Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Москва, 1997 г.) — совещании руководителей региональных и межвузовских центров международного сотрудничества вузов России, (Москва, 1999 г.) — международной конференции «Интернаци-онализация образования и научных исследований в XXI веке: роль технических университетов», (Санкт-Петербург, 1999 г.) — научно-практической конференции «Образовательные услуги российской высшей школы. Маркетинг. Новые… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Социально-экономические, социокультурные и национально-исторические условия и предпосылки развития дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России.

1.1. Непрерывное образование, мировые тенденции, взаимодействие образовательных систем.

1.2. Обучение иностранных граждан и взаимосвязь образовательных ступеней в контексте их преемственности.

1.3. Место и роль дополнительной довузовской, целевой подготовки иностранных граждан в повышении качества образования современного специалиста.

Выводы по первой главе.

Глава II. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан как гибкая педагогическая подсистема в системе непрерывного профессионального образования.

2.1. Структура и основы функционирования гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

2.2. Организационно-управленческое и нормативно-правовое обеспечение дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

2.3. Учебно-программное обеспечение дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

Выводы по второй главе.

Глава III. Структурно-целевой анализ содержания дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России.

3.1. Факторы и процедуры проектирования структуры и со-¦ф держания дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

3.2. Системный подход к отбору и структурированию базисных элементов содержания дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

3.3 Обусловленность содержания дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан их будущей про- фессиональной деятельностью.

Выводы по третьей главе.

Глава IV. Опытно-экспериментальная апробация эффективности структуры и содержания гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан. 273 0 4.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.

4.2. Оценка исходного уровня знаний, умений и навыков иностранных граждан.

4.3. Оценка преемственности обучения на подготовительном факультете и в вузе. $ Выводы по четвертой главе.

Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития системы непрерывного образования характеризуется расширением духовного воспроизводства, становлением специалиста как личности и профессионала с высоким уровнем интеллектуального потенциала.

Важнейшим условием успешного функционирования и развития системы непрерывного образования является разработка методологии, теории и практики согласования всех его уровней и ступеней, в том числе подсистемы дополнительной довузовской подготовки. Она первична по отношению к другим образовательным ступеням.

Анализ опыта зарубежных стран показывает, что во многих из них такого согласования между образовательными ступенями, по существу, нет. Это объясняется многими факторами и главным образом различиями в социально-экономических, социокультурных, национально-исторических условиях развития стран. Развитые европейские и североамериканские страны имеют высокий уровень образования и преемственности образовательных ступеней и стандартов. В развивающихся странах уровень образования ниже и довузовская подготовка не соответствует требованиям высшей школы развитых стран. При i острой потребности в специалистах высокой квалификации развивающиеся страны встречают большие трудности в направлении молодежи на учебу в вузы других стран из-за рассогласования образовательных уровней.

Получение иностранными гражданами образования высокого качества затрудняют слабая базовая естественнонаучная, гуманитарная, лингвистическая подготовка и недостаточная их профессиональная направленность. Это существенно затрудняет получение ими знаний на русском языке как иностранном и овладение языком специальности, адаптацию к учебном процессу вуза и в целом к социальноэкономическим, социокультурным условиям страны пребывания.

В учебных заведениях России ежегодно увеличивается прием иностранных граждан на обучение по различным специальностям, что, безусловно, актуализирует проблему преемственности образовательных ступеней и создания подсистемы дрполнительного довузовского образования с ее организационным, содержательным и учебно-программным обеспечением.

Рассмотрению проблем взаимодействия образовательных систем, преемственности образовательных уровней и ступеней посвящен целый ряд работ: взаимосвязи общего среднего и высшего образования (В.И.Загвязинский, И. Я. Курамшин, В. С. Леднев, В. J1.Матросов, В. А. Поляков, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко, В.Д.Шадриков) — преемственности образовательных ступеней и уровней в системе непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, В. М. Жураковский, И. Я. Зимняя, В. Г. Кинелев, А. А. Кирсанов, Ю.А.Кус-тов, Б. С. Митин, Г. В. Мухаметзянова, Ю. Г. Татур, А. И. Субетто, В.Д.Шадриков).

В области дополнительного образования иностранных граждан для обучения в вузах России ведутся работы преимущественно по учебно-методическому обеспечению и адаптации их к условиям высшего учебного заведения страны пребывания.

Среди зарубежных авторов проблемами дополнительного образования занимаются П. Дарвал, Ж. Мартинал, А. Мелецинек, З. Пудловски и др.

При всем значении проведенных исследований они не снимают остроту поднятой нами проблемы. Система образования России недостаточно учитывает существующие в зарубежных странах различия в образовательных уровнях и ступенях, несоответствие их довузовской подготовки требованиям российской системы непрерывного образования. Имеющийся опыт в этом отношении носит преимущественно эмпирический характер. Все это подтверждает актуальность проблемы исследования и позволяет выделить основные противоречия:

• между объективной необходимостью коренного улучшения качества подготовки современных специалистов и несоответствием этому требованию довузовских ступеней образования;

•между объективными требованиями преемственности и органического единства всех ступеней системы непрерывного образования и несоответствием этому довузовской ступени обучения иностранных граждан в силу различий в национальных системах образования;

•между сложившейся практикой обучения русскому языку как родному и необходимостью обучения русскому языку как иностранному через изучение соответствующих профилю подготовки дисциплин, овладение культурой страны пребывания;

•между существующими разрозненными институционными формами обучения иностранных граждан и необходимостью создания единой целостной системы, связанной с реализацией национальной концепции обучения иностранных граждан.

Исходя из названных противоречий вытекает проблема исследования: каковы теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для успешного обучения в системе непрерывного профессионального образования Российской Федерации (среднего, высшего и послевузовского).

Объект исследования — процесс дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования Российской Федерации.

Предмет исследования — теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, соответствующей требованиям системы непрерывного профессионального образования Российской Федерации.

Цель исследования — разработать и обосновать теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, соответствующей требованиям системы непрерывного профессионального образования Российской Федерации, экспериментально апробировать эффективность ее функционирования. ;

1.

Гипотеза исследования — дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан как педагогическая подсистема системы непрерывного профессионального образования может быть эффективной, когда в ее основе лежат следующие исходные положения:

1. Цели и задачи гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан направлены на обеспечение их готовности к успешному обучению в системе непрерывного профессионального образования России (среднего, высшего и послевузовского).

2. Дополнительная подготовка иностранных граждан как органическая, неотъемлемая часть системы Непрерывного образования России базируется на принципах взаимосвязи общего и профессионального образования, преемственности, профессиональной направленности, интеграции и дифференциации.

3. Данная подсистема целостная, самостоятельная, со всеми характерными для нее признаками (целями, принципами, содержанием, структурой), гибкая (обусловленная различиями национальных образовательных систем, образом жизни, Мировоззрения, мышления и др.), профессионально-направленная на получаемую специальность и преемственно взаимосвязанная с ней.

4. В основе разработки теоретических и методических основ гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования лежат:

— системный подход, учитывающий исходный уровень подготовки иностранных граждан, особенности национальных образовательных систем, направлений получаемого образования в России и требований к нему;

— системно-функциональный подход, позволяющий определить структуру и содержание дополнительной подготовки на основе межпредметных, межцикловых связей, их преемственности на различных ступенях обучения и обеспечение единого языкового режима;

— личностно-деятельностный подход, ориентированный на подготовку иностранного специалиста как профессионала, так и личности, вобравшей в себя культурные и национально-исторические ценности с ориентацией на продолжение дружеских отношений с Россией.

Задачи исследования:

1. Исследовать общие и специфические особенности образовательных систем различных стран в аспекте преемственности довузовского, вузовского и послевузовского образования с системой непрерывного профессионального образования России.

2. Выявить и раскрыть основные противоречия между довузовской подготовкой иностранных граждан и системой непрерывного профессионального образования России, обусловливающие структуру и содержание гибкой педагогической подсистемы их дополнительной довузовской подготовки для успешного получения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

3. Определить и обосновать теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, соответствующей требованиям системы непрерывного образования России.

4. Разработать и обосновать учебно-программное, учебно-методическое, нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение функционирования и развития гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного образования России.

5.Экспериментально апробировать и внедрить в образовательный процесс гибкую педагогическую подсистему дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан.

Методологической и теоретической основой исследования являются: системно-структурный подход к анализу социальных и педагогических явлений, процессов и системединство и взаимосвязь общего и профессионального образованиянепрерывность и преемственность образовательного процесса.

Исследование базировалось на: системном подходе.

А.Н.Аверьянов, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг,.

В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин) — личностно-деятельностном подходе (Л.П.Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн) — целостном представлении содержания образования и образовательного процесса (М.А.Данилов, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М. Я. Зорина, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И.А.Субетто) — взаимосвязи общего и профессионального образования (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, В. С. Безрукова, Н. И. Думченко, М. И. Махмутов, А. З. Пинский, Ю.С.Тюнников).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмперические методы исследования.

Эмпирические методы (наблюдения, анкетирование, интервьюирование и др.) позволили изучить и собрать большой эмпирический материал об особенностях национальных систем образования, об уровне подготовленности иностранных граждан для обучения в системе непрерывного образования России, об их профессиональных намерениях. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщением педагогического опыта, экспериментами.

В исследовании выявлен ряд эмпирических зависимостей: хорошие базовые естественнонаучные знания иностранных граждан на этапе довузовской подготовки расширяли возможности выбора специальностей и повышали мобильность при получении соответствующего образования. В то же время отсутствие достаточных базовых знаний обусловливает проблематичность их дальнейшего обучения по ряду профилей дополнительной подготовки.

Теоретические методы (аналогия,* моделирование, системный подход) позволили выявить специфические для нашего исследования противоречия, разработать теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, теоретическую модель преемственности образовательных ступеней.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в рамках международного и межвузовского сотрудничества и «Программы развития довузовского обучения иностранных граждан» в 1990;1999гг.

В качестве экспериментальной базы были выбраны факультеты и центры довузовской подготовки иностранных граждан в Московском государственном автомобильно-дорожном институте (техническом университете), Российском университете дружбы народов, Тверском, и Тамбовском технических университетах.

В исследовании участвовали преподаватели названных выше вузов, иностранные граждане (в качестве обучаемых), методисты — всего более 1500 человек.

Личный вклад соискателя состоял в непосредственной разработке концепции дополнительной подготовки иностранных граждан для обучения в вузах России, отраслевого стандарта, учебных планов и программ, нормативно-правовой документации, в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, обобщении и описании ее результатов. Успешному проведению комплексного исследования содействовала работа соискателя в качестве декана и председателя Координационного совета центров предвузовской подготовки иностранных специалистов Министерства образования РФ.

Исследования проводились в несколько этапов.

На первом этапе (1990;1992гг.) проводились изучение и анализ функционирования подготовительных факультетов СССР, а затем России, выявлялись противоречия в подсистеме довузовского обучения иностранных гражданизучение литературных источников, и осмысление организационно-педагогических условий обучения иностранных специалистов в системе непрерывного образования Россиинакопление эмпирических материалов.

На втором этапе (1993;1997гг.) была определена проблема исследования. Разрабатывались методологические подходы: проведен системный анализ и обоснование целей исследованияопределена теоретическая база исследованияопределен минимум требований к содержанию и уровню подготовки выпускников подготовительных факультетов для иностранных гражданразработано содержание образовательных программ по профилям обучения с последующей их реаi лизациеи в ряде вузов.

На третьем этапе (1998;1999гг.) завершены опытно-экспериментальная работа, обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, их оформление.

Научная новизна исследования.

1. Разработана на теоретико-методологическом, дидактическом, методическом и организационно-управленческом уровнях гибкая педагогическая подсистема дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для успешного обучения в системе непрерывного профессионального образования России (среднего, высшего, послевузовского). Ее сущностными характеристиками являются:

•целостность (отражает исходный уровень образования иностранных граждан, требования системы непрерывного образования России и содержание дополнительной подготовки, компенсирующее несоответствие между ними);

•самостоятельность (имеет свои цели, принципы, содержание, учебно-программное, методическое, нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение);

•гибкость (учитывает различия национальных образовательных систем, образ жизни, особенности мировоззрения, мышления);

•профессиональная направленность (ориентирует на получаемую специальность и преемственно взаимосвязана с ней).

2. Обоснованы принципы, на которых базируется гибкая педагогическая подсистема дополнительной подготовки иностранных граждан: взаимосвязь общего и профессионального образованияпреемственность образовательных ступенейпрофессиональная направленность на профиль учебного заведения и получаемую специальностьинтеграция и дифференциация содержания общеобразовательных, общенаучных и специальных дисциплин.

3.Определены и обоснованы цели, содержание формы организации, методы и средства дополнительной подготовки иностранных граждан как органической, неотъемлемой части целостной системы непрерывного образования России, позволяющей ей интегрироваться с мировой образовательной системой.

4. В основе разработки теоретических и методических основ гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования лежат:

• системный подход, позволяющий рассматривать в единстве все необходимые условия и факторы, определяющие эффективность дополнительной подготовки (особенности национальных образовательных систем, исходный уровень подготовки иностранных граждан, требования российской системы непрерывного профессионального образования, специфика профиля получаемой специальности);

• системно-функциональный подход, ориентирующий структуру и содержание дополнительной подготовки иностранных граждан на межпредметные, межцикловые связи, на взаимосвязь, преемственность и интеграцию дополнительной и последующей профессиональной подготовки, на постоянное предвидение тенденций и возможных изменений в дополнительном и профессиональном образовании;

• личностно-деятельностный подход, ориентированный на развитие иностранного специалиста как будущего профессионала и личности, вбирающий в себя социокультурные, социально-экономические и национально-исторические условия страны пребывания с ориентацией на продолжение дружеских отношений с Россией;

• дифференцированный подход, учитывающий потребности, интересы, склонности, способности и другие индивидуально-психологические и национально-исторические особенности иностранных граждан.

Теоретическая значимость состоит в разработке: • методологии проектирования различных гибких педагогических подсистем (для российских граждан в условиях дифференциации отечественной школы и различий в уровнях подготовленности абитуриентов, для граждан ближнего и дальнего зарубежья, имеющих различия в образовательных системах не позволявшие ранее осуществлять такую подготовку) — методических основ комплексного учебно-программного обеспечения, которые могут быть использованы во вновь создаваемых отечественных и зарубежных гибких педагогических подсистемах;

Л ?

• алгоритма гибких педагогических подсистем дополнительной подготовки;

• возможности трансформации созданной педагогической технологии к условиям различных образовательных систем.

Апробация работы. к.

Основные положения работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных симпозиумах, конференциях и научно-практических семинарах: Engineering Education in the Third Millenium, 28th Engineering Education Symposium (1999, Istanbul-Turkey) — Международном конгрессе-" Образование-98″, (Москва, 1998 г.) — 27-ом Международном симпозиуме по инженерной педагогике «Проблемы инженерного образования на пороге XXI века», (Москва, 1998 г.) — Международной научно-практической конференции «Международное академическое сотрудничество на рубеже тысячелетий: проблемы и перспективы», (Тверь, 1999 г.) — Vl-ой Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования, (Москва, 1999 г.) — научно-методическои конференции «Современные проблемы довузовского обучения иностранных граждан», (Москва, 1996 г.) — Республиканской научно-практической конференции «Традиции и инновации в обучении иностранных учащихся в российских вузах», (Тверь, 1997 г.) — международной научно-практической конференции «Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное сообщество. Проблемы и перспективы подготовки иностранных специалистов на русском языке», (Москва, 1995 г.) — семинаре-совещании работников служб международного сотрудничества в области образования, (Москва, 1999 г.) — 55-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ),.

Москва, 1997 г.) — совещании руководителей региональных и межвузовских центров международного сотрудничества вузов России, (Москва, 1999 г.) — международной конференции «Интернаци-онализация образования и научных исследований в XXI веке: роль технических университетов», (Санкт-Петербург, 1999 г.) — научно-практической конференции «Образовательные услуги российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы», (Москва, 1995 г.) — Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран», (Санкт-Петербург, 1995 г.) — 54-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ) (Москва, 1996 г.) — 53-ей научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ), (Москва, 1995 г.) — 52-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ), (Москва, 1994 г.) — 51-ой научно-методической и научноисследовательской конференции МАДИ (ТУ), (Москва, 1993 г.) — 50-ой научно-мбто-дической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ), (Москва, 1992 г.) — международной научно-практической конференции «Обучение российских и иностранных граждан на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования», (Москва, 1999 г.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработано, прошло экспериментальную апробацию и внедрено комплексное учебно-программное обеспечение гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного образования России (учебные планы, учебные и рабочие программы по соответствующим профилям и дис-циплинам) — разработаны и внедрены утвержденные Министерством образования отраслевой стандарт и комплекс нормативно-правовых документовразработаны и широко используются в учебном процессе учебные пособия для иностранных граждан по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинамучебные пособия для преподавателей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концепция гибкой педагогической подсистемы подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования России, раскрывающая ее цели, принципы, содержание, формы организации, методы обучения, обусловленные исходным уровнем подготовки, полученной на Родине, требованиями российской системы образования и получаемой профессии.

2. Доказательство того, что спроектированная и функционирующая гибкая педагогическая подсистема дополнительной подготовки иностранных граждан снимает остроту противоречия в образовательных уровнях различных стран и обеспечивает им успешное обучение в системе непрерывного профессионального образования России, она достаточно адаптивна к образовательным системам других стран.

3. Структура и содержание дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан по основным ее направлениям (техническое, гуманитарное, естественнонаучное, экономическое, медико-биологическое). Содержание образования на уровне системы (учебные планы по направлению подготовки с учетом межцикловых и междисциплинарных связей) и на уровне учебного предмета (инвариантное ядро связанное с отраслевым стандартом и вариативная часть, ориентированная на уровень подготовленности, профиль получаемой специальности, индивидуально-психологические особенности учащихся).

4. Комплексное, опережающее учебно-программное обеспечение гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, его целевая направленность на преемственную взаимосвязь образовательных уровней и ступеней, на конкретную цель подготовки современных специалистов.

Постановка и решение исследуемой проблемы на теоретико методологическом, дидактическом и методическом уровнях оказались правомерными. Объективная потребность в разработке и реализации гибкой пе дагогической подсистемы дополнительной подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования России обусловлена потребностями практики (наличием противоречия между образовательными уровнями довузовской подго товки иностранных граждан, получаемой на Родине, и требованиями системы непрерывного профессионального образования России) и неразработанностью в теории. Имеющиеся работы вносят существен ный вклад в данную область исследования, но они не снимают остро ту имеющегося противоречия и поднятой нами проблемы. Ее решение потребовало разработки концепции гибкой педаго гической подсистемы подготовки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования России и ис следования целого комплекса научно-исследовательских, учебно г программных, учебно-методических, нормативно-правовых и управ ленческих задач: • выявить общие и специфические особенности образовательных систем различных стран в системе преемственности довузовского, вузовского и послевузовского образования с системой непрерывно го профессионального образования России- • раскрыть основные противоречия между довузовской подготовкой иностранных граждан и системой непрерывного профессионально го образования России, обусловливающих структуру и содержание гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки для успешного получения ими среднего, высшего и по слевузовского профессионального образования- • определить и обосновать теоретические и методические основы гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан, соответствующей требованиям системы непрерывного профессионального образования России- • разработать и обосновать комплексное учебно-программное, учеб но-методическое, нормативно-правовое и организационно управленческое обеспечение функционирования и развития гибкой педагогической подсистемы дополнительной довузовской подго товки иностранных граждан для обучения в системе непрерывного профессионального образования России- • экспериментально апробировать и внедрить в образовательный процесс гибкую педагогическую подсистему дополнительной дову зовской подготовки иностранных граждан. В концепции раскрываются цели гибкой педагогической подсистемы подготовки иностранных граждан для обучения в России, ее принци пы, содержание, обусловленные исходным уровнем образования, по лучаемого на Родине, требованиями российской системы образования и получаемой профессией. Разработка теоретических и методических основ гибкой педаго гической подсистемы подготовки иностранных граждан осуществля лась на основе системного, системно-функционального, личностно деятельного подходов, ориентируемых на подготовку иностранного специалиста как профессионала и личности, вобравшей в себя куль турные и национально-исторические ценности с ориентацией на про должение дружеских отношений с Россией. Все это обусловило структурные компоненты гибкой педагогиче ской подсистемы подготовки иностранных граждан: • диагностический, формирующий контингент иностранных граждан для обучения в учебных заведениях России- • правовой, определяющий статус иностранного гражданина в стране обучения- • нормативный, регламентирующий требования к процессу дополни тельной подготовки- • учебно-методический, включающий комплекс документов по обес печению учебного процесса- • кадровый, формирующий специфические требования (знание язы ка, обычаев, религиозных особенностей и т. д.) к профессорско преподавательскому составу- • организационно-управленческий, обеспечивающий успешность процесса обучения и пребывания иностранных граждан в России. В соответствии с целью и задачами исследования осуществлено проектирование структуры и содержания дополнительной подготовки иностранных граждан на основе принципа оценки и учета исходного уровня подготовленности иностранных гражданпринципа преемст венности, обеспечивающего непрерывное развитие базисных понятий, изучаемых на разных образовательных ступеняхпринципа профес сиональной направленности, ориентирующего содержание дополни тельной подготовки на предстоящую профессиональную деятель ностьпринципа создания языковой окружающей среды (единого язы кового режима), являющегося одним из средств интенсивного овла дения русским языком обучения, коммуникативных умений, коммуни кативной культурыпринципа межпредметной координации, обеспечи вающего координацию между изучаемыми дисциплинами (математи ка, физика, химия, черчение, информатика и т. д.) как в содержатель ной части, так с русским языком, являющимися системообразующей основой для всех дисциплин. Проектирование проводилось в три этапа. На первом этапе оп ределялись его цели, предвосхищающие результаты и выступающие системообразующим фактором. Построено дерево целей. На втором этапе проектирования определены структура и содержание дополни тельной подготовки на уровне системы (профилей дополнительной подготовки — технического, гуманитарного, естественнонаучного, эко номического, медико-биологического), включающей всю совокупность учебных дисциплин с учетом их роли и места в дополнительной под готовке, межпредметных и междисциплинарных связей. На третьем этапе проектирования определено содержание до полнительной подготовки на уровне учебного предмета. В каждом учебном предмете выделены основные понятия, законы, закономер ности, теории, важнейшие факты, методы исследования, являющиеся его инвариантным компонентом. Наряду с ним определен вариатив ный компонент учебного предмета с учетом уровня подготовленности иностранных граждан, их потребностей, интересов, склонностей и способностей. Отбор оптимальной информации в учебный предмет проводился на основе критериев: относительной стабильности зна ний, соответствия основным направлениям развития науки, техники, производства, сферы труда, интересов, склонностей и способностей иностранных граждан. Технология конструирования содержания образования включала следующие этапы: определение целей, задач, места и роли каждой учебной дисциплины в системе дополнительной подготовки иностран ных гражданотбор и структурирование инвариантной и вариативной частей содержания учебной дисциплиныоформление макета учебной программы и ее экспертная оценка по научным, дидактическим и ме тодическим параметрамкорректировка макета учебной программы на основе результатов экспертной оценки. в ходе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования получила подтверждение. Реализация содержания до полнительной подготовки, ее комплексного учебно-программного обеспечения существенно повысили уровень готовности иностранных граждан к обучению в системе среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Разработанная методика позволила получить достоверные фак ты, обоснованные большим количеством участвующих в эксперименте иностранных граждан и подтвержденные многолетней практикой их подготовки на подготовительном факультете МАДИ (ТУ).Результаты аналитико-экспериметальных исследований, прове денных на I — 111 курсах технических вузов, показывают высокую сте пень адаптации иностранных граждан, обучающихся на подготови тельном факультете к обучению в системе непрерывного профессио нального образования (среднего, высшего, послевузовского) и дока зывает то, что успешность их обучения в вузе определяется эффек тивностью функционирования гибкой педагогической подсистемы до полнительной довузовской подготовки. Данная диссертационная работа служит неотъемлемым звеном на пути к созданию оптимальной многофункциональной системы не прерывного многоуровневого профессионального образования ино странных граждан, основой для более глубокого анализа и исследо вания проблемы их обучения в среднеспециальной и высшей школе России. Разработанная нами концепция гибкой педагогической подсис темы дополнительной подготовки иностранных граждан может быть использована в различных учебных заведениях, занимающихся дан ным видом образовательной деятельности как в России, так и в стра нах СНГ, а также при создании филиалов российских учебных заведе ниях за рубежом. в то же время наше исследование позволило увидеть новые проблемы нуждающиеся в изучении и решенииуглубление диффе ренциации дополнительной подготовки иностранных граждан в на правлении формирования и развития способностей к предстоящей профессиональной деятельностиусиление взаимосвязи, преемст венности дополнительной подготовки со средним, высшим и послеву зовским профессиональным образованием на интегративнои основеориентация дополнительной подготовки иностранных граждан на со временную, широкопрофильную, профессиональную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Визина К. Я., Петров Ю. Н. Справочник по системному содержанию обучения в институте. — Горький: Изд-во ГМПИК, 1989.-145 с.
  2. А.А. История подготовки в Советском Союзе национальных кадров специалистов для зарубежных стран. — М.: Политиздат, 1985. — 45 с.
  3. О. В. Международные тенденции в инженерным образовании // Высшее образование в России. — 1993. — № 2. — 26−33.
  4. В.И. Взаимосвязанное изучение начал анализа и физики в старших классах средней школы. Дис. … канд. пед. наук. -М., 1997.- 189 с.
  5. В.Е., Пащатина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педагогика. -1977. — № 5.-С. 100−108.
  6. Ю.В. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1983.-285 с.
  7. Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения. — Киев- Наукова думка, 1984. -143 с.
  8. B.C. Гуманизация образования: каким ему быть? — Николаев: Темп, 1992. — 30 с.
  9. В.В. Методика формирования содержания курса физики лицеев физико-технического профиля. Дис. … канд. пед. наук. — Самара, 1998. -190 с.
  10. В.А. Мотивационные и стимулирующие аспекты аттестации // Высшее образование в России. — 1992. — № 3. — 130−132.
  11. СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. — 199 с.
  12. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебного процесса обучения. — М.: Знание, 1977.-67 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.-78 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  16. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  17. Н.Ю., Петров Ю. Н. Стабилизация и развитие образовательного комплекса Нижегородской области в новых социально-экономических условиях: региональные программы. — Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1993. — 55 с.
  18. Г. И., Байер У. Структура целей обучения. — М.: Знание, 1974. — 144 с.
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1997. -150 с.
  20. Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1984. — 671 с.
  21. А.П. Теоретические основы интеграции содержания профессионально-технического образования. — Свердловск: Изд-во Свердловского инженерного педагогического института, 1988.-187с.
  22. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — -Пб.: Образование, 1996.-225 с.
  23. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилище: Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1991.-208 с.
  24. А., Шнайдер Г., Филипович X. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. — М.: Высшая школа, 1983. — 263 с.
  25. М.И. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин // Советская педагогика. -1987.-№ 8.-С. 81−83.
  26. Г. Системы высшего образования ФРГ // Международное сотрудничество. -1997. — № 1. — 24−27.
  27. В. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы. -1988. — № 1. — 3−8.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 56 с.
  29. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1998. — 192 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1980. — 195 с.
  31. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  32. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания. — М.: Высшая школа, 1977. — 190 с.
  33. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 5. -С. 86−90.
  34. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте специализации // Педагогика. -1996. — № 1. — 3−8.
  35. Л.С. Введение в менеджмент. — - Пб.: Изд-во -Пб. Эиф, 1994.-112 с.
  36. Н.Ю. Интегральный подход в обучении иностранных студентов русскому языку технического вуза. Дис. … канд. пед. наук.-М., 1992.-272 с.
  37. К.Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  38. К.Я., Беликовскии В. Д., Петров Ю. Н. Педагогический менеджмент. — М: Педагогика, 1991. — 267 с.
  39. Н.Ш. Дополнительное профессиональное образование студентов: становление и перспективы развития // Высшее образование в России. -1998. — № 3. — 92−97.
  40. Н.Ш. Психологические аспекты дополнительного образования студентов: Тез. докл. // Конференция «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста». — Казань, 1995. — 10−15.
  41. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе. Дис. … док. пед. наук. — Казань, 1998. — 398 с.
  42. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. -1997. — № 2. — 3−8.
  43. Э.М. Дифференциальный подход к обучению русскому языку как иностранному на начальном этапе. Дис. … канд. пед. наук. — М., 1991. — 205 с.
  44. А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
  45. Власова Н. С, Алексеева Н. Н., Барабакова Р. Н. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. -М.: Рус. яз., 1990.-230 с.
  46. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.: Знание, 1987. — 152 с.
  47. Н.М. Великобритания: стратегическое направление развития образования // Педагогика. — 1996. — № 4. — 91−98.
  48. Н.М. ВУЗы Китая вчера и сегодня //Информационный бюллетень. — (21)/97 «инкорвуз» — № 2. — 42−45.
  49. .Л. Управление образованием на Западе: Тенденция централизации и децентрализации // Педагогика. — 1997. -№ 2. -С. 110−117.
  50. Высшая техническая школа в России и странах мирового сообщества. По материалам исследования мнения участников Московского международного симпозиума «Инженерная педагогика — 98» / Под ред. Приходько В. М. — М.: РМК IGIP, 1999. -45 с.
  51. Высшее техническое образование. Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под ред. В.М. Жураков-ского.-М., 1998.-304 с.
  52. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Материалы ЮНЕСКО. — Париж: ЮНЕСКО, 1998. — 95 с.
  53. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения. / Под общ. ред. И. Е. Курова. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994. -160 с.
  54. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. — М.: РИК Русанова, 1997. — 134 с.
  55. Т.В. Педагогическая психология- Учеб. пособие. — М.: Изд-воМГУ, 1995.-160 с.
  56. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-225 с.
  57. А.И., Тарасюк Л. Н., Цейкович К. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах // Проблемы зарубежной высшей школы: обзор, информация. — М., 1988. — 14 — 24.
  58. А.И. Система образования в Японии // Проблемы зарубежной высшей школы: обзор, информация. — М., 1989. — 8−12.
  59. А. Инженерное образование в развитых зарубежных странах на пороге XXI века // Изв. вузов. Машиностроение. -1995.-№ 4,/5/, 6.-С. 119−124.
  60. А.И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии: Монография. — М.: НИИВО, 1994. — 128 с.
  61. А.И., Гоппа В. Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования. — М.: НИИВО, 1995. — 53 с.
  62. М.А., Галагузова Ю. Н. Базовые понятия высшего педагогического образования // Педагогический аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург, 1996. — Вып. 2. — 221−229.
  63. Галкин Система образования в условиях демократизации российского общества //Alma mater. -1997. — № 4. — 18−20.
  64. П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-154 с.
  65. Н.М. Использование интегративных связей для Формирования у студентов профессиональных умений. Дис. … канд. пед. наук. — Л., 1984. 195 с.
  66. .С. Компьютеризация в сфере образования. — М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
  67. О.И. Актуальные проблемы исследования культуры // Техническая эстетика. -1989. — № 5. — 5−9.
  68. B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Интер-Диалект, 1997. — 697 с.
  69. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. — -Пб.: Изд-во -Петербургского ун-та, 1992. -151 с.
  70. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты анализа учебных текстов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 206 с.
  71. В.Г. Методический анализ научно-технических дисциплин.-М.: Высшая школа, 1984. — 112с.
  72. . М. Высшее образование в США: прошлое, настоящее, будущее II Современная высшая школа. — 1989. — № 4. — 28−36.
  73. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. -С. 117.
  74. Ю.Д. Основные направления подготовки инженерно- технических кадров во Франции // Проблемы зарубежной высшей школы: обзор, информация. — М., 1994. — С. 56−67.
  75. Л.И. Диверсификация высшего образования в России и развитых странах мира (сравнительный анализ): Тез. докл. / Международная конференция «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». — М.: Высшая школа, 1994.-С. 48−49.
  76. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Скаткина. — М.: Педагогика, 1982. — 226 с.
  77. Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей // Вопросы философии. -1976. — № 9. — 67−75. ^ 79. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  78. Дж.К. Джонс. Методы проектирования. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986.-240 с.
  79. ., Чернилевскии Д. Проектирование содержания учебного предмета // Среднее специальное образование. -1987. — № 2.-С. 33−35. ^ 82. Дмитров М. С. Управление учебным процессом в Высшей школе. — Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1971. — 68 с.
  80. Доклад о состоянии науки в мире / ЮНЕСКО. — Париж, 1993. — 21с.
  81. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в области высшего образования в мире / ЮНЕСКО. — Париж, 1993.
  82. Ю.Б., Фоманов В. Я. Психология внимания. — М.: Педагогика, 1995.-48 с.
  83. Драккер Пьер Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  84. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  85. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во Белорусского унта, 1976. — 150с.
  86. М.К. Научные основы интеграции знаний и усвоение изучаемого учебного материала в процессе связи его с извест-ным школьникам: Автореф. дис. … док. пед. наук. / Казанский ин-т. — Казань, 1996. — 32 с.
  87. И.К., Зорина Л. Я. Дидактические модели учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. М., 1979.-С. 10−21.
  88. И.К., Зорина Л. Я. Представления об учебном предмете // Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М. , 1983. — С. 18−39.
  89. В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  90. В.И. Педагогическое предвидение. — М.: Знание, 1987.-77 с.
  91. В.И., Грищенко Л. И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1978. — 91 с.
  92. Н.А., Попова Н. С. «Радуга»: Учебник русского языка для студентов подготовительного факультета / Под ред. А. Н. Ременцова. — М.: МАДИ, 1999. — 227 с.
  93. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. — -Пб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  94. Н.И. О мировом рынке образовательных услуг // Вестник ЦМО МГУ. -1997. — № 1. — 5−16.
  95. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л.: Просвещение, 1964.
  96. И.А. Личностно-деятельный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. -1985. — № 5.- 34−39.
  97. И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе: Сб. статей. -М., 1971.-С. 25−31.
  98. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1992. — 231 с.
  99. В. А. Проблема «Белых воротничков»: возрастание роли человеческого фактора в современном производстве. — М.: Мир, 1984.-68 с.
  100. Е. И. О параметрах психолого-педагогического анализа учебного материала // Советская педагогика. — 1973. -№ 12.-С. 51−57.
  101. А.Е. Высшая школа России в конце XiX — начале XX века. — М.: Высшая школа, 1991. — 168 с.
  102. В. Г. Проектирование содержания профессионально- педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. — Казань: Карпол, 1997. — 258 с.
  103. В.Г., Хацринова О. Ю., Гурье Л. И. Формирование научной грамотности инженера: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во Казанского гос. технолог, ун-та, 1997. — 44 с.
  104. М.Е. Модульно-дидактические конструкции в формировании педагогического профессионализма в вузе // Новейшие исследования в педагогической теории и практике. — М., 1994.-С. 129−131.
  105. ГЛ. Теоретические основы проективного образования. Дис. … док. пед. наук. — М., 1995. — 390 с.
  106. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения — М.: Высшая школа, 1972. — 36 с.
  107. Г. Л. В зеркале собственной истории // Высшее образование в России. -1997. — № 1. — 27−33.
  108. Е. И. Сущность и структура мотива // Психологический журнал Российской Академии наук. — 1995. — Т. 16. — № 2. -С. 27−40.
  109. В.И. Об интернациональном воспитании студентов из освободившихся стран, обучающихся в СССР // Интернациональное воспитание советских и иностранных студентов в высших учебных заведениях г. Москвы. — М., 1979. — 24−31.
  110. И.И. Структура процесса учения. — М.: Изд-во МГУ, 1986.-198 с.
  111. К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991.-238 с.
  112. Кавинен С, Ринне Р. Рынок образования, квалификация и европейская интеграция // Высшее образование в Европе. -1993.- Т. XVIII. — № 2.-с. 34−48.
  113. B.C., Гарунов М. Г., Семушина Л. Г. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. — М.- Изд-во НИИ-ВО, 1996.-44 с.
  114. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи. Дис. … док. пед. наук. — Казань, 1996.-398 с.
  115. Ф. Подготовка и использование педагогических кадров за рубежом /капиталистические страны/. — М.: НИИВО, 1991.- 47 с.
  116. Л.Ф. Структура методики обучения как науки. — М.: Педагогика, 1979. -165 с.
  117. В. Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. -1993. — № 1. — 33−38.
  118. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. — М.- Республика, 1995. — 327 с.
  119. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 226 с.
  120. А.А. Основные тенденции совершенствования содержания общего среднего образования // Проблемы совершенствования общего среднего образования в профессиональной школе. — М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 80 с.
  121. М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. — 176 с.
  122. B.C. Социально-экономические проблемы профессионального образования. — Минск: Университетское, 1992. -108 с.
  123. Л. Проблемы теории обучения. Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1984.-203 с.
  124. Т.А. Системный анализ процедур принятия управленческих решений. — - Пб.: Изд-во — Пб. ун-та, 1994. -148 с.
  125. И.Б. Двухуровневое обучение географическим дисциплинам. Дис. … канд. пед. наук. — М., 1998. — 187 с.
  126. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. -1970.-№ 9.-103−116 с.
  127. В.П. Профессионально-методические умения: сущность, структура и содержание, процесс формирования // Формирование методических знаний и умений инженеров-педагогов. — Екатеринбург, 1992. — 98−105.
  128. В.П., Кубрушко П. Ф., Ортахов О. А. Структура, содержание и технология курса методики с точки зрения модульного обучения // Формирование методических знаний и умений инженеров-педагогов. — Екатеренбург, 1992. — С. 117−123.
  129. A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Дис. … док. пед. наук. — Казань, 1998. — 407 с.
  130. A.M. Содержание и структура подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Казань: Карпол, 1999.-206 с.
  131. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Лекции. — -Пб.: Образование, 1995. — 45 с.
  132. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. В. Ланина. — М.: Политиздат, 1989. — 389 с.
  133. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. Дис. … док. пед. наук. -Ярославль, 1996. — 343 с.
  134. А.Л., Аскарова Д. А., Ременцов А. Н. Экономическая и социальная география: Учеб. пособие для студентов-иностранцев подготовительных факультетов. — М.: МАДИ, 1999.-59 с.
  135. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. — Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та, 1995. — 267 с.
  136. Л.М. Педагогическая диагностика как фактор целевого управления профессиональной компетентностью педагога // Социальный педагог: подготовка и деятельность. — Челябинск, 1994.-С. 42−43.
  137. В.М. Философия и методология науки. — М.: SvR Аргус, 1994.-304 с.
  138. Г., О’Доннел Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М.: Знание, 1981. -167 с.
  139. А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных учащихся в процессе профессиональной подготовки. Дис. … канд. пед. наук. — М., 1997. — 170 с.
  140. B.C. Содержание образования. — М.: Высшая школа, 1989.-274 с.
  141. B.C. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы // Педагогическая технология. — М., 1993. — 32−45.
  142. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991. — 223с.
  143. Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников. Дис. … канд. пед. наук. — М., 1998. — 175 с.
  144. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  145. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии. — 1972. — № 9. — 61−69.
  146. А.А. Место интенсивных методов в обучении иностранным языкам // Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. — М., 1977. — 15−19.
  147. А.Н. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русский язык за рубежом. -1982. — № 4. — 48−52.
  148. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1981.-220 с.
  149. А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 211 с.
  150. А.Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы психологии. — 1972. — № 9. — 61−69.
  151. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  152. И.Я. Качества знаний учащихся: какими они должны быть? — М.: Знание, 1978. — 48 с.
  153. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Высшая школа, 1980. — 96 с.
  154. П., Норман Л. Переработка информации человеком. — М.:Мир, 1974.-550 с.
  155. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи (теория и практика). Дис. … док. пед. наук. — Челябинск, 1997. — 356 с.
  156. СВ. Дифференциальное обучение как фактор оптимизации образовательного процесса в высшем военном инженерном училище. Дис. … канд. пед. наук. — - Пб., 1998. -190 с.
  157. Е.Н. Особенности общеинженерной подготовки студентов профессионально-педагогического вуза. Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 185 с.
  158. З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в условиях рыночной экономики. Дис. … канд. пед. наук. — Брянск, 1998. — 208 с.
  159. И. Методологические основы дидактики. Пер. с болг. — М.: Педагогика, 1987. — 224с.
  160. Н.А. Формирование химико-валеалогических знаний в курсе органической химии средней школы. Дис. … канд. пед. наук. — Омск, 1997. — 198 с.
  161. Г. Теория и практика современного урока математики. Дисс. … док. пед. наук. -Армавир, 1997. — 308 с.
  162. СМ. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования. Дис. … канд. пед. наук. — -Пб., 1996. — 173 с.
  163. В.К., Слободянюк А. А. Эргономико-эвристический подход к вузовской педагогике. -Пб.: СЕВГТУ, 1998. -134 с.
  164. А.К. Психология профессионализма. — М.: Педагогика, 1996.-215 с.
  165. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. — М.: Высшая школа, 1992. — 195 с.
  166. Э. «Модели» на выбор // Народное образование. — 1990. — № 2.-С. 8−13.
  167. Масштабы распределения международной академической мобильности. Образование в мире // AInna mater. — 1995. — № 4. -С. 25−27.
  168. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. -164 с.
  169. К.Г. Содержание профессиональной подготовки кадров. — М.: Высшая школа, 1991. — 76 с.
  170. Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование // Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО. — М., 1994. — 130−138.
  171. В.Ф. О некоторых аспектах проблемы адаптации иностранных учащихся в вузах России // Материалы научно-практической конференции. — - Пб., 1998. — 29 с.
  172. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  173. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. — Казань: Карпол, 1993.-88 с.
  174. Ю.С. Техника и закономерности ее развития // Вопросы филосифии. — - Пб., 1979. — № 6. — 21−24.
  175. А. Инженерная педагогика. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — 190 с.
  176. А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. — М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 1998. -161 с.
  177. Г. В. Технологический университет и современные проблемы педагогики высшей школы: Тез. докл. конф. «Технологический университет правовой статус, наука образования и воспитания». — Казань: Изд-во КГТУ, 1993. — 8−12.
  178. Методологическая направленность общетеоретических и специальных дисциплин / Под ред. И. П. Стогния. — Киев: Высшая школа, 1984. — 143 с.
  179. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискуно- ва, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  180. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — П.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  181. А.В. Политические стереотипы студенчества // Социологические исследования. -1992. — № 8. — 85 с.
  182. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. — М.: Педагогика, 1973. -299 с.
  183. Мировой статистический обзор высшего образования // Сборник ЮНЕСКО. — Париж, 1998. — 175 с.
  184. B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. — М.: Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. — 5 7 с.
  185. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. — П.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с.
  186. В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. — М., 1998.-319с.
  187. А.Я. Программа и методика проблемы «Основы концепции интерсоциального образования.» — Челябинск: ЧГИФК, 1992.- 81 с.
  188. А.Я. Учебные заведения нового типа: сущностные характеристики // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. — Челябинск, 1994. — 4−8.
  189. Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания, США, ФРГ, Швеция, Франция): Сб. обзоров. — М., 1985.-193 с.
  190. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. научн. тр. / Под ред. Н. И. Нечаева. — М.: НИИВШ, 1989. -149 с.
  191. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. — М.: Высшая школа, 1978. -180 с.
  192. В. Деятельностныи подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. -С. 34−44.
  193. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.: Высшая школа, 1986. — 288 с.
  194. П.П., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. — М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, 1996. — 136 с.
  195. A.M. Профтехшколы: стратегия развития. — М.: Высшая школа, 1991. — 165 с.
  196. Новое качество высшего образования в современной России: Концептуально-программный подход. / Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199 с.
  197. A.M. Цели обучения и их функции в оптимизации педагогического процесса // Методические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М., 1984.- 40−48.
  198. Е.А., Певина В. И., Полевая Т. А. Обязательные результаты обучения: Метод, указания иностранным студентам подготовительного факультета по курсу математики. — Л.: Изд-воЛГТУ, 1991.-29 с.
  199. Основные направления и итоги деятельности министерства общего профессионального образования Российской Федерации в 1997 г. и первоочередные задачи на 1998 г. // Материалы к коллегии Министерства по итогам работы за 1997 г., — М., 1998.
  200. О.А. Формирование проектировочных умений в процессе обучения: Дис. … канд. пед. наук. — Свердловск, 1992. -234 с.
  201. П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся. — М.: НМЦ поОСПО, 1991.-104 с.
  202. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986. — 447 с.
  203. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Изд-во МГУ, 1986. 304 с.
  204. Педагогика / Под ред. СП. Баранова, В. А. Сластенина — М.: Просвещение, 1986. — 334 с.
  205. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 345 с.
  206. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. Выпуск 1. — М.: Институт профессионального образования РФ, 1994. — 95 с.
  207. Педагогическая практика / Под ред. В. К. Розова. — М.- Просвещение, 1981.-159 с.
  208. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  209. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. — М.: Педагогика, 1990. — 263 с.
  210. Ю.Н. Гуманизация епрерывного многоуровневого профессионального образования. — Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1994.-144 с.
  211. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. — Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1994. — 351 с.
  212. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: аспект управления. Дис. … док. лед. наук. — Н. Новгород, 1996. — 390 с.
  213. Ю.Н., Сивов М. В., Чехонин Д. В. Творческая школа — модель непрерывного повышения профессионального мастерства. — Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1993. — 72 с.
  214. К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: Высшая школа, 1982. — 187 с.
  215. И.К. «Знание, мышление и умственное развитие». — М.: Просвещение, 1987. — 264 с.
  216. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.
  217. Профессионально-педагогические кадры России. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. университета, 1998. — 83 с.
  218. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. — М.: Педагогика, 1971.-350 с.
  219. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 300 с.
  220. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З.А. Реше-товой. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 208 с.
  221. Л.М. О формировании профессиональных умений будущих учителей // Новейшие исследования в педагогической теории и практике. — М., 1994. — 130 с.
  222. Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования // Материалы ЮНЕСКО. — Париж, 1997. — 9 5 с.
  223. А.Н. К вопросу организационно-методического обеспечения предвузовскои подготовки иностранных граждан // Научный вестник МГТУ ГА. — М., 1998. — с. 45−53.
  224. А.Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России: Монография. — М.: Изд-во техполиграфцентр, 1999. — 333 с.
  225. А.Н. Непрерывное образование иностранных граждан и взаимосвязь образовательных ступеней: Монография. -М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 1998. — 99с.
  226. А.Н. Система предвузовскои подгтовки иностранных студентов // Образование — 98. — М., 1998. — 72−75.
  227. А.Н., Билибин Д. П., Сурыгин А. И. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений пред вузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт). — М.: Изд-во Минобразования РФ, 1997.- 22 с.
  228. А.Н. Педагогические системы предвузовскои подготовки российских и иностранных граждан // Научный вестник МГТУ ГА серия «Общество, экономика, образование». — М.: МГТУ ГА, 1998. — № 10. — 35−41.
  229. А.Н. Концепция дополнительного образования иностранных учащихся в вузах России // Международная научно-практическая конференция. — -Пб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. -С. 281−285.
  230. А.Н. О деятельности координационного совета центров предвузовскои подготовки иностранных специалистов // Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран.-С.-Пб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.-С. 10−11.
  231. А.Н. Основные требования к предвузовскои подготовке иностранных граждан // Семинар-совещание по международному сотрудничеству в области образования. — М., 1998. — 5−7.
  232. А.Н., Никишин А. А., Ильенко Н. А. Современные технологии и педагогические системы обучения студентов-иностранцев // Проблемы инженерного образования на пороге XXI века. -М., 1998. — 99−105.
  233. А.Н. Организация работы подготовительных факультетов и тестирование // Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. -М.: Изд-во МОРФ, 1999. — 6−19.
  234. А.Н. Образовательная программа предвузовского обучения иностранных студентов. — М.: Изд-во МОРФ, 1997. -С. 1−17.
  235. А.Н. Новые подходы к обучению иностранных граждан // Современные проблемы довузовского обучения иностранных граждан. — М., 1996. 15−18.
  236. А.Н. Организация обучения иностранных учащихся на подготовительном факультете// Научно-методическая и научно-исследовательская конференция МАДИ (ТУ). — М., 1999. -С.13−18.
  237. А.Н. Концептуально-программный подход к дополнительному образованию иностранных специалистов (предву-зовское обучение) // Международное академической сотрудничество на рубеже тысячелетий: проблемы и перспективы. -Тверь, 1999.-С. 5−14.
  238. А.Н. Проблемы обучения иностранных учащихся на подготовительном факультете // 55-я научно-методическая и научно-исследовательская конференция МАДИ (ТУ). — М., 1997. — 18−24.
  239. А.Н., Кузнецов А. Л. Проблемы подготовки кадров для зарубежных стран Сборник статей. Выпуск 13. — М.: Изд-во МАДИ (ТУ) Научное издание, 1999. — 118−129.
  240. А.Н. Университетское и высшее техническое образование — вопросы подготовки кадров в историческом аспекте. / Гуманитарные науки. Выпуск 8. — М.: Изд-во 1/!АДИ (ТУ), 1999.-С. 3−6.
  241. Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. — -Пб.: Наука, 1983. — 320 с.
  242. З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М-: Изд-во МГУ, 1985. -207с.
  243. Реформа и развитие высшего образования // Программный документ ЮНЕСКО. — Париж. 1995. — 350 с.
  244. В.М. Азбука педагогического труда. — М.: Высшая школа, 1990.- 112 с.
  245. В.Д. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного процесса. Дис. … канд. пед. наук. — Омск, 1997. — 206 с.
  246. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989.-160 с.
  247. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. — 1986. — № 4 — 10−12.
  248. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Ишкин Е. В. Университетское образование: приглашение к размышлению. — М.: Высшая школа, 1995. -135 с.
  249. . Науки об искусственном. — М.: Мир, 1972. — 304 с.
  250. . Общество и образование. — М.: Прогресс, 1989. — 285 с.
  251. ГА. Педагогические программные средства для индивидуализации школьного образовательного процесса. Дис. … канд. пед. наук. — Новосибирск, 1997. — 168 с.
  252. В.Н. Сборник тестов для определения лингвистической компетенции иностранцев, изучающих русский язык. -М.: Изд-во МАДИ, 1998. — 43 с.
  253. Ю.Н. Интеграция учебного знания как средство совершенствования содержания образования // Проблемы школьной и вузовской подготовки. — Глазов, 1996. — 43−47.
  254. В.Ф. Пути перестройки образования // Техническая эстетика. -1990. — № 1. — 5−7.
  255. В.Ф., Дижур А. Л., Устинов А. Т. Образование и проектная культура. — М.: Изд-во ИЦ, 1991. — 183 с.
  256. М.Н. Методология педагогических исследований. — М.: Знание, 1983. — 150 с.
  257. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 234 с.
  258. М.Н., Краевскии В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. (Методологический аспект).-М.: Знание, 1981.-96 с.
  259. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. — Л., 1976. — вып.1 — 30−46.
  260. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Педагогика, 1990.-300 с.
  261. А.Л. Совершенствование навыков выражения условных отношений в русской речи иностранных стажеров (в условиях краткосрочного обучения). Дис. … канд. пед. наук. — С-Пб. 1998.-170 с.
  262. М.А. Сравнительная педагогика. — М.: Педагогика, 1978.- 261с.
  263. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  264. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. -1996.-№ 1.-С. 57−69.
  265. Сравнительный анализ учебных планов подготовки инженеров машиностроительного профиля в вузах России зарубежных стран // Проблемы зарубежной высшей школы: обзорная информация. — М, 1993.-40 с.
  266. А. И. Системологические основы образовательных систем. — М.: Высшая школа, 1994. — 158 с.
  267. А.И., Левина В. И. Проблема стандартизации довузовской подготовки иностранных граждан: Тез. докл. Международная научно-практическая конференция. — -Пб., 1995. — 8−10.
  268. А.И. Проблемы системно-методического обеспечения образовательной программы предвузовского обучения иностранных студентов // Научно-практическая конференция. — С-Пб., 1998.- 57 с.
  269. Н.Ф. Деятельностныи подход к построению модели специалиста // Вестн. высшей школы. -1986. -№ 3. — 10−14.
  270. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-воМГУ, 1984.-344 с.
  271. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалистов. — М.: Педагогика, 1986. — 255 с.
  272. Татур Ю. Г Система образования Франции. — М.: Изд-во НУ ПКПС, 1994.-62 с.
  273. Татур Ю. Г Высшее образование в России в XX веке. — М., 1994.
  274. Тенденции развития высшей и средней специальной школы: Сб. научн. тр. / Под ред. В. М. Зуева. — М.: НИИВШ, 1988. -136 с.
  275. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г Онушкина. — М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
  276. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, ГВ. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. -207 с.
  277. Теоретические основы общего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лерпера, — М., 1983. — 220 с.
  278. Теория и практика дистанционного образования: (Открытый ун-т Израиля). — М., 1998. — 168 с.
  279. СП. Инженерное образование в России. — М.: Люберцы, 1996.-88 с.
  280. В.Н. Научно-техническая революция и проблемы образования // Вопросы философии. — 1973. — № 2. — 56−62.
  281. Ю.С. Политехнические основы рабочих широкого ц профиля. — М.: Высшая школа, t991. — 192 с.
  282. Ю.С. Методика выявления и описания интегратив- ных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. — М.: Высшая школа, 1988. — 46 с.
  283. Учебные стандарты школ России // Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазуровой. — М.: Прометей, 1998. — 123 с.
  284. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педаго- г гической антропологии // Педагогические соч. в 6 т. — т. 5. — М.: Педагогика, 1990.- 528 с.
  285. Федеральный закон Российской Федерации о высшем послевузовском образовании. — М., 1996.
  286. И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальные и философский аспекты). — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. — 368 с.
  287. В. Один иностранный студент окупит трех наших. — Известия. — 1994. 3 с.
  288. М. Направление и формы интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. — 1994. — № 1. — с. 108−112.
  289. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М., 1989. — 189 с.
  290. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. -231 с.
  291. В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 300 с.
  292. В. Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982. — т. 3. — № 5.
  293. Р. X. Как определить качество педагогической деятельности // Специалист. — 1995. — № 1. — с.25−28.
  294. Р.Х. Психология перестройки. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1988. — 179 с.
  295. Р.Х., Алишев Б. С. Психология управленческой деятельности в ССУЗ. — Казань, 1997. — 124с.
  296. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения // Магистр. — 1994. — № 13. — 45−68.
  297. Р.Х., Рогов М. Г., Алишев Б. С. Социально- психологические особенности сплочения педагогического коллектива среднего ПТУ. — Казань, 1991. — 140 с.
  298. В.Э., Семенцов Н. Технология проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе / Под ред. B.C. Кагерманьяна. — М., 1993. -40 с.
  299. И.З. Гуманитаризация высшей школы в США. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. -173 с.
  300. Л.Н. Диагностика уровней усвоения. Дис. … канд. пед. наук, — 1973. -170 с.
  301. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М., 1993. — 140 с.
  302. В., Взятышев В., Романкова Л. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. -1993. -№ 4. — 20−29.
  303. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. -203 с.
  304. В. И. Роль и место вуза в системе рыночных отношений. // Высшее образование в России. — 1994. -№ 1. — 96−107.
  305. P.P., Кочнев A.M., Кузнецов Д.С, Кириченко П. С. Концепция обучения и воспитания в вузе в современных условиях Тез. докл. Международная конференция «Интегрирование высшей школы, науки и производства». — Днепропетровск, 1996.-8 с.
  306. Engineering education in the 21 century- the challenge of chance // Inernational conference of engineering education. — Moscow, 1995. -140 p.
  307. Barnett R. The idea of higher education. — Buckingham: SRHE & Open University Press, 1995. — 184 p.
  308. Bilkent University: Undergraduate Programs 1993−1994. -Ankara, 1993.-447 p.
  309. Chong. Ng S.T. (1997) Higher Education over the Internet: Dawn of the Virtual University // Regional Conference on Higher Education. -Tokyo, 1997.-P. 161−166.
  310. J.L. (1997). Comparative Analysis of 20 Institutional Case Studies // European Regional Conference. — Palermo, 1997. — P. 18−22.
  311. D. (1998). Quality: Trends from the UNESKO // Regional Conference. — Dakar, 1998. — P. 39−46.
  312. Education in a Changing Society. // Poland Ministry of National Education. — Warsaw, 1995. — 148 p.
  313. Goodlad S. The quest for quality: sixteen forms of heresy in higher education. — Buckingham: SRHE & Open University Press, 1995. -123p.
  314. S. (1997). Staff and Student Exchanges in Working towards Qualification Recognition // Regional Conference on Higher Education. — Tokyo, 1997. — P. 54−60.
  315. Hart L, Human Brain and Human Learning — N.Y.- Longman Inc, 1983.-178 p.
  316. HILL S. (1997). Strategies for Managing Global Transition in Higher Education and Research: UNESCO’s ARHEN and Mobility Programmes // Regional Conference on Higher Education. — To kyo, 1997.-P. 123−130.
  317. Peeke G. Mission and change: Institutional mission and application to the management of further and higher education. — NY: Long man Inc, 1994.- 144 p.
  318. Pudlovski Z.J. Dan/all P.L. The Activities and Achievment of the UNESCO Supported International Centre for Engineering Deans and Industry Leaders. — Melbourne. 1995. — P. 29−35.
  319. Pudlowski Z.J. USICEE — Building East-West bridges through engineering education // 3rs East-West congress on engineering education. — Poland, Gdynia, 1996. — P. 145−150.
  320. Jensen H.P. The need for formuling visions and strategic goals for engineering institution // 3-rd East-West congress on engineering education. — Poland, Gdynia, 1996. — p. 269−272.
  321. Rementsov A. System of the additional education of foreign students at the preuniversity level. Engineering Education in the Third Millenium // Referate des.28. Internationalen symposiums 1.euchtturm. — Verlag, 1999. — P. 525−530.
  322. Turowski J. East-West cooperation in the development of engineering education in central and eastern Europe // 3-rd East-West congress on engineering education. — Poland, Gdynia, 1996. — P. 383−386.
  323. UNESCO (1998). Higher Education and Women: Issues and Perspectives // World Conference on Higher Education, UNESCO -Paris, 1998. -15 p.
  324. UNESCO (1998). Higher Education for a Hew Society: A Student Vision // World Conference on Higher Education. UNESCO — Paris, 1998.-15 p.
  325. UNESCO (1998). Pour un plan d’action mondial en vue de la reforme de Tenseignement superieur // Conferences regionales de 1. a Havana, Dakar, Tokyo, Palerme et Beyrouth. UNESCO, — Paris, 1998.-68 p.
  326. UNESCO (1998). World Statistical Outlook on Higher Education: 1980−1995. // World Conference on Higher Education UNESCO -Paris, -1998.-64 p.
  327. Van Ginkel H. (1998). Higher Education and Sustainable Human Development/ // World Conference on High Education. UNESCO -Paris, 1998. — 22 p.
Заполнить форму текущей работой