Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегрированный подход к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в учреждении начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интегрированный подход, предполагающий включение учащихся с нарушениями интеллекта в образовательные структуры, в разнообразные виды деятельности, совместной со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач, на уровне как общего, так и профессионального образования (Ю.Н. Баусов, А. Е. Гранкин, В. А. Малышева, М. И. Никитина, И. А. Паншина, Б. П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в системе начального профессионального образования
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура социальнопрофессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта
    • 1. 2. Процесс начального профессионального образования 42 как фактор социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта
    • 1. 3. Социально-профессиональная адаптированность 58 учащихся с нарушениями интеллекта, её критерии, показатели, уровни
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Опыт осуществления интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта
    • 2. 1. Состояние проблемы интегрированного подхода к 81 социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в практике НПО
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации 96 социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта на основе интегрированного подхода к обучению и воспитанию
    • 2. 3. Динамика результатов опытно-экспериментальной 127 работы и условия, обеспечивающие социально-профессиональную адаптацию учащихся с нарушениями интеллекта на основе интегрированного подхода
  • Выводы ко 2 главе

Интегрированный подход к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение условий для вхождения молодежи с особыми образовательными потребностями в самостоятельную взрослую жизнь является сегодня одной из важных проблем теории и практики отечественного профессионального образования. Общая тенденция гуманизации российского образования приобретает особую актуальность и для педагогики профессионального образования, так как учащиеся с проблемами в физическом и интеллектуальном развитии нуждаются в специальных условиях и технологиях освоения норм и опыта жизнедеятельности в обществе, адаптации в социальной и профессиональной сферах.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблемам социальной адаптации молодежи, представлены различные её аспекты: физиологический (И.П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин и др.), психологический (А.Г. Маклаков, А. В. Петровский, К. К. Платонов, М. Г. Ярошевский и др.), педагогический (Т.В. Кудрявцева, Н. С. Пряжников, С .Я. Батышев, Л. Ф. Спирин и др.). В зависимости от целевых установок исследователей понятие «адаптация» приобретает различные семантические оттенки. В контексте педагогических исследований данное понятие соотносится с процессом реализации комплекса психологических, педагогических, социально-правовых мер, направленных на социальное и профессиональное развитие личности, обеспечение условий для её «мягкого» вхождения в общественную и профессионально-трудовую среду.

На фоне решения такой важной задачи как создание системы социальной защиты инвалидов, в поле внимания многих современных исследователей (O.K. Агавелян, С. Э. Артемов, Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Паншина, Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, В. М. Махова, Н. В. Костылева, М. В. Стрельникова, Ф. С. Яруткина и др.) попадают и проблемы адаптации лиц с особыми нуждами. Но, несмотря на это, остаются не раскрытыми некоторые важные аспекты феномена адаптации, одним из которых является социально-профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема социально-профессиональной адаптации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, с учетом того, что они составляют примерно 5% населения страны (около 7 млн. чел.), является важной государственной и педагогической задачей. Её решение связано с расширением сети специальных образовательных учреждений, в том числе профессионального образования, с формированием дифференцированных групп учащихся с незначительными задержками интеллектуального развития в обычных учебных заведениях. Пребывание и обучение таких учащихся в специальных (коррекционных) учреждениях и группах обеспечивает ряд положительных условий и возможностей для коррекции нарушений развития и компенсации дефекта. Вместе с тем, нахождение подростков с нарушениями интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях, ограничение их жизнедеятельности рамками гомогенных групп сужает возможности установления контактов с нормально развивающимися сверстниками, затрудняет формирование позитивного опыта взаимодействия с разными людьми и готовности к преодолению жизненных трудностей.

Недостаточное внимание к социальным аспектам профессионального образования и реабилитации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями осложняет их социально-профессиональную адаптацию и полноценное включение в жизнь общества, на что указывается в исследованиях O.K. Агавелян, Н. Ю. Григоренко, Н. В. Костылевой, Ф. С. Яруткиной. В то же время в ряде работ педагогов и психологов показано, что более полное обеспечение условий для полноценного социального и личностного развития учащихся с особыми образовательными потребностями возможно в русле теории и практики интегрированного подхода к их обучению и воспитанию (Н.Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Н. Д. Шматко и др.).

Интегрированный подход, предполагающий включение учащихся с нарушениями интеллекта в образовательные структуры, в разнообразные виды деятельности, совместной со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач, на уровне как общего, так и профессионального образования (Ю.Н. Баусов, А. Е. Гранкин, В. А. Малышева, М. И. Никитина, И. А. Паншина, Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, А. Г. Станевский и др.). Однако проведенные исследования в основном посвящены отдельным аспектам реализации интегрированного подхода в социальной реабилитации и профессиональной подготовке детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальной недостаточностью. Вместе с тем, отсутствуют работы, в которых раскрываются возможности интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в учебно-воспитательном процессе учреждения начального профессионального образования (НПО).

Тем самым выявляется противоречие между объективно существующей потребностью общества в полноценной профессиональной адаптации и интеграции в социум подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями и недостаточным научным и организационно-педагогическим обеспечением применения интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации воспитанников в образовательном процессе учреждения НПО.

Изложенное обосновывает актуальность выбранной нами темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы теоретические предпосылки и условия оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта на основе интегрированного подхода к их обучению и воспитанию в учреждении НПО?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — социально-профессиональная адаптация учащихся с нарушениями интеллекта в учреждении НПО, а его предметтеоретические и организационно-методические основы реализации интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации данной категории учащихся профессионального училища.

Гипотеза исследования. Интегрированный подход к социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в образовательном процессе учреждения НПО будет результативным, если:

• содержание адаптации рассматривается в связи с решением задач социальной реабилитации и социализации учащихся, учитывает их особые потребности и возможности коррекционно-образовательного процесса;

• разработан критериальный аппарат, позволяющий диагностировать состояние социально-профессиональной адаптации и оценивать динамику данного процесса;

• определены интенсивность, направления и организационно-методическое обеспечение включения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в совместные со здоровыми соучениками дела, способствующие интеграции воспитанников в социокультурную, образовательную и профессиональную среду;

• администрацией и педагогами училища проводится целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для реализации интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Исходя их цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта и возможности образовательного процесса учреждения НПО в её реализации.

2. Определить критерии успешности социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта.

3. Обосновать необходимость интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, обучающихся в учреждении НПО.

4. Разработать и апробировать программу опытно-экспериментальной работы по оптимизации социально-профессиональной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами интегрированного подхода к их обучению и воспитанию в учреждении НПО.

5. Выявить условия, способствующие успешному осуществлению интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения системного подхода к изучению целостных педагогических процессов и явлений, а также личностный и субъектно-деятельностный подходы к развитию и социализации человека как субъекта учебно-профессиональной деятельности (JI.C. Выготский, C. J1. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, И.А. Зимняя) — комплексный подход к проблеме социальной адаптации индивида (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко) — концепции социализации и социального развития (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, А. В. Мудрик, Б.Д. Парыгин) — концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко).

Методы исследования. В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета исследования в работе применялось сочетание теоретических и эмпирических методов исследования. На первом этапе исследования ведущими методами являлись теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение и анализ нормативной документации (государственных образовательных стандартов, учебных планов учреждений НПО) — анализ и обобщение педагогического опыта в области социальной и профессиональной адаптации подростков с ограниченными возможностями, обучающихся в профессиональных училищах. На последующих этапах исследования использовались методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, экспертные оценки, изучение медицинской и психолого-педагогической документации) — опытно-экспериментальная работаколичественный и качественный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования является профессиональное училище № 14 г. Курска. На разных этапах работы в исследовании участвовало 150 учащихся, из них 74 входили в состав экспериментальной группы (набор 2003 — 2004 учебного года).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом, поисковом этапе (2001 — 2002 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, анализировался опыт социально-профессиональной адаптации учащихся профессиональных училищ с ограниченными возможностями здоровья, формулировались проблема, задачи, гипотеза исследования.

На втором, аналитическом этапе (2002 — 2003 гг.) проводилось общее изучение контингента обучающихся с нарушениями интеллекта, апробировались и уточнялись методики сбора и анализа информации о процессе и результатах социально-профессиональной адаптации учащихся, определялась программа опытно-экспериментальной работы.

На третьем, экспериментальном этапе (2002 — 2005 гг.) проводился формирующий эксперимент по оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта средствами интегрированного подхода к их обучению и воспитанию в образовательном процессе профессионального училища.

На заключительном этапе (2005 — 2006 гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-профессиональная адаптация учащихся профессионального училища с нарушениями интеллекта — процесс и результат установления личностью продуктивного взаимодействия с изменяющимися социальными и профессиональными условиями жизнедеятельности, обеспечивающего поддержание оптимального уровня самостоятельности и автономности воспитанников с учетом их особых потребностей и ограниченных интеллектуальных возможностей. Начальное профессиональное образование подростков с интеллектуальной недостаточностью в единстве с коррекционной работой способствует их социально-профессиональной адаптации посредством: повышения уровня общекультурного, трудового и физического развития с учетом медицинских показанийактивизации профессионального самоопределения учащихсявключения воспитанников в реальный производственный процесс и профессиональную средупсихолого-педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся.

2. Оценка успешности социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта производится с применением процессуальных и результативных критериев. В первую группу входят: участие администрации училища в разработке, внедрении и совершенствовании системы СПАподготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с данной категорией учащихсясовершенствование технологий обучения и контроля знаний, умений, навыков учащихсяработа с абитуриентамивоспитательная и внеучебная работасоциальная поддержка воспитанниковсостояние реабилитационного процесса и специальной поддержки учащихся.

К группе критериев оценки социально-профессиональной адаптиро-ванности учащихся относятся: информированность учащихся о получаемой профессиимотивация получения профессии, включающая отношение к профессии (профессиональная направленность), уровень учебных достижений, отношение к учебной деятельностиреализация профессиональной деятельностисамостоятельность реализации профессиональной деятельностисформированность социально-коммуникативных уменийпрофессиональная закрепляемость.

3. Полноценная интеграция в общество подростков и молодых людей с ограниченными интеллектуальными возможностями требует расширения рамок социальной среды их жизнедеятельности и накопления опыта социальных взаимодействий. Для этого дифференцированный подход к организации коррекционной работы и специального обучения учащихся должен дополняться интегрированным подходом к их социально-профессиональной адаптации, предполагающим включение воспитанников в совместную со здоровыми сверстниками и взрослыми учебно-профессиональную, производственно-трудовую, досуговую и другую деятельность.

Достижению задач социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта наиболее соответствуют частичная и временная интеграция, осуществляемые в образовательном процессе учреждения комбинированного типа.

4. Программа работы по оптимизации социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами интегрированного подхода включает диагностический и воспитательно-дидактический компоненты.

В учебном процессе интегрированный подход осуществляется через включение учащихся специальных и обычных групп в совместную подготовку комплексных учебно-познавательных делпосредством организации производственной практики учащихся с интеллектуальной недостаточностью вместе со здоровыми сверстниками.

Во внеучебной работе интегрированный подход к социально-профессиональной адаптации реализуется в ходе совместной подготовки учащимися системы общих воспитательных и досуговых мероприятий, акций, дел.

Психолого-педагогическое сопровождение программы направлено на поддержание оптимального режима интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок учащихся с нарушениями интеллектаактивизацию товарищеской взаимопомощи обучающихся в совместных делахподдержку учащихся специальных групп в их взаимоотношениях с преподавателями и соученикамивключённое в интегрированную деятельность обучение воспитанников коммуникативным умениям, деловому и эмоционально-межличностному взаимодействию.

5. Успешной реализации интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта способствуют следующие условия:

• психо лого-педагогические: повышение нравственно-гуманистического уровня взаимоотношений в сообществе учащихся и педагоговучет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанниковдиагностика профессионально-личностного развития учащихся и др.;

• организационно-педагогические: сохранение института классных руководителей и стимулирование их деятельностиразвитие клубно-профильных объединений учащихсяобогащение опыта педагогов и учащихся в проведении профессионально направленных коллективных творческих делматериальное, кадровое и методическое обеспечение воспитательной работы в училище;

• социально-педагогические: культивирование норм здорового образа жизни в ученическом и педагогическом коллективахповышение уровня духовно-нравственного и общекультурного развития обучающихсяпродуктивное взаимодействие педагогов училища с семьями учащихся.

Основные результаты исследования, полученные соискателем, их научная новизна заключаются в следующем:

• раскрыты сущность социально-профессиональной адаптации учащихся профессионального училища с нарушениями интеллекта и возможности образовательного процесса в её реализации;

• установлены критерии успешности социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями;

• разработана и экспериментально апробирована программа социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта на основе интегрированного подхода к их обучению и воспитанию;

• определены условия, способствующие успешной реализации интегрированного подхода к социально-профессиональной реабилитации учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании особенностей и необходимости интегрированного подхода к социально-профессиональной адаптации подростков с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в учреждении НПОв конкретизации содержания понятий «социально-профессиональная адаптация», «социально-профессиональная адаптированность» применительно к учащимся профессионального училища с ограниченными интеллектуальными возможностями. Результаты исследования способствуют продолжению теоретических разработок в области социальной реабилитации и обучения лиц с особыми образовательными потребностями средствами интегрированного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научно-методические и диагностические материалы, программа и рекомендации по оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта применяются в образовательном процессе учреждений НПО комбинированного типа. Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов учреждений НПО, работающих с выпускниками специальных (коррекци-онных) общеобразовательных школ VIII вида.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической определенностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, анализом современного опыта применения интегрированного подхода в коррекционно-образовательном процессе ряда профессиональных училищ, организацией опытно-экспериментальной работы в учреждении НПО, её длительным характером и возможностью повторения, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных, применением статистических методов их обработки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия соискателя в работе ряда научных конференций и публикации материалов исследования в печати. Основные положения диссертации обсуждались в ходе проведения III — IX международных и региональных культурно-антропологических школ молодых ученых «Культура — Образование — Человек» (г. Курск, 2003 — 2006 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (г. Курск, 2005 г.) — региональной научно-практической конференции «Профессионально-личностное развитие будущего специалиста в системе профессионального образования» (г. Курск, 2005 г.) — международной конференции «Социально-педагогическая помощь детям: теория и опыт» (г. Курск, 2006 г.) — III международном конгрессе «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (г. Казань, 2006 г.) — заслушивались на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета.

Разработанный и апробированный комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию процесса социально-профессиональной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью в полном объёме используется в образовательном процессе профессионального училища № 14 г. Курска.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 177 страницах.

Список литературы

включает 232 наименования, из которых 3 — на иностранном (английском) языке.

Выводы ко 2 главе.

1. В настоящее время в отечественной педагогической науке интенсивно разрабатывается интегрированный подход к системе обучения лиц с особенностями в развитии (Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. и др.). Целесообразной и эффективной моделью интеграции учащихся с интеллектуальным недоразвитием является обучение в коррекционных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях комбинированного вида. В изученной литературе по коррекционной педагогике и специальной психологии отмечается, что интегрированный подход к образованию учащихся с нарушением интеллекта обладает огромными возможностями их целенаправленного развития как в специально организованном взаимодействии со взрослыми, так и в свободном общении, деятельности, досуге со сверстниками.

2. Учреждения начального профессионального образования имеют большой потенциал в реализации интегрированного подхода к обучению учащихся из числа молодежи, окончившей специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида и оптимизации их социально-профессиональной адаптации.

3. Эффективность специальной работы по оптимизации социально-профессиональной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием в условиях интегрированного обучения в учреждении начального профессионального образования значительно повышается в случае организации ее на основе междисциплинарного подхода, включающего медицинский, педагогический психологический и социальный аспекты.

4. При проведении опытно-экспериментальной работы нами были выявлены педагогические условия, влияющие на эффективность социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Среди них:

• психолого-педагогические условия (гуманизация образовательного процесса училищаобеспечение социально-ценной мотивации формирования отношения к профессиональной деятельностиэффективная диагностика профессионально-личностного развития воспитанниковучет возрастных и индивидуальных особенностей учащихсяпрофессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателейпедагогическая коррекция процесса профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования ребят);

• организационно-педагогические условия (сохранение института классных руководителей, обеспечение условий их эффективной деятельности, совершенствование индивидуальной работы классных руководителей с учащимисяразвитие клубно-профильных объединений (профессиональных кружков и клубов) — обогащение опыта работы училища в проведении коллективно-творческих дел профессиональной направленностиматериальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение воспитательной работы в училище).

• социально-педагогические условия (формирование здорового образа жизни учащихсявоспитание их духовной культуры на основе достижений национальной культуры и русского народного творчествапродуктивное сотрудничество и взаимодействие педагогов училища и семьи).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ современных исследований по проблеме изучения компонентов, показателей, уровней и условий социально-профессиональной адаптиро-ванности учащихся показал, что данная проблема является актуальной, но мало разработанной относительно реализации данного процесса при обучении учащихся с недоразвитием интеллекта, которым необходимы особые образовательные условия и подходы в процессе организации обучения в учреждении начального профессионального образования.

2. В настоящее время в отечественной педагогической науке интенсивно разрабатывается интегрированный подход к системе обучения лиц с особенностями в развитии (Н.Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др.). Целесообразной и эффективной моделью интеграции учащихся с интеллектуальным недоразвитием является обучение в коррекционных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях комбинированного вида. В изученной литературе по коррекционной педагогике и специальной психологии отмечается, что интегрированный подход к образованию учащихся с нарушением интеллекта обладает большими возможностями их целенаправленного развития как в специально организованном взаимодействии со взрослыми, так и в свободном общении, деятельности, досуге со сверстниками.

3. Учреждения НПО имеют большой потенциал в реализации интегрированного подхода к их обучению учащихся из числа молодежи, окончившей специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида и оптимизации их социально-профессиональной адаптации.

4. Эффективность специальной работы по оптимизации социально-профессиональной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием в условиях интегрированного обучения в учреждении НПО значительно повышается в случае организации ее на основе междисциплинарного подхода, включающего медицинский, педагогический психологический и социальный аспекты.

Проведенное исследование не исчерпывает полного содержания рассматриваемой проблемы. Результаты нашей работы позволяют констатировать, что в рамках исследования мы охватили не весь спектр возможностей учебно-воспитательного процесса, организованного в учреждении начального профессионального образования относительно реализации процесса адаптации учащихся с ограничениями жизнедеятельности.

Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в направлениях изучения формирования готовности (профессиональной компетенции, педагогической культуры) преподавателей профессионального училища с целью реализации интегрированного подхода к обучению (воспитанию, социально-профессиональной адаптации, социализации) учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Социально-трудовая адаптация выпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1974. 17 с.
  2. Ю.А. Состояния психологической дезадоптации и их компенсация. М., 1976.
  3. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.-42 с.
  4. М.А., Морозова Т. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профессионально-технических училищах. М., 1986. — 190 с.
  5. Е.С. Состояния психической дезадаптации и их компенсации. -М.: Наука, 1976.-320 с.
  6. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. — 187 с
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  8. Ананич JL, Бляхман JI. Заводская молодежь: профессия, интересы. -М.: 1971, — 180 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского унта, 1988.- 17 с.
  10. Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов в условиях учебы в вузе // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1973. — с. 56−57.
  11. В.П. Проблемы социализации личности // Социологические исследования.-М.: Наука, 1970.-С. 19−21.
  12. С.Э. Социальные проблемы адаптации подростков // Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — С. 175.
  13. А.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1994. — 17 с.
  14. Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Ереван, 1973. — С. 31.
  15. А.Т. Производственная адаптация. М., 1973. — 180 с.
  16. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. — С. 92.
  17. И.О. Полоролевая социализация студенток в образовательном процессе среднего профессионального заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 2003. — 22с.
  18. С .Я. Подготовка рабочих профессионалов. М.: Рос. акад. образования, 1995. -243 с.
  19. С .Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М: Ассоциация. «Проф. образование», 1995. — 208 с.
  20. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1993. -213 с.
  21. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1993.-91 с.
  22. Ю.Н. Интеграция студента-инвалида посредством получения высшего образования // Актуальные проблемы интегрированного обучения. -М.: Права человека, 2001. С. 107−113.
  23. И.М. О причинах социокультурной дезадаптации выпускников школы VIII вида // Специальное образование: состояние, перспективы развития: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». -2003,-№ 3.-С. 89−95.
  24. Г. В. Малышева В.А. Паншина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Методические рекомендации. -М., 2003.
  25. С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. — № 1 -С. 18−20.
  26. А.П. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования. Санкт-Петербург, 1992. -165 с.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-М., 1988.-270 с.
  28. М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Новосибирск, 2000.
  29. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-243 с.
  30. Ю.П. Вопросы психологической адаптации. Новосибирск, 1974.-254 с.
  31. Современная большая педагогическая энциклопедия. Минск: ИООО «Современное слово», 2005. — С.201
  32. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976. — 241 с.
  33. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество. ЛГУ, 1971. — С. 45 — 47.
  34. Т.И. Формирование готовности к производственной адаптации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999.-22 с.
  35. А.А. Социальное возрождение подростков в процессе труда: Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных подростков. -М., 1997. 129 с.
  36. Г. И. Тенденции развития начального профессионального образования в современной России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2003.
  37. И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2001.
  38. В.Г. Философская проблема теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 164 с.
  39. Г. В. О профессиональном образовании инвалидов в России // Вестник образования. 2003 — № 3 — С. 29 — 40.
  40. В.В. Воспитательная работа во вспомогательной школе. -М., 1999.
  41. Выготский JLC. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. -№ 2. С. 121 — 126.
  42. JI.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библ. Т. М. Лифанова. -М., 1995.
  43. Выготский JL С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 500 с.
  44. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. /Гл. ред. А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1982.
  45. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для ст-ов вузов, обучающихся по гуманитар, спец-тям. М., 2002.
  46. А.Б. Философские содержание и функции теории адаптации: Автореф. дис.. докт. философ, наук. JL, 1985. -22 с.
  47. Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  48. Л.Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 21 с.
  49. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. -М.: ВЛАДОС, 1999.
  50. Л.Н. Социальная адаптация в современных условиях // Социальные исследования. 1995. -№ 8, 9.-С. 21.
  51. Н.Ю. Новые тенденции социальной политики России в отношении процессов интеграции лиц с ограниченными возможностями // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001.-С. 66−68.
  52. B.C. Становление социального партнерства в системе начального профессионального образования в Российской Федерации: опыт, проблемы // Социальное партнерство в образовательной сфере России: Теория и практика. М., 1999. — С. 37 — 44.
  53. А.Е. Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы // Актуальные проблемы интегрированного обучения. -М.: Права человека, 2001. С. 121 — 123.
  54. В. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с нарушенным зрением // Дефектология. 1998. — № 2. — С. 75 — 81.
  55. Д.И. Моделирование системы профессионального обучения квалифицированных рабочих в профессиональном лицее металлургического профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 28 с.
  56. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 175 с.
  57. А.С. Особенности социально психологической адаптации детей из неблагополучных семей // Журнал практического психолога. -2005,-№ 5.-С. 114−124.
  58. Н.А. Особенности социально психологической дезадаптации подростков с различными типами акцентуаций характера // Психология и школа. — 2002. — № 1. — С. 36.
  59. О.М. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 13.
  60. А.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984.
  61. Т.А. Психологическое сопровождение труда студентов в процессе их социально психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении: Авторефе. дис.. канд. психол. наук. -Тверь, 2004.
  62. С.И. Профессиональная адаптация учащихся профучилища в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003.
  63. Л.Д. Производственное обучение облицовщиков-плиточников и мозаичников: Метод, пособие для СПТУ. Пермь, 2000.
  64. И.Г. Олигофренопедагогика. К.: Высшая школа, 1985.
  65. О.П. Особенности профессионального образования лиц с нарушением слуха в системе непрерывной профессионально-технической подготовки кадров (НПО-СПО-ВПО) // Дефектология. 2003. — № 1. -С. 15−22.
  66. Ермоленко JLA. Некоторые вопросы социальной адаптации // Молодые ученые науке. — Ростов, 1974. — С. 5.
  67. А.В. Социально-экономическая сущность производственной адаптации молодых рабочих и факторы ее ускорения: Автореф. дис.. канд. экон. наук. -М., 1985. -21 с.
  68. Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  69. И. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 218 с.
  70. A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. 1997. — № 6. -С. 21−25.
  71. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально психологических аспектов адаптации // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 173 — 188.
  72. JI.A. Трудные дети. Л.: Знание, 1963. — 151 с.
  73. Л. А. Воспитательная работа с педагогически запушенными учащимися. Л.: Знание, 1969. — 49 с.
  74. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
  75. В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984 — № 4. — С. 32 — 35.
  76. М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Ереван, 1982. — 18 с.
  77. И.Д. Цивилизация и адаптация. М., 1984. — 280 с.
  78. А.И. Проблема дифференциацированного и интегрированного обучения в истории олигофренопедагогики // Дефектология. 1996. — № 5.
  79. В.В., Гаврилов В. Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка: Учеб.-метод, пособие. СПб.: Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования, 1995.-32 с.
  80. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. -302 с.
  81. Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000.
  82. Т.Л. Адаптация молодежи к труду в условиях перехода ко всеобщему образованию: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1975.- 19 с.
  83. Концепция федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 2010 годы», утвержденная 28 сентября 2005 г. № 1515-р г. Москва.
  84. В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. М., 1990. — 206 с.
  85. Т.А. Организационно-педагогические условия взаимосвязи теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 28 с.
  86. Н.В. Социальная дезадаптация старших подростков с задержкой психологического развития: факторы риска, организация психологической коррекционно-реабилитационной помощи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  87. Кряжева И. К Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1980.-20 с.
  88. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган-Челябинск: Факел, 1995. — 87 с.
  89. В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов — на — Дону, 1999. — 19 с.
  90. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовский гос. ун-т, 1991. — 85 с.
  91. К.С. О системном подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. науч. Курган, 1981. -С. 155.
  92. О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. № 2. — С.72.
  93. Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М., 2001.
  94. Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов/УПонятийно-образовательный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998.-Вып. 6.
  95. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган — Челябинск, 1995.
  96. П.П. Исследования по адаптации. М. — Л., 1957. — 87 с.
  97. А.Н. Реформирование содержания начального профессионального образования. СПб.: Изд-во, 1999. — С. 89 — 102.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М, 1985. 88 с.
  99. Н.П. Молодежь и труд. Проблемы производственной адаптации. Харьков: Изд-во Харьк. гос. универ.- Вища школа, 1987. — 160 с.
  100. И.И. Управление социальной адаптацией. Системные исследования больших систем. -М., 1968. 95 с.
  101. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Метод. Пособие / Под ред. М. А. Жиделева. -М. 1983.
  102. А.Г. Адаптация человека и функциональное состояние организма // Общая психология / А. Маклаков. СПб.: Питер, 2003. — С. 437−455.
  103. А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: Владос, 1990.
  104. Маллер.А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. -1995.-№ 5.-С. 15−19.
  105. Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. — С. 30−47.
  106. Н.Н. Специальное образование: наука практике // Вестник образования. — 2003 — № 3 — С. 14 — 29.
  107. A.K. Психология профессионализма. М.: Инфра-М, 1997.
  108. Р.К. Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Казань, 2004.
  109. Ф. С. Адаптация выпускников школ и ГНУ на производстве // Эко. 1984,-№ 6.-С. 192.
  110. В.М. В помощь практическому психологу: методические рекомендации для практических психологов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Курск, 2000. — 24 с.
  111. Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/ Д. В. Пузанков, С. А. Степанов, B.C. Соболев, А. Н. Мамонтов и др. Спб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005.
  112. Методологические аспекты исследования адаптации и профессионального роста выпускников профтехучилищ на производстве // Сб. науч. трудов ВНИИ профтехобразодания. Л., 1982. — С. 37 — 39.
  113. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 192 с.
  114. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван: АН Арм. ССР, 1988. 76 с.
  115. Д.Д. Особенности адаптации выпускников восьмых классов в средних профтехучилищах // Сицис. 1984. № 3. — С. 21 — 25.
  116. B.C., Шинакона Г. И. Профессиональная подготовка молодежи // Профессиональная адаптация молодежи. М., 1969. — С. 113.
  117. М.И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. — С. 105 -107.
  118. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991.-68 с.
  119. Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении // Вестник образования. 1997. — № 3.
  120. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Ред. Пузанов Б. П., Коняева Н. П., Горскин Б. Б. М. изд-во, 2001.
  121. О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями // Вестник образования. -2000. № 9.
  122. П.Н., Двояшкина К. Н., Садыкова Р. Б. Подготовка специалистов среднего звена для села: опыт, проблемы, тенденции. Казань: РИЦ «Школа», 2003.
  123. П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (социально-психологический аспект). Казань: РИЦ «Школа», 2002.
  124. П.Н. Социальная среда как фактор профессионального развития студента // Специалист. 2000. — № 7. — С. 28−31. — С.29.
  125. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, 1997.
  126. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.-
  127. Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-480 с.
  128. О совершенствовании профессионального образования инвалидов (решение коллегии Минобразования России от 24.06.03 № 10/2) // Вестник образования. 2003 — № 3. — С. 40 — 44.
  129. И.П. Мозг и психика / Под редакцией М. Г. Ярошевского. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-320 с.
  130. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. — 591 с.
  131. В.Г. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда // Дефектология.-1998.-№ 6.-С 21−25.
  132. А.Г., Гонеев А. Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Курск: Издательство КГМУ, 1999.-с.
  133. А.Г. Труд и воспитание. Курск: Издательство КГГШ, 1993.
  134. Г. Н. Профессиональная подготовка глухих и слабослышащих: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. — С. 123 — 126.
  135. Пере-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
  136. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. -М: Изд. Центр «Академия», 2002. 160 с.
  137. В.Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных профтехучилищ. М.: Юридическая лит-ра, 1988. — 248 с.
  138. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  139. И.П. Организация и методика обучения в профтехучилищах И.П. Позняк, В. В. Малашевич. Курск: Изд-во, 1983.
  140. Н.М. Диагностика качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки (на примере профессии «оператор вязально-швейного оборудования»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.
  141. И.О., Шульга Ю. С. Адаптация выпускников профтехучилищ на производстве // Социс. 1984. № 2. — С. 90 — 94.
  142. Примерное положение о реабилитационном учреждении // Вестник образования. 1997. — № 3.
  143. Производственное обучение пекарей, тестоводов, машинистов тес-торазделочных машин: Метод. Пособие / С. И. Елисеева, JI.C. Коротае-ва, JI.C. Кужненкова. М.: Высш. школа, 1988. — 159 с.
  144. Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Вопросы психологии. 1987. -№ 4. — С. 92 — 99.
  145. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.
  146. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. -М.: Политиздат, 1990.
  147. Работа с трудными учащимися средних профтехучилищ в условиях режима полной занятости: Методические рекомендации. Д.: Изд-во, 1987.-25 с.
  148. А.И. Влияние некоторых факторов учебно-воспитательногопроцесса на характер и сроки процесса адаптации выпускников профтехучилищ // Сб. науч. тр. -М: Изд-во, 1984. С. 14−18.
  149. JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Томск.: Изд-во, 1973. -22 с.
  150. И.Б., Четвергова Л. П. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра // Вестник психо-социальной и коррекцион-но-реабилитационной работы. 2000. — № 1.
  151. К. Основы реабилитации: Научный обзор / Пер. с нем. М.: Изд-во, 1980.-№ 3.
  152. Е.А. Трудности адаптации студентов колледжа // СПО. -2003,-№ 7.-С. 23 -24.
  153. Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования (на материале образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2004.
  154. Г. М. Теоретические основы развития начального профессионального образования в России: Дис.. д-ра пед. наук: Екатеринбург, 1998.
  155. В.Ф. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования / В. Ф. Романченко, З. Г. Клименко, В. И. Егоров. -М.: АЛО, 2001.-46 с.
  156. B.C. Аршавскйй В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Изд-во, 1984.- 179 с.
  157. JI.A. Методика формирования профессиональных умений учащихся учреждений начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: М., 1996. — 21 с.
  158. СЛ. Основы общей психологии. Том 1, 2. Педагогика. -М., 1989.
  159. Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы психологического общения // Мир психологии. № 3. -Москва-Воронеж, 1998.
  160. ЕЛ. Педагогическое руководство социально-профессиональной адаптацией старшеклассников в системе лицейского образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1997. — 21 с.
  161. А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища. -М.: Изд-во «Высшая школа». 1968. 79 с.
  162. В.Н. Дидактическая система адаптации учащихся к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-28 с.
  163. И.А., Новиков B.C. Неспецифические механизмы адаптации человека. -М.: Наука, 1984. 146 с.
  164. К.О. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе. Ереван: Изд-во 1981. — 108 с.
  165. Т.Е. Содержание и организация обучения как средство профессиональной адаптации студентов колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 22 с.
  166. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дис.. канд филос. наук. Л., 1974. — 19 с.
  167. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. -М.: Высшая школа, 1982. 331 с.
  168. В.Д., Ретивых М. В., Макарчеико Т. А., Волохова Е. Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов.- Брянск изд-во, 1995. 133 с.
  169. М.И. Проблемы адаптации молодых сельских учителей: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук. Новосибирск, 1975. — 9 с.
  170. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  171. В. Спанярд X. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компенсацию // Вестник психосоциальной и. коррекционно-реабилитационной работы. -2000.-№ 1.
  172. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации.//Социс. 1998. — № 4. — С. 18.
  173. Д.В. Дополнительное образование специалистов: Аннотированный указатель авторефератов диссертаций на соискание учебной степени кандидата, доктора наук. Вып. 2. Педагогика и психология. -М.: Советский спорт, 2001. 212 с.
  174. Д.В. Дополнительное образование специалистов: Аннотированный указатель авторефератов диссертаций на соискание учебной степени кандидата, доктора наук. Вып. 6: Оздоровление и реабилитация. М.: Советский спорт, 2003. — 208 с.
  175. И.П. Научно-методическое обеспечение начального профессионального образования. Непрерывность образования и сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.- Оренбург, 2001. С. 24 — 34.
  176. СнесареваЕ.В. Профессиональная адаптация: теория и практика. Специальное приложение к журналу // Профессиональный потенциал.1. М., 2001.
  177. A.JI. Механизмы адаптации. М., 1986. — 89 с.
  178. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.
  179. Н.А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
  180. Н.А. Дидактика. -М.: Просвещение, 1974. 222 с.
  181. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. М.: Харвест, 2003.
  182. Е.Н. Адаптация при обучении профессии // Народное образование. 2004. — № 9. — С. 202 — 207.
  183. Л.В. Проблема адаптации студентов в техникуме // СПО.2004. -№ 9. -С. 37−38.
  184. Т.Б. Социальная адаптация студенческой молодежи в процессе профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.-22 с.
  185. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2000.
  186. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СГШ1 специалистов нового поколения / Авт. кол.: Л. А. Волович, Г. В. Мухамедзянова, Л. Ю. Мухамедзянова и др. Казань: ИПСО РАО, 1995. — 103 с.
  187. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М. 1997.- 104 с.
  188. Справочник мастера производственного обучения: Для учеб. заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С.В. Куракса- Под. ред. Ю. А. Якуба. -М.: Аеайегша, 1998.-325 с.
  189. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Беляковаи др.- Под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2006. 400 с.
  190. Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 23 с.
  191. М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2004.
  192. О.А. Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования: Серия «Федеральная программа развития образования». -М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 80 с.
  193. В.Н. Адаптация личности: философско-социальный анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1983. — 21 с.
  194. Е.В. Социально-психологические проблемы адаптация молодых рабочих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 19 с.
  195. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования // Экономика и жизнь. 1994. — № 28.
  196. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство РФ о защите прав ребенка: Сборник-справочник. М., 1999.
  197. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи // Законодательство РФ о защите прав ребенка: Сборник-справочник. -М.: Изд-во, 1999.
  198. Типовое положение о социальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. 1997. — № 6.
  199. О.Н. Специальная психология. Спб.: Питер, 2006. — 400 с.
  200. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  201. Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: АПО, 2001. — 71 с.
  202. Л.Д. Усиление профессиональной составляющей начального профессионального образования через дифференцированное изучение общеобразовательных дисциплин // Инновации в российском образовании.-М., 2001. С. 47 — 57.
  203. Фуряева Т. В .Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии// Дефектология № 9. 2001 64−70с.
  204. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения: (Опыт Рос. лицея традиц. культуры) / Под ред. А. П. Беляевой. СПб. Изд-во Всерос. инта повышения квалификации инж.- пед., 1994.
  205. А.Н. Соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., — 2001. -19 с.
  206. В.А., Горбачев О. Н., Филысовская Е. Н., Архипова О. М. Социально-психологическое обеспечение инновационных процессов в образовательной среде // Прикладная психология и психоанализ. № 2. — С. 58−64.
  207. Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: Автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2004.
  208. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995,-№ 9.-С. 23.
  209. Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании в условиях рынка труда. М.: Ин-т общ. сред, образования, 1997. — 79 с.
  210. Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 2000.
  211. В.В. Философия реформирования содержания начального профессионального образования. СПб., 1999. — С. 128 — 133.
  212. СЛ., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал.-1996-№ 1.-С. 18.
  213. Шафранская К Д. Стадии адаптации. М., 1974. — 67 с.
  214. A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно-политической активности молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск, 1984.-21 с.
  215. Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. -М.: Права человека, 2001.-С. 56−61.
  216. Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. -СПб.: Изд-во, 1995.
  217. Л.М., Иванов Е. С., Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. -СПб., 1996.
  218. Л.П. Воспитание профессионально важных качеств личности у учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения спецтехнологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пенза, 1996. — 22 с.
  219. Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение// Дефектология. 1999. -№ 1. С. 41−46- № 2. — С.49−56.
  220. О. Люди с умственной отсталостью. М.: Академия, 2003.- 429 с
  221. В.И. Этапы производственной адаптации. М., 1986. — 72 с.
  222. Ф.С. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2005. — 25 с.
  223. Howe D. Patterns of adoption. L., 1997.
  224. Reber A.S. The Penguin Dictionary of Psychology Second edition. M., 1995.
  225. Rose R. Phillpot T. The child own story: life story work with traumatized children. L. Philadelphia, 2005.
Заполнить форму текущей работой