Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Математическое моделирование как системообразующий фактор профессионально ориентированной математической подготовки курсантов военно-инженерного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сокращение бюджета времени, отводимого на обучение математическому моделированию в высшем военном учебном заведенииреализация межпредметных связей на уровне знаний, а не на уровне видов деятельностислабое владение большинством преподавателей военно-инженерных вузов технологией интегрирования математических и технических знаний посредством математического моделированияотсутствие координации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы системного подхода к обеспечению профессионально ориентированной математической подготовки военного инженера
    • 1. 1. Системность знаний как результат реализации интегративных функций математического моделирования в процессе обучения

    1.2. Математическое моделирование, его роль и место в системе профессиональной подготовки военного инженера ф. 1.3. Методические особенности в подготовке военного инженера к различным видам профессиональной деятельности с использованием математического моделирования.

    Глава II. Методика обучения математическому моделированию, обеспечивающая профессионально ориентированную математическую подготовку в военно-инженерном вузе.

    2.1. Реализация межпредметных связей посредством математического моделирования в курсе высшей математики.

    2.2. Интеграция знаний и умений по математике и специальным дисциплинам на уровне дидактического синтеза.

    2.3. Методическое обеспечение непрерывной профессионально ориентированной математической подготовки.

    Глава III. Организация и результаты педагогического эксперимента.

    3.1. Основные этапы, цели и условия эксперимента.

    3.2. Обработка экспериментальных данных и

    выводы.

Математическое моделирование как системообразующий фактор профессионально ориентированной математической подготовки курсантов военно-инженерного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе образовательный процесс, как в общеобразовательной, так и в высшей школе характеризуется глубокими изменениями, направленными на обеспечение его целостности и системности. Изменения нашли отражение в основных нормативных документах. В федеральных стандартах по подготовке инженерных кадров особо выделена линия математического моделирования. Требование к активному внедрению в учебный процесс данного метода исследования продиктовано его широкими системообразующими возможностями, исследованию которых посвящены работы многих авторов.

Анализ педагогической литературы по проблемам обучения математическому моделированию (В.А. Далингер [68], Л. Я. Зорина [95,96], Ю. М. Колягин [107], Н. Н. Моисеев [148], В. М. Монахов [149−153], А. Д. Мышкис [157], И. Б. Новик [161], А. А. Пинский [167], Л. М. Фридман [207], И. М. Шапиро [215], В. А. Штофф [221], Э. Г. Юдин [226] и др.) показал, что посредством данного метода возможно эффективное формирование у учащихся таких личностно и профессионально значимых качеств, как системность знаний, познавательный интерес и мотивация к учебной деятельности, продуктивность мышления и др.

Сформированность данных качеств в значительной степени зависит от уровня предметной интеграции, которая имеет место в процессе подготовки специалиста, в том числе и инженера. Степень интеграционного взаимодействия дисциплин М. Н. Берулава [36]характеризует тремя уровнями: целостности, дидактического синтеза (ДС) и межпредметных связей (МПС). Анализ работ по проблемам межпредметной интеграции (В.С.Безрукова [29],.

A.П.Беляева [31], М. Н. Берулава [36], С. В. Гостев [58], В. И. Жилин [84],.

B.С.Леднев [129], М. И. Махмутов [143], С. Ю. Полякова [173], В. П. Рысев [181] и др.) показал возможность проведения посредством математического моделирования предметной интеграции на различных уровнях. Реализация того или иного уровня во многом зависит от степени адаптированности исследуемой задачи к ее решению математическими методами. Выделено два типа профессионально ориентированных задач: прикладные (уже адаптированные, формализованные) и практические задачи (т.е. непосредственно возникающие в производственной деятельности). Моделирование прикладных задач позволяет проводить лишь уровень МПС, характеризуемый ассимиляцией инструментария, актуализацией знаний учащихся. Проведение более высоких уровней интеграции посредством моделирования практических задач обусловлено применением в процессе их исследования целого комплекса обобщенных приемов учебной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). Через обучение моделированию практических задач возможно формирование таких качеств системных знаний, как динамичность, целостность, иерархичность, структурность, обобщенность, свернутость и др.

Однако проводимые исследования не затрагивали процесса обучения математике в военно-инженерном вузе. Обеспечение системности знаний на основе интегрирования посредством математического моделирования в практике работы военно-инженерных вузов требует существенного дидактического совершенствования учебного процесса.

В нашем исследовании особое внимание уделено проблеме формирования в процессе обучения математическому моделированию системных знаний у курсантов военно-инженерных вузов с учетом профессиональных видов деятельности, которые они должны выполнять после окончания вуза. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО), квалификационных характеристиках военного инженера указываются следующие виды профессиональной деятельности: эксплуатационно-восстановительная, производственно-управленческая, военно-педагогическая, организационно-техническая, научно-исследовательская. Математическое моделирование в той или иной степени востребовано любым видом (к примеру, военному инженеру необходимо использовать сетевое планирование при организации марша и стендовых испытаний, проводить математические расчеты для различных систем массового обслуживания, использовать теорию оптимального управления при планировании экспериментальных исследований и решении организационно-технических задач и др.). В большей степени умение осуществлять математическое моделирование необходимо для проведения научно-исследовательских испытаний.

В нашей работе уделено внимание анализу роли и места математического моделирования в подготовке военного инженера к выполнению всех видов деятельности, особое внимание уделено подготовке к научно-исследовательской деятельности. Повышенные требования к подготовке инженера-исследователя оговариваются и в ГОС ВПО. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к математической подготовке курсантов с ориентацией на все виды профессиональной деятельности, что и представляет собой суть исследуемой нами профессионально ориентированной математической подготовки военных инженеров.

Анализ практики обучения в военных вузах технической направленности показал недостаточно сформированные у курсантов системные знания, неумение решать профессиональные задачи средствами математики. Основными причинами являются:

— сокращение бюджета времени, отводимого на обучение математическому моделированию в высшем военном учебном заведенииреализация межпредметных связей на уровне знаний, а не на уровне видов деятельностислабое владение большинством преподавателей военно-инженерных вузов технологией интегрирования математических и технических знаний посредством математического моделированияотсутствие координации в действиях преподавателей различных циклов дисциплинотсутствие методического обеспечения, адаптированного для обучения курсантов математическому моделированию военно-инженерных процессовнедостаточная профилизация курса высшей математики (под профилиза-цией понимаем выявление математического аппарата, необходимого и достаточного для изучения различных циклов дисциплин).

Для решения очерченных проблем в военно-инженерном вузе необходима разработка ряда методических аспектов, оставшихся за пределами исследований авторов:

1) изучение вопроса обеспечения системности знаний посредством математического моделирования;

2) разработка методического обеспечения для проведения предметной интеграции на различных уровнях посредством математического моделирования;

3) определение эффективных форм и средств для проведения уровневой предметной интеграции;

4) включение в структуру «курсовая работа — факультатив — выпускная квалификационная работа» общего курса высшей математики;

5) выявление возможностей интеграции курса математики со специальными дисциплинами военно-инженерного вуза и др.

Таким образом, потребность в реализации интегративных процессов на основе математического моделирования в военно-инженерном вузе продиктована следующими противоречиями:

• между существующим недостаточным уровнем системности знаний курсантов и потенциальными возможностями математического моделирования для обеспечения высокого уровня подготовки;

• между необходимостью активного внедрения математического моделирования в качестве системообразующего фактора образовательного процесса и недостаточной разработанностью методики по обучению математическому моделированию;

• между продекларированной в нормативных документах вариативностью математического образования и единообразным содержательным и процессуальным компонентами в сложившейся практике обучения математике в военно-инженерных вузах. Ф.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования. Для этого требуется:

• определить роль и место математического моделирования в системе военно-профессиональной подготовки;

• разработать теоретические основы методики обучения математическому моделированию, обеспечивающей системность профессионально ориентированной математической подготовки курсантов;

• создать методический инструментарий для обучения курсантов математическому моделированию, позволяющий интегрировать математические и тех.

• нические знания.

Проблема исследования состоит в устранении несоответствия между высокими системообразующими возможностями математического моделирования в профессиональной подготовке курсантов военно-инженерных вузов и реально сложившейся практикой осуществления этого процесса в данных вузах, не учитывающей эти возможности.

Объектом исследования является процесс обучения математике в военно-инженерном вузе.

Предмет исследования составляют методические условия, позволяющие реализовывать системообразующие функции математического моделирования для обеспечения профессионально ориентированной математической подготовки военного инженера.

Целью исследования является разработка теоретически обоснованной методики обучения математическому моделированию курсантов для обеспечения системности знаний через интеграцию математических и технических знаний.

Гипотеза исследования: если математическую подготовку курсантов проводить с учетом различных уровней интеграции дисциплин, используя математическое моделирование в качестве системообразующего фактора интеграции, то это позволит:

• формировать системные математические и технические знания;

• обеспечить профессионально ориентированную математическую подготовку, соответствующую требованиям нормативных документов.

Критериями эффективности для проверки системности математических и технических знаний курсантов, а также оценки их профессиональной математической подготовки послужили:

• уровни усвоения знаний и умений, предложенные В. П. Беспалько;

• степень реализации МПС математики с техническими дисциплинами, определенная по методике обработки экспертных оценок А. И. Пискунова.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие частные задачи:

1. Разработать теоретические основы обеспечения системности знаний в процессе обучения математическому моделированию.

2. Определить роль и место математического моделирования в профессиональной подготовке курсантов.

3. Определить содержание, формы, средства и методы обучения курсантов военно-инженерного вуза математическому моделированию.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику обучения математическому моделированию, обеспечивающую профессионально ориентированную математическую подготовку военных инженеров.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

• теория системности знаний (В.А. Далингер, Л. Я. Зорина, З. А. Решетова, Ю. А. Самарин, А. В. Усова, В. А. Штофф и др.);

• фундаментализация знаний через интеграцию содержания образования (В.С.Безрукова, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, М. И. Махмутов и др.);

• методологические работы в области профессионального образования (Ю.К.Бабанский, А. В .Барабанщиков, С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский и др.);

• работы в области математического моделирования (Ю.М.Важенин, О. Б. Епишева, Н. Н. Моисеев, В. М. Монахов, И. М. Шапиро и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ психолого-педагогической, дидактико-методической литературы по проблеме исследования: анализ программ по математике и циклам специальных дисциплин, стандартов, квалификационных требований, учебных и учебно-методических пособий, дидактических материалов по математике и специальным дисциплинам;

• изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

• проведение педагогических измерений: анкетирование курсантов, беседы с преподавателями математики и специальных дисциплин;

• экспертная оценка;

• • педагогический эксперимент;

• статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась:

• опорой на основные положения современных методологических, психолого-педагогических и научно-методических исследований;

• использованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам;

• результатами педагогического эксперимента и их статистической обработкой.

Результаты теоретического исследования и экспериментальной работы подтвердили выдвинутую в диссертации гипотезу.

Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, поисковый и формирующий) с 1997 г. по 2002 г. на базе Омского танкового инженерного института (ОТИИ) и фрагментарно в Рязанском военном автомобильном институте, Челябинском военном автомобильном институте, Омском государственном университете путей сообщения. Экспериментом было охвачено 240 человек.

На первом этапе (1997 — 1998 гг.) проводился анализ состояния обучения высшей математике в военно-инженерном вузе, изучались программная документация (тематические планы и программы военно-инженерных вузов, станФ дарты), содержание контрольных, курсовых и дипломных работ, проводились беседы с преподавателями математики и специальных дисциплин.

На втором этапе (1998 -1999 гт.) были определены теоретические основы методики разноуровневого обучения курсантов военно-инженерного вуза математическому моделированию. Для подготовки к основным видам профессиональной деятельности систематизацию знаний было решено проводить на уровне микроцелей в структуре «общий курс высшей математики — курсовая работа — выпускная квалификационная работа», для подготовки курсантов к исследовательской деятельности — на уровне макроцелей в структуре «общий курс высшей математики — курсовая работа — факультатив — выпускная квали-• фикационная работа».

На третьем этапе (1999 — 2001 гг.) был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной методики обучения математическому моделированию на уровнях макро и микроцелей.

Научная новизна исследования заключается в том, что доказана системообразующая роль математического моделирования в структуре военно-инженерной подготовки, а также в оценке степени сформированности системных знаний в соответствии с уровнями предметной интеграции, предложенными М. Н. Берулава.

Теоретическая значимость: л.

• выявлены методические условия использования математического моделирования для обеспечения профессионально ориентированной математической подготовки военных инженеров;

• показана роль математического моделирования в формировании у курсантов такого профессионально и личностно значимого качества, как системность знаний;

• структура содержания курса высшей математики приведена в соответствие с соедржательно-методической линией математического моделирования. Ф.

Практическая значимость:

• разработаны методические рекомендации по реализации профессионально ориентированной математической подготовки в военно-инженерном вузе;

• создано методическое обеспечение по обучению математическому моделированию на различных уровнях интеграции математических и технических знаний, которое внедрено в практику работы военно-инженерных вузов. Выводы и рекомендации могут быть использованы в работе других вузов инженерной направленности.

Учебное пособие «Военно-инженерные задачи исследования операций» получило гриф Главного автобронетанкового управления (гриф ГАБТУ) — получен.

• положительный отзыв ГАБТУ на разработанный нами курс высшей математики, основой которого служат понятия «модель» и «математическое моделирование" — часть работ по теме диссертации выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект РФФИ № 01−07−90 003) — некоторые квалификационные работы, подготовленные в рамках проводимого исследования, выполнены по заказу МО РФ от 1999 г. 440.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение математическому моделированию позволяет формировать системность профессиональных знаний.

2. Если в основу разработанной методики обучения высшей математике положить системный подход, реализуемый посредством математического моделирования на различных уровнях интеграции знаний, то это обеспечит профессионально ориентированную математическую подготовку военных инженеров, соответствующую квалификационным требованиям. 3. Если обучение курсантов проводить параллельно в четырехкомпонентной структуре «общий курс высшей математики — курсовая работа — факультатив — выпускная квалификационная работа» для подготовки курсантов к научно-исследовательской деятельности и в трехкомпонентной структуре «общий курс высшей математики — курсовая работа — выпускная квалификационная работа» для подготовки к остальным видам профессиональной деятельности, то это позволит дифференцированно подойти к профессиональной подготовке курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Омском танковом инженерном институте. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на городской научно-практической конференции «Естественные науки в военном деле» (г.Омск, 1999), на III Сибирских методических Чтениях (г.Омск, 1999), на научной конференции, посвященной 25-летию ОмГУ (г.Омск, 2000), на научно-методической конференции «Междисциплинарная организация учебного процесса в условиях реализации современных государственных образовательных стандартов» (г. Новосибирск, 2002).

По теме исследования имеется 16 публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем составляет 186 страниц, список литературы — 226 наименований.

Выводы:

Анализ всех этапов опытной работы дает основание полагать, что разработанная методика обучения математическому моделированию обеспечивает системность знаний, что, в свою очередь, проявляется в развитии познавательного интереса, творческого мышления курсантов и способствует реализации требований правовых документов к математической подготовке выпускников военно-инженерного вуза. • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящее исследование посвящено проблеме разрешения противоречий между имеющимися в структуре обучения математике потенциальными возможностями, позволяющими использовать моделирование для формирования системности профессиональных знаний, и реально сложившейся практикой обучения в военно-инженерном вузе.

В ходе исследования получены следующие результаты и выводы: 1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, обобщения практического опыта разработаны теоретические основы системного подхода к профессионально ориентированной математической подготовке в военно-инженерном вузе:

• для формирования профессионально и личностно значимых качеств, основным из которых выступает системность знаний, необходимо использование интегративных возможностей математического моделирования;

• для обеспечения военно-профессиональной подготовки в соответствии с требованиями нормативных документов необходимо проведение математической подготовки с ориентацией на различные виды профессиональной деятельности, требующие интеграции знаний на различных уровнях предметного взаимодействия;

• • для реализации профессионально ориентированной подготовки необходимо создание методического обеспечения на различных уровнях интеграции знаний: для подготовки к основным видам профессиональной деятельности (управленческой, военно-педагогической, эксплуатационной) — на уровне микроцелей, для будущих инженеров-исследователей — на уровне макроцелей;

• для обеспечения непрерывной математической подготовки будущих военных инженеров к различным видам профессиональной деятельности необходимо обращаться к различным структурам:

— к трехкомпонентной структуре «общий курс высшей математики — факультатив — выпускная квалификационная работа» для подготовки к основным видам профессиональной деятельностик четырехкомпонентной структуре «общий курс высшей математики — курсовая работа — факультатив — выпускная квалификационная работа» для подготовки к научно-исследовательской работе.

2. Определены роль и место математического моделирования в системе военно-профессиональной подготовки:

• системообразующая роль математического моделирования, позволяющая формировать профессионально значимые качества курсанта-исследователя, такие как анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др.

• возможность систематизировать знания на различных уровнях предметной интеграции: на уровне межпредметных связей — для подготовки к основным видам профессиональной деятельностина уровне дидактического синтезадля подготовки будущих инженеров-исследователей.

3. Определены интегративное содержание, формы, средства и методы обучения математическому моделированию курсантов военно-инженерного вуза с целью обеспечения профессионально ориентированной математической подготовки.

4. Разработана и экспериментально апробирована методика обучения курсантов моделированию военно-инженерных процессов как средству обеспечения системного подхода к профессиональной подготовке.

В работе показано, что использование интегративных возможностей математического моделирования позволяет обеспечивать в профессиональной подготовке курсантов системность знаний на различных уровнях предметной интеграции. Однако далеко не все аспекты исследуемой проблемы исчерпываются формированием данного личностно и профессионально значимого качества профессиональной подготовки, что, в свою очередь, требует дальнейшего изучения и экспериментального исследования других системообразующих функций математического моделирования. Исследованию могут быть подвергнуты вопросы интеграции на уровне целостности, более оптимального структурирования профильно-ориентированного курса высшей математики, мировоззренческие аспекты интеграции и др., что позволяет совершенствовать инженерное образование средствами математических дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Л., Похолков Ю. П. Основные принципы формирования национальной доктрины инженерного образования России // Проблемы инженерного образования. Томск, 2000. — С. 34−45.
  2. Г. М. Методы и средства исследований:Учебное пособие. — Омск: Изд-во Омского института сервиса, 1997. 67с.
  3. А.П. Теории, системы, технологии образования : Конспект-пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 82 с.
  4. Н.С. Интегративная функция обучения // Современные• проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учеб. пособие / М.: Просвещение, 1985. — С.25−38.
  5. П.Р. Политехническое образование школьников. М.: Педагогика, 1986.-176с.
  6. Е.В. О прикладных возможностях школьного математического анализа // Пути усиления прикладной и политехнической направленности обучения математике. Сб. научн. тр. /Под. Ред. И. А. Лурье. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.-С. 55−60.
  7. С.А. и Тимохов А.В. Теория оптимизации в задачах и упражнениях. -М.: Наука, 1991. — 447с.
  8. Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения испособов // Сов. педагогика, 1982. — № 11.— С.30−34.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.:3нание, 1987. -№ 6.- 79 с.
  10. И.В., Черникова Н. А. Методические рекомендации к выполнению типовых расчетов: Учебное пособие / Омский танковый инженерный институт. Омск, 1999. —45 с.
  11. И.В., Нартов Б. К. К методике преподавания прикладной математики в военно-инженерном вузе//Вестник Омского университета— № 3.-1999. -С. 136−139.
  12. И.В. Военно-инженерные задачи исследования операций: Учебное пособие / Омский танковый инженерный институт, 2000. 128 с. (гриф ГАБТУ МО РФ от 13.03.2000 г.).
  13. И.В. Проблемы математического образования в современном военном вузе //Современное общество: Материалы научной конференции,• посвященной 25-летию ОмГУ/ ОмГУ, Омск, 2000. -С. 168−169.
  14. И.В. Применение исследования операций в дипломных работах курсантов военно-инженерного вуза // Сб. научно-исслед. Работ общенаучных кафедр. Вып. 12./ Омский танковый инженерный институт. Омск, 2000. -С.48−50.
  15. И.В. Математические методы в научных исследованиях: Учебное пособие / Омский танковый инженерный институт. Омск, 2000.50 с
  16. И.В., Бокарев А. И. Один из подходов к реализации профессиональной направленности межпредметных связей в военно-инженером вузе// Вестник Омского университета. № 2. — 2001. -С. 110−113 .
  17. А.В. Военная педагогика: Уч. пособие. М.: ВПА, 1986.-290с.
  18. Батышев С .Я и др Профессиональная педагогика: Учебник для студентов педагогических специальностей. М.: Профессиональное образование, 1997.-512 с.
  19. Бахадирова 3. Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки студентов (на примере изучения физики в технических ву
  20. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. — Екатеринбург, 1994. 152 с.
  21. Белкин E. JL, Карпов В. В., Харнаш П. И. Управление познавательной деятельностью. -Ярославль, 1978. 58 с.
  22. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. — М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  23. Г. И. Межпредметные связи// Совершенствование содержания образования в школе. М.: Просвещение, 1985. — С.68−79.
  24. Г. Г. Методические рекомендации к выполнению научно-исследовательской работы курсантами в курсовом и дипломном проектировании. Омск: 1990. — 30с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  26. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика, № 5, 1993.-С.16−25.
  27. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах Изд-во. Томского университета, 1988.- 221с.
  28. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  29. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. 1971. — № 11. -С.24−31.
  30. Г. Г. Дидактический аспект военно-инженерной подготовки студентов вуза политехнического профиля. Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.00) Нижний Новгород, 1993. 19с.
  31. А. Готовить военных профессионалов // Ориентир, № 4,1995. -С. 17−20.
  32. Н.А. Обучение моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции курса математики в финансовом колледже. Дис.. канд пед наук, (13.00.02). Омск, 2001. — 196 с.
  33. Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах, М.: Высшая школа, 1989. — 128 с.
  34. Ю.М. Самоучитель решения задач с параметрами и аркусами. Екатеринбург: УрГУ, 2001. — 110с.
  35. М.С. Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов. Дис. канд. пед. наук, (13.00.01). Омск, 2001. — 240 с.
  36. Е.С. Обучение прикладной математике // Проблемы преподавания математики в вузах: Сборник научно-методических статей по математике. Выпуск б. М.: Высшая школа, 1976. — С.3−7.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  38. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов ввысшей школе. Киев: Изд-во Выща школа, 1985. — 175 с.
  39. В.И., Кукин Г. П. Межпредметные связи в высшей школе: связь содержания университетского курса высшей математики и общепрофессиональных (химических) дисциплин: Сб. // Наука образования. Выпуск 17. Омск: ОмГПУ, 1999. — С. 241−250.
  40. Внеклассная работа по математике в профессионально-техническом училище / В. Н. Сергеев, Н. И. Калмина, А. Б. Николаев и др. (сер. «Обмен опытом работы»). -М.: Высшая школа, 1989. 70с.
  41. Э.А. и Ефимов А.В. Сборник задач по математике для втузов. Методы оптимизации. Уравнения в частных производных. Интегральные уравнения. М.: Наука, 1990. — 304с.
  42. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
  43. В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С.78−86.
  44. С.С. Математическая обработка результатов физического эксперимента как пример реализации межпредметных связей курса физики и математики // Математика, некоторые ее приложения и методика. -Ростов-на-Дону: 1973. -С.35−38.
  45. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: Учебно-методическое пособие для факультета повышения квалифика ции преподавателей педагогических специальностей. — М: Высшая школа, 1980. 144с.
  46. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2000. — 478с.
  47. .В. Математическое образование в вузах.- М.: Высшая школа, 1981. 173 с.
  48. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. — М.: Знание, 1991.-160с.
  49. С.В. Интегративный методический инструментарий для подготовки в области информатики и математики специалистов сельскохозяйственного профиля Автореф. дис. канд пед наук. (13.00.02) Москва, 1999.- 18 с.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 653 200 Транспортные машины и транспортнотехнологические комплексы. М.: МО РФ. — 2000.
  51. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1977. — 135с.
  52. Н.Н. Психология инженерного труда / Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1998. — 333с.
  53. М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие для преподавателей сред. спец. учебных заведений. -М.: Высшая школа, 1990. 174с.
  54. П.Н. Воросы обучения и воспитания. М.: Учпедгиз, 1973. — 186 с.
  55. В.В. Обучение математике в 6 классе: (с компьют. поддержкой): Кн. для учителя. М.: Педагогика, 1991. — 78с.
  56. В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.:Педагогика, 1972. — 423с.
  57. В.А. Межпредметные связи математики и физики: Пособиедля учителей и студентов. Омск, Обл. ИУУ, 1991. — 94 с.
  58. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / ОмИПКРО Омск, 1993. — 323 с.
  59. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //
  60. Педагогика. 1998. — № 2. — С. 8−12.
  61. М.И., Беспалько Н. А. Применение математики к решению прикладных задач// Математика в школе. 1981. — № 2. — С. 28−29.
  62. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. -191с.
  63. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математическогообразования // Математика в школе. 1990. — № 6. — С.2−5.
  64. С.А. Педагогический словарь-самоучитель / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1996. 270 с.
  65. В.П. Выпускник ввуза и методология его подготовки // Военная мысль, 1994.- № 4. С. 35−41.
  66. Ю.П., Вершинин В. И., Ждан Н. А. Специфика межпредметных связей в высшей школе // Наука и школа. — 2000. № 4. — С.6−11.
  67. Н.И. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. М.: Высшая школа, 1980. — 201с.
  68. В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке БЕЙСИК для персональных ЭВМ. М.: Наука, 1987. — 240с.
  69. Г. С. К вопросу о сюжете задачи с практическим содержанием// Актуальные вопросы школьной и вузовской методики преподавания математики: Сб. научн. тр./ Изд-во Казахского пед. института им. Абая. Алма-Ата, 1985. — С. 63−65.
  70. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191с.
  71. А.В. Научно-методические основы отбора, структурирования и реализации содержания математического образования в старших классах общеобразовательных школ. Автореф. дис. доктора пед. наук (13.00.02), Казань, 1995.- 58с.
  72. В.Ф. Основные направления реформы военного образования // Военная мысль, 1991.- № 4. С. 55−61.
  73. Жилин В. И Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения. 13.00.02. Автореф. дис.канд. пед. наук. Омск, 1999. — 20с.
  74. М.Д. Сборник военно-прикладных математических задач: Учеб ное пособие. М.: Изд-во академии БТВ, 1977. — 280 с.
  75. М.Д. Основы применения математических методов в работе штабов : Учебное пособие. М.: Изд-во БТВ, 1976. — 217 с.
  76. В.М., Топилин Г. Е. и др. Повышение безотказности работытракторов. -Киев: Урожай, 1985. 272с.
  77. В.И. О современной трактовке дидактических принципов// Сов. педагогика, № 10.- 1978. С. 66−72.
  78. В.И. Учитель как исследователь. -М.: Знание, 1980. 96с.
  79. Н.Д., В.П.Кобзев, Махов Н.В. Проблемы интеграции высшеговоен-ного и гражданского образования // Военная мысль.- 1996.-№ 3.- С.43−51.
  80. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. — 64с.
  81. И.Д. К вопросу о системе обучения основам наук// Советская пе• дагогика. 1970. — № 6. — С. 44−56.
  82. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современнойшколе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  83. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знанийстаршеклассников.- М.: Педагогика, 1978. —128 с.
  84. Л .Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1976. — 53 с.
  85. Р.А. Усиление профессиональной направленности преподавания математики в вузах сельскохозяйственного профиля. Автореф. на соиск. учен. ст. канд пед. наук. -Ташкент: 1991.- 17с.
  86. П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников: Монография/ Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2000.-130с.
  87. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 78с.
  88. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981. 96с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология"-№ 6).
  89. Г. В. Коллективное курсовое проектирование. // Среднее специальное образование, 1987. № 6. — С.15−16.
  90. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. Скаткина М. Н., Краевского В. В. М.: Педагогика, 1976. — 208 с.
  91. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981.- 200с.
  92. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготов- * ке выпускников (дополнение к ГОС ВПО) ОТИИ, 2000. 42с.
  93. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей. Тбилиси: Ганатлеба, 1987. — 291с.
  94. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразова тельных предметов в высшей школе. Дис. канд. пед наук (13.00.01) Томск, 1995.- 158 с.
  95. Ю.М., Пичурин Л. Ф., Самойленко П. И. О методах современного -обучения математике // Методические рекомендации по математике.- М.: Высшая школа, выпуск № 5,1982. С. 14−24.
  96. В.В. Фундаментализация профессионального образования специалиста на основе непрерывной математической подготовки в условиях технологического университета: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 2000. -405с.
  97. В.В. Организация и проведение научных экспериментов:
  98. Учебное пособие. -М.: Изд-во БТВ, часть 1, 1987. 34 с.
  99. В.В., Малявко К. Ф. Математические основы теории оптимального управления. Часть 1: Учебно-методические материалы. — М.: Изд-во академии БТВ, 1986. 55 с.
  100. В.В., Малявко К. Ф. Математические основы теории оптималь ного управления. Часть2: Учебно-методические материалы. М.: Изд-во академии БТВ, 1986. — 52 с.
  101. .И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. — 159с.
  102. Кос И.И., Сиденко Р. В. Методика использования статистических данных о надежности машин: Учебное пособие. М.: Изд-во академии БТВ, 1975.-60 с.
  103. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
  104. К.И., Прокопенко Н. И., Сакович А. И., Спесивцев Н. Н. Основы экспериментальных исследований двигателей внутреннего сгорания: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОВТИУ, 1997. — 366с.
  105. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 203с.
  106. В.А. Психология обучения и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303с.
  107. М.С. Математическое моделирование: Учебное пособие. — М.: МИИГА, 1992. 48с.
  108. А.Я. К проблеме принципов обучения // Сов. педагогика, 1981.-№ 8.- С. 100−106.
  109. Кудрявцев В. Т Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология») — М.: Знание, 1991. № 4. — 80с.
  110. Л.Д. Современная математика и ее преподавание: Уч. пособие для вузов.- М.: Наука, 1985. 176 с.
  111. Т. В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975. 304 с.
  112. Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы// Вестник высшей школы, 1984.-№ 4.-С. 26−32.
  113. B.C. Исследовательско-проектная деятельность, как формаучебного сотрудничества. Автореф. дис.канд. пед. наук (13.00.01), 1. М., 1996.- 18с.
  114. А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. — М.: Радио и связь, 1989. 224 с.
  115. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47с.
  116. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  117. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-48 с.
  118. B.C. Содержание образования: сущность, структура перспективы М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  119. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Советская педагогика, 1972.- № 6. — С. 48−56.
  120. Н.А. Проблемы формирования системы учебных умений и навыков учащихся // Советская педагогика. — 1980. № 3. — С. 60−67.
  121. Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской дидактики // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. 4.1. М.: 1973. С. 36−37.
  122. .Ф. Основы инженерной психологии. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1977. 335 с.
  123. А.И. Системы массового обслуживания. М.: Воениздат, 1980.- 189 с.
  124. К.Ф. Применение математических методов в военном деле:
  125. Учебное пособие. М.: Изд-во академии БТВ, 1975. — 145с.
  126. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  127. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. Просвещение, 1988. — 192 с.
  128. В.А. Конструкция и расчет двигателей: Учебник. М.:МО РФ, 1976. -С.502.
  129. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов — М.: Знание, 1981.- с. 30.
  130. В.И. Познавательные задачи в учебном процессе// Вопросы методики преподавания математики в вузе. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980.-С. 126−128.
  131. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории -М.:Педагогика, 1975. 367 с.
  132. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256с.
  133. B.C., Воропаев В. А. Совершенствование профессиональной подготовки // Военная мысль, 1991. № 10. — С. 45−46.
  134. В.И. Реформа военного образования:проблемы и пути реализации //Военная мысль, 1991. № 2. — С. 22−26.
  135. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.-488с.9 149. Монахов В. М. и др. Преподавание математики и экономическая подготовка учащихся ПТУ: Методическое пособие для ПТУ. М.: Высшая школа, 1989. — 102с.
  136. В.М., Бабаджанян С. В. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин на факультативных занятиях // Сов. педагогика, 1970.- № 10.- С. 36−42.
  137. В.М. Проблемы преподавания математики на современном этапе // Методические рекомендации по математике. М.: Высшая школа, Выпуск № 5,1982. — С. 4−14.
  138. В.М. и др. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя //Педагогическая технология В. М. Монахова Волгоград — М.: Перемена, 1998. — 54с.
  139. В.М., Малкова Т. В. Математическое моделирование — необходимый компонент современной подготовки школьника // Математика в школе, 1984. № 3. — С. 6−10.
  140. А.Г. Беседы с учителями математики. — М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. 272с.
  141. Э.А. Математическая подготовка студентов техническоговуза// Проблемы преподавания математики в вузах. Сб. научно-методических статей по математике. Выпуск 6. М.: Высшая школа, 1976.-С.8−9.
  142. А.Д., Шамсутдинов М. М. К методике прикладной направленности обучения математике // Математика в школе, 1988. № 2. — С. 12−14.
  143. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971.- 310с.
  144. Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса «Современные информационные технологии в обучении» в системе технологической подготовки студентов педвузов. Автореф. дис. канд пед. наук. -М.: 1997. 20с.
  145. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в СПТУ. -Минск: Вышейш. шк., 1987. 144с.
  146. И.Б. Системный стиль мышления (особенности познания и управления в сложных системах). — М.: Знание, 1986. — 64с.
  147. В., Щербань Т. Втузы России в крнце XIX начале XX в.//Вестник высшей школы. — 1991. — № 4. — С.65−72.
  148. Ф 163. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военноучебного заведения МО РФ. Приказ Министра Обороны РФ 2000 г. № 10. М.: Воениздат, 2000. — С. 25−29.
  149. Н.А. Вероятностное моделирование как фактор развития информационной культуры учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.02), Екатеринбург: 2001. 21с.
  150. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1989. — 367с.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. Под.ред. П. Н. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. • -638 с.
  152. А.А. Математическая модель в системе межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин -М.: Просвещение, 1980.- С. 108−119.
  153. В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике? //Сов. педагогика, № 2.- 1982.-С. 59−61.
  154. Петрова Р. П, Систематизация форм реализации межпредметных связей при формировании у студентов втуза научных понятий. Автореф. дис.* канд. пед. наук (13.00.01), Челябинск: 1993. — 21с.
  155. Н.С. Теория вероятностей и некоторые ее приложения, -М.:
  156. Изд-во академии БТВ, 1966. — 253с.
  157. И.П. Педагогика : Учебник для вузов, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 1 ч., 1999.- 574 с.
  158. Р.П. Примеры создания проблемных ситуаций на практических занятиях по высшей математике// Вопросы методики преподавания математики в вузе. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. —1. С. 138−143.
  159. С.Ю. Обучение математическому моделированию общественных процессов как средство гуманизации математического образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 18 с.
  160. A.M. Методические аспекты проблемы преемственности в обучении математике// Преемственность в обучении математике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — С. 3−12.
  161. Г., Рейвиндран А., Рэксдел К. Оптимизация в технике. 1 том, М.: Мир, 1986. 350с.
  162. Д.Н., Иванов А. С., Фадеев В. З. Надежность машин. М.: Высшая школа, 1988. — 237с.
  163. З.А. Психологические основы профессионального обучения, Изд-во Московского университета, 1985. 206 с.
  164. В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высшая школа, 1990.-112с.
  165. Л.С. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз., 1946. -704
  166. К.А. Введение в методологию математики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-128с.
  167. В.П. Совершенствование содержания специальных дисциплин в системе стадийно-профессиональной подготовки курсантов в строительном ввузе (на основе интегративной концепции) Автореф.дис.канд. пед. наук. (13.00.01), Санкт-Петербург, 1997. 22с.
  168. Ю.А., Шуаков В. И. Курсовая работа по высшей математике:
  169. Учебно-методическое пособие. Рязань: Рязанский военный автомобильный институт, 1999. — 78 с.
  170. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РССФР, 1962. — 504 с.
  171. Г. И. О профессиональной подготовке учителя математики. / Математика в школе, 1990. № 4. — С. 11−12.
  172. Г. И. Некоторые аспекты совершенствования профессиональной направленности обучения будущих учителей математики // Математика в школе, 1988. № 5. — С.21.
  173. Г. И. Методология предметных методик обучения // Педагогика, 2000. № 8. — С. 16−23.
  174. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  175. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях М.: Высшая школа, 1990. — 192с.
  176. Л.Ю., Самойленко П. И. Планирование учебного процессапо математике. — М.: Высшая школа, 1987. — 422с.
  177. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Изд-во Иркутского университета, 1985. — 136 с.
  178. А.П. Современный системный подход к трактовкедидактических принципов // Сов. педагогика, № 2. 1980. — С. 65−70.
  179. В.М., Грушко И. М. Основы научных исследований. — Харьков: Вшца школа, 1977.- 199 с.
  180. М.Н. Проблемы современной дидактики М.: Педагогика, 1984.- 96 с.
  181. В.Ф. Совершенствование обучения спецдисциплинам средствами математики в профессиональном лицее.- Автореф. дисканд. пед наук, (13.00.02), Тобольск, 2000. 18с.
  182. О.Г. Организация научной деятельности курсантов высших военных училищ в условиях личностно-ориентированного обучения. (13.00.01) Автореф. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук Саратов: 1998.- 20с.
  183. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  184. О.С. Технология обучения комплексным числам на основе осуществления межпредметных связей в системе непрерывного профессионального образования (13.00.08).Автореф. дис.канд. пед наук1. Тольятти, 1999. 18с.
  185. Ю.Г. Развитие системного мышления / Школа ТРИЗ.-http//www.natm.ru/triz/sis02 .htm/.
  186. Ю.Ф. Системный подход к проблеме высшего образования// Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 116 124.
  187. А. Высшее образование: системный подход// Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С.42−48.
  188. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  189. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.-152 с.
  190. В.Н. Межпредметные связи естественно-научных дисцип-лин//Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. -М.: Просвещение, 1980.- С.3−40.
  191. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания учащихся средних профтехучилищ. / Под ред. М. И. Махмутова М.: Педагогика, 1986.- 215 с.
  192. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. -М.: Просвещение, 1989. 192с.
  193. Г. Г. В педагогических вузах нужны интегративные математические курсы //Математика в школе, 1993. № 3. — С. 38−39.
  194. Ю.В. Исследование операций в военном деле. М.: Воениздат, 1970.-254с.
  195. Ю.В., Спехова Г. Н. Технические задачи исследования операций.- М.:Советское радио, 1971. 201с.
  196. В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -320с.
  197. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. — М.: Изд-во Московского пединститута им. В. И. Ленина, 1990. 112 с.
  198. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990. — 96с.
  199. А.Н. Личностно-ориентированное обучение как условие познавательной самостоятельности студентов//Современные образовательные технологии. Материалы научно-методической конференции. Омск: Изд-во СибАДИ, 1999. — С. 21−24.
  200. А.В. Прикладной аспект задач на проценты// Пути усиления прикладной и политехнической направленности обучения математике. Сб. научн. тр./ Под ред. И. А. Лурье. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. -С. 29−40.
  201. А.С. Системность дидактических требований к обучению и его результатам // Сов. педагогика, № 10. — 1978. — С. 73−79.ф 219. Шилова Б. Н. Проблемы методики профессионального обучения в средних профтехучилищах. — М.: Высшая школа, 1985. — 84с.
  202. И.Н. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. М.: Воениздат. — 1976. — 523с.
  203. В.А. Роль моделей в познании. -Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1963. 127с.
  204. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе-М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  205. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.-М.: Просвещение, 1984. 176с.41 224. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  206. В.П. Тенденции развития математического образования // Советская педагогика. 1990.- № 3. — С.34−37.
  207. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с. Ф
Заполнить форму текущей работой