Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка научно-теоретической и практико-методической базы рисунка имеет многовековую историю и отражена в специальной литературе (Л.-А. Альберта, А. Ашбе, Н. Н. Волков, А. Г. Венецианов, Д. Дидро, А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, А. П. Лосенко, Микеланджело Буонарроти, И. Д. Прейслер, А. П. Сапожников, Ч. Ченнини, П. П. Чистяков, В. К. Шебуев и др.). Данная… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В. А. Федоров
  • Екатеринбург
    • Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН)
    • 1. 1. Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна: сущность, ведущие понятия
    • 1. 2. Концептуальные основы структуры и содержания подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) по учебной дисциплине «Рисунок»
  • Выводы по первой главе
    • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»
    • 2. 1. Формирование структурно-содержательной модели подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в области рисунка
    • 2. 2. Технологическое обеспечение структурно-содержательной модели обучения дисциплине «Рисунок»
    • 2. 3. Опытно-поисковая реализация структурно-содержательной модели обучения дисциплине «Рисунок»
  • Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Созидательные силы общества сегодня направлены на культурную модернизацию как процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям (Б. Ю. Щербаков) [213, с. 64]. В последние десятилетия одним из важнейших факторов, влияющих на формирование новой реальности, стал дизайн.

    Дизайнерская культура в современном обществе позиционируется как одна из базовых форм совокупной организующей и преобразующей деятельности человека. Влияние дизайна на все стороны жизни общества постоянно растет, возникают новые условия и формы взаимодействия человека и проектной культуры.

    Большое значение на социально-педагогическом уровне приобретает профессионально-педагогическое образование (дизайн), что связано с возрастающим стремлением социума к расширению и совершенствованию спектра профессиональных компетенций специалиста.

    Парадигма образования, приведенная в Концепции модернизации образования до 2010 г., определяет основную задачу профессионального образования: подготовку квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из самых эффективных и оптимальных средств развития и широкого распространения дизайнерской культуры являются учреждения системы общего и профессионального образования. Это, в свою очередь, требует соответствующего кадрового обеспечения. В такой ситуации наступила сущностная необходимость построения системы дизайн-образования, охватывающей подготовку специализированных педагогических кадров (дизайнеров-педагогов) для образовательной вертикали: от дошкольных учреждений до послевузовского образования, создание учебно-программных материалов, научно-методических и методических разработок, и, наконец, подготовку дизайнеров по различным направлениям деятельности [346, с. 6].

    Функционирование и развитие профессионально-педагогического образования (дизайн) обозначило актуальность задач пересмотра традиционных подходов к подготовке специалистов данного направления. Социальная потребность в педагогах профессионального обучения (дизайн), способных решать современные профессиональные задачи, определила и актуализировала интерес не только к личности педагога, но и к углублению его знаний, умений и навыков в рамках профессионально-значимых дисциплин.

    Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих структуру и содержание подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн), является рисунок.

    Функции рисунка связаны с формированием образного мышления, которое в итоге оказывает основное воздействие на формообразование объектов предметного мира. Известно предположение, что образное мышление является наиболее существенным свойством человеческого мышления вообще (А. Пуанкаре). В свою очередь рисунок — это базовое средство в образно-интеллектуальной деятельности человека, что подчеркивает его особую значимость в практике и теории образовательного процесса. Микельанджело отмечал «.рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи и скульптуры, и архитектурырисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [308, с. 3]. Определение, данное рисунку Микельанджело, обозначает универсальные свойства рисунка. Если рассмотреть универсальность рисунка с позиций современной педагогики, то рисунок можно обоснованно позиционировать как своеобразную «метадисциплину», т. е., в нашем понимании, учебную дисциплину, область функционирования которой выходит за привычные объектные границы (собственно художественное творчество, архитектура, дизайн) и проникает в другие сферы человеческой «» деятельности (науку, технику, производство и т. д.).

    Еще во времена реформ Петра I необходимость овладения рисунком стала остро ощущаться во многих профессиях. Рисование начинают внедрять в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Карповской школы Феофана Прокоповича (1721), Кадетского корпуса (1732), гимназии при Академии наук (1747), Воскресенского (Смольного) монастыря и др. [310, с. 11].

    Последние два-три десятилетия стали в отечественной педагогике периодом переосмысления роли рисунка в системе подготовки дизайнеров разных профилей, что соотносится с направленностью освоения рисунка в зарубежных дизайнерских школах Японии, Англии, Германии, Франции (Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская и др). В последние годы целенаправленный интерес к изучению рисунка проявляют и другие страны. Все это свидетельствует о значимости рисунка как средства познания и преобразования мира.

    Повышение требований к качеству подготовки специалистов в современных профессиональных учебных заведениях обусловливает актуализацию развития научно-теоретического и научно-методического уровней профессионального образования, в т. ч. и профессионально-педагогического (дизайн), что в учебном процессе должно выразиться в обеспечении его соответствующими инновационными педагогическими условиями, включая и условия обучения отдельным дисциплинам.

    Разработка научно-теоретической и практико-методической базы рисунка имеет многовековую историю и отражена в специальной литературе (Л.-А. Альберта, А. Ашбе, Н. Н. Волков, А. Г. Венецианов, Д. Дидро, А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, А. П. Лосенко, Микеланджело Буонарроти, И. Д. Прейслер, А. П. Сапожников, Ч. Ченнини, П. П. Чистяков, В. К. Шебуев и др.). Данная литература выявляет существенные аспекты обучения рисунку, раскрывает содержательное наполнение данного предмета. Вместе с тем, можно отметить отсутствие целостности структурно-содержательных компонентов существующих педагогических условий обучения рисунку, что прослеживается в любом из направлений обучения изобразительно-проектной деятельности: академическом, архитектурно-дизайнерском, декоративно-прикладном и др.

    Если обратиться к существующим педагогическим условиям подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн), то внутри них можно обнаружить существенные теоретические и методические проблемы структурного и содержательного характера:

    • структура и содержание обучения дисциплине «Рисунок» не в полной мере отражают особенности подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) к будущей интегративно обусловленной деятельности, учитывающей взаимодействие в процессе труда психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических знаний, умений, навыков;

    • использование дискретных (прерывистых, состоящих из отдельных частей) методик обучения рисунку (перцептивному, аналитическому, композиционномуреализуемым в учебном процессе как набор дифференцированных частей) и отсутствием целостного объединения данных методик в системе обучения рисунку как последовательному и непрерывному процессу;

    • потребность в качественной подготовке педагогов профессионального обучения (дизайн) и использование не соответствующих современным требованиям теоретико-методических условий обучения специальным дисциплинам (рисунку);

    • время, отводимое на обучение «Рисунку» учебным планом подготовки педагогов профессионального обучения в несколько раз меньше предусмотренного на изучение этой же дисциплины в планах художественных академических, архитектурно-дизайнерских, декоративно-прикладных направлений, что также препятствует обеспечению требуемых эффективности и качества обучения.

    Наппимео. ппи подготовке педагогов пообессионального. обучения (ди.

    1 1 ' 1 АЛ. ' * V зайн) в РГППУ на аудиторное обучение рисунку запланировано всего 164 учебных часа, а при подготовке художников-керамистов по академическому учеб" 4 ному плану в этом же вузе — 1246.

    Перечисленные проблемы позволяют сформулировать ключевое противоречие, которое проявляется между объективной потребностью в повышении эффективности и качества подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) и неразработанностью структуры и содержания обучения, удовлетворяющих данную потребность.

    Отмеченное противоречие позволяют выделить проблему исследования: определить, в чем заключаются особенности структуры и содержания подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн), позволяющие повысить эффективность и качество обучения студентов.

    Актуальность проблемы, ее социально-педагогическая значимость и недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна».

    Нами введено ограничение: исследование проведено на примере обучения специальной дисциплине «Рисунок», которая содержанием своих межпредметных связей с основными дисциплинами специализации (Формообразование, Пластика, Художественное моделирование, Проектирование и др.) определяет эффективность и качество подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).

    Цель исследованиянаучно обосновать, разработать и апробировать структуру и содержание подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе обучения специальной дисциплине «Рисунок», способствующей повышению эффективности и качества будущих специалистов.

    Объект исследования — процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.

    Предмет исследования — структура и содержание подготовки педагогов ппосЬессионального обучения в области дизайна в пооиессе обучения спепиальж, а х * ной дисциплине «Рисунок».

    Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффек * тивность и качество подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) при обучении дисциплины «Рисунок» повысится, при обеспечении следующих условий:

    • структура и содержание дисциплины «Рисунок» будут отражать особенности подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна и обеспечивать системность процесса;

    • процесс обучения будет обеспечен комплексом методологических (психология, философия и культурология рисунка), методических (освоение рисунка на основе таких его сущностных проявлений, как перцепция, анализ, синтез) и технологических компонентов (профилизация рисунка, а именно: базовая, инвариативная и вариативная составляющие);

    • технология реализации структуры и содержания подготовки будет включать в себя систему инструментальных элементов: моделирующие аспекты рисунка, шаговый алгоритм Альберти-Чистякова, основные модели учебного рисунка, выделение морфологических разновидностей рисунка;

    • процесс подготовки будет обеспечен учебно-методической литературой, соответствующей структуре, содержанию и технологии обучения рисунку (учебное пособие, экспериментальная рабочая программа, методические указания, дидактические тесты).

    В соответствии с поставленной целью объектом и предметом исследования для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

    1. На основе анализа теоретических исследований по проблеме выявить особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна и определить концептуальные основы структуры и содержания их подготовки в процессе обучения рисунку.

    2. Разработать и апробировать структурно-содержательную модель обучения рисунку в процессе подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, включающую методологические (психология, философия, культурология), методические (перцепция, анализ, синтез) технологические (профилизация рисунка) компоненты. 3. Разработать технологию реализации структурно-содержательной модели обучения рисунку, включающую систему инструментальных элементов. 8.

    4. Разработать учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочую программу, задания к контрольным работам и методические указания к их выполнению, дидактические тесты) учебной дисциплины «Рисунок».

    5.Проверить входе опытно-поисковой работы эффективность разработанной модели обучения рисунку.

    Методологическими и теоретическими основами исследования являются работы в обрасти теории образования (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Г. С. Гершунский, В. С. Кузин, М. И. Махмутов, Н. Н. Ростовцев, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Е. В. Шорохов,): теории и практики профессионально-педагогического образования (С. Я. Батышев, А. Т. Глазунов, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко,.

    B. А. Федоров) — измерения и оценки качества профессионального образования (В. С. Аванесов, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, В. А. Федоров, В. С. Черепанов,) — системного анализа и проектирования (Б. Ф. Ломов, Ф. И. Перегудов, Г. П. Щед-ровицкий, Э. Г. Юдин) — теории деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) — теории педагогических технологий (Н.А.Аверин, В. П Беспалько, А. С. Белкин, В. М. Беликов, М. В. Кларин,.

    C. А. Новоселов, Н. К. Чапаев, Н. Э. Эрганова) — дизайн-образования (С. А. Гари-бян, А. Л Дижур, М. С. Каган, С. М. Кожуховская, В. П. Климов, Л. В. Левицкий, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, В. М. Розин, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Ткаченко и др.) — психологические аспекты становления и развития личности в процессе деятельности и самопознания (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. С. Глуханюк, В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.).

    Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические — анализ, обобщение положений психолого-педагогической, методической литературы, систематизация отечественного и зарубежного опыта, касающегося изобразительной деятельности, изучение учебно-методических и нормативных материалов по профессионально-педагогическому образованию, структурно-логический анализ специфики профессионально-педагогиче-< «ского образования, корректировка и уточнение базовых понятий, моделирование, анализ результатов педагогического экспериментаэмпирические — психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, метод педагогического консилиума, опытно-поисковая работа, мониторинг профессиональной подготовки студентов.

    В рамках исследования использовался и анализировался опыт работы автора, как в высшей школе, так и в учреждениях дополнительного начального и среднего профессионального образования, что позволило выработать целостный взгляд на проблему, помогло раскрыть существенные моменты формирования пространственного мышления обучающихся рисунку, а также проанализировать особенности подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).

    База исследования — ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ), ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ), ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет» (УГТУ-УПИ), МУ «Детская художественная школа» (В. Пышма).

    Этапы исследования: На первом этапе (2000;2002) изучалось состояние исследуемой проблемы в аспектах теории и практики, анализировалась работа образовательных учреждений различных ступеней, были обозначены в рабочем варианте гипотеза, задачи исследования, изучена философская, психолого-педагогическая, специальная литература по рисунку.

    На втором этапе (2003;2004) разрабатывались педагогические условия подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе обучения рисунку: определялись функциональные составляющие рисунка как системы, выявлялись его морфологические элементы, выстраивались когнитивные схемы обучения рисунку, раскрывались технологические понятия и приемы. Параллельно оформлялась научно-теоретическая база, связанная с темой исследования.

    На третьем этапе (2005;2006) осуществлялось разработка и внедрение разработанной структурно-содержательной модели в учебный процесс, проверялась результативность метода обучения рисунку как системному процессу в практике подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    • разработана модель структуры и содержания подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна в процессе обучения дисциплине «Рисунок», включающая методологические (психология, философия, культурология), методические (перцепция, анализ, синтез) и технологические компоненты (профильное освоение рисунка);

    • предложена технология обучения рисунку в основе которой лежит новое знание, связанное с формированием подхода к рисунку как всеобщей языковой форме, выявлением разноаспектных функций рисунка: общественно-преобразующей, познавательно-эвристической, художественно-концептуальной, предвосхищения, внушающей, гедонистической, информационно-коммуникативной, воспитательной), типологизацией рисунка на основе таких его сущностных проявлений, как перцепция, анализ, синтез (графическое отображение восприятия действительности, ее аналитическое исследование, композиционное преобразование);

    • выявлены инструментальные элементы, способствующие реализации технологии обучения рисункумоделирующий аспект рисунка (рисунок как средство моделирования) — шаговый алгоритм освоения рисунка (алгоритм Альберти-Чистя-кова) — основные модели рисункаморфологические разновидности рисунка).

    Теоретическая значимость исследования состоит:

    • исследована теория профессионально-педагогического образования в области обучения рисунку как системному процессу, проанализированы роль и возможности рисунка как средства формирования проектного мышления в образовательном процессе;

    • обоснованы структура и содержание обучения рисунку как системному процессу, позволяющему осуществлять новые методические и технологические подходы к учебной дисциплине «Рисунок» при подготовке педагогов профес «сионального обучения (дизайн).

    Практическая значимость исследования заключается в следующем:

    • обоснована структура и содержание обучения рисунку студентов профессионально-педагогического вуза;

    • разработана и внедрена в процесс подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) профильная (объектно-направленная) технология обучения рисунку;

    • разработано и апробировано дидактико-методическое и технологическое обеспечение дисциплины «Рисунок» (учебное пособие «Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество» (Екатеринбург, 2006. 7,0 п. л.), экспериментальная рабочая программа, методические указания, дидактические тесты);

    • внедрена методика организации самостоятельной и творческой работы студентов профессионально-педагогического вуза на основе обучения рисунку как системному процессу.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием в качестве методологической основы современных исторических, философских, психологических, педагогических источниковприменением для достижения поставленной цели и решения задач исследования системного, компетентностного, деятельностного подходовкомплексным и всесторонним рассмотрением проблемы исследования на основе методологического, педагогического, методического и технологического аспектовсогласованностью научных выводовобъективностью показателей и статистических данных опытно-поисковой работы в условиях продолжительного педагогического эксперимента, а также соотнесенностью эксперимента с требованиями, предъявляемыми к современному уровню подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-теоретические положения по теме и результаты практической работы были изложены автором в докладах, выступлениях и тезисах на следующих конференциях: «Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального образования» (Екатеринбург, 2002, 2003, 2004, 2005) «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003) — «Инновации в профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2004) — «Молодежь провинции: внешние и внутренние стимулы к творчеству» (Югорск, 2004) — «XIX век — век дизайна» (Екатеринбург, 2005) — «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования» (Хвалынск, 2005) — «Россия XXI века: проблемы, противоречия и перспективы обновления» (Екатеринбург, РГППУ, 2005) — «Развитие творческого потенциала студентов» (Кемерово, 2006) — «Современные тенденции развития художественного образования» (Шадринск, 2006) — «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2006) — «Культурное наследие и перспективы социокультурного развития» (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2006) — «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Нижний Новгород, 2006). Апробация результатов исследования проводилась на базе: Российского государственного профессионально педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета, Уральского государственного технического университета, Детской художественной школы В. Пышмы и колледжей Тюменской области через преподавательскую и лекционную деятельность. Материалы исследования положены в основу учебного пособия «Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество».

    Положения, выносимые ни защиту:

    1. Модель структуры и содержания обучения рисунку как системному процессу в профессионально-педагогическом вузе (дизайн), состоящая из научно-методологического, практико-педагогического, профильно-функционального компонентов, повышает эффективность и качество обучения педагогов профессионального обучения (дизайн).

    2. Использование технологии обучения рисунку посредством инструментальных элементов: моделирующего аспекта рисунка (рисунок как средство моделирования), шагового алгоритма освоения рисунку (алгоритм Альберти-" (Чистякова), основных моделей учебного рисунка, морфологических разновидностей рисунка приводит к формированию профессиональных компетенций педагога.

    3. Комплекс учебно-методического обеспечения (учебное пособие, методические рекомендации, экспериментальная рабочая программа, тесты, включая дидактические) позволяет целенаправленно организовывать обучение, совершенствуя при этом самостоятельную работу студентов.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

    Результаты исследования представлены в табл. 3. В целях корректности проведения процесса оценки рабочие программы зашифрованы в аббревиатурах и под номерами УП-1, УП-2, УП-3.

    В таблице соответствие уровню обозначено знаком (+), не соответствие г * уровню знаком (-).

    Заключение

    .

    1. Анализ исследований в области изучения рисунку подтвердил актуальность разработанных структуры и содержания обучения рисунку как системному процессу при подготовке педагогов профессионального обучения (дизайн).

    2. Разработана научно-методологическая база дисциплины «Рисунок», определяющую рисунок как всеобщую универсальную языковую форму.

    3. Определены культурологические функции рисунка, позволяющие рассмотреть его в различных социально-значимых аспектах, позволяет увидеть рисунок в универсальном спектре его возможностей: как произведение искусства, как науку и как учебный предмет.

    4. Определена типологическая классификация рисунка как средства отражения действительности, включающая перцептивный, аналитический, композиционный типы, позволяющая решать общедидактические задачи системного освоения рисунку.

    5. Разработаны структура и содержание обучения рисунку как системному процессу в профессионально-педагогическом вузе (дизайн) на основе синтеза таких компонентов, как методологические основы рисунка (перцепция, анализ, синтез), профильное обучение рисунку.

    6. Разработаны необходимые инструментальные элементы, относящиеся к методологическим и технологическим педагогическим условиям обучения рисунку как системному процессу.

    7. Разработано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Рисунок» для дизайнерских специализаций профессионально-педагогического вуза: учебное пособие «Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество», экспериментальная рабочая программа, контрольные работы и методические задания по рисунку, тестовые задания, методическое пособие и контрольные работы по рисунку для абитуриентов.

    Проведенное диссертационное исследование не решает проблему подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна в процессе обучения рисунку в полном объеме. Исходя из задачи постоянного обновления ключевых элементов содержания, можно предположить, что следующим этапом проектирования модернизированных педагогических условий обучения рисунку в профессионально-педагогическом вузе (дизайн) будет системная технологизация процесса обучения данной дисциплине.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
    2. Д. Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван: Армянский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна, 1979. 83 с.
    3. Н. С. Формирование аутокомпетентности студентов в процессе интенсивной групповой подготовки: Автореф. дис.. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 22 с.
    4. Р. Я. Вера Игнатьевна Мухина. М.: Искусство, 1954. 84 с.
    5. В. С. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Изд-во УРГУ, 1986. 302 с.
    6. А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Флинта, 2005. 221 с.
    7. А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
    8. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959. М.: Сов. радио, 1970. 152 с.
    9. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.296 с.
    10. Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.448 с.
    11. Г. Г. Теория и практика оценки качества товароы (основы квалиметрии). М.: Экономика. 1982. 256 с.
    12. Айзенк Ганс. Структура личности. М.: КСП+, 1999. 464 с.
    13. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 352 с.
    14. Акмеология: Учеб. пособ / А. А. Дергач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 56 с.
    15. Ю. Г., Зикин Р. М., Зонненшталь Е. М., Кригер Ф. М. Рисунок и живопись. М.: Искусство, 1976.143 с.
    16. Ю. Г. Практические советы самодеятельным художникам. М.: Искусство, 1964. 147 с.
    17. Ю. Г., Левидова М. М. Цвет и линия. М.: Сов. художник, 1986. 253 с.
    18. Е. Я. Художественное образование в России (историко-культурный анализ: Дис. канд. культ, наук. М., 1997. 299 с.
    19. Альберты. Под ред. В. Н. Лазарева. М.: Наука, 1977.189 с.
    20. . Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.199 с.
    21. . Г. И. М. Сеченов и современные проблемы психологической науки. 1959. 32 с.
    22. . Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1961, 156 с.
    23. . Г. Человек- как предмет познания. Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1968.339 с.
    24. . Г. Человек и проблемы человекознания. Воронеж: МОДЭК, 1996.351 с.
    25. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М: Педагогика, 1980. 230с.
    26. . Г. О проблемах современного человека. М.: Наука, 1977.380 с.
    27. . Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1955.188 с.
    28. . Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. С. 15−36.
    29. М.Анохин 11. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1995. 448 с.
    30. Л. И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. С. 140−147.
    31. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 с.
    32. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Просвещение, 1994.352 с.
    33. Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984.192 с.
    34. В. В. Популярные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека // Мир психологии, 1999. № 1. С.29−46.
    35. С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
    36. Г. Рисовать это просто. Минск: ООО «Попурри», 1995.296 с.
    37. Л. Б. / Под. ред. В. Н. Лазарева. М.: Наука, 1977. 191 с.
    38. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996. 49 с.
    39. А. В. Психология изобретательского творчества. Киев: Вища школа, 1978. 175 с.
    40. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 200 Г. «416 с.
    41. А. Г. Деятельность и установка. М.: Наука, 1979. 217 с.
    42. И. Я. Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника) / Пер. с англ. М.: Экономика, 1998.110 с.
    43. В. Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
    44. М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высш. Школа, 1990. 176 с.
    45. К. Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. Уфа, 1988. 170 с.
    46. Бабанский Ю, К, Как оптимизировать процесс обучения. М.: Зиакие, 1978. 48 с.
    47. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: < '1. Просвещение, 1982. 192 с.
    48. Ю. К. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988.478 с.
    49. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.558 с.
    50. Н. К. Психологические основы профессионального мастерства: Лекция по курсу „Психология“ для студентов худож. специализаций институтов культуры. М.: МГИК, 1991. 53 с.
    51. БаммесГ. Изображение фигуры человека. Берлин: Изд-во Фольк унд Виссен, 1984.337 с.
    52. Е. Анатомия для художников. М.: Изд-во Эксмо. 2004. 344 с.
    53. В. А. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004. 480 с.
    54. В. Я. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
    55. Е. Я. Творческая личность художника. М.: Искусство, 1979. 61 с.
    56. Е. Я. Психология художественного творчества: (Личност. подход). М.: Знание, 1985.64 с.
    57. С. Я. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. 504 с. 61 .Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.421 с.
    58. М. М, Библер В. С. Целостная концепция диалога культур: Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1998. № 4. с. 66−73.
    59. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. 273 с.
    60. В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с. 1 65. Беликов В. М. Пища Будущего. М.: Педагогика, 1985. 128 с.
    61. А. С. Теория и практика витагеиного обучения. Топографический подход // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. № 2(2). С. 34−44.
    62. А. С. Конфликтология образовательного процесса: Учебно-ме-тод. пособие для студ. высш. спец. пед. учеб. заведений. Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т, 2002. 126 с.
    63. Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1957. 78 с.
    64. Н. А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. 207 с.
    65. Н. А. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.383 с.
    66. Н. А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. 336 с.
    67. Щ. Тендерная психология. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.320 с.
    68. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с.
    69. Н. Б. Специфика искусства: (Психол. аспект). М.: Знание, 1984. 63 с.
    70. . И. Действие (психологические механизмы визуального мышления). М.: Наука, 1984. 187 с.
    71. В. П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
    72. Н. П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004.176 с.
    73. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Педагогика, 1973.
    74. В. Как начать рисовать. Минск: ООО „Попурри“, 2002. 144 с.
    75. В. В. Интерьер промышленных зданий. М.: Стройиздат, 1989.271 с.
    76. Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М.: ИНИОН, 1991. 161 с.
    77. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. 176 с.
    78. Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 96 с.
    79. БодалевА. А. Личность и общение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.271 с.
    80. В. И. Традиции и взаимодействие искусств. М.: Наука, 1987.319 с.
    81. Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во „Питер“, 2001.304 с.
    82. Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
    83. Н. В., Гороноеич М. В., Фейгина М. И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 260 с.
    84. А. Д. Организация и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981.43 с.
    85. Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значение для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988, № 5. С. 108−116.
    86. БродецкийА. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. М.: ВЛАДОС, 2000. 191 с.
    87. И. А. Репин педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 127 с.
    88. И. И. Мой творческий путь. Л.: Художник РСФСР, 1965.176 с.
    89. Дж. и др. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. 389 с.
    90. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.318 с.
    91. М. Як Ты. Иерусалим: „Веление духа“, 1978. С. 83−123.
    92. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии. Ростов-н/Д.: Изд. Центр „Март“, 2002. 320 с.
    93. А. И. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. М.: Искусство, 1980. 297 с.
    94. Г. Д., МазаеваГ. #., Полякова М. В. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 298 с.
    95. БжалаваИ. Т. Установка и механизмы мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 194 с. 101 .Вазина К. Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998.39 с.
    96. А. Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 172 с.
    97. Л. И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 22 с.
    98. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
    99. И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие. М.: Ижица, 2004.174 с.
    100. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.288 с.
    101. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
    102. Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. 507 с.
    103. Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.160 с.
    104. Н. Марксизм и философия языка. Л.: Прибой, 1930. 157 с.
    105. Вузы России и Болонский процесс. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2005. 205 с.
    106. Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
    107. Л. С. Избранные произведения. М.: Педагогика, 1996.224 с.
    108. Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.143 с.
    109. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. 534 с.
    110. Л. С. Психология. М.: Апрель-пресс, 2000. 1007 с.
    111. П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных г геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопр. психологии. 1957. № 1.С. 19−32.
    112. П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопр. психол. 1957. № 6. С. 18−24.
    113. Н. Р. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов-заочников в процессе обучения композиции на ХГФ педвузов. Дис. .канд. пед. наук. М., 1993. 149 с.
    114. Г. Эстетика. М.: Искусство, 1968. Т.1. 311 с.
    115. О. В. Техническое рисование и художественно-графическое оформление архитектурных чертежей: Учеб. пособие. М.: Астрель: Профиздат, 2005. 63 с.
    116. . С. Россия: образование и будущее / Кризис образования России на пороге XXI в. Челябинск: Чел. филиал ИПО, 1993.240 с.
    117. . С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Выща. шк., 1986. 197 с.
    118. Р. А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. 378 с.
    119. ГинА. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. М.: Вита-Пресс, 2002. 88 с.
    120. А. Т. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1989.269 с.
    121. Н. С., Белова Д. Е. Психодиагностика. М.: Академический Проект, 2005. 272 с.
    122. Н. С. Аутопсихологическая компетентность как основа профессиональной компетентности педагога // Образование и наука. Екатеринбург, 1999. С. 140−151.
    123. Н. С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 219 с.
    124. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2 т.: Т. 2. М.: Мир, 1992. 376 с.
    125. Государственный образовательный стандарт. М., 2005. 31 с. 134 .Голицын Г. А. и др. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе // Вопр. психологии. 1988. № 5. С. 150−157.
    126. Э. В. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989.197 с.
    127. С. Л., Ткаченко Т. Я. Введение в системологию и системотехнику. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1994. 198 с.
    128. Т. В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов худ.-граф. факультета: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 168 с.
    129. Л. Рисунок. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 120 с.
    130. Р. М. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1984.205 с.
    131. ГригоръянА. Т. Механика от античности до наших дней. М.: Наука, 1974.479 с.
    132. И. Б. Введение в психологию. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 152 с.
    133. ГуйкЯ. Восприятие движущего объекта. Таллинн: Валгус, 1986. 232 с.
    134. Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.544 с.
    135. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕР, Ч996. 544 с.
    136. М. А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Сов. педагогика. 1969. № 5. С. 70−87.
    137. ДейнекаА. А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.224 с.
    138. А. А. Изобразительное искусство. М., 1989. Т. 1. 326 с.
    139. А. А., ОрбанЛ. Е. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995.206 с.
    140. А. А., Ситииков А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. М.: Луч, 1993. 72 с.
    141. А. Л. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования // Библиотека дизайнера. Дизайн в общеобразовательной школе. М., 1994. С. 14−33.
    142. Т. Е. Формирование аутопсихологической компентенции в условиях интенсивной групповой подготовки: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.218 с.
    143. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
    144. А. В. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура, 2005.504 с.
    145. ЖилкинаЗ. В. Кафедра рисунка- абитуриенту. М.: Архитектура, 2005. 128 с.
    146. А. А., Романцев Г. М, Ткаченко Е. В. Профессиональное педагогическое образование России: организация и содержание. Екатеринбург: t 1 Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. 234 с.
    147. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
    148. В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. 80 с.
    149. Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.432 с.
    150. Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО „Рос. гос. проф.-пед. ун-т“, 2006. 170 с.
    151. Э. Ф. Практикум по психологии профессий: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.174 с.
    152. В. П. Образ и деятельность. М.: МОДЭК, 1997. 608 с.
    153. В. П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке. Ростов н/Д., 1989. 52 с.
    154. С. П. Психология художественного действия субъекта: Учеб.-метод. пособие. М.: МОДЭК, 2002. 639 с.
    155. Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Изв. АПН РСФСР. М., 1956. Вып. 76. С. 3−19.
    156. Э. В.'Личность й творчество. М.: Языки русской культуры, 1999.262 с.
    157. Э. В. Философия и культура. М.: Педагогика, 1991. 463 с.
    158. Искусство рисунка / Сост. Г. В. Елыневская. М.: Сов. художник, 1990. 268 с.
    159. О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.375 с.
    160. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и умений у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 376 с.
    161. М. С. Эстетика как философская наука: Универ. курс лекций СПб.: Петрополис, 1997. 544 с.
    162. М. С. Морфология искусства. Л: Искусство, 440 с.
    163. М. С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство.1."1. М.: Знание, 1988. 64 с.
    164. . В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 184 с.
    165. В. В. О духовном в искусстве Л.: ЛОСПС, 1989. 68 с.
    166. В. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001.558 с.
    167. Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. 340 с.
    168. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
    169. П. Ф. Избранные педагогические сочинения: Сост. П. M Лебедев. М.: Педагогика, 1982. 704 с. 181 .КелерВ., Кофка К. Гештальт-психология. М.: ООО» Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. 704 с.
    170. И. П. Психология творческой деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.431 с.
    171. . М. Взаимодействие наук. М.: Наука, 1984. 320 с.
    172. . М. Дисциплинированность и взаимодействие наук. М.: Наука, 1986.279 с:
    173. . М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. 295 с.
    174. В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. 302 с.
    175. КирнарскаяД. К. Музыкальные способности. М.: Таланты XXI в., 2004. 496 с.
    176. Ю. М. Рисунок и живопись. М.: Высш. шк., 1997. 271 с.
    177. А. Г., Мясищев В. Н. Психические способности человека. Т. 2. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960. 303 с.
    178. Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособ. М.: Омега-Л, 2005. 224 с.
    179. Г. М, Коджаспаров А. Ю. Педагогический словарь. а 1
    180. М.: Академия, 2001. 176 с.
    181. КолесовД. В. Биология и психология пола. М.: Флинта, 2000. 175 с.
    182. Я. А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
    183. А. М. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971.255 с.
    184. JI. С. Творчество и мировоззрение. М.: Знание, 1982. 41 с.
    185. JI. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. 145 с.
    186. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264 с.
    187. В. В. Методология научного исследования: Пособ. для ст. и ас. гуманитарных университетов. СПб.: СПбГУП, 2001. 148 с.
    188. А. И. Психология обучения художественному творчеству. Учеб. пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
    189. Костерин Я П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984. 240 с.201Г Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модек», 1996. 400 с.
    190. В. Я, Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.112 с.
    191. И. Я. Об искусстве. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960.214 с.
    192. И. Я Переписка с художниками. М.: Искусство, 1954. 668 с.
    193. Крупская Я К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965. 695 с.
    194. Г. Я, Мелик-Пашаев А. А. Как развивать художественноевосприятие у школьников. М.: Знание, 1988, № 2. 79 с. > <
    195. В. С. Психология живописи. М.: ОНИКС XXI в., 304 с.
    196. В. С. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.144 с.
    197. В. С. Наброски и зарисовки. 1970. 256 с.
    198. Н. В. Очерки психологии труда учителя Л.: ЛГУ, 1967.182 с.
    199. А. В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1978.350 с.
    200. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.192 с.
    201. А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука. 1995.271 с.
    202. А. Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924.290 с.
    203. Н. Н. Психологические исследования «Закон перцепции». Одесса, 1893.
    204. Лапшин К И. Художественное творчество. СПб.: Мысль, 1922. 331 с.
    205. К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.272 с.
    206. ЛевитскийЛ. В. Рисунок, макет, модель. Новосибирск, 1972. 70 с.
    207. Леонардо да Винчи. Избранное. М.: Рослитиздат, 1952. — 260с.221 .Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. М.: Наука, 1965.586 с.
    208. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.582 с.
    209. А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Психология. 1979. № 2. С. 3−13.
    210. Г. И. Психология восприятия объемных форм: (по изображениям). М.: Изд-во МГУ, 1980.135 с.
    211. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
    212. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2003.480 с.
    213. В. Н. Задачи на развитие пространственных представле-1 «ний: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
    214. А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981.224 с.
    215. Г. М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 144 с.
    216. ЛойкоГ. В., ЖабцевВ. М. Школа изобразительного искусства. Мн.: ООО „ХАРВЕСТ“, 2004. 256 с.
    217. . Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. -М.: Наука, 1986. 128 с.
    218. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.444 с.
    219. . Ф. Системность в психологии. Воронеж: „МОДЭК“, 1996.384 с.
    220. . Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 185−191.
    221. . Ф. Развитие пространственного воображения в процессе обучения черчению // Проблемы общей и индустриальной психологии. М.: Изд. во Ленингр. гос. ун-та, 1963. С. 123−131.
    222. М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.339 с.
    223. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 126 с.
    224. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.183 с.
    225. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: „МОДЭК“, 1993. 160 с. 241 .Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. 144 с.
    226. М. Н. Перспектива. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
    227. М. Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учеб, ных заведений, обучающихся по специальности „Изобразительное искусство“.
    228. М: Академический Проект, 2006. 480 с.159
    229. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер. 2006.352 с.
    230. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.430 с.
    231. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 3. 632 с.
    232. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 4. 589 с.
    233. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.367 с.
    234. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000.271 с.
    235. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. № 1.95 с.
    236. А. Пять уроков онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. 187 с.
    237. А. Мир образов. Екатеринбург: Cricket, 1997. 192 с.
    238. А. Ин-се искусства и творчество. Екатеринбург: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. 236 с.
    239. Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах: сб. по учебно-методическим вопросам / Акад. художеств СССР. JL: 1988.86 с.
    240. Микеланджело: Поэзия. Письма. Суждения современников / Сост. В. Н. Гращенков. М.: Искусство, 1983. 451 с.
    241. Микеланджело. Жизнь. Творчество / Вступительная ст. В. И. Лазарева, сост. В. Н. Гращенков. М.: Искусство, 1964.417 с.
    242. Л. М. Психология развития конкурентноспособной личности. Воронеж: „МОДЭК“, 2002. 400 с.
    243. Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
    244. Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991.413 с.
    245. Н. М., Белютин Э. М. П. П. Чистяков теоретик и педагог. М.:i
    246. Изд-во Акад. художеств СССР, 1953. 228 с.
    247. С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998.
    248. А. Я. Инновации в образовании / ИПО МО РФ. Челябинск, 1995.288 с.
    249. Г. В. Школа рисунка. М.: ЭКСМО, 2004.160 с.
    250. К. Естественный путь к рисованию. Минск: Попурри, 2003.208 с.
    251. А. М. Как работать над диссертацией. М.: Эгвес, 2003. 104 с.
    252. А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002.320 с.
    253. П. Н. Теор. основы опережающего профессион. образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. 418 с.
    254. С. А. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург: Рос. гос.проф.-пед. ун-т, 2003. 324 с.
    255. . М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
    256. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост/. Г. Д. Бухарова, Л. Я. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург: Рос. проф.-пед. ун-т, 2004. 298 с.
    257. В. В. Всеобщее управление качеством: Учеб. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. 454 с.
    258. П. Я. Для тех, кто рисует. М.: Сов. художник, 1965. 70 с.
    259. Р. В. Техника рисунка / Серия „Школа изобразительного искусства“. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.192 с.
    260. Ф. М. Рисунок и мода-графика: Учебник для вузов. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. 256 с.
    261. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / Сост. В. В. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.416 с.
    262. JI. Б. Анализ опыта зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1974.118 с.
    263. Л. Б. Искусство и кибернетика. М.: Искусство, 1966.150 с.
    264. А. В. Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш, пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. 521 с.
    265. А. В. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986.464 с.
    266. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
    267. П. И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1996. 640 с.
    268. Платон. Собр. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990−1994.
    269. И. П. Педагогика. М.: Владос, 2001. 576 с.
    270. А. Г. Психолого-педагогические условия формирования пространственных представлений у подростков / на материале дисциплины „Геометрия“. Автореф. дисканд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.21 с.
    271. Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 264 с.
    272. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
    273. Н. А. Сильные стороны слабого пола. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 375 с.
    274. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матю-шкина. М.: Педагогика, 1991.160 с.
    275. В. И. Дизайн и сельскохозяйственный труд. М.: Просвещение, 1975. 33 с.
    276. РадловН. Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. 120 с.
    277. Д. И. Психология личности. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2004. Т. 1.512 с. ¦
    278. . В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. М.: Наука, 1986. 255 с.
    279. . В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.
    280. И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986. 486 с.
    281. Т. Болезни личности: Опыт исследования творческого воображения- психология чувств / Пер. с фр. Минск: Харвест, 2002. 783 с.
    282. Рисунок. М.: Изд-во Академии художеств СССР. 1960. 58 с.
    283. Рисунок в высшей художественной школе. М.: Искусство, 1957.124 с.
    284. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 с.
    285. Рисунок и живопись: Учебное пособие / Ю. Г. Аксенов, Р. М. Закин, Е. М. Зонненштраль и др. М.: Искусство. Т. 1. 281 е., Т. 2. 357с.
    286. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989.207 с.
    287. В. М. Визуальная культура» и восприятие. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.
    288. Е. Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976.119 с.
    289. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2-х кн. М.: Педагогика, 1980.311 с.
    290. Г. М., Жученко А. А. Тенденции развития специальности высшего профессионально-педагогического образования «Профессиональное обучение» // Образование и наука: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. № 2(2). С.151−177.
    291. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 1997. 333 с.
    292. Ф. Леонардо да Винчи: художник, изобретатель, — ученый эпо"хи Возрождения. М.: Росмэн, 1998. 64 с.
    293. H. H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974.246 с.
    294. H. Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985.256 с.
    295. H. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов ху- дож.-граф. фак. пединститутов. М.: Просвещение, Владос, 1995. 239 с.
    296. H. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.191 с.
    297. H. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
    298. H. Н. Рисование головы человека. М.: Изобразительное искусство, 1989. 301 с.
    299. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
    300. РунгеВ. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизай- на: Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с.
    301. РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.336 с.
    302. РындакВ, Г. Воспитание личности будущего учителя: на пути к идеалу XXI в. // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 331−339.
    303. СсигыевА. А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980.307 с.
    304. Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 504 с.
    305. Ю. А. Очерки по методике преподавания психологии в средней школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 188 с.
    306. СамоненкоЮ. А. Психология и педагогика, М.: ЮНИТИ-ДА.НА., 2001.277 с.
    307. В. Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. 63 с. t <
    308. А. П. Полный курс рисования. М.: Алев, 1997. 160 с.
    309. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 3 ч. Ч. 2: Основные понятия и задачи. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1995.180 с.
    310. Т. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 137 с.
    311. СимпсонА. Рисунок: смотреть и видеть / Пер. с англ. М.: ACT: Аст-рель, 2005.207 с.
    312. В. Б. Формирование образного мышления дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.23 с.
    313. В. Ф. Проблемы формы в теории дизайна: Автореф. канд. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1975.
    314. С. А. Рисунок. М.: Юный художник, 2002. 33 с.
    315. М. Н. Вопросы профессиональной педагогики. М.: Высш. шк., 1968. 321 с.
    316. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.152 с.
    317. Современный философский словарь / Под ред. Е. В. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
    318. В. А. Педагогика: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 576 с.
    319. . Этика. М.: ACT, 2001. 336 с.
    320. А. В. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1993.294 с.
    321. И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: оринта-ция на интересы молодежи. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2005. 192 с.
    322. А. И. Системологические основы образовательных систем. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1994. 284 с.
    323. А. И. Системологические основы образовательных систем. М.: Изд-во Исслед: центра пробл. качества подгот. Специалистов, 1992. 641 с.
    324. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
    325. С. С. Урок как педагогический феномен: Учеб.-пед. пособ. СПб.: КАРО, 2005.448 с.
    326. Л. 3. История профессионально-педагогического образования. М.: Педагогика-Пресс, 1998. 304 с.
    327. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. С. 67.
    328. Теоретические основы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1986.176 с.
    329. С. В. и др. Рисунок: Учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков. М.: Стройиздат, 1995. 296 с.
    330. Е. В., Кожуховская С. М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития. Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004. 240 с.
    331. Е. В., Климов В. П. Дизайн-образование: концептуальные версии // Образование и наука. 2000. № 1(3). С. 94−101.
    332. Е. В., Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования. М.: Изд. Центр НОУ «ИСОМ», 2006.44 с.
    333. Е. В. Итоговая аттестация педагогов профессионального обучения в области дизайна. Опыт реализации: Учеб. пособ. СПб.: Тускароро, 2006. 112 с.
    334. Н. Н., Большакова Э. М. Проблемы российского образования // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, Вып. 2. 2002. Ч. 1.С. 53−59.
    335. Уче|бный рисунок в Академии художеств. М.: Изобразительное искусство, 1990. 156 с.
    336. Учебный рисунок / Под ред. В. А. Королева. М.: Изобразительное искусство, 1981. 125 с.
    337. В. А. Гарантия качества подготовки специалистов // Проф. образование. 1998. № 2. С. 6,7.
    338. В. А. Качество профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. 1999. № 2(2). С. 189−198.
    339. В. А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Изв. Урал науч.-образоват. центра РАО. 2000. № 2(4). С. 60−71.
    340. В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.330 с.
    341. В. А., Колегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования / Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.176 с.
    342. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.324 с.
    343. П. А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336 с.
    344. ФолиД Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, ACT, 1997.432 с.
    345. А. С. Российские нравы: истоки и реальность. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1999. 336 с.
    346. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. 400 с.
    347. . Рисуем голову человека / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2002. 152 с.
    348. . Динамическая анатомия для художников. M.: А стрел ь, 2001.216 с.
    349. А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
    350. M. Письма к начинающему художнику. М.: Искусство, 1956. 88 с.
    351. H., Орел С. Введение в психологию. М.: Изд-во Эксмо, 2003.688 с.
    352. ЧевардиДж. Рисунок. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. 160 с.
    353. П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 590 с.
    354. К. И. Илья Репин. М.: Искусство, 1969. 141 с.
    355. ШадриковВ.Д. Способности человека. Воронеж: МОДЭК, 1997.288 с.
    356. Е. В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.303 с.
    357. В. Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество. Уфа: БИРО, 1998. 172 с.
    358. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ, политики. 1997.656 с.
    359. А. И. Некоторые вопросы совершенствования учителя // Советская педагогика. 1979. № 9. С. 12−17.
    360. Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Искусство, 1959. 330 с.
    361. ЭлъконинД. Б. Избранные психологические труды." М.: Просвещение, 1886. 255 с.
    362. В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высш. шк., 1989. 77 с.
    363. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.144 с.
    364. И. С. Развитие пространственного мышления школьников. M.: Педагогика, 1980.240 с.
    365. Л. Л. Формирование графических образов многогранников с использованием педагогических программных средств: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. 17 с.
    Заполнить форму текущей работой