Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме: На опыте Республики Саха (Якутия)
Самообразование — важная составная часть повышения педагогической культуры родителей. Понятийно-содержательный анализ самообразования, его функций и видов, позволил нам дать собственное определение этого понятия. Самообразование родителей — это вид деятельности родителей, характеризирующийся свободным выбором направлений по удовлетворению потребностей в социализации, самореализации в роли… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования педагогической культуры родителей сельских школьников
- 1. 1. Педагогическая культура родителей сельских школьников как теоретическая проблема
- 1. 2. Анализ состояния педагогической культуры родителей в практике модернизации сельской школы
- 1. 3. Социокультурные институты наслежно-улусного социума как фактор формирования педагогической культуры родителей
- Глава II. Условия формирования педагогической культуры родителей в наслежно-улусном социуме
- 2. 1. Системный подход к организации и управлению процессом формирования педагогической культуры родителей
- 2. 2. Стимулирование педагогического самообразования родителей в наслежно-улусном социуме
- 2. 3. Социально-педагогические технологии деятельности сельских образовательных и социокультурных учреждений по формированию педагогической культуры родителей
Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме: На опыте Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в значительной мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее воспитательный потенциал.
По данным Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), в Республике ежегодно выявляются свыше 2250 детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них — социальные сироты. Количество детей, направленных на попечение, опеку, усыновление в 2003 году, составило 3821. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей проведен социальный патронаж более 91 380 семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
Семья — особый социальный институт, главным предназначением которого является воспитание, образование и социальная защита человека.
От того, каков уклад жизни семьи, зависят направленность и характер семейного воспитания. Воспитательный ресурс родителей находится в прямой зависимости от уровня сформированности педагогической культуры родителей как одного из составляющих семейного уклада жизни. Непонимание родителями процесса развития ребенка, неумение распознавать его характер, неадекватное реагирование на его поведение приводят к серьезным ошибкам и неудачам в семейном воспитании и развитии личности.
Результаты опроса, проведенного среди родителей учащихся образовательных учреждений 5 улусов Республики Саха (Якутия), показали, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, и как следствие — сложность в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. Педагогическая культура родителей — основа обогащения воспитательного потенциала семьи, важнейший ресурс развития личности ребенка. С одной стороны, для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие семье, соответствующие помощь и поддержка. Сегодня вопросы семейного воспитания, педагогического просвещения родителей достаточно широко освещаются в философских, социологических и психолого-педагогических трудах. Вместе с тем, анализ в этом контексте семейной проблематики показывает, что до сих пор нет единой точки зрения на содержание и пути формирования педагогической культуры родителей, критериев и параметров оценки ее уровней. Научные исследования по формированию педагогической культуры малочисленны, фрагментарны, не отражают проблемы родителей сельских школьников, не демонстрируют системного подхода к решению этой проблемы в современных условиях.
Специфические особенности организации условий жизнедеятельности сельских семей — компактность проживания, высокая степень «открытости», восприимчивость родителей сельских детей к педагогическим советам и рекомендациям — создают реальные предпосылки для построения системы взаимодействия всех образовательных и социокультурных институтов села по формированию педагогической культуры жителей наслежно-улусного социума, родителей в первую очередь.
Теоретическое осмысление и методическое решение проблемы организации и содержания процесса формирования педагогической культуры родителей, безусловно, будет содействовать совершенствованию всей практики социального воспитания в сельском социуме. В этом отношении объективная потребность в разработке региональной модели формирования педагогической культуры родителей сельских школьников определяет актуальность исследования.
Анализ научно-педагогической литературы и социально-педагогической практики по исследуемой проблеме позволили выделить ряд противоречий, сдерживающих усилия школы, институтов сельского социума в формировании педагогической культуры родителей учащихся. Это противоречия:
— 5- между высокими требованиями общества к качеству воспитания детей и недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, их воспитательным потенциалом;
— между потребностями родителей в различных формах социально-педагогической поддержки и соответствующим качеством и «набором» предоставляемых услуг по научно-методическому обеспечению их самообразования;
— между необходимостью социально-педагогической работы образовательных учреждений с родителями и дефицитом средств и методов этой работы в условиях сельского социума;
— между объективной потребностью родителей в повышении их культурно-педагогического уровня, воспитательного потенциала и готовностью школьных учителей, социальных педагогов, социальных работников к этой деятельности.
Актуальность и значимость выявленной проблемы, состояние теории и потребность практики в эффективном педагогическом сопровождении процесса формирования педагогической культуры родителей учащихся сельских образовательных учреждений обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (на опыте Республики Саха (Якутия))».
Объект исследования: педагогическая культура родителей учащихся в сельском социуме как фактор формирования личности школьника.
Предмет исследования: процесс формирования педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме.
Цель исследования: разработать региональную модель формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и определить условия ее эффективной реализации (на опыте Республики Саха (Якутия)).
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование личности сельского школьника в современных условиях в значительной мере определяется уровнем педагогической культуры родителей, который составляет совокупный воспитательный ресурс современной семьи.
Процесс формирования педагогической культуры родителей будет эффективным, если: в образовательном пространстве родителей широко используются этнопедагогический потенциал общины, возможности сельской образовательной и этнокультурной среды, всех ее социальных институтовсоздаются условия для педагогического самообразования родителей и применения полученных знаний в их повседневной жизнидеятельность сельских учителей, воспитателей и социальных педагогов основана на соответствующих инновационных технологиях и методиках работы с родителями.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определены основные задачи исследования:
1. Изучить сущность формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и критерии эффективности этого процесса.
2. Осуществить анализ разработанности проблемы формирования педагогической культуры родителей в практике модернизации образования в сельском социуме.
3. Обосновать современную модель формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и программу ее реализации в наслежно-улусном социуме.
4. Разработать практические рекомендации в адрес родителей, социальных педагогов, учителей и других специалистов сельского социума.
Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики о системном понимании социальных явлений, основные положения социальной педагогики о микросоциуме и семейном воспитании, положения общей этнопедагогики, этнической педагогики народа сахаконцепции развития российского образования в новых социально-экономических условиях.
В качестве основной теоретической базы исследования рассмотрены важнейшие идеи отечественных и зарубежных ученых, изложенные в трудах:
— 7- о социальных аспектах воспитания (Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и др.);
— направленных на изучение различных сторон педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, А. В. Мудрик, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин и другие);
— посвященных проблемам семьи, педагогики и психологии воспитания детей в семье (Ю.П. Азаров, А. И. Антонов, М. Буянов, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская,.
B.В. Столин, В. А. Сысенко, Э. Г. Эйдемиллер и другие);
— связанных с изучением педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, JI.B. Ковинько, Ю. Я. Левков, Т. В. Лодкина, В. Я. Титаренко,.
C.Н. Щербакова и другие);
— раскрывающих проблемы формирования, повышения и совершенствования педагогической культуры родителей различными социальными институтами, системой образовательных учреждений (И.В. Гребенников, Ю. Я. Левков, Р. В. Овчарова и др.), сферой социального (социально-психолого-педагогического) обслуживания (Л.С. Алексеева, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, А. Д. Кошелева, Н. Н. Стрельникова, B.C. Торохтий и другие) — -посвященных изучению сельского социума, сельской школы, ее проблем и особенностей, процессов его изменения, а также вопросами взаимодействия образовательных и социокультурных институтов (В.Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, М. М. Плоткин, В. Н. Гуров и другие).
Общие педагогические воззрения различных народов подробно освещены В. Ф. Афанасьевым, Г. Н. Волковым, А. Ш. Гашимовым, Я. И. Ханбиковым. В работах ДА. Данилова, А. Г. Корниловой, Н. Д. Неустроева,.
А.П. Оконешниковой раскрыты отдельные аспекты якутской народной педагогики, использование ее в воспитательной работе образовательных учреждений, наслежно-улусного социума.
Исследования В. Н. Аргуновой, А. А. Григорьевой, К. Н. Сивцевой, А. П. Шамаевой способствовали построению региональной модели формирования педагогической культуры родителей в условиях сельского социума.
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыизучение и анализ педагогического опыта работы образовательных учреждений и социокультурных институтов с родителями, ретроспективный анализ. Ведущим методом исследования явилась социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа, в ходе которой использовались различные виды устного и письменного опроса (интервью, анкетирование, тестирование), педагогическое наблюдение, ранжирование, статистические методы обработки данных.
Базой исследования стали 150 семей из 3 наслегов Чурапчинского улуса, а также школьники и их родители из 4 улусов (Амгинский, Мегино-Кангаласский, Таттинский, Усть-Алданский) Республики Саха (Якутия).
Участниками опытно-экспериментальной работы являлись родители учащихся образовательных учреждений, социальные педагоги, психологи, специалисты социально-педагогических центров и других учреждений села.
Задачи исследования решались в три этапа:
На первом этапе (1994;1996 гг.) осуществлялся теоретический анализ литературных источников, массового и передового педагогического опыта по проблеме исследования. На основе обобщения опыта работы образовательных учреждений, социокультурных институтов села с родителями школьников определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Разработана программа и методика экспериментальной работы.
На втором этапе (1996;2002гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по созданию и теоретическому обоснованию модели процесса формирования педагогической культуры родителей в условиях наслежно-улусного социума, осуществлялась процедура отслеживания показателей ее формирования. Определялись пути и средства эффективного использования организационного и содержательного компонентов технологии работы по формированию педагогической культуры родителей в условиях сельского социума.
На третьем этапе (2002;2004 гг.) проводилось внедрение в практику модели процесса формирования педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме, систематизировались, обобщались, анализировались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, были сформулированы теоретические выводы, текстуально оформлена диссертация.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования. Раскрыта сущность педагогической культуры родителей применительно к современной ситуации в образовании. Определена зависимость уровня педагогической культуры родителей от национальных и региональных особенностей традиционного уклада жизни сельских семей (установившийся порядок жизни, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример родителей, межпоколенные связи) — на опыте Республики Саха (Якутия) впервые проанализированы возможности взаимодействия образовательных и социокультурных институтов села, интеграции народных традиций и современных форм и методов воспитания в процессе формирования педагогической культуры родителейразработана и экспериментально обоснована модель процесса формирования педагогической культуры родителей (принципы, условия и факторы, содержание, субъекты педагогизации сельской среды, критерии эффективности этого процесса) в соответствии со специфическими условиями сельского социума (производственной деятельности, расселения людей, их взаимодействия, этнического менталитета жителей) — представлена социально-педагогическая характеристика якутских семей.
Результаты исследования обогащают теоретические положения педагогики о семейном воспитании, о педагогическом самообразовании родителей по овладению ими педагогической культурой в условиях сельского социума.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены:
— социально-педагогическая характеристика семей сельских школьников- -комплексная программа формирования педагогической культуры родителей школьников в условиях якутского наслежно-улусного социума;
— программа педагогического образования родителей (педагогические лектории, групповые, индивидуальные консультации, тренинг и др.);
— технологии практической реализации образовательного потенциала родителей, создания образовательного пространства для формирования их педагогической культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Состояние семейного микроклимата, межсемейных отношений, эффективность обучения и воспитания сельских школьников, направленность развития личности ребенка, система его жизненно важных нравственных ценностей определяются уровнем сформированности педагогической культуры родителей.
2. Педагогическая культура родителей — это совокупная часть их общей культуры, которая отражается на укладе жизни семьи и компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Содержание педагогической культуры родителей составляют три основных компонента: рефлексивный, отражающий отношение родителей к ребенкугностический, отражающий уровень психолого-педагогических знаний о ребенкеповеденческий, отражающий характер взаимодействия с ребенком.
3. Модель формирования педагогической культуры родителей сельских школьников представляет собой процесс педагогизации сельской среды за счет создания системы взаимодействия всех образовательных и социокультурных институтов села, совершенствования воспитательного мастерства родителей и активизации их субъектной позиции в модернизации социальной и образовательной политики на селе.
4. Важнейшими социально-педагогическими условиями эффективности формирования педагогической культуры родителей являются: готовность родителей к самосовершенствованию и стимулирование их самообразованиянаправленность образовательных учреждений, социокультурных институтов на педагогизацию среды с учетом национальных и региональных особенностей жизнедеятельностикомпетентность педагогов, специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семьемодернизация технологии социально-воспитательной деятельности с опорой на прогрессивные этнопедагогические традиции.
Апробация и внедрение работы. Исследование проводилось в рамках комплексной программы Российской академии образования «Системная модернизация образования как фактор социального развития села» (2003;2005 гг.). Концептуальные основы диссертации обсуждались в Республике Саха (Якутия) на улусных и республиканских научно-практических конференциях по проблемам семейного воспитания, на педагогических и аспирантских чтениях в Институте социально-педагогических проблем сельской школы РАО (г. Москва, 2002, 2003 гг.). Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах докладов и выступлений на республиканских, региональных и улусных научно-практических конференциях, семинарах (1997;2004 гг., г. Якутск, с. Чурапча). Материалы диссертационной работы используются в практической деятельности социальных педагогов улусов Республики Саха (Якутия).
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, адекватностью комплексной методики исследования проблеме, предмету, задачам и логике работыопытной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя, социального педагога и директора Центра социально-педагогической помощи семье, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к явлениям воспитания и образования.
Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
1. Самообразование — важная составная часть повышения педагогической культуры родителей. Понятийно-содержательный анализ самообразования, его функций и видов, позволил нам дать собственное определение этого понятия. Самообразование родителей — это вид деятельности родителей, характеризирующийся свободным выбором направлений по удовлетворению потребностей в социализации, самореализации в роли воспитателей своих детей, повышении культурного и образовательного уровней.2. Исследованием выявлено, потребность родителей сельских школьников в самообразовании высокая, при этом многие указывают на отсутствие нужной литературы. Большинство родителей нуждаются в той или иной помощи извне.3. Наряду с другими социальными институтами, достаточно сильное влияние на формирование родительской культуры оказывают психолого педагогическая литература, соответствующие передачи на радио, телевидении, журналы, газеты и т. д. Особую сложность при организации самообразования родителей в условиях Республики Саха (Якутия) создает недостаточность педагогической литературы для родителей на родном языке.4. Активными формами стимулирования самообразования являются: задание на дом, подготовка к предстоящему занятию родительского лектория, проведение конференции, семинара, родительские чтения, круглых столов, рефлексивный педагогический диалог. Стимулом к самообразованию служит также постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее взрослых активно заниматься самовоспитанием. 5. Для стимулирования самообразования родителей нужна реализация системы решений и действий социально-организационного характера, направленных на создание благоприятных условий для его развития и поощрения: создание библиотечек для родителей, организация книжных выставок, выпуск специального журнала для родителей, ориентация массовых средств информации на создание специальных рубрик, передач на тему воспитания детей. 2.3. Социально-педагогические тежнологии деятельности сельских образовательных и социокультурных институтов. Как уже отмечалось выше, одним из условий эффективности процесса формирования педагогической культуры родителей является интенсивное освоение педагогами, специалистами других социокультурных учреждений новых сфер социальной защиты и поддержки семьи в широком диапазоне поиска возможностей и ресурсов социума, профессиональной деятельности специалистов различного профиля и самой семьи. Ориентация на новый мир личности, изменяющийся мир семьи требует от всех структур социального обеспечения, постоянного профессионального совершенствования и эвристического типа предоставления родителям психолого-педагогической помощи. Кроме того, периодическое обновление в социальной сфере, как профессиональной ориентации персонала, так и способов, техник, приемов, средств работы по формированию педагогической культуры родителей, вызывает острую потребность разработки технологий деятельности различных учреждений села. Основу этого потенциала составляют социальные технологии, которые становятся сегодня важнейшим механизмом получения реальных приращений в профессиональной деятельности специалистов различного профиля по повышению воспитательного потенциала родителей. Наиболее важными направлениями применения социально педагогических технологий, как показывает опыт и практика социальной работы, являются: технология сбора и обработки психолого-педагогической информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика уровня педагогической культуры родителей) — технологии оказания семье социальной помопщ (посреднической, экономической, физической, социальной, психолого педагогической, моральной и т. д.) — технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, усыновление, опекунство и т. п.), технологии прогнозирования, оценки качества социальных услуг и другие. •не эффективность применения социально-педагогических технологий в значительной мере определяется и структурой деятельности образовательных и социокультурных институтов села, наличием специалистов и уровнем их подготовленности к работе с различными категориями семьи. Сегодня при все возрастающем внимании к методикам, техникам, технологиям социальной работы с семьей сама проблема не получила ни должного теоретического освещения, ни должной практической разработки. В результате этого имеются существенные затруднения в области сбора и обработки психолого-педагогической информации о семье, в формулировании для специалиста диагноза семьи и рекомендаций для самой семьи, непосредственно в разрешении проблем семьи и прогнозирования тенденций их повторного проявления, а также в обучении специалистов технологиям формирования педагогической культуры родителей. Являясь одновременно субъектом и объектом технологизации, социально-педагогическая работа семьи определяет структуру и содержание методик, техник, технологий в этой сфере деятельности. Со временем сама практика формирования педагогической культуры родителей выделила области ее технологизации. Анализ существующих технологий в различных областях науки позволяет по-новому подойти к рассмотрению самого понятия «технологии» в контексте деятельности социальных служб семьи. Технологии формирования педагогической культуры родителей — это искусство изменения состояния семьи, нуждающейся в помопщ извне в процессе ее жизнедеятельности. Технологии формирования педагогической культуры родителей — это средство реализации достижений науки в сфере социальной защиты и поддержки семьи с учетом закономерностей восстановления ее социальной активности. Эти и другие определения психолого-педагогических технологий показывают, что на сегодняшний день само представление о технологическом.
аспекте социальной работы с семьей значительно расширилось: наряду с традиционными понятиями «педагогические системы», «педагогические технологии» (В.П. Беспаиько, А. С. Белкин, Б. В. Бушелева и другие) появились термины «психосоциальные технологии», «психолого-педагогические техники», «функционально-ролевые игры» и т. д. (Ю.А. Алешина, СМ. А. Беличева, Е. В. Петровская и другие).Ряд отечественных ученых (А.Н. Воробьев, Ю. В. Баскина, М. В. Квитковская, Д. А. Фильченков и др.), изучающих практикоориентированные проблемы семьи (технология прогнозирования и моделирования, методики диагностики и проектирования, техники социальной защиты и поддержки семьи и т. д.), дальнейшее развитие социальной работы с семьей видят в сфере психолого-педагогического обеспечения, объединяющего все эти направления и позволяющего достичь качественно нового уровня профессиональной деятельности. Сегодня накоплен определенный потенциал различных инструментариев для решения разнообразных форм информационных задач, связанных с семейной проблематикой. Следует отметить, что в этих целях усилия ученых психологов, педагогов и социологов сегодня сосредоточены на двух направлениях. Первое — использование существующих классических инструментариев сбора и обработки информации. Второе — адаптация известных и разработка, на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого (1990) — методика диагностики супружеских отношений В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой (1987) — методические приемы диагностики супружеских отношений А. Н. Волковой и Т. М. Трапезниковой (1985) — методика анализа конфликтной ситуации В. А. Смехова (1984) — методика изучения межличностного семейного конфликта.
(MCK) В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой (1985) — методика оценки психологического здоровья семьи B.C. Торохтий (1996) — методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В. А. Сысенко (1998) и другие. По мнению B.C. Торохтий (176), исследовавшего основы психолого педагогического обеспечения социальной работы с семьей, основу технологического компонента психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей составляют: Деятельностные технологии — технологии, обеспечивающие деятельность, ее профессиональные процедуры (методики, техники, способы.
обеспечения):
технологии самой профессиональной деятельности специалиста (методика диагностики, техники коррекции и т. д.) — • технологии разрешения проблем семьи (методики, техники самоорганизации семьи) и самого специалиста (приемы самонастройки, саморегуляции и т. д.).Технологии жизнеспособности системы разрешения проблем семьи. К ним относятся: • методики реформирования структур (специальных центров, отделений в центрах и т. д.) психолого-педагогической помощи семье- • техники организации взаимодействия специалистов различного профиля и различных ведомств в разрешении проблем семьи- • технологии работы психолого-педагогического консультативного пункта- • методики подготовки специалистов для работы с семьейметодики, техники проведения социальной экспертизы социальных программ, проектов и т. д.- • методики компьютеризации профессионального пространства и другие. Технологии сопровождения процесса:
а) применительно к процедурам информационно-аналитического этапа: • техника формирования, развития совершенствования представлений о семье- • методика сбора и обобщения информации- • методики психолого-педагогического анализа социальных проблем семей- • техники диагностики и прогнозирования возможных психолого педагогических трудностей семьи на различных стадиях ее жизнедеятельности — методика формирования диагноза семьи (для.
специалистов);
б) применительно к процедурам побудительно-сопроводительного этапа: • приемы разрешения внутрисемейных конфликтов- • техники защиты от внутрисемейного насилия- • частные технологии нормализации супружеских отношений- • техники формирования мотивации членов семьи к участию в восстановлении собственного потенциала (в процедурах психологической коррекции, психологической терапии и т. д.) — • техники информационно-воспитательного сопровождения социальной поддержки семьи- • техники, приемы оказания ситуативной психолого-педагогической помощи семье- • техники разрешения внутрисемейных ситуаций (супружес1сих конфликтов, разводов) и т. д.в) применительно к процедурам восстановительно-реабилитационного этапа: • техники социально-психологической реабилитации- • методики, техники консультирования, профилактики и реабилитации- • техники совершенствования (самонастройки, саморегулирования) — • технологии раскрытия ресурсов семьи к самоорганизации и другие. Исходя из задач нашего исследования, в ходе опытно экспериментальной работы нами использованы следующие технологии: • технологии сбора сведений о семье (составление социально педагогических карт семьи и учащихся). • методика определения уровней сформированности педагогической культуры родителей- • технология составления программ педагогической подготовки родителей- • методика проведения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями- • методика изучения результативности проведенной коррекционно формирующей работы в ходе опытно-экспериментальной работы. • техника формирования рекомендаций родителям. Вначале рассмотрим технологическое состояние программы педагогической подготовки родителей, использованной в опытно экспериментальной работе. Родители нуждаются в такой программе, которая отвечала бы их сегодняшним запросам и помогла бы решить те проблемы, которые возникают в процессе взаимодействия всех участников педагогического процесса. В процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована Программа педагогической подготовки родителей, предполагающая различные формы лекционно-семинарских занятий, индивидуальных, групповых консультационных встреч с родителями и их детьми (см. приложение 3).Цели и задачи программы — повышение уровня педагогической культуры родителей. Следствием освоения программы является сближение позиций семьи и школы, родителей и ребенка, повышение воспитательного потенциала семьи, более продуктивное развитие личности ребенка, их дальнейшей социализации. Содержание Программы складывалось на основании результатов диагностического исследования. Мы выявили основной круг проблем, с которыми сталкивались современные родители, и дифференцировали взрослых, исходя из потребностей в помоищ извне. Критерий дифференциации — уровень компетентности родителей, заинтересованность в получении знаний. Желающим углубить свои знания предлагалась дополнительная литература по самообразованию. Опирались на источники: • документы, книги, журналы, газеты- • люди: научные работники, преподаватели вузов, коллеги, родители, учащиеся- • технические информационные системы: радио, ТВ, компьютерные • разработки всего комплекта наук о человеке — философии, педагогики, социологии, физиологии и медицины- • традиции, опыт отечественных и зарубежных образовательных учреждений, свой собственный опыт. Особое место занимает в Программе научная литература — работа известных отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов, а также документы. Представляем основные идеи, на которых строится программа. Сущность подхода к родителям, цели и задачи, педагогические принципы, организационно-педагогические подходы к реализации программы, материалы и методические обеспечение, квалификационные требования к педагогам, осуществляющим реализацию программы, а также ожидаемые результаты освоения данной программы и основные условия достижения ее эффективности. Ценности, на которых базируется Программа, — это уважение прав каждого участника образовательного процесса, гуманистическая направленность воспитания, творческая реализация личности, ее самоактуализация. Главные идеи:
1. Щея единства приоритетности ценностных ориентировок: свобода выбора, ответственность, нравственность, творчество, развитие, открытость.2. Р1дея личностной направленности: преодоление обезличенности образования, стремление учесть особенности участников программы, их проблемы.3. Идея полифункциональности реализма в ряде функций: • удовлетворение образовательных потребностей родителей- • обогащение опыта продуктивного взаимодействия с детьми- • поиск новых форм сотрудничества родителей и детей, детей и учителей, учителей и родителей- • коррекция общения детей-родителей, родителей — учителей, основанные на взаимопонимании и уважении.4. Идея сотрудничества. Реализация идей предполагает совместную развивающую деятельность учителей, родителей и детей, скрепленное взаимопониманием, проникновение в духовный мир и приобщением к ценностям друг друга, коллективным анализом хода и результата деятельности на основе диалога и активной личной позиции участников.5. Идея динамичности, гибкости в поиске новых форм и средств в реализации задач воспитания детей, создание условий для достижения или определения уровня образованности. Педагогические принципы, положенные в основу программы:
1. Принцип гуманистичности.2. Принцип индивидуального подхода.3. Принцип природосообразности.4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. 6. Идея автономности. Реализация этой идеи позволяет каждому родителю проявлять самостоятельность в выборе со своим ребенком стратегии поведения в воспитании, в соответствии со своими индивидуальными возможностями и задачами воспитания. Сущность подхода к родителю — в признании уникальности и неповторимости каждого, уважение его достоинства, доверие к нему, принятия его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для обретения и развития способности к продуктивному взаимодействию с ребенком, на основе всестороннего анализа его проблем в воспитании. Цели и задачи программы: систематизация имеющихся и приобретенных новых знаний родителями в области семейного воспитанияпознание родителями самих себя, своих запросов и установки в отношении ребенкаудовлетворение потребностей родителей в информации о развитии своих детейформирование навыков интеллектуального, физического и нравственного развития ребенка на основе признания его субъектом процесса воспитанияобучение родителей наиболее продуктивным способам взаимодействия с ребенком и его окружением (учителя, сверстники) — стимулирование к совместной деятельности родителей и детей, к повышению активности родителей во взаимодействии со школой, согласованности в целях и методах воспитаниястимулирование к самообразованию, к самосовершенствусовместный поиск решений конфликтных ситуаций в семьеанализ правильности собственных действий по воспитанию и образованию своих детей, развитию творческих возможностей ребенка и его дальнейшей социапизации;
изучение нормативно-правовых документов о семье и образовании, умение ориентироваться в социально-правовой ситуации. Организационно-педагогические подходы к реализации программы. Все проведенные занятия основаны на сотрудничестве. Программа не только информирует родителей, но и обращается за советом к ним, они вместе устанавливают связи, намечают пути решения поставленных задач. Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Методика проведения заключается в использовании различных приемов обучения: беседа, лекция, семинар, практический тренинг, опережающее задание, индивидуальная консультация. Родители — непосредственные участники образовательного процесса, как исследователи, познающие скрытые связи и отношения субъектов. Педагог — в позиции «рядом», но чуть впереди, «ведет» родителей. Проводится педагогическая рефлексия, где прививаются навыки самооценки, взаимооценки. Опережающие домашние задания стимулируют родителей к самообразованию. Коллективные творческие дела родителей и детей способствуют привитию практических навыков, использованию полученных знаний на практике. Основные условия достижения эффективности: • положительная психологическая атмосфера- • доступность изложения учебных тем- • индивидуальная работа с каждым в пределах семьи. Организационные аспекты реализации программы: • кому предназначается: • сроки проведения- • число участников, добровольность- • 1−2 раза в месяц- • продолжительность — 2 часа;
— КТО ведет- • материальное и методическое обеспечение;
Список литературы
- Аквис Д.С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. 206 с. Аксенова Е. В. О соотношении теоретической и практической модели всеобуча вопросы рекомендации родителей Методические педагогического по проведению образования бесед с проблемы взрослых: разными педагогического
- Актуальные взаимодействия педагогической теории и практики. Т., 1986. 55 с. Методические Л 1986.-33 с.
- Алексеева Л.С. Особенности работы школы с родителями педагогически запущенных учащихся /Семья, учитель и трудовой коллектив АПН СССР НИИ общих проблем воспитания. М., 1987.- 8с.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое Консорциума и консультирование.
- Анализ М.: Редакционно-издательский отношений неврозах, у подростков центр при категориями населения /АПН СССР НИИ общего образования взрослых, «Социальное здоровье России», 1994. 72 с. семейных характера, психопатиях акцентуациях 7. 8. 9. неврозоподобных состояниях /Сост. Э. Г. Эйдеммилер, В. В. Юстицкий. Обнинск, 1
- Антонов А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М.: Антонов А. И., Сорокин А. Судьба семьи в России XXI века. М.: Аргунова В. Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской Педагогика, 1
- Грааль, 2000. семьи в социальной работе, Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1997.
- Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. М, Учпедгиз, 1957. 347 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение
- Архангельский В.Н., Дармодехин С В Кусов А.Ф. Меры и механизмы семейной политики. Обзор региональных программ //Семья в
- Ахмерова Н.М. Пути повышения эффективности педагогического руководства семейным воспитанием.- М., 1993.
- Бабанский Ю.К. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания Полит, самообразование. 1994. N2.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебнометодическое пособие. Холдинг, 2003.-224 с.
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М: Семья и школа, 1995. 220с.
- Баренбаум Л.Н. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997.
- Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений. М., 1992.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли Вы своего ребенка?: Пособие для студентов пед. институтов, пед. училищ, колледжей и родителей. М.: Академия, 1997. 230 с.
- Беличева А., Кондратьев М. Ю. Социально-психологическодиагностико-коррещюнный инструментарий /ВНИК «Государственная система социальной помощи семье и детству». М., 1993.
- Берне Э. Я-концепция и воспитание. М., 1993 3 2 4 с.
- Библер B.C. Диалог культур- опыт определения //Вопросы философии. 1989. N6. 31−42.
- Богомолов М.М. Повышение педагогической культуры родителей. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
- Болапов В.А. Проблемы педагогического образования семьи все еще Ярославль: Академия развития: Академия
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
- Бочарова В.Г. Личность, семья, община //Социальная работа. -1992.- № 1. -С.22.
- Бочарова В.Г. Подросток и взрослые: зона доверия //Нар. Образование.— 1990.-№ 9.-С. 17.
- Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. М., 1992. -79с.
- Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных воздействий.- Екатеринбург, 1993.
- Буланова Н.Н. Работа школы с семьями учапщхся: Учебное пособие к спецкурсу. Иркутск: ИНГИ, 1987.
- Буянов М. 13 с. записки детского Ребенок из неблагополучной семьи: психиатра: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207с.
- Варга А.Я., Столин В.В.
- Вершиловский Г. Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз. СПб., 1998.-96 с.
- Видченко А, Г. Проблемы семейного воспитания в истории советской педагогики (1917−1941).-К., 1971.-53 с.
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Сахаплиграфиздат, 1997. 102 с.
- Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1992. 144 с.
- Волков Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды.- Якутск: «Кудук», 1995. 76 с.
- Волков К.Н. Народные университеты педагогических знаний. М., 1973. 68 с.
- Воспитание на якут. яз. ребенка на основе возрождения и развития национальной культуры /Авт. коллектив под рук. А. П. Оконешниковой. Якутск, 1994.- 88 с
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика. 1982. Т. 4.-488с.
- Габьппева Ф.В. Теория и практика модернизации систем общего образования Республики Саха (Якутия): Дис… д-ра пед. наук. М., 2001. 345 с.
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. М.: Дельта: ACT, 1997. 428 с.
- Голубенке Л.А. Роль родительского комитета школы в повышении ответственности родителей за воспитание детей МП Каз. ССР Алма-Ата: МектепД, 1986.-28 с.
- Грачев Л.К. Программы работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 1992.
- Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей (учапщхся 5−10 классов). М.: Знание, 1986. 79 с.
- Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей основа совершенствования семейного воспитания школьников //Советская педагогика. -1971.-N1.-C.61−67.
- Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как совершенствования семейного воспитания школьников: основа 50. 51. 52.
- Автореферат… .канд.пед. наук.- М., 1
- Гребенников И.В. Помощь родителям (О педагогическом всеобуче Гребенников И. В. Семья: воспитательные возможности. В помощь родителей) Народное образование. 1971. -N4. 55−57. лектору. М., 1985. 40 с. Гребенников И. В. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985. воспитания детей и подростков Сов. педагогика. 1985.-N1.- с. 80−86.
- Григорьева А.А., Прокопьева М. М. Семейная педагогика. Якутск: ИздвоЯГУ, 1998.-38 с.
- Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями.- М., 1992.
- Гурьянова М.П. Комплексный анализ состояния современной сельской школы России (по результатам социально-педагогического исследования). М.: АСОПиР, 2000. -60 с.
- Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1977. -264 с.
- Дармодехин СВ. Семейная N2.-c.5−16.
- Демидов М. Содержание,
- Диалектика и теория творчества. М.: МГУ, 1987. 200 с.
- Добсон Дж. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на Ваши вопросы. М: Центр общечеловеческих ценностей, 1991.
- Доуэл М., Шадлоу Практика социальной работы. Упражнения и методические рекомендации для обучения и повышения квалификации социальных работников. М., 1995.
- Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеского конфлию-а Вопросы психологии. 1995. N 3 38−45.
- Еренков В.А. Родителям о детях здоровых и больных. К.: Здоровье, 1994.-416с.
- Ермаков концептуальные 146−163. В.Д., Алексеева подходы к Л.С., Плоткин созданию М. М. Основные территориальных центров Семья и семейная политика: проблемы научной разработки //Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993.- Вып.З.политика Российской Федерации: от оценки состояния к формированию стратегии…//Семья в России. 1996.- социальной работы с населением Семья в России. 1994. N1.
- Ефимов Ю. И. Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989.-92с.
- Заикина Г. Служба семьи: цели и задачи в современных условиях /Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. 23−235.
- Захаров А.И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителей детям. СПб.: Роспекс, 1995. 88 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: М.: Просвещение, 1993. 191 с,
- Здравомыслов Политиздат, 1986.-223 с.
- Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. 303 с. 73. Из истоков народной педагогики якутов Материалы научно- практической конфер. в с. Оросу. Якутск, 1992. 122с.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирование профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс. …д-ра педаг. наук.М., 1994.-224с.
- Исследования жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики //Семья в России. 1995. № 2. 8−28.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. «Петрополис», 1997. 205 с.
- Каким должен быть родительский университет педагогических знаний.-М., 1970.
- Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1913.-23 с.
- Киреева Л.А. Основные начала семейного обучения: дидактика Мамайчук И. И Психолого-педагогическая помощь семьи.- СПб, 1898.- 40 с. СПб.: ТОО ТК
- Китвиль Т.А. Мнения родителей о целях и средствах воспитания /Актуальные проблемы подготовки детей к обучению в школе. Т., 1987. с. 19−26.
- Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. статья А. В. Мудрика. М,-Л.: Прогресс, Учебный центр «Антарес», 1999. 283 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1982.-203 с.
- Коменский Я.А. Материнская «Семейное школа: Пер воспитание» с /РАО, немецкого Научный М. М. Воскресенской. Репр. изд. М.: АРНО Сервис, 1992. 64 с.
- Комплексная программа
- Концепция руководитель А. С. Спиваковская. М.: РАО, 1993. 14 с. государственной семейной политики Российской Федерации //Информационный бюллетень Международного года семьи. 1994.-N1.-C.19−25.
- Концепция системной модернизации сельской школы России Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО. 2002. 52 с.
- Корнилова А.Г. Социальное воспитание школьников в наслежно-улусной общине (на материалах Республики Саха (Якутия): Дис. д-ра пед. наук. М., 1997.-389 с.
- Кошелева А.Д., Перегуда В. Гиперактивные дети: как помочь им и их родителям //Дошкольное воспитание. 1994. N8.
- Кошелева материнского А.Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция для отношения: Научно-методические рекомендации практических психологов социальных служб. М., 1996. 76 с.
- Кутысман И.М. Повышение педагогической культуры родителей Развитие научно-методических центров повышения квалификации педагогических кадров: обобщение и распространение передового опыта. Киев, 1987.-С. 120−125.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М.:3нание, 1992.- 187 с. 96. Ле Шан Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. М.: Педагогика.1 9 9 0 2 7 2 с.
- Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей: Учеб. пособие к спецкурсу. Иркутск, 1986. 85 с.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. 15 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.- М.: Педагогика, 1991.- 74 с.
- Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. Вологда: Русь, 1997. 14 с.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
- Ломизе Л.С. Организация пропаганды педагогических знаний в народных университетах для родителей. М., 1982.
- Макаренко Л.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. 300 с.
- Малахов В.А. Культура и человеческая ценность, Киев: Наукова думка, 1989.- 120с.
- Маленкова Л. И Дети, родители, педагоги 1994.-243 с.
- Маралова Т.Л. Психологическое консультирование родителей в процессе подготовки детей к школе и формирование их социальной активности /Воспитание социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1988. М.: ТОО «ИнтелТех».
- Маркарян Э.С. Теория культуры современная наука логико- методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.
- Родители и дети: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1 9 9 2 3 1 8 с.
- Махлин М.Д. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки родителей в народных университетах педагогических знаний. Л., 1979.- 133 с. ПО. Махов Ф. С Кого мы растим: беседы о материнском и отцовском воспитании. М.: Профиздат, 1989.- 44 с.
- Мацковский М.С. Актуальные проблемы современной семьи Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М, 1992 с.29−40.
- Медведева И.Я., Ш и т о в, а Т.Л Книга для трудных родителей. М.: Звонница, — МГ Роман-газета, 1994. 269 с.
- Методические материалы по педагогическому просвещению родителей. Смоленск, 1967.
- Методические рекомендации о дальнейшем совершенствовании педагогического просвещения родителей и других категорий населения. М., 1983.
- Методические рекомендации по организации педагогического просвещения родителей учащихся средних специальных учебных заведений. К., 1978.
- Методические рекомендации по организации педагогического просвещения родителей. Мурманск, 1975.
- Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании //Магистр. 1991, а в г у с т С 61−63.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей Сост. Б.М.Бим-Бад и др.- М.: Педагогика, 1989. 298 с.
- Наседкина Е. И. Дифференцированный подход в работе по
- Наслежно-улусное социальное воспитание: В 2-х ч. М.:Изд-во АСОПиР, 1997.-127 с.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999.-140 с.
- Носков народные Я.И. традиции за в воспитании (Из детей. опыта Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. 128 с. Родители партами организации и осуш-ествления педагогического всеобуча в Северо-Казахстанской области).Алма-Аты, 1968.
- Образование взрослых как социальный институт. СПб., 1997. 47 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога: Пособие для студентов пед. институтов и учителей. М.: Просвещение, 1993. -254с.
- Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993. 38с.
- Организация систематической работы с родителями по воспитанию детей в семье. Кострома, 1966 54 с.
- Основы методическое 1991.-80 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. М.: Просвещение, 1983.-176 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения ред. В. А. Ратенберг, В. М. Кларина. В 2 т.- М., 1993. -Т. 1 59.
- Петров А.Ю. Формирование потребности личности в непрерывном образовании: Автореф. дисс. …канд. филос. наук. Екатеринбург, 1991.
- Петрова Т.И. Очерки о современном воспитании в семье. Якутск, 2004.62 с.
- Плоткин М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы: возрастно-психологического пособие для студентов консультирования: Учебнофакультета психологии государственных университетов Под ред. А. Г. Лидерса, Изд-во МГУ,
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ./ Под ред. Пилиповского В. Я. М., 1992.- 256 с.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: Прошлое и настоящее. Якутск: изд-во ИСКРО, 1993. 63 с.
- Попов Б.Н. Содержание
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа Саха.- Якутск: Бичик, 1998. 78 с.
- Попова М.А. Национальная культура народа саха.: В 5 ч. Якутск: Бичик. -1995.-4.1. 25 с.
- Популярная психология для родителей Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1988. 253 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- Якутск, 1999.-33с.
- Проблемы взаимодействия семейного и общественного воспитания в условиях работы с учащимися по месту жительства. Горький, 1983. 85 с.
- Пузикова Л.В. Университет педагогических знаний. Ташкент, 1987. 26 с.
- Рабочая книга школьного психолога И. В. Дубровина, М. К. Акимова.- М., 1995.-372 с.
- Растим здоровых, умных, добрых /Сост. Ковинько Л. В. Издательский центр «Академия», 1996, 288 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования Труды М.: исследовательского центра, М., 1991. 54 с.
- Самоделкин В.К. Проблемы координации и интеграции исследований проблем семьи и семейной политики. М., 1995.
- Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей.- М.: ТЦ Сфера, 2002, 128с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.192 с.
- Сборник программ по воспитательной работе в семье и образовательных учреждениях.- Якутск, 1993. -79 с.
- Семейное воспитание: Краткий словарь Под ред. И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 319 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 15 сентября 1996 г. с приложением нормативных актов и документов Сост. Л. М. Пчелинцева. М.: Инфра, 1996.
- Семья в новых социально-экономических условиях Международная научно-практическая конференция: тез. докл. Нижний Новгород, ННГУ, 1997. -65с.
- Семья в психологической консультации: Опыт ред. и проблемы психологического консультирования Под А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Семья: 500 вопросов и ответов Ред.- сост. Л. В. Прошина. М.: Мысль, 1992.-463 с.
- Семья: Кн. для чтения: В 2 ч. /Сост.И. С. Андреева. М.:Политиздат, 1990.
- Сибиряков Н.М. Инновации образовательной системы Чурапчинского улуса. -Якутск, 2002.-95 с.
- Сивцева К.Н. Педагогические основы социальной поддержки сельской семьи в PC (Я): Автореф. дисс… канд. пед. наук. -Якутск, 2003.
- Силласте Г. Г. Методология и методика социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономию! на селе». М.: Издательство АСОПиР, 2001. 61 с.
- Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М.: Независимая фирма «Класс», 1995.-260 с.
- Сластенин В.А. учителя Профессиональная культура в структуре личности профессиональной культуры учителя: Учебное /Формирование пособие. М.: Прометей, 1993 5−17.
- Соколова В. Н. Юзефович Т.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для зрителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Социальное развитие села и сельская школа: Сборник научных статей Под ред. М Л Гурьяновой. М.: №д-ю ИПСР, 2003.-100 с.
- Спиваковская А.С. М., НИИОП, 1981.-96 с.
- Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей.-СПб., 1997.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним: Пер, с англ. М.: Изд-во «Новости», 1991.-456 с.
- Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6−7 декабря 2001 г.) Элиста: А1111 «Джангар», 2003.- 416 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви /Сост.А. И. Сухомлинская. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
- Сысенко В.А. Психологический климат семьи и трудности семейного воспитания Сысенко В.А. Супружеские конфликты: монография.- 2-е изд.М., 1989.
- Сысенко В. А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. М., 1998.
- Сысенко В.А. Роль семьи в социализации и воспитании подрастающих поколений Семья в России. 2002. № 3.
- Сысенко В.А. Роль матери в формировании личности ребенка Народонаселение.- 2002.- № 3.
- Теория и опьп: психолого-педагогического просвещения родаггелей. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-36 с.
- Типовое положение о Центре психолого-педагогической помощи семье и детям: Департамент семьи, женщин и детей Министерства А. С. Как быть родителями: о психологии психологической коррекции родительской любви. М: Педагогика. 59 с. Обоснование неадекватных родительских позиций /Семья и формирование личности.-
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.- 54 с.
- Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособ. -М.: МГСУ, 2000. 216 с.
- Указ Президента РФ N 712 от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.-Л., 1939. Т.2 77.
- Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988.
- Филиппов А.М. Педагогическая пропаганда и пути ее усовершенствования. М., 1972.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.764 с.
- Фокин В.А. Особенности подготовки будущего сельского социального педагога Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опьп.-М» 1993.-С. 447−451.
- Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособ. /Под ред. В, А.Сластенина. М.: «Прометей», 1993. 78 с.
- Фромм А. Азбука для родителей. Л.: 1990.- 319 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей перспективы. М., 1993. 122 с.
- Харчев А. Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.: М. Статистика, 1978. 223 с.
- Харчев А.Г. Прочность семьи это ее культура //Семья и школа.- 1987.— N3.-C.24−26.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка М.: Педагогика, 1989. 54с.
- Чавчадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 74 с,
- Чиряев К.С. Воспитание детей в семье: педагогичесьсие беседы.— Якутск: Якуткнигаиздат, 1981.- 96 с, на якут яз. концепции, направления,
- Чиряев К. С, Васильева Ф. А. Тропою народной педагогики. Якутск: Ситим, 1995.-132 с. на якут. яз.
- Чиряев К.С. Счастье семьи в детях: педагогические беседы. Якутск: Якуткнигаиздат, 1981. 96 с. на якут. яз.
- Шамаева А.П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском туелбэ: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 231 с.
- Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения: В 4-х т. М., 1962.-Т.4.-180 с.
- Ш, ербакова Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1998.
- Ш, уклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема. М.: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1996.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Медицина, 1990.
- Отбор и оценка степени применимости на уровне образовательного учреждения программ педагогического просвещения родителей
- Формирование и начало деятельности творческого научнометодического коллектива по доработке программ содействия семейному воспитанию
- Начало деятельности по разработке недостающих программно-методических материалов по оптимизации работы с родителями по педагогическому просвещению родителей
- Проведение серии консультаций для учителей и классных руководителей и социальных педагогов по работе в рамках программ педагогического просвещения родителей б. Организация и проведение семинаров для социальных педагогов и других специалистов на базе Центра 111 111С
- Проведение отдельных лекций и начало регулярной работы родительского лектория, семейных клубов
- Работа по составлению, тиражированию и распространению печатных материалов для родителей в местной газете «Сана олох» под рубрикой «Ого уонна дьиэ кэргэн»
- Подготовка и комплектование материалов по опыту семейного воспитания Творческие группы педагогов, родительские комитеты Ассоциация СППР Центр ПППС Просвещение семей по вопросам развития воспитания детей Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития, нравственного становления и воспитания детей, помощь в решении конкретных проблем УУО, социальные педагоги школ, специалисты центров
- Создание библиотечек, Руководители стендов для родителей в школ, образовательных учреждениях и библиотекари, сельских библиотеках родительские комитеты УУО, СМИ, представители родительской общественности Инициативны
- Создание родительских группы общественных объединений. е родителей, семейных клубов администрации ОУ Педагоги ОУ
- Систематическое и представители проведение совместных трудовых и социально-благотворительных родительских детско-родительских, семейно- объединений общественных акций
- Организация школьносемейных праздников с созданием условий для совместного участия детей и родителей в их подготовке и проведении Педагоги Организация деятельности по с обогащению совместного досуга совместно родителей и детей экскурсиями, представителями поездками, организацией родительской общественности каникулярного отдыха 17 Создание семейных трудовых лагерей в летнее время
- Распространение лучшего опыта семейного воспитания Начало осуществления 2 этапа программы повышения педагогической культуры родителей Осуществление Программы этапа