Физическое воспитание учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности
На росте и развитии организма значительно отражаются режим жизни, особенности физического воспитания (233, 219, 227). При ограниченной двигательной деятельности подростки оказываются слабо физически подготовленными, отстают в росте (44). Уровень физического развития подростков и юношей находится в тесной взаимосвязи с их двигательным режимом (150, 78, 184, 52, 19). Так, по данным П. Г. Калулера… Читать ещё >
Содержание
- ЕВВДШЕ
- ГЛАВА I. МЕТОДИКА ШЗИЧЕСК0Г0 ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Д. Особенности физического развития в подростковом и юношеском возрасте. 9−12 1.2* Уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и ПТУ. .. ¦
- 1. 3. Особенности методики воспитания физических качеств в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 4. Нормирование нагрузки при воспитании физических качеств
- 1. 5. Влияние неблагоприятных факторов производственной среды на организм подростков и юношей
- 1. *6″ Физическое воспитание учащейся молодежи с профессиональной направленностью
- 1. Д. Особенности физического развития в подростковом и юношеском возрасте. 9−12 1.2* Уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и ПТУ. .. ¦
Физическое воспитание учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность теш. Курс КПСС на всестороннее совершенствование развитого социализма выдвигает перед советской школой ответственные задачи. «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренные апрельским Пленумом ЦК КПСС /Е984 г./, предполагают глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, воспитание в духе любви к нашей социалистической Родине. Документом предусматривается воспитание не только образованной, но и физически развитой молодежи. В пункте 17 сказано: «Социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины» Л.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повы* шении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» намечена конкретная программа действий по улучшению учебно-воспитательного процесса, так как от степени интеллектуального и физического развития, профессиональной подготовленности молодого поколения рабочего класса зависят успехи в коммунистическом строительстр ве. Важным разделом этой работы является совершенствование системы физического воспитания профессионально-технических училищ, нат.
А Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». — Правда, 1984, 10 апреля.
2 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров». — Правда, 1984, II мая. правленное на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
Успешное выполнение требований учебной программы, нормативов Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, освоение профессиональных навыков невозможны без достаточно развитых основных физических качеств. Однако физическая и, следовательно, профессиональная подготовленность значительной части учащихся ПТУ пока недостаточна и общепринятая методика физического воспитания не обеспечивает подготовку их даже до уровня, необходимого для сдачи нормативов ГТО.
Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию с 1980 года обоснованно ввел дополнительные уроки физической культуры для учащихся с недостаточным уровнем физического развития и физической подготовленности. Практика работы в ПТУ показывает, что рациональное использование времени дополнительных уроков затруднено из-за отсутствия научно обоснованных методических рекомендаций. У преподавателей нет единого мнения о содержании уроков и методики, не определена дозировка физических упражнений, нет рекомендаций о распределении времени на воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.
Несмотря на то, что шинная промышленность относится к числу наиболее важных отраслей социалистической индустрии, профессионально-прикладная физическая подготовка к труду учащихся ПТУ представлена в плане общих положений, в то время как трудовая деятельность на шинных заводах имеет свои особенности, к числу которых относится круглосуточный режим работы, влияние ряда неблагоприятных факторов производственной среды на организм работающих, большой удельный вес ручного труда. Следовательно, физическое воспитание учащихся ПТУ шинного профиля должно строиться с учетом специфики труда в этих условиях, чтобы обеспечить его высокую производительность, что, конечно, невозможно без крепкого здоровья, высокого уровня закаленности, выносливости, специальных силовых качеств, ловкости, дисциплинированности и целенаправленного внимания. Уровень этот, по крайней мере, должен удовлетворять требованиям Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО.
Целью исследования явилась разработка усовершенствованной методики физического воспитания с профессиональной направленностью учащихся ПТУ, недостаточно физически развитых и подготовленных, в данном случае на примере подготовки их к работе в шинной промышленности •.
Рабочая гипотеза" Мы полагали, что методика физического воспитания с профессиональной направленностью учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности, основанная на применении широкого комплекса строго дозированных упражнений и действий, будет содействовать эффективному развитию основных физических качеств и навыков, успешному усвоению учебной программы, выполнению нормативных требований ГТО и подготовке к труду в условиях шинного завода.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Показана специфика шинного производства и выявлены профессионально-важные физические и психофизиологические качества и требования к специальной подготовке рабочих шинных заводов, содействующие высокопроизводительному труду.
2. Определена и экспериментально обоснована структура упражнений, направленных на комплексное воспитание основных физических качеств, их оптимальные объем и интенсивность.
3. Обоснована эффективность развития основных физических и профессионально важных качеств у учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности на основе стандартно-повторных упражнений в режиме интервальной нагрузки. Разработана методика физического воспитания с профессиональной направленностью по методу комплексного применения дозированных упражнений, обеспечивающих кумулятивный эффект.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в научном обосновании методики физического воспитания с профессиональной направленностью учащихся ЛГУ, имеющих недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности. Эффективность ее подтверждается результатами использования в практике работы ОПТУ Кировской области, о чем свидетельствуют акты внедрения.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Результаты исследований, показывающие профессионально важные физические и психофизиологические качества и требования к специальной подготовке рабочих-шинников и учащихся ИГУ.
2. Структура, объем и интенсивность направленных упражнений с целью воспитания основных физических качеств учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и физической подготовленности.
3. Усовершенствованная методика физического воспитания учащихся ПТУ с профессиональной направленностью на основе комплексных уроков и домашних занятий.
ШВА I. МЕТОДОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАВДХСЯ ПТУ С НЕДОСТАТОЧНЫМ УРОВНШ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИШЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУШ.
I.1. Особенности физического развития в подростковом и юношеском возрасте.
Термин «физическое развитие «в современном понимании расшифровывается как «процесс становления и изменения морфофункциональ-ных свойств организма, физических качеств и способностей, совершающихся под влиянием условий жизни и воспитания в течение индивидуальной жизни человека и от поколения к поколению» (171,с.39).
S «.
Физическое развитие — сложный биологический процесс, подчиненный социальным и природным законам. Это наиболее объективный показатель здоровья населения, поскольку более высокому уровню здоровья, как правило, соответствуют высокие показатели физического развития (197, 150).
На физическое развитие человека влияют наследственные факторы и социально-экономические условия: питание, состояние здоровья, воспитание, двигательная активность, степень полового созревания, природные факторы, условия труда и быта (62, 197, 77). Перечисленные факторы действуют в единстве, но решающее значение имеют условия общественной жизни людей (171)".
По мнению Ж. Ж. Рапопорта и Е. И. Прахина (150), благоприятные внешние факторы содействуют более полному раскрытию генетических способностей организма к росту и развитию, а отрицательные воздействия препятствуют в разной степени их выявлению. Так, например, Н. П. Степина (176) установила, что начало курения и употребление алкоголя в период формирования организма оказывает существенное негативное влияние на физическое развитие человека. Неблагоприятное действие этих факторов выражается в более низких показателях роста, веса, окружности грудной клетки, функций сердечно-сосудистой системы".
Положительную динамику физического развития детей, подростков и юношей за годы советской власти убедительно показали в своих исследованиях А. ИЛаппо-Дроздова (103), А. Г. Цейтлин (193), Ж. Ж. Рапопорт, Е. И. Прахин (150), Г. П. Сальникова (184). Отсутствие различий в уровне физического развития и состоянии здоровья детей разных национальностей и социальных групп в СССР объясняется благоприятными для всех условиями обучения, воспитания, быта (78).
Исследования, проведенные в системе профессионально-технического образования, констатируют, что физическое развитие учащихся находится в пределах возрастных норм (174, 103, 9, 108, 22).
В процессе развития человека постоянно увеличиваются размеры и масса тела, идет непрерывная дифференциация структуры тканей и органов, развитие их функций и совершенствование систем, что является основой для максимального развертывания возможностей организма в зрелом возрасте (123). Р. А. Калюжная (78) замечает, что подросткам 11−16 лет свойственна временная дисгармоничность развития, обусловленная различной интенсивностью увеличения тотальных размеров тела, отдельных органов и тканей.
По данным В. Г. Властовекого (34), различия между крайними и средними покааателями физического развития достигают максимума у мальчиков в 13−15 лет. В дальнейшем эта разница уменьшается, оставаясь довольно значительной при достижении окончательных размеров тела. Количество опережающих и отстающих в физическом развитии в разных возрастах составляет 15−20 $.
Процессы метаболизма (водно-солевой и углеводно-жировой обI мен) влияют на состав тела, обусловливая различную степень развития скелета, мускулатуры, жировых отложений, а через них — на форму грудной клетки, спины, других частей тела (21, 141).
Работа желез внутренней секреции ускоряет темпы роста организма, поэтому раннее половое развитие связывают с бурным физическим (20) • Индивидуальные различия полового развития влияют на уровень работоспособности подростков, работу органов кровообращения, дыхания (44) • Зависимость силы мышц от степени полового созревания отмечает Г. П. Сальникова (159).
Ускорение физического развития и полового созревания объясняется феноменом акселерации (78). Акселерация современной молодежи часто сопровождается дисгармонией физического развития и недостаточным уровнем быстроты и выносливости (160). У высокорослых подростков и юношей точность движений ниже, чем у подростков с нормальной длиной тела (162).
Неодинаковые темпы роста подростков обусловливают различные уровни работоспособности, развития физических качеств (I, 191).
ТЗ.Петровская (136) замечает, что школьники одного хронологического возраста, но с разным уровнем физического развития, отличаются тотальными размерами тела, особенностями их соотношения, некоторыми показателями физической подготовленности.
М.В.Антропова (4) приводит данные, показывающие, что функциональные свойства организма (выносливость, координация движений, мобильность нервно-мышечного аппарата) связаны с уровнем физического развития. При равной по объему мышечной работе физически слабые подростки быстрее утомляются в сравнении с более развитыми.
Б подростковом возрасте отставание развития мышечной ткани от роста костного скелета, особенно при недостатке движений, может вызвать нарушение осанки или деформацию позвоночника (190).
На росте и развитии организма значительно отражаются режим жизни, особенности физического воспитания (233, 219, 227). При ограниченной двигательной деятельности подростки оказываются слабо физически подготовленными, отстают в росте (44). Уровень физического развития подростков и юношей находится в тесной взаимосвязи с их двигательным режимом (150, 78, 184, 52, 19). Так, по данным П. Г. Калулера (79), у учащихся ПТУ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, выше рост, больше окружность и экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц, в сравнении с учащимися, не занимающимися спортом.
Изучение морфологических и функциональных особенностей человека в процессе роста и формирования представляет большой интерес для науки и практики, так как при констатации отклонений можно принять меры для их ликвидации или же уменьшения (I4E).
Исследования B.C.Фарфеля (182), 3. И .Кузнецовой (149], Р.Е.Мо-тылянской (124), В. П. Филина, Н. А. Фомина (186) свидетельствуют о важности учета морфологических и функциональных особенностей подростков и юношей при проведении занятий по физическому воспитанию.
Таким образом, уровень физического развития подростков и юношей зависит от влияния сложного комплекса условий жизни и наследственности. Знание особенностей физического развития необходимо для дифференцированного физического воспитания. По динамике физического развития можно судить об эффективности применяемой методи-кии.
1.2. Физическая подготовленность учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.
Физическая подготовленность — результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельноетии (177, с.7).
На общем фоне хорошего физического развития большинства подростков и юношей встречаются учащиеся с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности.
A.Г.Кравец (98) отмечает, что у подростков, систематически не занимающихся спортом, в пубертатном периоде снижается уровень проявления быстроты, выносливости, ловкости, нарушается процесс формирования взаимосвязи двигательной и вегетативных функций, замедляются темпы адаптации к новым формам движений.
По данным С. В .Хрущева и М. М. Круглого (191), уровень работоспособности, функциональные возможности кардиореспираторной системы современных нетренированных школьников, несмотря на более высокий уровень физического развития, достоверно ниже, чем у школьников 1948 года.
B.Ф.Кременчуцкий (99) приводит данные, свидетельствующие, что из 1839 мальчиков-подростков 498 (21%) неудовлетворительно осваивали государственную программу по физической культуре. Характеризуя школьников по уровню физического развития, автор отмечает, что нижесредние и средние уровни присущи подросткам с недостаточной моторной подготовленностью. Процент детей с такими уровнями в группе плохо моторно подготовленных 12−13−14−15 лет равен соответственно 22,5 — 16,3 — 31,6 — 20 $.
При оценке физической подготовленности школьников г. Норильска Ю. И. Гончаров (52) отмечает, что из 14 000 школьников, принявших участие в сдаче норм 1-Ш ступени ГТО в 1972 году, только 6,28 $ смогли их выполнить. В дальнейшем (1974;1976) уровень физической подготовленности позволял выполнить нормативы ГТО 6−25 $ школьников в разных возрастно-половых группах. Автор отмечает, что количество детей, имевших низкое физическое развитие, за исследуемый период постепенно уменьшалось.
B.Ф.Киселевым (85) выявлена различная физиологическая зрелость подростков одного паспортного возраста по соматометрическим и физиометрическим показателям. В группах акселерированных и ретар-дированных подростков имелась тенденция к учащению ритма сердечных сокращений. Максимальное артериальное давление покоя достоверно выше у акселерированных по отношению к ретардированным. Трехминутная циклическая работа вызывала учащение пульса до 143 уд/мин у 15-летних ретардантов и до 161 уд/мин у акселерантов того же возраста.
Результаты школьников в беге на средние дистанции находятся в большей корреляционной зависимости от компонентов двигательной подготовленности, чем от показателей физического развития (180). В. Е. Карасик (80) выявил, что вес тела существенно влияет на результат прохождения лыжной и кроссовой дистанции. Школьники 13−15 лет, сдавшие нормативы, легче несдавших на 6 кг, имеют более высокие спирометрические показатели и лучшие показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления при выполнении функциональной пробы.
Основной причиной низких результатов учащихся при сдаче нормативов ГТО является, по мнению Л .И.Абросимовой (I), их функциональная неподготовленность. Только 40 $ школьников MoiyT выполнить нормативы.
C.Н.Зуев (72) отмечает, что уровень физической подготовленности юношей, призываемых на действительную военную службу, в 80−85 $ случаев не соответствует нормативным требованиям Ш ступени комплекса ГТО.
Р.С.Манукян (112) показывает, что только 22−23 $ юношей 14−15.
— 15 лет могут выполнить норматив ГТО в беге на 500 м.
М.Г.Арцыбашева (8) приводит данные, характеризующие состояние здоровья, физическое развитие, функциональное состояние сердечнососудистой и дыхательной систем 112 мальчиков 10−13 лет. Хорошее физическое развитие отмечено у 73,2 $ детей. Хорошие и удовлетворительные реакции на физическую нагрузку были у 76,4 $ учащихся. У 21 $ детей жизненная емкость легких была ниже должных величин. Контрольные нормативы по бегу, прыжкам и метаниям выполнили 17,8 $ учащихся, остальные выполнили по 1−2 норматива.
По данным М. И. Волкова (37), из 354 школьников 12−15 лет, сдававших нормы ГТО, только 52 $ мальчиков смогли выполнить норматив в беге и прыжках в длину с разбега, 14 $ - в прыжках в высоту, 69 $ - в метаниях, 76 $ - в подтягивании, 89 $ - в лыжных гонках.
Н.Мамаджанов (110) замечает, что нормативы комплекса ГТО на золотой значок выполняют 4 $ школьников, на серебряный — от 18 до 23 $.
Д.Н.Васьковский (26) исследовал физическую подготовленность подростков 15−16 лет, поступающих в ленинградские профтехучилища. Из Х4000 обследованных нормы ГТО не смогли выполнить 20−31 $ подростков, 41−46 $ показали удовлетворительные результаты, остальныехорошие. Половина подростков из сельской местности (629 учащихся) не выполнила нормативы ГТО в беге на 100 м, 48 $ - в прыжках в высоту. Общий уровень физической подготовленности поступающих автор оценивает как неудовлетворительный.
Л .В .Бурок (22) подчеркивает, что физическая подготовленность поступающих в ПТУ недостаточна и не соответствует их физическому развитию. Только 41,3 $ юношей и 43,6 $ девушек укладываются в удовлетворительные результаты учебных норм. Зачетные нормативы по гимнастике в объеме школьной программы не могут выполнить 53,6 $ юношей и 66,6 $ девушек. Нужно заметить, что норматив учебной программы на оценку «удовлетворительно» выполнить гораздо легче, чем норматив ГТО.
Интересны данные Е. Я. Бондаревского и П. ГЛСапулера (18), сопоставивших физическую подготовленность 5590 учащихся ПТУ Латвийской ССР, УССР, Молдавии, Свердловска. Нормативные требования ГТО по бегу на 100 м могли выполнить 5−8 $ юношей названных регионов. Прыжок в высоту с разбега выполнили всего 3−4 $ учащихся 16 лет из молдавских училищ и ПТУ Свердловска, а в Латвии и УССР — 9,1 — 10 $. Норматив в метании гранаты — 8−16 $ учащихся, прыжок в длину с разбега выполнили от 4 до 8 $. В целом нормативы комплекса ГТО выполнили 4−10 $ учащихся в возрасте 16 лет.
Р.А.Гринь (54) констатирует, что юноши, поступающие в ПТУ Украины, показывали на контрольных испытаниях недостаточную подготовленность в беге, прыжках, метаниях. В разные годы среди поступающих было от 3 до 12 $ значкистов ГТО, от 62 до 77 $ умеющих плавать.
Контрольные испытания выявили, что 60−61 $ учащихся ПТУ не могут выполнить учебные нормативы (157). В. В. Вахромеев (27) приводит данные, согласно которым нормативы ГТО в беге на 100 м выполнили 22 $ учащихся ПТУ первого года обучения, в подтягивании — 21 $. В беге на 100 м ни один из 148 стартовавших подростков не мог выполнить норматив ГТО. Повторная проверка физической подготовленности после годичных занятий показала, что результаты улучшились. 66 $ учащихся выполнили норматив ГТО в беге на 100 м, 44 $ - в подтягивании, 15 $ - в беге на 1000 м.
По данным В. А. Кабачкова (76), наибольший прирост результатов происходит в первые два года обучения, составивший в силовых упражнениях 35,9 $, в беге на 100 м — 6,9 $, в прыжках — 8,8 $. На третьем году обучения прирост показателей значительно меньше, а в беге на 100 м отмечается снижение результата. Аналогичные данные приводит АЛ. Цустовой (147). Нормативы ГТО на первом году обучения в беге на 100, 1000 м, прыжках в длину с разбега, метании гранаты, подтягивании смогли выполнить соответственно 19,8- 23,9- 36,7- 28,7- 48,4 $ учащихся. При выпуске нормативы ГТО выполнили 23,5- 39,5- 45,8- 52,5- 57,5 $ учащихся.
Изложенное позволяет сделать заключение, что учебные занятия по общепринятой методике не обеспечивают достаточной подготовленности всех учащихся ПТУ для выполнения нормативов ГТО, требующих высокого уровня развития основных физических качеств.
выводы.
1. Анализ литературных источников показал, что воцросы методики физического воспитания учащихся ПТУ, имеющих недостаточный уровень физического развития и подготовленности, мало изучены. Уроки проводятся, в основном, по типу спортивной секции, базируясь на игровых видах спорта. Время на воспитание основных физических качеств используется нерационально, мало внимания уделяется легкой атлетике и лыжной подготовке.
2. Профессионально-прикладная физическая подготовка к производственной деятельности в условиях шинного завода представлена в плане общих положений, в то время как шинное производство характеризуется специфическими условиями труда: круглосуточным режимом работы, повышенной температурой воздуха в отдельных цехах, значительной запыленностью и загазованностью промышленных помещений, повышенным уровнем шума, работой на сложном энергонасыщенном оборудовании с выполнением опасных операций при большой нагрузке на функцию внимания, большим удельным весом ручного труда в положении стоя и вынужденных позах с выполнением точных движений руками и ногами.
3. Показано, что ведущими профессионально важными физическими и психофизиологическими качествами, навыками и требованиями к специальной подготовке рабочих шинного завода являются: устойчивость к неблагоприятным факторам производственной среды, физическая работоспособность и выносливость к работе в вынужденной позе, устойчивость и распределение внимания, сила и выносливость дыхательных мышц, быстрота и ловкость, сила и выносливость мышц рук и плечевого пояса.
4. Установлено, что воспитание основных физических качеств учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности нужно проводить по следующим параметрам:
— 134.
— при воспитании быстроты и ловкости на дистанциях 15−30 м оптимальной нагрузкой является 5−6 повторений с максимальной скоростью через 20−30 с в двух сериях с интервалом отдыха 60−70 с между ними;
— при воспитании скоростно-силовых качеств оптимальной нагрузкой является 6−7 повторений через 5−10 с в трех сериях с интервалом отдыха 40−50 с между ними;
— при воспитании силовых качеств оптимальной нагрузкой является 10−12 повторений в трех сериях с интервалом отдыха 60 с между ними;
— при воспитании выносливости оптимальной нагрузкой являются три повторения бега 90% интенсивности на 200 м через 90 с и бег 70% интенсивности по методу редуцирования (400+300+200+100 м).
5. Основные физические качества наиболее целесообразно развивать по методу стандартно-повторного упражнения в режиме интервальной нагрузки. Структура, объем и интенсивность направленных упражнений дозируются следзующим образом:
— в первой серии упражнение выполняется до снижения работоспособности на 5%;
— восстановление работоспособности до уровня 1-й серии определяет длительность интервалов отдыха между сериями упражнений;
— снижение работоспособности на 5% в начале очередной серии упражнений в сравнении с 1-й определяет число серий.
6. Обоснована целесообразность применения укороченных интервалов отдыха между повторениями и сериями упражнений, направленных на воспитание быстроты и ловкости, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости учащихся. Интервалы отдыха между повторениями и сериями упражнений лучше заполнять ходьбой с выполнением упражнений на дыхание или медленным бегом, а между направленными упражнениями — двигательными действиями профессионально-прикладного характера.
7. Разработана методика физического воспитания с профессиональной направленностью, которая базируется на выполнении упражнений, соответствующих по структуре, объему и интенсивности функциональным возможностям учащихся. Методической основой организации физического воспитания учащихся является комплексное применение во время уроков и домашних занятий предложенных нами упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, а также упражнений и действий с учетом специфики труда в шинной промышленности.
8. В двухгодичном педагогическом эксперименте проверена предложенная методика: а) у учащихся экспериментальной группы определено увеличение показателей физического развития (экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, силы сжатия кистей рук, становой силы) на достоверно большую величину против аналогичных показателей в контрольной. У учащихся экспериментальной группы с низкими показателями физического развития отмечена четкая тенденция к их нормализацииб) комплексное воспитание физических качеств обеспечило лучшую подготовленность учащихся экспериментальной группы. Так, выполнение нормативов ГТО у них составило 95 $, в контрольной группе.
— 55 $- в) экспериментальная программа оказала положительное воздействие на уровень развития профессионально важных качеств. Закаленность учащихся экспериментальной группы проявилась в большей степени, чем в контрольной /р0, 01/. Сократилось время выполнения теста, характеризующего функцию внимания, а физическая работоспособность, статическая выносливость мышц, быстрота, ловкость, сила и выносливость дыхательных мышц учащихся экспериментальной группы увеличились на достоверно большую величину в сравнении с их сверстниками из контрольной.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
На основании результатов проведенного исследования разработаны практические рекомендации по совершенствованию физического воспитания с профессиональной направленностью учащихся ПТУ, недостаточно физически развитых и подготовленных:
1. Рекомендуются оптимальные параметры упражнений, направленных на воспитание основных физических качеств у учащихся ПТУ, недостаточно физически развитых и подготовленных. Избирательно-направленное воспитание быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости следует проводить как на уроках физкультуры, так и в процессе домашних занятий,.
2. Для обеспечения тренирующего эффекта рекомендуется выполнять направленные комплексы по методу стандартно-повторного упражнения в режиме интервальной работы до снижения специальной работоспособности на 5 $ (при выполнении силовых упражнений методом «до отказа» — до 30 $).
3. С целью экономного расходования времени урока и обеспечения развивающего действия упражнений рекомендуется применение укороченных интервалов отдыха между ними. Паузы отдыха заполняются ходьбой, свободным бегом, упражнениями на дыхание и расслабление.
4. Воспитание основных физических качеств рекомендуется проводить комплексно на каждом уроке в игровой и соревновательной форме, отводя для этого 80−85 $ времени основной части. Оставшаяся часть времени заполняется спортивными (баскетбол, мини-футбол) и подвижными играми, в процессе которых совершенствуются как основные физические, так и профессионально важные качества, необходимые в трудовой деятельности.
5. Рекомендуется использование самостоятельных занятий, включающих утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и направленные упражнения. Навыки самостоятельных занятий прививать учащимся во время уроков.
6. Задачи ППФП учащихся, получающих профессию шинника, следует решать в течение всего периода обучения, используя для этого уроки физкультуры и домашние занятия. Занятия нужно проводить, как правило, на открытом воздухе с применением закаливающих процедур. Для лучшего освоения профессии шинного производства рекомендуются виды спорта: легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, футбол. Контроль за уровнем развития профессионально важных качеств предлагается осуществлять по нормативам (таблица 17).