, 1998. -211с.
- Разаков В.Х. Художественная культура XX века. Типологический контур. Волгоград: Изд-во Волгогр. Гос. ун-та, 1999. — 432с.
- Региональные особенности социокультурных процессов. Кемерово, 1992. — 135с.
- Рудский Природные предпосылки создания особо охраняемых объектов в Горном Алтае //Алтай-Космос Микрокосм. Пути духовного и экологического преобразования планеты. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1994.-С. 45−46.
- Русский город. Историко-методологический сборник. М.: МГУ, 1976. -296с.I
- Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.-304с.
- Сарабьянов В. А Русская живописная школа. Традиции, новаторство. М.: Искусствознание, 1996. — 221с.
- Сарабьянов В. А Русская живопись XIX века среди европейских школ. -М.: Советский художник, 1980. 261с.
- Сарбьянов В. А Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998. -431с.
- Сибирский пейзаж: пространство мифов: Сб. мат. Науч. прак. семинара -выставки (15−17 февраля 2000 г., Омск). — Омск: Б. И., 2000. — 100с.
- Смирнов Г. П. Рисунок и живопись пейзажа. М.: Советский художник, 1973.- 53с.
- Снитко Л.И. А.О. Никулин: Очерк жизни и творчества. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1969. — 64с.
- Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л.: Художник РСФСР, 1983. -155с.
- Советское изобразительное искусство и архитектура 60−70-х годов. М.: Советский художник, 1979. -120с.
- Современный словарь-справочник по искусству /Науч. ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. -М.: Изд-во ACT, 1999.
- Сопоцинский О. И. Образ Родины. Пейзаж в русской советской живописи. Л.: Художник, 1968. 153с.
- Сорокин Ю. Живописное обозрение. Картины прошлого. Взгляд в будущее //Алтай. 1995. -№ 6.
- Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 176с.
- Степанская Т.М. Традиции в историко-архитектурном наследии Алтая //Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина /Под ред. Ю. Ф. Кирюшина, В. А. Скубневского. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. — С.324−327.
- Степанская Т.М. Три этюда о Барнауле. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1976.
- Степанская Т.М. Экспозиция. Типы экспозиций //Учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «Искусство» (521 800). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. — С.26−30.
- Степанская Т.М. Творческие союзы в современных условиях //60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения /Под ред. Т. М. Степанской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С.3−6.
- Степанская Т.М. Художественная жизнь Алтая в послевоенный период //Очерки истории Алтайского края /Под. ред. А. П. Бородавкина, 1987. -С.428−431.
- Степанян Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: ЭКСМО -Пресс, 1999. — 416с.
- Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. JL: Художник, 1966. — 53с.
- Стерлигов А. Пейзаж в русской живописи. Альбом. М.: Советский художник, 1972.
- Сысоев В.П. Искусство молодых художников. Альбом. М.: Советский художник, 1980. — 12с., 42 ил.
- Тасалов В. Эстетика техницизма. М.: Наука, 1960. — 154 с.
- Тенденции социокультурного развития России, 1960−1990-е годы. М.: Наука, 1996. — 507с.
- Торшина J1.E. Искусство XX века: направления и мастера. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. — 43с.
- Тульчинский Г. Л. Факторы динамики художественной культуры //Советское искусствознание, 83. Вып. 2. М.: Советский художник, 1983.
- Успенский Б. А. Композиция. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Советский художник, 1970. -100с.
- Урванов И. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах //Мастера искусства об искусстве. Т.6. /Под ред. А.А. Федорова-Давыдова. М.: Искусство, 1969, с.117−1132.
- Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж. М.: Советский художник, 1958.- 118с.
- Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж ХУ111-начала XX века: история, проблемы, художники. М.: Советский художник, 1986. — 235с.
- Художественная жизнь современного общества (В 4 т.). Т. 3: Искусство в контексте социальной экономики / А. Рубинштейн, Ю. Фохт-Бабушкин, Е. Костина. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. — 351с.
- Художник и философия цвета в искусстве. СПб.: ГЭ, 1997. — 100с.
- Художники Алтая: живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально-декорационное и прикладное искусство. Альбом. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. — 180с.
- Художники Алтая XX века. Альбом /Авт.- сост. Л. И. Леонова. Барнаул: ОАО Алтайский Полиграфический комбинат, 2001. — 296с.
- Черлинка Г. К. Пейзаж в советской живописи. М.: Знание, 1984. — 56с. 129. Чирков М. Ф. Метафизика места. — Омск, 2002. — 98с.
- Шамина Л.Н. А.Г. Вагин. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1984. — 87с.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Наука, 1971.- 234с.
- Шлегель А. Эстетика. Т.2. М.: Наука, 1984. — 78с.
- Шишин М.Ю. Пейзаж в творчестве современных алтайских художников //Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1989. — С.104−121.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. — 303с. 135. Эдоков В. И. Г. И. Гуркин: Очерк о жизни и творчестве. — Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1967. 117с. 136. Эдоков В. И. Н. И. Чевалков Очерк о жизни и творчестве. — Горно
- Эдоков В.И. Становление и развитие профессионального искусства Горного Алтая (1907−1994 гг.). Горно-Алтайск, 1995. — 250с.
- Эдоков В.И. Мелодии любимого Алтая /Художник Э. В. Бабрашев. -Горно-Алтайск, 1995. 110с.
- Энциклопедия Барнаула. Барнаул, 2000. — 235с.
- Эстетика природы. М.: Тривола, 1994. 138с.
- Эстетика. Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. -431с.
- Ягодовская А.О. О пейзаже. М.: Советский художник, 1963. — 72с.
- Произведения пейзажной живописи Алтая 1960−1970-х годов Фонд ГХМАК Борунов Г. Ф. (1928)
- Хозяева земли. 1960. М., х. 145,5X262. Справа внизу синим: Г. Борунов. Вариант дипломной работы. Пост, в 1964 от автора. Ж-420.
- Бывший демидовский сереброплавильный завод в Павловске. 1969. М., х 46X58. Справа внизу: Г. Борунов 69. Пост, в 1978 от автора. ПФ-285.
- Барнаул. Улица Ползунова. 1971. М., х. 39,6X50,2. Справа внизу красным: Г. Борунов 71. Пост, в 1974 от автора. Ж-731.
- Деревенька Рогозиха.1972. М., двп. 35X62. Справа внизу красным: Г. Борунов 72. Пост, в 1974 от автора. Ж-746.1. Ботев А. Щ1948−1992)
- Старый дом. 1972. М., х. 63X65. Пост, в 1979 от автора. Ж-823. Будкеев М. Я. (1929)
- Алтай. Выпал снег. 1957. М.бх. 44X60. Пост, в 1960 от автора. Ж-304.
- Кош-Агач.1969. М., Х.56Х120. Слева внизу коричневым: М. Будкеев 69. Пост, в 1972 от УК. Ж-674.
- Старый Барнаул. 1970. М., х. 75X123. Пост, в 1973 от автора. Ж-685.
- У горы Синюхи. 1970. М., к. 100X120. Справа внизу синим: М.Будкеев. Пост, в 1071 от автора. Ж-677.
- У вечных снегов. 1970. М., Х.76Х123. Справа внизу синим: М. Будкеев. Пост, в 1973 от УК. Ж-698.
- Чуйский тракту Яломана. 1971. М., к. 39, Х49, 5. Пост, в 1973 от автора. Ж-695.
- Дом на улице Чехова. 1972. М., х. 115X87. Пост, в 1973 от автора. Ж-687.
- К вершинам Актру. 1977. М., двп. 124X160. Справа внизу: М. Будкеев 77. Пост, в 1978 от УК. ПФ-247.
- Жеребцов Михаил Федорович (1927−2000)
- Март. 1976. М., х. 78X91. Слева внизу. Жеребцов М. 1976. Пост. В 1976 от автора. Ж-776.1. Зотеев В. А. (1924).160.0зеро Верхне-Мультинское. 1974. М., к. 80X95. Пост в 1974 от автора
- Пасека в Колывани. 1975. М., х 60,5X70. Пост в 1975 от автора. Ж-926. Иванов Н. Щ1923-)
- Хмурится. 1961. М., х. 50X50. Пост. В 1961 от автора. Ж-345.
- Алтайское лето (вариант) 1965. М., х. 200X171, Справа внизу белым: Иванов. Пост. В 1965 от УК. Ж-439.
- Старый город. 1968. М., к 32X44. Пост. В 1978 от автора. Ж-787. Рудзите И. Р. (1937).
- Весна. 1972. Темп., х 126X142. Пост. В 1973 от УК. Ж-717.
- Уймонская мастерица бабушка Агашевна. 1974. Тем., х 129X122. Пост, в 1978 от автора. Ж-791.1. Торхов Ф. С. (1930)
- Таймень-озеро. 1967. М., х. 80X100. Пост. В 1967 от автора. Ж-513.
- Когда цветут огоньки. 1969. ML, двп. 94X120. Справа внизу коричневым: Ф. Торхов, 1969. Пост. В 1973 от автора. Ж-715.
- Серия по «Кулундинскому каналу». 1975. Пост. С 1979 по 1981 гг. от УК. ПФ-270, ПФ-269, Ж-923.1. Федосов В. Т. (1939)
- Тишина. 1972. М., х. 44X46. Справа внизу: Федосов 72. Пост. В 1981 от автора. ПФ-362.
- Осень. 1976.м., х. 35X49,5. Справа внизу желтым: В.Федосов. Пост. В 1982 от B.C. Серебряного. Ж-973.
- Ритмы Коксохима. 1978.М., к. 56,7X80. Пост. В 1979 от УК. ПФ-281.
- Обь. Этюд. 1980.м., х. 50X69. Справа внизу синим: Федосов. Пост. В 1982 от УК. Ж-965.1. Цесюлевич Л. Р. (1937)
- Ратушная площадь. Рига. 1970.М., х. 65X70. Слева внизу фиолетовым:
- J1. Цесюлевич. Пост. В 1972 от автора. Ж-638.
- Терема. 1978. М., х. 89,5X97. Внизу справа коричневы: Л. Цесюлевич
- Пост. В 1981 от УК. Ж-920.
- Октябрьская площадь. Декабрь. 1978. М., х. 79X79. Внизу справакоричневым: ./7. Цесюлевич 78. Пост. В 1981 от УК. Ж-921.1. Чернов С. И. (1924)
- Алтайское высокогорье. 1967. М., х 106X146. Пост. В 1967 от автора. Ж-512.
- Акташ. 1969.М., х 152 182. Пост. В 1978 от УК. ПФ-68.
- Предрассветный час. 1980. М., х. 50X105, 5. Справа внизу коричневым: С. Чернов. Пост. В 1982 от автора. Ж-977.
- Чернов С.И., Добровольский В.Ф Серия «Обь целинная». Пост, в 1965 от УК. Ж-467, Ж-456, Ж-458, Ж
- Зотеев В.А. Серия этюдов. Пост, в 1988 от автора.
- Фонд картинной галереи Алтайского Государственного университета Борунов Геннадий Федорович (1928)
- Шелаболиха. 1966. М., х. Пост. В 1972 от автора. М. Д. Ковешникова (1926)
- К обеду комбайнеров. X, м. 1974. Пост, в 1972 от автора. Ф. С. Торхов (1930)
- Песня чабана. Х., т. 1972. Пост, в 1972 от автора. Художественные мастерские:1. Г. Ф. Борунов (1928)
- Над Обью. Колыбельная. X., м. 120X100
- Этюды Павловска. Х., м.50Х70, 35Х 75. М. Я. Будкеев (1922)
- Этюды Пскова. К., м. 30X50. 1960-е годы.
- Эскизы к картинам «У горы Синюхи"(1970), «У вечных снегов» (1970) Ф. С. Торхов (1930)
- Серия «По Кулундинскому каналу"(этюды, эскизы).190. Коксохим. К., м.1980.
- Серия «По Монгольскому Алтаю» (этюды, эскизы) Зотеев В.А.
- Обь. Х., м.(1958−2000) В. Ф. Добровольский (1929−2002)
- Горный Алтай. Май. Х., м.1961.
- Старый Барнаул. Х., м. 1965.
- Этюды Борисоглебска, Старой Ладоги.1. Фризен А. П. (1929)
- Эскизы, этюды Рубцовска 1970-х годов. Центр хранения краевого фонда Алтайского края
- Фонд Р-1445. Отдел по делам искусств исполнительного комитета Алтайского края.
- Фонд Р-1265. Алтайский краевой музей изобразительных искусств управления культуры. 1954−1970гг.
- Фонд П-9557. Первичная партийная организация художников Алтая. Д. 38.200.Фонд Р-1744. Вагин А.Г.
- Фонд Р-1412. Добровольский В.Ф.202.Фонд Р-1413 Иванов Н.П.203.Фонд Р-1740 Кабанов Ю.Б.204.Фонд Р-1585 Снитко Л.И.
- Фонд Р-1667 Степанская Т.М.
- Голубые дороги Родины. Каталог. Москва, 1971.
- Сибирь социалистическая 1. Каталог, — Новосибирск, 1964.
- Сибирь социалистическая 2. Каталог. — Тюмень, 1965.
- Сибирь социалистическая 3. Каталог. — Омск, 1967.
- Сибирь социалистическая 4. Каталог. — Красноярск, 1969.
- Сибирь социалистическая 5. Каталог. — Барнаул, 1980.
- Краевая художественная выставка, 8. Каталог-Барнаул, 1952.
- Краевая художественная выставка, 9. Каталог. Барнаул, 1955.
- Краевая художественная выставка, 10. Каталог. Барнаул, 1954.
- Краевая художественная выставка, 11. Каталог. Барнаул, 1957.
- Краевая художественная выставка, 12. Каталог. Барнаул, 1959.
- Краевая художественная выставка, 19. Каталог. Барнаул, 1974. Фонды Государственной научной библиотеки имени В. Я. Шишкова. Отдел краеведения.
- Краевая художественная выставка, 13 Каталог. Барнаул, 1961.
- Краевая художественная выставка, 14. Каталог. -Барнаул, 1966.
- Краевая художественная выставка, 15. Каталог. Барнаул, 1967.
- Краевая художественная выставка, 16. Каталог. Барнаул, 1969.
- Краевая художественная выставка, 17. Каталог. Барнаул, 1970.
- Краевая художественная выставка, 18. Каталог. Барнаул, 1973.
- Краевая художественная выставка, 20 Каталог. Барнаул, 1975.
- Краевая художественная выставка, 21 «По старым городам Советского Союза». Каталог. Барнаул, 1976.22 722 краевая художественная выставка. Каталог. Барнаул, 1977.22 823 краевая художественная выставка. Каталог. Барнаул, 1978.
- Каталоги персональных художественных выставок алтайских художников: Г. Ф. Борунова, М. Я. Будкеева, А. А. Вагина, В. Ф. Добровольского, М. Ф. Жеребцова, В. А. Зотеева, Ф. С. Торхова, А. П. Фризена, JT.P. Цесюлевича, А. А. Югаткина.
- Алтайская правда. -1949. 16 августа.
- Алтайская правда. 1952. — 16 января.232.Искусство. 1955. -№ 3.
- Алтайская правда. 1961. -25 ноября.
- Молодежь Алтая. 1961.-22 октября.
- Алтайская правда. 1966. — 23 апреля.
- Алтайская правда. 1967. — 16 декабря.
- Алтайская правда. 1970. — 30 апреля.
- Алтайская правда. 1971. — 17 апреля.
- Молодежь Алтая. 1971. — 30 марта.
- Алтай. 1972. — № 4 (63) — С. 58−59.
- Художник. 1976. — № 8 — С. 64.
- Молодежь Алтая. 1976. — 31 марта.
- Алтайская правда. 1976. — 27 февраля.
- Алтайская правда. 1977. — 13 ноября.
- Молодела, Алтая. 1978. — 17 ноября.
- Алтайская правда. 1978. — 1 ноября.
- Алтайская правда. 1978. — 19 ноября.
- Молодежь Алтая. 1981 — 11 февраля.