Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм управления инвестиционной активностью предприятий нефтегазового комплекса на основе налогового регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Министерства природных ресурсов (МПР) России геологоразведочные работы на нефть и газ проводились во всех нефтегазоносных бассейнах России, расположенных в пределах Северо-Западного, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальне восточного федеральных округов, а также в акватории внутренних и окраинных морей, однако кардинального увеличения прироста запасов не наблюдалось… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Исследование проблем развития сырьевой базы и предприятий нефтегазового комплекса (НГК) России
    • 1. 1. Характеристика текущего состояния сырьевой базы НГК России и тенденций развития предприятий НГК
    • 1. 2. Анализ инвестиционной политики в НГК России
    • 1. 3. Анализ факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки предприятий
    • 1. 4. Исследование влияния налоговых преференций на показатели развития промышленных предприятий
  • Выводы
  • Глава 2. Концепция управления инвестиционной активностью предприятий НГК на основе налоговых преференций
    • 2. 1. Предпосылки государственного регулирования инвестиционной активности предприятий
    • 2. 2. Концептуальные основы налогового стимулирования инвестиционной активности предприятий
    • 2. 3. Методологические основы управления инвестиционной активностью предприятий НГК как фактором их развития
  • Выводы
  • Глава 3. Организационное и информационное обеспечение процесса управления инвестиционной активностью предприятий НГК на основе налогового регулирования
    • 3. 1. Моделирование процесса активизации инвестиционной деятельности предприятий
    • 3. 2. Методика оценки уровня инвестиционной активности предприятий НГК и определения размера дополнительных инвестиций
    • 3. 3. Организационное и информационное обеспечение процесса управления инвестиционной активностью на основе налогового регулирования
    • 3. 4. Апробация методики оценки уровня инвестиционной активности предприятий НГК и определения размера дополнительных инвестиций
  • Выводы

Организационно-экономический механизм управления инвестиционной активностью предприятий нефтегазового комплекса на основе налогового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние и перспективы экономического развития России свидетельствуют о том, что нефтегазовый комплекс (НГК) обеспечивал и будет обеспечивать значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Очевидно, что состояние нефтегазовой промышленности, перспективы ее развития и система налогообложения отрасли влияют на макроэкономическую ситуацию в стране в целом, поэтому в энергетической стратегии России поставлена задача обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы НГК страны, решить которую можно только за счет интенсивного освоения новых регионов добычи углеводородов.

На сегодняшний день нефтегазовая промышленность России обеспечена разведанными запасами нефти, однако в целях обеспечения энергоресурсами будущих поколений необходимо, чтобы ежегодный прирост разведанных запасов не отставал от объемов прироста добычи углеводородного сырья.

По данным авторитетных аналитических агентств запасов нефти и газа по-прежнему много. Однако, геологи предполагают, что большая часть новых ресурсов нефти и газа будет обнаружена в арктических районах и нефтегазодобыча будет неуклонно смещаться в сторону запасов, скрытых толщей Мирового океана. В этой ситуации Россия может и должна сохранит свои лидерские позиции, так как обладает самым протяженным шельфом, 85% которого приходится на Арктику.

В соответствии с разработанной программой освоения углеводородов на шельфе России отечественные газовики к 2030 году должны добывать с него более 170 млрд.куб.м. газа, а нефтяники — более 10 млн. тонн нефти и конденсата в год. В качестве основных районов добычи определены Баренцево море, Обская и Тазовская губы, полуостров Ямал, Дальний Восток, особое внимание будет уделено Штокманскому месторождению. Очевидно, что достижение намечаемых уровней добычи нефти и газа в стране и соответствующее развитие геологоразведочных работ требует роста инвестиций, так как новые регионы характеризуются гораздо худшими природно-климатическими и горно-геологическими условиями, чем уже освоенныев то время как у большинства российских нефтегазовых компаний нет стимула, вкладывать деньги в геологоразведку, поэтому сейчас многие из них работают на старой ресурсной базе, не развивая ее.

Кроме этого, наблюдаемое сегодня падение цен на нефть, вызванное кризисом и рецессией мировой экономики, по мнению большинства аналитиков, является губительным для нормального развития нефтегазового комплекса. При этом аналитики не предполагают восстановления цен в ближайшее время, считая, что падение продлится в течении ближайших 12−18 месяцев. В этой ситуации нефтегазовые компании по всему миру начали пересматривать бюджеты разведки и добычи и все решительнее сокращают свои инвестиционные планы и откладывают начало реализации планировавших ранее проектов. Урезание расходных и в первую очередь инвестиционных статей идет практически такими же темпами, как это мело место 1998 году, когда цены на нефть упали до 10 $ за баррель. По оценкам CGES^ в 2009;2010 инвестиционные бюджеты большинства нефтегазовых компаний сокращаются на 60% и при относительно низких ценах будет делаться упор на месторождения, приносящие доход уже сейчас, а в продолжении освоения месторождений в сложных условиях (на шельфе, в Арктике и т. п.) появится заинтересованность лишь в том случае и тогда, когда цены на нефть возрастут не менее чем до 90−100 $ за баррель.

Из-за сокращения инвестиций в новые месторождения в ближайшие год-два создается реальная угроза, что, когда мировая экономика возобновит рост и спрос на углеводородное сырье пойдет вверх, мир столкнется с дефицитом нефти и газа, по крайней мере на региональных рынках.

Однако нефтегазовым компаниям потребуется время, чтобы начать развивать новые и вернуться к законсервированным проектам. Поэтому существует реальная опасность нового спекулятивного скачка цен на углеводороды, предпосылки для которого закладываются сегодня. Видимо не случайно, осознавая эту реальную опасность, такие ведущие мировые нефтегазовые компании как Royal Dutch/Shell, British Petrolium, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron, Eni, не смотря на то, что 2008 год для них оказался убыточным и в 2009 году ожидается снижение потребления нефти в мире, тем не менее, планируют увеличение потребления.*^.

Россия уже более десяти лет извлекает из недр нефти и газа больше, чем прирастают их запасы в результате поисковых и геологоразведочных работ.

The Centre for Global Energy Studies.

По данным Министерства природных ресурсов (МПР) России геологоразведочные работы на нефть и газ проводились во всех нефтегазоносных бассейнах России, расположенных в пределах Северо-Западного, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальне восточного федеральных округов, а также в акватории внутренних и окраинных морей, однако кардинального увеличения прироста запасов не наблюдалось. Приросты разведанных запасов нефти и газа получены не столько за счет поисково-разведочного и эксплуатационного бурения, сколько за счет переоценки этих запасов. Следует отметить, что прогноз развития предприятий НТК базируется, прежде всего, на анализе возможностей их сырьевой базы и степени их технического оснащения. Анализ основных проблем и задач развития НГК России свидетельствует о необходимости привлечения значительных инвестиций, прежде всего в разведку и разработку новых месторождений, и обновление технико-технологической базы предприятий НГК, так как и то другое сейчас находиться в крайне неудовлетворительном состоянии и требует резкого увеличения инвестиционной активности предприятий НГК. Такая инвестиционная ориентация потребует принципиальных изменений в инвестиционной политике предприятий НГК, направленных как на пересмотр структуры инвестиционных вложений, так и на развитие тех составляющих инвестиционной деятельности, которые способствуют устойчивому развитию предприятий НГК.

Современное состояние НГК России характеризуется расширением присутствия государства как собственника предприятий. Доля госкомпаний в НГК уже выросла с чуть более 10% в 2003 году до 42% в 2006 году. Процесс возвращения государства в НГК России на уровне двух крупных игроков — ОАО «Роснефти» и ОАО «Газпрома», путем консолидации активов представляет собой важные стратегические шаги, как для самих компаний в вопросах передела внутреннего рынка, так и в плане усиления участия России в международных энергетических проектах. По мнению ряда аналитиков это обоснованно тем, что изначально неравномерное распределение углеводородных ресурсов, с их максимальной сосредоточенностью в десятке стран, стало особенно ярко выраженным по мере вхождения мировой нефтегазовой индустрии в зрелую стадию и истощения ресурсов во многих регионах.

Источник: В11отЬег§.

Анализ ряда производственных показателей, таких как темпы роста добычи нефти, динамика прироста доказанных запасов, обеспеченность добычи доказанными запасами, говорит о том, что все российские компании, как государственные, так и частные, работали в благоприятном режиме, исключительно вызванном очень высокими ценами на сырье. Однако, существует масса свидетельств того, насколько сильно темпы роста в компаниях НТК, которые находятся под контролем государства, отставали и отстают от темпов роста и развития в тех сферах, которые перешли под контроль частного капитала.

Общеизвестно, что чиновники не мотивированы личным интересом полноценного собственника, их мотивация к эффективному контролю за использованием активов ограничена. Однако, следует отметить, что и частные компании нанесли достаточно серьезный урон развитию НТК в России. В большинстве нефтегазовых компаний характер управления соответствовал поведению временщиков: они развивали свой бизнес именно как временный и стратегия была очень простой: попытаться «отжать» по максимуму полученные за очень дешево активы и продать их желательно на максимуме добычи и цены на нефть на мировом рынке. Отсюда и проблемы отбора верхних пластов, и использования деструктивных способов добычи, и гидроразрыв на молодых месторождениях. Несмотря на преобладающее в мировом сообществе мнения, о том, что частный бизнес более эффективен, мировой опыт предоставляет примеры успешной деятельности таких государственных компаний как: норвежская «81а1оП», бразильская «Ре^оЬгаБ», малазийская «Ре^опав» и «БаисЦАгатсо» — Саудовская Аравия. Эти компании среди прочих нефтегазовых госкомпаний выделяются показателями, близкими к ведущим международным частным корпорациям и каждая из них обладает определенными технологическими достижениями (глубоководные технологии бурения и добычи у «РейоЬгаз» или добыча в условиях северных шельфов у «81а1оП»). Таким образом, говоря об эффективности государственного и частного бизнеса, существует необходимость привлечения инвестиций для дальнейшего устойчивого развития частных и государственных предприятий НГК.

У предприятий НГК России на современном этапе нет существенных экономических стимулов для активизации инвестиционной деятельности. В то же время современные тенденции развития свидетельствуют о наличии трех основных факторов-предпосылок, обуславливающих усиление роли государства в управлении развитием предприятий НГК России:

• во-первых, НГК занимает особое, ведущее место в структуре экономики России и стимулирование его развития является задачей государственной важности, так как этим определяется не только достижение положительного торгового баланса страны, но и достигается мировое лидерство на рынке энергоресурсов, и обеспечивается энергетическая безопасность государства;

• во-вторых, расширение присутствия государства в составе собственников предприятий НГК требует и активизации его роли в управлении этим бизнесом, использовании специфических, присущих лишь ему (государству) рычагов и инструментов управления;

• в-третьих, возникновение и развитие системного экономического кризиса свидетельствует о крахе неолиберальной экономической доктрины, поэтому усиление роли государства в регулировании экономики становится столь очевидным, что возможная национализация крупнейших мировых корпораций расценивается мировой общественностью как вполне допустимая и оправданная.

В современной ситуации все более усиливающейся роли государства наиболее действенным механизмом стимулирования инвестиционной активности предприятий НГК является налоговое регулирование, направленное на перераспределение инвестиционных вложений. Основным инструментом, с помощью которого государство может стимулировать инвестиции не только в увеличении добычи, но и в модернизацию процессов нефтедобычи и нефтепереработки является система налоговых преференций. Налоговые льготы увеличивают экономические возможности предприятий, выравнивают условия деятельности, расширяют сферу производственного инвестирования и тем самым создают благоприятные условия для его дальнейшего роста, а также влияют на отраслевую и территориальную структуру, развитие инфраструктуры и, как следствие, позволяют расширить базу налогообложения в будущем. Общеизвестна макроэкономическая закономерность, подтвержденная статистикой: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста, и соответственно, чем ниже налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста, как на микро, так и на макроуровне. Поэтому при разработке налоговой политики государство во главу угла ставит либо увеличение притока денег в казну посредством усиления налоговой нагрузки и тем самым замедляет процессы экономического роста, либо ориентируется на налогообложение, стимулирующее экономическое развитие и привлечение инвестиций.

На начальном этапе проведения экономических реформ государство, как правило, нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов соответственно вынуждено прибегать к увеличению налогового бремени. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, ее рано или поздно должна сменить иная налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом и состоит сущность налогового регулирования как одного из важнейших государственных инструментов в управлении развитием. Мировая практика показывает, что налоговые льготы используются во многих странах, государства используют налоговые льготы как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики.

Действующая в НГК России система налогообложения хоть и проста в администрировании, но не чувствительна к изменению макроэкономической конъюнктуры и препятствует реализации стратегически важных для государства инвестиционных проектов, в том числе связанных с освоением новых территорий, требующих значительных капиталовложений. В целом же России до настоящего времени не завершен процесс создания налоговой системы, которая позволяла бы одновременно обеспечивать не только финансовые потребности государства, но и стимулировать инвестиционную активность промышленных предприятий и отдельных регионов, а также изменять характер и качество работы фискальных органов. По поводу переориентации налоговой политики государства с фискальной функции на стимулирующую было сломано не мало копий. Разразившейся экономический кризис дал реальный шанс наполнить конкретным содержанием ведущиеся долгие годы дискуссии о более активной государственной налоговой политике. Буквально в считанные дни был принят целый пакет налоговых новаций, призванных поддержать развитие реального сектора.

Очевидно, что само по себе правильное решение правительства о серьезных налоговых новациях явно запоздало, так как общеизвестно, что лучший способ насытить экономику деньгами, это не изымать их, а снизить налоги. Не случайно налоговые послабления стали одной из глобальных составляющих буквально всех антикризисных программ развитых государств, включая знаменитый «план Полсона». Безусловно, это стоило сделать раньше, чем теперь за короткий срок, пренебрегая всеми инфляционными рисками вливать в экономику триллионы рублей. Ужесточение денежной политики в условиях кризиса не означает, что нужно ужесточать все сразу — и сдерживать инфляцию, и повышать тарифы, и не снижать налоги. Если увеличивать норму сбережения, то вряд ли стоит одновременно наращивать тарифы естественных монополий. Это ведет к росту издержек, более того, одновременно больше сберегать денег и осуществлять инвестиции в ресурсосберегающие технологии невозможно. Если даже пойти на повышение тарифов на 5−10% (а не на 20% как планируется), то все равно где — то придется «отпустить», и снижение налогового бремени — лучший ход в этом смысле. Учитывая, что Россия менее избалована благополучием, чем Запад, в то время как пока там «закармливают» кризис дешевыми деньгами, нашему государству достаточно будет дать бизнесу свободнее «дышать», облегчив налоговое бремя.

Налоговые стимулы для бизнеса — сегодня, пожалуй, лучшая из антикризисных идей правительства. Урезание федеральной части налога на прибыль позволяет оставить в экономике около 400 млрд. рублей (исходя из приближенного прогноза прибыли в 2009 году). Безусловно, все эти налоговые «уступки», на которое пошло правительство, свидетельствует о том, что сегодняшний кризис — это не только проблема финансового сектора, и отдельных компаний или отраслей промышленности, а проблема общеэкономическая.

В современных условиях кризиса НТК заручился поддержкой правительства быстрее всех остальных. Однако стремительное падение мировых цен на нефть значительно усугубляет ситуацию. Облегчение налогового бремени, которого нефтедобывающие компании частично уже добились в 2008 году за счет дифференциации НДПИ, оказалось недостаточным стимулом для введения в строй новых месторождений, так как в последнее десятилетие прирост добычи нефти обеспечивался не вводом новых месторождений, а расконсервацией тех, на которых в 1992;1998 годах добыча была прекращена. Бурить новые скважины и разрабатывать трудно извлекаемые залежи все более затратно, поэтому нефтяники все чаще начинают перекладывать эти заботы на плечи сторонних сервисных компаний, избавляясь от собственных подразделений, выполняющих геологоразведочные работы (ГРР). (В 2007 году в целом по нефтедобывающей отрасли около 55% ГРР выполнялось специализированными сервисными компаниями). Вывод ГРР в аутсорсинг обусловливается рядом причин. Во-первых, затраты на ГРР у специализированных компаний почти в 2 раза ниже, чем у самих нефтедобытчиков (около 16 $ по сравнению с 30 $ на тонну добытой нефти). Во-вторых, борьба за клиента способствует улучшению качества ГРР сервисной компании. В-третьих, вывод ГРР на аутсорсинг делает нефтедобывающую компанию прозрачной для инвесторов.

Однако, даже если нефтедобывающая компания передает ГРР на аутсорсинг ей все равно нужно платить за ГРР, заключая со специализированной компанией договор подряда. Пусть затраты на ГРР у сервисных компаний и ниже, чем у самих нефтедобытчиков, все равно показатель доли затрат на ГРР в общей сумме инвестиционных затрат нефтедобывающих компаний остается актуальным, так как он отражает один из аспектов их инвестиционной активности. Считается, что нефтедобывающие компании от кризиса пострадают в наименьшей степени по той причине, что в предшествующее кризису время все дополнительные доходы от роста мировых цен на нефть «срезались» с помощью налогов. Однако сегодня нефтяники столкнулись с проблемой «ножниц», когда снижение пошлин на экспорт нефти, отстает от снижения мировых цен на нефть, что заставляет их работать в убыток. (Размер пошлин на экспорт нефти рассчитывается на основе мониторинга цены на российскую нефть марки «Urals» на мировых рынках за минувшие 60 дней). Сегодня, когда обвал цен стал столь стремителен, поставки нефти за рубеж для российских компаний стали убыточными, они теряют на каждом барреле в среднем 14 $. Безусловно, смягчить ситуацию могут срочные меры по снижению экспортных пошлин на нефть, поэтому правительство в условиях резкого падения цен на нефть на мировых сырьевых рынках пошло на сокращение ставки экспортной пошлины.

Переориентация налоговой политики в НТК России с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому обеспечению этого процесса позволит без ущерба для экономики в целом использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и инвестиций в НТК, как надежного фундамента поступлений в бюджет.

Следует отметить, что сложность и противоречивость сложившейся (кризисной) ситуации состоит в том, что при достаточно оправданной политике государства по сдерживанию расходов и инфляции существует огромная потребность в инвестициях, однако, четкие механизмы инвестирования по-прежнему отсутствуют. Поэтому основной целью диссертационного исследования являлась разработка организационно-экономического механизма, позволяющая реализовать регулирующую и стимулирующую функции налогов в управлении инвестиционной активностью предприятий НТК как фактором их устойчивого развития. В качестве исходных данных в диссертационном исследовании использовались информационные ресурсы Института экономики переходного периода, Института комплексных и стратегических исследований, Центра экономических и финансовых исследований и разработок. Проведенное исследование опиралось на специальный сбор информации методом дистанционного (почтового) опроса. Достоверность собранных данных о реакции предприятий на предлагаемые налоговые новации обеспечивалась целенаправленным выбором исследовательской панели. В качестве исходной совокупности опрашиваемых предприятий была выбрана панель промышленных предприятий Института экономики переходного периода, которая удовлетворяет требованию репрезентативности, имеет традиционно высокий уровень отклика и большой опыт участия в специализированных опросах.

Предложенная в диссертационном исследовании концепция и разработанный на ее основе организационно-экономический механизм базируется на теории устойчивого развития предприятий, нашедшей отражение в работах Абалкина Л. Н., Ансофа И., Глаголевой С. Н., Гончарука В. А., Епифанцевой Е. И., Корниенко В. И., Масленниковой Н. П., Моисеевой Н. К., Пановой В. П., Шумпетера И. и ряда других авторов. Различные аспекты управления инвестиционной деятельностью предприятий, разработанные в трудах Анискина Ю. П., Анисимова Ю. П., Ковалева В. В., Боди 3., Кейна А., Корниенко В. И., Маркуса А., Мыльника В. В., Хобта В. М. и ряда других авторов были также проанализированы в ходе диссертационного исследования. Методологически разработанный в диссертации подход к оценке инвестиционной активности предприятий НТК опирается на толкование сущности инвестиционных вложений как затрат, обеспечивающих возможность развития предприятия, его перспективу. Учитывая актуальность развития сырьевой базы НГК России для его будущего, наращивание вложений в ГРР и обновление технико-технологической базы трактуется в предлагаемой концепции как рост инвестиционной активности. Предлагаемый в диссертационном исследовании организационно-экономический механизм инвестиционной активности позволяет решить проблему возможного возникновения дисбаланса в использовании средств для финансирования текущей деятельности — с одной стороны и инвестиций — с другой, так как дополнительным источником инвестиционных вложений здесь являются не изымаемые из текущей деятельности средства, а сэкономленные за счет преференций налоговые выплаты, размер которых ставится в зависимость от достигнутого уровня инвестиционной активности предприятия.

Выводы.

Исследование организационного и информационного обеспечения процесса управления инвестиционной активностью на основе налогового регулирования предприятий НГК позволило сделать следующие выводы:

• для оценки уровня инвестиционной активностью предприятий НГК тфакт предлагается использование интегрального показателя 1интег, отражающего динамику вложения в ГРР и техническое обновление производства;

• основной задачей регулирования в предлагаемом организационно-экономическом механизме является достижение и поддерживание требуемых значений основного параметра системы (в нашем случаи тфакт.

1 интег, который требуется довести до некоторого задуманного ткрит воздействия 1 интегтфакт.

• источником и стимулом роста 1 интег является суммы дополнительных инвестиций (ДИ), которые могут формироваться за счет экономии налоговых выплат (ЭНВ), образующиеся в результате предоставления предприятию налоговых преференций;

• управление процессом активизации инвестиционной деятельности предприятия реализуется как система с положительной обратной связью, по принципу самоподдерживающийся спирали: чем более тфакт высоких значений 1 интег достигнет предприятие в отчетном периоде, тем на большую сумму дополнительного финансирования инвестиционной деятельности (ДИ) оно может рассчитывать в следующем периоде;

• характер расчетно-аналитических процедур реализуемых в предложенном механизме обуславливает наличие 2″ х контуров управления: внешнегозадающего критериальным значением ткрит основного регулирующего параметра 1 интег, а также устанавливающего размер стимулирующего фактора (ДИ), и внутреннего контура, в котором происходит формирование и оценка тфакт уровня регулирующего параметра 1интег.

• Организационное и информационное взаимодействие между операторами внутреннего и внешнего контуров описанного в терминологии функционального моделирования (ШЕБО) и представленного в виде структурной схемы и органиграммы, отражающих содержание и последовательность выполняемых процедур.

Заключение

.

1. Анализ состояния и перспектив развития сырьевой базы свидетельствуют о том, что основные стратегические цели развития предприятий НГК должны быть направлены, в первую очередь, на активизацию геологоразведочных работ и технико-технологическое перевооружение. Тем не менее, анализ деятельности предприятий НГК показывает, что в результате структурных преобразований они в значительной мере адаптировались к рыночным условиям и существенно улучшили финансовые результаты деятельности. Однако, основными факторами, обеспечившими достижение хороших финансовых результатов, являлись рост объемов добычи и высокие цены на энергоносители. В то же время анализ позволил выявить ряд негативных факторов, сдерживающих развитие предприятий НГК:

• высокая степень износа основных фондов (более 50%) и, как следствие, высокая аварийность, в связи с чем возрастает вероятность возникновения техногенных катастрофг— — п.

• низкие коэффициенты нефтеотдачи, свидетельствующие о неэффективности извлечения углеводородов по устаревшим технологиям воздействия на пласт;

• отставание в разработке и освоении технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических морей;

• низкие темпы развития геологоразведочных работ, не обеспечивающие необходимого прироста разведанных запасов углеводородного сырья;

• объективный рост затрат, обусловленный усложнением условий добычи.

2. Основной акцент в инвестициях делается лишь на наращивание объемов добычи и расширении экспорта, в то время как вложения в ГРР и технологическое перевооружение предприятий НГК крайне недостаточны, о чем свидетельствует отставание темпов роста объемов разведанных запасов нефти и газа от темпов роста их добычи. Подобное положение свидетельствует о неэффективной структуре инвестиций и отсутствии у предприятий НГК экономических стимулов финансирования ГРР и обновления технологий добычи углеводородов.

3. Расширяющееся присутствие государства в качестве собственника нефтегазовых компаний формирует новую организационную конфигурацию российского нефтегазового сектора, которая в большей степени соответствует внешнеполитическим целям государства и внутренним социально-политичеким задачам. В этой связи государство должно быть заинтересованно в активизации инвестиционных процессов на предприятиях НТК. Основным инструментом, с помощью которого государство может стимулировать инвестиции не только в увеличение добычи, но и в геологоразведочные работы и модернизацию технологий добычи и оборудования является система налоговых преференций. Тем более, что в современных условиях экономического кризиса, налоговые стимулы являются лучшей из антикризисных мер государства.

4. Основным инструментом государственного регулирования является использование системы налоговых преференций (льгот), однако система налоговых преференций должна быть увязана с соответствующими показателями инвестиционной активности предприятий НТК и создавать у них отсутствующую сегодня заинтересованность в перераспределении инвестиций в пользу ГРР и технического перевооружения.

5. Использование налоговых преференций, как рычага воздействия на.. -инвестиционную активность предприятий НТК способствует решению проблемы усиления регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы.

6. Для оценки уровня инвестиционной активностью предприятий НТК г факт предлагается использование интегрального показателя 1 интег, отражающего динамику вложения в ГРР и техническое обновление производства. Основной задачей регулирования в предлагаемом организационно-экономическом механизме является достижение и поддерживание требуемых значений основного параметра системы (в г факт нашем случаи — интег, который требуется довести до некоторого задуманного ткрит воздействия 1 интег. гфакт.

7. Источником и стимулом роста илтег является суммы дополнительных инвестиций (ДИ), которые могут формироваться за счет экономии налоговых выплат (ЭНВ), образующиеся в результате предоставления предприятию налоговых преференций.

8. Управление процессом активизации инвестиционной деятельности предприятия реализуется как система с положительной обратной связью, по принципу г факт самоподдерживающийся спирали: чем более высоких значений *штег достигнет предприятие в отчетном периоде, тем на большую сумму дополнительного финансирования инвестиционной деятельности (ДИ) оно может рассчитывать в следующем периоде.

9. Характер расчетно-аналитических процедур реализуемых в предложенном механизме обуславливает наличие 2~х контуров управления: внешнего ткрит задающего критериальным значением основного регулирующего параметра интег, а также устанавливающего размер стимулирующего фактора (ДИ), и внутреннего контура, в котором происходит формирование и оценка уровня регулирующего г факт параметра 1 интег •.

10. Организационное и информационное взаимодействие между операторами внутреннего и внешнего контуров описанного в терминологии функционального моделирования (ШЕБО) и представленного в виде структурной л схемы и органиграммы, отражающих содержание и последовательность выполняемых процедур.

11. Теоретические и методические основы разработанные автором, могут использованы в учебном процессе в курсах Управление инвестициями", «Налоги и налогообложение», «Стратегический менеджмент». Практическая применимость и эффективность разработанного организационно-экономического механизма доказана его внедрением на нескольких крупнейших предприятий нефтегазового комплекса России, а также в Министерстве промышленности субъекта Российской Федерации. Анализ состава источников эффекта от внедрения организационно-экономического механизма позволяет сделать вывод о том, что он прямо влияет на повышение инвестиционной активности предприятий НТК, обеспечивая четкую целевую направленность налоговых преференций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации 4.1 ФЗ от 30.11.1994 г.Ч.2 от 26.01.1996 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.
  3. Федеральными законами «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ.
  4. Федеральными законами «О внесении изменений в статью 284 части второй НК РФ» от 30 декабря 2008 г. N 305-ФЭ.
  5. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемый в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25.02.1999 г.
  6. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
  7. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.
  8. Федеральная целевая программа «Юг России» на 2001−2006гг.
  9. Федеральный Закон «О Газоснабжении Российской Федерации» от 12 июля 1999 г.
  10. Постановление государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении годовой формы федерального государственного статистического наблюдения за инвестиционной активностью предприятий» № 38 от 01.06.2001 г.
  11. Н. Инвестиционные ресурсы в промышленном производстве РФ./ Проблемы теории и практики управления 2002. № 6
  12. И. Управление жизненным циклом корпорации.- Спб 2007 г.
  13. М.В. Источники финансирования инвестиционного процесса / Финансы 2003 г. № 5
  14. А.Ф., Серкерова С. С. Современное состояние геологоразведочных работ в России / «Нефть, газ и бизнес», № 4, 2002 г.
  15. А.Ф., Серкерова С. С. Методы оценки экономической эффективности поисковых геофизических работ на нефть и газ. / «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России».
  16. Ю.П., Моисеева Н. К. Цикличность в инновациях и развитие организации // Организация производства. 1996 г.
  17. Ю.П. Инвестиционная активность и экономический рост. Проблемы теории и практики управления. 2002, № 4.
  18. Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: ИКФ Омега-Л, 2002 г.
  19. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2001 г.
  20. Ю.П. Управление инвестициями: Учеб. пособие. М.: ИКФ Омега-Л, 2002 г.
  21. И. Стратегическое управление. М.:Экономика, 1989 г.
  22. С.О. Инвестиционная активность, методы ее определения и пути оживления в организациях промышленности. Монография ГУУ. М. :1999г.
  23. С.О., Рзаев К. В. Оценка инвестиционной активности в организациях промышленности. ГУУ. М. :2000г.
  24. Э.А., Ларина В. И. Основы методики геологоразведочных работ на нефть и газ, М: «Недра», 1991 г.
  25. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова СЕ. Инвестиционный потенциал Российской экономики / М.: Издательство «Экзамен», 2003 г.
  26. C.B. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. 1996 г. — № 1.
  27. СВ., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики, Финансы № 2, 2006г.
  28. О.В. Налоговое регулирование: понятие, методы, способы // Вестник ТИСБИ (Выпуск № 4).- 2000 г.
  29. И. В., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. -М.: Экономика, 1994 г.
  30. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике, Вопросы экономики № 7 2007г.
  31. В.А., Попов Е. П. «Теория систем автоматического регулирования» М: «Наука», 1975 г.
  32. М.Р. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации, Налоговый вестник № 9, 2005г.
  33. М.Р., Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе // Вопр. экономики. 2006 г. — № 7.
  34. Боди 3., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций, 4-е издание. Пер. с англ.-М.гВильямс, 2002 г.
  35. Н.К. Некоторые аспекты региональной инвестиционной политики // Вестник ОГУ. 2000 г. — № 4.
  36. Л.Г., Сушон А. Р. «Планирование и анализ эффективности ранних стадий геологоразведочных работ», сб. научных работ ВИЭМС, Москва, 1999 г.
  37. А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы Вопросы экономики, 2003г., № 6.
  38. A.A., Гурвич Е. Т. Структура российской налоговой системы.
  39. М. Формирование инвестиционной политики предприятия / htpp: www.colok.ru/lib/finance/finpredpr/stat/stat02.php.
  40. A.A., Еланчук О. И. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии) / Проблемы теории и практики управления, 2000 г., № 5.
  41. Г. А. «Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений», М: «Недра», 2000 г.
  42. В.З. «Состояние разработки нефтяных месторождений и прогноз нефтедобычи на период до 2015 г.», «Нефтяное хозяйство», № 7,2000 г.
  43. Л.Дж., Джонк М. Л. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997 г.
  44. С.Н. Экономический механизм гибкого развития промышленного предприятия: Монография. Спб. Химиздат-2002г.
  45. В.А. Развитие предприятия. -М:Дело, 2000 г.
  46. И.А. К оценке налоговой политики. Вопросы экономики, 2005 г.,№ 6.
  47. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. Под общей редакцией В. И. Кушлина, М., Издательство РАГС, 2002 г.
  48. Е., Васильева А. Отраслевая структура российской налоговой системы. Проблемы прогнозирования., 2005 г. № 3.
  49. С. Сырьевой рост против технологического развития (макроэкономические итоги 2003 г.), Экономист, № 5, М: 2004 г.
  50. JI.B. Налоги и налогообложение, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.
  51. Е.И. Системный анализ концепции устойчивого развития промышленного предприятия / Аудит и финансовый анализ.-2003г., № 4.
  52. О.В. Об управлении устойчивостью предприятия./htpp: www.conif.boom.ru/third/section3.htm
  53. М.Н. Проблемы налогово-бюджетной политики и пути ее использования в экономическом развитии субъекта Российской Федерации, Вестник Омского университета. Эконом, фак., 2006 г.
  54. М.М., Трубников A.A. Сравнение расходов по главе 25 НК РФ с действующим законодательством (расходы, принимаемые в целях налогообложения), Налоговый вестник № 12 2006г.
  55. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 г.
  56. Инвестиционная политика современной России. Монография / под ред. д.т.н. Олейникова А. М.: 2001 РЭА им. Плеханова Г. В.
  57. Инвестиционная активность промышленных организаций. Статистический бюллетень, 2004 г., № 1.
  58. Р. Капланом и Д. Нортоном. Оценка деятельности организации / Российский журнал менеджмента. М.:2004г.
  59. И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
  60. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999 г.
  61. Т. С. Формирование налоговых отношений в условиях реформирования российской экономики. Дис. канд. эконом, наук. М.2003г.
  62. Е.А., Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов.- М Финансы и статистика, 1999 г.
  63. М., Белов Ю. Реализация права собственности, государства на недра через изъятие природной ренты / Вопросы экономики, 2005 г.
  64. М.Н., Косов В. Проблемы повышения инвестиционной активностью в российской экономике / Проблемы теории и практики управления, М.-2001г.
  65. В.И. Основы менеджмента устойчивого развития. М-:2002г.
  66. Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов М.: Финансы и статистика, 2001 г.
  67. О.В. Корпоративный налоговый менеджмент в системе управления предприятием. Дис. канд. эконом, наук. СПб., 2003 г.
  68. Кэмпбелл Макконелл и Стенли JI. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Таллин. 1995 г.
  69. Л.Н. Проблемы сбалансированности российской налоговой системы // Финансы, 2002 г., № 5.
  70. Литвина М. И Лисин В. В. Инвестиционные процессы в российской экономике. Вопросы экономики, 2004 г. № 6.
  71. Е.М. Введение в историю экономической мысли.: Изд-во Вита-Пресс. 1996 г.
  72. Н., Кадушин А. Финансирование инновационно-инвестиционной деятельности предприятий. / Экономика и производство. М.-2004г.,№ 3.
  73. H.H. Цели развития организации через призму управленческих теорий. / проблемы теории и практики управления.-2002г. № 6
  74. Н.П. Управление развитием организации.-М: Центр экономики и маркетинга, 2002 г.
  75. Г. В. НДС счета, — Экономика и жизнь, № 4, 2004г.
  76. О.В. Инвестиционная стратегия предприятий. / № 2, ЭКО 2004 г.
  77. Н.Ф. Экономика предприятия./ М.-2002г.
  78. МыльникВ.В. «Инвестиционный менеджмент"/Академический проект. М.-2005г.
  79. В. В. Титаренко Б.П. «Исследование систем управления» Академия. М-2006г.
  80. Е.В. Механизм оценки эффективности системы управления устойчивым развитием на промышленных предприятиях. / Менеджмент: теория и практика- 2004 г. № 3, № 4.
  81. И. Без льгот, но с низкой ставкой, Экономика и1. Жизнь № 29, июль 2005 г.
  82. И. Вторая жизнь отмененной льготы. Экономика и Жизнь № 5, февраль 2006 г.
  83. В.В. Финансирование инвестиций в основной капитал, Экономика строительства № 7 2001г.
  84. С.А. Устойчивость фирмы, формирование механизма управления устойчивым развитием предприятия. / Российское предпринимательство., № 8 2003г.
  85. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004 г.
  86. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе / Финансы.-№ 4, 2005 г.
  87. А.Б., Мельник А. Д. Перспективы расширения налоговой базы / Налоговый вестник. -2007г. № 8.
  88. Е.А. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий в газовой промышленности. Сводный реферат// Рж. Социальные и гуманитарные науки. Серия 2. Экономика. 1999 г. — № 4.
  89. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470.
  90. Положение Правительства Российской Федерации от 12.11.1999 № 1249 «О представлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости».
  91. В.П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. Спб.: Питер 2001 г.
  92. С. Прямые потери бюджетной системы РФ в результате предоставления налоговых льгот и освобождений. Налоговые расходы / Доклад на семинаре по проекту БЭА, 2004 г.
  93. Портер М.Конкуренция. -М.:Вильямс, 2003 г.
  94. К. Правовое положение холдингов в России: научно-практическоепособие. Электронный ресурс. Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  95. Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части Налогового кодекса Российской Федерации / Финансы. 2000 г., № 9.
  96. И.А. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
  97. В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности / Вопросы экономики, 2001 г., № 6.
  98. А. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании) // Экономист, 2002 г., № 6.
  99. Региональная экономика: Учеб. Пос. под ред. Степанова М. В. М.: Инфра-М, 2000 г.
  100. Регионы России: Стат. сб. Госкомстат России. М., 2000 г.
  101. О. Основные тенденции инвестиционной активности / Экономист, 2005 г., № 12.
  102. П.Э., Пордхаус В. Д. Экономика. Учебное пособие.- М., 2000 г.
  103. В.М. Мониторинг и управление инвестиционным процессом на промышленных предприятиях. Дис. канд. эконом, наук. Кисловодск: КИЭП, 2001 г.
  104. С.В. Управление инвестиционной деятельностью на предприятии. / Инновации, № 4, 2002 г.
  105. В.А. Финансовая политика компании. / Финансы, № 9,2003 г.
  106. О., Хромов М. Рычаг или удавка? // Эксперт, 2004 г., № 13.
  107. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Инфра-М, 2000 г.
  108. В.М. Инвестиционный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
  109. Е.С. Финансовый менеджмент. М: Перспектива, 2001 г.
  110. Е.А. Налоговое регулирование инвестиционной политики / Известия Алтайского государственного университета. Экономика., № 2, 2006 г.
  111. Е.С. Инвестиционная политика государства: зарубежный опыт и российская действительность.//ЭКО., 1998 г.
  112. Е.Ф., Плетнев Ю. М. Организационная структура финансовоэкономической службы промышленного предприятия. / Менеджмент в России и за рубежом. № 4, 2003 г.
  113. Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: Пер. с англ.: В 2 т. / Ж. Тироль. 2-е изд., испр. — СПб.: Экономическая школа, 2000 г.
  114. H.H. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. М.: Дашков и К., 2002 г.
  115. Фискальная политика и управление государственным долгом: Сб. ст. -М., 2000 г.
  116. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности / Фишер Пауль.- М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  117. Фишер Пауль. Территориальное движение иностранных инвестиций в России/ Фишер Пауль.- М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  118. А.Н. экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. М.,-1996г.
  119. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999 г. № 9.
  120. Дж., Основы кибернетики предприятия М.: «Прогресс» 1971 г.
  121. A.A., Симонова А.А, Прогноз развития российской экономики на 2004−2005 годы // Вонросы статистики.-2003г.
  122. Ю.И., Гизбрехт C.B. Рациональное использование налогового стимулирования инвестиций в России // Стратегия бизнеса и социально-экономическое развитие региона: Материалыб-й всероссийской научно-практической конференции. -Ярославль., 2003 г.
  123. A.A., Бутковский А. Г. «Методы теории автоматического управления» М.: «Наука», 1971 г.
  124. В.М. Управление инвестициями: механизм, принципы, методы. / htpp: www.masters.donntu.edu.ru.
  125. Хендерсон, Брюс Д. Конфликт целей налогообложения.- М.:2007г.
  126. А.Н. Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист, 2002 г., № 11.
  127. А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002 г.
  128. О.Б. Принципы формирования новой концепции структурно-инвестиционной политики государства // Вестник ОГУ. —2000г. № 2.
  129. М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования.
  130. Е. Бессмысленная жертва // Эксперт, № 13, 2004 г.
  131. К., Сток-мл. Дж. Стратегии, которые работают./Манн, Иванов и Фербер. М. :2007г.
  132. Шумпетер.Й. Теория экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, процента и цикла конъюнктуры. М. Прогресс, 1982 г.
  133. Е. «Государственное регулирование инвестиций» / Маркетинг. М., 1995.-№ 4.
  134. . Вдали от красной черты // Эксперт, 2007 г., № 16.
  135. Эконометрика: учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
  136. Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИПФРА-М, 2002 г.1. ОАО «ГАЗПРОМ»
  137. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МАХАЧКАЛА»
  138. В диссертационный совет ДМ 212.134.05 при Московском Государственном Институте Электронной техники (ТУ) 124 498, г. Москва, Зеленоград, проезд 4806, д.5- ' УТВЕРЖДАГО I: i!iih!Au инженер f. Абакаров 2009 года1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ
  139. Начальник технического отдела1. В.В. Дроновт
  140. МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН1. МИНПРОМТРАНССВЯЗИ РД)367020, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 67, тел. 68−31−22, факс: 67−16−63, E-mail: [email protected]
  141. В диссертационный совет ДМ 212.134.05 при Московском Государственном Институте Электронной Техники (ТУ) 124 498, г. Москва, Зеленоград, проезд 4806, д.5
  142. УТВЕРЖДАЮ Замести i ель .Мм и и с гри Промышленности, ^—-Л Т{гёШпорта и связи РД i А. С. Алыпкачев i, ««2009 года^¡-seitfht 200g i1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ
  143. РОСНЕФТЬ-ДАГНЕФТЬ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО1. НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯот
  144. В диссертационный совет ДМ 212.134.05 при Московском Государственном Институте Электронной Техники (ТУ) 124 498, г. Москва, Зеленоград, проезд 4806, д. 51. УТВЕРЖДАЮ Главный инженер-М.М.Ибрагимов «04 «февраля 2009 года1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ
  145. Заместитель главного бухгалтера по финансам1. О. М. Омаровтеп: в7г-г) бв аг бэ Факс: (872−2) б7 бв бб Е-та|1: йодпаГе©-1 lwC.ru
  146. ЗВ700 В РД, г. Махачкала, ул. Тан ¡-¿-раа, 75
Заполнить форму текущей работой