Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование спортивно-педагогического мастерства студентов в партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе спортивного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующая система профессиональной подготовки студентов по спортивной борьбе в физкультурных вузах характеризуется прямой зависимостью между уровнем спортивной подготовки абитуриента и успешностью его личного спортивного опыта. Ограниченность данной системы обусловлена эмпирическим подходом и доминированием прикладных аспектов в разработке всего содержания образования и методики обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПАРТЕРНАЯ БОРЬБА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ СПОРТИВНОГО ПОЕДИНКА
    • 1. 1. Исторический аспект становления партерной борьбы в греко-римской и вольной борьбе
    • 1. 2. Место партерной борьбы в соревновательном поединке и структура партерной составляющей схватки
    • 1. 3. Влияние динамики правил на технико-тактическую структуру соревновательного поединка и борьбу в партере
    • 1. 4. Содержание учебного материала по технико-тактической подготовке в спортивной борьбе
    • 1. 5. Спортивно-педагогическое мастерство при обучении тактико-техническим действиям при борьбе в партере
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ СТУДЕНТОВ В ПАРТЕРНОЙ БОРЬБЕ
    • 2. 1. Организация эксперимента и методы исследования
    • 2. 2. Структура и последовательность обучения партерной борьбе в экспериментальной программе при использовании поэтапного и игрового методов обучения

    2.3. Экспериментальное обоснование содержания разработанной учебной программы «борьба в партере» на основе «базовой» подготовки с использованием функциональных единиц соревновательного противоборства борцов.

    2.4. Формирование спортивно-педагогического мастерства при обучении партерной борьбе студентов в спортивном вузе

    2.5. Формирование спортивно-педагогического мастерства при борьбе в партере в учебно-тренировочном процессе спортсменов высокого класса

    ВЫВОДЫ

Формирование спортивно-педагогического мастерства студентов в партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе спортивного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В государственных документах, определяющих принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России — Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 г. рассматривается физическая культура и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины. В целях развития и популяризации физической культуры и спорта в Российской Федерации 11 января 2006 г. принято постановление № 7 Правительства Российской Федерации о Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы». Это в очередной раз подчеркивает все возрастающую значимость развития физической культуры и спорта.

В нашей стране проблема совершенствования подготовки спортсменов и спортивных педагогических кадров становится еще более значимой в связи с тем, что г. Сочи стал столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Это событие теперь стимулирует развитие не только зимних, но и летних видов спорта. Поэтому проблема совершенствования подготовки специалистов в высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально-ценностных ориентиров.

Студенты, обучающиеся в физкультурном вузе, овладевают основами спортивного мастерства по двум направлениям, одно из которых приводит к достижению максимально возможного для конкретного студента спортивного результата, а другое — к освоению правильных технических действий и методики обучения спортивно-педагогическому мастерству с — - последующимиспользованием ее в тренерской работе по вольной борьбе.

То, что различные виды борьбы включены в программу обучения студентов спортивных институтов, считается явлением позитивным [249].

Исходя из теории и практики, одним из главных направлений в подготовке спортсменов и тренерско-педагогических кадров по спортивной борьбе является совершенствование их профессиональной технико-тактической подготовки. Она выступает интегрирующим фактором по отношению к другим видам подготовки студентов в физкультурных высших учебных заведениях [224- 241].

Существующая система профессиональной подготовки студентов по спортивной борьбе в физкультурных вузах характеризуется прямой зависимостью между уровнем спортивной подготовки абитуриента и успешностью его личного спортивного опыта. Ограниченность данной системы обусловлена эмпирическим подходом и доминированием прикладных аспектов в разработке всего содержания образования и методики обучения [200]. Эмпирический подход в подготовке специалиста по физической культуре и спорту приводит к недостаточности теоретических знаний и преобладанию практического опыта студента-спортсмена. В процессе обучения происходит преимущественно формирование интуитивного, а не теоретического понимания борьбы. К тому же, как правило, всего треть студентов учебной группы имеют спортивную квалификацию в спортивных видах борьбы, а значительная часть группы не имеет большой практики спортивной подготовки по борьбе.

Курс спортивной борьбы предусматривает изучение студентами теории и методики преподавания вольной борьбы, овладение техникой и тактикой борьбы, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной педагогической работы в школе и пр. Существующие программы по борьбе содержат некоторый материал для партерной борьбы, Однако, эти вкрапления не отвечают в полной мере современным требованиям обучения партерной борьбе студентов физкультурных вузов, специализирующихся в единоборствах.

Выбор темы исследования «Формирование спортивно-педагогического мастерства студентов в партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе спортивного вуза» обусловлен существующими противоречиями: между необходимостью совершенствования профессиональной подготовки студентов спортивных вузов и неэффективностью решения данной задачи на основе старых методов и содержания обучениямежду необходимостью подготовки специалистов современного уровня в партерной борьбе и недостаточным вниманием к целенаправленному формированию соответствующих умений и навыков. Существенным недостатком в подготовке специалистов по спортивной борьбе является то, что их обучают приемам борьбы, а не ведению борьбы с соперником.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по спортивной борьбе в физкультурном вузе.

Предмет исследования: формирование спортивно-педагогического мастерства студентов в партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе спортивного вуза.

Цель настоящей работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить повышение эффективности учебно-тренировочного процесса, направленного на обучение партерной борьбе студентов спортивного вуза на основе разработанной программы.

Гипотеза исследования: спортивно-педагогическое мастерство студентов спортивного вуза в партерной борьбе значительно возрастет, если будет:

— выявлена роль партерной борьбы как составляющей части спортивного поединка;

— определена структура и последовательность изучения содержания технико-тактической подготовки и формирования спортивно-педагогического мастерства студентов при обучении партерной борьбе;

— будут разработаны и реализованы экспериментальная программа обучения партерной борьбе и экспериментальная методика обучения на основе блочного поэтапного формирования навыков преподавания партерной борьбы в педагогическом эксперименте. ~.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Выявить роль партерной борьбы как составляющей части спортивного поединка.

2. Определить структуру и последовательность изучения содержания технико-тактической подготовки и формирования спортивно-педагогического мастерства студентов при обучении партерной борьбе.

3. Разработать экспериментальную программу обучения партерной борьбе на основе «базовой» подготовки с использованием функциональных единиц соревновательного противоборства борцов и проверить ее в педагогическом эксперименте.

4. Разработать и реализовать экспериментальную методику обучения на основе блочного поэтапного формирования навыков преподавания партерной борьбы студентам спортивного вуза и борцам высокой квалификации.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили общенаучные положения и принципы методологии и теории педагогических исследований в физическом воспитании и биомеханике (В.М. Зациорский, Л. П. Матвеев, H.A. Бернштейн, А. И. Завьялов, Д. А. Завьялов, Д. Г. Миндиашвили, В. К. Бальсевич, Б. А. Ашмарин, Г. С. Туманян, B.JI. Уткин, P.M. Энока, Д. Д. Донской, Х. Х. Гросс, И. И. Алиханов, А. П. Купцов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и др.), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов и др.), теория игры (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Д. Неверкович и др.), теория проблемного обучения (И .Я. Лернер, М. Г. Брунов и др.), тактика конфликтного взаимодействия в спортивных единоборствах (B.C. Келлер, А. Н. Ленц и др.).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и обобщение литературных источников и документовпедагогическое наблюдениевидеосъемка, стенографирование и анализ соревновательной.

———-деятельности-борцов-вольного-стиля—беседа,-анкетирование, педагогический——экспериментметод групповых экспертных оценок, моделированиятестирование и методы статистической обработки результатов исследования.

Организация исследования: исследования осуществлялись в 5 этапов.

I этап (1997;1998гг.) — теоретический анализ, обобщение литературных данных, формирование основных положений диссертации.

II этап (1999г.) — определение эффективности экспериментального содержания преподавания партерной борьбы в спортивном вузе.

III этап (2000;2001 гг.) — проверка эффективности экспериментальной программы и методики обучения партерной борьбе студентов физкультурного вуза.

IV этап (2000;2006 гг.) — проверка эффективности разработанной программы и методики обучения партерной борьбе борцов высокой квалификации.

V этап (2007 г.) — обработка полученных данных, написание диссертации. Всего приняло участие в экспериментальных исследованиях 1838 человек.

Научная новизна: научно обоснована структура технико-тактических действий борцов в партере и выявлено влияние спортивно-технических показателей на результат поединка в соревнованиях различного масштаба. При этом установлены принципиальные отличия технических действий спортсменов в зависимости от динамики правил проведения соревновательных поединков и уровня их квалификацииразработана экспериментальная программа обучения партерной борьбе на основе «базовой» подготовки с использованием функциональных единиц соревновательного противоборства борцовразработана экспериментальная методика формирования спортивно-педагогического мастерства студентов в партерной борьбе в спортивном вузе, обеспечивающая достоверное повышение уровня специальной подготовки,~ умений и навыков.———————————————.

Теоретическая значимость: результаты проведенного исследования дополняют педагогическое знание о развитии двигательных способностей человека, вносят вклад в теорию физического воспитания и открывают перспективы и направления дальнейшего изучения техники борьбы. Обобщены результаты исследования значимости партерной составляющей спортивного мастерства борцов вольного стиля в соревновательном поединке и ее структураразработана методика поэтапного формирования навыков преподавания партерной борьбы студентам спортивного вуза педагогического университета с блоковым построением учебного материала, учитывающая современные тенденции развития вольной борьбы. Дано целостное описание системы спортивно-педагогической подготовки специалистов в спортивном вузе в партерной борьбе. Представлено теоретическое обоснование необходимости моделирования различных сторон соревновательной деятельности борцов и реализации модельных характеристик в тренировочном процессе спортсменов высокого класса.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные и реализованные в ходе исследования программа и методика обучения позволяют ликвидировать несоответствие между содержанием комплексной программы педагогических институтов и необходимым уровнем подготовки специалистов института спортивных единоборств по спортивной борьбе в партере. Все это позволяет внести коррективы в процесс профессиональной подготовки студентов, а ранжирование технико-тактических действий в партере по частоте применяемости в схватках дают возможность дифференцировать время на их изучение.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена научной методологией и теоретическими положениями, взятыми в основу исследованияпозитивными данными, полученными в результате экспериментальных исследований, подтверждающих исходную гипотезуобширным контингентом обследуемыхмноголетним личным спортивным опытом (Мастер спорта СССР по вольной борьбе).

Апробирование: материалы диссертационного исследования опубликованы в сборниках научных и научно-практических конференций.

Спортивные единоборства: практика и теория", «Повышение эффективности идейно-воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы», «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Красноярском крае», «Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования», «Современные направления в системе подготовки специалистов физической культуры, спорта и валеологии», «Организация самостоятельной работы студентов», «Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе» и др., международных и всероссийских симпозиумах «Образование и социализация личности в современном обществе», «Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе», «2-я международная детская Сибириада», в научных ежегодниках КГПУ, Вестнике КГУ, в 3-х учебно-методических разработках. Работа была обсуждена на совместном заседании совета Института спортивных единоборств и кафедры теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».

Сведения о внедрении: результаты исследований и практические рекомендации внедрены в работу: Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" — Школы высшего спортивного мастерства по видам борьбы им. Д. Г. Миндиашвили комитета по физической культуре и спорту администрации Красноярского краяДЮСШ № 3 ЦРУО по вольной борьбе г. Красноярска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Спортивно-педагогическое мастерство студентов в партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе спортивного вуза повышается при использовании—разработанной—экспериментальнойпрограммы обучения партерной борьбе, сформированной по блоковому принципу с применением функциональных единиц соревновательного противоборства борцов. В первый структурный блок входят технические действия партерной борьбы разных классификационных групп, выполнение которых не требует от атакующего борца действий с ногами, и пассивная защита атакуемогово второй — «базовые» приемы с применением ног и пассивная защитатретий блок содержит действия пассивной и активной защиты и контратаки атакуемого борца от «базовых» приемовв четвертый входят комбинации технико-тактических действий.

2. Методика обучения партерной борьбе на основе блочного поэтапного формирования спортивно-педагогического мастерства студентов спортивного вуза и борцов высокой квалификации статистически надежно и достоверно (Р < 0,001) способствует приросту всех исследуемых показателей студентов спортивного вуза и статистически надежно и достоверно (Р<0,05) повышает эффективность применения приемов партерной борьбы борцов высокой квалификации: 0,29 ± 0,06 против 0,45 ± 0,05. Повышается и частота применения приемов: 0,19 ± 0,02 против 0,29 ± 0,02 при достоверной значимости Р< 0,001.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа содержит 18 рисунков, 37 таблиц, библиографический список представлен 273 работами, из них 17 на иностранном языке.

выводы.

1. Выявлена высокая значимость партерной борьбы в вольной и Греко-римской борьбе. Многообразие элементов спортивной борьбы, зародившись в Древнем Египте более 5 тысяч лет назад и став методом общефизического воспитания в античной Греции и Риме, трансформировалось в самостоятельные виды спортивного единоборства только в 19-м веке, когда партер стал неотъемлемой частью спортивного поединка. Значимость партера в выявлении победителя финальных схваток борцов высокого класса вольной и женской борьбы значительна, что подтверждают итоги финалов и выигранные баллы в партере — до 50—90% всех баллов. Структурные исследования партерной составляющей победителей схваток, несмотря на изменения правил, которые ставят партерную борьбу в различные положения (обязательная по времени и необязательная по ситуации), указывают на незначительный процент их неудач в этом компоненте единоборства: в предварительных схватках — 0−10,3%- в финальных — 0−14,3%.

2. Установлено, что изменения, вносимые в содержание правил соревнований, влекут за собой перестройку в методике подготовки спортсменов. Акцент в развитии и совершенствовании двигательных качеств борцов смещался то в сторону необходимости умения бороться в стойке, то в партере, но умение бороться в партере опять с 2007 года стало доминировать как обязательный элемент в формуле схватки, при этом, заметно возросла значимость партерной составляющей мастерства для определения победителя финальных поединков.

3. Определена структура и последовательность изучения содержания технико-тактической подготовки и формирования спортивно-педагогического мастерства студентов при обучении партерной борьбе. Программа содержит блоковый принцип объединения учебного материала. В первый структурный блок входят технические действия партерной борьбы разных классификационных групп, выполнение которых не требует от атакующего борца действий с ногами, и пассивная защита атакуемого. Во второй — «базовые» приемы с применением ног и пассивная защита. Третий блок содержит действия пассивной и активной защиты и контратаки атакуемого борца от «базовых» приемов. В четвертый входят комбинации технико-тактических действий.

4. Разработана экспериментальная программа обучения партерной борьбе на основе «базовой» подготовки с использованием функциональных единиц соревновательного противоборства борцов. Выявлено, что «базовое» формирование содержания учебного материала по спортивной борьбе, независимо от действующих правил проведения соревнований, и тенденции постоянных изменений этих правил, дает возможность овладеть основами рациональной техники.

5. Доказано, что формирование спортивно-педагогического мастерства студентов по разработанной экспериментальной программе «Борьба в партере» на основе «базовой» подготовки с использованием функциональных единиц соревновательного противоборства борцов способствует более качественному усвоению учебного материала. Эффективность преподавания, согласно экспертным оценкам, более чем в два раза выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной: качество выполнения технических действий спортивной борьбы — 8,1 балла против 3,5 при достоверной значимости Р<0,001- элементов самостраховки и специальных физических упражнений — 8,7 балла против 3,4 при достоверной значимости Р < 0,001- качество объяснения согласно борцовской терминологии — 7,5 балла против 2,9 при достоверной значимости Р < 0,001.

6. Установлено, что экспериментальная методика обучения партерной борьбе на основе блочного поэтапного формирования спортивно-педагогического мастерства студентов спортивного вуза и борцов высокой квалификации статистически надежно и достоверно (Р < 0,001) способствует приросту всех исследуемых показателей студентов спортивного вуза и статистически надежно и достоверно (Р<0,05) повышает эффективность применения приемов партерной борьбы борцов высокой квалификации: 0,29 ± 0,06 против 0,45 ± 0,05. Повышается и частота применения приемов: 0,19 ± 0,02 против 0,29 ± 0,02 при достоверной значимости Р < 0,001.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Так как апробация экспериментальной программы и методики обучения партерной борьбе в учебно-тренировочном процессе студентов спортивного вуза и спортсменов показала достоверный прирост всех исследуемых показателей и подтвердила свою эффективность, то их внедрение можно осуществлять независимо от сроков подготовки и выхода в печать соответствующего учебного пособия.

2. Изучение ТД и ТТК партерной борьбы целесообразно осуществлять в сочетании с частными методиками обучения и контроля, что способствует повышению эффективности и качества деятельности преподавателя и студентов. При этом, обучая основам партерной борьбы, необходимо подчеркивать значимость атакующего захвата, активной защиты, контрприема и вспомогательных элементов борьбы ногами, направленность которых — создание благоприятной динамической ситуации в условиях единоборства.

3. Для целенаправленного изучения, закрепления и совершенствования «базовых» приемов необходимо шире использовать специализированные подвижные игры и игры с элементами единоборств.

4. При изучении ТД особое внимание нужно обращать на универсальные свойства атакующего захвата, то есть захвата, не изменяя который, можно проводить различные приемы борьбы в партере и в различных направлениях.

5. Изучение и совершенствование техники и тактики партерной борьбы борцами высокой квалификации рекомендуется проводить с использованием ситуационной модели и конфликтной структуры поединка в первую очередь из положений, в которых применение отдельных приемов борьбы весьма затруднительно, что позволит формировать у студентов-вольников целостное~представление~о-взаимосвязи-отдельныхэлементовборьбыв. спортивном поединке. При этом больше внимания следует уделять на тактическую подготовку к атакующим приемам, как в процессе теоретических и практических занятий, так и в процессе самостоятельной работы по повышению спортивного мастерства, что способствует развитию и расширению кругозора студентов, необходимого в будущей педагогической деятельности.

6. Систему оценки освоенных студентами знаний, умений и навыков, а так же принятие у них зачета по курсу «Партерная борьба», следует совмещать с началом периода прохождения последними учебной практики в детско-юношеских школах или других физкультурно-спортивных организациях с начинающим контингентом занимающихся.

7. Используемые методы исследования и анализа спортивного мастерства борцов позволяют составлять не только текущие индивидуальные программы для каждого борца высокой квалификации и интенсифицировать его учебно-тренировочный процесс, но и разрабатывать их перспективные планы и дисциплинарные программы по спортивной борьбе спортивных вузов в свете меняющихся правил ведения соревновательного поединка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Адам. М., 1974.-20 с.
  2. И. Ю. От учебной педагогической задачи к педагогической игре / И. Ю. Алексашина // Активные методы обучения студентов вузов: Международный сборник статей. Л., 1985 — С. 11— 16.
  3. И.И. Дидактические основы обучения броскам в вольной борьбе / И. И. Алиханов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1985. -С. 37−41.
  4. И.И. Дидактические основы современной спортивной борьбы: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Алиханов. М., 1983. -72с.
  5. И.И. Тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов, Ю. А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник М., 1985. — С. 30−33.
  6. И.И. Техника вольной борьбы / И. И. Алиханов. М.: ФиС, 1977.-216с.
  7. И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. — М.: ФиС, 1986.-303с.
  8. И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля / И. И. Алиханов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1977. — С. 34−38.
  9. JI.E. Спортивная борьба в общеобразовательных школах ГДР / JT.E. Ананин, A.B. Герман. М., 1975. — 43с.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. — 384с.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М.: ФиС, 1978. 222с.
  12. .А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. М.: Педагогика, 1979. — С. 65−75.
  13. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики / Ю. К. Бабинский // Советская педагогика. 1978. — № 9. — С. 45−53.
  14. C.B. Структура атакующих технико-тактических действий в воЖнойборьбё"/"С.ВГБагаев7/'Фёдерация"спортивнойборьбыРоссииг -М., 1998.-17с.
  15. К.В. Подвижные игры на этапе начальной спортивной специализации в вольной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук /
  16. К.В.Балдаев. М., 1986. — 24с.
  17. К.В. Содержание и методика преподавания «базовой» техники вольной борьбы в ИФК: дис.. канд. пед. наук / К. В. Балдаев. М., 1989.-234с.
  18. В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективы / В. К. Бальсевич. М., 1992. — 41с.
  19. К.Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батороев. — Новосибирск: Наука, 1981. 319с.
  20. H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Просвещение, 1967. — 220 с.
  21. В.П. Методика совершенствования учебных программ / В. П. Беспалько. М., 1976. — 4с.
  22. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Советская педагогика. — 1968. № 4.-С.52.
  23. Н. Джудо / Н. Богданов. София: Медицина и физкультура, 1976.-251с.
  24. М.М. Задачи обучения двигательным навыкам / М. М. Боген // Теория и практика физической культуры. 1981. — № 3. — С.24.
  25. М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: ФиС, 1985.- 192с.
  26. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. — 1962. — № 4. — С. 74−82.
  27. Борьба вольная и классическая. Правила соревнований / М.: ФиС, 1982.-32с.
  28. Борьба вольная. Правила соревнований / М.: ФиС, 1955. — 48с.
  29. Борьба вольная: Программа для спортивного факультета ИФК: Курс специализации / М.: ФиС, 1974. — 84с.
  30. Борьба вольного стиля. Правила соревнований. 2-е изд. / М.: ФиС, 1939.-32с.
  31. Борьба вольного стиля: Программа для институтов физической культуры / М.: ФиС, 1939. — 8с.
  32. Борьба греко-римская (французская) и вольно-американская. Правила соревнований / М.: ФиС, 1947. — 63с.
  33. Борьба дзюдо: Программа для тренерских факультетов ИФК / М.: ГЦОЛИФК, 1984.-118с.
  34. Борьба и методика преподавания: Программа педагогического факультета ИФК / М., 1980. — 14с.
  35. Борьба классическая и вольная. Правила соревнований / М.: ФиС, 1977.-61с.
  36. Борьба классическая и вольная? Правила^соревнований"/"^МтгФиС," 1974.-64с.
  37. Борьба классическая и вольная. Правила соревнований / М.- JL: ФиС, 1948.-47с.
  38. Борьба самбо: Программа для тренерских факультетов ИФК / М.: ГЦОЛИФК, 1984.- 135с.
  39. Борьба самбо: Программа спортивного факультета ИФК. Курс специализации / М.: ГЦОЛИФК, 1974. — 62с.
  40. Борьба: Классическая и вольная: Программа для ИФК / М.: ФиС, 1955.-27с.
  41. Борьба: Классическая, вольная, самбо: Программа для педагогического факультета ИФК. Курс совершенствования / М.: ФиС, 1966. — 36с.
  42. Борьба: Классическая, вольная, самбо: Программа для спортивного факультета ИФК. Курс специализации / М.: ФиС, 1966. — 41с.
  43. Борьба: Правила соревнований / ОГИЗ ФиТ, 1937. — 27с.
  44. Борьба: Программа для ИФК / Л.- М.: ФиС, 1940. — 13с.
  45. Борьба: Программа для ИФК / М.: ФиС, 1949. — 20с.
  46. Борьба: Программа для педагогического факультета ИФК / М.: ФиС, 1963.-34с.
  47. Борьба: Программа для педагогического факультета ИФК. Курс совершенствования / -М.: ФиС, 1976. 68с.
  48. М.Г. Проблемное обучение и возможности его применения в ВУЗе / М. Г. Брунов, В. В. Пустовить. М.: НИИ проблем высшей школы, 1977.-56с.
  49. И.Р. Подготовка борцов высокой квалификации в связи с изменением условий соревновательной деятельности: дис.. канд. пед. наук / И. Р. Вардиашвили. Л., 1985. — 173с.
  50. М. Дзюдо: Основы тренировки / М. Вахун. Минск: Полымя, 1983.- 127с.: ил.
  51. В.П. Анализ технического мастерства самбистов / В. П. Волков, B.C. Роднов, Е. М. Чумаков // Спортивная борьба: Ежегодник, М., 1971. — С.45−53.
  52. Н.Н. Исследование тактико-технической и физической подготовленности борцов-самбистов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Волков. М., 1972. — 27с.
  53. Вольная борьба. Правила соревнований / М.- Л.: ФиС, 1941. — 40с.
  54. Вольная борьба: Программа для тренерского факультета ИФК: (курс специализации) /-М.: ГЦОЛИФК, 1983. 140с.
  55. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выгодский // Вопросы психологии. -1966. — № 6. — С. 62−76.
  56. В.И. Исследование общих основ техники и построения естественной классификации маховых упражнений на гимнастических снарядах: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Гавердовский. М., 1967.-263с.
  57. Н.М. Вольная борьба / Н. М. Галковский, Ф. А. Керимов. -ТашкентТ Медицина^1987Г-221с- ~
  58. Н.М. Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе / Н. М. Галковский, Ю. А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1981. С. 3−8.
  59. Н.М. Планирование тактики схватки в вольной борьбе / Н. М. Галковский, Р. С. Потратий // Спортивная борьба: Ежегодник, — М., 1972.-С. 23−26.
  60. П.Я. Основные исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. М., 1965. — 125с.
  61. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. -1957. № 6. — С.58— 69.
  62. .С. Об упорядочении системы формирования профессионально-педагогических навыков в процессе обучения студентов в институтах физической культуры / Б. С. Граменицкий // Теория и практика физической культуры. — 1962. — № 8. — С. 8−13.
  63. В.В. Влияние новых международных правил по спортивной борьбе на методику тренировки техники и тактики спортивной борьбы / В. В. Громыко // 14—я науч.—метод, конф. по итогам работы за 1963 год. -Омск, 1964. С.94−98.
  64. Х.Х. Методология педагогической кинезиологии / Х. Х. Гросс. — Таллин, 1987.- 100 с.
  65. Л.Л. К вопросу о формировании логических операций / Л. Л. Гурова // Применение знаний в учебной практике школьников. — М., 1961.-С. 227−275.
  66. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико—психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. -424с.
  67. В.Л. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / В. Л. Дементьев, О. Б. Малков // Теория и практика физической культуры. 1981. — № 10. — С. 37−38.
  68. В.Л. Формирование у студентов института физической культуры навыков преподавания технико-тактических комплексов борьбы: (на примере самбо и дзюдо в партере): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Дементьев. М., 1986. — 24с.
  69. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Демин. — М., 1974.-20с.
  70. Д.Д. Биомеханика: учебное пособие / Д. Д. Донской. М.: Просвещение, 1975. — 240 с.
  71. М.И. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей ВУЗа / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1978.-319с.
  72. В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико— тактических действий в борьбе самбо: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. ГГЕгановТ-М.,"19 817−15с: ' «
  73. Т.Я. Анализ непланированных спадов уровня работоспособности у борцов и меры их предупреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Я. Екабсон. Тарту, 1971. — 22с.
  74. Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк. — М.: ФиС, 1978.-224с.
  75. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Изд. центр „Академия“, 2001. — 264с.
  76. Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Д. Железняк. М., 1980. — 48с.
  77. Д.А. Теория и практика формирования ключевой двигательной компетентности в спортивной борьбе: дис.. д-ра пед. наук / Д. А. Завьялов. Красноярск, 2006. — 299 с.
  78. В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1979. 148 с.
  79. A.M. К вопросу о роли научения в формировании основ профессионального мастерства / A.M. Зимичев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1976. — С. 97−102.
  80. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. — М.: Педагогика, 1978. — 128с.
  81. В.М. Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту / В. М. Игуменов // Совершенствование подготовки и повышение квалификации по физической культуре и спорту, 11−13 дек. 1984. М., 1984. — С. 3−5.
  82. А.П. Моделирование как метод исследования подготовки спортсменов / А. П. Исаев, A.A. Чепцов, A.M. Астахов, И. С. Тюремских // Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1981. С. 60−62.
  83. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  84. С.В. Система соревнований юных борцов и особенности подготовки к ним мальчиков младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Калмыков. -М., 1976. 19с.
  85. И.П. Проблемы формирования технического мышления / И. П. Калошина. -М.: МГУ, 1974. 184с.
  86. B.C. О технике в спортивных единоборствах / B.C. Келлер // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 8. — С. 12—14.
  87. П.В. Технико-тактические показатели соревновательной деятельности борцов классического стиля: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. В. Киров. М., 1984. — 23с.
  88. Классическая борьба: Программа спортивного факультета ИФК. Курс специализации / М.: ФиС, 1974. — 78с.89Г~~Классическая~б0рьба ГЦОЛИФК, 1984.- 132с.
  89. Классическая борьба: Учебное пособие для тренеров / под ред. А. З. Катулина. М.: ФиС, 1962. — 200с.
  90. A.B. Содержание и методика преподавания теоретических дисциплин в училищах олимпийского резерва: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Климов. М., 2000. — 27с.
  91. Г. В. Экспериментальное исследование планирования больших тренировочных нагрузок на этапе специальной предсоревновательной подготовки в спортивной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Клишин. М., 1974. — 19с.
  92. И.И. Наука о всестороннем формировании специалиста / И. И. Кобыляцкий // Вестник высшей школы. 1973. — № 5. — С. 15−17.
  93. И.И. Основы педагогики высшей школы / И. И. Кобыляцкий. Киев- Одесса: „Выща школа“, 1978. — 288с.
  94. Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы / Ю. А. Коломейцев // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 6. — С. 13−16.
  95. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−9 классов общеобразовательной школы / М.: Просвещение, 1985. — 46с.
  96. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием / — Л.: ЛГУ, 1980. -248с.
  97. И.А. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе: Учебное пособие / И. А. Кондрацкий, Г. М. Грузных, В. М. Игуменов. Омск: Омский ИФК, — 1984. — 86с.
  98. Г. В. Понятие мышления и кибернетика / Г. В. Копии // Вопросы философии. 1961. — № 2. — С. 103−112.
  99. В.М. Модель специалиста и профессионально-педагогическая деятельность / В. М. Корецкий // Теория и практика физ. культуры. 1978. — № 1. — С.50−52.
  100. Е.И. Подготовка квалифицированных борцов: Методическое пособие / Е. И. Кочурко, A.A. Семкин. Минск: Высшая школа, 1984. -91с.
  101. Н.Ф. Актуальные проблемы научной организации обучения / Н. Ф. Краснов // Вестник высшей школы. 1977. — № 5. — С. 21−30.
  102. Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия / Н. В. Кузмина //Основы вузовской педагогики. — Л., 1972. С. 130.
  103. С.А. Моделирование физической подготовленности борцов-юношей"в"годичном'цикле"подготовкиГавторефГдисГТ7ГкандГпедГнаук» / С. А. Кулдай. СПб., 1998. — 18с.
  104. А.П. Динамика устойчивости позы борца (к вопросу об эффективности технико-тактических действий в спортивной борьбе):автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Купцов. М., 1969. — 35с.
  105. А.П. Классификация технических действий в спортивной борьбе / А. П. Купцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1985. — С. 24−27.
  106. А.П. Механизм эффективности и методика обучения сложным технико-тактическим действиям в спортивной борьбе: Методическая разработка / А. П. Купцов. М., 1973. — 37с.
  107. К.С. К вопросу о судействе / К. С. Лавриченко // Студентческая науч. практ. конф., декабрь 2000. Красноярск: ИСЕ им. И. Ярыгина КГПУ, 2000. — № 3. — С.20−23.
  108. К.С. Современные тенденции вольной борьбы в сибирском регионе / К. С. Лавриченко // Научный ежегодник КГПУ в 2 Т.: сб. науч. трудов. Красноярск: КГПУ, 2001. -Т.2. — С.83−84.
  109. К.С. Структура технических действий борцов в условиях соревновательной деятельности / К. С. Лавриченко // Студенческая научно-практическая конференция. Красноярск: КГПУ, ИСЕ им. И.Ярыгина. — 2001. — № 4. — С.21−24.
  110. К.С. Тенденции развития мужской вольной борьбы / К. С. Лавриченко // Региональная науч. практ. конф. «Спортивные единоборстваГпрактикаТГтёЩя^ им. ИГЯрыгина КГПУ, 2006. № 12. — С. 41- 46.
  111. Лавриченко К. С. Обоюдный скрестный захват средство повышения зрелищности? / К. С. Лавриченко // Студенческая науч. практ. конф.
  112. Спортивные единоборства: взгляд в теорию», 2001. Красноярск: ИСЕ им. И. Ярыгина КГПУ, 2002. -№ 5. — С. 15−16.
  113. A.A. Психологические особенности профессии учителя физического воспитания и тренера / A.A. Лалаян. Ереван: Айстан, 1975.- 114с.
  114. А.Н. Обучение спортивным движениям / А. Н. Лапутин. — Киев: Здоровье, 1986. -213с.
  115. А.Н. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях / А. Н. Ленц // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1979. -С. 14−20.
  116. А.Н. Классическая борьба / А. Н. Ленц. М.: ФиС, 1960. — 215с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1978. 303с.
  118. А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — т.2. — 320с.
  119. А.Н. Обучение как проблема психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1957. -№ 1. — С. 3−17.
  120. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Я. Лернер. М., 1971. — 22с.
  121. В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям) / В.Д. Мазниченко- под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова // Теория и методика физ. воспитания: Учебник для институтов физической культуры. М., 1976. —Т.1. — С. 141−168.
  122. А.Л. Формирование профессиональных навыков в процессе решения учебно-диагностических задач студентами ИФК, специализирующихся по спортивной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Л. Максимов. М., 1987. — 24с.
  123. З.М. Исследование техники некоторых бросков наклоном в вольной борьбе и методика обучения им: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. М. Мамедов. М., 1972. — 22с.
  124. М.Г. Индивидуализация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Г. Мамиашвили. М., 1998. — 22с.
  125. Ю.Г. Комплексная оценка перспективности квалифицированных дзюдоистов-юниоров: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Г. Мартемьянов. Л., 1990. — 20с.
  126. H.A. Математико-статистические методы в спорте / H.A. Масальгин. М., 1974.
  127. Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1977.-271с.13 4: Матущак~П.ФгСто~уроков вольной борьбы /" П. ФГ Мату щак. -ТАлма-Ата, 1990.-304с.
  128. И.И. Организация проблемного обучения в школе / И. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  129. М.Б. Содержание и методика преподавания спортивной борьбы на педагогических факультетах ИФК: дис.. канд. пед. наук / М. Б. Меджидов. -М., 1987. 158с.
  130. В.П. Новые задачи педагогических учебных заведений в подготовке кадров по физическому воспитанию / В. П. Мельников // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 11. — С. 64−69.
  131. Методические указания к основам обучения и воспитания в процессе спортивной подготовки борцов / В. В. Нелюбин. — JL, 1981. ч.2. — 64с.
  132. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 256с.
  133. Методы системного исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  134. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. — 176с.
  135. Д.Г. Контратакующие действия в вольной борьбе / Д. Г. Миндиашвили и др. Красноярск, 1995. — 69с.
  136. Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): автореф. дис.. док. пед. наук / Д. Г. Миндиашвили. — СПб., 1996. — 35с.
  137. Д.Г. Учебник тренера по вольной борьбе / Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов. Красноярск: КГПУ, 1995. -213с.: ил.
  138. Д.Г. Энциклопедия приемов вольной борьбы / Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов. Красноярск: ИСЕ им. И. Ярыгина КГПУ, 1998.-236с.: ил.
  139. В.Д. Рационализация действий атакующего борца на основе исследований признаков, характеризующих позу противника: автореф. дис. канд. пед. наук / В. Д. Миронов. М., 1975. — 23с.
  140. А.К. Исследование техники выполнения основных приемов и процесса обучения им в вольной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. К. Морозов. М., 1977. — 29с.
  141. С.Д. Предметная деятельность в организационно -имитационных игровых методах подготовки кадров управления / С. Д. Неверкович // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 11. — С. 911.
  142. С.Д. Тренер и учение / С. Д. Неверкович // Легкая атлетика. -1977.-№ 8.-С. 22−23.
  143. В.В. Методика фазного обучения контрприемам / В. В. Нелюбин. Л., 1980. — 35с.
  144. A.A. Новое в вопросах обучения и совершенствования техники борьбы / А. А. Новиков, И. В. Шинелев, А. И. Колесов // Теория и практика физ. культуры. 1968. — № 12. — С. 52−56.
  145. A.A. О правилах борьбы, стимулирующих применение разнообразных и активных технических действий / A.A. Новиков, Н. М. Галковский // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1974. С. 29−31.
  146. A.A. О техническом мастерстве борца на борцовском ковре / A.A. Новиков. М., 1969. — С. 15−36.
  147. A.A. Показатели технико-тактического мастерства и правила соревнований / A.A. Новиков, В. Г. Ивлев, А. П. Путилин, В. Г. Олейник // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. — С. 44−46.
  148. A.A. Проблемы и перспективы развития спортивной борьбы /
  149. A.A. Новиков, В. Д. Миронов, В. М. Игуменов, Г. М. Грузных // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1977. — С. 3−17.
  150. A.A. Пути и перспективы развития борьбы / A.A. Новиков,
  151. B.C. Дахновский // Спортивная борьба: Ежегодник. — М.: ФиС, 1986. —1. C. 3−6.
  152. A.A. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе / A.A. Новиков, С. Н. Смоляр // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1976. — С. 4−8.
  153. A.A. Управление тренировочным процессом / A.A. Новиков // Спортивная борьба: Ежегодник, М.: ФиС, 1976. — С. 4−6.
  154. A.A. Формирование и совершенствование технического мастерства борцов / A.A. Новиков // Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо): Ежегодник. М., 1968. — С. 78−92.
  155. Объем технико-тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо коллективов физической культуры и ДЮСШ: Методические рекомендации / Е. М. Чумаков, С. Ф. Ионов: М., 1983. — 106с.
  156. Ольшевский 3. Содержание и последовательность преподавания базовой техники дзюдо на тренерском факультете ИФК в ПНР: автореф. дис.. канд. пед. наук /3. Ольшевский. -М., 1988. 18с.
  157. Основы математической статистики. Учебное пособие для ИФК / Под общ. ред. B.C. Иванова, М., 1990. — 86с.
  158. А.Е. Особенности методики обучения основным техническим приемам классической борьбы спортсменов 12−16 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Е. Павлов. — М., 1987. — 26с.
  159. А.Е. Пути повышения эффективности методики начального обучения в классической борьбе / А. Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. 1986 — № 9. — С. 31.
  160. Г68Г~Палецкйй'Д.ФГКомплексный~педагогический"контроль"исамоконтроль"" как факторы рационализации подготовки юных борцов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. Ф. Палецкий. Л., 1990. — 24с.
  161. В.П. Развитие тактического мышления и планированиесхватки / В. П. Панюшкин // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1984. -С. 13−17.
  162. Р. Алгоритмизация технико-тактических действий в борьбе / Р. Петров // Братство богатырей. М., 1976. — С.46−58.
  163. Р. Совершенствование технико-тактического мастерства борца / Р. Петров. София: Медицина и физкультура. 1978. — 272с.
  164. Р. Стратегия и тактика на борбата: Монография / Р. Петров. -София: Медицина и физкультура, 1969. 211с.
  165. Р. Усовершенствование технико-тактического мастерства борца / Р. Петров. — София: Медицина и физкультура, 1978. 272с.
  166. P.A. Методика исследования соревновательной схватки в спортивной борьбе / P.A. Пилоян, В. И. Мезин, Ю. И. Полунин и др. // Теория и практика физ. культуры. 1979. — № 1. — С. 12—15.
  167. P.A. Методика исследования способности борцов к использованию удобных ситуаций для проведения атакующих действий / P.A. Пилоян // Теория и практика физ. культуры. 1970. -№ 7. — С. 5−7.
  168. P.A. О тактике проведения технических действий / P.A. Пилоян // На борцовском ковре. М., 1970. — С.33−44.
  169. P.A. Повышение эффективности подготовки борцов / P.A. Пилоян // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. — С. 3−7.
  170. P.A. Повышение эффективности подготовки борцов / P.A. Пилоян, В. Т. Джапаралиев // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982.-С. 3−7.
  171. P.A. Экспериментальное исследование тактики проведения технических действий в спортивной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук / P.A. Пилоян. М., 1971.-21с.
  172. P.A., Джапаралиев Т. В. Совершенствование тактики ведения поединка // Спортивная борьба: Ежегодник. М: ФиС, 1984. — С.54—57.
  173. A.A. Методика как наука / A.A. Пинский // Советская педагогика. 1978. — № 12. — С. 115−120.
  174. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. -М.: ФиС, 1986. 286с.: ил.
  175. В.Н. Современная спортивная тренировка / В. Н. Платонов. — Киев, 1980.-336с.
  176. В.П. Рационализация сопряженной тренировки технико-физической направленности борцов высокой квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Пойманов. — JL, 1982. 20с.
  177. Ю.Д. Системный подход к построению учебного предмета в ВУЗе и формирования технического мышления современного инженера / Ю. Д. Полевой, З. А. Решетова // Психолого-педагогические проблемы профессиональш5го~обучения. — М~1979"СП 0−52.
  178. Г. Г. Начальное обучение технико-тактическим действиям в дзюдо с учетом типологических свойств нервной системы и темперамента занимающихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Г.1. Поторока. M., 1981.-21с.
  179. А.И. Технико-тактическое мастерство спортсменов в зависимости от физического состояния двигательного аппарата: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Поцепаев. М., 1982. — 24с.
  180. С.А. Борьба занятие мужское / С. А. Преображенский. -М.: ФиС, 1983. — 279с.
  181. С.А. Вольная борьба / С. А. Преображенский. — М.: ФиС, 1979.-121с.
  182. Программа по вольной борьбе: (для детско-юношеского спортивных школ,, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, ШВСМ) / A.M. Дякин. M.: ФиС, 1977. — 139с.
  183. Процесс социального исследования / — М.: Прогресс, 1975. 576с.
  184. Рабочая книга социолога / М.: Экономика, 1975.—271с.
  185. Н.Р. Методологические основы единства обучения и воспитания советского студенчества: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Р. Рогов. -М., 1975.-25с.
  186. B.C. Комплексное применение технических средств и методов программного и проблемного обучения в процессе профессиональной подготовки по борьбе самбо: автореф. дис.. канд. пед. наук / B.C. Роднов.-М., 1982.-23с.
  187. C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М., 1976.- 191с.
  188. JI.A. Обучение приемам логической аргументации: (на материале преподавания гуманитарных предметов в старших классах): автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.A. Рувинская. -М., 1964. -20с.
  189. .М. Классификация специальных игровых средств в спортивной борьбе / Б. М. Рыбалко, И. Н. Крепчук, Е. М. Геллер // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 1. — С. 10−11.
  190. .М. Методы подбора специальных средств воспитания оперативного мышления борца / Б. М. Рыбалко, Г. В. Николаенок // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1977. — С. 29−32.
  191. .М. Экспериментальное исследование взаимосвязи между функциональной топографией мышечной силы и техникой спортивной борьбы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. М. Рыбалко. М., 1967. -32с.
  192. И.Д. Интеграция науки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов в физкультурных учебных заведениях (на примере спортивной борьбы): автореф. дис.. док. пед. наук / И. Д. Свищев. М., 1998. — 48с.
  193. A.A. Некоторые вопросы подготовки специалистов пофизической культуре / A.A. Семнин // Теория и практика физ.культуры. 197L- ЖпТ-^С. 59−617 «--------
  194. Г. В. Индивидуализация тактико-технической подготовки в зависимости от состояния и особенностей тактильного и двигательного анализаторов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Силин. -М., 1981.- 25с.
  195. H.H. Спортивная борьба (классическая и вольная): учебное пособие для занятий с начинающими / H.H. Сорокин. — М.: ФиС, 1960. -345с.
  196. H.H. Спортивная борьба / H.H. Сорокин. М.: ФиС, 1980. -484с.
  197. A.M. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор. -М.: Педагогика, 1974. 192с.
  198. Спортивная борьба / Под ред. А. П. Купцова. М.: ФиС, 1976. — 424с.
  199. Спортивная борьба с методикой преподавания: Программы педагогических институтов / — М.: Просвещение, 1981. — С.49−57.
  200. Спортивная борьба: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н. М. Галковского, А. З. Катулина. -М.: ФиС, 1968. 106с.
  201. Спортивная борьба: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А. П. Купцова. -М.: ФиС, 1978. 421с.
  202. Спортивная борьба: Учебное пособие для техникумов и институтов физической культуры: (педагогический факультет) / Под общей ред. Г. С Туманяна. -М.: ФиС, 1985. 144с.
  203. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. В. М. Зациорского. -М.: ФиС, 1982. -256с.
  204. А.Г. Индивидуализация подготовки борцов / А. Г. Станков,
  205. B.П. Климин, И. А. Письменский. -М.: ФиС, 1984. -240с.
  206. Студент и его деятельность / Под общей ред. Г. П. Давыдюня. — Минск: БГУ, 1978.-160с.
  207. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1973. — № 7. — С. 71−82.
  208. .И. Педагогический контроль физической подготовленности борцов: Методическое пособие / Б. И. Тараканов. -Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989. -24с.
  209. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева, A.A. Новикова- 2-е изд., испр. и доп. М.: ФиС, 1976. — Т. 1. — 3 04с.
  210. И.И. Активизация педагогического процесса / И. И. Тихонов,
  211. C.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. — 1984. -№ 7.-С. 41−44.
  212. И.И. Организация педагогических экспериментов по программированному обучению и обработке их результатов / И. И. Тихонов. М.: Знание, 1968. — 68с.
  213. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе / И. И. Тихонов. М.: Сов. радио, 1970. — С. 21−25.
  214. Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими: Проблемы подготовки резервов / Г. И. Торопин // Спортивная борТбаГЕжегодникГ- Мгг! 984. —» С.41−43.
  215. Г. С. Методология разработки многолетних учебных программ для различных видов спорта (на примере спортивной борьбы) / Г. С.
  216. Туманян // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1989 — № 9. — С.37−40.
  217. Г. С. Научные основы планирования тренировки борцов: Учебное пособие / Г. С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 1982. — 1 Юс.
  218. Г. С. Совершенствование системы физического образования. Методика и некоторые результаты исследования / Г. С. Туманян. М., 1987,-55с.
  219. Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: Учеб, пособие: кн. 1.: Пропедевтика / Г. С. Туманян. — М.: Советский спорт, 1997. — 285с.: ил.
  220. X. Чемпионаты Европы 1997г. — начало нового Олимпийского цикла // Междун. науч. метод, конф. «Спортивная борьба». — Красноярск, 1997. С.55−67.
  221. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов: методическое пособие / P.A. Пилоян. Малаховка, 1988. — 38с.
  222. B.JI. Биомеханика физических упражнений / В. Л. Уткин. — М.: Просвещение, 1989. 210 с.
  223. В.П. О проблеме разносторонней подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта (на примере плавания) / В. П. Филин, A.B. Обухов // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 5. С. 28−29.
  224. Французская борьба: Руководство для упражнений / — С. Петербург: Прогресс, 1896.- 169с.
  225. З.А. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников в научных обществах (на материале истории): автореф. дис.. канд. пед. наук / З. А. Хайретдинов. Казань, 1975. — 30с.
  226. Г. И. Формирование логических приемов мышления у студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Харигева. М., 1975. -22с.
  227. Хархури А. Б-С. Содержание подготовки тренеров-преподавателей по дзюдо в ИФК Туниса: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Б-С. Хархури. М., 1984. — 22с.
  228. .К. Некоторые аспекты современного подхода к обучению в физкультурных ВУЗах / Ж. К. Холодов // Теория и практика физической культуры. 1981. -№ 1. — С. 36−37.
  229. З.Ю. Обучение борцов вольного стиля атакующим действиям с захватом ног: автореф. дис.. канд. пед. наук7 3ТОГЧочарай~Кйев, 1983.-24с.
  230. Чуб А.Т. В курсе математики для ВУЗов: Проблемное обучение / А. Т. Чуб, О. Н. Шелестова // Вестник высшей школы. 1978. — № 1. — С. 18 150
  231. Е.М. Методика обучения спортивной борьбе / Е. М. Чумаков,
  232. A.A. Новиков // Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо): Ежегодник. М., 1968. — С. 52−56.
  233. Е.М. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борца самбо / Е. М. Чумаков, С. Ф. Ионов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1978. — С. 14−18.
  234. Е.М. Тактика борца-самбиста / Е. М. Чумаков. М.: ФиС, 1976.-224с.
  235. Т.И. Дидактическая система средств активизации учения школьников / Т. И. Шамова // Советская педагогика. 1979. — № 3. — С. 11−17.
  236. Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю. А. Шахмурадов. М.: Высшая школа, 1997. — 189с.: ил.
  237. Ю.А. Изучение некоторых закономерностей становления технического мастерства борцов / Ю. А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1973. — С. 22−24.
  238. Ю.А. Преследование соперника после перевода в партер в вольной борьбе / Ю. А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1985. — С.45−46.
  239. Ю.А. Совершенствование тактико-технических комбинаций в вольной борьбе в партере / Ю. А. Шахмурадов, Г. Б. Бардамов // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1986. С. 16−19.
  240. Ю.А. Тенденции развития технико-тактического мастерства в вольной борьбе / Ю. А. Шахмурадов, P.A. Пилоян // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1973. — С.4−6.
  241. И.В. Экспериментальное обоснование средств и методов совершенствования атакующих действий в спортивной борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Шинелев. М., 1971. — 21с.
  242. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М.: Наука, 1966. -301с.
  243. В.Я. Анализ техники бросков назад в стойке и методики обучения им в классической борьбе: автореф. дис.. канд. пед. наук /
  244. B.Я. Шумилин. М., 1954. — 16с.
  245. В.Я. Техническая подготовка студентов-борцов в ИФК / В. Я. Шумилин // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1986. — С. 41— 42.
  246. О.П. Методы обучения технике / О. П. Юшков, В. Г. Олейник //
  247. Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1971. С. 64−69.
  248. О.П. Начальное обучение в вольной борьбе (обобщение опыта ведущих тренеров страны) / О. П. Юшков и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. — С. 19−23.
  249. О.П. Оценка эффективности обучения техническим действиям в вольной борьбе / О. П. Юшков, В. П. Сердюк // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1983. — С. 3−35.
  250. Юшков О. П. Экспериментальное исследование особенностей обучения сложным техническим действиям в спортивной борьбе (с учетом времени реакции): автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Юшков. — М., 1970.-181с.
  251. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  252. Awazu S/ Metode de Judo au sol. Editions Public Judo, 1960. -173 p.
  253. Bandura А/ Behavioral modification through modeling procedures // Research in Behavioral modification / L. Krasner, L. Ullman. -New York: Holt, Rinchart Winston, 1965. P.310−340.
  254. Berlyne D.E. Structure and direction in thinking. New York, London, Sydney, 1965. -378 p.
  255. Dzurende V. Nodnotenie Tachniso- taktiej Prispravu v Dzude // Trener. — 1985. № 6.-P. 264−267.
  256. Glesson G.r. Judo for the West. -South Brunswisk, New York: A.S. Barnes and Company, 1967. -207 p.
  257. Hatta J. Brief history of Wrestling in Japan. FILA, 1962.
  258. Hull C. Principles of Behaviour. -N.Y., London, 1943. -387 p.
  259. Inokuma J., Cato. Best Judo. -Tokyo, New York, San Francisco: Kodanisha International LTD, 1980. -255 p.
  260. Leitman S. Drzanie v boji nazemi v drude // Trener. -1982. -№ 2. -P. 73−75.
  261. Mieth R. Konstruktion eine tests zur erfassing des techniko-rischen fertigkeitsniveaus 9−14 jahriger judoka // seistungssport informationen zum training. Kamf-Sport II.-1979.-N 19.-S.79−120.
  262. Okano J. Vital judo. Tokyo: Printed Company, LTD, 1976.-192 p.
  263. Sasahara S. Scintifie Approach to wrestling. Tokio, 1960.
  264. Starosta W. Movement symetrizetich es a methed of coerdionation in children: International Kongress «Child and Sport» Urbino., Italio, October 8−12, 1984.-P. 12−13.
  265. Tolman Е. С/ Cognitive maps in rats and men //Psychological Review —----194gVol:55^P. 189−208:----—---—--------
  266. Wolf H. Judo fur Fortgeschrittene Sportverlag. Berlin, 1974.-155 S.
  267. Wolf. H. Judokampfsport. Sportverlag. Berlin, 1966.-158 S.
  268. КГПУ — Красноярский государственный педагогический университетим. В. П. Астафьева ИСЕ институт спортивных единоборств им. И. С. Ярыгина КГПУ им.
  269. В.П. Астафьева ИФК институт физической культуры
  270. ДЮСШ детско-юношеская спортивная школа
  271. ШВСМ — школа высшего спортивного мастерства им. Д.Г. Миндиашвили
  272. СФУ специальные физические упражнения1. ТД техническое действие
  273. ТТД технико-тактическое действие
  274. ТТП технико-тактическая подготовка
  275. ТТК технико-тактический комплекс
  276. ТТМ технико-тактическое мастерство
  277. ФИЛА (FILA) международная федерация спортивной борьбы КМС — кандидат в Мастера спорта МС — Мастер спорта
  278. МСМК Мастер спорта международного класса
  279. В первой графе данной таблицы отмечается номер схватки (если это требуется) и весовая категория борцов, выходящих на ковер в данный момент.
  280. Вторая графа фамилия и имя обоих борцов- страна (регион город), кого они представляют на этих соревнованиях.
  281. Время схватки" основная и большая часть «Бланк-таблицы». Здесь фиксируются все реальные попытки проведения ТД соревнующихся борцов во время соревновательного поединка.
  282. Атака считается нерезультативной, если атакуемый борец не был поставлен в опасное положение, то есть отсутствует оценка ТД арбитром.
  283. ТД считается реальным (реальная попытка), если атакуемый борец использовал соответствующую активную защиту, чтобы не попасть в опасное положение.
  284. Итоги поединка отмечаются в последующих трех графах: «Чистое время схватки», «Итог борьбы в партере», «Общий итог схватки».
Заполнить форму текущей работой