Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль в правовом воспитании учащихся с ТНР должна принадлежать не только специальной коррекционной школе, но и родителям детей с нарушениями речи. Необходимость участия родителей, в деятельности правовой воспитательной системы, обуславливается следующими факторами: родители обладают такими знаниями о своих детях, которыми, как правило, не располагают педагоги, что позволяет создать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Правовое воспитание и образование в общей и специальной педагогике
    • 1. 1. Проблемы правового воспитания в современном образовательном и воспитательном процессе
    • 1. 2. Педагогические и психологические особенности правового воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы по выявлению пробелов формирования правового воспитания старшеклассников в специальных коррекционных школах V вида
    • 2. 1. Организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Выявление-правовых взглядов и позиций старшеклассников с ТНР
    • 2. 3. Определение отношений родителей и учителей к правовому воспитанию старшеклассников с ТНР
    • 2. 4. Выявление состояния лексической стороны речи, с использованием правовых терминов, у учащихся старших классов с ТНР
    • 2. 5. Исследования психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речевого развития
    • 2. 6. Определение социально-психологической среды в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении V вида
  • Выводы по второй главе
  • Глава. З. Методические рекомендации по основам правового воспитания старших школьников с ТНР
    • 3. 1. Основные направления коррекционной работы с учащимися специальных
      • 3. 1. 1. Правовое образование педагогов школ для детей с ТНР
      • 3. 1. 2. Правовое образование родителей учащихся с ТНР
      • 3. 1. 3. Правовое образование старшеклассников школ для детей с ТНР во внеурочной деятельности
      • 3. 1. 4. Работа учащихся с ТНР с правовыми текстами с опорой на наглядный материал
      • 3. 1. 5. Использование диспутов для формирования навыков устной речи
      • 3. 1. 6. Использование игр и тренингов при формировании у учащихся старших классов с ТНР когнитивных, речевых и коммуникативных навыков
  • Выводы по третьей главе

Основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Содержание правового образования школьников определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Это нашло свое отражение в Конституции, законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации.

Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

Накоплен значительный материал, создающий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания учащихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культуры проанализирована в работах Т. В. Болотиной, Г. П. Давыдова, И. Ф. Рябко и другихреализация правового образования и воспитания в учебно-воспитательной практике рассматривается в исследованиях Ф. С. Махова, Г. В. Миньковского, В. Г. Подзолкова, Н. В. Назарова, В. Н. Найбич, Н. Г. Суворовой, В. М. Щербаковаформирование социально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В. М. Обухова. Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, содержащиеся в работах A.M. Арсеньева, Ю. К. Бабанского, А. П. Беляевой, Н. К. Гончарова, Л. Ю. Гордина, А. А. Кирсанова, Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской, М. И. Махмутова, А. В. Мудрика, A.M. Новикова, Л. И. Новиковой и др.

Иное положение сложилось в области специальной педагогики Н.Н. Мало-феев отмечает, что «освоение новой философии общества, нового понимания прав человека и прав ребенка, начало освоения интеграционных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии осуществляются в России. на базе организационной незавершенности предшествующего этапа развития системы специального образования».

Первые исследования в данном направлении были предприняты Б.П. Пуза-новым, представленные в диссертационной работе «Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы».

Круг вопросов, связанных с правовым образованием подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) практически в исследовательских и научно-методических работах до настоящего времени не рассматривался. Имеются отдельные наблюдения педагогов, в которых отмечается, что знания о правах и обязанностях, ответственности и защите, существенно определяющие развитие личности в демократическом обществе, у учащихся старших классов специальных коррекционных школ V вида носят поверхностный характер: они не связанны с практикой повседневного поведения. Иными словами, данные учащиеся недостаточно социально адаптированы и защищены в обществе, что противоречит положению государственных и межгосударственных нормативных актов.

Объективно существует определенное противоречие между растущей необходимостью и недостаточной изученностью содержания и технологии правового воспитания школьников с отклонениями в развитии. Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанного направления, наличие в нем противоречий определили выбор темы нашего исследования «Основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования: Гражданско-правовое образование учащихся старших классов специальных коррекционных школ V вида.

Предмет исследования: Формирование правового воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (14−17 лет) в образовательной среде.

Цель исследования: Совершенствование правового воспитания старшеклассников с нарушениями речи в специальных коррекционных школах V вида, направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания.

Гипотеза исследования: Правовое воспитание в специальных коррекционных школах V вида учащихся старших классов речевых школ — длительный процесс, ориентированный на личность, на индивидуальные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот процесс будет более успешным, если:

• учебная и внеучебная деятельность учащихся с ТНР будет основана на психофизических особенностях подростков с нарушениями речи в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

• правовое образование учащихся старших классов речевых школ будет являться логическим продолжением предшествующих этапов обучения, т. е. осуществляться путем наращивания знаний к уже достигнутому уровню правосознания;

• для правового образования учащихся будут разработаны и применены учебно-методические рекомендации по совершенствованию правового воспитания подростков с ТНР, а в учебно-воспитательный процесс по созданию модели «Школа — правовое пространство» будут активно включены все участники образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся);

• содержание учебно-методических рекомендаций по повышению правового воспитания и образования старшеклассников с ТНР будет сочетать в себе строгую научность, доступность, построенную на наглядности, эмоциональной наполненности с учетом познавательной, коммуникативной и речевой деятельности учащихся и обеспечивать формирование правовой осведомленности и правосознания.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

• проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников, в том числе с ТНР;

• установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику правового воспитания учащихся старших классов коррекционных школ V вида с учетом их познавательной, коммуникативной и речевой деятельности;

• определить и экспериментально обосновать педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков с ТНР;

• разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию правового воспитания старших школьников с ТНР.

При успешной реализации данных задач можно рассчитывать также на такие дополнительные позитивные результаты, как повышение общей мотивации обучения, улучшение качества школьной жизни, создание правовой атмосферы, где соблюдаются интересы и права учащихся и удовлетворяются потребности участников образовательного взаимодействия.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• методы теоретического исследования: анализ и синтез литературных источников по теме исследованиямоделирование;

• методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение документации, анкетирование, социологические опросы, наблюдение, беседа, взаимо — и самооценка, обобщение независимых характеристик, тестирование, метод экспертного анализа и экспертной оценкиосновным методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой удалось получить новые научные данные и проверить их на практике;

•метод обработки результатов исследования: качественный и количественный (статистический) анализ результатов.

Разработка и экспериментальная проверка учебно-методических рекомендаций по основам правового воспитания старшеклассников с нарушениями речи проводилась в несколько этапов в период 1997 — 2002 гг.

Первый этап (1997 — 1999 гг.) — поисково-теоретический, строился нами на изучении литературных источников по проблеме исследования и на проведении констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999 — 2001гг.) — опытно-экспериментальный (основанный на полученных данных первого этапа исследования) был направлен на составление и внедрение методических рекомендаций по совершенствованию правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с ТНР.

Третий этап (2001 -2002) — описательноитоговый, на основе полученных данных по проблеме исследования, был направлен на: анализ, систематизацию, обобщение результатов исследованиякорректирование научнопрактических рекомендацийзавершение научного обоснования основных положений исследованияоформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

• впервые выявлены основные противоречия и специфика правового воспитания учащихся старших классов специальных коррекционных школ V вида с учетом их познавательной, коммуникативной и речевой деятельности и показаны пути их решения с учетом потребности социально-экономического развития общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства;

• изучены педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков с тяжелыми нарушениями речи, а также возможности модели «Школа — правовое пространство» в формировании правосознания учащихся в школах данного типа;

• экспериментально обоснованы принципы и методы оптимального координирования учебной и внеучебной деятельности учащихся, основанные на психофизических особенностях подростков с нарушениями речи в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

• определена зависимость между остаточными явлениями речевого недоразвития у старшеклассников и особенностями усвоения правовых текстов.

• сформированы основные принципы по определению и выбору оптимального характера структуры правовых текстов и подачи текстовой информации для старшеклассников специальных коррекционных школ V вида;

• разработаны учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания старшеклассников школ для детей с ТНР, которые могут служить базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников с различными отклонениями в развитии.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• предложенная система коррекционной работы по основам правового воспитания учащихся может быть использована в практике работы учителей специальных коррекционных школ V вида;

• предлагаемые методы правового воспитания, направленные на повышение правового сознания учащихся с нарушениями речи, создают предпосылки для успешной социализации данной категории детей;

• разработанные в ходе диссертационного исследования учебно-методические рекомендации могут являться основной базой для педагогов специальных коррекционных школ V вида по основам правового воспитания;

• создание в специальной коррекционный общеобразовательной школе V вида модели «Школа — правовое пространство» и разработка системы мероприятий по правовому образованию и воспитанию старшеклассников с ТНР расширяет профессиональное поле педагогов по преодолению речевых дефектов учащихся и развитию у них коммуникативных навыков;

• данные исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в ВУЗах, при разработке специализированных семинаров и курсов по правовому воспитанию учащихся специальных коррекционных школ V вида.

На защиту выносятся следующие положения:

• модель «Школа — правовое пространство» как основа гражданско-правового образования учащихся старших классов специальных коррекционных школ V вида;

• комплекс требований к учебно-методическим рекомендациям по формированию правового воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (14 -17 лет) в соответствии с их познавательными, коммуникативными и речевыми особенностями;

• содержание учебно-методических рекомендаций по основам правового воспитания подростков с ТИР, направленных на формирование правовой осведомленности и правосознания.

• совокупность эффективных методов обучения правовому поведению, предусматривающих использование разработанных учебно-методических рекомендаций для учащихся старших классов специальных коррекционных школ V вида.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась в ходе исследования учащихся 8−10 классов специальных коррекционных школ V вида № 45 и № 573 города Москвы, школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи города Порхова Псковской области и Сергиево-Посадского района Московской области (386 человек), а также учащиеся 9 и 11 классов общеобразовательной средней школы № 598 г. Москвы (210 человек).

В экспериментальном исследовании участвовали учителя и родители учащихся специальных коррекционных школ V вида (126 человек). Всего изучением охвачено 722 человека.

Внедрение результатов исследований осуществлялось в форме публикаций тезисов докладов, выступлений на научно-практических конференциях.

Псковского областного института повышения квалификации работников образования (1997, 1998, 1999, 2000, 2001), выступления на семинарах конференций Института Открытого общества «Права ребенка и школа в открытом обществе» (1998, 1999, 2000), на научно-практической конференции ИКП РАО «Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи» (2000, 2002). Основное содержание отражено в 5 публикациях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

• применительно к специфическим условиям образовательного процесса, в специальных коррекционных школ V вида разработана модель «Школа — правовое пространство» предусматривающая: повышение качества правовой культуры и правосознания у педагогов, у учащихся с речевыми нарушениями и их родителей;

• рассмотрены основные трудности, влияющие на овладение учащимися с ТНР правовых знаний и умений: речевое недоразвитиенегативное влияние микросоциальной средыотсутствие программы и методического обеспечения по правовому образованию. Установлена взаимосвязь: между уровнем речевого развития учащихся и возможностью овладения специальной лексикоймежду особенностями коммуникативного поведения, правовой осведомленностью и их социальной адаптацией;

• разработана система формирования основ правового воспитания, состоящая из трех блоков, которая предусматривает работу с педагогами, родителями и учащимися старших классов с ТНР. Методические рекомендации включают приемы работы с правовыми текстами (в устной и письменной форме), игры и тренинги, моделирующие правовые ситуации, диспуты, а также рефлексию собственных действий при решении учебных правовых задач;

• результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной модели и методических рекомендаций значительно повысило уровень правовых знаний старшеклассников с ТНР (от 42% до 78%) и позитивно отразилось на их общем речевом развитии. Учащиеся адекватно использовали специализированную правовую лексику, понимали сложные логико-грамматические структуры, смысл правовых текстов.

Таким образом, разработанные учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания могут являться базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников с различными отклонениями в развитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современном образовательном и воспитательном процессе имеются существенные пробелы в формировании правосознания у школьников, выработке навыков соотнесения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве. При этом усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения, особенно молодежи, в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Все это определяет острую необходимость совершенствования формирования правосознания у школьников.

Отсутствие сформированного правосознания у старшеклассников специальных коррекционных школ V вида, незнание законов и упрощенный взгляд на правовые категории, низкая правовая информированность и осведомленность не отвечают современным представлениям в области права. Поэтому существующая система правового образования в специальных коррекционных школах V вида не может в полной мере решать поставленные перед ней задачи. Причинами этого являются: отсутствие предмета права в общей (урочной) системе образованияотсутствие необходимых методик воспитания правосознанияотсутствие интеграции права как предмета в других областях знанийнедостаточная правовая компетентность педагоговотсутствие у родителей учащихся «речевых» школ правового образования.

Учащиеся школ для детей с ТНР остро нуждаются в преподавании права в школе. Преподавание права в специальной коррекционной школе V вида, хотя и имеет свои педагогические трудности, тем не менее, в воспитательном отношении и в соответствии с толерантным поведением учащихся легче, чем в общеобразовательной школе. При этом роль педагога в правовом воспитании школьников является ведущей. Старшеклассники с ТНР обладают более высокой дисциплиной и уважительным отношением к педагогам, что является хорошей предпосылкой к их дальнейшему правовому воспитанию. Они более склонны доверять педагогам, а не вступать с ними в конфронтацию.

Одним из основных источников правовых сведений у учащихся, родителей и учителей являются СМИ, которые, как правило, освещают правовые проблемы достаточно тенденциозно и в некоторых случаях делают грубейшие ошибки в правовых аспектах. Поэтому для обучения старшеклассников с ТНР вопросам права необходимо использовать квалифицированных специалистов и проводить занятия во время учебного процесса, а также на факультативах (по желанию). Для повышения качества правовой культуры необходимо проводить занятия в области права не только с детьми, но и с их родителями.

При проведении занятий по правовому воспитанию учащихся с ТНР должны использоваться различные методики обучения, предусматривающие систему упражнений по формированию у учеников направленных правовых высказыванийпо обогащению и уточнению правового словаряусвоению фонематических правовых структурсовершенствованию у них навыков и умений связной речи. Необходимо разрабатывать варианты возможной адаптации правовых текстов содержащих отдельные правовые термины и понятия.

К моменту перехода учащихся в среднюю школу нарушения связной речи становится ведущим в структуре речевого дефекта. Отсутствие специальной методики развития связной речи старшеклассников с нарушениями речи отрицательно сказывается на формировании навыков создания в устной форме, что снижает эффективность обучения в целом. Поэтому выход за пределы уроков к дополнительным внеурочным занятиям по правовому воспитанию, т. е. организация внеурочной деятельности по правовому образованию учащихся с ТНР, является одной из главных образующих звеньев правового воспитания и образования. Вне урока подростки приобретают больше возможностей для контактов с реальным взрослым миром: представителями органов правовой системы, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями и их работодателями. При этом деятельность учащихся регламентируется рамками существующей учебной программы в целом и направлена на расширение лексического словаря, формирование устойчивого личного интереса подростка с ТРН к правовым проблемам и, в основном, обращена на коммуникацию старшеклассников друг с другом внутри данного объединения.

Для учащихся «речевой школы» чрезвычайно важно ощущать свою коммуникабельность и интеллектуальную состоятельность, так как у подростков с ТНР наблюдаются трудности в экспрессивной и импрессивной речи. Учащиеся могут понимать значение слова, но не употреблять в собственной речи. Что лишает их возможности устанавливать контакт. Поэтому правовое воспитание и образование старшеклассников с ТНР необходимо организовывать с использованием таких форм работы как: работа с правовыми текстамиповедение диспутовигр (проигрывание правовых ситуаций), тренинговконтакты с правоохранительными органами (экскурсии, приглашения) — лекционная работа. Включение в процесс обучения учащихся с ТНР такого метода, как рассматривание картин, педагог приводит в действие все мыслительные процессы, способствуя развитию у них наблюдательности, внимательного отношения к языковым явлениям, помогая осознать эти явления. При этом определенный лексический материал, вопросы и задания по картине стимулируют речевую активность учащихся, поддерживают и направляют их речевую деятельность. Такие занятия заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, обеспечивают постоянную и непосредственную связь учитель-ученик. Все это значительно повышает эффективность обучения. Использую такой метод, как проведение диспутов у учащихся развивается логическое мышление, навыки логически выстроенного выражения своих мыслей, формирование навыков устной речи, терпимость к взглядам оппонентов, уверенность в себе, способность концентрироваться на сути проблемы, манеры при публичном выступлении. Важным методическим приемом является воспитательная работа, связанная с обсуждением проблемы, обоснование определенных правил и внедрение их в жизнь старшеклассников, что помогает создать условия, в которых фиксируются правила, законы поведения, выработанные и принятые коллективом учащихся. При этом подростки с ТНР не только знакомятся с этими правилами, но и осмысливают, почему они нужны, как они должны поступать, чтобы следовать им. Эффективность этого метода заключается в том, что учащиеся с нарушениями речи постепенно приходят к пониманию связи между правилами и законами, к осмыслению, что законы — это правила, которыми обязаны подчиняться все члены данного сообщества. При использовании игрового метода, решаются задачи для старшеклассников с ТНР, через обсуждения со своими сверстниками воспринимать негативные последствия присвоения ими тех или иных прав, способы нахождения компромиссных решений между социальными и личными правовыми интересами, прививать навык нахождения решений различных правовых ситуаций и использование ими правовой терминологии.

При всей важности задач правового воспитания и образования, они могут быть полноценно реализованы только в контексте общего развития личности школьника и решении следующих задач:

• получения учащимися правовых знаний как основы гражданских умений, под эти подразумевается не только путь специально организованного обучения, но и естественный процесс научения и приобретения навыков;

• выработке навыков устанавливать коммуникативные контакты с людьми и окружающим миром, понимать свое место в мире, в том числе — в мире Права, Закона, в общении с другими людьми и социальными институтами;

• развитие у учащихся интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, критического, творческого, коммуникативного мышления, в умении отстаивать свое мнение или принимать другую точку зрения;

• выработку умений использовать специализированную правовую лексику в экспрессивной речи. Учащиеся должны не только понимать значение слова, но и употреблять в собственной речи, понимать сложные логико-грамматические структуры большого объема связного правового текста, насыщенного сложными оборотами.

В процессе правового воспитания в обязательном порядке должна быть использована технология максимального включения педагогов в деятельность по созданию модели правового воспитания в речевых школах. При этом особое внимание должно уделяться повышению правовой компетенции педагогов, так как подростки специальных коррекционных школ V вида в отличии от их сверстников из общеобразовательных школ значительно большую роль отводят учителю, как источнику информации о праве и законах. Каждый педагог может должен стать субъектом: разработки подходов правового воспитания учащихся школ V видадиагностики исходного состояния учебно-воспитательного процессапроектирования правового образа учебного заведения и моделирование основных компонентов воспитательной системыэкспертной оценки, апробации и реализации правовых представлений в педагогической практике.

Особая роль в правовом воспитании учащихся с ТНР должна принадлежать не только специальной коррекционной школе, но и родителям детей с нарушениями речи. Необходимость участия родителей, в деятельности правовой воспитательной системы, обуславливается следующими факторами: родители обладают такими знаниями о своих детях, которыми, как правило, не располагают педагоги, что позволяет создать совместными усилиями более точный образ учащегося с нарушениями речиродители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому они могут внести свой вклад в моделирование правовой воспитательной системыродители имеют богатый социальный опыт и заключают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания старшеклассников специальных коррекционных школ V вида.

Отсутствие методического обеспечения программы правового образования для специальных коррекционных школ V вида не дает возможности обеспечить учащихся умениями и навыками, которые крайне необходимы для лиц с отклонениями в речевом развитии. Поэтому разработанные нами методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся старших классов с ТНР, прежде всего, направлены на повышение уровня правовой культуры старшеклассников и на формирование их правовой осведомленности и социальной адаптации. Кроме того, они являются основой для повышения уровня правовых знаний педагогов и родителей в преодолении кризисных ситуаций и конфликтов, возникающих в школе и семье, предупреждении и профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: материалы финско-советского симпозиума / Под ред. Ломова — М.: Наука, 1980. —335 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 218−241.
  3. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 230с.
  4. А.А. Структура целого текста // Вып. 1. — М.: Высшая школа профдвижения ВЦСПС, 1979. — 89 с.
  5. А.А. Структура целого текста // Вып. 2. М.: Высшая школа профдвижения ВЦСПС, 1979. — 81 с.
  6. Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995. 205 с.
  7. Л.П. Методика работы над сложным синтаксическим целым в аспекте развития связной речи учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. -214 с.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н. Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1980. — 416 с.
  9. Я.В. Пути совершенствования преподавания права в образовательных учреждениях // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. Волгоград, 1998. — С. 17−210.
  10. В.Б., Психологический метод анализа смысловой структуры текста: Афтореф. дис.канд. философ, наук, М., 1983. — 29 с.
  11. П.Артемов В. А. Коммуникативная, синтаксическая, лексическая и модальная функции речевой интонации // Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. М., 1966, — С. 3−22.
  12. Д.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. — № 1. — С. 89−94.
  13. Г. В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (на материале лекси-ко-семантических групп глаголов): Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 252 с.
  14. Г. В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-С. 62−70.
  15. Г. В. Характеристика глагольной лексики учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987. — С. 50−58.
  16. Е.А. Основы методики развития связной речи: Дис.. д-ра пед. наук. Л., 1971. — 638 с.
  17. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. — 89 с.
  18. Е.И. Сочинение-рассуждение в старших классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 185 с.
  19. Н.Е., Капинос В. И., Купалова А. Ю. Методика развития речи на уроках русского языка // Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
  20. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1973.
  21. Л.М. Роль ознакомления учащихся с сильной и слабой позицией звуков для формирования орфографических навыков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.— 126 с.
  22. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1980. — 205 с.
  23. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: изд. АПН. РСФСР, 1957. —98 с.
  24. Е.Д., Гранник Г. Г. Актуальные проблемы и трудности использования экспериментальных учебников в исследовательских целях // В сб. Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник, М.: Просвещение, 1979. — 181 с.
  25. Е.Д. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник, М.: Просвещение, 1979. — 181 с.
  26. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. М.: Российское пед. агенство, 1997. — 524 с.
  27. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — N2. — С. 31 — 43.
  28. Н.С. Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста // Лекция. С. Петербург, 1992. — 54 с.
  29. С.М. Анализ психологических факторов трудности учебных заданий // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник. -М.: Просвещение, 1979. — 181 с.
  30. А.Ф., Ефрон И. А. Малый энциклопедический словарь. М.: Терра, 1997. — 1061 с.
  31. Н.А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова думка, 1986. — 12 с.
  32. Ю.Ю. Право как социологическая категория. Фрунзе, 1962. -87 с.
  33. Л.И. Изучение элементов синтаксиса целого текста на уроках русского языка в 4 8 классах: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1973. — 204 с.
  34. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983. -128 с.
  35. М. Избранные произведения / Под редакцией Ю. Н. Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  36. Т.И. Особенности словесного мышления взрослых и детей снарушениями речи. -М.: Педагогика, 1990, — 183 с.
  37. И.Т., Голод В. И., Алле А. Х. Нейропсихологическое изучение детей // Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: АПН СССР, 1982. — С. 144−160.
  38. В.К. Особенности связной речи школьников с моторной ала-лией // Нарушения речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975. — С. 55−64.
  39. В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-С. 80−88.
  40. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 207 с.
  41. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1995. 114 с.
  42. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  43. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. — Т. 2. -504 с.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций / Из неопубл. трудов. М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
  45. В.П., Есипова Я. Ю. Формирование и развитие правового мышления как разрешение противоречий // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. Волгоград, 1998. — С. 39−43.
  46. Д.А. Дисциплина, мораль, право. Минск, 1986. — 57 с.
  47. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. -139 с.
  48. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150с.
  49. П.Я. Развитие исследований по формулированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, Т. 1. М., 1959. — 456 с. 51 .Гиндзбург М. П. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — 470 с.
  50. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев: Радяньска школа, 1985. — 140 с.
  51. ГолубеваГ.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе // Социально-философский анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 158 с.
  52. Г. Г., Концевая JI.A. Выявление в деятельности школьников приемов самостоятельной работы с учебником // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник М.: Просвещение, 1979.- 181 с.
  53. О.Е. Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 1989. — № 5. — С. 57−62.
  54. М.Б. Обучение учащихся 5−7 классов выбору слов в зависимости от темы и цели высказывания: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 166 с.
  55. Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 144 с.
  56. Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 160 с.
  57. Л.Р. Особенности формирования речи и письма у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — С. 95−101.
  58. Л.Р. Развитие лексики учащихся с моторной алалией в процессе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 32−41.
  59. . В.В. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 175 с.
  60. Г. П., Никитин А. Ф., Обухов В. М. Правовое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1979. — 53 с.
  61. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательных школ: Дис.. д-ра. пед. наук. М., 1985. — 378 с.
  62. Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.: Педагогика, 1976. — 48 с.
  63. Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1969. — 170 с.
  64. Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 48−56.71 .Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М.: Наука, 1980. — 224 с.
  65. Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М.: Учпедгиз, 1953. — 108 с.
  66. И.Ю. Педагогические условия социально-правовой ориентации учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 16 с.
  67. Л.Н., Садовникова И. Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1970. — 205 с.
  68. Г. Х. Изучение правового сознания человека // Вопросы борьбы с преступностью. 1973. Вып. 19.-53 с.
  69. П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия: Дис.канд. пед. наук, Харьков, 1974. —177 с.
  70. Н.И. Речь, как проводник информации, М.: Наука, 1982. — 157 с.
  71. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972. — С. 9−31.
  72. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН, 1958. — 370 с.
  73. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. — С. 5−25.
  74. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 154 с.
  75. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичсва Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. — 223 с.
  76. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / Под ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева, -М.: Наука, 1976.—С. 5−33.
  77. А.В. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М&bdquo- 1976.92.3ахарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М.: Знание, -1976. -№ 9 — 64 с.
  78. И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956. — 223 с.
  79. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М&bdquo- 1992.- 125 с.
  80. М.С. Мир общения // Проблемы межсубъективных отношений. -М., 1988.-320 с.
  81. О.З. Роль вариантности учебного материала в процессе формирования приемов умственной работы // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник, М.: Просвещение, 1979.-С. 136−149
  82. ЮО.Каданцев B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся 5−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 22 с.
  83. O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. -151 с.
  84. B.C. Правовое воспитание как средство активизации человеческого фактора: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Кишинев, 1989. — 18 с.
  85. ЮЗ.Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения (5 -7) классы // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
  86. Г. В. Система работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений: Автореф. дис. канд. пед. наук, Запорожье, 1991. -15 с.
  87. Д.А. Философские проблемы права. М., 1980. — С. 207.
  88. Юб.Кириченко Е. И. Динамика речевого и интеллектуального развития удетей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. М., 1970. — С. 54−56.
  89. В.А., Берман Б. Б. Правовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности // Методика правового воспитания школьников. М.: Просвещение, 1982. — 75 с.
  90. В.М. Правосознание и уголовный закон // Советское государство и право. М., 1983. — № 12. — С. 69−70.
  91. С.Н. Социально-правовая активность личности // Советское государство и право. М.: Наука, 1980. — № 9. — С. 20−21.
  92. И2.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Уч. пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 239 с.
  94. JI.A. Психологический анализ самостоятельной работы школьников с учебником: Дис. канд. психол. наук, М., 1975. — 150 с.
  95. К.Г. Овладение слабослышащими учащимися старших классов практическими языковыми обобщениями // Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. М., 1981. — С. 23−39.
  96. О.М. Структура текста и его понимание // Текст и аспекты его рассмотрения: Тез. докл. межвуз. науч. конф. М., 1977. — С. 3−30.
  97. И7.Корытько Н. А. История государства и права. М.: Юнита, 1994. — 17 с.
  98. Л.В. Развитие личности и правовое воспитание // Методика правового воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1982. — 290 с.
  99. Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей,— М.: Учпедгиз, 1940.-58 с.
  100. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).- М.: Учпедгиз, 1951.- 120 с.
  101. Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе. М.: Изд-во АЛН РСФСР, 1953.- С. 3−18.
  102. ЛевинаР. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением чтения и письма: Сб. статей в помощь учителю-логопеду // Логопедическая работа в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 3 — 18.
  103. Р.Е. Восстановление правильной речи у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-31 с.
  104. Р. Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей // Труды 2-й научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 166 -173.
  105. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 312 с.
  106. Л евина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. -Вып.2. 121 с.
  107. С.С. Управление процессом формирования внимания школьников с помощью учебника // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранник, М.: Просвещение, 1979. — 181 с.
  108. А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 18−37.
  109. А. А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева. Киев, 1979. — С. 717.
  110. А.А. Признаки связности и цельности текста//Лингвистика текста: Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. Мориса Тореза, М., 1976. — Вып. 103 -С. 60−67.
  111. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  112. А.П. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 177 с.
  113. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 431−445.
  114. .Т. Философия воспитания: Специальный курс. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  115. .Т. Экология личности // Педагогика, 1993. — № 2. — 20 с.
  116. Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
  117. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методические проблемы социальной психологии. М.: Просвещение, 1975. — С. 124−135.
  118. А. А. Влияние когнитивных структур на восприятие публицистических текстов: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 167с.
  119. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. — 263 с.
  120. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. — 432 с.
  121. А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947. -367 с.
  122. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  123. М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1972.-247 с.
  124. Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология, 1985.- № 1.- С. 29−33.
  125. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология, 1996, — № 1.- С. 3−10.
  126. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997, — № 4. — С. 3−15.
  127. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами // Дефектология 1997, № 6.
  128. Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2001, -№ 5.
  129. А.С. Пед. соч. в 8-и томах // Полн. собр. соч. Т. 2. — 1983. -128 с.
  130. Т.Н. Социальная активность старшеклассников // Педагогическая наука реформы школы. — М., 1988. — 145 с.
  131. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
  132. Е.М. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова, т. XXXI (71). 1971. Вып. 10. — С. 1512−1517.
  133. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1981. — № 6. — С. 13−20.
  134. Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.-С. 50−55.
  135. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. Б. М.: Юрист, 1997.-590 с.
  136. JI.B. Ал алия // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Учпедгиз, 1960. — С. 24−52.
  137. Г. П. Системная лингвистика в ее отношении к структурной //Проблемы языкознания: Тез. докл. X Междунар. конгр. лингв. М., 1967. — С. 93−99.
  138. Мид. М. Культура и мир детства. -М.: Наука. 1988. — 429 с.
  139. Л. И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшекласников: Дис.. д-ра пед. наук., М., 1989. — 176 с.
  140. B.C. Возрастная психология. М.: Academ А., 1997. — 431 с.
  141. Методика правового воспитания учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. -М., 1982.- 174 с.
  142. В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: Дис.. д-ра пед. наук. Сумы, 1985. — 778 с.
  143. Г. М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 215 с.
  144. Г. М., Мирзажанов К. Проблемы охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями. Ташкент: Узбекистан, 1984. — 176 с.
  145. JI.H., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 171 с.
  146. В.О. Основы правоведения. М.: Педагогика, 1994.- 160 с.
  147. А.П. Об одном способе информационно-кибернетического анализа психологических проблем общения // Вопросы психологии. 1978. -N4, —С. 96−105.
  148. Е.З. Формирование развитого социалистического правосознания: основная цель правового воспитания // Проблемы правоведения. — 1977. — Вып. 36. — 23с.
  149. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. -261 с.
  150. Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи // IV научной сессии по вопросам дефектологии: Тез. докл. М., 1962. — С. 164−166.
  151. А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе.- 1995. -№ 1.- С. 23−26.
  152. А.Ф. Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин. М.: ЦГО, 1998. — 224 с.
  153. А.Ф. Программа курса «Право и политика» 9 класс: Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин. М.: ЦТО, 1998. — 224 с.
  154. А.Ф. Тесты «Право и политика» 9ютасс.: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997. — 95 с.
  155. А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников // Нравственно-правовое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  156. А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве: Учеб. пособие для учащихся 9 классов. М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
  157. Е.А. Связный текст на уроках синтаксиса в 7 классе как средство развития связной речи учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 1984.-200 с.
  158. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (Деловые советы). М.: Профессиональное образование, 1998. -134 с.
  159. К.Е. Механизм формирования правомерного поведения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1980. — 22 с.
  160. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. — 32 с.
  161. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 368 с.
  162. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной, — М.: Просвещение, 1968.-368 с.
  163. Особенности детской речи и пути ее развития: Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Ладыженской, А. В. Текучева и др. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.- 127 с.
  164. М.И. Синтаксис связного текста: Дис.. д-ра филолог, наук. Л., 1987.-391 с.
  165. Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. — Вып.2. — 121 с.
  166. Л.С. Формирование готовности к творческому применению правовых знаний и умений // Методика преподавания «Основ государства и права». М.: Просвещение, 1984. — С. 74−310.
  167. З.А. Понимание предложения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1956, — 148 с.
  168. Л.И. Введение в изучение права и нравственности // Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. — 107 с.
  169. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. — Т. II. — 787 с.
  170. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребности быть личностью // Вопросы философии, М., 1982. — N. 3. — С. 17 -36.
  171. ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. -392 с.
  172. Н.А. Уроки развития речи: 5−9 классы: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  173. В.Г. Формирование правосознания старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 16 с.
  174. О. В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.- 310 с.
  175. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1978- 288 с.
  176. Правовая культура и вопросы правового воспитания // Сбор. науч. трудов. М., 1974.-202 с.
  177. Программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение). М.: Просвещение, 1982. — С. 3−133.
  178. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1997, — 438 с.
  179. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — 147 с.
  180. .П. Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 162 с.
  181. Речь. Артикуляция и восприятие / Под общ. ред. В. А. Кожевникова и Л. А. Чистович. -М.-Л.: Наука, 1965.-241 с.
  182. У. Познание и мышление (моделирование на уровне информационных процессов). М., 1968. — 84 с.
  183. Ролевые игры в преподавании прав человека // Сборник. М.: Мемориал, — 1995.-96 с.
  184. Т.В. Конструирование текста с опорой на этапные предложения как средство совершенствования речевых навыков учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Горький, 1989. — 316 с.
  185. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.2. — 144 с.
  186. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.-466 с.
  187. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Педагогика, 1973.-34 с.
  188. И.Г. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: Афтореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 24 с.
  189. Н.А. Семантические образования в восприятии другого человека: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 184 с.
  190. И.Ф. Основы правовой педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1973. — 157 с.
  191. Н.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на-Дону, 1969. — 84 с.
  192. Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Изд-во МГУ, 1967. — С. 76−94.
  193. Л.Д. Развитие речи учащихся на основе теории актуального членения предложения: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 204 с.
  194. Р.А. Государственно-правовая информация и общественное мнение // Право и социология / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Наука, 1973. -220 с.
  195. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена. 1994. — 93 с.
  196. Т.В. Правовое сознание и правовое воспитание // Теория государства и права / Под ред. Матузова Н. В. М.: Юрист, 1998. — 556 с.
  197. В.В. Драма российского закона. М.: Юридическая книга, 1996.- 144 с.
  198. Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — С. 3−13.
  199. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Дис.. д-ра психол. наук: В виде науч. докл., М.: 1997. — 88 с.
  200. О.В. Психологические механизмы формирования умения выделять концепт текста: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 144 с.
  201. Ю.А. Психологические аспекты изучения текста. М.: Наука, 185. — 168 с.
  202. А.Г. Происхождение языка и его роль в формировании мышления // Мышление и язык. М., 1957. — С. 13−29.
  203. В. Б. Развитие способностей смыслового восприятия учебного текста школьниками: Дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — С. 156.
  204. Г. С., Божко Н. М. Специфика восприятия научно-популярных текстов разными группами читателей // Психология чтения и проблемы типологии читателей / Под ред. Зазерского E.JI. и др. — ЛГИК, 1984. — С. 39−43.
  205. И.Н. Сегментированные построения со значением темы и текст: Дис.. канд. филолг. наук. М., 1983. — 191 с.
  206. Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.- М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
  207. Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи,-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  208. Э.В. Всестороннее развитие личности и право // Советское государство и право. 1982. — № 3. — С. 3−12.
  209. Э.З. Всестороннее развитие личности и право // Советское государство и право. 1982. — № 3. — С. 12.
  210. Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 21 с.
  211. Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  212. Д.Е. Правовое самовоспитание молодежи. Киев: Радянь-ска школа, 1991. — 32 с.
  213. Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте: Труды Ленинградского научно-практического ин-та слуха и речи Наркомпроса РСФСР. -Петрозаводск, 1940. С. 71−103.
  214. В.Д. Прием и последующая передача речевого сообщения // Вопросы психологии. 1964. — № 4. — С. 106−114.
  215. В.Д. Зависимость передачи речевого сообщения от его структуры // Исследования языка и речи: Ученые записки МГПИИЯ им. Мориса Тореза, -1971. т. 60.-С. 165−169.
  216. В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1982. -24 с.
  217. А.Р. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — 286 с.
  218. А.А. Право-субъектный образ объективного мира // Правоведение. -1973. № 2. — С. 93.
  219. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 367 с.
  220. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  221. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-223 с.
  222. Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. — 223 с.
  223. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. АПН СССР. М.: Педагогика, 1987.- 192 с.
  224. И. Б. Вопросы восприятия текстов у детей и подростков в общеобразовательных школах БССР: Дис.канд. пед. наук., М., 1986. — 193 с.
  225. А. А. Психологические и логические основы политического мышления: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 176 с.
  226. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  227. ЧепелеваН.В. Психологические аспекты организации процесса понимания текста // Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе. -Киев: Радянска школа, 1983. — С. 134−145.
  228. ЗП.Чепелева Н. В. Семантические параметры понимания текста // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международной психологической конференции // Часть II. — М., Наука, 1981. — С. 84 -85.
  229. Г. Д. Исследование понимания текста, как функции его смысловой структуры: Автореф. дис.. канд. психол. наук., М. 1975. — 25 с.
  230. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М.: Педагогика, 1969.- 120 с.
  231. ЗН.Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология 1973.- № 4, — С. 45−50.
  232. Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Дис.. д-ра пед. наук, — М., 1987.- 277 с.
  233. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990.
  234. Н.Г. Самореализация личности в развития знания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Свердловск, 1989. — 12 с.
  235. JI.M. Приемы активизации речи у алаликов // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 112−130.
  236. В.К. Психологические механизмы генезиса функциональной структуры действия в условиях планомерного формирования: Дис.. д-ра психол. наук, М., 1988. — 395 с.
  237. В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата: Мектеп. 1986. —271 с.
  238. Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Москва-Тюмень, 1994.-288 с.
  239. A.M. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой. М., 1980. — С. 16−18.
  240. С.П. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Уч. записки МГПИ им. В. И. Ленина, т. 406. М., 1971. — С. 30−62.
  241. С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975. — С. 46−59.
  242. Е.В. Диагностика понимания массовой информации как компонента умственного развития старшеклассника. М., 1995. — 114 с.
  243. В.А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 18 с.
  244. Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие правового формирования личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1980. — 15 с.
  245. С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. -195 с.
  246. З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 250 с.
  247. Н.В. Социально-психологические основы правомерного поведения личности в СССР. Ярославль, 1984. — С. 14−16.331 .Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  248. Н.И. Содержание правового образования в школе. М., 1996.-67 с.
  249. ЗЗЗ.Элиасберг Н. И. Содержание правового образования // Преподавание истории в школе. 1996. — № 4, 5.
  250. С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 16 с.
  251. Ericson Е.Н. Childhood and Society. N.Y., 1969., — 349 p.
  252. Ericson Е.Н. Insight and Responsibility. N.Y., 1971., — 347 p.
  253. Ericson E.H. Identity Youth and Grisis. N.Y., 1974. — 265 p.
  254. Jackson M.D., Mac Clelland J.L. Sensory and cognitive determinats of reading speed // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1975. — № 14. — P. 565−574.
  255. Chall J.S. Readability. An appraisal of Research and Aplication. Colmbus, 1958.-437 p.
  256. Coleman J.S. The Adolescent Society. N.Y., 1966. — 114 p.
  257. Coleman J.S. The Nature of Adolescene. L. N.Y. 1980. — 368 p.
  258. Coleman J.S. Relationships in Adolescene. L. Boston, 1974. — 286 p.
  259. Klare G. R. The Measurement of Readability. Jow., 1963. — 57 p
  260. Layton Y.R. The psychology of Learning to Read. N.Y., London, 1979. p.309.
  261. Marschall S. Comprehension and Alleged Redability of High Shool Physics Textbooks // Science Education. 1962. — 123 p.
  262. Masterson J. The Psyshiatric Dilemma of Adolescence. Boston, 1967.-328 p.
  263. Mead. M. Coming of Agein Samoa. N.Y. 1928. — 348 p.
  264. Newport G.E. Readability of Sience for Elementary Shool. N.Y. 1965. — V. 56. № 1.-10 p.
  265. Offer D., Offer J. B. From Teenage to Young Manhood /А Psychological Study-N. Y. 1975.-46 p.351.0ffey L., Readability of Science Textbooks for Grandes For, Five and Six // Shool Science and Math. 1965. — V 65. — 44 p.
  266. Rutter M., Grahan P., Chadwich O., Yuie W. Adolescent turnioil Fact or fiction // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1976. -V.17, № 1,-98 p.
  267. Gudrun Bottger. Von Teddys, Tabak und anderen Geftihlen. Einstieg in die Arbeit mit Kommunikations- und Rollenspielen // Padagogik. 1994. — № 4. — P. 6−9.
  268. Tibor R. Machan. The Bill of Rights and Moral Philosophy / The Freeman. Ideas on liberty. July: 1992. — P. 270−272.
Заполнить форму текущей работой