Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система задач как один из путей повышения качества изучения физики в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты исследования докладывались на научно-методических семинарах кафедры МПФ УлГПУ (1994;2002 гг.), ежегодных итоговых научных конференциях по методике преподавания физики в УлГПУ (1994;2002 гг.), на Федеральной научно-практической конференции «Проблемы гуманизации естественно-научного образования» (Нижний Новгород 1996 г.), региональных научно-практических конференциях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕСТО И НАЗНАЧЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ В
  • УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Физические задачи и их классификация
    • 1. 2. Назначение физических задач в учебном процессе
    • 1. 3. Подбор задач при планировании для организации процесса изучения физики
    • 1. 4. Основы задачного подхода в психологии и педагогике
  • Выводы
  • Глава 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
    • 2. 1. Система задач по физике и особенности решения отдельных типов задач по физике
    • 2. 2. Методические приемы по формированию у учащихся умения решать задачи
    • 2. 3. Влияние системы задач по физике на осознанность и глубину усвоения учебного материала по физике
    • 2. 4. Межпредметные связи и система задач в процессе формирования у учащихся практических умений
    • 2. 5. Наглядность как средство реализации системы задач курса физики основной школы
    • 2. 6. Система задач во внеклассной работе по развитию познавательного интереса и творческих способностей 99 учащихся основной школы (на примере кружка) Выводы критерия X (хи — квадрат)
  • Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО 109 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Организация и ход педагогического эксперимента
      • 3. 1. 1. Методика организации и результаты зондирующего эксперимента
      • 3. 1. 2. Методика проведения пробного и обучающего эксперимента
      • 3. 1. 3. Методика проведения контрольного эксперимента
    • 3. 2. Критерии оценки эффективности экспериментальной методики
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
    • 3. 4. Способы проверки статистических гипотез
      • 3. 4. 1. Изучение динамики познавательного интереса учащихся к физике с помощью критерия знаков
      • 3. 4. 2. Проверка статистической гипотезы с помощью
  • Выводы

Система задач как один из путей повышения качества изучения физики в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическое развитие России на современном этапе определило новые перспективы развития образования. В числе особо сложных проблем, от успешного решения которых во многом зависит творческая реализация идей реформирования образования, проблема осознанного усвоения учащимися учебного материала, умения применять знания, формирования практических умений и навыков в основной и средней школах.

Научно-техническая революция приводит к глубоким преобразованиям технического базиса производства и к существенным изменениям социальной структуры общества. Данные преобразования направлены на то, чтобы поднять на качественно новый уровень работу основной и средней школ, призванных готовить всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых людей, способных быстро осваивать любые новшества, уверенно ориентироваться в стремительном потоке научной, экономической и политической информации.

С практической точки зрения решение данной проблемы, во-первых, ориентирует школьников в особенностях культуры интеллектуальной деятельности с учетом современных представлений о природе научного знания. Во-вторых, дает в руки преподавателей инструмент проектирования учебных ситуаций, ориентированных на мобилизацию тех резервов «человеческого фактора», которые современная основная и средняя школы еще недооценили и мало использовали.

Здесь речь идет о социально-психологических предпосылках учения и развития умственной деятельности, о совместной деятельности учащегося и учителя и сотрудничестве самих обучаемых.

Поэтому актуальной проблемой является проблема обучения и развития, находящаяся в фокусе внимания психологов (Г.А. Вайзер,.

JI.C. Выготский, B.B. Давыдов, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Н. А. Менчинская и др.), специалистов в области дидактики (Н.М. Зверева, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. М. Скаткин, A.M. Сохор и др.), ученых в области методики обучения физике (В. А. Бетев, А. А. Бобров, В. Н. Горшенков, М. Д. Даммер, В. А. Звягин, В. А. Извозчиков, Г. П. Корнев, И. Я. Ланина, В. В. Майер, Ю. А. Сауров, O.K. Тихомирова, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова, А. А. Червова и др.).

Из анализа психолого-педагогической и методической литературы следует, что, несмотря на многообразие подходов к вопросу формирования умений решать физические задачи, главное своеобразие путей их формирования состоит в проведении целенаправленных упражнений, которые основаны на последовательном варьировании. и усложнении условий деятельности учащихся. Характер таких заданий определяет состав умственных операций, которые должен выполнить учащийся при правильном решении, и степень его самостоятельности. «Варьируя задания, -отмечают Менчинская Н. А. и Богоявленский Д. Н., — мы можем регулировать протекание мыслительной деятельности, создавая систему упражнений, последовательно повышающих степень самостоятельности мышления учащихся» [22, с. 125].

Не секрет, что большинство сборников задач по физике не удовлетворяют в полной мере ни учителей, ни учащихся в современной основной школе. Поэтому важнейшей проблемой перед педагогами — физиками стоит проблема подбора физических задач к различным типам уроков. Процесс усвоения знаний при решении физических задач проходит ряд этапов: от восприятия к представлению, затем к пониманию, далее к запоминанию, применению знаний по образцу, и, наконец, к переносу знаний в новую нестандартную ситуацию. Соответственно этим этапам и должны подбираться задачи для решения. ф Результаты зондирующего эксперимента, проведенного автором в ряде школ г. Ульяновска и Ульяновской области показывают, что большинство учащихся испытывают большие затруднения именно при решении физических задач, т.к. считают этот вид деятельности скучным и трудным. Последнее является одной из причин падения интереса школьников к изучению физики в целом, отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся и их творческом развитии.

Выход видится в изменении содержания и методики обучения основам физической науки. В частности, целесообразно разработать систему физических задач, которая в сочетании с другими методами обучения смогла бы поднять интерес учащихся к предмету, что способствовало бы осознанному усвоению знаний, формированию научного мировоззрения, обобщению и систематизации знаний. В силу того, что содержанием этой деятельности является реализация небольшого числа обобщенных ^ специфических приемов, целесообразно показать методику их усвоения школьниками в ходе изучения тех или иных фрагментов физического содержания основной школы.

В процессе изучения физики в основной и средней школах, по нашему мнению, целесообразно больше уделять внимания систематизации знаний, формированию практических навыков на основе решения качественных, оценочных и экспериментальных физических задач, что способствует развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся.

К настоящему времени изучены пути и способы поиска решений учебных физических задач с производственно-техническим содержанием (Г.Д. Бухарова, А. Т. Глазунов, А. С. Ломоносов, И. М. Низамов и др.), экспериментальных задач (А.Г. Антипин, В. А. Орлов, И. А. Шунин и др.), исследованы многие аспекты управления познавательной деятельностью учащихся в ходе решения задач (В.Е. Володарский, Н. Н. Тулькибаева и др.), щ проведена различная классификация учебных физических задач (В.А. Бетев, ф Е. С. Валович, Ю. А. Кустов, А. В. Усова и др.). Однако остается открытым вопрос о такой системе задач, которая в дополнении к вычислительным включает оценочные, качественные и экспериментальные задачи по физике и может являться эффективным средством повышения качества обучения физике в основной школе.

Несмотря на важность формирования у учащихся основной школы умения решать задачи, в частности, оценочного и экспериментального. плана, в школьном преподавании физики мало уделяется внимания формированию данного умения по различным причинам: неготовность преподавателей к применению задач данного типа в виду их необычности (нехватка оборудования, времени, невладение методикой решения в полном объеме), многие сборники задач не содержат такой системы задач, рассогласованность учебных программ, как по физике, так и по другим предметам естественнонаучного цикла. Такой предмет, как «практикум по Р решению физических задач» во многих педагогических Вузах выделен как дисциплина по выбору, что ведет к снижению методической подготовки учителей физики. В стандарте образования по методике преподавания физики о решении задач указано одной строкой, что говорит о недостаточной проработке этого вопроса.

Должного внимания этой проблеме не уделяется в методической литературе, а также в современных учебниках, сборниках задач.

Таким образом, нами была определена актуальная проблема исследования — проблема формирования умения у учащихся решать физические задачи различного вида в системе. Тема нашего исследования: «Система качественных, оценочных и экспериментальных задач как один из путей повышения качества изучения физики в основной школе».

Цель исследования заключается в разработке методики формирования умения решать задачи по физике на основе системы щ экспериментальных, качественных задач и задач-оценок в основной школе.

Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе.

Предметом исследования явилась деятельность преподавателя по формированию у обучаемых умения решать оценочные, качественные и экспериментальные задачи в системе и деятельность учащихся в процессе решения системы таких задач и овладения данными умениями.

Гипотеза исследования: деятельность преподавателя по формированию у обучаемых умения решать задачи будет более эффективной, если разработать систему оценочных, качественных и экспериментальных физических задач по различным разделам курса физики и обеспечить ее внедрение в учебный процесс основной школы. Такая система будет способствовать:

— прочному усвоению знаний;

— повышению интереса учащихся к предмету;

— осознаниювзаимосвязи между понятиями всего курса физики основной школы и других естественнонаучных предметов;

— обобщению и систематизации знаний учащихся;

— формированию у обучаемых умения приобретать самостоятельно знания.

Исходя из гипотезы и цели исследования, были поставлены следующие задачи:

— изучить состояние проблемы формирования умения решать задачи по работам психологов и педагогов;

— исследовать состояние проблемы в теории и практике обучения учащихся основной школы;

— составить систему оценочных, качественных и экспериментальных задач по физике для основной школы;

— разработать методику обучения учащихся решению данных видов задач, обеспечивающую более качественное формирование у.

Ф учащихся знаний, умений и практических навыков (умения работать с учебником, справочной литературой, задачником, умения решать задачи, умения осуществлять самоконтроль);

— разработать критерии эффективности применения предлагаемой методики;

— подготовить методические рекомендации для студентов физико-математического факультета и преподавателей физики по реализации данной методики;

— проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность созданной системы физических задач и методики ее реализации.

Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач использовался комплекс различных методов:

— анализ научно-методической литературы, посвященный исследуемой проблеме;

— анализ учебных программ по физике, учебников и дидактических пособий;

— диагностика сформированности умений решать некоторые типы физических задач учащимися основной школы;

— тестирование;

— беседы с учителями школ, анкетирование учащихся, оценка преподавателями материалов исследования;

— педагогический эксперимент и анализ его результатов с целью проверки эффективности данной методики, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента;

— разработка методики решения оценочных, качественных и экспериментальных физических задач в системе.

Методологическую основу исследования составляют теоретический анализ педагогических трудов З. А. Вологодской, А. В. Усовой, щ рассматривающих дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся, а также методические аспекты ее руководстваВ.Г. Разумовского о развитии творческих способностей учащихся при обучении физикеВ.А. Бетева о дидактических основах познавательной деятельности школьниковГ.П. Корнева о системе физических задачВ.Н. Максимовой о роли межпредметных связей в процессе обученияЮ.А. Саурова, И. А. Шунина о совершенствовании методики решения экспериментальных задач по физике, а также основных положений дидактики, психологии, теории познания, изложенных в научных работах Г. А. Вайзер, В. И. Земцовой, А. А. Зиновьева, В. Ф. Костиной, В. М. Крылова, Ю. А. Кустова, Е. А. Самойлова, П. И. Самойленко, Н. Н. Тулькибаевой, Н. В. Шароновой и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:

— определено содержание задач, входящих в систему оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— предлагается методика по решению оценочных, качественных и экспериментальных физических задач в системе;

— усилена роль межпредметныхсвязей с математикой, литературой в системе оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— разработана методика организации, руководства и коррекции учебной деятельности учащихся при самостоятельном решении системы оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— с позиции системного подхода разработана и внедрена в учебный процесс основной школы система оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— определена система задач для кружковой работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ,.

— установлена необходимость и целесообразность включения системы оценочных, качественных и экспериментальных задач в процесс изучения курса физики основной школы;

— сформулированы требования к отбору содержания в систему оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— сформулированы дидактические функции системы оценочных, качественных и экспериментальных физических задач;

— обоснована функциональная полнота данной системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы для совершенствования программ, учебников и задачников по физике в основной школе, для разработки новых методических пособий, а также на курсах повышения квалификации учителей физики. Практическое значение исследования заключается также в разработке методических рекомендаций по подбору и решению задач-оценок, качественных и экспериментальных задач учителями школ.

На защиту выносятся:

1. Положение о необходимости и целесообразности включения системы оценочных, качественных и экспериментальных физических задач в учебный процесс основной школы. Особенности выделенной системы задач.

2. Разработанная методика обучения учащихся решению оценочных, качественных и экспериментальных задач.

3. Выделенные особенности в деятельности учащихся и учителя при решении оценочных, качественных и экспериментальных задач и способы их решения.

4. Подбор оценочных, качественных и экспериментальных физических задач в систему для основной школы.

Педагогическая эффективность разработанной методики включения системы оценочных и экспериментальных задач в учебный процесс основной школы была проверена экспериментально (1994;2002 гг.).

Апробация работы осуществлялась в школах № 11, 31, 62, 75 г. Ульяновска, Кузоватовской средней школе № 3 Ульяновской области, а также на занятиях со студентами физико-математического факультета Ульяновского педагогического университета, учащимися заочного подготовительного отделения при УлГПУ, на семинарах курсов повышения квалификации работников народного образования в г. Ульяновске.

Полученные результаты исследования докладывались на научно-методических семинарах кафедры МПФ УлГПУ (1994;2002 гг.), ежегодных итоговых научных конференциях по методике преподавания физики в УлГПУ (1994;2002 гг.), на Федеральной научно-практической конференции «Проблемы гуманизации естественно-научного образования» (Нижний Новгород 1996 г.), региональных научно-практических конференциях «Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования» (Ульяновск 1997, 1998, 2001 гг.), XXX Зональном совещании преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала и Сибири «Использование новых технологий в профессионально-методической подготовке учителя физики в педвузе» (Челябинск, 1997 г.), на Республиканской научно-практической конференции «Содержательно-знаковая наглядность в системе научения физике» (Самара, 1997 г.), на международной научно-практической конференции «Научно-техническое творчество и изобретательство в научении физике» (Самара, 2001 г.).

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной методики включения системы качественных, экспериментальных и оценочных задач в процесс изучения физики в основной школе требовал многофакторного анализа учебного процесса. Основными показателями эффективности экспериментальной методики нами были выделены динамика интереса учащихся к физике в целом и к решению физических задач, в частностиполнота сформированности действий по решению физических задачкачество усвоения программного материала учащимися. Для количественной оценки результатов педагогического эксперимента нами был выделен ряд педагогических критериев. Достоверность результатов эксперимента проверялась непараметрическими методами математической статистики.

2. Использование системы физических задач (оценочных, качественных, экспериментальных) на уроках физики способствует повышению познавательной активности жсамостоятельности-унащихся-п-ри-вып^л-нении заданий. В процессе экспериментального обучения наблюдалось повышение интереса учащихся к физике и к решению физических задач.

2. Проводя контрольные работы по определенной теме непосредственно после ее изучения и через некоторое время, мы убедились, что использование оценочных, качественных и экспериментальных задач в системе способствует более прочному формированию знаний и умений учащихся основной школы.

3. Применение системы физических задач в основной школе возможно и эффективно, так как положительно влияет на успеваемость и глубину знаний учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что внедрение в учебный процесс системы оценочных, качественных и экспериментальных физических задач способствует осознанному усвоению знаний учащихся, четкому представлению о взаимосвязях между законами, понятиями и величинами, в целом повышению эффективности процесса обучения.

При этом нам удалось решить следующие конкретные научно-практические задачи:

1. В диссертационном исследовании проанализировано состояние проблемы методики решения задач в психолого-педагогической теории и возможность включения системы оценочных, качественных и экспериментальных физических задач в учебный процесс основной школы.

2. Включение системы названных выше учебных задач способствует повышению познавательного интереса учащихся, о чем свидетельствуют результаты педагогического эксперимента.

3. Разработана методика обучения учащихся решению оценочных, качественных и экспериментальных физических задач, которая обеспечивает более качественный подход в обучении физике с применением наглядных форм, сказочных сюжетов.

4. Составлена система оценочных, качественных и экспериментальных физических задач, направленная на повышение познавательного интереса учащихся, развитие фантазии учащихся, формирование положительных мотивов в умственной деятельности.

5. Изданы методические рекомендации для студентов и преподавателей физики по реализации данной методики.

6. Педагогический эксперимент доказал эффективность использования системы физических задач в учебном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Козлова В. М. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М.: Знание, 1992 — 63 с.
  2. Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.-223 с.
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Издательский Дом Шолвы Амонашвили, 1994. -496 с.
  4. А.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. 127 с.
  5. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1972.
  7. Ф.Я. Проблемно программированные задания по физике в средней школе: Пособие для учителей. — М.:Просвещение, 1982. — 63 с.
  8. М.М. Физика. Задачник: 7 8 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 1996 — 192 с.
  9. Г. Я. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  10. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
  11. В.А. Теоретические основы методики обучения физике (Пропедевтический курс). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Самара, 1995−48 с.
  12. В. А. Методологический аспект применения структурно-логических схем в процессе обучения физике //Методы научного познания в обучении физике /Межвузовский сборник научных докладов/. -М. 1986.- 141 с.
  13. В. А. Дидактические основы управления познавательной деятельностью учащихся на уроках физики: учебное пособие к спецкурсу /Научный редактор-доцент В. М. Митлин. Куйбышев: Пед. ин-т, 1984.— 76 с.
  14. В.А., Нуждин А. В. Элементы астрономии в пропедевтическом курсе физики (5−6 классы).
  15. В.А., Шунин И. А. Экспериментальные задачи в системе обучения физике //Методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации учителей физики /Куйбышев КОИУУ, 1990. -55 с.
  16. В.А., Шунин И. А., Самойлов Е. А. Экспериментальные задачи по физике 9 класс. Самара: Сам Вен, 1993. — 36 с.
  17. В.А. Формирование приемов умственной деятельности на-основе эксперимента учащихся по физике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Куйбышев, 1967.- 342 с.
  18. В. А., Жмурова JI. И., Нуждин А. А., Ливанов С. В., Тудачкова Н. Н., Шунин И. А. Задачи по физике: Учебное пособие по физике для учащихся первого курса лицея. Самара, 1997.
  19. .Ф. Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977.
  20. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
  21. М. И. Беседы по физике /под ред. Л. В. Тарасова.-З-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  22. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  23. В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  24. А. И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. 228 с.
  25. А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача. М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. лит., 1990. — 240 с.
  26. В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах средней школы: Пособие для учителей /В.А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. -М.: Просвещение, 1981.
  27. В.К. Организация учебной работы с рисунками учебника. //Физика в школе, № 3, 1991.
  28. Е.И., Быков А. А., Кондратьев А. С. Физика в задачах. Учебное пособие. JL, Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.- 160 с.
  29. Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 102 с.
  30. Г. А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей. М.: Социум-К, 1998.
  31. З.Ю., Кокин В. А., Чекулаева М. Е. Методические рекомендации по физике для поступающих в Вузы. Ульяновск: УлГПУ, 2001.-32 с.
  32. Введение в теорию и практику исследовательской деятельности: Учебное пособие /Магнитогорский пед. ин-т.- Сост. В. П. Ушачев. Магнитогорск, 1993. 55 с.
  33. С. И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  34. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  35. Внеурочная работа по физике. /Под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  36. В. Е. Повышение педагогического качества задач. //Физика в школе N 2, 1983. С. 45 — 47.
  37. В. Е. О классификации учебных задач по физике. //Физика в школе N 4, 1979. С. 66.
  38. В. Е. Актуализация элементов знаний в решении задач. //Физика в школе N 4, 1978. С. 63 — 65.
  39. В.Е. Психодидактика задачного подхода при обучении физике. //Психодидактика высшего и среднего образования /Тезисы первой всероссийской научно-практической конференции. -Издательство БГПУ, 1996.-С. 178−179.
  40. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей. Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  41. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  42. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-223 с.
  43. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Изд-во МГУ, 1965.
  44. П.П., Зиновьев А. А. и др. Экспериментальные задачи по физике. //Учебная физика № 6, 1999. С. 65−70.
  45. Н.И. Сборник вопросов и задач по физике для поступающих во втузы. М., «Высшая школа», 1975.
  46. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  47. Л. JT. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.- 12 с.
  48. В.И., Мощанская В. Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе. М.: Просвещение, 1988 — 95 с.
  49. М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: Дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. -Челябинск: Из -во Челяб. гос. пед. ун та, 1997. — 443 с.
  50. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. Н. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  51. А. С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  52. JI. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с:
  53. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  54. Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 176с.
  55. Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  56. А.А. Задачи в процессе обучения учащихся физике. //Психодидактика высшего и среднего образования. /Тезисы первой всероссийской научно-практической конференции Барнаул, 1996. — С.58.
  57. А.А. О системе умений и навыков, формируемых у школьников при обучении физике. //Обучение физике как системный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. /Куйбышев, 1985. С. 49 — 52 .
  58. А.А., Кокин В. А., Кокина И. А. Методические рекомендации к практикуму по методике решения физических задач (4,5 курс)-Ульяновск- УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2001 12 с.
  59. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Просвещение, 1978. 128 с.
  60. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М, 1974.
  61. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике// Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1994.
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968.- 228 с.
  63. О.Ф. и др. Физика. Задачник 9−11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений /О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. М.: Дрофа, 1999. — 352 с.
  64. С.Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  65. С.Е., Пулатов Ю. П. Комплексные системы упражнений как средство повышения эффективности демонстрационного эксперимента. //Физика в школе № 1, 1983. С. 39−41.
  66. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1974.
  67. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 216 с.
  68. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  69. В.К. Методика решения задач по физике. Изд. — во ЛГУ-247 с.
  70. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.
  71. .Ю. Сто задач по физике: Учеб. Руководство. 2-е изд., перераб. /Под ред. И. Е. Иродова, — М.: Наука, Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1986.-64 с.
  72. Я. Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980.— 224с.
  73. Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  74. В.А. Анализ свойств теории физики в свете психологической проблемы развития мышления школьников //Вопросы логики и психологии в методике физики. Вып. 69. Куйбышев: КГПИ, 1969. — С. 43−92.
  75. А.С., Филиппов М. Э. В чем заключается методология решения школьных учебных физических задач. //Учебная физика № 3, 1999.- С.65−67.
  76. Г. П. Система физических задач для курсов при ИПК.// Физика в школе N4, 1994. С. 62 — 664.
  77. Г. П. Система физических моделей в школьном курсе// Обучение физике как системный процесс/ Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1985. — С. 59−66.
  78. В. Ф. Пути развития познавательных возможностей слушателей подготовительных отделений ВУЗов при обучении физике. //Диссертация канд. пед. наук. Л., 1985. — 185 с.
  79. В.М., Бунина М. Я. Дидактический материал по физике для 9 класса вечерней (сменной) средней школы: пособие для учителя. -2е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 48 с.
  80. В. М. и др. Дидактический материал по физике для 10 класса вечерней (сменной) средней школы: Пособие для учителя (В. М. Крылов, П. М. Химичев, И. И. Булахтин. -2е изд. перераб.) М.: Просвещение, 1987.-48 с.
  81. В.М. и др. Дидактический материал по физике для 11 класса вечерней (сменной) средней школы: Пособие для учителя (В.М. Крылов, П. М. Химичев, И. И. Булахтин. 2е изд., перераб.) — М.: Просвещение, 1988.-64 с.
  82. М.Я. Учитель и руководитель. Челябинск, 1973.
  83. Ю.А. Физический эксперимент на технических приборах. //Физика и методика физики. /Ученые записки Куйбышев, 1964. — С. 267 306.
  84. Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  85. В.Н. Физические парадоксы и софизмы: Пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  86. Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение. 1966. -523 с.
  87. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1995.- 128с.
  88. И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  89. И. Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий.// Новые исследования в педагогических науках. № 2, 1990. С. 34 — 37.
  90. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976,-64 с.
  91. И. Я. Факторы сложности познавательных задач.// Новые исследования в педагогических науках. М.: 1970. — № 11. С. 86 — 91.
  92. А. С. Система творческих экспериментальных задач по физике с политехническим содержанием. //Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. — С. 74 — 80.
  93. В. И., А. А. Ченцов. О составлении физических задач. // Физика в школе № 2, 1978. С. 45 — 48.
  94. В. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учебное пособие для учащихся 6−7 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  95. В. И. Физическая олимпиада в 6−7 классах средней школы. -М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  96. Р. В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Санкт — Петербург, 1999. — 39с.
  97. В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  98. Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  99. А. М. К проблеме «шага» процесса усвоения Новые исследования в педагогических науках, вып. 7. — М., 1966.
  100. М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  101. Межпредметные связи курса физики в средней школе. / Ю. И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др. под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  102. Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями: Учебное пособие. М., Наука, гл. ред. физ. — мат. лит., 1995. — 208 с.
  103. Н. А. Мышление в процессе обучения. В сб. «Исследования мышления в советской психологии». — М. Наука, 1996.
  104. Р.Д., Свириденко J1.K. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы: Кн. для учителя. — 112 с.
  105. Э. И. Основы педагогических знаний. М. Педагогика. 1986. — 200 с.
  106. А. В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. — 160 с.
  107. Научные основы школьного курса физики./ Под ред. С. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик. М.: Педагогика, 1985. — 240 с.
  108. Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической систематики. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  109. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  110. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед кадров. /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский- .центр «Академия», 2001. 272 с.
  111. А.В. Система практических работ как средство совершенствования обучения школьников пропедевтическому курсу физики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Самара, 2000. — 162 с.
  112. Об активизации мышления учащихся, при постановке физических задач (Зверева Н. М., Володарский В. Е. и др.). //Физика в школе № 2, 1977.-С. 34−42.
  113. В.И. Семинарские занятия по курсу «практикум по решению физических задач: Орск, 1983. — 122 с.
  114. О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. -128 с.
  115. Основы методики преподавания физики в средней школе. /В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. Под ред. А. В. Пёрышкина и др. М.: Просвещение, 1984. — 198 с.
  116. Н.А., Фомина М. В. Решение задач по физике. Часть 1.-М.: Мир, 1993.-216 с.
  117. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М. Высшая школа, 1989.
  118. Практикум по методике решения физических задач: {Учебное пособие для физ. мат. фак. пед. ин./ В. И. Богдан, В. А. Бондарь, Д. И. Кульбицкий, В. А. Яковенко.} - Мн.: Высш. шк., 1983. — 272 с.
  119. Д. Как решать задачу. /Пер. с англ. М.: 1961.
  120. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7−11 кл.: Кн. для учителя /В.Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- Под ред. В. Г. Разумовского. — М.: Просвещение, 1996.- 190 с.
  121. А. О науке. М.: Наука, 1990. — 735 с.
  122. Пути реализации и систематизации знаний учащихся по физике. Л., 1984.
  123. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  124. В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
  125. X. Физика в ванне: Пер. с англ. М.: Наука, 1986. — 96 с.
  126. В. И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1985 — 97 с.
  127. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 239с.
  128. А. П. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1988- 189 с.
  129. Р.И. Использование системного подхода при обучении студентов физике. //Психодидактика высшего и среднего образования /Тезисы первой всероссийской научно-практической конференции. -Барнаул, 1996.-С.58.
  130. Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 320 с.
  131. Е.А. Формирование приемов продуктивного мышления школьников при обучении физике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Самара, 1994. — 224 с.
  132. Е. А. Поисковые задания по физике 7−8 классов. Самара: Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1977. — 52 с.
  133. Ю.А., Бутырский. А. Электродинамика: Модели уроков. М.: Просвещение, 1992. — 304 с.
  134. Ю. А. Методика обучения физике. Методологические вопросы.-2е изд., дораб. Киров, 1995. — 93 с.
  135. Ю. А. Проблемы методики решения задач. //Физика в школе № 3, 1985,-С. 41−44.
  136. Ю.И. Сборник задач по физике: Учеб. Пособие для энергетич. Проф. ПТУ. М.: Высш.шк. 1989. — 143 с.
  137. Р. П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. — 144
  138. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика 1966. — 136 с.
  139. А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 240 с.
  140. А. М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.
  141. Н. М. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975, — 342 с.
  142. Л.В., Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы): Учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. — М.: Высш. шк., 1990. — 256 с.
  143. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. завед. /Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
  144. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. завед. /Под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  145. И.Ф. Зачетные уроки по физике в средней школе: Пособие для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1979.- 128 с.
  146. А.В. Система задач по физике как средство формирования знаний и общеучебных умений и навыков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1994. — 18 с.
  147. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ. /Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -176 с.
  148. Н.Н. Методические основы обучению учащихся решению задач по физике: Дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. Л., 1989. -366 с.
  149. Н. Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. Челябинск, 1981.
  150. Н. Н. Система задач по физике в средней школе //Совершенствование процесса обучения физике в средней школе /Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — С. 109−117.
  151. М.Е. Качественные задачи по физике в 6−7 классах. Пособие для учителей, М., «Просвещение», 1976.
  152. Урок физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя. /Сост. Э.М. Браверман- под ред. В. Г. Разумовского. -М.:Просвещение, 1993. 288 с.
  153. А. В., Завьялов В. В. Изучение познавательного интереса учащихся к физике. //Физика в школе № 4, 1980. С. 46 — 48.
  154. А. В., Завьялов В. В. О систематизации знаний учащихся в процессе обучения физике. //Физика в школе № 1, 1976. — С. 44 -45.
  155. А. В. Формирование обобщённых умений и навыков. -«Народное образование» № 4, 1974.
  156. А. В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Изд. 2е. Челябинск: Изд. ЧГГГУ «Факел», 1997. -16 с.
  157. А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  158. А. В., Вологодский 3. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 153 с.
  159. М. А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  160. Учитесь решать задачи по физике: Кн. для учащихся /Г.В. Ефашкин, Н. Н. Романовская, А.Н. Тарасова- Под ред. А. Н. Тарасовой. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  161. В.П. Обучение основам творческой деятельности. -Магнитогорск: МГПИ, 1991. 57 с.
  162. К. Д. Полн. Собр. соч. М. — Л., 1950, т. 10.
  163. Физика и научно технический прогресс: Пособие для учителей. /В. Г. Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др., под ред. В. Г. Разумовского и др. — М.: Просвещение. 1980. — 159 с.
  164. Физики шутят: Пер. с англ. М.: Мир, 1993 — 208 с.
  165. Физико-математические олимпиады. Сборник. М., «Знание», 1977.
  166. Формирование научного мировоззрения учащихся. /Под ред. Э. И. Моносзон, Р. Правдика, Р. М. Роговой. М.: Педагогика, 1985. — 232 с.
  167. Формирование учебной деятельности студентов. /Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд. Моск. университета, 1989. — 240 с.
  168. Л.М., Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  169. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977, С. 3−14.
  170. В.К. Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977, 64 с.
  171. Л.Д. Отбор задач и критериев оценок их решения для физических олимпиад учащихся ПТУ .//Физика в школе, № 6, 1985. — С. 72 73.
  172. А.А. О некоторых результатах вступительных экзаменов по физике. //Физика в школе № 5, 1989.
  173. И.М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  174. Человек и вычислительная техника. Под ред. В. М. Глушкова. Киев: Наукова Думка, 1971.- 66 с.
  175. Т.Н., Усолыдев А. П. Задачи с художественным содержанием на уроках физики //Учебная физика № 1, 2001, С. 41−52.
  176. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике. М.: МП «MAP» 1994. — 183 с.
  177. О.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Челябинск, 1999.-21 с.
  178. Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
  179. И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 1995. — 18 с.
  180. Элементы методики применения ПМК при решении физических задач (В.А. Бетев, Л.И. Анциферов). //Физика в школе № 1, 1990. С. 5 — 57.
  181. А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. — 215 с.
  182. Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение? //Физика в школе. 1990. — № 5. — С. 58−60.
  183. И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  184. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. — М.: Просвещение, 1985.
  185. Bloom B.S., Hastings S.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evalution of student learning. N. Y., 1971
  186. Entwurf eines Lehrplans fur den Physikunterricht in Klasse 6. In: Physik in der Schule. — Berlin 28 (1990) 3.
Заполнить форму текущей работой