Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков (на материале певческой рукописной книги «Обиход»)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение мелодических средств «подчеркивания» слова яв— пяется, на наш взгляд, основным приемом, с помощью которого осуществляется образно-смысловое взаимодействие слова и напева. Примеры, рассматриваемые в диссертации свидетельствуют о том, что традиции закрепления мелодических оборотов за «этикетными» формулами текста, общими ситуативными моментами текста или за песнопениями одного… Читать ещё >

Содержание

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТЕКСТА И НАПЕВА В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ ПО СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ И В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. Вопросы соотношения слова и музыки в первоисточниках по средневековой культуре
    • 2. Проблема соотношения слова и напева древнерусских песнопений в научной литературе
  • ГЛАВА II. ПЕВЧЕСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА ОБИХОД" (ИСТОРИЯ НОРМИРОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ ДИГОЛОШ}

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ВЗАЗДДйЙГВИЯ СЛОВА И МУЗЫКИ В ДРЕВНЕРУССКИХ ОБИХОДНЫХ ПЕСНОПЕНИЯХ ХУ1-ХУП веков.72fc 1. Основные типы распевания текста в древнерусских песнопениях .72fc 2. Взаимодействие элементов структуры текста и напева в песнопении.. «78

§ 3. Взаимодействие структуры текста и напева в древнерусских песнопениях.92

§ 4. Образ но-смыслоше связи слова и музыки в древнерусских песнопениях .114

Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков (на материале певческой рукописной книги «Обиход») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этом — научная актуальность изучения проблемы взаимодействия слова и музыки в древнерусской монодии.

— 5.

Исследование проблемы взаимодействия текста и напева имеет большое практическое значение,. Знание закономерностей этого взаимодействия необходимо исполнителям для верной интерпретации древнерусских музыкальных произведений, музыковедам — для изучения форм, жанров, стиля как древнерусского певческого искусства, так и русской музыки ХУШ-ХХ веков" Материалы диссертации могут быть включены в вузовские курсы истории русской музыки, использованы при работе с рукописным материалом.

При исследовании взаимодействия слова и напева в древнерусских песнопениях, как и при рассмотрении этой проблемы в вокально-хоровой музыке других стилей, выделяются три основных уровня ее изучения:

1) композиционный (соотношение структурных элементов текста и напева, связь текстовой и музыкальной композиции—.

2) образно-смысловой уровень (исследование степени и типа художественного соответствия слова и музыки);

3) уровень изучения выразительных средств слова и музыки связь речевой и музыкальной интонации, проблемы вокальной де3 кламации и типов вокальной мелодики- .

Однако на каждом из этих уровней возникает круг самостоятельных вопросов, свойственных только древнерусским песнопениям.

На уровне композиционного изучения песнопений выделяются вопросы эволюции во взаимодействии слова и музыки, определения стабильных и мобильных моментов в соотношении их структур. Происхождением древнерусских песнопений обусловлено появление проблемы связи структур греческих и славянских песнопений.

При изучении образно-смыслового уровня соотношения текста и напева основным вопросом является определение музыкальных средств, применяемых распевщиками для раскрытия образно-смыслового содержания текста, что вызвано отсутствием в древнерусской монодии привычных дпя слушателей XX века средств обобщения образ ноэмоционально го строя песнопения (прежде всего централизованного лада, ясно выраженного наклонения, вторичных жанровых признаков-.

Круг вопросов, связанных с изучением выразительных средств в древнерусских песнопениях также отличается рядом особенностей. Центральная для исследователей других Еокальных стилей проблема связи речевой и музыкальной интонации пока не ставилась исследователями древнерусской музыки. Сама постановка этой проблемы по отношению к древнерусским песнопениям, по-видимому, должна быть ограничена временными и жанровыми рамками, 0 претворении речевой ораторской интонации в древнерусской монодии, на наш взгляд, можно говорить только относительно древнейших песнопений псалмодического типа, мелодика которых выросла из выразительного произнесения текста и отразила как ритмическую сторону текста (темп, акцентность), так и ее звуковысотную сторону (ровность мелодического движения, совпадение мелодического рельефа с речевым диапазоном-. В песнопениях с развитой мелодикой, более свободной от текста, связь напева с речевой интонацией, го-вццимому, отсутствует. Проникновению речевой интонации в мелодику этих песнопений препятствует прежде. всего сам тип композиционной техники песнопений, основанный на последовательности различных комбинаций мелодических формул" при которой одной и той же мелодической формулой мог распеваться текст различного содержания и с различным интонацданным рисунком.

Другая проблема этого уровня изучения соотношения слова и музыки — проблема типов вокальной мелодики, может быть рассмотрена в древнерусских песнопениях с точки зрения применения речитативных и распевных разделов в мелодии одного песнопения, их композиционной и выразительной роли, а также с точки зрения различий между псалмодическими песнопениями и песнопениями с 4 развитой мелодикой (псалмодией и гимнодией) .

Помимо указанных проблем при изучении взаимодействия слова и напева в древнерусских песнопениях возникает и специфическая для этой музыки проблема соотношения фонетических изменений в литературном тексте с напевом, а также выявления особенностей взаимодействия текста и напева в разных стилях знаменного пения.

В задачи настоящей диссертации входит рассмотрение взаимодействия слова и напева в древнерусских песнопениях на структурном и образно-смысловом уровне их соотношения. Впервые в данной диссертации выявляются мелодические средства, применяемые распевщиками для раскрытия образно-смыслового содержания текста, ввделяются типы распевания текста, определяется взаимодействие текста и напева при изменениях в структуре и фонетике текста и участие этих изменений в образовании новой редакции песнопения, ставится вопрос о критерии художественности при оценке древнерусских песнопений.

Эти вопросы рассматриваются на материале песнопений, записанных знаменной нотацией. Четкие стилевые разграничения между вицами и стилевыми вариантами распевов в данной работе не проводятся, так как на настоящем этапе изучения проблемы соотношения слова и напева мы ограничиваемся установлением только общих принципов их взаимодействия. Одним из общих критериев подхода к песнопениям при рассмотрении проблемы взал имодействия слова и напева является разделение песнопений по.

— 8 принципу «степени распетости мелодизма» (термин А. С. Оголев -5 ца-. Этот термин показывает уровень соотношения наиболее мелких элементов текста и напева — слога текста и знака нотации и определяется количеством нотных знаков, соответствующих слогу текста. По «степени распетости мелодизма» можно судить о мелодической развитости, «самостоятельности» напева.

С точки зрения «степени распетости мелодизма» в древнерусской монодии выделяется три типа песнопений: «силлабические», «мелизматическив» и «силлабо-мелизматические». Разделение на эти типы применяется также исследователями других мо нодических стилей: монодии григорианского хорала и византий 7 ских песнопений .

Силлабический" тип песнопений характеризуется таким соотношением слога и знака нотации, при котором одному слогу текста соответствует один певческий знак. Внутриспоговая распевность в таких песнопениях отсутствует (незначительные распевы, возможные при распевании одного знака двумя-тремя звуками, не влияют на общий принцип соотношения стога и знака).

К «мелизматическому» типу песнопений относятся песнопения, в которых каждый из слогов текста распевается несколькими певческими знамёнами. Внутриспоговая распевность в таких песнопениях свойственна почти всем словам текстовой строки.

Силлабо-мелизматический" тип соединяет в себе черты «силлабического» и «мелизматического» типов песнопений и характеризуется незначительной внутрислоговой распевностью, которая сосредоточивается, как правило, над ударным слогом текста или в кадансовых оборотах.

Определение особенностей эволюции, соотношения структур текста и напева в песнопениях каждого из этих трех типов доля.

— 9 но послужить основой для дальнейшего подробного изучения взаимодействия текста и напева в песнопениях, распетых разными стилями и стилевыми вариантами распевов (Демественным, Путевым, Большим и т. д.-.

В диссертации в основном исследуются песнопения, впервые нотированные в конце ХУ — начале ХУ1 века и постоянно включаемые в певческие рукописи на протяжении ХУ1-ХУП веков®-, то есть в тот период, начало которого связано со сменой Уставов и с интонационным переломом в знаменном пениив тот период, когда древнерусское певческое искусство достигло своего расцвета, когда откристаллизовались определенные типы и приемы соотношения слова и напева, а также начали складываться новые взаимоотношения между ними.

Процессы, происходившие в музыкальной жизни Древней Руси в ХУ1-ХУП веках, нашли отражение в певческой рукописной книге Обиход, которая сформировалась на русской почве к середине ХУ1 века. Большинство песнопений Обихода составляют песнопения, впервые распетые в ХУ1 веке, хотя наряду с ними в эту книгу вошли песнопения «стерой традиции», то есть известные с нотацией с Q.

Х1-ХП века. В Обиходе представлены песнопения различных" жанров ,.

10 с различными типами распевания текста-1″ и с разной «степенью распетости мелодизма» .Разнообразный певческий материал Обихода дает богатую почву для исследования проблемы взаимодействия слова и напева и обуславливает выбор этой книги в качестве источника исследуемых в диссертации песнопений* Кроме того, книга Обиход сама по себе представляет большой интерес, так как выделяется среди других певческих книг своеобразием содержания, бытования, истории формирования. В связи с этим нам представилось необходимым посвятить Обиходу специальную главу.

— ID.

При написании диссертации было использовано 170 рукописей ХП-ХУП веков из собраний ГПБ им. Н.Е.Салтыкова-Щедрина (Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Софийского, Основного, Погодинского, Вяземского, Титова, Колобова, Груздева) и ГБЛ им. В. И. Ленина (из собрания Троицко-Сергиевской лавры, Румян-цевского, Музейного собрания, собрания Разумовского и Синодальной библиотеки-. Материалом для исследования послужили 20 песнопений из 92 рядовых певческих рукописей. Текстологический анализ каждого песнопения был проделан на основании не менее 25 (и не более 70- списков каждого из них. Две стихиры, содержащиеся в древнейших Стихирарях и Минеях и вошедшие впоследствие в Обиход, рассматриваются также в списках ХП-ХУ ве-11 ков. Датировка рукописей и перевод списков 2-й пол* ХУП века на нотолинейную нотацию проделан автором диссертации.

В диссертации применялись различные методы исследования, среди которых — источниковедческие и текстологические, связанные с выявлением и анализом рукописного материала, необходимым для определения закономерностей в эволюции каждого песнопенияграфический метод, связанный с изучением песнопений, не подлежащих точной дешифровке на настоящем уровне развития наукистатистический метод, а также методы исследования, сложившиеся в анализе классической музыки.

При подборе песнопений для исследования акцентировалось внимание на песнопениях, сюжеты которых находились в центре внимания древнерусских мастеров пения и изобразительного искусствавыбирались песнопения различного эмоционального содераания (гимничные, повествовательные и т. д.), именно поэтому большая часть песнопений избрана из служб Великого поста, в которых широко представлены разнообразные по эмоциональному содержанию.

— 11 песнопенияучитывали принадлежность песнопений к разным типам распевания текста и «степени распетости мелодизма» — стремились отразить разнообразие «жанровых» типов песнопенийПеснопения рассматривались не только изолированно друг от друга, изучалось также и собрание песнопений одной службы, объединенное единым содержанием и функцией. Цель анализа песнопений одной службы в определении приемов раскрытия смыслового содержания текстов, связанных единой темой. Выбор чина «» Заздравной чаши" («За приливок о здравии государя») для этой цели обу -.словлен сравнительно небольшим количеством песнопений чина, временем составления его в рассматриваемый период (на рубеже ХУ1-ХУП веков-, необычайно широким распространением чина в церковном и светском быту России, а также наличием во всех текстах песнопений «Заздравной чаши» общих фрагментов*.

Перечислим рассматриваемые песнопения: а) Песнопения Великого поста.

1. тебе радуется" ^ Задостойник, глас 8-й.

2. «Да молчит всякая плоть». Вместо херувимской.

3. «Ныне силы небесные». Вместо херувимской (прокимен, тропарь-.

4. «Вечери твоея тайней». Вместо херувимской, а также вместо причастна и вместо «Да исполнятся», глас 6-й.

5. «Да ся исправит молитва моя». Прокимен великий.

6. «Не отврати лица». Прокимен, глас 6-й.

7. «Дал еси достояние». Прокимен, глас 6-й.

8. «Взбранной воеводе». Кондак, глас 8-й.

9. «Господи сил с нами будь». Тропарь, глас 6-й. .

10. «Покаяние отверзи ми двери». Вместо «Молитв ради», слава, глас 8-й.

— 12.

11. «На спасения стезю настави мя». Богородичен, глас 8-й. 12,13,14." Днесь ад стеня вопиет". Три самогласные стихиры, глас 8-й.

15. «Вкусите и видите». Причастен.

16. «Бпаголовлю господа». Причастен. бПеснопения чина «За приливок о здравии государя» .

17. «Спаси, господи, люди своя». Тропарь, глас 1-й.

18. «Вознесыйся на крест». Кондак, глас 4-й. Слава.

19. «Предстательнице страшная». Богородичен, глас 4-й.

И ныне.

23. «Иже неизреченною мудростию». Стихира, глас 8-й.

Некоторые из перечисленных песнопений опубликованы, несколько песнопений рассматривались исследователями в связи с.

1Я изучением различных проблем. Песнопения из чина «За приливок о здравии государя» вводятся в научный обиход впервые, впервые осуществляется перевод этих песнопений на нотолинейную нотацию.

Диссертация состоит из трех глав со вступлением и заключением и двух приложений. Первая глава — историографическая, она посвящена рассмотрению проблемы соотношения слова и музыки в первоисточниках по средневековой культуре и в научной литературе.

Введение

этой главы связано с необходимостью систематизации различных наблюдений о соотношении текста и напева древнерусских песнопений, высказываемых исследователями, как правило, попутно, в рамках изучения других проблем. В пербом параграфе этой главы рассматриваются воззрения на роль текста и напева, которые сложились у средневековых авторов (в Византии и в Древней Руси-, во втором — у исследователей, во.

— 13 многом воспринявших от средневековья традиционное отношение к тексту и напеву.

Вторая глава — источниковедческая, в ней исследуется певческая рукописная книга Обиход. О значительности этой книги для изучения проблемы взаимодействия слова и музыки было сказано выше.

Третья глава диссертации — теоретическая, посвящена изучению особенностей взаимодействия слова и музыки в древнерусских песнопениях. Рассмотрение этой проблемы на разных уровнях повлекло за собой необходимость разделения ее на параграфы: 1. «Основные типы распевания текста в древнерусских песнопениях» — $ 2. «Взаимодействие элементов структуры текста и напева в песнопении» — $ 3." Взаимодействие структуры текста и напева в древнерусских песнопениях" - $ 4. «Образно-смыслоЕые связи слова и музыки в древнерусских песнопениях» .

В заключении коротко резюмируются основные выводы диссертации. К диссертации дается два приложения. В приложении 1 приводятся примеры к главе Ш. Выбор списка песнопения для примера осуществлялся на основании типичности, характерности данного списка для группы списков одной редакции.

Приложение П является дополнением к главе П. В нем дается каталог песнопений всех служб певческой рукописной книги Обиход, приводимый по рукописям ХУ1-ХУП веков. Этот список должен оказать практическую помощь исследователям, производящим описание Обихода.

— 140 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На протяжении многих веков как средневековыми авторами, так и исследователями утверждалась мысль о ведущей роли Слова в древнерусском песнопении. Любое нарушение равновесия между словом и напевом, связанное с процессами эволюции музыкального и литературного языка или с изменениями в богослужебной практике, вызывало споры среди современников, сводившиеся в конечном итоге к защите Слова. Понимание текста как первоосновы и главного элемента песнопения имеет глубокие основания и обусловлено происхождением искусства знаменного пения, его основной функцией донесения слова до слушателя. Однако соотношение текста и напева не определяется только подчиненностью напева тексту, их объединение представляет собой более сложное сочетание элементов, тесно взаимодействующих между собой: каждая из сторон песнопения оказывает влияние на другую, ни одно существенное изменение в одном из элементов не проходит бесследно для другого.

Диалектический процесс взаимодействия текста и напева мы наблюдаем и на структурном, и на образно-смысловом уровне их связи.

Взаимодействие структуры текста и напева проявляется, с одной стороны, в совпадении окончаний мелодических строк с цезурами текста, с другой — в подчеркивании этих цезур напевом с помощью мелодических кадансов и сосредоточения распевности к концу строки. Такое взаимодействие текста и напева про является на разных этапах бытования песнопения. Однако даже в древнейших списках песнопений — ХП-ХШ веков (d которых наиболее наглядно проявляется совпадение мелодических и текстовых строкнельзя, на наш взгляд, говорить о полной зависимости структуры напева от структуры текста. Дробность текстовой структуры древнейших песнопений, разделение ее на колоны (дыхательные, интонационные группы-, завершение большинства из которых не совпадало со смысловыми остановками текста, свидетельствовало о том, что распеЕЩик ориентировался не на текст читаемый, а на текст пропеваемый, учитывал певческое дыхание, а в некоторых случаях старался показать знаком препинания не столько цезуру в тексте, сколько в напеве. В этом смысле, не только текст влиял на структуру напева, но и напев — на структуру текста.

Изменения в структуре древнерусского песнопения, появлявшиеся на протяжении нескольких веков его бытования, были обусловлены с одной стороны, стремлением к достижению более точного смыслового разделения текста, что проявилось в тенденции перерастания колона в синтагму, с другой стороны, — процессом увеличения внутрислоговой распевности и закреплением за рядом попевок функции завершения строк, что способствовало укрупнению мелодической строки. Внешне эти процессы проявились в вариативности расстановки точек в рукописях, их выпадении и перестановке.

Тенденция к достижению соответствия между синтагмой и укрупненной мелодической строкой, сопровождалась противоположной тенденцией к проявлению структурной самостоятельности напева.

Среди песнопений, характеризующихся относительной самостоятельностью мелодической структуры, выделяются песнопения двух типов.

Для первого типа песнопений характерно образование двух и более мелодических строк в пределах одной текстовой синтагмы. Эта особенность свойственна песнопениям со значительной внутрислоговой распевностью и проявляется прежде всего в песнопениях Большого знаменного, Демественного и Путевого распевов. Наибольшее количество примеров таких песнопений содержится в рукописях 2-й половины ХУП века, но встречается и в более ранних списках (напомним песнопение «Ныне сипы небесные» в списках 1-й половины ХУП века).

Ко второму типу относятся песнопения со «структурной ритмичностью» музыкальной формы. В этом типе песнопений самостоятельность мелодической структуры связана не с иной (.чем в тексте) частотой деления на строки, а с ритмизованным распределением наиболее распевных участков мелодических строк и повторяемых попевок в пределах, ограниченных текстовыми цезурами. В этих песнопениях «встречный ритм» напева не нарушает принципа соответствия текстовой и мелодической строки, а преобладание собственно музыкальной логики не помает структуру текста (как в первом типе песнопений), а как бы «дополняет» эту структуру.

Уровень соотношения крупных структурных единиц — строк текста и строк напева, является относительно стабильным, несмотря на то, что и он был подвержен процессу эволюции на протяжении нескольких веков бытования песнопений. Изменения в структурном разделении текста и напева касались, как правило, отдельных разделов или отдельных строк песнопения, но не охватывали структуру всего песнопения в цепом.

Соотношение мельчайших структурных единиц песнопенияслога и знака, характеризуются большей подвижностью и более, значительными изменениями. Эти изменения связаны с тенденцией—.

— 143 к увеличению количества знаков на один слог текста (появлением или расширением внутрислоговых распевов), и с изменениями буквенного состава слога (фонетическими редакциями текста), следствием которых явилось перераспределение певческих знаков в слове, осуществляемое, как правило, с учетом ударности слова.

Изменения в соотношении слога и знака явились одним из ведущих факторов, способствующих формированию новой редакции песнопения, наряду с изменениями интонационного рисунка напева и изменениями в делении песнопений на строки.

Степень влияния каждого из этих факторов на формирование новой редакции различна в песнопениях разного времени и с разной «степенью распетости» слова.

В песнопениях ХП-ХУ веков фонетические исправления в тексте, по-Еидимому, не оказали существенного влияния на напев.

Образование новой редакции в списках песнопений этого времени связано с заменой певческих знаков и корректировкой протяженности строк. Вплоть до середины ХУП века эти особенности остаются характерными для песнопений с незначительной внутрислоговой распевностью и для песнопений, в которых она отсутствует.

В песнопениях «мелизматического» типа, ведущими факторами, способствующими образованию новой редакции, являются изменения в соотношении текста и напева в связи с увеличением внутрислоговой распевности, прибавлением и перераспределением певческих знаков. Меньшее значение имеет установление новых границ строки текста, так как в этих песнопениях расстановка точек перестает быть формообразующим фактором, влияющим на формирование структуры напева.

Редакция 2-й половины ХУП Еека в списках песнопений с раз;

— 144 ной «степенью распетости мелодизма» — это прежде всего результат взаимодействия текста и напева, постоянной корректировки одного из элементов песнопения при Изменении в другом.

Толчком для редактирования песнопений в середине ХУП века явилось фонетическое и смысловое редактирование их текстов, повлекшее за собой переработку напева. При фонетических исправлениях осуществлялась переподтекстовка распева отдельного слова, при этом напев выстраивался в соответствии с ударностью словапри перестройке строки текста — переподтекстовывалась строка напева, в этом случае уже текст «подстраивали» под напев. Возникающее при этом новое соотношение слога и знака оказывало влияние на общее звучание распеваемого текста.

Процессы эволюции, степень их активности в обиходных песнопениях различных типов «распетости мелодизма» проявлялись по-разному. Песнопения «силлабического» и «силлабо-мелизматического» типов, вошедшие в Обиход из других книг и принадлежащие к «старой традиции» подвергались незначительной эволюции на протяжении нескольких веков их бытования. Примером тому служат стихиры «Иже неизреченной мудростию», «Днесь ад стеня вопиет» .

Песнопения, известные с нотацией с ХУ1 века и в наиболее ранних списках относящиеся к «силлабике» или «силпабо-мелизма-тике», несмотря на некоторое увеличение внутрислоговой распевности на протяжении ХУ1-ХУП веко^остаются в пределах того же типа «распетости мелодизма». Перерастание этих песнопений в «мелизматические» не наблюдается (см. «Покаяние отверзи ми», «На спасение стезя», «Не отврати лица», «Дал еси»).

Иначе обстоит депо с «мепизматическими» песнопениями, распетыми в конце ХУ — начале ХУ1 веков. Их силлабические прото.

— 145 типы нам неизвестны (за исключением задостойника 43 тебе радуется", силлабический вариант которого зафиксирован в одном списке конца ХУ векаи эта особенность позволяет предположить, что «мелизматические» песнопения возникли не как мелодическое «украшение» «силлабических песнопений1,' а были изначально созданы с внутрислотовыми распевами.

По-видимому, эти песнопения не имели мелодического «архетипа», уходящего корнями в греческие образцы (также как иконы, созданные по мотивам песнопений Обихода («О тебе радуется», «Да молчит всякая плоть», «Величит душа моя» — не имели иконописных подлинников, и в этом смысле были «самогласными» как и песнопения-. Об этом свидетельствует наличие значительных расхождений в знаковом составе напева и в соотношении текста и напева уже в ранних списках «мелизматических» песнопений одного времени (напомним песнопения «Ныне силы небесные», «Да молчит всякая плоть» -, а также большая частота их редактирования по сравнению с силлабическими песнопениями.

Именно эти песнопения, являвшиеся специфически обиходными, характерными для этой книги (херувимская, песнопения вместо херувимской, задостойник и т. д.- подвергались наибольшему «произволу» распевщиков, проявлявшемуся в вариантности интонационного оформления текстов, разнообразии Енутрислотовых распевов. Творчески активное отношение распевщиков к музыкальному репертуару Обихода, ко всей книге в цепом свидетельствует о том, что эта новая книга, сформировавшаяся в ХУ1 веке, рассматривалась русскими певцами как «поле творческой деятельности» (94, с.35-.

Образно-смысловое взаимодействие текста и напева наблюдается не во всех древнерусских песнопениях. Критерием наличия.

— 146 образно-смысловых связей слова и музыки не является принадлежность песнопения к самогласному или подобному принципу, хо-тя наибольшие основания для возникновения этих связей заложены в самогласных песнопениях, текст которых распевался только им принадлежащим напевом.

Достижение образно-смыслового взаимодействия текста и напева свидетельствует о наличии у распевщика не только «технического» мастерства, которого было достаточно для верного структурного разделения текста и напева, но и творческого, вдумчивого отношения к тексту, умения «толковать» текст, создавать «подтекст» с помощью мелодических средств. В песнопениях, в которых достигнуто образно-смысловое взаимодействие слова и музыки, распевщику удавалось решить и технические, и художественные задачи, что говорит о талантливости анонимного автора песнопения.

В отличие от структурного уровня взаимодействия текста и напева, где ведущую роль выполнял текст, на образно-смысловом уровне в этой роли выступает напев. Именно напев концентрировал внимание на наиболее значительных моментах текста, выделяя их мелодическими средствамифункция текста на этом уровне взаимодействия текста и напева была пассивной, он должен был лишь заключать в себе предпосылки для раскрытия подтекста, которые могли реализоваться только при активности напева.

Особенности стиля древнерусской монодии (отсутствие в ней централизованного лада, метрической акцентности, вторичных жанровых признаков) обуславливают специфику мелодических средств, применяемых для раскрытия образно-смыслового содержания текста. В древнерусской гимнографии образно-смысловая * связь текста и напева осуществлялась через подчеркивание ме- *.

— 147 лодией конкретного слоЕа или строки, которые могли служить ключем к раскрытию содержания текста.

Выбор таких средств «акцентирования» слова осуществлялся гимнографом, который, в свою очередь, ориентировался на установившиеся, характерные приемы.

Одним из основных приемов, способствующих образно-смысловой взаимосвязи текста и музыки, является значительное распе-вание, юбилирование ванного в смысловом отношении слова. Этот прием применялся в древнейших культовых монодиях разных стран. В древнерусских песнопениях он фиксируется с помощью знака фиты, при отсутствии фитного распева его роль мог выполнять протяженный внутрислоговой распев. Кроме этого приема мы выделили приемы повтора напевом отдельных слов и строк текста, смену высотной области напева, сдвига ладовых опор. Раскрытию образно-смыслового содержания способствует в некоторых случаях и организация композиции напева: соотношение протяженных и более коротких распевов слов, распевных и речитативных строк, членение на крупные разделы.

Весь комплекс приемов в одном песнопении практически не встречается, он обнаруживается только при суммировании результатов анализа нескольких песнопений.

Перечисленные приемы обнаруживает свою образно-смысловую роль только в определенном контексте. Наличием фиты или мелодической повторности еще не определяется наличие образно-смыслового взаимодействия текста и напева. Кандый из приемов «акцентирования» слова может выполнять или только конструктивную, или только смысловую функцию (за исключением особенностей композиции), а также может совмещать обе функции.

Применение мелодических средств «подчеркивания» слова яв— пяется, на наш взгляд, основным приемом, с помощью которого осуществляется образно-смысловое взаимодействие слова и напева. Примеры, рассматриваемые в диссертации свидетельствуют о том, что традиции закрепления мелодических оборотов за «этикетными» формулами текста, общими ситуативными моментами текста или за песнопениями одного настроения, по-видимому, не существовало. Основным препятствием этому служила сама попевочная система знаменного пения, в которой одни и те же гласовые полевки использовались в разных песнопениях в различной последовательности. Случаи совпадения мелодических оборотов с одинаковыми ситуативными моментами текста связаны или с принципом подобия песнопений одного гласа, или с закреплением ряда попевок за определенным местом в форме песнопения.

Для восприятия мелодических приемов, акцентирующих наиболее значительные моменты в содержании текста, необходимы определенные условия. Слушатель может услышать протяженный распев или распев фиты, если этот распев окружен менее распевными участками строки, повторность одних попевок выделяется тогда, когда оттеняется неповторностью других, наиболее высокая высотная область — когда рядом более низкая высотная область. Если внутрислоговой распев пронизывает все песнопение и не чередуется с менее распевными участками и если внутрислоговая распевность достигает такой протяженности, когда смысл слова «растворяется» в напеве, мелодические средства «подчеркивания» слова утрачивают свою функцию.

Вне конкретных примеров невозможно провести границу между песнопениями, где средства «подчеркивания» слова прослушиваются, и где они «растворяются» в общем распеве. В данной диссертации.

— 149 мы рассмотрели песнопения со значительной внутрислоговой распевностью, в которых приемы «акцентирования» слова своей функции не утрачивают («О тебе радуется», «Взбранной воеводе» В песнопениях более развитого «мелизматического» типа С в песнопениях Демественного, Путевого распева, во многих песнопениях Большого знаменного распеваобразно-смысловая связь текста и напева, по-видимому, нарушалась или осуществлялась с помощью иных приемов. Песнопения, характеризующиеся богатством и свободой развития мелодики, являясь вершиной мелодического стиля знаменного пения, одновременно служили проявлением его кризиса прежде Есего потому, что в них нарушалось структурное и образно-смысловое взаимодействие текста и напева, вступали в силу чисто музыкальные законы развития, а содеркание текста, донесение которого до слушателя являлось основной задачей знаменного пения, отступало на второй план. Критерий художественности древнерусских песнопений, на наш взгляд, связан не с разросшейся мелодикой песнопений, а с достигнутым «равновесием» между текстом и напевом, проявляющимся во взаимодействии слова и напева, в котором они Еыступают как две взаимодополняющие стороны одного целого, ни одна из которых не поглощает другую" К достижению именно такой «гармонии» текста и напева, при которой и пение было бы «красным», и речи «согласны» призывал своих современников инок Ефросин в середине ХУП века.

Итак, рассматривая древнерусские песнопения с точки зрения соотношения в них текста и напева, мы наблюдали их постоянное взаимодействие. Процессами взаимодействия текста и напева были обусловлены изменения в структуре песнопений, формирование новых редакций, проявление образно-смысловых связей текста и напева. Мы определили особенности взаимодействия текста и напева на структурном и образно-смысловом уровне их соотношения, рассмотрели те изменения в тексте и напеве, которые оказывали влияние на характер их взаимодействия.

Однако наша работа отнюдь не исчерпывает сложную и многоаспектную проблему взаимодействия слова и напева. Эта проблема в дальнейшем может быть рассмотрена на другом материале: в песнопениях одного «жанра», в песнопениях, принадлежащим разным мелодическим стилям, в песнопениях с авторскими распевами, в песнопениях, распеваемых на подобен и так далее. Будущим исследователям этой проблемы предстоит определить особенности соотношения текста и напева в песнопениях древнейшего периода (ХП-ХУ веков), сравнить их с византийскими образцами, решить совместно с филологами вопросы соотношения ударности слова с напевом.

Целостное представление о принципах взаимодействия слова и музыки в древнерусских песнопениях может быть получено только после изучения различных аспектов проблемы, сопоставления результатов исследования и подтверждения выводов на материале большого количества песнопений разных типов.

Данная диссертация — первая специальная научная работа по этой теме и она призвана создать осноеы для дальнейшего углубленного изучения разных сторон проблемы взаимодействия слова и напева в древнерусских песнопениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Средние века. Вступительная статья.- В кн.: Идеи эстетического воспитания. Антология.- 1. М: Искус -ство, 1973, с.233−248.
  2. Г. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного роспева-. Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 1983.- 171 с.
  3. . Речевая интонация. M.-J1.: Музыка, 1965.- 136 с.
  4. И. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспеЕЩИков ХУП века (опекаповский роспев-. Дис.. канд. иск. Л., 1982.- 173 с.
  5. А. История отечественной мысли о древнерусской музыке. Дис.. канд.иск. Л., 1982.- 156 с.
  6. М. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве. Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд. искусствоведения. М., 1983.- 18 с.
  7. М. Кобяк Н. Описание певческих рукописей ХУП-ХХ Ееков ветковско-стародубского собрания МГУ.- В кн.: Русские письменные и устные традиции и духовная культура.
  8. М.: изд-во Московского университета, 1982.- с.162−227.
  9. Е. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении. Воронеж: тип.Губерн. правл. 1799.- 26 с.
  10. М. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам ХУ-ХУШ вв. Д.: Музыка, Ленингр.отд., 1972.- 423 с.
  11. М. Краткие методические указания и схемы по описанию древнерусских певческих рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, вып.1. М.: Институт истории АН СССР, 1973.- с.132−163.
  12. М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева ХП-ХУШ веков. Л.-М.: Музгиз, 1949.- 103 с.
  13. М. Федор Крестьянин. Стихиры. Памятники русского музыкального искусства. еып.З. М.: Музыка, 1974.- 258 с.
  14. Г. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974.- 267 с.
  15. А. О греческих церковных песнопениях.- В кн.: Византийский временник. т.З. СПб: тип. Императорской Академии наук, 1896, с.582−633.
  16. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово (в 3-х частях-. ч.1 Ритмика. М.: Музыка, 1972.- 150 е.- ч.2 — Интонация- ч. З — Композиция. М.: Музыка, 1978.- 366 с.
  17. Т. Ранние формы древнерусского певческого искусства. Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд.искусствоведения. М., 1976.- 23 с.
  18. И. О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой и малый знаменный распев.вып.1, 2-е изд., Рига: тип. Эрнста Платесс, 1890.- 229 с.- 173
  19. Герасимова-Персидская Н. Роль снова в знаменном распеве и партесном многоголосии. В кн.: fTlusiCQ aniicfcva. ll/.byd^OSZ.CZ. 1975, с. 439−455.
  20. Гусейнова 3. К истории древнерусского певческого искусстваразвитие цикла праздничных стихир-. Дипломная работа. ЛОЛГК, 1975.
  21. В. К вопросу о взаимосвязи текста и напева в русских былинах.- В кн.: Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований. М.: Музыка, 1973, с.84−96.
  22. Ю. История полифонии. Многоголосие Средневековья
  23. X-Х1У веков. М.: Музыка, 1983.- 454 с.
  24. Захарова 0. Риторика и западно-европейская музыка ХУ1 -первой половины ХУШ Еека: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983.- 77 с.
  25. И. 0 взаимосвязи текста с напевом русской протяжной лирической песни.- В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования, т.5, М.-Л.: изд-ео АН СССР, I960.с.219−230.
  26. Идеи эстетического воспитания. Антология. Т.1.М.: Искус -ство, 1973— 408 с.
  27. Д. ЦеркоЕНые и монастырские уставы.- В кн.: Методические рекомендации по описанию елавяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР.вып.2, ч.П. М.: Институт истории АН СССР, 1976, — с.305−313.
  28. А. Поэтический слоЕарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966 — 375 с.
  29. Ю. История русской музыки, т.1. Древняя Русь
  30. XI-ХУП века. М.: Музыка, 1983.- 383 с.- 174
  31. КораблеЕа К. Духовные стихи как памятники знаменного распева (стихи покаянные-.- В кн.: (TliMica dhfitj-Ha. II/. Bydgo SZCZ. 1975, с.535−556.
  32. К. Некоторые особенности строения текста и напева в жанре покаянных стихов.- В кн.: fflusiCQ afrf^i/a.l/ Bydj052.CZ. 1979, с.543−558.
  33. JI. Болгарский распев в певческой практике Украины ХУ1-ХУП веков (к проблеме украинско-болгарских музыкальных связей-. Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.искусствоведения. Киев, I960.- 26 с.
  34. С. Фиты знаменного распева (на материале певчее -кой книги «Праздники"-. Автореф.дис.на соиск.учен.степ, канд. искусствоведения. Л., 1981.- 23 с.
  35. И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978.- 80 с.
  36. Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры.вып. 1. М.: Искусство, 1938.- 360 с.- 175
  37. Е. О форме греческих церковных песнопений.- Христианское чтение, СПб, 1878, № 3, с. 431−491.
  38. И. О мелодическом строении древнерусских напевов. Дипломная работа. М., Москоеск. консерватория, 1976.
  39. Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.- 384 с.
  40. А. О свободном или несимметричном ритме. СПб: поли-технографич. Завед.А.Баумана, 1858.- 27 с.
  41. И. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. СПб.: изд. ОЛДП, 3897.449 с.
  42. В. Очерки истории православного церковного пения в России. Изд. 4-е, М.: печатня' А. И. Снегиревой, 1915.150 с.
  43. Т. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста.- В кн.: ТОДРЛ. т.ХХП. М.-Л.: Наука, 1966.с. 114−164.- 176
  44. Т. Валаамская беседа памятник русской публицистики середины ХУ1 века. Исследования и тексты. М.-Л.: АН СССР, Ленингр. отд., 1958.- 199 с.
  45. М. Песнопения древних спавяно-русских рукописей.-В кн.: Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. вып.2, ч.П. М.: Институт истории АН СССР, 1976, с. 448−482.
  46. Музыкальная эстетика западно-европейского среднеЕекоЕья и Возрождения. Сост. Шестаков В.П.- М.: Музыка, 1966.- 574 с.
  47. К. Обозрение богослужебных книг православнойчроссийской церкви по отношению их к церковному уставу.-СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1858.- 434 с.
  48. К. О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах.- СПб.: Тип. тое-еэ Общественная польза, 1885.- 411 с.
  49. К. Пособие к изучению Устава богослужебной православной русской церкви. Изд. 6-е, СПб.: Тип. Я. Трея, 1900. 872 с.
  50. А. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, I960.- 523 с.
  51. А. Русская стихотворная культура ХУП века. Л.: Наука, Ленингр. отд. 1973.- 280 с.
  52. Л. Церковно-исторический словарь, т.2. СПб. 1889.
  53. ПечкоЕСкий И. Основные черты развития знаменного распева ХУ1-ХУП веков и связи его со знаменными рукописями Х1Х-ХХ веков. Дипломная работа ЛОЛГК, 1971.
  54. А. Стихосложение древней русской поэзии. В кн.: ScQhdo-WQmaMlCopthUfen-MutibfjQaJi, 1965, с.5−24.
  55. Г. Демественное пение в рукописной традиции кон. ХУ-Х1Х веков. Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд. искусствоведения. Л., 1982.- 21 с.
  56. А. О сходстве русского музыкального письмас греческим в певческих рукописях Х1-ХП Ееков. Русская музыкальная газета, 1909, №№ 8−10., стб. 194−197- 229−233- 257−261.
  57. А. Культовая музыка в России. Л.: flCQc/efnUl, 1924, 123 с.
  58. А. Греко-русские певчие параллели ХП-ХШ веков. musica. вып.2. П. iGtcadetnicL 1926, с. 60−76.
  59. А. Вопрос о единогласном пении в русской церкви ХУП века. СПб,(Памятники древней письменности и искусства, вып. 155), 1904.- 79 с.
  60. Д. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. Теория и практика церковного пения. М.: тип. О. О. Гербека, 1866.- 172 с.
  61. Д. Церкоиное пение в России (опыт историко-тех-нического изложения), — вып.1-З.М., тип.Т.Рис.1867−69.- 368с.
  62. А. Музыкальная эстетика России Х1-ХУШ веков: Памятники музыкально-эстетической мысли. М.: Музыка, 1973.- 245 с.
  63. Н. Служебники и Требники. В кн.: Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, вып. 2. М., ч. П Институт Истории АН СССР, 1976, с.314−337.
  64. Рубцов Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях.-В кн.: Статьи по музыкальному фольклору. JI.-M.: Советской композитор, 1973, с. 105−145.
  65. Е. Слоео и музыка. JI.: Музгиз, I960.- 56 с.
  66. Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерной вокальной музыке начала XX века. В кн.: Русская музыка на рубеже XX Еека. M.-JI.: Музыка (Ленингр.отд.-, 1966, с.65−110.
  67. Н. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. вып.14, Л.-, Музыка, Ленингр. отд. 1975, с.65−77.
  68. Н. Художественный стиль древнерусского певческого искусства ХУ1-ХУП веков. АЕТореф. дис. на соиск.учен.степ. канд.искусствоведения. Л., 1975.- 16 с.
  69. Н. О принципах формообразования в песнопениях знаменного распева. В кн.: Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л.: Музыка, Ленингр. отд. 1979, с, 173−180.- 179
  70. Н. О некоторых принципах организации знаменного распева. В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып.4. И.: Сов. композитор, 1979, с. 164−186.
  71. Серегина Н. Древнее в современном. В кн.: Современные проблемы советского музыкознания. Л.: Сов. композитор, 1983, с. 102−112.
  72. Слово писано святым Феодосием мнихом.- В кн.: Ученые записки 2-го отделения Императорской Академии Наук. СПб- тип. Императорской Академии йаук 1856, кн. П, вып.2,с.197−200.
  73. С. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение-. СПб, отд. отт. из „Русской музыкальной газеты за 1899 г. 120 с.
  74. С. Азбука знаменного пения (извещение о соглас-нейших пометах старца Мезенца 1668 года-. Казань, 1888.968 с.
  75. С. О древнерусских певческих нотациях. СПб: тип. И. Н. Скороходова, 1901.- 120 с-
  76. С. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-пенческой археологии. СПб, изд. ОЛДП, 1904.- 64 с.
  77. А. Друзья-соперники.- В кн.: Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований. М.: Музыка, 1973, с.5−17.
  78. Н. Теория музыки в древней Армении. Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1977.- 320 с.
  79. . Царь и самозванец: самозванчестЕО в России как культурно-исторический феномен. В кн.: Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1962, с.231−235.
  80. Н. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2-е. М.: Сое. композитор, 1971.- 625 с.
  81. Н. Образцы древнерусского певческого искусства. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971.- 670 с.
  82. Н. Обиход.- В кн.: Музыкальная энциклопедия.т.З. М.: Сое. энциклопедия, 1976, стб.1067.
  83. Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца ХУШ века. т.1. вып.1−3. М.-Л“: Гос. изд-ео Музсектор, 1928.- 103 с.
  84. С. Эволюция древнерусского певческого искусства и его расцвет в ХУ1 веке. Дис.. канд.иск. Л., I960.- 213с.
  85. В. Русская музыкальная ритмика. М.: Сое. композитор, 1983.- с.
  86. . Демественный роспев. Нотация, попевки, принципы композиции. Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд.искусствоведения. Л., 1980.- 16 с.
  87. И. Служебные Минеи за ЗХ, X, XI в церковнославянском переводе по русским рукописям 3095−1097 гг. Памятники древнерусского языка, т.1. СПб.: тип. императ. Академии Наук. 1886.
  88. С hris-f Ц/.e-f Paramos М. ЛМора^гаеса car mi пит
  89. Chrislianoruni. /tpS (Ve. 1871.- 181
  90. Карастоянов 5. Тонемите в знаменный разпев. Бъгарско музикознание.- София: Бъпгарска академия на науките, I960, № 4, с. 50−66.
  91. Pi-frq iMymhocrabhiede-i^lise jrec^ue Home, 1867. '3Di. Ve. h rmrovic M The Influence o ibc? yz4frffti? tfcanfon ihe’tnustc of ffie Sfavfc countries. Ок-ford, 1966.102. VVif-fiflmi
  92. UokhkouKo uiefes reform of? jzqn*fine cAa^+i <{or (jrea-f- vesper* in-ihe -four+ewl-k' coi+ur^.Yftfe fniverity f (36&.
  93. J (Kolsoh H. The sfWt- Felons io? уг.<�Ы|ие poeiry r-Xll- e Congress intermit on&(d-es'e+udes tyzqn+ihes.
  94. Ochride, 1961, pp. 249−265.1. Архивные материалы
  95. С. Ритмические записи 1898−1902 гг. Черновой автограф.- 145 л. ГПБ, ф. № 816, Финдейзена Н. Ф. № 2644.
  96. С. Описание знаменных и нотных рукописей церковного пения, находящихся в Соловецкой библиотеке Казанской Духовной Академии, 1885 г. ГПБ, ф. Бракникова М. В., № 1147.
  97. ГПБ: Кирил.-Бел.собр. 576/833, 609/866, 624/881, 630/887 (кон.ХУП нач. ХУШ b.j, 635/892, 636/893, 639/896, 640/897, 642/88 9, 645/902, 651/908, 661/918, 68939, 706/ 963, 707/964, 707/983, 712/969, 728/985-
  98. Q. 1.1463- Погод.собр. I® 397, 424- собр. Титова № 637- собр. Вяземского 0.80- ГБЛ: ф. 272, № 326.
  99. Шифры песнопений, исследуемых в диссертации
  100. Три стихиры „Днесь ад стеня Еопиет“ ХП в.- ОСРК. Q.n.l. 39, п. 1. ХШ в. Соф. собр, № 85,л.141 об. № 96, п. Ю5об.
  101. XV в., 2-я пол.- Кирил.-Бел.собр. № 637/894, п.98- 0CPK.Q.1. № 94, л.216.
  102. XVI в.- Кирил.-Бел.собр. № 569/826, л.659 об., 594/851,л.251, 616/873, л.200 об., 619/876, л.252, 652/909.п.116 об., 656/913, п. 295 об.-
  103. ХУП в. 2-я пол — Кирил.-Бел.собр. №№ 636/893, л.140, 640/897, л.142, 645/902, л.239, 707/964, л. 145 об., 71969, л. 120 об., 728/985, л. 220.
  104. Солов.собр. 277/280, л.285 об., 277/282, л.353, 621/662, л. 45, 621/663, л. 42, 690/762, л.178,
  105. OCRK. Q.I. 85, п. 69 об., Q.1.422, л.269 об.- собр. Вяземского 0.80, л.415.- 185
  106. Кондак „Взбранной воеводе“
  107. ХП в. ГПБ: ОСРК. Q.n.l If 32, л. 36 об.- ГТГ: К-5349, № 142, л. 116.
  108. ХУ1 в.- ГПБ Кирил.-Бел.собр. №№ 568/825,л.163, 569/826,л.283,57829, л.226 об., 592/849, л.331, 607/854, п. 221, 616/873,л.299, 619/876, л. 181, 626/883, п. 232 об.-
  109. Солов.собр. 276/277, л. 180, 277/283, л. 166, 277/^4, п. 310, 277/285, л. 167, 277/291, л. 155 об.-
  110. Соф.собр. Ш 472, л. 32Э, 473, л. 225 об., 481, л. 127−0CPK.QM1. 488, л. 421 об., Q. 1.898, л.511 об.
  111. ХУП в., 1-я пол. Кирил.-Бел.со бр.№№ 579/836, л.2−36 об., 586/843, л. 762, 593/850, л. 270, 641/899, п. 236, 646/903,п.105 об., 672/929, л. 323, 6743/ 931, п. 319, 705/962, л.93−713/970, л.133.
  112. Солов.собр. М? 292/277, л.283,618/642, л.312, 621/660,п.42, 621/665, л.59, 690/768, л. 403 об.- Соф.собр. № 492, л.207, 498, л. 493- Погод, собр. № 396, л.157.
  113. ХУП в., 2-я пол. Кирил.-Бел.собр. №№ 609/866, л. 198, 624/881, л.231 об., 636/893, л.136, 640/897, л.139, 643/889, п. 309, 661/918, л.418, 706/963, п. 97, 707/964, п. 139, 712/969, л. 104 об., 728/925, п.2Э1-
  114. Солое.собр. ш 277/280, л. Ж2 об., 277/286, л.445, 618/637, п. 230, 621/661, л.145, 621/662, л.42. 690/772, л.5, 690/773, л.432- ОСРК. Q.1.85, л.67- Погод.собр. № 424, л.413об.
  115. Задостойник „О тебе радуется“ ХУ в. ОСРК. Q.1.94, л. 199- Кирил.-Бел.собр.№ 637/894, п. 54, 653/910, л. J54 об., п. 300 об.- 186
  116. ХУП е., 1-я пол. Списки знаменного распева: Кирил.-Бел.собр.579/836, л.235 об., 586/843, л.744 об., 593/850, б л.265, 646/903, л.107, 639/896, л.221-
  117. Солов.собр. №№ 292/277, п.250- Соф.собр. MP 492, л.235, 498, л.489.
  118. Песнопение вместо херувимской песни „Да молчит всякая плоть“
  119. Песнопение вместо херувимской „Ныне силы небесные“
  120. Песнопение вместо херувимской „Вечери твоея тайной“
  121. ХУП в., 1-д поп. Кирил.-Бел.собр. 577/834, п. 463, 579/836, п. 237, 586/843, л.776 об., 646/903, п. 106 об., 665/922, п.973об., 705/962, л.94 об.- Солов.собр. № 690/768, л.407- Соф.собр.№ 498, л.494- ГЬгод.собр. № 385, л.275.
  122. ХУП в., 2-я поп. Кирил.-Бел.собр. №№ 636/893, л. 137, 712/969, л.105, 728/985, л.205- Солов.собр.№№ 277/^0, л.283 об., 277/282, п. 349, 621/663, п. 39, 690/762, п. 167 об., 1057/1166, л.246- ОСРК. д. 1.85, л.67 об., собр. Вяземского д. 80., л.401.
  123. Песнопение вместо „Копите ради“ „Покаяние отЕерзи ми“
  124. ХУП в., 1-я поп. Кирил.-Бел.собр. 577/834, л.450, 579/836, л.228, 646/903, п. 93 об., 665/922, п. 964, 705/962, л.87 об.- Соф.собр. № 498, л.464- Погод.собр. № 417, л.111- 0CPK.Q.1. 1408, л.35 об.
  125. Богородичен „На спасения стезя настави мя“
  126. ХУ1 в. Кирил.-Бел.собр. №№ 568/825, л.161 об., 570/827, л.244, 572/829, л.222 об., 616/873, п. 297 об., 652/909, л.253- Солов.собр.№№ 277/283,л. 162 об., 277/285, л.153 об., 277/289, л.228 об.- Соф.собр. №№ 473, п. 222, 481, п. 125.
  127. ХУП в., 1-я поп. Кирил.-Бел.собр. №№ 577/834, л.450 об., 579/836, л.228 об., 646/903, л.93 об., 665/922, л.964 об., 705/962, л.87 об., Соф.собр.№ 498, л.464 об., — Погод.собр. № 417, л.111 об.- U90
  128. Прокимен великий „Да ся исправит молитва моя“
  129. ХУ1 в. Кирил.-Бел.собр. №№ 569/826, л.281, 568/825,л.162, 570/827, л.234, 57829, л.227, 616/873, л.299, 626/883, л.275, 652/909,л.254- Солов.собр. №№ 277/285, п. 154, 277/289, п.230- Соф.собр. №№ 473, л.224, 481, п. 126.
  130. Прокимны „Не отврати лица“ и „Дал еси достояние“
  131. ХУ1 в. Кирил.-Бел.собр. №№ 568/825, л.163, 569/826, л.279 об., 572/829, л.224, 606/863, л.238 об., 607/854, л. 218, 616/873, л.298, 65909, л.253- Солов, собр. Ш 277/285, л.164, 277/289, л.229-! Соф.собр. № 481, л.125 об.- 191
  132. ХУП в., 1-я поп* Кирил.-Бел.собр. № 577/834, л.448 об., 579/836, л.229, 646/903, л.94, 665/922, л.965, 705/962, п.88- Солов.собр. Ш 690/768, л.405- Соф.собр.№ 498, л.492, собр.Погод. № 417, л.111.
  133. Причастии „Вкусите и видите“ и „Благословлю господа“
  134. ХУ1 в. Кирил.-Бел.собр. N№ 568/825, л. 163, 569/826, л.281, 570/827, л.234, 572/829, л.227, 606/863, л.239,616/873, л.299,652/909, л.254 об.- Солов.собр. №№ 277/285, л.164 об., 277/289, л.230 об.- Соф.собр. W 481, л.126.
  135. ХУП в. 1-я поп. — Кирил.-Бел.собр. №№ 577/834,л. 456, 579/836, л. 233 об., 586/843, л.740, 665/922, п. 970 об., 613/870, л.230, 646/903, л.101 об., 705/962, л.91 об.: Солов, собр. № 277/297,п.354, 690/ 768, л.408- Соф.собр. № 498, л. 492 об.
  136. ХУП в., 1-я поп. Кирил.-Бел.собр. 1® 577/834, п. 453, 579/836, л.231, 665/922, л.971 об., 705/962, л.88 об.- Соф.собр. № 492, п. 204, If 498, л.470- Погод.собр.№ 417, п. 113-
  137. Тропарь „Спаси, господи, люди своя“
  138. Кондак „Вознесыйся на крест“ ХП в. ОСРК, д.п.1 № 32, п. 4.*
  139. ХУ1 в. Кирил.-Бел.собр.'№№ 569/826, п. 513 об., 656/913,п.- 193 -Сопов.собр. № 277/285, п. 248 об.
  140. Богородичен „Предстательнице страшная“
  141. XV в» Кирил.-Беп.собр. № 9/1D86, п. 303 об.- ОСРК. Q, l. № 94, л. 1 об.
  142. XVI в. Кирил.-Бел.собр. № 569/826, л.297 об., 616/873, л.5, 652909, л.474 об.- Солов.собр. № 277/287, л.235.
  143. ХУП в., 1-я пол. Кирил.-Бел.собр. №№ 613/870, п. 143, 617/874, л.303, 622/879, л.358, 624/881, п. 196, 672/929, л. З об., 705/962, л.66 об.- Соф.собр. № 498, п.*463- собр. Груздева № 52, п. 155.
Заполнить форму текущей работой